<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Политика, по Веберу, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами или внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. Государство есть отно-
  Гроцкий Лев Давидович (1879-1940) - один IIJ вождей октябрьского переворота 1917 1- в России, соратник В.И Ульянова (Ленина) и политический противник И.В Джугашвили (Сгалина), основатель троцкизма - лсворадикальиого идейно-политического течения в рабочем движении.
 196
 
 шение господства людей над людьми, опирающееся на леги-тимное насилие как средство. Таким образом, считает Вебер, чтобы государство существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует (17).
  Организация господства как предприятие. Вебер считает, что любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, притязающим быть носителями легитимного насилия, а с другой стороны, посредством этого подчинения, - в распоряжении тем, что в случае необходимости привлекается для применения насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления (17).
  Штаб управления, представляющий, по Веберу, во внешнем проявлении предприятие политического господства, подчинен властелину посредством двух средств, апеллирующих к личному интересу: материального вознаграждения и социального почета, а также страха потерять и то, и другое. Доходные должности наследственных чиновников, жалованье современных государственных служащих, профессиональная честь, сословные привилегии, социальный престиж чиновников образуют вознаграждение, а страх потерять их - решающую основу солидарности штаба управления со своим лидером.
  Совершенно так же, как и на хозяйственном предприятии, для сохранения любого насильственного господства, считает Вебер, требуются определенные внешние материальные средства (финансы, здания, техника и т.д.). Все государственные устройства можно разделить в соответствии с принципом владения этими материальными средствами: либо этот штаб является самостоятельным собственником средств управления, либо штаб управления "отделен" от средств управления (как, например, рабочие и служащие внутри современного капиталистического предприятия "отделены" от вещественных средств производства).
  Политический союз, в котором материальные средства управления полностью или частично подчинены зависимому штабу управления, Вебер называет "сословно" расчлененным союзом (пример - вассал в вассальном союзе сам покрывал расходы на управление в своем округе, что, естественно, имело последствия и для могущества сеньора). В "сословном" союзе сеньор осуществляет свое господство с помощью самостоятельной "аристократии", то есть разделяет с нею господство. Но существует, вплоть до самых ранних политических образований, и соб-
 197
 
 ственное правление господина через лично зависящих от него рабов, домашних служащих, слуг, фаворитов, когда господин пытается взять власть только в свои руки, оплатив и все расходы на управление самостоятельно (например, правление Ивана Грозного). Все формы патриархального господства, различной деспотии и бюрократического государственного строя относятся, по мнению Вебера, именно к данному типу господства (17).
  В современном государстве, по убеждению Вебера, все средства политического предприятия фактически сосредотачиваются в распоряжении единственной высшей инстанции, а ни один чиновник не является больше собственником финансовых и вещественных средств, которыми он распоряжается. Таким образом, постулирует Вебер, современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который добился успеха в монополизации легитимного физического насилиия как средства господства, и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самые высшие позиции.
  Властелин (высшая государственная инстанция) создает себе штаб вспомогательных сил, полностью и окончательно избравших, как основную профессию, службу у властелина (профессиональные политики и чиновники). При этом, разъясняет Вебер, от того, откуда он брал их, существенным образом зависела структура возникающего политического образования, и не только она, но и все своеобразие соответствующей культуры (17).
 ПОЛИТИКА КАК ПРОФЕССИЯ
  По мнению Вебера, существует два способа сделать из политики профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики (17). "За счет" политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода; "для" политики - тот, кто либо открыто наслаждается властью, либо черпает чувство собственного достоинства из сознания, что служит "делу", и тем самым придает смысл своей жизни. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить "для" политики, он должен, по убеждению Вебера, быть независимым от доходов, которые может принести ему политика. Такую независимость может дать, как правило, рента (т.е. незаработанный доход; например, земельная рента, доход от ценных бумаг и т.д.). Ни рабочий, ни тем более предприниматель, считает Вебер, этой неза-
 198
 
 висимостью не обладают, поскольку для получения доходов они постоянно используют свою рабочую силу и мышление, что чревато использованием в этих же целях и их политической деятельности. Таким образом, постулирует Вебер, если государством или партией руководят люди, которые в экономическом смысле живут исключительно для политики, а не за счет политики, то это необходимо означает "плутократическое" рекрутирование политических руководящих слоев. Для состоятельного человека забота о сохранении экономического порядка определенного общества является кардинальным пунктом всей его жизненной ориентации и, напротив, совершенно безоглядный политический идеализм обнаруживается именно у тех слоев, которые находятся вне круга экономического благополучия; это особенно относится к внеобыденным, то есть революционным эпохам (17).
  Руководить политикой, считает Вебер, можно либо в порядке "почетной деятельности", и тогда ею занимаются относительно независимые, то есть состоятельные, прежде всего, имеющие ренту люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграждение (либо в качестве доходов от пошлин и сборов, чаевых и взяток, либо твердого денежного или натурального вознаграджения, либо того и другого вместе). Все партийные битвы, по убеждению Вебера, суть не только битвы ради предметных целей, но, прежде всего, и за патронаж над должностями. Вследствие общей бюрократизации с ростом числа должностей и спросом на должности как формы специфически гарантированного обеспечения данная тенденция усиливается для всех партий, и они во все большей мере становятся таким средством обеспечения для своих сторонников.
  Указанной тенденции в современный период может противостоять, по мнению Вебера, развитие и превращение современного чиновничества в совокупность высококвалифицированных специалистов управленческого труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей моральную безупречность, без чего возникнет роковая опасность чудовищной коррупции. Эту тенденцию, считает Вебер, обусловливают чисто технические, неизбежные потребности управления (17).
  В Европе профессиональное чиновничество, организованное на началах разделения труда, постепенно возникло в ходе полутысячелетнего развития (прежде всего в области управления финансами). Развитие военной техники обусловило появление профессионального офицера, совершенствование судопроизводства
 199
 
 - квалифицированного юриста. В этих трех областях профессиональное чиновничество, по мнению Вебера, одержало окончательную победу в развитых государствах в XVI в. Тем самым одновременно с возвышением абсолютизма над сословиями происходила постепенная передача самовластия властелина профессиональному чиновничеству, благодаря которому только и стала возможной победа над сословиями.
  Одновременно с подъемом профессионального чиновничества путем незаметных переходов возникали "руководящие политики". Безусловно, такие фактически главенствующие советники монархов (диктаторов) существовали, по убеждению Вебера, с давних времен во всем мире (типичная фигура -- великий визирь султана). На Западе это явление получило особое развитие в эпоху Н.Макиавелли - период становления профессиональной дипломатии. Необходимость формально единого ведения всей политики одним руководящим государственным деятелем окончательно сформировалась и стала неизбежной лишь благодаря конституционному развитию. Эта необходимость, считает Вебер, была обусловлена постоянной борьбой между монархом и его чиновниками, с одной стороны, и парламентом (сословными представителями), с другой (17). Он подчеркивает: "Чиновники заинтересованы, чтобы из их же рядов, то есть через чиновничье продвижение по службе, замещались и руководящие, то есть министерские, посты. Со своей стороны, монарх заинтересован в том, чтобы иметь возможность назначать министров по своему усмотрению тоже из рядов чиновников. А обе вместе стороны заинтересованы в том, чтобы политическое руководство противостояло парламенту в едином и замкнутом виде, то есть чтобы коллегиальная (кабинетная) система управления была заменена (представлена перед парламентом и общественностью) главой кабинета, ведущим министром чиновников" (17).
  Превращение политики в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой, обусловило, по мнению Вебера, разделение общественных функционеров на две условные категории: чиновников-специалистов и "политических" чиновников. "Политические" чиновники, как правило, характеризуются тем, что при смене кабинета они покидают свои посты. Специфическим признаком чиновника-специалиста, считает Вебер, является наличие специального образования, управленческой подготовки и определенной подготовительной службы, что в отношении всех потребностей власти делает его наиболее могущественным (17).
 200
 
 Основные типы политиков. М.Вебер, рассматривая вопрос о типическом своеобразии профессионального политика, как "вождя", так и его свиты (17), выделяет такие их основные типы.
  В борьбе против аристократических сословий монарх опирался на политически пригодные слои несословного характера. К ним прежде всего относились клирики (монашествующие), ибо они были сведущи в письме и обладали различными знаниями. Второй слой такого же рода представляли получившие гуманистическое образование грамматики (например, китайские мандарины и гуманисты эпохи Возрождения). Третьим слоем была придворная знать, которая пришла вместо гуманистов-грамматиков на политическую и дипломатическую службу к монарху после того как ему удалось лишить родовую аристократию ее сословной политической силы. Четвертый слой включал в себя мелкое дворянство и городских рантье {буржуа) - слой, который монарх первоначально вовлек в борьбу против аристократии и ввел во владение должностями, а затем сам попадал во все большую зависимость от него. Пятый слой - разночинцы, получившие университетское образование, - был характерен для Запада и имел решающее значение для всей его политической структуры. Ни в чем так ярко не проявилось впоследствии влияние римского права, считает Вебер, как именно в том, что революцио-низация политического предприятия как тенденция к рациональному государству повсюду имела носителем квалифицированного юриста. Без этого рационализма, убежден Вебер, столь же мало мыслимо возникновение абсолютистского государства, как и революция. Он указывает: "Политическое предприятие делается партиями, то есть представляет собой именно предприятие заинтересованных сторон, а эффективное ведение какого-либо дела для заинтересованных сторон и есть ремесло квалифицированного юриста" (17).
  Подлинной профессией настоящего чиновника, считает Вебер, не должна быть политика. Он должен "управлять" прежде всего беспристрастно (данное требование применимо даже к так называемым политическим управленческим чиновникам). Политический чиновник и чиновник-специалист не должны делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать политик - как вождь, так и его свита, - бороться.
  На Западе со времени возникновения конституционного государства, а в полной мере - со времени развития демократии типом политика-вождя, считает Вебер, является "демагог" (или "оратор"). Устное и письменное слово использует и современная
 201
 
 демагогия, особенно слово печатное. Главнейшим представителем этого жанра является ныне политический публицист, прежде всего, журналист. Журналисткая карьера, по мнению Вебера, сегодня является одним из важнейших путей профессиональной политической деятельности (17).
 ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА И ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  Далее Вебер обращается к рассмотрению партийной системы и партийной организации, чтобы понять фигуру партийного чиновника сообразно ее месту в историческом развитии (17).
  Во всех политических союзах с периодическими выборами власть имущих, политическое предприятие необходимо является, по мнению Вебера, предприятием претендентов. Это значит, что относительно небольшое количество людей, заинтересованных в первую очередь в участии в политической власти, создают себе посредством свободной вербовки свиту, выставляют себя или тех, кого они опекают, в качестве кандидатов на выборах, собирают необходимые голоса избирателей. Вожди и их свита как политически активные элементы свободной вербовки и пассивная масса избирателей для избрания вождя - суть необходимые жизненные составляющие любой партии, утверждает Вебер.
  Фактически власть находится в руках тех, кто непрерывно ведет работу внутри партийного предприятия, или же тех, от кого его функционирование находится в финансовой или личной зависимости. Главное здесь, по мнению Вебера, то, кому подчинен весь этот человеческий аппарат. Данное обстоятельство имеет особое значение для отбора вождей партии. Вождем, по наблюдениям Вебера, становится лишь тот, в том числе и через голову парламента, кому подчиняется аппарат. Создание таких аппаратов означает наступление плебисцитарной демократии.
  Партийная свита, прежде всего партийный чиновник (чиновник с постоянным окладом) и предприниматель (организатор выборной компании), ждут от победы своего вождя личного вознаграждения - постов или других преимуществ. Это, по мнению Вебера, "харизматический" элемент всякого вождизма, одна из его движущих сил. Но партийный аппарат может оказаться и во власти партийного чиновника, прибравшего к рукам текущую работу, поскольку наряду с экономическими возможностями у ловкого политика имеются возможности удовлетворить и свое тщеславие (17).
 202
 
 Партийные руководители. Как, прежде всего, в соответствии с какой способностью происходит отбор политических вождей? Конечно, считает Вебер, определяющей здесь (наряду с волей, имеющей, по его мнению, решающее значение) является власть демагогической речи (17). Ее характер изменился с древних времен. Тогда она обращалась к рассудку. В настоящее время, чтобы привести массы в движение, работа в большей мере ведется чисто эмоционально. Данное положение Вебер называет "диктатурой, покоящейся на использовании эмоциональности масс". Друг другу противостоят совершенно беспринципные партии, сугубо карьеристские организации, которые для каждой предвыборной борьбы составляют свои меняющиеся от обстоятельств программы. Партии, по убеждению Вебера, полностью и исключительно сориентированы на важнейшую для патронажа над должностями борьбу, а внутри партий идет ожесточенная борьба по вопросу о выдвижении кандидатов (17). Итак, резюмирует Вебер, фигурой, всплывающей на поверхность вместе с этой системой плебисцитарной партийной машины, является "босс". Это политический предприниматель, который на свой страх и риск обеспечивает голоса кандидату в президенты. Босс необходим для организации партии и постепенно прибирает ее к своим рукам. Он ищет только власти, как источника денег и ради нее самой.
  Руководство партиями со стороны плебисцитарных вождей, считает Вебер, обусловливает "обездушивание" свиты, ее духовную пролетаризацию. Чтобы подойти вождю в качестве аппарата управления, свита должна слепо повиноваться, т.е. быть машиной. Но выбирать можно только между вождистской демократией с "машиной" и демократией, лишенной вождей, то есть господством "профессиональных политиков" без призвания, без ха-ризматических качеств, которые делают человека вождем ("господство клики").
  В основном, по мнению Вебера, три качества являются для политика решающими: страсть (в смысле ориентации на существо дела, которому он служит), чувство ответственности и психологический глазомер (способность с внутренней собранностью и спокойствием воспринимать реальность, устанавливать дистанцию по отношению к вещам и людям). Основная проблема при этом заключается в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть и холодный глазомер. "Инстинкт власти", считает Вебер, также относится к нормальным качествам политика, если только стремление к власти не становится предметом сугубо личного самоопьянения (17).
 203
 
 Политика и этика. По мнению М. Вебера, политика использует весьма специфическое средство - власть, за которой стоит насилие. Абсолютная этика отвергает всякое насилие и сопряженное с ним зло (17). В связи с этим Вебер разъясняет, что всячески этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на "этику убеждения" (абсолютная этика Евангелия), либо на "этику ответственности" (этика кармы, предполагающая расплату за последствия своих действий).
  М.Вебер, как уже отмечалось, считал возможным выделить три самых общих типа, три способа отношения к миру, заключающие в себе соответствующую установку, предопределяющую направленность жизнедеятельности людей, вектор их социального действия. Первый из них он сопрягает с конфуцианским и даосистским типом религиозно-философских воззрений, получившим распространение в Китае, второй - с индуистским и буддистским, распространенным в Индии, третий - с иудаист-ским и христианским, возникшем на Ближнем Востоке и распространившемся в Европе, а впоследствии и в Америке. Первый из них М.Вебер определил как приспособление к миру, второй - как бегство от мира, третий - как овладение миром. В каждом из этих способов отношения к миру уже заключен, как в зародыше, соответствующий "образ" и "стиль жизни" людей - этически определенная модификация формы их существования (17).
 РЕЗЮМЕ
  1. Социологическое учение М. Вебера о власти различает три легитимных типа господства: легальное (или формально-рациональное), патриархальное и харизматическое. Стремление к участию во власти представляет собой содержание политики. Политическое господство организуется наподобие предприятия, в котором различается руководство, штаб управления и материальные средства.
  2. Все политические, партийные организации направлены на борьбу за патронаж над управленческими должностями. Противостоять этому можно за счет целенаправленной подготовки профессиональных управляющих, высококлассных специалистов государственного управления, свободных от партийной принадлежности.
 204
 
 3. Основные подсистемы любой партии включают вождей, их свиту и массы избирателей. Фактическая власть при этом находится в руках тех, кто ведет работу внутри партии. Главное здесь то, кому подчинен партийный аппарат (яркий пример - партийное, а затем государственное восхождение Сталина).
 Глава IS. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
 МИРОУСТРОЙСТВА К.ЯСПЕРСА
 ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА
  Обойти власть, по глубокому убеждению Ясперса*, нельзя**. Однако, если нет такого человеческого существования, где бы не присутствовала власть в качестве неизбежной реальности, если власть как таковая есть зло, то Ясперс задается вопросом: как отвести власти действительно необходимую сферу, как превратить ее в момент порядка, действующий до необходимого предела, как устранить присущее власти зло? (120).
  Ответ на эти вопросы, по мнению Ясперса, дает идущая в истории борьба между законностью и насилием. Государство, в котором действует свобода, основанная на законах, называется, как известно, правовым. Правовым государством, считает Ясперс, является такое государство, в котором законы принимаются и подвергаются изменению только законным путем. Поэтому необходимо обуздывать власть, всегда готовую нарушить закон (отсюда основанное на законе насилие, направленное против преступления). Право на такое насилие именуется легитимностью, основу которой составляет или наследственное право монархов, или большинство голосов на всенародных выборах. Легитимность, считает Ясперс, сковывает власть (120).
  Человек, по мнению Ясперса, имеет два притязания: 1) на защиту от насилия, 2) на значимость своих взглядов и своей воли. Защиту предосталяет ему правовое государево, значимость его
 * Ясперс Карл (1883-1969) - немецкий философ и психолог, один из основателей экзистенциализма (философского учения, выдвигающего на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, нс допускающую выражения на языке понятий)
  Подробнее см Ясперс К Смысл и назначение истории Пер с нем - М , 1991
 205
 
 взглядов и воли - демократия. В свободном демократическом обществе одни и те же люди не могут длительное время беспрерывно занимать правительственные должности.
  Политическая свобода есть демократия, но она выступает в исторически данных формах и градациях. Они, считает Ясперс, исключают господство массы (охлократию), которое всегда выступает в союзе с тиранией. Предпочтение отдается аристократическому слою, который постоянно пополняется из всех слоев населения в зависимости от личной деятельности, заслуг и успехов и в котором народ видит своих представителей. Формирование аристократии посредством воспитания, проверки ее достоинств и выбора, который лишь в некоторой степени может быть преднамеренным, является, по убеждению Ясперса, условием свободной демократии. Непременное требование демократии состоит в том, чтобы эта элита не фиксировалась и не превращалась тем самым в диктаторское меньшинство. Свободные выборы должны служить проверкой ее заслуг и подвергать ее постоянному контролю, вследствие чего стоящие у власти лица сменяют друг друга и возвращаются, вновь появляются на политической арене или окончательно покидают ее. Проведение выборов и формирование политической элиты, по схеме Ясперса, осуществляют партии, которых в свободном обществе обязательно существует несколько. При этом наличие влиятельной оппозиции является, по убеждению Ясперса, необходимым признаком свободного общества. Признаком политической свободы является отделение политики от мировоззрения. И нет такой окончательной стадии демократтии и политической свободы, считает Ясперс, которая удовлетворила бы всех (120).
  Основные пути к демократии. Первый путь - приобщение всех людей к знанию в процессе постоянного роста образования населения, подъем его на более высокий образовательный уровень, постепенный переход от частичного знания к полному (ибо сказанное Бэконом, считает Ясперс, подтвердилось - частичное знание ведет к неверию, полное - к вере).
  Второй путь - практическое самовоспитание народа посредством участия большинства в решении конкретных политических задач.
  Третий путь - организация самой избирательной системы, обеспечивающей подлинные всенародные выборы (120).
 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗМА
  Социализмом, по Ясперсу, называют в настоящее время все убеждения, тенденции и планы, рассматривающие вопросы орга-
 206
 
 низации совместной работы и совместной жизни под углом зрения справедливости и устранения привилегий. Социализм - это, по убеждению Ясперса, универсальная тенденция современного общества, наиболее характерная черта нашего времени. Однако, требуя господства всех, справедливость незаметно приводит к господству масс, осуществляемому демагогами, которые становятся деспотами. Власть, подчинившая себе социализм, вместо того, чтобы служить ему, возрастает благодаря основному принципу социализма - планированию в том случае, если она ведет к тотальному планированию. Планирование, по мнению Ясперса, может быть осуществлено лишь властью, тотальное планирование - лишь абсолютной властью (120).
  Сущность техники. Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства (120). Для техники, по мнению Ясперса, характерны: рассудок (техника является частью общей рационализации как таковой) и власть (техника - это умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. В этом смысле и говорят: знание - это власть). Назначение техники - освободить человека от подчинения природе с ее бедствиями и катастрофами.
  В современном мире, по убеждению Ясперса, организация труда превращается в социальную и политическую проблему. Совместная трудовая деятельность обязательно приводит к разделению труда, ибо труд необходимым образом складывается из различных операций. В зависимости от характера труда отличаются друг от друга трудящиеся слои общества. Они различны по своему типу, нравам, убеждениям. Это - крестьяне, ремесленники, купцы и т.д.
  От характера труда и его разделения зависит структура общества. Труд приобретает смысл при наличии его организации (120). Механизация орудий труда, их усложнение, увеличение и необходимость совместных действий на производстве требуют, по убеждению Ясперса, такой организации, которая не только по своим размерам превосходит все ранее известное, но становится принципиально иной, поскольку для того, чтобы достигнуть определенных целей, в эту организацию постепенно втягивается все человеческое существование, а не только какая-либо его часть. Техническое мышление, считает Ясперс, распространяется на все сферы человеческой деятельности. Общество превращается в одну большую машину, организующую всю жизнь людей. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке, т.е. из цели превращается в средство (120).
 207
 
 Сущность планирования. Планированием называют любое направленное на достижение определенной цели устройство (120). В этом смысле, считает Ясперс, планирование с незапамятных времен присуще нашему существованию, ибо есть порождением нужды. Нужда заставила обратиться за помощью к государству. Результатом этого стало введение ограничений и протекционистских мер сначала в виде пошлины и упорядочения вывоза, затем в виде преднамеренной новой автаркии* тоталитарных режимов.
  Планирование, по мнению Ясперса, становится проблемой лишь в том случае, если возникает вопрос: надо ли ограничивать планирование отдельными конкретными целями или необходимо упорядочить всякую деятельность как таковую? Тотальное планирование, постулирует Ясперс, должно было бы опираться на тотальное знание. Однако такого тотального знания не существует. Это относится даже к области экономики.
  Склонность прибегать к тотальному планированию проистекает, по мнению Ясперса, из двух источников: из желания следовать примеру техники и из соблазна мнимого тотального знания (120). Липман У. и Хайек Ф.** достаточно полно раскрыли проблему тотального планирования. По Липману, следствия тотального планирования могут быть сформулированы в нескольких фразах: с ростом плана уменьшается гибкость и приспособляемость экономики; растет тенденция ставить всему пределы, проводить разного рода частные решения посредством применения политической силы; в плановом хозяйстве заключены тенденции, которые, выходя за его рамки, ведут к изменению всего человеческого существования, даже его духовного мира, тенденции, скрытые от тех идеалистов, которые начали борьбу за планирование. Хайек дал этим тенденциям следующую характеристику:
 1. Плановое хозяйство уничтожает демократию, поскольку парламент не может контролировать тотальное планирование. Вероятнее всего, что в этих условиях демократический парламент самораспустится, приняв закон о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий.
 2. Плановое хозяйство разрушает правовое государство, поскольку тотальное планирование основано на неконтроли-
 ' Автаркия (от греч autarkia - независимость, довольство собой) - политика экономического, социального и культурного обособления страны, изоляции ее от международных, культурных, политических и экономических связей, от мирового рынка, международной кооперации (83) "См LipnmanW An Inquiry into the Principles of the Good Society Boston, 1937 H а у е k F A The Road to Serfdom Chicago, 1944
 208
 
 руемом произволе бюрократии и тех, кто находится у власти.
  3. Плановое хозяйство ведет к абсолютной тотальности, не ограничиваясь только сферой экономики.
  4. Тотальное планирование так влияет на отбор правящей элиты, что у власти оказываются люди, лишенные каких-либо выдающихся дарований, поскольку тоталитарная дисциплина требует однообразия.
  5. Тотальное планирование нуждается в пропаганде и достигает того, что истина исчезает из общественной жизни.
  6. Тотальное планирование уничтожает свободу, а основанное на свободной конкуренции рыночное хозяйство - единственная экономическая и общественная система, направленная на то, чтобы посредством децентрализации довести до минимума власть человека над человеком (120).
  Бюрократия как средство и самоцель. В свободном рыночном хозяйстве, по убеждению Ясперса, не может быть избран путь, лишенный далеко идущего планирования, однако в этом случае оно ограничено (120). Средством планирования является бюрократия. Она необходима там, где есть предприятия и учреждения, в которых заняты массы людей и которые функционируют по установленному порядку. Современная техника, по мнению Ясперса, создает неведомые ранее возможности для организации бюрократии и ее деятельности. И в современных условиях, считает Ясперс, бюрократия действительно может стать тоталитарной.
  Бюрократия - это господство на основе правил и предписаний посредством чиновников (писцов) бюрократических учреждений. Она, по мнению Ясперса, подобна механизму, но осуществляет свои действия через чиновников (служащих) в соответствии с их характером и убеждениями. Бюрократия - это средство, однако она склонна превратиться в самоцель. Это оказывается возможным потому, что бюрократический аппарат именно ввиду своей сложности уклоняется от общественного контроля: он существует благодаря общности интересов своих служащих (120)
  Основные типы чиновников. Схематически различные типы чи новников в их "нравственной" иерархии охарактеризованы Яс-персом следующим образом
  - идеальный чиновник, подобно исследователю, все время думает о деле (120) Он повинуется предписаниям, но свободно их понимает Служит цели ограничения сферы бюрократической
 14 h-lS-i 209
 
 деятельности самым необходимым, своими действиями способствует быстрой и отчетливой работе бюрократического аппарата, его гуманности и готовности помочь;
  - чиновник, стоящий ступенью ниже, ревностно выполняет свои обязанности, получает удовлетворение от самой бюрократической деятельности как таковой, стремится в своем рвении расширить и усложнить организацию, с удовольствием выполняет свои функции, но при этом надежен и добропорядочен в следовании существующим предписаниям;
  - характерными чертами чиновника, стоящего на третьей ступени, становятся продажность и минутное настроение. Он ощущает пустоту и бессмысленность своей деятельности. Его работа сводится к отсиживанию часов. Трудности им отстраняются, а не решаются. Чиновник наслаждается своей властью, которой он при других обстоятельствах лишен. Внутренняя неудовлетворенность вымещается на просителях. Носитель этого "административного высокомерия" невежлив, груб в обращении, скрытен и покровительствен (120).
 СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  Реальность планирования и техники, по мнению Ясперса, привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом: человек полностью отдан во власть некоего зловещего процесса, который неумолимо и грозно сложился из действий самих людей (120).
  Решающим фактором в происходящих событиях становятся массы. Их, считает Ясперс, следует отличать от народа. Массы возникают там, где люди лишены своего подлинного мира, корней и почвы, стали управляемыми и взаимозаменяемыми. Однако масса, по убеждению Ясперса, не есть нечто окончательное. Она являет собой форму существования в стадии распада человеческого бытия. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами.
  Образование, считает Ясперс, может привести массы на путь, который ведет к аристократии духа. Идущий фактически постоянно отбор может завершиться созданием подлинной аристократии без наследственных прав и привилегий. Мир достиг бы вершины своей истории, верит Ясперс, если в самих массах осуществилось бы то, что раньше ограничивалось кругом аристократии. Это воспитание, дисциплина жизненного уклада и мышления, способность учиться, приобщаться к духовной жизни,
 210
 
 критичность по отношению друг к дургу и вместе с тем солидарность людей.
  Прежде религии были связаны со всей совокупностью социальных условий, условия же века техники, по мнению Ясперса, способствуют утверждению нигилизма внутри населения, превратившегося в массы. Нигилизм становится господствующим типом мышления. Однако полностью принять нигилистическое учение человек не может. В ситуации всеобщего неверия его уделом становится слепая вера, в основе которой лежит та или иная идеология (120).
 РЕЗЮМЕ
  1. Человеческое существование без власти и управления невозможно. Однако в силу своего объективного демонизма каждая власть нуждается в ограничении (например, абсолютная монархия - конституционной). В современный исторический период таким ограничением может служить демократия, основными условиями которой должны быть рыночная экономика, всенародные выборы, постоянная сменяемость руководства, наличие оппозиции, многопартийность и др.
  2. Демократия в определенных условиях может превращаться в охлократию - господство массы, действующую всегда в тандеме с манипулирующими ею тиранами. Противостоять этому можно формированием аристократии без наследственных прав и привилегий, элиты общества путем систематического отбора и образования.
  3. Социализм является универсальной тенденцией настоящего времени. Он приобретает могущество за счет распространения и совершенствования техники, развития методов и масштабов планирования, люмпенизации масс, внедрения нигилизма и атеизма, забвения основных религиозно-этических ценностей, подменяемых различными идеологиями.
 
 Глава 19. МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА И ИСКУССТВО СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  Менеджмент (от англ. management - управление) - многозначный термин, обозначающий: 1) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; 2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в производственной и непроизводственной сферах; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления общественным производством (управленческие структуры, систему и механизм межличностных отношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятельности, организационное поведение и др.) (83).
  Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой организации и сферы деятельности*. К ним относятся: определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации;
 совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности; эффективных стилей руководства, социальной ответственности и др.
  Хронологически история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инженеров конца XIX - начала XX вв. К ним относят Ф.Тейлора (тейлоризм), А.Файоля, Г Эмерсона** и др. В центре их внимания стояли вопросы повышения производительности труда и улаживания социальных отношений на предприятии. Со временем менеджмент стал сферой большой политики. Начиная с известных хоторнских экспериментов, заложивших методологические основы доктрины "человеческих отношений", он
  В связи с этим в понятии социальный менеджмент различают социально-политический, социально-экономический и социально-культурный менеджмент (см рис 16)
  Файоль Анри (1841-1925) - французский исследователь проблем государственного управления, общественных учреждении и системы образования, создатель теории администрации Автор кнши "Общая и промышленная администрация" (1923) Эмерсон Гаррннгтон (1853-1931) американский исследователь ме неджментл, автор книг "Проиэводигельность как основание для управления и оплаты труда" (1900), "Двенадцать принципов производительности" (1912)
 212
 
 переориен-тировался на социально-психологическую проблематику (83). Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами Маслоу, Мэйо, Дракера*, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области "гуманизации труда" и новых форм организации управления, а также стали основой специальной управленческой функции, называющейся управление персоналом или, более широко, управление человеческими ресурсами, что во многом тождественно понятию социальный менеджмент.
 
 Рис.16. Схема менеджмента
 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ
  Управление обществом (или социальный менеджмент) представляет собой воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития (45). Содержание, цели, возможности социального менеджмента зависят прежде всего от характера общественного строя. Научное управление обществом - это сознательное использование субъектом управления отношений власти, материальных и человеческих ресурсов, научных
 * Маслоу Абрахам (1908-1970) - американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, создатель иерархической теории потребностей Мэйо Элтон (1880-1949) - американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, создатель доктрины "человеческих отношений" и социальной философии менеджмента
 213
 
 знаний для получения результатов, в которых как можно полнее реализуются цели, выражающие потребности общества на данном этапе его развития (46). Процесс научного управления имеет циклический характер. Основными стадиями управленческого цикла являются:
  -выработка управленческого решения - прогнозирование общественных потребностей, формирование целей развития, выявление проблем и задач, которые следует решить для достижения этих целей, анализ альтернативных путей их решения, принятие управленческого решения;
  -организация осуществления принятого решения, регулирование и корректирование этого процесса;
  -учет и контроль получаемых результатов, анализ степени достижения поставленных целей.
  Иными словами, к основным стадиям социального менеджмента относятся: социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование, социальное регулирование, непосредственное руководство социальными процессами.
  В процессе научного управления обществом применяются различные методы и средства: экономические, административные, социально-психологические. Конкретный их состав зависит, прежде всего, от той подсистемы общества, на которую направлено управленческое воздействие (46).
 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТКИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  Социальный менеджмент, как управление социальными процессами, представляет собой один из основных классов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем (46). Содержание социального менеджмента заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении прогнозируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.
  Социальный менеджмент в масштабе общества имеет многоуровневую структуру со специфическими функциями, критериями, методами на каждом уровне. Основная функция социального менеджмента заключается в разработке и осуществлении стратегической и текущей политики, направленной на ускорение социально-экономического развития страны, повышение благосостояния, улучшение условий труда и быта людей, развитие эффективных и справедливых форм правления. Эта функция соци-
 214
 
 ального менеджмента в обществе в целом конкретизируется на уровне отраслей общественного производства, регионов и отдельных коллективов.
  На уровне коллектива возрастает взаимопроникновение его общественно-продуктивной, социально-интегративной и управ-ленческо-политической функций. Совокупность задач социального менеджмента решается путем согласования противоречивых интересов индивидов, коллективов, социальных групп с общегосударственными и общенародными интересами. При неэффективном социальном менеджменте эти противоречия могут углубляться и приводить к социальным конфликтам-
  Субъектом социального менеджмента в узком смысле слова являются специализированные государственные и общественные органы и службы по разработке и реализации общественной политики различного уровня; в широком же смысле субъектом социального самоменеджмента выступает все население, социальная активность которого возрастает в условиях демократизации общества (46).
 НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
  При всем многообразии различных современных взглядов можно выделить главные положения, лежащие в основе тех или иных научных школ социального управления*. В целях систематизации различных учений рассмотрим ведущие зарубежные школы управления (91).
  Классическая школа управления. Возникновение современной науки управления связывается с именем Ф.Теилора. Основные положения своей теории он изложил в работах: "Управление фабрикой" (1903), "Принципы научного управления" (1911), "Показания перед специальной, комиссией конгресса" (1912). Эти положения сводятся к следующему: 1) создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные методы работы, научное исследование каждого ее элемента; 2) отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение; 3) сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда; 4) равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими (91).
  В основе системы Тейлора лежали методы рационализации труда отдельных рабочих, обусловившие перестройку процесса
  Подробнее см.' Теория управления социалистическим производством / Под ред. О В.Козловой - 2-с изд. - М , 1983. - 432 с.
 215
 
 производства и соответственно организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий.
  Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф.Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления. Родоначальником этого направления в классической школе считается А.Файоль. В своем основном труде "Общая и промышленная администрация" (1923) он пытался разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать на этой основе некоторые строго обязательные принципы администрирования Управлять, утверждал он, значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов (91).
  По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое представляет собой значительно более широкую деятельность и включает производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую и административную функции. Анализируя административную функцию, Файоль выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организацию, координирование, контроль.
  Файоль разработал принципы административной деятельности, к которым относятся: разделение труда, власть (авторитет и ответственность), дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (линия власти), порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух. Он впервые указал на необходимость создания штабов (функциональных подразделений), которые не должны обладать правом руководства, но должны осуществлять подготовку к будущему и выявлять возможные способы совершенствования организации труда (91).
  Дальнейшее развитие классической школы управления происходило в двух основных направлениях - рационализация производства и исследование общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г.Эмерсона, Л.Урвика, М.Вебера, Г.Форда.
  Г.Эмерсон в работе "Двенадцать принципов производительности" (1911) рассматривал и формулировал принципы управления предприятиями. По мнению Эмерсона, такими принципами являются: точно сформулированные цели управления, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчинен-
 216
 
 ные на всех уровнях управления; подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей; компетентная консультация - необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным); дисциплина - подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку; справедливое отношение к персоналу; комплексный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;
 диспетчирование, обеспечивающее оперативное управление деятельностью коллектива; нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери; нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты; нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции; письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ; вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника. Г.Эмерсон впервые указал на необходимость и целесообразность комплексного подхода к решению задач организации производства и управления (91).
  Л.Урвик развил и углубил основные положения А.Файоля. Главное внимание он уделил разработке принципов формальной организации:
 • соответствие людей структуре. Подчеркивалось, что вначале следует детально разработать структуру организации, а затем подобрать специалистов, в наибольшей степени соответствующих требованиям структуры;
 • создание специального и генерального штабов. Основной функцией специальных штабов должна быть разработка рекомендаций для руководителя организации. Основными задачами генерального штаба являются подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности "штабных" специалистов;
 • сопоставимость прав и ответственности. Недостаточно возлагать на линейных руководителей только ответственность за какую-либо деятельность, необходимо также делегировать им власть, соответствующую и равную ответственности;
 • диапазон контроля - число лиц, непосредственно подчиненных руководителю (такой диапазон, по мнению Урвика,
 217
 
 в каждом случае зависит от индивидуальных качеств руководителя);
  - специализация. Возможны три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя либо географическому признаку;
  - определенность. Для каждой должности в организации должны быть письменно определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения и взаимосвязи с другими лицами (91).
  Совершенствованием организации производства промышленного предприятия занимался Г.Форд, сделавший дальнейший шаг в использовании системы Ф.Тейлора и применивший ее в массовом производстве, что потребовало соответствующей организации системы управления. С этой целью Форд применяет следующие принципы организации управления:
  -точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней и связей;
  -учет и планирование условий работы;
  -подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы;
  -осуществление производства по стандартной технологии;
  -постоянный поиск путей совершенствования производства (91).
  Школа "человеческих отношений". Родоначальником нового направления в теории управления считается Э.Мэйо. В результате экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы "Уес-терн электрик" в городе Хоторне, продолжавшихся 13 лет (1927-1939), Мэйо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от социально-психологического климата в их среде (в так называемых неформальных малых группах). Видными представителями школы "человеческих отношений" являлись К-Арджерис, Ф.Херцберг, Д.Макгрегор. Р. Блейк и др. (91).
  Основные положения этого направления сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и утверждению того, что в практике управления необходимо выявлять и использовать социально-психологические особенности группы. Представители указанной школы значительное место отводят поиску методов совершенствования труда работников системы управления. В частности, они рекомендовали уделять самое серьезное внимание изменению неформальной социальной структуры при перестройке формальной структуры организации,
 218
 
 а также предлагали "координацию посредством комиссий", которая обеспечивает более эффективные коммуникации и понимание идей, лучшее восприятие общей политики организации и ее более эффективное осуществление. Значительное внимание представители школы "человеческих отношений" уделяли делегированию ответственности, эффективность которой, по их мнению, полностью определяется умением использовать возможности своих подчиненных как коллектива (91).
  "Эмпирическая" школа управления. Представители третьего направления в теории управления, объединившего крупных менеджеров и консультантов, заявили, что главная задача ученых в области управления - сбор и обобщение материалов практики, разработка на этой основе рекомендаций управляющим (91). "Эмпирическая" школа развивается в двух основных направлениях. Проводятся конкретные организационно-технические и экономические исследования тех или иных проблем -управления предприятием и осуществляется разработка новейших концепций современного менеджмента. Это прежде всего концепции "участия в прибылях", "участия в управлении" и др. Наиболее видными представителями "эмпирической" школы являются П.Дракер, Р.Дэвис, Л.Ньюмен, Д.Миллер.
  Другим основным направлением исследований является изучение содержания труда и функций руководителей. Это направление в значительной степени обусловлено тем, что данная школа утверждает профессионализацию управления, т.е. его превращение в особую профессию. Труд управляющего, по мнению "эм-пиристов", характеризуется двумя особенностями: первая из них заключается в том, что управляющий должен создать из имеющихся ресурсов подлинно цельное единство, а вторая - в том, что в каждом решении и действии он должен ориентироваться на будущее, т.е. на перспективы развития организации (91).
  Независимо от занимаемой должности каждый управляющий осуществляет следующие основные функции:
 -определение целей предприятия, возможных путей их достижения и постановка на этой основе конкретных задач перед работниками предприятия;
 -организация деятельности предприятия путем классификации работ, их распределения, создания соответствующей структуры, подбора и расстановки кадров и т.д.;
 -обеспечение стимулирования и координации работников с использованием для этого мер принуждения и поощрения, а также контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;
 219
 
 -нормирование, анализ и оценка деятельности организации и занятых в ней лиц;
  -мотивация желаний работников в зависимости от результатов их деятельности.
  Учитывая комплексность деятельности руководителя, представители "эмпирической" школы указывают, что современный управляющий не должен быть узким специалистом технического или экономического профиля, а владеть общими научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами социального управления (91).
  Представители данной школы управления уделяют значительное внимание вопросам централизации и децентрализации менеджмента, делегированию ответственности и др. Одна из их рекомендаций получила наиболее широкое распространение. Речь идет о целевом управлении, на необходимость введения которого указал П.Дракер.
  Целевое управление представляет собой постоянно действующую систему определения конкретных целей для каждого работника управляющей системы. Совместно со своим руководителем он определяет цели своей деятельности на определенный период, способы их достижения, методы и формы отчета о достигнутых результатах. Такое целевое управление позволяет точно указать главные направления деятельности работника и четко контролировать его работу. При этом разработка целей осуществляется периодически, позволяя постоянно концентрировать усилия работников на наиболее важных задачах.
  В целом "эмпирическая" школа способствовала постановке и решению ряда актуальных проблем управления, обусловленных объективными потребностями современного крупного промышленного производства, в том числе классификации и анализу функций управления; организации труда руководителя; подбору и оценке кадров; определению структур управления и др. (91).
  Школа "социальных систем". Данная школа социального управления использует выводы школы "человеческих отношений", рассматривая человека в организации как социально ориентированное и направляемое существо, обладающее различными потребностями, влияющими на среду в организации (91). В то же время среда оказывает влияние на формирование потребностей. Наиболее видными представителями школы "социальных систем" являются Д.Марч, Г.Саймон, А.Этциони и др.
  Отправным пунктом рассмотрения человека в организации является признание того, что потребности человека и потребности
 220
 
 организации не совпадают. Потребности каждого человека в организации рассматриваются школой "социальных систем" в виде иерархии потребностей: удовлетворив потребности одного уровня, индивид переходит к следующему. Однако в связи с тем, что природа организации ставит определенные преграды на пути человека, неизбежен конфликт между ним и организацией. Основную задачу школа "социальных систем" видит в снижении силы конфликтов.
  Данная школа управления акцентирует внимание на исследовании наиболее общих форм организации, анализируя части системы, их взаимодействия, процессы, связывающие части системы с целями организации. Главными частями системы, по мнению представителей указанной школы, являются индивидуум, формальные и неформальные факторы, группы, групповые отношения, типы статусов и ролей в группах. Части системы связаны определенными организационными формами, к которым относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникации, процессы принятия решений. Предприятие при этом рассматривается как сложная социотехническая система (91).
  "Новая" школа. Данное направление в теории управления характеризуется стремлением внедрить в науку управления методы и аппарат точных наук (91). Наиболее видными представителями являются Р.Акофф, Л.Берталанфи, С.Бир, Р.Калман, Л.Клейн, РЛюс, Д.Форрестер. Формирование "новой" школы связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Исследование операций оформилось в самостоятельную отрасль науки, развивающуюся в двух основных направлениях.
  Первое связано с построением математических моделей явлений, наиболее часто встречающихся в производственном менеджменте и связанных с управлением запасами, распределением ресурсов, задачами массового обслуживания, заменой устаревшего оборудования, выбором стратегий поведения в условиях неопределенности, упорядочением работы во времени и другими Второе акцентирует внимание на изучении систем и привело к созданию "системотехники" (91).
  В дальнейшем в "новой" школе сформировалась самостоятельная научная дисциплина - теория управленческих решений Исследования в этой области направлены на разработку.
 -методов математического моделирования процессов выработки решений в коллективах;
 -алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и гд
 221
 
 -количественных прикладных и абстрактных математических моделей экономических явлений, в том числе моделей воспроизводства в масштабе общества и отдельных фирм; моделей баланса затрат и выпуска продукции; моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития и других (91).
  Менеджмент человеческих ресурсов. Термин менеджмент человеческих ресурсов возник в 60-е годы, когда в одной из статей американского социолога Р.Е.Майлза модель "Человеческие отношения" противопоставлялась модели "Человеческие ресурсы" (98). В модели "Человеческие отношения" основное внимание направлено на создание оптимальных условий труда для работника. В модели "Человеческие ресурсы" сотрудники рассматриваются как источник неиспользованных резервов и как важнейшая возможность наладить более рациональное планирование и принятие решений в общей структуре предприятия. Удовлетворение сотрудников уже не является важнейшей целью, а становится результатом личной заинтересованности работающего (98).
  Различные исследователи данного направления обратили внимание на роль хороших кадров внутри организации. Быть "отличным предприятием", по мнению этих исследователей, в конечном счете означает иметь и уметь удержать отличных сотрудников. На основании проведенных исследований был сделан вывод, что фактор труда является не только статьей расходов; человеческий фактор и его использование на предприятии становится стратегическим фактором и жизненно важным условием для того, чтобы предприятие могло выжить в сложных и нестабильных условиях рынка.
  Наиболее часто употребляемое толкование термина менеджмент человеческих ресурсов - мобилизация сотрудников посредством активной работы менеджеров На самом деле можно привести очень много толкований и, хотя они различаются по некоторым пунктам, выделить несколько общих черт. Три основные из них:
  -отношение к человеческому фактору как источнику доходов;
  -создание простора деятельности для каждого сотрудника, чтобы он мог внести свой личный вклад в общее дело;
  -интефация кадровой политики в общую политику предприятия и общества.
 Целью этого вида менеджмента является' принятие на работу, умение удержать, совершенствование и профессиональная под-
 222
 
 готовка компетентных и заинтересованных сотрудников, которые эффективно и результативно помогут реализовать цели организации (98).
  В философии менеджмента человеческих ресурсов сотрудники - это активы предприятия, человеческий капитал, что предполагает меньше контроля над сотрудниками, но большую мотивацию и стимулирование к труду.
  Одно из существенных отличий модели "Менеджмент человеческих ресурсов" от модели "Менеджмент человеческих отношений" состоит в том, что при менеджменте человеческих ресурсов от самого сотрудника требуется активная позиция. Это предъявляет особые требования к структуре организации и политике предприятия в области организации труда и создания определенных условий работы. И то, и другое должно оставлять место для личной инициативы. Это означает, что одни сотрудники за свой труд получают больше и продвигаются по службе быстрее, чем другие.
  В рамках менеджмента человеческих ресурсов кадровая политика из "реагирующей" политики управления превращается в активную стратегическую политику, которая высшим эшелоном менеджеров интегрируется в общую политику всей социальной организации (98).
  Основные научные школы управления представлены в таблице 9.
 РЕЗЮМЕ
  Краткое изложение основных направлений развития теории социального управления указывает на постоянный поиск новых форм и методов рационализации менеджмента. При этом теория и практика менеджмента как любого социального явления имеет свои закономерности. Часть из них проявляется в смене лидирующих позиций профессиональных групп в постановке и разработке основных проблем теории управления на определенном историческом этапе развития менеджмента.
  Развитие мирового менеджмента проходило ряд взаимосвязанных стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; им на смену пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимально возможной прибыли за счет эффективного управления капиталом Затем наступил период, когда выс-
 223
 
 11§|,ё-"а§1| tl
 l|ljJS!i|l| i|
 a"2RS3°'?aS 3C
 s'geiSsgfcs2!! s §
 (dEiOAb^OD'^SH'^ "
 й.Зйо,5и5>.д-в'Ёс CL,a
 •g a g я ". |g-g|§lf |i
 Jli II ^
 lisiilt Гф
 hlhiSS alSllllSa ^l??
 as "gE^A^ Й
 ^|j|as^| ^g
 iiiilliii ?!
 IsaSllg'ees зД s,g §•§ g &§ &e § ч<
 
 
 
 iiS^lS itiilisi i|
 ^lillli l&ilHis и
 c ь s " ?,'s " _ a.'
 111111 1$
 gs^a^p g.&s.aR's-ssl l.
 ^§§^§2 -gl'S^^S (1--
 -, >. so- ,
 IIs1-J J s ^
 ^ilgj§ In ^^
 i ltl| i I ^ .
 I'll
 cg&jsie&gsiaa т §.чь
 ^ i . s ?""^""§1-. <. ";
 § ё § '§1 §^1^1^ I-0
 S j 1"es ^^laele^8'! ^s"
 i-"| leli з^&Вё5!^! ^-s-s
 ЗйЭ зйаю usSeao.gfe'^a a?-
 ^JS i^§& g§°:,^l§§'^& gffigq
 ll^ili^ al^l&e^'^i l^&l
 iS^I^Illl Illl^llll S§^
 u i u -S  з " as з и
 Д Ё ^ " S: Г3
 i&g II I §
 ogl og o&l
 
 шее звено управления начало "рекрутировать" юристов, считая, что главное в бизнесе и менеджменте - соблюдение формальных предписаний, различных инструкций, нормативных актов и законности в целом В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы, ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных социологов, именно персоналоведы будут занимать лидирующее положение в управлении современным миром Иными словами, каждый директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.
 Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СФЕРАМИ ОБЩЕСТВА
  К основным сферам организации современного общества, как уже отмечалось ранее, относятся три ведущие области общественной жизни - политическая, экономическая и культурная (или духовная). В соответствии с тремя основными сферами организации общества выделяются основные виды социального управления, к которым относятся:
 -социально-политический менеджмент (административно-государственное управление),
 -социально-экономический менеджмент (управление материальным производством);
 -социально-культурный менеджмент (управление духовным производством).
 ТЕОРИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  Административно-государственное управление играег важную роль в процессе развтия современного общества и теории социального менеджмента* Многие основные проблемы решаются
  См В л си л емко И А Административно-гсклдарствсннос управление как наука // Социологические исследования - 1993 - № 8 - С88-9Ь, 1994 - N^ 4 - С 98 107
 !'• 6 is-i 225
 
 сегодня на правительственном уровне, и от умения государственной администрации проводить в жизнь социально-экономическую политику зависит, в конечном итоге, динамика общественного развития (16).
  Этапы становления. Теория административно-государственного управления является одним из наиболее важных и перспективных направлений современной политической мысли (16). Значительное воздействие на ее развитие оказали идеи М.Вебера, В.Вильсона, Ф.Гуднау.
  В 1887 г. профессор В.Вильсон* - будущий президент США - положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления в своей работе "Изучение администрирования", где подчеркнул, что "наука администрирования будет искать способы улучшения деятельности правительства, сделает его работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию управления"**. Вильсон разработал модель "административной эффективности". Он предложил использовать в административно-государственном управлении методы организации и управления в бизнесе, обосновал необходимость высокого профессионализма в системе администрирования, т.е. подбора государственных служащих по их профессиональной компетентности. В.Вильсон считал, что "отношения между администрацией, исполняющей законы, и властью, создающей законы, составляют самую сущность правительственной системы" (16).
  Идеи Вильсона во многом разделял американский политолог Фрэнк Дж.Гуднау, который стремился разработать модель бюрократии, способной эффективно работать в условиях демократического общества. При этом, он считал, чтобы обеспечить развитие демократии, политикам необходимо контролировать деятельность администраторов.
  Под влиянием идей Ф.Гуднау и В.Вильсона ведущее место в теории административно-государственного управления заняли вопросы научного менеджмента.
  Классическое исследование М.Вебера "Хозяйство и общество" (1921) дает отправную точку для современного изучения административно-государственного управления и представляет собой систематизированный анализ основных принципов государственного администрирования, а именно:
 * Вильсон Томас Вудро (1856-1924) - 28-й президент США (1913-1921) от Демо-крагической партии
  См W i I s о n W The study of administration // Political science quarterly - 1887 --V2 (June) - P 197-222
 226
 
 -административные учреждения организованы иерархически;
  -каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции;
  -государственные служащие назначаются (а не выбираются) на основе профессиональной квалификации, как указано в их дипломах, или по результатам экзаменов на должность;
  -государственные служащие получают заработную плату в соответствии с рангом;

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу