<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Малое предпринимательство в научно-технической сфере является частью научно-технической и инновационной деятельности, поддерживаемой государством, но в отличие от деятельности крупных и средних организаций носит более свободный характер и базируется на инициативе самих предпринимателей. Оно направлено на решение преимущественно частных и локальных задач во взаимодействии с государственным сектором науки. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности включает в себя комплекс функциональных систем и организационных структур, обеспечивающих поддержку предпринимателей в инновационной сфере от генерации инновационных идей и их разработки до выпуска и реализации на рынке наукоемкой продукции. Развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в научно-технической сфере является мощным средством обеспечения эффективности и устойчивости рыночной экономики. В состав инфрастуктуры поддержки предпринимательства и создания нормальных условий жизнедеятельности малых инновационных предприятий входит комплекс различных государственных, негосударственных, общественных, федеральных, региональных и местных предприятий и организаций, обеспечивающих:
  - создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата (законы, налоги, льготы и т.п.);
  - информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности, дающее возможность доступа к базам данных;
  - экспертизу (включая государственную) научно-технических, финансово-экономических, экологических, инновационных и других проектов, предложений и заявок;
  - финансово-экономическое сопровождение научно-технической и инновационной деятельности с использованием различных бюджетных и внебюджетных источников средств;
  - производственно-технологическую поддержку создания но вой конкурентоспособной наукоемкой продукции и высоких технологий, их практического освоения на предприятиях, в том числе с использованием лизинга;
  - сертификацию наукоемкой продукции и предоставление осваивающим и производящим ее предприятиям услуг в области метрологии, стандартизации и контроля качества;
  - продвижение инновационных проектов, научно-технических разработок и наукоемкой продукции на региональный, межрегиональный, федеральный и зарубежный рынки, включая маркетинг, рекламно-выставочную деятельность, патентно-лицензионную ра боту и защиту интеллектуальной собственности;
  - подготовку и переподготовку предпринимателей и других участников инновационного процесса;
  - консалтинговую поддержку инновационного процесса (раз личные консультации, экспертиза и оценка проектов, патентно-лицензионная защита и др.).
  Для поддержки научно-технической и инновационной деятельности, в том числе инвестициями, при участии и поддержке государства созданы различные структуры: Государственная инвестиционная корпорация (ГОСИНКОР), Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд гуманитарных исследований (РФГИ), Российский технологический фонд (РТФ), Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд производственных инноваций; Российская финансовая корпорация (РФК) и другие.
  Государственная поддержка малых инновационных предприятий реализуется по нескольким направлениям. Например, к деятельности Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере относятся:
  - поддержка инновационных проектов на этапе между НИ- ОКР и началом производства;
  - консультационно-учебная деятельность, начиная с разработки и реализации образовательных программ и постепенного транс формирования их в программу создания сети консультационных центров;
  - создание сети инновационно-технологических центров (бизнес-инкубаторов для малых инновационных предприятий);
  - создание механизма и функциональных структур распространения передового опыта и технологии малых предприятий;
  - разработка программ вовлечения студентов и школьников в малый бизнес (предпринимательско-изобретательское творчество), в том числе через участие в основной деятельности инновационных малых предприятий;
  - использование лизинга и аренды для поддержи малых инновационных предприятий;
  - предоставление гарантий для приобретения оборудования и обеспечение других потребностей малых предприятий;
  - полная или частичная компенсация рекламно-выставочных затрат малых инновационных предприятий, связанных с продвижением проектов на рынок:
  - покрытие расходов на патентование разработок малых инновационных предприятий,
  - социально-психологический консалтинг малых инновационных предприятий по проблемам социальной психологии, оптимизации климата в коллективе и т.д.;
  - технологический консалтинг, в том числе оказание консультационных услуг по снижению затрат на имеющемся технологическом оборудовании малых предприятий.
  Наряду с государственными структурами активно действуют различные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) объединения и структуры поддержки предпринимательства. К наиболее мощным, имеющим разветвленную сеть региональных и местных центров, относятся: Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП), Академия менеджмента и рынка и ее учебно-деловые центры, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
  На муниципальном уровне центральным звеном инфраструктуры зачастую становятся учебно-деловые центры, агентства поддержки малого бизнеса, социально-деловые центры, бизнес-инкубаторы.
  Бизнес-инкубаторы - организации, предоставляющие широкий спектр услуг малым предприятиям (особенно вновь созданным): сдают в аренду офисные и производственные помещения, оснащенные средствами связи и оргтехникой; обучают персонал; обеспечивают информационную, техническую, консалтинговую, юридическую поддержку; помогают в поиске инвесторов и другое.
  Сеть бизнес-инкубаторов эффективно способствует расширенному воспроизводству предприятий малого бизнеса. Большинство бизнес-инкубаторов создаются как некоммерческие организации, вся прибыль которых направляется на развитие малого предпринимательства. Учредителями обычно являются местная администрация, службы занятости, комитеты по делам молодежи. Как правило, бизнес-инкубаторы создаются на базе крупных предприятий; вузов и НИИ; центров занятости и комитетов по делам молодежи; кооперации образовательных, коммерческих и инновационных структур.
  В настоящее время подобную работу по формированию методологии подготовки предпринимателей, принципов привлечения местных ресурсов, подготовке программы консолидации государственных межведомственных и негосударственных ресурсов для бизнес-инкубаторов ведут Институт предпринимательства и инвестиций Академии менеджмента и рынка, а также Некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес-инкубаторов".
  При формировании сети бизнес-инкубаторов со своей сервисной структурой целесообразно установить сотрудничество с частными фирмами, лидирующими в данной сфере. Это позволит значительно сократить издержки по маркетинговому обеспечению деятельности малых предприятий, увеличить конкурентный потенциал самих бизнес-инкубаторов, расширить базу учебной практики, ускорить создание субподрядного рынка и механизма инвестиционного развития. Известны также:
  - технологические бизнес-инкубаторы, содействующие созданию новых инновационных малых предприятий в научно-технической сфере и оказывающие помощь в реализации завершенных научно-исследовательских разработок;
  - инновационные бизнес-инкубаторы, которые создаются с целью предоставления временным коллективам и творческим группам, ученым, специалистам, преподавателям, аспирантам, студентам, предпринимателям условий для практического осуществления их инициативных инновационных проектов и содействия в последующем преобразовании этих коллективов и групп в малые предприятия научно-технической сферы.
  Получают распространение так называемые технопарки или научные парки - организации, формирующие территориальную инновационную среду в целях развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий (биотехнологий, микроэлектроники и т.п.).
  В качестве примера рассмотрим схему поддержки инвестиционно-инновационного процесса на примере участников и партнеров Морозовского проекта (рис. 1.1).
  Мировой опыт показывает, что ключевым моментом в формировании инфраструктурных механизмов поддержки малого предпринимательства (МП) является создание сети центров малого предпринимательства (ЦП) (инновационных, производственных, научно-технических, инвестиционных, учебно-методических), позволяющих комплексно использовать имеющиеся местные ресурсы, выстраивать из наработанного организационного материала и отдельных блоков системы поддержки малого бизнеса механизмы его расширенного воспроизводства.
  В странах с развитой рыночной экономикой последнее десятилетие отмечено интенсивным развитием объединений малых предприятий. Они насчитывают множество различных форм: центры развития малого бизнеса, малого предпринимательства, центры прибыли, бизнес-центры, производственные и потребительские кооперативы, торговые и сервисные сети, ассоциации предпринимателей, бизнес-инкубаторы, технопарки, рискофонды, общества взаимного кредитования и/или взаимных гарантий и др.
 
  Во многих странах центры предпринимательства успешно развиваются благодаря тому, что в них кооперируется ряд функций малых предприятий, от реализации которых зависит устойчивость становления нового бизнеса. Как правило, центр предпринимательства обеспечивает поддерживаемые предприятия офисом, организационной техникой, коммерческой информацией, консультациями по вопросам управления кадрами, производством, сбытом, финансами. Он осуществляет единый бухгалтерский учет, представляет интересы малых предприятий в государственных структурах, оказывает содействие в поиске инвесторов и партнеров, получении контрактов и кредитов.
  Как форма поддержки малого бизнеса центры предпринимательства эффективны благодаря комплексному сопровождению малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов - от обучения персонала и составления бизнес-плана до получения и распределения прибыли. Ответственность центров предпринимательства за реализацию бизнес-проектов малых предприятий позволяет нацеливать их на достижение весомых рыночных результатов, организуя их профессиональное сопровождение с использованием кооперативных и системных эффектов. При этом центры выступают в качестве посредника между инвестиционными институтами и малыми предприятиями; в качестве управляющих компаний, непосредственно сопровождающих реализацию инвестиционных проектов [19].
  Деятельность ЦП, его подразделений и местной сервисной структуры направлена на решение следующих задач:
  - создание и поддержка банка коммерческой информации для малых предприятий (оперативная информация о предложениях, спросе и ценах на основные и смежные виды товаров; анализ и прогнозирование событий на рынке; банк организационных и машинных технологий и их поставщиков; банк производственных мощностей и площадей);
  - использование местных кадровых и технологических ресурсов, исследование технологических и сырьевых нужд малых пред приятий; формирование рынка субподрядных работ и услуг для предприятий (включая консультационную, посредническую и внедренческую помощь в организации, планировании, модернизации производства, финансировании, снабжении и сбыте);
  - поиск и апробация эффективных форм малого бизнеса, организация научно-исследовательских и внедренческих работ, а так же опытного производства в промышленности и сельском хозяйстве; подготовка инвестиционных проектов и рабочих команд для их реализации; соединение технологически схожих предприятий в кольцевые структуры на основе товарного, сырьевого, технологического и информационного обмена.
  Основные этапы взаимодействия ЦП с МП выделены на основе жизненного цикла малого предприятия:
  - подготовка к деятельности ( 1,5-2 месяца);
  - начало деятельности (3 месяца);
  - рост (рыночная адаптация и развитие - первый год деятельности);
  - зрелость (достижение первоначальных целей и разработка перспективных планов);
  - изменение деятельности (смена товара, перепрофилирование, модернизация, развитие).
  1этап. Подготовка к деятельности. На этом этапе предприниматель формирует необходимую ресурсную базу для начала реализации своего проекта. Этап включает:
  - конкурсный отбор предпринимателей;
  - обучение практическим основам предпринимательской деятельности;
  - совершенствование бизнес-проектов;
  - имитационное моделирование бизнес-деятельности;
  - формирование рабочих команд;
  - содействие в организационно-финансовой подготовке бизнес-проектов.
  2этап. Начало деятельности. На этом этапе может понадобиться значительная поддержка для успешного старта МП, что предусматривает:
  - регистрацию МП;
  - подписание договоров, регулирующих взаимоотношения ЦП и МП;
  - предоставление МП офисного и/или производственного помещений, необходимого оборудования на основе аренды или лизинга;
  - содействие в получении кредитов;
  - организация персонала, производственных мощностей, систем сбыта и бухгалтерского учета;
  - расчет расходов и продажных цен, первоначальные схемы сбыта товаров;
  - определение программы поддержки МП: виды, сроки и объемы помощи.
  3этап. Рост. Предприятие снижает внутренние издержки и сосредотачивается на коммерческой деятельности. Этап включает:
  - систему контроля фактических расходов в сопоставлении с бюджетом;
  - снижение организационных издержек;
  - снижение производственных издержек;
  - исследование товарного рынка;
  - разработку и внедрение маркетинговой стратегии;
  - управление в условиях колеблющейся конъюнктуры.
  4этап. Зрелость. Предприятие достигает первоначальных целей и ставит самостоятельные цели. Поддержка МП на этом этапе включает:
  - обеспечение окупаемости полученных инвестиций в плановые сроки;
  - достижение финансовой устойчивости и самостоятельности;
  - консультирование по повышению организационного, научного, технологического уровня МП, расширению рынка сбыта, развитию товарного пакета.
  5этап. Изменение деятельности. Предприятие попадает в нисходящую часть своего жизненного цикла. Поддержка МП на этом этапе включает:
  - профилактическую санацию предприятия;
  - снижение производственных расходов;
  - выявление смежных рынков;
  - определение и удаление убыточных позиций;
  - модернизацию производства, поиск новых идей, организационных и технологических решений;
  - продажу или слияние предприятия с другим предприятием.
  Бизнес-технология. Известно, что реализация любого бизнес-проекта сопряжена с решением ряда сложных задач [27]. Особую важность приобретают механизмы комплексного элитного отбора предпринимателей и МП по следующей схеме:
  - конкурсный отбор с проведением тестирования и деловых игр, определяющих уровень научно-технической, исполнительской, организационной и предпринимательской культуры руководства;
  - имитационное моделирование предстоящей деятельности в целях проверки и совершенствования бизнес-плана;
  -поэтапное решение поставленной бизнес-задачи с акцентированием того или иного аспекта деятельности малого предприятия.
  Современное малое предприятие все больше напоминает живой, здоровый, самостоятельно развивающийся организм. Следуя приведенным принципам, можно создать архитектуру производства, которая в сочетании с новой организацией труда будет в состоянии с минимальными ресурсами решать задачи, которые порой не под силу иным гигантам. Соединение в единую цепочку научных исследований, организационных и технологических возможностей производства, своих систем сбыта обеспечивает уникальное сочетание процессов разработки новых изделий и подготовки их производства, которое невозможно скопировать или перенять ни на одной из фабрик конкурентов. Это позволяет предприятию иметь постоянный запас времени и возможностей, благодаря которому оно может плавно наращивать свою мощь.
  Сегодня на российском рынке представлено определенное количество модулей и элементов бизнес-технологии для эффективной реализации выбранной линии развития бизнеса. Тем не менее, дистанция, отделяющая предложение от спроса на этом рынке, значительна. Не выстроено единое пространство бизнес-методов, нет путеводителей и достаточно полных перечней этих методов, корректных сопоставлений конкурирующих подходов и товаров. Иными словами, руководителям предприятий (в дополнение к рекламным компаниям консалтинговых услуг) необходимы эвристики для самостоятельного выбора эффективных инструментов и/ или оценки границ применимости тех или иных типовых методик.
  Сформулируем принципы стандартизации бизнес-методов для начальной фазы формирования соответствующего единого пространства:
  - от ресурсной карты (производственный учет первичен),
  - от мирового опыта ("не изобретать велосипед"),
  - от рынка (учет конкретного рынка, конъюнктуры и потребительского выбора).
  В нашем представлении бизнес-технология является результатом интеграции различных подсистем бизнеса в некую единую модель постановки и решения экономических задач, каждая из подсистем бизнеса претендует на лидерство. Это проявляется в концептуальном маркетинге, концептуальной логистике, персонал-технологии, системной интеграции по финансам.
  Значительные успехи в методологии бизнеса в последние 20 лет связаны с аналогами (кругооборот счетов, волны конъюнктуры, логистика, жизненные циклы бизнес-процессов). Системное развитие подсистем бизнеса подошло к моменту, когда достигнутый уровень понимания (формализации) элементов бизнес-технологии дает системный интеграционный эффект. С некоторым запаздыванием, но достаточно объективно, этот процесс отражается в развитии и распространении продуктов на основе Управления проектами.
  Технологии бизнеса подразделяются на формальные (финансовый учет, анализ и планирование, производственная логистика и т.д.) и авторские. Возможен синтез формальных технологий 1-го (малый бизнес) и 2-го (средний бизнес) уровней с включением элементов авторских технологий для получения оригинальных и конкурентоспособных товарных пакетов: Бизнес-технология 1, Бизнес-технология 2.
  Для определения эффективности товаров или услуг (как со стороны потребителя, так и со стороны производителя) с успехом можно использовать схему, разработанную в рамках программы "Техническое консультирование" для продвижения услуг технического консалтинга. Программа разработана Васильевым А.В., Кагановым В.Ш., Калошиным Н.В., Подкотилиным А.В. и апробирована в пилотном проекте Академии менеджмента и рынка и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 1996 - 1997 гг. [25]. В выборе и постановке задач и проблем бизнеса, решаемых посредством консалтинга, ключевым моментом является определение критической массы изменения соотношения цена/качество продукции для расширения освоенной рыночной ниши и/или проникновения на новые рынки.
  Выявление критического соотношения цена/качество рождает специальную фазу переговоров, вовлекая в процесс ключевые фигуры предприятия (на малом предприятии ими могут быть директор и коммерческий директор). При этом необходимо учесть ряд факторов.
  Мотивация большинства ориентированных на рынок руководителей склоняется к цене, т.е. они предпочитают уменьшить цену (при сохранении качества), нежели повысить качество (при сохранении цены) примерно в соотношении 70 : 30.
  Обязателен критический сдвиг. Тяга к постоянным и мелким усовершенствованиям характерна, пожалуй, лишь для японского менеджмента, который тоже, впрочем, не склонен оплачивать ее за счет труда внешних консультантов.
  Выходя на ключевые фигуры, мы избегаем "чисто технической" постановки задач, когда руководитель подразделения сбрасывает на нас дискомфорт от своей подсистемы. Решение этих задач, конечно, приносит ему удовлетворение, но напрямую редко сказывается на экономических показателях предприятия (а значит, и на оплате труда консультантов) и вероятности повторных заказов.
  Обычно специалисты "не видят" реальных задач бизнеса. Теперь же руководитель дает установку на обнаружение препятствий в достижении критической массы цены/качества, что резко активизирует процесс постановки задач.
  Как мы видим, в целом и в деталях - это прекрасный ход, обеспечивающий мотивацию руководства и дающий возможность оплатить труд консультантов адекватно результатам их работы.
  Обеспечивая посредством своих решений рост объемов продаж или рост прибыли, консалтинг способен стать надежным инструментом предпринимателя в развитии его бизнеса и обеспечении конкурентоспособности производимых товаров и услуг.
  Следующий момент также весьма существенен. Он касается уточнения критического порога в процессе учета организационно-финансовых ресурсов расширения рынка.
  В большинстве случаев критический порог по мере развертывания схемы решения заметно снижается, так как новый рынок требует новых методов бизнеса. В ценовой политике известных фирм используются следующие соотношения: ценовой порог для массовых товаров составляет 70% начальной себестоимости; учет организационно-финансовых факторов при расширении рынка обеспечивает вход в новые рынки на уровне 80% начальной себестоимости.
  Это позволяет значительно увеличить процент задач, по которым возможен критический сдвиг соотношения цена/качество. Консалтинг хорош, если дает возможность решить в первичной постановке примерно 15% задач, а во вторичной - примерно 40% и более.
  При исследовании предложения консалтинговых фирм и методов бизнес-реинжиниринга предприятий обнаруживаются два позитивных подхода: профессиональный (предлагается набор (комплекс) методов, проверенных мировой практикой и адаптированных к российской специфике) и предпринимательский (предлагается оригинальная авторская система бизнес-реинжиниринга, не имеющая аналогов в арсенале классических методов управления бизнесом).
  При этом технической платформой искомой технологии малого бизнеса может выступить адаптированная версия одного из недорогих программных пакетов по управлению проектами (Microsoft Project, TimeLine, Sare Trake). С одной стороны, это позволит наладить производственное планирование и учет ресурсов. Не секрет, что определение бюджета на практике тормозится в основном из-за отсутствия инвентаризации работ и производственного учета. С другой стороны, это позволит принять базовый формат управления для согласованной постановки основных модулей бизнес-технологии. Следующий шаг - технология управления проектами.
  Процесс адаптации технической платформы к реальным потребностям малого бизнеса возможен за счет ее поэтапного взаимодействия с уникальными авторскими методиками, которые показали свою эффективность на уровне малого и среднего бизнеса. Более того, эти методы срабатывают в самых различных сферах производства и бизнеса. Они получили заслуженную похвалу практически всех руководителей предприятий, на которых внедрялись.
  Отметим, что при системной увязке этих методов на единой технической платформе будет получен синергетический эффект взаимного дополнения и обоюдного развития исходных методик. Некоторые из линий достижения этого эффекта были выявлены с помощью системного анализа методик.
  Использование методов аналогии в управлении проектами позволит одновременно формализовать и упростить методики до приемлемого для тиражирования уровня. При этом будет меняться и сама техническая платформа. Например, перенос в нее ряда качественных механизмов из авторских методик позволит быстрее осваивать эту платформу и оптимизировать классификаторы работ, критерии и формулы согласования ресурсных потоков и т.д.
  Одной из проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в стране, является неразвитость производственной инфраструктуры. Основная причина заключается в том, что прежний базис воспроизводства национальной экономики практически разрушен, а новый только-только начинает формироваться.
  В такой обстановке единственно разумным способом развития промышленного бизнеса в России сегодня является формирование самодостаточных и самостоятельно воспроизводящихся структур, что обеспечит предприятиям "запас плавучести" в условиях российской переходной экономики.
  Трудности вхождения в новые экономические реальности связаны с отсутствием у россиян достаточного опыта эффективного поведения на рынке и адаптации к колебаниям его конъюнктуры. В развитых странах действие рыночных механизмов, непрерывное совершенствование организационных форм и технологий, решений в области дизайна и удовлетворения индивидуальных вкусов потребителя аккумулировалось десятилетиями в культуре бизнеса, многообразии и усложнении рыночных отношений, технологиях комплексного разрешения экономических задач.
  Преодоление трудностей и противоречий, в первую очередь, связано с отбором перспективных личностей, организаций, технологий; комплексным использованием ресурсов (включая активное заимствование опыта передовых организаций и технологий), обусловливающее экономическую открытость отечественного рынка; объединением высокоэффективных подходов, прогрессивных методов и форм деятельности.
  Существуют также проблемы специфические, связанные с самой природой малого бизнеса.
  Во-первых, малый бизнес является "насквозь" рыночным феноменом, так как в силу своей специфики (гибкости, маневренности, мобильности) он более динамично, чем другие производственные структуры, порождает рыночные отношения. Однако до сих пор нет удовлетворительной модели малой экономики, а конкретные ее формы в разных странах существенно различаются.
  Во-вторых, существует проблема формирования кадрового потенциала предпринимательства. Поэтому элитный отбор, включающий тестирование, обучение бизнес-планированию, проведение творческих конкурсов, имеет большое значение.
  Наконец, отметим разрыв в методологии управления различными факторами производства, который устраняется только на уровне среднего бизнеса посредством достаточных человеческих ресурсов.
  Решение проблем предприимчивости и персонала возможно за счет применения интенсивных технологий обучения, новейших психологических технологий, бригадной формы обучения, а также практики использования традиционных кооперативных и современных командных форм организации труда и бизнеса, комплексного использования личностных, групповых и социальных стимулов.
  Всестороннее изучение зарубежного и отечественного опыта в вопросах поддержки малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях представляется очевидным и актуальным.
 
 1.3. КОНЦЕПЦИЯ ИНЖИНИРИНГА И РЕИНЖИНИРИНГА МАЛОГО БИЗНЕСА
  Понятия инжиниринг и реинжиниринг появились относительно недавно, но уже начинают занимать прочные позиции в деятельности многих предприятий и фирм.
  Инжиниринг - это совокупность интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение оптимальных результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения, за счет рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов, а также методов организации и управления на основе научно-технических достижений и с учетом конкретных условий и факторов осуществляемых проектов [24].
  Известно и другое определение инжиниринга.
  Инжиниринг - это работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера; подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации производства, комплексная инновационная технология, наиболее полно охватывающая все этапы инновационного цикла - от маркетинга, предпроектного обследования, бизнес-планирования и создания разработки до комплексной поставки оборудования, кадрового сопровождения, сдачи объекта "под ключ" и последующего сервисного обслуживания. Такие инженерно-консультационные работы и услуги выполняют на платной основе (по контракту) специальные независимые инжиниринговые компании.
  Цель инжиниринга - получение заказчиками и инвесторами наилучших результатов бизнес-процесса. Она достигается путем разработки проектов с учетом высоких технологий; инновационного проектирования и выбора наилучшего проектного решения с учетом многокритериальных оценок; системного подхода к реализации проектов, а также использования современных методов организации и управления на всех стадиях осуществления проектов.
  Инжиниринг как особый вид научно-производственной деятельности имеет специфические особенности.
  Воплощение инжиниринга осуществляется не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может в ряде случаев иметь материальный носитель (например, проектно-технологическая документация).
  Инжиниринговые услуги могут не иметь материального носителя, (например, обучение специалистов).
  Инжиниринговые услуги связаны с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации материальных благ. Услуги непроизводственного характера не входят в состав инжиниринга. Этим он отличается от услуг в сфере конечного потребления, финансов, торговли.
  Оказание инжиниринговых услуг обычно сочетается с продажей "ноу-хау". При этом передача "ноу-хау" может носить скрытый характер, не выделяться в самостоятельную сделку, что ведет к смешиванию понятий "инжиниринговые услуги" и "обмен технологией". Инжиниринговые услуги - способ передачи технологических и других знаний.
  Инжиниринговые услуги являются воспроизводимыми, тогда как продажа лицензий и "ноу-хау" - это реализация новых, в данный момент не воспроизводимых знаний производственного и иного назначения.
  Инжиниринговые услуги могут быть разделены на две большие группы: услуги по подготовке производственного процесса; услуги по обеспечению производства и реализации продукции.
  К первой группе относятся предпроектные, проектные и послепроектные услуги, а также специальные услуги, обусловленные контрактными требованиями.
  Ко второй группе относятся работы, связанные с оптимизацией процессов управления предприятием, реализации и эксплуатации продукции.
  Реинжиниринг - это фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов с целью существенного улучшения показателей по затратам, качеству продукции и уровню обслуживания, достигнутых в результате инжиниринга. При этом реинжиниринг представляет собой совместное (параллельное) проектирование новых бизнес-проектов и информационной сети. Поэтому в реинжиниринге участвуют специалисты в области менеджмента, информатики [37].
  В ходе реинжиниринга предприятие (фирма, компания) заново определяет содержание своей деятельности, и акценты переносятся на разработку новых наукоемких товаров и изделий, выполнение конкурентоспособных заказов, послепродажное обслуживание в целях удовлетворения возрастающих потребностей заказчиков (клиентов), которые диктуют производителям (поставщикам), что производить и по какой цене.
  Не существует понятия "клиент вообще". Есть "конкретный клиент" - тот, с кем продавец имеет дело в настоящий момент, поскольку жизненный цикл товаров и услуг сегодня постоянно изменяется.
  Выход из создавшегося положения заключается в изобретении новых товаров и услуг, в значительном улучшении качества работы по сравнению с конкурирующими- фирмами.
  Однако многие предприятия малого бизнеса, играющие весьма существенную роль в научно-производственной сфере, как правило, не могут из-за своего экономического потенциала содержать значительные научные структуры, способные проектировать новую оригинальную продукцию и сложные машинно-технические системы. Поэтому в последние годы растет число фирм, специализирующихся на инжиниринговых услугах и располагающих при этом высококвалифицированным персоналом.
  Появление инжиниринговых организаций не случайно: они способствуют достижению основной стратегической цели предприятия (фирмы) - выпуску продукции высокого качества. В настоящее время качество становится системообразующей категорией, относящейся ко всем этапам деятельности фирмы, а постоянное повышение уровня качества продукции становится способом, обеспечивающим существование предприятия (фирмы) [2].
  Важное значение имеет законодательная база фирмы. Если в стране приняты правительственные программы по поощрению небольших фирм, ускорению промышленного развития, то вероятность коммерческой реализации знаний и опыта увеличивается. Известно и стимулирующее воздействие инжиниринга (реинжиниринга) на экспорт продукции, объем продаж которой более чем на порядок превышает оплату знаний и опыта. Но в настоящее время наметились тенденции выпуска только такой продукции, которая удовлетворит потребителя с позиции инжиниринга и "ноу-хау".
  Несмотря на очевидную необходимость стратегического развития базы для научных исследований и профессионального проектирования, в России пока практически не уделяют должного внимания становлению инжиниринга предприятий малого бизнеса, особенно в условиях, когда инновационное и высокотехнологическое предпринимательство находится в наиболее сложном положении по сравнению с другими видами малого бизнеса. Прежде всего, это объясняется высокой степенью риска, длительностью оборота капитала и многоступенчатостью реализации подобных проектов и технологий. На успешность реализации инновационного проекта, как правило, влияет большое количество различных объективных и субъективных факторов (табл. 1.1).
  Таблица 1.1
 Факторы, влияющие на успешность реализации инновационного проекта
 
 
 
 1.4. ИНФОРМАЦИОННО-КОНСАЛТИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  Информационное обеспечение является важнейшей составляющей любых исследований и разработок. Инновационные процессы сами являются информационными и базируются на оперативном обмене новыми знаниями. Эти, казалось бы, очевидные положения не подтверждаются практикой. Любой специалист, вовлеченный в инновационную деятельность, испытывает дефицит информации и сложности с ориентацией в чрезвычайно большом потоке документов. Формирование, функционирование и развитие инновационного предпринимательства в условиях складывающейся рыночной экономки невозможны без наличия развитой системы информационного обеспечения и соответствующей информационной инфраструктуры.
  Успех инновационного предпринимательства в значительной мере определяется полнотой и качеством информации, доступной его участникам (предпринимателям, органам власти, потенциальным партнерам как по продвижению проектов на рынок, так и по их реализации, потенциальным инвесторам в России и за рубежом). В настоящее время в России разработано и готово к реализации большое количество инновационно-инвестиционных проектов, основанных на новых прогрессивных технологиях, потенциально являющихся объектами выгодного вложения российского и зарубежного капитала. Однако доступная инвесторам информация, как правило, отрывочна, зачастую недостоверна. Она не позволяет сделать обоснованный выбор объекта инвестирования для принятия обоснованного решения. Участникам инвестиционного процесса необходим оптимальный объем информации, связанной с инвестиционным проектом.
  Владельцами информации, необходимой для обеспечения инвестиционно-инновационной деятельности, являются многочисленные государственные и негосударственные организации и структуры. По линии государственных органов сбором, хранением и обработкой различного рода информации занимаются специализированные организации и ведомства, такие как Госкомстат России, Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), а также функциональные и отраслевые министерства и ведомства, службы Глав администраций и т. д. Всероссийский НИИ межотраслевой информации (ВИМИ) осуществляет сбор и анализ научно-технической и экономической информации в области обеспечения безопасности страны, выбора направлений развития техники, экономики, критических технологий и технологий двойного применения; обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение исследований и разработок материалами из документо-графических и объектографических баз данных (БД). Обработкой и публикацией информации по научно-технической и инновационной тематике занимаются всемирно известные фирмы:
  DERWENT- компания номер 1 в мире, предоставляющая уникальную информацию о патентах, научных исследованиях и коммерческом применении научных разработок.
  ЕР О - Европейский патентный офис публикует патенты 18 индустриальных стран Европы и других стран.
  IAS (Predicast) - обзор рынка и технологий, реферирует более 1500 периодических изданий, публикуемых в 100 странах.
  INSPEC - содержит более 5 млн. записей (рефератов) о всех областях физики, электроники, системах контроля и информационных технологиях.
  Основным элементом системы информационной поддержки инновационной деятельности является сеть региональных и местных информационно-аналитических центров, позволяющих участникам инновационно-инвестиционного процесса получать необходимые информационные услуги. Различные информационные системы и базы данных обеспечивают хранение и обобщение информации, необходимой для деятельности предпринимателей и инвесторов, для органов власти различных уровней управления при выработке инвестиционной и кредитной политики, принятии решений о централизованных мерах поддержки инновационного предпринимательства. Как правило, информационные центры распределяются по следующим иерархическим уровням: федеральному, региональному и местному.
  В настоящее время в России созданы и действуют не менее 900 объектов инфраструктуры, многие из которых одной из своих главных задач считают информационное обеспечение предпринимательской деятельности.
  Наиболее разветвленной информационной сетью обладают Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российские и региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Морозовский проект (Академия менеджмента и рынка) и ряд других организаций. Кроме того, действуют такие специализированные сети, как "Гарант", "Консультант".
  Большую работу по анализу информационных ресурсов ведет Ресурсный центр, созданный в рамках программы ТАСИС.
  Телекоммуникационные связи информационных центров осуществляются на базе существующих общедоступных сетей. С их помощью обеспечивается взаимодействие центров и абонентов сети, а также доступ к информации, необходимой участникам инвестиционного процесса (коммерческой, адресной, юридической и т.д.), выход на российские и международные телекоммуникационные сети для доступа к удаленным базам данных, телеконференциям, электронной почте.
  Одной из важнейших задач системы информационного обеспечения инвестиционно-инновационной деятельности является сбор и распространение информации об инновационных проектах. Исследования, проведенные в рамках создания системы информационного обеспечения малого предпринимательства с учетом опыта Академии менеджмента и рынка, позволили установить перечень основных документов, необходимых при поиске партнеров и инвесторов, и определить их роль (табл. 1.2).
  Таблица 1.2.
 Основные документы, необходимые при поиске партнеров и инвесторов
 
 Наименование документов Назначение документов Заявка предпринимателя Заявка инвестора Обеспечение установления контактов с потенциальными партнерами Паспорт инвестиционного проекта Повышение эффективности контактов с потенциальными партнерами и инвесторами Бизнес-план инвестиционного проекта Учредительные документы Бухгалтерский баланс предприятия Обеспечение конструктивных переговоров с потенциальными партнерами и инвесторами Экспертиза бизнес-плана в информационном центре Независимая экспертиза бизнес-плана Аудиторская проверка предприятия Повышение доверия к бизнес-плану со стороны потенциальных партнеров и инвесторов Заявка предпринимателя по форме UNIDO Установление контактов с зарубежными партнерами и инвесторами
  В целях успешного осуществления первого этапа поиска потенциальных инвесторов разработана форма паспорта инвестиционного проекта [33]. Паспорт содержит информацию для предварительного ознакомления, экспресс-оценки инвестиционного проекта (в том числе на стадии инвестиционных предложений) и подготовки информации для международных, федеральных, региональных и местных баз данных. Форма паспорта инвестиционного проекта и технология его заполнения предусматривают возможность составления паспорта с минимальными затратами независимо от степени готовности проекта. Предприниматели подают заявки в выбранные ими Центры с приложением паспорта инвестиционною проекта по установленной форме.
 1.4.1. Консалтинг инновационного предпринимательства
  В современной рыночной экономике консультационные услуги давно являются важнейшим элементом, поддерживающим функционирование инфраструктуры. Например, в США консалтингом занято более полумиллиона человек с годовым оборотом, составляющим десятки миллиардов долларов. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение в странах с рыночной экономикой не обходится без использования консультантов - специалистов по управлению, экономистов, юристов, маркетологов, социологов, психологов, специалистов по связям с общественностью, инжинирингу и т.д. Инвестиционно-инновационный бизнес, являясь одним из самых сложных видов бизнеса, требует решения разнообразных организационных, юридических, технических, финансовых, психологических и других задач, постоянно возникающих в процессе разработки и реализации инвестиционного проекта. Необходимую помощь оказывают консалтинговые фирмы.
  Консалтинг инновационного предпринимательства - это профессиональная помощь по управлению, оказываемая специалистами предпринимателям, инвесторам, органам власти и другим участникам инновационного процесса (в анализе и решении проблем их функционирования и развития) в форме советов, рекомендаций и вырабатываемых совместно с заказчиком решений. Участие в разработке и реализации инвестиционных проектов профессиональных консультантов, с одной стороны, повышает доверие потенциальных инвесторов к качеству проекта, а с другой, - свидетельствует о деловой культуре фирмы, ее положении. Использование консультантов поднимает престиж фирмы в глазах потенциальных партнеров и инвесторов. Отсутствие специалистов-консультантов при выработке ответственных решений понижает шансы при поиске инвесторов и успешной реализации проекта. Среди услуг, оказываемых инновационным предприятиям, можно выделить следующие группы:
  - традиционные и самые популярные услуги: юридические, финансовые и управленческие. В спектр юридических услуг входят вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности. К финансовым услугам следует отнести поиск внешних источников финансирования, подготовку инвестиционных предложений. Услуги по менеджменту связаны с разработкой организационной структуры управления предприятием, подбором и обучением персонала, управлением проектами;
  - услуги по маркетингу и обеспечению международной деятельности включают маркетинговые исследования, подготовку и проведение рекламных кампаний, организацию участия в выставках, обеспечение эффективного поиска зарубежных партнеров и установление связей с ними;
  - информационное обеспечение, включающее услуги по доступу к базам данных и компьютерным сетям, разработку в интересах фирмы-клиента специального прикладного программного обеспечения;
  - услуги по организационному и материально-техническому обеспечению работ, включающие процедуры аттестации, сертификации и экспертизы, подбор помещений, аренду, лизинг и ремонт оборудования;
  - технологическое консультирование по решению технических проблем, связанных с разработкой, производством, совершенствованием и повышением конкурентоспособности продукции.
  Технологическое консультирование может помочь в решении, например, следующих задач [29]:
  - разработка, оптимизация и оценка производственного плана;
  - техническая экспертиза бизнес-проектов;
  - оценка конкурентоспособности товара/технологии;
  - прогноз технического развития товара/технологии;
  - инжиниринг бизнес-проектов;
  - реинжиниринг при расширении производства;
  - реинжиниринг при модернизации или перепрофилировании производства;
  - организация передачи технологии;
  - технический дизайн товара и его упаковки;
  - управление качеством и сертификация продукции;
  - патентоведение и лицензирование;
  - комплексное совершенствование товарного и технологического пакетов;
  - техническое обучение руководящего состава и персонала;
  - снижение издержек производства (брак, отходы, простои, запасы);
  - привлечение рабочих к управлению производством;
  - техника безопасности, профилактика и ремонт;
  - выбор местонахождения и размещение предприятия;
  - выбор оборудования и схемы его размещения;
  - определение оптимального размера предприятия;
  - проектирование работ и нормирование труда;
  - производственные аспекты внутрифирменного ценообразования;
  - ведение производственной документации;
  - организация систем снабжения и сбыта;
  - управление субподрядными работами;
  - организация послепродажного и технического обслуживания;
  - согласование производственных циклов и критериев с системами управления, маркетинга и финансового учета на предприятии;
  - производственные аспекты лизинговых операций, кредитования и страхования.
  Профессиональные консультанты входят в российскую Ассоциацию консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), объединяющую консалтинговые фирмы и индивидуальных консультантов. Ассоциация гарантирует качество консультационных услуг, требует от консультантов соблюдения Кодекса деловой этики и стандартов профессиональной практики. АКЭУ сотрудничает с Европейской Федерацией ассоциаций консультантов по управлению (ФЕАКО). Приглашенные профессиональные консультанты имеют целый ряд преимуществ по сравнению со штатными сотрудниками фирмы: независимость и свежесть взглядов, более широкий кругозор и знания, разнообразный опыт консультирования, свобода от "текучки".
  Академией менеджмента и рынка и ее партнерами по Морозовскому проекту оказываются различные консалтинговые услуги. Эффективно применяется собственная методика "ФСА-ТРИЗ" (функционально-стоимостной анализ - теория решения изобретательских задач). При этом ФСА направлен на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на проявление этих свойств, а ТРИЗ - на решение сложных технических проблем. Методика "ФСА-ТРИЗ", дополняющая существующие методики консалтинга малого инновационного предпринимательства, позволяет решать следующие задачи: экспертизу и отбор бизнес-проектов по критериям производственно-технической эффективности, уточнение потребностей малых предприятий в технологической поддержке, производственно-техническое сопровождение проекта, повышение квалификации руководителей предприятий, совершенствование продукции и технологического процесса с целью снижения производственных издержек и обеспечения конкурентоспособности технологического пакета, решение сложных производственно-технологических проблем, возникающих в ходе подготовки и освоении производства новой продукции ("расшивка узких мест").
 1.4.2. Конкурсы, выставки, ярмарки
  В цене товара и в уставном капитале предприятия (фирмы) все более заметное место занимает интеллектуальная собственность. Она является единственно допустимой монополией, которая оказывает влияние на конкурентов. Этим обусловлена роль менеджера по интеллектуальной собственности, способного найти производителей и потребителей, организовать заключение контрактов, презентацию новых разработок.
  Для успешного выполнения специфических функций менеджер по интеллектуальной собственности должен обладать высоким интеллектом, быть творческой и коммуникабельной личностью, хорошим стратегом и тактиком, иметь высокие моральные качества. Он обязан уметь работать на компьютере, знать иностранные языки, а также юридические основы правовой охраны интеллектуальной собственности. Менеджер должен владеть наукой и искусством ведения переговоров, быть хорошим психологом, знать рекламное дело и инжиниринговую деятельность, уметь организовывать конкурсы, выставки, ярмарки.
  Большое распространение получил конкурсный механизм инвестирования проектов. Инициаторами инвестиционных конкурсов могут выступать инвесторы (преследующие цели наиболее выгодного вложения финансовых и других ресурсов); органы власти и управления (заинтересованные в наиболее эффективном и экономичном решении проблем региона); органы социальной защиты и помощи (предназначенные для оказания наиболее эффективной помощи слабозащищенным категориям населения); центры занятости населения (способствующие созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест); центры поддержки предпринимательства (заинтересованные в выявлении наиболее перспективных проектов для их поддержки в продвижении к инвесторам).
  Конкурсы инновационно-инвестиционных проектов в целях выявления и оказания поддержки наиболее перспективным инновационным проектам, направленным на производство высокотехнологичных и конкурентоспособных товаров и услуг на базе отечественных изобретений и "ноу-хау", проводятся Российской финансовой корпорацией; Фондом содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (с участием за последние 5 лет более семи тысяч проектов) совместно с Институтом предпринимательства и инвестиций Академии менеджмента и рынка (Морозовский проект), а также другими заинтересованными организациями.
  Выставки и ярмарки являются наиболее удобной формой установления и поддержания контактов, получения необходимой информации "из первых рук", проведения прямых переговоров с потенциальными партнерами, установления личных доверительных отношений. В отличие от рекламных сообщений, газетных публикаций, проспектов, каталогов, компьютерных баз данных, которые дают лишь вторичную краткую информацию об инвестиционном проекте, на выставке предлагается первичная информация об инвестиционном проекте, включая сведения о фирме, бизнес-план, образцы продукции. На выставках обычно присутствуют авторы и непосредственные исполнители проекта (команда проекта), которые могут дать самую исчерпывающую информацию инвесторам. Именно установление прямых доверительных отношений инвесторов с командой проекта может служить залогом дальнейшего развития их партнерских отношений.
  Участие в выставке желательно комбинировать с другими путями продвижения проекта к инвесторам. Перед выставкой рекомендуется развернуть рекламную кампанию, в том числе разослать потенциальным инвесторам информационные материалы, призванные убедить их в необходимости посещения выставки. На выставочных мероприятиях обычно происходит обмен информацией между участником выставки и его потенциальными партнерами. Причем, если на начальном этапе первый распространяет информацию, то в дальнейшем между ним и посетителями выставки завязываются диалоги, которые завершаются подписанием протокола о намерениях, либо получают свое дальнейшее развитие после завершения работы выставки. В отличие от других путей продвижения проектов к инвесторам личное общение предпринимателей с потенциальными инвесторами и коллегами на выставке позволяет взглянуть на свой инвестиционный проект другими глазами, увидеть его сильные и слабые стороны, а в процессе обсуждений скорректировать проект и бизнес-план его реализации, стратегию поиска инвесторов. Также полезно ознакомиться с инвестиционными проектами, тактикой и поведением других участников выставки.
  Выставки, на которых можно получить информацию о проектах, требующих инвестиций, различаются:
  по отраслевой направленности производства (электроника, металлургия и пр.);
  по видам продукции или услуг (компьютеры, аудио-, видеотехника и т.п.);
  по сегменту потребительского рынка (все для отдыха, все для банков);
  по географии охвата (национальная выставка, группа или один регион);
  по месту проведения (региональные, внутри государства, зарубежные);
  по составу участников (национальные, международные);
  по широте охвата (универсальные или специализированные);
  по периодичности (разовые, периодические и постоянно действующие).
  В России и за рубежом проводятся специализированные инвестиционные выставки: "Инвестэкспо" (Москва), "Партнеры процесса" (Берлин), Ганноверская ярмарка, "Инновационная ярмарка" (Лейпциг), Международный авиационно-космический салон (Жуковский), Нижегородская ярмарка и другие. Лейпцигская выставка проводится с 1992 года. Ее основная цель - представление инноваций как единого процесса, от идеи до готового к употреблению продукта. Например, выставка 1996 года тематически включала шесть разделов: новые материалы, промышленные технологии, технологии для автоматизации, биотехнологии, электроника, информационная и коммуникационная техника. Ганноверская ярмарка проводится с 1947 года и отражает тенденции развития техники во всем мире. В ней ежегодно принимают участие около 6 тысяч фирм более чем из 60 стран, ее посещают около 350 тысяч человек.
  Разнообразную информацию о выставках обеспечивают средства массовой информации, а также специализированные издания Союза выставок и ярмарок - объединения крупнейших выставочных центров стран СНГ и Балтии. АО ЭКСПОМИР издает международный выставочный бюллетень "Ярмарка", который распространяется на выставках и ярмарках, а также по подписке. АО ЭКСПОМИР на основе своих баз данных осуществляет консультации по подбору выставок, что способствует наиболее эффективному участию заинтересованных организаций.
  Особое место занимает созданный участниками и партнерами Морозовского проекта постоянно действующий конвейер-выставка "ЭКСПО-инвест" на Зацепе - 41" (рис. 1.2), включающая собственно выставку и "инвестиционный конвейер". Конвейер-выставка выполняет функции связующего звена между потенциальными партнерами инвестиционного процесса: предпринимателями, инвесторами, консультационными фирмами, органами власти и управления [19].
 
 Рис 1 2 Конвейер-выставка "ЭКСПО-инвест" на Зацепе 41"
 
  На выставке можно ознакомиться с инвестиционными проектами и всей цепочкой от разработки проекта до поиска инвесторов и управления инвестиционным проектом. Инвестиционный конвейер помогает предпринимателям получить недостающие знания, консультации и помощь в доработке бизнес-планов и их продвижении к инвестициям. При этом активно используются различные формы продвижения проектов к потенциальным партнерам и инвесторам, включая их представление на международных и российских инвестиционных форумах, конгрессах, конференциях, выставках и ярмарках. Информация распространяется по международной сети Интернет, другим информационным сетям и базам данных. Лучшие проекты рекомендуются для участия в инвестиционных конкурсах.
  Развитию инновационного предпринимательства будет способствовать также первая Международная выставка-ярмарка "Инновация - 98" (октябрь 1998 г., Москва). Выставка организована Министерством науки и технологий совместно с Всероссийским выставочным центром.
 1.4.3. Презентации, реклама
  Какой бы путь продвижения проекта к инвестору не использовался, всегда наступает период непосредственного представления проекта потенциальному инвестору в форме презентации на одной из фирм с приглашением потенциальных инвесторов, либо в форме диалога с потенциальным инвестором. Для потенциального инвестора большое значение имеют личные и деловые качества предпринимателя и членов его команды. Главная задача презентации - убедить инвестора в том, что предприниматель и команда проекта способны добиться успеха, что они полны энергии и энтузиазма, но при этом трезво оценивают обстановку.
  На первой встрече обычно рассматриваются ключевые вопросы: фирма, ее положение и юридический статус, продукция, услуги, рынок сбыта и конкуренты. Маркетинговая стратегия: команда, которая будет реализовывать проект; партнеры; необходимый размер инвестиций, цели и график их расходования; привлекательность для инвестора; риски и гарантии; условия представления инвестиций и их возврата.
  Презентация. Хорошая подготовка к презентации является ключом к ее успешному проведению: необходимо собрать максимум информации о потенциальном инвесторе, поставить себя на его место, попытаться предугадать его вопросы и продумать свои ответы, предусмотреть меры, чтобы вызвать его интерес. Презентацию следует превратить в диалог, а не монолог предпринимателя. Нужно заранее выслать материалы (бизнес-план и др.) для предварительного ознакомления, приготовить копии материалов для передачи непосредственно при встрече.
  Важно определить возможный вид презентации:
  "Бо-пре" - презентация, рассчитанная на минимальную аудиторию. В качестве ведущего на презентации выступает глава организации.
  "Tea-презентация" - носит более массовый характер, на ней обычно присутствует широкая аудитория. В рамках этой презентации устраиваются, например, конкурсы, готовятся пресс-релизы для средств массовой информации.
  "Work-Shop" - маркетинговая презентация (проводится в основном для дилеров), на которой организуются специальные представления новых продуктов, услуг.
  Реклама - составная часть маркетинга, одно из основных средств движения товара на рынок. Краеугольным камнем в рекламной индустрии является творческое решение. Реклама насыщена управляющими воздействиями на человека: его ощущения, слух, психику. Она очаровывает прекрасными сюжетами, музыкой.
  Каждое рекламное агентство располагает "ноу-хау" - специфическими средствами, делающими рекламу более эффективной.
  Например, фирмы, рекламирующие парфюмерную продукцию, снабжают рекламные стенды техническими устройствами, выделяющими определенные запахи. При приближении потребителя к стенду, рекламирующему шампанские вина, раздается хлопок, имитирующий открывание бутылки шампанского. Оригинальна реклама: "Автомобиль "FORD" в рекламе не нуждается" - написано на большом стенде маленькими буквами [7]. Пирожное, с которого вот-вот упадет вкусный крем, хочется быстрее съесть! Рисунок автомобиля, стоящего у порога дома с открытой дверцей, призывает будущего покупателя занять место за рулем. Однако реклама холодильника с открытой дверцей произвела на клиентов отрицательный эффект. Подсознательно покупатель представляет неисправный холодильник. Хорошей творческой находкой является реклама автомобиля FIAT: "Мы делаем автомобили по заказу клиентов" (хотя фирма изначально предусмотрела различные компоновки автомобилей).
  Приведенные примеры свидетельствуют, что рекламная деятельность многогранна. Высоких результатов может добиться рекламное агентство, которое располагает талантливыми, творческими сотрудниками с высоким интеллектуальным потенциалом, умеющими системно мыслить, сочинять тексты (зачины, девизы), подбирать музыкальное сопровождение, создавать интересную композицию, добиваться хорошего дизайна.
  В состав коллектива, работающего над рекламой и представляющего собой предпринимательскую структуру, должны также входить и изобретатели-профессионалы.
  Обязательным для каждого в таком коллективе должно быть развитое творческое воображение, знание закономерностей восприятия информации потенциальным покупателем.
  Согласно, например, закону Вебера-Фехнера [6], зависимость между воздействием на человека по любому каналу (кроме ощущения запаха и температуры) и величиной этого ощущения при отсутствии выраженных стереотипов описывается логарифмической кривой. Практически это означает, что новое ощущение на фоне уже полученного может быть достигнуто при воздействии, существенно превышающем первоначальное.
  Этот закон позволяет понять, почему однообразная реклама быстро приедается. Следовательно, подавая уже известную информацию, необходимо расставлять другие акценты, последовательно увеличивая воздействие; переходить к другому носителю и др.
  Создателям рекламы необходимо помнить, что лучше всего покупатель запомнит то, что в рекламе содержится в самом начале и в конце. Емкость "оперативной памяти" среднестатистического человека составляет 7±2 простых объекта (типа цифр, букв), а для сложных объектов (типа доводов, образцов, сравнений) - всего 4+2. В связи с этим количество эмоционально-смысловых ударений в одной рекламе целесообразно иметь в пределах 3 - 5.
  В искусстве известен принцип "незавершенности" (каждое произведение получает свою законченность в восприятии зрителя, слушателя или читателя). Например, при умелом обыгрывании названия страховой фирмы "Ангел" хочется самому досказать: "Хранитель", а при упоминании "Дирол" - продолжить: "Защищает зубы с утра до вечера!"
  Любая рекламная кампания невозможна без проведения важнейших маркетинговых исследований по оценке конкурентоспособности товара и услуг; мотивов покупки; сегмента рынка; конкурентов; соотношения спроса и предложения; емкости рынка; цены и др.
  Взаимосвязь маркетинга и рекламы состоит и в том, что в одном случае реклама первична, т.е. вначале определяют потребность в товаре у определенной группы потребителей, затем выпускают товар. В другом случае - имея товар, ищут потребителя.
  Как отмечалось ранее, реклама - это средство общения с потенциальными покупателями или партнерами, следовательно, она выполняет одну из функций, свойственных public relations. Проводя рекламную кампанию, необходимо добиваться полного взаимопонимания не только с потенциальными покупателями, но и с общественностью в целом.
  В теории рекламы существуют два понятия: "корпоративная реклама" и "реклама корпоративной идентичности", причем, второе понятие - составная часть первого [23]. "Корпоративная реклама" - нетоварная реклама, имеющая целью повышение деловой репутации и рост степени известности фирмы. Под "рекламой корпоративной идентичности" понимают вид корпоративной рекламы, использующий в качестве коммуникативных средств фирменное наименование, логотип, товарный знак, фирменный цвет. Из вышесказанного видно, что "корпоративная реклама" тесно связана с public relations, поскольку они имеют единую цель - формирование благоприятной деловой репутации и известности на рынке. А фирменный стиль - это основа всей коммуникативной политики фирмы, одно из средств борьбы за покупателя. На основе фирменного стиля возможно создание "фирменного товара", когда цветовое, графическое, словесное представление о товаре, его упаковка способствуют позиционированию, запоминанию. Такую же функцию выполняет и товарный знак - объект интеллектуальной собственности.
  Путем идентификации источника товаров или услуг товарные знаки передают потребителям ценную информацию при меньших расходах. Они закрепляют ответственность производителя товаров, поставщика услуг; побуждают изготавливать продукцию высокого качества и поддерживать это качество на постоянном уровне. В последнее время появилось понятие "маркетинг фабричных марок". Информация, которую несет изображение определенной марки, может означать, например, хороший вкус, надежность продукции и др. Это эффективный вид рекламы товаров, услуг.
  Так в чем же секрет хорошей рекламы? Существует ли методология рекламной деятельности? Как сделать так, чтобы реклама была яркой, выразительной и привлекающей внимание клиента? Что нужно знать и сделать для этого?
  Ответы на многие поставленные вопросы найдут предприниматели, изобретатели, рекламисты, используя интеллектуальную компьютерную технологию рекламной деятельности (ИКТ РД).
  ИКТ РД направлена на повышение эффективности рекламной деятельности. Структура ИКТ РД состоит из нескольких блоков.
  Блок выбора целей рекламной деятельности. В этом блоке представлены виды рекламной деятельности, производится оценка товара, услуг по кривой S-образного развития систем, структурируется вид рекламы, представлены варианты рекламной продукции.
  Блок планирования рекламной деятельности. В блоке перечислены виды работ, которые необходимо выполнить до создания, в процессе создания и после создания рекламы. Представлен перечень вопросов для оценки эффективности рекламной деятельности.
  Информационно-справочный блок содержит творческие приемы для создания эффективной рекламы; прототип, аналоги хорошо зарекомендовавшей себя рекламной продукции. В блоке содержится также информация, необходимая для разработки товарных знаков, оценки эффективности рекламной деятельности, особенностей создания рекламы в компьютерных сетях.
  Блок анализа психологических исследований. Содержит приемы коррекции нежелательных доминант и стереотипов покупателей. Особое место в блоке занимают приемы нейролингвистического и латерального программирования - эффективного средства рекламирования товаров и услуг.
  В блоке public relations (связи с общественностью) представлен комплекс маркетинговых коммуникаций, мероприятия по формированию внутренних корпоративных отношений. Приведены творческие приемы по стратегическому планированию рекламной деятельности.
 1.4.4. Использование сети ИНТЕРНЕТ ("Всемирная паутина")
  В общем случае Интернет можно определить как множество компьютеров, установленных в разных точках Земного шара, соединенных между собой линиями связи и обеспеченных специальными программами, реализующих функции доступа, приема, передачи, обработки и хранения информации. Особенностью сети Интернет, обеспечивающей ее исключительную надежность, является отсутствие единого центра управления. При выходе из строя части линий связи Ваши сообщения будут переданы по другим линиям связи. Более того, пользователь не узнает, по каким линиям связи прошло сообщение сегодня, по каким пройдет завтра. Да этого ему и не нужно знать.
  Подключение пользователей к сети Интернет осуществляется через компьютеры организаций, специализирующихся на оказании соответствующих услуг, которые называются Провайдерами или Поставщиками услуг Интернет. Способ подключения определяется техническими возможностями пользователя. Компьютер может быть подключен к сети и с помощью высокоскоростной выделенной (в том числе спутниковой) линии связи, и с помощью обычной телефонной линии, что и делает большинство рядовых пользователей. Для подключения компьютеров к линиям связи используются специальные электронные устройства, которые называются сетевыми платами, модемами и т.д.
  Необходимо знать, что различия между пользователями и Поставщиками услуг Интернета довольно условны. Любой пользователь, подключив свой компьютер к сети Интернет и установив необходимые программы, может обеспечивать подключение к Интернету другим пользователям. Но в состоянии ли конкретная линия связи обеспечить приемлемую скорость передачи данных? Имея в качестве линии связи обычную телефонную линию, заинтересовать (как Провайдер) других пользователей вряд ли удастся.
  Каждый пользователь сети Интернет имеет свой уникальный адрес. И хотя не существует единого центра управления Интернетом, самостоятельно присвоить себе адрес нельзя. В Интернете используется доменная система имен. Имена получаются путем делегирования отдельным группам пользователей ответственности за определенное подмножество имен.
  Доменная система основана на принципе последовательных уточнений подобно тому, как в обычных почтовых адресах последовательно указываются страна, город, улица, дом. Домен верхнего уровня располагается в имени правее, а домен нижнего уровня - левее. Например, адрес: www.sstu.samara.ru указывает на страницу во "Всемирной паутине", которая поддерживается сервером, установленным в Самарском государственном техническом университете (sstu), расположенном в г. Самаре (samara) Российской Федерации (ru). Структура доменной системы образования адресов показана на рис. 1.3. В доменах нижнего уровня возможно использование любых имен. Определение имен самого верхнего уровня подчиняется определенным соглашениям. Например, для определения страны используются две буквы. Для России - ru (иногда используются обозначение su, оставшееся от Советского Союза), для Германии - de, для Франции - fr, для Великобритании - uk и т.д. Каждая страна имеет свой уникальный адрес. Но не всегда верхний домен указывает на страну. Например, в США не указывают название страны, а используют обозначение рода деятельности: com - для коммерческих организаций; net - для сетевых организаций; gov - для правительственных учреждений; edu - для учебных и научных заведений; mil - для военных организаций; org - для всех других.
  К числу профессиональных баз данных, представляющих интерес для участников инвестиционно-инновационной деятельности, могут быть отнесены:
  БД "КОМПАСС" - информация о 400 тысячах компаний Европейского союза, которая позволяет отсортировать данные по названию компании, торговой марке, фамилиям руководителей, номенклатуре продукции и др. "КОМПАСС" сегодня - одна из наиболее полных коммерческих баз данных по Западной Европе и уникальный инструмент поиска зарубежных партнеров.
  БД "МИСС-94" - маркетинговая информационно-справочная система, содержащая данные примерно о 200 тыс. предприятий СНГ всех форм собственности. Система позволяет осуществить поиск предприятий по их местонахождению, виду деятельности, продукции или услугам, адресу, телефонам и фамилиям должностных лиц.
  БД "Области прорыва в мировой науке (естествознание и техника)"- позволяет выявить актуальные научные направления, в том числе и те, в которых только что произошел или ожидается прорыв в исследованиях: научно-обзорную информацию, адекватно отражающую ключевые достижения в областях прорыва или повышенного интереса, вклад различных дисциплин в генерацию перспективных областей.
  БД "Инвесторы науки мира " - создана с целью информирования отечественных ученых и специалистов о разнообразных возможностях мирового научного сообщества, которые могут быть предоставлены отечественным соискателям. БД состоит из трех разделов, охватывающих основные источники финансирования научных исследований: "Фонды и гранты", "Научные премии", "Научные проекты".
  БД "Инвестиционные Фонды"- содержит информацию об инвестиционных фондах, осуществляющих свою деятельность в России, странах СНГ; включает программы фондов, их задачи, направленность инвестирования, сведения об источниках финансового обеспечения самих фондов, адреса и телефоны.
 
 
 
 Рис 1.3. Структура доменной системы
 
  БД "KLAD "- предназначена для проведения маркетинговых и конъюнктурных исследований научно-технической продукции; сбора, накопления и обобщенного анализа данных по инновационным технологиям, представляющим коммерческий интерес.
  Всемирный банк лицензионных технологий - позволяет эффективно находить покупателей и продавцов в 60 странах мира, в том числе в СНГ, на любые технологии, "ноу-хау", методики; определять конкурентоспособность и технический уровень новых разработок; создавать совместные предприятия.
  Важное значение имеют и традиционные печатные издания. Среди отечественных периодических изданий можно отметить журналы "Инвестиции в России" (теория и практика инвестиционной деятельности в России, инвестиционные программы и проекты), "Инновации" (новые технологии, маркетинг, инвестиции, внедрение новых технологий), "Рынок российских технологий" (распространяется в США, Западной Европе и Юго-Восточной Азии).
 
 
 Список литературы
 
  1. Абдулгамидов К.Р. Предпринимательство как общественное явление (социологе - экономический анализ): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. соцоил. наук. - М., 1997.
  2. Аверьянов О.И., Таратынов О.В., Груздов В.В. Инжиниринг - система комплексного решения научно-технических проблем//СТИН. - 1997, №4.
  3. Андриянов А.В., Пашина А.Л., Николаев С.В. Как открыть собственное дело. - Самара: Междунар. АО "Самара-бизнес-центр", 1996.
  4. Бектимисова С. Т. Формирование частного предпринимательства в условиях перехода к рынку: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. - Алма-Ата, 1995.
  5. Бортник И. Они быстро осваивают рынок и финансируют науку//Российская Федерация. - 1998, №4.
  6. Викентъев И.А. Приемы рекламы и Public Relations. - СПб., 1995.
  7. Викентъев И.А. Приемы рекламы. - Новосибирск, 1993.
  8. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Формирование профессионализма в управленческой деятельности // Проблемы менеджмента и рынка: Сб. науч. Тр.II Междунар. науч. конф. - Оренбург: ОГУ, 1997. - С.23-28.
  9. Голева Г.Д., Полонская И.В. Отбор изобретений для зарубежного патентования. - М: ВНИИПИ, 1997.
  10. Давыденко В.А. Предпринимательское поведение как объект социального управления. Теоретико-методологические аспекты: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. - М., 1996.
  11. Доклад Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства: "О состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке". - М., 1997. - 33 с.
  12. Журнал "КомпьюЛог". - 1994, март - май.
  13. Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычисли тельных машин и баз данных": Постановление от 23 сентября 1992 г./ /Сб. нормативных актов. - М.: Изд-во "Де-юре", 1994.
  14. Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем": Постановление от 23 сентября 1992 Г.//С6. нормативных актов. - М.: Изд-во "Де-юре", 1994.
  15. Закон РФ "О селекционных достижениях": Постановление от 6 августа 1993года //Сб.нормативных актов. - М.: Изд-во "Де-юре", 1994.

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу