<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Прибыль от продаж
 2. Сальдо от операционных доходов и расходов
 3. Сальдо внереализационных доходов и расходов
 4. Прибыль от обычных видов деятельности
 
  На балансовую прибыль влияют следующие факторы:
 1. Прибыль от обычных видов деятельности
 2. Операционные финансовые результаты
 3. Чрезвычайные финансовые результаты
 4. Внереализационные финансовые результаты
 
 2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности
  Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
  Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
  - объема продаж продукции (VРП);
 - Переменных затрат на единицу продукции (вi),
 - Суммы постоянных затрат отчетного периода (А)
 - уровня среднереализационных цен (Цi).
 П= VРП (Цi - вi) - А
  Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.
  Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
  Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах.
  Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции.
  Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.
 
 3. Анализ уровня среднереализационных цен
  Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
  Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества можно определить следующим образом:
  ,
  где Цн и Цп- соответственно цена изделия нового и прежнего качества;
  VРПН - объем реализации продукции нового качества;
  VРПобщ - общий объем продаж i -го вида за отчетный период.
  Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.
  Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100.
 
 4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
  Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
  Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
  В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.
 
 5. Анализ рентабельности продукции
  Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
 1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
 2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
 3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
 
  1. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек):
  или
  где З - сумма затрат по реализованной и произведенной продукции;
  Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка:
 - изменения структуры реализованной продукции,
 - ее себестоимости
 - средних цен реализации.
  Факторная модель этого показателя имеет вид:
 
 1. Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции.
 Рентабельность инвестиций =
 
 
 
 1. Рентабельность продаж:
  или
 где РП - сумма полученной выручки.
  Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
 
 
 2. Рентабельность (доходность) капитала:
  или
 где ?ИК - среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала.
 
 
 6. Анализ распределения и использования прибыли предприятия
  В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов.
  Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.
  Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
  Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.
  Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов: чистой прибыли и коэффициента отчислений, поэтому для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного фактора анализа.
  Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
  Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.
 
  Вопросы:
 1. Какие факторы влияют на балансовую прибыль?
 2. Какие виды деятельности предприятия являются обычными?
 3. Как рассчитывается среднереализационная цена единицы продукции?
 4. Для чего проводится анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности?
 5. Что отражает показатель рентабельности?
 6. Какие существуют показатели рентабельности?
 7. Для чего необходим анализ распределения и использования прибыли?
 8. Что необходимо учитывать при распределении и использовании прибыли предприятия?
 
 
 Тема 12. Анализ экономических результатов деятельности предприятия
  1. Понятие экономической состоятельности предприятия
  2. Анализ экономических результатов деятельности предприятия
  3. Анализ факторов, определяющих экономические результаты деятельности предприятия
 
 1. Понятие экономической состоятельности предприятия
  Экономическая состоятельность предприятия - это важнейшая характеристика его деловой активности и надежности.
  Составными видами экономической состоятельности являются производственная, инвестиционная, финансовая, коммерческая, социальная и экологическая состоятельность (табл. 12.1).
  Таблица 12.1.
 Сравнительные характеристики видов
 состоятельности предприятия
 Виды состоятельности Характеристика видов состоятельности Экономическая Эффективность, конкурентоспособность Производственная Техническая, технологическая, организационная состоятельность Инвестиционная Инвестиционный потенциал Финансовая Платежеспособность, финансовая устойчивость Коммерческая Скорость оборачиваемости активов Социальная Социальная стабильность коллектива Экологическая Уровень охраны окружающей среды
  Определяющей является производственная состоятельность, которая выступает основанием для других видов состоятельности хозяйствующего субъекта.
  Экономические условия хозяйствования призваны обеспечить производственную состоятельность предприятия и на этой основе другие виды его состоятельности.
  Условиями экономической состоятельности предприятия являются:
  - ресурсное обеспечение,
  - уровень технического состояния,
  - организация труда и производства.
  Экономическая состоятельность во многом зависит от инвестиционного обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  В основе комплексной оценки экономической состоятельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия лежит использование системы различных показателей. Система показателей для проведения комплексного экономического анализа представлена в табл. 12.1.
  Таблица 12.1.
 Система показателей для проведения комплексного
 анализа экономического состояния предприятия .
 Группа Показатель Методика расчета Относительные показатели Показатели оценки прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности Коэффициент реинвестирования
 
 Коэффициент роста собственного капитала Реинвестированная прибыль / Прибыль после уплаты налогов
 
 Собственный капитал на начало периода / Собственный капитал на конец периода Коэффициент рентабельности собственного капитала А. Рентабельность чистых активов х (1 - Ставка налога на прибыль) (1 - Средняя учетная ставка Центрального банка РФ)
 Б. Прибыль после выплаты налогов / Собственный капитал Коэффициент экономического роста Коэффициент реинвестирования х Коэффициент роста собственного капитала х Коэффициент рентабельности собственного капитала Рентабельность чистых активов Рентабельность продаж х Оборачиваемость чистых активов Рентабельность продаж Прибыль до налогообложения / Выручка от реализации Показатели оценки деловой активности Оборачиваемость чистых активов
 Оборачиваемость оборотных фондов Выручка от реализации / Чистые активы
 Выручка от реализации / Оборотные фонды Оборачиваемость запасов Выручка от реализации / Запасы Оборачиваемость кредиторской задолженности Выручка от реализации / Кредиторская задолженность Оборачиваемость дебиторской задолженности Выручка от реализации / Дебиторская задолженность Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости Коэффициент финансовой зависимости Заемный капитал / Собственный капитал Коэффициент текущей ликвидности Оборотные средства / Краткосрочные пассивы Коэффициент критической ликвидности (Дебиторская задолженность + Денежные средства) / Краткосрочные пассивы Коэффициент автономии собственных средств Собственный капитал / Актив баланса Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами Собственные оборотные средства / Запасы Индекс постоянного актива Внеоборотные активы / Собственный капитал Абсолютные показатели Чистая прибыль Прибыль до налогообложения -- Проценты по кредиту - Налог на прибыль Скорректированный на величину убытков собственный капитал Собственный капитал - Убытки прошлых лет и отчетного периода Чистые активы Дебиторская задолженность + Запасы + Прочие текущие активы + Краткосрочные кредиты - Кредиторская задолженность - Прочие текущие пассивы + Основные средства Собственные оборотные средства Собственный капитал - Внеоборотные активы
  Коэффициент экономического роста складывается из трех коэффициентов:
  - рентабельности собственного капитала (объем чистой прибыли на собственный капитал);
  - реинвестирования (доля чистой прибыли, направленной на расширение производства);
  - роста собственного капитала (на конец отчетного периода).
 
  Коэффициент реинвестирования отражает политику предприятия по распределению прибыли. Чем выше этот коэффициент, тем выше экономический рост компании.
  Коэффициент роста собственного капитала показывает рост собственного капитала относительно его значения на начало отчетного периода.
 
  Результаты коэффициентного анализа не могут служить единственным основанием для заключения о состоянии предприятия, а лишь позволяют сделать отдельные выводы о сильных и слабых сторонах его экономической деятельности.
  Экономическая состоятельность предприятия также зависит от того, в какой стадии делового экономического цикла оно находится. Он характеризуется динамикой следующих факторов:
  - тенденции потребительских ожиданий и потребительских расходов;
  - действия, предпринимаемые правительством по сокращению или увеличению денежной массы;
  - тенденции движения процентных ставок (рефинансирования Центрального банка РФ и доходности по ГКО);
  - правительственный прогноз индекса инфляции и индекса цен;
  - повышение или снижение налоговых ставок;
  - накопление или ликвидация товарно-материальных запасов фирмы;
  - программа капиталовложений предпринимательского сектора в новые производственные мощности и оборудование;
  - государственные расходы на оборону и социальные нужды;
  - оценка финансового состояния экономики в целом.
  Деловой цикл финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависит от общей экономической динамики страны, региона. Он формируется под влиянием международной торговли, межгосударственных валютных курсов, а также конкуренции со стороны зарубежных товаров и услуг.
  Внутренние факторы состоятельности - это производственно-хозяйственные факторы (состояние и обеспеченность финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами), определяющие результаты деятельности предприятия. Результатами влияния этих факторов являются состояние активов и их оборачиваемость.
  Имеется ряд факторов, имеющих комплексный характер. Например, в современных условиях хозяйствования существенно возросла роль фактора неопределенности и риска, уровня инфляции.
 
 
 2. Анализ экономических результатов деятельности предприятия
  Основными экономическими результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются объем выпущенной и реализованной продукции, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса предприятия. Экономические результаты работы предприятия зависят от конкурентоспособности, востребованности его продукции (работ, услуг), уровня рейтинга, деловой активности и деловой репутации. На результаты экономической деятельности предприятия влияют уровень безубыточности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражают в целом эффективность использования его экономического потенциала, который включает кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал и характеризует общие возможности, а также конкретные виды экономической деятельности предприятий
  Объем реализованной продукции бесспорно является основным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это показатель сводного характера, характеризующий общие результаты экономической деятельности предприятия.
  Процесс материального производства завершается доведением готового продукта до потребителя путем реализации изготовленной продукции (работ, услуг). Реализация продукции является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную стадию кругооборота средств предприятия, имеющую огромное значение для его нормальной хозяйственной деятельности.
  Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником поступления финансовых ресурсов и денежных средств.
  Выручка от реализации продукции (работ, услуг) зависит от организации маркетинга и ценообразования. Цели маркетинга состоят в следующем:
  - изучение рынка ресурсов для переработки и рынков сбыта готовой продукции;
  - содействие продвижению на рынок и реализации продукции (работ, услуг);
  - привлечение постоянных потребителей путем их обслуживания с использованием системы скидок;
  - реклама в местной печати, на радио и телевидении;
  - обоснование уровня цен;
  - прогнозирование сбалансированности спроса и потребления.
  Ценообразование является важным процессом определения реальной стоимости выпущенной продукции (работ, услуг).
  Основными факторами ценообразования являются: спрос, предложение, конкуренция. К основным принципам ценообразования общепринято относить следующие:
  - отражение издержек производства, распределения, обмена и потребления;
  - соответствие минимального уровня цены общему уровню издержек производства;
  - отражение в цене качественных характеристик товара.
  Рыночная цена отражает конечный результат общественного производства - непосредственную реализацию товаров и услуг потребителю, реальное соотношение спроса и предложения.
  Свободные (рыночные) цены на отечественные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены с налогом на добавленную стоимость и торговой надбавки.
  Свободные (рыночные) цены на импортные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены (включая таможенные пошлины и сборы, акцизы) и торговой надбавки.
  Прибыль является конечным результатом деятельности предприятия.
  Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия также характеризуются распределением и использованием прибыли. К основным направлениям распределения прибыли относятся налоги, уплачиваемые за счет прибыли, купонные (процентные) выплаты по долговым цепным бумагам (облигациям, векселям), дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям, отчисления и фонды предприятия (накопления, развития производства, потребления, материального стимулирования, социально-культурного развития и др.).
  Важным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия является рыночная стоимость его имущественного комплекса. Стоимость предприятия (имущественного комплекса) является базовой характеристикой его экономической состоятельности. Имущественный комплекс предприятия включает все имущество, находящееся на балансе предприятия в данном периоде.
  Рыночная стоимость имущественного комплекса предприятия зависит от ряда факторов:
 - отраслевая принадлежность,
 - территориальное расположение,
 - деловая репутация, торговая марка,
 - стоимость основных фондов,
 - стоимость ноу-хау,
 - стоимость товарно-материальных запасов и нематериальных активов
 - рыночная доходность имущественного комплекса предприятия,
 - стоимость аналогичных комплексов,
 - ликвидность.
 
 3. Анализ факторов, определяющих экономические результаты деятельности предприятия
  Важное значение имеет анализ факторов, оказывающих положительное или отрицательное воздействие на экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Классификация факторов, влияющих на деловой цикл финансово-хозяйственной деятельности предприятия, представлен в табл. 12.3
  Таблица 12.3
 Классификация факторов, влияющих на экономические
 результаты финансово-хозяйственной
 деятельности предприятия
 Общеэкономические факторы Отраслевые факторы Внутренние факторы предприятия Колебания делового цикла Деловой цикл, характерный для отрасли Ожидаемые прибыли и дивиденды Стабильность политики правительства Перспективы развития отрасли Качество управления Уровень инфляции Структура отрасли, уровень конкуренции Структура капитала Устойчивость национальной валюты Уровень издержек Номенклатура продукции Налоговая политика Трудовые отношения Диверсификация поставщиков и потребителей продукции Социально-экономическая ситуация в стране Длительность, производственного цикла Территориальные особенности размещения Уровень государственного регулирования Организация бухгалтерского учета Организационная структура
  Внутренние условия деятельности предприятия можно разделить на три группы:
  1) материально-ресурсное обеспечение производства, определяющее ресурсы и возможности предприятия. Основными и этой группе являются производственные факторы (здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, земля, сырье и материалы, топливо, энергия, рабочая сила, информация);
  2) обеспечение экономического и технического развития предприятия (инновации, инвестиции, организация труда и производства, повышение квалификации работников);
  3) обеспечение высокого уровня рентабельности (высокоэффективная коммерческая и снабженческая деятельность, связанная с эффективностью рыночных связей).
  Управление факторами, влияющими на экономические результаты деятельности предприятия, направлено на обеспечение ритмичности производства, совершенствование его организации, улучшение снабжения необходимыми ресурсами; снижение издержек производства или их поддержание на конкурентном уровне; получение прибыли в размере, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.
  Внешние условия деятельности предприятия отражают экономическую ситуацию в стране и за рубежом, в отдельных регионах, на отраслевых рынках. Важнейшими из внешних условий хозяйствования предприятий являются размер налоговых ставок, уровень процента за кредиты, степень .монополизации отрасли, уровень развития рыночных отношений и рыночных структур, состояние рынка труда, инвестиционная активность предприятия.
 
  Вопросы:
 1. Какие условия являются обязательными для экономической состоятельности предприятия?
 2. Какие существуют виды состоятельности предприятия?
 3. Приведите сравнительную характеристику видов состоятельности предприятия.
 4. Какие существуют экономические результаты деятельности предприятия?
 5. Какие факторы определяют экономический результат деятельности предприятия?
 6. Перечислите группы факторов, влияющие на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
 7. Какие факторы оказывают большое влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема 13. Диагностика потенциала предприятия
 
  1. Организация диагностики потенциала предприятия.
  2. Методы и формы диагностики потенциала предприятия.
  3. Диагностика деятельности предприятия на основе рейтингового анализа.
 4. Методы диагностики вероятности банкротства
 
 1. Организация диагностики потенциала предприятия
  Организация диагностики потенциала предприятия должна осуществляться соответствующими звеньями его структуры управления. Примерная схема управления предприятием может быть следующей. Общее руководство предприятием осуществляет директор, координирующий работу аппарата управления.
  Техническое руководство возложено им на главного инженера - первого заместителя директора, в подчинении которого находятся подразделения и отделы, проводящие техническую подготовку производства выпускаемой продукции.
  Конструкторский отдел, возглавляемый главным конструктором, осуществляет разработку проектов новых машин, оборудования, аппаратов и доведение их до серийного производства.
  Технологическая подготовка производства осуществляется отделом главного технолога, который разрабатывает технологические процессы изготовления изделий, их деталей и узлов, технические нормы и нормативы, конструирует необходимые инструменты.
  За состояние энергомеханического оборудования предприятия, организацию проведения капитального ремонта и методическое руководство системой планово-предупредительного ремонта оборудования отвечают главный механик и главный энергетик предприятия.
  Функции внутризаводского планирования возложены на отделы: планово-экономический, производственно-диспетчерский, отдел труда и заработной платы.
  Планово-экономический отдел осуществляет технико-экономическое планирование, составляет основной документ, характеризующий текущую деятельность предприятия, производственную программу, разрабатывает перспективные программы развития предприятия, координирует работу экономических служб, их взаимодействие с техническими службами.
  Производственно-диспетчерский отдел, возглавляемый начальником производства, осуществляет оперативно-производственное планирование, разрабатывает графики запуска и выпуска продукции, ведет оперативный учет выпуска и реализации продукции и регулирует производство.
  В функции отдела труда и заработной платы входят: руководство организацией труда и техническим нормированием на предприятии и в цехах; разработка штатного расписания ИТР, служащих и списочного состава рабочих; подготовка и участие в разработке плановых показателей по труду и заработной плате для цехов и отделов предприятия; составление проектов коллективных договоров и контроль за их выполнением; изучение и распространение передового опыта организации труда.
  Внешние хозяйственные связи предприятия находятся в ведении отделов материально-технического снабжения, сбыта, финансового и транспортного.
  Главная бухгалтерия осуществляет учет и контроль материальных и денежных потоков предприятия, расчеты с рабочими и служащими, составление бухгалтерской отчетности и баланса предприятия.
  Основным структурным подразделением предприятия является цех. Руководит цехом начальник, назначаемый директором предприятия. Начальник цеха организует производственный процесс и отвечает за хозяйственную деятельность цеха. Под его руководством осуществляется работа коллектива по выполнению плановых заданий, оперативному регулированию производства, внедрению новой техники и технологии. В руководстве производством начальнику цеха оказывают помощь начальники участков, мастера, руководители цеховых бюро и служб.
  Управление предприятием и его внутренними подразделениями в зависимости от принятой организационной структуры производства может быть построено по участкам, цехам, службам, корпусам, филиалам или отдельным производствам. В зависимости от организационной структуры образуется от трех до шести ступеней управления, например: директор - начальник цеха - мастер; директор - начальник цеха - начальник участка - мастер; директор - начальник цеха - начальник отделения (производства) - начальник участка - начальник смены - мастер.
  При корпусной структуре несколько цехов образуют корпус (производство). Отделенческая структура управления (по производственным отделениям, или дивизионная) использует элементы программно-целевого управления. На руководителя производственного отделения возлагается ответственность за осуществление функций производственного планирования и контроля за качеством выпускаемой продукции, а также за рациональное использование производственных, трудовых и материальных ресурсов.
 
 2. Методы и формы диагностики потенциала предприятия
  Эффективность работы предприятия зависит от уровня его кадрового, научно-технического, производственного и социального потенциала. На практике основными методами диагностик и различных составляющих потенциала предприятия являются экспертный, балльный, рейтинговый сравнительный анализ, факторный анализ, экономико-математическое моделирование, машинное имитационное моделирование.
  Экспертный метод диагностики применяется для оценки социального потенциала. Социальный потенциал - это стоимость обеспечения социальных потребностей человека, к которым относятся затраты на медицинское обслуживание, культурные мероприятия, организацию отдыха, различные социальные блага (пособия, материальная помощь и т. п.).
  Балльный метод преимущественно используется при определении уровня кадрового, трудового потенциала. Трудовой потенциал измеряется стоимостью обеспечения такого уровня жизнедеятельности работников и их образования, который необходим для достижения определенной производительности труда. При использовании балльного метода по определенной системе (от 0 до 5 или 10 баллов) оценивается уровень необходимого потребления различных материальных благ, затраты на образование. На основе этого метода может быть условно определена стоимость персонала и необходимые затраты на повышение его общеобразовательного, научного, профессионального уровня.
  Рейтинговый сравнительный анализ наиболее эффективен при комплексной оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  Факторный анализ целесообразен при измерении производственного потенциала. Производственный потенциал - это совокупность производственных возможностей предприятия, включающий основные фонды, материальные запасы, топливно-энергетическое обеспечение. Выделение основных материальных, трудовых и стоимостных факторов, факторов трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости и энергоемкости, их измерение и оценка позволяют определить емкость производственного потенциала. Систематический анализ взаимозаменяемых факторов является основой выбора оптимальной схемы организации производства. Кроме того, факторный анализ является основой диагностики структуры затрат и их взаимозаменяемости .
  Форма диагностики потенциала предприятия зависит от его организационной структуры, отраслевой специфики. Обычно диагностика потенциала предприятия проводится в форме комплексного исследования или поэтапно, поэлементно.
  Выбор формы диагностики потенциала предприятия зависит от целей диагностики. Если стоит цель системного анализа возможностей предприятия, то обычно выбирается комплексная форма диагностики. При конкретной оценке отдельных возможностей предприятия выбирается вторая форма диагностики. При любой форме диагностики можно использовать следующую примерную схему:
  1. Форма собственности и организационная структура предприятия.
  1.1. Организационно-правовая форма предприятия.
  1.2. Организационная структура предприятия.
  1.3. Структура управления на предприятии.
  2. Финансовое состояние предприятия.
  2.1. Прибыль (убытки).
  2.2. Распределение прибыли.
  2.3. Рентабельность.
  2.4. Себестоимость продукции.
  2.5. Кредиторская и дебиторская задолженность.
  2.6. Состояние собственных оборотных средств (наличие, прирост, излишек или недостаток).
  2.7. Структура капитала.
  2.8. Эмиссионный доход.
  2.9. Объем финансово-эксплуатационных потребностей.
  3. Производственный потенциал.
  3.1. Стоимость основных фондов и степень их износа.
  3.2. Степень загрузки производственных мощностей.
  3.3. Обеспеченность материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами.
  3.4. Объем и номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг).
  3.5. Площадь земельного участка.
  3.6. Стоимость незавершенного строительства.
  3.7. Запасы нереализованных товарно-материальных ценностей.
  4. Кооперативные связи и сбыт продукции.
  4.1. Объем реализации продукции в стоимостном выражении и в ассортименте.
  4.2. Основные поставщики сырья.
  4.3. Основные потребители продукции.
  4.4. Основные рынки сбыта.
  4.5. Остатки готовой продукции на складе в стоимостном и натуральном выражении.
  5. Кадровый потенциал предприятия, заработная плата и производительность труда.
  5.1. Динамика численности работников с выделением основного производственного персонала и работников аппарата управления, специалистов.
  5.2. Структура занятости (половозрастная, профессиональная, по специальностям и разрядам).
  5.3. Динамика уровня заработной платы по группам работников.
  5.4. Динамика производительности труда.
  5.5. Динамика трудоемкости по основным группам продукции (работ, услуг).
  6. Социальная инфраструктура предприятия.
  6.1. Структура и стоимость основных непроизводственных фондов по видам (жилые дома, детские сады, поликлиники, базы отдыха, спортивные сооружения).
  6.2. Виды и объем социальных выплат работникам.
  6.3. Текущие затраты на социально-культурные мероприятия.

<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу