<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 10. женщин (феминосоциология),
 11. гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола,
 12. национальных образований (этносоциология),
 13. организаций (социология армии, высшей школы и т.п.),
 14. политических партий,
 15. электората,
 16. СМИ (средств массовой информации),
 17. типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.),
 18. регионов страны,
 19. элиты общества,
 20. органов власти и т.д.
  Появление новых субъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и др.) и необходимость их социологического анализа предопределяют возникновение либо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли.
  По второй типологии выделяют следующие отраслевые социологии:
 1. труда,
 2. свободного времени,
 3. быта,
 4. управления,
 5. индустриальную,
 6. сельскохозяйственную (социологию сельского хозяйства),
 7. военную,
 8. науки,
 9. образования,
 10. воспитания (в т.ч. педагогическую социологию),
 11. морали,
 12. права,
 13. религии,
 14. моды,
 15. спорта,
 16. искусства,
 17. литературы,
 18. медицины и здравоохранения,
 19. рекламы,
 20. кино,
 21. девиантного поведения (в том числе социологию преступности),
 22. образа жизни,
 23. общественного мнения,
 24. социальной работы.
  Точка в конце приведенного перечня, конечно, не окончательная. Число отраслей социологии, вычленяемых по сферам социальных отношений, тоже систематически прирастает. Ныне не только на Западе, но и в России начато обстоятельное социологическое исследование проблем международных отношений, бизнеса, конкуренции, культурно-просветительской деятельности, что позволяет говорить о формировании новых отраслей и подотраслей социологии 86>>> .
  Завершим сказанное об уровнях и отраслях социологии следующим образом. Вообразите дерево, у которого есть корни, ствол, толстые суки, исходящие от них ветки, листья и какие-то плоды. Это дерево - модель нашей науки. Его корни - социологические парадигмы, методологические принципы социологии и общенаучные методы познания. Ствол дерева социологии составляют общесоциологические ("большие") теории. Толстые суки - теории среднего уровня, а ветви - специальные (частные) теории. Все, что произрастает на одном толстом суку - отрасль социологии. Листья, цветы и плоды символизируют эмпирическую социологию, конкретные социологические исследования, их методики и результаты.
  Чтобы нарисованный образ адекватнее отражал уровни и структуру социологии, заметим, что древо социологии похоже не на стройный кипарис или ель, а на сибирскую (стелющуюся) яблоню. У нее мощная корневая система, невысокий ствол, много толстых сучьев и ветвей, развитая крона. Аналогичная картина наблюдается при рассмотрении древа социологии - многочисленность парадигм и методологий, хорошая развитость среднеуровневых концепций, отраслей и эмпирических исследований при относительной недоразвитости общесоциологических теорий.
  Любая модель упрощает и огрубляет действительность. Это утверждение относится и к предложенному нами образу древа социологии. Но каждая модель, даже самая примитивная, оказывается полезной для понимания того явления, которое она отражает. Представление социологии в качестве древа облегчает осознание органичности связей и взаимообусловленности ее различных структур и уровней. Эмпирические исследования "завянут" и "отпадут" от социологии, если не будут питаться живительным соком, поступающим из методологии и теории. Но все дерево социологии погибнет без научного "хлорофилла", вырабатываемого на ее эмпирическом уровне.
 
 <<<86 О степени развитости названных отраслей социологии в нашей стране можно судить по книге: Социология в России/ Под ред. В.А.Ядова. М., 1998.
 
 2.5. Взаимосвязь социологии с другими науками
 
  Вспомним данное в первом параграфе определение объекта и предмета социологии. Поскольку она изучает общество и выявляет закономерности становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, постольку она тесно связана со всеми науками об обществе и человеке. Эти связи реализуются по многим каналам, из которых четыре следующих играют особо важную роль.
  Взаимообмен научной информацией. Сейчас трудно найти политологов и журналистов, игнорирующих данные социологических исследований электорального поведения; правоведов, равнодушных к установленному социологом общественному мнению о проектах законов; психологов и педагогов, не знающих выводов социологии личности, малых групп и коллективов; экономистов, не интересующихся наработками в области социологии труда и производства. Активными потребителями социологической информации стали философы, историки, теологи, культурологи, криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека и разные формы общественной жизни людей.
  Социология не только поставляет нужную разным наукам информацию, но и жадно впитывает в себя выводы, к которым приходят ученые из родственных областей знания. Основные заключения философии имеют для нее теоретико-методологическое значение, выводы других наук учитываются при разработке исследовательских программ, формулировании гипотез, прежде всего. Обмен научной информации имеет не только взаимный, но взаимообогащающий смысл.
  Интенсивное формирование и развитие отраслей социологии, изучающих пограничные с другими науками проблемы. Речь идет о:
 1. социальной философии,
 2. социальной антропологии,
 3. исторической социологии и социологии истории,
 4. экономической социологии,
 5. социокультурологии,
 6. политической социологии и социологии политики,
 7. космосоциологии (социоастрономии),
 8. конфликтологии,
 9. социальной статистике,
 10. психосоциологии (социальной психологии),
 11. социокриминологии,
 12. социобиологии,
 13. социогеографии,
 14. экосоциологии,
 15. социолингвистике,
 16. социальном менеджменте и социологии менеджмента,
 17. социологии рекламы,
 18. социологии социальной работы,
 19. социальной педагогике,
 20. социальном маркетинге,
 21. библиосоциологии (социобиблиотековедении),
 22. социологии культурно-просветительской работы,
 23. социальной логотерапии,
 24. имиджиологии,
 25. математическом анализе социальной информации.
  Эти и некоторые другие отрасли знания с одинаковым правом можно относить и к социологии, и к той науке, которая отражена в названии соответствующей отрасли. Межнаучный характер некоторых из указанных отраслей имеет более сложный характер. Конфликтология, например, синтезирует выводы о закономерностях возникновения, проистекания и преодоления социальных конфликтов, сделанные социологией, философией, историей, менеджментом, общей и социальной психологией, юридическими науками.
  Социальная логотерапия - производное от взаимодействия социологии, философии, логики, терапии, общей и социальной педагогики, психологии, культурологии, теории и методики социальной работы. Имиджеология - продукт взаимопроникновения социологии, психологии, политологии, культурологии, филологии (журналистики), менеджмента и науки рекламной деятельности.
  Заметим, что среди выделенных отраслей есть и такие, которые свидетельствуют о взаимосвязях социологии с науками, традиционно относимыми к разряду естественных (астрономия, биология, география, статистика, математика). Этот факт - один из доводов в пользу вывода, согласно которому социология выполняет функцию интеграции общественных и естественных наук.
  Превращение ряда вышеозначенных отраслей знания в автономные науки. Вторая половина XX в. характеризуется бурным развитием дисциплин, имеющих межнаучный характер. Первоначально они формируются в качестве отраслей смежных наук, но после накопления определенной массы специфических знаний фактически становятся самостоятельными науками, отпочковываются от своих "родителей", занимая и раздвигая нишу, имеющуюся между ними. На сегодня такую самостоятельность в полной мере завоевали социальная философия, социальная антропология, социальная статистика, экономическая социология, конфликтология, социальная психология, социальная педагогика, социогеография и социальная экология. Остальные из вышеназванных отраслей ныне переживают процесс активного поиска своего специфичного предмета и автономизации.
  Обмен исследовательскими методиками. На заре своего существования социология заимствовала методики исследования у естествоиспытателей (наблюдение за изучаемым объектом и эксперимент, статистические и математические процедуры обработки информации), историков (сравнительно-генетический фактуальный анализ), психологов и антропологов (различные тесты, индивидуальные и групповые собеседования, процедуры диагностики сознания и психики людей). Она и сейчас не отказывается от возможности пополнить свой методический арсенал за счет наработок, прежде всего, в области информатики и математического анализа информации. Но к сегодняшнему дню отношение между социологией и другими науками об обществе и человеке по поводу исследовательских методик принципиально изменились.
  Социология превратилась в своеобразный полигон разработки, апробации и корректировки многообразных методов сбора, анализа и интерпретации научных данных, исследовательских инструментов, процедур, техник и технологий, различных вариантов их сочетаний в методике эмпирических и теоретических исследований. Сегодня социология одаривает другие науки накопленным и трансформированным ею методическим богатством.
  Современная психология и педагогика активно используют социометрические методики и качественные методы анализа проблематики малых групп. Экономисты, юристы, политологи, журналисты, экологи, валеологи, медики, культурологи, представители многих других наук об обществе и человеке берут на вооружение методики социологических опросов: анкетирования, интервьюирования, экспертных, телефонных, прессовых, почтовых, факсовых и иных способов выяснения общественного мнения. Историки, проводя научные исследования, не могут обойтись без контент-анализа источников, а филологи - без методик социолингвистики.
  С сожалением констатируем печальный факт. Многие обществоведы, начинающие исследовательскую работу либо не знают социологических методик, либо имеют о них поверхностное представление. В лучшем случае, они знают суть того или иного социологического метода. Но метод еще не методика, его использование предполагает применение соответствующего ему набора исследовательских инструментов, процедур, техник и технологий. Ликвидация данного пробела - основная задача всех последующих глав настоящего учебного пособия.
 
 
 
 Контрольно-обучающие вопросы и задания
 
 1. Охарактеризуйте содержание трех основных подходов к определению объекта и предмета социологии.
 2. Определите понятия "макросоциология" и "микросоциология".
 3. На какой теоретико-методологической базе происходит слияние макро- и микросоциологии в единую науку?
 4. Воспроизведите дефиницию социологии, данную во втором параграфе и обоснуйте ее состоятельность.
 5. Определите понятие "методология социологии".
 6. Почему у современной социологии нет единого общего метода?
 7. Что означает термин "парадигма науки"?
 8. Назовите и охарактеризуйте основные разновидности картин мира и способов его познания.
 9. Почему современная социология полипарадигмальна?
 10. Раскройте смысл каждой составляющей методологических принципов социологии:
 а) общенаучного характера,
  б) наук об обществе и человеке,
  в) специфицизирующих социологию.
 11. Соотнесите друг с другом понятия "социологический метод", "инструментарий метода", "процедура метода", "техника метода", "технология метода", "социологическая методика". Какое их этих понятий имеет обобщающий характер?
 12. Воспроизведите основные типологии методик социологических исследований.
 13. Назовите основные структуры социологической науки.
 14. Установите отличия между:
 а) парадигмальным уровнем социологии,
  б) общесоциологическими теориями,
  в) социологическими теориями "среднего" уровня,
  г) специальными (частными) социологическими теориями,
  д) эмпирическим уровнем социологии.
 15. Что называется отраслью социологии?
 16. Назовите по десять отраслей социологии, выделяемых по каждой их типологии.
 17. Нарисуйте древо социологии, обозначьте на рисунке все уровни этой науки.
 18. По каким каналам социология взаимодействует с той наукой, представителем которой Вы хотите стать?
 19. Приведите конкретные примеры этого взаимодействования по каждому каналу.
 20. Как соотносятся социологические парадигмы и большие социологические теории?
 
 
 Рекомендуемая литература
 
 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с англ. М., 1993.
 2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
 3. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 1999.
 4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. М., 1998.
 5. Гидденс Э. Социология: Учебник для 1990-х годов / Пер. с англ. Челябинск, 1992.
 6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3-х кн. М., 2000.
 7. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М., 1997.
 8. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.
 9. Маркович Дж. Общая социология / Пер. с сербо-хорват. М., 1995.
 10. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы / Пер. со швед. СПб., 1992.
 11. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф. Шареги и М. Горшкова. М., 1996.
 12. Основы социологического знания: Учеб. пособие / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1992. Ч. I.
 13. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: Пособие для гуманитарных вузов / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1994.
 14. Проблемы теоретической социологии / Под ред. А.О. Бороноева. СПб., 1994.
 15. Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах / Под ред. Г.С. Батыгина. СПб., 1999.
 16. Руткевич М.Н. Макросоциология. М., 1995.
 17. Смелзер Н. Социология: Учебник / Пер. с англ. М., 1994.
 18. Современная картина мира - формирование новой парадигмы / Под ред. Э.А. Азроянца, В.И. Самохваловой. М., 1997.
 19. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции / Под ред. С.И. Григорьева и Л.Д. Деминой. М., 2000.
 20. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998.
 21. Социология на пороге ХХ века: новые направления исследований / Под. ред. С.И. Григорьева и Ж. Коэнен-Хуттера. М., 1998.
 22. Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. М., 1996.
 23. Социология: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998.
 24. Суббето А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. М., 1994.
 25. Тощенко Ж.Т. Социология: Учеб. пособие. М., 1994.
 26. Турен А. Возвращение человека действующего / Пер. с фр. М., 1998.
 27. Фролов С.С. Социология: Учебник. М., 1996.
 28. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. М., 1998.
 29. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.
 30. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
 
 
 
 Глава 3. Организация, подготовка и проведение эмпирического социологического исследования
 
  Греческое слово "эмпирия" переводится на русский язык как "опыт". Эмпирические исследования, следовательно, суть научные опыты. Их проводят не только естественные науки, но и социология. Социологические опыты часто называют конкретными социологическими исследованиями, ибо они связаны с изучением конкретных социальных проблем. Эмпирические социологические исследования дают материал не только для теоретических обобщений, но и для формулирования рекомендаций, реализация которых призвана решить изученную проблему практически. Политологи и политики, юристы и управленцы, философы и теологи, филологи и журналисты, экономисты и бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры, социальные работники и все прочие специалисты социогуманитарного профиля - активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований. Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера. Поэтому им нужно знать как социологические исследования организуются и проводятся, что они могут дать, а чего дать не могут, насколько им можно верить, каковы их возможности и ограничения, когда целесообразно проводить эмпирические социологические исследования, каким образом они используются в практической работе.
 
 
 3.1. Формы организации эмпирических социологических исследований в современной России
 
  Социологические опыты могут проводиться по: а) инициативе и на средства самого исследователя (скажем, при его работе над диссертацией); б) плану работы социологических служб предприятий, управленческих структур, банков, политических партий и иных организаций, имеющих в своем штате социологов; в) плану деятельности социологических лабораторий, кафедр, факультетов университетов, финансируемой из государственного бюджета; г) заказу руководителей организаций, не имеющих своих социологических служб, или частных лиц. Поскольку Вы в будущем можете стать заказчиком того или иного социологического исследования, стоит рассмотреть вопрос о том, в каких случаях резонно прибегать к услугам социологов-эмпириков.
  Во-первых, в ситуации Вашей случайной деятельности, если она связана с изучением актуальных социальных явлений и процессов, а потому нуждается в социологическом подкреплении или экспертировании.
  Во-вторых, в случае Вашей будущей общественно-политической и управленческой деятельности, необходимости разработки и корректировки общественно-политических программ, принятия управленческих решений, влияющих на социальное поведение людей, социальные общности и группы.
  В-третьих, если Вы станете руководителем какой-либо организации или входящего в нее трудового коллектива. Этот случай рассмотрим подробнее, т.к. руководители организаций нуждаются в социологических услугах чаще всего и по многим причинам. Назовем главные из них:
  а) необходимость реформирования организации, выяснения наиболее целесообразных путей и методов этого реформирования. Успех новой реорганизации определяется тем, насколько люди, жизнедеятельность которых реформируется, понимают и приемлют ее необходимость. Социологические исследования способны выявить степень принятия намечаемой реорганизации разными категориями работников, те нововведения, которые приемлются или отвергаются большинством. Это позволяет повысить обоснованность мер, реализация которых обеспечивает корректировку и выполнение плана реформирования организации;
  б) потребность в изучении конкретных социальных явлений, проявляющихся в организации и вызывающих тревогу ее руководителей. Эти явления могут быть самыми разными: массовые нарушения трудовой дисциплины, повышенная текучесть кадров, конфликты между руководителем и подчиненными, несбалансированность действий разных подразделений организации и т.п. Социологические исследования вскрывают причины появления этих явлений, механизмы и тенденций их развития, возможности минимизации их негативных последствий;
  в) внедрение в организации какого-нибудь новшества (новой техники, формы оплаты труда, управленческой технологии, изменение рекламной деятельности, состава поставщиков, дилеров, номенклатуры продукции, цен ее реализации и т.п. инновации). Во всех этих случаях важно руководствоваться не только технико-технологическими и финансово-экономическими, но и социологическими соображениями. Недоучет последних - причина неудач многих нововведений, резонных во всех отношениях, кроме социологического;
  г) кризисная ситуация организации, когда она оказывается перед выбором одного варианта дальнейшего поведения из многих возможных альтернатив. Квалифицированные социологи владеют знаниями и умениями, позволяющими сопоставить последствия всех возможных вариантов дальнейшего развития организации, дать соответствующие советы и рекомендации;
  д) потребность усовершенствования работы с персоналом и социально-психологического климата в организации. С помощью социологических методик можно обстоятельно изучить личностные качества персонала, стили руководства и стили подчинения, сложившиеся во всех структурах организации, выявить неофициальных лидеров трудовых коллективов, их роль в коллективе, многие иные факторы внутри- и межколлективных взаимоотношений, разработать программу деятельности администрации с персоналом организации;
  е) необходимость управления социальными конфликтами в организации, проявляющимися в формах бойкота руководителей подчиненными, забастовок, митингов, демонстративных голодовок, блокирования транспортных магистралей, взятия руководителей в заложники и т.п. Предупреждение крайних проявлений протестного поведения, своевременное решение конфликтов - актуальная проблема практически всех трудовых коллективов современной России. Решить ее без помощи социологии, без знания закономерностей возникновения, проистекания и преодоления социальных конфликтов невозможно. Социологические исследования дают такую информацию, которая может быть использована заказчиком для управления конфликтами, снижения накала конфликтности, проведения переговоров с конфликтерами, нахождения взаимоприемлемого выхода из трудовых, производственных и иных конфликтов организации;
  ж) нужда в выяснении причин, по которым товары или услуги организации не имеют должного спроса. Такие исследования называются маркетинговыми, но по сути своей являются эмпирическими социологическими.
  Современная социальная жизнь в России весьма динамична и нестабильна. Каждый новый день ставит перед всем обществом, государством, организациями, трудовыми коллективами, бизнесменами и политиками новые проблемы. Поэтому предусмотреть все возможные случаи нужности социологических исследований невозможно.
  С чего начинается подготовка заказного эмпирического социологического исследования? Как правило, с поиска заказчиком (заинтересованным в проведении этого исследования лицом) подходящего исполнителя (исследовательской группы). Итогом нахождения исполнителя и переговоров между ним и заказчиком является заключение договора о проведении научно-исследовательской работы (НИР). В нем формулируется тема исследования, ее объект, предмет и сроки исполнения, означаются взаимные обязательства сторон, в т.ч. финансовые, содержатся реквизиты договаривающихся юридических лиц. По желанию заказчика или исполнителя текст типового договора может быть расширен за счет включения в него формулировок целей и задач исследования, условий применения штрафных санкций и другого. Договор вступает в силу после его подписания представителями заказчика и исполнителя, скрепленного печатями соответствующих юридических лиц. Дата подписания договора, как правило, означает дату начала исследования, точнее - разработки исследовательской программы.
  Инициатором заключения договора на проведение НИР может быть не только заказчик, но и исполнитель. В таком случае основанием для заключения договора выступает заранее разработанная социологами исследовательская программа, согласованная с заказчиком и утвержденная им. Сказанное заслуживает особого внимания в силу того, что в последнее время появилось немало людей, выдающих себя за социологов, но фактически ими не являющихся. Отличить лжесоциологов от настоящих квалифицированных специалистов можно не столько по наличию у них соответствующих дипломов, сколько по качеству исследовательской программы. В наше время, к сожалению, диплом социолога можно купить. Но купить умение разрабатывать толковую программу эмпирического социологического исследования невозможно. Это умение дается только в итоге многолетней учебы, выступает первейшим отличительным критерием специалиста в области социологии.
  Заметим, что оба варианта заключения договора заказчика с исполнителем предполагают наличие исследовательской программы. При первом варианте эта программа, правда, разрабатывается после подписания договора, но служит обязательным дополнением к нему. Почему программе эмпирического социологического исследования уделяется столь большое внимание? Что она собой представляет? На основе чего заказчик-несоциолог может оценить качество исследовательской программы социологов? Ответ на эти вопросы будет дан в следующем параграфе.
 
 
 
 3.2. Программа социологического исследования
 
  Настоящее (а не поддельное) социологическое исследование по любой теме начинается с разработки его программы и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. Истинность сказанного не опровергается, а подтверждается еще встречающимися в отечественной практике фактами сбора социологической информации без предварительной проработки соответствующих исследовательских программ. Такие факты свидетельствуют о социологическом непрофессионализме, выражают, как правило, первые попытки приобщения к социологии лиц, не получивших специального образования. Строго говоря, разного рода опросы, проводящиеся без тщательно подготовленной исследовательской программы, не являются социологическими исследованиями. Они профанируют социологию, позволяют спекулировать на ее авторитете, тем самым подрывая его. Более того, выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограммного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а потому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем.
  Исследовательской программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Поскольку предпосылки эмпирического социологического исследования имеют теоретико-методологический и процедурно-методический характер, поскольку исследовательская программа состоит, как минимум, из двух основных разделов (частей).
 
 
 3.2.1. Теоретико-методологическая часть программы
 
  Вначале конструируется теоретико-методологический раздел программы, содержание которого определяет все последующее, а в конечном счете - результаты исследования, их валидность и качественность. Разработка этой важнейшей части исследовательской программы предполагает нахождение максимально четких формулировок:
 1. темы исследования, фиксируемой в самом названии исследовательского проекта;
 2. характеристик исходных представлений о данной теме, степени ее изученности социологией;
 3. цели исследования;
 4. задач исследования;
 5. объекта исследования;
 6. предмета анализа;
 7. исходных теоретических понятий (категорий) исследования;
 8. операционализирующих эти понятия эмпирических категорий (индикаторов, категорий анализа, единиц анализа и единиц счета);
 9. гипотез, достоверность которых будет устанавливаться в данном исследовании.
  Такова квинтэссенция концептуальной схемы эмпирического социологического исследования. Прокомментируем каждую составляющую этой схемы, исходя из того, что Вам лично придется выступать в роли либо заказчика, либо потребителя социологической информации.
 
 
 
 3.2.1.1. Формулирование темы исследования
 
  Как правило, заказчик определяет не тему, а проблему исследования. Например, в таком виде: "Выясните, чем недовольны наши рабочие и будет ли на нашем предприятии забастовка". Но такая постановка еще слишком обща и неопределенна. Она может быть выражена в различных вариантах исследовательских тем: а) "Степень вероятности забастовки", б) "Причины социальной напряженности на предприятии", в) "Основные очаги социальной конфликтности на предприятии", г) "Возможности предотвращения забастовки", д) "Мнения рабочих предприятия о целесообразности забастовки" и т.п. Очевидно, что от того, как будет сформулирована тема исследования, зависит вся последующая работа социолога. Поэтому ему необходимо уточнить у заказчика, что же ему хочется узнать в наибольшей степени, подсказать ему возможные вариации проблемы, сообща выбрать подходящую тему и утвердить ее совместным решением.
 
 
 
 
 3.2.1.2. Исходные представления о теме исследования
 
  Речь идет о степени ее изученности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне социологии. Не следует думать, что социолог-эмпирик изучает совершенно непознанные вопросы. Даже в ситуациях, когда он сталкивается с проблемой, которой раньше не было в социальной жизни нашего общества (например, с той же забастовкой), обнаруживается, что в теоретической социологии уже есть немало наработок, могущих дать ему общие ориентиры для его исследования (теории конфликта, концепция трудового коллектива, разработанная в рамках конфликтологического направления социологии, методика диагностики социального конфликта, разработанная конфликтологией и т.п.). Естественно, что социолог обязан познать опыт коллег по изучению стачек и забастовок на предприятиях современной России (по соответствующим публикациям) и выяснить, какие аспекты данной проблемы эмпирически исследованы лучше, а какие хуже. Памятуя о том, что исследовать надо непознанные и/или противоречиво понимаемые грани проблемы, он, первоначально в своем сознании, а затем в программе своего исследования, характеризует (в сжатом виде) меру познанности социологией той проблемы, за изучение которой берется.
 
 
 3.2.1.3. Цель исследования
 
  Цель - конечный результат, которого социолог хочет достичь в исследовании. В нашем примере возможны следующие варианты цели исследования:
 1. предотвращение забастовки рабочих;
 2. подготовка руководства предприятия к забастовке (необходимым действиям в ситуации ее неизбежности);
 3. выявление производственных подразделений (или категорий работников), заинтересованных в проведении забастовки;
 4. прогноз социальной напряженности на предприятии;
 5. другие целевые установки.
  В эмпирических социологических проектах, реализуемых коллективами исследователей, могут ставиться и решаться несколько целей одновременно. Бывает и так, что по ходу исследования приходится менять его цель (и) в силу качественной перемены социальной ситуации. В таком случае изменение целевой установки согласуется с заказчиком и отражается в исследовательской программе.
 
 
 
 
 3.2.1.4. Задачи исследования
 
  Задачи исследования - система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы. Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики, при этом дополнительные задачи выступают в роли конкретизаций и детализаций основных. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика, а также потенций исследователей, их возможностей проникнуть вглубь проблемы.
  Формулирование задач - ответственная процедура, ибо та или иная их постановка обяжет к соответствующему этим постановкам конструированию всех последующих компонентов исследовательской программы.
 
 
 
 3.2.1.5. Объект исследования
 
  Объект исследования - конкретный фрагмент социальной реальности, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе формулировки темы, анализа и степени ее изученности, поставленной цели и задач исследования. В нашем примере объектом изучения может быть:
  а) коллектив всей организации;
  б) все рабочие (но не весь персонал) этой организации;
  в) коллективы только основных производственных подразделений предприятия;
  г) определенные категории работников лишь тех производственных подразделений, где сложилась особенно напряженная обстановка;
  д) руководители профсоюзных или иных общественных организаций предприятия, выражающих интересы потенциальных забастовщиков;
  е) другие подсистемы и структуры организации.
  Понятно, что во всех этих случаях исследование приобретет неоднозначный смысл, полученная в нем информация будет значимой в разных отношениях. От того или иного определения объекта исследования будет зависеть выбор методов сбора информации: в случаях а) и б) потребуется анкетирование, в случаях в) и г) целесообразнее применить интервьюирование, а в случае д) - метод экспертных оценок.
 
 
 
 3.2.1.6. Предмет исследования
 
  Предмет исследования - наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. На определение предмета влияют: а) реальные свойства объекта, б) знания исследователя об этих свойствах, в) целевая установка, г) задачи исследования. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов.
  Поясним сказанное продолжением нашего примера. Если целью исследования будет, скажем, предотвращение забастовки на предприятии, а основной задачей - выявление тех требований, удовлетворение которых предотвратит забастовку, то предметом исследования может стать установление:
 * всего набора требований забастовщиков;
 * той их части, которую разделяют все и/или большинство работников;
 * тех главных требований, удовлетворение которых снизит накал трудового конфликта;
 * профессионально-квалификационной структуры потенциальных забастовщиков;
 * их демографической структуры;
 * лидеров забастовщиков, их интересов, целей, мотивов, степени единства их действий, разногласий и т.п.;
 * других факторов, обуславливающих вероятность забастовки.
  Любое переформулирование объекта, цели и задач исследования ведет к видоизменению его предмета, т.е. той главной призмы, через которую исследователь будет рассматривать (анализировать) проблему. Но в любом случае определение предмета анализа нельзя сводить к одной-двум формулировкам. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ существенных свойств объекта. Поэтому его описание должно иметь системно-структурную форму. Только при этом условии может быть обеспечен: а) должный выбор понятий исследования, б) их желательная операционализация, в) выдвижение адекватных исследовательских гипотез.
 
 
 
 3.2.1.7. Исходные теоретические понятия
 
  Любое эмпирическое исследование базируется на той или иной социологической теории, а потому оперирует соответствующими этой теории понятиями. Продолжая наш пример, скажем, что если мы будем исследовать забастовку в рамках марксистской парадигмы, то будем осмысливать ее как форму экономической классовой борьбы. Если же исходной для нас парадигмой станет теория конфликта, то забастовка предстанет в нашем сознании формой трудового конфликта. Но если мы возьмем на вооружение теорию социального действия (или социальной адаптации, или социального обмена, или социальных ролей, или жизненных сил социальных субъектов, или любую иную), то тем самым мы возьмем на себя обязательство использовать иные теоретические категории. Понятно, что во всех этих случаях мы создадим в своем сознании далеко не однозначное видение проблемы. Поэтому обязательным условием четкости и научности исследовательской программы выступает недвусмысленное указание на то, в рамках какой парадигмы и в свете какой социологической концепции проводится исследование. При этом дефиниция исходного понятия должна соответствовать избранному парадигмальному и теоретическому подходам.
  Продолжая наш пример, предположим, что мы будем строить свое исследование в ключе конфликтологической теории. В таком случае мы определим забастовку примерно так - противодействование рабочих и работодателей по поводу условий труда.
 
 
 
 3.2.1.8. Операционализация понятий
 
  Операционализация понятий - это перевод содержания общих понятий в единичные, эмпирически фиксируемые индикаторы. Без эмпирической интерпретации общих понятий невозможно эмпирическое исследование. Данная процедура, пожалуй, самая сложная на этапе разработки исследовательской программы. Ее реализация, по сути дела, означает разработку концептуальной схемы исследования и создание предпосылок для выдвижения гипотез.
  Суть операционализации любого понятия заключена в его эмпирическом истолковании, т.е. нахождении таких конкретизаций понятия, которые выражают важные характеристики объекта, доступные измерению социологическими методами. Признаки объекта, поддающиеся измерению, называются эмпирическими индикаторами. Операционализация понятия (скажем забастовки) означает построение системы эмпирических индикаторов, регистрация которых позволит судить о фактах ее наличия (отсутствия), вызревания (затухания), участия (неучастия) в ней, приятия (неприятия) ее рабочими, о ее законности (незаконности), о готовности (неготовности) к ней администрации, профсоюзной организации, разных категорий рабочих и т.д. и т.п.
  Регистрация индикаторов может происходить на основе разных методов, техник и процедур, но при обязательном соблюдении общего правила - вычленения категорий анализа, единиц анализа и единиц счета.
  Категории анализа - эмпирические понятия, установленные в итоге операционализации теоретической категории и выражающие смысловые признаки объекта, поддающиеся социологическому измерению.
  Единицы анализа - элементы (части, структуры, подсистемы) изучаемого объекта, которые будут измеряться.
  Единицы счета - количественное выражение единиц анализа (численность людей, их определенных поступков, высказываний, мнений и т.п.), позволяющее фиксировать частоту проявления изучаемого признака объекта.
 
 
 
 3.2.1.9. Гипотезы исследования
 
  Гипотезы исследования - априорные (доопытные) предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования. Поэтому в количественном отношении их не может быть меньше, чем задач. Как правило, их значительно больше, т.к. под одну задачу выстраивается несколько гипотез. Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют решаемым задачам, тем богаче будет исследование, тем более ценной, практически полезной станет полученная информация.
  Последнее правило, однако, нуждается в существенном дополнении. Гипотез должно быть не просто больше задач. Их нужно конструировать:
 * во-первых, исходя их логики ранее определенных задач исследования (основной задаче соответствует основная гипотеза, дополнительным - гипотезы-следствия);
 * во-вторых, комплексно, т.е. так, чтобы в своей совокупности они давали прогнозные ответы на все задачи исследования (не должно быть ни одной задачи, не "прикрытой" соответствующей(ими) гипотезой(ами));
 * в-третьих, логично, т.е. таким образом, чтобы подтверждение гипотезы-основания служило подтверждением гипотез-следствий, а опровержение первичной гипотезы выдвигало взамен вторичную;
 * в-четвертых, системно, т.е. чтобы все гипотезы были взаимосвязаны друг с другом и выражали собой относительно автономную систему априорного знания 87>>> о проблеме;
 * в-пятых, эвристично, иначе говоря, так, чтобы доказательство или опровержение тех или иных гипотез действительно давало новое знание об изучаемом объекте.
  Различают описательные (или структурные) и объяснительные (детерминационные) гипотезы. Первые - научные предположения о структуре тех явлений и процессов, которые подлежат анализу. Вторые - предположения о причинно-следственных взаимозависимостях (детерминациях) анализируемых явлений и процессов. В эмпирических исследованиях используются, как правило, оба типа гипотез, но предпочтение оказывается объяснительным, т.к. на основе проверки их истинности открывается возможность формулирования конкретных рекомендаций.
  Поясним сказанное на примере исследования по теме: "Вероятность забастовки в цехе №1 завода А". Описательная гипотеза в таком случае может выглядеть, примерно, так:
  "Основными причинами вероятности забастовки выступают:
 1. трехмесячная задержка выплаты заработной платы рабочим основных профессий и пятимесячная недоплата зарплаты вспомогательным рабочим и ИТР;
 2. участившиеся случаи поломки станков и задержек их ремонта;
 3. повышение цен на обеды в заводской столовой;
 4. конфликт начальника цеха с профсоюзными лидерами цеха;
 5.
 6. и т.д. - что-то другое".
  Объяснительные гипотезы будут выстраиваться по иному принципу: "Вероятность забастовки повысится (или понизится), при условии..."
 .
  Рабочие гипотезы - своеобразный мостик, соединяющий теоретико-методологический и процедурно-методический разделы программы. Их содержание определяет то, какие методы, инструменты, процедуры и техники целесообразно применить для установления истинности или ложности априорных предположений.
 

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу