<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Позитивных примеров сотрудничеств женских неправительственных организаций и государственных структур множество: проведение ярмарки женских идей и товаров "Окрыленная женщина" (г.Алматы, 1999 г.), многочисленные международные и республиканские конференции, семинары, встречи, "круглые столы".
  Особенностью третьего этапа является активная деятельность женских НПО в регионах. Плодотворно и целенаправленно работают такие женские организации в Караганде, Жезказгане, Усть-Каменогорске, Кокчетаве, Степногорске, Шымкенте, Уральске и других городах.
  Таким образом, женские неправительственные организации на сегодняшний день представляют мощную силу в решении проблем казахстанских женщин.
  Почти все имеющиеся женские организации, несмотря на различие осуществляемых программ, рассматривают свою деятельность как нацеленную на защиту прав женщин, реализацию принципа равенства женщин и мужчин, улучшение положения женщин, усиление роли женщин в обществе.
  Вместе с тем каждая организация занимает определенную нишу в продвижении женского вопроса.
  Условно можно выделить следующие сферы деятельности женских НПО:
 * права женщин,
 * защита социально уязвимых женщин,
 * поддержка предпринимательской деятельности женщин, * защита военнослужащих,
 * возрождение национальных традиций,
 * содействие в организации обучающих структур для повышения деловой квалификации и профессионализма
 
  Процесс становления женского движения динамичен , в нем отражаются все проблемы социально-экономического и политического решения женского вопроса в республике. Главной особенностью формирующегося женского движения является отказ от централизованных форм к свободному механизму создания женских организационных объединений. Все организации существуют на собственные средства и гранты различных международных фондов.
  Причины, побуждающие женщин участвовать в общественной деятельности: материальная заинтересованность, решение своих социальных проблем (матери-одиночки, многодетные матери, женщины-инвалиды), стремление активно участвовать в общественной и политической жизни, желание самореализоваться (положительное явление - стремление приносить пользу обществу, отрицательное - фанатизм, абсурдное желание привлечь внимание к своей персоне).
  Женские НПО являются наиболее активной частью неправительственного сектора. Они широко проводят общественные акции, поднимают ранее замалчиваемые проблемы женщин, ищут пути достижения гендерного равноправия и улучшения жизни людей в целом. Женские неправительственные организации обрели у населения положительный имидж. Активная позиция женских организаций в поисках самостоятельных путей решения насущных проблем, отказ от патерналистской позиции в отношении государства позволяет стать женскому движению реальной и независимой силой.
 
 Государственная политика
 по повышению роли женщины в обществе
 
  Процесс демократизации казахстанского общества немыслим без активизации женского движения, потому что такие приоритеты общественного развития, как мир и стабильность, безопасность государства и личности, улучшение благосостояния всех казахстанцев, здоровье нации, образование подрастающего поколения более всего отвечают интересам женщин.
  Следует отметить, что со времени приобретения суверенитета республики заметно изменился социальный статус женщин, возросла их роль в социально-экономическом и политическом развитии государства. Женщины все активнее занимают позиции в ранее недоступных областях общественных отношений (политика, дипломатия, бизнес). Широко известны в республике имена Акмарал Арыстанбаевой, Бырганым Айтимовой, Зинаиды Федотовой, Нины Каюповой, Дариги Назарбаевой, Раушан Сарсембаевой, Гульжан Карагусовой, Айткуль Самаковой, Татьяны Квятковской - женщин, активно влияющих на общественно-политическую жизнь страны.
  Становление казахстанского суверенитета определило государственную политику в отношении женщин. Так, в 1994 году при Президенте страны была введена должность советника по проблемам семьи и женщин, что является свидетельством проявления внимания государства к проблемам материнства, семьи, детей. Этот факт можно считать точкой отсчета систематического решения независимым государством многочисленных проблем казахстанских женщин.
  Историческим событием стал I форум женщин Казахстана, состоявшийся 3 марта 1995 года в г.Жамбыле. Участники форума отметили назревшие вопросы продвижения женщин в обществе, определили приоритеты развития женского движения в республике.
  Ярким примером формирования государственной политики является образованный в 1995 году Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК, заложивший основы создания комплексной системы социальной, экономической, правовой и законодательной защиты семьи, женщин и детей.
  К середине 90-х годов в Казахстане была создана правовая система социальной поддержки женщин и детей, нашедшая отражение в Концепции государственной политики по улучшению положения женщин, одобренная Президентом страны в марте 1997 года.
  Дальнейший этап развития Казахстана (с сентября 1998 г.) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны. Он начинается с обнародования ежегодного Послания Президента страны народу Казахстана, в котором изложена программа демократизации казахстанского общества, и внесения осенью 1998 г. изменений в Конституцию и другие законодательные акты, расширившие полномочия Парламента.
  Указанное Послание явилось мощным импульсом в развитии женского движения. Своевременно прозвучали слова Президента об изменении отношения к женщине. Главой государства сделана серьезная заявка на повышение роли женщин в обществе. Послание способствовало активизации решения женских проблем в казахстанском обществе, в нем намечены конкретные шаги по улучшению положения женщин в республике.
  Указом главы государства в декабре 1998 года образована Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК в целях защиты интересов семьи, обеспечения необходимых условий для участия женщин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Возглавляет Нацкомиссию министр охраны окружающей среды А.Самакова - член Правительства, что дает возможность участвовать в принятии решений на самом высоком политическом уровне.
  Комиссия наделена широкими функциями и полномочиями, главные из которых: разработка системы комплексных мероприятий по экономической, социальной, психологической, правовой поддержке семьи, женщин и детей, содействие в их реализации; анализ ситуации в области защиты прав матери и ребенка, экономического и социально-бытового состояния семьи, здоровья народа; формирование информационной базы о положении женщин в обществе и др. Особое внимание Комиссия уделяет проблеме преодоления женской безработицы, поддержке частного женского предпринимательства.
  Аналогичные комиссии созданы при акимах областей, городов Астана, Алматы. Такая структура позволяет вести слаженную и продуктивную работу по всей республике.
  Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК - действенный орган, способствующий продвижению решения многочисленных женских проблем в республике, активизирующий женское движение в Казахстане.
  Важным государственным механизмом повышения роли женщины в обществе является Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан. Это уникальный документ, не имеющий аналогов в странах постсоветского пространства. Принятию Национального плана предшествовала кропотливая и скрупулезная работа заинтересованных министерств и ведомств, международных организаций, женских неправительственных объединений.
  Национальный план включает 12 приоритетов, определенных 4-й Всемирной конференцией по положению женщин, затрагивающих все аспекты проблем казахстанских женщин. Эти приоритеты сгруппированы в 4 основных направлениях деятельности, определенных Президентом РК для Национальной комиссии по делам семьи и женщин:
 * улучшение здоровья женщин и их семей;
 * активное участие женщин в общественно-политической жизни страны и выдвижение их на уровень принятия решений;
 * экономическое продвижение женщин;
 * искоренение насилия в отношении женщин.
  Решение указанных приоритетов требует времени, поэтому в Национальном плане предусматривается их поэтапное достижение.
  Несомненно, последовательное и неукоснительное решение поставленных задач и целей в Национальном плане действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан позволит добиться стратегической цели - создание условий и разработка действенных механизмов для повышения активности и роли женщин в общественно-политической жизни, улучшение положения женщин в соответствии с долгосрочной Стратегией развития "Казахстан - 2030".
  Конкретные мероприятия Национального плана по достижению гендерного равенства включены в Индикативный план социально-экономического развития страны на 2001-2005 годы. Впервые в истории Казахстана в нем появился специальный раздел "Участие женщин в развитии".
  В целях лоббирования интересов семьи и женщин в Парламенте создана депутатская группа "Отбасы" ("Семья"), в которую вошли 30 депутатов из обеих палат. Кроме того, в Мажилисе Парламента создан Подкомитет по делам женщин, семьи, молодежи, туризма и спорта, проводящий большую работу по продвижению законодательных актов, касающихся вопросов семьи и женщин.
  Несомненным достижением государственной политики в отношении женщин является присоединение Казахстана к ряду международных договоров. Так, к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (СИДО) Казахстан присоединился в июне 1998 года. В сентябре 2000 года на Саммите тысячелетия Президент страны подписал Факультативный протокол к данной Конвенции, ратифицированный Парламентом в 2001 году.
  В 2000 году Казахстаном ратифицированы Конвенции ООН "О политических правах женщин" и "О гражданстве замужней женщины", некоторые конвенции Международной организации труда ("О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности", "О минимальном возрасте для приема на работу", "Об организации службы занятости" и др.).
  В последние годы в республике принято достаточно много мер, касающихся улучшения положения женщин. Так, принято постановление Правительства РК "О поддержке женского предпринимательства", в соответствии с которым выделяются средства на льготное кредитование женщин. Для поддержки женщин, занимающихся производственной деятельностью, Национальной комиссией инициировано создание специальной кредитной линии в ОАО "Темирбанк".
  В соответствии с постановлением Правительства РК "Об утверждении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи" женщины во время беременности и в послеродовой период получают бесплатное медицинское обслуживание по месту жительства.
  Законом "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан" предусмотрена возможность суррогатного материнства. Суррогатная мать и женщины, родившие детей с помощью искусственных методов, имеют равные права.
  Государственная гендерная политика найдет отражение в готовящихся законопроектах "О бытовом насилии", "О рекламе", "О равных правах и возможностях".
  23 ноября 2001 г. состоялся III Форум женщин Казахстана, посвященный 10-летию независимости республики. Цель форума - показать роль женщины в становлении независимого государства и определить задачи на будущее. В рамках форума прошла конференция "Женщины Казахстана в ХХI веке. Права и возможности", организованная Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте РК. На заседаниях четырех секций обсужден ряд актуальных проблем, касающихся положения женщин в социально-трудовой сфере, участия в принятии решений на всех уровнях, семьи и материнства, прав женщин и защиты их от насилия. Были выработаны конкретные предложения по улучшению положения женщин и детей, которые, несомненно, лягут в основу деятельности Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте РК и других структур Правительства.
  Таким образом, в республике уделяется большое внимание улучшению положения женщин. Однако многие проблемы казахстанских женщин еще не решены, требуют детального изучения и комплексного решения, потому как гендерные проблемы - актуальные проблемы социальной политики государства.
 
  Неправительственный сектор
  Республики Казахстан
  в фокусе общественного мнения
  (по данным социологического исследования)
 
  На сегодняшний день в Казахстане неправительственные общественные объединения постепенно заполняют поле гражданского общества. В настоящее время происходит процесс осознания роли этого общественного института, анализируется пройденный путь, прогнозируются его перспективы. В то же время многогранная и всеохватывающая природа мозаичных НПО пока не позволяет создать строгую классификацию, очертить их направления, правовые и юридические рамки деятельности, статус.
  Информационный массив об НПО имеет самую противоречивую природу.
  В 2001 году Министерством культуры, информации и общественного согласия проведено комплексное социологическое исследование с целью определения основных тенденций процесса становления неправительственного сектора. В ходе исследования опрошено 300 экспертов, занимающихся проблемами социальной сферы (госслужащие, представители науки, культуры, образования, лидеры политических партий, неправительственных организаций).
  Полученные результаты социологического исследования делают возможность определить основные тенденции, наблюдаемые в процессе становления третьего сектора. Социологические данные отразили взгляд экспертов на ситуацию, сложившуюся с неправительственным сектором в Казахстане. Были обозначены стимулы и препятствия процесса развития казахстанских НПО, дана оценка взаимодействию государственных органов с неправительственными объединениями, определена специфика их внутренних и каждодневных проблем. Итоговые результаты позволили создать цельную картину перспектив неправительственного сектора.
  Роль НПО
  Какова же главная роль НПО в общественно-политической жизни? По мнению большинства экспертов (51,3%), неправительственные общественные организации, в первую очередь, играют связующую роль между государством и обществом. В то же время 37,4% респондентов отметили большое значение деятельности правозащитных НПО. Немаловажным считают эксперты вклад третьего сектора в становление гражданского общества - 31,5%. Эти три момента были рассмотрены экспертами как одни из главных назначений неправительственного сектора.
  Выделение в приоритет связующей роли НПО отражает, по сути, самое основное функциональное назначение данного института. Функционируя в роли посредника, НПО пропускает сквозь себя интересы социальных слоев и нацеленность государства в решении острых социальных проблем.
  Определение правозащитных функций неправительственных организаций на второе место по значению объясняется актуальностью вопроса социальной незащищенности значительной части населения в нынешних социально-экономических условиях. Большая часть НПО, создаваясь на базе концентрации проблемной социальной группы, прежде всего решает вопросы сохранения прав определенной группы и защиты их интересов.
  Акцент внимания экспертов на влиятельную роль НПО в развитии гражданского общества также закономерен. Значительная доля неправительственных объединений решает вопросы активного участия людей в общественной жизни. НПО, являясь одним из институтов гражданского общества, представляет то социальное устройство, в котором личности представлен богатейший спектр выбора, в результате которого происходит осуществление гражданских инициатив.
  В этом смысле НПО представляет один из действенных механизмов реализации интереса социальных групп и общественной позиции каждого индивида, который в значительной мере обеспечивает успех естественного и поступательного развития институтов гражданского общества.
  Таблица № 1 показывает помимо главных, другие стороны деятельности НПО, которые набрали несколько меньшие проценты.
 
 Таблица № 1. Основная роль неправительственных организаций.
 
 № Назначение НПО % 1 Обеспечение взаимосвязи между государством и обществом
 51,3 2 Вклад в становление гражданского общества 31,5 3 Обеспечение защиты прав человека и гражданина 37,4 4 Активное участие в политической жизни 21,9 5 Лоббирование социально значимых законопроектов 11,6 6 Продвижение гражданских инициатив 27,2 7 Выявление потребностей социальных групп 14,9 8 Содействие сокращению бедности 17,5 9 Содействие государственным органам в социальной защите населения 18,5 !0 Все перечисленное 7,9
  Следует отметить, что перечисленные выше назначения НПО в принципе отражают функциональные исполнение трех основных направлений НПО.
 
  Связь с государством
  Однако понимание теоретического значения связующей роли НПО, к сожалению, не находит своего адекватного отражения в реальности. Примером тому служит подтвержденная социологическим исследованием слабая связь государственных органов с неправительственными общественными организациями.
 
  Диаграмма № 1 Эффективность взаимодействия
  государственных органов и НПО
 
 
  Диаграмма № 1 показывает, что доминирующий процент экспертов (76,6%) не видит существенных положительных результатов во взаимодействии НПО с государством. Из них 50,3% респондентов расценивают эффективность взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций на сегодняшний день как "скорее низкую, чем высокую". 26,2% респондентов считают, что эта взаимосвязь "низкая". 9% опрошенных рассматривают эффективность взаимодействия как "скорее высокую, чем низкую". И только 3% оценивают высоко. 10,9% не смогли определиться с ответом.
 
  Приемлемая форма поддержки
  Отсутствие подобной связи, соответственно, предполагает и отсутствие поддержки НПО со стороны государственных органов. Поэтому предположение экспертов о том, что помощь неправительственным организациям будет оказана из-за рубежа, вполне логична.
  Так диаграмма № 2 показывает, что на взгляд большинства экспертов (22,5%) наиболее приемлемой формой поддержки неправительственных организаций является предоставление грантов со стороны международных организаций.
 
  Диаграмма № 2 Приемлемые формы поддержки НПО
 
 
  В то же время за поддержку в виде государственных грантов (четвертое место) высказались лишь 8,3% экспертов. Содействие государства в виде государственного социального заказа и поддержка проектов НПО в рамках государственных рассматриваются как маловероятные.
  Характерно и то, что еще в меньшей степени экспертами ожидается помощь со стороны бизнес-структур. Логика бизнеса такова, что деньги не будут вкладываться туда, откуда уже заведомо никогда не поступит прибыль. Учитывая то обстоятельство, что большинство НПО создаются для защиты интересов социально уязвимых слоев населения, можно заранее предположить, что помощь отдельных бизнесменов и их фирм будет ограничиваться разовой благотворительной акцией.
 
 
 
  Факторы развития
  Поддержка любой формы еще не основа стойкости и стабильности функционирования неправительственной общественной организации. Есть объективные факторы, способствующие становлению третьего сектора.
  По таблице № 2 мы видим, что одним из таких существенных факторов является объединение НПО. Процентное большинство (43,7%) считает, что развитию способствует "создание мощного объединения НПО при прямом содействии и участии государства".
 
  Таблица № 2 Факторы, влияющие на развитие сектора НПО в Казахстане.
 
 № Факторы % 1 Создание мощного объединения НПО при прямом содействии и участии государства 43,7% 2 Самостоятельное объединение НПО в единую консолидированную структуру 24,8% 3 Принятие закона "О государственном социальном заказе" 36,1% 4 Доработка закона "О некоммерческих организациях" 31,5% 5 Активное рекрутирование в НПО новых членов 11,9% 6 Разработка и принятие программы информационно-пропагандистской поддержки неправительственного сектора 27,2% 7 Обучение, повышение квалификации сотрудников организации 21,2% 8 Приток в неправительственный сектор квалифицированных специалистов по социальной работе, политологов, социологов, психологов 30,8% 9 Расширение методической и консультативной помощи 10,6% 10 Другое 0,7% 11 Затруднились ответить 2,0%
  Выше было отмечено мнение экспертов о том, что государственная поддержка не имеет широкого распространения в структуре третьего сектора, и в то же время объединение НПО они рассматривают под патронажем государства.
  Самостоятельное создание различных ассоциаций НПО по существу есть переход их деятельности на более высокий уровень. Однако этот вариант как фактор развития набирает лишь 24,8% ответов.
  Данный расклад еще раз подтверждает понимание экспертами реального положения дел. В частности они признают, что государство владеет ресурсами, посредством которых возможно усиление и укрепление сети неправительственных организаций. Самостоятельное же инициативное объединение ряда организаций в форме какой-либо ассоциации изначально без определенного "капитала" не имеет шанс влиять на поступательное движение их деятельности.
  В этом плане совершенно логичным, является мнение экспертов о важности фактора принятия Закона "О государственном социальном заказе" (36,1%) и доработки Закона "О некоммерческих организациях" (31,5%). Тем самым экспертами подчеркивается острая необходимость создания государством законодательной базы НПО для их успешной деятельности, позволяющей им выйти на более высокий уровень развития.
  Как один из принципиальных моментов рассматривается вопрос о притоке в неправительственный сектор квалифицированных специалистов. Этот вариант ответа набрал 30,8%. В среде общественников очень часто поднимается вопрос об острой нехватке работников социальной сферы, имеющих специальное образование. Они уже приходят к пониманию, что работать в неправительственной организации должен не просто сознательный волонтер или какой-либо специалист, использующий грант в качестве дополнительного заработка, а человек, получивший специальное образование и изначально нацеленный на работу с определенной социальной категорией людей и имеющий профессиональные навыки в реализации различных грантовых проектов.
  Кроме того, многие руководители лидирующих НПО заинтересованы привлечь в свою команду аналитиков, считая, что их работа должна быть проанализирована и рассмотрена ее дальнейшая перспектива. Некоторые из них создают аналитические центры и социологические службы.
  По таблице № 2 мы видим, что каждый фактор в отдельности может существенно повлиять на качество работы общественных организаций и в целом на развитие третьего сектора. Однако в приоритет выходит необходимость конструктивной консолидации неправительственных общественных объединений, совершенствование законодательной базы и усиление профессиональной базы.
 
  Факторы препятствия
  Соответственно, отсутствие благоприятной для развития законодательной базы будет рассматриваться экспертами как одно из главных препятствий в поступательном движении НПО. Данное мнение выразили 54,0%, в частности, они говорили о несовершенстве законов. Аналогичная ситуация с вопросом о государственной поддержке, ее отсутствие также видится как препятствие в развитии сектора - 43,0%. Довольно большой процент ответов (42,7%) на проблеме недопонимания обществом и государством роли НПО.
  Последний фактор, по сути, содержит в себе основную из причин отсутствия целого ряда предпосылок для развития третьего сектора в Казахстане. Данная ситуация представляет собой замкнутый круг: когда недопонимание значения существования данного института не дает ход его развитию, а отсутствие, в свою очередь, развитых структур этого сектора не позволят оценивать общественности высокую актуализацию его существования и развития.
  Вместе с тем, таблица №3 показывает еще ряд проблем, препятствующих развитию НПО в Казахстане, но не в столь значительной мере, как вышеобозначенные.
 
  Таблица № 3 Проблемы препятствующие развитию
  неправительственных организаций в Казахстане
 
 № Проблемы % 1 Несовершенство законодательства 54,0 2 Слабость и недостаточное количество "зонтичных" объединений НПО 13,6 3 Концентрация НПО в центральных городах 31,1 4 Нехватка литературы об НПО 19,5 5 Отсутствие поддержки со стороны государства 43,0 6 Недопонимание обществом и государством роли НПО 42,7 7 Сокращение помощи донорских организаций 20,9 8 Слабая связь между НПО 25,2 9 Недостаточное освещение деятельности третьего сектора в СМИ 18,5 10 Нехватка квалифицированных кадров в сфере социальной работы 19,5 11 Высокий уровень конкуренции между НПО и их лидерами 8,9 12 Нераспространенность культуры благотворительности 14,9 13 Неразвитость традиций волонтерства 17,5 14 Отсутствие сформированной государственной политики по отношении к НПО 29,5 15 Другое 1,7 16 Затруднились с ответом 1,0
 
  Перспективы
  Социологические данные определяющие, по мнению экспертов, дальнейшие перспективы существования в республики неправительственного сектора еще раз подтвердили обозначенные выше тенденции. Лишь несущественная доля экспертов высказала оптимистичные прогнозы в части взаимодействия государства и НПО, повышения реальной социальной значимости общественных организаций и стремления к объединению.
  Самый же большой процент ответов (25,8%) был сосредоточен в ответе о количественном росте НПО, другой процент экспертов (21,9%) просматривает в будущем повышение качественного уровня и улучшение работы НПО со своими целевыми группами.
  Таблица № 4, кроме вышеуказанных моментов, показывает также и пессимистические прогнозы экспертов относительно общей численности НПО и объемов финансирования.
 
  Таблица № 4 Перспективы дальнейшего развития
  неправительственного сектора.
 
 № Перспективы % 1 Количественной рост НПО 25,8 2 Сокращение численности НПО 3,6 3 Повышение качественного уровня НПО, их работы с целевыми группами 21,9 4 Усиление стремление НПО к объединению в союзы, ассоциации, конфедерации 14,6 5 Углубление работы с государственными органами 8,3 6 Сокращение объемов финансирования НПО со стороны международных организаций 4,3 7 Повышение реальной социальной значимости 10,6
 
  Направления развития НПО
  Говоря о перспективах неправительственного сектора, эксперты приходят к выводу, что наибольшее развитие получат экологические организации -35,8%; женские НПО - 23,8%; молодежные НПО - 22,2% и организации по защите особо уязвимых слоев населения - 20,9%.
  Следует отметить, что из числа опрашиваемых экспертов 35,8% явились представителями неправительственных общественных организаций. Из них 14,6% - руководители, 12,6 % штатные сотрудники, 4.0% - волонтеры и 2,6 % нештатные сотрудники.
  При этом наибольшую группу составили представители молодежных НПО - 6,0%; экологические - 5,0%; организации, оказывающие социальную помощь - 4,6% и женские НПО - 4,3%. 1%-2% представляют лидеры других неправительственных организаций.
  Таблица № 5 показывает, что представители данных НПО уверены в развитии именно этих направлений.
 
 
  Таблица №5 Направленность НПО
 
 № Направленность % 1 Экологические 35,8 2 Детские 7,9 3 Женские 23,8 4 Образовательные 12,6 5 Помощь инвалидам 6,6 6 Молодежные 22,2 7 Медицинские 6,3 8 Ветеранские 1,3 9 По защите особо уязвимых слоев населения 20,9 10 Конфликтологические 3,0 11 Правозащитные 4,6 12 Культурные 4,6
  Тем самым социологическое исследование показывает тенденцию развития неправительственного сектора как минимум в четырех направлениях: экология, гендер, молодежь, а также широкую распространенность социальных НПО.
  Доминирование экологического направления объясняется тем, что вопросы охраны природы являются одними из тех глобальных проблем, которые волнуют все прогрессивное человечество. Поэтому экономически развитые государства намерены осуществлять определенное содействие развитию экологических движений. В силу этого многие НПО этого направления имеют финансирование из зарубежных каналов и часть из них работает на гранты со стороны международных организаций.
  Проблема защиты прав женщин также является одной из центральных в странах с демократическим режимом. Наметившаяся в настоящее время тенденция к росту женских НПО - естественный и закономерный процесс, вызванный социальной активностью казахстанских женщин, увеличением их роли в общественной жизни страны, новыми реалиями мирового демократического сообщества.
  Тенденция возникновения и усиления молодежных общественных организаций вызвана образованием большого вакуума в сфере, традиционно решавшей практически все проблемы. В большей мере таковой являлась образовательная сфера. Помимо основной нацеленности - дать высокий образовательный уровень - вузы и школы занимались широким кругом вопросов: начиная от физической подготовки, заканчивая нравственным воспитанием.
  С учетом изменившихся исторических, политических и социально-экономических условий сместился приоритет в определении главных жизненных задач как для взрослого населения, так и для подрастающего поколения. Коммерциализация принципов деятельности учебных заведений кроме профессионального обучения постепенно изжила все дополнительные функции в работе с молодежью. Вопросы духовно-нравственного воспитания, психологической адаптации к новым условиям и организации досуга детей, подростков и молодых людей остались открытыми.
  Со стороны государства, общества и даже семьи молодежь осталась незащищенной от проблем рыночных издержек, бездуховности, смены нравственных ценностей и ужесточения конкуренции во всех сферах и на всех уровнях.
  В этом плане реакция неправительственного сектора на данную проблему вполне закономерна. Однако, учитывая то, что созданные молодежные НПО делают первые шаги, охватываемый ими круг проблем не так широк. Приоритетом в их деятельности выступает социальная адаптация к новым экономическим условиям. В частности они занимаются вопросами трудоустройства и содействия в переквалификации молодых кадров.
  В нынешних условиях молодежь является не единственной социальной группой, оказавшейся незащищенной и ущемленной в своих правах. Есть ряд социальных групп остро нуждающихся в помощи. Поэтому отмеченная выше распространенность социальных НПО также явилась вполне закономерной тенденцией в развитии неправительственного сектора.
  По мнению экспертов, самыми нуждающимися со стороны неправительственных общественных объединений явились сельчане, пенсионеры, инвалиды и безработные.
  Таблица № 6 наглядно показывает процентное доминирование данных четырех групп над другими социальными слоями.
 
  Таблица № 6 Социальные группы, нуждающиеся в помощи
  неправительственных общественных
  объединений
 
 № Социальные группы % 1 Жители сельской местности 19,2
 
 67,9 2 Пенсионеры 18,2 3 Инвалиды 16,9 4 Безработные 13,6 5 Женщины 8,6
 
 25,8 6 Работники бюджетной сферы 1,0 7 Репатрианты 4,0 8 Молодежь 9,9 9 Неквалифицированные рабочие 1,0 10 Многодетные семьи 1,3 11 Другие 4,0 6,3
  12 Затруднились с ответом 2,3
  Какова же помощь НПО в отношении представленных социально уязвимых слоев населения? Одним из направлений общественных организаций явилась борьба с бедностью. По мнению экспертов, наиболее актуальным аспектом в этом плане является решение проблем безработицы - 38,7%.
  Немалый процент респондентов считает необходимым оказать содействие повышению уровню доходов населения - 19,9%. Как один из действенных методов в решении вопроса бедности часть экспертов (12,9%) рассматривает повышение уровня образования.
  Логично, что одним из действенных методов в борьбе с бедностью эксперты называют решение проблем безработицы. Естественно, трудоустройство людей предполагает относительно стабильное получение заработной платы, что в частичной мере снимает напряженность бедственного положения. В этом смысле работа НПО со своими целевыми группами становится незаменимой. Именно здесь нацеленность неправительственных организаций на конструктивное сотрудничество с органами государственной власти имеет первостепенное значение.
  Содействие НПО повышению уровня доходов населения можно рассматривать как возможность при помощи неправительственной организации какой-либо научной, творческой, исследовательской группе или специалисту-профессионалу выиграть и получить хорошо оплачиваемый грант. Оказать информационную, методическую и консультативную помощь в деле успешного выполнения проекта.
  Следует заметить, что содействие НПО в решении этих и многих других вопросов во многом зависит от профессионализма их руководителей, налаженных связях, определенных наработках и т.д. Все это в значительной мере дает опыт предшествующей деятельности. А он, как показывают результаты исследования, у большинства ныне существующих неправительственных организаций небольшой.
 
  Возраст НПО
 
 
  Диаграмма № 3 Срок деятельности неправительственных
  объединений.
 
 
 
 
  Как показывает диаграмма № 3, неправительственные организации, существующие свыше 10 лет, составляют лишь 9,7% от всего числа организаций, составляющий третий сектор.
  Организации, имеющий опыт работы от 1 до 5 лет, составляют большую половину - 55,4% от числа всех НПО. Из них от 1-3 лет - 39,9 %, от 3-5 лет - 15,5 %.
  Результаты исследования наглядно показывают в целом довольно малый срок существования данного института. В настоящее время он лишь на пути к всеохватывающему и углубленному распространению на территории республики. По большому счету, неправительственными организациями за пройденный срок сделаны лишь первоначальные но, пожалуй, самые трудные шаги становления третьего сектора как такового.
  В этой связи заметим, что одним из основных моментов успеха в дальнейшем развитии являются партнерские отношения НПО с рядом различных общественных институтов.
 
  Партнерские отношения
  Данное социологическое исследование позволило определить, с какими структурами у неправительственных организаций сложились наиболее благоприятные отношения.
  Как показывает диаграмма № 4, наиболее благоприятные партнерские отношения у НПО сложились со СМИ - 17,9%; с другими НПО - 14,2%, акиматами области и района, соответственно, 12,6% и 10,6%.
 
 
 
 
  Диаграмма № 4 Благоприятные партнерские
  отношения НПО
 
 
  Оценки экспертов подтверждают ситуацию, когда руководители НПО нацелены прежде всего на рекламу своей организации. Узнаваемость достигается путем периодичного и широкого освещения деятельности общественных организаций.
  Вполне естественным является и то, что общественные неправительственные организации тесно контактируют между собой. Партнерские отношения между НПО по сути один из способов сохранить устойчивость объединения. Разносторонние контакты восполняют дефицит специальной информации, востребованность в определенных методических знаниях, опыта работы и облегчает организацию и проведение больших конференций, обучающих семинаров. Объединенные усилия родственных НПО приносят даже такой существенный результат как совместное приобретение гранта.
  Взаимодействие неправительственных общественных объединений с органами местного государственного управления как отмечено экспертами-представителями НПО носит характер именно партнерских отношений. Однако решение наболевших задач на паритетных началах пока не имеет широкого распространения. И в дальнейшей перспективе эксперты не видят углубления работы НПО с властями. Только 8,3% респондентов говорят о том, что работа неправительственных общественных организаций с государственными органами будет углубляться.
  Сегодняшние казахстанские НПО тесно сотрудничают с партиями - 11,9% и с Министерством культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан - 6%. Некоторая часть НПО сотрудничают с международными органами - 8,3% и зарубежными коллегами - 5,6%.
  Сотрудничество НПО с политическими организациями понятно, ведь, являясь одним из активных участников общественно-политической жизни Казахстана, НПО довольно часто сотрудничают с партиями и общественно-политическими движениями. По сути, они имеют ту же аудиторию и те же целевые установки. Однако пути и методы решения принципиально разнятся.
  Немалый процент респондентов подчеркнул партнерские отношения неправительственных организаций с Министерством культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан. Это в большей мере объясняется открытостью данного ведомства к совместной деятельности с общественными организациями. Готовность МКИОС налаживать и углублять связь с представителями НПО практически воплощается через каждодневную работу Центра поддержки НПО "Инфо-центр НПО", созданного в структуре министерства. В настоящее время под в состав "Инфо-центра НПО" входит более 70 НПО со всей республики. Консультативная, организационно-методическая и техническая поддержка этого небольшого спектра от всего неправительственного сектора Казахстана уже есть существенный шаг на пути укрепления статуса НПО.
  Это особенно важно, когда подавляющая часть неправительственных объединений испытывает ряд существенных проблем в своей деятельности. На сегодняшний день острой проблемой, по мнению самих представителей НПО, остается отсутствие финансовой поддержки - 21,9%. Неправительственные организации нуждаются в техническом оснащении -9,6% и расширении контактов - 9,6%. Также было отмечено, что население недостаточно информировано о деятельности НПО - 10,9%.
 
  Выводы
 
  Социологическое исследование показало, что вопросы, связанные с деятельностью третьего сектора, высвечивает как минимум две проблемы. Это теоретическое определение назначения неправительственных организаций в развитии нашего общества и его реальное функционирование в сегодняшних социально-экономических и политических условиях.
  Анализ показал, что в целом понимание значения и роли неправительственного сектора оценивается экспертами достаточно высоко. Они совершенно объективно подходят к вопросу его актуализации на сегодняшний день, просматривают его реальные перспективы и действенные механизмы развития.
  В то же время с некоторой долей сожаления они признают всю сложность и проблемность довольно многих моментов в деятельности неправительственного сектора.
  Одним из самых ключевых аспектов, на их взгляд, является взаимодействие, сотрудничество и партнерские отношения между государством и неправительственными организациями. Характерным явилось то, что эксперты сделали акцент на вопрос оказания помощи и поддержки НПО со стороны государства. Результаты исследования подтвердили твердую уверенность экспертов в значительной роли государства в жизнедеятельности "третьего сектора".
 
 
  Зарубежный опыт в сфере законодательного регулирования государственного финансирования
  социальных проектов НПО
 
  Государственный социальный заказ является наиболее эффективной формой государственной поддержки неправительственных организаций. В связи с этим представляется важным изучение опыта зарубежных стран в сфере законодательного регулирования государственного финансирования социальных проектов, осуществляемых неправительственными организациями.
  Правительства во всем мире стремятся к сотрудничеству с неправительственным сектором в решении социальных вопросов, потому что неправительственные организации эффективнее оказывают социальные услуги населению, быстрее реагируя на возникающие проблемы в обществе.
  Практика передачи НПО обязанностей по предоставлению государственных услуг через грант или контракт между государством и НПО давно существует в США, однако в европейских странах, имеющих тенденцию к большей централизации, стала применяться недавно. Так, Министерство иностранных дел Франции осуществляет софинансирование НПО с целью проведения государственной политики, содействия культуре Франции, осуществления политики Франции в области развития, конкретных проектов или гуманитарных мероприятий. Закон "О сотрудничестве для развития" (1996 г.) Великого Герцогства Люксембург устанавливает, что аккредитованные НПО имеют право на софинансирование, ежегодную помощь, субсидии для содействия к сотрудничеству, на соглашения о сотрудничестве, длящиеся несколько лет. Он также позволяет правительству содействовать использованию экспертов и квалифицированных работников в НПО. В Нидерландах НПО являются основными поставщиками социальных услуг. Делегирование предоставления социальных услуг НПО успешно осуществляется правительством Германии.
  В настоящее время многие развивающиеся страны и страны переходного периода создали или создают законодательные механизмы, позволяющие заключать контракты с неправительственными организациями на предоставление социальных услуг. Законы, направленные на делегирование государством неправительственным организациям прав по осуществлению социальных услуг, действуют в странах Восточной Европы (Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и др.).
  Для Казахстана представляется ценным решение вопроса государственной поддержки неправительственных организаций странами постсоветского пространства. Показателен в этом плане опыт России, где одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки признан социальный заказ на выполнение социальных услуг НПО.
  По некоторым оценкам, в Российской Федерации доля программно-целевых действий в экономике в виде социального заказа варьируется от 2-х до 10%. В России на различных уровнях разработаны ряд нормативных правовых документов, регулирующих сферу реализации социальных услуг неправительственными организациями, в том числе проект закона Российской Федерации "О государственном социальном заказе", а также Положения и законы о социальном заказе в некоторых городах и субъектах Федерации. На уровне городов и субъектов РФ принято более 20 нормативных правовых актов, обеспечивающих правовую основу для участия неправительственных организаций в решении социально значимых проблем за счет местного бюджета. [11]
  Так, Закон "О социальном заказе Кемеровской области" (2000 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением Администрации Кемеровской области на конкурсной основе целевого финансирования конкретных общественно полезных программ и социально значимых мероприятий, осуществляемых некоммерческими организациями, действующими на территории Кемеровской области. В законе оговариваются приоритетные направления, на решение которых может быть предоставлен социальный заказ. Приоритетные направления размещения социального заказа утверждаются ежегодно на областном совете Кемеровской области.
  В Законе "О государственном социальном заказе в Пермской области" (2000 г.) отмечается, что "настоящий Закон направлен на развитие институтов гражданского общества в Пермской области, повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для решения социальных проблем, и привлечение к их решению некоммерческих организаций и широких слоев населения".
  Закон г.Москвы "О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" (2000 г.) определяет основные принципы и формы взаимодействия органов власти г.Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе связанные с осуществлением целевых социальных программ г.Москвы, с поддержкой целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив, добровольческой деятельности. Примечательно, что в указанном законе в главе 4. "Неэкономическое взаимодействие органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" отмечаются и другие формы поддержки негосударственных некоммерческих организаций: информационная поддержка; создание общественных советов; обучение специалистов, оказание методической помощи; проведение конференций, семинаров, консультаций; организация обсуждения проектов целевых социальных программ города, района города Москвы.
  В 2001 г. принят Закон Санкт-Петербурга "О грантах Санкт-Петербурга для общественных объединений", направленный на регулирование правоотношений, возникающих при выделении из бюджета Санкт-Петербурга средств в виде грантов для общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.
  В России получила распространение практика муниципального социального заказа. Это разновидность муниципального заказа, поручение муниципального заказчика на выполнение мероприятий и мер, направленных на реализацию социально значимых вопросов жизнедеятельности города путем заключения на конкурсной основе контрактов (договоров) с обеспечением гарантированных источников финансирования.
  Так, Решением Тюменской городской Думы от 27.10.1999 г. № 508 утверждено "Положение о муниципальном социальном заказе". Этим документом регулируется нормативная правовая база и отношения в области муниципального социального заказа, закрепляется порядок взаимодействия муниципального заказчика, организатора конкурса, экспертов и других участников, порядок утверждения, прохождение заявок и другие обязательные условия при реализации муниципального социального заказа. В 2000-2001 годах в конкурсах приняло участие 96 организаций, было подано 127 заявок на общую сумму около 5 млн.руб. Причем, социальные проекты, осуществляемые в рамках социального заказа, показали целесообразность не разового целевого финансирования некоммерческих объединений, а долгосрочных партнерских отношений между органами местного самоуправления и исполнителями в рамках муниципального социального заказа.
  Успешно осуществляет открытые конкурсы по размещению муниципального социального заказа муниципальный округ № 7 г.Санкт-Петербурга. Например, из бюджета на 2002 год выделено 1380000 рублей на реализацию целевой программы "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками на 2002-2005 годы", осуществляемой муниципальным учреждением "Социальный центр "Радуга".
  Таким образом, механизм государственного социального заказа действует в странах с различными экономическими и политическими системами и является важным фактором укрепления и развития неправительственного сектора.
 
 
 
 Раздел 2.
 
  Из опыта социального партнерства
 
 
  В данном разделе представлены материалы руководителей неправительственных организаций Республики Казахстан, представителей государственных органов, международных организаций, откликнувшихся на просьбу республиканского центра поддержки НПО "Инфо-центр НПО" рассказать об опыте сотрудничества с государственными структурами, изложивших свое видение проблемы государственной поддержки НПО, взаимодействия государства и общественного сектора.
 
 
 Социальное партнерство власти и НПО -основа демократического общества
 
  Сиврюкова В.А. - президент
  Конфедерации неправительственных
  организаций Казахстан
 
  Понятие "социальное партнерство" пришло в нашу жизнь с началом строительства демократического общества. Оно предполагает установление механизмов взаимодействия институтов власти и общества для решения многочисленных проблем людей, в том числе и отдельных групп населения.
  При тоталитарном правлении, естественно, не могло быть даже речи о партнерстве. Административно - командная система основывается на диктатуре власти, когда жизнь отдельного человека полностью регламентируется сверху и решение всех проблем, в том числе и общественных, власть оставляет за собой, концентрируя всю полноту власти только в своих руках. В памяти у среднего и старшего поколения сохранился тот уклад жизни, когда люди знали, что их жизнь зависит от начальников, больших и маленьких. А начальники понимали, что и они находятся в зависимости по вертикали, когда в любой момент могли быть смещены вопреки существовавшим законам. Доказать свою правоту было практически невозможно. Знание законов никого не спасало, да и было на практике не обязательно, потому что законы не действовали. В судах рассматривали в основном уголовные дела. Гражданские иски появились уже в перестроечное время.
  Первые реальные процессы демократизации в нашем обществе начались в конце 80-х. Толчком послужил Закон "О кооперации". Именно он был первым востребованным законом в бывшей советской стране. Десятки, сотни, затем тысячи людей стали переходить из государственного сектора в негосударственный. Создавались кооперативы, люди начинали постигать смысл рыночной экономики, смысл свободного труда, но именно эти люди первыми испытали, что свобода дорого стоит. За нее нужно было бороться. Так появились первые свободные профсоюзы. И Казахстан был лидером в этом движении. Первый республиканский независимый профсоюз был создан 1 ноября 1989 г. в Алматы и назывался он "Бiрлесу" (Единение).
  И уже в начале 90-х свободные профсоюзы объединились в Конфедерацию, стали предлагать власти сотрудничество на основе партнерства. В 1994 г. Президентом Казахстана Назарбаевым Н.А. было подписано Постановление "О создании Республиканской Трехсторонней комиссии социального партнерства в области трудовых и социально-экономических отношений". Затем в процессе реализации Постановления наступило понимание необходимости Закона "О социальном партнерстве", который и был принят Парламентом РК в 2000 году. В нем речь идет о правовом регулировании процесса взаимодействия представителей власти, работодателей и работников в лице профсоюзов.
  Когда проходило обсуждение проекта, Конфедерацией неправительственных организаций Казахстана предлагалось расширить рамки этого Закона и включить в него раздел "Социальное партнерство органов исполнительной власти и неправительственных организаций". Это не нашло своей поддержки ни у разработчиков, ни у депутатов в силу ряда причин.
  Пожалуй, каждый вопрос должен "созреть", Ведь речь идет не просто о понятии "соцпартнерство", а о действенных механизмах, регулируемых законодательно.
  И сегодня у нас последовательно проходит процесс материализации идеи социального партнерства власти и неправительственного сектора, то есть совершается переход от теории к практике. В рамках Правительственной рабочей группы, в которой принимали участие представители общественного сектора, была разработана Концепция государственной поддержки неправительственных организаций, после ее утверждения Правительством РК последует разработка Закона "О государственном социальном заказе", Программы государственной поддержки неправительственных организаций и так далее.
  Так что внедрение в нашу жизнь механизмов взаимодействия Общества и Власти стало возможно при децентрализации власти и демократизации общества. Поскольку эти процессы в настоящее время находятся в развитии, то и партнерство не может появиться как законченная форма взаимоотношений. И здесь встает вопрос готовности сторон к этой работе, понимания потенциала общественных формирований, масштаба тех ресурсов, которые могли бы служить во благо общества, создания атмосферы взаимного доверия и подконтрольности.
  В основе соцпартнерства лежит перераспределение ответственности за решение тех или иных проблем общества. Достигается это на основе паритетных отношений, когда общественным структурам обеспечено участие как в консультативно-совещательных процессах, так и в договорных.
  Для начального этапа этой работы необходимо преодоление синдрома САМОДОСТАТОЧНОСТИ как власти, так и НПО. Затем важно определение тех программ и проектов, которые могли бы быть переданы для реализации общественным организациям. Понятно, что речь идет о социально значимых проблемах, которые не сможет решить власть без участия самого общества. Далее необходим механизм размещения государственного социального заказа, контроль за эффективным использованием средств и полученными результатами.
  Какие НПО сегодня проявляют интерес к развитию соцпартнерства с органами власти? Конечно же те, которые созданы "снизу" для решения общественных проблем. Именно они реально отражают спектр "больных" проблем общества и заинтересованы их разрешать. Да, они в основном поддержаны донорскими организациями, но их беспокоит обретение источников финансирования внутри страны в лице бизнеса и органов власти.
  Сегодня мы классифицируем НПО на организации общественной выгоды (ООВ) и организации взаимной выгоды (ОВВ), а также на те организации, которые созданы под конкретных грантодателей, и с уходом последних эти НПО также сойдут с арены.
  Организации общественной выгоды готовы участвовать в конкурсах, представляя свои программы, они готовы взаимодействовать с государственными структурами в интересах достижения результата. Однако находятся среди лидеров НПО и те, кто выражает недовольство этим процессом, считая, что произойдет процесс подкупа НПО властью и они станут "ручными", закрывая глаза на произвол чиновников.
  В определенной мере есть эта опасность, но она не может быть сдерживающим фактором для развития партнерства в интересах самого общества.
  Такую позицию поддерживают руководители в основном тех НПО, которые вовсе не заинтересованы в этом процессе, они заняли очень удобную нишу, находящуюся над проблемами социально уязвимых групп населения. Они и зарегистрированы чаще всего в виде учреждений, когда нет членства, а есть наемные работники и клиенты. Это все далеко от ежедневной кропотливой работы с населением по формированию гражданственности, умения востребовать свои права.
  Что же представляет из себя неправительственный сектор в нашей стране с позиции социального партнерства?
  Во-первых, это около 1200 реально действующих НПО в различных регионах страны, по следующим направлениям: поддержка социально уязвимых групп населения (инвалиды, многодетные семьи, не имеющие достаточных средств для обеспечения жизни, одинокие матери,, неизлечимо больные люди и так далее), ранняя коррекция детей, имеющих отклонения в развитии, реабилитация, социальная адаптация, развитие спорта для инвалидов, экология, работа с трудными подростками, бездомными детьми, преодоление бедности, содействие в трудоустройстве, развитие предпринимательской инициативы, разрешение конфликтов в обществе, внедрение налоговой культуры, распространение правовых знаний, защита прав потребителей, развитие фермерства на селе и так далее.
  Зарегистрированы они в виде следующих организационно-правовых форм: общественные организации, учреждения некоммерческого характера, общественные фонды, объединения юридических лиц в форме ассоциаций (союзов).
  Деятельность большинства НПО характеризуется такими критериями, как профессионализм, компетентность, мобильность, гибкость, новаторство, соответствие деятельности нуждам людей, низкая себестоимость оказываемых социальных услуг, прозрачность деятельности, готовность к сотрудничеству с властью в решении социально значимых проблем.
  Если степень развития гражданского общества оценивать по критерию количества населения, приходящегося на одно НПО, то Казахстан имеет большие перспективы, то есть это означает, что у нас имеющиеся резервы для общественной инициативы не исчерпаны, огромное количество незанятых ниш.
  Ниже представлены сравнительные данные о численности реально действующих НПО в нескольких постсоциалистических странах.
 
  Страна Кол. НПО Кол-во насел. Кол-во нас. на 1 НПО
  Албания 1500 3,2 млн. 2133/1
  Хорватия 25000 4,7 млн. 188/1
  Чехия 14000 10,4 млн. 748/1
  Венгрия 36000 10,2 млн. 283/1