<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  124 деревни зажили новой жизнью потому лишь, что найдено грамотное управленческое решение о соединении земельных паев и капитала воедино. Заасфальтированы дороги, ведущие к фермам, отремонтированы подворья, на селе появились клубы, кафе, школы с плавательными бассейнами и компьютерными классами.
  Все это основано (пока еще?) на акционерной форме собственности, где непосредственно селянам принадлежит 49 процентов. Но совмещение элементов системы Чартаева с инвестиционной политикой областной администрации и промышленников привело к достаточно жесткой смене мотивации к труду: работают слаженно, праздношатающихся не встретишь.
  И самое главное, включилась система заинтересованности в передовых разработках, которая связывает НИОКР с производством. Так, ученые Белгородской государственной сельхоз. академии разрабатывают конструкции новых образцов техники для работы на земле, поскольку программой развития сельскохозяйственного машиностроения области предусмотрено освоение машин, не уступающих зарубежных аналогам. Более того, техника эта приспособлена именно к нашим условиям и стоит... в 4-6 раз дешевле импортной!
  Конгресс США только в период 1974-1984 гг., когда в Штатах искали наиболее эффективную форму развития экономики, принял 17 законодательных актов, стимулирующих создание именно народной собственности.
  Сейчас в Штатах более 11 тыс. фирм, где занято 12 процентов рабочей силы страны (около 12 млн. человек) и которые находятся в частичной или полной собственности работников.
  Совет ЕС в 1992 году также принял решение, в котором рекомендовал странам - членам сообщества оказывать всяческое содействие планам работников участвовать в управлении производством и распределении результатов.
  По подсчетам проф. Л. Тайсон, главы экономического совета при президенте США Б. Клинтоне, компании с высокой степенью участия персонала в управлении производством работали с производительностью труда на 15 процентов выше, а фондоотдача там превосходила обычные фирмы... на 177 процентов. Норма прибыли на используемый капитал была выше на 33 процента - и т. д.
  Жизнеспособность испанской системы из 125 производственных кооперативов "Мондрагон" (самоуправляемых примерно по схеме Чартаева), имеющих в сердцевине собственный банк и связанных единым резервным (страховым) фондом, общеизвестна: с 1956 по 1986 гг. там разорилось лишь 2 кооператива. В США за тот же период разорилось 50 процентов мелких и средних фирм.
 
 
 
 КИБУТЦЫ
  Израильский вариант решения аграрного вопроса позволил решить проблему продовольственной безопасности страны: уже с середины 70-х годов свыше 90% продовольственных потребностей страны удовлетворялось за счет собственного производства, а экспорт сельскохозяйственной продукции позволял финансировать основную часть импорта продуктов питания. В этом отношении Израиль положительно отличается от соседних ближневосточных и североафриканских стран, которые, обладая сходными с израильскими или даже лучшими природно-климатическими условиями, испытывают острый дефицит продовольствия и, чтобы прокормить свое население, вынуждены полагаться на зарубежных поставщиков.
  Среди факторов динамичного развития этой отрасли израильской экономики ключевое значение имел особый путь решения земельного вопроса, при ведущей системообразующей роли государства в становлении аграрного сектора, основанного на различных типах кооперативных объединений.
  Современное сельское хозяйство Израиля представляет собой своеобразный гибрид частных и кооперативных хозяйств, с преобладанием последних. Они осуществляют свою деятельность на основе земельной аренды, поскольку около 95% земельного фонда страны находится в собственности государства, которое не занимается производственной деятельностью в данной отрасли. Особенность выбора израильской аграрной модели заключалась в сильном влиянии религии и социалистической идеологии, и в значительно меньшей степени - западных экономических учений.
  Кооперативные хозяйства трех типов - кибутцы ("коммунальные хозяйства"), мошавы овдим ("рабочие поселения") и мошавы шитуфи ("коллективные поселения"), а также индивидуальные фермерские хозяйства образуют многоукладную аграрную экономику. Кибутцы и мошавы овдим доминируют в израильском сельском хозяйстве, на их долю приходится около 80% производимой в стране аграрной продукции. Они обрабатывают 70% пахотной земли, владеют 75% основных сельскохозяйственных производственных фондов.
  Специализация хозяйств определялась размерами угодий, почвенными и климатическими условиями. В кибутцах, располагавших крупными земельными участками, трудоемкие виды деятельности заменялись высокомеханизированными операциями и наибольшее развитие получили полеводство (злаковые и технические культуры), молочное и мясное животноводство. На меньших по размеру земельных участках, арендуемых мошавами, преобладают выращивание трудоемких культур (цитрусовые, овощи, бахчевые), молочное животноводство, а в горных районах, где существует дефицит пригодных для обработки площадей, - птицеводство. Специализация частных фермерских хозяйств, сложившаяся еще в начале ХХ в., не претерпела существенных изменений. Они по-прежнему заняты в виноградарстве и садоводстве и на 2/3 обеспечивают национальное производство винограда, яблок и груш.
  Особенность кибутцев (коммун) состоит в том, что они организованы на принципах не только совместного труда и коллективной собственности, но и коллективного потребления. Вступающий в кибутц передает все свои денежные сбережения или капитал в форме средств производства в общий фонд. А коммуна, согласно уставу, берет на себя заботы об удовлетворении нужд своих членов и несет полную ответственность за них и за их детей. Имущество кибутца принадлежит всему коллективу и не подлежит разделу так же, как и прибыли, полученные от использования этого имущества и совместного труда. Известный лозунг коммунистического распределения получил в кибутцах следующую интерпретацию: "от каждого по способностям, каждому по потребностям соответственно уровню развития коллективного хозяйства". Доходы не распределяются среди работников ни в денежной, ни в натуральной форме. Вместо этого кибутц удовлетворяет нужды своих членов в еде, одежде, жилье, образовании, в том числе высшем. Не обладая личной собственностью и имуществом, член коммуны обеспечен до конца своих дней всем необходимым на приличном уровне, зачастую на более высоком, чем у горожан. Единый план не стал центральной идеей в кибутцах. Планирование в них ведется на уровне отдельных хозяйств и сходно с обычным внутрифирменным планированием в частном бизнесе.
  В отличие от аграрных хозяйств Западной Европы и Северной Америки трансформация кибутцев происходила не в виде концентрации производства и оттока рабочей силы в города, а путем их превращения из аграрных в аграрно-индустриальные, а в 80-е годы - в индустриально-аграрные хозяйства. Хотя коммунальным поселениям не удалось избежать дифференциации по уровню экономического развития (1/4 часть "передовых" кибутцев производят 45% всей производимой в этом секторе сельскохозяйственной продукции), это практически не отразилось на их общей численности.
  Являясь хозяйственными единицами с очень высоким уровнем обобществления производства и потребления, кибутцы, тем не менее, строят свои экономические отношения с внешним миром по законам рыночной экономики. В то же время важным регулятором их хозяйственной жизни является развитая система кооперативных объединений, которая служит своеобразным мостом между кибутцами и остальными производителями.
  Кибутцы (как и другие израильские кооперативы) опираются на широкую сеть потребительских, перерабатывающих, сбытовых и других кооперативных объединений. При этом закупочно-снабженческие кооперативы не только поставляют кибутцам технику, корма и удобрения, но занимаются хранением, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции
  * * *
  Окружающий нас мир полон разнообразия, каждый предмет и каждое явление содержит в себе нечто, что определяет его природную уникальность. Экономика не является исключением. Каждая отрасль и образующие ее компании, и тем более люди, имеют свои отличительные черты или уникальные черты. Это индивидуальные особенности собственников и управленцев, работников, применяемых технологий и оборудования и многое другое.
  Вместе с тем многообразие экономических форм, как и их развитие, все же подчинено объективным законам. Эти законы не всегда проявляются явно, но они существуют в природе, устанавливая сложнейшие причинно-следственные связи. Исторический анализ показывает, что, не смотря на все многообразие экономических форм предприятий, подчас воспринимаемое как Хаос, любая компания в своем развитии проходит определенные стадии или фазы жизни.
  Причины, определяющие ту или иную форму бизнеса, различны, но поддаются анализу и классификации. Целью такого эволюционного анализа является создание некоторой объемлющей модели, которая позволила бы выявить сложные причинно-следственные связи между ключевыми явлениями и их проявлениями.
  И так, модели эффективного ведения коллективного совместного хозяйства: колхозы, Метод Чартаева, кибутцы, показывают:
  • заинтересованность в качестве управления всех участников производственных отношений приводит к увеличению производительности, эффективности такого способа хозяйствования;
  • не зависят от присутствия иных взаимодействующих форм хозяйствования;
  • устойчивость таких образований.
  В настоящее время ничего не противодействует ДОБРОВОЛЬНОМУ объединению людей с одинаковой мерой нравственности и созданию групп, целью которых является совместная наработка условий устойчивого достатка для успешной реализации идеалов, изложенных в концепции общественной безопасности (КОБ).
  Модели, описывающие законы развития корпораций, строились многими учеными на протяжении последних двухсот лет. Это и попытки описать жизненный цикл компании, и привязать стадии развития корпорации к смене продуктов и технологий. Управленческая наука породила двенадцать основных школ, по-своему трактующих и описывающих понятие Стратегия. Но в результате наука пришла к хаосу знаний - многообразию гуманитарных подходов. Основное объяснение сложившейся ситуации, которое дает классический подход - это сложность описания межличностных взаимоотношений в социуме. Человеческий фактор стал ахиллесовой пятой управленческой науки.
  С другой стороны, в обычной природе Хаос проявляется еще более значимо, тем не менее, современная естественная наука способна с достаточной точностью смоделировать многие процессы, протекающие в окружающем нас мире. Человек строит технические системы управления, выводящие в заданный район с поражающей воображения точностью многотонные баллистические ракеты. Человек научился прогнозировать ход распада тяжелых ядер и синтеза полимерных цепочек. Тогда будет справедливым предположение, что инструменты и методы, применяемые представителями неестественных наук, не соответствуют уровню сложности решаемых задач. По видимому, достичь глобальных результатов в области описания развития бизнес-систем через применение исключительно "гуманитарных" методов не удастся. Поэтому сейчас идет речь о создании наддисциплинарного подхода, который, с одной стороны, привнес бы в науку об управлении естественно научные инструменты, а с другой стороны учитывал бы восприятие мира человеком. И такой подход реализован в Достаточно общей теории управления. [4]
 УПРАВЛЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  Между понятием работа и труд есть существенное различие. Обращаясь к работам Подолинского С.А. (Труд человека и его отношение к распределению энергии. "Слово", № 3-4, с. 135, СПб.), труд есть в сущности своей работа, однако не всякая, а только целесообразная, то есть такая работа, на результат которой есть потребитель.
  Так же как и при выполнении работы, любой трудовой акт предполагает затрату времени и мощности. Это положение в равной мере относится к любому виду деятельности, будь это сфера материального или духовного производства.
  Разбирая понятие мощности, рассмотрим три взаимосвязанных понятия: полная мощность, полезная мощность, мощность потерь. [6]
  Полная мощность здесь является мерой потенциальной возможности субъекта. Однако, в процессе труда не вся потенциальная возможность используется эффективно. В процессе производства средств жизни (как индивидуального, так и общественного, как материального, так и духовного) часть полной мощности бесполезно теряется. Эта часть может быть большей или меньшей, но она в любом трудовом акте существует и в этом смысле существует некоторая эффективность использования потенциальной возможности (полной мощности).
  Величина эффективности может быть представлена как произведение двух раздельно оцениваемых параметров: коэффициента совершенства технологии (или, иначе говоря, - обобщенного КПД технологических систем) и коэффициента качества организации труда (или качество плана):
  з = зт *е, где
  где з - эффективность использования потенциальной возможности (полной мощности);
  зт - коэффициент совершенства технологии (КПД машин, механизмов, технологических систем, используемых в сфере материального производства),
  е - коэффициент качества организации труда (или качество плана).
  Естественно, что произведенные предметы потребления, не имеющие спроса и ввиду этого не нашедшие потребителя не могут называться качественными продуктами труда. Поэтому коэффициент качества организации труда определяется отношением объема продукции, находящей спрос, к общему объему произведенной продукции.
  Прямое произведение полной мощности, находящейся в распоряжении субъекта, на КПД используемых в работе орудий труда, может быть определено как мера реальной возможности (технической мощности субъекта). В силу того, что КПД орудий труда всегда меньше единицы, техническая мощность всегда меньше полной мощности субъекта труда. Реальная возможность показывает, сколько затрачено времени и энергии на производство продуктов труда при использовании орудий труда с определённым КПД. В этом смысле она может служить мерой количества труда, вложенного в производство за определённое время.
  Отсюда произведение реальной возможности на коэффициент качества организации труда может быть определено как мера реализованной возможности. Реализованная возможность субъекта труда является частью его полной мощности. Эта часть определяет полезную мощность субъекта труда. Другая часть полной мощности бесполезно рассеивается и теряется, составляя мощность потерь. В соответствии со сказанным, любой производственный процесс, можно представить как систему преобразования материальных потоков, имеющих размерность меры - мощность. Элементарный цикл такого процесса выглядит так (рис. 1).
 
 
 
 
  Полная Полезная мощность
  N Р
 
 
  Мощность потерь
  G
  Рис. 1
 
  Здесь материальный поток, поступающий на вход системы и характеризующий ее полную мощность, обозначен N;
  - материальный поток, характеризующий полезную мощность на выходе системы, - Р;
  - мощность потерь обозначена символом G.
  Полная мощность может быть представлена как сумма полезной мощности и мощности потерь:
  N = P + G.
  Отсюда следует, что мощность потерь находится под контролем полной и полезной мощностей. Уменьшение мощности потерь может быть достигнуто (при постоянстве полной мощности) только за счет увеличения полезной мощности (производительности труда), а оно, в свою очередь, - за счет повышения эффективности использования полной мощности, т. е. за счет повышения КПД орудий труда и качества труда.
  Из выше сказанного следует вывод, эффективность т.е. результативность деятельности компании определяется эффективностью ее системы управления. (Для того, чтобы определить насколько система эффективна, следует в первую очередь определить требования, цели и критерии оценки. Оптимизация может протекать только по выбранной группе параметров, а решений задачи оптимизации - множество). Для построения действительно эффективной системы управления экономикой и бизнесом необходимо достижение слаженности и сбалансированности всех подсистем управления - производства, учета, планирования и контроля, финансового управления и прочих подсистем.
  Таким образом, цель, стоящая перед процессом выбора той или иной модели управления и её реализацией на практике, состоит в создании сбалансированной и непротиворечивой системы. Понятие сбалансированной системы управления предполагает такое распределение полномочий и ответственности, которое обеспечивало бы требуемый качественный уровень управляемости бизнесом при наименьших затратах на ее поддержание.
  Понятие непротиворечивости системы управления предполагает выбор такого целеполагания и мотивирующих норм, при которых интересы отдельных социальных групп, образованных при данном распределении полномочий и ответственности, наиболее точно совпадали с интересами всей системы и ее собственников.
  В. Даль определяет систему, как "план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном связанном порядке".
  А вот определение организма: "...Организм стройное целое, состав, общность орудного устройства (орган лат. Орудие, снаряд, средство). Орудными телами называются те, в коих есть питание, переваривание пищи". Если вдуматься в определения, то четко возникает непроходимая разница между системами и организмами. Действия боевиков сильно напоминают неорганизованную массу, тем не менее, к сожалению, достигающую своих целей. Мы привыкли говорить о государственной машине, об армейской машине, о системе, точнее о механизмах. В приведённом примере мы сталкнулись не с механизмом, (вспомним военную машину третьего рейха), а с организмом. Мы столкнулись в применение против нас, а точнее с апробированием на нас новейших современных наработок в управленческих науках - с построением организации - не системы (механизма), а синтеза организма. Генная организация. Признак её - "единая система питания" увеличивающая совокупную мощность. Они взаимодействуют, потому что предобрабатывают "пищу". В фильме трилогии "Матрица" дополнительным смысловым рядом показана борьба двух цивилизаций: цивилизации человеческой и цивилизации машин (биороботов?). Между ними пропасть: если цивилизации машин важна упорядоченность, они как узлы кристаллической решетки способны колебаться вокруг некоего стационарного состояния, уничтожая алгоритмику непонятную, чуждую им. Они в своем мире устанавливают правила, и следовательно, победители всегда они. Исход всех ситуаций заложен в начале действий! И человеческая цивилизация, допускающая множество свободных комбинаций, которая не только изменяет мир, но и создает новые миры по своему произволу. Зная объемлющее, человеческая цивилизация способна не только изменить принципы функционирования, но и перезагрузить матрицу. В этой борьбе живого и неживого мир поляризован до предела. Единственный широко известный из физики закон, характеризующий направление изменений, - второй закон термодинамики - определяет направление эволюции систем в сторону их деградации и распада. Он не укладывается в посылки, в которых установлена ЖИЗНЬ как космопланетарное явление. В теоретической физике не существует принципов, из которых следует само существование и развитие жизни, как глобального явления.
  Вся трудность понимания сущности этого явления состоит в том, что жизнь является такой формой движения, где доминируют процессы, которые увеличивают возможность живой системы совершать внешнюю работу в единицу времени, то есть ее полезную мощность. При этом рост полезной мощности компенсируется уменьшением потерь мощности, но находится под контролем полной мощности в живой системе.
  Здесь, неживое, не синоним неорганической природе. Органические, более того человекообразные, могут быть ярыми сторонниками неживого, не следуя тропой божьего промысла, сопротивляясь изменениям. С другой стороны признаками живого могут обладать не только организмы на биологических элементах, но элементы могут быть надорганическими (социальные объекты, например). Основное различие живого и косного вещества заключается в противоположном направлении их эволюции.
  Организм отличается от механизма тем, что в организме налажена система обмена, можно сказать питания, в результате чего каждый орган (орудие, способ) становится большим, чем просто совокупность отдельно взятых свойств элементов. Но не только. Эта совокупность способна не только видоизменять свои элементы, но и тренировать необходимые в настоящий момент функции, как мышцы спортсмена. Хотя обмен веществ и считается одним из признаков жизни - это правда, но не вся правда. Результат обмена веществ имеет два противоположных результата:
  • либо следствием обмена веществ является УВЕЛИЧЕНИЕ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ,
  • либо следствием обмена веществ является УМЕНЬШЕНИЕ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ.
  В эволюции неживой природы доминировали процессы УМЕНЬШЕНИЯ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ, что выражалось в форме ВТОРОГО ЗАКОНА ТЕРМОДИНАМИКИ. В эволюции живой природы доминируют процессы, которые приводят к УВЕЛИЧЕНИЮ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ, что справедливо для всех форм жизни, включая явления ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. В обыденной жизни этот принцип приводит к росту энерговооруженности труда, которая и наблюдается как РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.
  И так, для достижения поставленной цели создания сбалансированной и непротиворечивой системы управления видится разумным понять структуру и свойства объектов управления, свойства и природу их взаимодействия. Это позволит определить требования к структуре и составу операций, совершаемых над этими объектами - к бизнес-процессам.
  Следует особо указать на ещё один вывод из выше сказанного. Целостность бизнеса определяет важное требование к системе управления - контроль над всеми критичными для данного бизнеса элементами, вне зависимости от наличия прав собственности.
 ***
  Экономика, нацеленная на прибыль, является не единственно возможным вариантом экономических систем. Всякое крестьянское хозяйство ставило в первую очередь задачу обеспечения определенного стандарта жизнеобеспечения. Любое предприятие можно рассматривать как объединённое ведение элементарных хозяйств или процессов (технологических процессов) и мероприятий - оболочек по защите этих процессов от внешних факторов. Если рассматривать предприятие, как систему сбалансированных отношений различных форм управления, то всё сведётся к рассмотрению укрупненного объекта управления, устойчивость которого растет с ростом числа хозяйственных, технологических процессов, включенных в предприятие.
  И так, предприятие может быть нацелено не только на извлечение прибыли, но и на поддержание определенного стандарта жизни его участников. Возникает замкнутая система управления, в которой возможно при наличии базовых условий создание в целом устойчивой системы и в определенном смысле независимости от внешних факторов. Точнее, замкнутая система сама оказывает воздействие на внешние, по отношению к ней, факторы, вызывая дополнительный стабилизационный эффект.
 ИНВАРИАНТНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА
  Односторонней подачей информации через "свободную прессу", нас стараются убедить в наличие лишь одной формы экономики - предпринимательской. Через систему образования у молодежи создаются устойчивые стереотипы, путем преподавания экономических теорий, показывающих движение цивилизаций и сопутствующих им хозяйственных комплексов, как единственную столбовую дорогу - становление хозяйств, направленных на получение прибыли. Заблуждение, что рынок отрегулирует сам все хозяйственные отношения, становится аксиомой всех последующих теоретических построений. Это сознательная манипуляция общественным сознанием. Приведённые выше примеры лишь часть существующих в настоящем случаев инвариантной экономики.
  Инвариантная экономика имеет иной смысл своего функционирования, помимо получения прибыли. При всех главенствующих формациях это экономическое явление в хозяйственной жизни существовало всегда. Оно успешно мимикрировало во все эпохи, обогащаясь и развиваясь, но никогда не умещалось в прокрустово ложе существующих в прошлом и настоящем экономических теорий. Это явление всегда плохо управлялось центральной властью, никогда не вступая в открытый конфликт с ней, используя механизмы вписывания. Напротив, она частенько оказывало влияние на власть, иногда поддерживая её, иногда давая корректировку общественному развитию.
  Сегодня инвариантную экономику пытаются представить в рамках теории потребительских обществ (клубов), в рамках потребительских кооперативов. Причём это делалось как при капиталистическом, так и при социалистическом способе производства.
 НЕМНОГО ИСТОРИИ4
  Выделение из общей системы отдельных потребительских хозяйств и их деятельность обоснованы мотивациями их организаторов, которых не удовлетворяет общая система хозяйствования по экономическим, социальным или религиозным причинам.
  Наиболее характерным примером такого типа потребительских хозяйств является сельская община, повсеместно распространенная в средние века во всех государствах. (Значение слова деревня - совместное общее хозяйство)
  Сельская община (соседская, деревенская, земельная, крестьянская и т.п.) наиболее древняя и сохраняющаяся до настоящего времени форма объединения крестьян первоначально для защиты своей жизни и свободы, а затем - как форма хозяйствования.
  Земля принадлежит общине (или община пользуется государственной или помещичьей землей), но хозяйство ведется не коллективно, а отдельными семьями. Все движимое имущество становится частной собственностью.
  Первые документальные упоминания о российских общинах обнаружены в "Русской правде" 11 - 12 века. В отличие от Европы, российская община была более жизнеспособная, чему способствовали колонизация неосвоенных земель, сочетание ремесла с сельским хозяйством, иной ролью городов.
  Рассмотрим сельскую общину на примере сибирской крестьянской общины.
  Первоначальные границы общин в Сибири складывались "по обычаю" в результате захватов земель в 17 веке. Деревенская община была частью общины волости, которые объединялись в станы.
  Главный орган управления общины - мирской сход (совет, сходка, общее собрание, согласие).
  Без решения схода мирские начальники не имели права определять крестьян на работы, давать поручения, назначать на мелкие должности (сторож, перевозчик). Все денежные вопросы решал сход.
  Такие важные для общины решения, как передел земли, раскладка повинностей, семейный раздел, избрание должностных лиц, ходатайство по мирским делам, опекунство сирот и престарелых принимались только на сходе. Сход также постанавливал о промыслах, которыми артельно занимались члены общины (отходнических, художественных и т.п.) и следил за тем, чтобы артели выделяли общине пай на больных, сирот, вдов и т.д. (по закону "Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" от 19.02.1862 г.).
  Выборные следили за выполнением обязательств по отношению к государству, а община контролировала их деятельность.
  Староста и целовальник переизбирались ежегодно.
 
  Староста:
  • созывает и распускает сход;
  • выполняет решения схода;
  • следит за исправным поступлением податей, отбыванием повинностей;
  • "охранение благочиния" (соблюдение веры, законов, трудолюбия, земледелия, домостроительства, учреждение "запасных магазинов")
  • исполняет требования мирового посредника, судебного следователя;
  • решением вышестоящего начальника староста мог быть оштрафован, подвергнут аресту, удален от должности. Поэтому, должность официального старосты отбывалась поочередно, нередко на должность старосты община назначала крестьянина в виде наказания.
  Полевой староста (неофициальный) - собирал крестьян на общественные работы, следил за исправностью изгороди вокруг мирского поля, разбирал дела о потравах, исправлял в часовне роль духовного отца, иногда назначал и смещал сельских старост. Об авторитете неофициального руководства общиной свидетельствует тот факт, что в некоторых общинах даже изгонялись неугодные общине назначенные церковью священники и службы в церкви проводил выбранный общиной крестьянин.
  Неофициально существовал совет стариков, который готовил решения схода и исполнял судебные функции, хотя по положению 1861 года существовал волостной суд.
  В крупных селах были общественные дома (мирские, сборные, судные, земские избы). В них хранились мирская казна, общинная документация и размещалась казенка (тюрьма).
  Сначала вход в общину был свободный, затем сословный: в 1782 г. вышел указ о выселении из общин в города купцов и мещан.
  Решение о приёме в общину и выхода из неё принимал сход.
  Имея права раскладки и взимания податей, община была ответственна за уплату общей суммы податей, падавших на её членов. Уставные грамоты ХV - ХVI веков запрещали тиунам и доводчикам самим ездит по деревням для сбора кормов и поборов.
  Основой отношений между общиной и государством была круговая порука. За неимущих платили имущие, за ушедших - оставшиеся.
  На все земли, находившиеся в её границах, община имела высшую территориальную власть.
  В обязанности общины входило: ремонт дорог, устройство прудов, мостов, открытие школ, библиотек, оплата учителей, обучение детей за счёт общины в уездных и других училищах, строительство церквей, устройство братчин, больниц и т.д.
  Община следила за воспитание детей: труд, достойный пример в семье (вплоть до развода родителей), сиротам назначались воспитатели (обычно их родственники), которые несли за них ответственность перед общиной наравне с настоящими родителями.
  Несмотря на то, что со времени официального упразднения общин (Столыпинская реформа 1907 года) в России сменились три общественно-экономических формации (феодализм, капитализм и социализм) элементы общинных отношений остались и в наши дни, во многом определяя менталитет современного российского общества.
  Создатель Нимской кооперативной школы Ш. Жид, так охарактеризовал потенциал российского кооперативного движения: "Терпеливый трудолюбивый русский народ, прошедший через вековую школу общины и артели, обладает, мне кажется, качествами необходимыми для процветания сельской и городской кооперации. Трудящие классы России являются прирожденными кооператорами еще в большей степени, чем рочдельские ткачи".
  Казачество.
  Казачество - особое военное сословие, первоначально образовалось на южных окраинах российского государства из беглых крестьян и городской бедноты.
  Городовые казаки, прежде всего, рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. На зиму казаки возвращались в города.
  С развитием феодализма число казаков непрерывно росло и к ХVI веку казачество стало реальной военной силой. Сложилась военная община, имеющая автономию и выборное самоуправление.
  Основой хозяйственной жизни казачества являлись охота, скотоводство, торговля и воинские набеги.
  Рассмотрим казачество, как военно-хозяйственное объединение, на наиболее характерном для того периода примере - Запорожской Сечи.
  На днепровских островах казаками были устроены укрепления ("сечь"), под защитой которых стали собираться беглые со всей России.
  К ХVI веку Запорожская Сечь имела свою артиллерию, флот в большинстве своем захваченные в военных набегах и стала реальной военной и политической силой.
  Сечь - военно-промышленное товарищество с разделением труда: добычники - военная добыча, промысловики - зверь, рыба. Женатые жили отдельно, сеяли хлеб и снабжали сечевиков.
  В мирное время Сечью правил кошевой атаман, избираемых казаками, в военное время - гетман, выбираемый на время похода (в мирное время он мог быть простым казаком).
  Выборные - гетман, есаул, судья, писарь - составляли сечевую старшину, правительство.
  Все решал сечевой круг (казацкая кола).
  Основная ценность казачества - равенство. Любой мог вступить в Сечь и уйти из нее. Пока российское государство было слабым, оно мирилось с присутствием на своей территории независимого войска, но Петр I, за выступление казаков на стороне шведов, разрушил укрепления и ликвидировал Запорожскую Сечь в 1709 г.: казаки были расселены по России и на их основе организованы подчиненные правительству донское, яицкое, терское и другие казачьи войска.
  Важным политическим результатом Запорожской Сечи было создание Малороссии в пределах Российской Империи, явившейся прообразом современной Украины.
 
 
  Офицерские экономические общества
  Рассмотрим причины возникновения крупнейшего в свое время Санкт-Петербургского Гвардейского экономического общества.
  В отличие от армии, офицеры гвардейских частей по происхождению принадлежали к высшему обществу, служба в гвардии для которых была необходимой ступенью в дальнейшей карьере.
  Но пребывание в гвардии, даже при умеренном образе жизни, требовало больших материальных затрат т.к. офицеры не только жили за свой счет, но и, по обычаям гвардейских полков, из своих денег выдавали своим солдатам наградные, частично покупали провизию для улучшения их питания.
  Вступая в гвардию, офицеры получали дворцовые звания и были обязаны нести службу при дворе, для чего была необходима дворцовая форма (парадная, бальная, парадное оружие и т.д.) причем самого высшего качества, которую заказывали только у поставщиков двора.
  Но, кроме этого, для службы требовались обычные парадные мундиры, походное обмундирование, обувь, амуниция, оружие и другое, что заказывалось у других, более дешевых поставщиков.
  Естественным решением этой материальной проблемы была организация собственного производства необходимых вещей, которое было реализовано в виде экономического общества: офицеры вносили паевой взнос на организацию мастерских и заказывали в них эти вещи, что было значительно дешевле.
  Успешная деятельность Гвардейского экономического общества вызвало появление аналогичных обществ и в армии.
  Интересен тот факт, что Гвардейское экономическое общество является прямым предком современной российской потребительской кооперации, время образования которой считают от "Большой артели", образованной в 1831 году гвардейскими офицерами, сосланными в забайкальский Петровский каземат за участие в восстании 1825 года.
  Письменным уставом Большой артели, принятым 2 марта 1831 года, были определены следующие принципы, положенные в основу ее деятельности:
  • целью является удовлетворение личных потребностей;
  • добровольность вступления и выхода из артели;
  • создание коллективной собственности в форме безвозвратной "общественной суммы" и совместного имущества;
  • материальное участие членов в форме взноса в артель продовольственного пайка, выдававшегося им администрацией каземата, а также полученных от родственников денежных средств;
  • участие членов в совместном труде по ведению коллективного хозяйства;
  • равенство прав и обязанностей членов: один человек - один голос;
  • покупка и продажа товаров только за наличные деньги;
  • создание "резерва" - денежной суммы для выдачи единовременных пособий членам артели.
  Годовая общественная сумма распределялась на 3 части:
  1. хозяйственная;
  2. частная;
  3. экономическая.
  Хозяйственная доля (2/3 для текущего потребления, 1/3 - резерв) служила для обеспечения продуктами потребления, частная - для личного потребления, экономическая - для пополнения оборотных средств, для выдачи отъезжающим в ссылку.
  Вся подписная сумма становилась безвозвратной общественной собственностью и расходовалась через артель. Каждый член имел открытый месячный кредит, лицевые счета.
  Управление и контроль:
  • выборы - тайное голосование.
  • временная комиссия (выборы, ревизия);
  • постоянная - хозяйственная комиссия: хозяин, закупщик (2 раза в неделю выход за ворота тюрьмы, показ и продажа товаров), казначей.
  Каждую субботу с 3 до 6 все желающие могли получить информацию о деятельности артели.
  В 1834 г. создано общество взаимного вспомоществования "Малая артель" которое осуществляло кредитование своих членов.
  Внутри Большой артели была "журнально-газетная артель", членский взнос - 10 р. Выписывали более 20 наименований журналов и газет.
  Следует отметить влияние Большой артели на окружающие селения: образованные члены артели ввели новшества в сельское хозяйство, применяя неизвестные в этой окраине России достижения науки выводили свои сорта сельскохозяйственных культур.
  Начиная на пустом месте и находясь в бесправном положении, члены Большой артели своим трудом в короткие сроки обеспечили себя продуктами за счет огородов, организовали откорм скота, заготовку дров, содержали аптеку, бани, прачечную, портновскую, обувную и переплетную мастерские, вели кредитно-ссудные операции.
  Деятельность этих артелей закончилась в 1839 г. в связи с окончанием срока каторги.
  Монастыри.
  Первые дошедшие до нас письменные свидетельства о близкой к современному пониманию потребительской кооперативной деятельности людей, объединившийся в хозяйства с целью совместной борьбы с трудностями жизни - уставы древних монастырей.
  В отличие от устных преданий и, как бы само собой разумеющихся, укладов жизни других форм коллективной деятельности (артелей, общин и т.п.), письменные монастырские уставы и другие дошедшие до нас документы, позволяют проследить во времени эволюцию хозяйственной жизни, социальных отношений между собой и остальным миром групп людей, первоначально объединившийся для удовлетворении собственных духовных и материальных потребностей.
  Ценность монастырских уставов в том, что они обобщили весь житейский опыт коллективного хозяйствования и многие их положения являются основой хозяйственной деятельности современных кооперативов и их союзов.
  Предварительный анализ показывает, что, вне зависимости от религии, хозяйственные уклады в монастырях различных конфессий близки друг к другу, поэтому для дальнейших исследований возьмем за основу уставы христианских монастырей
  Анализ древних иноческих уставов, собранных свт. Феофаном Затворником позволил выявить общие признаки хозяйственной деятельности, присущие всем монастырям.
  Общежительный монастырь - это монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией.
  Рассмотрим наиболее характерный пример - Тавеннисиотское общежитие (III век).
  Организационно Тавеннисиотское общежитие состояло из 13 мужских и 2 женских монастырей.
  Каждый монастырь имел церковь и состоял из 30-40 домов, в которых размещались кельи, общая трапеза, кухня и пекарня, больница, гостиница, отдельные здания для провизии, одежды, рабочих орудий. Монастыри имели свои сады, огороды и поля.
  Всеми монастырями заведовал епископ, но каждый монастырь имел своего аббата, под которым состояли: смотрители домов с помощниками, частные экономы с расходчиками и все другие лица, исправляющие какие-либо службы по монастырю.
  Аббата избирали пожизненно простым большинством все братья, утверждал аббата епископ.
  Аббат управляет всем: и хозяйственной и духовной жизнью монастыря. Он ? единственный представитель монастыря в миру, не ограниченный в своей власти. В важных случаях может советоваться с братьями, но подчинен только уставу.
  Эконом заведует хозяйством монастыря, а расходчик - вне монастыря (покупка-продажа товаров).
  Каждую неделю все выборные помощники дают отчет о работе аббату монастыря.
  Епископ дважды в год проводил общие собрания: на первое приглашал всю братию, на второе присутствовали только аббаты монастырей, экономы и смотрителей домов. Цель - ревизия общей экономии, решение крупных вопросов и доведение информации до всех. Экономы и аббаты монастырей отчитывались по экономии во время общего собрания главному эконому, а он - общему собранию. Для этого они вели валовую запись приходов и расходов.
  Все сработанное монахами доставлялось через посредство местных аббатов в главный монастырь, где главный эконом распределял все доставленное между отдельными монастырями. Излишки продавались.
  В обитель принимали всех верующих, но с испытательным сроком (обычно год),
  В монастыри принимали не только взрослых, но и детей: круглых сирот принимали сами, остальных с позволения или по просьбе родителей. Дети не обязательно готовились в монахи, если они не изъявляли желания подстригаться, то по достижению возраста выходили из монастыря.
  Большое внимание уделялось воспитанию. Цель воспитания: благочестие, грамота, письмо, рукоделие. В систему воспитания входили наказания.
  В монастыре строго поддерживалась иерархия: кто последний поступил в монастырь - тот последний, независимо от возраста и мирского звания (даже священники).
  Выход из монастыря: сначала свободный (до 3 раз), впоследствии только изгнание.
  Особенностью рассматриваемых нами основных положений монастырского хозяйствования является то, что в период основания монастырей они не зависели от официальной церкви, более того, в течение некоторого периода подвергались гонениям с ее стороны.
  Независимость монастырей того периода, отрешенность их внутреннего мира от мирской жизни, неучастие в политике, позволяет нам рассматривать их как самоуправляемое потребительское хозяйство, свободное в своей деятельности и существующее на основе христианского мировоззрения.
  С присоединением к Церкви началось расслоение монашества: самые знатные люди - графы, герцоги, князья - считали для себя достойным уходить в монастырь, где, как правило, сразу же занимали ведущие должности. Уже во времена Карла Великого (8 в.) во главе монастырей (даже женских) становились светские люди, вознаграждаемые аббатством за свои военные заслуги: аббаты-графы.
  Наряду с добровольным вступлением в монастырь, в него вступали и насильственно заточаемые.
  В результате многовековой тезаврации монастыри, накопившие значительные духовные и материальные ценности, стали влиять не только на духовную, но и на светскую жизнь. Богатством отдельные монастыри стали сравниваться не только с князьями, но и некоторыми государствами, а по влиянию на народ даже превосходили их. Монастыри превращаются в земельных магнатов, в социально-политическую силу, становятся основным проводником папских идей.
  Если мотивацией вступления в монастырь в период их становление было посвящение себя богу, то в последствии стало желание воспользоваться преимуществами монастыря для достижения определенного положения в обществе - как светском, так и духовном.
  Учитывая успешную деятельность повсеместно распространенных потребительских хозяйств, власти различного уровня пытались использовать их преимущества для достижения своих целей.
  Военные поселения.
  Мы достаточно подробно описали военно-экономическое потребительское хозяйство свободных людей - Запорожскую Сечь.
  Рассмотрим, как же было реализовано военно-экономическое хозяйство феодальным государством.
  Военные поселения, как отдельно выделенные хозяйства, известны с 17 века. Основной задачей военных поселений являлась охрана границ государства. Социальный состав - пахотные крестьяне.
  В 18 веке, с передачей функций охраны границ казачьим войскам военные поселенцы слились с казачеством.
  Вновь восстановлены Александром 1 после войны 1812 года.
  Экономической причиной создания военный поселений явилось разорение страны войной с Наполеоном и невозможность содержать из-за этого регулярную армию.
  На территориях отведенных под военные поселения все местные крестьяне от 18 до 45 лет объявлялись "хозяевами". Из них комплектовались поселенные батальоны и полки. С 45 лет поселяне уходили в отставку и служили на хозяйственных должностях.
  Государственные крестьяне и солдаты, ставшие поселенцами, получали из казны новые земельные наделы, дом, сельскохозяйственный инвентарь и рабочий скот. Каждый хозяин-поселянин за это должен был кормить 3 постояльцев из солдат, расположенных на постое в поселенных округах.
  Важной особенностью ведения хозяйства была его плановость: виды производимой поселенцами продукции и ее количество определялись государством.
  Нормы жизни определялись воинскими уставами: все носили выданную военную форму, жили и работали по твердому воинскому распорядку. Круглый год проходили военное обучение.
  При Николае 1 число поселенцев достигло 400 тысяч человек, только генералов и старших офицеров (которых тоже должны были содержать поселенцы) в 1825 годы по списку корпуса военных поселений насчитывалось 9678 человек.
  Важной задачей военных поселений было воспитание солдат с детских лет. Дети с 7- летнего возраста зачислялись в кантонисты и забирались из семей для обучения военному делу.
  Развитием военных поселений не были достигнуты ни экономические, ни политические цели:
  - затраты казны на их обустройство не компенсировались трудом поселенцев (требования военной службы не оставляли время на хозяйственные работы);
  - вместо опоры самодержавию воспитывались бунтовщики (тяготы жизни в военных поселения приводили к постоянным бунтам).
  После ряда реорганизаций, в 1857 году были упразднены, а материальные ценности были переданы министерству государственных имуществ.
  Казалось бы, военные поселенцы находились в более благоприятных первоначальных экономических условиях, чем казаки в Запорожской Сечи или члены Большой артели - государство дало им дома, орудия труда и продукты - но положительных результатов достигнуто не было, так как не было главного условия - личных мотиваций.
  Колонии безработных в Австралии
  В связи с безработицей, в Австралии в 1893 г. издан закон, дававшей право группе лиц в 20 и более человек получать землю в одном куске с расчетом на 1 мужчину 50 десятин.
  На основании этого закона правительством создавались трудовые колонии (Labour colonie) из безработных. Кроме земли правительство выдавало ссуды в размере 500 рублей на льготных условиях.
  Каждая колония действовала под контролем правительства и управлялась выборным советом из 3 человек (женщины не имели права голоса).
  В обязанности совета входило:
  • прием и исключение членов;
  • роспуск колонии по решению собрания;
  • обеспечение выполнения распоряжений правительства;
  • руководство хозяйственной деятельностью;
  • распределение продуктов.
  Колонии занимались земледелием, ремеслами, строительством, имели личную собственность (мебель, вещи, одежда).
  Жилье, инструменты, орудия производства находились в общественной собственности.
  Распределение продуктов производилось через общинные магазины по количеству членов семьи и по труду.
  В 1893 г. число колонистов составляло 1273 человека, к 1895 году их число уменьшилось до 109.
  Созданная государством комиссия обследовала деятельность колоний и на основании ее заключения колонии были упразднены.
  Крепостные артели.
  Наряду с государством, некоторые либеральные помещики для повышения доходов со своих имений и улучшения быта крепостных крестьян создавали из них земледельческие артели.
  Например, в России помещик Стремоухов основал крепостную артель в 1814 - 1815 гг.
  Экономической основой артели являлись объединенные общинные и помещичьи земли, которые были разделены на уделы. Каждый удел обрабатывался дружиной из 25 человек.
  Две дружины образовывали посад, три посада образовывали вотчину.
  Посадского и вотчинного старшину назначал помещик.
  Каждая дружина избирала судью, артельщика и гуменного.
  Имелся общий выборный суд артели, состоявший из судей дружин.
  Скот также был обобществлен и содержался на общем скотном дворе.
  Урожай делился между помещиком и артелью пополам, но хлеб на семена, уплата податей, расходы на жилье и постройки шли из помещичьей половины.
  Прибыль от продажи и хлеб делили на работающих поровну.
  Интересным является тот факт, что первую в России школу для девочек из простого народа открыли именно в этой артели.
  Известно, что такая же артель создавалась графом Разумовским в 1820 г. в Полтавской губернии. Примеров зарубежных крепостных артелей может служить Ралагайская община, существовавшая в Ирландии в 1830 - 1833 гг.
  Помещик Ванделер устроил в своем поместье кооперативную ферму, к которой прикрепил 200 десятин земли. Община имела свою лавку, столовую, прачечную, школу, взяла на себя расходы по содержанию детей, создана больничная касса.
  Для приема в общину существовал испытательный срок - 1 месяц.
  Лендлорд назначал секретаря, казначея, заведующего потребительской лавкой.
  Сами крестьяне выбирали комитет из 9 человек, который осуществлял руководство текущей хозяйственной деятельностью
  Распределение результатов труда производилось по рыночной оценке (трудодень), остатки распределялись в виде премии в конце года.
  Ванделер проиграл в карты свое имущество, в том числе и имущество артели, и сбежал в Америку.
  В замкнутой экономической системе развивались ремесла, первоначально входившие в нее и служащие для удовлетворения потребностей хозяйства в орудиях труда, предметах быта и т.п. С развитием товарно-денежных отношений ремесла выделяются и становятся самостоятельными: ремесленники выделяются из общин своей спецификой труда, объединяются в артели, цехи и другие экономические и производственные союзы.
  Артель
  Артель (община, союз людей) - основной и первоначальный вид сначала промысловой, а впоследствии и потребительской кооперации.
  В России, с ее специфичным менталитетом и общинным укладом, артели, как форма корпоративного объединения, занимали ведущее место в некоторых областях производства. Артели произошли из общины и жили по ее укладу, приняв его и после выделения.
  С 1799 г. действовал закон об артелях, определяющий отношения между артелями и общиной с одной стороны и артелями и государством - с другой.
  Отношение между артелями и общиной регулировались следующим:
  • решение о создании артели, назначение старшего и поименный состав участников утверждал сход;
  • результаты артельной деятельности докладывались сходу;
  • из своего заработка артель выделяла общине пай для призрения, вдовам и сиротам.
  Как мы видим, на первых порах своего существования артели работали "от себя".
  С появлением предпринимателей (хозяев) договоры на работу заключал хозяин, уже он нанимал артель и расплачивался с ней. Появились "подрядчики", для которых наймы артелей стали средством существования и получения прибылей.
  К середине XVIII века такие отношения стали преобладающими и явились основой для развития капиталистических отношений.
  Цехи.
  В XI в. самоуправляемых городах Западной Европы возникают цехи, в России - сотни, ряды, в странах Ближнего и Среднего Востока - эснафы, ханы, дза и т.д., т.е. группы людей, обладающие преимущественным правом заниматься исключительно одной определенной профессией в соответствии с правилами, утвержденными государственной властью
  Полноправными членами цехов считались ремесленники, самостоятельно ведущие свое хозяйство (мастера). Специфичность цехов заключается в том, что их целью является социальная защита мастеров, которые представляют собой в цехе отдельное производственное предприятие.
  Не включение некоторыми учеными цехов в категорию потребительских хозяйств объясняется тем, что наиболее ощутимой для общества стороной деятельностью цехов, маскирующей их потребительскую природу, является производство товаров их членами.
  Но производством занимались предприятия, которые представляли мастера, а для мастеров цехи являлись такими же потребительскими хозяйствами (экономическими союзами), как и остальные потребительские хозяйства того времени. Органами управления цехов были собрания полноправных членов и выборные лица - старшины и присяжные.
  Для того, чтобы стать мастером ученики и подмастерья должны были отработать на мастера определенный срок (от 3 до 7 и более лет). Для вступления в цех (гильдию) требовался большой денежный взнос.
  Деятельность цехов и их членов регламентировалась уставами, которые предусматривали квалификацию мастера, условия найма работников, производства и сбыта продукции, сроки и условия ученичества, количество станков и работников для каждого члена, качество продукции и т.д.
  Цехи защищали своих членов, создавали монопольные условия для производства и сбыта продукции. Для сохранения своих прав и получения новых, цехи активно участвовали в политической жизни городов.
  С развитием цехов усилилось с самого начало неоднородное по материальному положению разделение их членов, некоторые цехи превращаются в организации предпринимателей, раздающих работу членам других цехов.
  В России корпоративные организации ремесленников в городах известны с XI века.
  В Новгороде в XII в. сотни, улицы, ряды имели самоуправление, которое вершило суд, надзирало за мерами обмена на рынке и решало другие внутренние вопросы, участвовало в политической жизни города. Было широко распространено объединение сотен вокруг приходских церквей.
  Российские корпоративные организации имели много общего с западными цехами: у Иконников, кузнецов и других существовали экзамены на звание мастера, требования к квалификации предъявлялись и в других профессиях.
  О развитии корпоративных объединений в России свидетельствует тот факт, что только в Москве к концу XVII века насчитывалось 36 сотен, не считая более мелких полусотен и четвертьсотен.
  Со временем корпорации разделяются по материальному признаку: верхушка купечества объединяется в "гости", гостиная сотня, суконная сотня, категории людей посадских сотен подразделялась на больших, средних и "молодших".
  Правительственные "Соборное уложение" 1649 г. о посадских сотнях и указ 1722 г. о цеховых организациях ремесленников закрепили это разделение, подчинив их правительственной власти, оставив за этими организациями по существу лишь фискальные функции.
  С незначительными изменениями это положение существовало до революции 1917 года.
  Обратите внимание на то, что вне зависимости от времени своего существования, государственной принадлежности или других объективных причин, все инициативные потребительские хозяйства в процессе развития выработали до удивления похожие правила своего хозяйственного устройства.
 ***
  Особое место в истории развития кооперативного движения заняли коммунистические общины, создаваемые под влиянием утопических идеологий достижения общества всеобщего благополучия.
  Еще в период II век до н.э. и I-II вв. н.э. в Апокалиптиках, описано царство будущего, послужившее прообразом всех последующих общин с "идеальным" устройством. В новозаветной книге "Деяния Апостолов" (гл. 4) описано устройство первой христианской общины, идеал которой основывался на всеобщем равенстве.
  Предпосылками создания таких общин явилась неудовлетворенность социальным устройством жизни, которое объяснялось их основателями в основном двумя факторами:
  - несовершенством человека;
  - искажением официальной церковью учения.
  Мысль о том, что быт человека и его поведение можно улучшить возвращением к первоначальным ценностям христианского учения приводила к расколу церкви и выделению из нее самостоятельных церквей.
  Следует подчеркнуть, что хозяйственная деятельность в подавляющем большинстве новых объединений осуществлялась аналогично описанным ранее крестьянским общинам, военным поселениям или монастырям с некоторыми особенностями, вызванными требованиями религии.
  Поэтому приведем примеры только исключений из общих правил.
  В Италии 1158 г. движение "паторенов" - оборванцев. Правила - отсутствие личной собственности и запасов. Кормились подаянием, которое делили поровну. Брак запрещен, но разрешалось свободное сожительство. В конце концов, секта превратилась в банду.
  В Чехии - табориты - полноя общность имущества и жен, всеобщее равенство, уничтожение сословных различий.
  Перечисленные (и многие другие) религиозные общины противопоставляли себя остальному обществу и, в конце концов, прекратили свое существование.
  Первые теоретики коммунистических общин были глубоко религиозные люди и пытались в рамках официальной религии воспитать нового человека.
  Их учения основывались на ценностях религии - таких как взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность, честность, открытость и забота о других.
  Т. Мор в своей "Утопии" описал общество, в котором нет частной собственности, все имущество общее, труд обязателен, работа выполняется по плану, имеется перечень справедливых потребностей и норм потребления, тяжелые работы выполняют рабы, всеобщие выборы.
  Т. Кампанелло - "Город солнца". Глава государства - первосвященник, все общее - имущество, жилище, жены, дети, совокупление - по расписанию под наблюдением врача и астролога, одинаковая одежда.
  Последователи Кампанеллы создали государство иезуитов в Парагвае 1638 - 1773 гг. Основой послужило первобытное племя индейцев "гуарани". В нем были сохранены брак и семья, впервые реализован принцип: каждому по потребностям, от каждого - по способностям. Возглавлял патер. Коммунизм рухнул с упразднением ордена иезуитов.
  У. Стенли, 1511 г. "Закон свободы". Уничтожение торговли, за продажу земли - смертная казнь.
  А.К. Сен-Симон - от каждого по способностям, каждой способности - по ее делам, право на труд.
  Ш. Фурье - собственность обобществляется в масштабах трудового товарищества, становится частной, но не личной, роль государства мала, люди объединяются в фаланги (1 - 2 тыс. чел.). Труд, отдых, секс, уход за детьми и их воспитание - совместные. Его последователи - М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Идеи Ш. Фурье частично воплощены в кибуцах (Израиль) и колхозах (СССР).
  Этьен Кабэ - 1788 - 1856 гг. "Путешествие в Икарию" - полное народовластие, управляет представительное собрание, на все существуют законы и инструкции, одна газета - народная газета, все остальные перепечатывают из нее. Выбор профессии - пережиток прошлого. Государство управляет всем. Икарийские общины создавались в Америке. Распались, превратившись в диктатуры.
  Во многом идеи Э. Кабэ были реализованы в государствах социалистического лагеря.
  Р. Оуэн в основу своей теории ставил воспитание людей. Ввел в употребление слово "социализм".
  На базе предприятий, совладельцем которых он был, создал общину в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1800 г. Создал школу, детские сады, социальное обеспечение, больницы, страхование, народную дружина, привел в порядок экономику. Совладельцы были против такого расхода денег и, поссорившись с ними, Р. Оуэн уехал в Америку. Община распалась.

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу