<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Щёкин Г.В. Теория социального управления: Монография. К.: МАУП, 1996. - 408 с.
 ISBN 5-86926-086-8.
  Предпринята попытка комплексного освещения проблем управления в русле социальных наук и культурно-исторического подхода. Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента, предмет и содержание науки управления, ее основные принципы и методы.
  Предложен системный подход к управлению социальными системами, даны дифференцированные определения основных понятий управления и его классификация.
  Для специалистов, преподавателей и студентов, занимающихся проблемами социального управления.
  Одобрена Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП).
 Шеф-редактор В.Е. Коломиец Редактор Е.Н. Коденко Компьютерная верстка Л. Р. Самсонова Корректоры Л.Н. Гримальская
 С.С. Рогузько Оформление обложки А.М. Назаренко
 ISBN 5-86926-086-8 (c) Щёкин Г.В., 1996
 (c) Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП), 1996
 Подписано к печати 21.03.96. Формат 60x90i/i6. Бумага типографск.
 Офсетная печать. Уч.-издл. 22,7. Тираж 3000 экз. Зак. № 6-183.
 Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП).
 252039, Украина, Киев-39, ул.Фрометовская, 2, МАУП.
 АО Книжная типография научной книги. Киев-30, ул.Б Хмельницкого, 19
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
  В настоящей монографии предпринята попытка комплексного освещения проблем социального управления с философских, социологических и психологических позиций, т.е. в русле основных социальных наук, исследующих общество как биосоциальный феномен.
  Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями социального управления, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования социума на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления (83). Оба уровня знаний основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем эволюционные изменения мирового менеджмента. Указанной логике освещения проблем социального управления и подчинена структура настоящей монографии.
  Введение содержит определение основных понятий управленческой теории и практики, к которым относятся власть и господство, руководство и администрирование, управление и менеджмент. Предложена современная типология менеджмента;
 отражены социально-психологические основы власти и социального управления, которые, по мнению автора, являются во мно-
 
 гом ключевыми для понимания названных феноменов. При этом автор выступает против механического перенесения сугубо психологических понятий на социальные явления. Однако признает, что их изучение и использование в управленческой теории и практике позволяет яснее понять взаимосвязь индивидуального и общественного, психологического и социального целого.
  Раздел I освещает пути образования основных рас человека, их основные отличия; происхождение t 'людов и их современную классификацию; социально-психологические особенности этносов; развитие культуры и происхождение власти; общественное разделение труда и социальное расслоение; этапы социального управления и основные пути организации общества. Целью этого раздела, таким образом, является максимально полное раскрытие объекта и субъекта социального управления в их историческом развитии, а также эволюционно связанных с ним социальных институтов и явлений.
  Раздел II рассматривает общество и основные подходы к его изучению, изложенные в различных социально-философских, социологических и психологических концепциях. Подробно освещаются механизмы социальной селекции, отбора и распределения членов общества по различным стратам его социальной структуры, закономерности социальной мобильности и стратификации, мегоды их изучения и измерения, а также основные типы общества и соответствующие им типы социального характера.
  В разделе III излагается краткая история социального управления, концепции Платона, Аристотеля, Полибия, Сыма Цяня, Конфуция, Н.Макиавелли, М.Вебера, К.Ясперса и других социальных мыслителей, занимавшихся проблемами общественного устройства. Менеджмент обосновывается как всеобщий принцип социального управления, приводятся его основные научные школы. Рассматриваются основные виды социального управления, относящиеся к главным сферам организации общества.
  Раздел IV раскрывает политику как социальное явление и политологию как науку, а также взаимосвязи государства и общества, политической жизни и политической деятельности, политических партий и политических систем. Представлены основные концепции теории власти и ее типология, формы государственного правления и политические режимы. Показаны основные тенденции в ycтaнoвлeнии форм и видов управления обществом Приведены основные проблемы политической психологии.
 
 Раздел V посвящен рассмотрению предмета и содержания науки управления, ее основных принципов и методов, системы социального управления, содержания и организации процессов менеджмента, стилей руководства и основных характеристик социальных организаций.
  Заключение содержит только некоторые обобщения и выводы, поскольку многие из них помещены в резюмирующей части каждой главы монографии.
  При подготовке работы широко использовались труды социальных мыслителей давнего и недавнего прошлого, а также современные учебные, справочные и периодические издания, приведенные в сносках и в перечне литературы. Это обусловлено тем, что, хотя монография и представляет собой научное издание, она, как и большинство других работ автора, предназначена прежде всего для учебных целей, т.е. познания сложных объектов окружающей реальности сквозь призму не одной, а возможно большего числа различных точек зрения. Такое познание предполагает наличие достаточного запаса здоровой критичности, на что и рассчитывает автор, адресуя свой труд непредвзятому и толерантному читателю.
 
 ВВЕДЕНИЕ
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  Теория (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - это система основных идей в той или иной отрасли знания (47). В современном понимании теорией в противоположность "голой" эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. При этом всякому теоретическому познанию в силу того, что теория неизбежно содержит гипотетический элемент, присущ определенный момент неуверенности, вероятностный характер. С позиции веры в упорядоченность всех мировых событий считается: чем проще теория, тем ближе она к истине (47).
  Управление - это прежде всего наука, сочетающая в себе как прикладные, так и теоретические, исторические моменты. До того, как перейти к рассмотрению основных теоретических и методологических аспектов науки социального управления, раскроем содержание понятий управление, администрирование, менеджмент, власть, руководство и других.
 УПРАВЛЕНИЕ
  С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Это сфера человеческой деятельности, возникшая в результате разделения труда, с помощью которой человек воздействует на технологические,
 
 экономические и социальные процессы для достижения определенных целей. Управление - это процесс, обеспечивающий (при использовании по целевому назначению) необходимое протекание процессов преобразования энергии, вещества и информации, поддержание работоспособности и безаварийности функционирования объекта путем сбора и обработки информации о состоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воздействии на объект и их использования (109).
  Управление как явление объективного мира очень многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три основные его компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество (65, 91). Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:
 • процессы управления в неживой природе (в технических системах). Управление производственно-техническими процессами и физическими телами, системами машин, т.е. управление техническими системами, называют управлением вещами. Эта область управления изучается преимущественно техническими науками);
 • процессы управления в живых организмах (в биологических системах). Управление процессами, протекающими в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Эта область управления является предметом изучения естественных наук;
 • процессы управления в обществе (в социальных системах). Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в социальные группы с их различными интересами, т.е. управление социальными системами, называют управлением людьми или социальным управлением. Эта область управления является преимущественно предметом изучения социальных наук (65, 91).
 СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  Итак, управление в обществе называется социальным управлением (65). Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной (совместной) деятельностью людей (65).
  Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное управление, управление социаль-
 
 но-культурной сферой, управление материальным производством.
  Люди как главная производительная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ (91). Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием и управление внутри каждой системы каждого уровня. Это - уровни управления (91).
  В рамках социального управления выделяют также две основные формы управления: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами включает процессы управления социальным развитием, управления рабочей силой, управления образованием, управления занятостью, управления трудом, управления социальным обеспечением и др. Это подвиды социального управления.
  Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и управление ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на такие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).
  Иными словами, классификация видов управления соответствует классификации основных сфер (областей) организации общества: экономическая- область материального производства, распределения и потребления материальных благ;
 политическая - область классовых, национальных и межгосударственных отношений, отношений власти и господства; культурная- область духовного производства, распределения и потребления духовных благ.
  Каждый вид управления включает уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Основные формы и уровни управления включают соответствующие подвиды управления. Классификация управления представлена на рисунке 1.
 
 
 
 МЕНЕДЖМЕНТ
  Как явствует из приведенной классификации процессов управления англоязычное понятие менеджмент нельзя однозначно заменить русскоязычным термином управление, поскольку в первом случае речь идет лишь об одном из видов управления, а именно об управлении производством (хотя ряд исследователей в последнее время склонны распространять данное понятие на социальное управление в целом, что, как будет показано в дальнейшем, не лишено основания).
  Оксфордский словарь английского языка, как известно, дает четыре трактовки термина менеджмент: 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица. В то же время, в чисто функциональном плане менеджмент можно оценить как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям (71). Итак, понятие менеджмент правомерно относить только к классу управления социальными системами и его основным видам. В частности, различают социально-политический менеджмент, менеджмент непроизводственной сферы, менеджмент производственной сферы. Как и управление, понятие менеджмент, кроме основных видов, включает соответствующие уровни, основные формы и многочисленные подвиды (финансовый менеджмент, менеджмент персонала, маркетинговый менеджмент и т.д.). В целом, менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформировать и достичь цели организации через других людей (60).
 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
  В социальных науках администрацией принято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения (16). Администрация - это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного исполнения общественной политики и имеющая достаточно острую иерархию власти.
  В узком смысле слово администрирование означает профессиональную деятельность государственных чиновников, направленную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование - это не только профессиональная деятель-
 10
 
 ность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В данном случае понятие администрирование соответствует понятию административно-государственное управление, представляющего особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник выступает социальным агентом власти. Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах: 1) связанные с тремя сферами власти - законодательной, исполнительной, судебной и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) значительно отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях;
 4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и организациях (16).
  Таким образом, администрирование представляет собой управленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле). Административное управление больше направлено на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государства), а менеджмент - больше на реализацию поставленных задач и поиск оптимальных путей их решения. При этом администрирование, как и менеджмент, относится только к классу социального управления.
 ВЛАСТЬ
  Власть представляет собой форму социальных отношений, характеризующуюся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (власть экономическая, политическая, государственная, семейная и др.) (46). Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.
  Наиболее важным видом власти является политическая власть, т.е. реальная способность данной социальной группы или индивида проводить свою волю, определяющуюся в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главными средствами ее осуществления являются политика, административные акты, правовые нормы.
 
 Среди различных видов власти выделяется государственная власть, которая доминирует в обществе, является основным объектом в политической борьбе. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата.
  Система власти всегда основана на отношениях субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии (46).
 ГОСПОДСТВО
  Господство - это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает расчленение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Власть предшествует господству, хотя она не всегда приобретает характеристики господства (46).
 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
  В большей части научной литературы по управлению термины управление, администрирование и руководство употребляются как синонимы (51). Однако, на практике в понятие управление вкладывается, в основном, смысл технологической организации объекта управления, т.е. оперативного управления, руководство же - это, прежде всего, управление людьми, а администрирование - административное управление, основная функция которого состоит в определении политики организации, региона, отрасли, государства. Таким образом, выделяют две различные функции - административную, т.е. функцию по разработке политики, и функцию собственно управленческую, оперативную, исполнительскую, которые объединяет и обеспечивает непосредственное руководство людьми (22, 51).
  Административное управление - это та область управления, которая занимается целями, функциями и проблемами организационных компонентов как единого целого. Это определение охватывает ее структурные единицы от государства в целом до малого предприятия. Оперативное же руководство нацелено главным образом на управление процессом по осуществлению намеченного. Оно связано с решением текущих задач, возникающих при осуществлении запланированных работ, проектов или мероприятий. Чем выше ранг должностного лица, тем большей адми-
 12
 
 нистративной властью он обладает, тем большее влияние он оказывает на формирование определенной политики, в то время, как большая часть времени руководителя низшего ранга уходит на оперативное руководство (51).
  Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой политики: власть и политика нераздельны и взаимообусловлены (69). Значение понятия власть появилось как перенос понятия уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или учреждения. Власть является средством осуществления политики и одновременно ее причиной (69). По своей сути она подобна авторитету - одной из основных форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согласование как в общих, так и в индивидуальных интересах.
  Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений), способность проникать во все виды человеческой деятельности, связывать людей и социальные группы и одновременно противопоставлять их. Поэтому понятие власть, как и сама власть, возникает в отношениях между людьми или группами людей, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и волей, способностью к руководящей деятельности- "Поле власти" при этом может быть предельно малым (личность самого человека, власть отца, например) и предельно большим, таким, как государственная власть, и выходящим за рамки государственно-территориального пространства, например, власть идеологий, религий, политических явлений и т.д. Обобщенная картина власти в обществе и за его пределами представляется системой пространств ("полей") власти разного содержания, разных масштабов и форм, типов и видов (69).
  Власть наделена единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, интеллектуальных, волевых и эмоциональных воздействиях, власть существует в двух основных формах - реальной и погенциальной, что сближает ее с понятием лидерство Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти конкретизируются во множестве видов управленческой деягельносги: выборе целей, принятии решений, определении задач исполнителей, их подборе, создании органи-зациии, разработке ее структуры и тд. (69)
 13
 
 Таким образом, в отношениях понятий власть и управление прослеживается определенная соподчиненность и взаимозависимость: власть предполагает управление объектом, а управление предполагает осуществление над ним власти. Иными словами, понятие власть первично к понятию управление, поскольку не каждый работник управления (например, специалисты, технические исполнители, часть функциональных руководителей) обладает реальной властью, но каждый работник, наделенный властными полномочиями, выполняет вполне определенные функции управления.
 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
  Особая проблема - психология власти и управления, ее глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы (69). Они традиционно исследовались в русле социальных наук (философии, социологии, психологии), а также в литературном и политическом творчестве лучших умов человечества. Действительно, проявление власти, лидерства для человека естественно, глубоко заложено в биологических, природных и социально обусловленных началах его интеллектуальной и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти - подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать воздействия власти и следовать им. Командование и исполнение - два равным образом универсальных принципа власти. Они нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности - склонной властвовать ("ведущей") и подчиняющейся, принимающей власть ("ведомой"). Оба типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в форме крупных социальных структур и отношений между ними - государства и общества, правительства и населения и т.д. Цивилизованное человечество ориентировано на координацию этих отношений, на превращение их в организованные и, по возможности, бесконфликтные (69).
  В работах современных исследователей власть и социальное управление стали рассматриваться как сложный социальный и психологический феномен, включенный в достаточно широкий историко-культурный контекст (55). Данный подход привел к тому, что исследователи все больше обращаются к религиозной и политической символике, политическим ритуалам, воплощающимся в дипломатии, обрядах государственных празднеств, по-
 14
 
 гребении политических деятелей и т.д.; широко используют этнографические материалы и рассматривают те психологические аспекты истории власти, которые зачастую оставались в тени. Цель таких исследований - выяснение механизма реализации на практике идеи господства, конкретных психологических факторов, способствующих функционированию власти, условий достижения влияния политического руководства, обеспечивающего господство над людьми (55).
  Власть и сопровождающее ее насилие не могут осуществляться без определенного психологического воздействия, внушения. Само создание властного авторитета есть психологический акт, необходимыми предпосылками которого являются мотивы покорности, готовности к повиновению. Определенные действия представителей высших эшелонов управления (устраивание празднеств, проведение торжеств, участие в церемониях) выполняют демонстративную, репрезентативную функцию, накладывающую свой отпечаток на их образ жизни. Эта репрезентативная функция у разных народов и в разное время играла важную роль в создании психологических мотивов господства.
  Анализируя проблемы реализации власти и социального управления, исследователи большую роль отводят коллективным политическим представлениям, преобладающим в том или ином обществе, т.е. представлениям людей об их месте в окружающем мире и о своей истории. Такие представления базируются на историко-культурном наследии того или иного народа, но могут быть и специально сформированными господствующими социальными силами. Политическая власть и господство утверждались также через систему мифологических и религиозных представлений. В принятых в традиционных обществах ритуалах, традициях, церемониалах освящалась социальная практика управления (55).
  Власть и господство над людьми - это сложный и многогранный процесс взаимодействия экономических, социальных, политических и психологических факторов, различных социальных сил и действующих лиц. При этом сами власть имущие находятся в определенной психологической и социальной зависимости от тех, над кем они господствуют. Этим, в частности, определяется специфика психологического воздействия на подчиненных в различных обществах в разные эпохи, отличие методов и степени психологического воздействия в традиционных и индустриальных обществах. Например, о средневековых и более ранних обществах зрелищная, репрезентативная функция господства бы-
 15
 
 ла намного эффективнее, чем в развитых индустриальных обществах. Но вместе с тем иррациональные мотивы, символика и ритуалы сохраняют свою эффективность и в развитых европейских странах.
  Важным является также вопрос о различных типах взаимоотношений между господствующими и подчиненными, о зависимости степени реализации власти и самого типа подчиненных, их образованности, признаваемых ими ценностей, принадлежности к разным социальным слоям, а также национального характера, темперамента, пола и возраста (55).
  Коррелятом власти является уважение; этическую ценность она представляет собой лишь тогда, когда так направляет уважающего ее, что тот оказывается в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти (98). При этом власти присуще нечто демоническое, поэтому она всегда нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть социальной истории. "Поистине это демоническая сущность власти: она даже там, где человек борется за идеальную цель в высшей степени самоотверженно, считая успех прочным только тогда, когда он с исключительной жизненной силой отстаивает свой собственный интерес, решительно осуществляет свое собственное желание, связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею"* (98).
 * G e r h Rilter, Die Odmonie der Mareht - 1947
 
 РАЗДЕЛ I
 РАСЫ. НАРОДЫ. КУЛЬТУРЫ
 Если история управления и говорит нам о чем-нибудь, так это о том, что независимо от того, с чем мы имеем дело - миром или войной, процветанием или женщиной - этот мир всегда будет нуждаться в хороших управляющих, таких, которые смогут привести общество оттуда, где оно находится, туда, где оно хочет быть.
 Р. Ф а л м е р
 Глава 1. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА: ПУТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ
  По мнению некоторых исследователей, общий предок человека, от которого произошли ныне живущие основные расы (европеоидная, монголоидная, негроидная), появился на исчезнувшем уже материке в районе современного Мадагаскара (80). Отсюда, как предполагается, первые поколения людей двинулись в Азию, Австралию и Европу через Африку, а затем и в Америку. Из первичных трех рас изначального человечества возникло все разнообразие современных народов*.
  Согласно современной тектонической** теории литосфера (внешняя сфера "гвердой" Земли) разбита на крупные плиты, ко-
 * Подробнее см Сикорский И А Всеобщая психология с физиогномикой - К. 1912 - 770с
  Тектоника (от 1реч tektonikos - относящийся к строи гсльству) - отрасль геологии, изучающая развитие структуры зсмнои коры
 2 6 W 17
 
 РАЗДЕЛ III
 ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
 Искусство научного управления - это эволюция, а не изобретение
 Ф Т э и л о р
  Понятие менеджмент первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими (52). В основе этого слова лежит английский глагол "to manage" (управлять), который происходит от латинского "manus" (рука). Отсюда термин менеджмент буквально означает "руководство людьми". В современной теории и практике социального управления под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, социальной группой, социальной общностью и обществом в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие менеджмент как процесс достижения цели социальной организации за счет руководства людьми (52)
 Глава 14. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
  Рассматривая хронологическую последовагельность событии в XX в, можно замети гь одну характерную особенность быстрое
 174
 
 развитие теории и практики менеджмента во всем мире*. Действительно, наиболее характерным для него является стремительное восхождение от неприметной периферийной дисциплины, каким менеджмент был во времена Ф.Тейлора**, до основного направления социальной мысли, ведущего общественного и научного института, который сегодня определяет образ жизни миллионов людей (42). Прежде, чем подняться до таких высот, менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития
 РЕЛИГИОЗНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
  Уже в древнейших обществах - Шумере, Египте и Аккаде - наблюдается трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по своей сути, менеджеров (42). Это удалось сделать благодаря удачному переформулированию священнослужителями религиозных принципов: если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна сугубо символическая жертва" достаточно, если верующие ограничивались подношением денег, скота, ремесленных изделий и т д.
  По существу, речь идет о первой управленческой революции в истории человеческого общества, в результате которой на свет появился принципиально новый тип деловых людей - еще не предпринимателей, но уже и не религиозных деятелей. Предприимчивые жрецы вскоре стали богатым и влиятельным классом. При этом деньги для них не служили самоцелью, они являлись побочным результатом религиозной и государственной деятельности, поскольку жрецы помимо соблюдения ритуальных процедур заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, регулировали государственный бюджет, ведали имущественными делами. Они прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, юридические записи, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и другие функции, относящиеся к практике управления. Побочный результат управленческой деятельности жрецов - появление письменности, которой затем овладели и другие слои населения
 Подробнп !М И о i.l g e t t s R M Minngi'nient thcoi\ pro< ets .in'1 piac'itC - Philcclelfia, 1975, Кравченко А Упратенческие революции // Социа iHL-гическ.ии груд - 1991 - № 1 - С 49 54
  Тейлор Фредерик Уинслоу (1856 1915) - основоположник школы научною менеджмента, автор книг Цсховои менеджмент" (1903) "Принципы и методы научного менеджмента" (191!)
 175
 
 Таким образом, в результате первой управленческой революции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие (42).
 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
  Вторая управленческая революция произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который издал знаменитый свод законов, содержащий 285 законодательных актов управления государством (42). Свод законов Хаммурапи является ценным памятником древневосточного права и представляет собой очередной этап в развитии социального управления. Уникальное значение этого кодекса, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он давал руководство для администраторов всей обширной империи.
  Кроме того, Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая образ самого себя как опекуна и защитника подданных. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было ценным нововведением.
  Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, зарождении первых ростков лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения (42).
  Через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Новуходоноссор II (605-562 гг. до н.э.) явился автором системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах, первым применившим цветные ярлыки, с помощью которых определялась продукция, поступавшая на фабрики и склады каждую неделю. Достижения Новуходоноссора II характеризуют третью управленческую р е в о -л ю ц и ю. Если первая была религиозно-коммерческой, вторам - светско-административной, то третья - производственно-строительной.
  Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме, но самые знаменитые из них --система территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. н.э.) и административная организация Римской католической
 !76
 
 церкви, которую и сейчас считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций (42).
 ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
  Четвертая управленческая революция практически совпадает с индустриальной революцией XVII-XVIII вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма и имела гораздо более существенное влияние на теорию и практику социального управления, чем все предшествовавшие революции в менеджменте (42).
  По мере того, как индустрия перерастала границы ранней фабричной системы (мануфактуры) и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью. В результате вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только привилегированных классов. Новая система собственности ускорила развитие промышленности и привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную социально-экономическую силу.
  Администрирование - это формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент - организация и контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкоспециализированный смысл менеджмента. Но затем менеджмент распался на множество подфункций - планирование, делопроизводство, снабжение, сбыт, организация, анализ хозяйственной деятельности и др. Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только число таких функций возросло, обострилась проблема их координации и соединения на новой основе. Менеджмент и администрация приобрели специальные инструменты координирования деятельности людей, в частности, систему принятия решений, цели политики компании, философию управления (42).
  Итак, началом четвертой революции в управлении явилась буржуазная революция, которая символизировала выход на историческую сцену новой фигуры - капиталиста, а по истечении определенного времени - наемного менеджера. Иными слова ми, начало этой эпохи - появление капиталиста, конец - появ-
 
 ление менеджера. Как только появился класс профессиональных менеджеров, отделившийся от класса капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой управленческой революцией (42).
 БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
  Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника (42). Его место начинал занимать бюрократ - государственный чиновник. Административные работники фактически захватили господствующие высоты в общественной жизни и превратились в самостоятельную социальную страту. "Люди, господствующие в бюро", монополизировали технику управления и каналы коммуникации. Чиновники - это прежде всего те, кто прошел специальную подготовку и занимается управлением в качестве профессиональной деятельности.
  Усложнение управления общественным производством приводит к монопольному захвату его ключевых функций закрытой "статусной группой", имеющей свою идеологию и систему ценностей. Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата, бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры (42). Социологический анализ бюрократии как социального явления наиболее основательно представлен в работах М.Вебера (17, 18, 19).
 МЕНЕДЖЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  В 1941 г. Дж.Бэрнхейм* написал книгу "Менеджерская революция", где как основную провел идею о том, что в современных условиях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих (42). По существу эта мысль во многом совпадает с мыслями М.Вебера, но с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры - такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия. Собственность, полагает Бернхейм, это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, то нет и собственности, а контроль в настоящее время на-тодится в руках менеджеров.
 * См В ч r n h a in J The managerial revolution - N Y , 1941
 178
 
 Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе высказал в своей книге "Концепция корпорации" (1946) ведущий теоретик менеджмента П-Дракер*, который говорил в связи с этим о настоящем "менеджмент-буме", когда идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. В 1963 г. П.Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Т.Парсонс - о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпораций, к управленческому и техническому персоналу. Апофеозом "менеджмент-бума" явился известный бестселлер Дж.Гэлбрейта" "Новое индустриальное общество", основной пафос которого состоял в утверждении, что профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный современной техникой становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство (42).
 РЕЗЮМЕ
  Таким образом, история мирового менеджмента насчитывает несколько управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике управления.
  Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности как реакции на деловую переписку и калькуляцию.
  Вторая революция в менеджменте, связанная с именем вавилонского царя Хаммурапи, дала образцы сугубо светского аристократического стиля управления.
  Основным итогом третьей революции в управлении, относимой по времени к царствованию Новуходоноссора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.
  Четвертая революция совпала с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.
 * Дракср Питер (1909) - американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления, ведущий теоретик так называемой "эмпирической школы", предсталлющей собой синтез школы "научного менеджмента" с доктриной "человеческих отношений"
 '* Гэлбрейт Джон Кеннет (1908) - американский экономист, социальный мыслитель, дипломат, литератор Основные работы "Новое индустриальное общее тво" (М , 1969); "Экономические теории и цели общества" (М , 1979)
 12-(,-1^ 179
 
 Пятая управленческая революция знаменовала приход новой социальной силы - профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления государством, материальным и духовным производством (42).
  Иными словами, перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий: власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену которой пришли предприимчивые буржуа, а последних на исторической арене сменили наемные работники или "пролетарии управления", после чего социально-управленческий цикл начался снова, но на новом, качественно ином уровне.
 Глава 15. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО МИРА
  Социальное управление - категория чрезвычайно сложная и емкая, привлекающая к себе лучшие умы человечества на протяжении всей его истории. Проблемам социального управления, оптимального общественного устройства посвящены труды выдающихся мыслителей Востока и Запада, значение и выводы которых не устарели до настоящего времени.
 СИСТЕМЫ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
  Наиболее выдающийся мыслитель античности древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.), различал четыре основные добродетели, выступающие в качестве главных ценностей: мудрость (Истина, Вера), мужество (Красота, Сила), благоразумие (Добро, Разум) и справедливость (47). Согласно Платону, государство ~- это человек, только в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача - самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели; его определенная этикой политическая цель - совершенный человек совершенного государства. В таком идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеет место ряд сословий, соответствующих иерархии добродетелей (ценностей). В сословие низшей добродетели (благоразумие) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества (производственная сфера). Добродетель мужества
 180
 
 соответствует сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охраняя устои государства:
 извне - отражая нападения врагов, внутри - при помощи охраны законов (военно-политическая сфера). Наконец, сословие правителей-философов, добродетелью которых является мудрость, определяет законодательство, управляет государством, организует духовное развитие общества (47).
  Аристотель (384/383 - 322/321 гг. до н.э.), величайший философ Древней Греции, в своих политических взглядах исходил из понимания человека как "общественного животного", в сферу жизни которого входят семья, общество, государство (47). Государство Аристотель рассматривал весьма реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми - такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Наилучшие государственные формы, согласно Аристотелю, суть монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, т.е. наихудшими государственными формами являются тирания, олигархия, охлократия (господство черни) (47).
 ТЕОРИЯ КРУГОВОРОТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ ПОЛИБИЯ
  Полибий (ок.201 - ок.120 гг. до н.э.), древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник, написал "Историю" в 40 томах, охватывающую исторические события в Греции, Македонии, Малой Азии, Риме и в других странах с 220 по 146 гг. до н.э., впервые выразив в ней идею всемирной истории (47).
  В своей "Всеобщей истории" Полибий подробно проализиро-вал смену трех основных форм государственной власти, названных им царством, аристократией и демократией (26). Различает их прежде всего по количественному признаку, если власть находится в руках одного - это царство (единовластие); если у нескольких - это аристократия (власть немногих); если у многих, принципиально у всех - это демократия (народовластие). Однако, по Полибию, не всякое единовластие может быть без оговорок названо царством, но только такое, в котором управляемые уступают власть по доброй воле. Не каждое правление меньшинства называется аристократией, но только такое, при котором управляющими становятся наиболее мудрые и справедливые по выбору. Подобно этому, нельзя назвать демократией государство,
 181
 
 в котором вся народная масса имеет власть делать все по собственному произволу. Демократия - это власть народа как организованного целого, жизни и интересам которого подчинены жизнь и интересы каждого члена этого целого (26).
  Таким образом, характеристику трех форм государственной власти Полибий строит не только на количественном, но и на качественном признаке. Царство, аристократию и демократию он считает категориями безусловно положительными - это то хорошее в области социального устройства, что люди сумели создать. Но есть у Полибия и другие определения: монархия, олигархия и охлократия. Это также обозначения формы власти. По количественному и качественному признаку: монархия - власть, осуществляемая одним, но действующим не по доброй воле народа, а по собственному произволу, т.е. власть узурпатора; олигархия - власть немногих, но не лучших, избранных народом, а кучки захватчиков, преследующих корыстные цели; охлократия - власть народа, но не как организованного целого, а как стихийно действующей массы, толпы. Следовательно, трем положительным формам власти Полибий противопоставляет три формально аналогичные, но отрицательные (26).
  При этом отрицательные формы власти связаны с положительными по объективному закону природы: каждая положительная форма переходит со временем в отрицательную: извращенной формой царства является монархия, аристократии - олигархия, демократии - охлократия. Такое же отношение проявляется не только внутри каждой пары формально однородных видов власти, но и между формально разнородными видами. Когда царское правление переходит в соответствующую ему извращенную форму, т.е. монархию, тогда, в свою очередь, на развалинах этой последней вырастает аристократия. После вырождения аристократии в олигархию появляется демократия, которая, в свою очередь, перерождается в охлократию. Демократия разрушается и переходит в беззаконие и господство силы, пока этот период массового одичания и инстинктов толпы не заканчивается установлением власти самодержца. Таков, по мнению Полибия, круговорот государственного устройства, согласно которому формы правления меняются, переходят друг в друга и снова возвращаются (26).
 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА КОНФУЦИЯ
  В биографии великого китайского философа Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.) можно выделить три больших периода (40). В
 182
 
 первый из них, продолжавшийся, видимо, достаточно долго (по некоторым источникам - до пятидесятилетнего возраста) Конфуций занимал низкое социальное положение, служил на мелких должностях, либо вообще нигде не служил. Но затем произошло возвышение Конфуция, открывшее второй период его жизни. Какое-то время, скорее всего, лет пять-шесть, создатель всемирно известного учения находился в этом привилегированном положении, исполняя придворные обязанности, но затем, из протеста против "беспутства" верхов, добровольно ушел со своего поста и с группой ближайших учеников отправился в хождение по древнекитайским княжествам. Так начался третий период в его жизни, растянувшийся почти на четырнадцать лет. Конфуций возвратился домой в пожилом возрасте и последние несколько лет до своей смерти жил на покое в окружении учеников (40).
  Искусство управления государством. Предметом конфуцианского учения является искусство управления государством, которое Конфуций отождествлял с искусством справедливости, нравственности (108). Политика у него тождественна этике. Обращаясь к главному предмету своих размышлений - к обществу, Конфуций находил его состояние неудовлетворительным, поэтому его социально-нравственный идеал скрывался в прошлом.
  Ключ к искусству управления государством - в культе конфуцианского человеколюбия. Человеколюбие - свойство не всех людей, а лишь благородных. Этика Конфуция основывается на делении людей на "благородных мужей" и на "низких". Благородный муж - это аристократ, поступающий всегда и везде по велению долга, низкий же человек думает только о том, как получше устроиться (108). "Благородный муж предъявляет требование к себе, низкий человек предъявляет требование к людям"*.
  Благородный муж принадлежит к правящей элите. Он управляет простолюдинами, принуждает их к труду, и его добродетель состоит здесь в том, что он, принуждая к труду, не вызывает гнева. В основе конфуцианского идеала управления - не принуждение народа и не насилие над ним, а сила нравственного примера. Простолюдин же "пока он не получил чина ... боится, что не может добиться его, когда же он получит его, он боится его потерять. Боясь его потерять, он готов на все" (35).
  Народ представлялся Конфуцию могущественной, но бездуховной массой: "народ можно заставить повиноваться, но нельзя
 * Цит. по- Древнекитайская 4'илософия В 2-х т - М , 1972-1973. - С 86-243
 183
 
 заставить понимать почему" (35). В соответствии со своей патриархальной теорией государства ключ к достижению повиновения низов верхам Конфуций видит в повиновении детей своим родителям. Кроме того, считал он, для управления народом верхи должны соблюдать ритуал, проявлять чувство долга, показывать пример правдивости, что возможно лишь в том случае, если в правящую элиту будут выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых (108).
  Конфуцианское представление об обществе и государстве, таким образом, основано на идее личностных отношений. Хотя "все течет", хотя "время бежит, не останавливаясь", будущее подобно прошлому. К этому прошлому и следует вернуться. Поэтому свою реформу управления Конфуций предлагал начать с того, что названо им "исправление имен", т.е. социальная функция членов общества должна стать не номинальной, а реальной: государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом и сын - сыном не по имени, а реально, на самом деле (35, 108). При отклонении от нормы следует к ней возвращаться.
  Конфуцианство своим упором на нравственный фактор управления стремилось умерить насилие правящего класса над народом. В управлении народом оно отдавало преимущество морали перед правом, убеждению и силе примера перед принуждением. Главное - это не страх, а доверие народа к своим правителям (108).
  Основные принципы конфуцианства. Социальной проблематике подчинено и конфуцианское учение о знании. "Знать, значит знать людей". Высшее знание, по Конфуцию, - врожденное, но оно редко. "Те, кто обладают врожденным знанием, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению" (35). Учиться, при этом, нужно избирательно, изучение неправильных взглядов вредно. Обучение должно сообразовываться с размышлением. Само знание состоит как в совокупности знаний, так и в методе рассмотрения проблемы (108).
  Согласно конфуцианству люди неравны вследствие разделения труда: "Одни напрягают свой ум. Другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми. А те, кто напрягает свои мускулы, управляются другими людьми. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. А те, кто управляет людьми, содержатся теми, кем они управляют. Таков всеобщий закон " (35).
 184
 
 Конфуцианство признавало закон не как таковой, а лишь в сочетании с обсуждением: если получивший должность обладает широкими знаниями, люди не скрывают своих намерений, добрые дела не упускаются, во всех делах не допускаются ошибки. Мерило правления - справедливость и мир. Его правило - середина и согласие. Долг - это строгое соблюдение рангов, выполнение своих обязанностей, служение низших высшим. Социальное неравенство - следствие природного неравенства людей, оно искусственно, но необходимо, дабы люди не ссорились и жили в согласии, в котором, согласно Конфуцию, выявлена вся красота человеколюбия. ^
  В целом раннее конфуцианство можно определить как идеологию аристократии, пытающейся обновить свое право на господство и свое мировоззрение в соответствиии с духом исторического времени (108).
 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЫМА ЦЯНЯ
  Главным вопросом изучения власти для древнего китайского историка Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.) был следующий: на чем была построена власть в сменявших друг друга царствах, почему власть в данном государстве установилась именно на таком, а не на ином принципе и что в нем привело эту власть к гибели (26). Власть в представлении Сыма Цяня - это управление людьми, поэтому правитель прежде всего должен знать природу человека со всеми его свойствами. Зная это, можно выбрать ту сторону этой природы, опираясь на которую или призвав к действию которую, можно эффективно управлять людьми (26).
  Сыма Цянь увидел, что наиболее важными с точки зрения социального управления являются такие свойства человеческой натуры, как прямодушие - чистая и в этой чистоте благая непосредственность (эмоциональная сфера), инстинкт почитания (волевая сфера); действующее в человеке культурное начало - стремление к творчеству (познавательная сфера). История, как ее представил Сыма Цянь, показала, что можно, опираясь на эти свойства человеческой природы, управлять людьми и способствовать общественному развитию, но она же (история) показала также, что каждое из этих свойств несет в себе и "вред". Поэтому, в конечном счете, указанные принципы социального управления приводят со временем к общественному кризису: к дикости, т.е. моральной первобытности - в первом случае; к слепому культу власти - во втором; к приверженности внешнему, показному, наукообразному - в третьем Естественно, история и
 185
 
 отменяла последовательно каждый из этих принципов, заменяя его другим (26). Иными словами, доминирование в конкретном обществе той или иной сферы организации социальной жизни (производственной, политической, духовной) с течением исторического времени и по мере реализации всех положительных ресурсов данной сферы сменялось господством следующей области общественного устройства.
 РЕЗЮМЕ
  1. Теория государства Платона основывается на функционировании в обществе четырех основных ценностей (добродетелей), каждая из которых присуща определенному сословию, и которые представляют собой основные сферы организации социальной жизни. Господство в конкретном обществе той или иной ценности-добродетели определяет господство того или иного сословия, а значит и доминирование той или иной сферы социума. Идеальным государством, по мнению Платона, является такое, где правителями выступают производители духовных благ (философы), которые через посредство "политического" сословия воинов и чиновников управляют производителями материальных благ (крестьянами и ремесленниками). Однако уже Платон указывал на существование объективного закона, согласно которому в обществе происходит периодическая смена основных ценностей, ведущая к смене господствующих сословий и доминирующих социальных сфер, которые, по его мнению, соответствуют сферам психическим.
  2. Аристотель различал три наилучшие формы государственного правления - монархию, аристократию и демократию, которые имеют свои наихудшие противоположности - тиранию, олигархию и охлократию. Полибий, в основном, придерживался указанной классификации форм власти и развивает платоновские идеи объективного циклического перехода положительных форм в отрицательные, а также их периодической смены в различные исторические периоды, что находит отражение в теории круговорота форм правления.
  3. Предметом конфуцианского учения является искусство управления государством, которое Конфуций отождествлял с искусством справедливости и нравственности Главное в социальном управлении - это не страх, а доверие народа к своим правителям. Мерило эффективного управления - это справедливость и мир, а его правило - это середина и согласие. "Исправление имен" должно теоретически помогать практическому само-
 186
 
 познанию для того, чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех. Конфуцианство в I в. до н.э. стало в Китае государственным учением, в IX в. н.э окончательно одержало верх над буддизмом, в XI в. - над даосизмом (47).
  4. Сыма Цянь так же, как Платон, отождествлял структуру психического и социального, выделяя в первом соответствующие сферы (эмоциональную, волевую, познавательную), а во втором - отвечающие их природе принципы управления. При этом в обществе, по наблюдениям Сыма Цяня, происходит чередование доминирующих сфер организации общественной жизни и соответствующих им принципов социального управления, поскольку все эти сферы и принципы имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
 Глава 16. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Н.МАКИАВЕЛЛИ
  Идеи Н.Макиавелли* дали жизнь современной социологической теории элит (В.Парето, Г.Моска, Ч.Миллс)**, повлияли на автора теории менеджерской революции Дж Бернхейма"*. На него, как на авторитет и предтечу, ссылаются теоретики бюрократии (М.Вебер, Р Михельс), постиндустриального общества и политического прогнозирования (Д.Белл, Г.Кан и др ****).
 * Макиавелли Никколо (1469-1527) - итальянский государственный деятель, писатель, историк, классик политической мысли Основные георетические труды
 * "Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия', "Искусство войны"
  Парето Вильфредо (1848-1923) - итальянский социолог и экономист, изложивший свою теоретическую концепцию в "Трактате всеобщей социологии" Моска Гаэтано (1858-1941) - итальянский исследователь, один из основополо жников политологии Миллс Чарлз Райт (1916 1962) - американский социолог и публицист леворадикальной политической ориентации
 *** Подробнее см Кравченко А И Макиавелли технология эффективного лидерства // Социол исследования - 1993 - № 6 - С 135-143 "" Михельс Роберт (1876-1936) - один из основателей политической социологии Белл Данисл (1919) - американский социолог, специалист в области исто рии общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования Кан Герман (1922-1983) - американский социолог и футуролог
 187
 
 Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые оказали влияние на развитие современного социального управления: 1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;
 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников (41).
 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  Если привести в систему разноречивые суждения Макиавелли, то его социальная философия управления приобретает вполне современное звучание. Рассмотрим их.
  Страсть к приобретению и страх потерять. Правитель, желающий добиваться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости и с образом поведения подчиненных. Сила на его стороне, если он учитывает психологию людей, знает их особенности, достоинства и недостатки. Очевидно, что действиями людей, наряду с другими качествами, правит честолюбие. Надо выяснить, кто именно честолюбивее и потому опаснее для власть предержащего: желающие сохранить то, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них нет. Оба мотива к власти, за которыми прячется страсть к разрушению, одинаково порочны. Богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково. Аморальность зависит не от социального происхождения, она продиктована самим участием в борьбе за власть (41).
  Победителей не судят. Там, где ошибаются многие, не наказывают никого. Карают, как правило, за мелкие проступки, а за крупные - награждают. Победа не вызывает позора, какой бы ценой она ни была одержана.
  Воля к власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого может быть только тот, кто эту власть уже имеет Свойство стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков, оно действует в людях наподобие объективного закона, не зависящего от их воли и сознания Успех в продвижении наверх зависит не столько от ориентации на власть, сколько от наличных средств (денег, свя юи и т д ) Имея многое, богатые фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, поэтому "богатое" честолюбие опаснее "бедного", ибо возбуждает в людях, не обладающих властью, желание овладеть ею и всем тем, что сопряжено с властью ~ богатством и почестями (41).
 188
 
 Свобода как мотив человеческих поступков. Наряду с властью несомненной ценностью для людей, обладает свобода Если власть чаще стремятся захватить, то свободу - не потерять. При этом человек может смириться с утратой власти или чести, смириться даже с потерей политической свободы, но он никогда не смирится с утратой имущества.
  Толпа идет за видимостью успеха. Толпа - всегда большинство, но не всякое большинство - толпа. Народ, послушный воле необходимости или разума, не есть толпа. Толпой управляют страсти скорее дурные, чем хорошие. Люди обычно неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны. Чтобы не попасть в неудобное положение, правителю лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми. Толпе свойственно принимать видимость за действительность, считать, что достигнутый успех оправдывает любые, даже самые нечестные средства, если они находятся в руках власть предержащих (41).
  Страх и любовь. Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим, ибо поведением людей руководят два главных мотива - страх и любовь. Страх прочнее и тверже, а любовь очень тонка. Она держится на крайне зыбкой основе - человеческой благодарности. Но благодарность легко разрушается, и злой человек готов воспользоваться любым предлогом, чтобы ради личной корысти изменить ей.
  Честный ошибается чаще. Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой лад, т е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель изучает то, что есть в действительности. Если правитель стремится добиться власти, признания или лидерства, ему надо пользоваться символами, проистекающими из мотива любви. Но удержать ее можно, лишь полагаясь на мотив страха Ведь существует всего два способа достижения цели - путь закона и путь насилия Правитель должен уметь пользоваться обоими способами (41).
  Руководитель не должен быть щедрым. Правитель не должен быть щедрым в такой степени, чтобы эта щедрость наносила ему ущерб. Но он не должен бояться также осуждения за те пороки, без которых невозможно сохранить за собой власть Умный лидер - это всегда взвешивающий все обстоятельства и последствия своих поступков правитель Круг анализируемых им обстоятельств должен быть достаточно велик, чтобы понять простую модель" существуют добродетели, обладание которыми ведет к гибели, и есть пороки, усвоив которые, можно достичь без-
 189
 
 опасности и благополучия. Когда на чашу весов поставлено высшее социальное благо - порядок и стабильность, правитель не должен бояться прослыть жестоким. Для острастки лучше казнить столько, сколько надо, ибо казни касаются все-таки отдельных лиц, а беспорядки - бедствие для всех.
  Полезнее держать в страхе. Что для лидера лучше - внушать страх или любовь? В принципе лучше, конечно, сочетать оба мотива, но поскольку в жизни такое недостижимо, для личной выгоды правителя полезнее держать подданных в страхе. Но поступать надо так, чтобы страх не перерос в ненависть. Достичь необходимой меры нетрудно, памятуя, что главное - не посягать на имущественные и личные права подданных (41).
  Быть щедрым - значит быть зависимым. И еще одно правило: предусмотрительный правитель не должен выполнять все свои обещания. Он обязан сделать это лишь в том случае, если невыполнение наносит ему вред. Быть добрым - значит стать зависимым от подчиненных. А там, где есть зависимость, возникают нерешительность, малодушие и легкомысленность, т.е. качества, недопустимые для руководителя. Народ презирает в первую очередь малодушных, а не жестоких. Вывод: чтобы удержать власть, надо быть порочным.
  Вознаграждай постепенно, наказывай залпом. Управляя людьми, их надо либо ласкать, либо угнетать. Люди мстят, как правило, только за легкие обиды и оскорбления. Поэтому угнетение должно быть настолько мощным, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Добрые дела и благодеяния правильнее расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки. Наградами и повышениями по службе дорожат, когда они редки. Напротив, наказание лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени. Там, где есть раздражение, управлять поведением людей нельзя. Итак, зло нужно творить сразу, а добро - постепенно;
 гораздо надежнее внушать страх, чем быть любимым. И еще: зло причиняет людям боль, а добро приедается, и оба чувства ведут к одному и тому же результату (41).
  Качества льва и свойства лисицы. Правитель не обладает всеми добродетелями одновременно. Поэтому важно не то, какой он есть, а то, каким он кажется подданным. Толпа с удовольствием идет за видимостью успеха Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство), т.е качесгва прирожденные и ка-
 190
 
 честна приобретенные. При этом лучше все же быть напористым, чем осмотрительным.
  Природа создала людей такими, что они могут желать, чего угодно. Но не всегда могут этого добиться. Между двумя полюсами - желаемым и действительным - возникает опасное напряжение (неудовлетворенность), способное надломить человека, сделать его завистливым, коварным или жадным. При этом зависть порождает врагов, напористость - сторонников.
  Неудовлетворенность - стимул к движению. Мы таковы, что частью хотим большего, чем имеем, частью боимся потерять уже приобретенное. Поэтому стимул к движению постепенно превращается в его тормоз: мы становимся врагами самим себе. Тогда-то и настает час оборотней: зло предстает в маске добра, а добро используется во зло. Во всем нужна мера.
  Желание приобретать - свойство вполне естественное. Когда одни стремятся к этому в меру своих сил, другие будут не завидовать, а хвалить. Плохо, когда они не могут, но добиваются, не заслуживают, но получают (41).
  Личнось и безликость. Любимцев судьбы очень мало, честные и благородные составляют меньшинство. Их можно назвать личностями, большинство же - безликая толпа. Притворство и есть та маска, которую вынуждены носить не-личности, чтобы скрыть обман и коварство. Поэтому о людях вообще можно сказать, что они притворщики. Чувство собственного достоинства выступает у них не абсолютным императивом, а всего лишь пассивной формой выражения честолюбия и страсти к приобретению.
  Принцип относительности. Все люди, независимо от того, нравственны они или нет, стремятся к одной и той же цели - к славе и богатству. Хотя каждый выбирает к ней свой путь: одни поступают осмотрительно, другие берут смелостью; одни прибегают к хитрости, другие к насилию - все они способны добиться успеха несмотря на то, что образ их действий противоположен. Такое возможно потому, что, несмотря на противоположность, и тот, и другой образ действий соответствуют конкретным обстоятельствам, данной минуте. То, что хорошо в одно время, может быть дурно в другое. Также и выбор цели зависит от обстоятельств: нельзя стремиться установить демократию в развращенном обществе, или, напротив, монархию - в свободолюбивом. Цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами (41).
 191
 
 Относительность и принцип разграничения. Принцип относительности управления гласит: выбор средств соотносится с ситуацией; оценка результата соотносится со средствами; наконец, все вместе: цель, средства, ситуация должны соотноситься между собой. Политик не может руководствоваться нравственными нормами, ибо политика - сфера относительного, нравственность - область абсолютного. Стало быть, с принципом относительности тесно связан принцип разграничения политики и морали: политику нельзя судить с нравственных позиций. С этим связана идея разделения властей на политическую и религиозную.
  Кругооборот форм правления. В основе его находится концепция циклического развития государственных форм (демократия - олигархия - аристократия - монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия в олигархию и т.д. Циклическое развитие форм правления напоминает идею кругооборота, взаимообращение добра и зла. В движении и кругообороте пребывает практически все - материальные объекты, формы правления, человеческие дела. Природа не позволяет вещам пребывать в покое. Достигнув предела совершенства, дальше которого двигаться уже невозможно, государство вступает на обратную дорогу. Маятниковое движение "вверх-вниз-вверх" совершают государства, добро и зло, человеческие поступки. Кругооборот возможен именно в силу относительности противоположных состояний - добра и зла, низа и верха, упадка и подъема. Они легко превращаются друг в друга.
  Существуют три хорошие, или основные, формы правления (монархия, аристократия и народное правление) и три плохие, или извращенные, (тирания, олигархия и анархия). Вторые так похожи на первые, что легко переходят одна в другую. Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее лишь на малое время, ибо никакое средство не удержит ее от превращения в свою противоположность из-за подобия (41).
  Принцип принятия решений. Кругооборот событий создает единую цепь взаимосвязи явлений в природе и обществе. Рассматривая человеческие дела, мы все больше убеждаемся в непререкаемости закона' никогда нельзя устранить одно неудобство, чтобы из этого не возникло другое. Если хочешь сделать народ сильным и великим, то придется воспитать в нем такие качества, благодаря которым уже нельзя будет управлять им по своему желанию Если оставить слабым и малочисленным, дабы иметь
 192
 
 возможность удобно править им, то он сделается столь ничтожным, что не сумеет сохранить свое благосостояние и власть-Принимая управленческие решения, лидер должен тщательно взвешивать, на стороне какого из них меньше неудобств. Его и следует брать за основу, ибо совершенно безупречных решений не бывает. Весьма сомнительным представляется другой путь:
 взвешивая альтернативы, выбирать то. которое сулит больше выгод и удобств (41).
 РЕЗЮМЕ
  1. Идеи итальянского политического деятеля и историка Ник-коло Макиавелли способствовали развитию многих социально-философских и социологических учений, и, прежде всего, теории социального управления. Основные принципы его философии управления оказали существенное влияние на формирование современного менеджмента. Технология социального управления Н.Макиавелли основана на глубоком знании социально-психологических закономерностей поведения людей, но в отличие от концепции социального управления Конфуция и других мыслителей прошлого, отделяет политику от морали (идея разделения духовной и светской власти).
  2. Стремление к власти объективно свойственно людям, но само участие в борьбе за власть аморально. Поэтому Макиавелли, описывая как социальный мыслитель эффективную технологию власти, оставляет за каждым читающим право использования ее в своей практической деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.
  3. Концепция циклического развития государственных форм правления представляет собой кругообразную и маятниковую форму: смена сословных форм правления (монархия - аристократия - демократия) происходит по кругообразному типу, а смена внутрисословных форм (превращение монархии в тиранию, аристократии - в олигархию, демократии - в анархию) --по маятниковому типу.
 П 6-1^4
 
 Глава 17. СОЦИОЛОГИЯ ВЛАСТИ М.ВЕБЕРА
  Учение М.Вебера о типах легитимного господства, то есть власти, которая признана управляющими индивидами, сводится к следующему*. Господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу, а значит, предполагает взаимное ожидание: того, кто приказывает, - что его приказу будут повиноваться; тех, кто повинуется, - что приказ будет иметь тот характер, какой ими признается законным и справедливым (17).
 ТИПЫ ГОСПОДСТВА
  В своих работах М.Вебер анализирует легитимные типы господства, исходя из возможных (типичных) "мотивов повиновения". Таких мотивов Вебер находит три и в соответствии с ними различает три чистых типа господства (17).
  Легальное господство. Первый тип господства - легальный - в качестве "мотива уступчивости" имеет соображения интереса; в его основе лежит целенаправленное действие индивидов (17). К такому типу принадлежат современные европейские государства, в которых, по Веберу, подчиняются не личности, а законам. Аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к которым предъявляется требование действовать по строго формальным и рациональным правилам. Формально-правовое начало - принцип, лежащий в основе "морального господства";
 именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.
  Бюрократия, утверждает Вебер, технически является самым чистым типом легального господства. Однако, никакое господство не может быть только бюрократическим: "На вершине лестницы стоят либо наследственные монархи, либо избранные народом президенты, либо либералы, избранные парламентской аристократией", но повседневная, непрерывная работа ведется при этом силами специалистов-чиновников, то есть машиной управления. Помимо специального профессионального образования (преимущественно юридического) чиновник, соответствующий рациональному типу государства, должен иметь специальное управленческое образование, поскольку от него требуется профессиональная и управленческая компетентность (17).
  Подробнее см : Вебер М Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ.ред и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П П.Гаиденко. - М., 1990. - 808 с.
 194
 
 Патриархальное господство. Другой тип легитимного господства, обусловленный нравами, привычкой к определенному поведению, Вебер называет традиционным (17). Традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей; в его основе лежит традиционное воздействие. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное господство. Союз господствующих предствляет собой общность: тип начальника -"господин", штаб управления - "слуги", подчиненные - "подданные", которые послушны господину в силу пиетета. Патриархальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи, что делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. Здесь не столько служебная дисциплина или деловая компетентность, сколько личная преданность служит основанием для назначения на должность и для продвижения по иерархической лестнице. Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, то иерархическое членение часто нарушается привилегиями (17).
  Харизматическое господство. Третьим чистым типом является так называемое харизматическое господство (от греч. "божественный дар") (17). Харизма, по Веберу, - некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой. Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники и писатели, выдающиеся политики, основатели государств и мировых религий (Будда, Христос, Магомет, Александр Македонский, Цезарь, Наполеон и др.). Харизматический тип легитимного господства представляет собой противоположность традиционного:
 если последний держится привычкой, привязанностью к обычаю, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычайное, никогда ранее не признававшееся. Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства. Вебер рассматривает харизму как "великую революционную силу", способную внести изменения в лишенную дина мизма структуру традиционных обществ (17).
  Однако при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: и тот, и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отноще-
 195
 
 пии традиционный и харизматический типы господства противостоят формально-рациональному как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а эмоционально окрашенная преданность и вера в его харизму. Поэтому харизматический принцип легитимности в отличие от формально-рационального авторитарен.
  Вебер неоднократно отмечал неустойчивость и слабость легитимности в современном правовом (формально-рациональном) государстве; легальный тип государства представлялся ему, хотя и наиболее подходящим для современного индустриального общества, но нуждающимся в некотором "подкреплении". Именно поэтому Вебер считал полезным сохранение наследственного монарха в качестве главы государства, как это существует в некоторых европейских государствах (17).
 ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
  В понятие политика Вебер вкладывает чрезвычайно широкий смысл, охватывая все виды деятельности по самостоятельному руководству (валютная политика банков, политика профсоюзов, школьная политика, политика корпорации, семейная политика и т.д.) (17).
  "Всякое государство основано на насилии" - говорил в свое время Л.Троцкий*. С этим утверждением соглашается Вебер. В частности он пишет: "Только если бы существовали социальные образования, которым бы не было известно насилие как средство, тогда отпало бы понятие государство, тогда наступило бы то, что в особом смысле слова можно было бы назвать анархией. Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства, но оно, пожалуй, специфическое для него средство. Государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области претендует на монополию легитимного насилия: единственным источником "права" на насилие считается государство" (17).

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу