<< Пред.           стр. 26 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке могут
 быть различны. Так, промышленные фирмы для осуществления операций по продаже
 лицензий создают лицензионные (патентные) отделы, отделения заграничного
 лицензирования и дочерние компании по заграничному лицензированию.
  В крупных компаниях, выполняющих в большом объеме
 научно-исследовательские работы и патентующих свои изобретения, создаются
 лицензионные отделы (секторы).
  Лицензионные отделы (секторы) выполняют следующие функции:
  * изучение торговли патентами и лицензиями;
  * сбор и представление информации техническим службам, производственным
 отделениям и отделам, экономическим службам;
  * выявляют фирмы, проявляющие интерес к покупке лицензий;
  * обеспечивают патентную охрану результатов научных исследований и
 технических достижений своей фирмы;
  * осуществляют непосредственные операции по купле-продаже патентов и
 лицензий.
  Работники лицензионного отдела могут выезжать на предприятия лицензиата и
 изучают его возможности по организации выпуска лицензируемой продукции;
 определяют на месте потребности лицензиата в сырье, материалах,
 оборудовании, квалифицированной рабочей силе; проверяют состояние
 предприятий, методы работы, качество выпускаемой продукции.
  Лицензионные отделы могут быть встроенными и самостоятельными. Встроенные
 отделы (сектора) входят обычно в юридическую службу (отдел), техническую
 службу (отдел) или в общеэкономическую службу (отдел). Самостоятельный
 лицензионный отдел находится в ведении одного из членов высшего руководства
 фирмы (президента, генерального директора, помощника президента).
 Самостоятельные отделы могут быть централизованными и децентрализованными.
  Отделения заграничного лицензирования создаются, как правило, в крупных
 фирмах или компаниях.
  В отличие от отделов отделения имеют хозяйственную самостоятельность.
 Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы
 (президент, вице-президент, правление директоров), а также руководство
 дочерних фирм и отделений по экспортным операциям.
  Основной функцией дочерних компаний по заграничному лицензированию
 является осуществление операций по продаже лицензий.
  Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую
 деятельность, как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их
 доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом
 научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для
 непосредственного промышленного применения.
  Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или
 патентные агенты (брокеры). Их услугами пользуются индивидуальные
 патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не
 осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы.
  Отношения между продавцом(лицензиатором) или покупателем лицензий
 (лицензиатом), с одной стороны, и агентом - с другой, регулируются на основе
 лицензионного агентского соглашения.
  Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений,
 связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с
 использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов,
 комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения по
 реализации продукции и др.
  Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различными рганизациями
 (комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм и др.).
 Типичными являются соглашения, представляющие лицензиату право на
 запатентованное изобретение илои технологический процесс вместе с
 техническими значениями, опытом, "ноу-хау", а также с правом использования
 товарного знака.
  В качестве возмещения на использование предмета соглашения лицензиат
 уплачивает некоторое вознаграждение.
  Различают:
  * лицензионные вознаграждения, размер которых определяют на основе
 фактического экономического результата использования лицензии (это могут
 быть периодические процентные отношения, участие в прибылях);
  * лицензионные вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с
 фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается
 в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей
 лицензиата на основе использования лицензии (первоначальный платеж
 наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача
 встречной технической документации).
  Периодические процентные отношения или текущие отношения ("роялти")
 устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и
 выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно,
 ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).
  Принципы расчета процентных отношений следующие:
  * со стоимости производимой по лицензии продукции;
  * с суммы продаж лицензируемой продукции;
  * с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента к цене
 или себестоимости;
  * на специально обусловленной базе (например, с установленной мощности
 запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному
 способу сырья и т. п.).
  Ставки текущих отчислений дифференцированы в зависимости от вида
 лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой
 продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж.
  В лицензионное соглашение может быть включена оговорка о минимальной
 сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена
 лицензиатом.
  Уровень ставок текущих отчислений в современной практике колеблется от 2
 до 10 %. Чаще встречаются ставки в 3-5%.
  Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения
 называется паушальным платежом. Этот платеж устанавливается в следующих
 случаях:
  * при передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка
 носит единовременный характер, что требует единовременного определения ее
 стоимости);
  * при продаже лицензии на базе секрета производства (как гарантия от
 убытков в случае его разглашения);
  * когда в стране лицензиата имеются затруднения в отношении перевода
 прибылей и др.
  Паушальный платеж может производиться в разовом порядке и в рассрочку
 (например, 50% - после подписания соглашения; 40% - после поставки
 оборудования и передачи технической документации; 10% - после пуска
 оборудования).
  Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом
 установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям
 в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных
 условий.
  В настоящее время наметилась тенденция к сокращению срока действия
 лицензионных соглашений, что связано с быстрым моральным старением машин и
 оборудования и государственным регулированием лицензионных сделок во многих
 промышленно развитых странах, не допускающих длительных сроков их действия.
 Наиболее распространены соглашения со сроком действия 5-10 лет.
  Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных
 сделок и нелицензионной продажи "ноу-хау", являются специфическим товаром
 мирового рынка.
  Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:
  * потребительной стоимости;
  * труда по созданию;
  * процесса потребления технологических знаний.
  Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность
 не определяется формой материального носителя (техническая документация,
 опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности
 производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.
  Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является
 уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический товар
 нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может
 относиться к той же отрасли производства.
  Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их
 использования.
  Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от
 затрат труда на производство материальных носителей знаний.
  Прежде всего труд по созданию ново технологии, как один из видов научного
 труда носит творческий характер.
  Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее
 непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по
 проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию
 и управление и др.
  Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии
 предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания
 используются в производственном процессе, однако. Характер их потребления
 обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится
 на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.
  На использование технологии влияют:
  * темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;
  * скорость распространения данных технологий, что обусловливает
 исчезновение дополнительного дохода лицензиата.
  Вышеизложенное влияет на формирование цен на лицензии,"ноу-хау".
 Особенности формирования цен на лицензии ("ноу-хау") состоят в следующем:
  * цена не определяется затратами труда на создание технологии;
  * предельным значением цены лицензии и "ноу-хау" является сумма
 дополнительной прибыли, полученной лицензиатом за период потребления
 технологии;
  * действительная цена лицензии ("ноу-хау") составляет часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами;
  * цена лицензии ("ноу-хау") является монопольной ценой;
  * цена складывается из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в течение периода действия соглашения, то есть из роялти.
  Информация о фактической прибыли лицензиата в связи с использованием
 данной лицензии или "ноу-хау" составляет коммерческую тайну.
  Наиболее распространен расчет роялти в процентах от стоимости продаж
 лицензионной продукции:
  Rs = , (12.1)
  где
  Rs - роялти в % от стоимости чистых продаж;
  R - годовая сумма роялти;
  S - стоимость чистых продаж.
  На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:
  * производственный риск;
  * коммерческий риск;
  * конкуренция со стороны альтернативных технологий.
  Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не
 реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной
 лицензией или "ноу-хау".
  Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности
 новой технологии. Коммерческий риск при приобретении лицензии и "ноу-хау"
 возникает в силу того, что лицензиат не сможет реализовать произведенную
 продукцию и, следовательно, не получит расчетной суммы дополнительной
 прибыли.
  Базой международной торговли лицензиями и "ноу-хау" является патентная
 деятельность стран-экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании
 изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу
 заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, на втором месте США.
  Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий.
  Одним из важных показателей качества научно-технических разработок
 является их экспортная конкурентоспособность, которая определяется следующим
 образом:
 
  , (12.2)
  где
  ЭК - экспортная конкурентоспособность;
  NПЗ - число заявок на патенты, поданных за рубежом;
  NЗВ - число заявок на патенты, поданные внутри страны.
  Число и распределение патентных заявок, проданных в зарубежных странах,
 свидетельствует о перспективных рынках для экспортеров технологий.
  Наличие значительной разницы между числом зарубежных заявок национальных
 фирм и заявок, поданных внутри страны свидетельствует об отставании уровня
 научно-технических решений в данной стране. А это исключает зарубежное
 патентование части национальных изобретений.
  Показателем конкурентоспособности научно-технических разработок является
 степень охвата НИОКР отраслей промышленности.
  Таким образом, эффективность инновационной деятельности определяется
 конкурентоспособностью технических разработок.
  12.3. Эффективность затрат на инновационную деятельность
  Осуществление инновационной деятельности связано с внутренними и внешними
 затратами.
  Внутренние затраты (текущие и капитальные) распределяются по источникам
 финансирования:
  * собственные средства организации;
  * средства бюджета;
  * средства внебюджетных фондов;
  * средства организаций предпринимательского сектора.
  Внутренние текущие затраты на исследования и разработки распределяются по
 видам работ и секторам деятельности.
  Выделяют затраты на:
  * фундаментальные исследования;
  * прикладные исследования;
  * разработки.
  По секторам деятельности:
  * государственный;
  * предпринимательский;
  * сектор высшего образования;
  * частный бесприбыльный сектор.
  Для оценки эффективности затрат на инновационную деятельность необходимо
 решить проблему оценки ее результатов.
  Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у
 производителей (продавцов) и покупателей.
  В соответствии с Положением о составе затрат расходы на подготовку и
 освоение производства новых видов продукции серийного и массового
 производства, а также технологических процессов не относятся на
 себестоимость продукции и возмещаются за счет внебюджетных фондов
 финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению
 новых видов продукции (внебюджетные фонды финансирования НИОКР).
  Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых
 внебюджетных фондов НИОКР определяется соответствующими решениями
 Правительства РФ.
  Внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений
 предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5% от
 себестоимости продукции.
  Средства внебюджетных фондов идут на финансирование
 научно-исследовательских и опытных конструкторских работ по созданию новых
 видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и
 совершенствования применяемых технологий, работ по повышению технического
 уровня продукции, работ в области охраны труда и техники безопасности,
 разработок нормативных и инструктивных материалов и др.
  Средства, получаемые из внебюджетных фондов, используются строго по
 целевому назначению и отражаются на счете 96 "Целевые финансирования и
 поступления".
  Затраты, связанные с изобретательством, включают:
  * расходы на проведение опытно-экспериментальных работ;
  * расходы на изготовление моделей и образцов;
  * расходы на организацию выставок, конкурсов и других мероприятий по
 маркетингу;
  * выплату авторских вознаграждений.
  Затраты на создание новой техники зависят от срока начала и завершения
 соответствующих работ. Поэтому в год окончания НИОКР учитываются затраты
 этого года, включая затраты прошлых лет, общие затраты на создание новой
 техники.
 
  Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять,
 анализируя следующие показатели:
  * затраты на освоение новшеств;
  * общие затраты на производство и реализацию продукции;
  * выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
  * прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
  * выручка от реализации всей продукции;
  * стоимость нематериальных активов (средняя за период);
  * стоимость основных фондов (средняя за период);
  * чистая прибыль;
  * средняя списочная численность персонала.
  Приведенные показатели позволяют построить систему взаимосвязанных
 факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа:
  * затрат на единицу объема реализации;
  * прибыли от реализации продукции;
  * чистой прибыли.
  Введем следующие условные обозначения:
  З - затраты на производство реализованной продукции;
  ВР - выручка от реализации всей продукции;
  ЗОН - затраты на освоение новшеств;
  ВРН - выручка от реализации продукции, произведенной с применением
 новшеств;
  ПР - прибыль от реализации продукции;
  ПРН - прибыль от реализации новой продукции;
  НА - стоимость нематериальных активов; - коэффициент соотношения
 нематериальных активов и основных фондов; - затраты на единицу объема
 реализации;
  П - чистая прибыль.
  Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:
  * снижении себестоимости продукции;
  * росте фондовооруженности труда;
  * росте производительности труда;
  * увеличении объема реализации продукции или объема продаж;
  * повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых
 показателей.
  Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость продукции примем в
 качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации ().
 Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет
 проанализировать модель
 
  Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной с применением
 новой техники или технологии к средней годовой стоимости нематериальных
 активов, характеризует рентабельность нематериальных активов:

<< Пред.           стр. 26 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу