<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 2) документы, в которых закрепляются решения органов, ведущих уголовное судопроизводство (в досудебных стадиях — это постановления, представления, отдельные поручения, указания, обвинительное заключение, направления; в судебных— определения, постановления, приговоры, протесты, заключения);
 3) иные документы (расписки, подписки, запросы, повестки и т.д.).
 Под протоколом следственного действия понимается процессуальный документ, составляемый следователем или лицом, производящим дознание, в котором фиксируются содержание и результаты произведенного следственного действия.
 Протоколы судебных действий — это протокол судебного заседания (ст. 264 УПК), протокол предварительного слушания дела (ст. 432 УПК), протокол судебного заседания по рассмотрению судьями жалоб в порядке, предусмотренном ст. 2202 УПК. Если в ходе судебного следствия суд производит осмотр вещественных доказательств, местности, помещения либо иные действия, то об этом не составляется специального протокола, а результаты процессуального действия фиксируются в протоколе судебного заседания.
 При кассационном и надзорном производстве ведение протоколов не предусмотрено.
 Протокол следственного действия состоит из трех частей.
 В вводной части протокола указывается место и дата производства процессуального действия, перечисляются лица, участвующие или присутствующие при производстве этого действия, приводятся ссылки на соответствующие статьи УПК и в ряде случае указываются основания и цели производства процессуального действия (например, “в целях проверки показаний обвиняемого произвели следственный эксперимент”).
 В описательной части излагаются процессуальные действия в том порядке, в каком они имели место, и выявленные при их производстве существенные для дела обстоятельства.
 В заключительной части протокола указывается время начала и конца производства процессуального действия, условия, в которых оно производилось (например, совещание при осмотре места происшествия), приводятся заявления лиц, присутствующих или участвующих при производстве этого действия. В заключительной части упоминается о приложениях к протоколу (планы, схемы, фотоснимки, киносъемки, аудио, -видеопленка, фонограммы допроса, слепки и оттиски следов) и об изъятых в результате процессуального действия предметах и документах. При этом перечисленные объекты должны быть заверены подписью следователя, скреплены печатью и приложены к протоколу следственного действия.
 Уведомление лиц, участвующих в следственном действии, и, в первую очередь, понятых, о применении криминалистической техники, кроме использованной для кино-, фото, видеосъемки, звукозаписи и изготовления слепков и оттисков, не обязательно, но целесообразно.
 Все лица, принявшие участие в следственном действии, обязаны подписать протокол. Эта обязанность распространяется и на защитника обвиняемого или подозреваемого.
 Постановления, в которых зафиксированы решения. Важно, чтобы принятые по делу решения материализовались в форме, исключающей споры о том, что именно было решено. Следователь и прокурор оформляют свои решения постановлениями. Постановления, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 127 УПК).
 Постановлениями называются акты, в которых следователь выражает свое решение по различным возникающим в процессе расследования вопросам. Постановления, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 127 УПК).
 Постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. В вводной части указывается место и дата составления постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица, принявшего решение. В описательной части обосновывается то решение, которое следователь запишет в резолютивной, а в ней же дается ссылка на закон.
 Лишь одно свое решение — о направлении дела прокурору для последующей передачи его в суд — следователь оформляет не постановлением, а обвинительным заключением.
 Решения, принимаемые в судебных стадиях, фиксируются в трех видах документов. Приговор — решение, вынесенное судом первой инстанции по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о применении или неприменении к нему наказания. Постановление — всякое решение, принятое пленумом, президиумом суда или судьей единолично. Определение — всякое, кроме приговора, решение, вынесенное судом первой инстанции, и всякое решение вышестоящей инстанции (кроме решений, выносимых президиумами и пленумами судов).
 
 § 2. Процессуальные сроки
 
 Процессуальный срок — это промежуток времени, в течение которого должно совершаться уголовно-процессуальное действие или требуется воздержаться от его совершения.
 Процессуальные сроки исчисляются часами, сутками, месяцами (ст. 103 УПК). Вместе с тем закон иногда предписывает и немедленное выполнение процессуального действия. Например, копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем или органом дознания, немедленно направляется прокурору.
 При исчислении сроков не принимаются в расчет час и сутки, которыми начинается течение сроков.
 При исчислении сроков сутками срок истекает в двенадцать часов ночи последних суток. При исчислении сроков месяцами срок истекает в соответствующее число последнего месяца, если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий затем рабочий день (ст. 103 УПК).
 Наличие процессуальных сроков дисциплинирует всех участников процесса, обязывает их своевременно осуществлять определенные действия. Нарушение сроков может повлечь для лиц, обязанных их соблюдать, соответствующие последствия.
 Срок не считается пропущенным, если жалоба или иной документ сданы до истечения срока на почту, а для лиц, содержащихся под стражей, — если жалоба или иной документ сданы до истечения срока администрации места заключения (ст. 103 УПК).
 Соблюдение процессуальных сроков является одним из показателей соблюдения законности в уголовном судопроизводстве. В числе многих важных задач на органы прокурорского надзора в России возложено обеспечение соблюдения установленных законом порядка возбуждения и расследования уголовных дел, сроков их рассмотрения, прав участников процесса и других граждан (ст. 27 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации”).
 В исключительных случаях отдельные процессуальные сроки, например, дознания (ст. 121 УПК), предварительного следствия (ст. 133 УПК), содержания обвиняемого под стражей (ст. 97 УПК), могут быть продлены соответствующим прокурором или судьей. По делам, возвращенным судом на дополнительное расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, установленных ч. 1 и 2 ст. 97 УПК.
 Сроки проверки материалов о совершенных преступлениях (ст. 109 УПК), задержания (ст. 122 УПК) или содержания под стражей подозреваемого (ст. 90 УПК) и ряд других продлению не подлежат.
 Некоторые сроки (в основном регулирующие подачу жалоб, заявлений, ходатайств, предоставление дополнительных материалов), если они пропущены по уважительной причине, должны быть восстановлены. Решение о восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи, определением суда, в производстве которого находится уголовное дело.
 По ходатайству заинтересованного лица исполнение решения, обжалованного с пропуском установленного срока, может быть приостановлено до разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока (ст. 104 УПК).
 К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены тяжелая болезнь, стихийное бедствие и иные обстоятельства, лишившие фактической возможности совершения процессуального действия.
 С учетом сказанного, процессуальные сроки представляют собой одну из разновидностей уголовно-процессуальных гарантий. С этой точки зрения все сроки можно классифицировать на следующие группы: 1) сроки, гарантирующие быстроту судопроизводства: разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 109 УПК), дознания (ст. 121 УПК), предварительного следствия (ст. 133 УПК), выполнения отдельного поручения (ст. 132 УПК), рассмотрения прокурором дела с обвинительным заключением (ст. 214 УПК) и др., сроки, гарантирующие права и законные интересы участников процесса:
 задержания и допроса подозреваемого (ст. 122—123 УПК), применения меры пресечения в отношении подозреваемого (ст. 90 УПК), предъявления обвинения и допроса обвиняемого (ст. 148,150 УПК), содержания под стражей (ст. 97 УПК) и др.; сроки, гарантирующие осуществление прокурорского надзора за соблюдением законов в уголовном судопроизводстве: уведомление прокурора об обнаруженном преступлении и начатом дознании (ст. 119 УПК), направлении прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 112 УПК), начала производства предварительного следствия (ст. 129 УПК), окончания или приостановления (ст. 124 УПК), сообщения прокурору о произведенном без его санкции обыске (ст. 168 УПК) и др.
 Эта классификация хотя и является условной, но она носит познавательный характер и вместе с тем, как представляется, наиболее точно отражает сущность процессуальных сроков.
 
 § 3. Судебные издержки
 
 Судебные издержки возлагаются на осужденных или принимаются на счет государства (ст. 107 УПК). Они включают в себя:
 1. Суммы, выплачиваемые органами расследования, прокуратурой или судом свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым в порядке возмещения их расходов на проезд и по найму жилого помещения; сумм, выплачиваемых неработающим свидетелям, потерпевшим, понятым и специалистам в связи с отвлечением их от обычных занятий.
 За лицами, вызываемыми в качестве свидетелей, понятых, потерпевших, экспертов, специалистов, переводчиков, сохраняется средний заработок по месту их работы за все время, затраченное ими в связи с выездом к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд.
 2. Суммы на производство по уголовному делу, сопряженные с денежными расходами на хранение, пересылку и исследование вещественных доказательств (например, в условиях рыночной экономики хранение громоздких и ценных предметов требует немалых средств на оплату хранения их на специальных складах или в хранилищах). Суммы, израсходованные на хранение, пересылку и исследование вещественных доказательств, являются составляющими судебных издержек.
 3. Суммы, выплачиваемые за оказание в соответствии со ст. 48 Конституции РФ и ст. 47 и 49 УПК защитником юридической помощи подозреваемому или обвиняемому. Как известно, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения — с момента предъявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Органы дознания, предварительного следствия, прокурор, суд (судья), в производстве которых находится дело, вправе освободить подозреваемого и обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи. В этом случае оплата труда защитника производится за счет государства.
 4. Из иных расходов, понесенных при производстве по данному делу. К числу судебных издержек закон относит иные расходы, понесенные органами дознания, предварительного следствия или судом. В данном случае речь идет о понесенных расходах на возмещение ущерба владельцам ценных предметов или вещей, которые в связи с их исследованием пришли в непригодное состояние для дальнейшего хозяйственно-бытового или иного использования.
 В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 сентября 1973 г. № 8 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 11) “О судебной практике по применению законодательства о взыскании судебных издержек по уголовным делам” разъясняется, что под иными расходами, относящимися к судебным издержкам, следует понимать расходы органов дознания, следствия и суда, понесенные при производстве по делу, непосредственно связанные с собиранием и исследованием доказательств и не перечисленные в п. 1—3 ст. 105 УПК.
 В частности, к ним могут быть отнесены: возмещение стоимости вещей, подвергшихся порче или уничтожению при производстве следственных экспериментов или экспертиз; затраты на возмещение расходов лицам, предъявляемым на опознание (кроме обвиняемых) и т.п.1.
 1 См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961—1993. М., 1994. С. 194—195.
 
 Институт судебных издержек и правильное его применение является важным средством возмещения государству материальных затрат на борьбу с преступностью. Этот институт имеет предупредительно-воспитательное значение, поскольку каждый совершивший преступление должен сознавать, что его неотвратимо ожидает не только уголовное наказание, но и исполнение обязанностей возмещения судебных издержек по его уголовному делу. Надлежащая забота лиц, производящих дознание, следователей, прокуроров, судей или судов о выявлении и взыскании судебных издержек — актуальная практическая задача сегодняшнего дня.
 
 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
 
 Конституция РФ. Ст. 48,52,53,57.
 УПК. Ст. 102—107.
 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. “О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации” // БВС РФ. 1993. № 12.
 Указание Генерального прокурора РФ от 17 июня № 15-26-91 “Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законов, регулирующих сроки следствия и содержания под стражей”.
 Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 2 марта 1993 г. № 187 “О внесении изменений в постановление Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. № 245 “Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры или в суд” // САПП РФ. 1993. № 10. Ст. 847.
 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 марта 1973 г. № 8 “О судебной практике по применению законодательства о взыскании судебных издержек по уголовным делам” (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 11 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961— 1993. М.,1994. Гуляев А.П. Процессуальные сроки в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. М., 1976.
 
 РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 Гуляев А.П. Процессуальные строки в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. М., 1976.
 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. М., 1996. Ст. 102—107.
 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. М., 1995. Ст. 102—107.
 Советский уголовный процесс. М., 1982. Гл. VI.
 Советский уголовный процесс. Саратов, 1986. Гл. 8.
 Томин В.Т., Якупов Р.Х., Дунин В.А. Процессуальные документы, сроки и судебные издержки в уголовном судопроизводстве. Омск, 1978.
 
 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 
 Глава 10. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
 
 § 1. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
 § 2. Органы, имеющие право возбуждать уголовное дело
 § 3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
 § 4. Обстоятельства, устраняющие возбуждение уголовного дела
 § 5. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
 § 6. Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовных дел
 
 § 1. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
 
 Стадия возбуждения уголовного дела — это первая, самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении компетентным органом государства (дознания, следствия, прокуратуры, судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.
 Согласно ст. 129 УПК расследование производится только после возбуждения уголовного дела. Это значит, что возбуждение уголовного дела должно предшествовать дознанию и предварительному следствию и не может составлять его этапа.
 Самостоятельный характер стадии возбуждения уголовного дела;
 определяется тем, что она представляет собой целый этап уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений, причем ни одно уголовное дело не может миновать этот этап, возникнуть вне данного этапа.
 Сущность этой стадии уголовного процесса состоит не только в принятии прокурором, следователем, органом дознания и судьей заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, но и в производстве проверки этих заявлений и сообщений в установленные законом сроки с истребованием необходимых материалов и получением объяснений, а также вынесением мотивированного постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Принятию любого из этих решений предшествует проверка и оценка имеющихся материалов, а в случае направления заявления или сообщения без возбуждения уголовного дела по подследственности или подсудности принимаются меры к предотвращению или пресечению преступления и к закреплению его следов.
 Принятое в установленном законом порядке решение о возбуждении уголовного дела — это юридический документ, который служит правовым основанием для производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения. Действующий закон допускает возможность производства до возбуждения уголовного дела в не терпящих отлагательства случаях лишь одного следственного действия — осмотра места происшествия. После проведения осмотра, при наличии к тому оснований, уголовное дело должно возбуждаться немедленно (ст. 178 УПК).
 По общему правилу, возбуждение уголовного дела предшествует дознанию и предварительному следствию. Однако если по закону предварительное расследование не является обязательным, возбуждение уголовного дела осуществляется судьей одновременно с назначением судебного заседания1.
 1 Имеется в виду дела так называемого частного обвинения (ч. 1 ст. 27 УПК).
 
 В стадии возбуждения уголовного дела решаются общие задачи уголовного судопроизводства, а также специфические задачи по установлению признаков преступления в определенном деянии и принятию законного и обоснованного решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
 Значение стадии возбуждения уголовного дела заключается прежде всего в том, что законное, обоснованное и своевременное начало производства по уголовному делу — одно из необходимых условий как быстрого выявления преступлений, так и их полного, всестороннего и объективного расследования. И наоборот, незаконное, необоснованное, несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств содеянного, а нередко — к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступления.
 При решении вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел, нежелательна и другая крайность — непродуманное, поспешное принятие такого решения, что влечет за собой нередко незаконные и необоснованные задержания и аресты, обыски и выемки, предъявление обвинений, а порой — и осуждение невиновных.
 Оценивая негативные последствия необоснованного возбуждения уголовных дел, нельзя не обратить внимания также на существенное увеличение числа уголовных дел, возвращенных судами на дополнительное расследование. Причем это число ежегодно возрастает. Если в 1985 г. было возвращено на доследование 5,1% уголовных дел, то в 1994 г. — 12,2%. Большая часть таких дел прекращена впоследствии производством по реабилитирующим основаниям, причем многие из них— без выполнения каких-либо дополнительных действий.
 В качестве процессуальных гарантий законности и обоснованности решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела, можно назвать такие положения, как установление наличия или отсутствия фактических и правовых оснований для начала производства по уголовному делу, обеспечение своевременного реагирования на преступления для их быстрого и полного раскрытия и расследования, предотвращения расследования фактов, не содержащих в себе состава признаков преступления, первоначального определения пределов исследования обстоятельств конкретного уголовного дела, установления определенного органа, обязанного осуществлять производство по уголовному делу.
 Уголовные дела возбуждаются в отношении фактов (событий), заключающих в себе признаки преступлений. В момент начала процессуальной деятельности лицо, совершившее преступление, как правило, не известно.
 Содержание стадии возбуждения уголовного дела включает:
 а) прием компетентным органом или должностным лицом информации о преступлении, ее оформление и регистрация; б) рассмотрение этой информации и, в случае необходимости, проведение проверки для уточнения фактических данных о преступлении; в) принятие соответствующего закону решения о начале производства по делу или об отсутствии оснований для этого.
 
 § 2. Органы, имеющие право возбуждать уголовные дела
 
 Решить вопрос о возбуждении уголовного дела могут лишь те органы и должностные лица, которые уполномочены на это законом (ст. 112 У ПК), в соответствии с которым только прокурор, следователь, орган дознания, судья имеют право на возбуждение уголовного дела.
 Прокурор, следователь, орган дознания и судья обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.
 К органам дознания, имеющим право на возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела, ст. 117 УПК относит: милицию; командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительных учреждений, следственных изоляторов и воспитательных учреждений — по делам против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; Федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению; таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188,189, 190, 193 и 194 УК.
 Только эти органы и должностные лица, точно перечисленные в законе, имеют право на возбуждение уголовного дела или на отказ в таковом.
 
 § 3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
 
 Для возбуждения дела необходим законный повод и достаточное основание. Под поводами к возбуждению дела понимаются те источники, из которых органы, возбуждающие дело, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении. Основание — это достаточные данные, указывающие на признаки преступления.
 В ст. 108 УПК предусмотрены следующие поводы к возбуждению уголовного дела: 1) заявления и письма граждан; 2) сообщения общественных организаций; 3) сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц; 4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; 5) явка с повинной; 6) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.
 Наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовного дела являются сообщения и заявления о преступлениях. Заявления граждан о возбуждении уголовного дела могут быть устными и письменными. Письменные заявления должны быть подписаны лицами, от которых они исходят. Если заявление сделано в устной форме, оно заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, следователем, прокурором или судьей, принявшим заявление. Если заявление передано в органы внутренних дел, то заявителю выдается талон-уведомление а приеме от него заявления, в котором указаны дата приема заявления! данные о заявителе и лице, принявшем заявление, его адрес. При приеме заявления от граждан им разъясняется ответственность зд заведомо ложный донос. Об этом делается отметка в протоколе^ которая удостоверяется подписью заявителя. Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц должны быть поданы обязательно в письменном виде.
 УПК не упоминает анонимных заявлений в числе поводов, влекущих возбуждение уголовного дела. Такие заявления могут быть проверены органами дознания путем оперативно-розыскной деятельности либо прокурором в порядке надзора за исполнением законов местными представительными и исполнительными органами власти иными органами государственного и хозяйственного управления И контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, общественными, политическими организациями и движениями, должностными лицами, а также за соответствием закона: издаваемых ими правовых актов. Если в результате такой проверки будут установлены признаки преступления, то уголовное дело подлежит возбуждению в результате непосредственного обнаружения признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом.
 В перечне поводов к возбуждению уголовного дела закон особо оговаривает сообщения общественных организаций. Такие сообщения — одна из форм участия общественности в борьбе с преступностью в нашем государстве.
 В современных общественно-политических условиях изменилась роль профсоюзных организаций в жизни общества, нет комсомольских организаций, в большинстве регионов страны прекратили свое функционирование народные дружины по охране общественного порядка и товарищеские суды. Однако появились новые виды общественных объединений, образование, порядок регистрации и функционирование которых регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. “Об общественных объединениях”1.
 1 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
 
 Поэтому официальные сообщения зарегистрированных общественных объединений страны, в том числе и профсоюзных организаций, народных дружин и товарищеских судов (там, где они еще функционируют в качестве общественных объединений) следует рассматривать в качестве повода к возбуждению уголовного дела.
 Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме, исходить от имени соответствующего предприятия, учреждения, организации или отдельных должностных лиц и содержать указания на конкретные факты, свидетельствующие о противоправном деянии, имеющем признаки преступления. Сущность сообщения состоит в официальном уведомлении компетентного органа, наделенного правом возбуждать уголовные дела, о готовящемся или совершенном преступлении.
 Статья, заметки и письма имеют значение самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела, если они были опубликованы.
 В случае пересылки из редакции органу дознания, следователю или прокурору неопубликованных писем, в которых содержатся сведения о фактах с признаками преступления, поводом следует считать сообщение учреждения, т.е. п. 3 ст. 108 УПК, но не как публикация в средствах массовой информации.
 Явка с повинной — это добровольное личное обращение в органы дознания, к следователю, прокурору или в суд (к судье) гражданина с заявлением о совершенном им преступлении. Заявление может быть и о подготовляемом преступном деянии (приготовлении или покушении), результаты которого еще не наступили.
 При явке с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление.
 Сведения, сообщенные лицом, явившимся с повинной, подлежат тщательной проверке, поскольку возможен самооговор. Известны также случаи, когда лицо является с повинной с целью скрыть факт совершения более тяжкого преступления.
 Явка с повинной отнесена уголовным законом к числу обстоятельств, смягчающих ответственность виновного.
 Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления, как повод к возбуждению уголовного дела, означает, что указанные органы и должностные лица сами, без чьего-либо заявления или сообщения, по собственной инициативе обнаружили преступление. Так, орган дознания может непосредственно обнаружить преступление в результате проводимой им оперативно-розыскной деятельности, прокурор — при производстве проверки в порядке надзора, следователь — при расследовании, а суд (судья) — при рассмотрении уголовного дела о другом преступлении.
 Одного повода недостаточно для возбуждения уголовного дела. Для этого необходимо соответствующее основание. В ч. 2 ст. 108 УПК говорится, что уголовное дело может быть возбуждено только в случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Из этого следует, что основание к возбуждению уголовного дела представляет собой единство доказательственных данных о том, что: а) само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в действительности; б) это деяние содержит признаки состава преступления, т.е. предусмотрено уголовным законом в качестве преступления.
 
 § 4. Обстоятельства, устраняющие возбуждение уголовного дела
 
 Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению (ст. 5 УПК). Одни из этих обстоятельств свидетельствуют об отсутствии материально-правовых предпосылок для начала уголовно-процессуальной деятельности, другие указывают на наличие определенных процессуальных препятствий для возбуждения уголовного дела.
 Рассмотрим те из них, которые предусмотрены ст. 5 УПК.
 1. Отсутствие события преступления (п. 1 ст. 5 УПК) означает случаи, когда самого события, которое могло бы быть расценено как преступление, не было (например, факта кражи) либо когда это событие было результатом действий самого потерпевшего или стихийных сил (самоубийство, несчастный случай и т.п.).
 2. Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ст. 5 УПК) — это случаи, когда при наличии события, вызванного действиями данного лица, сами эти деяния не содержат в себе состава преступления (например, убийство в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости).
 3. Истечение сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК) привлечения к уголовной ответственности регламентирует ст. 78 УК. Отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение за истечением сроков давности требует тщательной проверки, не было ли перерывов или приостановления течения давности.
 4. Амнистия — это акт высшего органа государственной власти, которым определенная категория лиц, совершивших преступления, освобождается от уголовной ответственности полностью или частично. Если акт амнистии полностью исключает наказание, а преступление было совершено до издания этого акта, уголовное дело не возбуждается.
 5. Недостижение лицом к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность (п. 5 ст. 5 УПК). Практически это частный случай отсутствия в деянии состава преступления, однако он специально выделен законодателем в отдельное обстоятельство, исключающее начало уголовно-процессуальной деятельности.
 6. Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевших (п. 6 ст. 5 УПК). Здесь имеются в виду преступления, перечень которых содержится в ч. 1 ст. 27 УПК (дела частного обвинения). Примирение потерпевшего с лицом, в отношении которого подана жалоба, исключает дальнейшее производство по этим преступлениям. Закон содержит прямое предписание судье принимать меры до возбуждения уголовного дела к примирению потерпевшего с лицом, в отношении которого подана жалоба. В исключительных случаях, если преступление имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния или зависимости от лица, совершившего это преступление, не в состоянии защищать свои права и законные интересы, прокурор может возбудить уголовное дело, несмотря на примирение (ч. 3 ст. 27 УПК).
 7. Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по жалобе его (п. 7 ст. 5 УПК). Здесь имеются в виду преступления, перечисленные в ч. 1 и 2 ст. 27 УПК (дела частного и частно-публичного обвинения). В исключительных случаях, указанных в ч. 3 ст. 27 УПК, прокурор вправе возбудить дело в таком преступлении и при отсутствии жалобы потерпевшего.
 8. Смерть лица, совершившего преступление (п. 8 ст. 5 УПК). Уголовное дело не может быть возбуждено в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам.
 9. Наличие вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения или постановления суда о прекращении дела (п. 9 ст. 5 УПК). Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных предприятий, объединений, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории России. Лицо, в отношении которого имеется не отмененный в установленном порядке приговор, а равно определение или постановление суда, не может быть вторично привлечено к уголовной ответственности за то же самое преступление. В этой связи возбуждение уголовного дела не допускается в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию.
 10. Наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению (п. 10 ст. 5 УПК). Постановление органа предварительного расследования или прокурора о прекращении производства по уголовном уделу, так же как и определение (постановление суда), имеет общеобязательный характер. Поэтому дело не может быть возбуждено в отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление о прекращении дела по тому же обвинению. По общему правилу, для возбуждения делав этих случаях необходимо решить вопрос об отмене имеющегося постановления о прекращении дела в отношении данного лица. Однако суд в порядке ст. 255 и 256 УПК вправе возбудить дело в отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению. Возбужденное дело направляется судом в этом случае для производства дознания или предварительного следствия в общем порядке.
 11. Отказ священнослужителя от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди. Тайна исповеди охраняется законом и уголовное дело в этом случае не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению в отношении священнослужителя.
 
 § 5. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
 
 При наличии законного повода и достаточного основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания, судья обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело (ст. 112 УПК).
 О возбуждении уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания и судья выносят постановление, а суд — определение. Постановление (определение) состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В водной части указывается кем, когда и где вынесено постановление (определение). В описательной излагаются повод и основание к возбуждению уголовного дела. В целях получения (если их недостаточно для принятия решения) или проверки достаточных данных, служащих основанием к возбуждению уголовного дела, органы дознания, следователь, прокурор и судья могут истребовать необходимые материалы и получить объяснения от граждан и должностных лиц в установленные законом сроки, однако без производства следственных действий (кроме осмотра места происшествия), позволяющие выяснить наличие или отсутствие оснований для начала производства по уголовному делу. В резолютивной части указывается, по признакам какой статьи уголовного закона возбуждается уголовное дело, а также дальнейшее направление дела.
 Копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем или органом дознания, немедленно направляется прокурору1.
 1 Наряду с общим порядком возбуждения уголовных дел законодательством установлен особый порядок возбуждения дела в отношении определенных категорий лиц. В первую очередь это касается судей, присяжных и народных заседателей (ст. 16 Закона о статусе судей РФ, ст. 87 Закона о судоустройстве РФ), следователей, прокуроров (ст. 42 Закона о прокуратуре РФ). Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей, прокуроров и следователей и надлежащего выполнения ими своих обязанностей.
 
 Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
 После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания; следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания — к производству дознания;
 судья направляет дело для производства предварительного следствия или дознания, а в случаях, предусмотренных законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст. 27 УПК).
 В тех случаях, когда уголовное дело возбуждается тем должностным лицом, которое будет вести расследование, выносится одно постановление — о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии его к своему производству. В течение суток копия постановления о принятии дела к производству должна быть направлена надзирающему прокурору (ст. 129 УПК). Орган дознания о начатом расследовании уведомляет прокурора немедленно (ст. 129 УПК).
 Следует иметь в виду, что следственные действия по делу вправе производить лишь тот следователь, в производстве которого находится дело. Другие органы могут проводить следственные действия лишь по поручению этого следователя.
 В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, которые исключают производство по делу, орган дознания, следователь, прокурор и судья отказывают в возбуждении уголовного дела.
 Отказ в возбуждении уголовного дела оформляется мотивированным постановлением.
 Согласно ч. 2 ст. 113 УПК, если в полученном заявлении или сообщении имеются данные об административном или дисциплинарном проступке либо ином нарушении общественного порядка и правил общежития, прокурор, следователь, орган дознания, судья вправе направить поступившее заявление или сообщение на рассмотрение общественной организации, трудовому коллективу или передать полученный материал на разрешение в административном или дисциплинарном порядке.
 Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение или общественная организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется им право на обжалование этого постановления.
 Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован заявителем соответственно надлежащему прокурору или в вышестоящий суд.
 Судя по статистическим данным последних лет, рассмотрение более трети всех заявлений и сообщений завершается обоснованным отказом в возбуждении уголовного дела1.
 1 См.: Махов В. Законодательство о возбуждении уголовного дела // Законность. 1997. № 1.С. 34.
 
 Прокурор, следователь, орган дознания, суд и судья могут, не возбуждая уголовного дела, направить заявление или сообщение о преступлении по подследственности или по подсудности. Например, следователь, получив сообщение о не подследственном ему преступлении, обязан направить его прокурору для передачи по подследственности.
 Закон не требует оформить указанное выше решение постановлением. На практике заявление и сообщения пересылаются по подследственности или по подсудности с соответствующими сопроводительными письмами.
 
 § 6. Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела
 
 В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими лицами и органами требований ст. 109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений или сообщений о преступлении, несвоевременную регистрацию таких заявлений и сообщений, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки.
 Таким образом, одним из весьма существенных участков в деятельности прокуратуры является осуществление надзора за своевременностью и правильностью разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлений. В связи с этим Генеральный прокурор РФ в приказе № 31 от 29 июня 1994 г. “О повышении роли прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждением” предлагает: “В каждой прокуратуре обеспечить систему действенного надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Добиваться, чтобы каждое заявление и сообщение было зарегистрировано и проверено в установленном законом порядке”.
 Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).
 Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст. 112 и 113 УПК с тем, чтобы по заявлениям и сообщениям о преступлении принимались обоснованные решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, не допускалось неосновательное возбуждение уголовного дела по правонарушениям, не представляющим значительной общественной опасности.
 В случае неосновательного отказа в возбуждении дела прокурор отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает уголовное дело. В этом случае он может поручить производство следствия или дознания другому лицу с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела (ст. 29 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
 При обнаружении неосновательного возбуждения или отказа в возбуждении дела судьей или судом прокурор приносит протест на постановление судьи или определение суда в кассационном порядке (ст. 331 УПК), а после истечения кассационного срока в порядке надзора в соответствии со ст. 373 УПК. 29 апреля 1998 г. Конституционный Суд вынес постановление, в котором разъяснил, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано в суде1.
 1 СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1459.
 
 Считая решение органа дознания или следователя об отказе в возбуждения уголовного дела правильным по существу, прокурор может своим мотивированным постановлением изменить основания отказа, исключив из постановления органа дознания или следователя ошибочные утверждения.
 
 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
 
 УПК. Ст. 108—116,255, 256.
 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации”. Ст. 26—38.
 Приказ Генерального прокурора РФ от 29 июня 1994 г. № 31 “О повышении роли прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении”.
 
 РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 Бажанов С. Оправдана ли так называемая доследственная проверка // Законность. 1995. № 1. С. 51—53.
 Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1995. Гл. IV; он же. Возбуждение уголовного дела // Уголовный процесс / Под ред. К.Ф.Гуценко. М., 1997. С. 153—154.
 Белозеров Ю.Н., Рябоконь В.В. Законность и обоснованность возбуждения уголовных
 дел органами внутренних дел. М., 1988. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Научн. ред. В.Т. Томин. М., 1996. Гл.8.
 Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 88—90.
 Корнуков В.М., Дубривный В.А., Манова Н.С. Обеспечение прав личности в стадии возбуждения уголовного дела // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 1995. № 2. С. 41—48.
 Кузнецов Н.П. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела. Воронеж, 1983.
 Ларин A.M. Структура института возбуждения уголовного дела // Сов. государство и право.1978.№ 5.
 Михайленко А.Р. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975.
 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Научн. ред. В.П. Божьев. М.,1995. Гл. 8.
 Рустамов А. Законное и обоснованное возбуждения дела — одна из гарантий правосудия // Сов. юстиция. 1990. № 23.
 Советский уголовный процесс / Под ред. Н.С. Алексеева, В.З. Лукашевича. М., 1989. Гл. X.
 Советский уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М., 1990. Гл. VI.
 Томин В.Т. Возбуждение уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. В.Т. Томина. М., 1996. С. 201—202.
 Уголовный процесс/Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1997. Гл. 10.
 Уголовный процесс / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1995. Гл. IX.
 Учебник уголовного процесса / Отв. ред. А.С. Кобликов. М., 1995. Гл. 9.
 Файзуллш М. Поводы к возбуждению уголовного дела: правовая природа // Сов. юстиция. 1993. № 23.
 
 Глава 11. ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
 
 § 1. Сущность, задачи и значение стадии предварительного расследования
 § 2. Формы предварительного расследования
 § 3. Виды дознания
 § 4. Предварительное следствие в уголовном процессе
 § 5. Система предварительного следствия
 § 6. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий при расследовании преступлений
 
 § 1. Сущность, задачи и значение предварительного расследования
 
 Предварительное расследование — это обычная, обязательная, следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса. Ее начальный момент — принятие дела к производству (ст. 129 УПК), однако срок предварительного расследования начинает течь с момента окончания предшествующей стадии процесса.
 Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств о событии преступления, виновности лица, его совершившего, а также о мотивах преступления; об обстоятельствах, влияющих на степень и характер ответственности; о размере причиненного ущерба; об условиях, способствовавших совершению преступления, и др.
 Указанная деятельность должна проходить в условиях соблюдения законности, охраны прав и интересов участников процесса.
 Всестороннее, полное и объективное расследование преступления обеспечивает не только правильное применение уголовного закона, но и предотвращает возможность привлечения в качестве обвиняемого лица, не совершавшего преступления.
 Расследование именуется предварительным1 потому, что предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие (гл. 23 УПК).
 1 Закон не требует предварительного расследования по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 27,414 УПК.
 
 Сделанные органами дознания и следователем выводы о том, что преступление имело место, и о лице, его совершившем, являются для суда версией обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде. Признать лицо виновным в совершении преступления правомочен только суд (ст. 49 Конституции РФ). При этом суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ч. 2 ст. 301 УПК). Однако очевидно, что предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, служит фактором, обеспечивающим всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора1.
 1 БВС РСФСР. 1984. № 7. С. 9; 1987. № 7. С. 7.
 
 Предварительное расследование — это производимая под надзором прокурора деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, изобличения виновных, обеспечению законного и обоснованного их привлечения в качестве обвиняемых, принятия мер по пресечению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением, реабилитации невиновных.
 Такая характеристика предварительного расследования не дает основания рассматривать его как стадию, производство в которой осуществляется только для суда. В данной стадии дело может получить и окончательное разрешение путем прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст. 208 УПК.
 Гарантиями законности проведенного расследования служит прокурорский надзор (ст. 25 УПК), осуществляемый в уголовном судопроизводстве, и судебный контроль за решениями, принимаемыми органами дознания и следователем в установленных законом случаях (ст. 22,23,25 Конституции РФ; ст. 2201 и 2202 УПК), ведомственный (процессуальный) контроль (ст. 127' УПК).
 Как и каждая стадия процесса, предварительное расследование имеет самостоятельные задачи, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства — ст. 2 УПК. Задачами предварительного расследования являются: 1) быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; 2) всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела; 3) выявление и процессуальное закрепление доказательств для дальнейшего их использования в процессе судебного разбирательства; 4) обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемого и недопущение привлечения невиновных к уголовной ответственности; 5) обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголовному делу и недопущение дальнейшей преступной деятельности с его стороны; 6) выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер по их устранению; 7) определение размера ущерба, причиненного преступлением, и принятие мер по обеспечению его возмещения.
 Предварительное расследование имеет большое юридическое значение. Оно состоит в том, что органом расследования собираются материалы о преступлении, о лице, его совершившем и тем самым обеспечивается реализация уголовной ответственности, установленной законом. Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц.
 Последнее обстоятельство имеет также воспитательное значение.
 
 § 2. Формы предварительного расследования
 
 Предварительное расследование имеет две самостоятельные формы: дознание и предварительное следствие.
 Дознание является первичной формой расследования для дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, и основной формой расследования для несложных дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. Дознание отличается от предварительного следствия органами, производящими расследование, их функциями, подследственностыо, процессуальным режимом, степенью процессуальной самостоятельности и кругом полномочий лиц, производящих дознание.
 Характерной чертой дознания является сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер при выполнении задач расследования (ст. 118 УПК).
 Если для органов предварительного следствия расследование является единственной функцией, то для органов дознания расследование — лишь одна из функций определенных органов (милиции, органов Федеральной службы безопасности, государственного пожарного надзора) или должностных лиц (командиры воинских частей, соединений и начальников военных учреждений, исправительных учреждений, капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой).
 Если при производстве предварительного следствия субъектом расследования является следователь, то при производстве дознания в этом качестве наряду с лицом, непосредственно производящим дознание, выступает орган дознания. Закон возлагает обязанности по возбуждению уголовного дела, принятию необходимых оперативно-розыскных мер, проведению неотложных следственных действий именно на орган дознания (ст. 2,109,118,119 УПК и др.). В силу этого лицо, производящее дознание, хотя и выполняет, как и следователь, функцию расследования, но не обладает такой же процессуальной самостоятельностью и принимает все основные решения по делу с согласия начальника органа дознания. Вместе с тем при исполнении этих решений лицо, производящее дознание, руководствуется в своих действиях общими условиями производства предварительного расследования и действует в строгом соответствии с нормами и правилами, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством.
 В ряде случаев закон упоминает в качестве субъекта расследования непосредственно лицо, производящее дознание (ст. 19,20,22, 23 УПК и др.). Однако начальнику органа дознания принадлежит право поручать отдельные действия иным сотрудникам, привлекать оперативных работников к исследованию обстоятельств дела, заменять лицо, производящее дознание, и т.п.
 Ни орган дознания, ни лицо, производящее дознание, не пользуются предусмотренным (ч. 2 ст. 127 УПК) правом направить дело при несогласии с указаниями прокурора вышестоящему прокурору без исполнения указаний по принципиальным вопросам расследования. Все указания прокурора для органа дознания обязательны и подлежат немедленному исполнению. Это не исключает, разумеется, права лица, производящего дознание, обжаловать указания нижестоящего прокурора вышестоящему, не приостанавливая при этом их исполнения.
 Отличается дознание от предварительного следствия и по характеру расследуемых дел. В настоящее время подавляющее большинство составов преступлений относится к компетенции органов дознания (ч. 1 ст. 126 УПК). В основном это не представляющие большой общественной опасности преступления. В пределах своей компетенции орган дознания вправе и обязан возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, однако в дальнейшем действия его зависят от подследственности дела.
 
 § 3. Виды дознания
 
 Дознание как форма предварительного расследования представляет собой процессуальную деятельность органов дознания по выполнению неотложных следственных действий и осуществлению расследования в полном объеме в случаях, предусмотренных законом.
 В соответствии со ст. 117 УПК органами дознания являются:
 1) милиция; 2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; 3) органы федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению; 4) начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, воспитательных учреждений — по делам против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; 5) органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;
 6) оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; 7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 8) федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению; 9) таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации. Дознание осуществляется по правилам уголовно-процессуального законодательства, регламентирующим производство предварительного следствия за исключением ряда изъятий, касающихся сроков (ст. 121 УПК), участия потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей в деле и взаимоотношении органов дознания с прокурором (ст. 120 УПК). Кроме того, в дознании участвуют два уполномоченных субъекта: орган дознания и лицо, производящее дознание. Все решения последнего, если они связаны с реализацией полномочий органа дознания, нуждаются в утверждении руководителя соответствующего органа. Представляется правильным мнение именовать лиц, производящих дознание, дознавателями. Так, в милиции правами лиц, производящих дознание, обладают оперативные уполномоченные подразделений криминальной милиции, инспекторы ГАИ и сотрудники некоторых других подразделений. В штатах крупных органов внутренних дел предусмотрены штатные должности дознавателей.
 В Вооруженных Силах России дознание производят назначенные командирами воинских частей сроком на два года офицеры-дознаватели.
 Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым предварительное следствие обязательно, или же по делам, по которым предварительное следствие обязательным не является.
 Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК).
 Дознание по этой категории дел регламентировано ст. 119 УПК. Закон устанавливает, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления, а именно: осмотр места происшествия, обыск, выемку, задержание и допрос подозреваемого, допрос свидетелей и потерпевших. Следует отметить, что перечень этих следственных действий является исчерпывающим. По выполнении названных следственных действий (неотложных) орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания установленного срока, обязан передать дело следователю. После этого орган дознания может производить по делу следственные и оперативно-розыскные действия только по поручению следователя.
 В случае передачи следователю дела, по которому лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для устранения преступления, сообщая следователю о результатах. В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит.
 В силу ст. 127 УПК свои полномочия на дачу поручений и указаний органам дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь должен использовать тогда, когда возникает необходимость в выполнении оперативно-розыскных или неотложных следственных действий, о которых идет речь в ст. 119 УПК, либо когда требуется содействие органа дознания при производстве того или иного следственного действия. Все те следственные действия, которые не упомянуты в ст. 119 УПК, следователь после получения дела от органа дознания обязан выполнить сам.
 Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела следователю (ст. 124 УПК). В постановлении должны быть изложены установленные обстоятельства преступления, указаны выполненные неотложные следственные действия и их результаты, данные о лице, совершившем преступление, если оно обнаружено, а также основания направления дела следователю. Орган дознания не вправе приостановить или прекратить по каким-либо основаниям дела данной категории, так как его компетенция исчерпывается производством неотложных следственных действий.
 Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Полномочия органов дознания предусмотрены ст. 120 УПК. Они состоят в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Расследование в этих случаях орган дознания проводит в полном объеме и заканчивает его составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела. В соответствии со ст. 120 УПК при производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями: 1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы уголовного дела для ознакомления не предъявляются; 2) на органы дознания не распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая исполне-. ния этих указаний.
 Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении уголовного дела (ст. 121 УПК). Этот срок может быть продлен не более чем на один месяц прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания. На срок свыше одного месяца дознание может быть продлено по правилам, установленным для продления предварительного следствия, лишь в исключительных случаях.
 Материалы дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, являются основанием для рассмотрения этих дел в суде (ст. 120 УПК).
 Следовательно, по делам по которым не обязательно предварительное следствие, органы дознания полностью заменяют следователя и проводят предварительное расследование в полном объеме.
 
 § 4. Предварительное следствие в уголовном процессе
 
 Предварительное следствие как особый вид государственной деятельности специально управомоченных лиц (следователей), протекающей в установленной законом форме и имеющей целью выполнение задач данной стадии уголовного процесса, является основной формой расследования. Производство предварительного следствия обязательно не только по подавляющему большинству составов преступлений, но и по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, опасных деяниях невменяемых и о преступлениях лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления (ст. 404 УПК). Предварительное следствие не производится лишь по незначительному числу наиболее простых дел, по которым расследование производится в форме дознания или в протокольной форме (ч. 1 ст. 126 УПК). Однако и по этим делам может быть произведено предварительное следствие, если это признают необходимым суд или прокурор.
 Органами предварительного следствия являются следователь прокуратуры, МВД, следователи органов Федеральной службы безопасности и следователи федеральных органов налоговой полиции. Производство расследования является единственной функцией названных органов (должностных лиц).
 Статья 127 УПК определяет широкий круг полномочий следователя при производстве следствия. Все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
 Следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать в установленном законом порядке любое лицо для допроса или для дачи заключения; производить осмотры, обыски и другие следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, при помощи которых могут быть установлены необходимые по делу доказательства; требовать производства ревизий и производить иные процессуальные действия (ст. 70 У ПК).
 На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и профессиональным правосознанием (ст. 71 УПК).
 При этом закон наделяет следователя правом давать по расследуемым им делам поручения и указания органам дознания о производстве следственных и розыскных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде, они обязательны для органов дознания (ч. 4 ст. 127 УПК).
 Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
 Подчеркивая важность процессуальной самостоятельности следователя, закон предоставляет ему право при несогласии с указаниями прокурора по наиболее важным вопросам расследования, а именно: 1) о привлечении в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления; 3) об объеме обвинения; 4) о направлении дела для предания обвиняемого суду; 5) о прекращении дела — обжаловать их, не приводя в исполнение, и направить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений (ч. 2 ст. 127 УПК). В этом случае вышестоящий прокурор либо отменяет указание нижестоящего прокурора, либо поручает производство следствия другому следователю.
 
 § 5. Система предварительного следствия
 
 При расследовании уголовных дел следователь производит множество следственных и других процессуальных действий. Выполнять или не выполнять те или иные из этих действий — в большинстве случаев зависит от личного усмотрения следователя. Но ряд процессуальных действий закон относит к числу обязательных. Таковыми являются: а) принятие следователем дела к своему производству;
 б) привлечение в качестве обвиняемого и предъявление обвинения;
 в) допрос обвиняемого; г) применение меры пресечения или отобрание обязательства являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства; д) ознакомление обвиняемого, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела. При производстве дознания знакомится с материалами дела лишь обвиняемый; ж) составление обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела либо постановления о применении принудительных мер медицинского характера.
 Процессуальные действия осуществляются в определенной последовательности. Например, производству следственных действий предшествует возбуждение уголовного дела; допросу лица в качестве обвиняемого — предъявление обвинения. Предъявлению следственного производства обвиняемому и его защитнику должно предшествовать принятие следователем решения об окончании предварительного следствия. Обвинительное заключение составляется только после окончания расследования. Строгая последовательность производства процессуальных действий является одной из важнейших гарантий успешного их осуществления и установления объективной истины по делу.
 Что же касается производства неотложных следственных действий, т.е. действий по собиранию, проверке и оценке доказательств в процессе расследования, то они могут выполняться в различной последовательности, эти вариации избирает следователь, исходя из конкретных обстоятельств расследуемого преступления. Например, допрос свидетелей может быть произведен как в начале расследования, так и на более позднем его этапе. То же самое можно сказать о производстве обыска или выемки, предъявления для опознания или производства очной ставки.
 Исходя из вышеизложенного, предварительное расследование представляет собой определенную систему деятельности. Она может быть представлена как единое целое, состоящее из относительно самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных частей.
 Предварительное расследование включает в себя девять частей. Такой подход наиболее полно раскрывает содержание и структуру рассматриваемой стадии. При тщательном анализе в ней действительно можно выделить следующие части:
 1. Решение о принятии дела к своему производству.
 2. Производство комплекса следственных и процессуальных действий, направленных на доказывания состава преступления и виновности конкретного лица.
 3. Решение вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого.
 4. Решение вопроса о мере пресечения.
 5. Производство комплекса процессуальных действий, направленных на проверку показаний обвиняемого и окончательное установление всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
 6. Принятие решения об окончании расследования и предъявление следственного производства участникам процесса для ознакомления.
 7. Разрешение ходатайств участников процесса и производства дополнительного расследования.
 8. Составление обвинительного заключения и направления дела прокурору.
 9. Рассмотрение дела прокурором, принятие по нему решения и направление дела в суд.
 Такова система предварительного следствия по делам, направляемым в суд с обвинительным заключением.
 Вместе с тем в отдельных случаях вполне закономерным может быть и иное решение уголовного дела. Так, оно может быть прекращено на любом из названных этапов после принятия его к своему производству. Подобное, однако, не означает, что стадии предварительного расследования здесь нет. Она имеется и в данном случае.
 
 § 6. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий при расследовании преступлений
 
 Правовой основой взаимодействия следователей и органов дознания являются нормы УПК РСФСР: ст. 117,119,127 и 132 УПК, нормы Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (ст. 7,10,11,13 и 14). Должны также учитываться и требования Закона РСФСР “О милиции” в части разграничения компетенции криминальной милиции и милиции общественной безопасности (ст. 8—9).
 Неукоснительное соблюдение перечисленных норм действующего законодательства — необходимое условие эффективности взаимодействия в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений. Порядок применения оперативно-розыскных мер определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных действий.
 Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
 выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие уже совершенных преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих;
 осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу