<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  16. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров": Постановление от 23 сентября 1992 г.// Сб. нормативных актов. - М.: Изд-во "Де-юре", 1994.
  17. Иоффе А. Малого бизнеса не может быть мало//Российская Федерация. - 1998, №4.
  18. Инфраструктура малого предпринимательства в России/Справочное пособие в 2-х т. - Под ред. Каганова В.Ш., Михалкина И.В., Шмельковой Н.Г. - М., 1998.
  19. Каганов В.Ш., Васильев А.В., Ермаков В.П. Организация поддержки малого бизнеса - М.: Академия менеджмента и рынка, 1995.-128 с.
  20. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - М.: Экспертное бюро, 1997.
  21. Колосов В.Г. Концепция развития в России распределенной инфраструктуры комплексной автоматизации. - Л.: Политехника, 1991.
  22. Косяева Т.Ю. Формирование слоя предпринимателей: институционально-динамический аспект: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол.наук. - Новосибирск, 1997.
  23. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. - М., 1996.
  24. Маркетинг // Под ред. акад. А.Н. Романова//Банки и биржи, 1996.
  25. Материалы отчета по пилотному проекту "Технологическое консультирование малых инновационных предприятий" /Васильев А.В., Каганов В.Ш., Калошин Н.В., Подкотилин А.В. - М.: АМИР., 1995.
  26. Морозов В.В., Герасимов Б.Н. Управление инновациями: Учебное пособие. - Самара: СГТУ, 1997. - 106 с.
  27. Морозов В.В., Московский В.В., Коптев АН. Организация малых и средних предприятий и среды поддержки, реализующих заданные взаимодействия// Управление организационно-техническими системами: Моделирование взаимодействий, принятие решений: Сб. статей/ИПУ РАН- СГАУ.-М.; Самара, 1997. - С.63-69.
  28. Морозовский проект: содействия инвестициям/Информационно-Справочный альманах (АМИР). - М., 1997.
  29. Организация технического консультирования// Материалы семинара в рамках Морозовского проекта 1996 г./Академия менеджмента и рынка. - Под ред. Васильева А.В., Каганова В.Ш., Калошина Н.В., Подкотилина А. В.
  30. Пескова Б. С., Клюкин В.А., Буряк Е.М. Методические рекомендации по выбору процедуры патентования изобретений в зарубежных странах. - М.: ВНИИПИ, 1997.
  31. Права автора изобретения, реализуемого на коммерческой основе; "Ноу-хау" и инжиниринг как объекты лицензионной торговли. Пути обхода запатентованных технических и технологических решений. - М.: Ориентир, 1994.
  32. Прусак М.М. Стратегия управления развитием малого бизнеса в регионе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол.наук. - Балашиха, 1995.
  33. Рабочая тетрадь "Бизнес-план для малого бизнеса"/ Под ред. Каганова В.Ш.. Каратаева В.И., Мухина А.П., Толоконникова А.П. и др. - М.: АМИР, 1997.
  34. Рыночная стоимость товарного знака. Информация ИР-3/Самарский областной совет ВОИР. - Самара, 1995.
  35. Савельев С.Н. Это невозможно объяснить, но это так!//Волга - Бизнес.- 1997, март. - С.30-32.
  36. Смирнов А. В. Интеллектуальное управление конфигурацией предприятий при их реинжиниринге//Проблемы информатизации. - 1996, №4.
  37. Сулъповар А.Б., Манаков Р.Г. Менеджмент. Наука и искусство управления бизнесом. - Тольятти, 1992.
  38. Хакамада И. Не забывать, ради чего начинали реформу//Российская Федерация. - 1998, №4.
  39. Чаплыгина СМ. Правовое положение индивидуального предпринимателя: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид.наук. - СПб., 1997.
  4.
 ГЛАВА 2. ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ К ИНВЕСТИЦИЯМ
  "Лучший способ создать
  хорошую идею - иметь много идей"
  Эль Полине, Нобелевский лауреат
 
 2.1.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
  В настоящее время инновационное и высокотехнологическое предпринимательство находится в наиболее сложном положении по сравнению с другими видами малого бизнеса. Прежде всего, это объясняется высокой степенью риска, длительностью оборота капитала и многоступенчатостью реализации подобных проектов и технологий. На успешность реализации инновационного проекта, как правило, влияет большое количество объективных и субъективных факторов.
  Сложность процесса разработки и продвижения инновационных проектов и технологий к потенциальным партнерам и инвесторам (в том числе необходимость знаний в различных отраслях, разнообразной информации, взаимодействие при этом с множеством структур, различие кадровых, материальных и финансовых возможностей предпринимателей (и особенно малого бизнеса), а также необходимость получения инвестиций в сжатые сроки, требуют рациональной технологии разработки и продвижения к инвесторам инновационных проектов и технологий.
  Практически при реализации любого предпринимательского проекта необходимы в той или иной степени партнеры и инвесторы, консультанты, юристы и др., у каждого из которых есть свои интересы.
 2.2.ПОИСК ПАРТНЕРОВ И ИНВЕСТОРОВ
  Первым и, пожалуй, основным условием успешного поиска партнеров и инвесторов является привлекательность инновационного проекта не только для предпринимателя, но и для потенциальных партнеров и инвесторов. При этом реализация проекта становится общим делом. Необходимо постоянно искать и открывать для партнеров и инвесторов все новые грани привлекательности сотрудничества с предпринимателями. Поиск партнеров и инвесторов обычно длится месяцами, иногда годами. Он требует соответствующего планирования, учета и анализа результатов корректировки как бизнес-плана, так и стратегии поиска инвесторов (рис. 2.1) [17].
  Процесс выведения технологии на рынок сложен. Весьма редко бывает достаточно "выпихнуть технологию" на рынок или, наоборот, "повернуть рынок лицом" к данной технологии. Методы продвижения технологий должны быть гибкими и адаптирующимися к изменению внешних условий. Во многих случаях огромную роль играют личные контакты, неформальные связи и участие во встречах и конференциях. Только распространение информации с помощью баз данных имеет, как правило, небольшой успех. Неудачи в этом случае отчасти обусловлены тем, что исследователи не представляют себе реальных нужд промышленности или не знают, каким образом лучше представить свои возможности, чтобы привлечь внимание специалистов. Предприятия зачастую ищут решение новых задач, не имея ясного представления о том, какую технологию использовать. Личные контакты помогают преодолеть эти барьеры, поскольку в диалоге можно быстро определить круг общих интересов. Однако ученые и инженеры, трудившиеся в оборонных отраслях промышленности, не имели возможности для таких внешних научных и технологических контактов. Поэтому сейчас эффективнее привлекать посреднические фирмы, которые могут организовывать подобные контакты и внедрять перспективные идеи с целью удовлетворения рыночного спроса.
  При руководстве научно-исследовательскими программами и трансфертом технологий важно учитывать не только ценность ожидаемых результатов в первоначально намечаемых сферах применения, но также потенциальные возможности и пользу, которые можно извлечь из них и в других сферах человеческой деятельности. Без надлежащего рассмотрения побочных возможностей эффективность использования средств и инвестиций может оказаться заниженной. Если пренебречь эффектами побочных результатов, проект можно счесть безуспешным, тогда как в действительности он непосредственно приводит к важному, но незапланированному техническому прорыву или имеет рыночное приложение. Стремление сделать этот процесс управляемым предъявляет ряд новых требований к руководству программами. Задачи выявления и использования потенциальных побочных результатов могут потребовать проведения анализа рынка и разработки соответствующей продукции.
 
 Рис. 2.1. Схема продвижения к инвесторам инновационных проектов и технологий
 
  Инвесторами могут быть не только банки, различные фонды, но и другие организации, заинтересованные в успешной реализации проекта, получении экономических, экологических, социальных, технических и других эффектов, способные оказать соответствующую поддержку (прямое финансирование, льготные кредиты, налоговые льготы, предоплата продукции и
  ДР-)-
  Потенциальных инвесторов и партнеров могут привлечь различные стороны проекта (подчас самые неожиданные): наряду с малым сроком окупаемости и высокой прибыльностью проекта - предложение покупки акций; получение экологического эффекта; создание новых рабочих мест; наличие налоговых льгот, субсидий; возможность экспорта продукции; возможность импортозамещения; выпуск социально значимой продукции (услуги); наличие дешевого сырья и трудовых ресурсов; высокий имидж фирмы; внедрение на новый рынок; получение части продукции для продажи; использование товарной марки; совместная разработка или производство продукции; проведение маркетинга, рекламы, сбыта; адаптация продукции к новому рынку сбыта; поставка комплектующих, материалов и сырья; оказание лизинговых услуг; заключение лицензионного соглашения; предоставление земли, помещений, оборудования; патентование; сертификация; получение доли прибыли; получение доли продукции; вклад в акционерный капитал; консалтинг; обучение; другие виды партнерства.
  Необходимо предусмотреть весь спектр возможных предложений потенциальным партнерам и инвесторам, оценить характер и возможную величину их инвестиций.
  К числу потенциальных инвесторов можно отнести организации, фирмы и частных лиц, способных оказать существенную помощь в инвестировании проекта. Среди них могут быть:
  - фонды поддержки предпринимательства (предоставление льготных кредитов);
  - бизнес-инкубаторы, бизнес центры (предоставление льготных кредитов и услуг);
  - консалтинговые и патентно-лицензионные фирмы (льготное или даже бесплатное предоставление услуг с оплатой из будущих доходов предпринимателя);
  - международные фонды, проекты, программы (предоставление кредитов);
  - государственный, региональный или местный бюджет (финансирование) ;
  - инвестиционные фонды (финансирование);
  - коммерческие банки (кредиты);
  - фирмы-производители продукции (вложение собственных средств);
  - лизинговые компании (предоставление оборудования в лизинг);
  - социальные фонды (финансирование);
  - фонд занятости (прямое, безвозвратное финансирование создания рабочих мест для слабозащищенных и льготное для остальных категорий населения);
  - органы власти (предоставление налоговых льгот).
  Для ускорения и облегчения поиска инвесторов целесообразно воспользоваться услугами следующих партнеров по продвижению проектов к инвесторам:
  - центров поддержки предпринимательства (поиск инвесторов, поддержка в продвижении проекта);
  - информационных центров (предоставление различной ин формации);
  - бизнес-центров (поиск инвесторов, поддержка в продвижении и реализации проекта);
  - консалтинговых фирм;
  - патентно-лицензионных бюро (защита интересов).
  В процессе продвижения проектов полезно фиксировать и анализировать предложения потенциальным партнерам по участию в продвижении проектов, предпринятые шаги и результативность этих предложений, отмеченные недостатки и слабые места в проекте.
  Для поиска инвесторов используются различные пути и формы: прежде всего, рекомендации своих партнеров, средства массовой информации, а также рекламные объявления потенциальных партнеров, адресные книги и справочники, выставки, конференции. Используются различные приемы привлечения внимания к себе (с помощью рекламы, презентаций). Заинтересованность и готовность к установлению деловых контактов должна проявляться постоянно. Среди путей, способствующих продвижению предпринимательских проектов к инвесторам, можно отметить наиболее распространенные: средства массовой информации (радио, телевидение, газеты и журналы); компьютерные сети и базы данных; конкурсы и смотры инвестиционных проектов; инвестиционные аукционы, торги и тендеры; выставки и презентации; конференции и семинары; специализированные издания; рассылка предложений о сотрудничестве; личные встречи предпринимателей с потенциальными инвесторами.
  Практика показывает, что процесс продвижения проекта к инвесторам занимает, в среднем, около 6 месяцев и требует затрат до 5% от необходимой суммы инвестиций. Это доказывает важность выбора предпринимателем пути продвижения проекта, который является не менее, а подчас и более сложной задачей, чем разработка бизнес-плана. Выбор оптимальной стратегии (именно стратегии!) поиска инвесторов повышает шансы на успех и значительно сокращает затраты.
 
 2.3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
 2.3.1. Экономическая ситуация в инновационной сфере
  Развитие инновационного предпринимательства тех или иных форм определяется потенциалом и потребностью экономики, в первую очередь, промышленности. Попытаемся оценить ситуацию в этой сфере.
  В 1997 году разработку и внедрение технологических инноваций в промышленности осуществили 1278 предприятий или немногим более 5% от их общего количества. Более трех четвертей предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, сконцентрированы в четырех отраслях промышленности: машиностроении и металлообработке, пищевой, химической и нефтехимической и легкой промышленности. В остальных отраслях промышленности доля таких предприятий незначительна. Основными видами инновационной деятельности в промышленности являются: выполнение исследований и разработок; деятельность по обеспечению технологической подготовки производства и осуществлению опытного производства и испытаний.
  В 1997 году совокупные затраты на технологические инновации в промышленности были незначительны и составили 9.2 трлн. руб. Более трех четвертей затрат на инновации были осуществлены в трех отраслях:
  - машиностроении и металлообработке - 42.4%,
  - топливной промышленности - 19.6%,
  - химической и нефтехимической промышленности - 13.9%. Основная доля инновационных затрат была израсходована на
  приобретение основных фондов: машин, оборудования, установок и т.д. Они составили 56.9% от общего объема инновационных затрат. Затраты на технологическую подготовку производства, опытное производство и испытания составили 16%; на приобретение новых технологий, определяющих перспективы технологического развития было израсходовано 2.3%, а на обучение, подготовку персонала и маркетинговые исследования - только 1.4% от объема затрат на инновации.
  Уровень новизны инновационной продукции, определяемый общей долей новой и усовершенствованной продукции в 1997 году составил около 12% от общего объема. Максимальным является уровень новизны инновационной продукции в микробиологической промышленности - 55.6%, в химической и нефтехимической промышленности - 21.8%, в машиностроении и металлообработке - 19.4%.
  Обследования показали, что доля экономических агентов, осуществляющих какие-либо инновации, существенно сократилась. Основным фактором, сдерживающим инновационную деятельность промышленных предприятий, является недостаток собственных финансовых средств, изношенность оборудования, неприемлемые условия кредитования, слишком высокие затраты на инновации. Доля собственных средств предприятий составляет 77% затрат на инновации.
  В ряде отраслей промышленности инновационная деятельность активно финансируется иностранными инвесторами. Так, в стекольной и фарфорофаянсовой промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, промышленности строительных материалов доля иностранных инвестиций в финансировании инновационной деятельности составляет 87.17% и 50% соответственно при 12% в среднем по промышленности. В условиях дефицита накоплений иностранные инвестиции играют важную роль в финансировании как в целом экономики России, так и инновационной деятельности.
 2.3.2. Инвестиционный климат и иностранные инвестиции в России
  Иностранные инвестиции подразделяются на прямые, портфельные и прочие.
  Прямые инвестиции - это вложения иностранного капитала, осуществляемые прямыми инвесторами, т.е. юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими десять и более процентов стоимости пакета акций или акционерного капитала предприятий, что дает право на участие в управлении предприятием. Прямые инвестиции включают в себя взносы в уставный капитал; кредиты, полученные от зарубежного совладельца предприятия.
  Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранного капитала в акции, составляющие менее 10% суммарных активов предприятия, долговые ценные бумаги.
  Прочие инвестиции включают в себя торговые кредиты, кредиты, полученные от зарубежных партнеров, не являющихся совладельцами предприятия. К этим инвестициям относятся также кредиты, полученные от международных финансовых организаций, торговые кредиты, банковские вклады и т.д.
  Общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России на 1 января 1998 года составил 21.8 млрд. $ США и 19.2 трлн. руб., из них прямые инвестиции - 9.9 млрд. $ США и 15.7 трлн. руб.
  В 1997 году в российскую экономику было привлечено всего иностранных инвестиций 10.5 млрд. $ США и 10.4 трлн. руб., в том числе объем иностранных прямых инвестиций составил 3.9 млрд. $ США и 8.3 трлн. руб.
  Процесс привлечения иностранных инвестиций характеризуется довольно высокой динамичностью.
  За 1994 - 1997 гг. общий объем иностранных инвестиций увеличился почти в 10 раз, прямых инвестиций - в 12.3 раза.
  Вместе с тем, объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций, не соответствует основным показателям, характеризующим экономику России, - объему производства, емкости национального рынка, обеспеченности полезными ископаемыми и природными ресурсами, наличию квалифицированной рабочей силы и ее стоимости, развитию фундаментальной и прикладной науки с большим неиспользованным научным заделом.
  О незначительных объемах иностранных инвестиций в российской экономике свидетельствует также их величина на душу населения. Так, в 1996 году общий объем иностранных инвестиций составил 44 $ США, а прямых инвестиций еще меньше - только 14 $ США на душу населения. Например, в 1996 году иностранные прямые инвестиции на душу населения в Польше составили 140 $ США, а в Венгрии - 1300 $ США.
  В результате опережающего роста прочих инвестиций изменилась структура иностранных инвестиций.
  К сожалению, доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций резко снижается, что неблагоприятно сказывается на экономике. Позитивной является такая структура иностранных инвестиций, в которой растет доля иностранных прямых инвестиций. Именно прямые инвестиции продвигают в экономику современную технику и технологии, опыт передового зарубежного менеджмента и маркетинга и не являются возвратными и платными. Кроме того, страна не несет за них политическую и экономическую ответственность.
  В общем объеме накопленных иностранных инвестиций лидируют "США, Швейцария, Нидерланды, Великобритания и Германия. На долю этих стран приходится 77.5% или 15.7 млрд. $ США от общего объема накопленных иностранных инвестиций. В первую десятку стран основных инвесторов российской экономики входят также Кипр, Италия, Австрия, Швеция и Лихтенштейн. Их доля в общем объеме накопленных иностранных инвестиций составляет только 11.1% или 2.3 млрд. $ США. Следовательно, десять стран - ведущих мировых экспортеров капитала - вложили в российскую экономику 88.7% или почти 17 млрд. $ США от общего объема накопленных иностранных инвестиций.
  Ведущие мировые экспортеры прямых инвестиций - Япония и Франция - на российском рынке капиталов не входят даже в состав десяти стран основных инвесторов российской экономики.
  Наиболее привлекательными отраслями российской экономики для иностранного капитала являются: финансовая сфера, топливная, пищевая промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, торговля и общественное питание. На эти пять отраслей российской экономики приходится 75.2% от общего объема накопленных иностранных инвестиций или 15.3 млрд. $ США. В развитие следующих пяти отраслей - машиностроения и металлообработки, деревообработки, химической и нефтехимической промышленности, связи и цветной металлургии - иностранные инвесторы вложили еще 14.8% от накопленного общего объема иностранных инвестиций или около 3.0 млрд. $ США. Таким образом, основной объем накопленных иностранных инвестиций - 90% или 18.3 млрд. $ США - приходится всего на десять отраслей российской экономики. Положительным является вхождение в число приоритетных отраслей ряда отраслей реального сектора экономики.
  Накопленные иностранные прямые инвестиции преобладают в финансовой сфере, пищевой и топливной промышленности, торговле и общественном питании, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В эти пять отраслей иностранные инвесторы вложили 66.0% накопленных прямых инвестиций или 5.7 млрд. $ США.
  К сожалению, ориентация иностранных инвестиций на финансовую сферу, топливные и сырьевые отрасли тормозит структурные сдвиги, закрепляя устаревшую и неэффективную структуру российской экономики, что в итоге негативно сказывается на темпах экономического роста.
  Одной из причин, тормозящих структурные сдвиги, является отсутствие финансово обеспеченных мер экономической политики в определении отраслевых приоритетов развития российской экономики. Иностранные инвесторы сами определяют сферы приложения капитала, руководствуясь мировым спросом на конкретную продукцию и нормой прибыли. Невозможно осуществить структурную перестройку экономики в условиях дефицита инвестиций, не определив в структурной политике приоритетные отрасли и производства и не сформировав механизмы перелива капитала, подкрепленные мерами финансового стимулирования.
  В региональной структуре иностранных инвестиций основная доля накопленных инвестиций приходится на следующие экономические регионы: г. Москву, Тюменскую область, г. Санкт-Петербург, Московскую область, Республику Татарстан и составляет 73.5% или 14.9 млрд. $ США. На долю следующих пяти регионов: Архангельскую область, Республику Коми, Омскую и Ленинградскую области, Приморский край - приходится еще почти 7.6% или 1.5 млрд. $ США. Всего доля десяти регионов России составили почти 81% или 16.4 млрд. $ США от общего объема накопленных инвестиций.
  Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительной региональной структуре иностранных инвестиций в российской экономике.
  Кроме того, деформирование региональной структуры иностранных инвестиций возрастает в годовых объемах иностранных инвестиций по сравнению с их накопленным объемом. Одна из причин деформирования региональной структуры заключается в недостаточной разработанности региональной политики по при влечению иностранных инвестиций и, прежде всего, по вопросам страхования, залога, гарантий, безопасности капитала и инвесторов, а также обеспечения инвесторов информацией об инвестиционных проектах.
  Желательно, чтобы региональная политика по привлечению иностранных инвестиций включала в себя финансовые меры по их стимулированию.
  Основные социально-экономические показатели на макроуровне свидетельствуют, что экономика вступает в фазу депрессии, и здесь возможны два варианта социально-экономического развития: экономика быстро проходит фазу депрессии и входит в фазу подъема или экономика оказывается в фазе длительной депрессии. Однако при любом из этих вариантов социально-экономического развития спрос на инвестиции будет расти, и потребность в них будет иметь нарастающий характер. Следовательно, экономика вступает в фазу развития, характеризующуюся повышенным спросом на инвестиции, в том числе иностранные.
  Это предопределяет необходимость оценки значимости иностранных инвестиций для российской экономики. При взвешенном отношении к этим инвестициям мы одновременно признаем их важную роль как дополнительного источника накоплений, формирования прогрессивной и эффективной структуры российской экономики, катализатора экономического роста.
  Низкий объем привлеченных в российскую экономику иностранных инвестиций является в значительной степени следствием неблагоприятного инвестиционного климата. Инвестиционная сфера России, прежде всего, характеризуется следующими особенностями:
  во-первых, наличием продолжительного и глубокого инвестиционного кризиса, вызванного, в свою очередь, экономическим кризисом, так как падение темпов роста и объемов производства приводит к сокращению темпов и объемов накоплений;
  во-вторых, ориентированностью инвестиционного процесса на банковскую сферу и торговлю, недостаточной заинтересованностью в финансировании отраслей реального сектора экономики;
  в-третьих, высокой ценой кредитных ресурсов, что ограничивает доступ предприятий реального сектора экономики к источникам накоплений;
  в-четвертых, на состоянии инвестиционного процесса сказывается высокий уровень конкуренции на мировых рынках капиталов. Идет острая конкурентная борьба за иностранные инвестиции. Спрос на иностранный капитал опережает предложение;
  в-пятых, недостаточно высокой эффективностью инвестиций, в том числе в результате роста транзакционных издержек.
  Приток иностранных инвестиций будут также сдерживать некоторые меры, направленные на нормализацию финансовой и бюджетной политики. В частности, объявленный мораторий сроком на 90 дней на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, полученных от нерезидентов Российской Федерации, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам.
  Инвестиционный процесс характеризуется также принципиально новыми отношениями собственности, которые продолжают развиваться в результате разгосударствления инвестиционной сферы. Ставка сделана на развитие инвестиционной деятельности за счет частных инвестиций. В результате существенно снизилась роль государства как субъекта инвестиционного процесса. Доля государства в инвестициях в основной капитал составила в 1997 г. всего 3.4%.
  Дефицит накоплений усугубляется тяжелым финансовым положением предприятий. Главная проблема заключается в низкой норме рентабельности по сравнению с темпом роста инфляции, что делает инвестиции нерентабельными.
  Продолжают также нарастать взаимные неплатежи в экономике. К концу 1997 года суммарная просроченная задолженность по обязательствам предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта составила 787.9 трлн. руб. или 33% к ВВП.
  Недостаточно участие в инвестиционной сфере физических лиц. Дефицит накоплений, вызванный спадом производства и вследствие этого - тяжелым финансовым положением предприятий, усиливается высокой ценой кредитных ресурсов.
  Для инвестиционного климата России характерна правовая нестабильность, выражающаяся в регулярных изменениях и дополнениях действующих нормативно-правовых актов, которые часто не обеспечивают полного регулирования отдельных экономических процессов, что порой требует принятия дополнительных законодательных актов. Эти изменения делают непредсказуемой рентабельность инвестиционных проектов.
  Жесткая, недостаточно понятная для иностранного инвестора налоговая система также слабо стимулирует инвестиционную активность. Необходима реализация следующих мер по совершенствованию налоговой системы: четкое определение прав и обязанностей как налоговых органов, так и налогоплательщиков, установленных только законами и исключающих регулирование налоговых отношений подзаконными актами;
  более полный учет издержек производства и реализации товаров (работ, услуг), включение в них затрат на рекламу, НИОКР, других затрат;
  процедура определения налоговых ставок должна быть ясной, четко регламентированной и строго соблюдаемой;
  изменения налогового законодательства не должны иметь обратной силы и изменять предусмотренные инвестиционными договорами результаты инвестиционной деятельности;
  применение налоговых санкций должно исключать двусмысленное толкование нормативных актов, регламентирующих налоговые отношения;
  повышение уровня "прозрачности" налогового законодательства;
  создание стабильного таможенного режима, исключающего ограничения, произвол таможенных органов, неоднозначное толкование таможенного законодательства.
  Необходимо более активно осуществлять переход бухгалтерского учета и аудита на международные стандарты. Это важно для эффективного управления и финансового контроля не только за иностранным капиталом в России, но и российским капиталом за рубежом.
  Улучшению инвестиционного климата способствует развитие страхового бизнеса. Иностранные инвесторы требуют более широкого их участия в страховом бизнесе в России. Российские страховые компании не располагают крупными капиталами и не пользуются большим доверием у отечественных и иностранных инвесторов. Развитие страховой деятельности сдерживает также отсутствие механизма комплексного отнесения затрат по страхованию имущества на себестоимость продукции. Кроме того, имеет место недостаточная разработанность механизмов залога и гарантий.
  Для инвестиционной сферы характерна также слабая информированность иностранных инвесторов о возможностях инвестирования капитала и недостаточно четкая регламентированность прав собственности на землю, фонды партнеров, имущество приватизированных предприятий.
  С целью улучшения инвестиционного климата необходимо также разработать меры по повышению безопасности бизнеса, снижению уровня экономической преступности, коррупции, защите собственности и личности иностранного инвестора.
  Указанные меры по улучшению инвестиционного климата, безусловно, будут способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику России. Однако первостепенное значение для улучшения инвестиционного климата имеет преодоление правовой нестабильности инвестиционного процесса.
 2.3.3. Государственное регулирование и стимулирование иностранных инвестиций
  Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику регулируется Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", который был принят в 1991 г. Естественно, что в результате реформирования российской экономики одни положения закона устарели, другие подверглись изменениям, третьи утратили свою значимость.
  Кроме указанного закона в последнее время вступили в силу два других федеральных закона - "О соглашениях и разделе продукции" и "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции".
  Основу Федерального закона "О соглашениях и разделе продукции" составляют следующие положения:
  - определение прав инвестора на принадлежащую ему продукцию на основе права собственности;
  - особый порядок налогообложения, при котором возмещение налогов и сборов заменяется разделом продукции между государством, субъектом Российской Федерации и инвестором, за исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами;
  - стабильность условий хозяйственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения о разделе продукции в случае изменения российского законодательства;
  - предоставление государственных гарантий защиты имущественных и иных прав инвестора.
  Закон включает нормы "прямого действия" в отношении порядка заключения соглашения о разделе продукции, получения лицензии на пользование недрами, раздела продукции и уплаты налогов.
  В настоящее время с целью увеличения притока иностранных инвестиций осуществляется работа по формированию стабильной и "прозрачной" законодательной базы в инвестиционной сфере. В феврале 1997 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
  Наиболее важными являются следующие положения законопроекта:
  закрепление национального режима для деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранным капиталом;
  допущение изъятий из национального режима как улучшающих, так и ухудшающих условий инвестирования и ведения предпринимательской деятельности иностранных инвесторов только на основании федеральных законов;
  разрешение хозяйствующим субъектам с участием иностранного капитала заниматься всеми видами деятельности, кроме прямо запрещенных федеральными законами;
  предоставление налоговых и таможенных льгот при условии, что вложения капитала осуществляются в приоритетных отраслях, производствах, видах деятельности и депрессивных регионах России.
  Все более важное значение приобретает такое направление международного инвестиционного сотрудничества, как соглашения о разделе продукции, которые позволяют привлекать в российскую экономику крупномасштабные иностранные инвестиции.
  Кроме того, в июне 1997 года Государственной Думой также принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Особенность законопроекта заключается в том, что он направлен на формирование системы комплексного стимулирования привлечения иностранных инвестиций на основе соглашения о разделе продукции.
  Важным направлением международного инвестиционного сотрудничества является реализация инвестиционных проектов на основе инвестиционных соглашений. Инвестиционное соглашение заключается между Министерством экономики Российской Федерации и частным инвестором при условии осуществления последним прямых капитальных вложений в размере более 100 млн. $ США и вклада в уставный капитал совместного предприятия в размере не менее 10 млн. $ США.
  На этой основе успешно работает кондитерская фабрика в г.Ступино Московской области, построенная в результате реализации инвестиционного соглашения с компанией "Марс инк.". Поступления налогов от ее деятельности в бюджет Российской Федерации составили только в 1996 году около 70 млн. $ США, в то время как потери бюджета в результате предоставления таможенной льготы лишь 7.5 млн. $ США.
  Кроме того, ведутся переговоры по подготовке инвестиционных соглашений с такими зарубежными компаниями, как "Проктер энд Гэмбл", "Данск Туггегумми Фабрик", "Форд Моторз" и другие.
  Учитывая, что привлечение иностранных инвестиций посредством инвестиционных соглашений приобретает постоянный характер, разрабатываются специальные нормативные меры по их стимулированию.
  Эти меры предполагают специальный таможенный режим, который предусматривает снижение в два раза ставок ввозных таможенных пошлин по отношению к базовым ставкам на срок не более 5 лет для иностранных товаров, ввозимых на территорию России иностранными инвесторами - участниками инвестиционных соглашений, при условии, что суммарный объем прямых капиталовложений составляет не менее 100 млн. $ США, минимальный вклад иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества - не менее 10 млн. $ США, а объем льгот, получаемых иностранным инвестором в соответствии с таможенным режимом, не превышает объема фактически осуществляемых им капиталовложений.
  Важным направлением привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику является создание свободных экономических зон (СЭЗ). Мировая практика подтверждает высокую эффективность СЭЗ как формы привлечения иностранного капитала. СЭЗ способствует развитию национального экспортного производства, эффективному замещению импорта, привлечению иностранного капитала в развитие отдельных отраслей и регионов.
  Российское налоговое законодательство предоставляет льготы по налогам только актами налогового законодательства. Так, в соответствии с законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. № 1734-1 запрещается предоставление льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 октября 1991 г. № 3255-1 предусмотрено, что льготы по федеральным налогам вводятся путем изменений и дополнений в соответствующий акт по конкретному налогу.
  В целом система налоговых льгот, предоставляемых иностранным инвесторам, характеризуется регулярными изменениями и их отменой, что в конечном счете дестабилизирует инвестиционный процесс.
  В целях улучшения инвестиционного климата в последнее время реализован ряд мер, облегчающих налоговое бремя. Так, например, отменено ограничение по количеству расчетных (текущих) и бюджетных счетов в банках и кредитных учреждениях. Не облагаются налогом на добавленную стоимость кредитные средства, включая межфирменные кредиты. С 1 января 1996 г. отменен налог на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда и специальный налог на поддержание важнейших отраслей народного хозяйства.
  В настоящее время иностранным инвесторам предоставляются следующие налоговые льготы.
  Так, от налога на прибыль освобождаются средства, направленные:
  предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
  предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели включая проценты по кредитам.
  Другая льгота, имеющая важное значение для стимулирования инвестиционной деятельности, - освобождение от уплаты НДС. От уплаты указанного налога освобождаются:
  - товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями;
  - технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему по контрактам, заключенным до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 28 апреля 1997 г. № 73-ФЗ и зарегистрированным в установленном порядке в таможенных органах (в течение 1997 года);
  - кредитные средства, включая межфирменные кредиты;
  - товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет погашения государственных кредитов, предоставленных и предоставляемых иностранным государствам Союзом ССР и Российской Федерацией.
  Помимо налоговых льгот иностранным инвесторам предоставляются также таможенные льготы. При этом ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары, видов сделок и других факторов. Исключение может быть сделано только на основании, предусмотренном Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе". Указанный закон устанавливает, что таможенные льготы не могут носить индивидуальный характер за исключением случаев, предусмотренных статьями 35-37 этого Закона.
  От взимания таможенной пошлины освобождаются:
  - товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал при условии, что товары не являются подакцизными, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала и относятся к основным производственным фондам;
  - оборудование, включая машины, механизмы, а также мате риалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  - оборудование, включая машины, механизмы, а также мате риалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), которые были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации по контрактам, заключенным до 15 марта 1995 года, в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации, не предусматривающими освобождение от таможенной пошлины поставляемых товаров, либо под гарантии Правительства Российской Федерации, но не выпущенные в свободное обращение до 11 февраля 1997 года, подлежат условному выпуску с отсрочкой уплаты таможенной пошлины на пять лет с 11 февраля 1997 года (дата опубликования федерального закона).
  От взимания таможенной пошлины также освобождается имущество, ввозимое в Россию иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд.
  Порядок предоставления иностранным инвесторам таможенных льгот также характеризуется довольно регулярными изменениями, что негативно сказывается на оценке инвестиционного климата. В целом можно считать, что осуществляется линия на сокращение таможенных льгот.
  Однако система стимулирования инвестиционной деятельности не должна сокращать налогооблагаемую базу, которая значительно сократилась за последние годы, что привело к крайне напряженному положению с формированием доходной части федерального бюджета.
  Кроме того, на протяжении всего переходного периода налоговая система оставалась жесткой и нестабильной. Дефицит бюджета, неисполнение его доходной части привели к росту числа налогов, таможенных пошлин и отчислений во внебюджетные фонды. Кроме того, регулярно меняются ставки налогообложения и методики расчетов. Многие налоговые и таможенные льготы являются нестабильными из-за постоянных отмен или изменений, что приводит к непредсказуемости результатов инвестиционной деятельности.
  Создание благоприятного инвестиционного климата невозможно без налоговой реформы, основы которой определены в проекте налогового кодекса.
  Таким образом, совершенствование государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий хозяйственной деятельности иностранных инвесторов будет способствовать увеличению объемов привлеченных иностранных инвестиций как условия структурной перестройки и экономического роста.
 2.3.4. Структуры управления инвестиционной деятельностью
  Для активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. принято решение об образовании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства. В состав Совета входят крупнейшие зарубежные компании, фирмы и банки - всего 24 организации, осуществляющие крупномасштабные инвестиции или имеющие стратегические интересы в отношении сотрудничества с Россией.
  Создан Постоянный комитет Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, призванный координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти по реализации решений Консультативного совета, обеспечивать работу в период между заседаниями, а также разрабатывать предложения для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации.
  Совместно с Консультативным советом проводится работа по представлению на мировых рынках капитала позитивного образа России как страны - реципиента капитала.
  С целью информационного обеспечения иностранных инвесторов об условиях приложения иностранного капитала в России, инвестиционных проектах, изменениях в российском налоговом, таможенном и валютном законодательствах и продвижения российских инвестиционных программ и проектов на зарубежные рынки капиталов при Минэкономики России создан Российский центр содействия иностранным инвестициям (РЦСИИ). Для установления прямого диалога с потенциальными инвесторами созданы инвестиционные бюро в Париже, Лондоне, Франкфурте, Милане и Сингапуре.
  В 1997г. Центр открыл прием претензий, жалоб и предложений от зарубежных фирм, чтобы разработать меры по разрешению проблем, возникающих в их инвестиционной деятельности в России.
  Важным элементом правового обеспечения участия Российской Федерации в международном инвестиционном сотрудничестве являются соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые предоставляют необходимые правовые гарантии зарубежным инвесторам, вкладывающим свой капитал в российскую экономику, а также российским инвесторам, осуществляющим капиталовложения за границей. Всего Россия имеет соглашения о поощрении и взаимной защите капитальных вложений с 46 странами, из них ратифицированы 27 соглашений.
 2.3.5. Инвестиционное сотрудничество с международными организациями
  Притоку иностранных инвестиций способствует участие России в международном инвестиционном сотрудничестве. В этой связи осуществляется работа с Мировым банком. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 395 утвержден "Порядок работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР".
  Решением Правительства от 26 мая 1997 г. порядок распространен и на кредиты ЕБРР.
  Указанный порядок регламентирует следующие вопросы: определение структуры и объемов заимствования; подготовка проектов; проведение переговоров и утверждение соглашения о займе; контроль за реализацией проектов.
  К настоящему времени в стадии реализации находятся 26 проектов МБРР на сумму более чем 5.5 млрд. $ США. В 1997 г. с МБРР подписаны соглашения по пяти инвестиционным займам на сумму около 300 млн. $ США: на восстановление центра Санкт-Петербурга, содействие реструктуризации предприятий, поддержку реформ в здравоохранении, образовании и электроэнергетике. Портфель проектов ЕБРР в Российской Федерации составляет в настоящее время 51 проект на сумму около 8.1 млрд. $ США.
  В рамках Мюнстерского переговорного процесса осуществляется работа, направленная на достижение договоренностей по привлечению в экономику реформируемых стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию, 200 млрд. $ США иностранных инвестиций к 2000 году.
  Образована Межведомственная комиссия, которая призвана выработать позицию Российской Федерации по вопросам, обсуждаемым в рамках Мюнстерского переговорного процесса министров экономики, промышленности и торговли "Восток-Запад". Комиссии поручено осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти в рамках Мюнстерского переговорного процесса.
  Вместе с тем, необходимо искать разумный баланс в степени открытости российского рынка. Важно учесть, как согласуются сегодняшние интересы конкретных отраслей и производств, а также их реальные перспективы в условиях новой ситуации на российском рынке с их вкладом в обеспечение экономической безопасности страны, социальной стабильности общества, экономической конкуренции, роста эффективности.
 2.3.6. Государственные гарантии защиты прав иностранных инвестиций
  Состояние инвестиционного климата и имидж России как страны, принимающей иностранные инвестиции, во многом определяется наличием системы гарантий и защиты инвестиций.
  Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной и безусловной правовой защитой в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами, действующими на территории России.
  Условия осуществления иностранных инвестиций и правовой режим деятельности иностранных инвесторов в связи с их осуществлением не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности российских инвесторов, за исключением изъятий, устанавливаемых федеральными законами.
  Российское законодательство, прежде всего, гарантирует иностранным инвесторам права собственности. Так, Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" установлено, что иностранные инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме исключительных случаев, предусмотренных законодательными актами, когда эти меры принимаются для защиты общественных интересов. При национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.
  Решения о национализации принимаются Государственной Думой, о реквизиции и конфискации - в порядке, установленном действующим в России законодательством.
  Решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций могут быть обжалованы в судах Российской Федерации.
  Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории России законодательству указаний государственных органов.
  Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных иностранному инвестору, осуществляется органом, допустившим противозаконные действия.
  Дополнительные гарантии защиты прав иностранных инвесторов установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Они заключаются в следующем.
  Во-первых, обеспечение стабильных условий хозяйственной деятельности инвестора. Условия соглашения о разделе продукции сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В случае, если в течение срока действия соглашения будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора, то в соглашения вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, предусмотренные на момент заключения соглашения.
  Во-вторых, гарантия защиты имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых инвестором в соответствии с соглашением о разделе продукции. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они устанавливают ограничение прав инвестора, предусмотренных соглашением о разделе продукции. Исключения составляют предписания органов надзора, направленные на безопасное ведение работ, охрану недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также на обеспечение общественной и государственной безопасности.
  В-третьих, имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора. Кроме того, инвестору принадлежит на праве собственности компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции. Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения, вывозится с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые этим соглашением установлены, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  Правовая защита экономической деятельности иностранных инвесторов осуществляется судебными органами России.
  Поэтому для обращения в арбитражные суды по спору, одной из сторон которого являлось предприятие с иностранными инвестициями, требовалось соглашение сторон.
  При отсутствии такого соглашения спор не подлежал рассмотрению в арбитражном суде, сторонам рекомендовалось обратиться в суд общей юрисдикции.
  В 1995 г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Статьей 22 нового Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями. Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями стали участниками арбитражного процесса независимо от наличия соглашения о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд.
  В арбитражных судах России проводится политика, которая гарантирует защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности иностранных государств на основе международных соглашений, недопущение дискриминации со стороны государства, его органов и должностных лиц.
  Следовательно, значение иностранных инвестиций как дополнительного источника накоплений возрастает на современном этапе реформирования российской экономики. Однако фактические объемы иностранных инвестиций будут определяться мерами, направленными на формирование благоприятного инвестиционного климата. В этой связи необходимо активизировать работу по принятию основных законопроектов, регулирующих привлечение иностранного капитала, развитие системы стимулирования на основе финансовых льгот, заключения двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений.
  Таким образом, необходимо осуществить специальные меры по улучшению инвестиционного климата для активизации притока иностранных инвестиций в малый инновационный бизнес. Это позволит создать дополнительные предпосылки для структурной перестройки и экономического роста российской экономики.
 
 2.4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., трактует интеллектуальную собственность (ИС) как собирательное понятие, применяемое для обозначения прав на определенные объекты деятельности человека.
  К объектам прав ИС конвенция относит [10]:
  - литературные, художественные произведения и научные труды (охраняются авторским правом);
  - исполнительскую деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи (охраняются смежными с авторскими правами);
  - изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, наименования мест происхождения товара, способы защиты от недобросовестной конкуренции (охраняются правом промышленной собственности).
  В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к объектам ИС относятся и следующие результаты творческой деятельности:
  - программы для ЭВМ и базы данных [5];
  - топологии интегральных микросхем [6];
  - селекционные достижения [7].
  Рассмотрим более подробно объекты промышленной собственности.
  Изобретение - продукт творческой деятельности, в результате которой на основе научных знаний и достижений создаются новые конструкции технических систем, их отдельных элементов или принципы действия. Изобретения - это новые, обладающие существенными отличиями решения в любой сфере человеческой деятельности, дающие положительный эффект. К изобретениям могут быть отнесены:
  - устройство (машины, оборудование, приборы и др.);
  - способ (методы, приемы, процессы и др.);
  - вещество (материалы, сплавы, составы и др.);
  - штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных;
  - применение указанных объектов по новому назначению.
  В вопросе о правовой охране изобретения важное значение имеет его соответствие определенным требованиям, установленным законом, которые принято называть критериями патентоспособности. К ним относятся новизна; изобретательский уровень; промышленная применимость.
  Изобретение признается новым, если оно неизвестно из уровня техники. Понятие уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире, до даты приоритета изобретения.
  Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники.
  Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в любой отрасли деятельности (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и др.).
  В случае полного соответствия предложенного решения действующему законодательству и уплаты пошлины выдается охранный документ - патент.
  Патент удостоверяет исключительное право его обладателя на использование предмета охраны в течение срока действия патента (табл. 2.1).
  Патент выдается авторам изобретения; физическим или юридическим лицам, указанным в заявлении на выдачу патента; работодателю (в случае служебного изобретения).
  Полезная модель - это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
  Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой, то есть соответствует таким же критериям патентоспособности, что и изобретения, но без критерия "изобретательский уровень".
  При полном соответствии заявленной полезной модели действующему законодательству и уплаты пошлины заявителю выдается охранный документ, но он называется не патентом (как для изобретения), а свидетельством.
 Таблица 2.1.
 Документы правовой охраны объектов промышленной собственности
 
 №п/п Объекты промышленной собственности Определение объекта промышленной собственности Критерии патентоспособности Документы правовой охраны Название Срок действия Срок продления 1 Изобретение Продукт творческой деятельности, в результате которой на основе научных знаний и достижений создаются новые конструкции технических систем, их отдельных элементов или принципы действия Изобретения - это новые, обладающие существенными отличиями решения в любой сфере человеческой деятельности и дающие положительный эффект Новизна Изобретательский уровень Промышленная применимость Патент 20 лет - 2 Полезная модель Конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей Новизна Промышленная применимость Свидетельство 5 лет З года 3 Промышленный образец Художественно-конструкторское решение (дизайн) изделия, определяющее его внешний вид Новизна Оригинальность (изобретательский уровень) Промышленная применимость Патент 10 лет 5 лет 4 Товарный знак (знак обслуживания ) Обозначения, отличающие товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других - Свидетельство 10 лет 10 лет 5 Наименование мест происхождения товаров Обозначения товаров, обладающих особыми свойствами, обусловленными географической средой, включающей природные и/или человеческие факторы той местности, откуда происходит товар - Свидетельство 10 лет 10 лет 6 Программа для ЭВМ Объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ - Объект авторского права В течение жизни автора и 50 лет после смерти - 7 загаданных Объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ - Объект авторского права В течение жизни автора и 50 лет после смерти - 8 Топология интегральных микросхем Зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов ИМС и связей между ними Оригинальность 10 лет - 9 Селекционные достижения Сорт растений, порода животных. Сорт - группа астений, которая независимо от охраноспособности определяется по признакам, характеризующим данный генотип, и отличается от других групп растений того же ботанического таксона одним или несколькими признаками; порода - группа животных, которая независимо от охраноспособности обладает генетически обусловленными биологическими и морфологическими свойствами и признаками, причем некоторые из них специфичны для данной группы и отличают ее от других групп животных Новизна Отличимость Однородность Стабильность Патент 30 лет -
  Промышленный образец - это художественно-конструкторское решение (дизайн) изделия, определяющее его внешний вид (например, дизайн самолета, теплохода, часов, авторучки и др.).
  Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он соответствует критериям патентоспособности, аналогичным критериям для изобретения: новизна, оригинальность (изобретательский уровень), промышленная применимость. Охранный документ для промышленного образца - патент.
  Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, отличающие товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других. В качестве товарных знаков (знаков обслуживания) могут быть зарегистрированы различные виды обозначений: словесные, изобразительные, звуковые, световые, объемные и др., а также их комбинации.
  К словесным обозначениям относятся фирменные наименования, тексты, названия каких-либо изделий; к изобразительным - изображения предметов, животных, птиц, других живых существ; к объемным - многомерные фигуры.
  Правовая охрана товарного знака (знака обслуживания) предоставляется на основании государственной регистрации, заявителю выдается охранный документ - свидетельство. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака (знака обслуживания) и исключительное право владельца на товарный знак (знак обслуживания) в отношении товаров, указанных в свидетельстве [8].
  Товарный знак, по мере признания покупателями маркированной им продукции, постепенно становится важнейшим средством рекламы.
  Имеющий уже высокую репутацию на рынке товарный знак обеспечивает даже новым товарам значительное преимущество в конкурентной борьбе. Поэтому становится постоянной практикой передача товарного знака (уступка) и продажа лицензий на право его использования.
  При расчете рыночной стоимости товарного знака учитываются следующие факторы [16]: рыночная новизна товарного знака; состояние и прогноз расширения рынка сбыта товара и услуг, маркируемых товарным знаком; изменение соотношения цен на продукцию фирмы - владельца товарного знака и цен на однородную
 
  продукцию фирм-конкурентов; стадия научно-технического развития продукции; наличие однородной продукции (собственного производства, конкурентов); социально-экономическая значимость продукции; долевое участие на региональном и мировом товарных рынках однородной продукции; надежность, устойчивость платежеспособного спроса на продукцию фирмы; наличие и сроки регистрации товарного знака в странах экспорта (патентно-правовая ситуация) и другие факторы.
  Качество товарного знака складывается из семи компонентов [16]:
  - способности влиять на конъюнктуру рынка;
  - стабильности знака;
  - объемов рынка;
  - интернациональности знака (государственные и культурные границы);
  - постоянной тенденции к росту объемов реализации продукции;
  - качества сопровождения, эффективности взаимодействия и обратной связи;
  - защищенности, правового положения владельца товарного знака.
  В качестве примера приведем стоимость знака корпорации "Intel", которая за 1993 год возросла на 107% и составила $ 17.8 млрд.
  Первое место по результатам довольно сложных расчетов заняла марка "Coca Cola", мировая рыночная стоимость которой оценена в $ 35.9 млрд.
  Для того чтобы товарный знак получил столь высокую оценку, приходится вкладывать немало денег в его "раскрутку", однако, расходы, чаще всего, себя оправдывают. За рубежом стоимость "раскрученного" товарного знака составляет, как правило, 1/3 основных фондов фирмы.
  Специалистами Межрегионального научного фонда "Промышленная собственность" разработана расчетно-аналитическая "Методика оценки рыночной стоимости товарного знака", апробированная на российских и зарубежных предприятиях. Рыночная стоимость, например, товарного знака водки "Столичная" составляет $ 400 млн., тольяттинского "Дока-хлеб" $ 3.3 млн. [16].
  Фирменный стиль, выполняющий также, как и товарный знак, различительную функцию, дополнительно обеспечивает за счет использования в рекламе его элементов защитную и пропагандистскую функции. В систему фирменного стиля входят: фирменный блок (объединенные в жесткую композицию товарный знак; логотип - оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы; поясняющие надписи, например, страна или наименование места происхождения товара; почтовый адрес; телефон и факс фирмы); фирменный лозунг (коммерческое или техническое кредо фирмы); фирменный цвет; фирменный комплект шрифтов; фирменные полиграфические константы (формат, дизайн, стиль).
  Товарный знак (знак обслуживания) может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
  Перечень документов, составляющих заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак или знак обслуживания, приведен в табл. 2.2.
  Наименования мест происхождения товара. Охранным документом наименования мест происхождения товаров является свидетельство. В отличие от других объектов промышленной собственности наименование мест происхождения товаров является достоянием государства. Владелец свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием мест происхождения товаров другим лицам.
  Программы для ЭВМ и базы данных. Законом Российской Федерации "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" программы для ЭВМ и базы данных отнесены к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана, аналогичная произведениям литературы, а базам данных - как сборникам. Автору программы для ЭВМ или базы данных принадлежат личные права (право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность (целостность) произведения) и имущественные права (исключительное право осуществлять и разрешать выпуск в свет, воспроизведение, распространение, модификацию или иное использование программы для ЭВМ или базы данных).
  Топология интегральных микросхем (ИМС). Топология ИМС - это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов ИМС и связей между ними.
  Правовая охрана распространяется только на оригинальную топологию. Основные положения, регламентирующие правовую охрану топологии ИМС, аналогичны положениям по охране программ для ЭВМ и баз данных.
  Таблица 2.2.
 Перечень документов, составляющих заявки на объекты промышленной собственности
 
 № п/п Объекты промышленной собственности Какие документы должна содержать заявка 1 Изобретение Заявление о выдаче патента с указанием автора (авторов) изобретения или лица (лиц), на имя которого (которых) (спрашивается патент, а также их местожительства или местонахождения Заявление о выдаче патента представляется <а русском языке, а прочие документы - на русском или ином языке, Описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления, Формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании Формула изобретения вставляется по установленным нормативными документами правилам и предназначается для определения объема правовой охраны, представляемой патентом, Чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения, Реферат - краткое изложение содержания описания изобретения, включающее характеристику области техники, к (агорой относится изобретение, объекта изобретения (с приведением отличий от известных технических решений), его назначения и области применения. 2 Полезная Модель Заявление о выдаче свидетельства с указанием автора (авторов) полезной модели и лица (лиц), на имя которого 'которых) испрашивается свидетельство, а также их местожительства или местонахождения Заявление о выдаче патента представляется на русском языке, а прочие документы • на русском или ином языке, Описание полезной модели, раскрывающее ее с полнотой, достаточной для осуществления, Формулу полезной модели, выражающую ее сущность и полностью основанную на описании, Чертежи, Реферат 3 Промышленный образец Заявление о выдаче патента с указанием автора (авторов) промышленного образца и лица, на имя которого (которых) (спрашивается патент, а также их местожительства или местонахождения Заявление о выдаче патента представляется на русском языке, а прочие документы • на русском или ином языке, Комплект фотографий, отображающих изделие, макет или рисунок, которые дают полное детальное представление о внешнем виде изделия, Чертеж общего вида изделия, эргономическую схему, конфекционную карту, если они необходимы для раскрытия сущности промышленного образца, Описание промышленного образца, включающее перечень его существенных признаков 4 Товарный знак или знак обслуживания Заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака или знака обслуживания с указанием заявителя, а также его местожительства или местонахождения, Заявляемое обозначение и его описание, Перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака или знака обслуживания, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) 5 Селекционное достижение Заявление о выдаче патента, Анкету селекционного достижения -Примечание. К заявкам прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере, или документы, подтверждающие основания для освобождения от уплаты пошлины или уменьшения ее размера.
 
  Селекционные достижения. Право на селекционное достижение подтверждается патентом, если селекционное достижение отвечает критериям охраноспособности и относится к ботаническим и зоологическим родам и видам, перечень которых устанавливается Государственной комиссией по селекционным достижениям при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с учетом международных обязательств России.
  Критериями охраноспособности селекционного достижения являются:
  - новизна;
  - отличимость (селекционное достижение должно явно отличаться от любого другого общеизвестного селекционного достижения, существующего к моменту подачи заявки);
  - однородность (сорта растений, породы животных должны быть достаточно однородны по своим признакам с учетом отдельных отклонений, которые могут иметь место в связи с особенностями размножения);
  - стабильность (селекционное достижение считается стабильным, если его основные признаки остаются неизменными после неоднократного размножения).
  "Ноу-хау". В конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности, в Модельном гражданском кодексе для стран СНГ к ИС отнесены права на секреты производства (ноу-хау - "знаю как"). Под секретами производства понимают научно-техническую, организационную или коммерческую информацию, владение которой обеспечивает определенные преимущества предприятию или лицу, их получившему.
  "Ноу-хау" не патентуется. Поэтому в договорах по ноу-хау предусмотрен пункт о сохранении конфиденциальности передаваемой информации. "Ноу-хау" определенного производственного процесса является собственностью той или иной фирмы и, соответственно, становится товаром (предметом купли-продажи). Для целей бизнеса целесообразно различать три вида "ноу-хау" [10]:
  - неотделимые от конкретного индивида (физического лица), в том числе индивидуальные умения и навыки;
  - неотделимые от конкретного предприятия (юридического лица), в том числе технологии, основанные на традиции или пред полагающие необычно высокую культуру производства;
  - отделимые в общем случае от предприятия или индивида, в том числе сознательно скрываемые технические сведения, рисунки, чертежи, а также "условные (номинальные) ноу-хау", то есть сохраняемые в секрете патентоспособные результаты.
  Существенно шире понятия "секреты производства (ноу-хау)" понятие "коммерческая тайна", так как коммерческую тайну могут составлять также списки клиентов, первичные бухгалтерские документы и многие другие сведения, разглашение которых нежелательно.
  Патентование изобретений за рубежом. Решение о патентовании изобретений за рубежом принимается по результатам оценки перспектив коммерческой реализации товаров (техники, материалов) и технологий на внешнем рынке. Патентование должно осуществляться для защиты экономических интересов физического или юридического лица - владельца изобретения на внешнем рынке, при этом предпочтительной целью патентования является правовая охрана экспорта изделия (материала), основанного на изобретениях. Патентование может осуществляться и с целью продажи лицензий на технологию изготовления изделий (материалов) иностранным фирмам, предприятиям, организациям, а также при оказании помощи другим странам в разработке технологических процессов, строительстве, выполнении договорных работ с использованием изобретений или "ноу-хау" при научно-техническом сотрудничестве с ними на основе контрактов.
  До представления заявки на патентование за рубеж заявка подается в Федеральный институт промышленной собственности (бывший ВНИИГПЭ). Если на заявку не поступит запрет, ее можно направлять в другие страны, учитывая ряд критериев: патентоспособность изобретения; соответствие изделия (технологии), основанного на изобретении, требованиям внешнего рынка.
  Понятие "патентоспособность" подразумевает, во-первых, принадлежность к охраняемому законом виду объектов (то есть изобретение не входит в перечень объектов, изъятых из сферы охраны) и, во-вторых, соответствие изобретения легальным критериям патентоспособности. Такая оценка осуществляется на стадии подачи национальной заявки согласно внутреннему патентному законодательству, а затем она уточняется в соответствии с законодательством стран патентования и/или с международным (региональным) соглашением.
  Наиболее результативное патентование за рубежом может быть достигнуто, если заявитель знает конкурентов, их экономическую, техническую и патентную политику; потребителей своей продукции; географию экономических интересов конкурентов и потребителей; политическую и экономическую ситуацию в странах и регионах патентования; законодательство (в том числе патентное) в странах патентования.
  Не менее важным обстоятельством является выбор процедуры патентования изобретений [15]:
  - традиционная процедура (в отдельно взятой стране - в соответствии с ее патентным законодательством);
  - в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ);
  - в соответствии с Европейской патентной конвенцией (ЕПК);
  - ЕвроРСТ;
  - в соответствии с соглашениями Африканской организации интеллектуальной собственности (ОАПИ) или Африканской региональной организации промышленной собственности (АРИПО).
  При выборе оптимального варианта процедуры патентования заявителю следует учитывать соотношение затрат на патентование по соответствующим процедурам, видам испрашиваемых охранных документов и предполагаемую выгоду от использования запатентованного изобретения, вероятность получения полноценной правовой охраны в конкретной стране в соответствующие сроки.
  В качестве примера возможности испрашивать охранные документы отметим, что в Испании, Италии, Германии, Бразилии, Венесуэле, Китае, Республике Корея, Польше, Португалии, Уругвае, Японии, на Филиппинах это может быть патент на изобретение и патент (свидетельство) на полезную модель; во Франции - патент на изобретение, свидетельство о полезности [2].

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу