<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  С целью улучшения взаимоотношений с другими странами, предоставления молодежи России возможности активного общения со сверстниками, проживающими за рубежом, изучения опыта иностранных государств в осуществлении мер по поддержке молодежи, Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту активно взаимодействует с различными международными организациями, участвует в проведении международных встреч, выставок и конференций.
  Комиссия приняла участие в подготовке и проведении Всемирного конгресса Международной молодежной палаты совместно с Советом Европы и Министерством образования Российской Федерации в Международной конференции "Развитие молодежной политики в Российской Федерации: проблемы и перспективы", в совещании по реализации проекта Международного молодежного сотрудничества "Молодежь за диалог цивилизаций и сохранение жизни на земле", Международной конференции "Здоровье и развитие молодежи" по итогам программы детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации (1998-2002), а также во Втором международном форуме "Взрослые - детям. Счастливые дети - достоинство страны". Комиссией проведены переговоры с Европейской федерацией межкультурного обучения (EFIL) и фондом "Интеркультура" о возможностях использования в России организационного опыта Европейского Сообщества. Комиссия изучала опыт реализации молодежных программ региональных отделений AFS ("Американская полевая служба").
  Содержание государственной молодежной политики должно отвечать как требованиям и интересам самой молодежи, так и задачам общества в лице государства. Молодежная политика не должна проводиться исключительно органами государственной власти без учета мнения самой молодежи. Взаимодействие органов государственной власти с деятельностью молодых граждан и их объединений, стимулирование молодежного самоуправления, содействие развитию молодежных инициатив, применение методов работы с молодежью (исходя из ее социальных и возрастных особенностей) позволят государству проводить действенную политику по поддержанию высокого социального статуса и эффективной социализации молодежи в Российской Федерации.
 
 Тема 2: Проблемы молодежи в современном российском обществе.
 
  Положение молодежи в современном российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно больно ударили по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и др.
  Сегодня социологи и политологи выделяют несколько черт, характеризующих систему молодежных ценностей:
 -преимущественно развлекательную направленность жизненных ценностей и интересов, подкрепляемую прямым воздействием массовой культуры;
 -вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;
 -приоритет потребительских ориентаций.
  Существенно отличаются от взрослых ценностные ориентации молодежи. То, чему воспитывали советских людей на протяжении десятилетий, быстро утратило свою ценность. Существующие сегодня правовые и социальные гарантии молодежи часто носят декларативный характер. Положение молодых людей в обществе является нестабильным. В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Условия нестабильности переходного периода приводят к обострению молодежных проблем:
  - потеря социальных гарантий;
  - утрата чувства собственной безопасности;
  - снижение жизненного уровня;
  - неудовлетворенность материальным положением, жилищными условиями, работой.
 
 
 
 
 2.1. Положение молодежи в современном российском обществе.
 
  Для современной молодежи наиболее значительными являются: деньги, здоровье, жилищная проблема, возможность получения образования, повышение квалификации, карьера, продвижение по службе. Значимость проблемы изменяется в зависимости от возраста так, для современной молодежи наиболее значимыми являются (приведем пять наиболее важных): деньги (43,8%), здоровье (37,4%), жилищная проблема (24,7%), возможности получения образования, повышение квалификации (23,9%), карьера, продвижение по службе (15,3%). При этом здоровье занимает 2-е место и у 17-летних (36,2%) и у 31-летних (37,4%). 17-летняя молодежь важными считает: - образование (39,6%), 3 - деньги (35,5%), 4 - материальная зависимость от родителей (21,6%), 5 - любовь (16,9%). 31-летняя молодежь приоритет отдает другим проблемам: 1 -деньги (54,3%), 3- жилищная проблема (33,9%), 4 - воспитание детей (24,6%), 5 - возможность потерять работу (23,6%).
 
  Проблемы материального характера молодежи:
 - низкая зарплата или стипендия
 - возможность работы по специальности
 - кредит для покупки жилья
 - предоставление рабочих мест выпускникам учебных заведений
 - помощь молодой семье
 - медицинское обслуживание.
  Решение этих проблем под силу только государству. И их реализация определяет степень доверия органам власти и электоральную активность.
  Проблемы молодежи анализируются специалистами Института молодежи, которые утверждают, что молодое поколение сегодня демонстрирует "стремление к согласию и гражданскому миру" и придерживается "выжидательной позиции". В молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовности к жизни и работе в новых условиях. Молодежь в целом представляет себя в образе активного, прагматичного, и идеологически толерантного человека.
  Условия системного кризиса и сложная экономическая ситуация привели к отрицательным последствиям в молодежной среде. Темпы роста молодежной безработицы превышают темпы роста безработицы среди населения в целом (по статистическим данным доля молодых людей среди безработных в 2002 году составила около 40%, в 2003г.-43,5%); растет число нетрудоустроенных среди выпускников средних и высших учебных заведений; происходит отток молодежи из сферы науки. На рынке труда происходит значительный перелив рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу негосударственной экономики, на должности, не требующие серьезных профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопление интеллектуальной собственности, профессионализма. Данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации. Отсюда происходит размывание представлений в глазах юношества о социально одобряемых и не одобряемых видах занятости.
  В тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Различные социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение больших денег, материальной выгоды. "Большая зарплата", именно этот мотив оказался решающим при выборе места работы (согласно опросу) для 59,9% из числа 17-летних, 65,3% - из числа 24-летних и 64,4% - 31 - летних.
  Смещение направленности социальных ориентации молодежи можно наблюдать по оценкам удовлетворенности проблем личного характера, ценностей жизни.
  Так, для современной молодежи наиболее значимыми являются (приведем пять наиболее важных): деньги (43,8%), здоровье (37,4%), жилищная проблема (24,7%), возможности получения образования, повышение квалификации (23,9%), карьера, продвижение по службе (15,3%). При этом здоровье занимает 2-е место и у 17-летних (36,2%) и у 31-летних (37,4%). Значимость других проблем изменяется в зависимости от возраста. 17-летняя молодежь важными считает: - образование (39,6%), 3 - деньги (35,5%), 4 - материальная зависимость от родителей (21,6%), 5 - любовь (16,9%). 31-летняя молодежь приоритет отдает другим проблемам: 1 -деньги (54,3%), 3- жилищная проблема (33,9%), 4 - воспитание детей (24,6%), 5 - возможность потерять работу (23,6%).
 Среди социальных проблем молодежи следует выделить наиболее острые:
 - сокращение доли молодежи в составе населения (с 1979 года она
 сократилась почти на 15%);
  - тенденция ухудшения здоровья (лишь 14% детей практически здоровы, 35% детей хронически больны);
 - быстрыми темпами происходит снижение интеллектуального потенциала российской нации;
 - ухудшение положения системы образования;
 - идет процесс десоциализации, маргинализации молодежи;
 - ускоряющиеся темпы криминализации детей и молодежи: ныне
 молодыми людьми совершается 57% всех преступлений; этому способствует ухудшившиеся социально-экономические условия, психологическая обстановка неустойчивости в обществе, крушение прежних идеалов и моральных устоев. По прогнозам специалистов, преступность молодежи будет возрастать.
  Обостряется демографическая ситуация (снижается рождаемость в молодежных семьях, растет заболеваемость детей, подростков и молодежи, усиливаются миграционные процессы и настроения), продолжается ухудшение материальных условий жизни большинства молодых людей, растет криминализация и маргинализация молодежной среды, снижаются шансы юношей и девушек из малообеспеченных семей на получение престижного профессионального образования. Рыночные отношения в их нынешнем состоянии не нуждаются во всесторонне развитой нравственно и духовно богатой личности, зато активно формируется "рыночный" тип личности, которая оценивает окружающих (и оценивается ими сама) по критерию потребления, наличию материальных возможностей. Точную характеристику "рыночной" личности дал в свое время Э.Фромм: "Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться".
  Анализируя данные по участию молодежи в избирательных кампаниях в 1991-2001 годах можно сделать вывод о том, что молодежь в большей степени, чем представители других возрастов, оказывали поддержку политическим партиям, лидерам, движениям, ориентировавшимся на ценности рыночной экономики и расширение политических свобод. В то же время к середине 90-х годов выявилось недоверие молодежи ко всем традиционным формам политического процесса и стремлении оказывать поддержку политическим лидерам, никак не связанных с политической властью. Можно проследить новую тенденцию по результатам опроса относительно голосования молодежи - молодые избиратели в большей степени, чем представители старших возрастов, склонны доверять "новым" лидерам. Молодежь дистанцируется от традиционных политических лидеров. Это свидетельствует о разочаровании ходом и результатами политических процессов, проходивших в России в 90-е годы XX века. Треть молодежи политикой вообще не интересуется и более половины за политической информацией не следят, хотя иногда обсуждают политические события. В оценке молодежью политической ситуации в стране еще недавно преобладали пессимистические настроения. Сегодня они сменяются более нейтральными и позитивными.
  В 2002 году Фондом "Общественное мнение" проводилось исследование "Проблемы молодежи". По мнению россиян, молодежные организации являются всего лишь инструментом, позволяющим влиять на молодежь, которая рассматривается как объект воздействия государства и (в меньшей степени) различных политических сил. Как отмечается в аналитических итогах исследования, "Это обстоятельство во многом объясняет тот, на первый взгляд, неожиданный факт, что подавляющее большинство участников общенационального опроса -77% согласились с точкой зрения, согласно которой "государство должно поддерживать молодежные политические организации" и только 8% высказали противоположное мнение. При более чем скептическом отношении российских граждан к партиям и иным политическим институтам... такая позиция выглядит "противоестественной".
  Результаты социологических исследований дают основание утверждать, что все действующие в России партии включают в свой состав не более 1% от численности молодежи. Политические партии сегодня не уделяют большого внимания политико-воспитательной работе среди населения. Они не имеют достаточного опыта в работе среди населения. Только в период избирательных кампаний их деятельность активизируется с целью привлечь на свою сторону как можно больше сторонников и одержать победу на выборах. Членство молодежи в политических партиях ( в % к общему числу) определяется низким уровнем доверия к политическим партиям в молодежной среде. По данным общероссийских исследований в 1997 году состояли в профсоюзе 14,7% молодых людей, в клубах по интересам участвовали 4,5% опрошенных, в молодежных организациях - 4,4%, в молодежных объединениях - 3,9%, органах местного управления - 1,9%, экологических организациях - 0,7%. Более половины опрошенной молодежи - 51,4% не участвовали ни в каких организациях. Профсоюзы также не смогли привлечь в свои ряды основную массу молодежи.
  В современной России преобладающая часть молодежи является политически пассивной группой. Большинство молодых людей не состоят в политических объединениях, политических партиях и профсоюзах (в последних - формальное членство). Политические партии не имеют четко сформулированной молодежной политики. В последние годы в большинстве исследований отмечается снижение уровня социально-политической активности и участия российской молодежи, концентрация на личных проблемах, отказ от активной роли в делах общества. Невысокий уровень доверия молодых людей практически ко всем институтам политической системы российского общества.
  Снижение политической активности молодежи в последнее десятилетие свидетельствует об ослаблении её влияния в политической сфере по сравнению с другими возрастными группами, хотя избирательное право в России имеют около 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, а это составляет 23% от числа всех избирателей РФ. Представители молодого поколения демонстрируют более низкие показатели политической активности во всех формах; электоральном участии, организационной и протестной деятельности. Молодежь сегодня в большинстве своем является наблюдателем политических процессов в обществе. Причиной этого является недостаточно эффективная государственная молодежная политика. Необходима выработка механизмов воздействия на молодежь, для её активного участия в политической жизни страны.
  Формированию мнения о политике как сфере далекой от интересов молодежи способствуют представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится во властных структурах и разочарование молодых избирателей ходом и результатом политических процессов, происходящих в РФ за последнее десятилетие. Более 40% молодых россиян объясняют свою пассивность тем, что им "сейчас не до гражданской активности, так как важней всего выжить, завершить учебу, найти работу".
  Поведение молодежи на выборах характеризуется высоким уровнем пассивности. Авторы доклада "Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в РФ: 2000-2001 годы" отмечают: "Как свидетельствуют итоги выборов, реальных возможностей для практического осуществления политического выбора посредством голосования у молодых россиян мало. В то же время многие из них не воспользовались правом голоса, продемонстрировав политический нигилизм".
  Выборы рассматриваются молодыми людьми преимущественно под углом зрения их жизненного положения. Большая часть молодежи готова принять идею активного участия в выборах при условии улучшения своей жизненной ситуации, поэтому реализация такой возможности связаны с осуществлением конкретных социальных проектов, которые ориентированы на молодежь, т.е. необходимо создание условий по активизации молодежного электората.
  Политическому участию противостоит такой тип политического поведения как абсентеизм. Абсентеизм является формой электорального поведения значительного числа граждан современных стран. В зависимости от ранга выборов на избирательные участки не приходят по оценкам исследователей, от 35 до 80 % внесенных в списки избирателей.
  Политические установки молодых россиян несут в себе отпечаток противоречий политической жизни страны и отражают борьбу различных политических сил. Так, согласно данных социологического исследования, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в 1999 году, сторонниками "самостоятельного русского пути развития" себя назвали 15,2% молодых россиян, "центристами" - 18,1%, приверженцами радикальных рыночных реформ - 7,6%, социал-демократии -6,29%, коммунистической идеологии - 5%. А 45,2% российской молодежи чужда какая-либо идеология.
  Политические ориентации молодежи тесно связаны с её социально-экономическим положением. Относительно благополучная молодежь тяготеет к рыночным и либеральным ценностям, менее благополучная - к национально-патриотическим, неблагополучная - к социалистическим. По сравнению с более старшими возрастными группами, менее выражены предпочтения молодежи в отношении современных идейно-политических течений. По своим социально-политическим ориентациям современная молодежь в значительной части поддерживают демократию и рынок.
  Социолог Кузнецов В.И. анализирует данные опросов молодежи в 1999 году по вопросу о формах политического участия: "Представления молодежи о путях, какими рядовой российский гражданин может повлиять на развитие событий в стране:
 -участие в выборах в органы государственной власти различного уровня - 32%;
 -участие в местном самоуправлении - 15%;
 -добросовестное исполнение своих гражданских и профессиональных обязанностей - 29%;
 -исполнение законов - 30%;
 -участие в различных политических организациях (партиях, движениях) - 8%;
 - участие в деятельности профсоюзов - 7%;
 - участие в акциях протеста(митинги, демонстрации, забастовки, голодовки) -11%;
 - обращения в СМИ (на телевидение, в печать) - 11%".
  Следовательно, молодежь признает электоральное участие в качестве основного канала влияния на власть. При этом демонстрирует низкую вовлеченность в другие формы политического участия, которые требуют большей активности. Низкое доверие к политическим партиям, их слабость и отсутствие эффективных механизмов взаимодействия с органами государственной власти является одной из причин, по которой молодые люди не стремятся в них в ступать. По официальным данным участие в политических организациях признает менее 7% молодых россиян.
  Но общий уровень интереса к политике дифференцирован - молодое поколение по сравнению со старшими возрастными группами (50-60лет) в три раза реже следит за информацией о политической жизни. Среди молодежи весьма высокий процент тех, кто политикой не интересуется вообще. Отстраненность от политики приводит к тому, что её интересы в законодательных органах представляют другие возрастные группы. Завоевание такой значительной социальной силы на свою сторону приобретает для политических сил актуальность в борьбе за власть. Молодежь современной России негативно настроена ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможностей влиять на политический процесс, поэтому пассивна и аполитична.
  Итоги опросов молодых людей свидетельствует, что молодое поколение отчетливо представляет себе, что возврата в прошлое быть не может. Невелика доля сторонников среди современной молодежи - радикальных рыночных реформ. Национал - патриотизм значительной части современной молодежи - понимание того, что став периферией Запада, Россия не сможет ликвидировать свое отставание и зависимость.
  Молодое поколение с оптимизмом смотрит в будущее и настроено весьма патриотично. 39% опрошенных гордятся победой в Великой Отечественной войне, 35%- культурным наследием, 26% - природными богатствами, 38% - историей страны в целом, 20% молодых людей уверены в том, что XXI век - это век расцвета России и её ждут великое будущее.
  Современная российская молодежь поддерживает в большинстве своем демократические преобразования. Главным достижением сегодняшней России молодые люди считают права и свобода, хотя и утверждают, что большинство свобод не гарантируется, а лишь декларируются государством. Они считают себя главным фактором устойчивого развития России, а 54% из них- по данным Института молодежи,- движущей силой коренных преобразований в обществе.
  Таблица
 Наиболее значимые проблемы молодежи личного характера
 (распределение приведено в зависимости от возраста, %)
 ВОПРОС: "Какие из проблем личного характера, непосредственного окружения доставляют Вам наибольшее беспокойство?" Варианты ответа 17 20 23 27 31 Z 1. Здоровье 36.2 34.4 37.5 37.7 49.1 37.4 2. Возможности получения образования, повышения квалификации 39.6 25.7 19.8 13.6 11.5 23.9 3. Взаимоотношения с друзьями 15.0 8.3 4.8 3.1 9 7.4 4. Возможности для отдыха, проведения свободного времени 16.7 13.7 12.7 16.2 13.4 14.8 5. Деньги 35.5 42.7 44.2 49.9 54.3 43.8 6. Карьера, продвижение по службе 12.0 17.6 19.7 16.2 5.3 15.3 7. Возможность потерять работу 2.7 7.6 15.7 20.8 23.6 12.3 8. Взаимоотношения с родителями, родственниками 15.9 7.5 8.8 4.2 5.1 9.0 9. Проблемы секса 4.4 3.4 5.5 1.9 1.4 3.5 10. Взаимоотношения с женой (мужем) 1.4 3.1 7.1 6.4 8.9 4.7 11. Проблема воспитания детей
 
 
 
  1.6 2.8 6.5 14.0 24.6 7.8 12. Жилищная проблема
  8.2 25.1 32.7 32.0 33.9 24.7 13. Любовь 16.9 11.0 10.3 7.1 3.6 10.9 14. Материальная зависимость от родителей 21.6 24.8 15.2 8.1 5.1 16.6 15. Проблемы нравственного характера 7.1 5.2 5.4 5.0 10.1 6.1 16. Проблемы религиозного характера 3.7 5.6 6.9 8.4 5.7 17. Покупка тех или иных вещей 7.9 9.8 9.5 10.1 18.3 10.0 18. Меня ничего не беспокоит 3.8 3.6 2.5 1.5 .7 2.7 19. Затрудняюсь ответить
 
 беспокоит
 20. Зат
 12. Жилищная проблема
 13. Любовь
 14. Материальная
 (зависимость от родителей
 15. Проблемы нравственного характера
 16. Проблемы
 1 (религиозного
 характера
 17. Покупка тех или иных вещей
 18. Другое, напишите
 19. Меня ничего не
 беспокоит
 20. Зат
  1.9
  2.3
  1.6
  1.5
  .7
  17
 
  Данные социологического мониторинга (молодежь России) НИЦ при ИМ, 97г.
  Как видно из приведенных данных, возрастные молодежные сообщества живут проблемами, характерными для своего возраста. Скажем, что достаточно большая зависимость 17-летних (в том числе и материальная) от родителей отодвигает проблему денег на 3-е место, в то время как для 31-летних имеет место обратная ситуация.
  В пределах Москвы приоритетность для молодежи данных проблем личного характера (на периферии системы проблем) иная: деньги (46,8%), здоровье (31,2%), материальная зависимость от родителей (19,9%), жилищная проблема (18,3%), возможности отдыха, проведение свободного времени (17,7%), возможности получения образования, повышения квалификации (15,1%), карьера, продвижение по службе.
 
 2.2. Анализ молодежных проблем.
  В докладах Правительству РФ исследователи НИЦ при ИМ констатировали, что как бы ни высоки были отрицательные среднестатистические показатели по проблемным для молодежи зонам деятельности, они не позволяют сделать вывод о тотальном характере молодежных проблем. В реальной жизненной обстановке механизмы человеческой солидарности помогают молодым людям преодолеть те или иные жизненные обстоятельства. Для значительной части юношества проблем, относимых к молодежным, не возникает или они не катастрофичны.
 Происходит осознание своей роли в обществе и самим юношеством.
  Заметим также, что под влиянием молодежи сформирован особый, автономный и мощный пласт субкультуры, стержневым течением которой была и остается рок-музыка. Молодежный сленг оказал свое влияние на язык "четвертой власти". Именно признаком "омоложения" общественного курса явилось появление целого ряда телевизионных программ.
  Молодое поколение (по самооценке) считает себя главным фактором устойчивости развития России и в определенной степени (68% по данным опроса, проведенного автором) движущей силой коренных преобразований в обществе. Именно ценностные ориентации соединяют молодое поколение в социальном пространстве.
  Современное молодое поколение в целом видит себя в качестве граждан новой России с весьма высокими показателями российского патриотизма и этноцентричности: по результатом исследования, проведенного автором, 76% опрошенных считают Россию великой страной; 63% считают, что россиянам есть чем гордиться; 66% считают, что роль России в мире будет возрастать.
  Вместе с тем, общественные трансформации оказали существенное негативное влияние на социальное положение и некоторые ценностные ориентации молодежи, что, в свою очередь, влияет и на ее политическое поведение.
  Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный еще в 1993 г., остается в силе: "каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". В чем это выражается?
  Во-первых, с 1992 г. прирост населения определяется отрицательными величинами : С 1992 по 2002 год в стране родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущие 10 лет. Количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн. человек, т. е. почти на 10%. Их доля во всем населении уменьшилась за указанный период с более чем 24% до 22,5%. В 2001 году численность граждан в возрасте от 15 до 29 лет равна 33 110 тыс. чел.
  Размеры молодежной популяции и ее доля во всем населении определяются тремя основными демографическими факторами - рождаемостью, смертностью и миграцией. Сегодня в составе населения России наибольшее влияние на сокращение удельного веса молодежи оказывает соотношение рождаемости и смертности. В последние годы смертность все еще существенно превышает рождаемость.
  Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует учитывать, что она является носительницей не только потенциала прогрессивных перемен в обществе, но одновременно достаточно мощного взрывного фактора социальной нестабильности. Ясности в вопросе о том, резервом каких перемен может стать в ближайшем будущем основная масса юношества, нет.
  Почему? Прежде всего потому, что реформы идут, а кризис во всех сферах общественной жизни углубляется.
  Условия нестабильности переходного периода обусловливают особую остроту целого ряда молодежных проблем. Не снижается неудовлетворенность молодежи, связанная с основными показателями качества жизни - материальным положением, жилищными условиями, работой.
  Почти половина (44,7%) из числа опрошенных отметили "потерю социальных гарантий", 30% - снижение жизненного уровня и возможность стать безработными, 19%- утрату чувства собственной безопасности.
  При этом основная часть юношества слабо ощущает поддержку властей в решении таких вопросов, как получение жилья (ощущают в среднем по разным категориям молодежи - 5,0%, не ощущают - 80,5%), профессиональная подготовка соответственно - 19,9% и 52,3%; занятость: 10,2% и 70,1%; развитие предпринимательства: 22.2% и 48,8%.
 
  Другой особенностью современного молодежного сознания является нарастающее падение интереса к системе смысложизненных ценностей. Это связано со сложностями модернизационного процесса, которые способствовали росту разочарования в любых смысложизненных ценностях и идеалах, а нарастание социальных проблем заставляло концентрироваться главным образом на жизненных вопросах. Универсальные ценности стали преобладающими.
  Кроме того, интерес к смысложизненным ценностям требует достаточно высокого уровня культуры личности, развития ее креативных способностей. Чем они выше, тем чаще встает перед молодым человеком вопрос о смысле его жизни. Реальностью нынешнего дня является снижение общего уровня духовной культуры, что проявляется в отсутствии у многих молодых людей установки на духовное саморазвитие, на обеспечение полноты и всесторонности личности.
  В последнее время специалисты усматривают перспективы преодоления данного кризисного состояния в том, что в молодежной среде усиливается установка на высокий образовательный уровень. Так, среди жизненных проблем, волнующих астраханских студентов, образование вышло на второе место.
  Однако необходимо заметить, что образование рассматривается молодыми людьми преимущественно не в отношении его значения для саморазвития личности, но как средство для профессионального самоопределения, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий социальный статус и престиж.
  Коллективные ценности отходят в молодежном сознании на второй план. Молодые люди становятся все более прагматичными и рационально мыслящими. Они ориентируются на богатство и карьеру, а возможность их достижения связывается с получением хорошего профессионального образования. Профессиональный рост и карьера - третья по значимости проблема, волнующая астраханских студентов, после нехватки денег и учебы.
 2.3. Государственная молодежная политика и пути решения молодежных проблем.
 
  Российская молодежь в своем большинстве принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути. По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она поддержала демократические преобразования. Как реальность сегодня в России большинством молодежи признается свобода выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью и убеждениями, более трети ценят возможность участия в выборах и воздействия на политическую ситуацию в стране. Молодежь является политическим резервом, прежде всего для сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса.
  В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение быстро адаптируется к рыночным условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. Значительная часть настроена на продолжение реформ (за переход к рыночной экономике
 высказались 78 % 17-летних; 68 % 24-летних; 64 % 30-летних).
  Молодежь - важнейший источник формирования новых социальных структур и слоев, ее трудовая активность реализуется в значительной степени в негосударственном секторе экономики. Заметен ее вклад в развитие предпринимательства. Происходит становление рыночных стандартов поведения (экономическая свобода действий, способность к риску).
  Для современного поколения молодых россиян свойственны фрагментарность "картины мира", сочетание в общественном сознании различных философских, религиозных, технократических представлений, стереотипов, суждений. Мировоззренческий плюрализм особо распространен среди молодой интеллигенции: треть гуманитариев и естественников молодого возраста считают себя сторонниками сочетания различных идей и доктрин. Деление на коммунистов и реформаторов в меньшей степени соответствует установкам современной молодежи, нежели в целом более политизированного старшего поколения.
  Идейные и политические ориентации тесно связаны с социально-экономическими: относительно благополучная молодежь тяготеет к либерально-рыночным ценностям (в этой группе однозначно положительных оценок относительно жизни в современной России в 3 раза больше, чем однозначно отрицательных), менее благополучная - к национально-патриотическим ценностям (в этой группе соотношение оценок российской Жизни в пользу отрицательных: они встречаются в двое чаще, чем положительные), неблагополучная - к социалистическим (отрицательных оценок в 8 раз больше, чем положительных) .
  Сторонники либеральных ценностей сконцентрированы, в основном, в группе предпринимателей и студентов. Идеям социализма симпатизируют в большей степени молодые военные, жители села и рабочие. В целом же границы между представителями различных идейно-политических тенденций носит весьма подвижный характер.
  Так, молодые "либералы" по ряду позиций мало чем отличаются от тех, кто назвал себя сторонниками "самостоятельного русского пути". Различия области идей пока не носят характера острого антагонизма и в перспективе возможно достижение согласия, прежде всего, по фундаментальным ценностям, поскольку в целом молодое поколение хочет жить в свободной и великой стране.
  Однако, масштабные социальные процессы, отражающие кризис нашего государства, предопределяли распространение негативных явлений в положении российской молодежи. По ряду важнейших показателей положение основной части молодых россиян следует оценить как критическое или близкое к критическому.
  До недавнего времени улучшению демографического потенциала страны содействовал значительный приток людей в Россию из стран СНГ и Балтии. С 1992 по январь 1998 года в страну переселилось более 5 млн. человек, из которых более трети составляла молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, а многие семьи переселенцев имеют еще 2-3 детей. Однако миграция из ближнего зарубежья сокращается и уже на сегодняшний день не восполняет естественную убыль населения России.
  Обращает на себя внимание резкое сокращение числа браков. В 1996 г. число официально зарегистрированных браков снизилось за год па 209 тыс., или на 19 %. В итоге, по данным Госкомстата России, если в 1995 г. на 1 000 чел. населения приходилось 7,3 брака и 4,5 развода, то в 1996 г. - 5,5 и 4,0. Согласно данным обследований, проведенных в крупных городах Российской Федерации, треть всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, треть - на семьи с брачным опытом от года до пяти лет. Большинство разводов (70 %) приходится на молодые семьи. Как в городе так и в сельской местности увеличивается число рождений детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1996 г. вне брака рождены почти четверть детей (23 %; с 1970 г. рост в 2,2 раза)." В силу сочетания высокой смертности, в том числе в репродуктивном возрасте, разводов, прерванного сожительства, утери нравственных опор, связанных с материнским и отцовским долгом, ежегодно около 500 тыс. детей остаются без одного из родителей, 533 тыс. детей - сироты.
  В молодежной среде не обнаруживается симптомов к изменению присущей большинству российских семей установки на малодетность (1-2 ребенка в семье). Крайне низкие значения показателя числа рождений недостаточны для просто воспроизводства населения.
 
 Сумма в (%)
 20,3
 9,8
 7,5
 4,4
 21,0
 7 2
 27
 5,1
 2,7
 18,7
 1,0
 6,0
  Варианты
  1. Деловая карьера
  2. Семья
  3. Секс
  4. Действия ради будущего России
  5. Образование, профессия
  6. Чтобы не было войны
  7. Деньги
  8. Любовь
  9. Идеалы, вера
 10 Получить от жизни побольше удовольствий
 11. Другое
 12. Затрудняюсь ответить
 
  Ценностно-нормативная же ориентация молодых россиян выявлялась московскими исследователями путем постановки респондентов в ситуации выбора средств для достижения ими так называемого жизненного успеха.
  Ответы на вопрос "Как вы относитесь к перечисленным способам достижения богатства и жизненного успеха?" распределились следующим образом:
  а) занять должность, где можно брать крупные взятки: осуждают -52,7%, относятся спокойно - 39,9%, хотели бы иметь такую возможность -7,4% опрошенных;
  б) украсть крупную сумму денег: осуждают - 79,9%, относятся спокойно - 15,9%, хотели бы иметь такую возможность - 4,6% опрошенных;
  в) заняться торговлей оружием, женщинами и наркотиками: осуждают - 86,0%, относятся спокойно - 11,3%, хотели бы иметь такую возможность - 2,1% опрошенных;
  г) открыть собственное дело и не платить налоги осуждают: - 29,0%, относятся спокойно - 46,1%, хотели бы иметь такую возможность - 24,8% опрошенных;
  д) взять силой то, что я хочу: осуждают - 63,2%, относятся спокойно - 26,6%, хотели бы иметь такую возможность - 10,2% опрошенных.
 
 К легитимным способам достижения жизненного успеха (зарабатывать
 своим трудом и квалификацией) респонденты отнеслись так:
 -осуждают -2,1%,
 -относятся спокойно - 32,0%,
 - хотели бы иметь такую возможность -65,9%
 опрошенных.
  Итак, понимание жизненного успеха и его составляющих российской молодежью сводится к наличию денег, получению образования, соответствующей карьеры, к возможности "жить в свое удовольствие". В выборе средств достижения этих целей за последние 10 лет произошел серьезный сдвиг в сторону нелегитимных способов овладения возможностями "наслаждаться жизнью". Разумеется, в духовной жизни появились и соответствующие представления, оправдывающие этот сдвиг и тем самым поощряющие молодых людей к асоциальной жизни: крайне индивидуалистические, анархические и т.д. Представим, каково их будущее?
  Социальная сила таких доктрин зависит от суждения или расширения социальной базы, желающей изменить порядок вещей радикальными средствами. Надо предполагать, что в ближайшей перспективе (5-10 лет) ввиду продолжающегося системного кризиса в России и ужесточении жизненной борьбы людей сохраниться или даже частично усилится возбужденное состояние умов, требующее интеллектуальных рецептов выхода из такого состояния.
  Не исключено, однако, что нынешнее "ненормальное" состояние общества со временем будет восприниматься и оцениваться как "нормальное", поскольку перманентный кризис общества обуславливает и изменение ценностных опор жизнедеятельности народа, являющихся духовными эталонами при истолковании массовым сознанием социальных фактов.
  Проведенный анализ можно конкретизировать на основе представлений
 17-летних респондентов об образе своей личности, которого они хотели бы достичь через 15 лет.
  На вопрос: "Какими бы Вы хотели видеть себя через 15 лет?"
  а) 74,5% ответили: человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети;
  б) 71,5% -материально хорошо обеспеченными;
  в) 49,5% - профессионалом в своем деле;
  г) 44,5% - здоровым, физически сильным;
  д) 30,2% - свободным, независимым человеком;
  е) 24,2% - человеком с чистой совестью.
  Как видим, приведенные данные не подтверждают оценки многих представителей старшего поколения о развивающейся бездуховности молодежи. Ясно, что акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились - усиливается требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни в трансформирующемся обществе, что и заставляет ее ставить перед собой задачи по овладению современными образованием и профессией. Современной молодежи присуще также стремление к большой жизнестойкости, у нее упрочняются надежды лишь на себя и своих близких, и надо понять, что это естественно для условий физического выживания, в которых она оказалась. Разумеется, серьезно тревожит усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими "жизненного успеха". Многое здесь продиктовано тем, что наше общество, словесно и наглядно провозглашая современные ценностно-нормативные координаты людей, ввиду ослабления социального контроля совершенно не достаточно заботится об идейной, моральной и даже правовой регламентации способов достижения молодежью своих жизненных целей. Наше общество в прошедшие 10 лет наглядно показало и даже, кажется, убедилось, что отрыв свободы от ответственности на практике приводит к хаосу в социальной
 жизни.
  Участие государства в социальной сфере, регулирование социальных условий жизни населения, целенаправленная работа по реализации программных целей социального развития, поддержки отдельных групп населения - представляет собой государственную социальную политику. В конкретном проявлении социальной политики выделяется три уровня: федеральный, региональный и местный. Федеральный уровень обеспечивает выделение приоритетов и программных целей социального развития, общих механизмов их реализации. На региональном уровне социальная политика осуществляется с учетом уровня экономического развития региона, его историко-культурных и этнических особенностей. На местном - происходит решение конкретных проблем населения региона.
 
 2.4. Тенденции и перспективы развития молодежной политики в РФ.
 
  Государственная молодежная политика - внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.
  В современном мире молодежное законодательство существует во многих индустриально развитых странах, например в США, Канаде, Франции, Швеции и других. ООН уделяет внимание проблемам молодежи. В 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами ". За период с 1979 года по настоящее время ЮНЕСКО принимает более ста документов по проблемам молодежи. С 1985 года действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи.
  В 90-е годы началось формирование правовых основ государственной молодежной политики, которые были заложены Указом Президента РФ от 16.09.92г. "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики". Практические меры по реализации молодежной политики нашли свое отражение в Федеральной программе "Молодежь России", рассчитанной на 1994-1997 годы, которая состояла из четырех подпрограмм:
  - "Создание системы информационного обеспечения молодежи";
  - "Решение социально-экономических проблем молодежи";
  - "Обеспечение условий духовного и физического развития молодежи"
  - "Поддержка деятельности детских и молодежных объединений".
  Основными механизмами реализации этой программы была финансовая и материальная помощь молодежным и детским объединениям.
  В период с 1992 по 1998 годы большинство субъектов РФ приняло законодательные акты, в которых формулируются принципы государственной молодежной политики. Их отличительной особенностью является то, что молодежная политика строится на общероссийских принципах, хотя они и не исключают самостоятельного определения целей и задач в конкретном регионе. К настоящему времени большинство республик Российской Федерации имеют свои законы о государственной молодежной политике. При этом в региональных законодательных актах присутствуют два компонента: обязательное фиксирование принятых на федеральном уровне нормативов и нормативов, действующих в пределах региона, которые отражают региональные возможности конкретной территории. Общефедеральные нормативы фиксируют своего рода минимум, а региональные законодательства, как правило, расширяют их. Начала формироваться нормативная база поддержки молодежных организаций и на уровне местного самоуправления. То есть государственная молодежная политика в Российской Федерации: предмет совместного ведения всех уровней - РФ, субъектов Федерации, местного самоуправления.
  Действующая Конституция России прямо не называет молодежную политику в предмете своего ведения, более того, в высшем законодательном акте страны нет и самого понятия "молодежная политика". Однако, исходя из общих принципов, целей и задач молодежной политики и социальной политики государства в целом, можно утверждать, что государственная молодежная политика в РФ - предмет совместного ведения всех ее уровней: Российской Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления.
  К компетенции субъектов Федерации в области государственной молодежной политики относится:
 -определение общих социально-экономических организационных;
 -правовых начал и направлений государственной молодежной политики в регионе;
 -правовое регулирование отношений в области государственной молодежной политики в рамках имеющейся компетенции;
 -разработка и реализация региональных государственных молодежных программ с учетом социально-экономических, демографических, культурных, этнических и других условий и особенностей региона;
 -формирование республиканских (областных) органов управления государственной молодежной политикой, определение структуры органов исполнительной власти, осуществляющих управление молодежной политикой;
 -ведение реестра молодежных и детских объединений, действующих на территории региона;
 -формирование республиканского (областного) бюджета в части расходов на реализацию государственной молодежной политики, установление нормативов ее финансирования;
 -установление дополнительных к федеральным льгот для молодежи, детских молодежных объединений и их предприятий;
 -организация подготовки, переподготовки, повышение квалификации кадров, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики;
 -координация деятельности всех учреждений и организаций, осуществляющих государственную молодежную политику в регионе.
  К компетенции местного самоуправления в сфере государственной молодежной политики относится:
 -планирование, организация, регулирование осуществления государственной молодежной политики на территории местного сообщества;
 -издание нормативных документов по реализации молодежной политики в рамках своей компетенции.
  - разработка и реализация программ в области государственной молодежной политики на территории местного сообщества;
  - формирование местных бюджетов и фондов в части расходов на реализацию государственной молодежной политики;
  -создание, реорганизация и ликвидация муниципальных учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, регистрация этих учреждений на подведомственной территории;
  -строительство зданий и сооружений муниципальных учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, предоставление в аренду помещений и иных объектов муниципальной собственности детским и молодежным объединениям, учреждениям, ведущим работу с детьми и молодежью;
  -ведение реестра молодежных и детских объединений на территории местного сообщества;
  -установление дополнительных к федеральным и республиканским (областным) льгот и гарантий для молодежи, муниципальных детских и молодежных объединений и предприятий;
  -координация деятельности всех учреждений и организаций, осуществляющих государственную молодежную политику на территории местного сообщества.
 
  Существенно расширилось законодательство о молодежи и её политическом участии в 1996-2001 годах. Были приняты следующие правовые акты:
  - "О Федеральной целевой программе "Молодежь России" (1998-2000 гг.)". Постановление Правительства РФ (18 июня 1997г. №746);
  - Федеральная целевая программа "Молодежь России (1998-2000 гг.)";
  - Вопросы государственного комитета РФ по делам молодежи. Постановление Правительства РФ (12 июля 1999 г.);
  - Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Федеральный закон (19 сентября 1997г. № 124);
  - Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов. Постановление Правительства РФ (26 февраля 1997г. №222);
  - Вопросы прохождения военной службы. Указ Президента РФ (16 сентября 1999 г. №1237);
  - Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью и другие.
  К положительным результатам реализации молодежной политики можно отнести создание центров трудоустройства молодежи, социальных служб, предоставляющих молодежи услуги: социально-психологическая поддержка, правовая помощь, оказание медико-социальных услуг, профилактика наркомании, алкоголизма, помощь молодой семье и др.
  В 2001 году правительственной комиссией по делам молодежи одобрена концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации. За несколько лет была сформирована система институтов ГМП на федеральном уровне и практически во всех субъектах федерации. Разрабатывалась также система мероприятий, призванных воздействовать на процессы политической социализации молодого поколения, на интенсивность его вовлечённости в различные формы политического участия.
  Молодежная политика представляет собой "молодежный срез" государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной), социально-экономической политики. Она может также осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического и т.д.) статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в грудном, ущемленном положении и только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение. Целью молодежной политики должно быть не просто создание благоприятных условий, способных улучшить качество жизни, а социальное развитие молодежи, осуществляемое путем реализации ее коренных интересов с учетом интересов всего общества. Необходима комплексная программа социального развития молодежи региона, включающей ряд подсистем (направлений) - политику в области образования, занятости, здравоохранения и социальной защиты молодежи. Механизм реализации программы должен предусматривать основные блоки: нормативно-правовой, организационный, технологический и ресурсный.
 
  Недостаточная эффективность современной государственной молодежной политики обусловлена не только слабым финансированием, но и несовершенством законодательно-нормативной базы, отсутствием сформированной системы органов по делам молодежи, сложностями в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении и т.д. Положение усугубляется отсутствием законодательного закрепления понятия "молодежь" как единой социальной группы по критерию "возраст". Проблемой остается и выработка механизмов представительства законных интересов молодежи перед государством и обществом, расширения участия молодежи в политических процессах и государственном управлении. Все это приводит к тому, что, несмотря на активизацию действий органов исполнительной власти, социально-экономическое положение большинства молодых россиян не улучшается. Сложившаяся ситуация вызывает у молодого поколения недоверие к государственной молодежной политике. Большинство молодежи считает, что государству до них нет дела, а сами они не в состоянии влиять на принятие социально-значимых решений.
 
 
 
 Анализ Федеральной целевой программы России (2001-2005 годы) позволяет выделить главные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации:
 -создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного, патриотического, физического воспитания молодежи;
 -формирование и развитие системы оказания социальных услуг молодежи;
 -обеспечение государственной поддержки молодых семей;
 -создание системы научно-информационного и кадрового обеспечения молодежной политики.
  Проблемы в области молодежной политики, которые требуют решения:
 -отсутствует федеральный закон, определяющий государственную систему поддержки молодежи;
 -слабо разработаны юридические механизмы представления интересов молодежи;
 -отсутствует система мониторинга состояния молодежной сферы на федеральном уровне;
 -слабое финансирование;
 -отсутствие системы органов по делам молодежи;
 -необходимо совершенствование нормативно-правовой базы;
 -повышение эффективности государственной молодежной политики;
 -создание условий для самоорганизации молодежи.
  Необходимо совершенствование всей системы государственной молодежной политики.
  Для этого необходимо:
  1. разработать программу создания системы молодежного законодательства;
  2.политическое участие молодежи должно стать приоритетным направлением внутренней политики государства.
  К настоящему времени большинство республик в составе. РФ имеют свои законы о государственной молодежной политике. При этом в большинстве региональных законодательных актах учитывается два компонента: обязательное фиксирование принятых на федеральном уровне нормативов и нормативов, действующих в пределах региона, которые отражают региональные потребности молодежного социума и региональные возможности конкретной территории. Региональное законодательство в области молодежной политики как правило расширяет сферу общефедеральных нормативов, которые фиксируют своего рода обязательный минимум. Во многих регионах разработаны и приняты государственные программы и различные директивы органов исполнительной власти в области молодежной политики. Начала формироваться нормативная база поддержки молодежных и детских общественных объединений в субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления.
 
  Условия деятельности и ресурсы государственной молодежной политики различаются по регионам. Это обстоятельство становится исключительно важным в условиях, когда регионы вынуждены взять на себя инициативу и значительную долю работы по реализации этого направления государственной деятельности. В то же время ряд регионов, прежде всего депрессивных, испытывает проблемы в обеспечении эффективности своих мероприятий в данной области.
  Существует практика принятия законодательных актов субъектами РФ и органами местного самоуправления в развитие федерального законодательства, в котором отражены наиболее общие принципы и приоритеты.
  До последнего времени проблемы молодежи и молодежной политики на местном уровне "пристегивались" к проблемам образования, культуры, спорта. Само понятие "местная (муниципальная) молодежная политика" не институциализировано, ответственность за работу с молодежью на уровне районов, как правило, несут люди, имеющие практический опыт в системе образования, культуры, спорта, но не обладающие специальным образованием, зачастую не знающие правовых, педагогических и психологических аспектов молодежной работы. Осложняет ситуацию и то, что не создана эффективная управленческая вертикаль по реализации государственной молодежной политике, не определены функциональные обязанности молодежных | работников, районных органов по делам молодежи, отсутствуют кадры специалистов В области молодежных проблем.
  Пути решения проблемы "молодежь" лежат в совершенствовании всей системы государственной молодежной политики - как на уровне принципов, так и на уровне конкретной деятельности органов государственной власти. Речь идет об уточнении концепции государственной молодежной политики, о совершенствовании нормативно-правовой базы ГМП (прежде всего о принятии федерального закона, устанавливающего основы ГМП в РФ), об определении и соблюдении принципов финансирования мероприятий в данной сфере.
  В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает все население, объединенное различными связями и взаимодействиями (от отдельных индивидов до социальных общностей различного уровня). В выработке социальной политики и ее реализации участвуют все три стороны: власть, общество (политические институты), и население (отдельные личности и объединения граждан).
  Молодежная политика представляет собой "молодежный срез" государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной), социально-экономической политики. Она может также осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического и т.д.) статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении и только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение.
  Цель молодежной политики видится в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежи. В то же время отмечается, что в методологическом отношении в основу молодежной политики целесообразно положить теорию социального развития молодежи. Проблема видится в том, что эта теория разработана недостаточно. В самом общем определении социальное развитие охватывает изменения, отражающие становление молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни. С этой точки зрения создание условий представляется не целью политики, а средством ее реализации.
  Целью молодежной политики должно быть социальное развитие молодежи, осуществляемое путем реализации ее коренных интересов с учетом интересов всего общества. При таком понимании в государственной молодежной политике в качестве равноправных субъектов должны быть представлены как общество, так и молодежь. Общество - в лице государственных органов - определяет общие цели молодежной политики, обеспечивает возможности реализации общественно значимых форм развития молодежи, защищает ее права и т.д. Молодежь - в лице своих организаций и движений - осуществляет выбор конкретных путей и форм реализации собственных социальных интересов.
  Анализ эффективности молодежной политики должен включать характеристику всех направлений ее реализации - правовое регулирование, финансирование, организационные основы на региональном и местном уровне.
  Правовое регулирование государственной молодежной политики осуществляется в соответствии с основным законом Российской Федерации (ст.2 "Права и свободы человека и гражданина"). В настоящее время действуют "Основные направления государственной молодежной политики" (приняты ВС РФ 3 июня 1993 года), которые содержат концептуальные положения, на основе которых должна формироваться и осуществляться государственная молодежная политика в Российской Федерации. "Основные направления" определяют молодежную политику как одно из приоритетных направлений государственной деятельности, создают прецедент и основу для принятия развивающих актов и программ, формируют правовое поле в интересах молодежной политики. Но данный нормативно-правовой акт по определению не содержит механизмов реализации сформулированных гарантий и мероприятий.
 
  Кроме того, отмечается, что активизация действий органов исполнительной власти по осуществлению целевых программ вступает в противоречие с отсутствием заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян. Причина заключается не только в низком уровне ресурсного обеспечения мероприятий молодежи, но и в стиле действий власти. Наиболее приемлемая для молодежи форма осуществления молодежной политики - предложение партнерства в решении проблем молодежи и общества - не получила распространения и развития.
  Причина отрыва концептуальных разработок в сфере ГМП от жизни заключается не только в продолжающемся экономическом, финансовом, духовном кризисе в обществе. Регионы России разительно различаются по ряду показателей. Помимо социокультурных различий, существуют различия в образе жизни, территориальные различия по социально-экономическим показателям (разница полюсов региональной дифференциации по доходам составляет 13 раз, по расходам - 48 раз). При таких различиях социальной среды для общих решений в области ГМП остается очень немного места. Перенос центра тяжести в разработке и осуществлении ГМП на уровень территорий концептуально заявлен достаточно давно.
  Анализ процесса разработки и реализации ГМП позволяет исследователям утверждать, что сегодня ее центр действительно все более смещается на региональный и местный уровень. ГМП приобретает "децентрализованный характер" и ориентируется на местные потребности.
 
  Целью молодежной политики должно быть не просто создание благоприятных условий, способных улучшить качество жизни, а социальное развитие молодежи, осуществляемое путем реализации ее коренных интересов с учетом интересов всего общества.
  В связи с тем, что установка на выживаемость, реализуемая на основе жесткой экономии, выдвигается в качестве главнейшей, становятся очень важными личная инициатива, индивидуальная активность и предприимчивость. Те же принципы должны определять и политику в отношении молодого поколения. С одной стороны, молодежи можно и нужно предоставить полную самостоятельность в процессах адаптации к быстроменяющимся условиям вступления в жизнь.
  С другой, предоставляя свободно развиваться адаптационным процессам, государство должно оказать поддержку в тех случаях, когда социальные последствия могут угрожать его стабильности. Необходимо распространение социальных видов пособий и других форм социальной помощи на некоторые группы молодежи. В частности, в этом нуждаются выпускники системы высшего образования, которые сталкиваются с трудностями при поисках первого места работы. Необходима организация программ профессиональной переподготовки и занятости молодежи и развитие гибких форм временной неполной занятости.
  Разумеется, ни одна социальная группа не может существовать и развиваться изолированно, вне контекста общих социально-экономических условий. И молодежь тоже испытывает на себе влияние этих общих факторов. Тем не менее, социальное развитие молодежи возможно только при условии грамотной и обоснованной государственной молодежной политики. Оценка эффективности такой политики должна быть подкреплена экономическими, социологическими и системными исследованиями.
  Государственная молодежная политика не может быть реализована в отрыве от других сфер общественной жизни и должна рассматриваться как органическая часть общей социальной политики государства, поэтому на всех уровнях (от федерального до местного) должна быть обеспечена структурная целостность государственной социальной политики.
  Молодежные проблемы порождены системным кризисом, которое переживает все общество. Поэтому и решение их не может сводиться только к целевым программам, а должно заключаться в направленном преобразовании тех социальных институтов, которые отвечают за включение молодежи в систему общественных отношений.
 
  Однако это лишь крохи от необходимого. Отсутствие финансирования молодежных программ сводит их к внесистемным мероприятиям, дискредитации программно-целевого подхода и молодежной политики в целом.
  К экономическим причинам снижения эффективности молодежной политики следует добавить патерналистские традиции взаимоотношений молодежи и государства, отсутствие гражданского общества и культуры цивилизационного отношения к своему молодому поколению. В обществе сильны предубеждения против выделения особого направления государственной политики в отношении юношества. Резкое ухудшение всех сторон жизни, неверие в возможность достаточно быстрых позитивных изменений привели к созданию беспрецедентного положения - все общество, по крайней мере, трудовое - несчастно. Поэтому оно с огромным трудом воспринимает идеи о необходимости приоритетного внимания к отдельным группам, в частности молодежи.
  Власть, озабоченная сиюминутными кризисными явлениями, всплесками социального негодования, конфликтами, отодвигает решение молодежных проблем, как менее актуальных. Ничего хорошего не сулят и перманентные перемещения, и ликвидация комитета по делам молодежи.
  Чрезмерная политизация общественной жизни в условиях низкой политической культуры, отсутствия демократических традиций привела к тому, что деятельность многочисленных организаций, партий, фондов нередко сводится к междоусобной борьбе, борьбе за власть, а повседневные, реальные интересы людей остаются на заднем плане. При этом многие из них стремятся вовлечь в свои ряды молодежь, иметь ее в первых рядах исполнителей своих задач. На вопрос же, что сегодня делается новыми политическими силами для защиты прав молодежи, дать конкретный ответ практически невозможно. Молодежь остается наедине со своими проблемами.
  На процессе выработки молодежной политики сказывается отсутствие механизма представления интересов молодежи в государственных органах. Молодежные организации, союзы пока не заявили о себе ни в среде молодежи, ни в обществе в целом.
 
  Главной задачей государственной молодежной политики является создание условий для развития и реализации способностей и потенциала молодого человека и молодого поколения не только в собственных интересах, но и в интересах общества и государства.

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу