<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 Игорь Юрьевич Стрыгин
 
 
 
 
 
 
 
 ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО
 
  ИЛИ КАК НАМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Некоммерческое партнёрство
 "Содействие творческому развитию, инновациям, жизнеустройству",
 
  2006
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 ПРЕДИСЛОВИЕ 3
 ВВЕДЕНИЕ 3
 ГЛАВА 1
 ... РАЗОРВАТЬ ПОРОЧНЫЙ КРУГ?! 5
 ГЛАВА 2
 ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО 8
 СТРОЙ ПСИХИКИ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ДОСТАТКА 11
 ЭКОНОМИКА ПРИБЫЛИ ИЛИ СЛЕДУЕТ ЛИ ОГОРОД ГОРОДИТЬ И ПОЧЕМУ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ "СТОЛБОВОЙ ДОРОГОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ"? 15
 ГЛАВА 3
 ИНВАРИАНТНАЯ ЭКОНОМИКА 18
 СИСТЕМА ЧАРТАЕВА 19
 БЕЛГОРОДСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 21
 КИБУТЦЫ 23
 УПРАВЛЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ 25
 ИНВАРИАНТНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА 28
 НЕМНОГО ИСТОРИИ 28
 МИТОХОНДРИИ 44
 ПРОЕКТНОЕ И ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, МЕРА ДОСТАТОЧНОСТИ 46
 ГЛАВА 4
 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. СЕТИ 47
 СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА НА ПРАКТИКЕ 48
 ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ 48
 МАСШТАБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49
 СОЗДАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИЙ 50
 СОЗДАНИЕ СЕТЕВЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР 51
 ДИСТАНЦИОННЫЕ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (ТЕЛЕРАБОТА) 52
 К ТЕОРИИ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 55
 ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 56
 СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА -
 ТРЕТЬЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ? 58
 ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ТРЕМЯ ФОРМАМИ УПРАВЛЕНИЯ 60
 ХАРАКТЕР СВЯЗЕЙ В СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ 61
 МЕХАНИЗМ КООРДИНАЦИИ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 62
 ТРАГЕДИЯ ПАЛАТЫ ОБЩИН 65
 ГЛАВА 5
 О МЕТОДАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 66
 БЭНЧМАРКИНГ
 КАК БИБЛИОТЕКА ТЕХНОЛОГИЙ 66
 РЕАЛЬНЫЙ И ВООБРАЖАЕМЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ. РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА: ПОИСК МЕРЫ В РЕАЛЬНОМ И ВООБРАЖАЕМОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ 69
 УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ. ПРОГРАММЫ 70
 ОБРАЗ БУДУЩЕГО И ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА 73
 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ - СЕТЬ ПРЯМЫХ ЗАКАЗОВ ПРОИЗВОДСТВУ 76
 О МЕТОДЕ ИНТЕГРАЦИИ
 ИНВАРИАНТНОЙ ЭКОНОМИКИ 78
 ЧТО ТАКОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ? 79
 КРИТЕРИЙ УСПЕХА НРАВСТВЕННОЙ
 ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 80
 ПАЛАТА БЕНЧМАРКИНГА 80
 ПРОЕКТ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ МЕЧТЫ 80
 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ПАРТНЕРСТВА -
 СУТЬ НАРОДНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 81
 ПОСЛЕСЛОВИЕ 82
 БИБЛИОГРАФИЯ 85
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
  Вы, несомненно, как и все люди хотите жить комфортно, в достатке, без болезней и потрясений. Однако, жизнь распоряжается по-другому и крутит вами, как бумажным корабликом в бурном потоке.
  В погоне за счастьем вы уже испробовали немало известных способов. Много ли вам удалось добиться в рамках традиционного мировоззрения?
  В этой книге идет речь об очень странных, не обычных вещах. Что-то, возможно, шокирует и вызовет отторжение. Но, не торопитесь судить. Здесь приводятся методы, с помощью которых каждый сможет всё проверить сам. Полученный опыт поможет создать иную картину мира, иное мировоззрение. В результате вам откроется иная реальность, которая много интереснее обыденной повседневной модели.
  Есть много изданий, которые обучают, как добиться успеха, стать богатым, счастливым. Перспектива заманчивая, но откроешь такое издание, и становиться тоскливо. Чаще всего приводится рецепт индивидуального выживания за счет других. Будет ли вам счастье при удручающем запустении и не устроенности остального мира?
  Вас уверяют, что вы несовершенны. Оскорбительный циничный вопрос: если вы такой умный, то почему не богатый? - зомбирует на единые стереотипы поведения общества. Но задающий такой вопрос уверен, что мир уцелеет, когда все "поумнеют" по его рецепту? Такой "ум" - это страусиная позиции не понимания Целого, это позиция - "после меня хоть потоп"! В книге сделана попытка показать, что выход не там, где его традиционно ищут. Новый мир - это мир, где создаётся иной образ мысли, где система стереотипов поведения в обществе построена сознательно и бережно развивается.
  Откуда такая уверенность? Многовариантность нашего мира является первейшим его фундаментальным свойством. Реальность имеет бесконечное многообразие форм проявления. Несмотря на общую формулировку рассуждений, выводы отсюда можно сделать весьма глубокие и неожиданные. Возможно существование иных форм взаимодействия, организаций, иных форм экономик, иных форм жизнеустройства. А почему нам твердят лишь об одной? А если эта форма не устраивает Вас, как быть? Как построить стратегию своего поведения? И насколько безупречна рекламируемая форма взаимодействия, куда она нас всех приведет?
  Мы все совершаем много ошибок. Но, важно не тащить негативный груз и опыт в мир будущего. Как увидеть сегодняшний день и мир из будущего? Как сознательно выбирать из множества возможных вариантов будущего - устраивающий Вас? Как работать над своим, а не над чужим представлением о будущем?
  Сделайте запрос в Интернете - "образ будущего" - ответ вас удивит: никакого образа будущего ни у кого нет! Такое впечатление, что все идут по жизни спиной вперед, смотря в прошлое. Так, что же вы ждете, кто его создаст за вас и будет ли оно вашим после этого, а не чужим? Как сознательно построить и реализовать проект будущего, именно об этом и идёт речь в этой книге. Мышление меняет мир. Мысль материализует потенциальный вариант. И чем о более отдаленной перспективе вы задумаетесь, тем легче и безболезненнее пройдет реализация проекта будущего.
 
 ВВЕДЕНИЕ
  Мы живем во взаимосвязанном и взаимообусловленном мире. Изучая мир, мы делим его на части, анализируем, получая знания, которые дают нам возможность моделировать ситуации. Но при этом всегда что-то остается за "кадром", сказывается нехватка знаний о целостности. Всегда присутствует приближенность моделей познания и упрощение взаимосвязей реальных объектов. Непонимание этого приводит к кризисам, от личных и до глобальных масштабов. Любой из описываемых ныне кризисов сводится к неумению жить в целостном мире. Книга адресована в первую очередь жителям России. Для нас, жителей наиболее богатой ресурсами части мира, непростительно мириться с теми деградационными процессами, которые происходят с нами. Было и гораздо худшее время, но никогда не было столь значительного повреждения общественной нравственности! Это отразилось и в мировоззренческом, и в экономическом, и в демографическом положении народов России. Так, при общем росте народонаселения Земли, Россия теряет ежегодно около 800 тыс. человек. Как изменить эти процессы? Для ответа надо понять, чем день сегодняшний отличается от вчерашнего? Что изменилось в мире?
  Если сопоставить скорость изменения технологий или, что одно и тоже, частоту смены технологий со скоростью или частотой смены поколений, то вскроется очевидная закономерность. Сегодня на земном шаре человечество вошло в принципиально новую фазу - фазу смены логики социального поведения. Что это означает? Скорость обновления технологий впервые за всю историю существования человечества превзошла скорость обновления поколений людей. То есть, за время жизни одного поколения, до этого момента, основная технологическая информация не менялась. Работала система посвящений: можно было в начале жизни получить некую информацию и этой информации хватало на всю жизнь, что бы обеспечить определенный достаток и себе, и своим внуками, и даже правнукам. На сегодня, если ты получил некую профессию, то через четыре-пять лет она утрачивают всякий смысл, поскольку все обновилось заново.
  В начале 21 века, если постоянно не переучиваться, не осваивать новых технологий, профессий, это равнозначно выбору позиции отставания и деградации. Это явление названо законом ускорения социального времени. [1]
  Ну, а как же изменились сами люди, их поведение, мотивация, ценности, алгоритм взаимодействия. Насколько стереотипы поведения, приносившие успех в социуме сегодня работоспособны? Какие стратегии сегодня могут быть успешны? Эти вопросы сегодня настоятельно требуют ясного ответа.
  Для дальнейшего рассмотрения следует ввести понятие скорости или частоты процесса. Все процессы протекают с разной скоростью или частотой. Можно выделять низкочастотные и высокочастотные, можно сопоставлять процессы между собой, распространяя общие закономерности на группу явлений.
  Деление условное, но иллюстративное. Предположим, вы планируете получить высшее образование. По сравнению с ежедневным хождением на службу - это процесс низкочастотный и потому на него распространяются все те закономерности, которые характерны для низкочастотного процесса. Например, чем ниже, в этом смысле, частота процесса, чем медленнее скорость накопления изменений, тем меньше разовых усилий требуется для их проведения. Чем выше скорость изменения, тем больше вероятность обратимости процесса. Более подробно этот вопрос разобран в работах группы Внутренний Предиктор СССР. [2]
  Что следует учитывать изучая целостность? Наиболее общий процесс, происходящий в природе - процесс управления. С этой точки зрения любой социальный процесс может быть представлен как наложение, суперпозиция проблем лингвистических и проблем управления. Действительно, любой язык, в том числе и группа профессиональных языков, описывают объекты управления в их взаимосвязях, позволяют выразить требования к управлению в целом. Далее вступают в действие общие для всех объектов законы управления. Возможность такого подхода заложена в преодолении того неестественного положения вещей, при котором существует искусственное, "кусочное" членение ЗНАНИЯ на "профессии". В данный момент Человечество вступает в весьма интересную фазу своего самоосознания: существующее деление науки на "профессии" отмирает! Искусственное членение науки разрывает естественные связи целостностей, и, следовательно, препятствует пониманию процессов взаимозависимости развития Человечества и Человека на любом уровне глобальной (или региональной) системы. Разрыв связей обусловлен прежде всего появлением "вавилонской башни" не связанных между собой профессиональных языков, каждый из которых отражает только свой предмет и не дает ни малейшего представления о целостности и взаимозависимости изменений каждой части и системы в целом. Эти профессиональные языки не объединяют людей, а, наоборот, разобщают, рождают "профессиональный кретинизм" и тем самым ослабляют творческий потенциал, мешают решению общих, насущных проблем. Это значит, что искусственное членение науки по "профессиям" стало фактором, противоречащим Логике развития общества, и в силу этого неизбежно отомрет. Следовательно, нужен другой подход и к образованию, и понятию "профессионал - специалист". Расхожую поговорку: "хороший человек - не специальность!", логика жизни в настоящее время трансформирует в иную форму: "хороший человек - больше чем специальность!".
  Что такое целостность, как понять с чем имеем дело? На примере биологических и социальных объектов можем сделать первый вывод: целостность характеризуется наличием общего аппарата концептов - элементов, понятий, ценностей, которые присутствуют в каждом элементе целостности. Это, если провести аналогию с биологическими объектами, как своеобразная иммунная система, которая определяет: свой - чужой и за "видимостью" изменений скрывает некоторую более глубокую сущность, которая остается той же самой, но является нам в многообразии своих проявлений, то с этой неизменной (относительно!) сущностью мы связываем подходящий инвариантный объект, а сами явления рассматриваем как "изменения координат". Эти относительно неизмененные сущности, соответствующие инвариантам в математическом описании, являются ничем иным, как ЗАКОНАМИ СОХРАНЕНИЯ. Они выражают утверждения о постоянстве или неизменности или инвариантности некоторых физических величин. Законов сохранения может быть столько, сколько существует инвариантных величин.
  "Точка зрения" наблюдателя описывается, как "система координат". Это и приводит к обычному утверждению физиков, что инвариантное описание законов природы обеспечивает их независимость от выбора "системы координат" или от выбора "системы отсчета". Но верно и другое - сменив систему координат мы видим в ранее знакомом объекте исследования удивительные, ранее не познанные грани, дающие новые возможности.
  Именно этот подход (смена точки отсчета и координат) первой предложило применить к социальным система группа Русских (по цивилизационному признаку) авторов - Внутренний Предиктор СССР, раскрыв в своих работах методологический принцип подхода. Если до этих работ ранее разделялось сфера деятельности науки как ответственной за физический набор явлений, и теологий - ответственных за духовный мир, что приводило к невообразимым перекосам. В работах Внутреннего Предиктора Духовные явления обрели твердую опору в виде фактологического ряда науки, обретя при этом новыми невиданными до сих пор прогностическими возможностями.
 
  ГЛАВА 1
  ... РАЗОРВАТЬ ПОРОЧНЫЙ КРУГ?!
  Краеугольный камень современного менеджмента - страх. Причем не важно, относишься ты к наемному персоналу или являешься собственником. Страх потерять работу, страх потерять собственность. Что объединяет это? - Опасение за снижение достигнутого уровня жизни и последующего за ним отказа от долгосрочных планов; начало цикла суеты. Жизнь современных фирм в России в среднем не превышает 2 - 3 года. Затем приходится либо менять профиль, специализацию, (а для многих это увольнения), либо закрывать предприятие1. Это означает, что цикл - поиск точки приложения себя, обучение, наработка авторитета и доверия - надо начинать вновь, отодвинув планы, мечты. Бег по кругу в постоянной суете о хлебе насущном! Всякий новый круг сопровождается снижением уровня достатка. И хорошо, если удалось накопить хоть какой то запас, или есть поддержка семьи, друзей. Большинство людей просто разобщено. У многих в России в подобных обстоятельствах, уровень жизни устремляется к нулю. Отсюда неуверенность в завтрашнем дне, невозможность планирования своей жизни на длительные периоды, нервозность, стресс. Все это не способствует раскрытию потенциала человека, задерживая его внимание на высокочастотных процессах.
  Кроме этого, для многих нравственная оценка деятельности становится все более значимой. Многим сегодня не безразлично, какой нравственный образ сопровождает результат, давший возможность устроить свой достаток. Не устраивает и подмена соревнования мастеров, как лучше сделать работу, на нацеленность неразборчиво делать деньги не задумываясь, какой общественно значимый результат это приносит.
  Есть ли возможность разорвать этот порочный круг? Какое жизнеустройство должно быть, чтобы сознательное и безсознательное в человеке не вступало в противоречие? Можно что-либо существенно изменить еще при жизни нашего поколения?
  За 50 лет, прошедших со дня смерти И. В. Сталина, мир качественно изменился, и не один раз. В настоящее время в России сложились уникальные возможности для реализации той задачи, которую поставил И. В. Сталин. Цели очередного этапа общественного развития СССР он указал вполне определённо и точно в "Экономических проблемах социализма в СССР": "...Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.
  Что требуется для этого?
  Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно, прежде всего, сократить рабочий день, по крайней мере, до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно дальше коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и особенно путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления".
  Разберемся в особенностях сегодняшнего дня.
  • Поголовная грамотность в России. Сегодня быть неграмотным стало антикварной редкостью.
  • Но сколь значима грамотность людей, столь поразительна безграмотность в вопросах управления, и в первую очередь самоуправления. Большинство людей заняло позицию стороннего наблюдателя. Эта ситуация опасна в связи с массовыми провокациями желающих манипулировать волями людей, теми, которые безпардонно пользуются человеческим безсознательным как ресурсом и, в связи с управленческой безграмотностью, добиваются своих целей.
  • Мощное развитие технологий, которое стало фактором, учитываемым при разработке стратегий. Инвестиции на пятилетие стали риском. (При Сталине очень быстрым считался промежуток окупаемости - 15 лет). К чему это приводит? Люди, не поменявшие логику социального поведения, перестают оказывать влияние на течение жизни. Появились новые возможности и, более того, они постоянно появляются и исчезают и потому важно каждому разбираться, что лично ему несут эти изменения. Важно личное умственное усилие и суждение, которое при таких обстоятельствах и присутствующем в обществе калейдоскопическом сознании достаточно сложно, если возможно, без объемлющей мировоззренческой платформы. Капитализм стал возможен среди прочего в связи с изобретением и созданием технологий по производству часов, сделавшим их достаточно доступными. Какие изменения несет создание современных средств коммуникаций, сделавшее возможным участие практически каждого в гипертексте, называемом Интернет?
  • Люди, в силу жизненных обстоятельств, получили возможность сравнивать. Те процессы, которые еще в 30 - 50 годы занимали десятилетия, стали сегодня протекать в течение года. И самое главное - все нарастающий вал подсознательного сопротивления тому положению вещей, при котором определенность становится роскошью, причем в независимости от классовой принадлежности. Это привело и к другому эффекту - люди перестали бояться. Отсутствие страха перестало давать возможность управлять теми старыми методами, которые составляют сейчас в России понятие менеджмент. И сами американцы теперь уже открыто пишут о конце менеджмента. [3] Что придет ему на смену?
  • При всём прочем, поколение, жившее при социализме, помнит то хорошее, чего лишены их дети и внуки в настоящих условиях. Референдум о судьбе СССР показал желание людей жить в СССР. Все говорили об устранении недостатков и развитии достоинств, а не об отказе от принципа жизнеустройства. Но тогда еще "было, что терять" и страх заставил массы промолчать. Сейчас многим уже нечего ни бояться, ни терять. Начинать жизнь с начала приходится многим с периодом в 2 - 3 года. При таких переломах самостоятельно осваивается наука управления - Достаточно Общая Теория Управления (ДОТУ). [4]
  • Рыхлость и, более того, отсутствие всякой политической системы даже при наличии Госдумы и принятых ею законов, где многие законы были написаны под группу лоббистов, создали условия практического беззакония с одной стороны и возможности любых мировоззренческих высказываний с другой. В обществе и стране сегодня присутствует терпимость к любым идеологиям. Плети каждый, что хочешь практически без последствий! Это уникальная возможность сравнить и составить суждение о перспективах того или иного направления и самому открыто заявить о своих устремлениях.
  • Но и самое главное - присутствие в обществе знания о существовании Концепции Общественной Безопасности (КОБ) "Мертвая Вода". Само наличие этого методологического аппарата постепенно создает условия для построения мозаики мира и прекращения калейдоскопической чехарды в сознании людей.
  Изменилось информационное состояние общества. Люди стали понимать, что дурят их, как индейцев, посредством стеклянных бус! Нет, хуже, посредством цветных бумажек! И как следствие этого понимание - то, что дорого тебе, надо защищать, никто другой о тебе не позаботится, заграница нам помогать не будет. Зло добру - зло! И Зло злу - добро!
  • Быстрая смена технологий вынесла на первый план скрытую до сих пор основу управления - монополию на владение знанием. Управление через обладание ресурсами, в том числе и деньгами, становиться затруднительным. Главным ресурсом бизнеса становятся люди и те знания, которыми они способны овладеть. Потому и вслед за уходом людей из бизнеса уходит следом жизнь. Конвейерный принцип в сегодняшней реальности применим достаточно узко, всего лишь как частный метод. Современное успешное управление имеет дело не с построением управленческих механизмов, а все более с построением управленческих организмов. А главное в организме - свойства, качества, особенности, которые способствуют возрастанию приспособляемости к внешней среде.
  Основная проблема, нерешенная социализмом - предотвращение воспроизводства толпоэлитаризма в обществе по принципу: дракон умер, да здравствует дракон! Какие бы достойные намерения не были у первых лиц государства, области, города, предприятия и т.п., управление - ремесло коллективное! Свита делает короля!
  Класс номенклатуры реально существовал и давил все живое. Те же проблемы остались у любого руководителя и сегодня. На любом уровне от масштабов предприятия до масштабов страны - возникает прослойка, которая начинает выражать свои узкоклановые интересы и пропускать в своей интерпретации или не пропускать любой управленческий сигнал, как к коллективу, так и к руководителю. Иначе говоря, реальные победы СССР, и затем столь же реальный его распад продемонстрировал одну неизменную истину - мечте человечества под названием большевизм, мешает реализоваться не отсутствие технических возможностей, а объективная нравственность людей присутствующая в обществе, строй психики большинства людей или преобладание нечеловечного строев психики в обществе.
  "Что касается хозяйственной деятельности, то в подавляющем большинстве случаев деморализованный человек - плохой работник даже как безынициативный исполнитель, а не то, что как активный творец". [12]
  "Закономерность исторического явления обратно пропорциональна его духовности" - заметил В.О.Ключевской.
  Основной тезис, который хочется развернуть - возможность формирования групп людей на добровольной основе с человечной нравственностью, живущим по своим правилам, принятым на легитимной основе и возможность построения сопутствующих им хозяйственных модулей с иными, чем менеджмент принципами управления. Эти микрообщества представляют собой микроячейки с внутренне ненапряжёнными отношениями, которые погружены в безструктурный бульон рынка. При верности таких теоретических построений случится следующее: вероятностно-предопределённо, если примененный принцип управления верен, производства на основе этих принципов будут конкурентоспособны с любыми и в том числе, глобальными представителями аналогичных производств. Как следствие, произойдет распространение опыта. Но успех возможен при солидарности людей с определенной нравственностью. Модули, безструктурно связанные между собой, создадут новую политическую реальность не путем революций, а путем преобразований. Что в свою очередь даст возможность к устойчивой преемственности в будущем данной концепции жизнеустройства и построения безструктурного социализма. Это общество будет иметь иные показатели устойчивости, нежели прежнее и большую динамику развития. Устойчивость его можно показать на такой модели: попробуйте кисель разрезать ножом - он опять сойдется и всё так же будет целым. Это будет по сути своей новый живой социальный организм - суперсистема.
  Движение есть проявление жизни; цель есть смысл жизни. В реалиях сегодняшнего дня, мы видим, что мечта социалистов утопистов о справедливом обществе может быть реализована, если к этому будет приложена творческая воля многих. Нет внешних причин, мешающих этому!
 
  ГЛАВА 2
  ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО
  Жизнеустройство - устройство жизни. Заглянем в словарь В. Даля:
  ..."устройство - сложный состав и порядок, образ или способ сооружения сложной вещи или хода дела".
  ..."Жизнь - в обширн. смысле, жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом значении она дана только двум царствам природы: животному и растительному; в тесном смысле, она требует произвольного движения и чувств, принадлежа одним животным; в высшем значении как бытие, она относится к душе или к смерти плоти. Жизнь человека, век его, все продолжение земной жизни его, от рождения до смерти; род, и образ жизни его, быт, деяния, поступки, похождения. Говорят - "В обществе нет жизни, нет движения, беседы, удовольствий, все живут одиноко, сходятся равнодушно"".
  И так, жизнеустройство - упорядочивание того, что называется "жизнью" и что само по определению наполнено непредсказуемым, произвольным движением. В этой непредсказуемости и есть особый вкус жизни, удовольствие от неё, вызванное невероятным сочетанием самых разнообразных комбинаций форм и элементов. Это то, что в преданиях народ называет вкусом плода с дерева жизни (не путать с яблоком).
  Тем не менее, жизнеустройство это не сочетание несочетаемого, не коктейль. Это процесс осознания, различения МЕРЫ присутствующей в повседневности событий жизни. Именно осознание МЕРЫ позволяет избежать калейдоскопического идиотизма и не впасть в тупость стадного животного. Человечное жизнеустройство, начинается с различения высшего порядка достойного человека. Это та ступень, та вершина, с которой человек освободившись от пут случайности и хаоса дочеловечной жизни, видит горизонт, открываемый ему иерархически высшим объемлющим управлением. Человечное жизнеустройство это как домашнее задание, как входное испытание, пройдя которое человек сможет попробовать раскрыть тонкие материи и знания. Жизнеустройство - система построения порядка вещей в деяниях человека таким образом, что бы дать шанс освободить его из пут случайностей и хаоса, насколько это возможно, освободив силы и внимание для сотворчества с богом.
  Жизнеустройство, более объемлющее понятие, чем экономика. Экономика - греческое слово (oikos - дом, хозяйство, nomos - правило), введенное в научный оборот Ксенофонтом (430-355 до н. э.), означающее в буквальном смысле, правила управления домашним хозяйством. В настоящее время экономику определяют как отрасль науки, изучающую экономические отношения. Попробуем разобраться в объективности такого определения. По большинству значимых проблем правила ведения хозяйства не зависят от его масштаба - родная семья из пяти человек или родная страна из 150 млн. чел. Любой крепкий крестьянин безошибочно отмел бы значительную часть принимаемых экономическим и финансовым блоком решений ввиду их очевидной неприемлемости для большинства. Более того, принципы ведения домашнего хозяйства большинством семей несопоставимо эффективнее и экономически целесообразнее, чем принципы ведения нашего народного хозяйства профессионалами от экономики. Не следует воспринимать на веру все те псевдонаучные обоснования, которые нам умело подбрасывают в объяснение всех несуразностей организации нашей жизни. Любое принимаемое решение следует сопоставлять с элементарным здравым смыслом, с практикой домашнего хозяйствования. Встречалась ли на вашем жизненном пути семья, хозяин которой ходил бы с высоко поднятой головой, в связи с тем, что ему в очередной раз дали большую сумму в долг? Причем такую, что вернуть ее гарантированно не сможет ни он сам, ни его дети. А много ли у вас знакомых, кто постоянно ведет переговоры с соседями о "реструктуризации" своих собственных долгов? И выдает свою деятельность как общественно полезную, требующую особых талантов в искусстве переговорного процесса? Все семьи живут в рамках народной мудрости: "По одежке протягивай ножки". И это единственно правильная позиция. Ибо через долги, по которым выплачиваются проценты, как отдельное домашнее хозяйство, так и народное хозяйство в целом с неизбежностью целенаправленно превращаются в рабов-заложников.
  Экономика - забота о материальной составляющей жизнеустройства человека. Жизнеустройство включает в себя еще и духовную составляющую жизни. Вещь можно выменять на вещь, но на любовь и дружбу можно ответить только тем же. В любом другом случае обмен будет неэквивалентен, что породит глубокие перекосы, как в материальном положении, так и в душевном состоянии участников социальных отношений. Продукт духовной жизни ни приобрести и не выменять на продукт реального сектора. Реальный сектор лишь создает условия для реализации духовного потенциала человека: как можно, действительно, купить или выменять на материальное удивление, восхищение, интерес к личности, любовь и дружескую привязанность. Основа духовного сектора - и последующая важность его для материального сектора - ВНИМАНИЕ. Куда направлено ВНИМАНИЕ, туда, как следствие, направляются и деньги. Поэтому возникает такая своеобразная "индукционная" возгонка - реальный сектор создает основу для пробуждения ВНИМАНИЯ, а духовный сектор - стимулирует приток инвестиций, что позволяет расширить возможности созданной зоны ВНИМАНИЯ. Это как два индукционно связанных контура, как два приемопередатчика настроенных на одну волну.
  Горе тому, кто вознамерится "купить" ВНИМАНИЕ! Как результат, возникнет "неудовлетворенный спрос" и увеличенный расход материальных ресурсов для привлечения ВНИМАНИЯ к регалиям искусственных систем ложных целей (ценностей): личному богатству, псевдоположению в обществе и т.п. суррогатам ВНИМАНИЯ. Как следствие, повышения материальных расходов приведет к росту социальной неудовлетворенности.
  Цели же гармоничного жизнеустройства - направить ресурсы на развитию генетически обусловленного потенциала их участников, где проявление ВНИМАНИЯ является следствием работы каждого над собой. ВНИМАНИЕ, как результат, сопровождает эту работу постоянно и естественно в качестве сопутствующего результата.
  Личностное развитие проходит через определенные этапы:
  а) внимание на себе, объективная оценка себя как личности, осознание своих возможностей и ограничений. Работа начинается с осознания своих возможностей и сторон, требующих укрепления;
  б) создание путем индивидуальных усилий материальных условий для групповой работы;
  в) привлечение к себе ВНИМАНИЯ и создание рабочей группы. Следует помнить, что Русские не растили идеального человека, они заботились об идеальной команде. ("Князь рос вместе со своей дружиной!");
  г) инвестиции в развитие возможностей группы, групповые усилия по созданию и реализации новых возможностей группы;
  д) цикл: создание "своих" новых групп участниками рабочей группы - ядра. Затем цикл повторяется.
  Наличием безмерного воображаемого сектора в экономике [5], с вырабатываемым мнимым продуктом, объясняется парадокс того, что с увеличением производительности технологических процессов в разы, свободного личного времени не занятого на воспроизводство жизненного стандарта, становится все меньше и меньше. Безнравственность (безответственность) человека, и в первую очередь управленцев, порождает инферно2 вне зависимости от того, действует он в банковской или в производственной сфере деятельности. Не место красит человека, а человек место!
  И так, экономика, которая является составной частью жизнеустройства, должна решать задачу, как дать шанс человеку на духовные деяния, без которых жизнь проходит в пустую.
  Существует всего два способа, две концепции жизнеустройства:
  а) составить такой порядок вещей, где за счет использования одних людей создается безпроблемная жизнь других. Одно человекообразное существо строит из других человекообразных пищевые цепочки. Этот способ, по сути, рабство, которое сейчас называется цивилизацией. Способы порабощения изменились, но цель осталась. Если в историческом прошлом для навязывания своей воли одной группой людей другой группе своего образа распределения продуктов производства, требовалась "горячая" война, наместники, которые издавали законы и инструкции - что положено, что не положено, то сегодня, в начале XXI века, для этого нормотворчества на нас воздействуют через любую информационную дыру: газету, ТВ, рекламу - тупо, настойчиво повторяя лишь об одной модели жизнеустройства, построенной по западной мерке. "Столбовой путь" западной цивилизации навязывает нам использование всемирного американского опыта построения общества. Но единственный ли этот путь?
  б) Существует другой образ взаимодействия людей для совместного блага. Где человек человеку не хилус, промежуточный продукт питания, а товарищ и брат!
  Цель данной работы - попытка разобраться, в первую очередь, в построении приемлемой модели жизнеустройства, и, как частный случай, построение непротиворечивой экономической составляющей жизни. Иными словами из разбросанных по жизни и реализованных в ней явлений постараться составить мозаику, которая решала бы общие для многих задачи.
  Идея заключается в последовательном применении методик используемых Внутренним Предиктором СССР для рассмотрения объемлющих процессов к явлениям повседневной жизни, применить эти методики к микропроцессам. Попытаться предложить вариант безконфликтного взаимодействия людей в экономической и не только зоне жизнеустройства с позиций КОБ, выработать подход к созданию условий для развития человечной личности, в первую очередь через саморазвитие. Создать условия для творчества и показать значение творчества в повседневной жизни. Работа построена на разворачивании образов, сопровождающих прочтение работ Внутреннего Предиктора СССР. Уверен в многообразии таких сценариев и действий.
  "От малых причин бывают большие следствия" - заметил К. Прутков. Потому начинать все одно с малого и пробовать на себе и для безопасности эксперимента и для его чистоты. Cчитаю, что созданная самостоятельная приемлемая для многих и с участием многих идея жизнеустройства имеет право быть! Попытка жить по идеалам КОБы возможна в любых масштабах, от небольшой группы, до страны и мира в целом. В своем упорстве реализовать идею мы, в принципе, не можем в настоящее время встретить значимого сопротивления. Это иная форма организации и быта, и жизни.
 СТРОЙ ПСИХИКИ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ДОСТАТКА
  Существует неуловимая, но значимая разница между понятиями "богатство" и "достаток". Хотя и то, и другое определяется как - "...обилие, избыток, зажиточность", но к богатству относится оттенок излишества, а к достатку - оттенок достаточности, соразмерности потребностям. Иначе говоря, богатство включает в себя удовлетворение и паразитарно-деградационных потребностей. Достаток ближе в понимании к демографически обусловленным потребностям. Богатство - излишек, но излишек даже денег сам по себе не создаёт качества жизни. При общем излишке денег и принятом современном распределении общественных результатов труда простые вещи становятся всё дороже и менее доступными для тех, у кого такого излишка нет. Всё создаёт труд людей, но путём не хитрых манипуляций с так называемыми "инвестициями" целые регионы пытаются залезть на шею рядом находящихся территорий: стягивая их ресурсы, как людские, так и денежные к себе. Для оправдания такой политики, управленцы в таком случае вынуждены иметь в наличие прорывные достижения, например, бессистемную медицину, "флагманов" сельского хозяйства, строительство отдельных дорог. Но это более годится как аргумент в полемике и менее всего походит на планомерную добротную работу труженика. Это психический троцкизм, это блеск и нищета политиканов от экономики. Если провести анализ социальной программы таких управленцев, то вскроется, что провозглашаются ими одни цели, но строится совершенно иное. Цели по оглашению и умолчанию различны сознательно или безсознательно.
  В обыденном смысле слова "Богатство" часто выступает синонимом значения "Сила". Например, говоря о БОГАТОМ государстве, мы подразумеваем в обыденном общении СИЛЬНОЕ государство, а говоря точно выверенными физическими понятиями - ту МОЩНОСТЬ, которую может развить при необходимости тот или иной социальный механизм. В прочтении, применимом к этой работе, говоря о достатке, выделим еще и качество этой силы. На что она направлена?
  Жизнь, как совокупность всех живых организмов, на протяжении всей эволюции нашей планеты (живое вещество) единственный природный процесс, который сопровождается УСТОЙЧИВЫМ РОСТОМ СВОБОДHОЙ ЭHЕРГИИ, УСТОЙЧИВЫМ РОСТОМ СПОСОБHОСТИ К СОВЕРШЕHИЮ ВHЕШHЕЙ РАБОТЫ. [6]
  Но на что направлена эта СВОБОДНАЯ ЭНЕРГИЯ? Если рассматривать живое (а как частный случай живого - человека, организацию, общество...) как систему, то полная мощность системы равна сумме полезной мощности системы и мощности потерь. Богатство - это результат работы экономической системы, в котором потери на частные интересы выдаются за общественно полезный результат в использовании свободной энергии общества, организации, человека.
  Достаток более щепетилен в этом вопросе и называет потери - потерями.
  Богатство создаёт социальный организм с гипертрофированной функцией виртуальной воображаемой экономики, подавляющей всё остальное. Это не что иное, как социальный дягиль.
  Достаток связан с определенными самоограничениями. Причем эти самоограничения накладывает каждый сам на себя в меру своей нравственности. Причем ограничения в этом случае выступают как катализатор развития генетически обусловленного потенциала человека, а через него социального развития общества в целом.
  Настраивая экономический комплекс будущего жизнеустройства, зададимся построением достатка каждого члена общества именно в этом понимании, причем интересует именно устойчивое воспроизводство достатка.
  "Человек - это прежде всего прочего живая душа, которой дарованы Свыше ум-разум, свобода выбора и СВОБОДА ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ (включая возможность самому назначить себе пределы субъективно возможного и самому субъективно разграничивать возможное и невозможное, допустимое и недопустимое) и воля, посредством которой реализуются обе названные свободы." [12]
  В этом понимании нравственность становится, в том числе и участником экономических отношений. Поэтому, рассматривая экономические вопросы, следует учитывать строй психики, нравственность участников и общества в целом. Именно состояние объективной нравственности присутствующей в обществе или группе производит настройку экономической машины. Итак, достаток - не скудный, но все же ограниченный в потреблении прейскурант, причем ограниченный самостоятельно, в меру своего человечного понимания. В противном случае, неограниченность в потреблении немногих людей, порождает скудность бытия многих. В этом смысле строй психики и присущая ей объективная нравственность являются той областью допустимых значений, в которой существует функция экономической жизни и тот предел, к которому она приводит.
  Ничто человеческое не чуждо всем. И эти семена и ростки будущей всеобъемлющей человечности надо выявлять и способствовать их дальнейшему развитию, преображая тем самым жизнь общества и всех людей в нём, что сводится к решению двух задач, исторически реально неразрывно связанных друг с другом в нашу эпоху:
  а) формирование психики личности так, чтобы:
  0 личности в совокупности образовывали внутренне безконфликтное общество;
  0 и это качество обеспечивалось в преемственности поколений.
  б) Управление научно - исследовательской и хозяйственной деятельностью (производной от научной в смысле технико-технологической обусловленности хозяйства достижениями науки) так, что бы все это было в ладу с биосферой Земли, Космосом. Эта задача может иметь три модификации:
  0 построение техносферы и системы глобального хозяйства, не подавляющих и не разрушающих биоценозы Земли и гарантированно покрывающих свойственные обществу в такого рода культуре потребности в разнородной продукции;
  0 построение качественно иной культуры, в которой Человек, освоив потенциал развития своей духовности и телесности, жил бы в биосфере Земли и в Космосе, будучи свободным от необходимости поддерживать техносферу и соответствующее ей хозяйство в качестве среды защиты от давления на него природной стихии;
  0 построение биосферно-допустимых техносферы и системы глобального хозяйства как основы для построения в последующем культуры и образа жизни, свободных от техносферы и хозяйства (или как вариант - параллельное течение процессов обуздания техносферы и выработки культуры, свободной от неё).
  Сегодня многими людьми осознаётся целесообразность построения в исторически короткие сроки некоего другого образа жизни глобальной цивилизации, в котором среди людей царила бы Любовь от Бога, и устойчиво поддерживался бы лад во взаимоотношениях человечества и биосферы. Соответственно, возможность воплощения этого замысла в жизнь непосредственно обусловлена тем, насколько его сторонники окажутся способны привести свою личностную нравственно-психическую подоплеку в соответствие с приведёнными требованиями.
  Причем преобразование собственной психики к человечному строю - это та работа, которую за самого человека никто другой сделать не сможет и не сделает.
  Но и это - не самоцель, а только создание устойчивой основы для дальнейшего личностного и как следствие - общественного развития, поскольку общество не может развиваться иначе, как путем личностного развития людей, это общество составляющих.
  Задача состоит в первую очередь в том, что бы применять полученные методологические Знания к обустройству жизни не только своей, но и людей, находящихся непосредственно рядом и одинаково понимающих приоритетность задач жизнеустройства и взаимодействия с обществом и биосферой.
  Цель не в том, чтобы создать условия для "хорошей жизни" в понимаемом в сегодняшнем обществе значении этого слова, как повышенного стандарта потребления. Цель - создание условий для развития человека, для раскрытия его потенциала. Это совершенно разные направления.
  В первом случае, мы практически сажаем на шею неограниченное количество людей, поощряя инфантильность и "шариковство". Особая отличительная черта, сопровождающая такой подход - неблагодарность к тем, кто помог.
  И так вопрос: зачем помогать? Для того чтобы еще одному, другому поднять планку потребностей и выслушивать: "Ты испортил мне жизнь, научил есть сметану со сливками"!
  Понятие "человечного строя психики" в достаточной мере раскрывается в работах Внутреннего Предиктора (ВП СССР), которое необходимо включает в себя:
  • доверие Богу, выраженное в исходном нравственном мериле человека: "Вседержитель безошибочен в своих действиях, всемогущ, и милость Его безгранична; всё, что свершается, - свершается наилучшим возможным образом при той нравственности и этике, что свойственны людям. И осознание этого должно вызывать - радостную внутреннюю умиротворённость и желание благодетельствовать Миру без страха, порождая открытость души Жизни - доброе настроение, определяющее характер и результаты всей психической деятельности", - и это обеспечивает ладное Жизни единство эмоционального и смыслового строя души ВСЕХ ЛЮДЕЙ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ;
  • устойчивость преемственности в передаче информации "Различение от Бога => внимание самого человека => интеллект";
  • опору на мозаичное Богоначальное мировоззрение триединства материи-информации-мhры"" и выражающее его миропонимание",
  - но каждое из названных качеств надо пережить в себе самом для начала один раз, а потом научиться произвольно воспроизводить и устойчиво поддерживать их совокупность и в бодрствовании, и во сне, продолжая развиваться на этой нравственно психологической основе, осуществляя принятую на себя миссию в Промысле Божьем.[12]
  Не разобравшись с конечными целями, говорить о нравственной экономической политике (НЭП), совершено безсмысленно. И в первую очередь безнравственно.
  Неопределённость в намерениях и способах их осуществления и есть безнравственность, это - один из пороков нравственности субъекта в целом. Нравственность - это определённость, которая в другом человеке - в зависимости от характера собственной нравственности - оценивается как благонравие или как злонравие.
  В алгоритмике психики каждого есть одна компонента, которая едина и для сознательных, и для безсознательных уровней психики и объединяет сознательное и безсознательное личностной психики в целостную систему обработки информации тем безупречнее, чем меньше в ней взаимоисключающих друг друга мнений по конкретным частным вопросам и их взаимосвязям. Эта компонента - нравственность, которую хотя и редко, но всё же называют "нравственные мерила", "нравственные стандарты".
  Безнравственность - составная часть порочности нравственности субъекта в целом, представляющая собой по существу, во-первых, неопределённость нравственных мерил, обусловленную отсутствием каких-то из них или множественности нравственных мерил, применение которых возможно в одной и той же ситуации, и, во-вторых, разного рода неопределённости в иерархической упорядоченности по значимости содержащихся в психике нравственных мерил.
  С этой совокупностью описаний-мерил и их взаимосвязей, составляющих нравственность субъекта, соотносится вся алгоритмика психики в процессе преобразования информации при оценке течения событий, а также при выработке намерений и линии поведения в изменяющихся обстоятельствах жизни. Именно они - нравственные мерила - выполняют функцию "стандартов сопоставления" промежуточных и итоговых результатов при обработке информации в психике личности, управляющих её дальнейшей обработкой и, соответственно, - поведением личности в Жизни.
  Соответственно перезадание выявленных нравственных мерил с новыми значениями оценок "хорошо" - "плохо" в отношении связанных с каждым из них множеством характерных сценариев-событий, переопределяет и весь характер алгоритмики сознательных и безсознательных уровней психики, изменяя при этом то множество целей, к осуществлению которых в жизни стремится человек, и то множество путей и средств их достижения, которые он признаёт допустимыми. То же касается как пополнения нравственности какими-то нравственными мерилами, ранее в ней отсутствовавшими, так и перезадания иерархии.
  Кроме того, для осуществления такого рода работы над собой, необходимо понимать, что двухкомпонентная структура психики - "сознание - безсознательные уровни" - при рассмотрении её с позиций Достаточно общей теории управления (ДОТУ) представляет собой замкнутую систему: т.е. объект управления и систему управления этим объектом, между которыми происходит информационный обмен по контурам прямых и обратных связей. Соответственно есть и вектора целей и вектора ошибки, им соответствующие.
  Из всего сказанного ясно, что человек не может быть невластным над самим собой: быть властным над самим собой - это его первейшая этическая обязанность перед другими людьми и Богом. Иными словами, если человек не обрёл навыков самообладания или утрачивает самообладание, то он в такие периоды его жизни не вполне человек (т.е. по существу недочеловек, если не осознаёт этого факта).
  Создание только хозяйственного, экономического механизма, без создания определенного жизнеустройства, не обеспечит устойчивой возможности каждого к развитию собственного генетически обусловленного потенциала. Будет срабатывать матрица толпоэлитаризма, возобновляя только во вновь действующих лицах те же гнусные нечеловеческие отношения, что и ранее. Вновь будет разочарование и сожаление о зря потраченных силах. Другая дорога - путь к соборности. Здесь и преодоление Я - центризма и инвестирование в будущее каждого.
  Соборность - это и однозначный ответ на следующий вопрос: человек встав на ноги и получив в своё распоряжение ресурсы, наработанные многими умнейшими людьми до него, будет способен от щедрот души своей по своему разумению и пониманию промысла божьего помогать другим стать человеками. Способен, как говорится, помочь поднять ношу! Но не нести его за другого!
  Соборность - род эгрегоров, порождаемый исключительно ее участниками, каждый из которых:
  • во-первых, должен поддерживать своей волей и подвластными ему ресурсами деятельность других людей, если находит, что они - со своей стороны - тоже стараются действовать в русле Божьего промысла;
  • и, во-вторых, должен способствовать вхождению в соборность других людей, действующих в пределах границ попущения Божьего; не подавляя и не извращая волю других, доверяя Богу течение событий в их и своей личной жизни, а также и течение событий в общественной жизни своего народа и человечества, в которую каждый вносит свой вклад. Поэтому соборность открыта всем для вхождения в нее, но каждый из числа этих всех должен сам прилагать к тому усилия, направленные, прежде всего, - на необходимость изменения самого себя.
  Соборность предполагает не только определённую эгрегориальную алгоритмику, в которой выражается человечный тип строя психики, но и прямое общение людей друг с другом. Т.е. она требует от своих участников и определённой культуры общения, также отличающейся от культуры общения, поддерживаемой толпо -"элитарным" обществом.
  Помочь, вырвавшись за повседневную суету о хлебе насущном увидеть цели и озабоченность Бога, решать поставленные им задачи, слить свою личную волю с теми, кто работает в русле Промысла Божьего в меру своего понимания и сил.
  Таким людям стоит помочь, так как забота о них есть и забота, в том числе и о себе в будущих поколениях. Это, возможно, даст шанс нашим внукам не решать примитивные вопросы современности сводящиеся к дилемме: воровать или не воровать? Далее, здесь под НЭП и жизнеустройством понимается создание именно таких условий каждому. И так, помимо чисто экономических построений, следует, как обязательное условие успеха построения инвариантного жизнеустройства, учитывать строй психики участников строительства и меру нравственности присутствующую в обществе.
 ЭКОНОМИКА ПРИБЫЛИ ИЛИ СЛЕДУЕТ ЛИ ОГОРОД ГОРОДИТЬ И ПОЧЕМУ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ "СТОЛБОВОЙ ДОРОГОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ"?
  Основной побудительный мотив современной экономики - прибыль, нажива. Основной метод получения прибыли современной Западной цивилизацией - специализация (профессионализм). Если разматывать исторический ролик обратно, просматривая этапы развития, можно сделать вывод: история современной западной цивилизации - история специализации. Развитие экономики западных стран пошло под знаком специализации и как следствие, примитивизации, "идеологизации" личности. Первичными в этом процессе являются не товары, финансы и люди, а информация, точнее говоря, "правила игры". Отличительной чертой этих правил является то, что они диктуют образ действий, самовоспроизводятся. К таким правилам могут относиться, например, верования, смыслы и ценности, язык, принятые в обществе нормы, поведенческие стереотипы. Развитие экономики Запада потребовало повышения управляемости человека, его упрощения как объекта социального манипулирования. Новые инструменты воздействия на массовое сознание привели к снижению степени социальной и индивидуальной дееспособности, цельности, к разорванности сознания, упрощению личности.
  Постоянное углубление специализации должно было приводить к росту производительности труда. И действительно, в некоторых отраслях хозяйствования производительность труда выросла в сотни раз. Но вместе с тем рост совокупного валового продукта в реальном секторе экономики достаточно скромен и практически постоянен. На протяжении почти всей истории рост мирового производства в расчете на душу населения составлял чуть более 0,1% в год. В конце XVIII века рост ускорился, и на протяжении последних 300 лет достигал в среднем 1,2% в год. Это связано с прорывом в сфере технологий. Можно выделить следующие основные технологические волны:
  - с 80-х годов XVIII века по 40-е годы XIX века происходила промышленная революция в Британии, в основе которой лежало использование паровой энергии. К 1850 году реальная стоимость энергии пара сократилась только наполовину по сравнению с ее стоимостью в 1790 году.
  - С 40-х годов XIX века по 90-е годы XIX века форсированным образом развивались железные дороги. В период между 1870 и 1913 годом строительство железных дорог снизило стоимость перевозок через всю Америку на 40%, т. е. в среднем на 3% в год.
  - Третья волна с 90-х годов XIX века по 50-е годы XX века была порождена электроэнергией и автомобилями. Цены на электричество в период между 1890 и 1920 годом падали в среднем на 6% в год.
  Текущая четвертая технологическая волна связана с информационными технологиями. Во многих отношениях она является беспрецедентной. Прежде всего, ее отличает очень высокий темп. Но, гораздо важнее количественных, фундаментальные качественные изменения, которые принесли Информационные Технологии (ИТ). Качественные следствия многообразны, однако наиболее важными представляются следующие:
  • ИТ радикально меняют экономическую систему по двум параметрам. Они делают экономику на микроуровне более прозрачной. Интернет позволяет потребителям искать, к примеру, самую низкую цену на данный товар, производителям получать информацию от огромного числа поставщиков. Все это снижает трансакционные издержки и обеспечивает выход на рынок новых субъектов. Продавцы, и покупатели располагают всей полнотой информации.
  • ИТ позволяют быстро (в тысячи раз быстрее, чем раньше) осуществлять широкомасштабные операции на глобальных рынках, строить фактически "виртуальные ТНК", что и составляет технологическую основу процессов современной глобализации.
  Глобализация исторически реально проистекает из разносторонней деятельности множества людей, преследующих свои личные и групповые интересы. И эти интересы большей частью совсем не глобального масштаба. Экономическая составляющая этого процесса представляет собой концентрацию управления производительными силами общества. А поскольку глобализация проистекает из деятельности множества людей, действующих по своей инициативе в обеспечение частных - и вовсе не глобального масштаба - интересов каждого из них, то бороться с нею реально невозможно: для того, чтобы остановить глобализацию, необходимо повсеместно прекратить экспортно-импортные операции, ликвидировать туризм, миграцию населения, гастроли деятелей различных видов искусств, художественные и прочие выставки, переводы с языка на язык деловой корреспонденции, художественных произведений и научных трактатов, свести к минимуму дипломатическую деятельность и искоренить мафии.
  Иными словами, основной метод развития человечества заключается в выделении общих целей группы людей и достижение этих целей сообща. На этом основан эффект, дающий современное разделение труда и, в конечном счете, на этом основано и глобальное разделение труда. Но главное, что исторически доказано, что целей общих для группы легче, эффективнее и быстрее достигать совместно. Еще одна причина такого положения вещей в общественной природе человека. Только в обществе раскрывается и развиваются таланты личности. Поэтому - реально полное социальное обеспечение при не востребованности личностного творческого потенциала... - это его растление, которому могут противостоять только очень сильные личности. Это так потому, что человек - существо общественное и, если он не убеждённый паразит, то он ощущает себя нормальным человеком только, если общество принимает его труд и признаёт полноценным результат его труда.
  Развитие технологий сегодня технически вполне может дать реальное полное обеспечение человеку, не забирая всё его свободное время. Достижимо это при жизни нынешнего поколения?
  Задачу, которую не смогло решить современное человечество полностью - "И это очень трудная задача - защитить дураков от них самих, способствуя тому, чтобы они по возможности поумнели" [7] и в процессе учебы не наломали дров. Общественное сознание, культура, мораль очень сильно отстают от технологических, экономических, геополитических изменений в современном мире. Для этого достаточно проследить за изменениями в христианстве: действительно религия, как идеология, регулировала общественные, в том числе и производственно-экономические отношения. Церковный календарь изначально совпадал с производственно-технологическим календарем в сельском хозяйстве, позже с появлением промышленности и протестантизма изменились нормы регулирования общественных отношений. Дальше, больше. Сегодня говорят о внутрифирменной или корпоративной культуре, которая выполняет ту же регламентирующую задачу, что и другая идеология. В силу ускоренного изменения технологической среды, и отсутствием демонтажа не действующих идеологических построений, одномоментно присутствующих в обществе, в головах у людей возникает калейдоскопический хаос из-за невозможности осознанно пользоваться теми или иными стереотипами поведения, постоянно вступающих в противоречие между собой. Это становится, в том числе, и тормозом роста производительности труда. Разделение труда из прогрессивного явления превращается в свою противоположность, становится тормозом прогрессивного развития. Р. Бакминстер Фуллер, американский мыслитель, автор ныне популярного понятия "синэргия" предупреждал: "...человечество лишилось всеобъемлющей способности понимать. Специализация питает чувства изоляции, тщетности и смятения в индивидах, которые в результате перекладывают на других ответственность за мысли и социальные действия... Только полный переход от сужающейся специализации ко все более всеохватному и утонченному всечеловеческому мышлению - с учетом всех факторов, необходимых для продолжения жизни на борту космического корабля Земля - может повернуть вспять курс человека на самоуничтожение в тот критический момент, когда еще сохраняется возможность возврата". Природа человека в современной западной экономике стала угнетаться, причем как социальный его аспект, так и индивидуально - личностный. Экономика из слуги, из механизма устраивающий быт человека, способствующей его развитию, превращается в порабощающий фактор. Не экономика работает на человека, а человек все более распят на экономике. Человеческие цели все более не являются целями экономики.
  Экономика - основанная на прибыли, вошла в кризис. Развитие пошло по пути снижения горизонта предсказуемости, увеличения предложения "быстрых денег" и сокращения предложения "медленных денег", по пути возрастания роли финансового капитала. Это привело к возникновению ряда кризисов: ресурсного, экологического, но в первую очередь системного, организационного. Современное состояние дел связано не с нехваткой ресурсов, а с изменением поведенческих стереотипов, повсеместной погоней за прибылью. Мир все более оказывается втянутым в азартную игру под названием современная экономика. Об этом свидетельствует то, что, огромные ресурсы вложены в технологии, не связанные с жизнеобеспечением. Стабилизации при нынешних технологических возможностях не происходит. Напротив, имеет место коллапс мировой экономики, резкое снижение жизненного уровня. Показателен пример кризиса экономики основанной на прибыли приведенный в книге ВП "Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески"
  "...из того, что сообщает Г.Форд о ведении дел на Детройт-Толедо-Айронтонской железной дороги в период до приобретения дороги "Форд моторс", видно, что рыночный механизм и в якобы идеальных условиях функционирования, какие были в США в тот период, не является автоматическим гарантом качества предоставляемых потребителю услуг, как не является он и безусловным стимулом к эффективному ведению дела на началах самоокупаемости, обеспечивающей дивиденды акционерам, вложившимся в дело. То есть причины успехов и неудач в деле, в том числе и в их финансовом выражении, лежат вне отношений более или менее свободной купли-продажи.
  В данном конкретном случае объяснять успехи железной дороги под управлением Г.Форда тем, что изменилась конъюнктура рынка и "появилась, вместо дефицита, прибыль", - означает подменять причину следствием. До приобретения железной дороги "Форд моторс" она не приносила прибыли вовсе не потому, что была плохая рыночная конъюнктура, и прибыль после приобретения дороги тоже появилась вовсе не потому, что рыночная конъюнктура стала для неё благоприятной. О причинах бедственного положения Детройт-Толедо-Айронтонской железной дороги в период времени до её покупки "Форд моторс" Г.Форд пишет следующее:
  "Худшим примером того, как далеко может отойти предприятие от принципа полезного служения, являются железные дороги. У нас неизменно в ходу железнодорожный вопрос, разрешению которого посвящено немало размышлений и речей. Железной дорогой недовольны все. Недовольна публика, потому что тарифы как пассажирские, так и товарные, слишком велики. Недовольны железнодорожные служащие, так как их ставки слишком малы, а рабочее время слишком продолжительно. Недовольны владельцы железных дорог, так как они утверждают, что вложенные в их предприятия деньги не дают процентов <на вложенный капитал>. Однако при правильно налаженном деле все должны были бы быть довольны. Если, не говоря о публике, и служащие, и владельцы не имеют выгоды от предприятия, то значит, в его управлении в самом деле что-то неладно.
  Я вовсе не желаю корчить из себя знатока в железнодорожном деле. Правда, существуют посвященные в его суть, однако же, если служба <людям, обществу>, которую несут американские железные дороги, является результатом такого рода накопленных знаний, то должен сказать, что мое уважение к ним не так уже велико. Я ничуть не сомневаюсь, что, собственно, директора железных дорог, люди, которые несут настоящую работу, способны управлять железной дорогой к общему удовольствию. К сожалению, нет также никакого сомнения, что эти подлинные директора, благодаря цепи обстоятельств, не имеют ровно никакой власти. И в этом-то и есть больное место. Потому что людям, которые, действительно, кое-что понимают в железных дорогах, <сложившейся системой> не дано быть руководителями.
  (...) Руководителем в железнодорожном деле был не директор, а финансист3. До тех пор, пока железные дороги пользовались высоким кредитом, было больше заработано денег выпуском акций и спекуляцией на процентных бумагах, чем службой публике. Только самая незначительная часть вырученных посредством железных дорог денег была обращена на упрочение их подлинного назначения. Если благодаря искусному ведению дела чистые прибыли поднимались так высоко, что являлась возможность выплатить акционерам значительные дивиденды, то избалованные спекулянты и починные господа железных дорог употребляли дивиденды на то, чтобы сначала поднять свои акции, потом понизить и, наконец, на основании поднявшегося благодаря прибыли кредита, выпустить новые акции. Если же прибыли естественным или искусственным способом падали, то спекулянты скупали акции обратно, чтоб со временем инсценировать новое повышение и новую продажу. Во всех Соединенных Штатах найдется едва ли одна железная дорога, которая не переменила бы один или несколько раз своих владельцев, в то время как заинтересованные финансисты нагромождали друг на друга горы акций до тех пор, пока вся постройка не теряла равновесие и не обрушивалась. Тогда аналогичные им финансовые круги становились обладателями железных дорог, наживали на счет легковерных акционеров большие деньги и снова принимались за прежнюю постройку пирамиды"". [7]
  И так, универсальный организационный принцип, концепт современной экономики Запада - прибыль, является ложной целью, дающей все большую и большую погрешность при применении и уводящей от той цели, которую должна достигать экономика в понимаемом для большинства смысле: удовлетворения демографически обусловленных потребностей, освобождения свободного времени от борьбы со средой за выживание, для развития генетически обусловленного потенциала человека, построения безконфликтных социальных отношений. Не смотря на технологический потенциал человечества, позволяющий обеспечить устойчивый достаток всему обществу, интегрирующий принцип Запада - нажива (жадность), осуществляющий сборку его экономики, навязываемый нам как единственно возможный, дает ужасающие перекосы, подменяя цели деятельности человека.
  Конечно, можно привести примеры высокой обеспеченности демографически обусловленных потребностей в трудовых коллективах, даже на целых территориях. Но следует внимательно разбираться, на чем основан уровень корпоративного достатка: монопольный доступ к ресурсам, административный ресурс... Чаще всего, при анализе вскрывается принцип: "Если кому-то везет, то кто-то его везет!". То есть, достаток, налаженный за счет других. Однозначно можно утверждать: такое положение вещей крайне неустойчивое.
  Возможно ли альтернативное, инвариантное построения? Да. И этому есть реализованные примеры.
 
  ГЛАВА 3
  ИНВАРИАНТНАЯ ЭКОНОМИКА
  Люди рождаются равными, но, тем не менее, одни становятся министрами, другие академиками, третьи безработными. Одни богатые, другие бедные. Что определяет их социальное положение? В первую очередь, устройство их головы - их способ мысли. Чем более эффективно мыслит человек, чем адекватнее отражает и оперирует образами реальности - тем больше шансов управлять обстоятельствами жизни. Некоторые, в процессе осознания своих, в том, числе и интеллектуальных возможностей, приходят к выводу об ограниченности индивидуальных ресурсов. Следующий шаг - объединятся в группы, где каждый дополняет другого, и в которых возможности каждого многократно усиливаются. Возникает групповой разум. В зависимости от нравственности результат работы группы распределяется или в интересах всех, но чаще - некоторых участников группы. Возникают корпоративные отношения, где большинство членов группы действуют в рамках своей специальности или полномочий, но в целом неосознанно. Так устроено большинство предприятий Западной цивилизации. Узкий специалист - основной элемент построения таких организаций, предприятий. То, к чему приводят такие отношения, было показано выше. Преодоление кризиса подобных отношений и построение эффективной деятельности организации требует иных отношений - осознанных, где можно оценивать реальное приближение к целям, учитывающим, в том числе, интересы каждого. Чем больше отношения, по сути своей корпоративные, перерастают в соборные, тем достижимее становится цель, устраивающая большинство - устойчивый достаток.
  Вот несколько примеров, где инвариант реализован в жизни.
 СИСТЕМА ЧАРТАЕВА
  В 1985 году в одном из убыточных колхозов, прослышав, что в стране началась перестройка, решили поставить свое хозяйство действительно по уму. Члены правления собрались и придумали схему, результаты которой превзошли в кратчайший срок мировые аналоги.
  В соответствии с ней каждому жителю территории, находящейся в ведении хозяйства (в административном районе), открывался именной счет, на который поступала часть средств, заработанных всем хозяйством. Назовем этот пай "земельным": он открывается по факту рождения человека на этой земле.
  Второй счет (пай) открывался каждому работнику: на него перечислялась доля этого работника от выращенного и проданного урожая, которая легко рассчитывалась колхозными бухгалтерами по КТУ (коэффициенту трудового участия). Механизаторы, зоотехники, доярки и все прочие могли получить в виде аванса в кассе до 60 процентов средств, составлявших прошлогодний доход.
  Это, как говорится, преамбула. Главное заключалось в тех правилах, которые в корне меняли систему стимулов к труду.
  Общим решением пайщиков (по существу это был немалый производственный кооператив) утверждался объем той работы, которую следовало с достаточным напряжением сил и возможностей выполнить за год: собрать и продать урожай, открыть новое производство, оказать сторонним организациям услуги по перевозке имеющимися транспортными средствами и т. д.
  Правление доводило до подразделений (зерноуборочных служб, агропромов, механизаторов, доярок, снабженцев) конкретные цифры заданий, на которые те должны выйти. В какой форме каждый работник видел свой будущий заработок станет понятно позже.
  Сначала о фонде накопления. Каждый работник с первого января текущего года знал, что в конце этого года перечислит в этот фонд твердую сумму, равную 50 процентам своего дохода. Хочешь не хочешь, но на эту цифру он должен был выйти вместе со своей бригадой (службой). Для доярок это означало надой в таком-то объеме литров молока от коровы; для аграрного сектора - столько-то центнеров собранной культуры с гектара, и т.д.
  Подобный подход означал невозможность украсть что-то у хозяйства: если хочешь, можешь хоть все надоенное молоко утащить домой и там выпить, а можешь не кормить корову, экономя на силосе, но средства, за которые собранное тобой молоко должно быть продано, в хозяйство отдай. Или эти средства попросту спишут с твоего земельного пая, а ведь величина этого пая определяет долю жителя в распределении общего дохода хозяйства.
  Но, отдавая 50 процентов своего персонального дохода в казну кооператива, работник точно знает, как они дальше распределяются: это тоже утверждает общее собрание в качестве программы на каждый год. Получается - так:
  Значит, "скидывая" в общий котел хозяйства свои 50 процентов, работник часть средств возвращает себе самому:
  • во-первых, из этого котла ему же на земельный пай (как жителю данной территории) перепадет определенная сумма;
  • во-вторых, ему же, но уже на другой пай, открытый каждому работнику, выплатят положенный процент, зависящий от того, сколько личного труда (в рублевом пересчете) внес в хозяйство сам работник;
  •в-третьих, он будет обеспечен бесплатным здравоохранением, образованием, охраной.
  Тут задержимся, поскольку каждый из нас сталкивался со всем этим "бесплатным"...
  По схеме, предлагающейся в хозяйстве, врачи получают деньги, только если пациент здоров: ведь работник приносит хозяйству доход, часть которого идет врачу. Больной труженик на работу не ходит и, следовательно, доктору денег не отчисляет. Поэтому медперсонал готов делать прививки, выезжая на дом или в поле к работающей части населения, к каждому персонально.
  Учителям платят не "вообще", а в той степени, в какой их работа оценивается комиссией РОНО и населением (т. е. потребителями услуг). Скажем, если дети после окончания школы поступают в вузы, то КТУ выставляется учителям максимальное, и т. д. Поэтому иной раз выгодно прийти к ученику домой и помочь ему сделать уроки, чем получить понижающий коэффициент к зарплате.
  Наконец, безопасность. Нередки были случаи, когда пасущиеся отары овец расстреливались бандитами из автоматов, мясо увозилось на грузовиках, а милиции бандиты платили, чтобы она "ничего не видела".
  Стоило лишь ввести бюджетно-премиальную систему, основанную на прямой заинтересованности милиции от сохранности и продажи каждой головы скота (10 процентов плановым порядком перечислялось в бюджет на правоохранительные органы), как хорошо вооруженные работники МВД начали сопровождать отары. "Падеж" скота прекратился.
  Социальная сфера, включенная в состав производственного комплекса, означает, что трудящиеся всех предприятий через общий котел оплачивают услуги, которые им предоставляют "по видимости" бесплатно.
  Дальше - резервный и страховой фонды, которые позволяют блокировать форс-мажорные обстоятельства (неурожай, война...).
  Все это тоже на благо работника, который знает, что в трудную минуту, даже если дома не окажется достаточно средств, у хозяйства имеются способы коллективной защиты. К тому же требуется содержать на пособии тех, кто не сумел в этом году дотянуть до заявленных результатов. Год терпят, потом выгоняют с работы. Да и пенсионные накопления, появляющиеся у каждого за счет указанных статей (дополнительно к государственным), не лишние.
  Наконец, работник имеет хороший процент от использования части его денег в инвестиционном фонде хозяйства. Если урожайность культур - дело низко доходное и долгосрочное, то почему бы в складчину не купить штук 100 КамАЗов и не заработать на их эксплуатации достаточно денег? Часть их пойдет на дивиденды каждому работнику, пропорционально заработанным ими средствам. Остальные - будут переведены в социальную сферу, опять же "бесплатную" для каждого: строительство бассейна, например, или газификацию района.
  Но, самое любопытное и неожиданное таится в графе, которая называется "доля администрации". Так получилось, что эта доля, найденная путем проб и ошибок, составляет около 5 процентов от общего дохода хозяйства: величина, тождественная в обычной жизни сумме взяток чиновникам.
  В хозяйстве у Чартаева заранее закладывается размер оплаты управленческого труда, и чем больше окажется объем полученного хозяйством дохода, тем большей будет и абсолютная величина денег, перечисляемых на личные счета руководству.
  Если объем средств, полученных хозяйством, увеличился вдвое, то и весь управленческий аппарат получит вдвое больше, после чего управленческие службы разделят эти деньги в соответствии с утвержденным в начале года КТУ.
  Переходим ко второй части, обозначенной как фонд потребления:
  Получается, что работник сам покрывает все виды материальных потерь (если арендует у хозяйства машину, то покупает к ней бензин, запчасти, обеспечивает обслуживание, как это введено, кстати, во многих таксопарках).
  От дохода работников зависит и инженерный корпус, который получает тем больше, чем больше создано конечного, проданного продукта.
  Внимание! Такая схема совмещает интересы непосредственного производителя товаров и услуг с интересами тех, кто помогает этот процесс сделать более эффективным.
  Так, например, инженеры получают 12 процентов от выращенного и проданного урожая, надоенного молока, транспортных доходов и т. д. Это означает, что работник ждет от инженера, условно говоря, идеи и чертежи, связанные с рационализацией процесса, а тот от производственника - скорейшего внедрения своих наработок. Но оба получат деньги только тогда, когда продукт будет создан и найдет применение на рынке! Это и есть взаимоувязка НИОКР с производством.
  Еще раз повторим эту великую и столь естественную формулу. Когда труд работника и инженера оплачивается лишь по конечному результату, исходя из объемов созданного и проданного товара (причем оплата двух этих категорий взаимосвязана между собой), то появляется экономический стимул для научно-технического прогресса.
  Появляется стимул для прогресса вообще, поскольку совмещаются элементы рынка (конкуренция, стремление улучшить качество продукции, умение играть ценой изделия), и личной заинтересованности каждого в конечном, а не промежуточном, результате.
  Но, с другой стороны, результат этот может быть достигнут лишь путем общих, коллективных усилий - задействована оказывается интеграция всех служб, а в конечном итоге всех производств на данной территории.
  Частные интересы нанизываются на коллективный результат, на общую цель. И чем больше территория, тем большее значение приобретает обеспечение непосредственно производства, основы для социальной составляющей (фонд накопления). Тем самым замыкается круг, обеспечивающий как социальные тылы работника, так и быструю реализацию научно-технических новаций ради получения устойчивого достатка: всеми вместе и каждым в отдельности.
  Но вернемся к последнему из оставшихся элементов, касающихся фонда потребления. Все то, что не затрачено работником на оплату промежуточных служб, техники, горючего и т. д., выплачивается в виде зарплаты. Величина эта переменная: больше сэкономил - больше и получишь в кассе хозяйства. Тем не менее нельзя доводить экономию до абсурда: если совсем не кормить корову, она не даст молока. Следовательно, на местах ищут оптимальное соотношение, так что выходят на плановое задание с минимумом потерь.
  За первые 11 лет работы (1985-1996 гг.) в условиях, когда проходила перестройка, а затем случилась гайдаровская денежная реформа, при той же примерно численности работников в хозяйствах М. Чартаева:
  • валовая продукция (в ценах 1983 года) увеличилась более чем в 18 раз;
  • производительность труда возросла в 64 раза (уточним: 6 400 процентов в сопоставимых ценах, не за счет инфляции);
  • урожайность с гектара повысилась в 5 раз;
  • посевные площади расширились в 1,5 раза;
  • поголовье овец стало больше в 3 раза, крупного рогатого скота - в 2 раза;
  • материальные затраты на обслуживание транспорта снизились в 20 раз;
  • численность управленцев уменьшилась в 8 раз.
  За счет социальных средств практически на каждую семью в хозяйстве построен отдельный каменный трехэтажный особняк. В места, где не знали электричества, теперь провели свет и газ, оборудовали дороги... При этом, заметим, государственных дотаций не получали вовсе.
 БЕЛГОРОДСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  Самым доказательным, пожалуй, является пример Белгородской области, где подъемом сельского хозяйства занялся губернатор Е. Савченко. Он прекрасно знаком с системой М. Чартаева и применил некоторые ее формулы на уровне субъекта Федерации. Но дополнил их такими элементами, которые позволили использовать в сельском хозяйстве большие деньги крупных производственных комплексов.
  За счет созданного при областной администрации Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства, сооружается около 4 000 персональных крестьянских домов, за которые производитель должен рассчитываться мясом и молоком в течение 10 лет.
  В специально созданную продовольственную ассоциацию хозяйства также сдают продналог: натуральную продукцию - твердые объемы по твердым ценам, при том что за многие виды товара корпорация выплачивает производителям средства авансом.
  Это означает, что создана система, позволяющая централизовать закупки мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции у населения и хозяйств, освобождая производителей от мучений со сбытом и некоторых видов налогов, которые администрация берет на себя.
  Область отправляет в Федерацию положенную часть налогов, а остальные средства оставляет на местах у производителей, да еще и дополнительно дотирует местное развитие!
  240 сельхоз. предприятий, то есть две трети от их общего количества, сведены в областные агропромышленные компании, куда (это важно!) селяне вошли своими земельными паями, а производственники - инвестициями.
  Один из таких комплексов - широко известная нынче корпорация "Стой Ленская нива", созданная одноименным горно-обогатительным комбинатом, 36 земельными хозяйствами и 9 перерабатывающими сельхоз. комплексами.

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу