<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
 Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
 Согласно ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, на территории России право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел Российской Федерации; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) Федеральных органов налоговой полиции; 4) Федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации; 5) органов Пограничной службы Российской Федерации; таможенных органов Российской Федерации; 7) Службы внешней разведки Российской Федерации.
 Оперативные подразделения внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в п. 1—7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.
 Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководство указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
 Что касается производства следственных действий, то оно осуществляется органами дознания и следователями в тех же целях, однако в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.
 Из этого вытекает, что как оперативно-розыскные мероприятия, так и следственные действия преследуют единую цель — борьбу с преступностью и по своей природе носят правовой характер. Однако оперативно-розыскные меры и следственные действия совершаются в различных правовых режимах, что порождает особенности деятельности органа дознания и следователя. Эти особенности проявляются в следующем:
 1) в различии средств и методов осуществления деятельности следователя и органа дознания (оперативного работника). Следователь осуществляет свою деятельность средствами и методами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом. Они носят процессуальный характер. Оперативный работник осуществляет деятельность, регламентированную Федеральным законом РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, который предусматривает использование оперативно-розыскных мер для борьбы с преступностью. Эти средства и методы не являются процессуальными;
 2) в различии их прав в применении процессуальных и непроцессуальных средств и методов. Следователь ни при каких обстоятельствах не может пользоваться средствами и методами, находящимися в распоряжении оперативного работника. Он вправе производить лишь предусмотренные УПК следственные и розыскные действия, в то время как оперативный работник, выступая в качестве лица, производящего дознание, вправе выполнять определенный круг следственных действий и все оперативно-розыскные действия;
 3) в различии пределов применения ими процессуальных и непроцессуальных средств и методов. Если следственные действия (за исключением места происшествия) могут производиться только после возбуждения уголовного дела и до окончания предварительного следствия, то оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, в ходе дознания и следствия;
 4) в различии непосредственных результатов следственных действий и оперативно-розыскных мер. В результате следственных действий могут быть получены доказательства, тогда как в результате оперативно-розыскных действий могут быть получены лишь сведения об источниках таких фактов, из которых доказательства получаются только путем производства следственных и розыскных действий.
 Согласованное проведение следственных действий и оперативно-розыскных мер позволяет успешнее раскрывать преступление и изобличать лиц, их совершивших.
 
 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
 
 Конституция РФ. Гл. 2.
 Закон РСФСР “О милиции”. Ст. 8, 9, п. 1—6,14,24 ст. 10, п. 3, 4, 6—8,16 и 32 ст. 11.
 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.
 Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О частной детективной и охранной деятельности в
 Российской Федерации” // ВВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
 ФЗ от 3 апреля 1995 г. “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. Ст. 10// СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
 
 РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 Абдумаджидов Г.А. Предварительное расследование. Ташкент, 1985; он же. Расследование преступлений. Ташкент, 1986.
 Выдря М.М. Расследование уголовного дела — функция уголовного процесса // Сов. государство и право. 1980. № 9. С. 80.
 Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М., 1981.
 Дознание в органах внутренних дел. М., 1986.
 Дроздов Г.В. Общие условия производства предварительного следствия и дознания // Уголовный процесс Российской Федерации. М., 1995. С. 143.
 Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.,1965.
 Зеленский В.Д. Следователь как субъект расследования. Краснодар, 1982.
 Концепция судебной реформы в РФ. М., 1992. С. 90—93.
 Корнуков В.М. Предварительное расследование // Советский уголовный процесс. Саратов, 1988. С. 18—25.
 Ларин AM. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М., 1986,
 Митрохин Н.П. Законность и демократизм предварительного следствия. Минск, 1979.
 Советский уголовный процесс / Под ред. Н.С. Алексеева, В.З. Лукашевича. М., 1989. Гл. 11 и 12.
 Советский уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М., 1990. Гл. VII.
 Уголовный процесс/Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1997. Гл. 11.
 Уголовный процесс / Под общ. ред. П.А. Лупинской. М., 1995.
 Учебник уголовного процесса / Отв. ред. А.С. Кобликов. М., 1995. Гл. X.
 Якуб М.Л. Процессуальная форма в советском уголовном процессе. М., 1981.
 
 Глава 12. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
 
 § 1. Понятие и значение общих условий предварительного следствия и дознания
 § 2. Система общих условий предварительного расследования и характеристика их видов
 
 § 1. Понятие и значение общих условий предварительного следствия и дознания
 
 В главе десятой УПК, озаглавленной “Общие условия производства предварительного следствия”, имеются нормы, которые также относятся и к дознанию, поэтому есть все основания вести речь об общих условиях производства предварительного следствия и дознания, т.е. предварительного расследования, с учетом исключений, предусмотренных ст. 120 УПК.
 Общие условия предварительного расследования — это установленные уголовно-процессуальным законом (гл. 10 УПК) правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
 Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок. Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее, полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований. Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить задачи, решающие в ходе расследования преступлений. Таким образом, значение общих условий предварительного расследования состоит в том, что их соблюдение создает предпосылки всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования и способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.
 К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе десятой УПК, относятся правила: 1) подследственность; 2) полномочия следователя; 3) своевременное начало производства предварительного расследования; 4) соблюдение места и сроков производства предварительного расследования; 5) участие общественности в раскрытии и расследовании преступлений; 6) соединение и выделение уголовных дел; 7) обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела; 8) участие специалиста, переводчика и понятых; 9) об обеспечении прав заинтересованных лиц, участвующих в стадии предварительного расследования; 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования; 11) меры по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления; 12) применение научно-технических средств при предварительном расследовании; 13) процессуальные акты предварительного расследования и порядок их оформления; 14) этика предварительного расследования.
 Характеристика этих общих условий дается ниже.
 
 § 2. Система общих условий предварительного расследования и характеристика их видов
 
 Рассмотрим элементы этой системы.
 1. Подследственность.
 Это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство расследования относится к компетенции того или иного следователя или органа дознания. Различаются следующие признаки, характеризующие подследственность: предметная (родовая), территориальная (местная), персональная и альтернативная.
 Предметная (родовая) подследственность зависит от характера совершенного преступления, его юридического состава, степени опасности и сложности расследования. По этому признаку подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ст. 126 УПК).
 Территориальный (местный) приз накподследственности определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может производиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
 Персональный признак подследственности обусловлен особенностями субъекта преступления, к числу которых относятся его возраст, психическое или физическое состояние, служебное или иное положение.
 В тех случаях, когда закон устанавливает возможность расследования тем или иным органом в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело, налицо альтернативный признак подследственности. Так, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150,285,286,306, 307, 309, 311 ч. 2; 316, 320 и 327 УК РФ, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.
 В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в УПК РСФСР в связи с принятием УК РФ, существенно затронут институт подследственности уголовных дел. Статья 126 УПК претерпела изменения не только потому, что было необходимо заменить перечень статей УК РСФСР на соответствующие статьи УК РФ и определить подследственность тех составов преступлений, которые ранее не были известны российскому уголовному праву. Законодатель одновременно усовершенствовал регламентацию подследственности, устранил имевшиеся противоречия между составными частями ст. 126 УПК.
 Согласно ст. 126 УПК расширена компетенция всех следственных аппаратов (органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, Федеральной службы налоговой полиции). Законодатель отказался от жесткого определения предметной (родовой) подследственности следственных аппаратов, кроме налоговой полиции. Некоторые составы преступлений включены в предметную подследственность трех следственных аппаратов — органов прокуратуры, ФСБ и органов внутренних дел (например, контрабанда — ст. 188 УК, организация преступного сообщества — ст. 210 УК РФ, провокация взятки — ст. 304 УК РФ и ряд других). Многие составы преступлений стали относиться к предметной подследственности двух следственных аппаратов. Например, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава — ст. 211 УК РФ; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны — ст. 353 УК РФ; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — ст. 354 УК РФ; наемниче-ство — ст. 359 УК РФ могут расследоваться как следователями органов прокуратуры, так и следователями ФСБ.
 Бандитизм — ст. 209 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, дача взятки — ст. 291 УК РФ, служебный подлог — ст. 292 УК РФ, халатность — ст. 293 УК РФ относятся к подследственности следователей прокуратуры и органов внутренних дел.
 Захват заложника — ст. 206 УК РФ, невозвращение из-за границы средств иностранной валюты — ст. 193 У К РФ фигурируют в предметной подследственности следователей органов ФСБ и органов внутренних дел. Изменилась регламентация и альтернативной подследственности следователей ФСБ и налоговой полиции.
 Следователям ФСБ предоставлено право расследования таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями — ст. 295 УК РФ, превышение должностных полномочий — ст. 286 (относящихся к предметной подследственности следователей прокуратуры), получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог — ст. 292 УК РФ, халатность — ст. 293 УК РФ (предметная подследственность следователей прокуратуры и органов внутренних дел). Но при условии, что расследование этих преступлений связано с расследованием по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к их предметной подследственности.
 Следователи налоговой полиции могут также расследовать преступления “чужой” предметной подследственности (незаконное предпринимательство — ч. 2 ст. 171 УК РФ; незаконная банковская деятельность — ст. 172 УК РФ; лжепредпринимательство — ст. 173 УК РФ, а всего более двадцати составов преступлений) при наличии двух условий. Во-первых, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и, во-вторых, если уголовное дело “чужой” подследственности не может быть выделено в отдельное производство.
 Впервые в уголовно-процессуальном законе получила определение подследственность преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, не по предметному, а персональному признаку и подследственность уголовных дел, расследующихся следователями военной прокуратуры.
 Уголовные дела о любых преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, отнесены к подследственности следователей органов прокуратуры. Ими же должны расследоваться преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Если такой связи нет, подследственность уголовного дела определяется по предметному признаку.
 Следует согласиться с тем, что совсем другой стала нумерация статей Особенной части УК РФ, обозначенных в этой процессуальной норме, есть и определенное перераспределение подследственности. К этому не стоило бы привлекать внимание, если бы не одно тревожное обстоятельство: новая редакция указанной статьи продолжает тенденцию на вытеснение, выдавливание следователей прокуратуры из производства расследования. В прежнем варианте ст. 126 УПК закрепляла полномочия следователей прокуратуры вести предварительное следствие по любому уголовному делу (универсальная подследственность), выделяя наряду с этим категории дел, по которым предварительное следствие производят также следователи органов внутренних дел и органов безопасности. В новой редакции союз “также” из текста выпал, подследственность строго зафиксирована, и теперь следователи прокуратуры— наиболее квалифицированные, наименее подверженные воздействию администрации и спецслужб — лишены права расследовать дела, отнесенные к компетенции других следователей. А эта компетенция, особенно следователей органов внутренних дел, с каждым годом все более и более расширяется. Такая тенденция ведет, по нашему мнению, лишь к усугублению кризиса, в котором оказалась у нас борьба с преступностью вообще и расследование преступлений в частности.
 По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, военными строителями, солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки, а также гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военнообразовательного учреждения профессионального образования, предварительное следствие ведется следователями военной прокуратуры.
 По решению Генерального прокурора РФ следователям военной прокуратуры может быть поручено расследование уголовного дела о любом преступлении в тех местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования.
 В ст. 126 УПК речь также идет о полномочиях прокуроров в определении подследственности, когда этот вопрос не может быть решен на основе указаний закона. Одно из таких правил предусматривает определение прокурором подследственности в случаях, когда он или суд признает необходимым ведение предварительного следствия по делам о преступлениях, по которым оно не является обязательным. Практически имеется в виду правило о поручении следствия либо следователю прокуратуры, либо следователю органов внутренних дел.
 Решение вопроса закон оставляет на усмотрение прокурора без каких-либо ограничений. Но все же есть смысл руководствоваться следующими соображениями. Законодатель во многих случаях относит к компетенции органов дознания преступления без квалифицирующих признаков. А при наличии этих признаков преступления относятся к подследственности либо следователей органов внутренних дел, либо следователей органов прокуратуры. Например, по уголовным делам по мошенничеству, предусмотренному ч. 1 ст. 159 УК РФ, предварительное следствие не обязательно. То же преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения, с причинением значительного ущерба гражданину (п. “а”, “б”, “в”, “г” ст. 159 УК РФ), должно расследоваться следователем органов внутренних дел. Умышленное уничтожение или повреждение имущества, предусмотренное ч. 1 ст. 167 УК РФ, расследуется органом дознания. Это же преступление, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, относится к подследственности следователя органов прокуратуры.
 Если по каким-то соображениям признано необходимым ведение предварительного следствия вместо дознания, прокурору целесообразно решать вопрос о подследственности, руководствуясь указаниями закона о том, следователь какого органа — внутренних дел или прокуратуры — должен расследовать аналогичное преступление при наличии квалифицирующих признаков. Методика следствия по уголовным делам о преступлениях без квалифицирующих признаков или с таковыми практически одинакова. Все особенности сводятся только к различиям в предмете доказывания. Поэтому следователь органов внутренних дел с большим успехом может расследовать мошенничество, предусмотренное ч. 1 ст. 159 УК РФ, нежели следователь прокуратуры, не сталкивающийся с такой категорией дел. А дело о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 167 УК РФ, целесообразнее поручить следователю прокуратуры, а не органов внутренних дел.
 Другая норма — ст. 126 УПК, относящаяся к полномочиям прокурора в определении подследственности при отсутствии прямых указаний в законе на этот счет, состоит в следующем. Прокурор должен решать этот вопрос в случае соединения в одно производство уголовных дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия. Однако, если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими. Во всех иных ситуациях прокурор определяет подследственность по своему усмотрению.
 При этом следует учитывать в первую очередь тяжесть каждого из преступлений, объем проделанной и предстоящей работы по установлению их обстоятельств.
 Необходимо обратить внимание на то, что анализируемая норма не содержит запрета на поручение предварительного следствия по делу, соединенному из нескольких, следователю органов внутренних дел, ФСБ или налоговой полиции в случаях, когда по одному из дел расследование ранее вел следователь прокуратуры. Это обстоятельство требует, на наш взгляд, пересмотреть установку, содержащуюся в Указании Генерального прокурора РФ “О разграничении подследственности уголовных дел” от 10 июня 1992 г., в соответствии с которой любые дела, отнесенные к подследственности прокуратуры, не должны расследоваться другими органами предварительного следствия. Вряд ли можно сомневаться в том, что при соединении уголовных дел по обвинению одного и того же лица в изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг — ст. 186 УК (подследственность следователей органов внутренних дел) и развратных действиях — ст. 135 У К (подследственность следователей прокуратуры) в одно производство прокурору целесообразно поручить дальнейшее расследование следователю органов внутренних дел.
 Конструирование предметной подследственности следователей прокуратуры, Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в ст. 126 УПК как включающей некоторые составы преступлений, расследование дел о которых относится к компетенции всех трех следственных органов или двух, породило на практике проблему. Суть ее в следующем. Статья 114 УПК предусматривает возможность направления органом дознания и следователем полученного им заявления (сообщения) о преступлении по подследственности. Но какому следователю должен направлять орган дознания заявление, например, о совершении служебного подлога, если дело об этом преступлении подследственно и следователю органов внутренних дел, и следователю прокуратуры?
 Закон не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Правила ст. 114 УПК были рассчитаны на существовавшую прежде регламентацию подследственности. На практике органы милиции, как органы дознания, предпочитают передавать заявления (сообщения) о преступлениях, подследственных следователям прокуратуры и органов внутренних дел, “своим” следователям. Закону это не противоречит. Значительно труднее ответить на вопрос: в какой орган предварительного следствия направлять заявление о преступлении, подследственном следователю прокуратуры и следователю ФСБ, например, об угоне судна воздушного или водного транспорта? По нашему мнению, едва ли правильно оставлять решение такого вопроса на усмотрение органа дознания. Представляется, что и в этих случаях подследственность должна определяться прокурором.
 Аналогичная проблема возникает и при ведении уголовного дела, подследственного следователям нескольких ведомств. Но ее решение возможно на основе правил ст. 132 УПК, в соответствии с которыми следователь, установивший, что дело, находящееся в его производстве, ему не подследственно, обязан передать дело прокурору для направления по подследственности решается прокурором по месту, где следствие начато.
 При определении подследственности прокурору целесообразно учитывать квалификацию следователей, опыт в расследовании этого преступления, загруженность другими делами и другие обстоятельства.
 2. Полномочия следователя.
 Следователем является должностное лицо органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции, осуществляющие предварительное следствие по уголовным делам в пределах его компетенции (ст. 125 УПК).
 В соответствии с ч. 1 ст. 127 УПК при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
 Конституция РФ предусматривает, что наиболее важные решения, затрагивающие конституционные права граждан (например, о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, о производстве обыска и т.п.), принятые следователем при производстве по делу, подлежат санкционированию судом. Однако впредь до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок санкционирования мер уголовно-процессуального принуждения решениями прокуроров.
 Прокурор, исполняя надзор за производством предварительного следствия, осуществляет процессуальное руководство расследованием. Он вправе отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать ему указания о производстве следственных действий, осуществлять иные полномочия процессуального руководителя, предоставленные ему ст. 211 УПК.
 Указания прокурора даются в письменной форме и обязательны для следователя. Обеспечивая процессуальную независимость следователя, закон предоставляет ему право не согласиться с теми указаниями прокурора, которые касаются существа расследования: о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, направлении дела для предания суду или прекращении дела. Во всех этих случаях следователь вправе не выполнить данные указания, представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору. Ознакомившись с делом и с возражениями следователя, прокурор отменяет эти указания или поручает производство следственных действий другому следователю.
 Широкая процессуальная самостоятельность следователя проявляется и в его взаимоотношениях с органами дознания. Он вправе по расследуемым делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных или следственных действий. Следователь привлекает работников органов дознания к участию в тех или иных действиях (осмотре, обыске, выемке и др.), тесное взаимодействие следователя с органами дознания — необходимое условие успешного раскрытия и расследования преступлений, а также их предупреждения.
 В органах внутренних дел ведомственный контроль за производством предварительного следствия осуществляют начальники следственных подразделений (отделов или отделений). Права руководителя таких подразделений закреплены в ст. 1271 УПК. Он вправе проверять уголовные дела, давать следователю указания о производстве предварительного следствия, передавать дело от одного следователю другому, поручать расследование дела нескольким следователям, осуществлять другие полномочия. Указания начальника следственного подразделения даются в письменной форме и обязательны для использования следователем. Следователь вправе приостановить исполнение указаний по вопросам, перечисленным в ч. 2 ст. 127 УПК, и представить дело на разрешение прокурора.
 3. Своевременное начало производства предварительного расследования.
 Предварительное расследование начинается только после возбуждения уголовного дела. До этого следователь не вправе, за исключением осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 178 УПК), производить следственные действия.
 Статья 129 УПК обязывает следователя немедленно приступить к производству следствия по возбужденному им или переданному ему делу. Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копии этих постановлений следователь не позднее двадцати четырех часов направляет прокурору.
 В случае сложности дела или его большого объема предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается в постановлении о возбуждении дела или выносится отдельное постановление. Один из следователей принимает дело к производству и руководит действиями других следователей. В этом случае подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику при разъяснении права на отвод объявляется весь состав следователей.
 4. Соблюдение места и сроков предварительного расследования.
 Предварительное следствие производится в том районе, где совершено преступление. В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования оно может производиться по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
 Понятие “район, где совершено преступление” распространяется на город без районного деления или в котором нет районных прокуратур или органов внутренних дел, участок железной дороги, территорию, обслуживаемую органами внутренних дел на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, а также транспортными прокуратурами.
 Предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях, ведется следователями, находящимися в их штатах.
 Установив, что данное дело ему не подследственно, следователь должен произвести все неотложные следственные действия, после чего дело передать прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато.
 Процессуальный порядок передачи следователем дела прокурору до направления по подследственности законом не определен.
 Поэтому представляется, что следователь должен вынести мотивированное постановление с указанием, в какой орган предварительного следствия необходимо направить дело. Прокурор, в случае согласия с постановлением, направляет дело со своим сопроводительным письмом. В случае признания постановления необоснованным прокурор отменяет его и возвращает дело для продолжения следствия.
 В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток (ст. 132 УПК).
 Установление истины по уголовному делу в значительной степени зависит от того, как быстро проводится предварительное следствие и дознание. Дознание в полном объеме должно заканчиваться, как правило, в месячный срок (ст. 121 УПК), а предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.
 Срок предварительного следствия, установленный ч. 1 ст. 133 УПК, может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненным к ним прокурорам — до трех месяцев.
 По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут пролить срок предварительного следствия — до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
 При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.
 В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.
 Ходатайства о продлении срока следствия должны представляться не позднее чем за пять суток до истечения двухмесячного срока, за десять суток до истечения трехмесячного срока, за пятнадцать суток до истечения шестимесячного срока и за тридцать суток до истечения годичного срока.
 5. Участие общественности в раскрытии и расследовании преступлений.
 Производя расследование, следователь должен широко использовать помощь общественности для раскрытия и расследования преступлений и для розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений (ст. 128 УПК). Такую же обязанность несет и лицо, производящее дознание. Под общественностью в контексте ст. 128 УПК понимаются, во-первых, общественные организации, во-вторых, отдельные граждане, действующие добровольно, на общественных началах.
 Общественность привлекается к участию в уголовном деле в различных формах; некоторые из них прямо предусмотрены законом. Так, сообщения общественных организаций являются поводами к возбуждению уголовного дела (п. 2 ст. 108 УПК).
 Общественная организация может принять на себя письменное обязательство в том, что она ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого и обвиняемого по вызовам лица, производящего дознание. Эта мера — поручительство общественной организации — является одной из мер пресечения в уголовном процессе (ст. 95 УПК). Поручительство в качестве меры пресечения могут принять на себя и отдельные лица, заслуживающие доверия (ст. 94 УПК).
 Общественные организации и отдельные граждане могут представлять органу расследования доказательства по уголовному делу (ч. 2 ст. 70 УПК), прежде всего документы, а также предметы, обладающие признаками вещественных доказательств.
 В какой бы форме ни участвовали представители общественности в раскрытии и расследовании преступлений, совершать следственные действия по собиранию доказательств, а равно любые другие процессуальные действия они не вправе.
 6. Соединение и выделение уголовных дел.
 Соединение и выделение уголовных дел является одним из основных положений уголовно-процессуального закона и регламентировано ст. 26 УПК.
 Могут быть соединены в одном производстве лишь дела по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений или же дела по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений, а равно в заранее не обещанном укрывательстве этих же преступлений и недонесении о них.
 В соответствии с ч. 2 ст. 26 УПК выделение дел допускается, во-первых, в случаях, которые вызываются необходимостью, и, во-вторых, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования и разрешения уголовного дела.
 Так, судебной практикой признано обоснованным и соответствующим уголовно-процессуальному закону выделение в отдельное производство материалов в отношении соучастника преступления, скрывавшегося от следствия, поскольку у органов предварительного следствия на момент выделения материалов не было реальных возможностей продолжать расследование дела в отношении этого лица, оно разыскивается и в отношении него избрана мера пресечения — содержание под стражей, а выделение материалов не повлияло на полноту предварительного следствия1.
 1 БВС РФ. 1994. № 2. С. 6.
 
 В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. “О судебном приговоре” разъяснено, что, если “дело в отношении некоторых обвиняемых выделено в отдельное производство, в приговоре указывается, что преступление совершено подсудимым совместно с другими лицами, без упоминания их фамилий”2.
 2 БВС РФ. 1996. № 7. С. 4.
 
 Часть 2 ст. 26 УПК предусматривает, что с соблюдением указанных условий по указанию прокурора из уголовного дела по обвинению лица или лиц в совершении нескольких преступлений в отдельное производство для завершения расследования может быть выделено дело в отношении указанных лица или лиц о преступлении или преступлениях при установлении по ним всех обстоятельств дела, подлежащих доказыванию. Таким образом, указание прокурора о выделении дела необходимо лишь в случае выделения законченных расследованием эпизодов для направления дела в этой части в суд и продолжения расследования остальных эпизодов на тех же обвиняемых или других лиц, совершивших эти преступления. В случаях же выделения уголовных дел, скажем, в отношении неустановленных следствием соучастников или на лиц, чьи преступные деяния не имеют отношения к выделяемым материалам, специального указания прокурора, как правило, не требуется.
 Содержание ст. 26 УПК не должно быть истолковано в смысле ущемления или сужения полномочий следователя. Это подтверждается и тем, что осталось неизменным положение ч. 3 ст. 26 УПК о том, что соединение и выделение дел производится, в том числе по постановлению следователя.
 Таким образом, выделение уголовного дела производится по указанию прокурора только в тех случаях, когда в таком выделении есть необходимость для завершения расследования. Например, если один из обвиняемых скрылся, а меры по розыску не дают результата; срок ареста продлен до предельного, а с учетом предстоящего объема расследования закончить дело по всем эпизодам преступлений или в отношении всех виновных лиц не представляется возможным.
 В статьях 255 и 256 УПК предусмотрен порядок возбуждения уголовного дела по новому обвинению и в отношении нового лица в судебном разбирательстве. В этих случаях суд возбуждает уголовное дело по новому обвинению или в отношении лица, не привлеченного к уголовной ответственности, и направляет необходимые материалы для производства дознания или предварительного следствия, если выделенные материалы и основное уголовное дело могут быть рассмотрены раздельно без ущерба для полноты, всесторонности и объективности рассмотрения основного дела.
 7. Обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела.
 Одной из гарантий всестороннего, полного и объективного предварительного следствия являются ходатайства, которые могут быть заявлены следователю. Правом заявления ходатайств на предварительном следствии пользуются: обвиняемый, подозреваемый, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, эксперт. Ходатайства заявляются как в письменном виде, так и устно. В последнем случае следователь заносит содержание ходатайства в протокол.
 Получив ходатайство, следователь обязан сразу же рассмотреть его, причем он не вправе отказать подозреваемому, обвиняемому и его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в допросе свидетелей, производстве экспертизы и других следственных действий по собиранию доказательств, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь значение для дела. В ст. 131 УПК не говорится об обязательном удовлетворении ходатайства эксперта, которое он вправе заявить, о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. Однако ходатайство эксперта также подлежит обязательному удовлетворению, если оно имеет значение для дачи правильного заключения.
 О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, его заявившему. При полном или частичном отказе в ходатайстве следователь обязан вынести постановление с указанием мотивов отказа (ч. 2 ст. 131 УПК).
 Объективность предварительного расследования обеспечивается также возможностью отвода следователя или лица, производящего дознание, в том числе и по ходатайству (например, обвиняемого), при наличии указанных в законе оснований.
 8. Участие специалиста, переводчика и понятых.
 Участие специалиста в расследовании преступлений предусмотрено ст. 1331 УПК. Специалист вызывается для участия в производстве выемки и обыска (ст. 170 и 175 УПК), осмотре места происшествия (ст. 179 УПК), освидетельствования (ст. 181 УПК), следственного эксперимента (ст. 183 УПК), получения образцов для сравнительного исследования.
 Во всех этих случаях следователь обязан вызвать специалиста определенной специальности (профессии). Например, врача — при производстве осмотра и эксгумации трупа (ст. 180 УПК), освидетельствования (ст. 181 УПК); педагога — при производстве допроса малолетних и несовершеннолетних свидетелей (ст. 154 УПК).
 Вызываемый специалист должен обладать необходимой компетентностью в вопросах науки и практики, не иметь прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, быть посторонним обвиняемому и потерпевшему. Он не может уклониться от явки по вызову следователя, требование которого обязательно не только для специалиста, но и для руководителя предприятия, учреждения, организации, в которой он работает.
 Участвуя в производстве следственного действия, специалист, используя свои знания и навыки, содействует следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращает внимание следователя на обстоятельства, связанные с ними, дает пояснения по поводу выполненных им действий.
 При отказе или уклонении специалиста от выполнения своих обязанностей к нему могут быть применены меры общественного воздействия или наложено денежное взыскание.
 В качестве специалистов наряду с другими могут привлекаться сотрудники криминалистических подразделений.
 Все привлекаемые к участию в следственных действиях специалисты вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств.
 Возможность привлечения специалистов не исключает самостоятельного использования органами дознания и следователями научно-технических средств, находящихся у них на вооружении. В необходимых случаях они должны самостоятельно производить звукозапись, фотографирование, аудио-, видеозапись и киносъемку (ст. 1411,173 и 183 УПК).
 При условии, когда участвующие в деле лица не владеют языком, на котором ведется судопроизводство (ст. 17 УПК), следователь или лицо, производящее дознание при производстве допросов, очных ставок и иных следственных действий приглашает переводчика (ст. 134 УПК), который обязан явиться по вызову и выполнить полно и точно порученный ему перевод (ст. 57 УПК). Следователь обязан разъяснить переводчику обязанности и предупредить его об ответственности по ст. 307 УК.
 Процессуальный закон предусматривает, что при производстве осмотров, обысков, выемок, освидетельствования и некоторых других следственных действий, указанных в законе, участвуют понятые.
 Число понятых определяет следователь, но их должно быть не менее двух. В качестве понятых могут быть вызваны любые, незаинтересованные граждане, но выбор их не должен быть случайным. На понятых возлагается обязанность удостоверить факт, содержание и результаты действий, на производстве которых они присутствовали (ст. 135 УПК), что требует от них осмысленного восприятия производимых действий, а в ряде случаев и воспроизведения в суде того, чему они были очевидцами в качестве понятых.
 По поводу производимых следователем действий понятой вправе сделать замечания, которые заносятся в протокол следственного действия.
 9. Об обеспечении прав заинтересованных лиц, участвующих в стадии предварительного расследования.
 Обеспечение прав и законных интересов участвующих в деле лиц достигается путем правильного определения следователем правового статуса этих лиц (обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и т.д.), обязанностью разъяснять им их права и обеспечить возможность осуществления этих прав (ст. 58,136,137, 138, 52,149 и др. УПК).
 Так, установив, что преступлением причинен моральный, физический или материальный вред гражданину, следователь по собственной инициативе должен вынести постановление о признании его потерпевшим и обеспечить возможность осуществления принадлежащих ему прав (ст. 136 УПК).
 10. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования.
 Решение задач уголовного судопроизводства предполагает сохранение от разглашения материалов предварительного расследования. В отличие от судебного разбирательства гласность на предварительном расследовании допустима лишь в ограниченных пределах.
 Согласно ст. 139 УПК, данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в котором они признают это возможным.
 Для предупреждения разглашения данных предварительного следствия следователь уведомляет свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, защитников, экспертов, специалистов, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. У указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 310 УК, которая приобщается к материалам уголовного дела.
 В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Таким образом, оглашение материалов предварительного следствия, производимого следователем прокуратуры, возможно только с разрешения надзирающего прокурора.
 11. Меры по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
 Следователь и орган дознания обязаны своевременно выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению. Указанные обстоятельства включены законом в предмет доказывания по уголовному делу (ч. 2 ст. 68 УПК).
 Для выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления, производятся различные следственные действия, истребуются необходимые документы.
 Установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, следователь и орган дознания вносят в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению этих причин и условий (ст. 21` п.140 УПК).
 В представлении анализируются причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и излагаются предложения по их устранению. Предлагая принятие конкретных мер, следователь вместе с тем не вправе вмешиваться в оперативную деятельность соответствующих органов, которым внесено представление.
 Представление должно быть внесено до окончательного предварительного расследования и подлежит приобщению к материалам уголовного дела.
 По одному уголовному делу может быть внесено несколько представлений в различные органы.
 По внесенному представлению не позднее чем в месячный срок должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено лицу, направившему представление.
 12. Применение научно-технических средств при предварительном расследовании.
 Современный уровень развития общества позволяет широко использовать достижения научно-технического прогресса при производстве по уголовному делу не только экспертами и специалистами, но и непосредственно лицом, производящим расследование. К числу таких испытанных в практике и закрепленных в законе средств, применяемых при производстве следственных действий по собиранию доказательств, относятся: фотография, киносъемка, звукозапись, видеозапись, а также некоторые другие. Это регламентируется ст. 141, 1411,179,183 УПК. Необходимость применения научно-технических средств определяется самим следователем. Об этом он извещает участников следственного действия и отражает это в протоколе. В необходимых случаях следователь вправе вызвать специалиста, чьи познания и навыки необходимы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств (ст. 1331 УПК).
 Закон упоминает о применении в процессе расследования фотографирования, киносъемки, звукозаписи. К сожалению, в УПК до сих пор не нашла достаточной регламентации возможность применения видеосъемки, часто проводимой, например, при выполнении такого следственного действия, как проверка показаний на месте.
 К иным научно-техническим средствам, применяемым для обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств, относятся различные приборы, вещества и материалы, способные фиксировать следы (гипс, парафин, полимеры), химико-физические средства (реактивы, инфракрасные лучи и др.).
 13. Процессуальные акты предварительного расследования и порядок их оформления.
 Общим условием выполнения всех задач стадии предварительного расследования является строгое соблюдение процессуальной формы, особый порядок оформления процессуальных действий. Все решения и действия следователя должны быть надлежащим образом оформлены. Основными видами процессуальных актов в этой стадии процесса являются протоколы и постановления.
 Протоколами называются процессуальные акты, в которых следователь либо лицо, производящее дознание, описывает совершаемые им действия, а также различные обстоятельства дела. Протокол отражает характер и содержание производимого действия, в дальнейшем он используется как источник доказательств (ст. 69 УПК). Закон регламентирует правила составления протоколов (ст. 141,142 УПК), требуя в ряде случаев участия понятых при производстве следственных действий (ст. 135 УПК). Подписывается протокол следователем или лицом, производящим дознание и определенными участниками следственного действия (допрашиваемым, обыскиваемым и др.).
 Постановлениями называются акты, в которых следователь либо орган дознания выражают свое решение по различным, возникающим в процессе расследования вопросам (возбуждение уголовного дела, привлечение в качестве обвиняемого, производство обыска, выемки и т.д.). Случаи, когда требуется вынесение специального постановления, указаны в законе. Постановления подписываются следователем или лицом, производящим дознание, а некоторые санкционируются прокурором.
 Разновидностями процессуальных документов, составляемых в ходе расследования, являются также: объяснения (ст. 130,218 УПК), жалобы (ст. 218 и др. УПК), поручения (ст. 127, 132 и др. УПК), письменные указания (ст. 1271,212 и др. УПК), заявления (ст. 130,204 и др. УПК), подписки (ст. 89,139 и др. УПК), обвинительное заключение (ст. 205 и 206 УПК).
 14. Этика предварительного расследования.
 Этика — это наука о происхождении, сущности, законах развития и общественных функциях морали, а не само нравственное сознание общества. Этические категории представляют собой научное объяснение нравственных понятий. Этика призвана изучать нравственные нормы и нравственное сознание, нравственную деятельность и отношения и на основе этого разрабатывать рекомендации по дальнейшему совершенствованию моральных представлений и принципов, содействуя тем самым воспитанию людей.
 Высоконравственными, гуманными и этическими являются такие требования закона, как обязанность органов расследования, прокуратуры и суда принять меры попечения о детях и охраны имущества заключенного под стражу (ст. 98 УПК); обязанность удовлетворить ходатайства, имеющие значение для дела (ст. 131 УПК); обязанность следователя принять меры к тому, чтобы не были оглашены заявленные при обыске или выемке обстоятельства интимной жизни тех или иных лиц (ст. 170 УПК); правило о производстве личного обыска только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК); запрещение следователю присутствовать при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением этого лица (ст. 181 УПК); допустимость производства следственного эксперимента только при условии, если при этом не унижается достоинство и честь участвующих в нем лиц и не создается опасности для их здоровья (ст. 183 УПК); обязанность суда предоставить осужденному свидание с родственниками и извещать последних о приведении приговора в исполнение (ст. 360 УПК); правило, предусматривающее отсрочку исполнения приговора и освобождение осужденного от отбывания наказания по болезни (ст. 361,362 УПК) и многие другие1.
 1 См.: Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Воронеж, 1973. С. 68.
 
 15. Обжалование действий и решений следователя.
 Право обжалования действий и решений следователя является важной гарантией соблюдения законности и служит защите прав и законных интересов граждан в стадии предварительного следствия.
 Жалобы на действия и решения следователя подаются лицами, участвующими в процессе, права и интересы которых, по их мнению, оказались нарушенными. Срок для подачи жалоб на действия следователя законом не установлен. Исключение составляют жалобы на постановление о прекращении уголовного дела. Они могут быть поданы в течение пяти суток с момента уведомления (ст. 209 УПК).
 В соответствии со ст. 218 УПК жалобы на действия следователя подаются прокурору непосредственно или через следователя, на действия которого приносится жалоба. Жалобы бывают как письменные, так и устные. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу.
 Следователь обязан в течение двадцати четырех часов направить поступившую жалобу, даже при ее удовлетворении, со своими объяснениями прокурору.
 Обжалование следственного действия не приостанавливает его исполнения, если это не найдет нужным сделать следователь или прокурор, которому поступила жалоба.
 Прокурор в течение трех суток по получении жалобы обязан рассмотреть ее и письменно уведомить о результатах рассмотрения. В случае отказа удовлетворения жалобы прокурор одновременно сообщает заявителю мотивы, по которым жалоба признана неосновательной (ст. 219 УПК).
 Жалобы на действия прокурора приносятся вышестоящему прокурору (ст. 220 УПК).
 
 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
 
 УПК. Ст. 117—142.
 Закон РСФСР “О милиции”. Ст. 8,9, п. 14 и 24 ст. 10 и п. 3, 4, 6—8,16 и 32 ст. 11.
 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (ст. 1, 6, 11 и 13) // СЗ РФ. 1995. № 33.
 Ст.3349. ФЗ от 3 апреля 1995 г. “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации” (Ст. 10) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
 
 РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 Викторов Б.А. Общие условия предварительного расследования. М., 1971.
 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. В.Т. Томина. М., 1996. Гл. X.
 Лукашевич В., ШчмановскийВ. Новые уголовно-процессуальные нормы// Законность. 1997. № 5. С. 18—20.
 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Научн. ред. В.П. Божьев. М., 1995. Гл. 10.
 Павлов Н.Е. Общие условия предварительного расследования. Сравнительное исследование. М.,1982.
 Савицкий В. Последние новеллы УПК: прекращение уголовного дела, состав суда, подсудность // Российская юстиция. 1997. № 4. С. 18—20.
 Советский уголовной процесс / Под ред. Н.С. Алексеева, В.З. Лукашевича. Л., 1989. Гл.11,12.
 Советский уголовный процесс/Под ред. В.П. Божьева. М., 1990. Гл. VII.
 Советский уголовный процесс/Под ред. В.М. Корнукова. Саратов, 1988. Гл. 2. С. 28—48.
 Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 2. М., 1970. Гл. 3.
 Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1997. Гл. XI.
 Уголовный процесс / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1995. Гл. X.
 Учебник уголовного процесса / Отв. ред. А.С. Кобликов. М., 1995. Гл. X.
 Чувилев А. Новшества в регламентации подследственности уголовных дел // Законность. 1997. № 3. С. 30.
 Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград, 1997.
 Шимановский В.В. Общие условия предварительного следствия. М., 1983.
 
 Глава 13. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
 
 § 1. Понятие и значение взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью
 § 2. Взаимодействие следователя с органами дознания
 § 3. Взаимодействие следователя с общественностью при производстве предварительного следствия
 § 4. Роль начальника следственного отдела (отделения) и начальника органа внутренних дел в организации взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью
 
 § 1. Понятие и значение взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью
 
 Под взаимодействием следователя с органами дознания понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и органов дознания, направленная на выполнение задач предварительного расследования.
 Взаимодействие следователя с общественностью по сути своей представляет использование им помощи граждан в процессе расследования преступлений.
 Взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Преступники тщательно продумывают способы совершения преступления, применяют в процессе осуществления своей преступной деятельности новейшие достижения науки и техники. Они стараются действовать таким образом, чтобы как можно меньше оставлять следов. В ряде случаев они намеренно вводят следствие в заблуждение. Полагаться в борьбе с такого рода противоправными деяниями только на собственное умение, собственные силы и средства следователя нельзя. Сплошь и рядом этого оказывается недостаточно для установления истины. Преодоление возникших трудностей требует применения специальных средств и методов, в том числе и тех, которыми располагают органы дознания. Умелое сочетание уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, как об этом свидетельствует передовой опыт, обеспечивает успешное раскрытие преступления. Поскольку органы предварительного следствия и органы дознания представляют собой самостоятельные системы, друг от друга независимые, постольку возникает необходимость в их взаимодействии друг с другом.
 В процессе предварительного следствия нередко возникают объективные трудности в отыскании носителей доказательственной информации. Усилиями одного следователям крайне затруднительно в короткий срок отыскать необходимых свидетелей, потерпевших. Много времени и сил уходит на поиск следователем вещественных доказательств на значительной территории, в водоемах и в других местах. В таких и им подобных случаях следователь вынужден обращаться за помощью к общественности, населению.
 Взаимодействие следователя с органами дознания, а также с общественностью является общим условием предварительного следствия. Сочетание возможностей уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, объединение усилий следователя и общественности в наибольшей степени способствует быстрому и полному установлению обстоятельств совершенного преступления, достижению задач правосудия.
 Использование помощи общественности при производстве предварительного расследования учитывается статистической отчетностью и служит одним из критерием оценки деятельности следователя.
 
 § 2. Взаимодействие следователя с органами дознания
 
 Правовой основой взаимодействия следователя с органами дознания является уголовно-процессуальный закон (ст. 118, 119, 127, 132,196 УПК), Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также изданные на их основе ведомственные нормативные акты.
 В каждом конкретном случае взаимодействие следователя с органами дознания обусловливается или прямым предписанием закона (например, ст. 119 УПК предусматривает принятие оперативно-розыскных мер для установления преступника в случае передачи органом дознания следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление) или поручением и указанием следователя органу дознания (ч. 4 ст. 127 УПК). В первом случае взаимодействие начинается с момента передачи дела следователю и продолжается вплоть до установления преступника. Во втором — оно возникает в связи с поручением, указанием следователя и может носить как длительный, так и эпизодический, разовый характер.
 К принципам взаимодействия следователя с органами дознания относится: а) строгое соблюдение требований УПК, Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” и подзаконных актов. УПК устанавливает условия, формы и общий порядок взаимодействия следователя с органами дознания; б) самостоятельность и независимость каждого из органов расследования. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Отсюда вытекает приоритет следователя в организации совместной с органом дознания деятельности, его главенствующая, руководящая роль при взаимодействии, недопустимость вмешательства органа дознания в дела следователя. Взаимодействие предполагает одновременно и невмешательство следователя в выбор средств и методов работы органа дознания;
 в) обеспечение процессуальной самостоятельности следователя и органа дознания, которая предполагает четкое определение, что и когда каждый должен делать; безусловное и качественное выполнение разработанных мероприятий; своевременное, полное и качественное выполнение органами дознания поручений и указаний следователя. От этого зависит быстрое, полное и качественное расследование по уголовному делу; г) отвечающее требованиям закона и подзаконных актов руководство взаимодействием со стороны начальников следственного отдела (отделения), органа дознания.
 Взаимодействие следователя с органами дознания протекает в определенных формах. Они могут быть процессуальными и непроцессуальными.
 К процессуальным закон относит следующие нормы взаимодействия: 1) принятие органом дознания оперативно-розыскных мер:
 переданному следователю для установления преступника и уведомление о их результатах следователя (ч. 4 ст. 119 УПК); 2) выполнение органом дознания поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК); 3) оказание органом дознания содействия следователю по его требованию при производстве отдельных следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК). Содействие может выражаться в охране места производства следственного действия, наблюдении за подозреваемым, обвиняемым и другими лицами во время обыска, осмотра, обеспечения безопасности участников следственного действия и др.; 4) выполнение органом дознания постановлений следователя о приводе обвиняемого, подозреваемого, свидетелей, потерпевших (ст. 73, 75, 123 и 147 УПК), розыске обвиняемого (ч. 1 ст. 196 УПК), о заключении обвиняемого под стражу. Привод по поручению следователя производится милицией (ч. 5 ст. 127 УПК); 5) обмен следователя и органа дознания в процессе предварительного следствия устной или письменной информацией, в том числе получаемой в ходе оперативно-розыскной деятельности.
 К непроцессуальным формам взаимодействия следователя с органами дознания относятся согласованное планирование действий по реализации оперативно-розыскных данных о преступлении, по розыску преступников и т.д.
 
 § 3. Взаимодействие следователя с общественностью при производстве предварительного следствия
 
 Привлечение общественности к участию в раскрытии преступления предусмотрено ст. 128 УПК. Закон указывает на использование помощи общественности. Это значит, что общественность оказывает содействие в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, а не осуществляет ее самостоятельно.
 Следователь может использовать помощь общественности: а) в раскрытии преступлений; б) в розыске лица, совершившего преступление; в) в выявлении причин преступления и условий, способствовавших его совершению; г) в устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления; д) при обсуждении правонарушений в трудовых коллективах.
 1. Помощь общественности в раскрытии преступлений может выражаться: в оказании следователю содействия в установлении обстоятельств совершенного преступления (граждане по просьбе следователя сообщают ему сведения, которыми располагают, помогают в сборе данных, характеризующих личность обвиняемого, и т.д.; в обнаружении носителей доказательственной информации (свидетелей, потерпевших, вещей), могущих быть вещественными доказательствами; в представлении доказательств (ст. 70 УПК) и т.д.
 2. Взаимодействие следователя с общественностью в розыске лица, совершившего преступление, осуществляется в преследовании преступника по свежим следам, задержание и доставление его к следователю, в милицию, в совместном (под руководством следователя) проведении розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения обвиняемого (подозреваемого), скрывшегося от следствия; участии в различного рода мероприятиях, преследующих цель установления и задержания лица, совершившего преступление.
 3. Использование помощи общественности в выявлении причин преступления и условий, способствовавших его совершению, имеет важное значение в решении задач уголовного судопроизводства. Используя помощь общественности, следователь может более глубоко разобраться в причинах противоправного деяния, полнее выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и лиц, виновных в возникновении этих обстоятельств.
 4. Активную помощь может оказать общественность в реализации намеченных следователем мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Общественники способны, в частности, проконтролировать, как претворяется в жизнь представление следователя в порядке ст. 140 УПК.
 Задачей органов предварительного следствия является не эпизодическое, не от случая к случаю использование помощи общественности в расследовании, а установление прочных связей и деловых контактов с населением, постоянное сотрудничество с наиболее активной его частью.
 Важная роль в деятельности следственного аппарата принадлежит общественным помощникам, а также внештатным сотрудникам милиции.
 Эффективность и качество взаимодействия следователя с общественностью достигается соблюдением ряда условий.
 К ним относятся: точное и неуклонное выполнение требований УПК, использование помощи общественности на строго добровольных началах и моральной основе; кроме того, поручения общественникам не должны быть связаны с опасностью для их жизни и здоровья.
 
 § 4. Роль начальника следственного отдела (отделения) и начальника органа внутренних дел в организации взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью
 
 Успех взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью во многом зависит от правильного руководства взаимодействием со стороны руководителя органа внутренних дел, начальника следственного отдела и начальника органа дознания.
 Начальник следственного отдела осуществляет ведомственный процессуальный контроль за правильностью, законностью взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью. Он принимает необходимые меры к поддержанию взаимодействия следователя с органами дознания на должном уровне, участвует в подборе общественных помощников следователей, оформлении их. Начальник следственного отдела анализирует состояние указанного вида деятельности, выявляет положительные и отрицательные тенденции, обеспечивая всемерное распространение первых и устранение вторых. В необходимых случаях принимает участие в обсуждении данных, полученных оперативным путем, а также в мероприятиях по их реализации. Начальник следственного отдела оказывает методическую помощь следователю в организации взаимодействия с органами дознания и общественностью, использовании наиболее рациональных способов и средств привлечения общественности к участию в расследовании.
 Начальники органов внутренних дел призваны обеспечить эффективное взаимодействие следователей с органами дознания, а также общественностью по каждому уголовному делу. Они несут полную ответственность за правильную организацию взаимодействия. В этих целях руководители органов внутренних дел способствуют деловому сотрудничеству различных служб, установлению необходимых контактов с общественностью. Они следят за тем, чтобы, с одной стороны, следователи не перелагали своей работы на органы дознания, а с другой — чтобы органы дознания не превышали своих полномочий, не вмешивались в деятельность следователей. Министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел краев и областей, начальники органов внутренних дел на транспорте и начальники горрайорганов внутренних дел организуют планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий аппаратами следствия и дознания по преступлениям, представляющим большую общественную опасность и сложность для раскрытия, принимают необходимые меры к реализации намеченных поручений и указаний следователей. Руководители органов внутренних дел в силу своего должностного положения имеют большие возможности в организации использования для раскрытия преступления средств массовой информации, мобилизации большого числа людей для производства отдельных видов следственных действий по приостановленному уголовному делу, осуществляемых в розыскных целях.
 Несмотря на то что большая часть обвиняемых, скрывавшихся от следствия, своевременно разыскивается и привлекается к уголовной ответственности, руководителям органов внутренних дел известно, что в розыскной работе следственных и оперативных аппаратов имеются некоторые недостатки.
 Не всегда в случаях избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы, об этом информируются участковые инспекторы, отделы кадров по месту работы обвиняемого, паспортные столы, военкоматы. В ныне существующей системе учета преступления, совершенные лицами, скрывшимися от следствия, почему-то считаются раскрытыми. Это приводит к тому, что работники органов дознания нередко самоустраняются от осуществления необходимых мероприятий по розыску скрывшихся обвиняемых. Представляется, что данная система нуждается в некотором изменении. До тех пор, пока по делу ведется следствие, его нельзя считать раскрытым, даже если кому-нибудь из подозреваемых избрана мера пресечения или предъявлено обвинение. Преступление должно считаться нераскрытым и в том случае, когда следствие по делу приостановлено на основании п. 1 и 3 ч. 1 ст. 195 УПК.
 Сущность взаимодействия при розыске скрывавшегося обвиняемого заключается в том, что: 1) оно может осуществляться как в процессе предварительного расследования, так и по приостановленному уголовному делу (по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 195 УПК); 2) при его осуществлении деятельность следователя и органа дознания направлена на установление местонахождения лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, независимо от того, скрылся обвиняемый до или после предъявления ему обвинения; 3) правовым основанием для организации розыска является соответствующее постановление следователя о поручении розыска органу дознания. Такое постановление может быть вынесено в процессе предварительного расследования, а также и одновременно с приостановлением уголовного дела;
 4) следователь и по его поручению работник органа дознания до приостановления уголовного дела вправе осуществлять необходимые розыскные и следственные действия, направленные прежде всего на проверку сообщения о неизвестности местонахождения обвиняемого; во-вторых, на осуществление взаимосвязанных мероприятий по розыску скрывшегося обвиняемого; 5) после приостановления уголовного дела следователь и работник органа дознания вправе осуществлять только розыскные действия, которые проводятся на основе совместно разработанного плана.
 
 НОРМАТИВРЫЕ АКТЫ
 
 Конституция РФ. Гл. 2, 7.
 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.
 Закон РСФСР “О милиции”. Ст. 8, 9.
 
 РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 Гапанович Н.Н. Основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.
 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. В.Т. Томина. М., 1996. Ст. 118; 119; 127.
 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. В.П. Божьева. М., 1995. Ст. 118; 119; 127.
 Советский уголовный процесс. М., 1982. Гл. XII.
 Уголовный процесс / Под общ. ред. П.А. Лупинской. М., 1995. С. 235—236.
 
 Глава 14. СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 
 § 1. Понятие и виды следственных действий
 § 2. Порядок производства следственных действий
 
 § 1. Понятие и виды следственных действий
 
 Основным содержанием расследования по уголовному делу является уголовно-процессуальное доказывание. Весьма важным способом собирания, проверки и оценки доказательств на предварительном следствии служат следственные действия.
 Следственное действие можно определить как предусмотренное уголовно-процессуальным законом и применяемое в целях собирания и проверки доказательств мероприятие, состоящее из совокупности поисковых, познавательных и удостоверительных операций и приемов, которые обусловлены своеобразным сочетанием в каждом из них общенаучных методов познания, соответствующих особенностям следов преступления и приспособленных к эффективному обнаружению, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации1. В основе следственных действий лежат познавательный и удостоверительный аспекты. Именно они отличают следственные действия от других процессуальных действий, производимых следователем. При этом следует иметь в виду, что по разрешении ходатайств и по выполнении необходимых следственных действий председательствующий объявляет судебное следствие законченным (ч. 2 ст. 294 УПК). Таким образом, следственные действия могут проводиться не только следователем, органом дознания, прокурором, но и судом.
 1 См.: Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М., 1981. С. 18; Казинян Г.С., Соловьев А.Б. Проблемы эффективности следственных действий. Ереван, 1987. С. 23; Следственные действия. Коллектив авторов. Волгоград, 1994. С. 72.
 
 Все действия и решения следователя по уголовному делу являются процессуальными, поскольку они предусмотрены или обусловлены уголовно-процессуальным законом.
 Процессуальные действия следователя, независимо от их непосредственной задачи, в совокупности направлены на всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела. В этом смысле все процессуальные действия следователя по уголовному делу можно было назвать следственными действиями. Однако в юридической литературе принято именовать следственными лишь те действия, специфическим признаком которых является их непосредственная направленность на собирание, исследование, оценку и использование доказательств, т.е. непосредственная связь их результатов с возможностью получения доказательственной информации по делу1.
 1 См.: Гутерман МЛ. Следственные действия и некоторые спорные вопросы, связанные с их системой // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 42. М., 1985. С. 72—73.
 
 В то же время уголовно-процессуальная природа расследования обуславливает потребность в выполнении следователем процессуальных действий, отличных от следственных и направленных на: регулирование хода расследования и его окончания; обеспечение соблюдения и реализации прав и законных интересов участников процесса;
 оформление принятых следователем процессуальных решений и др. (вынесение различного рода постановлений, ознакомление потерпевшего с материалами уголовного дела, составление обвинительного заключения и т.д.). Таким образом, такие процессуальные действия, в отличие от следственных, не являются способом реализации задач доказывания, а лишь создают необходимые условия расследования по уголовному делу.
 Следственное действие представляет собой первичный элемент уголовно-процессуальной деятельности, подчиненный строгому правовому регулированию. Следственные действия, выполняемые в нарушение порядка, установленного уголовно-процессуальным законом, нельзя рассматривать в качестве средств получения или проверки доказательств. Аналогичным образом следственные действия, оформленные в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом, но не в связи с расследованием уголовного дела или до его возбуждения, недопустимы.
 Для производства следственных действий существуют общие условия, представляющие собой совокупность требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и предъявляемых к процедуре каждого отдельного следственного действия. Правомерность следственных действий определяется следующими общими условиями:
 — любое следственное действие может производиться по решению следователя, органа дознания и т.д. только после возбуждения уголовного дела, за исключением осмотра места происшествия (ст. 178 УПК);
 — следственные действия производятся при наличии оснований. Основаниями являются любые сведения о фактах, определяющие необходимость собирания и проверки доказательств посредством следственных действий с целью достижения истины по делу;

<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу