<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 4. контроль за функционированием очистного оборудования (уровень обеспеченности очистного оборудования контрольно-измерительной аппаратуры; доля очистных сооружений, работающих под контролем аналитических приборов)
 5. рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности (наличие природоохранных служб и отделов; оперативность руководства природоохранных служб и отделов при принятии решений, информационная обеспеченность и степень экономической самостоятельности природоохранных служб и отделов)
 6. прочие показатели (отношение результата природоохранной деятельности к стоимости основных производственных фондов или к стоимости очистного оборудования или к стоимости используемых материалов и т.д.)
 Анализ материальных затрат предприятия на природоохранную деятельность производят с помощью общих и частных показателей. Общий показатель характеризует отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведения.
 Частные показатели характеризуют:
 > долю капитальных затрат на природоохранные мероприятия в общем объеме капитальных затрат предприятия
 > доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия
 > доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность
 > доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов
 > доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов
 > доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий о общем объеме затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
 В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 предприятие должно разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения зарегистрированных данных по охране окружающей среды, включая записи о результатов мониторинга, проведенных анализов и проверок (протокола, отчета). Данные регистрации по охране окружающей среды необходимы не только для решения внутренних задач организации, но и для выполнения требований государственного учета и контроля.
 В Российской Федерации в настоящее время каждое предприятие, использующее природные ресурсы или загрязняющее окружающую среду, представляет специально уполномоченным природоохранным органом следующие документы:
 > план общих природоохранных мероприятий
 > финансово-экономические документы, включая расчет платежей за выбросы (сбросы) в окружающую среду загрязняющих веществ и за временное хранение и размещение отходов
 > отчеты по воздействию на атмосферу, включая инвентаризацию источников загрязнения атмосферы и проект предельно допустимых выбросов, графики контроля выбросов на соответствие проекту ПДВ на границе санитарно-защитной зоны предприятий (ежегодно), а также форму статистической отчетности № 2 ТП-воздух для предприятий, имеющих валовой выброс более 30 т/год
 > отчеты по загрязнению водных объектов включая проекты предельно допустимых сбросов в водные объекты, график контроля сточных вод и форму статистической отчетности № 2 ТП-водхоз (ежегодно)
 > отчетность о работе с отходами, включая проект лимитов размещения отходов, сведения об образовании отходов и планировку мест временного размещения с реализованным проектом временного хранения, а также договоры, акты и талоны сдачи отходов на полигоны
 Кроме того, при необходимости сдаются формы статистической отчетности
 № 4-ОС "отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах", № 2-ТП (токсичные отходы) "отчет об образовании и удалении токсичных отходов", № 18-КС "отчет о капитальных вложениях на охрану о
  кружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
 
 6.13 Экологический аудит
 Экологический аудит является одним из механизмов управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
 Термин "аудит" означает в переводе с английского языка "ревизию отчетности" следовательно "Экоаудит"- это "внутренняя экологическая отчетность, "сравнение экологической ситуации предприятия с требованиями экологического законодательства, "процедуре систематической проверки потенциала экологических рисков" и т.д.
  Экоаудит- это эффективное действие организационных и технических природоохранных мероприятий внутри отдельного предприятия , достигаемое с помощью использования сравнительного анализа и составления соответствующей документации.
  Основные характеристики экологического аудита:
 > сравнительный анализ;
 > документирование;
 > оценка.
  Экологический аудит - это процедура засвидетельствования соответствия деятельности предприятия (хозяйствующего субъекта) требованиям законодательства по обеспечению техногенной безопасности окружающей среды и экологической безопасности предприятия, достоверности его финансовых обязательств, отчетной и учетной бухгалтерской документации о платежах за природопользование, проводимая экологической аудиторской организацией (или экологическим аудитором) с целью повышения безопасности окружающих и окружающей среды и инвестиционной привлекаемости предприятий. Экологическое аудирование - экологоориентированная деятельность, осуществляемая независимыми аудиторскими организациями или аудиторами, и состоящая в организации и проведении экологического аудита предприятий и оказании им аудиторских услуг.
 
 Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:
 > выполнение экологической нормативности в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями
 > определение уровня экологичности компании (проводится в случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или программ в области ОС )
 > функционирование системы экоуправления
 > получение экологических сертификатов
 > выполнение финансовых обязательств и в оплату долгов
 > составление экологической декларации и отчет компании об экологической деятельности.
 
 На экологический аудит могут быть распространены нормы федерального закона от 7 августа 2001г 119-ф3 "об аудиторской деятельности" основной нормативной базой для определения процедур экологического аудита являются российские стандарты ГОСТ Р НСО серии 14000
 
  Экологический аудит - это деятельность по оценке состояния окружающей среды на конкретном объекте. В настоящее время существует несколько типов экоаудитора, отличающихся рассматриваемыми проблемами и целями
 
 Аудит соблюдения стандартов. Этот аудит осуществляется посредством сопоставления показателей качества окружающей среды национальным и международным стандартам.
 
 Аудит ответственности. В результате такого аудита определяется риск ответственности за ущерб окружающей среды.
 Аудит в системе экологической сертификации. Производится для соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям, (стандартам, нормативам.)
 Аудит территории. Производится с целью оценки экологического состояния территории. Могут быть и другие виды экологического аудита.
 
 Для методического обеспечения и нормативной регламентации проведения экологического аудита разработана специальная группа международных стандартов (ИСО 14010,14011,14012), которые содержат руководящие указания по вопросам экологического аудита (таблица 6). Кроме того, положения по вопросам экологического аудита содержатся в международных стандартах по системам управления окружающей средой-ИСО-14001 и 14004.В настоящее время эти стандарты приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 21 октября 19998г №378 в качестве государственных стандартов Российской Федерации.
 При проведении экологического аудита различают первоначальную и системную проверки. Первый экологический аудит идентифицирует воздействие на окружающую среду определенных видов деятельности предприятия. При этом идентификация проводится не только в нормативных производственных условиях, а также в условиях аварийной ситуации.
 Системные проверки основываются на результатах предыдущих проверок и способствуют совершенствованию деятельности предприятий по охране окружающей среды. После проведения на предприятии проверки по охране окружающей среды должно быть составлено заключение о ее результатах (аудиторское заключение), в которое включается следующая информация:
 > идентификация проверяемой организации и клиента;
 > согласованные цели и объем аудита;
 > согласованные критерии, по которым проводится аудит;
 > период времени и дата, когда проводится аудит;
 > идентификация членов аудиторской группы;
 > идентификация представителей проверяемой организации, участвующих в аудите;
 > заявление о конфиденциальном характере содержания;
 > перечень рассылки аудиторского заключения;
 > краткое изложение процесса аудита;
 > выводы по аудиту.
 Наиболее разработанными являются вопросы проведения аудита систем управления окружающей средой. В настоящее время имеются все необходимые условия и предпосылки для развития системы экологического менеджмента, основные положения экоаудита используются для экологического обоснования инвестиционных проектов.
 Официальное определение экологического аудита дано в Федеральном законе от 10 января 2002г №7-ф3 " об охране окружающей среды (ст.1)"
 Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектам хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности". Экологический аудит впервые был введен в 70-х годах в экономически развитых странах с целью снижения уровня риска для окружающей среды и здоровья населения. С середины 80-х годов экологический аудит рассматривается в качестве метода административного управления за производственной практикой и оценкой соответствия деятельности предприятия нормам экологического права. Начиная с 1993года система экологического менеджмента и экологического аудита (ЕМАS) cтала реальным инструментом экологической политики, что обусловлено прежде всего усиливающими экономическими и административными санкциями за нарушение требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
 
 
 6.14. Экологический менеджмент в Российской Федерации
 
 В связи с переходом экономики России на рыночные отношения и выходом ряда предприятий на международный рынок возникла потребность во внедрении стандартов ИСО серии 14000 в отечественной практике (таблица 6). Первыми были приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. № 378 следующие стандарты:
 > ГОСТ Р ИСО 14001 - 98 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководства по применению"
 > ГОСТ Р ИСО 14004 - 98 "Системы управления окружающей средой. Общие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования"
 > ГОСТ Р ИСО 14011 - 98 "Руководящие указания по экологическом аудиту"
 > ГОСТ Р ИСО 14012 - 98 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии"
 В 1999 г. были введены в действие стандарты:
 > ГОСТ Р ИСО 14040 - 99 "Управление окружающей средой оценка жизненного цикла. Принципы и структура"
 > ГОСТ Р ИСО 14050 - 99 "Управление окружающей средой. Словарь"
 > ГОСТ Р ИСО 14020 - 99 "Экологические этикетки и декларации. Основные принципы"
  В 2000 г. Постановлением Госстандарта России от 04 сентября 2000г. № 212 был принят ГОСТ Р ИСО 14041 - 2000 "Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели области исследования и инвентаризационный анализ"
 В 2001 г. был утвержден Постановлением Госстандарта России № 193 от 25 апреля 2001 г. ГОСТ Р ИСО 14031 - 2001 "Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования"
 Отечественные предприятия, работающие по реализации природоохранных мероприятий на основе стандартов ИСО 14000, обеспечивают себе базу для получения сертификата на систему управления охраны окружающей среды.
 
 
 
 
 
  Таблица 6.2
 
 Основные международные стандарты ИСО 14000
 
 № стандарта Наименование стандарта Система управления ИСО 14001 Системы управления охраной окружающей среды. Требования и руководящие указания. ИСО 14004 Системы управления охраной окружающей среды. Общее руководство по принципам и средствам обеспечения функционирования систем.
 
 
 
 
 № стандарта Наименование стандарта Экологический аудит ИСО 14010 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные положения. ИСО 14011 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные положения. Процедуры аудита систем управления окружающей средой ИСО 14012 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные положения. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии. Экологические этикетки и декларации ИСО 14020 Основные принципы этикетирования ИСО 14021 Экологические заявления в виде самодекларации ИСО 14022 Рекламации по декларации о соответствии требованиям в области охраны окружающей среды. Символы. ИСО 14023 Экологическая маркировка. Руководящие принципы и процедуры. ИСО 14024 Руководящие принципы, практика и критерии программ по сертификации. Руководство по процедурам сертификации. Оценка показателей окружающей среды ИСО 14031 Руководящие указания по оценке показателей окружающей среды. Оценка жизненного цикла ИСО 14040 Принципы и структура ИСО 14041 Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ ИСО 14042 Оценка воздействий жизненного цикла ИСО 14043 Оценка улучшений жизненного цикла ИСО 14050 Управление окружающей средой. Словарь.
 Внедрение стандартов ИСО 14000 дает определенные преимущества и в экологической сфере, в частности способствует более осознанному использованию ресурсов и более целенаправленной работе с отходами производства, вследствие чего может быть экономия сырья и материалов. Кроме того, обеспечение высокой степени управляемости производственных процессов и систематический экологический контроль, способствуют предупреждению серьезных экологических ситуаций.
 Применение международных стандартов по системам управления окружающей средой получает все большее распространение во многих странах мира. В настоящее время более чем в 90 странах мира выдано более 20000 сертификатов соответствия стандарту ИСО 14001, преимущественно в странах европейского союза, а также в Японии, США, Австралии, Швейцарии, Кореи, Таиланде, Китае, Индии, ...
 Система экологического менеджмента обеспечивает более успешное выполнение экологических требований к проектированию и оценки разрабатываемых предпроектных и проектных материалов, которые должна рассматриваться комплексно с учетом экологической ситуации в районе намечаемой деятельности. Необходимую информацию заказчику проекта может обеспечить только соответствующая система экологического менеджмента.
 Другой важной задачей экологического менеджмента является постпроектный анализ, который позволит выявить методические ошибки при проектировании и экспертизе промышленных объектов.
 Основным стимулом к внедрению систем управления охраной окружающей среды на отечественных предприятиях в настоящее время является заинтересованность в отношениях с зарубежными партнерами, развитие которых существенно облегчается при наличии у предприятии сертификационной системы управления охраны окружающей среды. Это особенно значимо при заинтересованности в получении иностранных инвестиций или кредитов.
 Внедрение предпосылки для создания систем управления охраны окружающей среды остаются менее значимыми.
 Внедрение систем управления охраны окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 14000 улучшит отношения предприятий с многочисленными государственными органами в области охраны окружающей среды.
 
 6.15. Современные безотходные и малоотходные технологии
 
 Безотходная технология обеспечивает технически достижимый минимум твердых, жидких, газообразных отходов (выбросов, стоков). Безотходность использовании сырья можно достигнуть в том случае, когда отходы одного производства являются сырьем для другого. Безотходная технология предусматривает улавливание полезных веществ в стоках и выбросах с последующим их использованием для нужд предприятия или реализации.
 Кроме основного сырья в производстве используются вспомогательные природные ресурсы (вода, воздух, топливо ..).
 В безотходных технологиях массобмен основных видов сырья и готовой продукции характеризуется уравнением:
  п
 Мс = ? Мrni ,
 
  Мс - масса основного сырья;
 Мrni - масса i-й готовой продукции;
 N - число видов продукции, изготавливаемой из сырья i-го вида
 В современных технологиях полное использование сырья практически невозможно кроме того это противоречит II закону термодинамики. Малоотходная технология характеризуется получением готовой продукции при техническом минимуме твердых, жидких, газообразных отходов (стоков, выбросов). Малоотходные технологии предусматривают работы по переработке отходов, их использование для изготовления новых видов продукции и товаров необходимых для населения. Малоотходная технология позволяет увеличить объем выпускаемой продукции, сократить расход природных ресурсов, уменьшить загрязнения окружающей среды.
 Массобмен основных видов сырья в малоотходных процессах:
 
  п
 Мс = ? Мrni + Мотх
 
 Где Мотх - масса вещества в отходах, выбросах, стоках (Мотх > min)
 
 Открытый процесс характеризуется использованием сырья только для основной продукции. Полезные вещества в отходах (выбросах, стоках) в открытом процессе не улавливаются, а только загрязняют окружающую среду.
 Массобмен в открытом процессе:
 
  Мс = Мrn + Мотх + Мвыбр + Мст
 
 Где Мвыбр и Мст - масса вещества от используемого сырья соответственно в выбросах и стоках.
 
 Для количественной оценки используемого сырья в технологических процессах используют безразмерный коэффициент Кс, характеризующий безотходность или малоотходность процесса:
  п
  Кс = ? Мrni / Мс
 Если к = 1, то технологический процесс считается безотходным; к = 0,9-1 процесс почти безотходный; к = 0,5-0,9 процесс малоотходный; к < 0,5 процесс отходный.
 Создание малоотходных производств предусматривает следующее:
 > Основание и выбор сырья, которое обеспечивает надежность и качество продукции и в то же время оказывает минимальное влияние на природную среду;
 > Обоснование и выбор способа получения продукции, который связан с наименьшим расходом сырья;
 > Обоснование и выбор способа получения продукции, который обеспечивает наименьшее загрязнение природной среды выбросами, стоками, отходами;
 > Создание эффективных процессов и устройств очистки отходов, выбросов и стоков с увеличением ценных веществ;
 > Создание эффективных процессов использование отходов и изготовление из них сопутствующей продукции, т.е. создание многостадийного использования сырья и отходов;
 > Сокращение потерь эксплуатационных материалов за счет оптимизации технологических процессов и совершенствования системы технического обслуживания.
 
 Малоотходные производства могут быть реализованы в машиностроительной, деревообрабатывающей, мясной, молочной и других отраслях промышленности. К ним относятся: использование металлолома после обработки на специальных обогатительных предприятиях; употребление доменных шлаков в процессе строительных материалов; применение отходов стекла; синтез аммиака по замкнутому циклу, получение серной кислоты из отходов предприятий цветной металлургии. Одно из эффективных направлений безотходного производства вторичного использования энергетических ресурсов в системах теплоснабжения, например для обогрева теплиц. Важное направление - снижение материалоемкости выпускаемой продукции, уменьшение отходов производства, предусматриваемые на стадии проектирования промышленных изделий.
 
 6.16 Экологические требования к размещению и строительству промышленных объектов и их эксплуатации
 При строительстве промышленного предприятия должно быть обеспечено выполнение требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, изложенных в природоохранных законах, санитарных и строительных правилах и нормах, стандартах в области охраны природы.
 Предпроектный экологический анализ предприятия заключается в составлении материального баланса производственного - хозяйственной деятельности его, в сравнении с самоочищающими возможностями природы.
 На стадии проектирования необходимо решать вопросы поддержания равности в природе и исключения вредных воздействий проектируемого объекта на природу за счет комплекса природоохранных мероприятий.
 Регион и место размещения нового объекта выбирают по результатам технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта при наличии в предполагаемом районе трудовых, материальных, энергетических и продовольственных ресурсов.
 Предприятия и объекты с источниками загрязнения атмосферного воздуха размещают по отношению к жилым застройкам с учетом розы ветров. Между промышленными и жилыми зонами следует предусматривать санитарно - защитные зоны. Не рекомендуется размещать предприятия с источниками загрязнения 1 и 2 классов опасности в районах с преобладающими ветрами, скорость которых ниже 1 м/с.
 Площадку для застройки выбирают с учетом генерального плана развития города или населенного пункта, федеральных и региональных схем развития коммуникаций и сетей железных и автомобильных дорог, энергетических систем, сетей связи. Выбор строительной площадки проводится на основе комплексных инженерных и экологических изысканий. Строительную площадку для размещения предприятия выбирают с учетом разработки и осуществления мероприятий по обеспечению охраны и воспроизводству окружающей природной среды. При выборе площадки следует руководствоваться требованиями природоохранного законодательства, строительными и санитарными нормами и правилами, стандартами по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
 
 Ответственность за выбор места площадки и подготовку необходимых решений и согласований несет заказчик проекта. При участии проектной организации заказчик проекта согласовывает с заинтересованными организациями предварительные условия подключения проектируемого объекта к источникам водо-тепло-энергоснабжения. Территорию, отводимую под строительство, планируют в соответствии с требованиями СНиП 11-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий". Расположение зданий, сооружений, транспортных и инженерных коммуникаций должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса, безопасность труда, рациональное и экономное расходование земли и наибольшую эффективность капитальных вложений.
 В генеральном плане промышленного объекта предусматриваются :
 > функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических, противопожарных, природоохранных требований;
 > рациональные связи по обеспечению благоприятных условий проживания жителей;
 > кооперирование производственной деятельности с социально-бытовым обустройством работающих и их семей, созданием необходимой инфраструктуры для проживания;
 > создание единого архитектурного ансамбля с прилегающими жилыми застройками;
 > защита жилой застройки от экологически неблагоприятных воздействий производственных, вспомогательных и обслуживающих производств;
 > защита земель и почв от засорения, эрозии, засоления;
 > недопущение загрязнения поверхностных и подземных вод стоками и вредными отходами;
 > предупреждение загрязнения атмосферного воздуха;
 > благоустройство территории.
  Строительство, реконструкция предприятий и иных объектов могут осуществляться только по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранными, санитарными и строительными нормами и правилами.
 Объекты вводят в эксплуатацию при условии выполнения в полном объеме экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещается вводить в эксплуатацию объекты, не обеспеченные технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и стоков до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды; без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, благоустройству территории, оздоровлению природных комплексов.
 Председатель и члены приемной комиссии несут персональную ответственность за нарушение порядка приема объекта и невыполнение требований природоохранных законодательных актов, санитарных правил и норм.
 При всем разнообразии предприятий природопользования можно сформулировать общие экологические требования к их функционированию.
 Загрязнение окружающей среды в районе расположения предприятия природопользования регламентируется установленными для него органами охраны окружающей среды нормами предельно допустимых выбросов, предельно допустимых стоков, предельно допустимых нагрузок на почву отходов. Возможно, использование временно согласованных норм выбросов, стоков и отходов от объектов при условии компенсации вреда дополнительными платежами в фонд охраны природы и доведении этих норм до предельно допустимых за срок не более чем 5 лет.
 Нарушение установленных нормативов выбросов, сбросов, захоронение вредных веществ и других условий охраны окружающей среды, а также возникновение угрозы населения влечет за собой ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятия природопользования на срок, необходимый для проведения технических, технологических и организационных мероприятий по восстановлению окружающей среды.
 К основным направлениям экологической деятельности предприятий природопользования можно отнести:
 > разработку и применение технологических процессов и производственного оборудования, оказывающих минимально вредное влияние на природу, оберегающих природные ресурсы;
 > создание замкнутых систем водопользования, систем очистки воздуха, рациональных форм сбора, хранения и обезвреживания токсичных отходов;
 > оптимизация потребления ресурсов путем создания безотходных и малоотходных технологий и комплексного использования материальных ресурсов и энергии;
 > рациональное использование земли, водных бассейнов, ландшафтов, сбережения растительного и животного мира;
 > рациональное использование природных топливных ресурсов: энергии солнца, ветра, термальных подземных вод;
 > создание на предприятии природопользования средств защиты окружающей среды (воды, почвы, воздуха) от различных загрязнений;
 > вторичное использование отходов для нужд производства , а также их переработка для использования населения в хозяйственно бытовой деятельности;
 > создание зон озеленения для нормализации состояния атмосферного воздуха.
 Производственные процессы делят на экологически опасные, частично опасные и безопасные. К экологически безопасным относятся такие процессы которые не вызывают в окружающей среде ни каких изменений, влияющих на людей, растительный и животный мир, почвы и земли, водные бассейны и атмосферный воздух.
 Относительно экологическим безопасным является производственный процесс вызывающий в окружающей среде изменения которые через определенное время могут быть преодолены. Экологически опасным является производственный процесс, который приводит к биологическим и физико-химическим изменениям в окружающей среде с ущербом для ее экосистем.
 Основными направлениями снижения экологической опасности производственных процессов следует считать применение Рациональных видов сырья и материалов, внедрение замкнутых, безотходных и малоотходных технологий, снижение расхода материалов, воды, энергии, топлива на единицу готовой продукции. В объемы водопотребления не должны нарушать естественных процессов водоемов. Сброс сточных вод в водоемы допускается только после их очистки до уровня, не оказывающего влияния на состояние живых организмов в воде.
 Технологические процессы по возможности должны обеспечивать высокий коэффициент использования сырья, минимальный безвозвратный расход воды и воздуха потреблять рациональное количество энергии, при проектировании технологических процессов необходимо добиваться сокращения количества выбросов, стоков, излучений, которые могут оказывать вредное влияние на окружающую среду.
 
 6.17. Стандарты, нормы и правила в области природопользования и охраны окружающей среды
  Стандартизация экологической деятельности обеспечивает применение единой терминологии и обязательных методов и правил природопользования.
 Основными задачами системы стандартов в области природопользования являются: обеспечение сохранности природных комплексов восстановления и рациональное использование природных ресурсов, сохранение равновесие между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды, совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.
 Экологические стандарты в системе стандартизации выделены в специальную группу, имеющую порядковый номер 17, и состоит из 10 (0-9) комплексов стандартов и 8 групп.
 Комплекс 0 - организационно методические стандарты в области природопользования и охраны природной среды. Он раскрывает и регламентирует управленческую деятельность в области охраны природы (например ГОСТ 17.0.0.04 - 90. экологический паспорт предприятия).
 Комплекс 1 - стандарты в области охраны и рационального использования вод (гидросферы) . Стандарты комплекса включают основные определения по использованию и охране вод, классификацию водных объектов, классификацию водопользования, правила оценки качества воды, общие требования и правила охраны вод и некоторые вопросы контроля вод (например ГОСТ 17.1.1.01 - 77)
 Комплекс 2 - стандарты в области защиты атмосферы ("Атмосфера"). Стандарты комплексы раскрывают основную терминологию и определения по выбросам, классификацию выбросов по составу, нормы и методы определения выбросов, загрязняющих веществ, правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями, требования к методам определения загрязняющих веществ ...
 Комплекс 3 - стандарты в области рационального использования природных ресурсов.
 Комплекс 4 - стандарты в области охраны и рационального использования почв ("Почва"). В комплексе имеются стандарты по классификации химических загрязнений почвы, номенклатуре показателей санитарного состояния почв, требованиям к охране плодородного слоя почвы, контроля почв ...
 Комплекс 5 - стандарты в области улучшения использования земель ("Земли"). В комплексе имеются стандарты по нормам, выделения земель, классификация земель, видам землепользования и ...
 Комплекс 6 - стандарты в области охраны флоры ("Флора"). В комплексе имеется несколько стандартов по охране лесов.
 Комплекс 7 - стандарты в области охраны фауны ("Фауна"). В комплексе имеется разработка стандартов не началась.
 Комплекс 8 - стандарты в области охраны и преобразования ландшафтов ("Ландшафты"). В комплексе разработаны только 2 стандарта по терминам и классификации стандартов.
 Комплекс 9 - стандарты в области рационального использования и охраны недр ("Недра"). В комплексе имеется только 1 стандарт.
  Предполагается, что каждый из перечисленных комплексов кроме 0, должен иметь следующие группы: группа 0 - основные положения; группа 1 - термины, определения, классификация; группа 2 - показатели качества природных сред; параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели использования природных ресурсов; группа 3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; группа 4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; группа 5 - требования к устройствам контроля изменений состояния окружающей природной среды; группа 6 - требования к устройствам аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений; группа 7 - прочие стандарты.
 Стандартизация в области управления природопользования развивается по следующим направлениям:
 > развитие методов расчета предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
 > разработка норм, правил и методов рационального использования природных ресурсов;
 > обоснование правил ведения работ по использованию природных ресурсов, предотвращению вредного влияния на окружающую среду; разработка требований к устройствам к аппаратам и сооружениям по контролю и защите окружающей среды от загрязнений;
 > установление правил организации территорий и акваторий, обеспечивающих комплексное функционирование природных объектов;
 > определение параметров состояния природных объектов.
 Практически все строительные нормы и правила (СНиП) содержат вопросы охраны окружающей среды и рациональное использования природных ресурсов. В качестве примера можно привести следующие нормативные документы: "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (СНиП 2.04.02 - 84), "Канализация. Наружные сети и сооружения" (СНиП 2.04.03 - 85), "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21.01 - 97) и др.
 СНиПы можно сгруппировать по назначению:
 > общие требования охраны окружающей среды при проектировании и строительстве объектов;
 > нормы и правила по охране и отводу земель;
 > нормы и правила по охране вод и предупреждения вредного воздействия на них строительства объектов;
 > нормы и правила по охране атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на него при строительстве объектов;
 > требования охраны окружающей среды при строительстве транспортных сооружений;
 > нормы и правила по рациональному использованию трудовых и природных ресурсов, утилизации, переработки, обезвреживанию и захоронению токсичных отходов.
 Министерством здравоохранения Росси и органами санитарного надзора разрабатываются санитарные правила и нормы (СанПиН) - нормативные акты устанавливающие критерии или показатели безопасности и безвредности для человека состояния среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Они обязательны для соблюдения всеми государственными организациями, общественными объединениями предприятиями и иными субъектами независимо от форм собственности и подчиненности. Санитарные правила и нормы могут быть федеральными, территориальными для субъектов федерации и местными.
 Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы регламентируют:
 > общие требования к среде обитания;
 > общие санитарно гигиенические требования к воздуху рабочей зоны и воздуху в населенных пунктах;
 > требования к охране поверхностных вод от загрязнения и нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
 > требования к санитарному состоянию почв;
 > нормы физических воздействий (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, электрические и магнитные поля, радиационные и тепловые излучения) на атмосферный воздух.
 Санитарные правила применяют также для отраслей с вредными условиями труда, для отдельных видов производства и различных процессов, а кроме того - к оборудованию и рабочим местам на которые воздействует опасные и вредные производственные факторы.
 Среди гигиенических нормативов особое место отводится гигиенической классификации условии труда и их разделения на очень тяжелые и очень вредные, на тяжелые и вредные, опасно допустимые и оптимальные.
 За несоблюдение природоохранного законодательства, стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм и гигиенических нормативов виновных привлекают к различным видам ответственности.
 
 
 
 
 
 7. Управление окружающей природной средой
 7.1. Рациональное использование и охрана воздушного бассейна. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
  Атмосферный воздух занимает особое место среди других компонентов биосферы, значение его для всего живого на Земле трудно переоценить. Потребность человека в воздухе зависит от его состояния, условий работы и колеблется от 15 до 150 тыс. м3 в сутки. Воздух используется в качестве исходного материала во многих промышленных процессах, поскольку служит окислителем в процессах горения. При этом воздух должен иметь
 определенный состав и любые отклонения от нормы опасны для здоровья. Химический состав чистого воздуха указан в таблице 7.1.
  Из таблицы следует, что воздух состоит в основном из азота, кислорода и относительно меньшего количества аргона, диоксида углерода. Все остальные имеющиеся в воздухе газы содержатся в незначительных количествах.
  Атмосферный воздух выполняет и сложнейшую защитную экологическую функцию, предохраняя живые организмы озоновым слоем от жестких ультрафиолетовых лучей. Воздушная атмосфера обладает способностью к самоочищению, что происходит при перемешивании приземных слоев воздуха, при вымывании растворимых в воде веществ атмосферными осадками, а также путем осаждения загрязняющих веществ на поверхность земли.
 
  Таблица 7.1.
 Концентрация и общее количество газов в атмосфере воздуха
 Вещество Концентрация в
 Чистом сухом
 Воздухе на уровне
 Моря (% об.) Общее
 количество
 в атмосфере
 (109 т) Азот (N2) 78,084 3 900 000 Кислород (O2) 20,9476 1 200 000 Аргон (Ar) 0,934 67000 Диоксид углерода(CO2) 346*10-6 2600 Неон (Ne) 18,18*10-6 65 Криптон (Kr) 1,14*10-6 17 Метан (CH4) 2,0*10-6 4 Гелий (He) 5,24*10-6 4 Озон (O3) летом < 0,07*10-6 3 Зимой < 0,02*10-6 - Ксенон (Xe) 0,087*10-6 2 Закись азота (N2O) 0,5*10-6 2 Монооксид углерода(CO) < 1*10-6 0,6 Водород (H2) 0,5*10-6 0,2 Аммиак (NH3) < 1*10-6 0,02 Диоксид азота (NO2) < 0,02*10-6 0,013 Монооксид азота (NO) < 0,002*10-6 0,005 Диоксид серы (SO2) < 1*10-6 0,002 Сероводород (H2S)
 Загрязнение атмосферного воздуха. В последнее время наблюдается существенное загрязнение атмосферного воздуха. Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на состояние экосистем. Загрязнение атмосферы может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).
  Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами: выветриванием горных пород, вулканической деятельностью, ветровой эрозией почвы, массовым цветением растений, дымом от лесных и степных пожаров и др. Антропогенное загрязнение атмосферы связано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека. По своим масштабам оно стало значительно превосходить природное загрязнение атмосферного воздуха.
  В зависимости от масштабов распространения выделяют различные типы загрязнения атмосферы: местное, региональное и глобальное. Местное загрязнение характеризуется повышенным содержанием загрязняющих веществ на небольших территориях (город, промышленный район, сельскохозяйственная зона). При региональном загрязнении в среду негативного воздействия вовлекаются значительные пространства. Глобальное загрязнение связано с изменением состояния атмосферы в целом.
  По агрегатному состоянию выбросы вредных веществ в атмосферу классифицируются на:
 1) газообразные (диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды и т.д.)
 2) жидкие (кислоты, щелочи, растворы солей и др.)
 3) твердые (нерастворимые соли, многие соединения тяжелых металлов, высокомолекулярные органические вещества).
  Главные загрязнители атмосферного воздуха, образующиеся в процессе производственной и иной деятельности человека - диоксид углерода, диоксид серы, монооксид углерода, оксид азота и твердые частицы. Помимо этих загрязнителей в атмосфере городов и поселков наблюдается еще более 200 наименований вредных веществ, среди которых - формальдегид, фтористый водород, соединения свинца ртути, кадмия, никеля, хрома, кобальта, аммиак, фенол, бензол, хлорорганические соединения.
  В настоящее время наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха охватывает все большие города. В 2000 году в России сеть станций, наблюдающих за химическим составом и кислотностью осадков, состояла из 124 станций федерального уровня. Пробы анализируются на содержание 10-20 компонентов. Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществлялась в 484 пунктах. В пробах определяются ионы сульфатов, значения рН, а также бензапирена и соединения тяжелых металлов.
  Основные источники загрязнения атмосферы. В настоящее время основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха на территории России вносят следующие отрасли: теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, промышленные и городские котельные и др.), далее предприятия черной и цветной металлургии; нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии; автотранспорта, а также строительная индустрия. В последнее время во многих городах основное количество выбросов вредных веществ приходится на автотранспорт.
  На тепловых электростанциях. В процессе сжигания твердого или жидкого топлива, в атмосферу выделяется дым, содержащий продукты полного (диоксид углерода и пары воды) и неполного (монооксид углерода, оксиды серы и оксиды азота, углеводороды и т.д.) сгорания. Например, современная теплоэлектростанция мощностью 2,4 млн. кВт расходует до 20 тыс. т угля в сутки и выбрасывает в атмосферу в сутки 680 т оксидов серы, 120-140 т твердых частиц (зола, пыль, сажа), 200 т оксидов азота. Перевод установок на жидкое топливо (мазут) снижает выбросы золы, но практически не уменьшает выбросы оксидов азота и серы. Наиболее экологично газовое топливо, которое в три раза меньше загрязняет атмосферный воздух, чем мазут, и в пять раз меньше, чем уголь.
 
 7.2 Мониторинг и нормирование выбросов загрязняющих веществ
 
  Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую среду различными способами - от прямой и немедленной угрозы до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма. Во многих случаях загрязнение воздушной среды нарушает структурные компоненты экосистемы до такой степени, что регуляторные процессы не в состоянии вернуть их в первоначальном состоянии.
  Роль загрязняющих веществ определяется:
  * объемом выбросов;
  * характером распространения этих веществ и продуктов их размещений в самой атмосфере;
  * межфазным переносом с последующей миграцией в других средах;
  * воздействием на природные процессы и участием в них.
  Важнейшим параметром, определяющим масштаб распространения загрязняющих веществ в атмосфере, является время их жизни в атмосфере. Степень воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду и биоту зависит от концентрации и индивидуальных физико-химических свойств, а также от концентрации и свойств продуктов их превращения. В соответствии с этим различают три типа выбросов загрязняющих веществ:
  * приводящие к загрязнению в глобальном масштабе;
  * приводящие к загрязнению в региональном масштабе (в том числе и в регионе, включающем территории нескольких государств);
  * приводящие к загрязнению в локальном масштабе, например, на небольших территориях в пограничном районе двух государств.
  Нормирование выбросов любого типа подразделяется на три этапа:
  * выделение критического звена в природной среде и биоте (в локальных условиях это прежде всего здоровье человека);
  * определение предельно-допустимых нормативов;
  * установление связи предельно-допустимых нормативов с предельно-допустимыми выбросами.
  Расчет по нормированию выбросов обычно проводится в две стадии:
  1-я стадия - предприятие разрабатывает проект ПДВ с учетом фонового загрязнения (его величина запрашивается в местном подразделении Росгидромета), регламента работы производственных мощностей, технических возможностей снижения выбросов и направляет в городской орган природопользования следующие документы:
  * официальное ходатайство о выдаче разрешения на выброс;
  * бланк инвентаризации источников выбросов;
  * сведения о разработке проекта ПДВ.
  Если ПДВ утверждается не в первый раз, то прилагается информация о выполнении мероприятий по снижению выбросов за, прошедший период, план мероприятий на новый срок, график контроля соблюдения нормативов ПДВ.
  2-я стадия - местные органы охраны окружающей среды обобщают предложения всех предприятий, расположенных на его территории. На участках, где все концентрации в зоне жилой застройки ниже ПДК, предложенные ПДВ могут быть утверждены. Там, где концентрации превышают ПДК определяют предприятие, которое имеет наибольшую мощность выбросов, и предлагают ему изыскать возможность снижения предложенного ПДВ. Иногда может стоять вопрос о закрытии, переформировании или выносе за пределы города предприятий, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Если предприятие не может в данный момент обеспечить ПДВ, но оно имеет важную роль в хозяйстве страны или города и в то же время имеет возможность за счет совершенствования технологии добиться снижения выброс, то этому предприятию может быть установлен временно согласованный выброс (ВСВ). ПДВ обычно утверждается на 2-3 года, иногда до 5 лет (если все выбрасываемые загрязняющие вещества относятся к 3-4 классам опасности), ВСВ утверждается на 1 год.
  Контроль выполнения предприятиями установленных им норм выбросов осуществляют местные природоохранные органы. При проведении плановых проверок подлежат контролю наличие и количества:
  * основных загрязняющих веществ (оксиды серы, азота, углерода, пыли);
  * загрязняющих веществ, для которых на данной территории зарегистрированы концентрации 5ПДК.
  Контролируются также:
  * регулирование выбросов при неблаприятных метеорологических условиях (НМУ);
  * работоспособность установок очистки газов;
  * аварийные выбросы;
  * загрязненность среды в случае чрезвычайных ситуаций и экстремально высокого загрязнения атмосферы;
  * факты сжигания отходов на свалках, полигонах (образование диоксинов);
  * соблюдение экологических требований при использовании химических веществ в хозяйстве;
  * выполнение выданных ранее предписаний.
  По результатам проверки составляется акт, выдается предписание на устранение обнаруженных нарушений, а если нарушения очень серьезны (превышение ПДК м.р. или ПДК с.с. в 3-30 раз, выбросы вредных веществ без разрешения), то могут приниматься решения о приостановлении эксплуатации, остановке оборудования, цехов или предприятия в целом. Могут быть также применены штрафные санкции в отношении предприятия или его руководителей.
  Для постоянного контроля выбросов в последние годы стали шире применяться дистанционные методы мониторинга, для чего на дымовых трубах и на местности устанавливаются датчики основных загрязняющих веществ, данные с которых направлены на централизованные пункты контроля.
 
 7.3 Рациональное использование водных ресурсов. Управление водопользованием и стимулирование снижение водоемкости в технологических процессах
 
  Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов (~ 71%). Объем вод Мирового океана составляет 1370 млн. км3 или 91% известных запасов воды. На континентах сосредоточено 131 млн. км3 воды (8,72%). Примерно половина ее (60 млн. км3) расположена на глубине десятков и сотен метров от поверхности. В верхних слоях земли находится примерно 50 млн. км3 и около 20 млн. км3 воды в форме ледников покрывает Антарктиду, Гренландию, острова Ледовитого океана. Немного воды находится в озерах (750 тыс. км3) в атмосфере в воде пора и облаков (13 тыс. км3) в реках лишь около 1 тыс. км3 (таблица 7.2)
  В целом природные воды едины, деление их на озерные и речные, ледниковые и подземные условно. В процессе круговорота все они связаны между собой и происходит их возобновление. В среднем крупные водоемы возобновляются в течение 100 лет, а такие озера, как Байкал, - в течение 200-300 лет.
  Возникновение водной проблемы в мире обусловлено интенсивным использованием водных ресурсов в связи с ростом населения, развитием
 Таблица 7.2
 Суммарные запасы поверхностных и подземных вод на Земле.

<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу