<< Пред. стр. 1 (из 7) След. >>
Отсканировано специально для библиотеки сайта MANAS www.agni-yoga.net
Гриценко Ю.Б.
Г 85 Тайны гун-фу: Ответы Вьетнам, мастера Нгуен хонг Ту на 100 вопросов, касающихся некоторых физ., метафиз. и духов, аспектов одного из восточ. боевых искусств. - Мн.: Полымя, 1992.- 88 с.
ISBN 5 - 345 - 00590 - 7 . Различные стили восточных боевых искусств столь популярны, что представлять их не имеет смысла. Каратэ, ушу, таэквондо и их "собратья", проникнув во все уголки цивилизованного мира, завладели умами и сердцами миллионов людей.
В предлагаемой книге - рассказ об одном из видов боевых искусств. Его традиции опираются на учения Будды и Конфуция, впитали в себя знания по философии и медицине, астрономии и физиологии. Книга построена в форме беседы ученика и мастера, в ответах которого читатель почерпнет много интересного для себя.
Массовому читателю.
4201000000- 053
Г БЗ 187-1991 ББК75.6
М 306 (03)-92
ОТ АВТОРА
В последние десятилетия широкое признание и распространение получили различные стили восточных боевых искусств. Они прижились буквально во всех уголках цивилизованного мира. И тем не менее интерес к ним не ослабевает, а наоборот, усиливается - специалисты различных отраслей знаний хотят более глубже и основательнее проникнуть в древние тайны Востока. Эта книга об одной из них - гун-фу.
Традиции гун-фу опираются на великие учения Будды, Лао-цзы, Конфуция, Бодхидхармы, они впитали в себя лучшие образцы знаний по философии, медицине, астрономии, химии; Индии, Китая, Тибета. И их невозможно постичь умозрительно, читая книги, просматривая фильмы, посещая показательные выступления мастеров и любителей. Чтобы ощутить всю полноту гун-фу, надо ежедневно, ежечасно, ежеминутно следовать идеалам этого величественного и загадочного искусства.
Берясь за перо, я не ставил перед собой цели создать нечто наукообразное, дидактическое или
цветисто-рекламное. Мне просто хотелось передать состояние души, внутренний мир большого мастера гун-фу и яркого представителя буддизма - моего учителя и друга Нгуен хонг Ту и таким образом попытаться найти точки соприкосновения прошлого и настоящего, старого и нового, Востока и Запада. Книга построена в форме беседы двух заинтересованных людей: я задаю вопросы, а мастер отвечает. Вопросы поставлены так, что на первый план выступает структура школы Тхьеу-лам фат-сон, а не отдельные ее элементы. Некоторые из них выходят за рамки тематики и носят общечеловеческий характер. Это сделано сознательно. Мне не хочется, чтобы о моем собеседнике сложилось впечатление как о рафинированном индивидууме. Да, он Мастер, но он и Человек. И живет он, радуется, страдает вместе с нами.
Увы, мастера тоже болеют, стареют и умирают. Но они всегда идут путем совершенствования и уже много прошли, много узнали, многое умеют. И их опыт - другим наука.
3
Особое место в книге отведено проблемам секса. И не случайно. В последнее время, как мне кажется, да и не только мне, в этом отношении наблюдается какая-то необузданность, а по-простому говоря,- распущенность. И я посчитал своим долгом коснуться этой деликатной темы. Уверен, что мнение умудренного человека, а таким я считаю Нгуен
хонг Ту, его взгляд на взаимоотношение полов, его понимание любви и помогут людям в очищении, возвышении этого великого и святого чувства.
Таким образом, предназначение издания - это еще и вызов тем, кто отрицает духовность, и своеобразная попытка помочь тем, кто нуждается в ней, кто стремится к ней.
ФИЛОСОФИЯ ШКОЛЫ
- Уважаемый мастер, думается, будет пра
вильно, если Вы перво-наперво познакомите чи
тателей с вашей школой. В чем ее сходство с
другими, в чем отличие?
- Вьетнамские традиции рукопашного боя, так
же,как индийские или китайские, имеют историю
в несколько тысячелетий. Они интересны тем, что
впитали в себя многое из того, что появилось у
других народов, и сохранили свои особенности. Вьет
намские воинские искусства не разделяются, как
в Китае, на внутренние и внешние системы. Любое
из них включает в себя изучение традиционной
восточной медицины, боевой техники или внешней
работы (нгоай-конг) и внутренней работы (ной-
конг), состоящей в свою очередь из физического
и психического дыханий (кхи-конг), техники ме
дитации (тхьен). Обязательным в воинских школах
является изучение буддизма (дао фат) или даосизма.
Во Вьетнаме боевые искусства трактуются по-разному, в зависимости от акцентирования одного из трех аспектов:
- во-бьен (чисто боевого),
- во-тхуат (магического или зрелищного),
- во-дао (духовного).
Наша школа относится к духовному направлению во-дао. Полное ее название - Тхьеу-лам фат-сон. Первая часть Тхьеу-лам (храм Шаолинь) подчеркивает отношение к другим боевым традициям Китая, а фат-сон (горный буддизм) - духовную направленность. Эта школа семейная, в самом Вьетнаме о ней почти ничего не известно. Она современная, так как впитала в себя много новых знаний, и в то же время древняя, так как имеет старые корни. После смерти учителя (1988 г.) школу развивают четыре мастера в Ханое.
Конг-фу (вьетнамское написание китайского термина "гун-фу") обозначает "совершенствующийся человек". Это система совершенствования или самосовершенствование в чем-либо. В последнее время слова "гун-фу" и "у-шу" стали почти синонимами, хотя "у-шу" дословно переводится как "воинское искусство".
Мой учитель говорил, что конг-фу - это каждодневное выполнение одной и той же работы. Только так можно достичь мастерства. Иными словами, конг-фу - это капля, которая способна разрушить камень.
Наша школа имеет свою эмблему (она восп-
5
роизведена на обложке). "Расшифровать" ее можно следующим образом. Круг (ам-зыонг) символизирует принадлежность школы к философской традиции Древнего Китая. Старое дерево указывает на древность ее. Молодой сильный дракон олицетворяет дух, творческое начало, молодость и энергию. Дерево имеет корень, ствол и ветви. В человеке - это ноги, корпус, руки; в макрокосмосе - Земля, Человек, Небо; в микрокосмосе - тело, энергия, дух.
- Как в изучении во-дао используется круг ам-зыонг (инь-ян)?
- Круг ам-зыонг представляет собой графическое изображение отношений двух противоположных начал: мужского (зыонг) и женского (ам). Он символизирует единство. Изогнутая линия, делящая его на две равные части, указывает на наличие в единстве двух противоположностей - ам и зыонг. Пассивное женское начало обозначается черным цветом, активное мужское - белым или красным.
Условно систему ам-зыонг можно сравнить с черно-белым телевизором. В видении мира в черно-белом изображении есть свое преимущество - простота понимания и оперирования информацией в рамках этой системы.
Когда мы говорим: "добро и зло", "мужчина и женщина", "тепло и холод", мы указываем на отношения ам-зыонг. В конг-фу эти отношения используются очень часто. Смена элементов ам и зыонг является необходимым условием жизни, движения, развития, боя.
В круге ам-зыонг можно увидеть принципы существования и взаимодействия материи и духа, про-
странства и времени, движения и силы, жизни и смерти.
В конг-фу все элементы воинского искусства разделены по признакам ам-зыонг, поэтому изучение одного элемента влечет за собой познание его антипода. Рождается системность, целостность, исключается попадание в систему случайных элементов. Так как высшей точкой мастерства является гармония, равновесие противоположностей, то первым шагом к нему может быть только развитие этих противоположностей. Принц Гаутама, живя во дворце и будучи изолированным от внешнего мира, наслаждался всеми прелестями земной жизни; превратившись в отшельника, познал все страдания этой жизни. И только после этого он стал просветленным, стал Буддой. Тогда он изложил концепцию срединного пути - счастье в "серости" (между черным и белым).
Вот некоторые примеры разделения элементов мира по принципу ам-зыонг:
зыонг ам солнце луна дух материя энергия сила дыхание питание вдох выдох напряжение расслабление смелость трусость знание невежество внешний внутренний жесткий мягкий
6
верх низ
скорость сила
перемещение статика
нападение защита
тактика техника
содержание форма
победа поражение
По мере изучения воинского искусства ученику приходится сталкиваться с большим количеством подобных парных элементов, но все они находят свое место в системе познания.
- Система ам-зыонг носит абсолютный или
относительный характер?
- Все элементы ам и зыонг условно выстроены
в систему, поэтому в некоторых случаях знак эле
мента может меняться на противоположный, что
выражает закон перехода количества в качество.
Техника боя, например, материальна (ам), она яв
ляется базой для развития тактики (духовного эле
мента - зыонг). Но когда техника достигает уров
ня условного рефлекса, который является элементом
духа (зыонг), то тактика теряет свою динамику
и становится пассивным элементом (ам).
Подобные изменения претерпевают в процессе развития все элементы во-дао, поэтому, изучая конг-фу, помните об относительности вашего знания и самой вашей жизни.
- Равнозначны ли по сути своей элементы ам и зыонг?
- Что первично: дух или материя? Ответ од-
нозначен - дух и материя одновременно и равнозначно присутствуют во Вселенной. Формы и количества вещества являются материальным мерилом мира. Силы и законы их взаимодействия относятся к духу. Содержание любого предмета материального мира, его назначение - есть дух этого предмета.
Как связаны звук и эхо, огонь и дым, вода и лед, черное и белое, конг-фу и жизнь?
То, что служит базой или точкой отсчета по отношению к другому элементу, является ам. И наоборот, вторичное следствие развития - есть зыонг. Более темный, медленный, близкий, внутренний, телесный, холодный элемент будет женским (ам) по отношению к более светлому, быстрому, далекому, внешнему, духовному, теплому мужскому элементу (зыонг).
Каждый день мы сталкиваемся
с проявлениями огня.
Постигая суть огня - теряем годы.
Каждый день мы постигаем суть воды -
теряем десятилетия.
Что же говорить тогда о постижении сути
взаимодействия огня и воды...
На это уходит вся жизнь.
Постижение во-дао требует определенного погружения в метафизику, область неощутимого, неосознаваемого, непредсказуемого. В дао-фат говорится:
кхонг ла кхонг,
кхонг кхонг ла кхонг кхонг.
Понимающий эту игру слов переведет так:
"
* Дао-фат - вьетнамское название буддизма (путь Будды).
7
ГАРМОНИЯ
ФОРМА
СОДЕРЖАНИЕ
КОЛИЧЕСТВО
КАЧЕСТВО
ВЕЩЕСТВО
ПРИНЦИП
ХАОС
Взаимосвязь духа и материи во Вселенной (прямыми линиями на схеме указаны отношения ам-зыонг (инь-ян) между элементами): хаос материи рождает вещество, хаос духа рождает принцип, вещество развивается в количестве, принцип хаоса рождает качество, количество вещества рождает форму, качество принципа является содержанием, форма количества устанавливает материальный порядок Вселенной, содержание качества выражает духовный порядок Вселенной
пустота есть ничто, пустота пустоты есть нечто.
- Как правильно пользоваться системой пяти первоэлементов?
- В древней восточной философии, кроме отношений ам-зыонг, была разработана система отношений между пятью первоэлементами природы -
огонь (хоа), земля (тхо), металл (ким), вода (тхуи), дерево (мок).
В настоящее время нет единого мнения по поводу трактовки китайского термина "у-син", который, на первый взгляд, можно перевести как "пять элементов". Дело в том, что китайские иероглифы могут нести в себе множество информации, выходящей за рамки прямого перевода. Если мы говорим: "пять первоэлементов", "пять первооснов", "пять баз", "пять перворядов", то подразумеваем как бы статическое их существование. Лишь вступая друг с другом в отношения порождения или подавления, эти пять элементов приобретают новые формы и состояния.
Но существует еще традиция переводить термин "у-син" как "пять превращений" (по-вьетнамски "нгу-хань"). Такой перевод подчеркивает важность именно динамики, изменений пяти элементов, что является основой эволюции Вселенной.
Необходимо знать основные характеристики пяти элементов:
огонь - активность, энергия, расширение, тепло, сущность, горение, дух;
земля - центр, поверхность, почва, равновесие;
металл - ковкость, пластичность, материя, форма;
вода - сила, тьма, мягкость, пассивность;
дерево - жизненность, духовность, упругость.
Пять элементов имеют следующие связи: порождающие - огонь порождает землю, земля - металл, металл - воду, вода - дерево, дерево - огонь; уничтожающие - огонь уничтожа-
8
ет металл, металл разрушает дерево, дерево подавляет землю, земля вытесняет воду, вода тушит огонь.
Понимание принципа пяти превращений позволяет более целостно воспринимать внутренний и внешний мир.
Графически пять элементов можно изобразить
звездой или крестом. Обычно звездой обозначают элементы микрокосмоса,- то есть человеческого мира, а крестом с центром - макрокосмоса, или элементы внешнего мира.
Пять первоэлементов можно спроецировать на мир природы и мир человека, на любую область знания или деятельности.
Проецирование первоэлементов на мир природы и мир человека Область Первоэлементы проекции Дерево Огонь Земля Металл Вода
Цвет Синий Красный Желтый Белый Черный Вкус Кислый Горький Сладкий Острый Соленый Стороны света Восток Юг Центр Запад Север Времена года Весна Лето Позднее лето Осень Зима Погода Ветер Жара Сырость Сухость Холод Органы ам Печень Сердце Селезенка Легкие Почки Органы зыонг Желчный пузырь Тонкие кишки Желудок Толстые кишки Мочевой пузырь Ткани Сухожилия Сосуды Мышцы Кожа, волосы Кости Эмоции Гнев Радость Волнение Печаль Страх Органы чувств Глаза Язык Рот Нос Уши Звук Крик Смех Пение Плач Стон Вопрос Зачем? Что? Где? Чем? Когда? Счет Плюс Умножить Равно , Минус Разделить Человек Кости Дух Сухожилия Дыхание Мышцы Звери конг-фу Тиф Дракон Журавль Змея Леопард Жизнь Друзья Творчество Семья Работа Враги Знание Понимать Уметь Проверять Спросить Знать Конг-фу Медитация Бой Дыхание Техника Парная работа 9
скорость огонь
Система первоэлементов употребима в любой сфере деятельности, широко применяется в восточной медицине. Если перед вами стоит какая-либо проблема, то при помощи пяти превращений можно всегда найти ключ к ее решению. Как это сделать? Сначала необходимо вашу проблему отнести к какому-то первоэлементу, исходя из известных признаков, определить четыре сопутствующих элемента, прямо или косвенно связанных с вашей проблемой, и отнести их к остальным первоэлементам. Здесь вам может помочь логика или интуиция. Расположив интересующие вас элементы по "звезде", вы сможете легко определить, от чего зависит ваша проблема, какой элемент нужно развивать, от какого необходимо избавиться.
Если вы, например, изучаете боевой раздел конг-фу и у вас плохо получается техника движений, то вы можете обратиться к пяти превращениям. Сперва нужно постараться определить самый слабый элемент вашей техники и отнести его к силе, скорости или форме.
Предположим, что ваши движения недостаточно верны по форме. Исходя из системы пяти первоэлементов, определяем, что форму стимулирует дыхание. Но на нее разрушительно действует скорость. Поэтому первым шагом в улучшении формы движений будет работа по улучшению качества дыхания при очень медленном исполнении техники. Когда вы улучшите форму, она будет стимулировать вашу силу. Улучшится сила - движения станут более точными. Точные движения дадут возможность увеличить скорость, а скорость будет сти-
Превращения первоэлементов
мулировать дыхание к дальнейшему совершенствованию.
Не забывайте, что решение подобных задач при помощи пяти превращений является чистым творчеством. Традиция может вам помочь, но поступки вы должны совершать сами, сами должны и отвечать за них.
- Как в конг-фу используется система восьми триграмм?
- В старые времена в Китае была распрост-
-
ранена система гадания на костях, панцире черепахи, листьях различных растений. В этих гаданиях использовались знаки, состоящие из трех линий - сплошных и разорванных, - в любом сочетании. Таких сочетаний, а значит и знаков, всего насчитывалось восемь. Восемь триграмм (по-китайски: "ба-гуа") явились основой для создания шестидесяти четырех гексаграмм, то есть знаков с шестью линиями, которые также использовались для гадания. 64 гексаграммы были описаны в древней "Книге перемен" ("И-цзин"). Со временем "Книга перемен" перестала быть только сборником гадательных текстов. Ученые расширяли ее содержание, и вскоре "И-цзин" стала настоящей книгой мудрости, главным учебником философии и психологии, метафизики и жизни Древнего Китая. Эта книга явилась теоретической базой для многих стилей конг-фу и других направлений искусства.
Рассмотрим восемь триграмм (по-вьетнамски: "бат куай до").
Термин "бат куай до" можно перевести как "восемь магических комбинаций". Старые мастера говорили, что только тот, кто постигнет суть отношений ам-зыонг, пяти превращений, восьми магических комбинаций, сможет познать энергию и дух в себе самом.
Так же, как и пять первоэлементов, восемь триграмм связаны отношениями порождения (синь) и разрушения (кхак).
Отношения "синь": небо - земля - гром - вода - гора - дерево - огонь - водоем - небо.
Отношения "кхак": небо - земля, гром - ветер, вода - огонь, гора - низина, т. е. все диаметральные связи (1-2, 3-6, 4-7, 5-8).
Все триграммы, кроме названия, имеют свою характеристику:
небо - творчество,
земля - исполнение,
гром - возбуждение,
вода - опасность,
гора- остановка,
дерево - проникновение,
огонь - сцепление, ясность,
водоем - радость.
Исходя из характеристик триграмм и их связей (порождающих и разрушающих), можно рассматривать динамику развития любой ситуации. В некоторых школах конг-фу тактика боя строится непосредственно по законам развития восьми триграмм. Например, для того, чтобы выиграть сражение, необходимо прежде творчество. Но творчество не способно себя проявить без послушного, податливого
11
тела. Первой фазой боя всегда является возбуждение, но тут нужна осмотрительность, так как перевозбуждение таит в себе опасность. Поэтому необходима остановка для того, чтобы реально оценить ситуацию. Следующий этап - проникновение в противника. От качества "сцепления" с противником зависят победа или поражение. В случае победы приходит радость, которая является стимулом для новых творческих импульсов.
По отношению к противнику нужно пользоваться разрушающими связями. Если он предельно активен, то ему нужно противопоставить свою податливость. В тот момент, когда противник максимально опасен, спасти вас может только "сцепление" с ним. Чтобы не дать ему "проникнуть в себя", необходимы возбуждение и высокая чувствительность.
Три линии триграмм символизируют три стихии: нижняя - Землю, средняя - Человека, верхняя - Небо. Соответственно эти линии обозначают: ноги, корпус и руки; или тело, дыхание и дух; или начало, середину и конец движения. Разорванная линия (ам) указывает на мягкость или открытость данного элемента. Сплошная линия (зы-онг) обозначает жесткость или закрытость элемента. Например, триграмма "огонь" (с. 11) может указывать на жесткость ног и рук, но мягкость корпуса, или на жесткие начало и конец движения, но мягкую середину.
Следует помнить, что изучение восьми триграмм является делом многих лет, но эта работа приносит изумительные плоды.
- Какая существует связь между кругом ам-зыонг, пятью элементами и триграммами?
- Элементы ам и зыонг, пять первоэлементов и восемь триграмм можно сравнить соответственнс с черно-белой, пятицветной и восьмицветной жи-вописями. Представим, что художник изобразил один и тот же пейзаж с использованием этих трех наборов цветов. Содержание полотна неизменно, но в каждом случае восприятие пейзажа меняется. От количества элементов системы, при помощи которой описывается мир, зависят плотность информации, перерабатываемой при помощи данной системы, и эмоциональная окраска восприятия. Заметьте, что в трех случаях изображения пейзажа художник будет пользоваться одними и теми же законами живописи. Точно так же системы ам-зыонг, пяти элементов и восьми триграмм связаны между собой и развиваются по одним законам. Они дополняют одна другую, поэтому очень часто, чтобы более полно описать или проанализировать интересующую проблему, пользуются всеми системами одновременно, включая также и круг гексаграмм.
Если на циферблат, разделенный на 24 часа, нанести круг ам-зыонг, пять первоэлементов и восемь триграмм, причем активное начало (зыонг) разместить слева, а триграмму "небо" и первоэлементы "огонь" сориентировать на Юг, то есть на О часов или 24 часа, то по такой системе на любое время суток можно считывать всю информацию об активности внутренней и внешней сред.
По такому методу можно определить соотношение энергий планет и внутренних органов, связи боевой техники с медитацией, выбирать способ ле-
12
чения, выполнять тактические построения, предсказывать вероятность тех или иных событий.
- Какое место в конг-фу занимает творчество?
- Творчество в конг-фу имеет два основных направления:
дальнейшее развитие конг-фу;
воплощение в жизнь результатов конг-фу.
Любое творчество основано на трех главных принципах:
ты чон - выбирать самому;
фу хоп вой мынь - подходить к себе, примерять к себе;
кет хоп - сочетать.
Действительно, творчество невозможно без самостоятельного подбора информации, выбора способа ее реализации. У каждого свой вкус, свой стиль, свое понимание. Очень важно соизмерять все со своими возможностями. Необходимо также учиться сочетать различные знания, методы, стили работы. Само конг-фу является результатом тысячелетних творческих поисков. Помните, что творчество дает лучшие результаты, когда впитан предшествующий опыт.
- Что вы понимаете под творчеством в жизни?
- Музыка, живопись, поэзия и другие виды искусства основаны на тех же законах, о которых я только что говорил. Законы творчества проявляют себя и в обычной жизни.
Элементы творчества в конг-фу:
ты чон (выбирать самому) соответствует элементу "ножницы" (урезать, знак - ); фу хоп вой мынь (подходить к себе) соответствует элементу "камень" (примерять, уточнять, уравнивать с собой, знак-); кет хоп (сочетать) соответствует элементу "бумага" (суммировать, знак+)
13
Давайте рассмотрим следующую таблицу.
Развитие Творческого Замысла В Различных Направлениях Искусства
Философские категории Музыка Поэзия Живопись Скульптура Танцы Воинское искусство Дух, Небо Ритм Ритм Ритм Ритм Ритм Тактика Энергия, Человек Сила звука, Рифма, строй тембр, тон, гармо- Тон, манера, мае- Фактура, масш- Пластика, задор Мощь, одержи-штаб таб мость Материя, Земля Звук, Мелодия Слово Точка, линия, пятно, форма Форма Техника, движение Техника, оружие
Из таблицы видно, что содержание в искусстве проявляется в трех взаимосвязанных плоскостях - материальной (техника, форма), энергетической (эмоциональная окраска), духовной (замысел, ритм).
Развиваясь, любой род искусства стимулирует развитие других направлений творчества. Человек, занимающийся конг-фу, легко может научиться петь, играть, рисовать и т.д. С другой стороны, если подходить к конг-фу как к искусству, то техника боя может зазвучать, как мелодия, ее мощь может подразумевать определенное эмоциональное состояние, а тактика будет пониматься как удержание выгодного ритма, согласно замыслу.
ния?
Могут ли вредить человеку обширные зна-
Если говорить о преждевременных, неполных
или неточных знаниях, то в какой-то мере они могут быть опасны для окружающих и для их обладателей. Это случается чаще всего тогда, когда отсутствует практика.
На схеме видно, что путь от Земли к Звездам пролегает между Солнцем и Луной. Здесь Земля- символ тьмы, Звезды - счастья, Солнце - знания, Луна - неведения, предрассудков. Идя дорогой знания, нельзя отклоняться к Солнцу - сгоришь, нельзя отклоняться к Луне - замерзнешь. Хотя данное построение весьма условно, тем не менее оно раскрывает некоторые закономерности жизни любого из нас. На каждом участке пути от рождения до смерти нормальные соотношения между знанием и незнанием тяготеют к увеличению знания и вытеснению незнания. Путь знания - это практика, это сама жизнь. Только у каждого своя высота, которой он достигает.
14
ЗЕМЛЯ
Путь знания (от Земли к Звездам)
Рождение - точка полного незнания данной жизни.
Глупость - точка развитого незнания.
Зрелость - равновесие между знанием и незнанием.
Мудрость - точка развитого знания.
Смерть - точка высшего знания в данной жизни.
Нирвана - точка удержания момента смерти.
Задачей учителя является стимулирование ученика в его стремлении к большему знанию. Но задача учителя также состоит и в том, чтобы направить ученика на оживление этих знаний, воплощение их в жизнь.
- Можно ли конг-фу называть спортом?
- "Быстрее, выше, сильнее" - таков девиз первых олимпийских игр. Эти известные во всем мире слова очень ярко характеризуют задачу спорта - совершенствование ради того, чтобы стать лучше других. Это хорошо или плохо? С точки зрения дао-фат - ни хорошо, ни плохо. Но плохо здесь все-таки то, что спортсмен на пути развития ориентируется не на свои слабые, а на свои сильные стороны и на слабые стороны соперника. Венцом занятий спортом является победа.
В конг-фу говорят, что победить можно всех, но почти невозможно победить себя. В настоящих школах никогда не дерутся ради победы. Даже целью поединков насмерть в старые времена было сохранение жизни, а не победа. В остальных случаях бои проводились, чтобы добиться определенных пси-хо-физических состояний.
15
Конг-фу нельзя считать спортом, так как это работа, не имеющая конца,- работа на всю жизнь. Это определенный образ жизни, в котором все как бы вывернуто наизнанку - то, что обычный человек выставляет напоказ, человек конг-фу прячет.
Боксер смеется над шахматистом. Шахматист смеется над боксером. Над ними обоими смеется фокусник. Мастер конг-фу ни над кем не смеется, он сам - боксер, шахматист и фокусник. Но он еще и врач, и философ. Не хочу обидеть спортсменов. Ведь и через спорт можно достичь высокой степени духовности и жизненности, смотря какую задачу ставить перед собой.
- Вы приверженец Будды - это мне известно. А что для вас личность Иисуса Христа?
- Во Вьетнаме тоже есть христианские храмы. Я часто бывал в них и много слышал об Иисусе. Но больше я бывал в буддийских храмах и мне там нравится больше. Я пока для себя не могу четко сформулировать разницу между Буддой и Иисусом, но некоторые мысли по этому поводу хочу изложить.
Будда и Иисус были великими Учителями, просветленными людьми. В начале пути каждый из них по-своему пытался наставлять, создавая свое учение. Но в конце земной жизни они осознали тщетность попыток обучать через разум - ибо слово, произнесенное духовным человеком, дойдя до ушей земного, не несет в себе истину. Поэтому Будду посещали длительные молчания или неуместные улыбки, а Христу для спасения всего человечества пришлось пойти на крест.
Лично мне не нравится то, что Иисус считаете мучеником. При такой оценке затушевывается со знательность его поступка, умаляется его сила, ге роизм. Он не был простым человеком - он бы Мастером. Уже распятый, на кресте, он не страда от физической боли - он страдал за всех нас Он бы смеялся, но ему было не до смеха, гляд на бездуховных людей.
- Какова ваша концепция добра и зла?
- Мир несовершенен, поэтому он развивается.
Люди несовершенны, поэтому они хотят стать луч
ше. Добро и зло всегда рядом. Эти понятия от
носительны. Любой сознательный человек различает
их, но часто субъективное добро не совпадает с
объективным. Почему? Глядя на внешний мир, че
ловек не видит себя самого, глядя на себя, он
теряет восприятие внешнего мира. Поэтому, одной
из Главных причин расхождения оценок добра и
зла разными людьми является неодинаковая их спо
собность связывать себя с окружающим миром
Учителя конг-фу не учат добру или злу, не учат отличать одно от другого. Они учат Дао, то есть Пути. Если человек следует Дао, то независимо от своей натуры, он будет становиться лучше. Но злому придется дольше идти. Если же добрый или злой не последуют Дао, то они будут становиться все хуже и хуже. История знает немало случаев, когда разбойник становился святым, а порядочный человек в определенных условиях оказывался не годяем. Часто бывает, что кто-то кажется добрым и скромным от недостатка внутренней энергии, а злым - от избытка сил и недостатка воспитания
16
- Как в системах конг-фу взаимосвязаны теория и практика?
- Наука и философия, развиваясь и конкре-тизируясь, рождают теорию. Теория, применяемая в определенной области деятельности, рождает методику. Методика непосредственно реализуется в практике. Практика дает результат и опыт. Обобщение предыдущего опыта приводит к выходу за рамки специализации и питает науку и философию. В свою очередь, обобщение опыта разрушает узость теории. Занятие теорией мешает практике. Практика входит в противоречие с наукой и философией. Гибкая философия угнетает прямолинейную методику. Устаревшая методика мешает обретению нового опыта.
На схеме видно, что теория противоположна практике, поэтому их связать может только третий элемент - метод. В конг-фу теория всегда воплощается в жизнь только благодаря специальным методам.
- Чем отличается западный человек от восточного с точки зрения конг-фу?
- Наверное, западный человек отличается от восточного воспитанием, образом мышления и восприятия мира. Но в последнее время тесные связи между Востоком и Западом все больше и больше стирают эти различия. С точки зрения конг-фу сравнивать эти два типа людей можно по четырем показателям: духу, форме движений, силе и скорости. Что касается духа и формы, то здесь разницы
2 Зак. 717
быть не может. По средним показателям у восточного человека за счет меньшего веса сила несколько ниже, а скорость выше, чем у западного. Однако верно, что у тех и других одинаковые шансы в достижении мастерства. Все зависит от усердия в правильных занятиях.
ТЕОРИЯ
Связь науки, теории, методики, практики и результата с первоэлементами
17
СТРУКТУРА ШКОЛЫ
- Какова структура вашей школы?
- Схематично она изображена на рисунке и представляет собой определенную взаимосвязь различных учебных элементов. Структура может быть действенной, живой в том случае, если соблюдается непременное условие: все отдельные элементы системы планомерно соединяются в универсальное, всеобъемлющее состояние.
<< Пред. стр. 1 (из 7) След. >>