<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Время: 3-5 минут
 
 Кроме концентрации внимания хорошая память зависит от создания ясной и
 отчетливой мысленной картины или записи о человеке, месте или событии,
 которое вы хотите запомнить. Но часто мы не создаем достаточно четкой
 картины или записи. В результате мы можем представлять, что что-то помним,
 что-то видели, но на самом деле ничего этого не помним. Например,
 свидетели в суде часто ошибаются, когда вспоминают события, хотя уверены,
 что говорят правильно.
 
 Поэтому, прежде чем вы сможете что-либо точно вспомнить, прежде всего вы
 должны иметь четкое впечатление об этом. Один из способов - это
 представлять себя фотоаппаратом или магнитофоном, фиксирующим абсолютно
 точную картину или запись того, что вы испытываете. Затем, когда вы
 наблюдаете и слушаете, попробуйте выразить ваши впечатления через
 мысленные картины или запись.
 
 Для развития этой способности нужна практика, и следующие упражнения
 созданы, чтобы помочь вам в этом. Вначале используйте их, чтобы убедить
 себя, как вы хорошо уже запоминаете то, что вы видите. Затем при практике
 вы обнаружите, что можете запомнить все болше подробностей.
 
 Лежащий в основе этих упражнений принцип дает возможность наблюдать
 объект, человека, события или обстановку для получения картины, или с той
 же целью вслушиваться в разговоры, различные звуки вокруг нас. Затем
 отключитесь от того, что вы наблюдаете, или прекратите слушать и вспомните
 все, что можете. Вы можете записать то, что вспомнили. Наконец, посмотрите
 и спросите себя: "Как много я запомнил? Что я забыл? Что я вспомнил
 такого, чего здесь не было?"
 
 Вначале вы можете быть поражены тем, насколько вы плохой наблюдатель или
 слушатель. Но практикуясь, вы будете совершенствоваться, и ваша
 способность запоминать будет распространяться и на другие ситуации, потому
 что вы автоматически начнете создавать более точные мысленные картины или
 записи.
 
 Идеальный способ использования этой техники - это использовать ее с
 иысленным "переключаиелем" сознания. Потом, когда вы будете использовать
 этот переключающий знак, вы сразу же представите себя фотоаппаратом или
 магнитофоном и точно запечатлите эту обстановку в памяти, чтобы вспомнить
 ее позже.
 
 Первые два упражнения созданы, чтобы вы попрактиковались в восприятиии
 информации в роли "фотоаппарата" или "магнитофона" в контролируемой вами
 обстановке. Последнее упражнение вы можете использовать в любой ситуации
 для более эффективного восприятия.
 
 Изучение предмета. (Это упражнение поможет вам лучше осознавать то, что вы
 видите и воспринимать его более полно и правильно).
 
 Положите обычный предмет или несколько предметов перед собой (например,
 набор предметов с вашего письменного стола, картину на стене, рекламу или
 картину из журнала, букет цветов в вазе). Внимательно смотрите на предмет
 или на совокупность предметов около минуты и заметьте на нем как можно
 больше деталей, таких как форма, стороение, цвет, дизайн, модель и т.д.
 Осознайте, сколько имеется предметов, и мысленно составьте список всех
 предметов.
 
 Затем уберите этот предмет или совокупность предметов, так чтобы они были
 вне поля зрения, но продолжайте смотреть в то место, где он был, и,
 представляйте, что предмет (предметы( все еще находятся здесь. Пытайтесь
 воссоздать то, что вы видели с как можно большим количеством деталей.
 
 Чтобы проверить вашу точность, напишите список того, что вы себе
 представили.
 
 Для фиксации ваших успехов при каждой тренировке подсчитывайте общее число
 наблюдений, которое по вашему мнению было возможным (оно будет разным для
 каждого наблюдателя), и считайте каждое ваше правильное наблюдение, как
 "+1". Считайте каждое ваше неправильное наблюдение, как "-1". Наконец,
 подсчитайте сумму и разделите ее на определенное вами общее число
 наблюдений для получения своего рейтинга в процентах.
 
 Продолжайте практиковаться в этом упражнении, и вы обнаружите повышение
 вашего рейтинга в процентах.
 
 Вслушивание в то, что звучит. (Это поможет вам лучше осознавать то, что вы
 слышите, слышать более полно и правильно).
 
 Запишите короткий отрывок разговора или какие-либо звуки на магнитофонную
 касету. Вы можете сделать эту запись во время разговора, телевизионной или
 радиопередачи или записать окружающие звуки на улице. Записывайте в
 течение двух-трех минут.
 
 Затем воспризведите запись и прослушайте ее. Вы можете при этом создавать
 мысленные образы.
 
 Наконец, попробуйте вспомнить разговор или звуки с возможно большим
 количеством деталей. Кроме того, попытайтесь как можно тщательнее
 вспомнить, в какой последовательности они звучали.
 
 Для проверки своей точности напишите список того, что вы слышали. Вам не
 нужно записывать все слово в слово, но запишите столько, чтобы определить
 суть каждой мысли или утверждения. Затем проиграйте кассету и посмотрите,
 насколько полны и точны были ваши наблюдения.
 
 Как и при упражнении с наблюдением, для фиксации ваших успехов при каждой
 тренировке оцените общее количество звуков, утверждений или фраз, которое
 по вашему мнению могло быть (это число опять будет разным для каждого
 наблюдателя), и считайте каждое ваше правильное наблюдение как "+1".
 Считайте каждое ваше неправильное наблюдение как "-1". Давайте себе
 десятьпризовых баллов, если вы вспомнили все в правильной
 последовательности. Наконец, подсчитайте сумму и разделите этот результат
 на определенное вами общее чмсло звуков, утверждений или фраз для
 получения вашего рейтинга в процентах.
 
 По мере практики ваш рейтинг в процентах будет расти.
 
 Смотрите как фотоаппарат, слушайте как магнитофон. (Это поможет вам
 наблюдать и слушать более тщательно и полно в повседневных ситуациях).
 
 Вы можете использовать эту технику везде, где бы вы ни были, и она
 особенно полезна для приемов, деловых встреч и в других важных ситуациях,
 когда вы хотите быть уверены в том, что запомните все точно. Кроме того,
 вы можете использовать эту технику для тренировки и оттачивания вашего
 мастерства, когда вы ожидаете в очереди, едете в автобусе, в фойе театра
 во время антракта, и там, где вы ожидаете чего-либо.
 
 Просто представьте себе, что вы - фотоаппарат и сделайте снимок того, что
 вы видите. Или представьте, что вы магнитофон, который записывает
 разговор. Или представьте, что вы - звуковая кинокамера и записываете и
 то, и другое.
 
 затем отвернитесь или закройте глаза, если это удобно, и несколько секунд
 концентрируйтесь на том, что вы только что видели или слышали. Если вы
 выбрали картину, тщательно мысленно представляйте ее и концентрируйтесь.
 Какие предметы или людей вы видите? Какие цвета или подробности вы
 замечаете? Какая мебель в комнате? Во что одеты люди? и т.д.
 
 Затем осмотрите обстановку и сравните вашу картину с тем, что вы видите
 сейчас. Что вы упустили? Что вы прибали из того, чего здесь нет? Какие
 детали вы заметили неправильно? Чем бльше вы занимаетесь этим, тем более
 полной и точной будет авша картина.
 
 Если вы пытались слушать, как магнитофон, попытайтесь мысленно проиграть
 то, что вы слышали. Что говорили люди? Какие звуки вы слышали вокруг? Вы
 не сможете действительно услышать этот разговор или звуки опять, но вы
 хотя бы можете почувствовать, как много деталей вы смогли уловить. Чем
 больше вы практикуетесь, тем более полно вы будете слышать.
 
 Если вы представили себя звуковой кинокамерой, просмотрите и изображение,
 и звуки.
 
 
 Как создать по своему желаниею индивидуальность и имидж.
 
 Упражнение 33. Что я хочу изменить или каким стать? (стр. 108)
 
 Время: 5-10 минут
 
 Чтобы приготовиться, возьмите лист бумаги и карандаш и разделите лист на
 две колонки. Одну колонку озаглавьте так: "Черты характера, от которых я
 хочу избавиться". Вторую колонку озаглавьте так: "Черты характера
 которые я хочу приобрести".
 
 Теперь, положив перед собой лист бумаги и карандаш, перейдите в
 расслабленное состояние ума. Вы можете выключить свет, чтобы
 способствовать сосредоточению, но оставьте достаточное освещение, чтобы вы
 могли писать.
 
 Потом посмотрите на первую колонку, начните "мозговой штурм" и быстро
 запишите все черты, от котрых вы хотите избавиться. Записывайте все, что
 приходит вам в голову и не пытай тесь рассуждать, реально ли избавиться от
 этого качества. Продолжайте, пока вы не запишите хотя бы пять черт
 характера или пока процесс не начнет замедляться.
 
 Зетем обратитесь ко второй колонке, начните "мозговой штурм" и быстро
 запишите все черты, котрые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они
 могут быть обратны чертам, от которых вы хотите избавиться (например,
 вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным,
 вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более
 отзывчивым и чутким). Прекрасно. Просто продолжайте этот процесс и
 записывайте все, что авм приходит в голову, не пытаясь критиковать или
 оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, рассуждать,
 реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать,
 пока вы не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет
 замедляться.
 
 Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить
 приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или хотите
 приобрести. Чтобы сделать это, вначале просмотрите ваш список черт, от
 которых вы хотите избавиться, для каждой их них выдвиньте противоположную
 черту, которую вы хотели бы приобрести, и запишите ее во второй колонке.
 Например, если вы записали: "стать менее негативным и критично
 настроеныи", противоположной чертой было бы "стать более позитивным и
 благосклонным". После того, как вы записали эту противоположную черту,
 вычеркните ту черту характера, от котрой вы хотите избавиться. Если вы
 уже записали противоположную черту во второй колонке, просто вычеркните ее
 в первой колонке.
 
 Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в
 списке и определите, насколько она важна для вас, приписывая буквы: А
 (очень важная), В (важная), и С (желательно иметь, но не так важно).
 напишите эти буквы рядом с каждой чертой.
 
 Наконец, посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у
 вас имеется более, чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1,2,3 и
 т.д. Если у вас нет черт А, то же самое для В.
 
 Сейчас вы установили приоритеты и в первую очередь будете работать над
 развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием
 максимум трех черт одновременно. Как толко вы почувствуете уверенность,
 что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим
 чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку
 над всеми чертами А, потом над всеми чертами В и, наконец, над чертами С.
 Или если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте новый список
 приоритетов.
 
 Упражнение 34. Используйте вызывание цветв, чтобы стать более дружелюбным
 и динамичным. (стр. 112)
 
 Время: 5-10 минут
 
 Начните с того, что представьте себя в ситуации, в котрой вы проявляете
 болше черт характера, которые вы хотите иметь - в данном случае дружелюбие
 и динамичность. Представляйте себя в жтой ситуации и мысленно играйте эту
 роль как можно более жизненно. Завершите тем, что представьте, как вас
 окружает цвет, который вы ассоциируете с этими качествами, например,
 красный. В следующм примере использована деловая встреча. Как обычно,
 вначале закройте глаза и расслабьтесь.
 
 Представьте, что вы прибываете на деловую встречу. Когда вы откроете
 дверь, встреча в полном разгаре. Атмосфера кажется заряженной и
 переполненной энергией, люди ходят по залу и приветсвтуют друг друга. Они
 говорят с энтузиазмом, чокаются бокалами, смеются, улыбаются. Некоторые
 обмениваются визитными карточками или жмут друг другу руки.
 
 Вы замечаете людей, которые стоят посреди комнаты. У вас возникает к ним
 интерес. Когда вы подхрдите ближе, вы видите у каждого на грудизначок с
 именем, профессией владельца.
 
 Без колебаний вы подходите к ним, широко улыбаетесь и здороваетесь. Затем
 вы что-то говорите, чтобы сразу же завязать разговор, например, говорите,
 что вы хотели встретиться с кем-нибудь, работающим в их области, или что
 вы просто услышали, как они упоминали об общем знакомом. Что бы вы ни
 сказали, вы говорите уверенно, так что другие охотно слушают вас и
 реагируют на это. Они хаходят ваш бизнес лслбенно интересным и готовы к
 деловому сотрудничеству. Вы заканчиваете разговор обменом визитными
 карточками и договариваетесь связаться позже.
 
 Потом вы вежливо извиняетесь и переходите к следующему человеку или
 группе. Когда вы это делаете, вы вновь испытываете то же чувство
 уверенности и точно знаете, что сказать.
 
 Потратьте примерно пять минут на то, чтобы мысленно переходить от одной
 группы к другой. Затем перед уходом на мнгновенье остановитесь у двери.
 Делая это, вы представдяете себе цвет, который символизирует личные
 качества, которые вы проявили - дружелюбие и динамичность. Это может быть
 красный цвет или другой цвет. Вам кажется, что он окружает вас и ярко
 излучается на вас.
 
 Несколько мнгновений чувствуйте мощную энергию или силу, которую излучает
 этот цвет. Образ этого цвета останется у вас в памяти, и как только вы
 захотите быть более дружелюбным и динамичным, подумайте о цвете. Он вновь
 появится вокруг вас и даст вам новый заряд энергии и уверенности в себе, и
 вы сможете проявить желаемые черты характера.
 
 Когда вы будете готовы покиньте деловую встречу и откройте глаза.
 
 Аналогично, если вы находитесь в любой другой ситуации, где вы хотите
 развить какие-либо черты характера с использованием образа цвета, живо
 представляйте, что вы играете данную роль (например, если вы -
 преподаватель, мысленно читайте лекцию, если вы - торговый агент,
 выполняйте презентацию при коммерческом визите). Затем, закончите
 вызывание образов, представив вокруг себя определенный цвет. В реальной
 ситуации также представляйте вокруг себя этот цвет.
 
 
 Упражнение 35. Используйте вызывание образа животного, чтобы стать
 сердечным и дружелюбным. (стр. 113)
 
 Время: 5-10 минут
 
 При использовании метода вызывания образа животного вначале представьте
 себя животным, символизирующим качества, которые вы хотите приобрести, а
 именно - быть более сердечным и дружелюбным по отношению к другим людям.
 Затем, предятавляя себе этот образ, вообразите себя в ситуации, в которой
 вы хотите проявить эти качества. Позже этот образ поможет вам так себя
 вести в реальной жизни, потому что вы будете действовать, подчиняясь
 ощущениям, связанным с данным образом.
 
 Этот сюжет иллюстрирует, как данный процесс может происходить, если вы
 хотите улучшить свои отношения с другими, став более сердечным и
 дружелюбным по отношению к вашим сотрудникам. Начните с того, что закройте
 глаза и расслабьтесь, как обычно. Представьте себя нежным, ласковым и
 дружелюбным животным, например, котенком или щенком. Кто-то держит вас на
 коленях и гладит. От его поглаживаний вы чувствуете тепло и уют, вам
 удобно и вы подж защитой. Вы чувствуете дружелюбие и проявляете его то
 потягиваясь, то сворачиваясь в клубочек. Этот человек продолжает вас
 гладить и вы чувствуете покой, доверие и удовлетворенность.
 
 Теперь, держа в уме этот образ, представляйте, что вы находитесь в
 ситуации, в которой вы хотите проявить по отношению к какому-либо человеку
 открытость и дружелюбие. Подойдите к нему, обратитесь ласково и
 непринужденно, и он, конечно, дображелательно отреагирует на это. Затем вы
 спокойно поговорите несколько минут, все происходившие в прошлом конфликты
 будут забыты и в будущем вы сможете работать вместе более продуктивно.
 
 Теперь в течение нескольких минут держите в уме эти два образа и по
 очереди концентрируйтесь на нежном, дружелюбном зверьке и на ситуации,

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу