<< Пред.           стр. 5 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  Действительно, в основе принятия экономических решений лежит тот фактор, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов. Другими словами, производитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть использованы альтернативным образом, и, следовательно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, т.е. жертвует ценностью альтернативных возможностей.
  С этой точки зрения, можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, - это всегда альтернативные издержки.
  Австрийский ученый Фридрих Визер, основоположник теории издержек, учитывающей принцип редкости ресурсов, сформулировал закон издержек так: "Реальная стоимость какой-либо вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены с помощью ресурсов, пошедших на производство данной вещи". По мнению Визера, издержки производства есть не что иное, как утраченные (в том числе потенциальные) полезности: "Тот, кто думает о "полезности", забывая об "издержках", просто думает о полезности лишь одного производства, забывая о полезности других".
  Таким образом, все издержки в экономике связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров, другими словами, все издержки являются альтернативными, а поэтому обязательно должны учитываться при принятии решений в бизнесе.
  Рассматривая альтернативные издержки с позиции предприятия, можно сказать, что они имеют явный (внешний) или неявный (внутренний) характер.
  Явные - это вмененные издержки, принимающие форму прямых денежных платежей предприятия за приобретенные ресурсы (зарплата рабочих, оплата сырья, топлива, энергии, транспортных услуг и т.п.). В западной практике эти издержки называют внешними.
  Неявные - это вмененные издержки по использованию ресурсов, принадлежащих самим владельцам фирмы как юридическим лицам. Эти издержки не предусмотрены контрактом, не являются обязательными платежами и остаются недополученными. К ним относятся жалование владельца фирмы, если он работает наряду с наемными работниками (а мог бы зарабатывать, работая на другом предприятии), и стоимость эксплуатации принадлежащих фирме зданий (при отказе фирмы от возможности сдачи в аренду своих помещений и получения соответствующей платы). Неявные издержки часто носят скрытый характер, однако их всегда необходимо учитывать при принятии экономических решений. Другое дело с невозвратными издержками, которые обычно на виду, но их всегда игнорируют, принимая управленческие решения. Невозвратные издержки (иначе их называют утраченная стоимость) - это такие затраты, которые были сделаны в прошлом, они не могут быть изменены никакими настоящими или будущими действиями. Именно в силу своей невозместимости они и не должны влиять на решения фирмы. К этой категории расходов относится, например, покупка специализированного машинного оборудования, сконструированного по заказу предприятия, которое можно использовать исключительно для производства новой продукции. Оно не может быть реконструировано для применения в других целях, его нельзя даже реализовать по стоимости металлолома. Расходы капитала на такое оборудование, следовательно, являются невозвратными издержками, а вмененные издержки на альтернативное применение равны нулю. К невозвратным расходам относятся и затраты на НИОКР, маркетинговые исследования и др.
  В противоположность невозвратным издержкам при принятии экономических решений предпринимателю следует учитывать предотвратимые, т.е. еще не осуществленные затраты, которые легко и без потерь могут быть предотвращены. Например, рекламная "раскрутка" нового товара в СМИ является предотвратимым расходом капитала.
  Бухгалтерские издержки не учитывают неявных издержек, а включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретенные ресурсы (табл. 1).
 
  Таблица 1
  Предпринимательские и бухгалтерские издержки предприятия
 
  Наименование Бухгалтерские
  издержки, руб. Предпринимательские
  издержки, руб. Заработная плата 50000 50 000 Выплата процентов 10 000 10 000 Амортизация 20000 20 000 Сырье, материалы 20 000 20 000 Неявный заработок предпринимателя - 20 000 Неявная земельная рента - 4 000 Неявный процент на собственный капитал - 2000 Итого 100000 126 000
  Из анализа данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что предпринимательские издержки превышают бухгалтерские в 1,26 раза.
  В условиях рыночной экономики перед предпринимателем стоит задача не столько точно рассчитать затраты на производство продукции, сколько предвидеть их изменение при любой динамике объемов продажи. Действительно, разные объемы выпуска товаров требуют различных по объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и целое. Практически необходимым становится разделение издержек на постоянные и переменные1. Это один из важнейших видов классификаций затрат, применяемых в рыночной экономике.
  1 Такое разделение издержек осуществляется в зависимости от характера их связи с объемом продаж (производства). На практике широко используются и другие классификации:
  ? по способу включения издержек в затраты, относимые на единицу продукции (прямые и косвенные);
  ? в зависимости от связи издержек с процессом изготовления продукции (основные и накладные).
 
  Постоянные издержки (FC - англ. fixed costs) не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде. Они представляют собой издержки постоянных факторов производства и остаются неизменными, в то время как объем производства изменяется. Так, если объем увеличивается или уменьшается на 20%, то общие постоянные издержки остаются неизменными.
  Постоянные издержки по своей экономической природе являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, арендная плата, страховка, амортизационные отчисления и т.п. График постоянных затрат представлен на рис. 1.
 
 
  График показывает, что с изменением объема производства общая сумма постоянных затрат не меняется. Как бы объем производства ни увеличивался - с 1 до 5 ед. (в 5 раз) или с 1 до 10 ед. (в 10 раз), сумма постоянных затрат остается неизменной и равна 50 ден. ед.
  Если представить, что объем производства равен 1 ед., то постоянные издержки составляют (50:1) 50 ден. ед., при увеличении же производства до 10 ед., постоянные затраты на единицу продукции снижаются (50:10) до 5 ден. ед. (табл. 2).
 
 
 
  Таблица 2
  Зависимость постоянных издержек FC и AFC от объема производства
 
  Объем производства Q, ед. Постоянные издержки FC, ден. ед. Постоянные издержки AFC, ден. ед. 1 50 50 2 50 25 3 50 16,7 4 50 12,7 5 50 10 6 50 8,3 7 50 7,1 8 50 6,3 9 50 5,6 10 50 5 11 50 4,5
  Зависимость средних постоянных издержек от изменения объема производства представлена на рис.2.
 
 
  Средние постоянные затраты устойчиво снижаются с увеличением объема производства. Однако важно заметить, что средние постоянные затраты снижаются значительно быстрее при изменении объема с 1 до 2 ед., чем при изменении на ту же единицу, но в диапазоне от 8 до 10 ед.
  Переменные издержки (VC - англ. variable costs) меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом (рис. 3). Например, затраты на металл, используемый трубопрокатным заводом, увеличатся на 5%, если объем производства труб возрастет на 5%.
  Экономическая природа переменных издержек - это затраты на практическое осуществление той деятельности, ради которой создано данное предприятие. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда1.
  1 Однако часть затрат может строго разграничена и безусловно отнесена к постоянным или переменным издержкам. Поэтому в отечественной практике калькулирования затрат больше принято использовать понятия: условно-постоянные и условно-переменные издержки.
 
 
 
  Рис. 3. График изменения переменных затрат
 
  Переменные затраты увеличиваются пропорционально объему производства (при росте объема производства от 1 до 2 ед. переменные затраты увеличиваются с 50 до 78 ден. ед.)
  Средние переменные издержки (А VС) представляют собой отношение переменных издержек (VС) к объему производства.
 
 
 
  Классификация издержек на постоянные и переменные имеет реальный экономический смысл и широко используется в зарубежной и отечественной практике для решения таких задач управления, как:
  1) оценка конкурентоспособности предприятия;
  2) регулирование массы и прироста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при увеличении выручки;
  3) расчет окупаемости затрат и определение "запаса финансовой прочности" предприятия на случай осложнения конъюнктуры рынка или иных затруднений;
  4) расчет цены изделия методом маржинальных издержек. Однако определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшем анализе изменения издержек в зависимости от возможных объемов производства товара. В этой связи различают валовые, средние и предельные издержки.
  Общий объем предпринимательских расходов, связанный с валовым (совокупным) объемом производства, называется валовыми (совокупными) издержками (ТС- англ. total costs) и равен сумме постоянных и переменных издержек предприятия.
 
  ТС = FC + УС. (3)
 
  Валовые издержки определяют нижнюю границу цены производимого товара (рис. 4).
 
 
 
  Рис. 4. График валовых издержек
 
  Расстояние между прямой постоянных затрат (FC) и прямой валовых затрат (ТС) - это сумма переменных затрат1.
  1 В рассмотренных случаях график поведения затрат представлен прямой линией. Однако изменение затрат может быть описано и кривой.
 
  Средние валовые издержки (АС) представляют собой издержки производства на единицу произведенной продукции
 
 
 
  Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рыночного равновесия, поскольку предприниматель стремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную форму (рис. 5). Сначала средние издержки достаточно высокие. Это связано с тем, что большие постоянные издержки распределяются на незначительный объем продукции. По мере роста производства постоянные издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходят до минимума в точке М.
 
 
  По мере роста объема производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные издержки. Поэтому, вследствие закона убывающей доходности, кривая начинает идти вверх. Следует обратить внимание на то, что кривая средних издержек непосредственно зависит от кривых средних постоянных издержек (AFC) и средних переменных издержек (AVC).
  Кривая средних издержек имеет большое значение для предпринимателя, поскольку позволяет определить, при каком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными.
  В одной и той же отрасли действуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами, организацией и технической базой производства, а значит, и с разным уровнем издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке.
  В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цены существует своего рода "внешний предел", при котором производители или вступают в данную отрасль, или же выталкиваются из нее. Повышение цены обусловливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что предприятия с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть.
  На рис. 6 показаны три возможных варианта положения предприятия на рынке. Если линия цены Р лишь касается кривой средних издержек AС в минимальной точке М (рис. 6а), то мы имеем дело с так называемой предельной фирмой. Она при данном уровне цен в состоянии покрыть лишь свои минимальные средние издержки, и ей безразлично, остаться в данной отрасли или нет. Точка М в данном случае является точкой нулевой прибыли.
  Следует особо подчеркнуть, что, говоря о нулевой прибыли, мы не имеем в виду, что предельная фирма вообще не получает никакой прибыли. В издержки производства включаются не только затраты на сырье, оборудование, рабочую силу, но и процент, который фирмы могли бы получить на свой капитал, если бы вкладывали его в другие отрасли. Иными словами, нормальная прибыль как нормальная отдача от капитала, определяемая в результате конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является составной частью издержек. Обычно фактор предпринимательства рассматривается как постоянный. В связи с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки.
 
 
  Если средние издержки ниже цены (рис. 6б), то фирма, находясь в положении равновесия, получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. получает сверхприбыль.
  Наконец, если средние издержки при любом объеме производства выше рыночной цены (рис. 6в), то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка.
  Динамика средних издержек фирмы характеризует ее положение на рынке, однако сама по себе не определяет линии предложения и точки оптимального объема производства. Действительно, если средние издержки ниже цены (рис. 6б), то можно лишь утверждать, что в интервале от Q1 до Q3 находится зона прибыльного производства, а при объеме производства Q2,которому соответствуют минимальные средние издержки, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта. Однако означает ли это, что объем производства Q2 - оптимальный объем производства, где фирма достигает своего равновесия? Производителя, как известно, интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли. Линия средних издержек не показывает, где достигается этот максимум.
  Чтобы понять, является ли выгодным производство дополнительной единицы продукции, предпринимателю необходимо сравнить возможное изменение дохода с изменением величины валовых издержек.
  Издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции, называются предельными, или маржинальными, издержками (МС - англ. marginal costs). Иногда эти издержки называют приростными, так как они представляют собой увеличение валовых издержек, на которое должно пойти предприятие ради производства еще одной единицы продукции. Но так как с изменением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.
 
  (5)
 
  В условиях рынка анализ предельных издержек играет решающую роль при выработке и обосновании ценовой стратегии предприятия. Знание предельных издержек помогает руководству предприятия установить:
  ? увеличивать или уменьшать выпуск продукции;
  ? какому поставщику сырья отдать предпочтение;
  ? в каких границах должен осуществляться производственный процесс.
  Для осуществления продуманной ценовой политики каждый предприниматель должен рассчитать и глубоко проанализировать альтернативные издержки предприятия как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде (не более 1 года) не происходит коренных изменений в основных факторах производства (в технологии, структуре), остальные же факторы могут меняться для того, чтобы выпуск продукции увеличивался. Поэтому проведение статического анализа краткосрочных издержек достаточно обоснованно.
  Для иллюстрации поведения альтернативных показателей издержек предприятия в краткосрочном периоде приведем условный пример. В табл. 3 представлены значения возможных объемов производства товара, данные о постоянных, переменных и валовых затратах, а также средних и предельных издержках.
 
 
 
 
  Итак, в табл. 3 представлены различные варианты выпуска продукции от 1 ед. изделия до 11 ед., предусмотрен даже случай остановки производства (нулевая позиция). Для всех объемов производства постоянные издержки остаются неизменными. Переменные затраты нарастают по мере увеличения выпуска продукции: при крайних (малых и больших) объемах производства их больше, при средних значениях - их меньше. Валовые издержки также увеличиваются с ростом производства, однако меньшими темпами, так как на них отражается стабильность постоянных затрат.
  На рис. 7 показан график кривых средних и предельных издержек, которые отражают данные об издержках, приведенных в табл. 3.
 
 
  Рис. 7. Характер изменения предельных и средних издержек в кратковременном периоде
 
  Кривая средних валовых издержек (АС) всегда располагается выше кривой средних переменных издержек (АVС). Разрыв между кривыми AС и AVС показывает величину средних постоянных издержек (AFC). Постоянные издержки составляют 50 руб., а кривая средних постоянных издержек (AFC) непрерывно снижается с 50 руб. до 0. Таким образом, с увеличением объема производства расстояние между кривыми А С и A VC уменьшается.
  Кривая АС имеет ту же самую форму, что и кривая АVC, хотя на рис. 7 она только начала загибаться вверх (так как AFC является убывающей при всех объемах производства, кривая А С всегда достигает своего минимального значения при более высоком объеме производства, чем кривая А VC).
  Если кривая предельных издержек МС лежит ниже средних издержек, то кривая средних издержек AVC (и АС) идет вниз, если МС-выше средних, то кривая AКС (и AС) идет вверх. Как показано на рис. 7, кривая предельных издержек МС должна пересекать кривые средних издержек (А VС и АС) в точках их минимальных значений. Слева от этих точек пересечения предельные издержки ниже средних издержек, так что средние издержки падают. Справа от точек пересечения предельные издержки выше средних издержек, так что средние издержки растут. Из этого следует, что пересечение кривых должно происходить при наименьшем значении средних издержек.
  При анализе издержек важно заметить, что изменение цен на постоянные и переменные факторы производства, а следовательно, затраты, сдвигают кривые издержек. Увеличение постоянных издержек влечет сдвиг кривой FC, а следовательно, сдвигается и кривая ТС на ту же величину (2см. рис. 4). Однако изменения в постоянных издержках не приводят к сдвигу кривой предельных издержек или кривой средних переменных издержек (см. рис. 5), так как постоянные издержки создают лишь условия для конкретного бизнеса и не оказывают никакого влияния на переменные издержки.
  Увеличение цены переменного фактора, к примеру, труда (см. рис. 4) сдвигает обе кривые ТС и МС. Кривая ТС сдвигается в силу того, что переменные издержки растут с увеличением объема производства, аналогично повышается кривая А VC. Предельные издержки также подвергаются воздействию: с ростом затрат переменного фактора МС будут выше при каждом объеме выпуска.
  Таким образом, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что предельные и средние издержки представляют собой в рыночной экономике важные понятия, они определяют деловую активность предприятия. Анализ краткосрочных издержек особенно актуален для фирм, функционирующих на рынках при заметных колебаниях спроса, вызванных разными причинами.
  В долгосрочном периоде в планах предприятия могут меняться все используемые факторы производства (размер предприятия, объем производственных мощностей, величина привлекаемых капиталовложений и др.), и менеджер на основании анализа издержек должен выбрать такое сочетание факторов производства, при котором издержки производства определенного объема продукции были бы минимальными.
 
 3. Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (CVP-анализ)
 
  Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.
  Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (СVР-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки.
  Под критической понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также "мертвой", или точкой безубыточности.
  Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения.
  Метод уравнения
  В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:
  Выручка - переменные затраты - постоянные затраты = прибыль.
  Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь:
 
  Qкр?P?Qкр?VC - FC=Q. (1)
 
  Исходя из этого определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:
 
 
  где Qкр - объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
  Р - цена единицы продукции;
  VC - удельные переменные затраты на единицу продукции;
  FC - постоянные расходы.
  Рассмотрим этот метод на условном примере. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 ден. ед., постоянные расходы составляют 70 000 ден. ед., удельные переменные расходы на единицу продукции - 300 ден. ед. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда
  500?Х - 300?Х - 70 000= 0
  200 • X = 70 000
  Х=350
  Таким образом, при продаже 350 ед. изделий предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убытки равны.
  Критическую точку можно рассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции:
  350 • 500 = 175 000 ден. ед.
  СVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Предположим в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.
  В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:
  Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.
 
 
 
  Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении
  550 • 500 = 275 000 ден. ед.
  Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию метода уравнений.
  Маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.
  Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода:
 
 
 
  где d- относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/P);
  (1-d) - относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации.
  В нашем примере маржинальная прибыль на единицу составляет 500 - 300 = 200 ден. ед., а точка безубыточности равна 70 000 : 200 =350 ед.
  Графический метод дает наглядное представление о СVP-анализе и сводится к построению комплексного графика "затраты - объем производства - прибыль".
  В прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции (рис. 8).
 
 
 
  Рис. 8. График поведения затрат, прибыли и объема продаж
 
  По вертикали откладываются данные об издержках и доходе, по горизонтали - количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий:
  1. Чтобы нанести на график линию переменных расходов (VC), выбираем любой объем, предположим, 500 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 300 • 500 =150 000 (точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и А.
  2. Чтобы нанести линию постоянных расходов (TС), отметим на оси ординат точку, соответствующую 70 000 ед. (точка В), а от точки А вверх отложим 70 000 ед. (точка С). Используя точки В и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат.
  3. Чтобы нанести на график линию выручки (TR), возьмем тот же условный объем продаж (500 ед.). Отметим точку Д, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 • 500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и Д.
  Критическая точка (точка перелома)1 образуется в месте пересечения линии выручки 0Д и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.
  1 В практике часто встречается обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура "break - even - point"), т.е. точка перелома.
 
  Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.
  Проекция точки К на ось абсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг).
  Проекция точки К на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.
  Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет сделать важные для предприятия выводы:
  1. Предприятие может получить прибыль (выручка за минусом постоянных и переменных издержек) лишь при условии реализации продукции большего объема, чем критическая точка К.
  2. Точка К, находящаяся на пересечении кривой валовых издержек (ТС) и кривой выручки от реализации (TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.
  3. Точка пересечения кривой постоянных издержек (FC) и кривой маржинального дохода показывает тот объем производства, после прохождения которого наступает окупаемость постоянных затрат.
  4. С повышением цен на производимую продукцию минимальный объем производства, который соответствует критической точке, уменьшается, а при снижении цены - возрастает.
  5. С увеличением постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается.
  6. Сохранение безубыточного объема производства при росте переменных расходов возможно при прочих равных условиях за счет увеличения минимального объема производства.
  При проведении СVР-анализа условно принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и надежность результатов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия и др.
 
 3. Методы калькулирования себестоимости
 
  Методы калькулирования себестоимости, используемые при определении цены товара, отражают традиционную ориентацию на издержки производства и, в меньшей степени, на спрос, сложившийся на рынке. Мировая практика использует два основных метода калькулирования себестоимости:
  ? метод полных издержек;
  ? метод предельных издержек.
  Метод полных издержек
  Сущность данного метода заключается в суммировании постоянных и переменных затрат и надбавки в размере нормативной прибыли.
  Метод полных издержек наиболее характерен для российских производителей, так как имеется ряд очевидных преимуществ:
  ? обеспечивается полное возмещение всех затрат независимо от характера их происхождения;
  ? предоставляется возможность получения максимально возможной в данной рыночной ситуации прибыли.
  Кроме того, распространению этого метода способствует и существующая практика калькулирования себестоимости.
  В наиболее общем виде схема метода полных издержек может быть представлена следующим условным примером:
 
  Изделия А Б В Переменные издержки на единицу продукции, всего, в том числе 480 310 460 сырье и материалы 240 165 205 заработная плата основных производственных рабочих 195 145 14 прочие переменные издержки 45 35 115 Постоянные издержки 190 310 350 Полные затраты 670 655 810 Прибыль 100 60 70 Рентабельность (к себестоимости) 15% 9% 8,5% Цена изделия (выручка от реализации) 770 715 880
  Из данного примера следует, что наиболее рентабельным является изделие А, а наименее рентабельным - изделие В. Однако из примера не видны причины различной рентабельности (15%, 9% и 8,5%) этих трех изделий. При использовании метода полных издержек в ценообразовании выявляется целый ряд его недостатков:
  ? во-первых, он не позволяет выявлять резервы снижения затрат, в результате чего заинтересованность в снижении себестоимости продукции выражена слабо;
  ? во-вторых, затруднен учет факторов, влияющих на цену, следовательно, понижается конкурентоспособность товара;
  ? в-третьих, отмечаются крайне слабые связи с уровнем спроса, а следовательно, рыночные отношения полностью исключаются.
  Способом, значительно повышающим точность калькуляции издержек, является метод нормативных затрат, получивший большое распространение в западной практике ценообразования под названием "стандарт-кост". В этом методе учтены многие недостатки, присущие методу учета полных затрат.
  Метод нормативных затрат предполагает определение по всем элементам издержек нормативов затрат в расчете на единицу производимой продукции.
  Нормативными затратами считаются заранее определенные затраты на производство единицы продукции в течение определенного периода времени при использовании оптимальных методов производства и с учетом вполне определенных условий работы и окружающей среды. С этими нормативами сравниваются фактические затраты, а полученные отклонения анализируются для выявления недостатков и нарушений в производстве и принятия мер по их устранению.
  Преимущества метода нормативных затрат состоят в следующем:
  ? нормативные затраты показывают эффективные определенные затраты при производстве данной продукции и всегда являются мерилом, с которым могут сравниться фактические затраты;
  ? руководство фирмы сосредоточивает свое внимание на отклонениях от нормативных затрат;
  ? сокращается объем счетной работы, появляется возможность получения большого объема полезной информации;
  ? облегчается контроль за самими затратами.
  Приведем условный пример, и для сравнения двух методов сохраним прежние цифры.
 
 
  Изделия А Б В Стандарт отклонения* стандарт отклонения* стандарт отклонения* Переменные издержки на единицу
  продукции, всего,
  в том числе
 
  500
 
  350
 
  430 сырье и материалы 250 +10 150 -15 200 -5 заработная плата основных производственных рабочих 200 +5 150 +5 130 -10 прочие переменные издержки 50 +5 50 +15 100 -15 Постоянные издержки 200 +10 300 -10 370 +20 Всего затрат 700 +30 650 -5 800 -10 Прибыль 70 +30 65 -5 80 -10 Цена изделия (выручка от
  реализации)
  770
  750
  880
  Учет затрат нормативным методом позволяет анализировать все факторы, воздействующие на издержки производства.
  Так, в нашем примере цены на сырье и материалы по изделию А выросли на 5%, в то же время произошло снижение норм расхода сырья и материалов на 8,5%. Повышение цен увеличило затраты на сырье и материалы ,и перерасход средств относительно норм составил "-13" (263- 250). В результате снижения норм расходов сырья и материалов затраты уменьшились 263 + экономия составила "+23" (263 - 240). Таким образом, отклонение фактических затрат, отразивших в себе изменение цен и норм расхода сырья и материалов, от нормативных дало экономию "+10" (алгебраическая сумма отклонений (+23) и (-13)).
  Из анализа данных примера следует, что производство изделия А и при этом методе учета затрат является наиболее прибыльным, так как по всем статьям затрат полученной экономии рентабельность производства изделий Б и В снизилась, а затраты превысили стандартные. Для исправления создавшегося положения на практике необходим более глубокий анализ затрат по статьям.
  Ценообразование, основанное на прогрессивных стандартах затрат, способствует приближению индивидуальных издержек предприятия к "идеальным", ориентируя их на снижение себестоимости, что стратегически важно для российских предпринимателей в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями.
  Однако определение стандартов затрат и является самым сложным делом. Для установления экономически обоснованных стандартов на предприятии необходимо проанализировать технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, детально изучить требования, предъявляемые на мировом рынке к данным товарам. Выявленные таким образом стандарты должны быть соотнесены с производственным планом предприятия, масштабом его производства.
  Метод учета затрат и определения цены на основе сокращенных
  затрат получил широкое распространение в странах Запада.
  Впервые этот метод был применен в американских фирмах и получил название "директ-костинг" или калькулирование по прямым затратам. Косвенные затраты, согласно этому методу, списывались на финансовые результаты и уменьшали валовую прибыль фирмы.
  В Европе калькулирование по сокращенным затратам было названо методом маржинал-костинг, что означает приростные затраты (дополнительные затраты на каждую следующую единицу продукции при увеличении производства или снижение затрат при уменьшении производства на одно изделие). Другими словами, маржинал-костинг рассматривает влияние изменения объема производства на изменение затрат, т.е. предполагает калькулирование по переменным затратам.
  На практике же оба метода взаимозаменяемы и включают один и тот же перечень затрат. Поэтому при калькулировании по сокращенным затратам независимо от метода учитывают все переменные и постоянные прямые издержки.
 
  Изделия А Б В Цена изделия (выручка от реализации) 770 715 880 Сырье и материалы 240 165 205 Заработная плата основных производственных рабочих
  195
  145
  140 Прочие переменные затраты 45 35 115 Итого сокращенных затрат 480 345 460 Покрытие (валовая прибыль) 290 270 420 Рентабельность (валовая прибыль к сокращенным затратам) 60% 107% 91%
  Использование метода предельных (маржинальных) издержек позволяет выявить наиболее рентабельные виды продукции. Так, в нашем примере изделия Б и В имеют более высокую рентабельность, чем изделие А, которое при калькулировании затрат другими методами было наиболее прибыльным. Изделия Б и В вносят больший вклад в валовую прибыль предприятия. Следовательно, в условиях рынка предприниматель может так изменить производственную программу, чтобы более выгодная продукция пришла на смену убыточной.
  Исходя из данных примера можно говорить, что постоянные затраты не распределяются по конкретным изделиям, а покрываются за счет валовой прибыли в целом по предприятию. Так, валовая прибыль по трем изделиям равна 290 + 370 + 420 = 1 080, а постоянные издержки высчитываются следующим образом: 190 + 310 + 350 = 850. Отсюда чистая прибыль предприятия составляет 1 080 - 850 = 230.
  Итак, с помощью метода маржинальных издержек можно найти такой вариант загрузки производственных мощностей, при котором предприятие получит максимальную прибыль.
  Систему маржинальных затрат можно использовать для решения многочисленных задач. Например, для определения минимальной цены краткосрочных продаж, для выбора различных технологий, для оценки необходимости и последствий дополнительных капитальных вложений, для определения влияния изменений в объеме производства на доход и пр.
  Вместе с тем следует отметить, что в силу ряда причин метод маржинальных затрат мало распространен в российской практике. Это вызвано, в первую очередь, неурегулированностью соотношения принципов управленческого и налогового учета, достаточно высоким уровнем государственного регулирования ценообразования, а также дефицитом высококвалифицированных финансовых менеджеров и профессиональных маркетологов.
 
  ? Вопросы для самопроверки
 
  1. В чем состоит цель рыночного анализа издержек?
  2. Что такое бухгалтерские издержки?
  3. Что включают в себя предпринимательские издержки?
  4. Дайте определение вмененным издержкам.
  5. Приведите примеры явных и неявных издержек.
  6. Какими издержками (невозвратными или предотвратимыми) пренебрегают при принятии управленческих решений?
  7. Охарактеризуйте постоянные издержки.
  8. Что такое переменные издержки?
  9. В чем состоит практическая ценность деления издержек на постоянные и переменные?
  10. Дайте определение совокупных издержек.
  11. Что такое предельные (маржинальные) издержки?
  12. Охарактеризуйте средние издержки. Покажите их практическую значимость.
  13. Изложите сущность CVP-анализа.
  14. Что представляет собой критическая точка производства?
  15. Какими методами можно рассчитывать точку безубыточности?
  16. Какие важные закономерности следуют из анализа критической точки?
  17. В чем сущность метода полных издержек? Рассмотрите преимущества и недостатки этого метода.
  18. Чем отличается метод нормативных затрат от метода полных издержек?
  19. В чем заключается суть метода сокращенных затрат?
 
  ГЛАВА 7
 
  РИСК В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ И СТРАХОВАНИЕ ЦЕН
 
 1. Сущность риска
 
  В имеющейся литературе неоднозначно трактуется понятие риска, его элементов и черт. В результате дискуссий в экономической науке сложились, в основном, две теории риска: классическая и неоклассическая.
  Классическая теория, виднейшими представителями которой являются Миль и Сениор, при исследовании предпринимательской прибыли различают в структуре предпринимательского дохода две составляющие: а) процент как доля на вложенный капитал, б) плата за риск как возмещение возможного риска, связанного с предпринимательской деятельностью. Согласно этой теории, риск отождествляется с ожиданием потерь, которые могут произойти в результате реализации того или иного решения. С экономической точки зрения, риск в этой теории - ничто иное, как возможный материальный ущерб, который может быть нанесен выполнением того или иного решения.
  Такое толкование риска является односторонним. Оно повлекло за собой разработку другой теории, которая была названа неоклассической. Эта теория возникла в 20-30-е годы нынешнего столетия в Англии и Франции. Ее представителями являются ученые Найт, Маршалл (Англия) и Пигу (Франция).
  Эта теория основана на следующих положениях: предприятие (или фирма), которое работает в условиях неопределенности и прибыль которого является случайной переменной величиной, должно руководствоваться в своей деятельности двумя критериями: размером ожидаемой прибыли и величиной ее возможных колебаний.
  Согласно этой теории, поведение предпринимателя обусловливается концепцией так называемой предельной полезности. Это означает, что если нужно выбрать один из двух вариантов инвестирования капитала, дающего одинаковую предпринимательскую прибыль, то следует выбирать тот из вариантов, в котором колебания прибыли будут меньшими.
  Из этой теории риска следует, что верная прибыль всегда имеет большую полезность, чем прибыль того же ожидаемого размера, но связанная с возможными колебаниями.
  В настоящее время в своем первоначальном виде ни одна из этих теорий не используется. Наиболее признаваемой является неоклассическая теория риска, но с определенными дополнениями, внесенными в нее Кейнсом, который:
  1) впервые систематизировал существовавшие теории риска и дал подробную классификацию предпринимательских рисков;
  2) дополнил неоклассическую теорию фактором "удовольствия", который состоит в том, что предприниматель в ожидании большей прибыли скорее всего пойдет на больший риск.
  В экономической литературе риск рассматривается с точки зрения возможного материального ущерба, связанного с реализацией хозяйственных, организационных, технических решений, с авариями, стихийными бедствиями, банкротством, уменьшением ценности акций, денежной единицы и т.д., а также - с точки зрения принятия решений, связанных с извлечением прибыли или дохода.
  Существуют два противоположных взгляда на природу риска. Во-первых, риск понимается как неудача, опасность материальных и финансовых потерь, которые могут наступить в результате реализации выбранного решения. Во-вторых, риск отождествляется с предполагаемой удачей и извлечением прибыли.
  Впервые наиболее общее определение риска дал Найт: риск - это образ действий в неясной, неопределенной обстановке.
  Риск - это ситуативная характеристика деятельности, которая может иметь неопределенный исход и неблагоприятные последствия в случае неуспеха.
  Эти определения в большей мере относятся к понятию риск в целом. Об экономическом же риске следует говорить как о процессе принятия решений в условиях неопределенности с учетом как экономических, так и политических, нравственных, психологических и других последствий, главным образом неблагоприятных.
  Ситуации риска - ситуации, которые не имеют однозначного исхода или решения, но обязательно требуют выбора одного из нескольких вариантов.
  Экономический риск - это деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределенности ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеются возможности оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонений от них по всем рассматриваемым вариантам.
  В процессе хозяйственной деятельности при принятии решений следует: 1) учитывать степень вероятности достижения нужного результата и вероятность отклонения от него; 2) пытаться выявлять возможности реализации своих решений, чтобы предотвращать неблагоприятные последствия.
  Различают две функции риска - стимулирующую, защитную. Стимулирующая функция имеет два аспекта: конструктивный и деструктивный. Первый аспект проявляется в том, что риск при решении экономических задач выполняет роль своеобразного катализатора, особенно при принятии инновационных инвестиционных решений. Второй аспект проявляется в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Авантюра - разновидность риска, объективно содержащая значительную вероятность невозможности осуществления задуманной цели, хотя лица, принимающие такие решения, этого не осознают.
  Защитная функция также имеет два аспекта: историко-генетический и социально-правовой.
  Содержание первого аспекта состоит в том, что люди всегда стихийно ищут формы и средства защиты от возможных нежелательных последствий. На практике это проявляется в создании страховых, резервных фондов, страховании предпринимательских рисков. Сущность второго аспекта заключается в необходимости внедрения в хозяйственное, трудовое, уголовное законодательство категорий правомерности риска. Впервые нечто похожее было в уголовном законодательстве СССР и союзных республик, где предусматривалось понятие хозяйственного и профессионального рисков и регламентировалось освобождение от уголовной ответственности в связи с ними.
  В российском законодательстве не содержится информации об экономическом риске. В результате представление об ответственности несколько размыто в случаях, когда отрицательные последствия происходят, с одной стороны, вследствие обоснованного риска, а с другой - вследствие некомпетентности хозяйственного руководителя.
  Оценка риска. Процесс оценки риска включает в себя три этапа:

<< Пред.           стр. 5 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу