<< Пред.           стр. 8 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  5. Новый процесс состоит в следующем. Отделение заказов посылает продавцу заказ на приобретение товаров и одновременно вводит этот заказ в базу данных. Затем продавец посылает заказанные товары в отдел получения. Когда товары прибывают в отдел получения, клерк через компьютерный терминал проверяет соответствие присланных товаров товарам, перечисленным в заказе. Если соответствие есть, то клерк принимает товары и вновь вводит информацию об этом в базу данных. Компьютер, получив информацию о прибытии товаров, автоматически отправляет продавцу чек об оплате товаров. Если соответствия нет, то клерк отвергает груз и отправляет его обратно продавцу.
  6. Суть изменений проста и состоит в авторизации оплаты, выполняемой в отделе получения. Фактически новый процесс подводит к устранению департамента оплаты счетов.
  Опыт Kodak
  В 1987 г. основной конкурент Kodak компания Fuji объявила о выпуске новой 35-мм камеры. Компания Kodak не вела исследований в этом перспективном направлении. Традиционный для Kodak цикл от начала разработки нового изделия до его производства составлял 70 недель. Такое длительное отставание от Fuji позволило бы последней получить большие преимущества на новом перспективном рынке. Для того, чтобы сократить этот цикл, Kodak решила провести реинжиниринг процесса разработки нового продукта.
  Шаги реинжиниринга:
  1. Разработка продукта может выполняться последовательно или параллельно. При последовательной разработке весь проект разбивается на шаги и переход к очередному шагу осуществляется только тогда, когда полностью завершен предыдущий. Очевидно, что при последовательном подходе время разработки больше, чем при параллельном, но при этом подходе меньше объем работ, так как не приходится устранять несоответствия между компонентами, разработанными на параллельно выполняемых шагах. Как правило, несоответствия неизбежны, и их устранение может свести на нет преимущества параллельного подхода.
  2. Компания Kodak решила использовать при разработке нового изделия последовательно-параллельный подход, то есть некоторые части камеры разрабатывались одновременно. Для того чтобы ускорить выпуск нового изделия, Компания Kodak приняла решение о реинжиниринге процесса разработки изделия, используя технологию CAD/CAM (Computer Aided Design / Computer Aided Manufacturing). Эта технология позволяет проектировать изделие непосредственно на экране компьютера, не прибегая к чертежам на бумаге, что значительно ускоряет разработку.
  3. Новый процесс разработки, использованный компанией Kodak, называется одновременной инженерией. Этот подход использовался ранее в космической индустрии, но компания Kodak впервые применила его для разработки товаров широкого потребления. Новый процесс разработки позволил сократить срок выпуска нового продукта с 70 недель до 38 недель.
 4.5.7. Методические средства реинжиниринга
 
  Проект реинжиниринга может быть успешным лишь при использовании сложного и многообразного арсенала методов, подходов и инструментария, основная часть которых отражена на слайде 4.12.
 4.5.8. Участники проекта реинжиниринга и их роли
 
  Для среднего проекта выделяют следующих участников реинжиниринга компании:
  • лидер проекта - член высшего руководства компании, который возглавляет организацию и проведение реинжиниринга;
  • владельцы процессов - менеджеры, отвечающие за обновляемые процессы;
  • главный методист - специалист компании, отвечающий за развитие методик и инструментариев поддержки реинжиниринга, а также координирующий выполнение различных проектов в рамках этой компании;
  • команда реинжиниринга - группа специалистов (сотрудники компании, а также эксперты и разработчики, приглашенные со стороны) для проведения реинжиниринга выбранного процесса;
  • комитет наблюдателей образуется из представителей высшего руководства компании. Основная цель комитета - определение общей стратегии по реинжинирингу и контроль выполнения работ по проекту.
 ВЫВОДЫ
 
  Управление инновационными преобразованиями неразрывно связано с реализацией инновационной стратегии и перепроектированием деловых процессов по планам в форме инновационной программы. Для достижения поставленных целей необходимо иметь объективную оценку инновационного потенциала организации, на который влияют факторы внутренней и внешней среды, инновационный климат, конкретная ситуация.
  Концепцию развития организации определяет лидер, назначаемый для проектного управления инновациями. Подходы к реализации проектов должны иметь параллельно-итерационный характер для осуществления инноваций в сжатые по времени сроки. Наиболее радикальные преобразования осуществляются с применением метода реинжиниринга, который позволяет улучшить основные показатели деятельности организации в несколько раз. Для этого разрабатываются проекты совершенно нового делового процесса с использованием арсенала прогрессивных методов, подходов и инструментария.
  Контрольные вопросы
  1. Дайте определение инновационной цели. Сформулируйте правила построения дерева цели и приведите пример расчета его параметров.
  2. Чем характеризуется инновационный потенциал предприятия?
  3. Какие существуют подходы к оценке инновационного потенциала?
  4. Какова структура внешней среды организации?
  5. Опишите общий вид матрицы SWOT-анализа. В чем сущность полей матрицы?
  6. В чем разница между менеджером и лидером?
  7. Что представляет собой команда, выполняющая проект?
  8. Каков подход к распределению полномочий в разработке и реализации проекта?
  9. Дайте понятие инжиниринга бизнеса. Каково соотношение инжиниринга и реинжиниринга?
  10. Сформулируйтеусловия успешного реинжиниринга.
  11. Каковы типичные ошибки, встречающиеся при проведении реинжиниринга?
 
 
 УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ № 5. ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 5.1. Учебные цели элемента
 
 * Активная инновационная деятельность связана с развитием комплекса организационных форм. Поэтому первая цель элемента - выделить и раскрыть комплексный характер совокупности организационных форм, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих инновационную деятельность на всех уровнях народного хозяйства.
 * Главное в инновационной деятельности - это деятельность непосредственно организаций, их внутрифирменная инновационная активность, в которой все начинается с фигуры Новатора. В связи с этим вторая цель - показать сущность и многообразие роли специалистов в инновационной деятельности, способы аккумулирования творческой энергии сотрудников, разнообразие внутрифирменных организационных звеньев, решающих новаторские задачи.
 * Третья цель - выявить различные формы малой инновационной деятельности полусамостоятельных инновационных организаций, взращенных "инкубаторской системой", или инициативных организаций, вставших на путь самостоятельного развития.
 * Изучение отношений межфирменного инновационного взаимодействия различных участников инновационного процесса, всевозможных альянсов и консорциумов составляют четвертую цель элемента.
 * Заключительная пятая цель состоит в демонстрации форм и возможностей региональных и федеральных инновационных структур: научных центров, технопарков и технополисов. Исследуются их способность к созданию инновационных механизмов - организации спроса и предложений на инновации.
 
 
 
 
 5.2. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности
 
  Конкретная ситуация: "Фонд"
  Один из созданных в стране инновационных фондов посылает своего сотрудника в технологически развитую страну с богатыми рыночными традициями для изучения инновационного рынка и участников инновационного процесса. Заданиями предусмотрено составление схем различных организационных форм участников инновационного процесса.
  Вопросы для обсуждения:
  1. Какие уровни народного хозяйства будут представлены на схеме?
  2. Какие типовые инновационные организации могут действовать на этих уровнях?
  3. Какова роль этих организаций в инновационном процессе?
  Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения.
  Прежде всего, следует рассмотреть многообразие внутрифирменных организационных форм - от выделения участников инновационной деятельности внутри фирмы до создания специальных инновационных подразделений (слайд 5.1). Далее рассматривается фирменный и межфирменный, рыночный и отраслевой уровни, на которых возникают различные организационные формы.
  У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, готовя их руководителей с помощью специальных "инкубаторных программ". Такие организации имеют форму "фирм-инкубаторов".
  Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме "франчайзинга" или "лизинга".
  Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров.
  В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде "венчурных фондов" и инновационные формы создателей новаций - рисковые инновационные фирмы.
  Федеральные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительный срок, влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов.
  Развитие международных научно-технических и торговых отношений связано с глобализацией рынка многих продуктов, интернациональным разделением труда и созданием различных альянсов и совместных предприятий.
  Руководители компаний исходят из того, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая "плотность" потока новаторских идей - изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости и др. Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы задачу постоянного и всеобщего "мозгового штурма".
  Замыкающим звеном в проведении инновационной политики, управления "человеческими ресурсами"* выступает интеграция усилий персонала в корпорации - вовлечение широкого круга работников в решение вопросов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная культура, которая служит своего рода "зонтиком" перестройки традиционного управления**.
  *См. также модуль "Управление человеческими ресурсами"
  **См. также модуль "Организация и ее деловая среда"
  Уже первый взгляд на механизм управления "человеческими ресурсами", например, в компании ЗМ подтверждает его инновационную специфику этого механизма. В компании разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность.
  Блокирующие факторы
  • недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;
  • необходимость множества согласований новых идей;
  • вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений;
  • незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок;
  • контроль за каждым шагом новатора;
  • кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
  • передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами;
  • возникновение у вышестоящих руководителей "синдрома всезнающих экспертов".
 
  Факторы, поддерживающие новаторство
  • предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства;
  • ведение дискуссий и обмен идеями "без злобы и страха";
  • поддержание эффективных связей с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;
  • углубление взаимопонимания работников.
  Факторы, усиливающие новаторство
  • поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию;
  • сочетание в системе образования специальных знаний и многодисциплинарной подготовки;
  • возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях;
  • поощрение совмещения профессий;
  • преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ и функциональными обязанностями;
  • предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативная;
  • проведение регулярных совещаний рабочих групп;
  • логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам.
  Корпоративное руководство признает необходимость дифференцированного подхода к новаторам. Теоретически в основу такого подхода положена типизация ролевых функций участников инновационного процесса. В результате выделяются типы работников (или определяется потребность в них), которые:
  • инициируют новые идеи, как на стадии НИОКР, так и при создании и реализации новшеств;
  • обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды научно-технической и рыночной информации и распространяют ее в организации;
  • формируют условия для продвижения новых идей, ориентируют участников создания новшеств на конечный результат, выступают лидерами нововведений и обновления организации.
  В инновационной деятельности задействованы предприниматели и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд столь же специфических типов и ролей новаторов, руководителей и исполнителей.
  Выделяются такие типичные носители ролевых функций в процессе нововведений как "антрепренеры" и "интрапренеры", "генераторы идей", "информационные привратники" и др. (слайд 5.2).
  "Антрепренер" - ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на решение задач внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде; координация служб фирмы во внешней деятельности; взаимодействие с субъектами внешней инновационной среды: рыночное продвижение нового продукта; поиск и, формулирование потребности в новых разработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты, как руководитель подразделения новой продукции, управляющий проектом. Антрепренеров в организации немного.
  "Интрапренер" - не менее важная фигура в инновационном управлении. Интрапренеров в организации должно быть существенно больше. Это специалист и руководитель, ориентированный на внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационное предпринимательство. В его задачи входит организация многочисленных "мозговых штурмов", первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченности сотрудников в инновационный процесс и обеспечение "критической массы" новаторов, чтобы компания могла считаться в целом новаторской. Как правило, это руководитель группы, отличающейся повышенной творческой активностью.
  "Генератор идей" - это другой тип новаторского персонала. К его характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. "Генераторами идей" могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми "вторичными" инновациями. Традиционная практика неформального выделения "генераторов идей" может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы "генераторов идей" с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение.
  "Информационные привратники" находятся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Они накапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, "подпитывают" информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в, фирме.
  "Деловые ангелы" - лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они в отличие от рисковых фондов не имеют накладных расходов.
  Практическая деятельность руководителей формирует в основном четыре главных архетипа: "лидер", "администратор", "плановик", "предприниматель". Все они необходимы для успешной инновационной деятельности фирмы.
  "Лидер" играет свою специфическую роль в процессе разработки и реализации проектных инновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление к новому, предвидение хода дела, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.
  "Администратор" занимается планированием, координацией и контролем реализации инвестиционного проекта. В условиях, когда для успешного функционирования фирмы и инновационного проекта на стадии реализации требуются жесткий контроль и экстраполяционное планирование (т.е. планирование на перспективу в предположении, что сегодняшние тенденции развития сохранятся в будущем), акцент в требованиях к руководителю делается на его способность оценивать эффективность работы фирмы, а не на личностные качества.
  "Плановик" стремится к оптимизации будущей деятельности фирмы, концентрируя основные ресурсы в традиционных областях деятельности фирмы и направляя фирму на достижение поставленных целей.
  "Предприниматель", хотя и ориентирован на будущее, отличается от "плановика" тем, что стремится изменить динамику развития фирмы, а не экстраполировать ее прошлую деятельность. В то время как "плановик" оптимизирует будущее фирмы в области ее сегодняшней деятельности, "предприниматель" ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции фирмы.
  "Вольный сотрудник" - статус сотрудника, являющегося новатором. Классический пример дает принятая фирмой IBM программа "Вольный сотрудник". В ней участвует примерно 45 "мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев". Вольный сотрудник получает в сущности полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль - сотрясать систему организации фирмы.
  "Золотые воротнички" - это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму в корпорациях, университетах, консультационных фирмах*. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации или внутрифирменных рисковых предприятий, работе по контракту сразу в нескольких фирмах.
  *См. также модуль "Использование услуг профессиональных консультантов"
  "Научно-технические привратники" или "информационные звезды" относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники. Они читают гораздо больше других, в частности, более "трудную" литературу. Они поддерживают широкие долговременные контакты со специалистами в других организациях. Такой сотрудник служит посредником между коллегами в своей организации и внешним миром, он эффективно соединяет свою организацию с научной и технической деятельностью в мире в целом.
  "Альтернативный персонал" представляет собой внештатных временных сотрудников. Руководители предприятий давно прибегают к услугам временных работников, используя их в периоды повышенной нагрузки или при нехватке персонала. Еще в середине 1970-х гг. они пришли к выводу, что, умело вовлекая в работу внештатников, можно добиться превосходства над конкурентами. Например, в отделении полупроводниковых изделий фирмы Motorola привлечение внештатных сотрудников, число которых в отдельные периоды превосходило количество постоянных работников, позволило избежать значительного сокращения штатов, характерного для периода спада.
  В настоящее время из-за конкуренции, отрицательно сказывающейся на уровне прибыли, приходится сводить к минимуму состав постоянных сотрудников, что делает задачу подбора высококвалифицированных временных работников весьма актуальной. Такие "нестандартные" сотрудники называются не только альтернативным, но и дополнительным или периферийным персоналом.
  В период подъема организация может взять на работу внештатников. Если впоследствии деловая активность падает, что неизбежно случается в течение жизненных циклов продукции, организация может провести сокращение штатов за счет временных сотрудников, оставив основной коллектив неизменным. В настоящее время российские руководители широко освоили эту практику.
 5.3. Формирование инновационных подразделений
 
  В корпорациях создается мощная многоканальная система аккумулирования нововведений и их реализации. Главным звеном инновационной политики являются научно-исследовательские подразделения. Как организована система научных исследований в корпорации?
  Характер задач, деловые горизонты и распределение риска инновационных проектов различаются в зависимости от принадлежности научно-исследовательской организации к тому или иному корпоративному уровню (штаб-квартира, сектор, хозяйственное отделение). Центральные лаборатории заняты поиском стратегических технических решений на базе фундаментальных научных исследований. Прежде всего, это работы по сверхпроводимости, химии полимеров, оптоэлектронике, биотехнологии, искусственному интеллекту. На уровне научных центров секторов разрабатываются базовые технологии для входящих в них организаций. Если определенные технологии потенциально применимы в разных секторах, то их разработкой занимаются специализированные межсекторные технологические центры. На уровне хозяйственных отделений задачи лабораторий носят преимущественно прикладной характер. Это разработка изделий, программ качества, инженерно-техническое обслуживание предприятий и его совершенствование, снижение издержек. В странах, где осуществляется не только сбыт, но и послепродажное обслуживание, научные центры отделений подключаются к изучению особенностей местного спроса, специфики рынка и готовят рекомендации для адаптации товаров.
  Соответственно дифференцируется и распределение ответственности за кратко- средне- и долговременные инновационные проекты. Лаборатории на уровне хозяйственных отделений занимаются проблемами текущего бизнеса и "смотрят вперед" приблизительно на 3 года. Лаборатории секторов разрабатывают базовые технологии с горизонтом до 10 лет. Центр НИОКР при штаб-квартире сосредоточивает внимание на перспективных качественно новых технологиях, отодвигая горизонт за отметку 10 лет. Конечно, указанные временные рамки не связывают жестко ученых и инженеров в их новаторских поисках. В центрах хозяйственных отделений занимаются долговременными разработками, а на уровне секторов - поисками решений для текущего бизнеса.
  Компания, таким образом, создает глобальную сеть научно-исследовательских организаций, для которых главное - эффективная связь и отлаженный механизм передачи идей и технологий между научными подразделениями.
  Бригадное новаторство и временные творческие коллективы представляют собой необходимый элемент организации инновационного процесса. Возросший темп нововведений привел к сокращению как времени проектирования, так и жизненного цикла продукции. Поэтому, чтобы создать новые изделия для удовлетворения будущих потребностей, разработчики должны развивать инновационное искусство, которое превратит новаторство из случайных озарений в повседневную практику.
  Разработчики, которые хотят добиться успеха, должны быть одновременно и исследователями рыночной конъюнктуры. Одной компетентности в технических вопросах недостаточно. Трудности создания нового в сочетании с растущей сложностью техники и технологии предопределяют бригадный метод работы. Ни один человек, действующий в одиночку, не в состоянии решить, что можно считать удачным изделием и когда его следует выпускать. На успех может надеяться лишь новаторская и умелая бригада, каждый член которой знаком с основами смежных дисциплин.
  Бутлегерство представляет собой подпольное, контрабандное изобретательство, тайную работу над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействует активизации деятельности творческих работников.
  Рисковые подразделения компаний создаются крупными корпорациями в целях освоения новейших технологий и представляют собой небольшие автономно управляемые и специализированные производства. Принципиальное значение имеет тот факт, что средства для их создания выделяются имеющими собственный бюджет* корпоративными подразделениями так называемого рискового финансирования.
  *См. также модуль "Управление финансами"
  Первое внутрифирменное рисковое подразделение японской фирмы Hitachi появилось в 1983 г. Оно создало графопостроитель. Президент фирмы регулярно использует все преимущества внутрифирменных рисковых подразделений для разработки самых передовых технических товаров.
  На фирме Sharp рисковые подразделения имеют свою специфику образования и функционирования. Из 5 тыс. работников служб НИОКР фирмы было выделено 300 исследователей, которые были разбиты на подгруппы по 10 чел. Руководитель каждой подгруппы имеет право свободного подбора людей, и никто из членов совета директоров или заведующих отделами не может воспрепятствовать его выбору.
  Корпоративный бизнес ориентирован на пять инновационных ключевых параметров:
  • создание новых изделий;
  • обмен технологиями внутри фирмы;
  • передача технологий внутри фирмы;
  • самостоятельность хозяйственных отделений в инновационной деятельности;
  • расширение полномочий новаторов в творческом поиске.
  Особенность реализации корпоративной стратегии заключается в том, что организационная структура строится по принципу общности применяемых технологий. Например, корпорация ЗМ в своей деятельности опирается примерно на 100 базовых технологий.
  Непрерывный процесс инновационно - организационного развития предполагает создание новых отделений, ориентированных на перспективную продукцию и рынки сбыта. В ЗМ имеются как эффективный механизм поддержки внутрифирменного предпринимательства и обособления новых подразделений, так и встроенные "иммунные" механизмы, противостоящие бюрократизации и излишнему разрастанию размеров подразделений компании. Как правило, если объем продаж отделения превышает 250-300 млн. долл., то инициируется процесс его деления. Такие организационные формы, разумные по размерам, обладают необходимой подвижностью и восприимчивостью к технологическому прогрессу.
  В зависимости от успеха новшества меняется статус соответствующего подразделения, его непосредственного руководителя и подчиненных. Ученые и инженеры работают над новыми идеями на своих рабочих местах, получая вознаграждение в пределах должностного оклада. Они могут выдвинуть принципиально новую идею. В случае поддержки нововведения формируется группа по созданию и реализации пробной партии новой продукции. Когда продукт выходит на рынок, инженер-новатор получает статус "инженера по продукту". Если же объем реализации достигает 1 млн. долл. в год, то новшество попадает в разряд освоенной продукции, и статус подразделения и его руководства снова меняется. При достижении объема реализации 5 млн. долл. вновь происходит преобразование, а руководитель становится "управляющим по продукту". Если уровень продаж превысит 20 млн. долл., образуется независимый отдел для производства и сбыта под соответствующую продуктовую линию. Если же достигается уровень в 75 млн. долл., формируется самостоятельное хозяйственное отделение с соответствующим статусом его руководителей.
  Несмотря на известную условность данной схемы, она дает общее представление о приверженности ЗМ динамичным организационным изменениям для реализации корпоративной стратегии и стратегии отделений. Без механизма организационного развития сложно эффективно реализовать инновационные стратегии и быстро реагировать на запросы рынка, технологические и продуктовые новшества.
 5.4. Формы малого инновационного предпринимательства
 
  Малое инновационное предпринимательство связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм, разработкой и реализацией "инкубаторных программ". Фирмы-инкубаторы являются одной из организованных форм активизации инновационной деятельности.
 5.4.1. Новые фирмы в рамках старых компаний
 
  Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный метод образования молодых компаний. Если в 1970-е и начале 1980-х гг. новые компании создавались в основном инженерами и учеными, уходившими из фирм, то в настоящее время получил распространение другой подход. Корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала. Они же позволяют привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм.
  Обычный способ действия компаний заключается в принятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет материнской компании стать владельцем, по меньшей мере, 80% новой фирмы (остальное - в руках сотрудников-основателей). В бухгалтерских книгах новая внутренняя фирма числится как филиал, но фактически является отдельной компанией со своим советом директоров. Однако убытки от деятельности последней в начальном периоде ее развития приходится вносить в бухгалтерские книги материнской компании. В то же время субсидирующая компания не может получить 100 % прибылей фирмы-новичка, так как последняя не принадлежит ей полностью.
  Чтобы обойти указанную проблему, некоторые компании, организовавшие внутри своей структуры новую фирму, делают ее своей полной собственностью. В подобном варианте сотрудники-основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене.
  По истечении нескольких лет материнская компания - держатель контрольного пакета акций получает возможность выкупать акции, принадлежащие сотрудникам - основателям, которые получают определенные доходы от прироста капитала.
 5.4.2. Венчурные фирмы - рискофирмы
  Рискофирма представляет собой организацию, создаваемую для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском.
  Основание рискофирмы происходит следующим образом. Группа из нескольких человек, располагающих оригинальной идеей в области новой технологии или производства новой продукции, но не имеющих средств для производства, вступает в контакт с одним или несколькими инвесторами (венчурными фондами). Этот контакт осуществляется через посредника: руководителя мелкого предприятия, который должен быть компетентен не только в научно-технической, сфере деятельности, но и в области производства и реализации продукции. Как руководитель будущей рискофирмы он обеспечивает частичное финансирование проекта и в то же время непосредственно руководит рядом направлений деятельности в течение 3-7 лет, вплоть до того момента, когда рискофирма передает через продажу акций ведение дел более мощной финансово-производственной группировке, если достигнутый уровень развития требует расширения масштабов производства.
  По оценке экономистов в 15% случаев рискокапитал полностью теряется; 25% рискофирм несут убытки в течение более длительного времени, чем предполагалось первоначально; 30% рискофирм дают весьма скромную прибыль, но в 30% случаев успех позволяет в течение всего нескольких лет многократно перекрыть прибылью все вложенные средства. В 1986-1993 гг. доходы фондов рискового капитала в США в среднем в 10-20 раз превышали сумму вложенного капитала (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. С.91).
 5.4.3. "Инкубаторные программы" и сети малых фирм
 
  Многие высокотехнологичные российские организации строят свою стратегию выживания на основе "инкубаторных программ" и представляют собой "фирмы-инкубаторы".
  Под "фирмой-инкубатором" понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых компаний. В настоящее время в США насчитывается свыше 350 фирм-инкубаторов. До 1980 г. их было 10. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Существуют фирмы-инкубаторы трех типов.
  Первый тип - бесприбыльные. Они самые многочисленные. Взимаемая ими арендная плата с фирм-арендаторов от 15 до 50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы-инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованные в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.
  Фирмы-инкубаторы второго типа - прибыльные. Это частные организации, общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те, которыми арендатор фактически воспользовался.
  Инкубаторы третьего типа формируются как филиалы высших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.
  Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Примером крупных американских компаний, создающих специальные фирмы-инкубаторы по "выращиванию" мелких рисковых фирм, являются General Electric и IBM. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследовательско - конструкторскйе, опытно-экспериментальные и производственные подразделения. Создание фирм-инкубаторов является нетрадиционным методом организации так называемого нововведенческого процесса.
 5.4.4. Бизнес - инкубаторы в России
 
  Интересный опыт создания и деятельности бизнес - инкубаторов в России накоплен в рамках Морозовского проекта. Этот проект представляет собой широкомасштабную программу подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малого предпринимательства.
  В Морозовском проекте разработана целевая программа развития сети бизнес - инкубаторов, которая получила название "БИНК". На основе концепции и программы бизнес - икубирования Морозовского проекта 1995-1996 гг. создано 12 бизнес - инкубаторов в регионах на базе учебно-деловых центров.
  При создании бизнес - инкубаторов проводился анализ ситуации в регионах, распространялась информация о целях и задачах их создания, организовывалось взаимодействие заинтересованных государственных, общественных и коммерческих структур, был апробирован региональный франчайзинговый пакет бизнес - инкубирования, создан банк информации об организационных, технологических, кадровых и методологических ресурсах.
  Организации, на базе которых создавались бизнес - инкубаторы, отбирались на конкурсной основе по следующим критериям:
  • опыт работы в сфере поддержки малого бизнеса и наличие способностей по организации процесса бизнес - инкубирования;
  • наличие государственной поддержки и возможность привлечения дополнительных средств;
  • наличие бизнес-плана создания бизнес - инккубатора.
  Первые бизнес - инкубаторы были рассчитаны в основном на поддержку невысоких технологий. Однако в дальнейшем, по мере накопления опыта работы, планируется все большее внимание уделять поддержке инновационных организаций. При этом, учитывая зарубежный опыт, предполагается финансировать инновационную деятельность за счет других направлений работы бизнес - инкубатора и его малых оргструктур.
 5.4. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия
 
 5.5.1. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах
 
  С 70-80-х гг. в технически развитых странах стали активно распространяться различные формы совместного проведения научно-исследовательских работ, направленных преимущественно на обеспечение крупных технологических прорывов. Решение таких задач требует организации сложных программ НИОКР и значительных финансовых, материально-технических и людских ресурсов. Осуществляются программно-целевая форма организации научно-технической деятельности в автономных коллективах и проектное управление процессом НИОКР, а не административно-хозяйственная форма в рамках линейно-функциональных корпорационных систем. Возникли межкорпорационные программно-целевые кооперативные научно-технические организации. Исторически первой формой научно-технической кооперации в США стали исследовательские институты, преимущественно отраслевого профиля, создаваемые по программно-целевому принципу. Их отличительной чертой является отказ от проведения работ собственными силами и привлечение на контрактной основе внешних исполнителей, в том числе промышленных фирм. Несколько крупных корпораций одной отрасли, будучи заинтересованными в совместном проведении определенных этапов инновационных процессов (в первую очередь НИОКР), организуют на паях институт, определяют долгосрочную программу его исследований, создают орган управления. Таким образом были созданы Исследовательский институт электроэнергетики, Исследовательский институт солнечной энергетики и другие.
  Институты организуются на отчисления от продаж заинтересованными корпорациями, причем многие из них из-за недостаточного собственного научно-технического потенциала никогда до этого не занимались НИОКР. Штат работников этих институтов относительно невелик. Его персонал (ученые и инженеры, профессиональные управляющие, специалисты в области финансов) сосредоточивают основные усилия на управлении деятельностью подрядчиков, организации конкурсов среди потенциальных исполнителей и на экспертизе. В меньшей степени они занимаются проведением НИОКР собственными силами. Институты представляют собой по существу денежный фонд, из которого выдаются средства под целевые проекты внешним исполнителям. Благодаря целевому характеру субсидирования НИИ могут охватить огромную массу специалистов, что недоступно отдельной корпорации.
 5.5.2. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма межфирменного инновационного сотрудничества
 
  В настоящее время практически все промышленные компании развитых стран развивают межфирменные связи. Выделяют четыре основные формы межфирменного сотрудничества:
  • соглашения о сотрудничестве по отдельным аспектам деятельности;
  • создание совместных предприятий (СП);
  • соглашения о поглощениях новаторских мелких фирм крупными компаниями с целью приобретения новых технологий;
  • установление подрядных отношений (на основе долгосрочных договоров) между поставщиками материалов и комплектующих изделий и их потребителями.
  Научно-техническим альянсом принято называть устойчивое объединение нескольких фирм различных размеров между собой и/или с университетами, государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или модернизации продукции.
  Альянсы. Конец 80-х и 90-е гг. отмечаются быстрым ростом кооперации в виде межфирменных соглашений о НИОКР, нацеленных на решение долгосрочных инновационно - коммерческих задач глобального интернационального распространения новых технологий. Организационной формой этого процесса стали научно-технические альянсы.
  Научно-технические альянсы подразделяют на научно-исследовательские, создаваемые для реализации определенного научного проекта, и научно-производственные, создаваемые для разработки и производства новой продукции. Если в таком сотрудничестве участвуют партнеры из разных стран, то альянсы становятся международными. Создавая технологию вне жестких национальных границ, альянсы снижают влияние число страховых факторов, рисков, ограниченности ресурсов, жесткости государственного регулирования.
  Различают горизонтальные (фирмы одной отрасли) и вертикальные (фирмы разных отраслей) научно-технические альянсы.
  Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов, либо специально назначенным координационным комитетом.
  Один из парадоксов формирования альянсов состоит в расширении сотрудничества корпораций одновременно с ужесточением их конкуренции между собой.
  Наиболее крупные альянсы оказывают глобальное влияние на технический уровень ключевой отрасли. Так, в 1992 г. известные корпорации IBM, Siemens и Toshiba создали альянс для разработки суперчипа компьютерной памяти, вложив 1 млрд. долл.
  Альянсы появились и в России. В 1995 г. компании Hewlett-Packard, Oracle, LVS и Cognitive Technologies объявили о начале реализации совместного проекта "Электронный архив" по созданию систем управления электронными документами. Фирма Cognitive Technologies поставляет системы распознавания текстов (одни из лучших в России), разработанные при участии специалистов Института русского языка; фирма Oracle - технологии управления базами данных; фирма Hewlett-Packard - полный набор оборудования для создания и поддержания электронного архива, а фирма LVS выступает как сборщик, наладчик, создатель конечной системы, идущей непосредственно клиенту.
  Интернационализация инновационных проектов представляет собой положительную тенденцию, так как в результате выигрывают все. Потенциальный выигрыш определяется новыми возможностями для инноваций, быстрым и широким распространением передовых технологий, более рациональным размещением ресурсов, создание более благоприятного инвестиционного климата.
  Консорциум предполагает разделение ответственности между компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное управление
  Консорциум. Консорциум представляет собой добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.
  Исследовательские консорциумы, например, в области радиоэлектроники функционируют в двух формах: координационного центра (секретариата); межфирменного научно-исследовательского центра (МИЦ или МНИЦ).
  В консорциуме образуется секретариат, который представляет собой организацию, координирующую выполнение совместных НИОКР компаниями, университетами и правительственными лабораториями. Секретариат изыскивает и распределяет средства для выполнения НИР в лабораториях участников консорциума (в отдельных случаях привлекаются и другие организации), координирует и контролирует выполнение этих работ в соответствии с планом. Отличительной чертой секретариата является то, что он не имеет собственной научно-исследовательской базы. НИОКР выполняются на основе контракта между исполнителями и секретариатом.
  Консорциумы, созданные по типу межфирменного научно-исследовательского центра (МНИЦ), имеют собственную научно-исследовательскую базу. В центрах работают либо постоянные сотрудники, либо ученые, командируемые участниками консорциума.
  Секретариаты и МНИЦ могут работать на постоянной и временной основе.
  В рамках консорциума для их участников стало возможным:
  • выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска;
  • распределение расходов на выполнение НИОКР между несколькими фирмами-участниками;
  • объединение фирмами-участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов для выполнения НИОКР.
  Совместные предприятия
  По данным статистики, 55% соглашений о кооперации - это соглашения о создании СП. Около 40% промышленных компаний США с объемом продаж свыше 100 млн. долл. участвуют в создании одного или нескольких СП. В этой форме организовано около 40% зарубежных филиалов американских и английских международных монополий, свыше 50% зарубежных западногерманских и итальянских филиалов, 70% французских и почти 90% японских.
  Мотивы создания совместных предприятий могут быть различны, о чем свидетельствует опыт Японии (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. С. 148) (табл. 5.1).
  Таблица 5.1
  Мотивы создания совместных предприятий
 №
  МОТИВЫ
  Число фирм
  %
  1
  Получение передовой технологии производства
  290
  44
  2
  Получение права на использование товарного знака
  164
  24
  3
  Стимулирование экспорта
  93
  14
  4
  Получение сырья и оборудования
  43
  6
  5
  Восполнение недостатка финансовых средств
  27
  4
  6
  Получение опыта в управлении
  26
  4
  7
  Другие
  24
  4
 
  ИТОГО ОПРОШЕННЫХ ФИРМ
  664
  100
 
  Международное совместное предприятие может быть определено как институт межфирменного сотрудничества в разработке, производстве или маркетинге продукта, которое пересекает национальные границы, не основано на краткосрочных рыночных трансакциях и предполагает значительный и продолжительный вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами.
  Это определение не включает другие альтернативные виды международной экономической деятельности, такие как: экспорт; прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), предполагающие полный внутрифирменный контроль за деятельностью по производству и разработке продукта; продажа технологии посредством лицензирования.
  Сотрудничество между фирмами разных стран имеет ряд форм: отдельная корпорация, в которой владение акциями распределено между партнерами; партнерство между делящими риск субподрядчиками и первичными подрядчиками или приобретение одной фирмой пакета акций другой фирмы; субподрядные отношения, распространяющиеся на разработку продукта и его производство; партнерство в маркетинге продуктов, произведенных преимущественно одной фирмой.
  Выделяют четыре типа технологически ориентированных СП:
  • сотрудничество между фирмами только в исследованиях;
  • обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии или через многие продукты. Эти СП особенно известны в мировой микроэлектронной промышленности и роботостроении благодаря распространенной здесь практике перекрестного лицензирования;
  • совместная разработка одного или более продуктов (в коммерческом самолето- и моторостроении, в отдельных сегментах телекоммуникационной, микроэлектронной и биотехнологической индустрии);
  • сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла изделий, присущее ряду международных СП в области биотехнологии, фармакологии, в сталелитейной промышленности и автомобилестроении. Имеются в виду ситуации, когда одна фирма разрабатывает новый продукт или процедуру маркетинга, а производство и адаптацию к зарубежному рынку осуществляет другая фирма.
  Международные СП, связанные с разработкой и коммерциализацией технологии, основаны на отношениях обмена, которые охватывают товары, не участвующие в лицензировании или экспортных операциях. Некоторые типы сотрудничества позволяют зарубежным фирмам объединить технологические возможности в едином продукте без слияния всех своих видов деятельности в едином корпоративном объединении. Другие формы сотрудничества также способствуют обмену технологиями через продукты. В большинстве таких случаев участники кооперационных структур являются одновременно конкурентами на одном или нескольких продуктовых рынках. Существуют и СП, сочетающие технологические возможности одной фирмы с активами в сфере маркетинга или реализации другой фирмы для создания единого продукта. Подобного рода компании чаще включают фирмы, не являющиеся прямыми конкурентами.
  Причин возросшей популярности совместных предприятий несколько. Среди них можно назвать следующие.
  • Часто возникает положение, когда возросшие технологические возможности зарубежных фирм повышают среди компаний данной страны спрос на иностранных партнеров в СП. Зарубежные фирмы сегодня в большей мере, чем ранее, могут осваивать и использовать развитые технологии, например, американских компаний в отраслях, где сохраняется существенный технологический разрыв между американскими и иностранными фирмами.
  • Стоимость исследований и разработок, необходимых для доведения нового продукта или процесса до рынка, во многих высокотехнологичных отраслях существенно увеличилась за последние 20-30 лет. Возросшие издержки разработки накладывают строгие ограничения на способность фирм выдерживать дорогие программы НИОКР и повышают значение проникновения на зарубежные рынки для обеспечения коммерческого успеха. Фирмам в некоторых отраслях требуются рынки значительно большие, чем национальные.
  • Другим источником давления на программы НИОКР со стороны издержек является технологическая конвергенция. Технологии, которые прежде по своей значимости являлись периферийными по отношению к коммерческой и исследовательской деятельности фирм, теперь стали центральными с точки зрения обеспечения конкурентных преимуществ в ряде технологически интенсивных отраслей. Технологическая конвергенция означает, что фирмы должны быстро приобретать опыт в освоении более широкого спектра технологий и научных дисциплин, все более напрягая бюджет НИОКР и человеческие ресурсы.
 * Сокращение продолжительности жизненных циклов продуктов во многих высокотехнологичных отраслях повысило настоятельную необходимость быстрого проникновения на глобальные рынки с новыми продуктами. Одновременное представление продукта во множестве промышленно развитых стран сегодня существенно для коммерческого успеха. Такое быстрое проникновение может потребовать совместного производства или сотрудничества с фирмой, уже располагающей необходимой системой сбыта.
 * Важность контроля за техническими стандартами для достижения коммерческого успеха делает быстрое проникновение нового продукта на многие рынки особенно значимым в микроэлектронике, производстве компьютеров и телекоммуникационного оборудования. Установление продукта в качестве фактического стандарта или доминирующей модели может обеспечить прибыльную основу для представления других связанных с ним продуктов или последующих поколений данной модели.
 * Существенным фактором, объясняющим нынешний рост внутреннего и международного сотрудничества, является центральная роль относительно небольших начинающих фирм в коммерциализации новых технологий. Малые фирмы являются более важным источником новых коммерческих технологий более в США, чем, например, в Японии или Западной Европе, где уже утвердившиеся компании играют значимую роль в создании новых продуктов электроники или биотехнологии.
 * Увеличивает стимулы американских фирм к поиску зарубежных партнеров также рост числа случаев применения нетарифных торговых барьеров.
 5.6. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп
 
 5.6.1. Региональная инновационная политика
 
  Чтобы проводить инновационную политику региона (слайд 5.3), необходимо сформировать систему мониторинга инновационного потенциала, создать региональную систему поддержки и развития инновационной деятельности, а также совместно с федеральными учреждениями решать вопросы координации деятельности организаций, занятых инновациями в регионе. При этом следует всемерно развивать инфраструктуру поддержки инновационной деятельности в регионе как составной части целостной государственной системы, обеспечивающей создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Чтобы защитить региональный рынок наукоемкой продукции и услуг в научно-технической сфере, необходимо уделять внимание интеллектуализации региона, защищая интересы товаропроизводителя.
 5.6.2. Региональные научно-технические центры
 
  Учредительский центр представляет собой новую организационную форму инновационной деятельности, территориальное сообщество вновь созданных организаций, в основном обрабатывающей промышленности и производственных услуг, которое имеет общие административные здания, систему управления и консультирования. В ФРГ в настоящее время насчитывается несколько десятков таких центров, ведущими учредителями которых являются, как правило, коммуны, далее следуют промышленно-торговые палаты, банки, частные фирмы, экономические союзы, университеты. Управление учредительским центром осуществляется в половине случаев коллективными органами (советами), в других случаях - управляющими (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. С. 110).
  Центр нововведений проводит совместные исследования с фирмами, обучение студентов основам нововведений, организует новые коммерческие компании. Инновационные проекты, осуществляемые в центре, представляют собой прикладные исследования с высокой вероятностью успеха, для которых затраты на предоставление технических и коммерческих консультаций не превышают 5 тыс. долл. Если же проект доведен до стадии, когда доказана целесообразность внедрения полученных результатов, он финансируется по программе, конечной целью которой является организация новой компании. Наряду с научно-технической помощью центр берет на себя финансирование новой компании на стадии ее становления, а также подбор управляющих.
  Центр промышленной технологии имеет целью содействие внедрению нововведений в серийное производство. Это достигается путем проведения соответствующих экспертиз, научных исследований и оказания консультаций промышленным фирмам, особенно мелким, а также единичным изобретателям при освоении научно-технических нововведений.
  Университетско - промышленный центр создается на средства Национального научного фонда США (ННФ) и образуется при университетах для соединения финансовых ресурсов промышленных фирм и научного потенциала (кадрового и технического) университетов. Такие центры проводят в основном фундаментальные исследования в тех областях, в которых заинтересованы фирмы-участницы.
  Промышленный двор представляет собой территориальное сообщество расположенных в одном комплексе зданий преимущественно мелких и средних организаций, управляемых головной фирмой.
  Инженерные центры (ИЦ) при университетах создаются на базе крупных университетов США при финансовой поддержке правительства для стимулирования разработки новых технологий. Они выполняют две основные функции. Первая функция направлена на исследование фундаментальных закономерностей, лежащих в основе инженерного проектирования принципиально новых, не существующих в природе искусственных систем. Такие исследования поставляют промышленности не готовую к внедрению разработку, а теорию в рамках определенной области инженерной деятельности, которая затем может быть применена для решения конкретных производственных задач. Другая функция имеет целью подготовку нового поколения инженеров, обладающих необходимым уровнем квалификации и широким научно-техническим кругозором.
  Опыт созданных ИЦ показывает, что одним из наиболее действенных способов их укрепления является установление долговременных деловых контактов между сотрудниками центров и инженерами, работающими в промышленности. Финансирующие фирмы в обязательном порядке направляют в центры на постоянную или временную работу своих специалистов. Организационная структура центров предусматривает не только творческое сотрудничество инженеров непосредственно на каждом этапе работы, но и участие представителей бизнеса в управлении на всех уровнях.
  Финансово-промышленные группы. Инновационные процессы в промышленности осуществляются в соответствии с государственной стратегией в научной, научно-технической и инновационной деятельности. Известно, что абсолютное большинство промышленных и научно-технических организаций имеют монопродуктовую структуру производства, сложившуюся в период активной индустриализации, обеспечившей в свое время высокие темпы роста национального дохода и укрепления обороноспособности страны.
  Перевод экономики России на рыночные условия хозяйствования и возросшая конкуренция со стороны иностранных товаропроизводителей весьма остро выявили необходимость глубокой реорганизации сложившихся организационных структур в промышленности в направлении диверсификации производства, его демонополизации. Способ привлечения инвестиций на эти цели найден в создании финансово-промышленных групп (ФПГ), обеспечивающих сохранение научно-технического потенциала, обороноспособности страны и рабочих мест. К основным принципам создания ФПГ относится целенаправленное их формирование на базе технологически и кооперативно связанных промышленных организаций, что обеспечивает улучшение управляемости, снижение издержек производства, солидарную ответственность по контрактам и стабильность поставок.
  Динамика развития ФПГ, прослеживаемая с 1993 г., свидетельствует об их постоянном росте (свыше 70% к началу 1998 г.). В них занято более 4 млн. человек, они обеспечивают 10% ВВП страны. В 1997 г. объемы производства у основной части ФПГ возросли на 5%, реализации продукции - на 40%, экспорта .товаров - на 28%, инвестиций в обновление основных производственных фондов - на 250%. Ключевыми факторами успеха организационно-экономического взаимодействия участников ФПГ с финансовыми учреждениями были установление и развитие холдинговых и трастовых (доверительных) отношений, а также предотвращение негативных монополистических тенденций в связи с концентрацией капитала.
  Одним из основных направлений деятельности ФПГ является, как отмечалось выше, обеспечение условий монопродуктовым промышленным организациям для углубленной диверсификации производства путем инвестиций в инновации.
  Интеграция научных, производственных, финансовых и торгово-сбытовых организаций как субъектов основной деятельности ФПГ обеспечивается системным подходом к их функционированию в рыночных условиях хозяйствования. Системный подход позволяет сохранить целостность такого рода организационных структур, противодействовать воздействию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Экономическое обоснование проектов создания ФПГ базируется на экспертизе потенциальной эффективности будущей совместной деятельности объединяемых организаций, оценке рынка продукции, занятости, экологической безопасности. Результативность ФПГ непосредственно зависит от уровня риска при создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Поэтому в структуру ФПГ включаются еще и страховые учреждения, что позволяет квалифицированно управлять имеющимися рисками в инновационной деятельности в достаточно крупных организационных формированиях.
  В 1998 г. создана ФПГ "Промышленные машины", в которой объединились свыше 120 наиболее крупных организаций российского машиностроения, НИИ и конструкторских бюро. Среди учреждений ФПГ такие организации, как Ковровский электромеханический завод, "Ижмаш", Санкт-Петербургский северный завод, Международный банк развития машиностроения, "Фондсервисбанк", Страховая компания авиационной промышленности ("СКАП"), "Росмашинлизинг".ФПГ "Промышленные машины" занимаются поиском средств для финансирования госзаказа, НИОКР, реализацией контрактов по поставкам продукции отечественного машиностроения на внешние рынки.
 5.6.3. Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на федеральном уровне
 
  Научный парк (НП) - новая форма сотрудничества промышленных фирм с университетами. Идея: промышленные компании создают близ университетов свои научно-исследовательские организации и предприятия, которые привлекают для работы над заказами фирм персонал университетов. В свою очередь, научные работники имеют возможность практически применять результаты своих исследований. Эта новая форма сотрудничества промышленности и науки позволяет создавать новые рабочие места. Первый НП возник в Великобритании в 1972 г. близ университета в Кембридже. В настоящее время при этом университете действуют 2 парка, в которых участвуют свыше 80 фирм, представляющих в основном производство автоматизированных систем и другие сферы деятельности.
  В Манчестере городской совет, университет города и 4 местные компании основали НП. В нем участвуют 12 фирм, из них 5 имеют совместные программы исследований с университетом. Для их реализации также используется научный персонал университета. Он оказывает фирмам консультации не только по научным проблемам, но и по вопросам маркетинга и управления.
  Технологический парк (ТП) - одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм функционирования разработчиков новых технологий, с рискофирмами. В качестве образца технологического парка во многих странах принята модель научно-производственного центра (НПЦ), созданного на базе Стэнфордского университета в Калифорнии. Этот технологический парк сосредоточивает около 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тыс. чел. В Японии недалеко от Токио на базе нового университетского центра возник целый научно-производственный городок Цукуба. В Западной Европе такие НПЦ имеются в Великобритании (Cambridge Phenomen), Нидерландах (Markant) и ФРГ.
  Среди большого многообразия отчетливо выделяются три главных пути возникновения ТП.
  • В качестве мелких и средних предпринимателей часто выступают сотрудники университетских и научно-исследовательских центров (НИЦ), стремящихся коммерциализировать результаты собственных научных разработок (в ряде ТП эта категория предпринимателей составляет более 50%).
  • Создание собственных специализированных мелких фирм научно-техническим персоналом крупных промышленных объединений, покидающим свою фирму, чтобы открыть собственное дело (иногда совместно с коллегами по лаборатории или КБ). Как правило, крупные фирмы не препятствуют, а напротив, содействуют развитию этого процесса (широко известна подобная деятельность концерна Siemens), поскольку они получают возможность впоследствии подключаться к производству новейшей продукции, если она окажется перспективной.
  • И, наконец, мелкие и средние фирмы в ТП возникают в результате преобразования уже действующих предприятий, намеренных воспользоваться льготными условиями, существующими для ТП в соответствии с государственным законодательством.
  Например, в ФРГ ТП возникают следующим образом. От 10 до 30 новых мелких предприятий размещаются на единой территории в зданиях, которые, как правило, предоставляются для этой цели по льготным арендным ставкам правительствами земель или органами городского самоуправления. Центрами ТП служат хорошо оборудованные и обеспеченные квалифицированным персоналом бюро, в которых выполняются организационные, управленческие и секретарские функции для всех фирм, входящих в состав парка. В отдельных проектах в качестве важного условия предусматривается создание ТП в непосредственной близости от университетов. Во всех без исключения проектах предпочтение отдается недавно созданным предприятиям, специализирующимся в таких перспективных областях, как микроэлектроника и др.
  Таким образом, возникают территориально замкнутые центры, где молодые предприятия ведут НИОКР, в результате которых создаются и доводятся до стадий практического использования новые товары или технологии.
  Длинный и трудный путь от разработки нового изделия до его серийного производства в условиях ТП значительно облегчен. В частности, фирмам предоставляется на льготных условиях необходимое помещение, в их распоряжении имеются оборудованные всем необходимым машинописные бюро, конференц-залы, секретариаты, а также мастерские для изготовления прототипов, лаборатории и прочие помещения для ведения НИОКР. Они могут получить требуемую консультацию в области производства, маркетинга, финансов, патентную информацию. Устанавливается тесная кооперация с отделами фундаментальных и прикладных исследований при вузах, а также с находящимися в данном районе исследовательскими институтами, не говоря уже о связях с другими предприятиями того же ТП. Кроме того, им предоставляются более выгодные условия кредитования, а также облегчаются контакты с крупными производственными фирмами в регионе и потенциальными заказчиками (Менеджмент организации. Учебное пособие/Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 102-103).
  Технополис - наиболее продвинутая форма интеграции науки с производством. Технополисы в Японии были узаконены в 1980 г. В 1982 г. был опубликован список довольно жестких требований к соискателям (префектурам), удовлетворение которых дает им право создать у себя технополис ("город техники"). Каждый технополис должен был состоять из трех основных компонентов: крупных предприятий как минимум 2-3-х самых передовых отраслей промышленности (производство оптических волокон, интегральных схем, медицинской электроники, информационных систем и др.); мощной группы государственных либо частных университетов, НИИ, лабораторий; жилой зоны с современными домами, развитой сетью дорог, школ, спортивных, торговых, культурных центров. Кроме того, технополис должен соседствовать с достаточно развитым городом с населением не менее 200 тыс. человек, а также с крупным аэропортом или железнодорожным узлом, откуда в течение одного дня можно совершить поездку в Токио и обратно.
  Создание каждого технополиса обходилось в 1,25-2,5 млрд. долл. (к середине 90-х сумма существенно возросла). Примерно половина программы "технополизации" оплачивается из государственных средств. В 1984 г. 9 префектур после конкурсного отбора получили разрешение приступить к реализации проектов, опираясь на помощь правительства. Управление экономической деятельностью технополиса находится полностью в руках местных органов власти.
  В Японии считают, что технополисы сыграют роль "билета" в XXI век. Основные компоненты запланированных технополисов должны быть созданы к 2000 г.
 
 

<< Пред.           стр. 8 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу