<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Содержание
 
  Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 5 1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 10 1.3. Инвестиционный политика принимающего государства и средства ее осуществления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 13 Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . . 24 2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций в РФ в период . . . 24 2.2. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
 40 Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 61 3.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в России . . . . 61 3.2. Основные направления структурной политики . . . . . . . . . . . . . 74 3.3. Программное обеспечение инвестиционной деятельности . . . 79 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Введение
  Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.
  Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою научную и практическую значимость до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике России в трансформационный период, страна проигрывает конкуренцию многим государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала. Так, накопленный за годы реформ объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил около 25 млрд. долларов. Это в 16 раз меньше объема зарубежных инвестиций в Китае и в 2 раза меньше привлеченного капитала в экономику Польши. В настоящее время суммарный объем поступивших в Россию иностранных инвестиций превысил 70 млрд. долларов, однако, их недостаточно для устойчивого развития и структурной модернизации российской экономики.
  В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках. Также возрастает потребность в обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу иностранных инвестиций, прежде всего, выражаемую в темпах прироста ВВП России, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства.
  Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.
  Цель данной работы - исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
  Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
 * проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
 * исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
 * проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
 * исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
 * исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
 * проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
 * обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
  В соответствии с целью и задачами построена структура дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
 
 Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций
 
 1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций
 
  Международный переток капитала - многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли1. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации - инвестору.
  В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли.
  В экономической теории выделяются следующие основные функции инвестиций2:
  1. Регулирующая. Инвестиции способны корректировать процессы воспроизводства капитала и поддержание темпов их роста, развитие наиболее важных ключевых отраслей хозяйства, структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса и улучшать социальное благосостояние. Их регулирующая функция, фактически, распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывать все уровни и сферы жизнедеятельности общества.
  2. Распределительная. Посредством инвестирования, в сущности, осуществляется распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности. Характер распределительных процессов непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. При этом инвестирование, как реализация отношений распределения, соответствует целям жизнедеятельности общества, выражает форму присвоения экономических благ, а также используется как способ разрешения общественных противоречий.
  3. Стимулирующая. Инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники. В этой своей роли инвестиции, по сути, обслуживают развитие как таковое, определяют его темпы роста и качественные характеристики.
  4. Индикативная. Реализация этой функции инвестиций позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.
  Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов3.
  Успешно распространять свои операции на зарубежные рынки компании позволяют: ее способность лидировать, умение организовать деятельность на внешних рынках, проводить маркетинговые исследования рынка, осуществлять эффективный финансовый менеджмент, обеспечивать себя необходимыми финансовыми ресурсами и способствовать развитию человеческих ресурсов.
  В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования4:
  1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия).
  2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). Портфельные инвестиции - основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
  3. Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).
  Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала. Ведущими инвесторами являются экономически развитые страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).
  В 2003 г. общемировой приток только прямых иностранных инвестиций оценивался в 370 млрд. долл. Как правило, главным их источником являются транснациональные корпорации (ТНК). Сто наиболее крупных в мире по размерам иностранных активов ТНК владеют через свои иностранные филиалы почти 2 трлн. долл., контролируя, по экспертным оценкам, пятую часть глобальных зарубежных активов (табл. 1.1).
  Таблица 1.1
 Транснациональные корпорации с наибольшими зарубежными активами
 (по данным за 2003 г.)5
 
 Место Наименование ТНК Страна материнской компании Зарубежные активы, млрд. долл. 1 "Royal Dutch Shell" Великобритания 79,7 2 "Ford Motor Company" США 69,2 3 "General Electric Company" США 69,2 4 "Exson Corporation" США 66,7 5 "General Motors" США 54,1 6 "Volkswagen AG" Германия 49,8 7 IBM США 41,7 8 "Toyota Motor Corporation" Япония 36,0 9 "Nestle SA" Швейцария 33,2 10 "Bayer AG" Германия 28,1
  Анализ показывает, что значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее - в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток.
  В 2003 г. развивающиеся страны получили иностранных инвестиций на сумму в 129 млрд. долл. и вложили за границей 51 млрд. долл. Удельный вес этой группы стран в общемировом импорте инвестиций повысился до 37% (рис. 1.1).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.1. Объемы ввоза и вывоза иностранных инвестиций (ИИ)
 
 
  Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества - как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.
 
 
 
 
 
 
 
 1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое
 развитие принимающего государства
 
  Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития - будь-то промышленно развитая или наименее развитая страна.
  Важность прямых иностранных инвестиций (ПИИ) значительно возросла в 1980- 1990-е гг., когда инвестиции стали рассматриваться в качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на основе переноса производственных мощностей, перевода капитала, передачи технологии, управленческого опыта и навыков, инноваций в принимающую страну, нередко в более крупную экономику (чтобы достичь т.н. "эффекта масштаба").
  Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности6:
  - выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране.
  Иностранные инвесторы не получают экономических преимуществ от роста производительности труда в форме большей прибыли в отличие от резидентов принимающей страны, которые имеют более высокий средний уровень доходов за счет притока ПИИ.
  Создание зарубежных филиалов и дочерних компаний способствует повышению среднего уровня производительности труда. Различают две основные причины этого явления.
  1. Зарубежные компании имеют более высокий уровень вложения капитала на единицу труда, что непосредственно влияет на рост производительности труда.
  2. Как правило, зарубежные компании - более крупные структуры (по сравнению с национальными фирмами) и содействуют росту производительности труда за счет т.н. эффекта масштаба.
  Кроме того, в зарубежных компаниях более высокий средний уровень заработной платы с учетом того, что некоторая доля роста средней производительности, связанная с притоком ПЗИ, проходит через местные факторы производства;
  - второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний. Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демонстрационного) эффекта.
  ТНК предоставляют принимающей стране свои международные каналы закупок, производства и сбыта, что создает условия для доступа на мировой рынок национальных фирм и расширению или, напротив, сокращению их связей с местными поставщиками.
  Как правило, ТНК реинвестируют большую часть полученной прибыли в дочерние компании и меньшую часть прибыли вывозят за рубеж. Т.е. в отличие от местных фирм они имеют более высокую способность оставлять полученные прибыли для реинвестирования в принимающей стране. Это также содействует более высокому уровню формирования капитальных фондов в национальной экономике. Даже когда ТНК используют национальные источники финансирования капиталовложений, их экспансия может осуществляться на основе формирования капитала, если она не ведет к вытеснению местных производителей.
  Исследования по выявлению эффекта зарубежных инвестиций на экономическое развитие принимающей страны установили7:
  - ПИИ (прямые иностранные инвестиции) могут увеличить объем совокупного капитала, а значит, содействовать экономическому росту. Однако необходимо, чтобы зарубежные инвестиции не вытесняли равные суммы национальных капиталов вследствие роста конкуренции на рынках;
  - ПИИ содействуют экономическому росту, если они более рентабельны или прибыльны по сравнению с национальными капиталовложениями;
  - вклад ПИИ в увеличение экономического роста возможен только в условиях наличия связи между ПИИ и уровнем квалификации трудовых ресурсов.
  ПИИ - основной канал передачи передовой технологии развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Но негативную роль могут сыграть отдельные факторы. Например, в условиях протекционистской торговой политики ПИИ могут быть единственным путем доступа на внутренний рынок в отличие от традиционного экспорта товаров в принимающую страну. Аналогично правительство может предложить стимулы иностранным инвесторам, чтобы стимулировать ПИИ в целях пополнения валютных резервов и развития конкретных отраслей, являющихся стратегическими с точки зрения промышленной политики. Следствием такой политики может быть приток ПИИ.
  Эффект ПИИ на экономическое развитие зависит от уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная взаимосвязь между ПИИ и уровнем образования занятых лиц. ПИИ, как сказано выше, - основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных капиталовложений на трудовые ресурсы - на уровень занятости, на стоимость оплаты труда, а также на рост квалификации.
  Наряду с положительными эффектами ПИИ в частности и капитала в целом на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты8:
  - вытеснение национальных капиталов и компаний (т.н. эффект crowding out):
  - содействие оттоку капитала из страны на основе трансфертного ценообразования.
 
 1.3. Инвестиционная политика принимающего государства и
 средства ее осуществления
 
  Инвестиционная политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содержания и целей преобладающего направления внешнеторговой политики - импортной или экспортной политики, так и от соотношения между тенденциями внешнеторговой политики - между протекционизмом и либерализацией.
  ПЗИ (Прямые Зарубежные Инвестиции) позитивно влияют на экономическое развитие принимающего государства, содействуя росту эффективности составляющих факторов экономического развития на основе реструктуризации экономики, развития инфраструктуры, содействия занятости местной рабочей силы, передачи технологий, управленческого опыта, права пользования торговой маркой материнской компании и др. У государства, принимающего ПЗИ, нет явных причин ограничивать приток долгосрочного капитала в форме инвестиций. Но любое государство осуществляет регулирование притока иностранных инвестиций на основе разного рода мер, в том числе оказывая влияние на объем привлекаемых инвестиций, на их отраслевое распределение.
  При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков9, следует выделить три момента:
  1) вложение иностранного капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли - постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется "старение" инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стимулировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат,
  2) как известно, капитал (иностранный или национальный) вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически грязным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;
  3) выделяют и психологический момент, а именно отрицательное отношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.
  Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для10:
  - содействия экономическому росту страны;
  - обеспечения экономического суверенитета и/или получения максимально возможных экономических преимуществ.
  Первая цель требует установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.
  Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя:
  - политику регулирования инвестиций с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала. Краеугольный камень этой политики - наиболее эффективная отдача вложенного иностранного капитала;
  - политику стимулирования для привлечения максимально возможного объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не их эффективность.
  Как правило, государство как институт власти параллельно проводит оба направления - и политику регулирования и политику стимулирования иностранных капиталов. Но акцент делается на одно их этих направлений в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительства интересами соответствующих групп населения.
  Е.В. Язовских на основе изучения теорий и эффектов международного перемещения капитала, воздействия иностранных инвестиций на экономический рост стран-импортеров капитала, выделила следующие основные принципы государственной инвестиционной политики11:
  1. Импорт прямых иностранных инвестиций увеличивается при повышении уровня таможенной защиты внутреннего товарного рынка страны и введения нетарифных барьеров.
  2. Объем привлечения иностранного капитала возрастает в страны с высокой емкостью внутреннего рынка и значительным экономическим потенциалом (ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский).
  3. Импорт зарубежного капитала увеличивается в страны с более благоприятным инвестиционным климатом и низким инвестиционным риском (экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный).
  4. Транснациональные корпорации осуществляют прямые инвестиции, перемещают в страну-реципиент капитала новые технологии, ноу-хау, менеджмент, корпоративную культуру и благодаря этому меняют отраслевую структуру экономики в стране-реципиенте капитала, экономят время и ресурсы для развития новых отраслей. При этом эволюция отраслевой структуры инвестиций определяется переходом от простых отраслей к более сложным.
  5. Динамика иностранных инвестиций объективно базируется на фазах жизненного цикла товара в международной торговле. На первом этапе иностранная продукция ввозится в страну, на втором этапе жизненного цикла с ростом внутреннего спроса на товар организуется отечественное производство. На третьем этапе страна становится производителем и экспортером данного товара, а в последующем - экспортером капитала.
  6. Наибольшая эффективность экономического развития обеспечивается привлечением иностранного капитала в экспортно-ориентированные отрасли экономики и импортозамещающие производства, сферу услуг.
  7. Принцип экономической безопасности предполагает законодательно установленные ограничения на деятельность иностранных инвесторов и жесткий контроль за использованием национальных ресурсов. Государство обязано ограничивать деятельность иностранных компаний, приобретающих акции отечественных предприятий с единственной целью вывоза прибыли, не способствующих росту экономического потенциала страны.
  8. Эффективная государственная политика привлечения инвесторов основана на создании в стране OLI-преимуществ: а) О-преимущества владения собственностью для иностранных инвесторов (Ownership advantages); б) L-преимущества географического размещения зарубежного производства (Location advantages); в) I-преимущества - степень интернализации компании (Internalization advantages). Принцип OLI-преимущества отражает мотивы зарубежных инвестиций.
  9. Принцип зависимости иностранных и внутренних инвестиций означает, что увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста внутренних инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.
  Государственная политика регулирования иностранных инвестиций проводится в отношении зарубежной собственности, в налоговой и таможенно-тарифной сферах, в валютной и ценовой областях и т.д. На практике она реализуется с помощью разного рода мер12. Одной из общепринятых классификаций мер государственной политики является классификация, разработанная ОЭСР, включающая в себя пять групп мер. Наиболее динамичными считаются меры торговой политики благодаря либерализации в рамках многосторонних торговых переговоров в ГАТТ/ ВТО. Именно эти меры наиболее значительно влияют на объем и направления капиталопотоков.
  I группа - МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
  • Таможенно-тарифные и количественные ограничения.
  • Отраслевые ограничения импорта, в т.ч. "добровольные" ограничения экспорта.
  • Технические барьеры - национальные стандарты, правила безопасности, здравоохранения и др.
  Перечисленные выше меры стимулируют инвестиции, ориентированные на замещение рыночных потребностей (импортозамещающие отрасли), но ограничивают все остальные инвестиции.
  • Заключение региональных экономических соглашений о формировании зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков.
  Содействует росту взаимных инвестиций стран - участниц группировки, стимулирует ТН К к развитию регионального интегрированного производства.
  • Введение правил о происхождении товаров.
  Ведет к росту инвестиций в производство промежуточной продукции.
  • Создание экспортно-производственных зон.
  Стимулирует рост инвестиционных вложений в экспортно ориентированные отрасли и трудоемкие отрасли,
  • Финансирование экспорта.
  Стимулирует прямые инвестиции, ориентированные на использование местных трудовых ресурсов, поможет негативно сказаться на экспортно ориентированных инвестициях в тех случаях, когда субсидии являются заменой девальвации национальной валюты или существует опасность применения ответных мер.
  • Введение экспортного контроля.
  Содействует росту ПЗИ в экспортозамещающие отрасли.
  • Заключение соглашений о совместном производстве и компенсационной торговле.
  Влияет на динамику и направления распределения инвестиций в зависимости от характера и содержания соглашений.
  II группа - МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ П3И
  • Налоговые льготы.
  • Льготы в таможенно-тарифной области.
  • Субсидирование инвестиций.
  Стимулируют прямое инвестирование в отрасли, желательные для национальных интересов.
  • Полная отмена ограничений на выход на местный рынок производителей услуг.
  Стимулирует инвестиции в сферу услуг.
  • Финансовая помощь иностранным инвесторам, в частности, для развития инфраструктуры, подготовки кадров.
  Стимулирует все инвестиции и может быть использована для расширения их объема.
  III группа - ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
  • Установление процентных ограничений зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний.
  • Действие лицензионно-разрешительного порядка допуска ПЗИ.
  • Ограничения на перевод капитала и прибыли за рубеж.
  Ограничивают финансовые переводы за границу.
  • Ограничения объема производства.
  Ограничивают производство.
  • Производственные требования.
  Заменяют импорт.
  • Требования в отношении передачи технологии.
  Требуют передачи технологии.
  • Требования в отношении обязательной продажи определенной доли произведенной продукции на местном рынке.
  Заменяют импорт.
  • Требования сбалансированности торговли. Заменяют экспорт других товаров.
  • Установление нормы содержания местных компонентов в стоимости готовой продукции, произведенной на предприятии с зарубежным капиталом.
  Заменяет импорт.
  • Требования в отношении расширения экспорта товаров.
  Заменяют экспорт других товаров.
  • Требования замещения импорта товаров.
  Заменяют импорт.
  • Запрет на функционирование на местном рынке, в т.ч. ограничения на создание совместных предприятий.
  Ограничивает все прямые инвестиции, но особенно негативно влияет на высокотехнологические инвестиционные проекты, связанные с приобретением патентов и лицензии.
  • Валютные ограничения.
  Ограничивают финансовые переводы за границу.
  IV группа - МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ КОМПАНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНУЮ ДЕЛОВУЮ ПРАКТИКУ
  • Меры в отношении раздела рынков.
  Ограничивают экспорт.
  • Меры в отношении организации тендеров.
  • Меры в отношении отказа от дилерских связей.
  Ограничивают экспорт/импорт.
  • Меры в отношении отказа от исключительных дилерских связей.
  Запрещают экспорт.
  • Меры в отношении установления трансфертных цен.
  Ведут к низким ценам на экспорт.
  • Меры в отношении дифференциации цен.
  Ведут к установлению завышенных цен.
  • Меры в отношении фиксации цен.
  Ведут к установлению завышенных цен.
  • Меры по "связанной торговле".
  Заменяют другой импорт/экспорт.
  • Меры по поддержанию розничных цен.
  Ведут к установлению завышенных импортных цен.
  V группа - ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ СТРАНАМИ БАЗИРОВАНИЯ ТНК (ИЛИ СТРАНАМИ - ЭКСПОРТЕРАМИ КАПИТАЛА)
  • Меры по ограничению экспорта зарубежных филиалов на территорию страны базирования головной компании ТНК.
  Ограничивают торговлю.
  • Налоговые льготы в отношении перевода доходов и прибыли от ПЗИ в страну базирования.
  Субсидируют инвестиции.
  • Льготное кредитование малых и средних компаний, вкладывающих ПЗИ в экономику главным образом развивающихся стран и государств с переходной экономикой.
  Субсидирует инвестиции.
  • Система инвестиционного страхования или гарантирования возможных экономических и политических рисков, связанных с изменением общеэкономических условий хозяйствования в принимающей стране.
  • Создание специальных органов по поддержке иностранного инвестирования.
  • Разработка программ поддержки инвестиций.
  • Предоставление информационных услуг по организации выставок, ознакомительных поездок, специальных маркетинговых исследований, рекламы на государственных телеканалах, использование государственных визитов и поездок.
  В целом национальная политика принимающего государства влияет на отраслевые направления инвестиционных вложений, и в меньшей степени на величину привлекаемого капитала.
  Наличие эффективных правовых условий допуска и функционирования иностранных инвестиций - предварительный критерий оценки инвестиционного климата принимающей страны.
  Более существенную роль играет наличие следующих макроэкономических факторов13:
  - емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВНП и среднедушевым доходом. Привлекательность страны как базы последующего экспорта товаров на внешний рынок растет, что связано со снижением уровня торговых барьеров, транспортных издержек. Однако практика небольших по емкости внутреннего рынка экономик (Гонконг или Сингапур) подтверждает, что объем экономики не должен быть барьером на пути привлечения зарубежных инвестиций:
  - уровень политического риска страны. Этот показатель определяется как специальными подразделениями ТНК (данные показывают, что около 80% всех ТНК имеют подобные подразделения в рамках своей внутрифирменной структуры), так и специализированной частной организацией Political Risk Services Group Inc.. (находится в Нью-Йорке и публикует справочник "International Country Risk Guide"). Политический риск страны зависит от уровня политической стабильности и демократического .характера политической системы страны. Первый показатель- уровень политической стабильности - определяется правительственной стабильностью. состоянием экономики сточки зрения ожиданий населения. Так, в 1995 г уровень риска политической стабильности в мире в целом составлял 5,22. в том числе в странах "семерки" - 5,06; промышленно развитых странах - 5,04; странах Африки (за исключением ЮАР)-4,40: странах Восточной Европы - 4,46; в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна - 4,91; в азиатских новых индустриальных экономиках - 5,85; в государствах Ближнего и Среднего Востока - 5,27. Демократический характер политической системы определяется уровнем демократического развития страны с точки зрения гарантий гражданских свобод, основных демократических прав человека. Поданным указанной организации, в 1995 г. уровень риска политической системы в мире в среднем равнялся 6,83, в том числе в африканских странах - 3,54; в государствах Африки (за исключением ЮАР) - 2,30; в Азии -2,07; в странах Восточной Европы-6,015; в странах "семерки"- 9,43; в промышленно развитых странах - 9,74; в азиатских НИЭ -6,11.
  - динамика валютного курса национальной денежной единицы - при повышении валютного курса стимулируется приток зарубежных инвестиций, растет вывоз прибыли по иностранным капиталовложениям; при падении, напротив, - сокращается, так как зарубежным инвесторам невыгоден вывоз прибыли, процентов, дивидендов.
  Следует выделить и другие группы факторов:
  - географические и природно-климатические факторы;
  - оценка предпринимательского климата - издержки производства, специфика налоговой системы и размер ставок корпоративного и других налогов, специфика системы финансовых льгот, стоимость и уровень квалификации рабочей силы, уровень развития транспортной инфраструктуры, стоимость арендной платы и коммунальных услуг, административные процедуры, помощь местных властей в подборе местных кадров, в получении финансовых стимулов и др.
  В последние годы растет важность и других факторов:
  - открытость национальной экономики. Более открытая внешнему миру экономика привлекает больше инвестиций;
  - уровень развития инфраструктуры. Качество инфраструктуры важно для развития мирового производства и торговли, поэтому необходимо содействовать улучшению транспортной системы, логистики, телекоммуникаций.
  Таким образом, стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в стране, открытость национальной экономики, наличие адекватной инфраструктуры и коммуникаций, сохранение предсказуемой и эффективной правовой и институциональной среды лежат в основе инвестиционной привлекательности страны.
 
 Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации
 
 2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций
 
  Приступая к анализу динамики и структуры поступления иностранных инвестиций в Россию, необходимо отметить, что в общем объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными. Однако с 1996 года, когда на рынок ГКО-ОФЗ были допущены нерезиденты, объемы прочих инвестиций резко пошли вверх в силу появившейся возможности зарабатывать "легкие" деньги, рискуя при этом минимально.
  Соответственно, это повлекло за собой значительное сокращение средств, направляемых в прямое инвестирование. Так, если в 1995 году структура иностранного капитала, привлеченного в Россию из-за рубежа, по данным Госкомстата выглядела следующим образом: прямые инвестиции - 67,7 %, портфельные - 1,3 % и прочие - 31 %, то по уже итогам 1998 года это соотношение составило: прямые - 28,6 %, портфельные - 1,6 %, прочие -69,8 %, а в 2004 г. соотношение стало следующим: прямые - 23,3 %, портфельные - 0,8 %, прочие -75,9 %14.
  Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится прежде всего к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе.
  И, тем не менее, иностранные инвестиции поступают в Россию (см. табл. 2.1 и рис. 2.1-2.4).
  Таблица 2.1
 
 Объем иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
 
 Год Прямые Портфельные Прочие Всего 1995 1876,7 30 889,8 2 796,5 1996 2090 45,4 4 307,7 6 443,1 1997 3897,3 342,8 6 257,9 10 498 1998 3361 191 8 221 11 773 1999 4260 31 5269 9560 2000 4429 145 6 384 10 458 2001 3980 451 9 280 14251 2002 4000 472 15300 19772 2003 6782 401 22515 29699 2004 9420 333 30756 40509
 
 
 
 
 Рис. 2.1. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
 
 
 
 Рис. 2.2. Динамика портфельных иностранных инвестиций в экономику
 России, млн. долл. США
 
 
 
 
 
 Рис. 2.3. Динамика прочих иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.4. Общая динамика иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
 
 
  Данные таблицы 2.1 и рисунков 2.1-2.4 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Исключение составляет только 1999 г., что связано с финансовым кризисом августа 1998г.
 Наибольший рост иностранных инвестиций произошел в 2003-2004 гг. В 2003 г. рост иностранных инвестиций, по сравнению с 2002 г., составил 150,1%. В 2004 г. в экономику России поступило 40,5 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2003 году (см. табл. 2.2).
  Приведенные цифры, с одной стороны, дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала. В итоге дело, как известно, закончилось финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных инвестиций.
  Таблица 2.2
 Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2004г., по видам
 
  2004 г. 2003 г. в % к млн. долл. США в % к 2003 г. итогу 2002 г. итогу Инвестиции, всего 40509 136,4 100 150,1 100 из них прямые инвестиции 9420 138,9 23,3 169,4 22,8 в том числе: взносы в капитал 7307 в 3,3р. 18,0 131,0 7,5 лизинг 23 117,4 0,1 70,2 0,1 кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 1695 80,5 4,2 161,9 7,1 прочие прямые инвестиции 395 16,4 1,0 в 2,5 р. 8,1 портфельные инвестиции 333 83,0 0,8 84,9 1,4 в том числе: акции и паи 302 81,8 0,7 130,5 1,2 долговые ценные бумаги организаций 31 96,7 0,1 24,6 0,1 прочие инвестиции 30756 136,6 75,9 147,1 75,8 в том числе: торговые кредиты 3848 129,4 9,5 132,6 10,0 прочие кредиты 26416 137,4 65,2 148,7 64,7 из них: на срок до 180 дней 3790 95,0 9,3 105,8 13,4 на срок свыше 180 дней 22626 148,6 55,9 166,3 51,3 прочее 492 151,5 1,2 в 2,4 р. 1,1
 
  Ситуация 1997 г. показала, что ко всякого рода оптимистическим прогнозам необходимо относиться с осторожностью. По этой причине можно выразить ряд сомнений в устойчивости и "прогрессивности" инвестиционного роста.
  В первой главе данной работы отмечалось, что наиболее желательными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они могут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ, по сравнению с другими формами инвестирования, состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики (в отличие от девальвации национальной валюты или положительного торгового сальдо). Кроме того, их приход сопровождается притоком технологий и ноу-хау15.
  Рассмотрим структуру иностранных инвестиций в экономику России в 1995-2004 гг. (табл. 2.3).
 
  Таблица 2.3
 Структура иностранных инвестиций в экономику России, %
 
 Год Прямые Портфельные Прочие Всего 1995 67,1 1,1 31,8 100 1996 32,4 0,7 66,9 100 1997 37,1 3,3 59,6 100 1998 28,5 1,6 69,8 100 1999 44,6 0,3 55,1 100 2000 42,4 1,4 61,0 100 2001 27,9 3,2 65,1 100 2002 20,2 2,4 77,4 100 2003 22,8 1,4 75,8 100 2004 23,3 0,8 75,9 100

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу