<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 АКАДЕМИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И РЫНКА
 
 МОДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
 ДЕПАРТАМЕНТА ФГСЗН ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 / УДЦ "МОРОЗОВСКИЙ ПРОЕКТ" /
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ИНЖИНИРИНГ
 МАЛОГО БИЗНЕСА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МОСКВА - САМАРА 1998
 
 
 
  УДК 336
  ББК 659 (2) 26
  И 62
 
 Издание подготовлено при содействии Модельного учебного центра
 Департамента ФГСЗН по Самарской области - Учебно-делового Центра
 "Морозовский проект"
 
 К 62 Инжиниринг малого бизнеса / М.М. Гуревич, В.Ш. Каганов, О.И. Кондратьев, В.М. Лебедев, В.Н. Михелькевич, В.В. Морозов, В.Н. Нестеров, В.М. Радомский /Академия менеджмента и рынка. Модельный учебный центр Департамента ФГСЗН по Самарской обл. - Учебно-деловой Центр "Морозовский проект". - М.; Самара: Агроконсалт, 1998. - 348 с.: 16 ил., 9 табл.
 
 ISBN 5-89274-007-2
 
  Проблемы инжиниринга малого бизнеса, которым посвящена настоящая книга, исследуются в ней во взаимосвязи с организационной структурой поддержки и технологией деятельности предприятий малого бизнеса, формами и методами подготовки предпринимателей, правовой охраны интеллектуальной собственности.
  В книге рассматриваются научные основы инжиниринга предпринимательской и изобретательской деятельности, эвристические методы и приемы решения творческих задач; приводятся элементы компьютерной технологии в научно-технической и предпринимательской, в том числе рекламной, деятельности; освещаются вопросы социально-психологического менеджмента и акмеологического моделирования личной эффективности.
  Книга предназначена для широкого круга читателей, включая предпринимателей различных сфер деятельности, изобретателей, специалистов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, консалтинговых, инжиниринговых, информационных, рекламных компаний и психологических служб, а также преподавателей и слушателей учебно-деловых центров и бизнес-курсов.
 
 Руководитель авторского коллектива В. В. Морозов
 
 Редакторы: М. М. Гуревич, В. Ю. Заведеева, Н. С. Леткова
 Художник М. Ф. Кравцов
 
  УДК 336
  ББК 659 (2) 26
  (c) Академия менеджмента и рынка,
  Институт предпринимательства и инвестиций, 1998.
  (c) Модельный учебный центр Департамента
  Федеральной государственной службы занятости населения по
  Самарской области - УДЦ "Морозовский проект", 1998.
  (c) Гуревич М. М., 1998.
  (c) Каганов В.Ш., 1998.
  (c) Кондратьев О.И., 1998.
  (c) Лебедев В.М., 1998.
  (c) Михелькевич В.Н., 1998.
  (c) Морозов В.В., 1998.
  (c) Нестеров В.Н., 1998.
  (c) Радомский В.М., 1998.
  ISBN 5-89274-007-2
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ 5
 ОТ АВТОРОВ 7
 
 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
 
 ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
 1.1. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
 1.2. ИНФРАСТРУКТУРА И ПРИОРИТЕТЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА 13
 1.3. КОНЦЕПЦИЯ ИНЖИНИРИНГА И РЕИНЖИНИРИНГА МАЛОГО БИЗНЕСА 21
 1.4. ИНФОРМАЦИОННО-КОНСАЛТИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 23
 1.4.1. Консалтинг инновационного предпринимательства 25
 1.4.2. Конкурсы, выставки, ярмарки 27
 1.4.3. Презентации, реклама 30
 1.4.4. Использование сети ИНТЕРНЕТ ("Всемирная паутина") 32
 Список литературы 34
 
 ГЛАВА 2. ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ К ИНВЕСТИЦИЯМ 37
 2.1.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 37
 2.2.ПОИСК ПАРТНЕРОВ И ИНВЕСТОРОВ 37
 2.3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 40
 2.3.1. Экономическая ситуация в инновационной сфере 40
 2.3.2. Инвестиционный климат и иностранные инвестиции в России 40
 2.3.3. Государственное регулирование и стимулирование иностранных инвестиций 44
 2.3.4. Структуры управления инвестиционной деятельностью 48
 2.3.5. Инвестиционное сотрудничество с международными организациями 48
 2.3.6. Государственные гарантии защиты прав иностранных инвестиций 49
 2.4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 51
 2.5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 57
 Список литературы 59
 
 ГЛАВА 3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 61
 3.1. СИСТЕМА И ИНФРАСТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ 61
 3.2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 64
 3.3. ОПЫТ САМАРСКОГО УЧЕБНО-ДЕЛОВОГО ЦЕНТРА 71
 Список литературы 76
 
 ИНЖИНИРИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 78
 
 ГЛАВА 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИНЖИНИРИНГА 78
 4.1. ТРИАДА "НАУКА -ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО -ТВОРЧЕСТВО" - СИМВОЛ И ГАРАНТ УСПЕХА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА 78
 4.2. МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 83
 4.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 92
 4.3.1. Понятия технических объектов, технических систем и технологий 92
 4.3.2. Потребности и потребительские функции 95
 4.3.3. Критерии развития технических объектов 97
 4.3.4. Физические операции и физико-технические эффекты 98
 4.3.5. Уровни описания технических объектов 99
 4.3.6. Закономерности прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов 101
 4.3.7. Закономерности стадийного развития техники 104
 4.3.8. Идеальное техническое решение - азимут главной магистрали развития технических объектов 106
 4.3.9. Методология поиска и выбора наилучшего проектно-конструкторского решения 112
 4.3.10. Эвристические методы и приемы решения творческих задач 114
 Список литературы 123
 
 ГЛАВА 5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 125
 5.1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 125
 5.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РЕСУРСНЫЙ АНАЛИЗ 129
 5.3. МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЙ ВЫБОР РЕШЕНИЙ В ИКТ 130
 5.4. "ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ" - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ЯДРО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 131
 5.4.1. Как устроен "Генератор идей" 131
 5.4.2. Противоречия и способы их устранения при решении творческих задач 133
 5.5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 135
 5.6. ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ, КАЧЕСТВА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ 135
 Список литературы 138
 
 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНЖИНИРИНГА МАЛОГО БИЗНЕСА 139
 
 ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 139
 6.1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ 139
 6.2. СОЦИОНИКА - ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 148
 6.3. ТИПОЛОГИЯ К. Г. ЮНГА 151
 6.4. 16-ТИПНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА 153
 6.5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕТАБОЛИЗМ 153
 6.6. ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 161
 6.7. СОЦИОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ 165
 6.8. СОЦИОНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 168
 6.8.1. Сущность соционического моделирования 168
 6.8.2. Предпринимательское общение: соционический взгляд 170
 6.8.3. Типоведение и соционика в менеджменте 173
 6.8.4. Типы личности в коммерческой деятельности 180
 6.8.5. Творчество и изобретательство в предпринимательстве: соционический взгляд 183
 6.9. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭКСПЕРТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОЦИОНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА 186
 Список литературы 187
 
 ГЛАВА 7. АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 187
 7.1. РАБОТА КАК СПОСОБ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 187
 7.2. ВРЕМЯ - ЭТО САМОЕ ЦЕННОЕ, ЧТО У НАС ЕСТЬ 187
 7.3. ЗАСТАВЬТЕ СЕБЯ ДУМАТЬ О ГЛАВНОМ 187
 7.4. НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ 187
 7.5. КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ 187
 7.6. ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ПОНЯЛИ? 187
 7.7. ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ 187
 7.8. ДАЖЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОЕВРЕМЕННЫ 187
 Сведения об авторах 187
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
  Серьезным толчком для развития деловой активности в России явилось создание десять лет назад системы Центров научно-технического творчества молодежи.
  Малый бизнес сейчас в России представлен 846 тысячами малых предприятий и 3.5 миллионами предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Общее число занятых в сфере малого предпринимательства составляет более 12 миллионов человек. Эти предприятия создают рабочие места, решая многие социальные проблемы, выплачивают налоги в бюджет и зарплату персоналу, генерируют платежеспособный спрос, формируют социальную среду среднего класса, которая обеспечивает государству не только экономическую, но и политическую стабильность. Вот почему малого бизнеса не может быть мало.
  Если мы хотим строить правовое государство и демократическое общество с мощной прослойкой среднего класса и цивилизованной конкуренцией, с минимальным присутствием чиновника в экономике, - мы должны максимально развивать предпринимательство.
  В связи с этим мы вправе ожидать от государства решения следующих задач:
  - непрямой государственной поддержки нарождающегося бизнеса и создания правил игры: упрощения всех административных процедур регистрации и лицензирования предприятий, лоббирования по установлению щадящих налогов, защиты от произвола чиновников в различных государственных инстанциях;
  - создания на законодательном уровне легальной базы обеспечения возможности самостоятельного кредитования предприятий через кредитные союзы и союзы взаимного страхования, а также создания более стимулирующих законов по залоговому праву.
  Развитие малого предпринимательства - одна из важных задач, которые реализует Академия менеджмента и рынка в рамках "Морозовского проекта". Ежегодно в 67 учебно-деловых центрах проходят подготовку и получают консультации не менее 50 тысяч предпринимателей, менеджеров и специалистов.
  С возникновением рынка в России особенно сильно пострадала и пока еще медленно восстанавливается производственная сфера экономики. Сегодня в структуре малого бизнеса также преобладают торговые и сервисные предприятия, всевозможные посреднические компании, и т.п. Разумеется, такие предприятия также необходимы экономике, но дальнейшее совершенствование структуры малого бизнеса должно быть связано с созданием и развитием предприятий научно-технического и производственного профиля, более полным использованием интеллектуального и творческого потенциала предпринимателей.
  Мировой научно-технический прогресс заставил обратить внимание на основной источник прогресса человечества - на интеллект, который превращается в материальную силу.
  Одно из ключевых слов в названии книги - инжиниринг (от лат. Ingenium), что означает изобретательность. Действительно, каждый предприниматель, в сущности, является изобретателем. Он ищет пути реализации возникшей идеи, реализует зачастую нестандартные методы и подходы, использует открытые им "ноу-хау".
  Изобретатели, найдя решение какой-либо проблемы и даже получив документ правовой охраны своей интеллектуальной собственности, не могут этим полностью удовлетвориться, если их идеи, разработки не будут использованы на практике. В то же время изобретение - это очень ценный товар, который можно успешно реализовать на рынке, при этом хорошо заработав.
  В предлагаемой книге предпринимательская и изобретательская деятельность рассматриваются как взаимосвязанные составляющие единого процесса развития экономики страны.
  К сожалению, сейчас в России пока нет наукоемкой базы профессионального инжиниринга малого предпринимательства, обеспечивающей широкий прорыв малого бизнеса в производственную сферу, как нет и понимания важности этих процессов. Поскольку тема инжиниринга малого бизнеса недостаточно освещена в специальной литературе, авторы книги уделяют ей основное внимание.
  Профессиональный инжиниринг малого бизнеса должен обеспечить передачу заказчикам "под ключ" усовершенствованных или вновь созданных установок, технологий, программных продуктов, оборудования и другой продукции. Безусловно, знание основ инжиниринга малого бизнеса необходимо современному предпринимателю.
  Ни для кого не секрет, что деятельность предпринимателя сопряжена с высоким уровнем физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Книга имеет целью помочь предпринимателям сориентироваться в структуре поддержки малого бизнеса в России, технологии решения научно-технических проблем и механизме социально-психологического менеджмента; способствовать повышению эффективности их общения и, как следствие, ускорению достижения успеха в предпринимательской деятельности.
 
 
  Владимир Грошев,
  доктор экономических наук,
  профессор,
  президент Академии менеджмента и рынка
 
 
 ОТ АВТОРОВ
  Основной тенденцией развития современного бизнеса в странах с рыночной экономикой является формирование малого предпринимательства как основы жизнедеятельности "среднего класса" общества.
  Аналогичные процессы ныне протекают и в нашей стране, о чем достаточно полно повествует в предлагаемой книге раздел "Развитие малого инновационного предпринимательства".
  Малое предпринимательство у нас в России преимущественно распространилось на коммерцию, строительство и сферу обслуживания. В меньшей степени предприятия малого бизнеса представлены в научно-технической и производственной сферах. Наряду с объективными причинами такого положения существуют и субъективные, в частности, недостаточное внимание к использованию знаний и опыта инжиниринга малого бизнеса.
  Инжиниринг - это совокупность интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение наилучших результатов от капиталовложений за счет системного, междисциплинарного подхода к осуществлению проектов, рационального подбора и эффективного использования всех видов ресурсов и современных методов управления, базирующихся на научно-технических достижениях.
  Очень важно, чтобы предприниматели шли к поставленным целям не методом проб и ошибок, используя не столько эмпирический опыт ("и опыт - сын ошибок трудных" АС. Пушкин), сколько научно обоснованные концепции и профессиональные бизнес-планы, опираясь не только на свою интуицию, но и на объективные закономерности творческой и изобретательской деятельности. Надеемся, что раздел книги "Инжиниринг предпринимательской и изобретательской деятельности" окажет хорошую помощь как тем, кто только пробует себя в предпринимательстве, менеджменте, изобретательстве, так и опытным работникам, которые либо стремятся повысить свою квалификацию, либо вынуждены менять профессию и переучиваться.
  Авторы используют разнообразный научный арсенал. В частности, в книге рассматривается закономерность прогрессивной конструктивной эволюции развития технических объектов, которая базируется на единых материалистических, философских, энергетических, информационных и социально-экономических началах.
  В ряде, казалось бы, простейших суждений о сущности и этапах создания технических объектов на всем протяжении их жизненного цикла просматривается единство и взаимосвязь триады "предпринимательство - наука - творчество".
  Особую ценность материала книги - как некоего методического пособия для начинающих предпринимателей и работников инфраструктуры малого бизнеса - представляет сочетание в ней эвристических методов разрешения физических, технических, биологических, экономических, экологических и иных противоречий с алгоритмическими (компьютерными) методами и способами поиска и создания новых конкурентоспособных, патентоспособных и востребованных производством технических объектов.
  Психология предпринимательства еще слабо изучена и российской, и мировой наукой. Авторы попытались внести свой вклад в эту сферу, рассматривая интертипные отношения в предпринимательской среде, а также основы формирования качеств личности, обеспечивающих успех индивидуальной профессиональной карьеры человека и успех предприятия, на котором он трудится. Этому посвящен раздел "Социально-психологические основы инжиниринга малого бизнеса".
  Утверждение о том, что способности к успешному решению нестандартных задач во многом определяются психологическими особенностями личности, хорошо подтверждают примеры из других областей человеческой деятельности.
  Известно, что Самарская область - один из ведущих экономических регионов России: область является финансовым донором страны, в ней бурно развивается малый бизнес и предпринимательство, по уровню благосостояния населения она находится в первой пятерке субъектов Федерации. Это не случайно и объясняется не только талантом и энергией руководителей региона, но и непосредственным участием в реформировании его экономики видных ученых и изобретателей. Именно они быстро адаптировались к рыночным механизмам и вооружили представителей малого бизнеса и предпринимательства научным инструментарием структурной перестройки, оживления производства и развития экономики.
  Материал, представленный в книге, апробирован в практической деятельности Академии менеджмента и рынка, Самарского Модельного учебно-делового центра, Института предпринимательства и инвестиций, Самарского государственного технического университета совместно с Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, с Некоммерческим объединением "Инновационное агентство" и др.
  Книга "Инжиниринг малого бизнеса" написана коллективом авторов в составе:
  М.М. Гуревич (параграфы 1.3.;2.4.), В.Ш. Каганов (параграфы 1.2., 1.4.2, 2.1., 2.2., 2.3.2., 3.1.,3.2.,), О.И. Кондратьев (гл. 6), В.М. Лебедев (параграф 2.3) В.Н. Михелькевич (гл. 4; параграф 6.1), В.В. Морозов (параграфы 1.1., 1.4., 2.1., 2.2., 2.5., 3.2., 3.3.), В.Н. Нестеров (параграфы 1.4.4; 6.8.3; гл. 7), В.М. Радомский (параграфы 1.З.; 1.4.2., 1.4.3; гл. 5).
  Авторы выражают надежду, что их позиция будет понятна читателям книги и встретит среди них своих приверженцев и последователей.
  Авторы и издатели с благодарностью примут предложения по развитию малого бизнеса в России и учтут их в последующих изданиях книги.
 
 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
 ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
 "В мире бизнеса существуют
 два вида прибыли: наличные и опыт.
 В первую очередь обретайте опыт,
 а наличные придут позднее"
 Гарольд Генин
 
 1.1. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  Ход социально-экономической трансформации в России неопровержимо показал, что структурные преобразования в экономике и, что особенно важно, в социальной сфере (формирование полноценного среднего класса и поддержание социальной стабильности в обществе) невозможны без наличия класса мелких и средних предпринимателей, чей динамизм и высокая мобильность позволяют ему решать многие проблемы переходного периода. Недооценка этого фактора в определении приоритетных направлений российских реформ, как известно, обернулась значительным снижением темпа осуществляемых преобразований и, как следствие, повышением социальной напряженности в обществе, ухудшением экономической ситуации.
  Необходимость развития малого предпринимательства в нашей стране диктуется не только спецификой стоящих перед российским обществом задач системного реформирования, но и общемировыми экономическими тенденциями, четко обозначившимися в последней четверти XX столетия. Одной из них является растущая роль малой экономики в общем механизме социально-экономического воспроизводства. Начиная с 80-х годов в развитых странах наблюдается значительный рост предприятий малого бизнеса, в котором в настоящее время занято до 50% активного населения, обеспечивающего 50-60% всего валового продукта этих стран [38]. Назовем наиболее общие причины интенсивного формирования и развития малого бизнеса.
  Крупные организационно-технологические изменения, в силу которых меняется соотношение между выгодностью крупномасштабного и мелкого производства. Диверсификация и модернизация крупного частного производства, процессы конверсии и разгосударствления, изменения в отраслевой структуре и структуре занятости населения создают предпосылки для роста малого бизнеса на длительную перспективу.
  Развитие транснациональных рынков, коммуникационных и транспортных систем, которое приводит к усилению конкуренции, изменениям международной схемы разделения труда. Эти обстоятельства приводят к усложнению местных рынков; заставляют предпринимателей искать, разрабатывать и использовать новые ресурсы, открывать и занимать дополнительные рыночные ниши.
  В этой ситуации малые предприятия, тесно "привязанные" к региональным и местным рынкам, благодаря гибкости малых организационных форм быстро занимают свободные ниши на рынке и добиваются успеха там, где неэффективны крупные предприятия и корпорации.
  Усиление конкуренции между предприятиями, что проявляет в полную силу достоинства малого бизнеса и, в первую очередь, способность приспосабливаться к специфической клиентуре и сложившимся стандартам качества. Предпринимательская активность позволяет малым предприятиям быстро и эффективно удовлетворять специализированный спрос, который сегодня все чаще определяется не только качеством и ценой, но и новизной, современным дизайном изделия или "удобством" услуги.
  Особое место в структуре современного малого и среднего бизнеса занимает малое инновационное предпринимательство, динамический рост которого также свидетельствует о четко установившейся тенденции к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства.
  Склонность к нововведениям и способность их осуществлять - необходимый признак жизнеспособного общества, развивающегося предприятия. С угасанием такой способности возрастает вероятность кризиса с последующим преобразованием или исчезновением системы или организации.
  Суть инновации - в использовании достижений человеческого разума (новых идей, открытий, изобретений, усовершенствований и т.п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере - в изготовлении новых средств или продуктов труда, применении более эффективных технологий, источников энергии, создании нового оружия и средств защиты от него, освоении новых архитектурных и художественных стилей, улучшении форм организации труда, финансовых, торговых или социально-политических институтов, форм международного сотрудничества и т.п. Перечень возможных инноваций и сфер их применения неисчерпаем, как неиссякаемы изобретательность человеческого разума и разнообразие сфер деятельности, многогранности интересов человека.
  Что побуждает к инновациям, делает их необходимым. Можно назвать две главные причины. Внутренняя - рост и умножение потребностей человека, семьи, общества вынуждает изобретать все новые и более эффективные способы их удовлетворения. Каждое следующее поколение людей отталкивается от достигнутого уровня и предъявляет более высокие требования, напрягая свои способности для их удовлетворения. Внешняя - окружающая человека и общество среда (и природная, и социальная) постоянно меняется, преподносит все новые сюрпризы, и приходится напрягать интеллектуальные силы и практический опыт, чтобы адаптироваться к этим изменениям. Обществу и каждой его ячейке необходимо осваивать все более эффективные способы и продукты своей деятельности; окостеневшая, консервативная часть общественного организма обречена на поражение в борьбе за существование и развитие.
  Каковы функции инноваций в общественном развитии?
  Во-первых, они являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени).
  Во-вторых, с помощью инноваций расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей).
  В-третьих, инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, создавать товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономики труда).
  В-четвертых, концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).
  В-пятых, инновации служат стимулом предпринимательской деятельности, особенно в сфере малого бизнеса, побуждают к поиску и освоению новых товаров и технологий, чтобы устоять и победить в конкурентной борьбе, занять новые рыночные ниши.
  Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития.
  С малым предприятием вообще, а с инновационным тем более, связано понятие "предпринимательство" - "предприниматель" .
  Сущность предпринимательства и инноваций как социально-экономических явлений наиболее глубоко исследовал австрийский ученый И. Шумпетер, который считает, что предприниматель - это субъект экономических изменений и развития, реализующий инновацию как новую научно-организационную комбинацию факторов производства.
  В любой хозяйственно-экономической системе предприниматели выполняют роль новаторов, придающих системе динамизм и новые качества.
  Таким образом, инновационность присуща предпринимательству изначально, является необходимым и неотъемлемым его сущностным признаком. В условиях рыночной экономики предпринимательство обретает черты "социального явления" и рассматривается как важнейший фактор экономического роста, по существу являясь низкозатратной стратегией экономического развития. Наиболее значимое влияние предпринимательство оказывает на следующие направления:
  - повышение общественной производительности труда;
  - увеличение числа рабочих мест и снижение социальной напряженности в обществе,
  - насыщение товарных рынков;
  - развитие конкурентной среды;
  - внедрение и распространение новых технологий и новых то варов;
  - более полное и эффективное использование интеллектуальных и трудовых ресурсов общества.
  Без большой натяжки можно согласиться с трактовкой предпринимательства как четвертого фактора общественного производства наряду с землей, капиталом и трудом. Талантливые предприниматели1 представляют собой один из ценнейших ресурсов нации и являются инновационным потенциалом развития общества.
  В этой связи, несмотря на все трудности переходного периода, Россия продолжает сохранять достаточно высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, развитую научную инфраструктуру, имеет огромные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка. Годы реформ показали, что Россия обладает и еще одним ценным ресурсом - предпринимательским потенциалом.
  Умение ставить и решать научно-технические задачи позволяет малым инновационным предприятиям в практической деятельности
  стратегически:
  - преодолевать организационно-технологические ограничения, что позволяет фирме развиваться, а ее сотрудникам обеспечивает рост качества и уровня жизни, придает им уверенность в будущем;
  - быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, что обеспечивает фирме гибкость в диверсификации производства, придает устойчивость, устраняет авралы и, по сути, становится элементом ее корпоративной культуры;
  - совершенствовать любой объект (устройство, технологический процесс, организационно-управленческую схему), а это важный резерв конкурентной борьбы;
  - уменьшать издержки, что является средством конкурентной борьбы и элементом культуры любой фирмы, производящей товары, выполняющей работы или оказывающей услуги.
  тактически:
  - ставить ключевые задачи, решение которых снимет сразу ряд проблем;
  - быстро, стабильно и высокоэффективно решать сложные производственные задачи;
  - объективно оценивать результаты своих и "чужих" решений, проводить экспертизу бизнес-планов с точки зрения общесистемных закономерностей;
  - прогнозировать развитие производственной активной системы.
  Технологическое развитие российского промышленного бизнеса может происходить в таких формах, как внедрение высокоэффективных отечественных технологий, трансферт импортных технологий, распространение мини-технологий. Так как высокоэффективных проектов немного, а новые импортные технологии весьма дороги, то остается третий путь: поиск эффективных интеллектуальных решений, разработка и апробация небольших высокоэффективных технологий с последующим их широким распространением, например, в форме сетевого тиражирования. И хотя такой подход в большей мере относится к сфере организационных инноваций, он может послужить надежным мостом, позволяющим в будущем перейти к отраслевым инновациям в технологической сфере. Без последних невозможен выход российского промышленного бизнеса на мировой рынок, проблематично качественное развитие предприятий, производящих товары на отечественном рынке без использования дорогостоящей импортной технологии.
  По данным Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [5], 89 тысяч учреждений России в своих уставах зарегистрировали научно-техническую деятельность. Из них примерно 4 тысячи приходится на долю крупных институтов. Получается, что 85 тысяч фирм, декларирующих научно-техническую деятельность, принадлежат к малому бизнесу. Фактически их около 50 тысяч. Совокупный годовой объем реализации "товара" в этом секторе рынка составляет около 20 трлн. руб. Но важнее другое - многие из этих фирм уже финансируют свои собственные исследования, дают заказы "материнским" институтам, от которых они отпочковались.
  Малые фирмы в научно-техническом секторе развиваются чрезвычайно энергично. Если общий прирост годового объема промышленности в лучшем случае составляет 0.5%, то у малых фирм - 20 - 30%. Симптоматично - с каждым годом все больше продукции наших малых фирм идет на экспорт.
  Мы уже привыкли к жалобам о том, что российская наука стареет, а средний возраст научных сотрудников приблизился к 50-60 годам. Между тем, в малые научно-технические фирмы приходят все новые тысячи энергичных молодых людей, так что здесь средний возраст персонала - 30 - 35 лет. Молодежь очень быстро приспособилась к условиям работы на рынке.
  По статистическим данным Государственной налоговой службы России к 1998 году в стране зарегистрированы 846 тысяч малых предприятий и 3.5 миллиона предпринимателей без образования юридического лица [18].
  Актуальная необходимость развития в стране предпринимательской деятельности поставила нас перед необходимостью встраивания (адаптации, привязки) высокоэффективных методов решения научно-технических задач в существующие формы и способы бизнес-управления.
  Рассмотрим процесс развития бизнеса с позиций стратегического планирования.
  Любой бизнес-план стоит на двух китах - на плане производства и плане маркетинга. Обычно основное внимание уделяется маркетингу, а технологическая часть проекта оценивается формально. Тем не менее, важность этой составляющей неоспорима:
  - качественная технологическая экспертиза позволяет обнаружить "подводные камни", которые проявятся при реализации проекта, внося существенные коррективы в сроки его исполнения, стоимость, результативность;
  - специфика технологического процесса определяет план производства и заметно влияет на схему управления персоналом;
  - при дальнейшем развитии бизнеса возрастает роль резервов производства - возможности совершенствования товара, расширения ассортимента, технического обеспечения стайлинга, а так же снижения производственных издержек за счет замены материалов и комплектующих, управления запасами, изменения маршрутов работ и операций;
  - прогнозирование технологических тенденций, подготовка и реинжиниринг производства, исследование возможностей перепрофилирования предприятия при низких затратах, постановка и решение инновационных задач, что обеспечивает конкурентные пре имущества бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
  Перечисленные факторы напрямую воздействуют на базовые показатели маркетингового плана и через него на инвестиционную привлекательность проекта в целом.
  Переход к рыночным отношениям в России потребовал внедрения и развития соответствующих форм и механизмов управления на всех уровнях человеческой деятельности - человек, бизнес, инфраструктура бизнеса, локальная экономика. На первом этапе (1991-1996 гг.) развитие рынка происходило в основном путем переноса форм и методов, сложившихся в капиталистических странах, с последующей их адаптацией к российским условиям. К настоящему моменту период формального развития рыночных отношений позволил сформировать критическую массу запуска механизма саморегулирования рынка. Вступают в силу законы конкуренции и новейшие тенденции развития рынка (опора на человеческие ресурсы и органические модели управления, динамизм и глобальность рынков, развитие информационных систем и др.).
  Внедрение в российскую практику качественных технологий и механизмов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятий и экономики в целом, связано с преодолением ряда ограничений, отделяющих сегодняшнее общество от постиндустриального. Приведем основные составляющие такого перехода [19]:
  - механизмы элитного отбора кадров, партнеров, организационных форм, проектов и т.д.;
  - технология развития рыночной культуры, состоящая из мо дулей запуска и развития механизмов исполнительской, организационной, технологической и предпринимательской культур;
  - технология решения бизнес-задач и качественного реинжиниринга предприятий, включающая модули управления персона лом, производством, сбытом, финансами, организационными факторами в целом;
  - технология формирования, запуска и согласования информационного, договорного, производственного и инвестиционного инфраструктурных механизмов.
 
 1.2. ИНФРАСТРУКТУРА И ПРИОРИТЕТЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу