<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 Администрация Президента
 Республики Казахстан
 Отдел внутренней политики
 
 Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Государственная поддержка неправительственных организаций:
 проблемы, опыт, перспективы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Астана, 2002 г.
 ББК 66.3
 
 И 45
  Ильясова Г.Т., Муканова А.Д.
 
  Государственная поддержка НПО: проблемы, опыт, перспективы. Методическое пособие - Астана: МКИОС РК, 2002 - 76 с.
  Авторы и составители:
  Ильясова Гульнара Тимешевна - главный специалист Департамента внутренней политики МКИОС РК, кандидат педагогических наук
  Муканова Айжан Джасузаковна - главный специалист Департамента внутренней политики МКИОС РК
 
 ISBN 9965 - 13 - 706 - 4
 
  В настоящем методическом пособии рассмотрены проблемы государственной поддержки неправительственного сектора Республики Казахстан, обобщен реальный опыт взаимодействия и сотрудничества государства и общественных организаций.
  Пособие состоит из двух разделов. В 1 разделе приводятся данные социологического исследования по проблемам развития неправительственного сектора, рассматриваются проблемы и перспективы государственной поддержки НПО, особо выделена проблема становления женских НПО как наиболее активной части неправительственного сектора, затрагиваются вопросы совершенствования законодательной базы НПО, рассмотрен зарубежный опыт финансирования проектов НПО и опыт работы МКИОС с неправительственными организациями.
  Во 2 разделе описывается опыт социального партнерства, публикуются материалы по указанной проблеме, представленные представителями государственных органов, международных организаций, неправительственных организаций республики.
  Методическое пособие предназначено для государственных органов, неправительственных организаций, всех, кому интересны проблемы развития демократии и гражданского общества.
 
 
 ББК 66.3
 
  0803010200
  00 (05) - 02
 
 
 ISBN 9965 - 13 - 706 - 4 @ МКИОС РК, 2002
 
 
 
 
  Оглавление
 Раздел 1. Государственная поддержка НПО: от идеи к воплощению
 
 Введение....................................................................................................4
 
 Законодательная база - важное условие развития неправительственных
 организаций ................................................................................................5
 
 Реализация Программы государственной поддержки НПО - новый этап развития
 казахстанского неправительственного сектора.....................................................8
 
 Анализ современного состояния проблемы государственной
 поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан.......................11
 
 Формы государственной поддержки НПО (из опыта работы
 Министерства культуры, информации и общественного согласия РК)......................14
 
 Женские НПО как наиболее активная часть неправительственного сектора...............20
 
 Государственная политика по повышению роли женщин в обществе........................24
 
 Неправительственный сектор Казахстана в фокусе общественного мнения
 (по данным социологического исследования).....................................................28
 
 Зарубежный опыт в сфере законодательного регулирования государственного
 финансирования социальных проектов НПО......................................................42
 
 Раздел 2. Из опыта социального партнерства
 
 Сиврюкова В.А. Социальное партнерство власти и НПО - основа демократического
 общества...................................................................................................45
 
 Набиева Г.А. Проблемы и перспективы взаимодействия между государственным
 и неправительственным секторами Республики Казахстан....................................50
 
 Мустафина С.С. Взаимодействие Национальной комиссии по делам семьи
 и женщин при Президенте Республики Казахстан
 с неправительственными организациями..........................................................53
 
 Анохина Г.М. Из опыта социального партнерства управления информации и
 общественного согласия г.Астаны..................................................................58
 
 Ишмухамедова Л.И. Повышать социальный статус женщин................................62
 
 Ахметжанова Б.Т. О решении проблем пожилых людей......................................65
 
 Жасанова К.М. Решать проблемы сообща........................................................67
 
 Алиев Е., Сагимбаева Ж. Взаимодействие государства и организаций
 гражданского общества как важный аспект деятельности ПРООН..........................69
 
 
 
  Раздел 1.
 
  Государственная поддержка НПО:
  от идеи к воплощению
 
 
  Введение
 
  С момента обретения государственной независимости Казахстан уверенно взял курс на построение демократического государства, формирование социально ориентированной экономики, обеспечение социального партнерства и гражданского согласия, политической и межнациональной стабильности, развитие казахстанского патриотизма. Для достижения поставленных задач в республике разработана долгосрочная стратегия "Казахстан-2030", в которой определены приоритетные направления укрепления внутриполитической стабильности и общественного согласия в стране.
  В 1998 году принята программа демократизации страны, в которой наряду с важными направлениями (реформирование выборного процесса, укрепление роли партий в политической системе, укрепление Парламента, независимости судей, повышение роли женщин в обществе и др.) особо подчеркивается роль неправительственных организаций как ключевого элемента демократизации казахстанского общества.
  Демократизация общественных процессов казахстанского общества идет по основным направлениям, изложенным в ежегодном Послании Президента республики народу Казахстана (сентябрь 2001 г.).
  Одной из стратегических задач на предстоящее десятилетие определено дальнейшее развитие институтов гражданского общества, укрепление внутриполитической стабильности, расширение прав и свобод граждан. Последовательно выполняя соответствующие меры, Казахстан вышел на новый путь преобразования в этой сфере.
  Процесс становления и развития гражданского общества немыслим без развития неправительственного сектора. Являясь неотъемлемой составной частью гражданского общества, неправительственные организации оказывают позитивное воздействие на дальнейшую демократизацию общественно-политических процессов в стране. Действуя на добровольных началах и проявляя инициативу, НПО уже сегодня вносят ощутимый вклад в решение острых проблем социальной сферы.
  В последние годы в социально-политической жизни республики ощутимы радикальные изменения в сфере общественных отношений, наблюдается рост гражданской активности населения. Формирование и укрепление разветвленной системы неправительственных организаций является важным индикатором становления гражданского общества в Казахстане, свидетельством многообразия социальных интересов и создания условий для их реализации. Именно неправительственные организации являются своеобразным регулятором общественных отношений, выполняют роль посредников между государством и гражданами, берут на себя многие функции социальных преобразований и работ в обществе.
  Поступательное и последовательное формирование институтов гражданского общества, становление партнерских отношений между гражданином и государством стали зримыми показателями продвижения демократических реформ в Казахстане.
  Сегодня с уверенностью можно сказать, что государство "повернулось лицом" к "третьему сектору", к этому оно пришло через осознание роли неправительственных организаций в демократических процессах.
  Возникает, в первую очередь, проблема качественной, организационно-практической поддержки неправительственных организаций. Об этом впервые сказал Президент страны в 2000 году, особо подчеркнув в своем Послании народу Казахстана, что "неправительственные общественные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в социальной стабилизации общества. Необходима серьезная государственная поддержка, в частности, через систему грантов на реализацию социально значимых проектов. Пора начинать масштабную работу и в этом плане".
  Сегодня государство оказывает зримую поддержку неправительственным организациям.
  В данном сборнике обобщен реальный опыт взаимодействия и сотрудничества государства и неправительственного сектора. Приводятся данные социологического исследования по проблемам развития неправительственного сектора, рассматриваются проблемы и перспективы государственной поддержки НПО, отмечается зарубежный опыт финансирования проектов неправительственных организаций, описывается опыт социального партнерства. Особо выделена проблема становления женских НПО как наиболее активной части неправительственного сектора.
 
  Законодательная база - важное условие
  развития неправительственных организаций
 
  Законодательное обеспечение деятельности неправительственных организаций является важнейшим условием развития неправительственных организаций.
  Сегодня деятельность НПО регламентируется рядом законодательных актов.
  Как известно, большую роль в становлении общественного сектора сыграл Закон Республики Казахстан "Об общественных объединениях" (1996 г.), определивший юридический статус общественных объединений, их права и обязанности. Однако этот закон был несовершенен, так как в нем размыты границы понятия "общественное объединение", определена сложная процедура регистрации.
  Принятый в январе 2001 года Закон Республики Казахстан "О некоммерческих организациях" явился реальным шагом в усовершенствовании законодательства в области регистрации юридических лиц.
  В первую очередь разрешилась проблема правовой регламентации предпринимательской деятельности в ее многочисленных формах. В Закон введены значительные изменения и преобразования не только в сфере создания и деятельности подобных организаций, но и в порядке их реорганизации и ликвидации. Законом четко определены организационно-правовые нормы и виды некоммерческих юридических лиц, их права и обязанности, порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности.
  Для регистрирующих органов важным моментом является правовая регламентация некоммерческих организаций, перечисленных в статье 6 Закона.
  Как положительный фактор следует отметить смягчение условий регистрации НПО. Регистрационный взнос снижен и составляет 20 расчетных показателей.
  Действенную поддержку по совершенствованию правовой базы, регулирующей деятельность общественных объединений, оказывает Министерство культуры, информации и общественного согласия.
  Так, 15 мая 2001 года вышло постановление Правительства Республики Казахстан № 640 "О внесении дополнений в постановление Правительства республики Казахстан от 19 ноября 1996 года № 1405 "Об утверждении Положения о порядке уплаты сбора за государственную регистрацию юридических лиц", подготовленное МКИОС. В соответствии с вышеназванным постановлением сбор за регистрацию молодежных неправительственных организаций уменьшается в размере с двадцатикратного до двукратного расчетного показателя. Данная мера, несомненно, существенно облегчит процедуру государственной регистрации детских и молодежных НПО, создаст условия дальнейшего увеличения количества молодежных организаций.
  Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 г. № 84 "Правила освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, импортируемых в Республику Казахстан" освобождаются от налога товары, ввозимые в благотворительных целях по линии государства, правительств государств, международных организаций, что окажет благоприятное воздействие на функционирование общественного сектора.
  Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" № 209-II от 12 июня 2001 года предусмотрены значительные льготы по налогам для некоммерческих организаций. Так, некоммерческие организации освобождаются:
  от корпоративного подоходного налога - по доходам, полученным в виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносах, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе;
  от налога на добавленную стоимость - по оборотам по реализации услуг, связанных с оказанием услуг по защите и социальному обеспечению детей, престарелых, ветеранов войны и труда, инвалидов, образовательных и медицинских услуг.
  От НДС по социальному налогу освобождается ввоз гуманитарной, благотворительной помощи за счет средств грантов. Также предусмотрены льготы по земельному налогу, налогу на имущество.
  В целях упорядочения и конкретизации деятельности международных организаций принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2001 г. № 1753 "Об утверждении перечня международных и государственных организаций, зарубежных неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты".
  Несмотря на значительные государственные меры по законодательному обеспечению деятельности общественного сектора, требуется совершенствование законодательной базы в части регулирования деятельности НПО.
  Представителями общественности неоднократно высказывались мнения о разработке специального закона о статусе неправительственных организаций или внесения изменений в действующее законодательство. По данным социологического исследования (2001г.), 31,5% экспертов считает, что "доработка Закона "О некоммерческих организациях" является важным фактором, влияющим на развитие сектора НПО в Казахстане.
  Отсутствие благоприятной законодательной базы рассматривается экспертами как одно из главных препятствий в поступательном движении НПО. Данное мнение выразили 54% респондентов.
  В Послании народу Казахстана "Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год" Президент страны дает конкретное поручение: "Правительству также необходимо инициировать разработку закона о статусе и правах неправительственных организаций".
  Министерством культуры, информации и общественного согласия в 2003 году планируется разработка законопроектов "О неправительственных организациях в Республике Казахстан" и "О государственном социальном заказе".
  Данные законопроекты соответствуют общей стратегии государственной политики Республики Казахстан, направленной на дальнейшее развитие институтов гражданского общества, укрепление внутриполитической стабильности. Законопроекты направлены на формирование новой модели отношений в проведении социальной политики в Республике Казахстан, создание устойчивой и эффективной системы отношений между государством и общественным сектором, развитие сотрудничества с международными и иностранными неправительственными организациями.
  Разработка законопроекта "О неправительственных организациях в Республике Казахстан" обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования законодательной базы в части определения статуса неправительственных организаций Республики Казахстан, а также иностранных и международных неправительственных организаций, действующих на территории Республики Казахстан.
  Закон "О государственном социальном заказе" обеспечит правовую основу для участия неправительственных организаций в решении социально значимых проблем общества. Закон установит правовые основы, принципы, порядок формирования и исполнения на конкурсной основе государственного социального заказа неправительственными организациями Республики Казахстан.
  Принятие указанных законопроектов стимулирует качественный рост неправительственных организаций, обеспечит правовую основу для участия НПО в решении социально значимых проблем за счет средств государственного бюджета.
 
 
  Реализация Программы государственной поддержки НПО - новый этап развития казахстанского
  неправительственного сектора
 
  Хотя в настоящее время государством принимаются значительные меры по поддержке неправительственного сектора, однако большинство неправительственных организаций испытывает трудности в осуществлении своих задач. Слабым местом в развитии неправительственного сектора является неравномерность его развития в регионах, особенно в сельской местности. Всего 8% неправительственных организаций представлены на районном уровне, что совершенно недостаточно для развития общественной инициативы.
  Во многом причиной этого является отсутствие целенаправленной и комплексной государственной поддержки неправительственного сектора, кроме того, недостаточно отработаны механизмы взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций.
  В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года № 85 "О Концепции государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан", постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 г. № 470 "О плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы" Министерством культуры, информации и общественного согласия разработана Программа государственной поддержки неправительственных организаций на 2003-2005 годы (далее - Программа).
  Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью выработки комплексной и целенаправленной государственной политики поддержки неправительственного сектора и взаимодействия с ним.
  Программа нацелена на создание эффективной системы партнерских отношений между государственными органами и неправительственными организациями страны.
  Цель Программы - создание условий для устойчивого развития неправительственных организаций в Казахстане как части гражданского общества и усиление их роли в решении социально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны органов государственной власти.
  В Программе четко обозначены задачи, комплексное решение которых стимулирует качественный рост неправительственных организаций, обеспечит правовую основу участия НПО в решении социальных проблем:
 - совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций;
 - оказание информационной, консультативной, методической, организационно-технической поддержки неправительственным организациям страны, решающим социальные вопросы;
 - совершенствование правовой базы, обеспечивающей деятельность неправительственных организаций;
 - формирование системы государственного социального заказа;
 - создание условий для роста гражданской инициативы в регионах;
 - создание системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих по вопросам сотрудничества и взаимодействия с неправительственными организациями;
 - проведение регулярного мониторинга и исследований деятельности неправительственных организаций;
 - развитие сотрудничества с международными организациями.
  В результате полной реализации Программы и принятия всех мер, предусмотренных в ней, будет обеспечена эффективная система партнерских отношений между государственными органами и общественным сектором, а также устойчивое развитие гражданского общества республики.
  Реализация данной Программы будет выражена в конкретной организационно-технической, методической, консультативной, информационной поддержке неправительственного сектора страны, создаст условия для благотворительной деятельности, активизирует сотрудничество с международными организациями.
  Для реализации Программы разработан План мероприятий, который предусматривает поэтапное исполнение намеченных мероприятий.
  План позволит координировать и контролировать деятельность государственных органов по исполнению Программы.
  Координация процессов реализации Программы возложена на Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан.
  Механизм реализации Программы предусматривает совместные действия государственных органов и неправительственных организаций, а также активное сотрудничество с международными организациями.
  В целях координации и контроля выполнения Программы будет разработана система ее мониторинга и оценки, включающая четкие показатели (индикаторы) контроля за эффективностью проводимых мероприятий.
  Результаты анализа мониторинга Программы будут служить основанием для корректировки отдельных направлений, внесения соответствующих изменений в Программу и План, а также для разработки последующих программ.
  В результате полной реализации Программы и принятия мер, предусмотренных в ней, будут:
  - созданы правовые, методологические, организационно-технические условия для дальнейшего развития неправительственного сектора Казахстана;
  - разработана и внедрена эффективная система партнерских отношений между государственными органами и неправительственным сектором, способствующая повышению качества и объема социальных услуг, оказываемых населению;
  - созданы условия для роста гражданской инициативы в регионах;
  - укреплена методологическая база по сотрудничеству с международными организациями;
  - указанное в целом будет способствовать развитию и укреплению гражданского общества, повышению социального и гуманитарного потенциала страны.
  Следует отметить, что в подготовке Программы приняли участие представители государственных органов, неправительственных и международных организаций. Была создана рабочая группа по разработке Программы. Проект Программы широко обсужден на региональных семинарах "Неправительственный сектор Казахстана: проблемы и перспективы развития", организованных Министерством культуры, информации и общественного согласия в Алматы (март 2002 г.), Актау (май 2002 г.), Петропавловске (август 2002 г.). В семинарах приняли участие представители центральных государственных органов, местной исполнительной власти, научной общественности, неправительственных и международных организаций.
  Кроме того, в рамках семинара для государственных служащих центральных органов, организованным Центрально-Азиатским институтом развития совместно МКИОС (апрель 2002 г.), обсужден проект Программы.
  В настоящее время Министерством культуры, информации и общественного согласия подготовлен проект Постановления Правительства Республики Казахстан "О Программе государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы", находящийся на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах.
  Несомненно, реализация Программы откроет новые горизонты и возможности для реального сотрудничества государственных органов и НПО, окажет действенную поддержку неправительственным организациям страны.
 
 Анализ современного состояния проблемы
  государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан
 
  Сегодня актуальное значение приобретает реальное сотрудничество неправительственного сектора с государством на принципах равноправного партнерства. Представляется важным рассмотрение решения данного вопроса в хронологическом аспекте.
  Становление неправительственного сектора совпадает со становлением казахстанской государственности, периодом развития Казахстана как демократического, светского государства с рыночной экономикой.
  Анализ деятельности неправительственных организаций в Казахстане позволяет выделить 3 этапа развития общественного сектора и его взаимодействия с государством.
  1 этап становления неправительственного сектора охватывает период с конца 80-х по 1994 годы. За это время, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, было образовано около 500 неправительственных организаций. При этом неправительственные организации были в основном правозащитного направления, что связано с периодом становления независимости Казахстана и обусловлено началом процесса демократических преобразований.
  Основной характеристикой этого этапа является отсутствие системности в создании неправительственных организаций. Это отвечало вызову времени, веяниям демократических процессов и определяло первый опыт демократических преобразований в республике.
  Этот период характеризовался процессом выработки общих подходов и приоритетов государства по отношению к неправительственному сектору. Редки примеры позитивного сотрудничества государства и неправительственных организаций.
  2 этап - с 1994 по 1997 годы. Это этап качественного и количественного роста неправительственных организаций, их численность возросла до 1600. Следует отметить не только количественный рост неправительственного сектора, но и дифференциацию по видам деятельности. Количественный рост неправительственных организаций в первую очередь можно объяснить за счет массированной финансовой поддержки международных фондов и организаций через систему грантов.
  Грантовая поддержка зарубежных фондов и организаций носила обучающий и методический характер для эффективной организации деятельности неправительственных объединений. Финансовая помощь международных организаций оказала существенное влияние на процесс становления неправительственного сектора.
  Этот период ознаменован открытием новых возможностей для формирующегося добровольческого сектора. Так, например, Правительственной делегацией Казахстана были подписаны Пекинская декларация и Платформа действий по улучшению положения женщин на 4 Всемирной конференции ООН по правам женщин (Пекин, 1995 г.), ставшей знаковым событием в становлении женских неправительственных организаций.
  В 1996 году принят Закон РК "Об общественных объединениях", определивший юридический статус, права и обязанности общественных объединений, активизировавший процесс появления многочисленных новых неправительственных организаций.
  В середине 90-х годов проходит серия различных конференций, семинаров, "круглых столов", освещаемых средствами массовой информации, появляется ряд публикаций, посвященных проблемам взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций.
  Данный период характеризуется структурным и организационным становлением неправительственных организаций, выработкой единой государственной политики в отношении неправительственного сектора.
  3 этап начинается с 1998 года и продолжается по настоящее время. Это качественно новый этап, характеризующийся конкретной постановкой вопроса о реализации механизма взаимодействия государства с неправительственными организациями. Количественный рост неправительственных организаций достаточен, их численность достигла около 3500. В них на постоянной основе работает более 35 тысяч человек, на временной (консультанты, эксперты) - до 50 тысяч человек и добровольцев - более 100 тысяч человек.
  Анализ показывает, что в настоящее время сложились довольно устойчивые группы неправительственных организаций по различным направлениям деятельности.
  Возникает в первую очередь проблема качественной, организационно-практической поддержки общественного сектора. В этих условиях важное значение приобретает реальное сотрудничество неправительственного сектора с государством на принципах равноправного партнерства.
  Неправительственный сектор в Казахстане в основном сформировался, стал реальной общественной силой и важным ресурсом дальнейшей демократизации страны.
  Государство оказывает действенную поддержку неправительственным организациям. Одним из свидетельств этого является принятие в 2001 году Закона РК "О некоммерческих организациях Республики Казахстан", явившийся реальным шагом в признании и роли и места неправительственных организаций в общественных процессах. Законом четко определены организационно-правовые нормы и виды некоммерческих юридических лиц, их права и обязанности, порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности.
  Как положительное явление следует отметить смягчение условий регистрации некоторым категориям неправительственных организаций. Так, в соответствии с постановлением Правительства
 Республики Казахстан № 640 от 15 мая 2001 года "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1996 года № 1405 "Об утверждении Положения о порядке уплаты сбора за государственную регистрацию юридических лиц" сбор за регистрацию молодежных неправительственных организаций уменьшился с двадцатикратного до двукратного расчетного показателя.
 Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 г. № 84 "Правила освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, импортируемых в Республику Казахстан" освобождаются от налога товары, ввозимые в благотворительных целях по линии государства, правительств государств, международных организаций, что является важным для решения социальных проблем.
  Знаковым событием в развитии неправительственного сектора является принятие Концепции государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан, подготовленной Министерством культуры, информации и общественного согласия, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан № 85 от 23 января 2002 года. В Концепции представлен анализ современного состояния общественного сектора в стране, определены цели и приоритеты государственной поддержки неправительственных организаций, принципы, механизмы и уровни ее реализации.
  Следует отметить, что в разработке Концепции приняли участие и известные лидеры неправительственного сектора, а также представители международных организаций (ПРООН, ТАСИС, Каунтерпарт Консорциум).
  Широким обсуждением проекта Концепции (круглый стол "Принципы и механизмы государственной поддержки НПО" (декабрь 2000 г.), республиканская конференция "Государство и НПО: пути сотрудничества" (май 2001 г.), организованные и проведенные МКИОС, рабочие встречи с лидерами НПО) преодолен скепсис и недоверие некоторых лидеров НПО, боявшихся, что Концепция будет создана "под государственных чиновников".
  Таким образом, Концепция государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан - важный документ, определяющий ключевые позиции государства по отношению к неправительственному сектору, а ее разработка - показатель реального и действенного сотрудничества государства и НПО.
 
 Формы государственной поддержки НПО
 (из опыта работы Министерства культуры,
 информации и общественного согласия)
 
  В ходе социологического исследования (2001 г.) выявлен немалый процент респондентов, отметивших партнерские отношения НПО с Министерством культуры, информации и общественного согласия. Это объясняется открытостью министерства к сотрудничеству с общественными организациями. Готовность МКИОС налаживать партнерские отношения с неправительственным сектором нашла воплощение в работе республиканского центра поддержки НПО "Инфо-центр НПО".
  Здесь следует отметить, что, к сожалению, партнерские отношения НПО с другими государственными структурами не получили широкого распространения. Только 8,3% экспертов считает, что работа неправительственных организаций с государственными органами будет углубляться.
  В этом плане заслуживает внимания опыт сотрудничества МКИОС с неправительственными организациями Казахстана.
  12 февраля 1999 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры, информации и общественного согласия и неправительственными организациями Казахстана об образовании республиканского центра поддержки НПО "Инфо-центр НПО". 24 неправительственные организации республики подписали указанный документ, однако это был не окончательный состав, так как "Инфо-центр НПО" - открытая организация, готовая к сотрудничеству со всеми, кому не безразличны процессы демократизации в стране и построения гражданского общества.
  Работа "Инфо-центра НПО" нацелена на поддержку деятельности социально ориентированных НПО, укрепление и расширение взаимодействия органов государственной власти с неправительственным сектором. Сотрудничество основано на принципах равноправного партнерства и конструктивного диалога.
  В настоящее время в состав "Инфо-центра НПО" входит около 80 неправительственных организаций республики. Причем, если первоначальный состав "Инфо-центра НПО" был представлен неправительственными организациями г.Астаны, то сегодня его членами являются неправительственные организации Алматы, Атырау, Атбасара, Кокчетава, Темиртау, Балхаша, Караганды, Жезказгана, Степногорска и др.
  Государственную поддержку неправительственных организаций "Инфо-центр НПО" осуществляет в различных формах: информационной, консультативной, методической, организационно-технической.
  Информационная поддержка неправительственных организаций предполагает освещение деятельности неправительственного сектора в средствах массовой информации, пропаганду деятельности неправительственных организаций в решении социально значимых проблем, создание специализированных рубрик, тематических радио- и телепередач о развитии неправительственного сектора в Казахстане.
  В рамках работы "Инфо-центра НПО" была оказана широкая информационная поддержка различным акциям, проводимым НПО: акция милосердия, посвященная Дню пожилых людей, организованная ОО "Ардагер" (сентябрь-октябрь 2000, 2001 г.г.); художественная выставка детей с ограниченными возможностями, организованная ОО детей-инвалидов (декабрь 2000 г); миротворческая акция ОО "Селим" (июнь 2001 г.); волонтерская акция с участием НПО г.Астаны по уборке территории в с.Малиновка (май 2001 г.), проведение "круглых столов", семинаров, тренингов (2002 г.) и др.
  Казахстанские средства массовой информации, чутко реагирующие на изменения в обществе, признают, что процесс становления и развития гражданского общества немыслим без развития неправительственного сектора. Эта мысль прослеживается во всех публикациях, посвященных проблемам становления и развития неправительственного сектора в Республике Казахстан. Наиболее полно и конкретно эта тема освещается в таких республиканских изданиях, как "Казахстанская правда", "Панорама", "Юридическая газета", "Экспресс К".
  Так, знаменательным событием в развитии неправительственного сектора республики явился выход постановления Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 г. №85 "О Концепции государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан". Этому событию был посвящен ряд материалов в указанных изданиях.
  Подробное разъяснение государственной политики по отношению к неправительственному сектору дал в своем интервью "Лицом к "третьему сектору" министр культуры, информации и общественного согласия М.Кул-Мухаммед ("Юридическая газета", 19 марта 2002 г.).
  Несмотря на то, что проблема становления и развития казахстанских НПО не получила еще должного освещения в СМИ, однако следует признать, казахстанские СМИ стали активнее обращаться к данной теме. Так, позитивный опыт работы таких известных НПО, как Ассоциация деловых женщин Казахстана, Лига потребителей, Диабетическая ассоциация, Конфедерация неправительственных организаций Казахстана, Феминистская лига и др. освещается как государственными, так и негосударственными СМИ.
  В электронных СМИ неоднократно показывались сюжеты о работе "круглых столов", конференций, проводимых казахстанскими НПО.
  Следует отметить столичные СМИ, успешно освещающие деятельность неправительственных организаций г.Астаны. Так, целенаправленно и адресно в данном направлении работают газеты "Инфо-Цес", "Вечерняя Астана", "Астана акшамы", "Столичный проспект", "Неделя в Астане". В них постоянно публикуются материалы о работе столичных НПО ("ЖАРИА", "Ассоциация жертв незаконных репрессий", "Миссия по правам человека", "Ардагер", "Лига женщин-мусульманок г.Астаны и Акмолинской области", "Ана алаканы", "Союз многодетных матерей", "АСТРА" и др.). Телекомпанией "Ас-ТВ" запланирована серия передач о неправительственных организациях столицы. В феврале-марте показаны 2 передачи.
  Из региональных СМИ следует отметить газеты "Акмолинская правда", "Вечерний Алматы", "Индустриальная Караганда", "Костанайские новости", "Курс" (г.Кокшетау), "Местное время" (г.Актау) и др., систематически освещающие деятельность местных общественных объединений.
  К сожалению, многие материалы подаются информативно, отсутствуют аналитические статьи, глубокие исследования по проблемным вопросам развития НПО.
  Консультативная поддержка неправительственных организаций предполагает разъяснение нормативных правовых актов Правительства Республики Казахстан, обеспечивающих деятельность неправительственных организаций; предоставление им информации о методах, направлениях работы государственных органов по развитию сотрудничества с неправительственным сектором, отечественных и зарубежных грантодателях, данных о существующих в стране неправительственных организациях и иной информации.
  Ежемесячно проводились расширенные заседания "Инфо-центра НПО", в которых принимали участие активные лидеры неправительственных организаций. На заседаниях обсуждались отдельные положения Посланий Президента страны, касающиеся роли неправительственных организаций в демократизации казахстанского общества, обсуждался проект Концепции государственной поддержки Республики Казахстан, разъяснялись основные положения Закона РК "О средствах массовой информации".
  "Инфо-центром НПО" регулярно проводятся рабочие встречи и консультации с руководителями общественных объединений, членами инициативных групп по созданию неправительственной организации. Проведено более 100 рабочих встреч с лидерами НПО, на которых обсуждались вопросы развития неправительственного сектора в стране, проблемы расширения деятельности НПО, возможности сотрудничества общественных объединений и государственных органов, личного участия каждой неправительственной организации в поиске путей решения социальных проблем общества.
  Сотрудники МКИОС приняли активное участие в заседании "круглого стола" (март 2001 г.) на тему: "Проблемы развития общественного сектора в Казахстане", организованного Конфедерацией неправительственных организаций Казахстана (КНОК), где выступили с разъяснением позиции государства в отношении неправительственного сектора в контексте Послания Президента народу Казахстана 2001 г.
  Совместно с Центром поддержки гражданского общества г.Астаны Каунтерпарт Консорциум проведена встреча (май 2001 г.), посвященная запуску нового проекта по проблемам местного самоуправления, участия и наделения реальными полномочиями общественных структур самоуправления в решении местных проблем.
  Важным направлением работы является налаживание партнерских отношений с международными организациями.
  МКИОС развивает сотрудничество с международными организациями, ресурсными центрами поддержки НПО. Так, неоднократно проводились совместные мероприятия ("круглые столы", семинары) с такими международными организациями, как Программа Развития ООН в Казахстане (ПРООН), Программа Тасис Европейского Союза "Поддержка Национального Координационного Бюро ТАСИС в Казахстане", Центр поддержки гражданского общества Каунтерпарт Консорциум, Международный Центр Некоммерческого Права (ICNL), Международный центр по исследованию и обучению НПО ИНТРАК, на которых обсуждались вопросы развития неправительственного сектора Казахстана, его взаимодействия и сотрудничества с государственными органами.
  Вопросы сотрудничества неправительственных организаций страны и государственных органов с зарубежными неправительственными организациями, опыт осуществления демократических преобразований в других странах, а также практика государственного финансирования НПО обсуждалась на рабочих встречах с представителями международных и зарубежных организаций: Б.Кайнц (ОБСЕ), Д.Хансеном (Программа добровольцев ООН), Н.Джулаевой (Волонтерская служба за рубежом), Д.Лоренцом, В.Ни (Международный центр некоммерческого права), М.Айтмагамбетовым, Н.Сахановым (Каунтерпарт Консорциум), С.Форрестером, Ч.Бакстоном (Международный центр по обучению и исследованию в области НПО), Д.Хиггинсом, К.Хиллинг (Волонтерская служба за рубежом), П.Могенсеном (ТАСИС).
  Методическая поддержка осуществляется путем разработки методических рекомендаций, материалов, справочников, пособий для неправительственных организаций на базе проводимого мониторинга и исследований деятельности неправительственного сектора, анализа проблем его взаимодействия с государственными органами.
  Важным направлением работы является подготовка методической литературы. Так, в 2000 году Министерством издан "Информационный справочник о неправительственных организациях Республики Казахстан", в котором отражены реквизиты зарегистрированных НПО, даны краткие сведения об их деятельности. В сборнике представлены данные о социально ориентированных НПО, отдельно выделены женские НПО.
  Учитывая динамизм процесса образования новых НПО, МКИОС планирует постоянно пополнять банк данных об НПО, обновлять справочник.
  Для специалистов областных управлений информации и общественного согласия в 2001 г. издана брошюра "Методические рекомендации по работе с неправительственными организациями", содержащая краткий аналитический материал по развитию неправительственного сектора в республике, описывающая опыт работы "Инфо-центра НПО", включающая учредительные документы "Инфо-центра НПО", которые могут служит примером создания подобной структуры в органах государственной власти.
  В 2002 году изданы: брошюра "Женское движение Казахстана в контексте демократических преобразований в республике", сборник "Взаимодействие государства и неправительственных организаций Казахстана: из опыта сотрудничества", сборник "Неправительственные организации Республики Казахстан: информационный справочник".
  Международным Центром по исследованию и обучению НПО ИНТРАК совместно с КИМЭП подготовлено исследование "Гражданское общество в Республике Казахстан" (2002 г.), Национальным Координационным Бюро ТАСИС в Казахстане подготовлен проект "Развитие гражданского общества: содействие вовлечению более широкого круга лиц" (2002 г.), Международным Центром Некоммерческого Права (ICNL) изданы сборники "Сравнительные исследования и законы по вопросам социального партнерства" (2001 г.), "Юридические механизмы государственного финансирования некоммерческих организаций" (2001 г.), "Правовой статус некоммерческих организаций в Республике Казахстан" (2002 г.), Программой развития ООН изданы материалы "Неправительственный сектор в Казахстане: вчера, сегодня, завтра". Указанные исследования переданы в качестве методической помощи "Инфо-центру НПО".
  "Инфо-центром НПО" через областные подразделения информированы неправительственные организации республики о проектах международных организаций (ТАСИС, ПРООН, Американско-польский совет по международному сотрудничеству).
  В 1999 году МКИОС заключено соглашение с институтом Экомедия (Германия" по реализации Программы Европейского Союза ТАСИС "Повышение информированности населения о проблемах окружающей среды". В рамках подписанного соглашения получено 70 видеокассет лучших экологических фильмов, которые активно используются в работе учебными заведениями, государственными органами, общественными объединениями (экоцентр "Каусар", ОО инициативных школ "Селим", ОО "Казахстанская ассоциация молодых юристов", ОО "Женщины Астаны", институт сравнительных социальных исследований "ЦЕССИ-Казахстан").
  Оказана методическая помощь в реализации проекта по мониторингу в области прав человека ОО "ЖАРиА" (сентябрь 2001 г.), в проведении серии семинаров по проблемам возрождения духовности казахского народа ОО "Алтын казык" (февраль-март 2001 г.), в подготовке издания книги, посвященной жертвам незаконных репрессий ОО "Ассоциация жертв незаконных репрессий" и др.
  Важным направлением организационно-технической поддержки является проведение мероприятий практического характера: "круглых столов", семинаров, конференций, тренингов, иных акций совместно с неправительственными организациями, а также оказание технической помощи в проведении мероприятий (предоставление помещения, технических средств, приглашение заинтересованных органов, лиц и другое).
  Организация и проведение "круглых столов", конференций семинаров на систематической основе по актуальным проблемам развития неправительственного сектора способствует выявлению стимулов и препятствий процесса развития неправительственных организаций, их взаимодействия с государственными органами.
  За истекший период проделан значительный объем работы, проведено множество мероприятий. Среди них наиболее значимые: тренинг "Пропаганда деятельности НПО через СМИ" (февраль 1999 г.), республиканский "круглый стол" "Государство и НПО: пути сотрудничества" (октябрь 1999 г.), региональный "круглый стол" "Взаимодействие и сотрудничество государственных органов и НПО" (апрель 2000 г.), республиканская конференция "Государство и НПО: шаг навстречу" (июнь 2000 г.), семинар "Принципы и механизмы государственной поддержки НПО" (декабрь 2000 г.), республиканская конференция "Государство и НПО: пути сотрудничества" (май 2001 г.), семинар "Женские НПО Казахстана: их роль в решении социальных проблем" (ноябрь 2001 г.).
  Регулярно оказывается организационно-техническая поддержка мероприятиям, проводимым неправительственными организациями. Сотрудники МКИОС принимают активное участие в акциях, проводимыми НПО республики.
  В 2002 году основной акцент сделан на изучение проблем развития НПО регионов. Проведены региональные семинары по общей теме: "Неправительственный сектор Казахстана: проблемы становления, перспективы развития" (Алматы, март; Актау, май; Петропавловск, август).
  Областным управлениям информации и общественного согласия рекомендовано создать центры поддержки НПО, аналогичные республиканскому "Инфо-центру НПО". В качестве образца ОУИОС разосланы учредительные документы "Инфо-центра НПО" (соглашение, устав, регламент), буклеты. Управления снабжены "Методическими рекомендациями по работе с неправительственными организациями". Сотрудники управлений, работающие с общественными организациями, неоднократно приглашались на республиканские конференции, семинары, на которых обсуждались вопросы сотрудничества государства и НПО.
  В настоящее время областные филиалы "Инфо-центра НПО" созданы и работают в 10 областях республики.
  Следует отметить активное сотрудничество региональных центров поддержки НПО "Инфо-центр НПО" Акмолинской, Жамбылской, Павлодарской, Западно-Казахстанской областей, г.Астаны. Регулярно проводятся совместные мероприятия, заседания исполнительных советов, издаются бюллетени.
 
 Женские НПО как наиболее активная часть
 неправительственного сектора
 
  Большую роль в общественно-политической жизни страны играют женские НПО. Женские НПО, набирающие силу и авторитет, являются показателем роста активности казахстанских женщин в процессе демократизации страны. В настоящее время женские организации стали одной из заметных частей формирующегося неправительственного сектора, составляют 13,5% от общего числа казахстанских НПО. Анализ поступательного развития женских НПО показывает, что женские организации сегодня являются мощной силой, способной решать важные социальные проблемы. Здесь можно отметить такие организации, как Ассоциация деловых женщин Казахстана (имеет филиалы во все областях), Ассоциация женщин "М?лдір" (Алматы), Феминистская лига (Алматы), Женский информационный центр (Алматы), ОО "ЖАРиА" (Астана), ОО "Статус" (ВКО), Женский ресурсный центр (Шымкент), "Женщины-предпринимательницы" (Алматы), Гендерный инфорамационно-аналитический центр (Караганда) и др.
  Безусловно, женский неправительственный сектор - неотъемлемая часть "третьего сектора", однако он имеет свои специфические особенности, и его развитие обусловлено иными причинами, нежели другие направления неправительственного сектора. В становлении и развитии женских неправительственных организаций можно условно выделить 3 этапа.
  1 этап - начало 90-х годов. Как известно, конец 80-х - начало 90-х годов, характеризовался распадом прежней политической системы, ухудшением социально-экономического положения в республике. Эти факторы повлияли на социальную уязвимость прежде всего женщин.
  В этот кризисный период многие женщины объединились в негосударственные общественные организации, которые пытались своими силами решать проблемы существования и выживания в условиях рыночной экономики. Поэтому начальным этапом формирования женских неправительственных организаций следует считать начало 90-х годов.
  Первая волна женских НПО представляла собой разрозненные организации, лидеры которых начинали свою деятельность с привлечения общественного внимания к женской проблематике (вопросы прав женщин, положение женщин в переходный период, вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность, проблемы матерей-одиночек, женщин-инвалидов). В этот период в г.Алматы было создано около 20 женских организаций. Деятельность женских НПО характеризуется первой пробой сил независимой деятельности: формированием команд (часто число активных участников ограничивается одним-двумя лидерами); налаживанием контактов с иностранными фондами, представительства которых в тот период появляются в Алма-Ате; открытием собственного бизнеса.
  Инициаторами зарождения независимого женского движения в Казахстане являются Феминистская лига, Лига женщин-мусульманок, общественное объединение "Женщина и право", Фонд поддержки женщин-предпринимателей "Жанар", Международная ассоциация "Лиана".
  Причем, следует отметить, что все первые женские неправительственные организации были сосредоточены в г.Алматы, что вполне объяснимо: активизация общественно-политической жизни в начале 90-х годов была в тогдашней столице.
  2 этап развития женского движения - середина 90-х годов. Этот период ознаменован открытием новых возможностей формирующегося женского добровольческого сектора.
  Знаковым событием в становлении женских НПО стала 4 Всемирная Конференция ООН по правам женщин (Пекин, 1995), делегатами которых впервые были казахстанские лидеры-женщины. Правительственной делегацией Казахстана были подписаны Пекинская декларация и Платформа действий по улучшению положения женщин.
  В середине 90-х годов проходит серия различных конференций, семинаров, "круглых столов", освещаемых средствами массовой информации, появляется ряд публикаций, посвященных итогам Пекинской конференции.
  Принятый в 1996 году Закон РК "Об общественных объединениях" активизировал процесс появления новых неправительственных организаций, в том числе многочисленных женских объединений.
  Общая ситуация в республике в этот период определяет изменение деятельности женских НПО в сторону социальных программ. К ним присоединяются организации социальной направленности, которые прежде не называли себя женскими, но работали в области проблем семьи, детей-инвалидов, одиноких стариков и других социально уязвимых слоев населения. Активно используются спонсорская помощь, гранты иностранных фондов, членские взносы, начинают открываться представительства в регионах.
  Значительная часть лидеров женских НПО проходит обучение по усилению своих организаций на тренингах, организованных иностранными фондами.
  С 1996 года в г.Алматы действует бюро "Гендер и развитие" при Представительстве ООН. Впервые в 1997 году издан Отчет о положении женщин в Республике Казахстан, инициированный руководителем бюро "Гендер и развитие" при ООН Г.Хасановой, подготовленный Феминистской лигой и Программой развития ООН в Казахстане.
  Женские организации к середине 90-х годов становятся активной частью формирующегося неправительственного сектора.
  3 этап - конец 90-х годов до настоящего времени. Это период качественно нового этапа в развитии общественного сектора, отмечающийся постановкой вопроса разработки государственного механизма по взаимодействию с неправительственным сектором. Важное значение приобретает реальное сотрудничество неправительственных организаций с государством на принципах равноправного партнерства в реализации социально значимых задач.
  Несомненно, мощный импульс в активизации женского движения сыграло Послание Президента страны народу Казахстана "Демократизация общества, экономические и политические реформы в новом столетии" (1998 г.). Послание способствовало решению женских проблем в казахстанском обществе, в нем определены конкретные шаги по улучшению положения женщин в республике.
  В декабре 1998 года создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК, в состав которой вошли и представители неправительственных организаций. Это прецедент, пример плодотворного сотрудничества неправительственного сектора с государством.
  Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК является действенным органом, способствующим продвижению решения многочисленных женских проблем в республике, активизирующим женское движение в Казахстане.
  Важным государственным механизмом повышения роли женщин в обществе является Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан. Следует подчеркнуть, что в разработке плана активное участие приняли женские общественные объединения и международные организации. Таким образом, Национальный план - это результат совместных усилий заинтересованных государственных органов и женских неправительственных организаций, т.е. реальный опыт сотрудничества государства и НПО.

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу