<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 и регионы представляют различные стадии социального развития, а социальный характер отражает эти различия. Потому различают социальные характеры люмпенов, рабочих, аристократов и других социальных слоев, а также исторические типы характеров, соответствующие различным периодам социальной истории. Иными словами, социальный характер - это характер определенных социальных групп, классов, наций, народов; каждому обществу, каждому его слою в каждый исторический период свойственен определенный тип социального характера.
  Выводы. Закономерно повторяющаяся, циклическая смена основных ценностей, заложенных в архетипах коллективного бессознательного, влечет за собой смену исторических периодов, типов обществ, типов духовной, материальной и организационной культур, что естественным образом отражается на преобладании соответствующих психических сфер (познавательной, волевой, эмоциональной) в социальном целом и, как следствие, формировании соответствующих типов социального характера, доминирующих сфер общества (духовной, политической, экономической) и типов хозяйствования-
  Будущее всегда подобно прошлому (Конфуций), поэтому в социальном управлении необходимо постоянно учитывать исторический опыт предшествующих поколений, а также следить за тем, чтобы социальные функции были не номинальными, а реальными, т.е. каждый член общества должен фактически выполнять обязанности, определяемые его социальной ролью.
  Социальное неравенство - следствие природного неравенства людей. Оно в определенной степени искусственно, но необходимо для создания и поддержания социального порядка. При этом занятые преимущественно умственным трудом управляют занятыми преимущественно физическим трудом, и управляемые всегда содержат тех, кто ими управляет (Конфуций). Наиболеее общим признаком привилегированных социальных слоев является статусная квалификация, всегда направленная против выполнения физического труда (М.Вебер), а наиболее социально значимые профессии те, которые связаны с организационно-управленческими функциями, что требует от их исполнителей соответствующего уровня развития личностных качеств, специальных способностей и образования (П.Сорокин).
 УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
  В человечестве существует два основных подхода к социальному прогрессу, которые можно обозначить как техноцентрист-
 2s С-1^ 39J
 
 ский и ангропоцентристский. Первый характеризуется экстра-вертированностью, ориентацией на все новые технические усовершенствования и изобретения, противопоставлением человека и природы, а второй - интровертированностью, ориентацией на самосовершенствование и развитие духовности, слиянием человека и природы без посредничества техники. Техноцентристский подход более проявляется в культуре Западного полушария, а антропоцентристский - в культуре Восточного. Славянский мир является как бы водоразделом между западноевропейским и вос-точноазиатским мирами. Его ориентации свойственна двойственная направленность, дальнейшая поляризация которой определит его окончательную принадлежность либо к техноцентрис-тскому, либо к антропоцентристскому направлению в социальном развитии, что будет иметь далеко идущие последствия для судеб всего человечества. Дело в том, что путь развития техники, имеющий своей основной целью покорение природы для удовлетворения материальных потребностей человека, является, на наш взгляд, путем исторического тупика, поскольку при достижении определенного уровня технического развития удовлетворение человеческих потребностей станет настолько полным, что нужда (этот вечный мотив прогресса) в дальнейшем техническом развитии попросту отпадет. Результатом станет своеобразная атрофия технических способностей человека, а потомки технических гениев станут неспособны поддерживать и эксплуатировать сложные технические системы, что естественным образом приведет к глобальной катастрофе. Поэтому антропоцентристский подход в социальном прогрессе представляется нам более перспективным с точки зрения выживания и дальнейшего развития человечества.
  Идеалы социального устройства, выражающиеся в основных идейно-политических течениях консерватизма, либерализма, демократизма, социализма и анархизма, отражают преобладание различных, но находящихся в социуме одновременно на всех его исторических этапах основных ценностей. Победа в том или ином социуме одних ценностей над другими обусловливает в данном социуме или в глобальных масштабах смену главных типов культур (суперсистем по П.Сорокину), носителями которых выступают соответствующие типы социального характера (по Д.Рисмену), которые, в свою очередь, определяют преобладание тех или иных социальных идеалов, находящих свое отражение в соответствующих политических течениях.
  Господство и политическая борьба. Существует три основных легитимных типа господства и подчинения: патриархальный, ха-
 394
 
 ризматический и легальный (М.Вебер). Политика означает стремление к участию во власти и осуществлении господства или к оказанию влияния на распределение власти между государствами или'внутри государства. Государство же представляет собой отношения господства людей над людьми, опирающееся на леги-тимное насилие как средство. Политическое господство организуется как предприятие, требующее постоянного управления, осуществляемого через штаб управления (человеческие ресурсы) и вещественные средства управления (материальные ресурсы) (М.Вебер). Преданность штаба управления лидеру обеспечивается методами поощрения (мотивы любви по Н.Макиавелли) и наказания (мотивы страха). При этом от того, откуда политический лидер (высшая государственная инстанция) рекрутирует свой штаб управления, существенным образом зависит структура политического строя, а также своеобразие политической (организационной) культуры в целом.
  Профессиональными политиками становятся по двум основным причинам: чтобы жить "для" политики либо "за счет" политики (М.Вебер). Чтобы жить "для" политики, необходимо быть независимым от доходов, которые может принести политика, т.е. быть достаточно богатым и обладать необходимыми нравственными качествами ("плутократическое" рекрутирование политических руководящих слоев). В таком случае руководство политикой будет являться своего рода почетной деятельностью. Однако, на деле в политику рвутся большей частью неимущие, стремящиеся жить именно "за счет" политики. Поэтому современная борьба между политическими партиями - это, прежде всего, борьба за должности, представляющие собой формы специфически гарантированного обеспечения. Противостоять этому в определенной степени можно за счет целенаправленного социального тестирования, отбора и подготовки профессиональных государственных служащих, не состоящих в политических партиях (П.Сорокин, М.Вебер).
  Превращение политики в предприятие, которому требуются навыки в борьбе за власть, знание ее методов, созданных современной партийной системой, обусловило разделение социальных функционеров на две категории: профессиональных и политических чиновников. Политические чиновники при смене очередного кабинета покидают свои посты, а профессиональные остаются (М.Вебер).
  Профессиональные политики, как вожди, так и их свита, могут быть классифицированы в историческом аспекте в соответст-
 2^ ь-W 395
 
 вии с циклами исторических времен, типов культур и господствующих сословий*. Вначале верховная власть опиралась на клириков (монашествующих) и грамматиков, что характерно для религиозно-духовных эпох иерократического господства. Их сменила придворная знать (дворянство) героико-романтических эпох аристократического господства. Дворян сменили буржуа, что характеризовало наступление гражданских эпох и господства "третьего сословия", а последних - разночинцы (т.е. люмпени-зированные и маргинальные слои интеллигенции) современной эпохи. При этом одновременно с подъемом профессионального чиновничества возникали путем незаметных переходов "руководящие политики", т.е. главенствующие советники монархов и диктаторов (например, великий визирь, премьер-министр и т.д.).
  Вожди и их свита (штаб) как политически активные элементы свободной вербовки и пассивная масса избирателей - три необходимые составляющие любой партии (М.Вебср). Фактическая власть внутри партии находится либо в руках руководителя партийного аппарата, либо в руках того, кто эту партию финансирует ("босс"). Вождем партии становится тот, кому подчиняется аппарат.
  Пути социального обустройства. Существуют три основные формы социального управления (теократия, аристократия и демократия) и три извращенные (тирания, олигархия и анархия). Первые легко переходят во вторые из-за своего подобия, что выражается в циклическом кругообороте форм правления (Платон, Аристотель, Н.Макиавелли, Г.Гегель). Главным содержанием любого современного политического строя должен быть механизм постоянного обуздания власти, социальный механизм ограничения присущего власти зла, т.е. механизм легитимности (К.Ясперс). В настоящих условиях формами такого механизма выступают правовое государство и парламентская демократия, при которых невозможно непрерывное замещение правительственных должностей одними и теми же лицами. Гарантом функционирования такого механизма является элитарный, аристократический слой, постоянно пополняющийся из различных слоев населения посредством отлаженной системы социального тестирования, отбора и распределения индивидов в зависимости от их заслуг (меритократия по М.Янгу). Формирование меритократии должно проводиться в соответствии с объективными законами социальной мобильности, предусматривающими как социальное
  Подробнее см Щ е к и н Г В Социальная философия истории (теория социального развития) - К , 199^
 396
 
 восхождение, так и социальный спуск (П.Сорокин), а также периодическим использованием механизма "прополки", обеспечивающего удаление из элитарного слоя аутсайдеров. Проведение выборов и формирование политической элиты осуществляют оппозиционные друг к другу партии, которых в свободном обществе обязательно должно быть несколько. Для того, чтобы партии представляли собой организации достойных людей, необходимо целенаправленное воспитание и образование всего общества: известно, что "каждый народ достоин своего парламента". Достичь этого можно через нормализацию функционирования социальных механизмов тестирования, селекции и распределения индивидов в обществе для успешного выполнения ими соответствующих социальных функций (П.Сорокин, К.Ясперс).
  Социализм, предполагающий организацию совместной работы и совместной жизни людей под углом зрения Справедливости, является универсальной тенденцией современного общества. Его основными предпосылками стали механизация орудий труда, необходимость совместной работы, планирование, бюрократизация управления, омассовление общества'и атеизм. Господство всех неминуемо приводит к господству масс (охлократии), которое, не являясь устойчивой формой коллективной жизни, неизбежно перерастает в тиранию сталинско-гитлеровского типа (К.Ясперс). Преградой на пути сползания общества к охлократии и тирании и, одновременно, условием его восхождения к высшим формам социальной жизни является восстановление основных социальных институтов общества (семьи, церкви, школы) и обеспечение их взаимосвязи в организации нравственного воспитания и духовного образования членов социума.
  Схематически современный политический строй в развитых странах мира может быть представлен следующим образом: политический лидер (монарх или президент) осуществляет леги-тимное господство посредством организации трех ветвей власти - законодательной (избираемый парламент), исполнительной (назначаемый кабинет министров) и судебной (независимый судебный орган). Премьер-министром (главой кабинета) становится "вождь" победившей на выборах партии, а посты основных министров занимает его свита (штаб управления). Должности заместителей министров и ниже замещаются не партийными, а профессиональными чиновниками, которые остаются в государственном аппарате и при очередной смене руководства.
  Система социального менеджмента. История развития мирового менеджмента насчитывает несколько управленческих револю-
 397
 
 ций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике социального управления и соответствующих основным историческим вехам циклической смены типов культур и социальных сословий: власть духовного сословия постепенно вытесняется господством аристократии, на смену которой закономерно приходят буржуа, а последних сменяют наемные работники, "пролетарии управления", после чего социально-управленческий цикл может начаться заново.
  В мире все системно. Главным свойством социальных систем является то, что их основным элементом являются люди, выступающие одновременно объектом и субъектом социального управления. Социальные системы условно подразделяются на три основных вида: социально-политические, социально-культурные и социально-экономические. Генезис социальных систем привел к тому, что внутренне присущее им управление превратилось в самостоятельную область деятельности и выделило три главных сферы организации общества - политику, экономику, культуру, в связи с чем различают три основных вида социального менеджмента - материальной, духовной и административно-государственной сферы.
  Любая система является совокупностью элементов, обладающих рядом присущих им свойств и выступающих в качестве структурообразующих частей системы Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления (91). \
  В каждой социальной системе и ее подсистемах (управляющей и управляемой) имеются однородные группы элементов, образующие системы низшего уровня: техническую, технологическую, экономическую, организационную и социальную. Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической стороны управления, а также одной из систем низшего уровня, что показано на рисунке 33.
 398
 
 Инженеры Экономисты, финан- Юристы Социологи, пси-
  (технико-техноло- систы (экономичес- (организацион- хологи (социаль-
 
 
 
 
  гическая система) кая система) ная система) ная система)
 ОТСУ) <СЭСУ] (ОТСУ] [СЭСУ
 СЭСУ ОТСУ СЭСУ ОТСУ
 Условные обозначения:
 СЭСУ - социально-экономическая сторона управления;
 ОТСУ - организационно-техническая сторона управления.
 Рис.33. Циклическая смена ведущих систем и сторон управления
  Управление всегда иерархично. Каждый его уровень представляет собой соответствующее звено социального управления, состоящее из взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, организационно-технической и социально-экономической сторон управления. Связь между подсистемами и сторонами управления осуществляется с помощью информации. Каждая социальная система самоуправляема. Ее деятельность и развитие подчинены определенной глобальной цели, а элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование таких систем и управление ими являются не только процессом сохранения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние (91).
  Начальным пунктом социального управления является формирование и выбор целей управления и вытекающих из них задач, что вытекает из результатов анализа развития общества, его основных сфер и систем. Результатом управления являются управленческие решения, а также реализация функций управления.
  Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений менеджмента, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в механизмах, функциях, структуре, объектах, методах, кадрах и процессе управления.
  Каждая социальная организация имеет пять постоянных характеристик, эффективное управление которыми является залогом успешной управленческой деятельности: 1) цели деятельности; 2) культура; 3) власть (иерархия); 4) человеческие ресурсы;
 5) материальные ресурсы. Всякая управленческая деятельность выражается в определенном стиле руководства, под которым по-
 399
 
 нимается типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых. Стиль менеджмента находит свое отражение в тех или иных формах социального управления в зависимости от преследуемых руководством целей и исповедуемых им ценностей, а также конкретной ситуации управления.
  Выводы. Всемирная история, представляющая собой развитие социальных организмов в различных государственных формах, включает определенные типы социального устройства и соответствующие им всемирно-исторические этносы (Гегель), а также сословные слои, являющиеся социальной базой тех или иных государственных форм. Так, социальной базой господствующей в свое время теократии выступало жреческое сословие восточно-азиатских этносов; социальной базой античной демократии являлось сословие греческих полисов, наиболее отвечающее современному понятию интеллигенции; аристократический строй римлян опирался преимущественно на военное сословие; буржуазный строй, впервые введенный в социальную практику германскими народами преимущественно в форме конституционной монархии, опирался на бюргерство, "третье сословие" социальной иерархии. Социальной базой социализма, выпавшего в основном на долю славянских народов, явились люмпенизированные и маргинальные слои, поскольку духовенство, дворянство, купечество и действительно передовая интеллигенция, как правило, участия в проведении этого социального эксперимента не принимали, а, напротив, зачастую выступали против коммунистической идеологии и ее практических методов. Восстановление присущего славянскому этносу в качестве доминирующего (как и у древнегреческого этноса) рационально-мыслительного начала позволит ему занять авангардные позиции в евроазийском мире и активно участвовать в его исторически обусловленном социальном обустройстве.
  Одной из доминирующих тенденций в истории человечества на всем протяжении его развития была борьба двух противоположных начал - демократии и тирании, что отражает столкновение и постоянное соперничесч ао двух принципов в организации политического строя, а также двух составляющих каждого социума - гражданского общества и полигического государства (59). Это - борьба разнонаправленных социальных тенденций: между стремлением к неограниченной свободе и необходимостью организации коллективной жизни Одним из оптимальных путей разрешения объекшвно существующею конфликта между обществом и государством в современных условиях социального раз-
 400
 
 вития является смешанная форма правления в виде конституционной монархии или президентской республики, при которой достигается искомое соотношение между стремлением гражданского общества к ограничению государственной власти (парламентское начало) и стремлением государства к единоличной власти над обществом (монарх, президент).
  Диктатура бонапартистского или цезаристского типа является органическим продолжением и логическим завершением всякой социальной революции, при которой первоначальная идея демократии через определенный период большей или меньшей анархии переходит в свою противоположность - тиранию (59). Поэтому основной задачей социальных реформаторов является не революционное ускорение социальной истории, а осознанное следование ее эволюционному развитию, что возможно только на основе познания и использования в общественной практике объективных социальных законов.
  Политика - это сфера относительного, а нравственность, духовность - область абсолютного (Н.Макиавелли, М.Вебер). С этим связана идея разделения властей на религиозную (духовную), относящуюся к области иррационального, и на политическую (светскую), относящуюся к области рационального. Светская власть, в свою очередь, подразделяется на три относительно независимые, но друг с другом связанные ветви власти, отображающие в определенной степени основные психические и социальные сферы - законодательную (интеллектуальная сфера), исполнительную (волевая сфера) и судебную (эмоциональная сфера, поскольку главным назначением этой ветви власти является прежде всего удовлетворение чувства справедливости).
  Единственно возможной формой эффективной деятельности любой социальной силы, преследующей определенную цель (прежде всего, массовых движений и политических партий), является организация, имеющая соответствующую структуру и функции, построенные в иерархическом порядке. Поэтому любое, какое бы ни было в начале демократическое социальное устройство, со временем неизбежно переходит к иерархическому устройству различной степени жесткости. Расслоение некогда однородной и единой массы участников общественного движения на руководящее меньшинство и руководимое большинство выступает объективной неизбежностью развития всякой политической организации (Р.Михельс, М.Острогорский). Руководящее меньшинство, при этом, выдвигает из своей среды лидера (вождя, фюрера, дуче), который сосредоточивает власть и управление
 401
 
 в своих руках. При каждом лидере в любой социальной организации имеется фигура "великого визиря", являющегося зачастую по своим личностным характеристикам психологическим антиподом лидера и выполняющего функции "доверенного лица" руководителя (типичный, хотя не всегда обязательный, пример - фигура первого заместителя).
  Авторитет или власть политического лидера коренится в поддержке сторонников, которые видят в нем образец мудрости, воли и справедливости. Лидер всегда должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, а также с образом поведения подчиненных и их психологией. Если лидер стремится достигнуть признания и власти, ему необходимо пользоваться символами, проистекающими из мотивов любви и мотивов страха. При этом поступать нужно так, чтобы страх не перерос в ненависть. Для этого лидеру необходимо не посягать на имущественные и личные права подчиненных. Управляя людьми, их надо либо поощрять, либо наказывать, сочетая то и другое в зависимости от конкретных обстоятельств. При этом поощрениями люди дорожат - когда они невелики и редки, наказание же лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Цель управления необходимо соотносить с имеющимися средствами, а средства с конкретными обстоятельствами ситуации управления (Н.Макиавелли).
  Законы социального развития и управления объективны, не зависят от сознания и воли людей, однако их действие проявляется только в человеческой деятельности и, следовательно, зависит от того, насколько полно учитываются требования объективных законов. Основные положения теории социального управления группируются вокруг ее законов и через них обнаруживают связь друг с другом, так как именно в них раскрываются содержание теории менеджмента, основные принципы, функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Данную взаимосвязь можно представить в следующей последовательности: законы социального развития -^ социальные законы данного исторического этапа -^ законы социального управления -^ принципы менеджмента -^ формы и методы управления. При этом системы законов и принципов управления изменяются в процессе социального развития, хотя полностью не исчезают, поскольку выражают объективные требования к системе социального управления. Формы* же и методы использования законов и принципов на различных этапах общественного развития могут и должны быть различными (91).
 402
 
 ЛИТЕРАТУРА
  1. Алексеева Т. Полезна ли философия политике? // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С.103-113.
  2. Алтухов В. Политика и видение будущего // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3. - С.38-46.
  3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренько-ва. - М., 1994. - 496 с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. ~ С.
  5. Анурин В.Ф. Проблема эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности // Социологические исследования. - 1993. - № 4. - С.87-96.
  6. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Пер. с древнегреч. - М., 1983. - Т. 4. - 830 с.
  7. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. - М., 1972.
  8. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. - М., 1994. - 528 с.
  9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. - 224 с.
  10. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М., 1990.
  11. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философ, введения в двадцать первый век. - М., 1990. - 413 с.
  12. Блейк P.P., Мутон Дж.С. Научные методы управления / Пер. с англ. - К., 1992. -143 с.
  13. Бляхман Л.С., Сочилин Б.Г., Шкаратан О. И. Подбор и расстановка кадров на предприятии. - М., 1968. - 168 с.
  14. Богданов А. Всеобщая организационная наука. - М., 1989- - С.215.
  15. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990. - 412 с.
  16. Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука // Социологические исследования. - 1993. - № 8. - С.88-95.; 1994. - № 4. - С.98-107.
  17. Вебер М. Избранные произведения; Пер. с нем.; Сост., общ. ред. и пос-лесл. Ю.НДавыдова; Предисл. П.П.Гайденко. - М., 1990. - 808 с.
  18. Вебер М. Избранное. Образ общества; Пер. с нем. - М., 1994. 704 с.
  19. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С.147-156.
 403
 
 20. Вейлл П. Искусство менеджмента; Пер. с англ - М., 1993. - 224 с.
  21. Волконский А. О трех ветвях русского древа и ... сепаратизме // Русский рубеж. - 1991. - С.6-17.
  22. Гаевский Б.А. Программа курса "Основы науки управления" ~ К., 1994. - 37с-
  23. Гегель Г.В.Ф. Философия права; Пер. с нем. - М., 1990 - 524 с.
  24. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. - 1992. - № 9. - С.112-124; 1992. - № 11. - С.107-120.
  25. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т/ Пер. с франц. - М., 1992.
  26. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. -
 1993.
  27. Горохов Б. Прогнозирование: краткое методологическое руководство // Проблемы теории и практики управления. - 1995. ~ № 1. - С.63, 68, 126.
  28. Государство и управление в США / Ин-т США и Канады; Отв. ред. Л.И.Евенко. - М., 1985. - 303 с.
  29. Грейсон Дж.К. мл., 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века; Пер. с англ. - М., 1991. - 319 с.
  30. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990.
  31. Гурт Б. Державне управлтня / Пер. з франц. В Шовкуна. - К., - 165 с.
  32. Декарт Р. Сочинения в 2 т. / Пер. с фр. и лат. - М , 1989.
  33. Демидов А., Шортов Р. Интеграция общества в постготалитарный период // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С.156-163.
  34. Дидро Д. Сочинения в 2 т.: Пер. с фр. - М , 1991.
  35. Древнекитайская философия. В 2-х т. - М., 1972-1973, T.t. - С.86-243-
  36. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. - К., 1992. - 182 с.
  37. Кадзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена. Пер. с англ. - К., 1992. - 200 с.
  38. Карлейль Т. Теперь и прежде. - М., 1994. - 415 с.
  39. Клизовский А. Основы миропонимания Новой зпохя. - Магнитогорск,
 1994. - 850 с.
  40. Конфуций. Изречения / Пер., предисл. и коммент. И И.Семенянко. - М., 1994. - 128 с.
  41. Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства // Социологические исследования - 1993. - № 6. - С.135-143.
  42. Кравченко А. Управленческие революции // Соц.труд. - 1991. - № 1. - С.49-54.
  43. Краешков Б.И. Пути развития общества. - К., 1994. - 32 с.
  44. Краткий политологический словарь / Под ред. С.Г.Рябова, З.И.Тимошенко. - К., 1992. - 104 с.
  45. Краткий политический словарь. - 5-е изд., доп. - М., 1988 ~ 478 с.
  46. Краткий словарь по социологии / Под общ ред Д М Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. - М , 1988. - С.68
  47. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - 576 с.
  48. Крутецкий В.А. Психология."- М., 1986
  49. Кузнецова М. Дезорганизация и организация как свойства социальных систем // Проблемы теории и практики управления. - - 1994 - № 6. - С.93-98.
  50. Кузьмин М. Самоорганизация и социоэволюция /'/ Философская и социологическая мысль. - 1994. - № 9-10. - С.99-135.
  51. Курс для высшего управленческого персонала - М , 1971 - 807 с.
  52. Ладанов И.Д. Практический менеджмент В 3-х частях - М , 1992.- 599 с
  53. Лосев А.Ф. Философия. Мифология Культура - М , 199! - 525 с.
 404
 
 54. Лосскчй И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. - М., 1991. - 368 с.
  55. Лучицкая С.И. Власть как социальная практика. Исторические и антропологические исследования // Вопросы истории. - 1993. - № 6. - С.174-176.
  56. Макиавелли Н. Государь / Пер. с ит. - М., 1990. - 84 с.
  57. Малявин В.В. Конфуций. - М., 1992. - 335 с.
  58. Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. - М., 1994. -700с.
  59. Медушевский А.Н. Демократия ч тирания в новое и новейшее время // Вопросы философии. - 1993. - № 10. - С.3-24.
  60. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.
 - М., 1993. - 702.
  61. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах / Пер. с фр. - М-, 1992.
  62. Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю.В.Бромлей. - М., 1988.
  63. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / Пер. с нем. - М., 1990.
  64. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1986.
  65. Организация управления общественным производством: Учебник / Под ред. Г.Х.Попова, Ю.И.Краснопояса. 2-е изд.. - М., 1984. - 256 с.
  66. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М., 1991. - 408 с.
  67. Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Пер. с древнсгреч. - М., 1990-1994.
  68. Плутарх. Застольные беседы. - Л., 1990. - 592 с.
  69. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И.Аверьянов. - М., 1993. - 431 с.
  70. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М,, 1991.
  71. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. / Пер. с англ. - М., Международный фонд "Культурная инициатива", 1992. - T.I и 2.
  72. Поеное М.Э. История Христианской Церкви (до разделения церквей - 1054 г.). - Брюссель, 1964. - 614 с.
  73. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - 2-е изд. - М., 1994. - 560 с.
  74. Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986. - С.247.
  75. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.
 - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1990. -494 с.
  76. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. - 1993. - № 3. - С.121-129.
  77. Руткевич Е.Д. Типология социального характера Д.Рисмсна // Социологические исследования. - 1993. - № 3. - С.118-121.
  78. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. - М., 1991. - 366 с.
  79. Сайков Н.Я. Разрушающая и созидающая роль идеи. - К., i995 - 902 с.
  80. Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. -- К., 1912
  81. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд - М., 1985- - 1600с.
  82. Современная западная социология: Словарь - М., 1990. - 432 с.
  83. Современный бизнес: Учебн. в 2 т. - / Пер. с англ. Д-Дж Речмсн, М.Х.Мескон, КЛ.Боуви, Дж.В.Тилл. - М., 1995. - Т. 1 - 431 с.
  84. Соколова Р О пользе политической философии // Общественные науки и современность. - 1992. - № 5. - С.73-83.
 405
 
 85. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ ред., сост. и пре-дисл. А.Ю.Согомонова / Пер. с англ. - М-: Политиздат, 1992. - 543 с.
  86. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л., 1979.
  87. Стрижевская Ю. Переходы от авторитарных режимов // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 145-154.
  88. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева / Пер.-М., 1990.- 398 с.
  89. Только-Грынцевич. Поляки // Русский Антропологический журнал. - 1901. -Кн.1.
  90. Тацит К. Сочинения. В 2-х т. - СПб., 1993. - 734 с.
  91. Теория управления социалистическим производством: Учебник / Под ред. О.В.Козловой. - 2-е изд. - М., 1983. - 432 с.
  92. Тамилов В. Формирование организационной культуры экономических систем // Проблемы теории и практики управления. - 1995. - № I. - С.69-73.
  93. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга / Пер. с англ. - М., 1993. - 160 с.
  94. Управление народным хозяйством: Словарь / Под ред. Р А.Белоусова;
 Сост. Н.И.Иванова. - М., 1983. - 207 с.
  95. Управление по результатам / Пер. с финск.; Общ. ред. и предисл. Я.А.Лейманна. - М., 1993. - 320 с.
  96. Управление - это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тэйлор, Г.Форд. - М., 1992. - 351 с.
  97. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-ти частях. - М., 1992. - 756 с.
  98. Фейнхейзен М.А., Maam Б.Й., Иаан К.А. Менеджмент человеческих ресурсов. - Персонал. - 1993. - № 2. - С.3-17.
  99. Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М., 1991 -- 253 с.
  100. Флавий И. Иудейские древности. - В 2-х т. / Пер. с греч - Минск, 1994.- 1164с.
  101. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. -В 3-х т, / Пер. с англ. - М., 1989.
  102. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. - М., 1990.
 - 368 с.
  103. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост, науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г.Ярошевский. - М., 1990. - 448 с.
  104. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. - 2-е изд., доп. - М., 1990. - 336с.
  105. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер с нем. - М., 1993. - 447 с.
  106. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. -- М , 1986. - T.I.
 - 408 с.
  107. Хофстеде Г. Культура б1знесу // Kyp'ep ЮНЕСКО - 1994. - Червень.
 - С.12-16.
  108. Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982. - 184 с
  109. Чернявский А-Д., Денисенко С.А. Управление в условиях рыночных отношений. - К., 1992. - с.3-5.
  110. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. - М.-К , 1994 - 432 с.
  111. Щёкин Г.В. Основы психологических знаний - К , 1994
  112. Щёкин Г.В. Практическая психология менеджмента Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. - К , 1994 - 399 с.
  113. Щёкин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению. - К., 1995 - 682 с.
 406
 
 114. Щёкин Г.В. Социальная философия истории (теория социального развития). - К., 1995.
  115. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - С.110.
  116. Эрхард Л. Благосостояние для всех / Пер. с нем. - М-, 1991. - 335 с.
  117. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Записано и отредактировано Аниэлой Яффе / Пер. с нем. - К., 1994. - 405 с.
  118. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А.М.Руткевича. - М., 1991. -304с.
  119. Японский менеджмент: Конспект лекций по теории управления. - М., 1991. - 203 с.
  120. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем.- М., 1991-- 527 с.
  121. Adomo Th.W.e.a. The authoritarian personality. - N.Y., 1950.
  122. Approaches to the etudy of social structure. - N.Y., 1975.
  123. Bell D. The end of ideology. - N.Y., 1965.
  124. Benedict R.F. Patterns of culture. - Boston, 1934.
  125. Bumham I. The Managerial Revolution. - N.Y., 1941.
  126. Dictionary of modem sociology. - Totowa, New Jersey, 1969.
  127. Drucker P. The unseen revolution. - N.Y., 1976.
  128. Eisenstadt S.N. Social differentiation and stratification. - Illinois, 1971.
  129. Galbraith J.K. The affluent society. - Harmondsworth, 1968.
  130. Galbraith J.K. The anatomy of power. - L., 1984.
  131. GinerS. Mass society. - L., 1976.
  132. Hersey P., K.Blanchard. Management of Organizational Behavior. Utilizing Human Resource. Fourth Edition. Englewood Cliffs. - N.J., 1982.
  133. Kardiner A. The pshchological cultural background of personality. - N.Y., 1945.
  134. Lipman W. An Inquiry into the Principles of the Good Society. - Boston, 1937.
  135. Linton R. The study of man. - N.Y.-L., 1936.
  136. Le developpement de la societe industrielle et la stratification sociale. - P., 1956.
  137. Marcuse H. One-dimensional man. - Boston, 1964.
  138. Maine H.J.S. Ancient law. - N.Y., 1885.
  139. Mannheim К. Ideology and Utopia. L., - N.Y., 1936.
  140. May E. The human problems of an industrial orvilization. - N.Y., 1933.
  141. Merill F. Society and culture. - N.Y., 1957.
  142. Nisbet R. The sociological tradition. - N.Y., 1961.
  143. Pareto W. Trattato di sociologia generale. - Mil., '1964. V-1-2.
  144. Parsons T. Action theory and the human condition. - N.Y., 1978.
  145. Parsons T. Social system and the evolution of action theory. - N.Y.-L., 1977.
  146. Risman D., Closer N., Danney R. Lonely crowd. The study of american character. - N.Y., 1950.
  147. Ropke W. Die GeseUschaftskrise der Gegenwart. - Zurich, 1942.
  148. Spenser G. The principles of sociology. - L., 1896.
  149. Stogdill R. Handbook of leadership. - N.Y.-L., 1974-
  150. Taylor F. Scientific management. - N.Y., 1947.
  151. While W. The organization man. - L., 1963.
  152. Veblen T.B. The engineers and the price system. - N.Y., 1921.
 407
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 Предисловие Введение. Определение понятий
 Раздел I Расы. Народы. Культуры
 Глава 1 Расы человека пути обраювания и основные огличия
 Глава 2 Происхождение народов
 Глава 3 Психология этносов
 Глава 4 Развитие культуры и происхождение власти
 Глава 5 Культура и социальное управление
 Глава 6 Этапы социального управления
 Глава 7 Пути организации общества
 Раздел II Социальные законы
 Глава 8 Общество и его изучение
 Глава 9 Основные понятия стратификации в социологии М Вебера
 Глава 10 Законы социальной стратификации П Сорокина
 Глава 11 Законы социальной мобильности
 Глава 12 Измерение социальной стратификации и мобильности
 Глава 13 Типы общества и социальный характер
 Раздел IIJ Эволюция менеджмента
 Глава 14 Краткая история управления
 Глава 15 Теория государства Древнего мира
 Глава 16 Философия социального управления Н Макиавелли
 Глава 17 Социология власти М Вебера
 Глава 18 Социальная психология мироустройства К Яг перса
 Глава 19 Менеджмент как наука и искусство социального управ1сния
 Глава 20 Управление основными сферами общества
 Раздел IV Основы политической науки
 Глава 21 Политика как социальное явление
 Глава 22 Теория власти
 Глава 23 Формы государственного правления
 Глава 24 Демократия и тирания
 Глава 25 Психология политики
 Рейде 1 V Теория организации и управления
 Глава 26 Предмет и содержание науки управленич
 Глав.1 27 Принципы и методы социального упракленич
 Глава 28 Система социального управления
 Тлард 29 Содержание и организация процгс< он упр тления
 Глава 30 Стили социального управления
 Главл 31 Теория ситуативного упрщлеяия
 Заключение Некоторые обобщения и выводы
 Литература
 

<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу