<< Пред.           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Рейтинговый метод основан на сравнении между собой и расположении в определенном порядке (ранжировании) отдельных показателей оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  Фактографический метод основан на изучении всех опубликованных, зафиксированных фактов, характеризующих финансово-хозяйственное состояние предприятия.
  Мониторинг является постоянным, систематизированным, детальным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным состоянием предприятия. Алгоритм организации мониторинга следующий:
  - экспертное начальное структурирование;
  - определение цели мониторинга;
  - выбор постоянных показателей (индикаторов);
  - сбор информации;
  - предварительная формализация аналитических материалов;
  - иерархическое упорядочение, фильтрация и обработка информации, графическая визуализация данных;
  - выявление закономерностей и устойчивых тенденций.
  Логическое моделирование используется, как правило, для качественного описания финансово-хозяйственного развития предприятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого состояния объекта моделирования.
  Целью фундаментального анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия является определение внутренней стоимости его имущественного комплекса как общего результата технико-экономической деятельности.
  Технический анализ имеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Его часто называют чартизмом (от англ. chart - график), поскольку он основан на построении диаграмм и графиков, изучении показателей и факторов, их определяющих.
  Факторный анализ основан на многомерном статистическом исследовании ряда факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель этого метода состоит в выявлении генеральных, главных факторов, определяющих основные результаты финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия.
  Конъюнктурный анализ предполагает исследование конъюнктуры рынка, т. е. текущего состояния спроса и предложения продукции (работ, услуг) анализируемого предприятия.
  Математический анализ предполагает использование математических приемов и способов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Наиболее часто при этом используются вычисления арифметической разницы (отклонений) и процентных чисел (простых и сложных процентов); применяются цепные подстановки.
  Статистический анализ, являющийся основой диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включает:
 
 - анализ средних и относительных величин
 - группировку
 - графический анализ
 - индексный
 - корреляционный анализ,
 - регрессионный анализ
 - дисперсионный
  - экстраполяционный анализ
  - метод главных компонент.
  Методы исследования операций и принятия решений включают:
  1) теорию графов
  2) теорию игр (как правило, проигрывая различные ситуации, выбирают стратегию действий, которая обеспечивает наилучшие результаты)
  3) теорию массового обслуживания
  4) построение деревьев целей и ресурсов
  5) байесовский (бейесовский) анализ, который используется в анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия для постоянного пересмотра, корректировки стратегии его развития в зависимости от новой информации;
  6) сетевое планирование (это широко распространенный метод, основанный на использовании сетевых графиков. Сетевой график представляет собой цепь работ и событий, отражая их технологическую последовательность и связь.
  К эконометрическим методам относят матричный, гармонический и спектральный анализ, производственные функции и межотраслевой баланс.
  - матричный анализ используется для анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия при определении соотношения между затратами и результатами при оценке эффективности затрат;
  - гармонический анализ является разложением функциональных зависимостей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, по отдельным функциям, гармоническим колебаниям;
  - спектральный анализ означает разложение финансово-хозяйственной деятельности предприятия по составу (спектру), т. е. по совокупности всех значений показателей, характеризующих эту деятельность;
  - производственные функции необходимы для определения количественной взаимосвязи объема выпуска продукции(товаров, ус луг) с переменными величинами затрат;
  - межотраслевой баланс относится к базовым экономическим моделям.
  Экономико-математическое моделирование отражает преимущественно производственный аспект прогноза (модели оптимального развития и размещения производства отдельных видов продукции и межотраслевых комплексов, а также социальные аспекты развития (модели, связанные с прогнозированием доходов и потребления населения демографических процессов, а также движения населения, трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах).
  Оптимальное программирование имеет целью нахождение оптимального (минимального или максимального) значения целевой функции (экстремума), переменные которой должны принадлежать некоторой области допустимых значений (системе ограничений). Оно включает построение дескриптивных, предикативных и нормативных моделей, машинную имитацию; линейное, нелинейное, динамическое и выпуклое программирование.
 
  Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
  - построение детерминированной модели путем логического анализа;
  - наличие полной (жесткой) связи между показателями; невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
  - изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.
  Различают четыре типа детерминированных моделей.
  Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид
 
  К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.
  Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой
 
  Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации
  РП=Ч?СВ,
  где Ч - среднесписочная численность работников; СВ - средняя выработка на одного работника.
  Кратные модели:
  y=xl/x2.
  Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) ТОБ.Т:
  Т об.т.=Зт/Ор
  где Зт - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.
  Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:
 
  Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.
  Построение факторной модели - первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов. Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. При этом исходят из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.
  В общем, виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:
 
  где ао, bo, сo - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;а1 , b1, с1 -фактические значения факторов; уа, уb -промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.
  Общее изменение ?у=у1-уо складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:
 
  Пример.
  Таблица 1
  Исходные данные для факторного анализа
 Показатели Условные
 обозначения Базисные
 значения
 (о) Фактические
 значения
 (1) Изменение Абсолютное Относительное (%) ТП 2920 3400 +480 116,40 Ч 20 25 +5 125,00 СВ 146 136 -10 93.15
  Анализ влияния- количества работников и их выработки на объем товарной продукции проведем описанным выше способом на основе данных табл.1. Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели:
  ТП=Ч?СВ;
  TПо= Чо?СВо = 20?146 = 2920 (тыс. руб.)
  Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:
  ТП усл1 = Ч1 СВ0 = 25?146 = 3650 (тыс. руб.);
  ?ТП усл1= ТПусл1 - ТП0 = 3650 - 2920 = 730 (тыс. руб.).
  Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий показатель
  ТП усл2 = Ч1 СВ1= 25?136 = 3400 (тыс. руб.);
  ?ТПусл2 = ТП1- ТПусл1 = 3400 - 3650 = - 250 (тыс. руб.).
  Таким образом, на изменение объема товарной продукции положительное влияние оказало изменение на 5 чел. численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 730 тыс. руб. и отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.
  Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:
 
  Пример. Воспользовавшись данными табл.1, проведем анализ способом абсолютных разниц:
  ?ТПусл1 = ?Ч-СВо (+5) 146 = 730 (тыс. руб.);
  ?ТПусл2 = ?СВ-Ч1 (-10) 25 = -250 (тыс. руб.),
  Проверка: 730 + (-250) = 480 (тыс. руб.)
  Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у=(а-в)?с, используемых в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.
  Для мультипликативных моделей типа у - а?в?с методика анализа следующая.
  • Находят относительное отклонение каждого факторного показателя:
 
  • Определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора:
 
  Пример. Воспользовавшись данными табл. 1, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:
 
  Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:
 
  Результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущего способа.
  Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подъинтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.
  Можно также использовать уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной литературе [4].
  1. Модель вида у = а?b:
 ?уа = ?а bо ? +1/2 ?а??b;
 ?уb = ?b ао ? + 1/2??а? ?b.
  2. Модель вида у = а ? b? с :
 ?уа = 1/2 ?а?(b0 c1+b1с0) + 1/3 ?а? ?b??с;
 ?уb= 1/2 ?b?(аос1 +а1с0) + 1/3 ?а??b??с;
  ?уc = 1/2 ?с? (ао b1+ а1 b0)+ 1/3 ?а? ?b ??с.
  3. Модель вида у=а/в:
 ?уа = ?а/ ?b * ln Ib1/ b0I;
 ?уb = ?bобщ - ?уа;
  Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя и поровну разделить между факторами его дополнительный прирост.
 
  Вопросы:
 1. Какова основная цель анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия?
 2. Что является предметом анализа?
 3. Перечислите основные задачи анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия?
 4. Какую роль играет анализ финансовой деятельности в управлении предприятием?
 5. Какие существуют виды анализа?
 6. Перечислите методические подходы к проведению анализа на предприятии?
 7. В чем заключается суть детерминированного факторного анализа?
 8. Какие способы используются для определения влияния факторов на исследуемый показатель при проведении факторного анализа?
 
 Тема 2. Основы организации анализа
 и диагностики
 1. Основы организации анализа и диагностики деятельности предприятия
 2. Субъекты и объекты анализа и диагностики
 3. Организация аналитической работы и потенциала предприятия
 4. Составление программы анализа и диагностики деятельности предприятия
 5. Информация анализа и диагностики деятельности предприятия
 6. Основные показатели, используемые в анализе и диагностике деятельности предприятия
 
 1. Основы организации анализа и диагностики деятельности предприятия
  Общими основами организации анализа и диагностики является теория управления и корпоративного контроля. На каждом предприятии за анализом и диагностикой его производственной, технической и коммерческой деятельности отвечает определенный отдел.
  Таблица 2.1
 Организационная структура анализа и диагностики
 финансово-хозяйственной деятельности предприятия
 Вид деятельности Название отдела Содержание анализа и диагностики Производственная Производственный, технологический Проверка соответствия производственно-технических операций, принятых к стандарту Коммерческая Снабжения, сбыта, торговли, коммерции, маркетинга Оценка результативности торгово-коммерческих, снабженческо-сбытовых операций Информационная Информационно-аналитический Оценка оперативности и достоверности информационно-аналитических процессов Административно-хозяйственная Финансовый, управление собственностью, планово-экономический, ценных бумаг, кадров, мониторинга, менеджмента Проверка эффективности системы управления ФХД Техническая Технический, контрольных измерений приборов и оборудования Проверка и диагностика технического состояния используемого оборудования, машин, приборов Финансово-хозяйственная деятельность может быть проанализирована в целом, а также по отдельным ее направлениям и функциям.
 
 2. Субъекты и объекты анализа и диагностики
  Субъектами анализа и диагностики являются:
 - Предприятие и их учредители
 - Собственники
 - Органы государственного управления
 - Финансово-кредитные учреждения
 - Налоговые органы
 - Органы страхования
 - Отдельные специалисты
 - Эксперты
 - СМИ
 - Информационно-аналитические и рейтинговые агентства
 
  Объектом анализа и диагностики являются:
 - Кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал
 - Различные виды деятельности
 - Их техническое, финансовое, материальное состояние и обеспечение
 
 Основными видами деятельности предприятия являются:
 - Производственная
  - Коммерческая
  - Инвестиционная
  - Социальная
  - Финансовая
  - Инновационная
  - Экологическая
  Объекты анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеют отраслевую и региональную специфику.
 
 3. Организация аналитической работы и потенциала предприятия
  Природа и сущность аналитической работы и оценки потенциалов предприятия предполагают ряд последовательных этапов:
 1. определение цели и задач;
 2. разработка программы, в которой ставится четкая задача в отношении объекта и характеристика анализа (сроки, ответственные лица, формы, методы, техника и т.п.);
 3. установление последовательности выполнения;
 4. выбор и обоснование методов проведения;
 5. определение и подбор необходимой информации;
 6. проведение анализа путем изучения, обобщения исходных данных, группировки и сравнения однородных показателей, выявление связей, закономерностей, противоречий, количественной и качественной оценки отдельных показателей, учета влияния разнонаправленных факторов;
 7. обобщение результатов анализа;
 8. подготовка выводов по основным направлениям анализа;
 9. оформление отчета по итогам анализа.
 
  Материалы анализа системы управления оформляются в форме сводных аналитических таблиц, графиков, записок, аналитических справок, отчетов и являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
 
 4. Составление программы анализа и диагностики деятельности предприятия
  Структура программы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия может включать:
 1. введение
 2. аналитическую часть
 3. заключение
  Во введении выделяются: цель, задачи, методы анализа и диагностики, описывается специфика объекта.
  Аналитическая часть содержит анализ и диагностику:
  - технического, финансового состояния,
  - эффективности производственной, коммерческой, инвестиционной деятельности,
  - социального развития коллектива,
  - состояния и использования основных фондов, трудовых ресурсов, затрат на производство,
  - реализации продукции,
  - инвестиционного, научно-технического, трудового, производственного потенциала.
 
  Заключение содержит:
  - основные выводы по фактическому состоянию объекта на определенную дату,
  - конкретные предложения по улучшению данного состояния.
 
  Программа разрабатывается по каждому объекту, контроль за использованием программы возлагается на его руководителей.
 
 5. Информация анализа и диагностики деятельности предприятия
  Анализ и диагностика начинается с исходной информации и завершается тем, что информация о результатах анализа поступает в управленческий орган. В нем происходит анализ информации, сравнение с желаемым результатом, принятие решения, оформление распоряжений и передачи их.
  Затем информация об изменениях процесса по результатам управленческого воздействия вновь поступает в систему управления.
  Информационная база анализа и диагностики основана на организованном нормировании в бухучете и отчетности, на финансовой и статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.
  Анализ и диагностика требуют соответствующей подготовки и обработки исходных данных, которые классифицируются следующим образом:
 1. общие сведения о предприятии;
 2. информация о системе управления технико-экономической деятельности предприятия, которая включает сведения о виде и структуре упрощенной системы, о процессах управления, об оргтехнике;
 3. специальные сведения о технологии производственного процесса и основных производственных результатах;
 4. информация об экономической деятельности предприятия;
 5. данные о финансовых результатах;
 6. информация о трудовых ресурсах и социальном развитии предприятия;
 7. сведения об общей эффективности технико-экономической деятельности предприятия.
 
  Исходная информация имеет особенности отраслевой и технической специфики производства и вида анализа.
  Исходные материалы для анализа обычно оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок по соответствующим разделам.
  Проблемами формирования исходной информации для анализа и диагностики являются:
 1. отсутствие полного объема необходимой информации;
 2. невозможность проверки имеющейся информации;
 3. недостаточная детализация нужной информации для выполнения сравнительного анализа по отдельным направлениям.
 
 6. Основные показатели, используемые в анализе и диагностике деятельности предприятия
 
 В анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятий используется большое число разнообразных показателей (обобщающих, сводных, синтетических, интегральных, частных), которые можно классифицировать по различным признакам (табл. 2.2).
 
 
 
 
 
 
 
 Таблица 2.2
 Основные показатели, используемые в анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятий
 
 Название показателя Экономическое содержание Показатели затрат Основные средства
 Средства, инвестированные предприятием в производство, с оборачиваемостью свыше 1 года (основные производственные и непроизводственные фонды) Основные производственные фонды Основные фонды отраслей производственной сферы. Различают их активную (машины, механизмы, оборудование) и пассивную часть (здания, сооружения) Основные непроизводственные фонды Основные фонды отраслей непроизводственной сферы или принадлежащие населению Оборотные средства Средства, инвестированные предприятием в производство, с оборачиваемостью до 1 года (сумма оборотных производственных фондов и фондов обращения) Оборотные производственные фонды Запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, запасных частей Фонды обращения Готовая продукция, денежные средства и средства в расчетах Материальные ресурсы Оборотные производственные фонды, готовая продукция и другие виды товарно-материальных ценностей Численность работающих Общее число работников аппарата управления, инженерно-технических работников и рабочих Денежные средства Общая сумма выручки, которая возмещает оборотные средства, авансированные в процесс производства на оплату сырья, материалов, топлива, электроэнергии, и чистая выручка в виде валового дохода Финансовые ресурсы Часть денежных средств (валового дохода), находящихся в обороте предприятия, которая предназначена для финансирования технико-экономической деятельности и выполнения финансовых обязательств (платежи в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды) Инвестиции
 Вложения в капитальное строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт (прямые, производственные инвестиции) и в ценные бумаги (портфельные инвестиции)
 
  Показатели затратоемкости Ресурсоемкость Отношение стоимости ресурсов к объему реализации Фондоемкость Отношение среднегодовой стоимости основных фондов к объёму реализации Материалоемкость Отношение стоимости материальных затрат к объему реализации Капиталоемкость Отношение капитальных вложений к объему реализации Трудоемкость Отношение затрат живого труда к объему реализации Энергоемкость Отношение стоимости энергоресурсов к объему реализации Топливоемкость Отношение стоимости топлива к объему реализации Показатели результатов Объем производства продукции (работ, услуг)
 Общий объем произведенной продукции (работ, услуг) в физическом или стоимостном (денежном) выражении
  Валовой доход Разница между общей суммой выручки от реализации продукции (работ, услуг) и размером платежей (за приобретенные товарно-материальные ценности и оказанные услуги) и амортизационных отчислений Чистая продукция Валовой доход минус материальные затраты (или прибыль плюс заработная плата) Производительность труда Отношение объема выпущенной продукции (работ, услуг) к численности занятых Фондоотдача Отношение объема реализации к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Капиталоотдача Отношение объема реализации к стоимости капитальных вложений Материалоотдача Отношение объема реализации к стоимости материальных ресурсов на производство Рентабельность, или прибыльность Отношение прибыли к вложенным средствам, фондам и используемому оборудованию Эффективность использования активов Отношение дохода (результата) к стоимости используемых активов Показатели -факторы Уровень автоматизации Удельный вес автоматизированного производства Уровень механизации Удельный вес механизированного производства Оборачиваемость оборотных средств Время, в течение которого совершается их полный кругооборот Обеспеченность оборудованием, машинами, механизмами Соотношение между наличием оборудования, машин, механизмов и потребностью в них Обобщающие показатели Стоимость имущественного комплекса предприятия Стоимость предприятия в целом Чистые активы Общая стоимость активов за вычетом краткосрочных и долгосрочных обязательств (по балансовой стоимости) Оборотный капитал Разница между текущими активами и краткосрочными текущими обязательствами Рыночная стоимость предприятия Стоимость акций предприятия, отражающая конъюнктуру рынка, т. е. соотношение спроса и предложения в данный момент времени Ликвидность Способность предприятия быстро реализовать активы Платежеспособность
  Мера покрытия предприятием заимствованных средств, отношение текущих активов к текущим обязательствам Эффективность использования собственного (акционерного) капитала Отношение дивидендов (дохода) к стоимости акционерного капитала
  Для конкретных целей отбираются конкретные показатели с учетом вида, методики, отраслевой специфики объектов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности. В рамках анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют процедуры комплексной оценки, которые завершаются построением мультипликатора - агрегированного показателя, выведенного на базе показателей более низкого уровня, который выполняет роль своеобразного индикатора. Отметим, что существуют два типа мультипликаторов: стандартные, применяемые повсеместно, и субъективные, которые определяются для конкретного предприятия.
  К стандартным мультипликаторам относится широко известная модель Дюпона, которая используется для оценки экономического роста компании. Основная сложность применения этой модели связана с необходимостью ведения бухгалтерской отчетности по международным стандартам, переход на которые в России еще не осуществлен. Другой известный стандартный мультипликатор - оценка вероятности наступления банкротства предприятия по методу Альтмана. Этот показатель основан на расчете суммы пяти финансовых коэффициентов (рентабельность и оборачиваемость активов, коэффициенты задолженности и реинвестирования прибыли в активы, доля собственных оборотных средств в активах), каждый из которых имеет определенный вес. Но поскольку и набор, и веса коэффициентов были рассчитаны в США в 1960-е годы, они не соответствуют современным российским реалиям. Поэтому метод Альтмана можно применять только для общей оценки тенденций развития предприятия.
  Субъективные мультипликаторы позволяют учесть специфические характеристики, которые не учитываются стандартными методами анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
 
 
 
  Вопросы:
 1. Какая теория определяет общие основы организации анализа и диагностики предприятия?
 2. Какие основные виды деятельности предприятия являются объектом изучения анализа?
 3. Приведите организационную структуру анализа и диагностики деятельности предприятия?
 4. Что субъектом анализа?
 5. Перечислите этапы оценки потенциала предприятия?
 6. Что включает программа проведения анализа и диагностики?
 7. Какие проблемы необходимо учитывать при проведении анализа?
 8. Какие группы показателей используются для анализа и диагностики?
 9. Приведите показатели затрат, затратоемкости, результатов и показатели -факторы, которые используются в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий?
 10. Какая информация используется для проведения анализа и диагностики деятельности предприятия?
 
 
 Тема 3. Анализ и диагностика состояния использования основных средств.
 
 1. Анализ движения основных средств
 2. Анализ эффективности использования основных средств
 3. Факторный анализ фонда отдачи
 4. Анализ использования оборудования
 5. Характеристика производственной мощности предприятия
 
 1. Анализ движения основных средств
  Анализ и диагностика состояния основных фондов базируется на пяти базовых показателях оценки их стоимости. К этим показателям относятся первоначальная, восстановительная, остаточная, утилизационная и инвестиционная стоимость. Важно определить, какой аспект (экономический или бухгалтерский) этих показателей является целью анализа.
  Стоимость основных фондов является важной характеристикой финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для анализа стоимости имущественного комплекса предприятия выполняется расчет общей стоимости основных фондов.
  В ходе анализа определяются доля каждой группы основных фондов, соотношение стоимости строительно-монтажных работ (СМР) и оборудования в общей стоимости основных фондов. Обычно такой анализ выполняется при принятии на учет новых объектов.
  Текущий анализ и диагностика состояния основных фондов производится на основе специальных балансов, к которым относятся:
  - баланс основных фондов (табл. 3.1.1),
  - баланс оборудования (табл. 3.1.2)
  - баланс производственной мощности.
 
  Баланс основных фондов Таблица 3.1.1
  Показатели 1999 2000 Прирост 1 . Основные фонды на начало года
 2. Ввод в действие основных фондов
 3. Выбытие основных фондов
  4. Основные фонды на конец года
 5. Среднегодовая стоимость основных фондов
 6. Износ основных фондов
 7. Остаточная стоимость основных, фондов
  Схема баланса оборудования Таблица 3.1.2
  Ресурсы Кол-во Распределение Кол-во 1. Производство 1. На комплектование выпускаемой продукции 2. Остатки у поставщиков на начало периода 2. На замену изношенного и устаревшего оборудования 3. Импорт 3. На капитальное строительство, в том числе для пусковых объектов 4. Аренда 4. Остатки у поставщиков на конец периода 5. Лизинг 5. Экспорт 6. Прочее 6. Прочее Всего Всего
  Источники информации для проведения анализа:
  - форма №11 "Отчет о наличии и движении ОС",
  - форма БМ "Баланс производственной мощности",
  - форма №7-ф "Отчет о запасах неустановленного оборудования",
  - инвентарные карточки учета ОС и др.

<< Пред.           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу