<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 РЕЗЮМЕ
  1. Различают конкретно-исторический, аспектный, комплексный и системный подходы к изучению проблем менеджмента, а также различные типы отношений социального управления. В системе законов социального управления ведущую роль играют социальные законы, к которым относятся закономерности социального развития, стратификации, мобильности, формирования социального характера и др. Основными законами менеджмента являются законы единства системы управления, пропорциональности управляемой и управляющей подсистем, оптимального соотношения централизации и децентрализации, участия различных слоев в социальном управлении и другие.
  2. Принципы менеджмента - это руководящие идеи, основные положения, отражающие закономерности развития отношений управления. Системы принципов управления применяются в процессе общественного развития, хотя основные из них (принципы единоначалия, подбора и мотивации персонала, эффективности, системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи и др.) действуют на всех исторических этапах.
  3. Методы менеджмента - это различные способы достижения целей социального управления. По содержанию методы управления отражают требования основных законов социального развития, в связи с чем их подразделяют на три большие группы:
 экономические, административные, социально-психологические.
 
 Глава 28. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы. Система социального управления состоит из следующих компонентов: механизм управления, структура управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления, механизм развития системы управления (65). Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах и процессе управления (91).
 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
  Достижение целей социального развития и реализация определенной социально-экономической политики требуют создания механизма социального управления, являющегося конкретной формой использования социальных, и экономических законов (91). Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Качественный уровень механизма социального управления, степень его совершенства и соответствия требованиям системы социальных и экономических законов зависят от подготовленности кадров управления, их умения выявлять и объективно оценивать наиболее существенные элементы и связи механизма управления, особенности их проявления и последствия развития выявленных тенденций (91).
  Механизм социального управления состоит из таких фундаментальных звеньев: общие принципы, функции, цели, методы (65). Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С этих позиций в механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (см. рис.22).
  Таким образом, механизм социального управления представляет собой совокупность методов, приемов, форм управления общест-
 331
 
 вом и его подсистемами, взаимосвязанное воздействие которых обеспечивает наиболее эффективное развитие всего общественного организма (91).
 
  Требования объективных законов социального развития и законов социального управления
 
 
 
  Социально-экономическая политика
 
 
  Механизм управления обществом
 
  i
 
  1 Механизм экономического управления (реализация экономической политики цен, финансов, кредитов, заработной платы, капитальных вложений, размещения производительных сил и т д )
  Механизм социально-культурного управления (реализация социальной политики, направленной на удовлетворение общественных, коллективных и индивидуальных интересов и обеспечение гармоничного социального развития) Механизм организационного (административно-государственного) управления (реализация политического руководства обществом посредством государственного аппарата, направленного на достижение целей социального развития)
 
 Рас. 22. Роль и содержание механизма управления обществом
 ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии (91). Управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления). Ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.
  В обобщенном виде объектами управления являются человек и его труд. В более широких масштабах объектом управления выступают большие коллективы и общности людей (организация,
 332
 
 регион, отрасль, страна). Объектом управления могут быть и отдельные функции, например, управление финансами, управление сбытом, управление персоналом и т.д.
  Существует три вида объектов управления: производственные объекты управления, включающие звенья организации общественного производства; структурные объекты управления, возникающие как звенья системы управления; функциональные объекты управления, выступающие функциями, выделяемыми специальным механизмом управления.
  Таким образом, в обобщенном виде понятие объект управления определяется следующим образом: объект управления - это комплекс деятельности людей, выделенный из социальной среды либо в качестве звена социальной системы, либо в виде особой функции, требующей специального механизма управления (91).
  Формирование объектов управления начинается с их организационного выделения в качестве основных структурообразующих звеньев социальной системы. Такое звено, например, - производственное предприятие, выступающее своеобразной точкой отсчета уровней как в макросистеме управления экономикой, так и в микросистеме внутрифирменного управления. Данное звено является основой формирования производственных объектов управления различных масштабов - отрасли, региона, народного хозяйства в целом.
  Выделение производственных объектов управления лежит в основе построения системы управления, каждое звено которой является также структурным объектом управления. Выделение этих объектов осуществляется по функциям и трудоемкости их реализации, что способствует формированию функциональных объектов управления. Формирование и развитие объектов управления лежат в основе постоянного совершенствования системы управления обществом.
  Наиболее важную роль в формировании объектов управления играют экономические, организационные, социальные и технико-технологические факторы. Все факторы, отражающие требования объективных законов социального развития, диалектически взаимосвязаны. Важную роль в формировании объектов управления играют также формы сочетания отраслевого и территориального управления, уровни его централизации и децентрализации. Факторы формирования объектов управления влияют на их масштабы, внутреннюю структуру, общеорганизационный статус, экономическое и социальное положение, систему управления (91).
 333
 
 ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им (91). Состав функций управления должен обеспечивать эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:
  1) особенности самого процесса управления, т.е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;
  2) самого процесса социального развития, направленность управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жизнедеятельности общества. В силу этого процессу социального управления объективно присущи основные и конкретные функции. К основным функциям управления относятся:
 • планирование (прогнозирование), представляющее собой форму проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей, которая предусматривает выработку и постановку целей и задач в сфере социального управления, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;
 • организация - форма проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей, предусматривающая создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элементов процесса реализации планов и целей социального управления;
 • координация (регулирование) - форма проявления целенаправленного воздействия, предусматривающая обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;
 • стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) -• формы проявления целенаправленного воздействия на людей путем побуждения и подготовки их к действию, предусматривающие обеспечение повышения эффективности системы менеджмента как элемент процесса реализации целей управления;
 • контроль (анализ и учет) - форма проявления целенаправленного воздействия на людей, предусматривающая систе-
 334
 
 магическое наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации намеченных целей (91). Все перечисленные основные функции действуют в единстве и взаимосвязи, однако переход от одной ступени (уровня) социального управления к другой сопровождается изменением соотношения их содержания и роли (например, ведущая для министерского уровня функция прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т.д.).
  Если основные функции являются общими для любых процессов социального управления, в каких бы системах управления обществом они не осуществлялись, то конкретные функции присущи тем или иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяйственная деятельность предприятия может быть подразделена на три стадии - подготовительную, производственную и заключительную, - каждая из которых, обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствующих каждому выделенному объекту социального управления. По содержанию каждая конкретная функция управления является, в свою очередь, комплексной и включает планирование, организацию, координацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обособленных объектов воздействия (91).
  Анализ управленческих функций. Важным условием совершенствования системы управления является анализ ее функций (91). Последний должен отвечать следующим требованиям:
 • четкое определение и структурное обособление объектов управления на основе разработанных критериев;
 • выделение конкретных функций управления, видов работ и операций;
 • четкое разделение труда между функциональными и линейными звеньями управляющей системы;
 • наличие положений о структурных звеньях и должностных инструкций;
 • разработка модели процесса управления на основе реализации и учета всех основных функций менеджмента;
 • обоснование путем сравнения модели процесса управления с фактически осуществляемой управленческой деятельностью основных направлений совершенствования системы управления.
 335
 
 Анализ функций социального управления содержит четыре основных этапа:
 1) выделение объектов и конкретных функций управления;
 2) построение модели процесса управления;
 3) выявление фактически выполняемого состава работ и операций по реализации функций менеджмента;
 4) сопоставление фактического состава управленческих работ с объективно необходимыми и выявление расхождений с построенной моделью (91).
 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
  Категория структура отражает строение и внутреннюю форму системы (91). Система, между элементами которой установлены связи, обеспечивающие взаимодействие ее элементов, направленное на достижение определенных целей, является организованной. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.
  Функции и структура управления - две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого - организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Наличие организационной структуры управления и ее развитие являются основой всей организации. Вне их рамок исключается возможность реализации функций менеджмента, т.е. самого процесса управления. Процесс формирования организационной структуры представляет собой, прежде всего, организационное закрепление тех или иных функций за подразделениями аппарата управления. При этом функции управления определяют задачи органов управления (91).
  В силу научно-технического прогресса и дальнейшего разделения труда общественное производство постоянно дифференцируется на составные части (отрасли, подотрасли, объединения, предприятия, цехи, участки и тд.). В конечном итоге, в управляющей системе формируются звенья и ступени управления. Они находятся в известном соотношении со звеньями и ступенями управляемой системы. Тем самым достигается соотносительность управляющей и управляемой систем, обеспечивается возможность воздействия органов управления на социальные процессы (91)
 336
 
 Звенья и ступени управления. Звено (подразделение, орган) управления представляет собой обособленную ячейку со строго очерченными функциями управления; ступень (уровень) управления - совокупность звеньев управления на определенном иерархическом уровне управления (91) В структуре управления конкретизируется управляющая система, определяется роль каждой ступени, каждого звена, раскрываются связи в процессе управления.
  Структура управления может быть двухступенчатой (двухзвенной) и многоступенчатой (многозвенной). Если звенья находятся на одной ступени управления, то их связь носит сугубо координационный (горизонтальный) характер, если на нескольких - становится субординационной (иерархической), или вертикальной. В организационной структуре управления звенья (органы) управления подразделяются на линейные и функциональные Линейные звенья - это административно обособленные части социальной системы, осуществляющие непосредственное комплексное управление объектом (отраслевые министерства, корпорации, тресты, объединения, предприятия, цехи, участки и т.д.). Функциональные звенья представляют собой административно обособленные части аппарата управления, осуществляющие реализацию одной или нескольких функций управления (комитеты, управления, отделы, агентства, бюро и т.д.) (91).
  Типы и виды организационных структур. Различают три основных типа организационных структур управления: линейную, функциональную и смешанную - линейно-функциональную (91). Для обеспечения гибкости сложных систем управления в линейно-функциональные структуры вводятся программно-целевые формы управления в виде матричных структур: управление по проекту; управление по продукту; координационные комиссии и т.д. (см. рис.23). В организационной структуре управления предприятиями выделяют также:
 • безцеховую структуру управления, при которой основной административно-производственной единицей (звеном) являются самостоятельные участки, что соответствует наиболее простой двухзвенной структуре управления (заводоуправление - руководство участка);
 • цеховую структуру управления, при которой основным административно-производственным звеном являются цехи, что приводит к трехступенчатой структуре управления (заводоуправление - аппарат управления цехом - руководство участка);
 337
 
 
 
 
 " корпусную (производственную) структуру управления, при которой, кроме участков и цехов, вводится дополнительная ступень (звено) в управляющей системе - корпус (производство), объединяющий несколько взаимосвязанных или однотипных цехов. В этом случае предприятие приобретает четырехзвенную структуру управления производственным процессом;
 • филиальную структуру управления, при которой, кроме участков, цехов и в некоторых случаях корпусов, создаются филиалы. Филиал - это не дополнительная ступень управления, а особое звено, появление которого связано с территориальной удаленностью от головного (базового) производства группы цехов или самостоятельных участков (91). Критерии рациональной структуры управления. Условиями (или критериями) рациональной структуры управления выступают: а) соответствие звеньев управления его функциям; б) возможно меньшее число ступеней (звеньев) в иерархии управления; в) сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления; г) концентрация функциональных звеньев в функциональных узлах (например, все экономические службы объединяются под руководством главного экономиста или финансового директора); д) четкое выделение участия каждого функционального звена в едином процессе управления, исключение дублирования функций; е) наименьшее число источников "приема" и "выхода" команд из каждого звена управления.
  Организационная структура менеджмента документально фиксируется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделениях, а также в должностных инструкциях для исполнителей (91).
 КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ
  К кадрам управления относятся работники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, т.е. работники, профессионально участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления (91).
  Существуют различные классификации кадров управления: по должностному признаку, по уровням (ступеням) в иерархии управления, по специальному образованию, по отраслям производства и др. Однако базовой классификацией является классификация работников в процессе принятия и реализации решений. По этому признаку кадры управления подразделяют на три большие группы: руководителей, специалистов и вспомогательный
 339
 
 персонал (технических исполнителей) (65). Каждая из названных групп кадров управления характеризуется специфическим местом в системе управления, особенностями профессиональной деятельности, а также системой профессиональной подготовки.
  Руководители. Руководители - это работники, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, осуществляющие контроль и регулирующие деятельность коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей (91). Руководители подразделяются на линейных и функциональных. Линейные руководители - лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее обособленной, организационно оформленной части (объединение, предприятие, цех, участок, бригада). К функциональным руководителям относят лиц, ответственных за определенный функциональный участок работы в системе управления и возглавляющих подразделения, осуществляющие конкретные функции управления (комитеты, отделы, бюро и др.). Руководители классифицируются также по уровням управления. Например, линейными руководителями являются: руководители низового (мастера, начальники участков, цехов и т.п.), среднего (начальники корпусов, директора предприятий, главные специалисты объединений) и высшего (начальники главков, министры, председатели комитетов и т.д.) звеньев. Иерархия управления схематически представлена на рисунке 24.
  Специалисты. Специалисты - это специализированные работники, разрабатывающие на основе имеющейся у них информации варианты решения отдельных конкретных, как правило, функциональных вопросов производственного или управленческого характера (91). Специалисты управления классифицируются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. Различают главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов различных категорий и классов и т.д. К группе специалистов относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, психологи, социологи и пр.
  Технические исполнители. Вспомогательно-технический персонал - это работники, обслуживающие деятельность руководителей и специалистов (91). Их, как правило, классифицируют по отдельным операциям управления. К таким работникам относятся секретари, машинистки, техники, операторы ЭВМ, архивариусы, чертежники, лаборанты и др. Технические исполнители имеют узкую и конкретную профессиональную подготовку, при-
 340
 
 I. Три основных уровня управления
 
 Управляющие высшего звена
 Президент Генерал
 Папа римский Ректор университета
 
 Управляющие среднего звена
 Директор предприятия Полковник Кардинал Главный бухгалтер
 
 Управляющие низшего звена
 Начальник цеха.отдела
 Капитан
 Пастор
 Декан
 
 II. Соотношение уровней управления с целями и планами организации
 
 Уровень целей
 Предназначение
 Уровень планов
 
 
 Управляющие высшего звена
 Вся организация
 Управляющие среднего звена
 Основные подраз-деления и функции
 Управляющие низшего звена
 
 Подразделения и отдельные работники
 Рис.24. Иерархия управления (82)
 
 званы обеспечивать техническую помощь руководителям и специалистам управления, в частности, при выработке и реализации управленческих решений (сбор, первичная обработка, хранение и выдача информации, учет, контроль и т.п.).
  Указанная классификация кадров управления позволяет четко сформулировать требования к каждому работнику в зависимости от его принадлежности к той или иной группе и организовать необходимую для данной категории работников систему их подбора, подготовки и рационального использования. Различие функций отдельных категорий кадров управления обусловливает специфику работы с ними, необходимость постановки особых задач, использования специальных форм и методов кадровой работы (91).
 НОРМА УПРАВЛЕНИЯ
  Количество людей, находящееся в непосредственном подчинении у менеджера, называется нормой управления, или сферой контроля (82). Когда в непосредственном подчинении у менеджера находится большое количество людей, он обладает высокой нормой управления; когда же это число невелико, то норма управления менеджера низка. Естественно, что для достижения поставленных целей потребуется тем меньше менеджеров, чем выше нормы управления, которыми они обладают.
  На формирование нормы управления действует ряд факторов. Среди них индивидуально-психологические способности управляющего, уровень профессионализма и культуры работников, виды их мотивации и род профессиональной деятельности. Обычно высококвалифицированные работники в меньшей мере нуждаются в управлении, чем менее квалифицированные. Поэтому менеджер организации, состоящей почти исключительно из профессионалов или ученых, может иметь высокую норму управления (82).
  Норма управления определяется числом иерархических уровней в организации, т.е. зависит от того, является ли ее вертикальная структура высокой или плоской. Высокая структура имеет более низкую норму управления и больше иерархических уровней, а плоская -- более высокую норму управления и меньше иерархических уровней (см. рис.25). Высокие структуры требуют больше средств на свое содержание, замедляют деловое общение и принятие решений, затрудняют четкое определение обязанностей и ответственности (82).
 342
 
 I. Плоская структура
 Римская католическая церковь
 
 Кардиналы
 Епископы
 Священники
 
 II. Высокая структура
 Армейская структура
 
 Капитаны и лейтенанты
 Сержанты и старшины
 Рядовые
 
 Рис.25. Плоская и высокая организационные структуры (82)
 
 НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
  Помимо формальных вертикальной и горизонтальной структур в любой социальной организации существует система взаимоотношений, которую не отражает официальная структурная схема, но которая влияет на успехи организации в достижении ее целей (82). Иными словами, во всякой организации имеется неформальная организационная структура, т.е. сеть взаимосвязей, возникающих среди работников на межличностном уровне.
  Неформальная организационная структура, по многим своим параметрам связанная с феноменом лидерства, имеет немало положительных свойств: способствует социальной адаптации, разрядке стрессовых ситуаций; облегчает общение внутри организации, обеспечивает распространение информации; способствует выявлению возможных официальных лидеров. Однако неформальная структура не лишена и недостатков: может порождать межличностные конфликты, зачастую служит питательной почвой для различных слухов, может вступить в противоречие с формальной структурой, создавать благоприятную атмосферу для недовольных, плохих работников (82).
  К сфере действия неформальной организационной структуры относится система внутрифирменных отношений, за понятием которой скрывается такое сложное социальное явление, как борьба за власть, существующая в каждой организации, поскольку любая группа людей формирует некую социальную иерархию. При этом одни из них управляют, другие находятся на низшей ступени социальной иерархии, большинство же располагается где-то посередине. Одним из главных инструментов в достижении или удержании определенных позиций внутри социальной организации и служит система взаимоотношений (82). Совершенствованию системы деловых взаимоотношений отвечают следующие процессы:
 • расширение личных связей, под которым понимается стремление людей увеличить эффективность своей деятельности в организации или отрасли путем установления отношений с другими людьми в той же или смежных областях. Расширение личных связей включает в себя три основных компонента: а) умение "себя показать"; б) умение вступать в контакт и сближаться с другими людьми; в) умение создать имидж, т е. способность создать у людей впечатление о своей компетентности, общительности и нравственности;
 • наставничество как форма профессионального роста и деловой карьеры. Наставник - это опытный член организации,
 344
 
 исполняющий роль проводника и защитника для работников низшего звена. Взаимоотношения с наставниками устанавливаются обычно на неофициальном уровне (82). Существует еще один компонент неформальной организационной структуры, в котором, по сути, находят свое отражение все остальные. Это - корпоративная культура, т.е. психологический климат или система ценностей организации, которые формируют ее рабочую атмосферу и придают ей индивидуальную окраску. Корпоративная культура проявляется в признаваемых ценностях, ритуалах, символах, героях, а также в сложившейся системе внутрифирменных отношений.
 РЕЗЮМЕ
  1. Система социального управления включает механизм, структуру, объекты, функции, кадры и процесс управления. Механизм управления является конкретной формой использования социальных законов и объединяет общие принципы, цели, функции и методы управления. В соответствии с основными сферами общества различают механизм экономического управления, механизм социально-культурного управления и механизм административно-государственного управления.
  2. Все социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления. В обобщенном виде объектами социального управления являются человек и его труд. Существует три основных вида объектов управления: производственные, структурные и функциональные. Формирование и развитие объектов управления лежит в основе постоянного совершенствования системы управления обществом.
  3. Функции управления - это особые виды деятельности, выражающей направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им (91). К основным функциям менеджмента относятся: планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.
  4. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной (91). Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого -- организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Структура управления может быть малоступенчатой
 345
 
 (плоской) и многоступенчатой (высокой). Различают также три основных типа организационных структур: линейную, функциональную и линейно-функциональную. ,'••
  5. К кадрам управления относятся работники, профессионально участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления (91). Различают три группы кадров управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Руководители классифицируются также по уровням управления - руководители высшего, среднего и низового звеньев.
  6. На формирование организационных структур влияет сложившаяся норма управления, которая зависит, прежде всего, от уровня развития подчиненных и индивидуально-психологических особенностей менеджеров. Высота организационной структуры находится в прямой связи с нормой управления (сферой контроля): чем ниже норма управления, тем выше структура и наоборот.
  7. В каждой социальной организации наряду с формальной организационной структурой имеется и неформальная, представляющая собой сложившуюся систему взаимосвязей, ведущих и ведомых, каналов коммуникации, ценностей, героев, символов и ритуалов, что образует соответствующий социально-психологический климат организации и корпоративную культуру в целом. Формальная и неформальная структуры являются взаимосвязанными частями любой социальной целостности - от предприятия и организации до государства и гражданского общества, - выражая собой отношения "единства и борьбы противоположностей".
 Глава 29. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
  Процесс управления - это деятельность органов и кадров управления по воздействию на объект управления с помощью выбранных методов для достижения намеченных целей. Процесс управления обладает общими чертами с процессами, происходящими в социальной системе. Он определяется объективными законами функционирования и развития этой системы и в то же время в определенной мере зависит от субъективных факторов.
 346
 
 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
  Содержание процесса управления определяется характером решаемых проблеми представляет собой совокупность операций, сгруппированных по его этапам (65). Этапы характеризуют последовательность качественного изменения работ в процессе управления, являясь ступенями внутреннего развития управленческого воздействия (91).
  Различают:
  • методологическое содержание процесса управления, которое предполагает выделение закономерно следующих этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельности. Исходя из этого, процесс управления можно представить как последовательность четырех основных этапов: це-леполагания, оценки ситуации, определения проблемы, управленческого решения;
  • функциональное содержание процесса управления, проявляющееся в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь выделяют этапы: планирования, организации, контроля и регулирования. Функции стимулирования и обучения осуществляются по этапам управления;
  • экономическое содержание процесса управления, воплощенное в следующих этапах: установление экономических потребностей оценка наличия ресурсов, распределение ресурсов, использование ресурсов;
  • социальное содержание процесса управления, раскрываемое ролью человека в его осуществлении, поскольку субъектом и объектом социального управления всегда является человек;
  • организационное содержание процесса управления, которое проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия: этапы регламентирования, нормирования, инструктирования, ответственности;
  • информационное содержание процесса управления, состоящее в последовательности выполнения информационных работ: этап поиска информации, комплектования информации, обработки информации, передачи информации (91). Свойства процесса управления. Процесс управления обладает специфическими свойствами: 1) изменчивости (процесс управления переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляется в различном взаимодействии звеньев управле-
 347
 
 ния); 2) устойчивости (проявляется в возникновении и закреплении связей процесса управления между звеньями, его осуществляющими); 3) непрерывности (пока осуществляется процесс производства, существует и непрерываемость процесса управления); 4) последовательности (характеризует последовательность осуществления процесса управления: цель, ситуация, проблема, решение); 5) цикличности (повторяемость процессов управления все в новых и новых циклах) (91).
  Виды процессов управления. В различных условиях процесс управления может быть построен различными способами при сохранении всех его специфических свойств (91). Это позволяет классифицировать процессы управления, выделить их наиболее типичные виды:
 • линейный тип процесса управления (характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д.);
 • корректируемый тип процесса управления (характеризуется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа);
 • разветвленный процесс управления (заключается в методологическом разделении работ по частям на определенных этапах);
 • ситуационный процесс управления (характеризуется тем, что он возникает как бы по ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения);
 • поисковый тип процесса управления (исходит из полной ясности цели воздействия, но невозможности оценить ситуацию и сформулировать проблему. В этом случае решение разрабатывается на основе цели и наиболее общей оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется ситуация) (91).
 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
  Организационная характеристика процессов управления включает:
 • выявление участников процесса и порядок их взаимодействия;
 • описание временной последовательности протекания процесса управления, определяемой последовательной реализацией основных функций управления;
 348
 
 в определение процедуры взаимодействия различных органов (звеньев) управления в процессе управления (65).
  Процесс управления теснейшим образом связан со структурой управления (91). Эта связь состоит в их взаимном влиянии. Структура отражает стабильные формы разделения управленческого труда, процесс - последовательность выполнения различных видов управленческих действий. Опосредованно эта связь проявляется в принципах, функциях, механизме и методах менеджмента, которые в равной мере отражают и статику, и динамику управления.
  Организация процесса управления представляет собой всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы осуществления. Иными словами, организация процесса управления - это его целесообразное построение во времени и пространстве в соответствии с потребностями согласования совместного труда в социальной системе и задачами повышения эффективности менеджмента. В конкретном выражении организация процесса управления проявляется в распределении работ по этапам, установлении последовательности и временной протяженности их выполнения, обеспечении тех или иных звеньев системы управления в проведении этих работ. Организация процесса управления должна строиться на основе его предварительного проектирования, которое базируется на глубоком и всестороннем анализе всех условий и особенностей управления. Проектирование организации процесса управления включает:
 • определение логически обоснованной и наиболее рациональной последовательности выполнения работ;
 • установление необходимых процедур оформления работ (утверждение, согласование, обсуждение и проч.);
 • порядок использования времени по отдельным видам работ;
 • пространственное проектирование процесса управления;
 в проектирование связей между звеньями управления при совместном выполнении работ определенного вида (91).
 ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА МЕНЕДЖМЕНТА
  Процесс управления имеет не только содержательную и организационную, но и технологическую сторону (65). Технология процесса управления включает следующие три компонента:
 • организация информационной системы. Управленческая информация - это совокупность сведений о состоянии объекта и субъекта управления. Информационные процессы
 349
 
 сопровождают весь цикл управления. Информация, используемая в процессе управления, классифицируется по: содержательному признаку (политическая, экономическая, организационная, научно-техническая и т.д.); источнику возникновения (внутренняя и внешняя); отношению к процессу управления (директивная и описательная); временному признаку (прошлые, текущие и будущие события); форме представления (цифровая, текстовая, кодированная); способу фиксации (устная и документированная);
  • документирование и документооборот. В процессе управления используются следующие основные виды документов:
 постановления, приказы, распоряжения, указания, уставы, положения, инструкции, решения, акты, предписания, протоколы, письма, пояснительные и докладные записки, доклады, заключения, стенограммы, протоколы, сводки, планы, отчеты, рефераты, списки. С целью рациональной организации потоков документированной информации их необходимо регламентировать, указывая при этом конкретного получателя, отправителя и номенклатуру документов. В принципе схема документированных связей должна соответствовать структуре органа управления и его внешним связям;
  • процедуры. Разрабатываются для всех основных видов управленческой деятельности: подготовки перспективного плана, составления годового баланса, проведения служебных совещаний и т.д. Четко организованная технология процесса управления представлена в виде наборов различных управленческих процедур (65).
  Техника управления. Техника управления представляет собой орудия и средства труда, предназначенные для выполнения информационных преобразований в процессе управления (65). Технику управленческого труда условно можно разделить на три группы: материальные носители информации, средства преобразования информации; средства оснащения процессов информационных преобразований (оборудование, служебные и подсобные помещения и т.д.). Классификация техники управления показана на рисунке 26.
  Техника управления развивается по нескольким направлениям. Во-первых, создаются новые высокопроизводительные устройства и машины, предназначенные для автоматизации трудоемких процессов информационных преобразований (многоаспектной выборки и сравнения данных, фиксации информации
 350
 
 
  р IL" R 1 3 "
 Е Л
 § a s
 та (U о и с; d
 о, с и ^ S ft So" 5 s
 §§ §§
 я о.
 ui 0
 ^^ i i' к 1
 и
 
  и
  Чэ гч
  и
  "S
 
 на носителях, передачи и представления необходимых данных и т.д.). Во-вторых, совершенствуются те технические средства, применение которых стало традиционным (создание ЭВМ высокой производительности и памяти, пишущих машин с элементами логики, факсимильной аппаратуры, видеотерминалов и проч.). В-третьих, происходит агрегирование технических средств и систем (создание сетей передачи данных, автоматизированных систем управления, разработка и производство технических комплексов средств оргтехники и др.). В-четвертых, создаются многофункциональные машины и системы, предназначенные для различных уровней управления (комплексы ЭВМ, организационные универсальные автоматы и т.д.) (65).
  Выделяют следующие формы использования техники в аппарате управления: централизованная, при которой управленческая техника сосредоточивается в одном месте и обслуживает весь аппарат управления; децентрализованная, когда вся наличная управленческая техника распределяется по структурным подразделением аппарата управления; смешанная, при которой часть техники эксплуатируется централизованно, часть - отдельными подразделениями или работниками управления (65).
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  О действительной эффективности социального управления можно говорить в трех случаях:
  - когда затраты на управление сократились, а показатели управления не изменились или даже улучшились;
  - когда затраты на управление не изменились, а качество управленческой деятельности улучшилось;
  - когда затраты на управление возросли, но в большей мере улучшились показатели качества управления (65).
  Таким образом, методология исследования эффективности управления базируется на сопоставлении эффекта, т.е. результата, полученного в системе, с затратами, связанными с его достижением (91). Эффект управления проявляется в том, что все элементы социальной системы (и управляемой, и управляющей подсистем, и их составляющих) приведены в действие и используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом, т.е., в конечном итоге, это системный эффект, отражающий как качественные и количественные характеристики каждого элемента системы, так и принципиально новое качество, возникающее в результате системных связей и отношений.
 352
 
 Затраты на социальное управление складываются из управленческих расходов по всем уровням и звеньям управления и включают: заработную плату работников управления с начислениями на социальное страхование и эксплуатационные расходы, связанные с использованием предметов и средств управленческого труда (здания, техника, средства связи и проч.) и с содержанием аппарата управления (расходы на командировки, подготовку управленческих кадров, приобретение канцелярских принадлежностей и оргтехники и т.п.) (91).
  Измерение эффективности управления позволяет анализировать и сопоставлять различные варианты систем управления, выявлять резервы их совершенствования, оказывать влияние на заинтересованность и повышать ответственность управленческих работников за результаты профессиональной деятельности.
  В теории и практике социального управления предлагаются и применяются различные методы определения эффективности управления. Среди них можно отметить следующие два:
 • эффективность управления измеряется эффектом, полученным в социальной системе любого уровня- Этот эффект соизмеряется с затратами системы управления. В самом общем виде данный подход может быть выражен с помощью формулы:
 Э -рп
 у "Т" '
 °У
 где Эу - эффективность управления; Рд - конечный результат (эффект), полученный социальной системой в целом; Зу - затраты на управление;
 • результат деятельности системы управления измеряется не по эффекту, полученному в социальной системе, а по объему и характеру (включая качество) действий, выполняемых в процессе управления. Поэтому самая общая трактовка этого методического подхода может быть выражена формулой:
 Р.
 У
 3"
 где Ру - эффект управления, выраженный параметрами, оценивающими действия системы управления (91)
 23 6-183 353
 
 РЕЗЮМЕ
  1. Процесс управления характеризует систему управления в ее динамике и представляет собой деятельность органов и кадров управления по воздействию на объект управления с помощью выбранных методов для достижения поставленных целей (91). Сущность процесса управления заключается в приложении трудовых усилий человека для согласования коллективной деятельности. Содержание процесса управления определяется характером решаемых управленческих проблем.
  2. Основными свойствами процесса управления являются устойчивость и изменчивость, непрерывность и последовательность, а также цикличность. Процесс управления тесным образом связан со структурой управления. При этом структура отражает стабильные формы разделения управленческого труда, т.е. статику управления, а процесс - последовательность выполнения управленческих действий, т.е. ее динамику.
  3. Технология процесса управления включает три основных компонента: организацию информационной системы, документирование и документооборот процесса управления, управленческие процедуры. Техника управления представляет собой орудия и средства труда, предназначенные для выполнения информационных преобразований в процессе управления (65). Эффективность управления в наиболее общем виде определяется путем сопоставления результата с затратами, связанными с его получением.
 Глава 30. СТИЛИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
  Поскольку руководство осуществляется внутри организаций, необходимо определить содержание самого понятия организация*. Исследователи выделяют несколько постоянных характеристик организации независимо от профиля ее деятельности (13) Эффективное управление этими характеристиками является своеобразным ключом к эффективности управленческой деятельности.
 * Подробнее см: Б л е я к РР, Мутон Дж. С Научные методы управлс ния / Пер. с англ. - К., 1992. - 143 с.
 
 Цель (цели) деятельности представляет собой первую универсальную характеристику организации, поскольку невозможно представить организацию, деятельность которой лишена цели.
  Персонал является следующей универсальной характеристикой организации, поскольку без персонала организация существовать просто не может. Цели деятельности организации не могут быть достигнуты без участия людей, поэтому организации создаются в тех случаях, когда для достижения цели требуется участие нескольких человек.
  Власть (иерархия) является третьей универсальной характеристикой организации, поскольку в любой организации одни ее члены выполняют функции управления, другие выступают в роли управляемых. Процесс достижения цели деятельности организации (первая универсальная характеристика) посредством приложения усилий персонала (вторая характеристика) приводит к тому, что одни члены организации получают полномочия устанавливать и координировать направления деятельности других, иными словами, получают право нести ответственность за их деятельность. Предпосылкой для понимания сущности руководства является признание, что действия руководителя обусловливаются системой предположений, касающихся способов реализации предоставленных ему полномочий в интересах достижения целей деятельности организации с участием и посредством персонала.
  Культура организации - четвертая универсальная характеристика, вытекающая из природы коллективного, совместного труда людей и проявляющаяся в чувстве принадлежности к организации, а также в существовании определенных норм и ценностей, системы символов, ритуалов и героев, оказывающих влияние на поведение ее членов (13).
  Материальные и финансовые ресурсы являются пятой универсальной характеристикой любой организации, поскольку достижение целей посредством персонала требует определенного оборудования, площадей, вознаграждения и других материальных условий, необходимых для поддержания жизнедеятельности организации.
 ПОЛЯРНЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА
  Различные способы реализации полномочий руководителя в интересах обеспечения деятельности организации проявляются в различных стилях социального управления.
  Под стилем руководства в социальной психологии понимается типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых
 23- б-is? 355
 
 (подчиненных). На социологическом уровне, т.е. уровне изучения общества и его подструктур, стиль менеджмента находит отражение в тех или иных формах социального управления в зависимости от преследуемых руководством целей и исповедуемых им ценностей.
  Психология управления различает два противоположных стиля руководства: авторитарный и либеральный (с возможностью перехода в анархичный). Первый характеризуется особо жесткой постановкой цели и нежеланием отступить от составленного мнения. Черты этого стиля - неподатливость, нетерпимость, доходящая до грубости, строгость, прямолинейность. Второй стиль в своем крайнем выражении характеризуется особой уступчивостью руководства вплоть до потери самой его цели в процессе коммуникации, предоставлением подчиненным инициативы в формулировке цели и готовностью принять ее без возражений (112).
  Названные стили управленческого поведения в их крайнем выражении приводят к отрицательным результатам руководства, ослабляя его эффективность. Так авторитарный стиль может привести к открытому или скрытому агрессивному противодействию подчиненных, чувствующих себя обезличенными, отождествляющих цель с выражающим ее диктатором и поэтому настроенных на ее неприятие. В случае крайнего либерального подхода руководства может получиться "хаотическая реакция", особенно при наличии большого числа подчиненных и невозможности координировать их многообразные наклонности и пожелания. Поэтому в качестве оптимального варианта поведения руководителя современный исследователь проблем управления К.Вернер предложил аналитически взвешенное соотношение элементов руководства на основе формулы:
 ЭЛ-=ЛAK ,
 ЭA
 где: Эд - сумма либеральных элементов руководства; Э ^ -- сумма авторитарных элементов руководства; ЛАК - либерально-авторитарный коэффициент (112).
  С целью определения и количественной оценки практически встречающихся форм либерального и авторитарного управленческого поведения К.Вернер предложил таблицу (см. табл. 15), включающую три формы авторитарного (в знаменателе) и две формы либерального (в числителе) поведения, придавая каждой условные, выведенные из опыта, оценки в баллах (от 1 до 3).
 356
 
 Таблица 15
 СООТНОШЕНИЕ АВТОРИТАРНЫХ И ЛИБЕРАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РУКОВОДСТВА (ПО К.ВЕРНЕРУ)
 
  Л. Л,