<< Пред.           стр. 10 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  Для характеристики познавательного скептицизма постмодернистского сознания, явившегося в свою очередь следствием "затянувшегося эпистемологического кризиса", английский литературовед К. Брук-Роуз применяет метафору "мертвая рука", имея в виду юридический термин, означающий владение недвижимостью без права передачи по наследству. С ее точки зрения, в результате широко распространенного скепсиса относительно познавательных возможностей человека для современного понимания оказался недоступен исторический характер сознания, обусловленный как социально-политическим состоянием общества, так и исторически сложившимися представлениями: "все наши представления о реальности оказались производными от наших же многочисленных систем репрезентации" (Brooke-Rose:1986, с. I87). Иными словами, постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как лишь представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель, и смена ее ведет к кардинальному изменению самого представления. Т. о., восприятие человека объявляется обреченным на "мультиперспективизм", на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможности познать ее сущность - ее закономерности и основные признаки.
  Отказ от историзма и детерминизма - самые характерные признаки "постмодернистской эпистемы". Для таких ее теоретиков, как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Делез, Р. Барт, при всем различии позиций, иногда весьма существенном, характерно общее представление о мире как о хаосе, бессмысленном и непознаваемом, - как о "децентрированном мире", по отношению к которому люди испытывают, по определению голландского критика X. Бертенса, "радикальное эпистемологическое и онтологическое сомнение" (Berlens:1986, с. 28).
  В подчеркнутом педалировании "антиавторитарности" состоит суть полемических высказываний многих теоретиков постмодернизма, выражающих его нигилистический пафос. В этом собственно и заключается, по И. Хассану, главное отличие постмодернизма от модернизма: "В то время, как модернизм - за исключением дадаизма и сюрреализма - создавал свои собственные формы художественного авторитета именно потому, что центра больше нет (имеется в виду любой структурный принцип концептуальной
 
  [349]
 организации мира - бог, логос, физические законы - все то, что обосновывало представление об упорядоченности мироздания. - И. И.), постмодернизм развивался в сторону художественной анархии - в соответствии с глубинным процессом распада мира вещей - или поп-искусства" (Hassan:1975, с. 59). Если модернисты пытались как-то защитить себя от угрозы космического хаоса в условиях абсолютной ненадежности любого "центра", то постмодернисты приняли хаос как факт и практически живут, проникшись к нему определенным "чувством интимности". Подтверждение своей убежденности Хассан видит в современных научных релятивистских представлениях, например, в "принципе неопределенности" В. Гейзенберга из области физики и доказательстве неполноты (или неразрешимости) "всех логических систем" К. Геделя. Речь идет о так называемом "соотношении неопределенностей" Гейзенберга, выражающего специфическую связь в квантовой механике между импульсом и координатой микрообъектов, обусловленную их корпускулярно-волновой природой, и об известной теореме Геделя о неразрешимости, т. е. о невозможности доказать непротиворечивость формальной системы средствами самой системы, в которой обязательно найдутся "неразрешимые предложения", недоказуемые и одновременно неопровержимые в рамках данной системы.
 ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ
 Франц. RUPTURE EPISTEMOLOGIQUE. Категория, характеризующая специфически постмодернистское понимание историзма, обязанная своим происхождением общему духу антиисторизма, столь характерному для западного гуманитарного сознания середины и второй половины XX века. Самым авторитетным ее обоснованием явилась концепция истории М. Фуко. Именно он выступил с последовательной критикой традиционного понятия истории, о сознательном неприятии которого ученый неоднократно заявлял. Фуко фактически создал специфическую и весьма влиятельную концепцию историзма, акцентирующего не эволюционность поступательного прогресса человеческой мысли, не ее преемственность и связь со своими предшествующими этапами развития, а скачкообразный, кумулятивный характер ее изменений, когда количественное нарастание новых научно-мировоззренческих представлений и понятий приводит к столь радикальной трансформации всей системы взглядов, что порождает стену непонимания и отчуждения между людьми разных конкретно-исторических эпох, образуя "эпистемологический разрыв" в едином потоке исторического
 
  [350]
 времени. Иначе говоря, это "постструктуралистский историзм", главной задачей которого было доказать своеобразие и уникальность человеческого знания в каждый отдельно взятый исторический период, да к тому же еще в замкнутом контексте западноевропейской цивилизации (также &&дискретность истории).
  Таким образом, одно из ключевых понятий Фуко в его интерпретации истории - это восприятие ее как "дисконтинуитета", восприятие постоянно в ней совершаемого и наблюдаемого разрыва непрерывности, который осознается и констатируется наблюдателем как отсутствие закономерности. В результате история выступает у Фуко как сфера действия бессознательного, или, учитывая ее дискурсивный характер, как бессознательный интертекст.
  Ю. Кристева считается самым авторитетным среди постструктуралистов пропагандистом идеи "разрыва", "перелома" (rupture), якобы имевшего место на рубеже XIX-XX вв. в преемственности осененных авторитетом истории и традиций эстетических, моральных, социальных и прочих ценностей; разрыва, с социально-экономической точки зрения объясняемого постструктуралистами (в духе положений Франкфуртской школы социальной философии) как результат перехода западного общества от буржуазного состояния к "постбуржуазному", т. е. к постиндустриальному.
  Подхватывая идею Бахтина о полифоническом романе, Кристева в своей работе "Текст романа" (Krisleva:1970) выстраивает генеалогию модернистского искусства XX века: "Роман, который включает карнавальную структуру, называется ПОЛИФОНИЧЕСКИМ романом. Среди примеров, приведенных Бахтиным, можно назвать Рабле, Свифта, Достоевского. Мы можем сюда добавить весь "современный" роман XX столетия (Джойс, Пруст, Кафка), уточнив, что современный полифонический роман, имеющий по отношению к монологизму статус, аналогичный статусу диалогического романа предшествующих эпох, четко отличается от этого последнего. Разрыв произошел в конце XIX века таким образом, что диалог у Рабле, Свифта или Достоевского остается на репрезентативном, фиктивном уровне, тогда как полифонический роман нашего века делается "неудобочитаемым" (Джойс) и реализуется внутри языка (Пруст, Кафка). Именно начиная с этого момента (с этого разрыва, который носит не только литературный характер, но и социальный, политический и философский) встает как таковая проблема интертекстуальности. Сама теория Бахтина (так же как и теория соссюровских "анаграмм") возникла исторически из этого разрыва. Бахтин смог
 
  [351]
 открыть текстуальный диалогизм в письме Маяковского, Хлебникова, Белого... раньше, чем выявить его в истории литературы как принцип всякой подрывной деятельности и всякой контестативной текстуальной продуктивности" (Kristeva:1970, с. 92-93).
  Здесь сразу бросается в глаза весь набор постструктуралистских представлений в его телькелевском варианте: и понимание литературы как "революционной практики", как подрывной деятельности, направленной против идеологических институтов, против идеологического оправдания общественных институтов; и принцип "разрыва" культурной преемственности; и вытекающая отсюда необходимость "текстуального диалогизма" как постоянного, снова и снова возникающего, "вечного" спора-контестации художников слова с предшествующей культурной (и, разумеется, идеологической) традицией; и, наконец, теоретическое оправдание модернизма как "законного" и наиболее последовательного выразителя этой "революционной практики" литературы.
  У йельцев (де Ман, Хиллис Миллер) познавательный релятивизм закономерно приводил их к историческому нигилизму вообще и, в частности, к мысли о невозможности истории литературы как таковой, в чем откровенно признавался Хиллис Миллер (Мiller:1985, с. XXI). Бремя истории, как остроумно заметил Лейч, оказалось для них неподъемным (Leitch: 1988, с. 299).
  В предисловии к "Риторике романтизма" (1984) де Ман отмечал, что практика его анализа как скрупулезного прочтения текста постоянно нарушает континуум преемственности историко-литературных традиций, а свою статью в "Йельском манифесте" он заключает типично деконструктивистской сентенцией:
 "Ничто, ни поступок, слово, мысль или текст, никогда не находится в какой-либо, позитивной или негативной, связи с тем, что ему предшествует, следует за ним или вообще где-либо существует, а лишь только как случайное событие, сила воздействия которого, как и сила смерти, обязана лишь случайности его проявления" (De Мап:1984, с. 69).
 ЭСТЕЗИС
 Англ. AESTHESIS, франц. ESTHESIS (от греч. - ощущение, чувство). Термин, веденный М. Маффесоли для описания специфического предсознательного миро- и самоощущения, обязанного своим происхождением практике жизнеповедения хиппи, художественному андеграунду и прочим философско-религиозным маргинальным сообществам.
 
  [352]
  В "коллективной чувственности" малых групп, или, как теперь их принято обозначать с легкой руки Делеза, "племен", социальность, по Маффесоли, противостоит обществу в его традиционном понимании; это социальность множества маргинальных сообществ, порождающая дух эмоциональной сопричастности и обладающая особой аурой, аурой эстетического восприятия, где разум, рациональная рефлексия замещаются эмоциональной реакцией. Все это и создает, пишет Маффесоли, "этику эстетики":
 "Возможно, один из самых обещающих ключей ко всему тому, что объединяется понятием "постмодерн" - это просто способ выявления связи между этикой и эстетикой" (Maffesoli:1989, с. 103). Этот "эстезис", понимаемый в данном случае как постоянный процесс эстетизации всех жизненных явлений в коллективном сознании племени, зависит, подчеркивает исследователь, от союза микрокосмоса и макрокосмоса. Постмодернистское сознание 80-х годов, заключает Маффесоли, отвергло традиционную бинарную логику, логику господства, инструментализм, принцип строгой организованности и иерархической упорядоченности социальных структур (все, что является характеристиками типичной социальной организации) и вместо этого предложило "развитие органической солидарности в символическом измерении (коммуникацию), "нонлогики" (в духе идей В. Парето), озабоченность настоящим" (там же, с. 103). Именно эстетическая форма существования постмодернистского сознания и приводит, по Маффесоли, к возникновению групповой, а не индивидуальной "этики, эмпатики и проксении" (право взаимного гостеприимства), что в принципе и должно обеспечивать существование "органического компромисса" между людьми. В то же время эстетизированное восприятие, эстетическое сознание приводят к тому, что после долгого периода господства рационализма с его "расколдовыванием мира", о чем в свое время писал Макс Вебер, приходит, по утверждению Маффесоли, "заколдовывание мира" в сознании людей конца XX в.
  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПРАВДОПОДОБИЕ &&ДОКСА
  ЭХОКАМЕРА &&ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ
 ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 Франц. LANGUE, PAROLE, LANGAGE. Понятия, введенные
 Ф. Соссюром, которые были положены в основу различных направлений структурной лингвистики.
 
  [353]
  Речевая деятельность (langage) - совокупность знаков, включающая два аспекта: кодифицированный язык (langue) как систему правил и речь (parole), представляющую собой индивидуальную вариацию речевой деятельности как средство общения, реализуемую на основе кода.
 ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ
 Франц. CONSCIENCE LINGUISTIQUE, англ. LINGUISTIC CONSCIOUSNESS. В пределах структурной лингвистики постулат о тождестве языкового оформления сознания с самим сознанием стал общим местом уже в 1950-х гг., если не раньше. Разумеется, можно много спорить о том, насколько человек как личность адекватен своему сознанию - как свидетельствуют современные философы, психологи, лингвисты, культурологи и литературоведы, скорее всего нет. Но никто до сих пор не привел серьезных доказательств в опровержение тезиса, что наиболее доступным и информационно насыщенным способом постижения сознания другого человека является информация, которую носитель исследуемого сознания передал при помощи самого распространенного и древнего средства коммуникации - обыкновенного языка. Как заметил психолог Дж. Марсия, "если хотите что-нибудь узнать о человеке, спросите его. Может быть, он вам что-нибудь и расскажет" (Marcia:1987, с. 54). Иными словами, снова и снова возникает вопрос, терзающий теоретическое сознание XX века: действительно ли верен тезис "loquor ergo sum" - "говорю, значит, существую"?
  Дальнейшей ступенью в развитии концепции языкового сознания было отождествление его уже не с устной речью, а с письменным текстом как якобы единственным возможным средством его фиксации более или менее достоверным способом. Рассматривая мир исключительно через призму сознания, как феномен письменной культуры, как порождение Гутенберговой цивилизации, постструктуралисты уподобляют самосознание личности некой сумме текстов в той массе текстов различного характера, которая, по их мнению, и составляет мир культуры. Поскольку, как не устает повторять основной теоретик постструктурализма Ж. Деррида, "ничего не существует вне текста" (Derrida: 1976, с. 158), то и любой индивид в таком случае неизбежно находится "внутри текста", т. е. в рамках определенного исторического сознания, насколько оно нам доступно в имеющихся текстах. Весь мир в конечном счете воспринимается Дерридой как бесконечный, безграничный текст, как "космическая библиотека", по определению
 
  [354]
 Винсента Лейча, или как "словарь" и "энциклопедия", по характеристике Умберто Эко.
  Специфика новейшей, постмодернистской трактовки языкового сознания состоит уже не столько в его текстуализации, сколько в его нарративизации, т. е. в способности человека описать себя и свой жизненный опыт в виде связного повествования, выстроенного по законам жанровой организации художественного текста. Таким образом, здесь выявляются две тесно связанные друг с другом проблемы: языкового характера личности и повествовательного модуса человеческой жизни как специфической для человеческого сознания модели оформления жизненного опыта. В данном случае эта специфичность, отстаиваемая теоретиками лингвистики, литературоведения, социологии, истории, психологии и т. д., в ходе своего обоснования приобретает все черты роковой неизбежности, наглухо замуровывающей человека в неприступном склепе словесной повествовательности наподобие гробницы пророка Мухаммеда, вынужденного вечно парить без точки опоры в тесных пределах своего узилища без права переписки с внешним миром.
  Существенную роль в теоретическом обосновании текстуализации сознания и сыграл Жак Лакан, выдвинувший идею текстуализации бессознательного, которое традиционно связывалось прежде всего со сновидением. Это было очень важным моментом в оформлении нового представления о сознании человека, поскольку к тому времени уже было ясно, что своим рационально аргументированным дискурсивным полем оно не исчерпывается. Поэтому и получил такое распространение тезис Лакана, подхваченный затем постструктуралистами и постмодернистами, что сновидение структурировано как текст, более того, "сон уже есть текст".
  "Сновидение подобно игре в шарады, в которой зрителям предполагается догадаться о значении слова или выражения на основе разыгрываемой немой сцены. То, что этот сон не всегда использует речь, не имеет значения, поскольку бессознательное является всего лишь одним из нескольких элементов репрезентации. Именно тот факт, что и игра, и сон действуют в условиях таксемического материала для репрезентации таких логических способов артикуляции, как каузальность, противоречие, гипотеза и т. д., и доказывает, что они являются скорее формой письма, нежели пантомимы" (Lacan:1977, с. 161).
  Сама субъективность как таковая, с точки зрения Лакана, полностью реляционна, т. е. исходит исключительно из практики
 
  [355]
 взаимоотношений субъектов (или, в интериоризированном состоянии, из практики соотношения представления о себе и других) и выявляется в результате действия принципа различия, посредством оппозиции "другого" по отношению ко "мне". Фактически субъективность здесь характеризуется как действие означающей системы, существующей до индивида и определяющей его культурную идентичность. Таким образом, субъект полагается лишь лингвистически, само его порождение и существование предопределяется и поддерживается речью, дискурсом. Иными словами, вне языка быть человека не может.
  Языковое сознание в современной постструктуралистской интерпретации понимается как принципиально нестабильное, динамически подвижное образование, способное существенно видоизменяться в зависимости от того языкового материала, с которым оно сталкивается и который в той или иной мере обязательно принимает участие в его конституировании. Иными словами, каждый текст (при общей текстуализации мира текстом может быть и новая жизненная ситуация, прочитывая которую, индивид может счесть для себя необходимым сменить форму ролевого поведения, чтобы вписаться в другие условия - нормы существования) предлагает воспринимающему сознанию определенную речевую позицию, тем или иным образом конституирующую его воображаемую связность и целостность.
  Именно из этого исходил Истхоуп, предлагая свое объяснение отличия модернистского романа от реалистического: "Роман по мере того, как он выстраивает нечто связно воспроизведенное - характер, рассказ или "то, что происходит", - обеспечивает позицию для говорящего субъекта (теперь уже читателя) как субъекта высказывания; по мере того, как он участвует в процессе конструирования - через язык, стилистические эффекты с целью создать ощущение характера, через повествование, - он порождает читателя как субъекта акта высказывания. Решающим является тот факт, что в классическом реалистическом романе, где высказывание выдвигается на первый план за счет акта высказывания, читателю предлагается позиция субъекта высказывания, в то время как позиция субъекта акта высказывания отвергается. Модернистский же текст, нацеленный на демонстрацию процесса своего собственного акта высказывания, разрушает стабильность читателя как субъекта высказывания-результата" (Easthope:1988, с. 137).
 
  [356]
 
  БИБЛИОГРАФИЯ
 Автономова: 1977 - Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 1977.
 Автономова: 1980 - Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. - М., 1980.
 Автономова: 1991 - Автономова Н. С. Археология знания; Фуко. // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.
 Андреев: 1986 - Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. - М.. 1986.- № 6. - С. 81-101.
 Барт: 1996- Барт Р. Мифологии. М., 1996.
 Барт:1989- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - М., 1989.
 Барт: 1994- Барт Р. S/Z. - М., 1994.
 Бахтин: 197 5 - Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном худ. творчестве. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
 Бахтин: 1979 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.,1979.
 Бахтин: 1979а - Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - 4-е изд. - М., 1979.
 Бенвенист:1974- Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1974.
 Воннегут: 1975 - Воннегут К. Завтрак для чемпионов. // Иностр. лит-ра. - М., 1975. № 2,
 Гайденко:1963 - Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. - М., 1963.
 Гараджа: 1989 - Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). - М., 1989.
 Гараджа: 1991 - Гараджа А. Ж, Бодрийар. // Современная западная философия: Словарь.- М., 1991 .- С. 44-45.
 Греймас. Курте: 1983 - Греймас А.-Ж., Курте Ж. Семиотика: Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. - М., 1983. - С. 483-550.
 Гульельми:1986 - Гульельми А. Группа 63. // Называть вещи своими именами. - М., 1986.
 Делез, Гваттари: / 990-Делез Ж.. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. - М., 1990.
 Делез: 1998- Делез Ж. Фуко. - М.. 1998.
 Деррида:1992 - Деррида Ж. Письмо к японскому другу. // Вопр. философии. - М.. 1992. - №4.- С. 53-57.
 Деррида: 1993 - Жак Деррида в Москве. - М., 1993.
 Зарубежная эстетика: 1987 - Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. / Сост.. общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. - М., 1987.
 Ильин: 1983 - Ильин И. П. Теория знака Ж. Дерриды и ее воздействие на современную критику США и Западной Европы. // Семиотика. Коммуникация. Стиль. - М.. 1983.
 Ильин:1984а - Ильин И. П. Постструктурализм и диалог культур. - М., 1989.
 Ильин: 1984b - Ильин И.П. Проблемы "новой критики": История эволюции и совр. состояние. // Заруб. литературоведение 70-х гг.: Направления, тенденции, проблемы. - М., 1984. - С. 119-155.
 Ильин: 1985 - Ильин И.П. Между структурой и читателем: Теоретические аспекты коммуникативного изучения литературы. // Теории, школы, концепции. - М. 1985.
 Ильин: 1987 - Ильин И.П. Совр. концепции компаративистики и сравнит, изучения литератур. - М.. 1987.
 Ильин:1988- Ильин И. П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. - М.. 1988.
 Ильин: 1989а - Ильин И. П. Восточный интуитивизм и западный иррационализм: "Поэтическое мышление" как доминантная модель "постмодернистского сознания". // Восток - Запад: Лит. взаимосвязи в заруб, исследованиях. - М., 1989. - С. 170-190.
 Ильин: 1989b - Ильин И. П. Проблема речевой коммуникации в современном романе. // Проблемы эффективности реч. коммуникации. -М.,1989.
 Ильин: 1989с - Ильин И. П. Стилистика интертекстуальности: Теоретические аспекты. // Проблемы современной стилистики. - М.. 1989. -С. 186-207.
 Ильин: 1990a - Ильин И. П. "Постмодернизм": Проблема соотношения творч. методов в совр. романе Запада. // Современный роман: Опыт исследования. - М., 1990.
 
  [357]
 Ильин:1990b - Ильин И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм. // Речевое воздействие в сфере масс. коммуникации. - М., 1990. - С. 80-96.
 Ильин: 1990с - Ильин И. П. Проблема личности в литературе постмодернизма: Теоретич. аспекты. // Концепция человека в совр. литературе. 1980-е годы. - М" 1990.
 Ильин: 1991 - Ильин И.П. Малколм Брэдбери: критик, писатель, пародист. // Диапазон. - М..1991.- № 3.-С.16-20.
 Ильин: 1992 - Ильин И.П. Английский постструктурализм и традиция социального историзма. // Диапазон. - М.. 1992. - № 1. - С 32-38.
 Ильин: 1996 - Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М..1996.
 Ильин:1998- Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.
 Исаев:1992 - Как всегда об авангарде: Антология франц. театр, авангарда. - М., 1992.
 История греческой литературы: 1960- История греческой литературы. - М.. 1960. Т. 3.
 Косиков:1986 - Косиков Г. К. Комментарии. // Называть вещи своими именами. - М., 1986. - С. 517-540.
 Косиков:1987- Косиков Г. К. Зарубежное литературоведение и теор. проблемы науки о литературе. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. - М., 1987.
 Косиков:1989 - Косиков Г. К. Ролан Барт - семиолог, литературовед. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - М., 1989. - С. 3-45.
 Косиков: 1998- Косиков Г. К. От структурализма к постструктурализму.- М.. 1998.
 Лакан:1997 - Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. - М., 1997.
 Лапланш, Понталис:1996 Лапланш Ж.. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М., 1996.
 Левин:1974 - Левин А. Е. Принципы семиологического анализа. // Вопросы философии. - М., 1974. - №9.
 Лосев: 1971 - Лосев А. Ф. Комментарии. // Платон. Сочинения. - М., 1971. - ТЗ/1/.
 Лотман: 1970 - Лотман Ю. М. Структура худож. текста. - М., 1970.
 Мон: 1993 - Мон Ф. Тексты и коллажи. - М., 1993.
 Называть вещи:1986 - Называть веши своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лиг. XX в. / Сост., предисл., общ. ред. Андреева Л. Г. - М.. 1986.
 Новое в зарубежной лингвистике: 1986 - Новое в зарубежной лингвистике. - М.. 1986. - Вып. 17: Теория речевых актов.
 Овчаренко: 1988 - Овччаренко В. И. Бессознательное. // Новейший философский словарь. - Минск. 1998
 Пропп:1998 - Пропп В, Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М.. 1998. - (Пропп В. Я. Собрание трудов).
 Райкрофт:1995 - Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб., 1995.
 Рыклин: 1991 - Рыклин М. К. Делез. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С.. Филатов В. П. - М., 1991, - С. 88-89.
 Рыклин: 1992 - Рыклин М. К. Террорологики. - Тарту: М., 1992.
 Соссюр:1977 - Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М.. 1977.
 Тынянов: 1929 - Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. - М.. 1929.
 Успенский: 1970 - Успенский Б. Н. Поэтика композиции. - М.. 1970.
 Утопия: 1991 - Утопия и утопич. мышление: Антология заруб. литературы. - М., 1991.
 Фуко: 1977- Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманит. наук. - М., 1977.
 Фуко:1996-Фуко М. Воля к истине. - М., 1996.
 Шкловский: 192 5 - Шкловский В. Б. О теории прозы. - М: Л., 1925.
 Эйхенбаум: 1969 - Эйхенбаум Б. М. О прозе. - Л., 1969.
 Эко: 1988 - Эко У. Заметки на полях "Имени розы". //Иностр. лит. - М., 1988. - № 10.
 Юнг: 1994 - Юш К. Г. Проблемы души нашего времени. - М.. 1994.
 Якобсон: 1975 - Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: "за" и "против". - М, 1975.- С. 193-230.
 Abems:l992 - Abems J. La vie quotidienne du parlement europeen. - P., 1992.
 Adams: 1977 - Adams M.. Jane Eyre: Woman's estate. // The authority of experience.
 
  [358]
  Ed. by Edwards L, Diamond A. - Amherst, 1977.
 Althusser:1970 - Althusser L. Reading Capital. - L., 1970.
 Archard:1984 - Archard D. Consciousness and unconsciousness. - L., 1984.
 Atkins:1981 - Atkins G. D. The sign as a structure of difference. // Semiotic themes. Ed. by DeGeogre P. - Lawrence, 1981.
 Attridge:1988 - Attridge D. Peculiar languages: Lit. as difference... - Ithaca, 1988.
 Auge:1992 - Auge M. Non-lieux: introd. a une anthropologie de la surmodernite. - P., 1992.
 Auge:1994a - Auge M. Le sens des autres: l'actualite d'anthropologie. - P., 1994.
 Auge:1994b - Auge M. Pour l'anthropologie des mondes modernes. - P., 1994.
 Bal:1977- Bal M. Narratologie: Les instances du recit. - P., 1977
 Balandier:1988 - Balandier G. Le Desordre: Eloge du mouvement. - P., 1988.
 Balandier:1992 - Balandier G. Pouvoir sur scenes. - P., 1992.
 Barba, Savarese:1985 - Barba E., Savarese N. L'Anatomie de l'acteur: Dictionnaire d'anthropologie theatrale-P., 1985.
 Barthelme:1968 - Bartheime D. Unspeakable practices, unnatural acts. - N.Y., 1968.
 Barthes: 1953 - Barthes R. Le degre zero de l'ecriture. - P., 1953.
 Barthes:1957- Barthes R. Mythologies. - P., 1957.
 Barthes: 1966- Barthes R. Introduction a l'analyse structurale des recits. // Communications. - P. 1966. - N 8. - P. 1-27.
 Barthes: 1970 - Barthes R. S/Z. - P., 1970.
 Barthes: 1970a - Barthes R. L'Empire des signes. - Geneve, 1970.
 Barthes: 1970b - Barthes R. L'Etrangere. // La quinzaine litteraire. - P., 1970. N 94.
 Barthes: 1971 - Bartes R. Changer l'objet lui-meme. // Esprit. N 4. - P., 1971.
 Barthes: 1971a - Barthes R. Sade, Fourier, Loyola. - P., 1971.
 Barthes: 1972 - Barthes R. To wright: An intransitive verb? // The structuralists. Ed. by DeGeorge P., DeGeorge F. - Carden City, 1972.
 Barthes: 1973a - Barthes R. Le plaisir du texte. - P., 1973.
 Barthes: 1973b - Barthes R. Texte. // Encyclopaedia universalis. - P.,1973. Vol. 15.
 Barthes: 1975 - Barthes R. Roland Barthes par Roland Barthes. - P., 1975.
 Barthes: 1977 - Barthes R. Fragments d'un discours amoureux. - P., 1977.
 Barthes: 1978 - Barthes R. Lecon. - P., 1978.
 Barthes: 1980 - Barthes R. La chambre claire: Note sur la photographie. - P., 1980.
 Baudrillard: 1976 - Baudrillard J. L'Echange symbolique et la mort. - P., 1976.
 Baudrillard: 1977- Baudrillard J. Oublier Foucault. - P., 1977.
 Baudrillard: 1979 - Baudrilllard J. De la seduction. - P., 1979.
 Baudrillard: 1981 - Baudrillard J. Simulacres et simulations. - P., 1981.
 Baudrillard: 1987- Baudrillard J. Cool memories. - P., 1987.
 Baudrillard: 1987a - Baudrillard J. L'Autre par lui-meme. - P., 1987.
 Baudrillard: 1990 - Baudrillard J. La transparence du mal. - P., 1990.
 Baudrillard: 1991 - Baudrillard J. La guerre du Golphe n'a pas eu lieu. - P., 1991.
 Beaugrande, Dressler: 1981 - Beaugrande R.-A. de. Dressler W. Introduction to text linguistics. - L.; N.Y., 1981.
 Beauvoir: 1970 - Beauvoir S. The second sex. - N. Y., 1970.
 Belsey:1980 - Belsey C. Critical practice. - L; N.Y.,1980.
 Bertens:1986 - Bertens N. The postmodern Wehanschauung and its relation with modernism // Approaching postmodernism. - Amsterdam etc., 1986.
 Berten, Fokkema:1986- Bertens H., Fokkema D. Forword. // Approaching postmodernism. Ed. by Fokkema D., Bertens H. - Amsterdam etc., 1986.
 Birringer:1991 - Birringer J, Theatre, theory, postmodernism. - Bloomington, 1991.
 Blanchard:1975 - Blanchard J.M. Semiostyles: Le ritual de la litterature // Semiotica, The Hague, 1975, vol. 14, N 4.
 Blanchot:1986 - Blanchot M. M. Foucault tel que(l) je l'imagine. - Montpellier, 1986.
 Bloom: 1976 - Bloom H. Poetry and repressions. - Hew Haven; L., 1976.
 
  [359]
 Booth: 1961 - Booth W. С. The rhetoric of fiction. - Chicago; L., 1961.
 Bourdieu:1979 - Bourdieu P. e. a. La distinction: Critique sociale du jugement de gout. - P.. 1979.
 Bouvier: 1989 - Bouvier P. Le travail au quotidien, demarche socio-anthropologique. - P.,1989.
 Bouvier: 1995 -- Bouvier P. Socio-anthropologie du contemporain. - P., 1995.
 Bove:1980 - Bove P. Destructive poetics: Heidegger and modem Amer. poetry. - N.Y., 1980.
 Bowie:1987- Bowie M. Freud, Proust and Lacan: Theory as fiction. - Cambr., 1987.
 Brede:1985 - Brede R. Aussage und Discours: Unters. zur Discours - Theorie bei Michel Foucault. - Frankfurt a. M., 1985.
 Bremond:1973 - Bremond Cl. Logique du recit. - P., 1973.
 Brenkman:1976 - Brenkman J. Narcissus in the text. // Georg. rev. - N.Y., 1976. - Vol. 30, N 30.
 Brenkman:1979 - Brenkman J. Deconstruction and the social text. // Social text. - Michigan, 1979. - Vol. 2, N 1.-P. 27-51.
 Brenkman: 1985 - Brenkman J. Culture and domination. - Ithaca, 1985.
 Bronzwaer:1978 - Bronzwaer W. J. M. Implied author, extradiegetic narrator and public reader. //Neophilologus. - Groningen, 1978. - Vol. 67, N 1. - P. 1-18.
 Brooke-Rose:1981 - Brooke-Rose Chr. A rhetoric of the unreal: Studies in narrative and structure, especially the fantastic. - Cambridge etc., 1981.
 Brooke-Rose: 1986 - Brooke-Rose Chr. The dissolution of character in the novel. // Reconstructing individualism, - Stanford, 1986.
 Brooks: 1984 - Brooks P. Reading for the plot: Design and intention in narrative. - N. Y.,1984.
 Brown: 1989 - Brown D. The modernist self in twentieth century literature: A study in self-fragmentation. - Basingstoke; L., 1989.
 Bruner:1986 - Bruner J. Actual minds, possible worlds. - Cambridge, 1986.
 Butler:1980 - Butler Chr. After the Wake: An essay on the contemporary avant-garde. - Oxford, 1980.
 Butler: 1986 - Butler Ch. Interpretation, deconstruction and ideology. - Oxford, 1986.
 Butor:1969 - Butor. P., 1969. (Arc; N 39).
 Cavallari:1985 - Cavallari H. M. Understanding Foucault: Same sanity / other madness. // Semiotica. - Amsterdam, 1985. - Vol. 56, N 3/4. - P. 315-346.
 Chase: 1987 - Chase C. Transference as trope and persuasion. // Discourse in the psychoanalysis and literature. / Ed. by Rimmon-Kenan S.-L. - L.; N. Y., 1987.
 Chatman:I978 - Chatman S. Story and discourse: Narrative structure in fiction a. film. - Ithaca; L., 1978.
 Cixous:1975 - Cixous H. Le rire de la Meduse. // Arc. - P., 1975. - N 61.
 Cixous:1979 - Cixous H. Sorties. // Sixous H. Clement, Catherine: La jeune nee. - P., 1979.
 Coming to terms: 1989 - Coming to terms: Feminism, theory, politics. - N. Y., 1989.
 Coquet: 1973 - Coquet J.-C. Semiotique litteraire. - P., 1973.
 Critical inquiry: 1980 - Critical inquiry. - Chicago, 1980. - Vol.7, N I.
 Csicsery-Ronay:1997 - Csicsery-Ronay I. Notes on Mutopia. // Postmodern Culture. An electronic journal of interdisciplinary criticism, (http://jefferson.village.virginia.edu/pmc) - Johns Hopkins University Press. - 1997. Vol. 8. N 1.
 Cutler:1975 - Culler J. Structuralist poetics. - Ithaca, 1975.
 Culler:1983 - Culler J. On deconstruction. - L. etc., 1983.
 Culler:1988 - Culler J. Framing the sign: Criticism and its institutions. - L., 1988.
 Davis:l977- Davis D. Artculture: Essays on the post-modem. - N.Y., 1977.
 De Certemr:1980 - De Certeau M. L'invention du quotidien. - P., 1980.
 De Certeau: 1984 - De Certeau M. The practice of everyday life.- L., 1984.
 De Man: 1971 - De Man P. Blindness and insight: Essays in the rhetoric of contemporary criticism. - N. Y., 1971.
 
  [360]
  De Man: 1979 - De Man P. Allegories of reading: Figural language in Rousseau, Nietzsche, Rilke, and Proust. - New Haven, 1979.
 De Man: 1984 - De Man P. The rhetoric of romanticism. - N. Y., 1984.
 De Man:1986 - De Man P. The resistance to theory. - Minneapolis, 1986 .
 Debord:1990 Debord G. Comments on The society of spectacle. - L., 1990.
 Dehord: 1992 - Debord G. La sociele du spectacle. - P., 1992.
 Deconstruction:1979 - Deconstruction and criticism. - N. Y., 1979,
 Deconstruction: 1986 Deconstruction in context: Lit. a. philosophy. - Chicago, 1986.
 Deleuze, Guattari:1968 - Deleuze G., Guttari F. Difference et repetition. - P., 1968.
 Deleuze, Guattari: 1972 - Deleuze G., Guattari F. Capitalisme et schizophrenie: L'Anti-Oedipe. - P., 1972.
 Deleuze. Guattari:1975- Deleuze G, Guattari F. Kafka: Pour une litteralure mineure. - P.,1975.
 Deleuze, Guattari:1976 - Deleuze G., Guattari F. Rhizome. - P., 1976.
 Deleuze, Guattari: 1980 - Deleuze G., Guattari F. Milleplateaux. P., 1980.
 Deleuze, Guattari:1992 - Deleuze G., Guattari F. Nomadology: The war machine. - N.Y., 1992.
 Deleuze: 1969 - Deleuze G. Logique du sens. - P., 1969.
 Deleuze: 1988 - Deleuze G. Le pli: Leibniz et le baroque. - P., 1988.
 Deleuze: 1990 - Deleuze G. Pourparlers. - P., 1990.
 Derrida: 1967a - Derrida J. De la grammatologie. - P., 1967.
 Derrida:1967b - Derrida J. L' ecriture et difference. - P., 1967.
 Derrida: 1972a - Derrida J. La dissemination. - P., 1972.
 Derrida: 1972b - Derrida J. Positions. - P., 1972.
 Derrida: 1972с - Derrida J. Structure, sign, and play in the discourse of human sciences. // The structuralist controvercy. - Baltimore, 1972.
 Derrida: 1972d - Derrida J. Marges - de la philosophie. - P., 1972.
 Derrida: 1973 - Derrida J. Speech and phenomena and other essays on Husserl's theory of signs. - Evanston, 1973.
 Derrida: 1974a - Derrida J. Glas. - P., 1974.
 Derrida: 1974h - Derrida J. Mallarme. // Tableau de la litt. fr. - P., 1974. - N 3.
 Derrida: 1976 - Derrida J. Ofgrammatology. - Baltimore, 1976.
 Derrida: 1978 - Derrida J. Writing and difference. Chicago, 1978.
 Derrida: 1980 - Derrida J. The supplement of copula: Philosophy before linguistics. // Textual strategies: Perspectives in post-structuralist criticism. - L., 1980.
 Derrida: 1980a - Derrida J. La carte postale: De Socrate a Freud et au-dela. - P., 1980.
 Derrida: 1981 - Derrida J. Les morts de Roland Bartes. // Poetique. - P., 1981. N 47.
 Derrida: 1986 - Derrida J. Parages. - P., 1986.
 Derrida: 1987 - Derrida J. Psyche: Invention de l'autre. - P., 1987.
 Derrida:1987a - Derrida J. De l'esprit: Heidegger et la question. - P., 1987.
 D'haen: 1983 - D'haen T. Text to reader: A communicative approach to Fowles, Barth, Cortazar and Boon. - Amsterdam; Philadelphia, 1983.
 D'haen: 1986 - D'haen T. Postmodernism in American fiction and art. // Approaching postmodernism. - Amsterdam; Philadelphia, 1986.
 Dijk:1979 - Dijk T. A. van. Advice on theoretical poetics // Poetics. - Amsterdam, 1979. - Vol. 8, N 6. - P. 569-608.
 Dijk: 1980 - Dijk T. A. van. Textwissenschaft. - Tubingen, 1980.
 Dijk: 1981 - Dijk T. A. van. Studies in the pragmatics of discourse. - The Hague, 1981.
 Displacement: 1983 - Displacement: Derrida and after.- Bloomington, 1983
 Dolezel: 1967 - Dolezel L. The typology of the narrator point of view in fiction // To honor Roman Jakobson. - The Hague, 1967. - Vol. 1. - P.541 -552.
 Dort:1988 - Doit B. La representation emancipee.- P., 1988.
 Dreifus. Rabinow:1982 - Dreifus H. L., Rabinow P. Michel Foucault: Beyond structuralism and hermeneutics. - Brighton, 1982.
 
  [361]
 Du Plessis:1985 Du Plessis R. B. Writing beyond the ending: Narrative strategies in twentieth-century women writers. - Bloomington, 1985.
 Dubois:1977 Dubois Ph. L'enonciation narrative du recit surrealiste: L'identite du sujet et de l'objet couples a la conquete du Nom // Litterature. - P., 1977. - N 25.
 Ducrot:1978 - Ducrot O. Structuralisme, enonciation et semanlique // Poetique. - P., 1978.- N 33.- P. 107-128.
 Eagleton: 1976 - Eagleton T. Criticism and ideology: A study in Marxist lit. theory. - L.,1976.
 Eagleton: 1983 Eagleton T. Literary theory: An introduction. Oxford, 1983.
 Eagleton: 1984 - Eagleton T. The function of criticism. - L., 1984.
 Easthope:1988 - Easthope A. British post-structuralism since 1968. - L.; N. Y., 1988.
 Easthope: 198 - Easthope A. Poetry and phantasy. Cambridge, 1989.
 Eco:1962 - Eco U. Opera operta. - Milano: Bompiani, 1962.
 Eco:1964 - Eco U. Apocalittici е integrati. - Milano: Bompiani, 1964.
 Eco:1966a - Eco U. James Bond: Une combinatoire narrative. // Communications. - P.,1966.-N7.-P.77-93.
 Eco:1966b - Eco U. Sue, il socialismo е la consolazione, prefazione a E. Sue, I misteri di Parigi. - Milano: Sugar, 1966.
 Eco: 1979 - Eco U. The role of the reader: Explorations in the semiotics of texts. - Bloomington; L., 1979.
 Empson:1961 - Empson W. Seven Types of Ambiguity. L., 1961.
 Federman:1976 - Federman R. Take it or leave it: An exaggerated second-hand tale to be read aloud either standing or sitting. - N.Y., 1976.
 Felman: 1980 - Felman Sh. Le scandale du corps parlant: "Don Juan" avec Austin ou La seduction en deux lang. - P., 1980. - 222 p.
 Felman:1981 - Felman Sh. Reading feminity. // Yale French studies. - New Haven, 1981.N 62.
 Felman: 1985 - Felman Sh. Writing and madness: Lit., philosophy, psychoanalisis. - lthaca(N.Y.), 1985.
 Feminism: 1989 - Feminism and psychoanalysis. Ithaca; L.,1989.
 Feminism: 1991 Feminisms: An anthology of literary theory and criticism. Ed. by Warhal R. R., Price Hemdl D. - New Brunswick, 1991.
 Fetterly:1978 - Fetterly J. The resisting reader: A feminist approach to American fiction. -Bloomington, 1978.
 Fieguth:1973 - Fieguth R. Zur Rezeptionslenkung bei narrativen und dramatischen Werken. // Sprache im technischen Zeitalter. - 1973. - N 43, S. 186-201.
 Flores:1984 - Flores R. The rhetoric of doubtful authority: Deconstructive readings of self-questioning narratives, St.Augustine to Faulkner. - Ithaca; L., 1984.
 Fokkema:1986 - Fokkema D. W. The semantic and syntactic organisation of postmodernist texts. // Approaching postmodernism. - Amsterdam etc., 1986.
 Foucault: 1967- Foucault M. Les mots et les choses: Une archeologie des sciences humaines. - P., 1967.
 Foucault: 1968 - Foucault M. Reponse a une question. // Esprit. - P., 1968. N 36.
 Foucault: 1969 - Foucault M. Ou'est-ce qu'un auteur? // Bull. de la Soc. fr. de philosophie. - - P., 1969. - N 63. - P. 73-104.
 Foucault: 1969a - Foucault M. L'Archeologie du savoir. - P., 1969.
 Foucaull:1971a - Foucault M. L'Ordre du discours. - P., 1971.
 Foucault: 1971b - Foucault M. Nietzsche, la genealogie, l'histoire. // Hommage a Jean Hyppolite. - P., 1971.- P. 145-172
 Foucault: 1972a - Foucault M. Folie et deraison- Histoire de la folie a 1'age classique. - P.,1972.
 Foucault: 1972b - Foucault M. The archeology of knowledge. - L., 1972.
 Foucault: 1975 - Foucault M. Surveiller et punir Naissance de la prison. - P., 1975.
 Foucault: 1976 - Foucault M. Mental illness and psychology. - N.Y., 1976.
 Foucault :1976a - Foucault M. Histoire de la sexualite: La volonte de savoir. P.,
 
  [362]
  1976. Vol.1.
 Foucault:1977 - Foucault M. Language, counter-memory, practice: Sel. essays a. interviews. / Ed., pref., a. introd. by Bouchard D. F. - Oxford, 1977.
 Foucault: 1978a - Foucault M. Histoiry of sexuality: An introd. - N.Y., 1978. Vol. 1.
 Foucault: 1978b - Foucault M. Naissance de la clinique: Une archeologie du regard medical. - P., 1978.
 Foucault: 1980- Foucault M. Power/Knowledge: Sel. interv. a. other writings, 1972-1977. / Ed. with an afterword by Gordon C. - N.Y., 1980.
 Foucault: 1984a - Foucault M. Le souci de soi: Histoire de la sexualite. - P., 1984. - Vol. 3.

<< Пред.           стр. 10 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу