<< Пред.           стр. 2 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 • технологические;
 • производственные; . экономические;
 • торговые;
 • социальные;
 • в области управления.
 Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожий1:
 • По распространенности:
 единичные;
 • диффузные.
 2) По месту в производственном цикле:
 • сырьевые;
 • обеспечивающие (связывающие);
 • продуктовые.
 • По преемственности:
 замещающие;
 • отменяющие;
 • возвратные;
 • открывающие;
 • ретровведения.
 4) По охвату ожидаемой доли рынка:
 • локальные;
 • системные;
 • стратегические.
 5) По инновационному потенциалу и степени новизны:
 • радикальные;
 • комбинаторные;
 • совершенствующие.
 Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
 Оригинальное инновационное наблюдение было сделано известным российским ученым Н.Д. Кондратьевым в 1920-х годах2.
 1 Пригожий А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы
 инноватики). - М.: Политиздат, 1989. - С. 270-275.
 2 Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической динамики. - М.: Наука,
 1991.
 22
 
 Н.Д. Кондратьев - автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических колебаний: сезонные (продолжительность меньше года), короткие (продолжительность 3-3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7-~ 11 лет), большие циклы (48-55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство "большой модели цикла", некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры.
  Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьев обработал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам - Англии, Франции, Германии, США; исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности. Динамика производства угля и чугуна учитывалась Н.Д. Кондратьевым по индексам общемирового производства.
  Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет. Анализ был проведен по данным, охватывавшим период в 140 лет.
  По оценке Н.Д. Кондратьева, периоды больших циклов с конца XVIII в. оказались следующие:
 
  Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие длительные колебания экономической конъюнктуры. Он считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшест-
 
 23
 
 
 
 
 
 
 
 
  В России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. 1.1).
 
 Типология научных организаций представлена в табл. 1.2.
  Научная организация - организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделений, находящихся в со-
 27
 
 ставе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, от организационно-правовой формы собственности.
  Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.
  Одной из важнейших проблем инновационного бизнеса является проблема финансирования.
  В решении этой проблемы участвуют организации, занимающиеся поддержкой инновационных фирм и предпринимателей. Такими организациями являются инкубаторы бизнеса (бизнес-инкубаторы) и инкубаторы технологий. Рассмотрим более подробно сущность и направления деятельности таких организаций.
  Возрастание сложности и комплексности научных исследований и разработок способствовало появлению и развитию бизнес-инкубаторов. Главное назначение "инкубаторов" - поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства.
  В различных литературных источниках инкубаторы называют по-разному: "инновационный центр", "предпринимательский центр", "технологический бизнес-центр". Несмотря на разные названия, отличительной особенностью данной формы организации инновационной деятельности является то, что бизнес-инкубаторы занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.
  Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 70-х - начале 80-х годов и придерживались двух стратегических линий. Первая стратегия базировалась на предоставлении вновь создаваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусматривала выделение помещений, но основным в ней было оказание всякого рода услуг и патронаж фирм. В развитых капиталистических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется вторая стратегия. Однако в России при крайне высоких ставках за аренду помещений первое направление является существенной формой поддержки научно-технического предпринимательства.
  В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от центрального правительства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется
 28
 
 на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды, причем это - долговременные и рисковые вложения. В результате создание бизнес-инкубаторов могут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры.
  Большинство бизнес-инкубаторов представляют собой смешанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основных вида:
 • корпоративные;
 • общественные;
 • университетские;
 • частные.
  Бизнес-инкубаторы различаются по преобладающему источнику финансовых средств и по целям создания. Следует отметить, что между бизнес-инкубаторами имеются серьезные различия, что делает неправомерным универсальный подход при их образовании. При создании бизнес-инкубаторов большое значение имеет детальная проработка учредительских документов.
  Как правило, процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа.
  1. Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора являются новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения, что требует ежемесячного подтверждения сторон, который может быть расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент в месячный срок обязан освободить занимаемую площадь.
  2. Вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях. Технопарковые структуры предоставляют высококлассные консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, - по вопросам использования всевозможных правительственных программ.
  3. Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников.
 4. Выход фирмы.
  5. Администрация помогает "созревшему" клиенту подыскать новое помещение и переехать.
 Большинство мелких американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связаны с использованием
 29
 высоких технологий. При этом только 60% фирм на первом этапе существования покрывают издержки самостоятельно. Следует также отметить, что лишь 50% фирм могут представить обоснованный бизнес-план своей деятельности, следовательно, особенно важно эффективное функционирование управленческого блока бизнес-инкубатора.
  Успешная деятельность бизнес-инкубатора обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.
  Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий складываются из следующих источников:
  • арендная плата, получаемая от клиентов, за наем помещений;
  • продажа услуг разного рода;
  • участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые парк (инкубатор) как предприятие вложил свои средства.
  Первые два источника являются основными, поскольку и помещение и услуги предоставляются обычно на льготных условиях. Однако при квалифицированном отборе кандидатов (для этого нужен большой конкурс, что в российских условиях вполне осуществимо) и хорошем управлении последний источник может стать достаточно весомым. С ним связаны перспективы деятельности бизнес-инкубаторов как коммерческих предприятий.
  Бизнес-инкубаторы способствуют ускорению использования научно-технических достижений, развитию предпринимательства в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния.
  При оценке деятельности бизнес-инкубаторов в международной практике используются такие показатели:
  • число фирм, действующих на площадях бизнес-инкубатора;
  • размеры этих фирм;
  • их возраст и происхождение;
  • специализация фирм (наукоемкая или нет);
  • процент фирм, прекращающих свою деятельность на раз
 личных этапах существования вследствие:
  1) коммерческой несостоятельности;
  2) несостоятельности заложенных в ее основу идей или предпосылок;
 
 
 30
  •
 темпы роста экономической деятельности клиентов;
  • перепрофилирование фирм в процессе самостоятельного существования.
  При этом весомость каждого из перечисленных критериев для разных бизнес-инкубаторов неодинакова. Если бизнес-инкубатор создан при научном центре и его основной задачей является коммерциализация нововведений, то на первый план выдвигается показатель уровня наукоемкости клиентов в сочетании с параметрами их экономической деятельности. Если акцентируются проблемы оживления экономики региона, борьба с безработицей, то важнее является общее число рабочих мест, возраст фирмы и ее происхождение. Ведь если парк (инкубатор) пополняется не за счет вновь созданных предприятий, а за счет переезда уже существующих, то для региона эффект от бизнес-инкубатора будет нулевым, хотя в плане коммерческой деятельности инкубатора это и выгодно.
  В странах с развитой рыночной экономикой комбинация сильного научного центра с научным парком инкубаторского типа доказала свою эффективность.
  В условиях России инкубаторские структуры могут быть организованы на базе высших учебных заведений и научных центров. Вместе с тем, учитывая недостаточное финансирование высшей школы, целесообразно привлечение крупных финансовых инвесторов, прежде всего в лице коммерческих банков и инвестиционных фондов.
  Наиболее перспективным представляется специализация бизнес-инкубаторов на поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с качественно новыми товарами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое применение фундаментальных и прикладных исследований в производстве товаров, оказании услуг, совершенствовании организации производства.
  В зависимости от специализации бизнес-инкубатора формируются и определяются условия для его создания:
  • необходимый объем финансовых средств;
  • материально-техническая база;
  • принципы отбора потенциальных клиентов;
  • характер предоставляемых услуг;
  • принципы взаимоотношений с фирмами, вышедшими из бизнес-инкубатора.
 31
 
  Деятельность бизнес-инкубаторов осуществляется в соответствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:
 • экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов для "выдержки" в соответствии с выбранной специализацией бизнес-инкубатора;
 • управляющего блока бизнес-инкубатора, в функции которого помимо управления независимой хозяйственной структурой входят:
 
 1) разработка и корректировка индивидуальной программы прохождения инкубируемой фирмой всех этапов ее жизнедеятельности в бизнес-инкубаторе;
 2) определение индивидуально для каждой инкубируемой фирмы достаточного объема льгот;
  3) выработка экономической и финансовой политики взаимоотношений с вышедшими из инкубатора фирмами.
  Перечисленные специфические функции управляющего блока являются наиболее сложными в организационном и правовом аспектах. Ошибки при их практической реализации могут привести к негативным последствиям.
  Создание бизнес-инкубаторов способствует ускорению научно-технического прогресса, без чего невозможны выход экономики из кризиса и ее конкурентоспособность. Инкубаторы бизнеса помогают решить проблемы поддержки научно-технического предпринимательства. Рассмотрим круг этих задач.
  Инкубаторы бизнеса решают задачи поддержки малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей. Они являются относительно небольшими организациями по "выхаживанию" молодых "неоперившихся" фирм и начинающих предпринимателей. Существует два вида инкубаторов бизнеса: инкубаторы наукоемкого бизнеса и инкубаторы низкотехнологичных фирм. Для Европы характерны инкубаторы первого типа, а для
 США - второго.
  Инкубатор бизнеса может быть автономным, т.е. самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он действует в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий). Инкубатор бизнеса предоставляет весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм. Автономно действующие инкубаторы решают
 32
 задачи поддержки нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного бизнеса в научно-технической сфере.
  Изменение бизнес-среды в новой экономике привело к возникновению интернет-инкубаторов.
  Для новой экономики характерны: обучение как непрерывный процесс; готовность к риску; ориентация на создание новых рабочих мест; капитал как рабочий инструмент, фактор производства; быстрота изменений; формирование новых альянсов.
 Интернет-инкубаторы могут быть следующих типов:
 • венчурные инкубаторы;
 • венчурные акселераторы;
 • венчурные порталы;
 • сетевые инкубаторы;
 • вертикальные инкубаторы;
 • инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.
  Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностями оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги:
  1) офисную инфраструктуру (помещение, мебель, офисная техника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Интернет, конференц-залы и т.п.);
  2) бэк-офис (квалифицированный персонал, техническая поддержка и т.п.);
  3) технологическую поддержку (помощь экспертов, постановка системы управления, развитие интеллектуальной собственности);
  4) консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов);
  5) обучение (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;
 6) юридические и бухгалтерские услуги;
  7) управление человеческими ресурсами (поиск и наем требуемых ключевых специалистов);
  8) зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаимодействие с венчурными инвесторами - органами государственной власти, аналогичными крупными компаниями из других стран).
 33
  Венчурный акселератор - сервисная компания, которая оказывает начинающим предпринимателям консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необходимые начинающей компании.
  Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут работать с компаниями, находящимися в разных городах.
  Вертикальные инкубаторы специализируются на выращивании компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспечения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства
 доступа.
  Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и занимаются развитием компаний, родившихся внутри этих корпораций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовываются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой.
  Инкубатор технологий - наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи - обслуживание малых инновационных предприятий, "выращивание" новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития.
  Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия), Научно-промышленного парка
 (КНР).
  Инновационный центр - организация, обладающая специализированной инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничество и кооперацию между исследователями и промышленностью,
 34
 
 оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами.
  Инновационные центры являются важнейшей составляющей в организационной инфраструктуре малого инновационного предпринимательства.
  В России кроме информационных центров организационную инфраструктуру малого инновационного предпринимательства составляют инженерные центры, временные научно-производственные комплексы, внедренческие и инжиниринговые фирмы, научно-технологические кооперативы и другие предприятия. Наглядно организационная структура малого инновационного бизнеса представлена на рис. 1.4.
 
  Инкубаторы бизнеса существуют в двух видах. Они могут действовать как самостоятельные организации и составляют ядро технопарков.
  Нередко трудно провести грань, отличающую инкубатор от технопарка. Однако различия между ними есть:
 35
 
 
 
 • инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;
 • инкубаторы бизнеса поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности (нетехнологический бизнес);
 • инкубаторы, как правило, не имеют земли, а следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство офисов и других помещений;
 • политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.
  По набору же услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства инкубаторы практически не отличаются от технопарков.
  Существуют различные подходы к определению технопарка. В табл. 1.3 в обобщенном виде представлены эти определения.
 
 
 
 
  Сопоставление приведенных определений позволяет сделать вывод, что
  технологические парки - сетевая система, объединяющая малые научно-технические предприятия, инкубаторы (бизнес-инкубаторы), информационные, консультативные и другие организации научно-технической инфраструктуры вокруг крупного научно-исследовательского института или высшего учебного заведения.
  Основным условием для создания и эффективного функционирования технопарков является наличие разветвленной сети научно-исследовательских организаций и наукоемких промышленных производств как основных потребителей научно-технической продукции. В развитии технопарков могут помочь региональные органы власти, обеспечив организационную и финансовую поддержку, выделив землю, предоставив в аренду помещения, экономические льготы.
 Выводы
  1. Инновационным процессом (ИП) называется подготовка и осуществление инновационных изменений.
  2. ИП состоят из взаимосвязанных фаз, образующих единое комплексное целое.
  3. Результатом ИП является инновация как реализованное использованное изменение.
  4. Большое значение для осуществления инновационных процессов имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
 5. ИП имеет циклический характер.
  6. Необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах.
  7. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
  8. В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.
  9. В инновационной сфере функционируют организационные структуры наукоемкого бизнеса, которые поддерживают инновационные фирмы и предпринимателей.
 39
 
 Вопросы для повторения
 1. Дайте определение инновации.
 2. На какие группы делятся субъекты инновационного процесса?
 3. Дайте определение научной работы.
 4. Расскажите о циклах инновационного менеджмента.
 5. Что понимают под научными исследованиями и разработками?
 6. В чем различие инноваций и несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах?
 7. Чем отличаются продуктовые инновации от процессных?
 8. Как распределяются инновации по типу новизны для рынка?
 9. Какие инновации могут быть на входе в предприятие?
 
 10. Перечислите инновации системной структуры предприятия.
 11. Назовите инновации на выходе предприятия.
 12. Какие направления классификации инноваций в большей мере отражают новизну и инновационные изменения?
 13. В чем состоит сущность циклов Н.Д. Кондратьева?
 14. Как классифицируются научные организации по секторам науки и типам организаций?
 15. Дайте характеристику организационных структур малого инновационного бизнеса.
 16. Какую роль играют технопарки в инновационном процессе?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 40
 
 ВЕНЧУРНОЕ ГЛАВА 2
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
 
 2.1. Принципы функционирования и инвестирования
  Уровень экономического развития определяется сегодня не столько масштабами производства, сколько его инновационной направленностью и гибкостью управления.
  Американская практика организации поисковых исследований и внедрения результатов в производство породила своеобразную форму предпринимательства - венчурную деятельность.
  В отечественной литературе формы инновационного предпринимательства впервые обобщены в работах А.К. Кирсанова^.
  Венчурная инновационная деятельность - инновационная деятельность, сопряженная с большим коммерческим риском и, как правило, долгосрочными финансовыми вложениями. Венчурное предпринимательство выступает в различных формах и охватывает большую совокупность экономических отношений, связанных с подготовкой к производству, испытаниями и промышленным освоением открытий и изобретений инновационными фирмами.
  Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
  Как правило, венчурные фирмы неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.
  Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм.
  Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны, например из консалтинговой фирмы.
 
 
 1 Инновационный менеджмент //Российский экономический журнал. - 1993. - Вып. 10.
 41
 
  Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
 • идеи инновации - нового изделия, технологии;
 • общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
 • рискового капитала для финансирования.
 Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах: путем приобретения акций новых фирм либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
 Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
 В отличие от других форм инвестирования данная форма обладает рядом специфических черт:
 • долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме;
 • предоставление средств на длительный срок;
 • активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.
 В США - стране с высоким уровнем развития рискового капитала - его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.
 Венчурные предприятия могут быть двух видов:
 • собственно рисковый бизнес;
 • внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
 В свою очередь собственно рисковый бизнес представлен двумя основными видами хозяйствующих субъектов:
 • независимые малые инновационные фирмы;
 • предоставляющие им капитал финансовые учреждения.
 Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора.
  Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций
 
 
 42
 
 фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. По существу финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства - взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего.
  Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.
  Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков с учетом двух правил:
 • каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта;
 • каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.
  На Западе инновационные фирмы обычно возглавляют инженер - автор технической стороны проекта и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Такой союз часто формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер, увлеченный новой идеей, оставляет прежнее место работы. Затем он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.
 Фирмы-эксплеренты получили название "пионерских".
  Инновационный бизнес не занимается чистой наукой или изобретательством, хотя научно-технические разработки имеют приоритетное значение.
  Фирмы, следующие принципу изменчивой технологии, относятся к технологически активным отраслям. Это в основном электроника, химическая промышленность, фармацевтические производства. Большинство отраслей машиностроения относятся к отраслям со средней технологической активностью и, следовательно, средним уровнем потребностей в инновациях.
  Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических сдвигов в современной западной экономике.
 43
 
 Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.
  Перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объема производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого фирма-эксплерент заключает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.
  При ориентации на узкий сегмент рынка это будут фирмы-патиенты.
  Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.
  Главная цель инновационного менеджера - снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников.
  В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы -виоленты - фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих "средние запросы" к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Виоленты работают в "окрестностях" максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.
  Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность - непременное условие деятельности фирм. В них преду-
 44
 
 сматривается должность инновационного менеджера. Этим фирмам следует быть очень осторожными в изменении своей политики.
  Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.
  Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых вио-лентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.
  Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно прогнозировать возможные кризисы.
  Венчурный капитал как альтернативный источник финансирования частного бизнеса в современном понимании зародился в США в середине 50-х годов.
  Термин "рисковый капитал" (от англ. venture capital) уже прочно вошел в современную деловую практику, а само явление приобрело в развитых странах значительные масштабы и получило технико-организационное оформление.
  Венчурному капиталу свойственна двойственная природа: с одной стороны, это риск и попытка выиграть на новых достижениях, а с другой - стремление не потерять, а прирастить капитал.
  Имея свою долю в общем деле, венчурный капиталист разделит и риск. Если компания добьется успеха, часть прибылей достанется ему. Учитывая высокую степень риска, он, как правило, проявит интерес к делу только тогда, когда увидит для себя шанс получить высокую отдачу от своих инвестиций. В подобных случаях 80% годовых или более - далеко не редкость. Для сравнения, держатели обыкновенных акций с намного меньшей степенью риска получают годовой доход лишь в размере 10-15%. Если же говорить о банках, которые тоже могли бы одолжить деньги, то они примут участие в деле, только если Риск минимален, а, следовательно, доход будет намного ниже того, которого ждет венчурный капиталист.
  Логика здесь проста: чем больше риск, тем выше ожидаемый Доход. Поэтому название "венчурный капитал", т.е. "рисковый капитал", в наибольшей степени соответствует сути дела.
 
 45

<< Пред.           стр. 2 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу