<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 R - фактическое количество классифицированных группировок
 E - емкость иерархической системы классификации
 
 L = E -R - резерв данного классификатора
 
 2. фасетная классификация - в основе лежит фасетный анализ информации или выявление основных свойств категорий объектов.
 
  Каждый термин (?) фасета есть фокус. Фасеты могут быть разбиты на субфасеты.
 
 пол возраст профессия национальность специальность
 профессия специальность возраст пол национальность
  Классификация позволяет : агрегировать данные при переходе от элементов к группам; упорядочить множество объектов; упростить процесс анализа и исследования.
 
  II. Кодирование информации - присвоение символьных обозначений некоторым объектам информации.
 
 
 
  Лекция 7 18.03.97
 
  Виды кодов :
 1. Порядковый
 2. Серийный
 3. Позиционный (поразрядный)
 
 Вопрос 3 : Анализ структуры информации.
 
  Анализ структуры информации необходим менеджеру для создания оптимальной базы данных для принятия решений.
  Цель структуризации - измерение объема информации. Единица экономической информации - информационная совокупность - группа данных, связанных одной общей формой и характеризующих одну сущность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Сообщение - состоящая из одних реквизитов информационная совокупность.
 
 Сумма Цена Количество Наименование Сорт 2.5 млн. руб. 2.5 тыс. руб. 1000 Сникерс основание реквизиты
 
 Вопрос 4 : Измерение информации, количественный и качественный анализ информации.
 
  Измерение информации осуществляется :
 * по формам информационных совокупностей
 * по содержанию, натуральному объему - подсчитывается число значений по той или иной информационной совокупности, число элементов массива, число позиций, число двоичных разрядов или число отроко-граф (?).
 
  Все информационные совокупности делятся на номенклатуры - универсальные множества, включающие все значения данной информационной совокупности.
  Массивы - подмножество или группы частных значений полных номенклатур.
 
  N = mn
  N - число возможных отображаемых состояний или объем информации в символах
  m - основание системы счисления
  n - число разрядов сообщений
 
  Количественный и качественный анализ информации предусматривает ее анализ по стабильности, по сложности, по массовости, по пропускной способности информационной системы.
 
  По стабильности :
 1. постоянная - коэффициент стабильности kст>=0.95
 
 
 nt - число неизменных за время t позиций в номенклатуре
 nн - число позиций в номенклатуре
 
 2. переменная
 
  5 групп постоянной информации :
 1. нормативно-расценочная информация
 2. информация, дающая призначную оценку объекта
 3. информация о структурном составе объекта или явления
 4. информация о последовательности выполнения определенных процессов
 5. заранее вычисленные результаты заданных зависимостей
 
  По сложности : коэффициент сложности
 
  nin - число операторов или команд рабочей программы
  nформ - число форм производных показателей
 
  Коэффициент трансформации :
 
  nисх - число исходных для расчета данных
  nрез - число результатных показателей
 
  Коэффициент массовости :
 
  nобщ - общее число показателей по данному расчету
  najhv - общее число форм показателей в этом расчете
 
  Чем выше kмас , тем выгоднее компьютеризация.
 
  Пропускная способность информации :
 
  Тпер - продолжительность периода обработки информации (день, неделя, декада, месяц, год).
 
 Вопрос 5 : Методы уменьшения разнообразия систем управления путем изменения количества информации.
 
  Организационные меры по уменьшению информации :
 1. структурные
 2. планирование
 3. организационные
 
  Структурные :
 1. разукрупнение фирм : недостаток - потеря синергизма фирмы
 2. специализация : недостаток - потеря синергизма рынка
 3. передача полномочий вниз : недостаток - отклонение от ответственности
 4. всеобщая вовлеченность в процесс принятия решений
 
  Планирование :
 1. краткосрочное планирование - потеря дальновидности и преемственности
 2. долгосрочное планирование - потеря текущей информации
 3. детальное планирование
 
  Организационные меры :
 1. управление по исключительным мерам
 2. жесткое администрирование
 3. ревизии
 4. увольнения
 
  Организационные меры увеличения разнообразия :
 1. структурные
 2. кадровые
 3. информационные
 
  Структурные :
 1. объединение рабочих групп для обмена знаниями : увеличение отчетности и ухудшение ее качества
 2. работа через помощников
 3. расширение ассортимента - перенапряжение
 
  Кадровые :
 1. найм управляющих
 2. наем экспертов-консультантов - растет тенденциозность и безответственность
 
  Информационные :
 1. конференции
 2. улучшение информационной системы руководства
 3. практика открытых дверей
 
 
 
  Лекция 8 27.03.97
 
 Методы исследования систем управления.
  План.
 1. Классификация методов в соответствии с решаемыми задачами.
 2. Учет закономерностей функционирования и развития систем при выборе методов их анализа.
 3. Краткая характеристика методов исследования сложных систем.
 
 Вопрос 1 : Классификация методов в соответствии с решаемыми задачами.
 
  Для выбора метода анализа существует несколько процедур :
 I. Классификация задач в СУ, применительно к которым выбирается метод; группировка задч происходит :
 a) в рамках ОУ :
 * задачи синтеза
 * задачи анализа
 b) в рамках систем управления
 * задачи управления (в том числе управление синтезом и анализом)
 
  Задачи синтеза :
 1. Определение требований к материально вещественным выходам системы
 X ? OI ? I/выход
 * как должна функционировать система, чтобы на выходе получить определенный материальный поток
 2. определение структуры и динамики объекта, реализующего эти требования
 3. определение элементов, потоков, связывающих эти структуры
 4. определение способов функционирования этих элементов
 5. определение способов контроля и корректировки выполнения данным объектом данных функций
 
  Задачи анализа :
 1. выявление элементов объекта управления и их свойств
 2. анализ характеристик элементов и связей между ними
 3. выявление структуры и динамики объекта в целом как адиативной (?) синергической системы (состоящей из многих элементов, но система не есть сумма этих элементов)
 
  Задачи управления :
 1. выработка управляющих воздействий
 2. организация процесса управления
 
 II. Классификация систем, для которых используются эти методы ==> 3 группы систем :
 1. хорошо организованная система (детерминированная, устойчивая, жесткая)
 
 
 
 
 2. плохо организованная система (социально-экономические, организационно-экономические системы) или диффузные (размытые) системы (в силу своей открытости)
 
 
 
 
 
 
 
 3. самоорганизующиеся системы (биологические)
 
  Классификация методов ИСУ :
 1. МАИС - методы активизация интуиции и опыта специалистов (творческой деятельности)
 2. МПФС - методы формального представления систем
 3. комплексные методы - используют элементы и МАИС и МПФС
 
  МАИС (для плохо организованных систем) :
 1. мозговая атака
 2. морфологический анализ
 3. метод аналогий
 4. сценарный метод
 5. структуризация (дерево целей, графические методы, сетевые модели)
 6. метод Дельфи
 7. метод решающих матриц
 8. экспертные методы
 
  МПФС :
 1. аналитические методы (методы математического исследования, программирование, метод игр, исследование операций и др.)
 2. статистические методы (применяются к хорошо организованным системам, которые имеют четкие зависимости; для плохо организованных систем)
 3. теоретико-множественные (теория множеств) методы
 4. логические (алгебра Буля)
 5. лингвистические (языки)
 6. семиотические методы
 7. графические (имеют количественные методы обработки графов)
 
  Комплексные методы :
 1. комбинаторика (соединяет (1) и (3) из МПФС)
 2. иммитационное, динамическое моделирование ( (1) и (7) из МПФС, а также некоторые методы МАИС)
 3. структурно-лингвистическое моделирование (включает психологические моменты)
 4. графо-семиотическое моделирование (программа на компьютере, экспертные методы)
 
  Этапы выбора методов исследования сложных систем :
 1. классификация систем и отнесение исследуемой к определенному классу
 2. выделение задач в рамках исследуемой системы и отнесение их к определенному классу, выработка управленческих воздействий
 3. выделение всех связей между элементами и целями системы в виде детерминированных или аналитических зависимостей (если выделили зависимости, то можно использовать аналитические методы)
 4. отображение наиболее значимых элементов и их свойств (более углубленная обработка для выбора целей), т.е. релевантных факторов (наиболее подходящих для решения конкретных задач, достижения конкретных целей)
 5. выбор метода, адекватного нашему классу задач, классу систем (поставленной задаче, выбранной системе) и факторам, детерминированным зависимостям
 
 Вопрос 2 : Учет закономерностей функционирования и развития систем при выборе методов их анализа.
 
  Основные закономерности, которые необходимо учитывать при выборе методов :
 1. целенаправленность (здесь используются методы структуризации)
 2. целостность (эмерджентность) - система неадиативна - не сумма качеств составляющих ее элементов
 3. интегративность (любая система развивается, опираясь на свою предысторию, причинно-следственная связь должна быть четко оформлена)
 4. коммуникативность (выражается наличием связи между элементами системы : чем плотнее и лучше выражена связь, тем лучше функционирует система)
 5. иерархическая упорядоченность, характерная для систем управления. Свойство двуликого Януса : каждый элемент системы является целью и средством (если рассматривать иерархическую систему). Каждая системы является элементом более широкой системы.
 6. эквифинальность (предсказуемость состояния системы) - несмотря на внешнее влияние система не не выйдет из своего фазового пространства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7. потенциальная эффективность Флейшмана (эффективность системы зависит от эффективности ее отдельных элементов; нельзя построить эффективную систему из неэффективных элементов) - нет хорошей экономики без квалифицированных кадров, капитала и т.д.
 8. принцип рекурсивности (определение необходимой связи между экономическими явлениями и объектами, при которой ясно, где причина, а где следствие)
 9. принцип разнообразия - это предмет и содержание современной теории управления (уменьшение разнообразия, неопределенности - процесс управления)
 
 Вопрос 1 : Краткая характеристика методов исследования сложных систем.
 
 I. Мозговая атака. В основу ее проведения заложены следующие предпосылки :
 * возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания (при обычном обсуждении)
 * поток идей сковывается подавлением стереотипных форм принятия решений
 * оригинальные идеи рождаются в процессе побуждения к свободным ассоциациям
 
  Два этапа :
 1. Обсуждение проблемы, запись на магнитофон (45 минут)
 2. Оценка идей путем прослушивания записи (или просмотра): установление корреляционных связей между мнениями; выбор программы действий
 
  Основная сложность - обеспечение благоприятной обстановки.
 
 II. Сценарный метод - метод реализации ситуационного подхода у принятию решений. Базируется на итеративной последовательности построения сценариев с целью выбора подходящей альтернативы управления.
 
  Принципы, лежащие в основе метода :
 1. принцип последовательного разрешения неопределенности (итеративный процесс)
 2. принцип содержательного и формального описания объекта управления
 
 Содержательное описание - фразами, обычным языком (не формализуется, хотя есть какие-то формальные элементы - цель формирования системы; ее принципы; закономерности, параметры, факторы).
 Формальное описание - определение дается формальным языком (это может быть математический аппарат).
 
 3. принцип исследования сценариев в развитии.
 
  Цель метода - получение научно обоснованного прогноза для принятия управленческих решений.
  Сценарий - это гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих эволюцию объектов управления.
 
  Для построения сценариев оперируют следующими понятиями :
 1. внутренние и внешние факторы :
 * внутренние факторы - внутренняя структура системы, взаимосвязь между ее элементами, закономерности ее развития
 * внешние факторы - взаимодействие системы с системой более широкого класса (макро- и микросредой)
 2. сценарные параметры - это непредсказуемые факторы, влияющие на систему
 3. ограничение (каждая система находится в рамках, ограничивающих ее состояние - эквифинальность) :
 * естественные (обусловленные природной средой, в которой находится система, например, климатические условия и т.д.)
 * нормативные (связанные с правовой средой и всевозможными нормами поведения - культура, обычаи, традиции, мораль, религия, нравственность)
 4. индикатор сценария - это критичный к предельным состояниям объекта управления параметр. Это параметр, который ограничивает состояние системы по каким-то определенным направлениям (какой порог нельзя переходить, чтобы не вызвать разрушение системы).
 
  Процедура сценарного метода - это определение гарантированного прогноза, т.е. границ, за которые развитие системы выйти не может по объективным причинам. Т.е. это построение трубки прогноза.

<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу