<< Пред.           стр. 4 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Основу выработки инновационной стратегии составляет теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция предприятия и проводимая им научно-техническая политика. Инновационная стратегия направлена на решение долгосрочных задач повышения технико-экономического уровня производства, что требует прогнозных исследований состояния научно-технического прогресса в той или иной отрасли. В зависимости от цели
 69
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 предприятия могут быть избраны следующие виды инновационных стратегий (табл. 3.2).
  Стратегия конкурентная избирается при стремлении добиться преимущества в издержках производства и сбыта, дифференциации продукции, концентрации на определенных видах деятельности.
  Стратегия маркетинга широкого проникновения избирается с целью быстрого выхода на рынок и захвата максимально возможной его доли.
  Американскими экономистами М. Месконом и Ф. Хедоури разработана классификация глобальных стратегий развития фирмы. Критерием классификации служит скорость развития предприятия.
  В матрице Мескона - Хедоури представлены следующие глобальные стратегические инициативы:
 • стратегия роста;
 
 
 74
 
 " стратегия ограниченного роста;
 • стратегия сокращения;
 • сочетание двух или трех стратегий.
  Стратегия роста означает, что фирма должна ежегодно превышать плановые показатели по стратегическим целям по сравнению с уровнем предыдущего года.
  В стратегии ограниченного роста план показателей по стратегическим целям устанавливается от достигнутого и означает его корректировку с учетом инфляции.
  Стратегия сокращения используется, когда уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом.
  Последняя стратегия базируется на сочетании двух или трех стратегий. В решении этой задачи может применяться матрица, разработанная Бостонской консультативной группой, которая используется для разработки перспективного плана выпуска каждого товара с учетом соответствующих матриц конкурентов. Выбору глобальной стратегии предшествует сопоставление рыночной позиции предприятия и конкурентов.
  При этом стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Процесс разработки стратегии включает многочисленные переговоры между разнообразными уровнями, направленные на то, чтобы различные цели, стратегии, программы, бюджеты и процедуры были согласованы и подкрепляли друг друга. Сложный и противоречивый процесс согласования стратегических решений является важным моментом стратегического менеджмента.
  Бизнес сегодня - это не только конкуренция, но и сотрудничество. Главным становятся две задачи: поиск партнеров на рынке и создание команды на самой фирме, что требует иных подходов к управлению.
  Сформулированная стратегия реально воплотится в виде программ, планов, бюджетов, например в виде производственной программы выпуска определенной продукции. Иными словами, стратегия будет конкретизирована с помощью выбора количественных характеристик или показателей (оборот, объем производства, прибыль и т.п.), что и обеспечит возможность оценки и контроля.
 Порядок установления целей может быть следующим:
 • подробное описание общих целей, обеспечивающих получение ожидаемого результата, например прибыли;
 • формирование каждой цели для всех сфер деятельности фирмы;
 75
 
 . выбор системы показателей, позволяющих судить о достижении поставленной цели; . установление нормативов или сроков выполнения работ в
 соответствующих подразделениях. • определение оптимальной товарной структуры производства в данный момент времени с учетом достижений научно-технического прогресса; . проведение оперативного учета ресурсов и гибкого маневрирования ими; . выбор формы контроля выполнения планов и их корректировки в случае необходимости. Важно обеспечить увязку всей совокупности планов: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, что требует координации работы менеджеров, участвующих в процессе разработки и реализации проекта.
 
 3.2. Методы выбора инновационной стратегии
  Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.
  Инновационная стратегия, выработанная на основе теории жизненного цикла продукта, учитывает фазы, в которых находится продукт.
  1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.
 Примеры:
  1. Изобретательский цикл. Здесь зарождение - появление первой идеи (оформленного технического решения), которая будет положена в основу нового вида техники (формулирование принципа деятельности).
  2. Производственный цикл. Зарождением является создание фирмы-эксплерента (фирмы, специализирующейся на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка), которая берется разрабатывать новую технику.
  2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.
 Примеры:
  1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к общему представлению нового вида техники (формулирование компоновочной схемы).
 
 76
 
 2. Начало преобразования фирмы-эксплерента в фирму-патиент (фирму, работающую на узкий сегмент рынка и удовлетворяющую существующие на нем специфические потребности).
 3. Утверждение. Перелом состоит в возникновении сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и с родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы. Примеры:
 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к практическому созданию первых образцов нового вида техники (создание конструктивной схемы).
 2. Начало преобразования фирмы-патиента в фирму-виолент (фирму с "силовой" стратегией, действующую в сфере крупного стандартного бизнеса, характеризующуюся высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции).
 4. Стабилизация. Перелом заключается во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости. Примеры:
 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к практической реализации технических систем, пригодных к широкомасштабной реализации (создание нескольких типоразмеров).
 2. Выход фирмы-виолента на мировой рынок и образование на нем первого филиала.
 5. Упрощение. Переломный момент состоит в начале "увядания" системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла апогей своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость. Примеры:
 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая связана с оптимизацией созданной технической системы.
 2. Образование из фирмы-виолента транснациональной компании (ТНК).
 6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.
 Примеры:
 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), связанного с усовершенствованиями ранее созданной технической системы на уровне рационализаторских предложений.
  2. Начало распада ТНК на ряд обособленных фирм-коммутантов (фирм, осуществляющих средний и мелкий бизнес для удовлетворения местных потребностей при индивидуализированном подходе к клиентам на базе использования достижений фирм-виолентов).
 77
 
  7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.
 Примеры:
  1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая связана с изменением функции эксплуатируемой техники.
  2. Окончание процесса разделения ТНК на ряд полуобособленных фирм-коммутантов; в этой ситуации гибель одной фирмы не вызывает никаких осложнений в деятельности других.
  8. Деструктурюация. Перелом выражается в остановке всех
 процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании
 ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.
 Примеры:
  1. Прекращение поступлений идей, связанных с техникой данного вида (при этом отдельные образцы старой техники могут использоваться в качестве реликвий, и в связи с этим не исключено появление технических решений, которые относятся чаще всего к пятому или шестому этапу).
  2. Прекращение существования фирмы (как правило, это означает ее переспециализацию на выпуск другой продукции).
  Далее следует локальный уровень, определяющий НТП (локальный), т.е. уровень фирмы, производства и т.д. Согласно современной экономической науке в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники: уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).
  Каждое поколение техники проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. Пусть фирма в отрезок времени от t\ до Г3 работает над тремя поколениями техники - А, В, С, последовательно сменяющими друг друга (рис. 3.3). На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t\) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается (диаграмма а на рис. 3.4). На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t%, этапы насыщения, зрелости и
 78
 
 стагнации) его технология полностью освоена; спрос весьма велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать (диаграмма б на рис. 3.4). С появлением и развитием нового поколения техники (продукта С), обеспечивающего еще более эффективное выполнение той же функции, начинается падение спроса на продукт В (момент /3): объем его производства и приносимая им прибыль сокращаются (диаграмма в на рис. 3.4), поколение же техники А вообще существует лишь в качестве реликта.
 
  На рис. 3.4 видно, что стабильная величина совокупного дохода предприятия (фирмы) обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами (поколениями техники). Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики фирмы. Оптимизация этой политики требует знаний о технических и технологических возможностях каждого из сменяющих друг друга (и конкурирующих между собой) поколений техники. По мере освоения того или иного технического решения его реальная способность к удовлетворению соответствующих потребностей общества и экономические характеристики изменяются, что, собственно, и обусловливает циклический характер развития поколений техники.
 
 
 79
 
 
 
  Однако определяющим в формировании конкурентоспособной научно-технической политики предприятия (фирмы) служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочных позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование научно-технической политики требует достоверного выявления и прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда - расширение, а когда наступит спад производства.
  Полный цикл жизни отдельного поколения техники (от первых научных разработок принципа действия до снятия с промышленного производства) в условиях рыночной экономики, как правило, формируется разнонаправленными усилиями множества предприятий и фирм. Он охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. Эти три цикла на протяжении жизни одного поколения техники осуществляются друг за другом последовательно, но с некоторым взаимным наложением во времени.
  Исследованиями доказано, что между циклами имеется статистическая связь через временнбй лаг, равный определенному средневероятному промежутку времени. Это лаг между моментом появления технического решения (либо между моментом
 80
 
 оформления, регистрации технической идеи, проекта и т.д., например получением патента на изобретение) и моментом максимального объема использования такой идеи, проекта и т.д. в промышленности. В связи с этим научно-техническая политика предприятия (фирмы) должна тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники. Чтобы успешно решить подобную задачу, нужно уметь анализировать потоки документов (информации).
  Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свести к следующим пяти методам.
  1. Метод структурно-морфологического анализа. Он предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию НТП на под отраслевом уровне.
  2. Метод определения характеристик публикационной активности. Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Метод дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТП на отраслевом уровне.
  3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патентов-аналогов. Его суть заключается в том, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость, поэтому, выявляя направления, в которых мощность патентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.
  4. Метод терминологического и лексического анализа. Терминологический анализ базируется на предположении, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ тек-
 81
 
 стов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в рассматривании не конкретных терминов, а словосочетаний (лексических единиц).
  5. Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.
  Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит из нескольких блоков.
  Первый - разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, где возможны любые сочетания между вариантами аспектов.
  Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной патентной классификации изобретений. Международная классификация изобретений была разработана в связи с договоренностью ряда европейских стран о сближении систем классификации изобретений. Первый вариант Международной классификации изобретений (МКИ) утвержден в 1954 г. С 1955 г. новая классификация стала применяться в Бельгии, с 1956 г. - во Франции, с 1957 г. - в Италии, несколько позже - в Австрии, Бразилии, Великобритании, Греции, Дании, Нидерландах, Норвегии, США, Финляндии, ФРГ, Японии и других странах. В 1970 г. она была введена в бывшем СССР как основная система классификации изобретений.
  Официально в соответствии со Страстбургской конвенцией МКИ называется Международной патентной классификацией (МПК). Это наименование применяется в настоящее время и в России.
  Укрупненная система МПК состоит из восьми разделов, 118 классов и 617 подклассов. Расположение классифицируемых об-
 82
 
 ластей осуществляется по восьми разделам, обозначаемым прописными буквами латинского алфавита:
 А - удовлетворение жизненных потребностей человека;
 В - различные технологические процессы;
 С - химия и металлургия;
 D - текстиль, бумага;
 Е - строительство; горное дело;
 F - механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы;
 G - физика;
 Н - электричество.
 Структура классификации отражает сочетание двух основных принципов: тождественности функций и предметно-тематического. Например, в разделе В рассматривается функциональный принцип; вД?и других - предметно-тематический.
  Для МПК характерны большое число и дробность рубрик, что позволяет расширить систему для более полного охвата новых областей техники.
  Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и пятый блоки - это информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.
  Проведенные исследования и результаты их позволяют выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях с целью оптимизации научно-технической политики. Все это служит основой для выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования вложений ресурсов.
  Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе) показаны на рис. 3.5.
  Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при постановке цели.
  Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли (рис. 3.6).
 83
 
 
 
 
  В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях ("звезды"), должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях ("дойные коровы"), выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель - удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях ("собаки"), выбирают стратегию отсечения лишнего.
  Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ для них неоднозначен.
  Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт/рынок (табл. 3.3).
 
 
 84
 
 
  Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать четыре фактора.
  1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
  2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения. Это позволит фирме более успешно разрабатывать новые.
  3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу, потому что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
  4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.
  Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.
  При разработке снизу вверх каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т.д.) разрабатывает рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе, что позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами, и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.
 85
 
  Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии.
 3.3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
  Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудничества.
  Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике.
  Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий.
  Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народно-хозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов.
  Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости,
 
 
 
 86
 
 космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Министерством промышленности, науки и технологий РФ. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем.
  Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.
  Особым объектом науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус Государственного научного центра присваивается постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, в случае если результаты их научных исследований получат международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.
  Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.
  В России существует свыше 60 Государственных научных центров.
  Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники.
 
 
 
 
 
 87
 
  Программы отбираются с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.
  В России действует более 40 государственных научно-технических программ. Среди них можно выделить как особо важные создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники финансируется целевым назначением Министерством промышленности, науки и технологий РФ из средств федерального бюджета.
  Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.
  Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.
  Цели федеральных научно-технических программ состоят в получении новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решении научно-технических проблем; создании конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.
  Утверждаемые федеральные научно-технические программы должны обладать:
 • существенной значимостью для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
 • принципиальной новизной и взаимоувязанностью программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
  В качестве государственного заказчика выступает Министерство промышленности, науки и технологий РФ.
  Руководство программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
 
 88
 
 Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
 Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:
 . соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий; . значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и тех- -ники;
 • невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
 • принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
 • возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
 • достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;
 • реальность решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.
 ВЫВОДЫ
 1. Разработка стратегии включает постановку цели, придание фермы, оценку, контроль.
 2. Многие идеи возникают вслед за идеей, связанной с новшеством.
 3. Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт-рынок.
 Вопросы для повторения
 1. Из каких принципов нужно исходить для достижения цели?
 2. Раскройте фазы стратегического планирования.
 3. Назовите типы инновационных стратегий.
 4. Раскройте направления выбора инновационной стратегии.
 5. Назовите приоритетные направления исследований и разработок.
 
 
 
 89
 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГЛАВА 4
 ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ
 4.1. Виды инновационных проектов и их особенности
 Различают исследовательские и венчурные проекты.
  Исследовательский проект - разработанный план исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.
  Различают инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем (ИС) и баз данных (БД); издательские проекты; проекты проведения экспедиционных работ и др. Рассмотрим их подробнее.
  Инициативные проекты - чаще всего осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.
 Содержание инициативного проекта составляют:
 • фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;
 • конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;
 • предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план работ на весь срок выполнения работы;
 . ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);
 • современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;
 • имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);
 
 
 
 
 
 
 90
 
 • список основных публикаций, ближе всего относящихся к
 предлагаемому проекту;
 • перечень и характеристика имеющегося оборудования.
 Проект развития материально-технической базы научных ис
 следований включает:
 • фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;
 • указание сферы применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);
 • общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;
 • имеющийся задел по предлагаемому проекту;
 • перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;
 • контракт на приобретение (или изготовление дорогостоящего оборудования).
  В проекте создания информационных систем и баз данных отражаются:
 • область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;
 • фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;
 • конкретная фундаментальная задача, на решение которой направлен проект;
 • предлагаемые методы и подходы;
 • общий план работ на весь срок выполнения проекта;
 • ожидаемые результаты;
 • современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;
 • имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);
 • наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;
 . перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, необходимых приобрести дополнительно для успешного выполнения проекта;
 • способы предоставления ИС научной общественности (от-
 чуждаемые; требуют наличия лицензионных программных
 91
 
 средств у пользователя; телекоммуникационный доступ,
 др.);
 • стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый
 объем оперативной памяти, кбайт); требуемый объем па
 мяти НЖМД (мбайт) для программы и отдельно для БД;
 предполагаемые аппаратные и операционные платформы,
 программные средства, необходимые для функционирова
 ния ИС);
 . функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);
 • дополнительные возможности (сеть передачи данных, кана
 лы связи, возможности последующего развития ИС, способы
 предоставления информации из ИС).
 В издательском проекте показываются:
 • фундаментальная научная проблема, на анализ и обобщение результатов которой направлен проект;
 • конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;
 . план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 40 000 знаков) и предполагаемый тираж;
 • современное состояние публикаций в данной области науки;
 • степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);
 • имеющийся у автора (авторского коллектива) научный задел;
 . полученные ранее результаты и разработанные методы;
 • список публикаций автора (авторского коллектива), ближе
 всего относящихся к данному проекту.
 Среди издательских проектов все большее распространение приобретают электронные учебники и курсы, создаваемые университетами, а также специализированными компаниями и фирмами.
 Руководство процессами их разработки осуществляет высший менеджмент организации.
 Для создания электронных учебников и курсов формируются временные творческие коллективы, в которых ключевой фигурой является преподаватель. Кроме преподавателя, владеющего знаниями и имеющего опыт преподавания соответствующей учеб-
 
 92
 
 ной дисциплины, в разработке учебника участвуют методисты, программисты и другие специалисты в области информационных технологий.
  Издательский проект по подготовке и внедрению в образовательный процесс электронного учебника требует больших затрат и поэтому находится на стыке исследовательского и венчурного проекта.
 Проект проведения экспедиционных работ раскрывает:
 • фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;
 • формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;
 • имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);
 • перечень имеющегося и необходимого оборудования.
 Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП)
 отражают:
 . область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;
 • перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики;

<< Пред.           стр. 4 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу