<< Пред.           стр. 12 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 .
 .
  В нашем примере общие затраты на создание образцов выросли по сравнению с базовым годом на 100 000 тыс. руб. Однако снижение затрат на создание одного образца на 40 тыс. руб. привело к снижению общих затрат на 10 000 тыс. руб. Вместе с тем, увеличение на 50 единиц числа созданных образцов способствовало повышению общих затрат на 110 000 тыс. руб.
  Поэтому общее изменение:
 ?З = (- 10 000) + (110 000) = 100 000 тыс. руб.
  Посмотрим теперь, почему произошло изменение средних затрат на создание одного образца. Для этого рассмотрим таблицу 12.1.
  Таблица 12.1
 Расчет средних затрат на изготовление образца, тыс. руб.
 
  Базовый период Текущий период Образцы Количество изготовленных образцов, n0 Общие затраты на изготовление образцов, З0 Затраты на изготовление одного образца, Количество изготовленных образцов, n1 Общие затраты на изготовление образцов, З1 Затраты на изготовление одного образца, 1 120 193 600 1 613 200 351 000 1755 2 80 246 400 3 080 50 189 000 3780 Итого 200 440 000 2 200 250 540 000 2 160
  Индекс средних затрат на изготовление одного образца:
  или 98%,
  где
  - общая средняя,
  то есть затраты снизились на 2% или на 40 тыс. руб.
  На этот результат могли повлиять затраты на изготовление конкретного образца (Зi) и удельный вес (доля) изготовленных образцов i-того вида в общем числе изготовленных образцов .
  Следовательно, на изменение средних затрат по изготовлению одного образца влияют внутрипроизводственные и структурные факторы.
  Средние затраты () на изготовление образцов можно выразить следующим образом:
  . (12.8)
  Для дальнейшего анализа воспользуемся системой индексов переменного состава (), фиксированного состава () и влияния структурных сдвигов ().
  Расчет индексов представим в таблице 12.2 (с использованием таблице 12.1).
  Таблица 12.2
 Расчет индексов затрат на изготовление образцов
 
  Базовый период Текущий период Расчетные показатели Образцы Средние затраты на один образец, Доля изготовленных образцов в общем числе, Средние затраты на один образец, Доля изготовленных образцов в общем числе, 1 1613 0,6 1755 0,8 968 1404 1290 2 3080 0,4 3780 0,2 1232 756 616 Итого 2200 1,0 2160 1,0 2200 2160 1906
  Нетрудно убедится, что итог группы 1 и 3 соответствует итогу групп 5 и 6, то есть результат расчета индекса переменного состава с разложением на внутрипроизводственные и структурные факторы совпадает с расчетом по выше приведенной методике.
  Индекс фиксированного состава покажет влияние изменения затрат по отдельным образцам на изменение общих средних затрат:
  или 113,3%.
  Изменение затрат на изготовление одного образца при их структуре на уровне отчетного периода могло бы привести к повышению общих средних затрат на 254 тыс. руб. Однако, в текущем периоде снизилась доля образцов с более высокими затратами на изготовление одного образца.
  Изменение структуры числа изготовленных образцов следующим образом повлияло на изменение общих средних затрат:
  или .
  В нашем примере:
  или 86,6%.
  Это значит, что за счет структурных сдвигов общие средние затраты снизились на 294 тыс. руб.
  Таким образом, изменение общих средних на изготовление одного образца составляет
 (+ 254) + (- 294) = - 40 тыс. руб.
  Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.
  Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять, анализируя следующие показатели:
 * затраты на освоение новшеств;
 * общие затраты на производство и реализацию продукции;
 * выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
 * прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
 * выручка от реализации всей продукции;
 * стоимость нематериальных активов (средняя за период);
 * стоимость основных фондов (средняя за период);
 * чистая прибыль;
 * средняя списочная численность персонала.
  Приведенные показатели позволяют построить систему взаимосвязанных факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа:
 * затрат на единицу объема реализации;
 * прибыли от реализации продукции;
 * чистой прибыли.
  Введем следующие условные обозначения:
  З - затраты на производство реализованной продукции;
  ВР - выручка от реализации всей продукции;
  ЗОН - затраты на освоение новшеств;
  ВРН - выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
  ПР - прибыль от реализации продукции;
  ПРН - прибыль от реализации новой продукции;
  НА - стоимость нематериальных активов;
  - коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов;
  - затраты на единицу объема реализации;
  П - чистая прибыль.
  Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:
 * снижении себестоимости продукции;
 * росте фондовооруженности труда;
 * росте производительности труда;
 * увеличении объема реализации продукции или объема продаж;
 * повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей.
  Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость продукции примем в качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации (). Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:
  , (12.8)
  где
  - затраты по освоению новшеств на единицу объема реализации продукции, произведенной с их применением; - коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость продукции; - доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке от реализации. Для освоения новшеств необходимы знания, опыт и другие нематериальные активы.
  Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной с применением новой техники или технологии к средней годовой стоимости нематериальных активов, характеризует рентабельность нематериальных активов:
  (12.9)
  где
  - рентабельность нематериальных активов при освоении новшеств.
  Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль от реализации продукции отражает модель:
  , (12.10)
  где
  - потребность в нематериальных активах на единицу объема выручки от реализации продукции; - коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции
  Сопоставив стоимость нематериальных активов со средней списочной численностью персонала, получим показатель "вооруженность нематериальными активами". Отношение стоимости основных фондов к численности персонала является традиционным показателем фондовооруженности.
  Взаимосвязь показателей вооруженности нематериальными активами и основными фондами отражает модель:
  , (12.11)
  где
  -
 ондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника);
  - вооруженность работников нематериальными активами;
  N - средняя списочная численность персонала;
  -
 оэффициент соотношения основных фондов и нематериальных активов
 
  Показателем эффективности работы персонала является выручка от реализации на одного работающего ().
  Модель (12.12) позволяет оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала:
  , (12.12)
  где
  - выручка от реализации на единицу стоимости основных фондов.
  Модель (12.13) отражает влияние факторов на изменение прибыли:
  , (12.13)
  где
  - рентабельность продукции или рентабельность продаж;
  - коэффициент оборачиваемости нематериальных активов;
  -
 оэффициент соотношения нематериальных активов и стоимости основных фондов;
 -
 редняя годовая стоимость основных фондов.
  Для оценки влияния факторов на результативный показатель в приведенных выше моделях используем взаимосвязанные факторные индексы и покажем методику их применения на примере модели 12.13.
  Перед непосредственной иллюстрацией методики применения взаимосвязанных факторных индексов целесообразно кратко остановиться на логике их построения.
  Сущность метода взаимосвязанных факторных индексов (в литературе по анализу хозяйственной деятельности их называют цепными подстановками) состоит в том, что влияние каждого отдельного фактора на результативный показатель рассматривается во взаимодействии с другими факторами.
  Например, имеем трехфакторную модель (в которой факторы обозначим условно "а", "б", "в")
 у = а * б * в.
  Индекс результативного показателя (Iy):
 .
  Абсолютное изменение результативного показателя равно разности числителя и знаменателя:
 ?у = а1 * б1 * в1 - а0 * б0 * в0.
  Дальнейшие рассуждения следующие:
  1. Оцениваем влияние фактора "а" на результативный показатель. Изменение фактора "а" происходит во взаимодействии с факторами "б" и "в", то есть
 , ?а = (а1 - a0) * б1 * в1.
  2. При построении каждого следующего факторного индекса от уже изученного фактора абстрагируются. Так, при построении индекса фактора "б" имеем
 , ?б = a0 * (б1 - б0) * в1.
  3. Следовательно
 , ?в = a0 * б0 * (в1 - в0).
  Взаимосвязь индексов
 .
  Общее изменение результативного показателя с учетом влияния факторов:
 ?y = ?a + ?б + ?в.
  Более подробно теория взаимосвязанных факторных индексов изложена в специальной литературе по индексному методу [].
  Вернемся к модели 12.13 (исходные данные для расчетов приведены в табл. 12.3).
  Индекс изменения чистой прибыли
  или 100,3%.
  Прибыль увеличилась на 0,3%, что в абсолютном выражении равно разности числителя и знаменателя:
 ?П = 12090 - 12050 = 40 млн. руб.
  Индекс рентабельности продукции (фактор "а"):
 .
  В нашем примере (табл. 12.4) 1,043 или 104,3%.
  Для упрощения дальнейших расчетов используем алгоритм:
 ?а = (а1 - a0) * б1 * в1 * г1 * д1.
  Имеем
 (0,27) * 2,26 * 0,31 * 0,465 * 26 000 = 2 286,97.
  Индекс рентабельности нематериальных активов (фактор "б"):
 .
 
 ?б = a0 * (б1 - б0) * в1 * г1 * д1 = 0,625 * (0,22) * 0,31 * 0,465 * 26 000 = 515,33.
  Таблица 12.3
 Показатели работы фирмы за два года
 (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
 
 
 оказатели
 азовый год
 екущий год
 
 ыручка от реализации (без НДС и акцизов)
 6 365
 8 548
 
 редняя годовая стоимость основных фондов
 5 000
 6 000
 
 редняя годовая стоимость нематериальных активов
  000
  200
 
 истая прибыль
 0 200
 1 877
 
  По данным табл. 12.3 произведем расчеты показателей рентабельности, использования основных фондов и нематериальных активов (табл. 12.4).
  Итак, индекс изменения чистой прибыли (результативный показатель)
  или +16,5%.
  а абсолютное изменение
 ?П = +1 677 млн. руб.
 
  Таблица 12.4
 Показатели
 рентабельности продукции, основных фондов
 и нематериальных активов
 
  Показатели Условное обозначение Базовый год Текущий год Абсолютное изменение Коэффициент динамики 1 Рентабельность продукции (руб/руб) а 0,625 0,652 +0,027 1,043 2 Рентабельность нематериальных активов б 2,04 2,26 +0,22 1,108 3 Коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов в 0,32 0,31 -0,01 0,969 4 Рентабельность основных фондов Rф = а * б * в 5 Средняя годовая стоимость основных фондов, млн. руб. г 25 000 26 000 +1 000 1,040 6 Чистая прибыль, млн. руб. П = а*б*в*г 10 200 11 877 + 1 677 1,165
  Индекс рентабельности продукции (фактор "а"):
 
 
 ?а = (а1 - a0) * б1 * в1 * г1 = (+0,027) * 2,26 * 0,31 * 26 000 = 491,82.
  Индекс рентабельности нематериальных активов (фактор "б"):
 
 
 ?б = a0 * (б1 - б0) * в1 * г1 = 0,625 * (+0,22) * 0,31 * 26 000 = 1 108,25.
  Индекс коэффициента соотношения нематериальных активов и основных фондов (фактор "в"):
 
 ?в = a0 * б0 * (в1 - в0) * г1 = 0,625 * 2,04 * (-0,01) * 26 000 = -331,5.
  Индекс средней годовой стоимости основных фондов (фактор "г"):
 
 ?г = a0 * б0 * в0 * (г1 - г0) = 0,625 * 2,04 * 0,34 * 1 000 = 408.
  Итоговые результаты:
 Iy = 1,043 * 1,108 * 0,969 * 1,040 = 1,165 (табл. 12.4, графа 4).
 ?y = 498,82 + 1 108,25 - 331,5 + 408 = + 1 673,6,
  что близко к гр. 3, табл. 12.4, расхождение за счет округлений в расчетах.
  Резюме
  Результаты инновационной деятельности могут иметь конкретную вещественную форму или неовеществленную форму.
  Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права, с чем связано понятие "интеллектуальная собственность".
  Объекты интеллектуальной собственности могут приносить доход и включаются в состав нематериальных активов.
  Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские права.
  Средством индивидуализации продукции является товарный знак.
  "Ноу-хау" представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и другого характера.
  Коммерческая передача "ноу-хау" оформляется лицензионными соглашениями.
  Следствием инновационной деятельности являются также промышленные образцы.
  Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.
  Материальными результатами инновационной деятельности являются созданные и освоенные машины, оборудование, приборы, средства автоматизации.
  Выход на рынок технологий свидетельствует об эффективности инновационной деятельности.
  Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей и покупателей новшеств.
  Вопросы для повторения
  1. Назовите основные материальные и нематериальные результаты инновационной деятельности.
  2. Раскройте содержание понятия интеллектуальная собственность.
  3. Назовите какими законодательными документами охраняется интеллектуальная собственность.
  4. Дайте определение патента.
  5. Какие задачи решает товарный знак?
  6. Раскройте понятие "ноу-хау".
  7. Что такое промышленные образцы?
  8. Какие задачи решает лицензия?
  9. В чем значение лицензионной торговли?
  10. Назовите организационные формы продажи лицензий на внешнем рынке.
  11. В чем различие понятий "лицензиатор" и "лицензиат"?
  12. Какую роль выполняют процентные или текущие отчисления ("роялти")?
  13. Что такое паушальный платеж?
  14. В чем особенности технологии как товара?
  15. Как рассчитывается "роялти"?
  16. Как определяется экспортная конкурентоспособность?
  17. Охарактеризуйте внутренние и внешние затраты на осуществление инновационной деятельности.
  18. Какие затраты связаны с изобретательством?
  19. Как анализируют общие затраты на создание новой техники?
  20. Какое значение имеет индексный метод в анализе эффективности инновационной деятельности?
 
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 1. Адамов В.Е. "Факторный индексный анализ", М. "Статистика", 1971г.
 2. Бетухина Е., Пойсик М. "Мировая практика формирования научно-технической политики", Кишинев, 1990г.
 3. Водачек Л., Водачкова О. "Стратегия управления инновации на предприятии", М."Экономика", 1989г.
 4. Глазьев С.Ю. "Теория долгосрочного технико-экономического развития", М. "Влад-Дар", 1993г.
 5. Гончаров В.В. "В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала", М. МП "Сувенир", 1993г.
 6. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. "Человеческие ресурсы управления", М."Дело", 1993г.
 7. Ильенкова Н.Д. "Спрос: анализ и управление", М. "Финансы и статистика", 1997г.
 8. "Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)". Под ред. Рудаковой И.Е., М. изд-во МГУ, 1991г.
 9. "Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Методические рекомендации и комментарии по их применению", М. "Информэлектро", 1989г.
 10. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. "Стратегия инновационной деятельности предприятия" Сб.научных трудов. "Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка". Под ред. д.э.н. Титова В.В. и Марковой В.Д., Новосибирск, 1995г.
 11. Крицков В.Ф., Ягудин С.Ю. "Особенности оценки эффективности создания и освоения новой техники в шинной промышленности", М. ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1991г.
 12. Кохно П.А. и др. "Менеджмент", М. "Финансы и статистика", 1993г.
 13. Кутейников А.А. "Искусство быть новатором", М. "Знание", 1990г.
 14. Лукашевич И. "Развитие идей Н.Д.Кондратьева в теориях длинных волн нововведений", "Вопросы экономики", 1992г., № 3.
 15. "Менеджмент организации".Под ред. д.э.н.,проф. Румянцевой З.П., д.э.н.,проф. Соломатина Н.А., М. ИКФА-М, 1995г.
 16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента". Пер. с англ. М."Дело", 1992г.
 17. "Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов и их для финансирования", М. "Информэлектро", 1990г.
 18. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. "Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление", т. 1 и 2, М. "Внешторгиздат", 1993г.
 19. Морозов Ю.П. "Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений", Н. Новгород, 1995г.
 20. "Новая технология и организационные структуры". Под ред. Пиннигса, А.Бьютандяма. Пер. с англ., М. "Экономика", 1990г.
 21. "Организация и управление машино-строительным производством". Под ред. д.э.н., проф. Б.П.Родионова, М. "Машиностроение", 1989г.
 22. "Основы управления персоналом". Под ред. проф. Б.М.Генкина, М. "Высшая школа", 1996г.
 23. Перминов С.Б., Петров А.И. "Малые научно-технические фирмы (зарубежный и отечественный опыт)", М. "Знание", 1990г.
 24. Пригожин А.И. "Нововведения: стимулы и препятстия (социальные проблемы инноватики)", М. "Политиздат", 1989г.
 25. Санто Б. "Инновация как средство экономического развития". Пер. с венг. М. "Прогресс", 1990г.
 26. Серегин А.М. "Эффективность малого бизнеса", М. "Экономика", 1990г.
 27. "Статистика науки и инноваций". Краткий терминологический словарь. Центр исследований и статистики науки. М. 1996г.
 28. Стуков С.А. "Функционально-стоимостной анализ", Калинин, 1982г.
 29. Твисс Б. "Управление научно-техническими нововведениями", М. "Экономика", 1989г.
 30. Уотерман Р. "Фактор обновления". Пер. с англ. Академия народного хозяйства при правительстве РФ, М. "Дело", ЛТД, 1995г.
 31. Хучек М. "Инновации на предприятиях и их внедрение", М. "Луч", 1992г.
 32. Шумпетер И. "Теория экономического развития", М. "Прогресс", 1982г.
 33. "Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства)". Под ред. В.Д. Камаева, М., 1993г.
 34. "Экономика и статистика фирм". Под ред. проф. С.Д.Ильенковой, М. "Финансы и статистика", 1996г.
 35. Ягудин С.Ю. "Малые фирмы инновационной деятельности первичных организаций ВОИР/Теория и практика изобретательства и рационализации и патентно-лицензионной работы. М. "Российский Дом знаний", 1991г.
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ
 ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 1.1. Понятие инновации и инновационного процесса
 1.2. Научно-техническая и инновационная деятельность
 Резюме
 Вопросы для повторения
 ГЛАВА II. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 2.2. Виды инноваций и их классификация
 2.2. Организационные структуры инновационного менеджмента
 Резюме
 Вопросы для повторения
 ГЛАВА III. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА (ФПГ) КАК НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
 3.1. Значение ФПГ и принципы их организации
 3.2. Организация технологического процесса
 3.3. Мотивация участников ТЦ
 3.4. Контроль функционирования технологического процесса
 Резюме
 Вопросы для повторения
 ГЛАВА IV. ВЫБОР ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
 4.1. Значение выбора стратегии
 4.2.Методы выбора инновационной стратегии
 Резюме
 Вопросы для повторения
 ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ
 5.1. Понятие исследовательского проекта и его содержание
 5.2. Оформление инновационных проектов
 5.3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
 5.4. Управление проектом
 Резюме
 Вопросы для повторения

<< Пред.           стр. 12 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу