<< Пред.           стр. 1 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 НАНСЫ
 Под редакцией
 Заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.Г. ГРЯЗНОВОЙ, профессора КВ. МАРКИНОЙ
 Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", " Налоги и налогообложение "
 
 Москва
 "Финансы и статистика" 2004
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 УДК 336(075.8)
 ББК 65.26.я73
 Ф59
 
 
 
 
 АВТОРЫ:
 А.Г. Грязнова, проф., д-р эком, наук (введение, гл. 2);
 Е.В. Маркина, проф., канд. экон. наук (§ 6.1, 6.2; гл. 9; § 12.1, 12.2; § 13.1, 13.3; § 14.1, алфавитно-предметный указатель, глоссарий);
 В.В. Курочкин, проф., канд. экон. наук (§ 12.4);
 Л.А. Орланюк-Малицкая, проф., д-р экон. наук (§ 8.3);
 Ю.Я. Вавилов, доц., канд. экон. наук (гл. 14);
 М.Л. Васюиина, доц., канд. экон. наук (§ 11.1, 11.3; § 12.5);
 О.С. Горлова, доц., канд. экон. наук (§ 11.1, 11.2);
 О.А. Полякова, доц., канд. экон. наук (§ 1.2, 1.3; § 15.2, 15.3);
 М.Л. Седова, доц., канд. экон. наук (§ 1.1; § 3.3, гл. 5; гл. 7; § 15.1, 15.4, 15.5);
 Н.А. Синицин, доц., канд. экон. наук(§ 13.2, 13.3);
 С.П. Соляшшкова, доц., канд. экон. наук (гл. 4; § 8.1, 8.2, 8.4);
 А.Ю. Чернов, доц., канд. экон. наук (§ 5.2; гл. 10);
 Н.С. Шмиголь, доц., канд. экон. наук (гл. 2; § 3.1, 3.2);
 А.И. Строков, канд. экон. наук (§ 12.3);
 Т.Б. Терехова (гл. 6).
 
 
 РЕЦЕНЗЕНТЫ:
 
 
 Кафедра "Финансы" Ростовского государственного экономического университета "РИНХ";
 Е. В. Пономаренко,
 д-р экон. паук, профессор кафедры финансов и конкретной экономики Российской академии
 государственной службы при Президенте Российской Федерации
 
 
 
 
 
 ISBN 5-279-02999-8 (c) Коллектив авторов, 2004
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Оглавление
 
 Введение .......................................................................................................... 3
 
 Раздел I
 ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
 
 Глава 1. Финансы и финансовая система .................................................................. 7
 1.1 Сущность финансов и их функции ....................................................................... 7
 1.2 Финансовые ресурсы ....................................................................................... 11
 1.3 Финансовая система ......................................................................................... 15
 
 Глава 2. Финансовая политика ............................................................................. 21
 2.1 Содержание и значение финансовой политики ....................................................... 21
 2.2 Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе ........................... 24
 2.3 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики ........................... 29
 
 Глава 3. Управление финансами ........................................................................... 33
 3.1 Необходимость и содержание управления финансами .............................................. 33
 3.2 Правовые основы управления финансами в РФ ....................................................... 36
 3.3 Органы управления финансами в Российской Федерации .......................................... 41
 
 Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование ............................................ 47
 4.1 Необходимость, содержание и задачи финансового планирования .............................. 47
 4.2 Финансовое прогнозирование, его содержание и значение ........................................ 49
 4.3 Этапы и методы финансового планирования ......................................................... 53
 4.4 Виды финансовых планов, их характеристика ................................................... 55
 
 Глава 5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов ................. 59
 5.1 Содержание финансового регулирования, его формы и методы .................................. 59
 5.2 Влияние финансов на экономику ........................................................................ 61
 5.3 Финансовое регулирование социальных процессов ................................................ 64
 
 Глава 6. Финансовый контроль ............................................................................ 71
 6.1 Содержание и значение финансового контроля ......................................................... 71
 6.2 Характеристика видов, форм и методов финансового контроля ..................................... 73
 6.3 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ .................................... 78
 6.4 Пути совершенствования финансового контроля в России ........................................... 82
 
 Раздел II
 ФИНАНСЫ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
 
 Глава 7. Общая характеристика финансов коммерческих организаций ........................ 86
 7.1 Особенности финансов коммерческих организаций и факторы, их определяющие ............ 86
 7.2 Источники и виды финансовых ресурсов коммерческих организаций ........................... 88
 7.3 Направления использования финансовых ресурсов ................................................... 92
 7.4 Особенности управления финансами коммерческих организаций ................................. 95
 
 Глава 8. Финансы профессиональных участников финансового рынка ........................ 98
 8.1 Особенности финансов кредитных организаций ...................................................... 98
 8.2 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитных организаций ........................................................................................................................ 101
 8.3 Финансы страховых организаций ........................................................................ 103
 8.4 Особенности организации финансов отдельных участников финансового рынка ............ 107
 
 Глава 9. Финансы некоммерческих организаций ................................................... 111
 9.1 Содержание финансов некоммерческих организаций ............................................. 111
 9.2 Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений ............ 115
 9.3 Финансы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм .............. 119
 9.4 Особенности управления финансами некоммерческих организаций ........................... 122
 
 Глава 10. Финансы индивидуальных предпринимателей ....................................... 127
 10.1 Формирование и использование финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей ........................................................................................................................ 127
 10.2 Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей .......................... 129
 10.3 Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей .............. 134
 
 Раздел III
 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
 
 Глава 11. Содержание и организация государственных и муниципальных финансов ...... 137
 11.1 Содержание государственных и муниципальных финансов ...................................... 137
 11.2 Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне .......... 141
 11.3 Особенности организации муниципальных финансов ............................................. 145
 
 Глава 12. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления 152
 12.1 Бюджет и его влияние на социально-экономические процессы .............................. 152
 12.2 Бюджетная система государства, принципы ее построения ................................... 158
 12.3 Содержание и формы организации межбюджетных отношений ............................. 166
 Глава 12. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления
 12.4 Характеристика доходов бюджетов разных уровней ............................................. 174
 12.5 Состав расходов бюджетов разных уровней ...................................................... 179
 
 Глава 13. Бюджетный процесс в Российской Федерации ......................................... 189
 13.1 Основы организации бюджетного процесса ...................................................... 189
 13.2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов .......................................... 192
 13.3 Организация исполнения бюджетов ................................................................. 196
 
 Глава 14. Государственные и муниципальные заимствования................................. 201
 14.1 Сбалансированность бюджета и методы ее достижения......................................... 201
 14.2 Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований ...... 204
 14.3 Государственный и муниципальный долг, его классификация ................................ 207
 14.4 Управление государственным и муниципальным долгом ...................................... 209
 
 Глава 15. Государственные социальные внебюджетные фонды ................................ 214
 15.1 Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий. 214
 15.2 Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов ............ 217
 15.3 Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его функционирования ......... 221
 15.4 Фонд социального страхования Российской Федерации, его значение ...................... 227
 15.5 Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использование ............................................................................................... 231
 
 Глоссарий ........................................................................................................ 237
 Литература ....................................................................................................... 250
 
 
 
 
 
 Введение
 
  Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.
  В современной экономической литературе вопросам теории финансов уделяется недостаточно внимания, что, приводя к недооценке влияния финансов на социально-экономические процессы, влечет за собой просчеты и ошибки в обосновании целей и задач финансовой политики, выборе адекватных форм и методов организации финансовых отношений и, как следствие, низкую эффективность проводимых государством мер по достижению стабильного экономического роста и макроэкономической устойчивости. В этой связи огромное значение приобретает разработка и реализация научно обоснованной концепции развития финансовой системы России, нацеленной на достижение финансовой стабильности в стране. Эта концепция должна стать основой для дальнейшей разработки направлений проведения современных реформ в финансово-бюджетной сфере. Их проведение должно базироваться на научно обоснованных подходах к организации финансов на микро- и макроуровнях, которые должны найти отражение в нормативных правовых актах, определяющих механизм проведения реформ.
  Учитывая серьезные требования, предъявляемые к учебникам по финансово-экономическим дисциплинам в части фундаментальности разработки теории финансов, в представленном издании на основе базовых положений экономической теории и анализа взглядов российских и зарубежных исследователей нашли развитие отдельные положения сущности финансов, финансовых ресурсов, финансового механизма. При этом в научный оборот введены новые содержательные моменты в определении базовых понятий учебной дисциплины "Финансы". На основе теоретических положений сущности финансов дается представление о финансовой системе, управлении финансами, раскрывается механизм их влияния на социально-экономические процессы, особенности функционирования финансов субъектов хозяйствования, государственных и муниципальных финансов. Такой подход позволяет показать особенности организации финансовых отношений в России на микро- и макроуровнях, а также современные тенденции развития финансов. Изучение этих вопросов играет важную роль в подготовке специалистов, которые, обладая достаточными теоретическими и практическими знаниями, должны быть готовы активно их использовать в профессиональной деятельности в финансовых, налоговых, казначейских органах, органах государственного финансового контроля.
  Такая логика изложения материала определила структуру учебника, состоящего из трех разделов. В первом разделе на основе исторического анализа излагается современная трактовка сущности и функций финансов как объективной экономической категории, анализируется изменение их содержания в условиях рыночных отношений, дается характеристика современной финансовой системы Российской Федерации. Подробно изучаются вопросы управления финансами с учетом того, что в последние годы в учебниках и учебных пособиях рассмотрению этих вопросов уделяется незаслуженно мало внимания, исследуется влияние финансов на экономику и социальную сферу. Рассматриваются содержание и значение финансовой политики в РФ, роль финансового механизма в ее реализации в современных условиях.
  Второй раздел посвящен изучению организации финансов субъектов хозяйствования, включая индивидуальных предпринимателей. Показываются особенности функционирования
 финансов коммерческих и некоммерческих организаций в отдельных сферах и секторах экономики (общественном секторе экономики, сфере финансовых услуг). При изложении этих вопросов особое внимание уделяется рассмотрению источников и видов финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, особенностям управления финансами на микроуровне.
  В третьем разделе анализируется состав государственных и муниципальных финансов в России, дается характеристика их содержания и особенности организации на федеральном, региональном и местном уровнях. Особое место занимают вопросы рассмотрения роли бюджета в общественном воспроизводстве, организации бюджетной системы РФ и осуществления бюджетного процесса. Здесь же рассматриваются государственные и муниципальные заимствования, играющие важную роль в обеспечении сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
  Изложение всех основных вопросов базируется на положениях теории и практики функционирования финансовых отношений, разработанных не только российскими, но и зарубежными учеными: на основе сравнительного анализа авторы учебника делают выводы о возможности использовании в Российской Федерации опыта развитых стран в организации финансовых отношений.
  В книге дается более глубокое, по сравнению с ранее выпущенными учебными изданиями, представление по таким вопросам, как финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики, особенности функционирования финансов некоммерческих организаций, профессиональных участников финансового рынка, роль социального страхования в реализации социальных государственных гарантий.
  При работе над учебником использованы методы статистического, сравнительного, факторного анализа, применялся исторический, системный и комплексный подход к изложению материала. Логика изложения, заключающаяся в первоначальном определении главных понятий и последующем раскрытии основ организации и функционирования финансов, позволяет читателям понять закономерности и современные тенденции развития финансовых отношений. Положения и выводы иллюстрируются статистическими данными, представленными в таблицах, схемах, диаграммах, сопровождаются ссылками на нормативно-правовые акты. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, приведенные в конце каждой главы, создают основу для внеаудиторной работы студентов.
  Данное учебное издание, являясь базовым при подготовке специалистов в области финансов, позволяет обеспечить взаимосвязь и преемственность учебной дисциплины "Финансы" с такими курсами, как "Бюджетная система РФ", "Государственный долг", "Финансы организаций (предприятий)", "Деньги, кредит, банки", а также дисциплинами специализации ("Организация исполнения бюджета", "Финансовый контроль", "Внебюджетные фонды" и др.).
  Учебник подготовлен коллективом кафедры "Финансы" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, которая возглавляет Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики. В настоящее время в него входят 672 вуза и их филиалы. Авторский коллектив надеется, что учебник станет хорошим подспорьем для студентов вузов, изучающих сложную и трудную дисциплину "Финансы", а наши коллеги, апробируя этот учебник в своей преподавательской деятельности, выскажут свои замечания и предложения по его дальнейшему совершенствованию. Все они будут восприняты авторами с должным вниманием и глубокой благодарностью.
 
 Ректор Финансовой академии
 при Правительстве
 Российской Федерации,
 доктор экономических наук,
 
 
 
 
 
 
 
 Раздел I
 ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ
 Глава 1
 ФИНАНСЫ
 И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
 
 1.1. Сущность финансов и их функции
 
  Налоговые и неналоговые платежи в бюджет; выплаты пенсий, пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги, банковские депозиты; получение доходов по ним; привлечение коммерческими организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления их деятельности; получение средств некоммерческими организациями для оказания услуг; формирование и использование прибыли организации - все это принято называть финансовыми операциями. Возникает вопрос о том, какие общие черты объединяют их многообразие.
 Во-первых, все названные операции происходят в денежной форме. Это позволяет выделить первый признак финансовых операций - их денежный характер, при этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров. Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной безэквивалентности финансовых операций, поскольку деньги - это всеобщий эквивалент.
  Во-вторых, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к государству1 и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно говорить о распределительном характере финансовых операций.
  Распределение - это процесс формирования и использования денежных доходов. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: домохозяйств2, организаций и государства. У первых основными формами доходов выступают заработная плата и/или доходы от собственности (для индивидуальных предпринимателей или участников производственного кооператива можно говорить о смешанном доходе, сочетающем трудовые доходы и доходы от собственности); у организаций - прибыль; у государства - налоги. Формирование денежных доходов экономических субъектов происходит не только за счет распределения стоимости произведенных товаров и услуг (она, как правило, выражается таким макроэкономическим показателем, как валовой внутренний продукт), но и за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления по внешнеторговым операциям, внешние заимствования и др.).
  В процесс распределения могут быть также вовлечены накопления прошлых лет, осуществляемые в денежной форме (амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль прошлых лет, остатки средств на счетах соответствующего бюджета на начало года, сбережения домохозяйств и т.п.). Формирование и использование денежных накоплений означает, что финансовые операции опосредуют не только распределение валового внутреннего продукта, произведенного в текущем периоде, но также и часть национального богатства. Кроме того, формирование доходов у различных экономических субъектов осуществляется и в порядке перераспределения, связанного с денежными поступлениями от одного субъекта к другому (например, государственные субсидии).
  Таким образом, у экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами.
  Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. Каждая стадия общественного воспроизводства отражает движение стоимости, смену собственников, т. е. экономические отношения между отдельными субъектами. Финансовые операции, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением некой совокупности экономических отношений, называемой финансами, появление и функционирование которых определяются объективными тенденциями общественного, в том числе экономического, развития.
  Все сказанное позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач3.
  История термина "финансы" прошла несколько этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин4. Первоначально в XIII-XV вв. он обозначал денежный платеж5. Несколько позднее в научной литературе (с XVI по XIX в.) финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием6. В России на рубеже XIX-XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время. Так, Э. А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке7.
  И в настоящее время многими авторами (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчевой, А.М. Ковалевой и др.) используется признак императивности при характеристике финансовых отношений, хотя он входит в некоторое противоречие с признаваемым этими же авторами объективным характером появления и развития финансов. Безусловно, в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы - это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, установленными правовыми актами.
  С XIX в. в экономической литературе понятие "финансы" распространяется на денежные операции отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. При этом нередко отождествляются термины "банковский капитал" и "финансовый капитал". В частности, Дж. М. Кейнс8 финансы также рассматривал как денежную форму капитала. Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах
 
 финансового рынка9.
  Возникновение большинства зарубежных научных экономических школ было связано с необходимостью решения конкретной экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий предопределил рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения задач на макро- и микроуровне. Поэтому и в учебной литературе, и во многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками10 или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается и в советской научной, а также справочной литературе в 1920-1930-е гг.
  С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко в монографии "К вопросу о сущности и функциях советских финансов". С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе.
  Сторонники первой из них (В. М. Родионова, Л. А. Дробозина, С. И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. В рамках второй концепции (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин, Н. Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом11. Следствием этих противопо ложных позиций является разный состав финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы - с денежными средствами. Но в этом случае, видимо, неверно говорить о самостоятельной категории, отличной от денег. С другой стороны, приверженцы воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков12 или как процессов создания фондов и капиталов для осуществления различных расходов13, при которых не ставится задача разделения сущности явления и его внешних форм проявления.
  Таким образом, финансы - термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения. Разнообразие толкования финансов объясняется разными задачами использования этого понятия (академический или прикладной подход), различными философскими и экономическими школами.
  Не отрицая возможности существования иных точек зрения, авторы настоящего учебника считают, что приведенное выше определение финансов, которое отражает их распределительный характер путем формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений субъектов хозяйствования, государства и муниципальных образований, позволяет наиболее системно рассматривать финансовые отношения, возникающие между различными экономическими субъектами.
  Признавая финансы совокупностью объективно существующих экономических отношений, следует рассмотреть их функции - специфические способы выражения присущих финансам свойств14. В публикациях российских экономистов наблюдается большое разнообразие в определении количества и названий этих функций. В частности, ряд авторов (В. В. Иванов, Л. А. Дробозина, А. М. Бабич и Л. Н. Павлова) называют регулирующую15, стабилизационную функции16, функции планирования, организации, воспроизводства17. Нередко они рассматриваются как частный случай распределения, но чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактного понятия, а о функциях государства, связанных с использованием финансов. А. М. Александров и Э. А. Вознесенский разделяли распределительную функцию финансов на две: формирование денежных фондов (процесс перераспределения) и их использование (процесс, опосредованный актами купли-продажи)18. Тем не менее большинство российских ученых полагают, что сущность финансов выражается через распределительную и контрольную функции.
 Одной из отличительных черт финансов является их участие в процессе распределения. Распределительную функцию выделяют не только российские, но и многие зарубежные (применительно к государственным финансам)19 авторы.
  Участие финансов в распределении и перераспределении стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства приведено на рис. 1.120. Стоимость валового внутреннего продукта как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию21 (I), которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В формировании денежных доходов экономических субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов, пенсии и другие поступления) (II).
  Процесс перераспределения затрагивает движение средств между экономическими субъектами22 (III). Перераспределение происходит: во-первых, через бюджетную систему - поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.); во-вторых, через финансовый рынок - привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств в соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).
  В процессе распределения и перераспределения участвует и часть национального богатства (накопления прошлых лет: сбережения, амортизационные отчисления, выручка и поступления от продажи имущества и т.п.) (IV).
  Сформированные доходы и накопления экономические субъекты используют в целях потребления (например, расходы организаций социальной сферы), а также направляются для дальнейшего накопления (инвестиции и сбережения) (V).
  Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет - это весьма сложный процесс, характеризующийся большой мобильностью создаваемых и расходуемых денежных доходов.
  Этот процесс охватывает не только распределение и перераспределение стоимости в денежной форме между организациями, государством и домохозяйствами, но и между уровнями государственной власти и местного самоуправления, между организациями разных сфер и видов деятельности, между отдельными социальными группами, между территориями и отраслями, внутри отраслей и даже хозяйств. Наконец, механизм денежных накоплений позволяет говорить о распределении во времени (в частности, создание резервов в благоприятные периоды и их расходование при наступлении неблагоприятных событий).
  При характеристике распределительной функции финансов важно иметь в виду, что хотя процесс распределения стоимости является производным от процесса ее создания, тем не менее, от того, как будет распределена стоимость, зависит новый производственный цикл. Игнорирование объективных экономических закономерностей при организации финансовых отношений чревато негативными последствиями для экономической системы в целом. Поскольку в распределении участвуют все хозяйствующие субъекты, возможно, изменяя его количественные пропорции, воздействовать на экономические и социальные процессы. Тем не менее, данный факт не дает оснований выделять регулирующую функцию финансов, поскольку само регулирование осуществляет государство, используя свойства распределительной функции финансов.
  Тесно связана с распределительной контрольная функция. По мнению В. М. Родионовой, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно "сигнализировать" о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса23. Информацию о возможных неблагоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели, как индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля - это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия, под которым в данной главе понимаются финансы.
  Итак, обе функции финансов проявляются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, источники, состав, критерии классификации, основные направления использования которых рассматриваются в следующем параграфе.
 
 1.2. Финансовые ресурсы
 
  Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.
  При широком использовании термина "финансовые ресурсы" толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

<< Пред.           стр. 1 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу