<< Пред.           стр. 20 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  Энергоемкость национального дохода в России а 1,5 раза превышает уровень
 США и вдвое выше, чем и странах Западной Европы. Среди экономических
 механизмов энергосбережения наиважнейшее значение имеет ценовая политика,
 обеспечивающая такое соотношение цен на энергию и другую продукцию, чтобы
 сделать энергосбережение экономически выгодным. Необходимые кредитные
 стимулы, дотации и субсидии в поддержку энергосберегающих мероприятий
 осуществляются с помощью межведомственного фонда энергосбережении,
 созданного по постановлению правительства.
  Структура системы управления энергосбережением показана на рис. 8.8.
  Органы Госэнергонадзора в приведенной структуре осуществляют
 государственную инспекцию по контролю за эффективным использованием нефти и
 нефтепродуктов, топлива, газа, энергетической и тепловой энергии, за
 соблюдением государственных стандартов в области производства и потребления
 энергии.
  Потенциал энергосбережения федеральной программы оценивается как
 возможное снижение энергопотребления при выпуске одного и того же объема
 продукции либо при обеспечении неизменных условий жизни населения за счет
 массового использования технически уже освоенных образцов энергоэффективного
 оборудования и производственных процессов. Этот потенциал составляет более
 500 млн. т у. т., в том числе:
  * в самом ТЭК 150-180,
  * в жилищно-коммунальном секторе 100,
  * в сельском хозяйстве 50-60,
  * на транспорте 45-50,
  * в промышленности 150-160.
  Практически достижимая величина экономии на уровне 2000 года составит
 190-250 млн. т у. т., в том числе природного газа - 30-35 млрд. куб. м,
 нефтепродуктов - 25-30 млн. тонн, 130-170 млрд. кВт-ч электрической и
 200-250 млн. Гкал тепловой энергии, что определяется инвестиционными и
 технологическими возможностями.
  Эффект энергосбережения на 10-15% зависит от снижения всех видов прямых
 потерь топливно-энергетических ресурсов, на 20-25% от реализуемых за этот
 период структурных изменений в промышленности, а более чем наполовину - от
 расширения использования имеющихся энергоэффективных и экономически чистых
 технологий и оборудования.
  Реализуемый к 2000 году потенциал энергосбережения в самом ТЭК достигает
 55-70 млн. т у. т., что составляет одну треть всей возможной экономии.
  Топливно-энергетический комплекс - одна из самых энергоемких отраслей
 экономики: две трети всех природных ТЭР используется как котельно-печное
 топливо для выработки электрической и тепловой энергии, а из 380 миллионов
 тонн сырой нефти 280 поступает на нефтеперерабатывающие заводы России.
 Собственные нужды и потери в отраслях ТЭК составляют 10-15% произведенной
 энергии, не считая затрат первичных энергоносителей, вызванных низким КПД
 перерабатывающих энергоустановок.
 
 
 
  Только прямые потери при добыче нефти, ее переработке и распределении
 нефтепродуктов составляют 25-28 млн. т у. т., не считая аварийных разливов
 нефти, оцениваемых примерно в 1% добываемого объема.
  Большими резервами экономии обладает транспорт энергоносителей. За счет
 газоперекачивающих агрегатов можно сэкономить 7-9 млн. т у. т., устранимые
 потери угля при железнодорожных перевозках составляют 5-6 млн. т у. т.
 Особенно велики потери магистральных и распределительных тепловых сетях,
 достигающие 12-15 млн. т у. т.
  Важное направление энергосбережения - перевод всех потребителей на более
 высококачественный вид топлива, что требует повышения глубины переработки
 нефти, брикетирования и газификации угля, а также расширения использования
 попутных видов топлива, нефтяного газа, шахтного метана, вторичных
 энергоресурсов.
  В структуре конечного потребления энергопродуктов доля газа составляет
 30%, электрической энергии - 20%. Учитывая высокую долю газа в топливном
 балансе (53%) тепловых электростанций, требуется более эффективное его
 использование за счет применения теплофикационных газотурбинных и
 парогазовых установок. Вытеснение такими установками котельных средней и
 малой мощности может дать экономию к 2000 году не менее 20 млн. т у. т.
  Главным резервом и главным направлением энергоэффективности является
 работа с потребителями не только потому, что на их долю приходится две трети
 всего потенциала энергосбережения, но и в связи с отсутствием
 целенаправленных усилий по энергосбережению, тем более при слабом действии
 рыночных стимулов.
  В коммунально-бытовом секторе из общего возможного объема экономии 36-49
 млн. т у. т. особо значимы направления, связанные с совершенствованием
 источников теплоснабжения (13-18 млн. т у. т.), с утеплением жилых зданий
 (7-9), с использованием санитарно-технической арматуры для регулирования
 расхода, горячей холодной воды (8-10 млн. т у. т.), с применением более
 эффективных источников света и бытовых установок.
  В сельском хозяйстве энергоемкость валовой продукции в 5-6 раз выше, чем
 в США, а производительность труда не превышает 10% от американского уровня.
 Хотя основные резервы снижения энергоемкости кроются в наращивании объемов
 производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, однако
 25-30 млн. т у. т. к 2000 году можно сэкономить за счет лучшего
 использования имеющейся техники, в первую очередь автотранспорта, а также
 создания более рациональных по мощности сельскохозяйственных машин и
 сокращения количества комбайнов при расширении стационарного обмолота.
  Основным направлением экономии энергии на транспорте являются
 рационализация перевозок, их перераспределение между автомобильным,
 железнодорожным и авиационным транспортом в зависимости от дальности
 маршрута, а также рационализация скоростей в зависимости от массы груза.
 Технологические резервы экономии связаны с применением дизельного
 автотранспорта, который, на треть экономичнее бензинового, с
 совершенствованием структуры автомобилей и снижением удельного расхода
 топлива, ибо наши автомобили на 25-30% уступают по экономичности зарубежным.
  Более половины всего потенциала энергосбережения сосредоточено в
 промышленности. Наиболее значимую экономию (25-30 млн. т у. т.) дают
 общепромышленные мероприятия, такие как:
  * оснащение потребителей приборами учета и контроля расхода
 энергоресурсов (7-9);
  * применение регулируемого электропривода (64);
  * совершенствование структуры использованных материалов (8-11 млн. т у.
 т.).
  В металлургии может быть сэкономлено 13-17 млн. т у. т., в том числе за
 счет более полного использования металлолома и вторичных энергоресурсов.
  Резюме
  Технология - совокупность приемов и способов обработки и переработки
 различных сред.
  Понятие технология рассматривается в связи с конкретной областью
 применения.
  Язык описания технологии - средство изображения интеллектуальной сущности
 технологии для ее анализа, сохранения и представления для имущественной
 принадлежности автора.
  Инновационный менеджмент связан с развитием и совершенствованием
 технологий.
  Вопросы для повторения
  1. Дайте определение технологии.
  2. Назовите виды продукта в зависимости от возможностей использования
 потребителем.
  3. Назовите характерные признаки сложных систем.
  4. Охарактеризуйте среду описания технологий.
  5. Какую роль играет инновационный менеджмент в производственных
 технологиях?
  6. В чем особенности технологии производства энергетического продукта?
 
  ГЛАВА IX. АНАЛИЗ СПРОСА НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ
  9.1. Формирование портфеля проектов
  Управление научными исследованиями и разработками осуществляется в рамках
 постоянно меняющихся условий. Это обуславливает необходимость непрерывного
 совершенствования программ НИОКР. В любой момент может возникнуть
 непредвиденная техническая проблема и придется отложить или даже прекратить
 работу по проекту. Могут измениться требования потребителей и спрос, с связи
 с чет нужно провести переоценку жизнеспособности проекта.
  Управляя программой НИОКР, менеджер должен помнить, что имеет дело с
 управлением динамичным проектом. Система планирования и управления должна
 быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации.
  Эффективность НИОКР выявляется на рынке. Она зависит от того, насколько
 при постановке цели учтена рыночная потребность.
  Основные характеристики сегмента рынка представлены четырьмя
 взаимосвязанными переменными: размер рынка, допустимая цена, требования к
 технической эффективности и время.
  Большинство научных продуктов могут предлагаться в формах, различающихся
 по эффективности, цене и дате первого появления на рынке. Важно определить,
 какой уровень технической эффективности потребует конкретный рыночный
 сегмент с наибольшей вероятностью, т.к. научно-технические работники могут
 стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия. Это,
 безусловно, ведет к техническим идеям, но может не учесть реальные
 требования потребителей. Кроме того, может произойти завышение затрат на
 НИОКР и производство, а также увеличить время разработки. Все перечисленные
 моменты приведут к снижению потенциальной прибыльности продукта.
  В современных условиях разработки проекта должна быть сфокусирована на
 конкретных рыночных потребностях.
  Выбор проекта связки с активным поиском альтернативных решений.
 
 
  Портфель НИОКР может состоять из разнообразных проектов крупные и мелкие;
 близкие к завершению и начинающиеся. Однако, каждый требует выделения
 дефицитных ресурсов в зависимости от особенностей проекта (сложности,
 трудоемкости и т. п.).
  Портфель должен иметь определенные контуры, быть стабильным, чтобы
 рабочая программа могла осуществляться равномерно.
  Количество проектов, находящихся в портфеле в конкретный период времени,
 зависит от размеров проектов, которые измеряются через общий объем ресурсов,
 необходимых для разработки и затрат на реализацию одного проекта.
  Если например, на проведение НИОКР выделено 4000 д.е., а затраты на
 реализацию одного проекта 2000 д.е., то в портфеле может быть 2 проекта.
  Таким образом, число проектов в портфеле (n) определяется из следующего
 соотношения:
  .
  Руководителю необходимо решить, сколько проектов могут одновременно
 управляться;
  * если он сконцентрирует усилия на нескольких проектах;
  * если распределит имеющиеся ресурсы на большее число проектов.
  Портфель, состоящий, в основном, из крупных проектов, является более
 рискованным, по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между
 небольшими проектами.
  По мнению специалистов, только 10% всех проектов являются полностью
 успешными. Это означает, что существует только 10% вероятность эффективного
 завершения каждого проекта из портфеля. С ростом количества проектов
 повышается вероятность того, что хотя бы один из них окажется успешным.
  Преимуществом небольших проектов является то, что их легче адаптировать
 друг к другу с точки зрения соответствия наличным ресурсам. Крупный проект
 требует большого объема дефицитных ресурсов.
  Однако небольшие проекты (требующие относительно небольших затрат на
 НИОКР) обычно реализуются в новых продуктах, имеющих скромных потенциал по
 объему продаж (и потенциалу прибыли).
  Портфель небольших проектов может привести к равномерному потоку
 нововведений, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным
 потенциалом, что является нежелательным с позиций номенклатуры продукции,
 формируемой отделами маркетинга.
  Рассматривая те или иные проекты на предмет из возможного включения в
 портфель, необходимо учитывать возможное качество управления и последствия
 перераспределения затрат на проекты.
  Оценим два портфеля (табл. 9.1.), состоящие из двух проектов.
  Оба портфеля в данном случае небольшие.
  Рентабельность портфеля (прибыльность) определяется как отношение прибыли
 к затратам.
 
 
 
 
 
 
  Для современной ситуации, сложившейся в России сложно точно
 спрогнозировать спрос на научно-техническую продукцию, т.е. имеет место
 неопределенность спроса.
  Рассмотрим некоторые направления изучения спроса на продукцию, являющуюся
 результатом инновационной деятельности.
  9.2. Значение, цели, задачи и особенности анализа спроса на инновации
  Анализ спроса на научно-техническую продукция является одним из важнейших
 направлений в деятельности организаций, занимающихся НИОКР.
  В условиях рыночной экономики анализ спроса на научно-техническую
 продукцию имеет первостепенное значение.
  Перечислим направления анализа спроса на нововведение:
  1. Анализ потребности в выпускаемой и (или) реализуемом новшестве или
 новой услуге.
  2. Анализ спроса на нововведения и связанные с ним услуги и влияние на
 них различных факторов.
  3. Анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия.
  4. Определение максимальной возможности сбыта и обоснование плана сбыта с
 учетом решения первых трех задач, а также производственных возможностей
 фирмы.
  Особенности анализа спроса на инновации
  Особенности развития нововведений и различие их видов во многом
 предопределяет специфику анализа спроса на них в каждом конкретном случае.
  Прежде всего, необходимо уточнить к каким нововведениям - базисным или
 усовершенствованным относится продукция, спрос на которую подлежит изучению.
 Такую идентификацию можно осуществить двумя способами: во-первых, с помощью
 построения кривых жизненных циклов продукции на основе данных об объемах
 длительности ее и предложения или сбыта на рынке. Если цикличная волна
 укладывается в более высокую и срок жизни продукции невелик относительно
 "большой" волны, речь идет об эволюционных или частичных нововведениях.
 
 
 
 
  Во-вторых, предприятие, производящее инновационную продукцию, проводит
 сравнительный анализ параметров ранее производимой и новой продукции по
 следующей схеме:
  * наличие в конструктивной разработке нового изделия по сравнению со
 старым, принципиально иных подходов, например, неизвестных законов и
 закономерностей;
  * количество новых деталей, узлов в изделии или операций в технологии;
  * дополнительная сумма затрат на изменение изделия и ее доля в затратах
 на новое изделие.
  В результате такого анализа новую продукцию можно сгруппировать в три
 группы: первая, которая ранее не существовала (например, лазерные диски);
 вторая, которая производилась ранее, но существенно изменена по материалу
 или конструкционному решению (например, электрочайник с элементом питания,
 вмонтированным в подставку); третья, получившая только новое оформление
 (например, зубная паста в аэрозоли).
  Инновационная продукция весьма разнообразна по формам. Она может иметь
 (например, станки, товары для населения) или не иметь
 натурально-вещественную форму (ноу-хау, патенты, лицензии), различаться по
 назначению (для целей производства или конечного потребления), видам
 продукции и т.д.
  Вследствие этого анализ спроса и создание информационной базы для его
 проведения имеет специфику в каждом конкретном случае.
  9.3. Сущность спроса и способы его представления
  Закон спроса
  Спрос отражает объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии
 приобрести по некоторой из возможных цене в течение определенного времени на
 конкретном рынке.
  Из этого определения видны основные направления анализа спроса:
  * объем спроса;
  * наличие потенциальных покупателей;
  * потребность в товаре;
  * возможность приобретения товара;
  * цена предлагаемой продукции;
  * время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке;
  * направления, рынки, сбыта продукции.
  Выражение типа "спрос на новую модель телевизоров составил 20 штук" не
 только не позволяет провести анализ спроса на новый товар, но может
 затушевать и даже исказить истинное положение дел у производителя и
 продавца. Конкретизировав вид телевизоров и добавив место и время реализации
 можно получить достаточно точную характеристику фактического спроса: "Спрос
 на новую модель телевизоров марки Р61ТЦ-445ДСА2" по цене 375 тыс. ден. ед.
 составил в последнюю неделю января 1994 г. В Москве в магазине "Электроника"
 20 штук.
  Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции
 при разных ценах и равных прочих условиях. Его можно представить одним из
 трех способов:
  1. В виде таблицы
  Соотношение цены и количества телевизоров марки Р51ТЦ, на которые
 предъявлен спрос во второй половине января 1994г.
 
  Цена за один телевизор, тыс.руб.
  Число телевизоров, на которые предъявлен спрос, шт.
  355
  60
  360
  51
  370
  35
  375
  25
  459
  20
 
  2. Графически. Спрос в этом случае изображается в виде графика,
 показывающего количество продукции, которое потребители готовы, хотят и в
 состоянии купить по некоторой цене.

<< Пред.           стр. 20 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу