<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 - непонимание значимости НПО
 - отсутствие ресурсов
 - слабая законодательная база об НПО
 - личностные качества руководителя, чиновника
 - неумение НПО работать с государственным сектором
 - несовпадение приоритетов в решении проблем на данный момент
 - неверие в возможности НПО
 - отсутствие возможности распоряжаться финансами
 - плохое обоснование актуальности деятельности
 - некомпетентность чиновников
 - отрицательный имидж НПО
  Конечно, возникает вопрос, что можно сделать для развития конструктивных взаимоотношений между государственным и третьим секторами в нашей стране. Мы полагаем, что необходимо для достижения вышеназванных целей и задач:
 - пропагандировать результаты деятельности НПО
 - лоббировать идеи взаимодействия между НПО и государственными структурами (чем очень активно и эффективно в течение нескольких лет занимается "Инфо-Центр НПО ", структура созданная на базе Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан).
 - развивать совместные программы НПО и государственных структур
 - обучать государственных чиновников
 - проводить информационные кампании
 - пропагандировать полезную деятельность НПО через СМИ
 - менять стереотипы и менталитет в отношении деятельности НПО в обществе на позитивный
 - создавать объединения НПО, на примере взаимного партнерства, аналоги эффективного достижения общих целей и задач
 - демонстрировать прозрачность и открытость НПО
 - рост профессионалов через НПО, и, соответственно, их востребованность для решения государственных задач
 - формирование общественного мнения
 - постоянное повышение имиджа НПО в обществе
 - предложение услуг НПО государству
 - пропаганда "первого шага навстречу" как для представителей НПО, так и для государственных структур
 - Обратная связь
  Настоящий момент характеризуется началом совместных инициатив государственного и "третьего секторов": проводятся совместные мероприятия (на различных уровнях), где решаются основные задачи (шаги) взаимодействия и поиск пути эффективного сотрудничества между обоими секторами. Важно, что принята Концепция государственной поддержки НПО в нашей стране, на стадии решения вопрос о принятии соответствующей Государственной программы, разрабатывается законопроект "О государственном социальном заказе".
  Все это характеризует общие тенденции "потепления" в отношениях между государственным и третьим секторами.
  На примере НПО "ЖАРиА" можно сказать, что опыт сотрудничества с государственными структурами позволяет отметить высокую эффективность в достижении поставленных задач и целей, взаимный рост и обогащение новой полезной информацией, сотрудничество на человеческом, личностном уровне, пополнение ресурсов и объединение усилий.
  Команда "ЖАРиА" реализовала более тридцати больших и малых проектов, и более 80% из них в сотрудничестве с такими государственными структурами, как Национальная Комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан, Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан, Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, с государственными СМИ, акиматами Акмолинской области, г.Астаны, Алматинского и Сарыаркинского районов г. Астаны, другие государственные структуры и институты.
  Так как мы представляем "третий сектор", то хотелось бы отметить сильные и слабые стороны данного сектора в настоящий момент, в частности, в г. Астане:
  В качестве сильных сторон организаций третьего сектора в столице Казахстана следует признать: становление профессиональных организаций; признание некоторых столичных НпО на национальном и международном уровне, прецеденты партнерских проектов и становление партнерского подхода; высокая активность, инициирование новых направлений; способность реально менять существующую ситуацию в рамках долгосрочных проектов и отдельных акций; опыт взаимодействия с международными донорами; стремление образовательного уровня; самостоятельное решение проблем.
  Слабые стороны: небольшой количественный состав реально работающих организаций в сопоставлении с количеством зарегистрированных; наличие номинальных организаций, отсутствие (за единичным исключением) реальных ассоциаций; текучка кадров организаций и самих организаций; нет системы социального заказа; непонимание частью организаций возможностей и перспектив внутреннего развития; отсутствие партнерского взаимодействия в лоббировании интересов сектора.
  Возможности: развитие системы государственного заказа; формирование социального заказа; принятие закона "О государственном социальном заказе"; развитие системы платных услуг; создание реально действующего Союза НПО Астаны; развитие профессиональной образовательной программы; организационное развитие.
  Данная картина чревата некоторыми нежелательными последствиями, в частности, в связи с государственным социальным заказом могут возникнуть квази-НПО, "карманные" НПО, будет наблюдаться рост жесткой конкурентной борьбы, миссия и первоначальные цели независимых НПО могут быть адаптированы или "смыты" погоней за получением государственного социального заказа.
  Тем не менее, сегодня хотелось бы отметить рост и позитивные сдвиги в процессе взаимного решения многих задач, которые равно необходимо решить, как государственному, так и третьему сектору. Дороги без проб и ошибок не бывает, важно, что выводы из них представители обоих секторов сделают в пользу общего дела - развития демократии в Казахстане.
 
  Взаимодействие Национальной комиссии по делам
 семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан
 с неправительственными организациями
 
  Мустафина С.С. - Заведующая Секретариатом
  Национальной комиссии по делам семьи и женщин
  при Президенте Республики Казахстан
 
  Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан, осознавая, что всю работу по улучшению положения семьи, женщин и детей невозможно выполнить своими силами, тесно взаимодействует как с государственными, так и с международными и неправительственными организациями.
  В республике действуют более 150 женских неправительственных организаций. Среди них такие крупные, как Феминистская лига, Ассоциация кризисных центров, Союз женщин интеллектуального труда, Международная экологическая ассоциация женщин Востока, Ассоциация деловых женщин Казахстана, Союз женщин-предпринимателей Казахстана и многие другие.
  Первая же встреча с лидерами женских неправительственных организаций определила основные направления нашей совместной работы.
  Примером такого сотрудничества стала разработка Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республики Казахстан. В целом каждое третье его мероприятие исполняется совместно с неправительственными организациями.
  Так, по вопросам политического продвижения женщин проведено 352 конференции, тренингов и семинаров, где приняли участие свыше 20 тысяч женщин. Эта работа проводится для повышения активности женщин и изменения отношения к ним. Свидетельство того выборы в Парламент республики в 1998 году, где женщины не добились значительных успехов. Его депутатами стали 13 женщин или 11%, в маслихатах всех уровней - 639 или 19%. На последних выборах в Сенат Парламента в октябре т.г. не избрана ни одна женщина. Среди кандидатов их было всего две. И это несмотря на то, что работа по организации выборов ведется постоянно. Отслеживается ситуация в избирательных округах с тем, чтобы иметь возможность увеличить число женщин-депутатов путем участия их в предвыборной борьбе за освобождающиеся по различным причинам места депутатов. Женщины обучаются методам предвыборной борьбы в рамках совместного со Шведским агентством по международному сотрудничеству СИДО проекта сетевого сотрудничества. Так, проведены 4 региональных семинара с депутатами Мажилиса Парламента, маслихатов, государственными служащими и неправительственными организациями. Наиболее активные участники семинаров ездили в Швецию для изучения участия неправительственных организаций в выборах.
  Сегодня мы делаем большую ставку на повышение политической активности женщин через участие их в деятельности партий. Например, создание Республиканской демократической партии "Ел Дана", в составе которой 80% женщины. Активизировали свою деятельность женщины и в других партиях, таких как "Отан", Аграрная партия, Гражданская партия.
  Первый отчет Казахстана в ООН о ходе выполнения Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" был подготовлен совместно с неправительственными организациями. Он вызвал большой интерес экспертов ООН и они признали, что в Центрально-Азиатском регионе Казахстан можно считать примером прогрессивных перемен, в том числе в отношении женщин.
  Неправительственные организации принимают активное участие в разработке и совершенствовании нормативные правовых актов, в части вопросов касающихся проблем семьи, женщин и детей. Это разработка налогового Кодекса, законов "О защите прав ребенка", "О микрокредитных организациях", "О социальной и коррекционно-педагогической поддержке детей и подростков с ограниченными возможностями в здоровье" и других.
  В настоящее время совместными усилиями разработана Концепция гендерной политики, которая проходит экспертизу в международных организациях.
  По экономическому продвижению женщин Национальная комиссия тесно сотрудничает с НПО "Микрокредит", Общенациональным фондом по поддержке малообеспеченных граждан, Союзом женщин предпринимателей Казахстана, Ассоциацией деловых женщин Казахстана. Вместе с ними реализуются программа микрокредитования, проекты по развитию женского предпринимательства, проводятся тренинги.
  С начала работы программы микрокредитования выделено в целом по республике более 40 тыс. микрокредитов. Две трети их получателей сельские женщины.
  Проводится работа по освоению средств республиканского бюджета на развитие предпринимательства среди женщин. Рассмотрено и одобрено 12 проектов на общую сумму 42,4 млн. тенге.
  В рамках Евразийского Экономического Саммита, состоявшегося в апреле т.г. в г. Алматы, проведена специальная сессия на тему: "Повышение участия женщин в управлении. Женщины-лидеры".
  Национальная комиссия направила делегации женщин - лидеров неправительственных организаций для участия в юбилейном 50-м Международном конгрессе Всемирной Ассоциации женщин-предпринимателей и III Всемирном Конгрессе сельских женщин. Участие наших женщин на этих форумах способствует интеграции казахстанок в международное женское движение.
  Так, "Союз женщин-предпринимателей Казахстана" стал членом Всемирной Ассоциации женщин-предпринимателей и включен в оргкомитет по подготовке следующего Всемирного Конгресса сельских женщин.
  Большая работа проводится по повышению информированности женщин. За последние два года проведено около 200 семинаров по всей стране. На этих семинарах учат женщин отстаивать свои права, помогают им повышать свою конкурентоспособность.
  В прошлом году начата работа по усилению потенциала сельских женщин. В рамках республиканской акции "Ак ниет" для них проведено около 40 семинаров и тренингов. На них городские женщины помогали сельчанкам в активизации их участия в развитии гражданского общества, организации собственного бизнеса, проведении избирательных кампаний. В период проведения акции в областях в управлениях юстиции были зарегистрированы 4 неправительственные организации, занимающихся проблемами сельских женщин и 5 крестьянских хозяйств, руководимых женщинами.
  В рамках тренинга "Как организовать свой бизнес" обучено около тысячи сельских женщин основам бизнеса, а 45 из них получили Сертификаты для внеочередного получения микрокредитов.
  Постоянно совместно с неправительственными организациями проводятся благотворительные акции, в ходе которых за 3,5 года оказана помощь на сумму около 1,5 млрд. тенге малоимущим и многодетным семьям, детям сиротам.
  В последнее время общество стало открыто говорить о проблеме насилия против женщин и девочек. За это время было проведено ряд исследований, разработан проект Закона "О бытовом насилии". Создаются кризисные центры по оказанию помощи женщинам и детям. Кризисных центров в стране уже 19, из них 13 имеют приюты для временного проживания. За это время в центры обратились и получили помощь около 20 тысяч человек. В приютах побывали 700 женщин и детей. Необходимо отметить, что в Южно-Казахстанской области открыт первый кризисный центр для мужчин.
  В конце прошлого года впервые на международной конференции в Алматы обсудили проблему нелегального вывоза женщин с целью последующей их трудовой и сексуальной эксплуатации (трафика). По рекомендации конференции разрабатываются механизмы предотвращения трафика. Создана рабочая группа, в которую включены и представители неправительственных организаций.
  В настоящее время проводится информационно-пропагандистская кампания "Жизнь без насилия - это наше право". В его рамках проведено социологическое исследование проблем сексуального домогательства в учебных заведениях г.Алматы. В сентябре т.г. проведена Республиканская акция "Агитпоезд - в будущее без насилия", организованная Союзом Кризисных Центров Казахстана и ЮНИФЕМ. Во время маршрута проводились мероприятия, направленные на борьбу с домашним насилием и его предупреждением. Работали и в поезде, и на местах остановки: во время пути - радиопередачи, информирующие о кампании, консультирование у специалистов (психологи, юристы), интервью с пассажирами, анкетирование, раздача буклетов; в местах остановок - выездная юридическая консультация.
  Принимаются меры по улучшению здоровья женщин и детей. В целях снижения уровня заболеваемости анемией и болезней, связанных с дефицитом йода совместно с Министерством здравоохранения и Конфедерацией неправительственных организаций Казахстана реализуется проект "Улучшение питания женщин и детей из малообеспеченных слоев населения в переходный период", финансируемого Азиатским Банком Развития. Он позволит в течение двух лет решить вопрос о йодировании всей соли, производимой в Казахстане, а также фортификации (обогащение препаратами железа и витаминами) муки, используемой на производство хлеба.
  Совместно с Конфедерацией неправительственных организаций Казахстана и Ассоциацией частных школ организован отдых групп детей из республики на озере Иссык-Куль, в рамках социального проекта "Международный Фестиваль молодежного творчества "Солнечный". Дети из различных регионов приняли участие в Международном детском сборе юных дипломатов, парламентариев и миротворцев (г.Москва). Целью этих проектов является развитие дружественных отношений между детьми всех стран, а также изучение новых моделей организации летнего отдыха детей и подростков, последующее его внедрение в стране.
  Национальная комиссия работает над дальнейшим совершенствованием механизма взаимодействия с неправительственными организациями. Так, совместно с Бюро ООН "Гендер и развитие" открыт в г. Павлодаре пилотный "Центр партнерства". Центр создан для координации деятельности государственных органов и неправительственных организаций по выполнению Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан. Выигравшим конкурс неправительственным организациям будут выданы гранты на общую сумму 10 тыс. долл. США. Предполагается распространение Павлодарского опыта по всей стране.
  Кроме того, в ряде областей совместно с Конфедерацией неправительственных организаций Казахстана (КНОК) проведены семинары по созданию Советов взаимодействия местных исполнительных органов с неправительственными организациями. Советы открыты уже в Южно-Казахстанской и Костанайской областях. Решается вопрос создания республиканского Совета взаимодействия государственных органов с неправительственными организациями.
  Вся работа, проводимая Национальной комиссией и ее подразделениями совместно с неправительственными организациями, освещается в средствах массовой информации, выпущен документальный фильм "Женщины 21 века". Всего за истекший год опубликовано около 6 тыс. статей в республиканских и региональных газетах и журналах.
  Многие неправительственные организации выпускают информационные листки, бюллетени, брошюры, журналы, активно участвуют в телевизионных и радиопередачах, что позволяет проводить большую пропагандистскую работу с населением.
  Учитывая, большой вклад женских неправительственных организаций по улучшению положения семьи, женщин и детей, Национальная комиссия вышла с предложением к Президенту Республики Казахстан о награждении их государственными наградами к 10-летию независимости республики. 37 наиболее активных лидеров республиканских и областных неправительственных организаций были награждены государственными наградами Республики Казахстан и юбилейными медалями.
 
 Из опыта социального партнерства
 управления информации и общественного согласия
  и неправительственных организаций г. Астаны
 
  Анохина Г.М. - Начальник отдела по связям
  с общественно-политическими объединениями
  управления информации и общественного
  согласия по г. Астане
 
  Неправительственный сектор г. Астаны начал активно формироваться в 1998 году с переносом столицы из г.Алматы и стал действенным инструментом для наиболее полного вовлечения масс населения в процесс демократизации общества. На сегодняшний день деятельность неправительственных организаций позволяет сглаживать некоторые социальные проблемы, решать их в цивилизованной форме, обеспечивать социальную, а через нее и политическую стабильность в городе.
  Анализ информационного, аналитического материала показывает, что НПО столицы обеспечивают различные направления деятельности. Это - занятость, микрокредитование, развитие предпринимательства, социальная поддержка нуждающихся групп населения, реабилитационная работа с людьми, имеющими физические, психологические проблемы, работа с группой риска, гендерные проблемы, молодежная политика, пропаганда и внедрение здорового образа жизни.
  В настоящее время в городе Астане насчитывается свыше 100 неправительственных объединений.
  Управление информации и общественного согласия по городу Астане работает в тесном контакте с наиболее активными из них, играющими существенную роль в обеспечении социальной стабильности в обществе, оказывая информационную, консультативную, методическую поддержку. Сотрудники управления регулярно встречаются с лидерами неправительственных организаций, участвуют в акциях, проводимых общественными объединениями, постоянно пополняется банк данных. Совместно с неправительственными организациями осуществились некоторые проекты. Например, поддержана идея общественного фонда "Ана алаканы" о создании дворового клуба "Подросток", участники которого затем совместно с молодежными общественными объединениями участвовали в акции "Патриот". В январе 2002 состоялась презентация общественного центра "Надежда", созданного при общественном объединении "Общество детей-инвалидов" г. Астаны. Центр организовывает досуг, обеспечивает оказание бытовых услуг и возможность получения навыков пользования компьютером для членов сообщества п. Пригородный и для детей-инвалидов. Управлением ИОС оказана информационная поддержка центру "Надежда". Ассоциация "ЖАРиА" проводила большую работу по реализации проекта "Вместе нам легче", посвященного волонтерству. В рамках данного проекта совместно с УИОС проведена серия круглых столов для молодежи города на тему "Развитие волонтерского движения в г. Астане". Сотрудничало УИОС с "ЖАРиА" в проекте по запуску собственного бизнеса. Обучено 100 женщин на учебных курсах. С 19 по 30 августа в санатории "Зеленый Бор" Акмолинской области прошел международный семинар-тренинг "Профилактика насилия в среде подростков". Управление информации и общественного согласия также участвовало в данном проекте.
  Среди всех НПО города Астаны можно особо выделить женские организации. Поиск путей конструктивного взаимодействия привел к идее их объединения в клуб руководителей женских НПО. Клуб был создан при управлении информации и общественного согласия по г. Астане. 27 февраля 2001 года состоялась встреча с лидерами женских организаций города "Гармоничная женщина - гармоничное общество". Цель встречи - поближе познакомиться друг с другом, определить единые цели и задачи. В ходе общения было намечено проведение дальнейших встреч, круглых столов, благотворительных акций. Не остались в стороне женские НПО от мероприятий, проводимых в рамках Года здоровья. На заседании Клуба было принято решение в течение года проводить акции в своих организациях, а 30 ноября - провести итоговую акцию "Калейдоскоп здоровья" с целью пропаганды женщины, сделавшей в жизни карьеру, имеющей счастливую семью, уделяющей внимание здоровью и спорту. Клуб руководителей женских НПО проводит и неформальные встречи. Так, 22 июня 2002 года в музее современного искусства состоялась встреча с представителями женских НПО. Работники музея познакомили женщин с произведениями современных казахстанских художников, а затем были подведены итоги мероприятий за полугодие по Году здоровья, обсуждался план проведения итоговой акции "Калейдоскоп здоровья".
  Поддержку неправительственных организаций управление информации общественного согласия осуществляет в разных формах. С его участием и при поддержке проходят заседания Форума НПО, проводятся круглые столы, акции. Так, совместно с акиматом района "Сарыарка", Департаментом труда, занятости и социальной защиты населения проведен круглый стол "Роль НПО в обеспечении социальной стабильности в обществе". На заседании Круглого стола обсуждены вопросы: принципы и механизмы эффективного и конструктивного взаимодействия исполнительной власти, НПО и коммерческих структур, о городской программе по борьбе с бедностью и безработицей, ключевые идеи Года 10-летия независимости Республики Казахстан. Представители НПО являются участниками постоянно действующего Круглого стола. На заседании Круглого стола "Конституция Республики Казахстан - гарант защиты социальных прав человека" 27 августа 2002 г. они приняли активное участие в обсуждении вопроса "Роль партий и НПО в решении социальных проблем населения".
  Оказывается техническая поддержка многим мероприятиям, решается вопрос с предоставлением зала для проведения мероприятий, оказана поддержка в организации офиса волонтерскому Центру, общественному объединению "Ана алаканы".
  Управление постоянно привлекает НПО к проведению государственных национальных праздников, возложениям цветов, открытию памятников и монументов. Так, 29 августа 11 представителей "третьего сектора" участвовали в открытии Монумента "Астана - Байтерек". По предложению управления информации и общественного согласия группа руководителей неправительственных организаций представлена к награждению. Благодарностью Президента Республики Казахстан награждены Жасанова К.М. - председатель "Общества детей-инвалидов", Сейткалиев Б.С. - председатель ОО "Союз "Чернобыль", Набиева Г.А. - директор ОО "ЖАРиА", Акубекова А.А. - директор ОО "Ана алаканы", Ержанова К.Е. - председатель филиала "Лига женщин-мусульманок Казахстана".
  Управление информации и общественного согласия организовывает информационную поддержку НПО, пропагандирует работу неправительственного сектора в государственных органах, ставит вопросы перед СМИ об организации специальных рубрик, освещающих деятельность неправительственного сектора в решении социально-значимых проблем. К примеру, за 2001 год в газетах и журналах, выходящих в столице, опубликовано 112 статей, вышло в эфир свыше 30 теле- и радиопередач по проблемам НПО. ОО "ЖАРиА" в рамках международной акции "16 дней против насилия" выпустило специальный ролик "Остановим насилие". Его показ проводился по телеканалу "АС-ТВ". Приведу только несколько примеров освещения деятельности НПО в городских газетах:
  * "Выиграли грант" (газета "Вечерняя Астана", 19.02.02) - о работе ОО "Ана алаканы" над проектом организации подросткового клуба.
  * "Я - многодетная семья" (газета "Неделя в Астане", 5-11.03.01) - интервью с председателем ОО "Ардагер" Ахметжановой Б.Т.
  * "АСТРа" начинает с добрых дел" (газета "Вечерняя Астана", 22.06.02) - о презентации "Агентства Социальных Технологий и Развития".
  * "Под крылом "Синей птицы" (газета "Вечерняя Астана", 07.09.02) - в школе №24 поселка Пригородный ОО "Общество детей-инвалидов" провело встречу своих подопечных с шефами РГП "Международный аэропорт г. Астаны"
  * "Предпринимательство набирает обороты" (газета "Вечерняя Астана", 15.09.02.) - интервью с руководителем Ассоциации защиты прав предпринимателей Казанцевым П.О.
  Управление информации и общественного согласия тесно сотрудничает в плане освещения работы НПО не только с газетами "Вечерняя Астана", "Астана а?шамы", но и с негосударственными СМИ: "Инфо-Цес", "Целина", "Столичный проспект", "Неделя в Астане".
  Тесное сотрудничество, партнерские отношения, обстановка взаимопонимания, гражданская инициатива, предложения Министерства культуры, информации и общественного согласия, управления информации и общественного согласия по г.Астане привели к осознанию того, что нужен в столице орган, объединяющий НПО, являющийся центром по поддержке и развитию совместной деятельности неправительственных организации и государственных органов. Началась подготовительная работа. 5 июля 2002 года в зале заседаний акимата района "Сарыарка" по инициативе управления информации и общественного согласия по г.Астане состоялся Круглый стол на тему: "Инфо-Центр НПО: задачи и перспективы". В работе Круглого стола приняли участие руководители НПО, представители Министерства культуры, информации и общественного согласия, журналисты. Впервые было обсуждено положение об "Инфо-Центре НПО" г.Астаны и регламент его работы. В ходе работы круглого стола представители НПО внесли свои предложения по организации и структуре "Инфо-Центра НПО", поднимались вопросы о партнерстве с другими государственными органами, налаживании информационного партнерства в сфере НПО, разработке механизма взаимодействия НПО и СМИ, проведении мониторинга деятельности "Инфо-Центра НПО". 9 августа на собрании неправительственных организаций города было подписано соглашение о создании центра поддержки НПО "Инфо-Центра НПО" г.Астаны, а также составлен список исполнительного совета из 9 членов - представителей НПО и УИОС. Созданию устойчивой, эффективной системы партнерских отношений между государственными органами и НПО призван способствовать городской Инфо-Центр. Проведено три заседания Совета Инфо-Центра, на которых обсуждались вопросы о структуре и регламенте работы Совета, об организации презентации центра. 28 августа на заседании Совета состоялась встреча с активом "Союза молодежи Казахстана", шел разговор о проекте Закона "О государственной молодежной политике". В плане работы "Инфо-Центра НПО" г.Астаны - выпуск информационного бюллетеня, благотворительные акции ко Дню пожилых людей, к Дням духовного согласия, "Калейдоскоп здоровья" (женские НПО), Круглые столы, семинары, тренинг для представителей госорганов о механизме взаимодействия с НПО, участие в обсуждении Законов "О государственном социальном заказе", "О статусе неправительственных организаций".
  9 октября 2002 года в Президентском центре культуры состоялась презентация Центра поддержки неправительственных организаций г. Астаны "Инфо-Центра НПО". В презентации приняли участие представители государственных структур, международных организаций, предпринимателей, неправительственных, молодежных организаций, журналисты. С приветственным словом выступили Вице - министр культуры, информации и общественного согласия Рябченко О.Г., начальник управления информации и общественного согласия г.Астаны Мальцев Н.Н., руководитель миссии ПРООН Сагимбаева Жанара, директор ОО "ЖАРиА" Набиева Г.А., председатель ОО "Агентство социальных технологий и развития" (АСТРа) Омарова Г.О., президент ОО "Общественный центр занятости" Терентьев А.Л., директор Ассоциации юных лидеров Республики Казахстан Бахмутова Н.И., президент общественного центра "Адвокат потребителя" "Столичного Хельсинского центра по правам человека" Лёвин В.Г..
  В холле концертного зала гости у информационных столов познакомились с неправительственными организациями города Астаны, заполнили листок пожеланий "Инфо-Центру НПО".
  В торжественной части прозвучали приветствия гостей, концертная программа, подготовленная артистами городской филармонии, состоялся розыгрыш благотворительной лотереи, на вырученные средства которой приобретен спортивный инвентарь для специальной коррекционной школы-интерната, работал "свободный микрофон".
  Главной целью деятельности "Инфо-Центра НПО" является поиск сбалансированных взаимоотношений государственных и неправительственных организаций, создание условий для устойчивого развития неправительственных организаций как части гражданского общества и усиление их роли в решении социально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны органов государственной власти.
  Можно с уверенностью сказать, что созданный в столице "Инфо-Центр НПО" будет соответствовать целям и задачам, заявленным в его программных документах, сыграет немаловажную роль в решении социально значимых проблем общества.
 
  Повышать социальный статус женщин
 
  Ишмухамедова Л.И. - директор
  Ассоциации женщин "М?лдір", г.Алматы
 
  Общественное объединение "Ассоциация женщин "М?лдір", до 29 августа 2001 года именуемого "Ассоциация одиноких матерей", осуществляет свою деятельность с сентября 1993 года.
  Деятельность Ассоциации связана с общегосударственной программой, которая направлена на сокращение бедности, создание занятости среди малоимущего населения, разработке стратегии сектора малого бизнеса, пропаганде здорового питания и здорового образа жизни.
  Общественная организация, созданная в период становления независимого государства, эффективного развития рыночной экономики работает по принципу "Помоги себе сам". Наша цель - это изменение иждивенческого поведения населения. Ассоциацией женщин "М?лдір" созданы юридическая, социальная, психологическая, информационная службы, служба занятости. Проводится широкая благотворительная деятельность.
  С целью квалифицированного обучения бизнесу, основам предпринимательства в раках проекта прошли обучение около 2000 женщин на курсах и семинарах по таким актуальным темам, как менеджмент, основы предпринимательства, маркетинг, предоставление услуг населению. Организуются семинары и по другим аспектам общественной жизни. Это психологические и юридические семинары.
  Активно развивается издательская деятельность: выпускается информационный бюллетень для женщин "М?лдір", различные буклеты.
  С целью улучшения репродуктивного здоровья женщин в рамках реализации республиканской программы "Охрана здоровья матери и ребенка", проводимой Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан, Ассоциация женщин "М?лдір" провела ряд расширенных семинаров для работающих с нами женщин по здоровому образу жизни и здоровому питанию.
  Неправительственная организация Ассоциация женщин "М?лдір" тесно сотрудничает с органами государственной власти республиканского и городского уровня, в особенности с Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте РК, районными и городскими акиматами.
  Цель осуществляемых Ассоциацией женщин "М?лдір" проектов - развивать новые возможности для женщин и повысить их роль в общественных процессах государства, способствовать их объединению и координации усилий женщин в различных сферах социально-экономической и общественно-политической жизни общества.
  Наша организация является членом городской комиссии по делам семьи и женщин, членом общественного экспертного Совета при Департаменте по поддержке малого и среднего бизнеса г. Алматы, участником многих конференций, семинаров, круглых столов, проводимых Министерством информации, культуры и общественного согласия, Национальной комиссией по делам семьи и женщин, Министерством труда и социальной защиты населения.
  Один конкретный пример: Ассоциация женщин "М?лдір" участвовала на республиканской конференции "Женщины Казахстана: 10 лет в условиях независимого государства, взгляд в XXI век", которая была организована Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте РК.
  Совместно с Департаментом труда и социальной защиты населения г. Алматы проводится работа по трудоустройству длительно безработных женщин. В Астане в здании Министерства труда и социальной защиты населения нами была проведена презентация деятельности Ассоциации женщин "М?лдір". Организация была участником городской конференции, организованной Департаментом по поддержке малого и среднего бизнеса, по обсуждению Административного Кодекса Республики Казахстан и административных правонарушениях.
  Политика нашей организации выражается также в реализации нового типа связи с государством. Это совместное планирование действий по снижению бедности в Казахстане, разработка законопроектов о равных правах и возможностях, обсуждение Налогового Кодекса Республики Казахстан, Административного Кодекса Республики Казахстан.
  Существует важная проблема - это отсутствие практики государственной поддержки общественных организаций. Государственные структуры не видят в нас реальной силы, не видят союзника в нас, хотя мы решаем общегосударственные проблемы, такие, как борьба с бедностью, укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни, улучшение качества жизни населения. Нам необходимо отрабатывать механизм равноправного сотрудничества между НПО и государственными институтами для разработки совместных программ действий по улучшению социального положения уязвимой категории населения.
  Деятельность нашей Ассоциации направлена на рост социального сознания женщин, их равноправное участие в принятии государственных решений, правовую защиту интересов граждан, информационную и психологическую поддержку. Активизация гражданской позиции женщин, их всестороннее участие в решении насущных проблем - наша самая главная реальная сила и значимость.
  Женская неправительственная организация "Ассоциация женщин "М?лдір" готова к сотрудничеству с органами государственной власти городского и республиканского уровня, в особенности, Национальной комиссии по делам семьи и женщин, районным и городским акиматами, предоставлять информационные, образовательные, организационные ресурсы при разработке и выполнении программ по улучшению положения женщин и развитию женских предпринимательских инициатив. Мы вместе с государственными органами можем оказывать помощь малоимущим семьям, мобилизовать имеющиеся их ресурсы, усилить их потенциал для реализации активной гражданской позиции.
 
 О решении проблем пожилых людей
 
  Ахметжанова Б.Т. - президент
  общественного объединения "Ардагер"
 
  Наше общественное объединение "Ардагер" осуществляет свою деятельность с 1999 года. Официально зарегистрировались в управлении юстиции города Астана 28 апреля 2000 года.
  Уставные цели организации: Первоочередное внимание общественное объединение уделяет на основе благотворительности пенсионерам, оставшимся без попечительства детей, другим социально обездоленным пожилым людям, оказавшихся за чертой бедности. Оказываем юридическую помощь и представляем интересы членов общественного объединения в государственных, профсоюзных органах и международных организациях.
  Миссия нашей организации:
  Осуществление на деле политики, обеспечивающей защиту старости, прав и интересов престарелых людей, консолидации усилия пенсионеров, направленных на развитие инициативы, предприимчивости, новаторства, содействие в социальной и жизненной ориентации в условиях рыночной экономики. Помогать пожилым людям и пенсионерам преодолевать имеющиеся трудности.
  Общественное объединение "Ардагер" до регистрации проводило свою деятельность как инициативная группа. В основном осуществляла благотворительную деятельность, направленную на частичное решение проблем малообеспеченных (с низким жизненным уровнем) пожилых людей и пенсионеров г.Астаны.
  О благополучном обществе можно говорить только лишь тогда, когда в нем комфортно себя чувствуют дети и пожилые люди.
  Ежегодно вот уже третий год наша организация с 1 сентября по 1 октября при поддержке Министерства культуры информации и общественного согласия проводит благотворительную акцию, посвященную Дню пожилых людей.
  В августе 2002 года проводили акцию " Я люблю тебя, жизнь". В программе данного мероприятия для 60 пенсионеров и пожилых людей в кафе "Диар" был накрыт празднично оформленный стол.
  Столичный парк организовал катание на аттракционах, предоставил участие ведущего праздничного вечера. Все участники данного мероприятия остались очень довольными. Исполнялись песни, частушки. Читались на память стихи прошлых лет. Пожилые люди опять сумели доказать, что они молоды душой, несмотря на их годы.
  1 октября 2002 года на День пожилых людей было вручение праздничных подарков в виде продуктовых пакетов.
  Мы наладили партнерские отношения с ТОО " Текстиль Восток" г.Усть-Каменогорска. Результат - для особо нуждающихся пенсионеров будут сшиты вещи первой необходимости.
  Наше общественное объединение "Ардагер" - одна из первых в Астане организаций, поднимающих проблему старости на уровне города.
  В Астане с полумиллионным населением пенсионеры составляют более 18% . Пенсионеры, ушедшие на пенсию до 1996 года - самая бедная, социально незащищенная и уязвимая часть населения (не произведена индексация пенсий). Они нуждаются в поддержке нашей организации. Именно этой категории населения направлена наша помощь.
  Основная проблема пожилых людей - незнание юридических аспектов многих вопросов. Много бытовых аспектов, в которых необходима квалифицированная помощь специалистов. Обращаться к юристу для решения возникших проблем порой очень дорого.
  С сентября 2002 года в нашей организации работает юридическая клиника, в которой предоставлены бесплатные юридические консультации для пенсионеров и пожилых людей. Также производится оформление документов, заполнение документов, составляющих трудности для пожилых людей.
  Пожилые люди могут получать практические советы юриста, делиться практическим опытом разрешения той или иной проблемы друг с другом, а также имеют возможность воспользоваться нашей библиотекой.
  Приглашение в юридическую клинику осуществляется при помощи СМИ, других НКО, самих пенсионеров. В г.Астане только наша организация занимается юридической защитой пенсионеров и пожилых людей, и мы хотим улучшить нашу работу. Для осуществления работы у нас есть помещение, аренду которой мы сами оплачиваем. Имеется компьютер, телефон но, к сожалению, ввиду трудностей существования ими пользуются три организации.
  Оказываются бесплатные технические услуги малообеспеченным пожилым людям: ксерокопирование, набор и распечатка на компьютере документов.
  Пользу от работы нашей организации получат пенсионеры и пожилые люди г.Астаны, находящиеся за чертой бедности.
  Наши планы:
  Создать постоянно действующий Центр Поддержки Пенсионеров и пожилых людей.
  На базе Центра Поддержки Пенсионеров и пожилых людей организовать:
 * юридическую консультацию,
 * медицинскую консультацию,
 * социальную поддержку,
 * организовать работу коммерческого дома престарелых, изучив опыт более продвинутых коллег ближнего и дальнего зарубежья
  Но это все останется как наши благие намерения, пока мы не найдем единомышленников среди бизнес-структур, государственных органов, которые захотят принять участие в тех или иных наших мероприятиях. И самая светлая мечта нашей организации - иметь постоянного партнера в лице государства для дальнейшей нашей работы.
 
 Решать проблемы сообща
 
  Жасанова К.М. - председатель
  ОО "Общество детей - инвалидов г.Астаны"
 
  Общественное объединение "Общество детей-инвалидов г.Астаны" - организация молодая. Мы начали работать как инициативная группа с апреля 1998 г. и зарегистрировались 2 сентября 1998г. Нашу целевую группу составляют семьи, имеющие детей-инвалидов. Под опекой общества находится 250 детей, некоторые из них с тяжелой инвалидностью из малоимущих семей. Основной миссией организации является содействие социальной адаптации детей - инвалидов в обществе с целью овладения навыками общения, развития культурного уровня и уверенности в себе, расширение их возможностей.
  Мы сотрудничаем с государственными структурами, международными и местными коммерческими организациями и накопили определенный опыт взаимодействия.
  Обществом было проведено изучение проблем слабослышаших детей. Одной их проблем явилась отсутствие в г. Астане класса или школы для слабослышаших детей. Наша организация выступила с инициативой открытия такой школы. При содействии президента детского фонда "Бобек" С.Назарбаевой открыт первый класс для слабослышаших детей при школе № 24 в п. Пригородный г. Астаны. Спонсором выступил РГП "Аэрофлот", который выделил оргтехнику, учебный материал, организовал бесплатные обеды.
  Нашей организацией проведен ряд мероприятий:
  1. Обучение тридцати детей компьютерной грамотности;
  2. Проведение Дня защиты детей в городском парке культуры и отдыха;
  3. Ко Дню независимости Республики провели первую республиканскую выставку рисунков и поделок детей-инвалидов. Спонсорами выступили Омский государственный технический университет. Победитель конкурса удостоился бесплатного обучения в ОГТУ. В проведении выставки методическую и информационную поддержку оказал Республиканский центр поддержки НПО "Инфо-центр НПО".
  4.Спонсорами организована поездка детей-инвалидов на оперативное лечение в Аксайскую больницу и в НИИ г.Алматы.
  5. Подготовлен концерт, выставка-продажа поделок детей-инвалидов на презентацию "Инфо-центра НПО" г.Астаны.
  ТОО "Сабындыколь" в качестве спонсорской помощи выделило помещение под офис.
  Благодаря ОО "Агентство Социальных Технологий и Развития" (АСТРа), мы выиграли грант по программе мобилизации сообщества Counterpart Consortium, открыли Общественный центр "Надежда" в поселке Пригородный, в котором на данный момент активно работают различные кружки как для взрослого населения сообщества, так и для детей.
  В Общественном Центре "Надежда" дети - инвалиды общаются со здоровыми детьми, идет их адаптация к социальной среде. По мере возможностей мы решаем на месте конкретные проблемы, касающиеся благосостояния детей - инвалидов.
  Работа в "Надежде" помогла приобрести знания и навыки работы с населением, послужила началом активной работе с ним. Работая с местными жителями и их детьми, мы привлекаем их к общественной деятельности, передаем им свой опыт работы в НПО, развиваем волонтерское движение, помогаем понять его важность и значение для развития личности. Для нас важно передать детям и молодежи, взрослому населению поселка наше понимание важности НПО для решения их собственных социально значимых проблем. Объединяясь, люди способны многократно умножать свои силы и достигать конкретных результатов.
  В то же время, наша организация за годы деятельности накопила много информационных материалов, которые, на наш взгляд, могли быть очень полезны и необходимы для государственных структур, занимающихся этой проблемой, бизнес-структурам, а также всему населению. Мы готовы поделиться опытом со всеми.
  Проведенное Обществом детей инвалидов г Астаны исследование подтверждает, что наиболее востребована информация о конкретных примерах, положительных результатах, достигнутых активными родителями и организациями инвалидов, также международный опыт поддержки инвалидов и т.д.
  Мы считаем, НПО делает важную социально значимую работу для уязвимых слоев населения.
  Надеемся, что государство и предприниматели пойдут навстречу НПО, объединяя свои ресурсы, для решения острых проблем нашего общества, выступят при этом как активные участники гражданского общества.
  Примеры конкретных проектов показывают возможность сотрудничества государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций. На наш взгляд, размещение государственных заказов для "третьего сектора" выгодно государству. Это связано с тем, что обеспечивается максимальная адресная помощь и достигается выполнение поставленных задач за счет минимальных затрат.
  Мы надеемся, что государственные организации пойдут навстречу неправительственным организациям и совместными усилиями будут решать острые проблемы нашего общества.
 
 
 Взаимодействие государства и организаций гражданского общества как важный аспект деятельности ПРООН
 
  Алиев Е. - менеджер
  Проекта ПРООН по Усилению диалога
  между правительством и
  организациями гражданского общества
  Сагимбаева Ж.- руководитель
  экономической программы ПРООН Казахстан
 
  Переход от административно-командной централизованной экономики и тоталитарного политического режима к рыночной экономике и демократической правовой государственности потребовал коренного изменения роли и функций государства как института осуществляющего широкий спектр действий, направленных на решение социальных и экономических проблем.
  На первоначальном этапе трансформации широкое распространение имело упрощенное представление о том, что в переходный период основная доминанта реформы государственности состоит, прежде всего, в ограничении вмешательства государства в экономические отношения с тем, чтобы "очистить поле" для формирования рыночных отношений.
  Однако сокращение экономической роли государства сопровождалось свертыванием активной деятельности государства и в социальной сфере. Бремя социальных издержек оказалось непосильным для значительной части населения. На данный момент произошло осознание того факта, что эффективная реформа общества невозможна без широкого участия институтов гражданского общества в процессе государственного управления.
  "Неправительственные общественные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения, и в социальной стабилизации общества. Необходима серьезная государственная поддержка, в частности, через систему грантов, на реализацию социально значимых проектов. Пора начинать масштабную работу и в этом плане" - эти слова президента Н.Назарбаева из Послания народу Казахстана "К свободному, эффективному и безопасному обществу", сказанные в 2000 году характеризуют изменение отношения государства к организациям гражданского общества: от невмешательства к поддержке
  Гражданское общество не создается государственными декретами или приказами должностных лиц, но это не означает, что государство не играет никакой роли в формировании и укреплении институтов гражданского общества. Напротив, государству принадлежит в этом процессе важнейшая роль - через законодательные механизмы, экономические рычаги и готовность государства к сотрудничеству с гражданским обществом создается среда, которая или способствует его развитию и укреплению, или является нейтральной или даже враждебной.
  Безусловно, что и государство, и бизнес, и организации гражданского общества прилагают значительные усилия для разрешения социально-значимых проблем. Но, во-первых, представители каждого сектора по-разному осознают свою ответственность за участие в их решении, во-вторых, имеют разные возможности и ресурсы для их разрешения, в-третьих, у них часто существуют разные представления и о самой природе социальных проблем и путях их решения.
  Однако, несмотря на все различия и противоречия, сотрудничество необходимо: ни государство, ни бизнес, ни НПО не могут поодиночке создать реально демократичное общество, преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить людям возможность достойной жизни.
 
 Условия сотрудничества
  Обычно выделяются следующие основные условия, без выполнения которых невозможно эффективное сотрудничество государства и организаций гражданского общества:
 - установка участников диалога на развитие и поддержание сотрудничества, независимо от мотиваций каждой стороны;
 - определенная степень зрелости и развития потенциала институтов гражданского общества, необходимая для создания заинтересованности государственных органов в сотрудничестве с ними, для ясного выражения своих интересов, их продвижения и защиты;
 - наличие правовых и организационных рамок для сотрудничества между государством и организациями гражданского общества, под которыми понимаются устойчивые формы их взаимодействия, сложившиеся на практике или прямо установленные законодательством.
 
  Можно отметить, что в Казахстане имеются явные предпосылки для развития конструктивного сотрудничества между государством и организациями гражданского общества. Расположенность к диалогу проявляют и НПО, и в последнее время государство как на республиканском, так и на местном уровне. Уровень осведомленности общества о роли НПО, их влияние на решение актуальных проблем общества за последнее время значительно вырос. Несомненно, ситуация далека от идеальной, но прогресс в этом направлении отмечают многие. В частности, об этом говорят результаты социологического исследования, проведенного в рамках подготовки отчета ПРООН "Неправительственные организации Казахстана: вчера, сегодня, завтра".
  Сейчас во главу повестки дня встал вопрос создания нормативно-правовой базы сотрудничества. Принята концепция государственной поддержки НПО, буквально на днях ожидается принятие Программы государственной поддержки, идет активная работа по подготовке законопроектов о государственном социальном заказе и статусе неправительственных организаций.
 
 Сферы сотрудничества
  В настоящее время в мире сфера сотрудничества между институтами гражданского общества и государством охватывает широкий спектр проблем, связанных с решением важнейших социально-экономических проблем развития, стоящих пред современным обществом. Если попытаться их перечислить конкретные сферы деятельности, в которых организации гражданского общества играют важную роль, то, в первую очередь следует упомянуть следующие:
 - борьба с бедностью
 - человеческое развитие
 - образование и просвещение
 - культура и отдых
 - здравоохранение
 - социальные услуги
 - защита прав человека
 - защита окружающей среды
 - вопросы гендерного развития
 - защита уязвимых групп населения
 - защита и обеспечение прав меньшинств
  Этот перечень нельзя считать исчерпывающим, но даже из перечисленного видно, что область взаимодействия организаций гражданского общества и государства охватывает практически все значимые социальные сферы. В одних областях эффективная деятельность неправительственных организаций возможна практически независимо от государства, в других - возможна только на основе сотрудничества и партнерства.
 
 Деятельность ПРООН по поддержке развития
  гражданского общества
  Анализируя деятельность Программы Развития ООН, становится очевидным, что одним из важнейших направлений работы становится совершенствование и развитие потенциала государственного управления. При этом для ПРООН государственное управление понимается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Оно включает механизмы, процедуры и институты власти, посредством которых граждане и группы граждан могут выражать свои интересы, осуществлять законные права, выполнять обязательства и разрешать противоречия.1 Исходя из этого, задача вовлечения широких слоев населения в процесс принятия и осуществления решений является существенным компонентом работы ПРООН.
  Данная задача реализуется через следующие направления работы ПРООН, в которые может и должно вовлекаться население:
  * Реформа процесса управления и эффективность государственного управления (многие государственные решения не могут быть эффективно осуществлены без широкого участия граждан и институтов гражданского общества; процесс эффективного государственного управления требует и предполагает наличие обратной связи; многие задачи государственного управления могут быть более эффективно решены, если их практическое осуществление происходит через объединения граждан на основе особых форм сотрудничества между государством и этими организациями);
  * Реформа процесса управления и прозрачность, подотчетность управления:
  Прозрачность и подотчетность государственного управления имеют множество граней и измерений и обеспечиваются через целую систему специальных институтов и процедур. Тем не менее возможно прямое вовлечение граждан и их объединений в процессы государственного управления в целях достижения его большей прозрачности и подотчетности государственных институтов. Прозрачным должен быть сам процесс принятия решений по делам, имеющим общественное значение, но также и расходование выделяемых общественных ресурсов. В частности, особенно эффективными такими формы государственно-общественного взаимодействия могут быть на суб-национальном уровне и в местном самоуправлении.
 * Реформа процесса управления и права человека:
  - Во-первых, право на участие является одним из основных прав человека, как это сформулировано в основополагающих документах ООН, в частности во Всеобщей декларации прав человека.
  - Во-вторых, вовлечение граждан и их организаций и ассоциаций в процесс государственного управления жизненно необходимо и важно в тех случаях, когда принимаемые решения или действия государственных институтов прямо затрагивают и влекут последствия для соблюдения и реализации других основных прав человека и его свобод.
  - В-третьих, активный диалог между гражданами и их ассоциациями и государством является одной из форм текущего контроля населения за деятельностью государственных институтов.
  - Реформа процесса управления и обеспечение равного доступа к возможностям развития для женщин и групп населения, нуждающихся в особой социальной поддержке.
 - Реформа государственного управления и децентрализация.
  Децентрализация полномочий и ресурсов может внести существенный вклад как в повышение эффективности всего процесса управления, так и существенно усилить его демократическую составляющую. Но следует помнить, что децентрализация приносит желаемый результат только в том случае, если способствует мобилизации общественного потенциала на решение социально значимых проблем, если поощряет и усиливает процессы участия населения в осуществлении управления на региональном и местном уровнях. В противном случае, оторванная от граждан и не считающаяся с их интересами центральная бюрократия замещается столь же оторванной от людей, но профессионально менее подготовленной провинциальной и местной бюрократией. Неправительственные организации часто оказываются эффективным каналом мобилизации самых широких слоев населения для решения важнейших вопросов развития на местном уровне. Децентрализация, не ведущая к большей открытости и широкому участию граждан в процессе управления общественными делами, не может рассматриваться как эффективный инструмент увеличения потенциала государственного управления.
 
  Формы и механизмы сотрудничества
 Что такое механизм взаимодействия?
  В. Якимец из Института Кеннана определяет его следующим образом:
  Механизм взаимодействия НПО-власть - это разработанная сообща и воспроизводимая без участия создателей совокупность правил, способов и технологий для организации, обеспечения ресурсами и осуществления совместных работ (проектов, акций) НПО и власти (госсектора), которая встроена в схему функционирования социальной сферы на данной территории и направлена на решение социально значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов.
  Можно выделить следующие механизмы социального взаимодействия государства и НПО:
  1) Одной из основных форм является социальный заказ, служащий инструментом реализации социальных программ
  Государственный социальный заказ - принципы, правила и положения формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на социальные программы предприятиями независимо от форм собственности через конкурсный механизм
  Широкое и эффективное применение социального заказа связано с использованием программно-целевого подхода к формированию бюджета (государственного или местного).
  При ведомственном подходе бюджетные средства распределяются по существующим государственным ведомствам, которые, как предполагается, решают насущные социальные проблемы. Однако при таком подходе существует опасность, что сами проблемы будут оттеснены на задний план, а на первое место выйдут потребности самих ведомств. В то же время ведомства далеко не всегда способны или не заинтересованы в поисках новых методов и средств решения проблемы, которые к тому же зачастую носят межведомственный характер. При программно-целевом подходе на основе анализа существующей ситуации определяются общественные приоритеты, ставятся задачи, для решения которых разрабатываются комплексные программы, определяются ответственные за выполнение тех или иных компонентов. Далее, исходя из приоритетов и наличия ресурсов в бюджете, устанавливаются объемы денежных средств. В этих условиях для достижения наибольшей эффективности ключевое значение приобретает определение исполнителя тех или иных работ. Создание новой государственной структуры, во многих случаях, является не самым эффективным способом использования средств. Использование опыта и возможностей существующих неправительственных организаций, занимающихся решением этой же социальной проблемы, может казаться наиболее рациональным. Кроме того, некоммерческие организации могут привлечь дополнительные ресурсы (гранты, добровольческий труд), что имеет большое значение при ограниченности бюджетных средств.
  2) Социальное обслуживание - участие НПО в обслуживании населения наряду с другими организациями в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (медицина, образование и т.п.)
 3) Государственное социальное спонсорство - предоставление льгот некоммерческим организациям, включая:
  - льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;
  - полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
  - материально-техническое обеспечение и субсидирование деятельности некоммерческих организаций;
  - отсутствие налогообложения грантов зарубежных организаций и фондов, а также безвозмездных целевых пожертвований, предоставляемых НПО.
  4) Лоббирование - легализация и правовое регулирование лоббистской деятельности для содействия реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений государственными органами, а также для обеспечения большей открытости работы этих органов.
  5) Стимулирование социальной активности прямым финансированием - прямое, договорное и конкурсное финансирование деятельности организаций и общественно-полезных программ:
  - осуществление целевого финансирования и поддержки социально-значимых программ общественных объединений по их заявкам в форме государственных и муниципальных грантов.
  Государственные и муниципальные гранты, так же и как социальные заказы выделяются на конкурсной основе, однако есть существенное различие. К социальному заказу обращаются, когда государственным или местным органам ясна проблема, более или менее четко определен результат, которого нужно достичь. Остается только выбрать исполнителя.
  Что касается государственных грантов, то при их выделении оцениваются программы и проекты, для осуществления которых запрашивают деньги некоммерческие организации. Эти проекты и программы могут на первых порах показаться неожиданными для тех, кто распределяет гранты, но если они действительно направлены на решение важных проблем, то гранты могут быть выделены. Наиболее целесообразно финансировать путем предоставления грантов инновационным программам, пилотным проектам, когда требуется проверить имеющиеся разработки, прежде чем широкомасштабно внедрять их в жизнь.
  - заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг;
  - финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, реализуемых благотворительными организациями;
  - размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов на конкурсной основе;
  - субсидии, льготные кредиты и гарантии по кредитам.
  4) Социальное побуждение негосударственных спонсоров - льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку в форме взносов в виде частичного или полного освобождения от тех или иных налогов.
  Типологически можно выделить следующие группы методов взаимодействия государства и НПО:
  1) Конкурсные - взаимодействие реализуется при условии победы НПО в конкурсе (социальный заказ, грант, тендер, конкурс на получение субсидии, кредита и др.)
  2) Социально-технологические- взаимодействие основывается на социальных технологиях, которые были созданы НПО самостоятельно или заимствованы за рубежом. Непременное условие - более высокая эффективность этих технологий по сравнению с применяемыми государством (хосписы, приемные семьи, технологии реабилитации наркоманов, алкоголиков, умственно отсталых, инвалидов и др.).
  3) Организационно-структурные - взаимодействие характеризуется тем, что государственные структуры и неправительственные организации (их ассоциации), действующие на одной территории, образуют новую организационную структуру (как правило, юридическое лицо), которой делегируется часть функций по решению совокупности социально значимых задач через вовлечение граждан и некоммерческих организаций при финансовой поддержке со стороны власти.
  4) Процедурные - взаимодействие определяется процедурами, сформированными в ходе совместного обсуждения властью и НПО и оформленными в виде специального соглашения, действующего в течение фиксированного периода (Круглые столы, различные координационные советы, форумы граждан и т.п.).
  5) Комплексные - взаимодействие, которое несет черты минимум двух из вышеназванных групп (ярмарки НПО, фонды развития территорий и т.п.).
  Не все из вышеперечисленных механизмов и методов применимы в Республике Казахстан на данный момент из-за отсутствия или несовершенства законодательства.
  Например, пока нет законов о благотворительной деятельности, о социальном заказе, тяжело говорить об эффективном применении конкурсных методов взаимодействия, хотя отдельные примеры имеются. Так, в Костанайской области государственные власти и местные НПО активно взаимодействуют на основе Закона РК "О государственных закупках".
  Имеются определенные сложности с участием государственных структур в качестве соучредителей некоммерческих организаций.
 
 
 
 
 
 1 Управление в Целях Устойчивого Человеческого Развития. Документ о политике ПРООН, январь 1997.
 [11]и
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 5
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу