<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Объективные пределы означают, что законная сила судебного решения распространяется только на те факты и правоотношения, которые были установлены судом при разрешении дела. Факты, которые не исследовались судом первой инстанции могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для предъявления иска. Равным образом права и обязанности сторон, о которых суд ничего не сказал в решении по делу и которые не были предметом судебного разбирательства, могут стать предметом нового иска.
  Субъективные пределы ограничивают действие законной силы решения кругом лиц, участвующих в деле, привлеченных судом либо вступивших в него по собственной инициативе. Законная сила распространяется на этих лиц и на их правопреемников. Для остальных граждан и юридических лиц, чьи права могут быть затронуты данным решением, существует возможность предъявления иска на общих основаниях.
 
  Определение суда первой инстанции
  В отличие от решения, затрагивающего по существу судьбу объекта процесса, определения суда первой инстанции касаются вопросов, возникающих в связи и по поводу разбирательства дела, и не разрешают дело по существу (ст. 223 ГПК).
  Суд может выносить определения как в совещательной комнате, так и в ходе судебного заседания, посовещавшись на месте. Это зависит от степени сложности вопроса и необходимости развернутой или краткой аргументации.
  Виды судебных определений различны: 1) заканчивающие процесс урегулированием спора между сторонами (прекращение дела ввиду отказа от иска истца); 2) препятствующие возникновению или завершению процесса (отказ в принятии искового заявления, оставление иска без рассмотрения, передача спора в третейский суд); 3) обеспечивающие нормальный ход процесса (привлечение к делу заинтересованных лиц, собирание доказательств и т.п.); 4) касающиеся постановленного решения или его исполнения (исправление ошибок и разъяснение смысла решения и т.п.); 5) касающиеся заявлений о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам; 6) частные определения.
  Содержание определений суда первой инстанции определяется законом (ст. 224 ГПК). По аналогии с судебным решением в нем различаются вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.
  Определение суда оглашаются немедленно после их вынесения.
 
  Частные определения суда и их роль в профилактике правонарушений
  Частные определения - одно из средств, направленных на устранение причин правонарушений. Они касаются вопросов, хотя и выходящих за пределы основного спора, но связанных с ними, и ликвидации обнаруженных судом в процессе разбирательства дела нарушений закона, недостатков в работе организаций, осуждения аморальных поступков отдельных граждан и т.п. Оно выносится в совещательной комнате в виде отдельного документа и подписывается всем составом суда, как правило, одновременно с решением или определением о прекращении производства по делу.
  Если с учетом характера выявленных фактов требуется принятие неотложных мер к их устранению (опасное для жизни или здоровья людей состояние зданий; нахождение малолетних детей без присмотра взрослых и т.п.), частное определение может быть вынесено и на более ранней стадии судебного процесса. При этом, однако, не могут предрешаться выводы по вопросам, подлежащим рассмотрению судом при вынесении решения по делу.
  После получения копии частного определения лица, в чей адрес они направлены, обязаны в месячный срок сообщить суду о принятых мерах.
  Если суд при рассмотрении дела обнаружит данные, свидетельствующие о признаке уголовного преступления, он сообщает об этом в органы прокуратуры.
 
 Глава 15. ЗАОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
 
  Понятие и значение заочного производства
  Заочное производство внесено в Гражданский процессуальный кодекс с 4 января 1996 г. Федеральным законом РФ от 30 ноября 1995 г. (cт. 2131 - 21313 ГПК).
  В соответствии со ст. 213' ГПК оно представляет собой разрешение гражданского дела, находящегося в производстве суда в отсутствие нсявившегося ответчика, надлежащим образом извещенного судом о времени и месте судебного заседания, и возможно только в случае, если истец против этого не возражает. Значение заочного производства состоит в том, что оно позволяет ускорить рассмотрение дела по существу заявленного требования в случае недобросовестного исполнения своих процессуальных обязанностей со стороны ответчика.
 
  Права явившейся стороны
  Как отмечалось ранее, рассмотрение дела в порядке заочного производства возможно с согласия истца. В том случае, если он будет возражать против этого, суд будет обязан отложить разбирательство дела и направить ответчику повторное извещение о времени и месте нового судебного разбирательства (ст. 2132 ГПК),
 
  Порядок заочного производства
  При рассмотрении спора в порядке заочного производства суд исследует только те доказательства, которые первоначально представлены сторонами при возбуждении дела. При постановлении решения, которое получило название заочного решения, суд учитывает их доводы и ходатайства.
  Разбирательство дела в порядке заочного производства, в отличие от искового производства, несколько уменьшает процессуальные права истца. Так, а соответствии со ст. 2133 ГПК при рассмотрении дела в порядке заочного производства не могут быть изменены основание или предмет иска или увеличен размер исковых требований.
 
  Содержание заочного решения
  Несколько упрощенная форма судебного разбирательства в порядке заочного производства не влияет на содержание заочного решения. Оно, как и обычное решение, состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей и должно нести в себе выводы суда об удовлетворении иска или об отказе в нем полностью или в части, о распределении судебных расходов по делу, о порядке и сроке его обжалования. Вместе с тем, в резолютивной части заочного решения, кроме этого, должно быть указано сведение о сроке и порядке подачи заявления о пересмотре данного решения (ст. 2134 ГПК).
  Как и обычное, заочное решение сразу же после его вынесения провозглашается в зале заседания. Неявившемуся ответчику копия его высылается не позднее трех дней со дня провозглашения (ст. 2135 ГПК).
 
  Обжалование заочного решения
  Заочное решение, как и обычное, может быть обжаловано заинтересованным лицом путем подачи кассационной жалобы (протеста) в порядке, определенном ст. 282 ГПК.
  Однако, если ответчик не воспользовался этим правом, то он может использовать положение, содержащееся в ст. 2136 ГПК, в силу которого установлен 15-дневный срок для подачи ответчиком заявления о пересмотре заочного решения.
  Таким образом, если в течение обычного 10-дневного срока, установленного для кассационного обжалования, ответчик не подал кассационную жалобу, у него все же сохраняется еще 5 дней для подачи заявления о пересмотре.
 
  Содержание заявления о пересмотре заочного решения
  Ответчик, узнавший, что в отношении него постановлено заочное решение, вправе обратиться в суд, постановивший его, с заявлением о пересмотре этого решения. Заявление составляется в письменной форме и подается в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Оно должно содержать в себе наименование суда, постановившего решение, и стороны подавшей заявление. Кроме того, в нем указывается перечень обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, и документы, подтверждающие эти обстоятельства, а также доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого заочного решения, и просьба стороны, подающей его.
  В заявлении приводится перечень приложенных к нему документов. Данное заявление не оплачивается государственной пошлиной.
 
  Действия суда после принятия заявления
  Получив заявление о пересмотре заочного решения, суд в соответствии со ст. 2138 ГПК обязан о его поступлении, а также месте и времени рассмотрения известить лиц, участвующих в деле, и направить им копии заявления и прилагаемые к нему материалы.
 
  Рассмотрение заявления
  Заявления о пересмотре заочного решения рассматривается судом по правилам, установленным ст. 2139 ГПК. В соответствии с данной нормой заявление должно быть рассмотрено в судебном заседании в течение 10 дней с момента поступления, о чем суд должен известить лиц, участвующих в деле. Если лица, своевременно и надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения заявления, не явились независимо от каких-либо причин в судебное заседание, то их неявка не служит препятствием для рассмотрения дела. Однако суд обязан отложить слушание, если они не были своевременно извещены о месте и времени его разбирательства.
 
  Полномочия суда
  Рассмотрев заявление о пересмотре заочного решения, суд выносит определение, которым оставляет его без удовлетворения или отменяет решение и возобновляет рассмотрение дела по существу в том же или ином составе суда (ст. 2131 ГПК).
 
  Основания к отмене заочного решения
  Суд оставляет заявление о пересмотре заочного решения без удовлетворения, если установит, что причина неявки ответчика в судебное заседание не признана уважительной и, кроме того, им не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что они не были исследованы судом при вынесении решения.
  Суд отменяет решение и возобновляет рассмотрение дела по существу в том же или ином составе суда, если признает, что неявка ответчика была вызвана уважительной причиной, о которой он не мог своевременно поставить суд в известность. Одновременно он также должен указать на те обстоятельства, которые имеют существенное значение для правильного разрешения спора, но они не были исследованы судом.
 
  Законная сила заочного решения
  В силу ст. 21313 ГПК заочное решение вступает в законную силу по правилам. установленным ст. 208 ГПК, то есть по истечении 10 дней после его вынесения, при условии если не была подана кассационная жалоба (протест). Кроме того, в случае если ответчику судом, постановившим его, отказано в принятии заявления о пересмотре заочного решения, оно вступает в законную силу либо после истечения срока на подачу соответствовавшего определения судьи либо рассмотрения жалобы на это определение кассационной инстанцией.
  Заочное решение, вступившее в законную силу, обладает теми же свойствами, что и обычное решение, - неопровержимостью, исключительностью, обязательностью и преюдициальностью.
 
 Глава 16. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)
 
  Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений
  Судебная форма защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций предусмотрена для разрешения не только гражданских, но и административных споров. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений - вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих как из административных, так и из конституционных, гражданских, налоговых и других правоотношений (жалобы на действия избирательных комиссий, налоговых органов, на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу, на отказ регистрации недвижимости и др.)
  В отличие от искового производства, где спор идет о праве гражданском между равноправными субъектами, в делах, возникающих из административно-правовых отношений - между органами власти (должностными лицами) и гражданами.
  Суды при рассмотрении дел данной категории осуществляют проверку законности действий административных органов. Рассмотрение таких дел производится по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом изъятий и дополнений, установленных законодательством.
  К данному судопроизводству отнесены дела о защите избирательного права граждан; об обжаловании действий должностных лиц, о применении административного взыскания; об оспаривании законности нормативных правовых актов, за исключением актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда; об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц государственных органов.
 
  Рассмотрение и разрешение судами дел о защите избирательных прав граждан
  Судебная защита избирательных прав граждан, вытекающих из конституционных (публичных) правоотношений, направлена на охрану как активного (права избирать), так и пассивного избирательного права (права быть избранным).
  Составление списков избирателей и включение в них граждан определены Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации".
  Списки представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждому гражданину предоставляется право заявлять в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей либо о любой ошибке или неточности в нем. Участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонении заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а поданную за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
  В целях защиты любых избирательных прав гражданин в соответствии с Федеральным законом "06 основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вправе обратиться с жалобой как в избирательную комиссию, так и в суд.
  В случае несогласия гражданина с решением избирательной комиссии (должностных лиц) он может подать аналогичную жалобу в вышестоящую избирательную комиссию или непосредственно в суд. Подчеркнем, что предварительное обращение и какое-либо решение, принятое избирательными комиссиями, не являются обязательным условием для обращения гражданина в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а по поступившим в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
  Решение же суда по существу жалобы является окончательным.
 
  Жалобы на действия административных органов и должностных лиц
  Суды рассматривают дела по жалобам, поданным гражданами на действия административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в административном порядке (ст. 236 ПК). К числу таких действий относятся постановления административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних районной администрации, решения сельской, поселковой администрации, постановления иного органа (должностного лица) о наложении административных взысканий и др.
 
  Подача жалобы
  В течение десяти дней со дня вручения постановления административных органов и должностных лиц о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке граждане или должностные лица вправе обжаловать соответствующие действия в суд по месту жительства (ст. 237 ГПК).
  Обратиться с жалобой в суд с требованием о возбуждении дела может как само лицо, привлеченное к административной ответственности, так и потерпевшие лица, которым в результате административного проступка причинен моральный, юридический или имущественный вред, а также их представители, наделенные соответствующими полномочиями. В силу ст. 41 ГПК с аналогичным требованием в суд может обратиться прокурор.
  Исчисление 10-дневного срока идет со дня, когда лицу было вручено постановление, Если гражданин по каким-либо причинам пропустил срок для подачи жалобы, то он все равно не лишается права на обращение в суд. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14 апреля 1988 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях" разъяснил судам, что недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечения сроков наложения взыскания, исполнения постановления. В случае пропуска десятидневного срока обращения в суд по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление.
  Если же судом будет установлено, что этот срок пропущен без уважительной причины, он оставляет жалобу без удовлетворения, а постановление об административном правонарушении - без изменения.
  В целях правильного и быстрого разрешения дела поданная жалоба должна соответствовать требованиям, указанным в ст. 126 ГПК.
  В стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья, установив, что представленные доказательства недостаточны, вправе предложить участвующим в деле лицам, представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление доказательств затруднительно, судья по ходатайству лица, подавшего жалобу, или должностного лица, истребует письменные либо вещественные доказательства.
 
  Рассмотрение жалобы
  Жалоба подлежит рассмотрению судом в 10-дневный срок. Заявитель и административный орган или должностное лицо надлежащим образом извещаются о времени и месте судебного разбирательства. При их неявке в судебное заседание, если нет сведений о вручении им судебных извещений либо если причина отсутствия является уважительной, суд должен отложить разбирательство дела (ст. 157 ГПК).
  Однако суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа (должностного лица), если сведения о причинах неявки отсутствуют, либо если суд признает причины неявки неуважительными, или если представитель административного органа (должностное лицо), умышленно затягивает производство по делу.
  При рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действия административного органа или должностного лица и установить, производится ли взыскание на основании закона и управомоченным на то органом или должностным лицом, был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф установленный предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа.
 
  Решение суда по жалобе
  Решение суда по делу об административном правонарушении должно быть законным и обоснованным и отвечать требованиям, указанным в ст. 197 ГПК.
  Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14 апреля 1988г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях" обратил внимание судов на то, что в случае признания необоснованным привлечения заявителя к административной ответственности, за отсутствием состава и события административного правонарушения, а также иных перечисленных в ст. 227 КоАП обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении дела об административном правонарушении. Если действия административного органа (должностного лица) по применению административного взыскания являются законными и обоснованными, суд оставляет постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Суд вправе изменить меру взыскания, учитывая при этом характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
  Установив, что постановление по делу об административном правонарушении было вынесено органом (должностным лицом), неправомочным разрешать данное дело, суд своим решением отменяет постановление, а дело об административном правонарушении, если не истекли сроки наложения административного взыскания, направляет на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).
  Если суд, рассматривающий дело по жалобе потерпевшего, придет к выводу о мягкости примененного в отношении нарушителя административного взыскания либо о необоснованности вынесения административным органом постановления о прекращении производства по делу, отменяет постановление и направляет его в тот же административный орган (должностному лицу), при условии, если не истекли сроки наложения административного взыскания. Копия решения в трехдневный срок должна быть направлена административному органу (должностному лицу). Решение суда не подлежит обжалованию или опротестованию в кассационном порядке. В то же время оно может быть опротестовано в порядке надзора.
 
  Производство по делам об обжаловании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, государственных служащих и должностных лиц
  В силу ст. 46 Конституции РФ граждане, считающие, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушают их права и свободы, вправе обжаловать их действия в суд.
  Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 21 декабря 1993г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" к числу таких действий, подлежащих судебному обжалованию относятся коллегиальные или единоличные действия, в результате которых нарушены права или свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
 
  Подача заявления
  С жалобой на такие действия гражданин вправе обратиться в вышестоящие в порядке подчиненности государственные органы, общественные организации, к должностному лицу, которые обязаны рассмотреть ее и дать ответ в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы было отказано или в течение месяца со дня ее подачи гражданин не получил ответа, то он вправе с жалобой обратиться в суд как по месту его жительства, так и месту нахождения соответствующего органа.
  Жалоба на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу по основанию, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, подается в Верховный Суд республики в составе Российской Федерации, краевой, областной, городской суд Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области, автономного округа по месту принятия решения об удовлетворении просьбы.
  Военнослужащие вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и должностных лиц. В военный суд также могут быть поданы жалобы на действия и решения лиц, хотя и не состоящих на военной службе, но по занимаемой должности в военных управлениях правомочных принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих.
  Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения военной службы по своему усмотрению в военный суд или в суд общей юрисдикции.
 
  Срок подачи жалобы
  Жалоба может быть выдана в трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.
  Жалоба подается в месячный срок со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненности государственного органа, общественной организации, должностного лица в ее удовлетворении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если им не был получен ответ.
 
  Рассмотрение жалобы
  Жалоба рассматривается в коллегиальном составе или единолично судьей в десятидневный срок. Неявка в судебное заседание как гражданина, подавшего жалобу, так и руководителя (представителя) государственного органа, общественной организации или должностного лица, действия которых обжалуются, не является препятствием к рассмотрению ее по существу.
 
  Решение по жалобе
  Если суд признает жалобу обоснованной, то он выносит решение об ее удовлетворении, в противном случае - отказывает в удовлетворении.
  После вынесения решения суд обязан его копию направить соответствующему органу или должностному лицу не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу. Если же решение подлежит немедленному исполнению - сразу после его вынесения.
 
  Производство по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов
  Прокурор или его заместитель вправе принести протест на противоречащий законодательству акт в орган или должностному лицу, которые издали его, либо могут обратиться в суд, в порядке предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
  Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Если же протест принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
  Обратиться в суд могут также граждане и организации, оспаривающие законность нормативно-правового акта полностью или в части.
  Дела о признании противоречащих закону правовых актов, носящих нормативный характер, рассматриваются по общим правилам гражданского процессуального законодательства с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами РФ.
  Рассмотрение таких дел производится судьей единолично. При рассмотрении заявления суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, а только исследует свойства нормативного акта, полномочия органа, издавшего акт, выясняет соответствия закрепленных в акте норм Конституции РФ и федеральным законам.
  В резолютивной части судебного решения по делу указываются сведения об удовлетворении заявления либо об отказе в удовлетворении требования.
  В случае положительного решения суда нормативный правовой акт или его часть считаются недействительными с момента принятия данного нормативного акта.
 
 Глава 17. ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО
 
  Понятие особого производства и его отличие от искового производства и от производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений
  Особое производство - порядок рассмотрения отнесенных к ведению суда дел, для которых характерны отсутствие спора о праве, применение специальных средств и способов охраны субъективных прав, некоторые особенности процедуры. Целью особого производства является не разрешение спора о праве гражданском, а подтверждение в бесспорном одностороннем судопроизводстве обстоятельств, имеющих юридическое значение, а также бесспорных прав и защита интересов заявителя, связанных с их реализацией.
  Как указывалось выше, в исковом производстве, где рассматриваются дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых и других отношений, суды разрешают споры о праве. В разрешении дел, возникших из административно-правовых отношений, также не разрешается спор о праве гражданском. Однако при рассмотрении этих дел решается вопрос о правах и обязанностях, составляющих существо административно-правового отношения.
  Во всех делах особого производства вообще нет спора о праве, нет спорящих сторон, иска, мирового соглашения и всего остального, что рассчитано именно на случаи спора о праве. Здесь суд только устанавливает факты, имеющие юридическое значение; констатирует правомерность или неправомерность действий других органов, которые по закону вправе устанавливать или удостоверять факты, имеющие правовое значение, либо восстанавливает права на определенные документы для тех, кто их утратил. Интерес заявителя к делу заключается не в требовании немедленной защиты своего права (его никто не нарушает и не оспаривает), а либо в устранении препятствий к осуществлению своего права, либо в создании условий надлежащего осуществления и защиты своих прав, либо в установлении правового статуса.
  Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК, разрешение спора, возникшего в процессе рассмотрения дела особого производства, должно входить в компетенцию суда в исковом производстве. Поэтому, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный суду общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях.
 
  Дела, подлежащие рассмотрению в порядке особого производства
  Согласно ст. 245 ГПК в порядке особого производства подлежат рассмотрению дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими; о признании граждан ограниченно дееспособными или недееспособными; об установлении усыновления (удочерения) ребенка; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильностей записи в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на неправильность нотариальных действий или на отказ в их совершении; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство).
  Но этот перечень не носит исчерпывающего характера, и суд может рассматривать иные дела, например, о признании выздоровевшего гражданина дееспособным и об отмене ограничения дееспособности (ст. 263 ГПК), эмансипации (ст. 27 ГК РФ) и др.
 
  Порядок рассмотрения дел особого производства
  В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК к делам особого производства применяются правила, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения дел искового производства, при условии, что они не противоречат специальным нормам, установленным для того или иного вида особого производства. Они проходят все те же стадии, что и дела исковые. На них распространяются общие правила доказывания, ведения протоколов, нормы, регулирующие проверку законности и обоснованности решений и т.д.
  Вместе с тем, отдельные положения искового процесса применяются с оговорками и ограничениями. Например, существенные особенности имеет порядок возбуждения дел особого производства. Некоторые из них могут быть начаты только при условии, если заявитель указывает цель обращения об установлении того или иного факта, события, действия и т.д.
 
  Лица, участвующие в делах особого производства
  В соответствии с ч. 2 ст. 246 ГПК лицами, участвующими в делах особого производства являются заявитель и заинтересованные лица. Они пользуются правами, перечисленными в ст. 30 ГПК, за исключением тех, которые касаются распоряжения спорным правом.
  К заявителям относятся граждане, организации, например, муниципальный орган, профсоюзные организации, психиатрические лечебные учреждения. К заинтересованным могут быть отнесены лица, взаимоотношения которых с заявителем зависят от факта, подлежащего установлению, например, родственники заявителя при установлении факта для последующего оформления наследственных прав; организации и учреждения, в которых заявитель намерен использовать решение суда по делу особого производства (отдел социального обеспечения и т.п.); организации и учреждения, которые по закону могли удостоверить тот или иной факт, но почему-либо не сделали этого своевременно или не могут выдать дубликат документа.
  Привлечение к делу заинтересованных лиц - обязанность суда. В случае их неявки в судебное заседание дело откладывается слушанием.
 
  Факты, имеющие юридическое значение, подлежащие установлению в порядке особого производства
  Факт, имеющий юридическое значение - событие и действие, влекущее в соответствии с законом определенные правовые последствия. Установление факта, не имеющего юридического значения, беспредметно, в связи с чем суд отказывает в просьбе установить такой факт или прекращает производство по ошибочно принятому делу.
  Статья 247 ГПК приводит перечень фактов, имеющих юридическое значение: родственные отношения лиц; нахождение на иждивении; регистрация рождения, усыновления, брака, развода и смерти; фактические брачные отношения, если они возникли до 8 июля 1944 г. и не могли вследствие смерти одного из супругов быть зарегистрированы в органах загса; принадлежность правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией по паспорту или свидетельству о рождении (за исключением профсоюзных билетов, воинских документов, паспорта и свидетельств, выдаваемых органами загса); владение строением на праве собственности; несчастный случай; смерть лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов загса в регистрации события смерти; принятие наследства и место открытия наследства и другие факты, имеющие юридическое значение, если законодательством не предусмотрен иной порядок их установления.
  Как разъяснил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 9 от 21 июня 1985 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", к их числу относится также факт признания отцовства в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г., факт отцовства, регистрации отцовства.
 
  Обстоятельства, служащие основанием для принятия судами заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства, при соблюдении определенных условий, если: а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций); б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду; в) заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.
  Чтобы определить, имеет ли юридическое значение в конкретном случае тот или иной факт, нужно выяснить цель, для которой он устанавливается. Например, юридически безразлично наличие родственных отношений между наследодателем и лицами, не входящими в круг наследников по закону, например дядя и племянник и т.п.
  Обращение к суду с просьбой установить факт возможно лишь при отсутствии иного порядка его удостоверения. В настоящее время административный порядок установлен для подтверждения трудового стажа, службы в Вооруженных Силах РФ, возраста граждан и др.
 
  Подсудность дел особого производства
  Заявление по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства, за исключением дела об установлении факта владения строением на праве собственности, рассматривающегося по месту нахождения строения. Оно должно отвечать требованиям, перечисленным в ст. 126 ГПК. Однако, кроме обычных реквизитов, в заявлении должны быть указаны: а) цель установления этого факта; б) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.
 
  Факт родственных отношений
  Факт родственных отношений лиц устанавливается в судебном порядке, когда это непосредственно порождает юридические последствия, например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца. Вместе с тем. не может быть принято заявление об установлении факта родственных отношений, если заявителем преследуется цель подтверждения в дальнейшем права на жилую площадь или на обмен жилой площади.
  В решении по данному делу суд должен указать, в какой степени родства находится заявитель с конкретным липом, а если речь идет об установлении родственных отношений наследников второй очереди, отмечает отсутствие соответствующих наследников первой очереди (п. 1 ст. 247 ГПК).
 
  Факт нахождения на иждивении
  Установление факта нахождения лица на иждивении имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда здоровью.
  При установлении данного факта учитывается, что члены семьи умершего считаются состоящими на его иждивении, если они находились на полном его содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (п. 2 ст. 247 ГПК).
 
  Факт регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, развода и смерти
  Суд вправе устанавливать факты регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, развода и смерти, если в органах загса не сохранилась соответствующая запись и в восстановлении такой записи органами загса отказано либо если она может быть восстановлена только на основании решения суда. С заявлением об установлении факта регистрации брака могут обратиться в суд оба супруга. Если заявление об этом подано в суд лишь одним из них, то другой супруг привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица (п. 3 ст. 247 ГПК).
 
  Факт состояния в фактических брачных отношениях
  Установление факта состояния в фактических брачных отношениях может иметь место, если эти отношения возникли до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. и существовали до смерти (или пропажи без вести на фронте) одного из лиц, состоявших в таких отношениях. В этом случае по просьбе заявителя одновременно с признанием указанного факта может быть установлен и факт нахождения заявителя на иждивении умершего либо пропавшего без вести. Однако суд не вправе рассматривать заявление об установлении факта нахождения в фактических брачных отношениях, возникших после 8 июля 1944 г. (п. 4 ст. 247 ГПК).
 
  Факт принадлежности правоустанавливающих документов
  По делам об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении, суды должны требовать от заявителя представления доказательств о том, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление.
  Суды вправе также рассматривать дела об установлении факта принадлежности гражданам справок о ранениях, нахождении в госпитале в связи с решением, извещений воинских частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже без вести граждан в связи с обстоятельствами военного времени, поскольку такие документы не относятся к удостоверяющим личность, страхового полиса, завещательного распоряжения вкладчика и др. (п. 5 ст. 247 ГПК).
 
  Факт владения строением на праве собственности
  В тех случаях, когда у лица отсутствует документ, подтверждающий его право собственности на недвижимое имущество и он лишен возможности получить его в обычном порядке, существует возможность установления факта владения строением на праве собственности в судебном порядке. Он устанавливается судом, если у заявителя был правоустанавливающий документ о принадлежности строения, но он утрачен, и указанный факт не может быть подтвержден во внесудебном порядке. Заявителем должны быть представлены доказательства о невозможности его получения либо восстановления. Однако поскольку строения, незаконченные строительством или не принятые в эксплуатацию, не подлежат регистрации, факт владения ими не может быть установлен судом. Также в порядке особого производства не подлежат судебному рассмотрению и заявления об установлении факта владения самовольно возведенным строением, а также строением, зарегистрированным ранее на имя другого лица или приобретенным заявителем по ненадлежаще оформленной сделке (п. 6 ст. 247 ГПК).
 
  Факт несчастного случай
  Суд вправе устанавливать факт несчастного случая лишь тогда, когда возможность его установления во внесудебном порядке исключается, что должно быть подтверждено соответствующим документом. Заявление принимается к производству суда в случаях, когда акт о несчастном случае вообще не составлялся и составить его в данное время невозможно, либо акт был составлен, но впоследствии утрачен и восстановить его во внесудебном порядке не представилось возможным либо при составлении акта была допущена ошибка, препятствующая признанию факта несчастного случая, и исправить эту ошибку во внесудебном порядке оказалось невозможным,
  Вместе с тем, суд обязан учитывать, что юридическое значение имеет лишь несчастный случай, повлекший за собой трудовое увечье (п. 7 ст. 247 ГПК).
 
  Факт смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах
  Регистрация смерти на основании заключения медицинского учреждения производится в органах записи актов гражданского состояния по месту, где проживал умерший, или по месту наступления смерти.
  Если орган загса отказал в регистрации события смерти, что возможно по причине пропуска установленного в законе срока обращения в органы загса, отсутствия документов, подтверждающих событие смерти, то допускается обращение в суд с заявлением об установлении факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах. Заявителем должен быть представлен документ об отказе органов загса в регистрации события смерти и доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенное время, при определенных обстоятельствах (п. 8 ст. 247 ГПК).
 
  Факт принятий наследства и места открытия наследства
  Заявление об установлении факта наследства и места открытия наследства может быть рассмотрено судом в порядке особого производства, если орган, совершающий нотариальные действия, не вправе выдать заявителю свидетельство о праве на наследство по мотиву отсутствия или недостаточности документов, необходимых для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления во владение наследственным имуществом (п. 9 ст. 247 ГПК).
  Если надлежащие документы представлены (справки об уплате налогов, квитанции об уплате квартплаты, справки БТИ и другие документы, которые бы подтверждали факт вступления в права наследования и во владение имуществом), но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд не с заявлением об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства, а с жалобой на отказ в совершении нотариального действия.
 
  Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим
  Основания для признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим перечислены в нормах гражданского законодательства.
  В соответствии со ст. 42 ГК гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений его пребывания.
  Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (ст. 45 ГК).
  Эта категория дел характеризуется тем, что вывод суда об установлении безвестного отсутствия базируется на юридическом предположении нахождения гражданина в живых, а объявление умершим - на предположении смерти лица. Использование вместо достоверных доказательств предположений ("презумпция жизни" или "презумпция смерти") - следствие недостатка сведений о том. где же находится тот или иной гражданин, жив он или умер. Однако вывод суда о неизвестности нахождения человека в течение определенного срока должен быть подтвержден достоверными доказательствами (ст. 252 ГПК).
 
  Лица, возбуждающие дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим
  По общим правилам, дело может быть возбуждено любым заинтересованным лицом и прокурором. Необходимость в обращении к суду по данному поводу может возникнуть не только у граждан, но и у организации, например, у банка при длительном отсутствии ссудополучателя, когда нет возможности получить задолженность.
 
  Содержание заявления
  В силу статьи 253 ГПК в заявлении указываются: цель, для которой необходимо такое признание, обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие либо дающие основание предполагать смерть пропавшего, подтвержден срок длительности отсутствия гражданина в месте постоянного жительства (выписка из домовой книги, сведения о розыске, проводимом органами внутренних дел и т.п.).
 
  Действия судьи после принятия заявления
  Согласно ст. 254 ГПК суд, приняв заявление, должен выяснить, какие лица (родственники, сослуживцы, знакомые) могут дать сведения об отсутствующем. Суд должен запросить также жилищно-эксплуатационную организацию, милицию и другие возможные организации по последнему месту жительства и месту работы отсутствующего гражданина. После принятия заявления судья может предложить органу опеки и попечительства назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего. В делах рассматриваемой категории обязательно участие прокурора (ст. 255 ГПК).
 
  Обстоятельства, не позволяющие признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим
  Недопустимо признание чьего-либо отсутствия или объявление умершим, когда доподлинно известно, что еще не все возможное сделано для розыска, что отсутствие лица не предумышленно. Так, нельзя признать безвестно отсутствующим или объявить умершим гражданина, в отношении которого возбуждено уголовное дело или объявлен розыск.
 
  Явка гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим
  В случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или объявленным умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.
  Дело слушается с участием явившегося гражданина, заявителя и других заинтересованных лиц. Суд отменяет ранее вынесенное решение. Копию нового решения суд направляет органу опеки и попечительства и в орган загса для снятия опеки и аннулирования записи о смерти.
 
  Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным
  Никто не может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
  Необходимость признания гражданина недееспособным может возникнуть вследствие установления у него душевной болезни или слабоумия (ст. 30 ГК РФ). Кроме того, при наличии установленных законом обстоятельств гражданин также может быть ограничен в дееспособности.
  Под ограничением дееспособности понимается лишение гражданина по суду права совершать без согласия попечителя продажу, дарение, обмен, покупку имущества, другие сделки с ним связанные (за исключением мелких бытовых); получать заработную плату, пенсию и другие виды доходов.
  В число граждан, могущих начать процесс о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным, входят члены его семьи. Однако, когда интересы самого гражданина или окружающих его лиц требуют признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, право возбуждения дела представлено прокурору и государственных и общественных организаций: профсоюзам, органу опеки и попечительства, психиатрическому лечебному учреждению.
  Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 4 мая 1990 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами" совершеннолетние члены семьи гражданина, интересы которых непосредственно затрагиваются возбуждением дела об ограничении его дееспособности, принимают участие в процессе в качестве заявителей как в том случае, когда они сами обращаются в суд, так и в случае привлечения к делу в связи с заявлением, поданным в их интересах прокурором, органом опеки и попечительства, профессиональным союзом, психиатрическим лечебным учреждением или общественной организацией.
  Указанный в ст. 258 ГПК перечень лиц и организаций, имеющих право начать дело об ограничении дееспособности лица или признании его недееспособным, не подлежит расширительному толкованию.
  Согласно ст. 259 ГПК в заявлении о признании гражданина ограниченно дееспособным должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие, что его порочные наклонности ставят в тяжелое материальное положение семью (свидетельские показания, справки об источниках дохода семьи, акты органов внутренних дел о фактах пьянства и т.п.).
  В заявлении о признании гражданина недееспособным излагаются обстоятельства, свидетельствующие о его умственном расстройстве, вследствие которого лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими. К их числу относятся выписки из истории болезни, справки о нахождении лица в психиатрической лечебнице в прошлом и т.п. В порядке подготовки к слушанию дела судья должен решить вопрос о возможном вызове такого гражданина в суд, а также с учетом наличия достаточных для того оснований назначить проведение экспертизы для определения его психического состояния. Вместе с тем, ст. 260 ГПК не предусматривает обязательного проведения экспертизы для лиц, в отношении которых возбуждено дело о признании их ограниченно недееспособными. Однако назначение экспертизы возможно, если имеются материалы, свидетельствующие о необходимости ее проведения.
  В соответствии со ст. 261 ГПК дело о признании гражданина ограниченно дееспособным рассматривается с обязательным его участием, а также прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Отступление от этого правила допускается лишь при условии умышленного уклонения гражданина от явки в суд. Дело о признании гражданина недееспособным слушается с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Однако суд может вызвать в заседание и самого гражданина, если это возможно по его состоянию здоровья.
  Если просьба заявителя удовлетворяется, то после вступления решения в законную силу, суд обязан направить решение в орган опеки и попечительства для назначения ограниченно дееспособному попечителя, а недееспособному - опекуна.
  Выздоровевшее лицо может быть признано дееспособным. Возбуждать такое производство могут те же лица, которые вправе ставить вопрос о признании гражданина полностью или частично недееспособным. Просьба об отмене ограничения дееспособности может быть подана и гражданином, признанным ограниченно дееспособным. На основании решения суда о признании гражданина дееспособным отменяются ранее установленные опека или попечительство.
 
  Усыновление (удочерение)
  Семейный кодекс РФ в ст. 125 предусмотрел возможность усыновления или удочерения в судебном порядке по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства, который был установлен Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" от 21 августа 1996 г.
  Заявление об усыновлении подается лицами (лицом), желающими усыновить ребенка, в суд по месту жительства или нахождения ребенка (ст. 263 ГПК). В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество усыновителей и ребенка, данные о возрасте усыновителей и ребенка, гражданство, степень родства усыновителей с ребенком, другие необходимые для усыновления сведения. К заявлению об усыновлении может быть приложено заявление родителей о согласии на усыновление ребенка, удостоверенное в порядке, предусмотренном законом (ст. 129 СК РФ), письменное согласие супруга, если ребенок усыновляется одним из супругов и других документов.
  Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованном и о соответствии усыновления интересам ребенка. К заключению должны быть приложены: акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя); свидетельство о рождении усыновляемого ребенка; медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка; а также согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется), а также иные, перечисленные в ст. 2633 ГПК, документы. Кроме того, при необходимости суд может затребовать и дополнительные сведения.
  Суд рассматривает дело с обязательным участием самих усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора.
  В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июня 1997 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" разъяснено судам, что при подготовке дела к судебному разбирательству судье следует обсуждать вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет.
  Дела об установлении усыновления ребенка суд рассматривает в закрытом судебном заседании. Суд, рассмотрев заявление, выносит решение об удовлетворении заявления либо отказе в его удовлетворении полностью или в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в актовой записи о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.
  При удовлетворении заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда.
  Копия решения суда направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган загса по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка.
 
  Признание имущества бесхозяйным
  Понятие бесхозяйных вещей (имущества) дается в ст. 225 ГК. Бесхозяйными являются вещи, которые не имеют собственника или собственник которых не известен, либо вещи, от права собственности на которые собственник отказался. Их правовой режим ставится в зависимость от вида этих вещей (движимые и недвижимые), ценности (малоценные, клады и иные вещи), способа выбытия из владения собственника (утерянные, выброшенные либо выбывшие из владения собственника иным путем) а также от места нахождения (обнаружения) бесхозяйной вещи.
  Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
  По истечении года со дня постановки вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В заявлении должно быть указано, о какой именно недвижимости идет речь, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учет в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен, а также приведены доказательства, которые подтверждали бы невозможность установления собственника имущества либо свидетельствовали бы об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранить на нее право собственности.
  При приеме заявления судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учет. В случае, если отсутствуют такие сведения или со дня ее постановки на учет не истек годичный срок, судья в соответствии с п. 1 ст. 123 ГПК отказывает в его принятии.
  Кроме того, судья должен выяснить, какие были приняты меры по установлению собственника вещи. С этой целью он вызывает лиц (собственника, фактического владельца вещью и др.), которые могут дать сведения о принадлежности имущества. Также выяснить, не принадлежит ли вещь умершему или объявленному умершим лицу, не имеющему наследников, либо все имеющиеся наследники данного лица не приняли наследства, либо все наследники были лишены завещателем наследства. Такая вещь не может быть признана бесхозяйной и в соответствии со ст. 527 ГК РСФСР она по праву наследования должна перейти к государству. Не является бесхозяйным и имущество лица, признанного безвестно отсутствующим.
  В ходе судебного разбирательства суд должен исследовать все имеющиеся по делу доказательства. В случае недостатка доказательств, что данная вещь не имеет собственника или собственник неизвестен либо имеются фактические владельцы, должным образом использующие такую вещь, суд может отказать в удовлетворении заявленного требования. В этом случае наступают последствия, предусмотренные ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Если же суд приходит к выводу, что данная вещь не имеет собственника или что собственник ее неизвестен, то он удовлетворяет заявленное требование.
  Движимая вещь в случае признания ее бесхозяйной объявляется решением суда собственностью лица, вступившего во владение ею.
 
  Установление неправильности записей актов гражданского состояния
  В соответствии со ст. 47 ГК регистрация актов гражданского состояния производится органами загса путем внесения соответствующих записей в книгу регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом загса при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.
  При наличии спора либо отказе органа загса в исправлении или изменении записи спор разрешается судом. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производится на основании решения суда. В том случае, если органы загса при отсутствии спора о праве отказывают внести исправления в произведенную запись, возможно обращение в суд с заявлением об установлении неправильности записи в книгах записей актов гражданского состояния (ст. 268 ГПК).
  Дела об установлении неправильностей записей актов гражданского состояния нельзя отождествлять или смешивать с делами об установлении факта регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти (п. 3 ст. 247 ГПК). Главное отличие заключается в том, что в делах об установлении неправильностей записей актов гражданского состояния имеется документ, подтверждающий соответствующий факт, но в этом документе имеются ошибки или неточности.
  Заявление подается в суд по месту жительства заинтересованного лица, независимо от того, в каком органе загса регистрировался акт, нуждающийся в исправлении. В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только граждане, имеющие дефектный документ, выданный органами загса, но и, например, наследники лица, у которых в связи со смертью лица, актовая запись на имя которого была неточной, возникают определенные права и обязанности.
  В заявлении должно быть указано, в чем именно заключается неправильность записи актов гражданского состояния, когда и каким органом загса было отказано в исправлении произведенной записи (ст. 269 ГПК).
  Установив неправильность записи, суд выносит решение, которым удовлетворяет заявление. В решении должно быть указано, какая запись является неправильной, в отношении какого лица (каких лиц) она составлена, каким органом загса и когда. На основании судебного решения орган загса обязан внести исправление в соответствующую запись в книгах записей актов гражданского состояния.
 
  Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении
  Под неправильностью совершения нотариального действия следует понимать его несоответствие требованиям актов, регулирующих деятельность нотариата. Заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд в порядке особого производства любые действия нотариуса или отказ в просьбе их совершить лишь при отсутствии спора о праве гражданском (ст. 271 ГПК).
  Жалоба подается в суд по месту нахождения нотариальной конторы или органа, выполняющего нотариальные действия. Право на обращение в суд с жалобой имеют те лица, в отношении которых были совершены или должны быть совершены нотариальные действия, а также лица, которые непосредственно принимали участие в совершении нотариальных действий. Жалоба подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в нем, К ней следует приобщить материалы, подтверждающие претензии жалобщика; документ, в связи с которым было совершено или должно было совершиться нотариальное действие; письменный отказ нотариуса в его совершении.
  Заявитель, нотариус или другое должностное лицо, совершившее нотариальное действие или отказавшееся его совершить, извещаются о времени и месте судебного разбирательства, однако их неявка не является препятствием для разрешения дела.
  Решение, которым удовлетворена жалоба, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает выполнить его (ст. 273 ГПК).
 
  Восстановление прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство)
  В гражданском обороте находятся различные ценные бумага как именные, так и на предъявителя.
  В случае, если держатель утрачивает ценную бумагу на предъявителя, то в соответствии со ст. 148 ГК признание утраченного документа недействительным и о восстановлении прав по нему производится в судебном порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством, т.е. в порядке особого производства.
  Виды ценных бумаг, права на которые в результате утраты бумаг, могут быть восстановлены, указаны в ст. 143 ГК. Однако этот перечень не является исчерпывающим, и к ним могут быть отнесены и другие ценные бумаги.
  Заявление подается в суд по месту нахождения учреждения, выдавшего документ и только в том случае, если заявителю неизвестен держатель документа. Если же он известен, то заявитель должен подать иск в суд об истребовании имущества из чужого незаконного владения. В заявлении должны быть указаны отличительные признаки утраченного документа, наименование учреждения, выдавшего документ, а также изложены обстоятельства, при которых произошла его утрата.
  В силу того, что держатель утраченного документа неизвестен, судья при подготовке дела к судебному разбирательству выносит определение о запрещении выдавшему документ учреждению производить по нему платежи или выдачи, а также о производстве за счет заявителя публикации в местной газете.
  В соответствии со ст. 276 ГПК публикация в местной газете должна содержать наименование суда, в который поступило заявление; указание лица, подавшего его с указанием места жительства; наименование и отличительные признаки документа; предложение держателю документа, об утрате которого заявлено, в трехмесячный срок со дня публикации подать в суд заявление о своих правах на этот документ.
  Если до истечения срока со дня публикации от держателя документа поступит соответствующее заявление, то суд обязан оставить заявление, поданное лицом, утратившим документ, без рассмотрения и установить срок (не более двух месяцев), в течение которого учреждению, выдавшему данный документ, запрещается производить по нему платежи и выдачи. Вместе с тем, суд должен разъяснить заявителю его право предъявить к держателю документа виндикационный иск, а держателю документа разъясняется право взыскать с заявителя убытки, причиненные принятыми запретительными мерами.
  Если по истечении трехмесячного срока со дня публикации в местной газете сообщения от держателя документа не поступит заявления, указанного в ст. 277 ГПК, суд приступает к рассмотрению дела в судебном заседании.
  Признав просьбу заявителя обоснованной, суд выносит решение, которым признает утраченный документ недействительным. Это является основанием для выдачи заявителю нового документа взамен признанного недействительным.
  Если держатель документа по каким-либо причинам не заявил в установленный срок о своих правах на данный документ, то после вступления судебного решения в законную силу, он вправе предъявить иск о неосновательном приобретении или сбережении имущества к тому лицу, за которым было признано право на получение нового документа взамен утраченного. Иск подлежит рассмотрению в общем порядке в рамках искового производства (ст. 281 ГПК).
 
 Глава 18. КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
 
  Сущность и значение кассационного производства
  Основная функция суда кассационной инстанции состоит в проверке законности и обоснованности обжалованных (опротестованных) судебных решений, не вступивших в законную силу, а также определений в случаях, предусмотренных ст. 315 ГПК.
  Лица, участвующие в деле, считающие, что решение постановлено незаконно и необоснованно, вправе подать на него кассационную жалобу, а прокурор принести кассационный протест. Подача их в срок, установленный законом, влечет за собой возбуждение кассационного производства и обязывает суд рассмотреть дело в судебном заседании.
  В ст. 294 ГПК определены задачи суда кассационной инстанции, в соответствии с которыми он при рассмотрении кассационной жалобы (протеста) проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы. Однако в интересах законности он вправе проверить решение в полном объеме.
  Объектом пересмотра в порядке кассационного производства, могут являться и определения суда первой инстанции, на которые в случаях, установленных ст. 315 ГПК, также могут быть поданы жалобы.
 
  Право кассационного обжалования (опротестования) и порядок его осуществления
  Как мы говорили выше, предметом кассационного обжалования и опротестования является решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Оно может быть обжаловано (опротестовано) как в полном объеме, так и частично. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 августа 1982 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О применении судами РСФСР законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции" разъяснил, что предметом кассационного обжалования и опротестования может стать не только решение суда в целом, но и его часть, например резолютивная, по вопросу распределения расходов между сторонами, порядка и срока исполнения решения и по другим вопросам, разрешенным судом при рассмотрении дела, а также дополнительное решение, постановленное в порядке ст. 205 ГПК.
  Если кассационная жалоба (протест) подана не на решение суда в целом, а только на его отдельную часть, то в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу, поскольку суд кассационной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 294 ГПК вправе в интересах законности проверить дело в полном объеме.
  Право кассационного обжалования принадлежит лицам, участвующим в деле, их представителям при наличии у них доверенности, дающей им такие полномочия. Прокурор может принести кассационный протест на любое решение, в том числе и по делу, в рассмотрении которого он не участвовал. Кассационные протесты могут быть принесены помощниками прокуроров, прокурорами управлений и отделов, но только по делам, в которых они участвовали в судебном разбирательстве дела по первой инстанции (ст. 282 ГПК).
  Соучастники и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут присоединиться к жалобе лица. на стороне которого они выступали в процессе (ст. 290 ГПК).
 
  Срок на подачу кассационной жалобы или протеста
  В соответствии со ст. 284 ГПК кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Жалоба (протест), поданные по истечении указанного срока, остаются без рассмотрения и возвращаются подавшим их лицам. Однако лицу, пропустившему срок по причинам, признанным судом уважительными, он в силу ст. 105 ГПК может быть восстановлен.
 
  Сроки рассмотрения дела в кассационной инстанции
  Статьей 2841 ГПК установлены сроки, в течение которых дело должно быть рассмотрено кассационной инстанцией. Верховный суд республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа должны рассмотреть поступившее по кассационной жалобе (протесту) дело не позднее 10 дней со времени его поступления. При особой сложности дела или в других исключительных случаях председатель соответствующего суда может этот срок продлить, но не более чем на 10 дней.
  Для Верховного Суда РФ срок рассмотрения дела по кассационной жалобе (протесту) составляет не более одного месяца. И лишь в исключительных случаях он может быть продлен Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем, но не более чем на один месяц. Участвующие в деле лица заблаговременно извещаются о продлении срока рассмотрения дела в кассационной инстанции и назначении нового дня рассмотрения.
 
  Содержание кассационной жалобы или протеста
  Для того чтобы кассационная жалоба была рассмотрена, необходимо, чтобы она отвечала требованиям, предусмотренным ст. 286 ГПК. Она составляется в письменной форме, и в ней должно быть указано название суда, которому она адресуется, фамилия, имя и отчество лица, подавшего ее, а также названо обжалуемое решение и суд, постановивший решение. В кассационной жалобе (протесте) также необходимо изложить, в чем заключается неправильность обжалуемого решения, и просьбу лица, ее подавшего. В подтверждение доводов, приведенных в ней, можно представить дополнительные материалы и ссылаться на них при условии, что они представлялись в суде первой инстанции, однако не были им приняты как неотносимые или недопустимые.
  В жалобе (протесте) должен содержаться перечень прилагаемых к ней документов. Кассационная жалоба подлежит оплате государственной пошлиной.
  Кассационная жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем, а протест - прокурором.
 

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу