<< Пред.           стр. 6 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  В качестве основы мотивации можно использовать теорию ожиданий, которая
 основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на
 достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой
 вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения
 цели. Мотивация является функцией фактора ожидания "затраты труда -
 результаты", ожидания - "результаты - вознаграждение". Наиболее эффективная
 мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят
 им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения.
 Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения
 оценивается людьми невысоко.
  Чтобы предъявлять высокие требования к персоналу, стремятся адекватно
 оплачивать работу. Но параллельно с ростом зарплаты повышается спрос с
 работников - дисциплина, объем работ. В итоге на предприятие приходят
 работники более высокого уровня, а те, кто в таких условиях работать не
 может - уходят.
  Необходимо сделать так, чтобы командой, ответственной за будущее
 предприятия, чувствовало себя не только высшее руководство завода.
  Чтобы создать коллектив с высоким потенциалом развития, способный решать
 все более сложные задачи, необходимо выстроить систему работы с людьми.
  3.4. Контроль функционирования технологического процесса
  Первый этап контроля: контроль взаимодействия предприятий
  Контроль за деятельностью технологической цепочки в целом состоит из
 следующих этапов:
  * анализ взаимодействия предприятий - участников;
  * выявление узкого места в технологической цепочке.
  Рассмотрим содержание перечисленных этапов.
  Для первоначального анализа функционирования бывает достаточно показателя
 интегральной эффективности. Но зачастую перед руководством ТЦ возникает
 необходимость ответить на вопрос: эффективнее ли функционирование
 предприятий в качестве единого целого чем функционирование каждого
 предприятия по отдельности или нет, и насколько? Показатель эффективности
 (ЭЦ) не дает ответа на поставленный вопрос.
  Очевидно, что для ответа на поставленный вопрос необходимо получить
 показатель, при расчете которого соотносится интегральный показатель
 эффективности функционирования ТЦ с каким-то другим показателем, отражающим
 общую эффективность функционирования предприятий, действующих
 самостоятельно.
  За показатель, отражающий общую эффективность независимых предприятий,
 можно, например, принять среднее значение показателей эффективности,
 вычисленных для каждого предприятия.
  Для нахождения приемлемой формулы вычисления среднего значения,
 используем сначала формулу среднего арифметического, затем формулу среднего
 геометрического и, наконец, формулу среднего экономического.
  Рассмотрим пример.
  Пример 3.2. Имеется 5 предприятий-участников ТЦ и данные об их
 функционировании, представленные в таблице 3.4.
  Таблица 3.4
  Исходные данные
  Наименование
  Пр-е 1
  Пр-е 2
  Пр-е 3
  Пр-е 4
  Пр-е 5
  Чистая прибыль, млн. руб.
  40
  35
  20
  25
  41
  Всего активов, млн. руб.
  1 500
  1 200
  1 800
  2 000
  1 000
  Эффективность i
  0,0267
  0,0292
  0,0111
  0,0125
  0,0410
 
  Выбор подходящего значения проведем по следующему плану:
  1. Вычислим среднее арифметическое значение [28] показателей
 эффективности:
  ЭСРА = (0,0267 + 0,0292 + 0,0111 + 0,0125 + 0,0410) / 5 = 0,0241.
  2. Вычислим среднее геометрическое значение [28] показателей
 эффективности:
  ЭСРГ = = 0,0213.
  3. Вычислим простое среднее хронологическое значение [28] показателей
 эффективности:
  ЭСРХ = (0,0267 / 2 + 0,0292 + 0,0111 + 0,0125 + 0,0410 / 2) / 4 = 0,0217.
  4. Упорядочим вычисленные показатели по возрастанию:
  ЭСРГ, ЭСРХ, ЭСРА;
  Поскольку средним по значению является ЭСРХ, для дальнейших расчетов
 будем использовать среднее экономическое значение.
  Таким образом, формула для вычисления искомого показателя будет выглядеть
 следующим образом: ,
  где
  ИП - искомый показатель;
  ЭЦ - интегральная эффективность ТЦ;
  ЭСРХ - среднее экономическое значение показателей эффективности отдельных
 предприятий.
  Назовем искомый показатель показателем взаимодействия (ПВ). ПВ соотносит
 эффективность ТЦ и среднюю эффективность предприятий-участников ТЦ. Для
 простоты ЭСРХ будем в дальнейшем обозначать ЭСР (если не оговорено иное). В
 общем виде показатель взаимодействия можно представить следующей формулой: ,
 (3.4)
  где
  ПВ - показатель взаимодействия,
  ЭЦ - интегральная эффективность технологической цепочки;
  ЭСР - средняя эффективность предприятий-участников ТЦ, которая
 вычисляется по формуле [40, 48]: ,
 
  где
  Э1 - эффективность первого предприятия ТЦ;
  Эi - эффективность i-го предприятия;
  Эn - эффективность n-го предприятия ТЦ;
  n - количество предприятий-участников ТЦ.
  Таким образом, для определения качества взаимодействия предприятий в
 рамках ТЦ необходимо соотнести интегральную эффективность ТЦ и среднюю
 эффективность предприятий-участников ТЦ.
  Пример 3.3. Рассмотрим ТЦ, состоящую из 4-рех предприятий, которые имеют
 следующие исходные показатели для анализа, представленные в таблице 3.5.
  Таблица 3.5
  Данные по предприятиям
 
  Предприятия
  Наименование
  1
  2
  3
  4
  Чистая прибыль предприятия i, млн. руб.
  25
  30
  10
  34
  Валовые активы предприятия i, млн. руб.
  80
  90
  50
  70
 
  Проведем необходимые вычисления и заполним таблицу 3.6:
  Э1 = 25 / 80 = 0,31;
  Э2 = 30 / 90 = 0,33;
  Э3 = 10 / 50 = 0,20;
  Э4 = 34 / 70 = 0,49;
  ЭЦ = (25+30+10+34) / (80+90+50+70) = 0,34;
  ЭСР = (0,31/2 + 0,33 + 0,20 + 0,49/2) / 3 = 0,31;
  ПВ = ЭЦ / ЭСР = 0,34 / 0,31 = 1,096.
  Таблица 3.6
  Определение показателя взаимодействия
  Эффективность предприятия i
  0,31
  0,33
  0,20
  0,49
  Эфпг
  0,34
  Эср
  0,31
  ПВ
  1,096
 
  По данным таблицы 3.6 можно сделать вывод, что функционирование
 предприятий в качестве технологической цепочки более эффективно, чем их
 функционирование как самостоятельных предприятий.
  Измерение эффективности всей финансово-промышленной группы производится
 по формуле:
  ,
  где
  ЭФПГ - эффективность функционирования финансово-промышленной группы;
  ПФПГ = (? ЧПi) + ЧПУПР;
  ЧПi - чистая прибыль i-той технологической цепочки;
  ЧПУПР - чистая прибыль, полученная управляющей компанией ФПГ при
 размещении свободных денежных средств;
  ВАФПГ - валовые активы финансово-промышленной группы:
 
  ВАi - валовые активы i-той ТЦ;
  Зi - дебиторская задолженность i-тому предприятию - участнику ТЦ от
 следующего за ним в технологической цепочке (соответственно n-ному
 предприятию должен потребитель конечной продукции ТЦ, который не является
 членом ФПГ);
  n - количество предприятий в i-той ТЦ;
  k - количество ТЦ, действующих в рамках ФПГ;
  ЗУПР - затраты на содержание управленческого аппарата ФПГ.
  Таким образом, на первом этапе контроля выясняется насколько эффективно
 действуют технологические цепочки как структурные подразделения ФПГ, а также
 вся группа в целом.
  На следующем этапе проводится изучение эффективностей ТЦ в динамике.
  Второй этап контроля: анализ влияния факторов на изменение показателя
 взаимодействия
  Допустим, что в ходе функционирования производственного процесса у
 руководства ТЦ или финансово-промышленной группы возникают два очень важных
 вопроса:
  1. Под влиянием каких факторов произошло изменение показателя
 взаимодействия?
  2. Изменение каких факторов оказало наибольшее влияние на отклонение
 фактических показателей от запланированных на этапе оценки экономической
 эффективности производственного цикла?
  Ответы на эти вопросы необходимо получить на этапе контроля
 производственного процесса для своевременного выявления и устранения причин
 вызвавших изменение.
  Для ответа на поставленные вопросы проводится первый этап анализа
 функционирования ТЦ, который сводится к выявлению роли факторов - факторный
 анализ показателя взаимодействия.
  Первый шаг анализа - преобразование формулы показателя взаимодействия в
 мультипликативную модель вида ,
  где
  Y - результирующая функция (показатель взаимодействия технологической
 цепочки);
  X - вектор факторов, от которых зависит результирующая функция.
  Проведя преобразования, получим: ЧПЦ 1 1
  ПВ = ---------- = ЧПЦ * ----- * ----- . (3.5) ВАЦ * ЭСР ВАЦ ЭСР
  Чтобы избавиться от единиц измерения, в формулу (3.5) в знаменатель при
 ЧПЦ и в числитель при ВАЦ вместо единиц введем нормирующий множитель (нм).
  Мультипликативная модель ПВ будет иметь вид:
 
 
  ЧПЦ нм 1
  ПВ = ------ * ------ * ----- , нм ВАЦ ЭСР
  где
  ПВ - результирующая функция; ЧПЦ
  ------ - фактор 1; нм нм
  ------ - фактор 2; ВАЦ
  1
  ---- - фактор 3. ЭСР
 
  Применив к мультипликативной модели ПВ метод цепных подстановок, можно
 ответить на поставленные вопросы.
  Для ответа на первый вопрос необходимо воспользоваться алгоритмом А, суть
 которого состоит в следующем:
  1. Определяются исходные значения факторов в начальный (X0) и конечный
 (X1) периоды исследования.
  2. Определяется приращение (?xi) каждого фактора за исследуемый период
 времени
  ?xi = xi1 - xi0 , i = 1, ... , n (n - количество факторов),
  где
  хi0 - величина i-го фактора в начальном периоде;
  хi1 - величина i-го фактора в конечном периоде.
  3. Вычисляется влияние приращения каждого фактора на приращение
 показателя взаимодействия за исследуемый период времени
  ?Yxi = * ?xi * , (n - количество факторов),
  при этом
  ?Y = ?Yxi .
  4. По полученному значению ?Yxi определяется, изменение какого фактора
 оказало максимальное влияние на изменение значения показателя взаимодействия
 предприятия.
  5. Если период исследования состоит из нескольких промежутков времени, то
 оценить влияние изменения факторов на изменение показателя взаимодействия
 можно на каждом промежутке. В этом случае конечное значение фактора на
 предыдущем интервале является начальным значением для последующего.
  Для ответа на первый вопрос необходимо воспользоваться алгоритмом Б:
  1. Определяются исходные плановые значения факторов (X0) и фактические
 значения (X1) в определенном периоде исследования.
  2. Определяется отклонение фактического значения от планового (?xi)
 каждого фактора в исследуемом периоде времени
  ?xi = xi1 - xi0 , i = 1, ... , n (n - количество факторов),
  где
  хi0 - плановое значение i-го фактора в исследуемом периоде;
  хi1 - фактическое значение i-го фактора в исследуемом периоде.
  3. Вычисляется влияние отклонения каждого фактора на итоговое отклонение
 фактического значения показателя взаимодействия от планового значения
  ?Yxi = * ?xi * , (n - количество факторов),
  при этом
  ?Y = ?Yxi .
  4. По полученному значению ?Yxi определяется, отклонение какого фактора
 оказало максимальное влияние на отклонение фактического значения ПВ от
 планового значения.
  5. Если период исследования состоит из нескольких промежутков времени, то
 оценить влияние отклонения фактических значений факторов от плановых
 значений на отклонение фактического значения ПВ от планового можно на каждом
 промежутке. В этом случае для каждого промежутка времени необходимо иметь
 плановые и фактические значения соответствующих факторов. Имея исходные
 данные необходимо действовать по алгоритму Б.
  Пример 3.4. Пусть имеются результирующая функция Y и факторы x1, x2, x3,
 заполним таблицу 3.7:
  Таблица 3.7
 
  Начальный период
  Конечный период
  Результирующая функция
  Y0
  Y1
  Фактор 1
  x10
  x11
  Фактор 2
  x20
  x21
  Фактор 3
  x30
  x31
 
  Тогда влияние изменения первого фактора на изменение результирующей
 функции
  ?????????????????????????????????????Yх1 = (х11 - х10) * х21 * х31 ;
  влияние изменения второго фактора на изменение результирующего показателя
  ?????????????????????????????????????Yх2 = х10 * (х21 - х20) * х31 ;
  влияние изменения третьего фактора на изменение результирующего
 показателя:
  ???????????????????????????????????????Yх3 = х10 * х20 * (х31 - х30).
  Проверить правильность расчетов можно с помощью следующей формулы:
  ??????????????????????????????????Y = Y1 - Y0 = ?Yх1 + ?Yх2 + ?Yх3 .
  Применив метод цепных подстановок, можно выявить изменение какого из
 факторов в наибольшей степени повлияло на снижение эффективности
 деятельности технологической цепочки.

<< Пред.           стр. 6 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу