<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 5. Какими показателями характеризуется производительность труда?
 6. Какие факторы влияют на уровень производительности труда?
 7. В какой последовательности проводится анализ расходов на оплату труда?
 8. Опишите детерминированные факторные системы фонда заработной платы.
 9. Перечислите приемы и способы, применяемые при анализе использования трудовых ресурсов.
 ТЕМА 6. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
 Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
 В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно. Напомним классификацию затрат на производство по различным основаниям (табл.18).
 Таблица 18
 Классификация затрат на производство
 Признаки классификации Подразделение затрат По экономическим элементам
 По статьям себестоимости
 По отношению к технологическому процессу
 По составу
 По способу отнесения на себестоимость продукта
 По роли в процессе производства
 По целесообразности расходования
 По возможности охвата планом
 По отношению к объёму производства
 По периодичности возникновения
 По отношению к готовому продукту экономические элементы затрат
 статьи калькуляции себестоимости
 основные, накладные
 одноэлементные, комплексные
 прямые, косвенные
 производственные, внепроизводственные
 производительные, непроизводительные
 планируемые, непланируемые
 переменные, постоянные
 текущие, единовременные
 затраты на незавершённое производство, затраты на готовый продукт Наиболее важным признаком для цепей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции.
 На основе элементов затрат составляются сметы затрат. Деление затрат по статьям себестоимости позволяет рассчитать затраты на единицу продукции или партию, составить калькуляцию.
 Затраты, сгруппированные по статьям себестоимости, отличаются от затрат по её элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией товарной продукции за данный отчётный период. Затраты же по элементам показывают все произведённые предприятием расходы ресурсов за отчётный период, включая расходы на рост остатков незавершённого производства, затраты, отнесённые за счёт будущих периодов и т. п.
 Для предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные.
 Этому делению уделяется большое внимание в западной системе учёта, которая носит название "директ-костинг".
 Основные положения данной теории:
 1. Поведение затрат в зависимости от изменения объёма производства.
 2. Относительность (условность) классификации затрат на постоянные и переменные.
 3. Методы деления затрат на постоянные и переменные.
 К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.)
 Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.)
 В зависимости от этой классификации общие суммарные затраты на производство продукции (З) можно представить в виде следующей формулы:
  где A - сумма постоянных расходов;
 B - ставка переменных расходов на единицу продукции;
 VBП - объём производства продукции.
 Тогда затраты на единицу продукции (Зед) следует записать в виде
 ;
 
 Графически это можно представить следующим образом (рис.9,10):
  Рис.9. Зависимость общей суммы затрат от объёма производства Рис.10. Зависимость себестоимости единицы продукции от объёма её производства На графиках хорошо видно, что переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объёма производства, а в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину. Величина постоянных расходов, наоборот, не изменяется с увеличением объёма производства в общей сумме затрат, а в расчёте на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту.
 Все вышеизложенные положения используем при проведении анализа себестоимости.
 Анализ себестоимости проводят по следующим направлениям:
 1. Анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.
 2. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.
 3. Анализ себестоимости важнейших изделий.
 4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.
 5. Анализ косвенных затрат.
 Источники информации: данные статистической отчётности, ф.№5-з "Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции", данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции и пр.
 6.1. Анализ динамики обобщающих показателей и факторов
 Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.
 Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. Порядок проведения факторного анализа представлен в табл.19.
 Изучение структуры затрат на производство и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа себестоимости.
 Таблица 19
 Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции
 Затраты Факторы изменения затрат объём выпуска продукции структура продукции переменные затраты постоянные затраты По плану на плановый выпуск продукции: План План План План По плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции: Факт План План План По плановому уровню на фактический выпуск продукции:
  Факт Факт План План Фактические при плановом уровне постоянных затрат: Факт Факт Факт План Фактические: Факт Факт Факт Факт Анализ структуры себестоимости по статьям и элементам расходов проводится в аналитической таблице табл.20.
 Таблица 20
 Состав затрат на производство
 Элементы затрат За предшест-вующий год По плану на отчётный год Фактически за отчётный год Изменение фактических удельных весов по сравнению сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % с предше-ствующим годом с планом, % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (гр.7 - гр.3) (гр.7 - гр.5) Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике.
 При помощи показателей структуры рассматривается влияние каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или перерасхода затрат. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений. Анализ проводится в аналитической табл.21.
 Таблица 21
 Затраты на производство продукции по статьям
 Статьи затрат Базис-ный период Отчётный период Отклонения уровня затрат Сумма Уровень затрат План Факт от плана
 (гр.6 - гр.4) от показателя базисного периода
 (гр.6 - гр.2) Сумма Уровень затрат Сумма Уровень затрат 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Уровень затрат определяется делением расходов по каждой статье на объём товарной продукции.
 Анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.
 6.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции
 Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции:
 .
 Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Схема факторной системы затрат на 1 руб. товарной продукции представлена на рис.11.
 
 Рис.11. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции
 Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок по данным табл.19 и по данным о выпуске товарной продукции:
 Товарная продукция:
 а) по плану: ;
 б) фактически при плановой структуре и плановых ценах: ;
 в) фактически по ценам плана: ;
 г) фактически: ;
 Если затраты на 1 руб. товарной продукции (У3) представить в виде
 ,
 то анализ проводится методом цепных подстановок и его алгоритм аналогичен алгоритму проведения факторного анализа материалоёмкости. (см. тему №4).
 Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 руб. товарной продукции за счёт каждого фактора умножить на фактический объём реализации продукции, выраженный в плановых ценах (табл.22).
 Таблица 22
 Порядок расчёта влияния факторов на изменение суммы прибыли
 Фактор Формула расчёта влияния фактора Объём выпуска товарной продукции
 Структура товарной продукции
 Уровень переменных затрат на единицу продукции
 Изменение суммы постоянных затрат
 Изменение уровня отпускных цен
 
 
 
  Итого В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и, если есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.
 6.3. Анализ себестоимости важнейших изделий
 Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчётные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.
 Анализ проводят методом цепных подстановок на основе формулы себестоимости единицы продукции:
  ;
  ;
  ;
 .
 Общее изменение себестоимости единицы продукции:
 , в том числе за счёт изменения:
 а) объёма производства продукции ;
 б) суммы постоянных затрат ;
 в) суммы удельных переменных затрат .
 Затем более детально изучают себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми и данными за прошлые периоды.
 6.4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат
 Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции занимают затраты на сырьё и материалы. Система факторов, оказывающих влияние на прямые материальные затраты, приведена на рис.12.
 
 Рис.12.Блок-схема факторной системы материальных затрат
 
  Расчёт влияния факторов производится способом цепных подстановок. Для этого необходимо произвести пересчёт затрат на производство продукции:
 а) по плану: ;
 б) по плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции: ;
 в) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции: ;
 г) фактически по плановым ценам: ;
 д) фактически: .
 Сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции:
  где УРi - удельный расход i-го материала; ЦМi - средняя цена i-го материала.
 Расход материалов на единицу продукции зависит от качества сырья и материалов, замены одного вида материала другим, изменения рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья и др. Прирост суммы материальных затрат на производство i-го вида продукции за счёт изменения удельного расхода материалов рассчитывают по формуле:
 .
 Уровень средней цены материалов зависит от рынков сырья, отпускной цены поставщика, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспортно-заготовительных расходов, качества сырья и т.д. Чтобы узнать, как за счёт каждого из факторов изменилась общая сумма материальных затрат, воспользуемся формулой
 ,
 где - изменение средней цены i-го вида или группы материалов за счёт фактора.
 В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потреблённых материалов на единицу продукции, но и их стоимость:
 ,
 где - изменение нормы расхода в связи с заменой материала;
  - расход материала после замены;
  - цена заменяемого материала;
  - изменение цены в связи с заменой материала.
 Расчёты проводятся по каждому виду продукции на основе плановых и отчётных калькуляций с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию.
 В ходе дальнейшего анализа переходят к изучению затрат по статье "Заработная плата", т.е. прямых трудовых затрат. Факторы, определяющие сумму прямой зарплаты, представлены на рис.13.
 
 Рис.13. Схема факторной системы зарплаты на производство продукции
  Для расчёта влияния этих факторов необходимо иметь следующие исходные данные.
 Сумма прямой зарплаты на производство продукции, млн. руб.:
 по плану: ;
 по плану, пересчитанному на фактический выпуск продукции при плановой её структуре: ;
 по плановому уровню затрат на фактический выпуск продукции: ;
 фактически при плановом уровне оплаты труда: ;
 фактически: .
 На основе данных анализ можно провести способом цепных подстановок либо интегральным методом.
 Зарплата на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов. Фактор структуры производства продукции не оказывает влияния на данный показатель:
 .
 6.5. Анализ косвенных затрат
 Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путём сравнения фактической их величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция - роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат. По своему составу это комплексные статьи, состоящие из нескольких элементов.
 Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (РСЭО) включают амортизацию машин и оборудования, затраты на их содержание, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП и др. Некоторые виды затрат (например, амортизация) не зависят от объёма производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными. Степень их зависимости от объёма производства продукции устанавливается с помощью коэффициентов, величина которых определяется опытным путём, или с помощью корреляционного анализа по большой совокупности данных от объёма выпуска продукции и суммы этих затрат.
 Для проведения анализа РСЭО целесообразно построить табл.23.
 Таблица 23
 Затраты на РСЭО
 Затраты Коэффи-циент зависи-мости затрат от объёма выпуска Сумма затрат,
 т. руб. Затраты по плану, пересчи-танному на факт. объём продукции Отклонение от плана план факт Общее В том числе за счёт Объёма выпуска Уровня затрат Амортизация - Ремонт Эксплуата-ционные расходы Износ МБП Итого - Для пересчёта плановых затрат на фактический выпуск продукции можно использовать формулу:
 ;
 где Зск - затраты скорректированные на фактический выпуск продукции;
 Зпл - плановая сумма затрат по статье;
  - перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции %;
 Kз - коэффициент зависимости затрат от объёма производства продукции.
 В ходе дальнейшего анализа выясняют причины относительного перерасхода или экономии средств по каждой статье затрат.
 Анализ цеховых и общехозяйственных расходов имеет большое значение, т.к. они занимают большой удельный вес в себестоимости продукции. Эти расходы так же разделяют на условно-постоянные и условно-переменные, а последние корректируют на процент выполнения плана по производству товарной продукции. Фактические данные сравнивают с плановой величиной накладных расходов.
 Для анализа цеховых и общезаводских расходов по статьям затрат используют данные аналитического бухгалтерского учёта. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное отклонение от плана и их причины. (табл.24)
 Таблица 24
 Факторы изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов
 Статья расходов Фактор изменения затрат Формула расчёта Заработная плата работников аппарата управления Численность персонала (Ч),
 Средняя заработная плата одного работника (ОТ) Содержание основных фондов:
 - амортизация
 - расходы на освещение, отопление, водоснабжение и пр. Первоначальная стоимость основных фондов (ОС), норма амортизации (Na)
 Норма потребления ресурса (H) тариф на услугу (Ц1)
  Затраты на текущий ремонт, испытания Объём работ (V);
 средняя стоимость единицы работы (Ц2) Содержание легкового транспорта Количество машин (К)
 Средние затраты на содержание одной машины (З) Расходы по командировкам Количество командировок (К1) средняя продолжительность (Д), средняя стоимость одного дня командировки (Ц3) Оплата простоев Количество человеко-дней простоя (К) уровень оплаты за один день простоя (ОТ1) Налоги и сборы, относимые на себестоимость. Налогооблагаемая база (Б), процентная ставка налога (С) Расходы на охрану труда Объём намеченных мероприятий (V) средняя стоимость мероприятия (Ц4) При проверке выполнения сметы нельзя всю полученную экономию отнести на счёт предприятия, так же как и все допущенные перерасходы оценивать отрицательно. Оценка отклонений фактических расходов от сметы зависит от того, какие причины вызвали экономию или перерасход по каждой статье затрат. В ряде случаев экономия связана с невыполнением намеченных мероприятий по улучшению условий труда, технике безопасности, изобретательству, подготовке и переподготовке кадров и т. д. Невыполнение этих мероприятий наносит предприятию иногда больший ущерб, чем сумма полученной экономии. В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции.
 Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время и в связи с использованием рабочих на работах, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потреблённой энергии и топлива за время простоя предприятия и др.
 Анализ общепроизводственных расходов в себестоимости единицы изделия производится с учётом результатов, полученных при анализе их в целом по предприятию. Эти расходы распределяются между отдельными видами изготовленной продукции пропорционально прямым затратам за исключением покупных материалов или заработной платы основных производственных рабочих.
 Сумма этих расходов, приходящихся на единицу продукции (УК), зависит от изменения:
 а) общей суммы цеховых и общезаводских расходов (Зц);
 б) суммы прямых затрат, которые являются базой распределения косвенных (УДi)
 в) объёма производства продукции (VBП)
 .
 Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта.
 Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезённого груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.
 Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.
 Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объёмом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.
 Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка - один из факторов повышения спроса на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объёма продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые расходы.
 В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.
 Вопросы для самоконтроля
 1. Какие основные направления составляют содержание анализа себестоимости продукции?
 2. Какие факторы оказывают влияние на уровень затрат и на совокупную себестоимость продукции?
 3. Опишите алгоритм расчётов при анализе влияния факторов на совокупную себестоимость.
 4. Опишите алгоритм расчётов при факторном анализе уровня затрат на 1 руб. товарной продукции.
 5. Опишите алгоритм расчетов при факторном анализе себестоимости единицы продукции.
 6. Выделите факторы первого и последующих уровней, влияющие на размер прямых материальных затрат.
 7. Опишите алгоритмы расчетов при факторном анализе прямых трудовых затрат.
 8. Какие факторы оказывают влияние на сумму и уровень косвенных расходов?
 9. Каковы отличительные особенности анализа условно-переменных и условно-постоянных издержек?
 
 ТЕМА 7. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
 Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.
 Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
 Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:
 1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
 2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
 3. Анализ уровня среднереализационных цен.
 4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
 5. Анализ рентабельности деятельности предприятия.
 6. Анализ распределения и использования прибыли.
 Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам "Прибыли и убытки", "Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток", форма бухгалтерской отчетности №2 "Отчет о прибылях и убытках", данные финансового плана.
 В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
 Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена на рис. 14.
 Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.
 Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
 7.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
 В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
 Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую табл. 25.
 Таблица 25
 Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли
 Показатель Базисный период Отчетный период Абсолютное отклонение Темп изменения, % тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удель-ный вес % Прибыль от продаж Сальдо от операционных доходов и расходов Сальдо вне- реализационных доходов и расходов Прибыль от обычных видов деятельности
 Рис.14. Схема факторного анализа прибыли
 7.2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности
 Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
 Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
 Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
 Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
 Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
 Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл.26)
 Таблица 26
 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж
 Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли,
 тыс. руб. объем реализации структура товарной продукции цена себестоимость План План План План План Усл1 Факт План План План Усл2 Факт Факт План План Усл3 Факт Факт Факт План Факт Факт Факт Факт Факт Изменение суммы прибыли за счет:
 объема реализации продукции
 структуры товарной продукции
 средних цен реализации
 себестоимости реализуемой продукции
 Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
 Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
 Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
 .
 Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
 .
 Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
 
 где Riпл - плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
 Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
  7.3. Анализ уровня среднереализационных цен
 Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
 Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
 Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:
 ,
 где Цн и Цп - соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн - объем реализации продукции нового качества; VРПобщ - общий объем продаж i-го вида за отчетный период.
 Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.
 Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:
 .
 Данные можно свести в табл.27.
 Таблица 27
 Расчет влияния качества изделия на его среднюю цену реализации
 Сорт продукции Цена за туб, тыс. руб. Объем реализации, нат. изм. Удельный вес сортов, % Фактический объем продаж при плановой сортности, нат. изм. Выручка от продаж, тыс. руб. план Факт План Факт +,- при фактической сортности при плановой сортности I 750 21600 25925 80 85 +5 24400 19443750 18300000 II 675 5400 4575 20 15 -5 6100 3088125 4117500 Всего - 27000 30500 100 100 - 30500 22531875 22417500 Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,1296320 (30500:2700), то фактический объем продаж по I сорту в пересчете на плановую сортность равен 24400 ед. (21600 х 1,129630).
 Полученные данные свидетельствует о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручки от ее реализации увеличилась на 114375 тыс.руб (22531875-22417500), а средняя цена единицы продукции - на 3,75 тыс.руб=[(+5 . 750)+(-5 . 675)] :100.
 По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции.
 Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
 7.4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
 Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
 Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
 Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
 Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
 Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
 В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.
 7.5. Анализ рентабельности продукции
 Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
 Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
 Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
 Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
  или
 Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
 Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
 .
 Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
 .
 В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
 Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
 Факторная модель этого показателя имеет вид:
  Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
 Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
 
  Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
 .
 Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
 .
 Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
 Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу