<< Пред.           стр. 9 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 ВЫВОДЫ
 
  Множественность организационных форм инновационной деятельности на государственном, региональном и других уровнях является одной из особенностей управления инновациями. К внутрифирменным организационным образованиям относят бригадное новаторство, временные творческие коллективы, рисковые подразделения, связанные с корпоративным бизнесом. Процесс формирования инновационных подразделений направлен на поддержку внутрифирменного предпринимательства и является важным условием его активизации, в частности, когда внутри старых фирм создаются филиалы с прогрессивными идеями инноваций. Кроме того, такого рода малое инновационное предпринимательство может осуществляться на основе создания венчурных рискофирм в контакте с венчурными фондами.
  Высокотехнологичные организации РФ строят стратегию инноваций через участие в инкубаторных программах, например, в рамках Морозовского проекта. При этом бизнес - инкубаторы создаются на конкурсной основе и являются прогрессивной формой поддержки инновационных организаций.
  Установлено, что крупные технологические прорывы в общественном производстве целесообразно осуществлять на основе межфирменной научно-технической кооперации, которая высокоэффективна. Межфирменная кооперация характерна для альянсов, консорциумов, совместных предприятий (СП). При этом создание СП тесно связано с усилением международного сотрудничества при реализации крупных инновационных проектов, ростом прямых зарубежных инвестиций в современные технологии.
  Организация региональных инновационно - технологических центров (ИТЦ) в РФ направлена на более эффективное использование научно-технического потенциала регионов, которые создают наукоемкую продукцию в интересах своих товаропроизводителей, взаимодействуя при этом с федеральными органами управления инновациями. В свою очередь местные власти могут через ИТЦ определять собственную инновационную программу.
  Контрольные вопросы
  1.Раскройте содержание комплекса организационных форм инновационной деятельности.
  2. Каковы роли архетипов в инновационной деятельности?
  3. В чем сущность бригадного новаторства и временных творческих коллективов?
  4. Что понимается под рисковыми подразделениями компаний?
  5. Какова роль новых фирм в рамках старых компаний?
  6. Что представляет собой венчурная фирма (рискофирма)?
  7. В чем заключается сущность "инкубаторных программ" и сети малых фирм? Дайте понятие "фирмы - инкубатора".
  8. Сформулируйте определение и опишите сущность альянса как формы межфирменного инновационного сотрудничества.
  9. Что представляет собой консорциум?
  10. Какова сущность совместных предприятий и их роль в инновационной среде?
  11. Какие организационные формы инновационной деятельности относятся к региональным научно-техническим центрам?
  12. Раскройте сущность парков и технополисов. Опишите их роль в создании инноваций на федеральном уровне.
 
 
 УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ № 6. ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
 
 6.1. Учебные цели элемента
 
  Инвестиции в инновационном процессе являются одним из основных факторов. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов - основной мотив финансирования инноваций. Успех инновационной деятельности во многом зависит от достаточности ресурсного обеспечения, в том числе и от инвестиционной обеспеченности. Таким образом, управление инновациями должно учитывать особенности инвестиционной деятельности, что и является предметом изучения в данном учебном элементе. Его цели:
  • дать слушателям представление о роли цены различных источников капитала при принятии решений об инвестировании в инновации;
  • изучить основные источники инвестиций для инновационной деятельности;
  • проиллюстрировать взаимосвязь рынков новаций, капитала и инноваций;
  • рассмотреть систему критериев, используемых инвестором при принятии решения об инвестировании инноваций;
  • обосновать целесообразность существования ограничений на доходность инновационных проектов и определить значение этих ограничений;
  • раскрыть механизм перераспределения инвестиций в связи с изменениями отраслевой инвестиционной привлекательности;
  • раскрыть значение экономического смысла показателя нормы прибыли и его отличие от показателя рентабельности.
  Конкретная ситуация: "Повышаем конкурентоспособность продукции"
  Акционерная компания "Прогресс" выпускает электронную бытовую технику для населения и малых предприятий общественного питания. Для обеспечения конкурентоспособности своей продукции Совет директоров АК "Прогресс" принял решение обновить номенклатуру продукции, одновременно улучшив качество и дизайн пользующейся спросом бытовой техники.
  Таким образом, перед руководством компании были поставлены следующие задачи:
  • оценить перспективность выпускаемой продукции, возможность ее модернизации и совершенствования;
  • определить перечень осваиваемой в производстве бытовой техники, способы разработки технической документации и подготовки производства;
  • обосновать выбор технологии изготовления бытовой техники нового поколения;
  • оценить источники финансирования инновационной деятельности, определить структуру инвестиций и возможности их привлечения;
  • идентифицировать и классифицировать риски инновационного проекта, оценить их количественно и качественно, разработать методы управления рисками инновационной деятельности;
  • определить стратегию финансирования инновационного проекта;
  • разработать маркетинговую инновационную стратегию с учетом выпуска новой продукции;
  • организовать и обеспечить материально-техническую, информационную, социальную и организационную поддержку и сопровождение реализуемого проекта.
 6.2. Инновационная деятельность как объект инвестирования
 
 6.2.1. Источники инвестиций
 
  Эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем, тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем.
  Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того, чтобы получить дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения.
  Тем не менее, проблема выбора объекта финансовых вложений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где предприниматель имеет возможность получать сверхмонопольную прибыль. Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств.
  В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, сбережения населения.
 6.2.2. Бюджетные ассигнования
 
  Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные различия.
  В технологически развитых странах размеры бюджетных ассигнований на научно-техническое развитие достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учетом национальной стратегии развития и оборонной доктрины. Например, в Японии на уровне конституционального закона введено ограничение, согласно которому не менее 3% валового национального дохода из бюджета должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований.
  Бюджетный кризис, характерный для экономики развивающихся стран, а также для государств, осуществляющих макроэкономические преобразования, ограничивает возможности государственного участия в развитии инновационных процессов.
 6.2.3. Иностранные инвестиции
 
  Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.
  Международные частные инвестиции являются достаточно активными на развивающихся рынках. Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и другие иностранные частные инвесторы стремятся обеспечить высокую доходность собственных инвестиций с помощью международной диверсификации деятельности. Риск инвестиций в развивающиеся рынки достаточно высок, но он, как правило, обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют значительных предварительных инвестиций, а достаточное для конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено даже без использования последних достижений научно-технического прогресса.
  В России, по оценкам Центра по иностранным инвестициям Министерства экономики РФ, наиболее привлекательными для зарубежных инвесторов в 1996 г. были нефте - газодобыча и алюминиевая промышленность.
 6.2.4. Собственные средства организаций
 
  Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, в настоящее время получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность. В первую очередь это относится к отрасли связи, где за счет короткой длительности производственного цикла предприятия практически не испытывали влияния инфляции и создали достаточный резерв для осуществления научно-технических проектов.
  Московская городская телефонная сеть приступила к реализации проекта "Золотая пуля", в основе которого лежит принципиально новая концепция организации связи с помощью оптиковолоконных колец. Международный оператор связи в России АО "Ростелеком" в 1996 г. завершил строительство международной оптико-волоконной линии связи ИТУР (Италия - Турция - Украина - Россия).
  Организации с длительным технологическим циклом производства в условиях инфляции не смогли сохранить собственные оборотные средства, что привело к их тяжелому финансовому положению. Поэтому в настоящее время практически все организации промышленности лишены реальной возможности финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств.
  Как показывает мировая практика, 80-90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимущественно за счет собственных финансовых средств.
 6.2.5. Финансовый капитал
 
  Финансовый капитал формируется за счет аккумулирования средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных учреждениях (см. слайд 6.3).
  На этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала выступает как один из главных факторов общественного признания инноваций. Без достаточного финансового обеспечения жизненный цикл инновации* ограничивается стадией "идея". Любое новшество должно быть инвестиционно привлекательным и конкурентоспособным на рынке капитала. Поэтому наряду с показателями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся финансово-экономические показатели: объем инвестиций; ожидаемая доходность (рентабельность); срок окупаемости; чистый доход и др.
  *См. также модуль "Управление программами и проектами"
  Экономические показатели становятся основными, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (финансово-кредитного учреждения, которое готово организовать финансирование разработки и реализации инновации за счет собственных и привлеченных средств). Как правило, на рынке инноваций информационный минимум о нововведениях включает сведения не только об их целях, но и о размерах инвестиций, ожидаемой доходности и сроке окупаемости вложений (см. табл. 6.1).
 
  Таблица 6.1
  Примеры предложений для инвестирования инновационных проектов
  (по материалам российских СМИ)
 
 
 Наименова-
 ние
 предприятия
 
 
 
 Цель проекта
 
 
 
 
 Стоимость
 проекта,
 дол.
  Ожи
 дае
 мая
 до
 ход
 ность,
 % Срок
 оку-
 пае-
 мос-
 ти,
 лет
 
 Форма
 участия внешнего
 инвестора
 
  Раменский опытный завод "Техно- прибор"
  Расширение и модер- низация производства
  2 млн.
  70
  2
  Доля в акционерном капитале, льготный кредит, компенсационная сделка
  АО "Рецикл"
 (Ленинградская область)
  Организация переработки изношенных покрышек с резиновым кордом; организация производства резиновой крышки
 
  1,5 млн., в том числе:
 на оборудование - 1050 тыс., на СМР - 280 тыс., на подготовку производства - 170 тыс. 55
  2,5
  Льготный кредит, обеспеченный имуществом АО Средневолжский завод химикатов
  Организация производства каустической соды и хлора
 мембранным методом мощностью 65 тыс. т. соды в год и 56,7 тыс. т. хлора в год 120 млн.
  27
  5
  Льготный кредит, организация СП
  Жигулевский
  Разработка, промышленное производство, комплектная поставка и эксплуатация телекоммуникационных сетей с применением цифровых мини - АТС
  64,6 млн.
  32
  4
  Льготный кредит
  Завод полупроводниковых приборов (Филиал ГПП "ЗИМ")
  Освоение производства оптотиристоров по передо вой технологии; организация производства "интеллектуальных" модулей на основе оптотиристоров
  20,93 млн.
  38
  3
  Льготный кредит
 
 
 
 
 
 
 6.3. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности
 
 6.3.1. Факторы инвестиционной привлекательности
 
  Условно факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов и программ можно разделить на две группы: финансово-экономические и внеэкономические. В большинстве случаев инвестора привлекают высокие финансовые показатели, однако, существуют ситуации, при которых инноватор вынужден реализовать новшество, несмотря на его прямую экономическую непривлекательность. Например, если речь идет об экологических мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области.
  К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности инновации может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия - инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы - инноватора недостаточного опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.
  В условиях структурных преобразований, характерных для экономик переходного периода, в России в лучшем финансово-хозяйственном положении оказались организации, сумевшие оперативно сменить свой рыночный сегмент в соответствии с изменившимся спросом. Например, кризисное снижение спроса на большегрузные автомобили было вовремя предсказано руководством АО "ГАЗ" и не замечено высшим менеджментом АМО "ЗИЛ". В результате горьковские автозаводцы вышли на новый сегмент рынка с новой популярной моделью микрогрузовика ("Газель") и сохранили свою платежеспособность. Московские автозаводцы продолжали выпускать большегрузные автомобили, которые не находили спроса. Смена рыночного сегмента произошла на 4 года позже, конкурентное преимущество было утеряно. А финансовое положение АМО "ЗИЛ" к середине 1997 г. подпадало под критерии принятия решения о банкротстве.
 6.3.2. Отраслевая инвестиционная привлекательность
 
  Отраслевая инвестиционная привлекательность определяется стратегией фирмы - инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности новшества проводится маркетинговый отраслевой анализ*, разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвестиционной привлекательности.
  *См. также модуль "Управление маркетингом"
  Исследуя потенциал привлечения иностранных инвестиций, Федеральная комиссия по ценным бумагам при Правительстве России в 1996 г. установила наиболее инвестиционно привлекательные отрасли российской экономики: нефтегазодобыча, электроэнергетика, связь, металлургия.
  Существенным внеэкономическим фактором, определяющим привлекательность инновации для инвестора, является имидж и репутация инноватора.
  Тяжелое машиностроение в России считается одной из самых непривлекательных для инвестиций отраслей. Однако высокий финансовый авторитет компании "Биопроцесс" - финансового консультанта и управляющего холдинга АО "Уралмаш" - обеспечил приток достаточного капитала для проведения крупномасштабной реорганизации этого гиганта российской тяжелой промышленности. И в настоящее время группа предприятий "Уралмаш", сохранив отраслевую принадлежность, имеет вполне удовлетворительную структуру баланса и финансовые показатели.
 6.3.3. Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность
 
  С экономической точки зрения инвестиционная привлекательность определяется как внутренними характеристиками инновации (доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников.
  Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время основным источником инвестиций являются собственная прибыль и амортизационные отчисления. Кроме того, инвестиционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи.
  Наиболее популярным на Западе способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций.
  Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акционеры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недостаточный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования инновационной деятельности окажутся неразмещенными. В России корпоративные отношения находятся в стадии формирования, поэтому эмиссии ценных бумаг под инновационную деятельность проводятся достаточно редко.
  За исключением беспроцентных ссуд привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, то есть представляет собой кредиты в различной форме. Наряду с традиционной формой кредитования в инновационной деятельности широкое распространение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг.
 6.3.4. Лизинг
 
  Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования на срок до 20 лет. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое оборудование и сдает его в аренду арендатору. При этом права собственности на оборудование остаются у арендодателя. По окончании лизингового договора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. В течение всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за пользование арендованным имуществом, включающую амортизацию и доход арендодателя.
  В настоящее время лизинг получил наибольшее распространение в российских транспортных компаниях (морских пароходствах и автотранспортных международных перевозчиках): стоимость приобретаемых основных средств в этих компаниях достаточно высока, а накопленный капитал недостаточен для развития производственных мощностей. Кроме того, эти предприятия характеризуются высокой доходностью и слабой зависимостью от внутреннего инвестиционного климата, поскольку имеют возможность осуществлять перевозки по всему миру. Поэтому лизинг стал одной из наиболее удобных форм финансовых вложений: инвестор оплачивает строительство судна и передает его в эксплуатацию пароходству, которое постепенно возмещает расходы и выплачивает проценты за пользование имуществом. Права на судно переходят к пароходству с момента внесения последнего взноса. В случае просрочки платежей лизингодатель имеет право востребовать переданное в лизинг имущество и распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе сдать судно в аренду другому пароходству). При этом платежи судоходной компании не возвращаются. Таким образом, инвестиции лизингодателя достаточно надежно защищены по сравнению с традиционным кредитованием и обеспечивают его финансовые интересы.
 6.3.5. Форфейтинг
 
  Форфейтинг - финансовая операция, превращающая коммерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распределены во времени. Таким образом, инвестор получает отсрочку в платежах и гарантии банка по обеспечению платежей. Форфейтинговые операции для инноватора являются гарантией надежности финансового партнера.
 6.3.6. Франчайзинг
 
  Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг. Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала. Кроме финансовых средств по договору франшизы ин новатору могут быть переданы нематериальные активы: технологии, ноу-хау, торговый знак, и репутация фирмы и т. п. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.
  Одним из самых известных примеров франчайзинга является корпорация "Макдональд": предприятия быстрого питания открываются по всему миру как самостоятельные компании, использующие технологию, торговую марку, имидж и репутацию головной компании, которая со своей стороны не только оказывает материальную помощь при открытии предприятий, но и принимает на себя обязанности обучения персонала, рекламы, поставки оборудования и организации закупки исходных продуктов. Кроме того, она сохраняет за собой право контроля за деятельностью предприятий и расторжения договора франшизы с запрещением использовать торговую марку и технологию приготовления пищи.
 6.4. Критерии инвестиционной привлекательности
 
  Движущие мотивы финансирования инновационной деятельности существенно зависят от того, реализуется ли инновация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлеченных финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала.
 6.4.1. Цена собственного капитала
 
  Цена собственного капитала определяется дивидендной политикой инноватора (цена привлечения акционерного капитала) пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации:
 
 Сs - цена собственного капитала;
 р - отношение суммы дивидендов к рыночной капитализации компании (p/e-ratio);
 U - акционерный капитал;
 А - амортизационный фонд;
  М - прибыль;
  В - безвозмездные поступления.
  Цена собственного капитала для самофинансирования инновации является нижним пределом рентабельности: решение о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству* инноватора.
  *См. также модуль "Антикризисное управление"
  Для внешнего инвестора цена собственного капитала инноватора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций.
  Собственный капитал АК "Прогресс" имеет следующую структуру:
 № п/п
  Финансовый источник
  Оценка составляющей собственного капитала, тыс. руб.
  1.
  Акционерный капитал
  3000
  2.
  Амортизационный фонд
  600
  3.
  Прибыль
  1300
  4.
  Безвозмездные поступления
  100
 
  Рыночная капитализация компании составляет 5000 тыс. руб. Дивиденды, выплаченные в последнем отчетном периоде, составили 130 тыс. руб.
  Для оценки цены собственного капитала, направляемого на инвестиционную деятельность, производятся следующие расчеты:
  а) отношение выплаченных дивидендов к рыночной капитализации (р):
  р= 130 : 5000 -100% = 2,6%
  б) цена собственного капитала WAССin (Weighted Average Cost of Capital):
  WACCin = 2,6 x 3000 : (3000 + 600 + 1300 + 100) = 1,56%
 6.4.2. Цена привлеченного капитала
 
  Цена привлеченного капитала рассчитывается как средневзвешенная процентная ставка по привлеченным финансовым ресурсам:
 
  Сin - цена привлеченного капитала;
  ki. - ставка привлечения финансового капитала (ki = 0 для безвозмездных ссуд), % годовых;
  Vj. - объем привлеченных средств;
  т - число источников привлеченных средств.
  Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую репутацию фирмы влияют не только финансовые показатели ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмента, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др.
  Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного капитала, определяются макроэкономической ситуацией (уровнем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпами роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке.
  Привлеченный капитал АК "Прогресс" имеет следующую структуру:
 №
 п/п Финансовый источник
  Оценка составляющей собственного капитала, тыс. руб.
  1. Кредиты и векселя
  300
  2. Облигации заем
  70
  3. Беспроцентное бюджетное финансирование
  130
 
  Ставки по кредитам и векселям составляют 20% годовых. Купон по облигациям установлен в размере 25% годовых.
  Для оценки цены привлеченного капитала (WACCout), направляемого на инвестиционную деятельность, производится следующий расчет:
  WACCout = (300 х 20 + 70 х 25 + 130 х 0) : (300 + 70 + 130) = 15,5%
 6.4.3. Цена капитала
 
  Цена капитала - отношение общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов
  WACC - средневзвешенная цена капитала;
  ki - цена i-го источника;
  di - доля i -го источника в капитале компании.
  Капитал, направляемый на инновационную деятельность АК "Прогресс", имеет следующую структуру:
  Источники средств
  Размер средств, тыс. руб.
  Цена источника,
  %
  Собственные средства
  5000
  1,56
  Привлеченные средства
  500
  15,5
  Доля собственных средств:
  dсобств = 5000 : (500 + 5000) 100% - 90,91%
  Доля привлеченных средств:
  dсобств. = 500 : (500 + 5000) 100% = 9,09%
  Средневзвешенная цена капитала (WACC)
  WACC= (1,56 х 90,91 + 15,5 х 9,09) : 100% = 2,83%
  Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта - норму прибыли на инновацию. Таким образом, инноватор, принимая решение о начале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы:
  • цену собственного капитала;
  • цену привлеченного капитала;
  См.: слайд №6.6
  • структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств).
  Интеграция этих факторов в показателе цены капитала является базой для определения инвестиционной привлекательности инновационного проекта.
 
 
 6.5. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов
 
 6.5.1. Норма прибыли для инноватора
 
  Как инвестор, так и инноватор при принятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.
  Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения. Организация, реализующая нововведение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.
  Руководство компании - инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций - вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг
  Механизм влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Это связано с различными масштабами производства: сохраняя конкурентоспособность продукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены*, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности (см. табл. 6.2), ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства.
  *См. также модуль "Управление маркетингом"
  Таблица 6.2
  Доходность компаний по некоторым отраслям экономики (по материалам СМИ)
 Отрасль
  США
  Япония
  Страны Европы
  Число компаний
  Доходность, %
  Число компаний
  Доходность, %
  Число компаний
  Доходность, %
  Компьютерные услуги и программное обеспечение
  22
  21,2
  3
  4,9

<< Пред.           стр. 9 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу