<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 ИНТЕРВЬЮ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"
 Обзор
  Проективная методика. Предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая "логика" (канва) задаваемых вопросов.
  Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
  Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д.
  Содержательная интерпретация ответов, невербальные проявления, анализ формальных составляющих реакций ребенка (длина, развернутость, лексика, грамматическое построение и др.) составляют диагностическую основу данной методики.
  Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.
 
  Содержание
  Текст методики.
 
  - Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (-ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
  1.
  - Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
  а. - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
  б. - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
  2.
  - Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
  3.
  - Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).
  Затем волшебник попадает в школу.
  - В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
  4.
  - Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?
  5.
  - Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
  - Чуть не забыли о тебе!
  6.
  а. - Что бы ты сделал для себя? Почему?
  б. - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
  7.
  - А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
  - Спасибо, ты - настоящий волшебник!
  - Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
  8.
  а. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
  б. - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
  - Ты можешь превратиться в любое животное.
  9.
  а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
  б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
  10.
  а) Кошка,
  б) лев,
  в) маленький козленок, олененок,
  г) змея,
  д) орел,
  е) мышь,
  ж) обезьяна,
  з) тигр,
  и) заяц,
  к) собака,
  л) птичка(например, синица).
  - Ты отлично справился с заданием.
  - Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
  11.
  а. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?
  б. - А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?
  в. - А почему... (2-й не выбранный вариант)?
  12.
  - А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
  - Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
  13.
  - А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
  - Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
  14.
  а, б, в?
  - А почему а, б, в?
  - Отлично. А подумай:
  15.
  а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?
  б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
  в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
  - Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
  Анализ
  Интерпретация.
  Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
  В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу