<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Истинное" каратэ
 
 1. Введение.
 
 2. Техника драки "ТЭ" для 1-го класса
 2.1. "Хикитэ" - ключ к реальному бою.
 2.2. Расшифровка техники движений именуемых "блок"
 2.3. Схема боя в "ТЭ"
 2.4. Причины забвения.
 
 3. Ката в каратэ как главный метод подготовки
 3.1. Что такое ката
 3.2. История возникновения
 3.3. Отличие от традиционного метода подготовки.
 3.4. Роль ката в каратэ Окинавы. (или зачем Мияги и др. ездили в Китай)
 3.5. Причины забвения
 
 4. Модель системы подготовки в каратэ.
 
 5. Пример ускоренной подготовки бойцов в стиле Годзю - рю на основе ката Геккисай но дай ичи
 5.1. Структура ката (инь-ян Геккисай но дай ичи)
 5.2. Основная стадия (или почему ката должно начинаться и заканчиваться в одной точке)
 5.3. Продвинутая стадия (модель боя с нескольким противниками)
 
 1.
 Введение
 
 Многие (если не сказать ВСЕ) начинали свое знакомство с т.н. "боевыми искусствами" с каратэ. Или: мы говорим боевое исусство - понимаем - каратэ! ((с) В.И.Ленин). И при всем при этом техника, которая показана в ЛЮБОЙ книге по каратэ, и которая преподается в большинстве секций каратэ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА В РЕАЛЬНОМ СТОЛКНОВЕНИИ даже с одним противником. И это при том, что каратэ является боевым искусством предназначенным для реального боя с одним или несколькими противниками. Еще точнее - рукопашного боя, без применения оружия.
 И это при том - что в каратэ куча белых пятен, которые объясняются примерно в следующем ключе: Так надо. Так всегда делали. Станеш мастером поймешь. Лет через 5... (10, 15..) Каратэ - это путь, длинною в жизнь... и т.д.
 Я хочу доказать в этой статье, что:
 1. Каратэ - СТРАШНАЯ система боя с одним или несколькими противниками, НЕ ОСТАВЛЯЮЩАЯ противникам НИ ОДНОГО ШАНСА.
 2. Научиться драться, с помощью техники каратэ можно за 1 (ОДНУ !!!) тренировку.
 3. Техника каратэ проста и естественна.
 4. Основные движения каратэ трактуются неверно.
 5. Каратэ имеет свою систему подготовки, пришедшуюю из Китая, красивую и рациональную, существенно СОКРАЩАЮЩУЮ сроки обучения, но по разным причинам она предана забвению и заменена более понятной, но "длинной" японской.
 6. Наличие данной системы СРАЗУ дает ответы на многие запутанные вопросы: внутренние и внешние ученики, зачем каратисты ездили в Китай, почему мастеров равных старым - нет среди существующих, почему спарринг мешает каратэ, и др.
 
 Некоторые намеки есть в статьях Ю.Ю. Сенчукова (очень большое ему спасибо) и в статье "Феномен ученических ката в каратэ. Общий анализ." Автор: Владимир Петрович Стрельцов Дата публикации: 22.11.2003. Но до остального додумался вроде сам. Ночью и без всякого интернета. Принимается, и принимается с благодарностью, любая КОНСТРУКТИВНАЯ критика, т.е. по теме (Серия "сам дурак", "а кто ты такой" и т.п. - абсолютно не интересна).
 Еще кое-что. Я не профессионал в боевых искусствах. И не тренер. (Думать это мне не мешает :)) но разными видами БИ (доступными в городе и по времени) занимаюсь. Сейчас занимаюсь каратэ. Эта статья - плод ночного озарения. Моего. :) Ну "недобное" для меня каратэ после рукопашки! Я задумался почему. Надолго. :) Насчет проб. Все что здесь описано я попробовал. Но в "тепличных" условиях. Кое-что получилось сразу, кое-что нет. (Время, партнеры, предварительная отработка - в этом я ограничен.). Но даже при этом, для меня начали проступать контуры настоящего, рабочего каратэ, которое просто и логично и предназначено для реальной драки.
 Ну что? Вперед!
 2.
 Техника драки "ТЭ" для 1-го класса
 
 Итак, каратэ - система реального боя. Считается, что она возникла от смешения существовавшей на Окинаве системы "ТЭ" (рука!) с китайскими системами. Но Окинава - остров небольшой, и особо цивилизацией не блистал (я думаю...) в те времена, когда появилась "ТЭ". Позволю себе предположить, что "ТЭ" была простой и неожиданно эффективной системой рукопашного боя с преимущественным использованием рук.
 
 
 2.1. "Хикитэ" - ключ к реальному бою.
 
 Хикитэ - это движение, имеющее простой смысл - это захват противника (как правило одежды на груди) с рывком его на себя. При этом за счет проворота кулака улучшался захват одежды - получался как бы замок, а в случае захвата руки - это был болевой прием - выкручивание руки вокруг оси. Почему кулак у бедра? Рывок должен идти на себя и вниз! Только в этом случае мы можем развить максимальное усилие. Да и разница в росте - стирается. Итак - хикитэ - это захват и рывок протиника на себя и вниз. Только так! Все остальные свойства хикитэ - это "цветы у дороги".
 А теперь вспомним 1-е и основное упражнение каратэ: Попеременное нанесение ударов цки в киба-дачи. Вспомнили. Подставим сюда хикитэ, но с реальным смыслом. Что получаем? Получаем систему "ТЭ" в ее первородном виде:
 
 Рывок соперника на себя и вниз одной рукой с одновременным ударом другой рукой в лицо.
 
 Простенько и со вкусом. Времени и возможности ответить у соперника нет. Что нам надо чтобы эта схема работала? Захват! Т.е. возможны следующие варианты тактического применения:
 1. Основной. И.п. друг напротив друга, дистанция - примерно 1 шаг. Эмоциональная атмосфера накаляется... до первой плюхи всего ничего... решаем начать первыми: захват - хикитэ+удар! Потом можно еще пару раз стукнуть соперника, висящего на Вашей руке. Или лежащего.... Возле ног. При этом из высокой стойки можно перейти в более низкую киба-дачи для усиления рывка на себя И ВНИЗ!
 2. Момент внезапности утерян. Противник на длинной дистанции.Убегает гад! Практически не атакует - боится. Перемещения произвольные стараемся дотянуться до него рукой (поймать, зацепиться) и свести к варианту 1. Только параллельной стойки уже не получится - будет что? Верно! Дзенкутсу-дачи с гяку цки!
 Попробуйте! Только ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО!!! Иначе травм будет...Из зубов выбитых - ожерелье можно будет делать. И тогда посмотрите на свои плечи - при ударе плечо не идет вперед как в боксе. Нет! Линия плеч на месте! Только так! Дистанция то не позволяет, да и рывок. А сила - будет - за счет рывка. Хикитэ блин... Рука при этом не обязательно дойдет до бедра, но стремиться будет именно туда.
 
 
 2.2. Расшифровка техники движений именуемых "блок"
 
 Хм... а что делать если соперник тоже владеет "ТЭ"? Нужна какая-то контр техника, "контрТЭ" Есть такая? Есть! Это то, что в современном каратэ именуют блоками. И драться которыми можно после 5-10 лет подготовки, когда по скорости движений и реакции будешь на пару порядков выше соперника. Так вот:
 
 То, что именуют в каратэ блоками, на самом деле является сложным защитным движением с выходом на контратаку и применяется как от захватов соперника так и от одиночных и двойных ударов руками.
 
 Запомним:
 
 ТЭ - "двурукое"!Т.е. обе руки работают одновременно и в системе! Причем с корпусом и с ногами (понижение ЦТ во время рывка на себя)
 
 Берем теперь классические т.н. "блоки", там везде выполняется второй рукой движение (либо она выставлена вперед), а только потом - хикитэ. Так вот в варианте когда вас захватили за руку (вот она впереди!) делаем хикитэ (с разворотом кулака! И рывком к бедрам! - выкручиваем, вырываем свою руку) а вторая рука, выполняя движение по классической траектории выполняет захват руки агрессора. Или сбивает руку, отрывая ее от своей. Если дело подошло к ударам, то 1-я рука (которая впереди) выполняет парирование ладонью отклоняя удар и частично подтормаживая его, а вторая, выполняя движение по классической траектории выполняет захват руки. Все просто и логично. И получается как в анекдоте: "Задача сведена к предыдущей"! Только ньюанс - захват и сразу - хикитэ(рывок) + удар. В случае если противник двойку бьет добавляется парирование "захватывающей рукой".
 Все три варианта проще показать (или нарисовать), чем описать.Обобщенно: вначале 1-я рука отклоняет удар, а вторая, "счищающим" движением по 1-й, выходит на захват..(Если кто знаком с Санчин - торагучи). И тут же: хикитэ+удар.
 
 Немного разбавим общие фразы конкретным примером. Я опишу блок аге-уке. Классику и как я ее понимаю.
 Итак...
 Вид сверху. По стадиям. И по-классике. Именно так! :)
 1. И.П. Руки вдоль тела. Ноги на ширине плеч. Противник начинает удар (прямой), мы - блок аге-укэ правой.
 2. Левая рука, согнутая в локте совершает рывок перед телом снизу вверх. Правая - к бедру, в кулак. Тело "взводится" как пружина
 3. Пружина начинает раскручиваться: левая уходит вниз, правая "счищающим" движением по левой идет вверх.
 4. Конечное положение.
 
 Если посмотреть по "тактам" (временным отрезкам), то видим - на блок уходит 1,5 такта. Удар занимает - 1 такт. Т.е. на рис. А-3 мы удар и получим. Если по классике. И если ОДНОВРЕМЕННО с началом удара начали делать блок! А если опоздаем?
 (тут я прошу учесть следующее: скорости у партнеров берем одинаковыми. И удар берем занимающим 1 такт, это конечно приближение, но "близкое" :) к реальности, и необходимое для дальнейших рассуждений.)
 Получается, что при классике мы ВСЕГДА будем опаздывать с блоком, даже если начали ОДНОВРЕМЕННО!
 Теперь сделаем вот, что: выполним тот же аге-укэ, но открытыми ладонями. И обратим внимание на левую руку. Представим себе тычок палкой в голову. (Руку рисовать дольше :)) Стадии совпадают с рис. А.
 
 
 Получается довольно логичная конструкция... Серьезно: парировали ладонью (защитились), а потом конечность захватываем. И движения рук будут плавнее. И естественнее. И на ушу больше будет смахивать. И "хикитэ" тянуться будет правда не к бедру, а к солнечному сплетению. Теперь атакующий вариант т.н. блока (не парирования - блока движений! :)) Рисунок Б. Левая рука - хлест по глазам (2), потом правой захватываем. :)
 
 Зачем же нужны "блоки"?
 1. "Маскировка" техники. Стали каратэ в школах преподавать - и стали нужны блоки. Попробуй с бандитами, обученными государством потом справиться! :)
 2. Блоки - это подводящие упражнения для массового обучения (движения просты и "прямолинейны", удобно выполнять под счет)
 3. Наработка блоков - это СПФ для мышц и суставов.
 4. Наработка блоков на удары позволяет повысить скорость. Чтобы успеть я БУДУ ВЫНУЖДЕН ускорияться!
 5. Блок - это пример многоцелевого движения, кот. Может быть использовано по-разному.
 
 Все основные блоки каратэ (4 шт.) имеют подобную развертку, только прихват по-разному идет - где ладонью, а где и "крюком"!
 Еще хочу отметить: Окинава не сильно большой остров (народу на начало ХХ в. будет по-меньше наверно чем в Москве), одежда - почти стандартная - с длинными рукавами (и на кимоно похоже), боксеров (КМС и выше) на тот момент тоже малова-то... основной удар руками - прямой.
 
 2.3 Схема боя в "ТЭ"
 
 Ну она уже была описана, если очень коротко и обобщенно, то:
 
 Осуществить захват, попутно защитившись от возможных атак противника и... хикитэ (рывок на себя) + одновременный встречный удар!
 
 Целесообразность и универсальность прямого удара кулаком в средний кровень в данной схеме. Он наносится туда, где БУДЕТ голова (ну и лицо) противника. Поэтому и средний уровень - хикитэ ж к бедру, но с подогнутым вовнутрь локтем! (Можно и к "солнышку") Именно прямой удар прощает ошибки в дистанции и позволяет скорректировать сброс по ходу дела.
 Исходя из этой схемы понятна и стойка с вытянутой вперед "ищущей" рукой, у которой раскрыта ладонь. Стойка для перемещений - типа некоаши, только не низко и более свободно, мобильно... Гоняемся за соперником пока не почуствуем, что счас схватим и тут с выпадом в дзенкутсу - дачи хватаем и ...хикитэ+одновременный цки. Или если соперник пытается атаковать - перехватываем руку (см. "о блоках") и ...
 Теперь о стойке санчин - эта появилась чтоб в пах не жахнули.
 Вот и со стойками разобрались - все просто и логично: хейко-дачи - разговор тет-а-тет и первая атака с оседанием в киба-дачи.
 Некоаши и санчин - "гоняемся" за противником когда доганяем - с выпадом в дзенкутсу-дачи хватаем.
 И когда говорят "Каратэ - это один удар" то это и означает "Каратэ - это один удар". Не больше. Это просто описание техники. Точнее не каратэ, а "ТЭ".
 
 
 2.4 Причины забвения.
 
 Ну с забвением просто: техника "ТЭ" - это техника внезапной (иногда конечно упреждающей) атаки. При этом возможности к сопротивлению у противника ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ! И крестьяне на Окинаве если и сражались с агрессорами, то не при помощи каратэ, разбивая доспехи голой рукой, а при помощи такой незамысловатой и убойной "ТЭ", надо было только добраться на дистанцию руки, не вызвав подозрений. Такая вот тактика для партизан-подпольщиков. Об открытом столкновении речь даже не шла! А так, исподтишка, "подъехав на базаре"... Тут уже шансы сравнивались и, если в арсенале японского воина не присутствовало пресловутое шестое чуство гоку-и, то пожалуй, что и встретить свою смерть с оружием в руках он не успевал... И понятна "узость" техники "ТЭ" - у японского воина (в спокойном, небоевом состоянии) открытым было только лицо, все остальные части тела (уязвимые) были защищены доспехами и амуницией. Кстати теперь становится понятно почему на Окинаве за предательство карали смертью: было что предавать. А вот если б там было сложное, лет на 5-6 изучения, боевое искусство - тогда предавай-не предавай - без толку. Без сомнения, были на Окинаве мастера, которые демонстрировали класс по-выше, но основная масса использовала надежную и убойно-простую технику "ТЭ".
 Представим себе, что у нас в ПТУ открывают краткосрочные курсы для подпольщиков-диверсантов... А теперь прикинем как скакнет преступность и как трудно будет потом ловить всяких отморозков - сколько они милиционеров положат?
 Вернемся на Окинаву (или в Японию). ХХ век. Предположим нам надо подготовить таких ребят, но так, чтобы они этим "оружием" воспользоваться не смогли пока не пробьет час и чтоб нас никто не заподозрил, что диверсантов массово готовим. Мы тогда вспоминаем историю, берем технику "ТЭ", маскируем ее ключевой элемент (даже не выбрасываем!) и пожалуста! А будет надо - через неделю у нас куча бойцов, для работы на оккупированной территории. Еще одна гипотеза - каратэ к нам пришло откуда? Япония+Окинава. Когда? После 2-й мировой войны (для нас - Великой Отечественной). Европа+СССР+США против кого воевали? Опять таки - против Японии ну и Окинавы. Как думаете, подарили б побежденные своим победителям "оружие"? А "беззубое оружие"? Опять таки - они не скрывали каратэ, они его "замаскировали"! Ну это все мои размышления. Могло быть и по-другому: просто потерялся этот "ключик" раньше - спрятали и забыли где. Да мало ли...
 
 3.
 Ката в каратэ как главный метод подготовки
 
 Хотя техника "ТЭ" проста и надежна, но базируется она на 2-х важнейших компонентах: внезапность + дистанция. Только тогда она будет работать. И работать безотказно! Т.е. это узкоспециализированное оружие. Но надежное и безотказное. Такие вот противоречивые условия. Самый простой способ сделать "ТЭ" более универсальным (как мне представляется) - это дополнительные техники по работе на дистанции, позволяющие все ситуации сводить к одной-единственной: хикитэ+удар!
 Выдумывать такие вещи можно и самим, но ведь вот у китайцев есть что-то, а ну-ка поДсмотрим... нам же много не надо... Вот только тут получилась одна неувязочка: приемов уже было больше одного и их надо было было выучить одинаково хорошо (запомним это!). Японцы это делали просто и незатейливо - последовательно, брали колличеством... А у китайцев был способ по-лучше: то, что стали называть ката.
 
 
 3.1. Что такое ката
 
 Ката, это основа, так скажем, "китайского" метода подготовки бойцов. Это наиболее высокий уровень мотодов подготовки к бою на сегодняшний день (хотя я могу не о всем знать). Ката, как и китайский прообраз - тао (далее формы) является главным средством передачи как технического багажа, так и т.н. "движка" стиля (школы). По сути дела - это "театральное представление", это "танец". Побывать в бою, почти настоящем, и причем относительно безопасно. И побывать не один раз. Прожить. Вот цель форм. Одиночное выполнение форм - это не норма, а вынужденное средство! Все формы подразумевают наличие 2-й линии, как в танцах, ее можно назвать "женской", это и будет - ИНЬ. Тогда как всем известные формы (одиночные) - это ЯН. Необходимо отметить, что "женская" линия, ИНЬ формы, могла содержать действия не только одного но и НЕСКОЛЬКИХ исполнителей, моделируя таким образом массовую драку - ОДИН ПРОТИВ ВСЕХ или, для особо развитых школ - НЕСКОЛЬКО НА НЕСКОЛЬКО, для проработки навыков работы в группе.Или с оружием. Линия ИНЬ - это как бы тренажер из живых людей! Только в таком варианте формы работают с макимальным КПД. ИНЬ и ЯН. Они для этого и создавались. Вот только ИНЬская часть увы... сохранена не у всех...
 
 
 3.2. История возникновения
 
 Несомненно корни форм лежат в боевых танцах. Это было у разных народов, возникало стихийно и приоритета тут ни у кого нет. А вот уже как метод подготовки бойцов, формы вероятнее всего, развились в Китае. Очевидно, что простые, линейные формы, работы с одним противником доступны для широкой разработки, но вот более сложные и массовые... Тут уже нужна работа (и не на 1 месяц!) сплоченного коллектива специалистов, не занятых другими делами. Да, я намекаю на Шаолинь. Очень даже подходит. И результаты новой системы должны были проявиться качественно новым уровнем подготовки бойцов. Ну вроде так оно и было... Возможно легенда о "коридоре смерти и 18 бронзовых бойцах" - это намек на мастерскую форму "один на 18"? Позже осколки этой системы (или новые, но построенные по образу и подобию...) распространились в миру. И тут как раз и возникла (на этой основе) традиция "внутренних" учеников и передачи традиции Школы. Смотрите: линия ЯН - всем известна, она работает в бою, а вот ключик, заставляющий ее работать, линия ИНЬ доступен только мастеру и "внутренним" ученикам. Которые и "играют" во всех "спектаклях" за "врага". Именно эта линия, ИНЬ формы позволяет продолжить Школу. А иначе - человек драться по школе может, а научить других... увы. Это и есть "секретные" знания. Возможны и коммерческие мотивы: это ведь и средство заработка. И тут же и нравственные...
 После разрушения Шаолиня самая целостная и комплексная система форм вероятно была утеряна, остались лишь отдельные фрагменты. Кстати - Сериндзи-кемпо, которое провозглашает себя наследником традиций Шаолиня, в тренировках использует т.н. гиваквэны - парные комплексы на 20-30 и т.д. движений. И то, что сейчас существует в китайской опере (сцены сражений) - это, возможно, отголосок системы форм. (А может и ее прообраз?).
 
 
 3.3. Отличие от традиционного метода подготовки.
 
 Итак, в чем отличие ситемы форм (ката) от традиционного (последовательная проработка отдельных приемов)? По моему мнению в следующем:
 
 1. Демонстрация и постановка "эталона" боя по школе.
 Ученику сразу показывали "как надо драться" и потом, путем подражания уже увиденному, и поставленный в условия, когда "иначе нельзя" он вырабатывал у себя теже навыки.
 
 2. Равномерная проработка комплекса приемов
 Все приемы комплекса закладывались в ученика одовременно. Сразу одним блоком. Равномерно и равнозначно. Что позволяло избежать схемы "три-четыре коронки и все".
 
 3. Отключение сознания
 Путем многократного "прокручивания" формы после определенного времени сознание ученика отключалось, и он начинал работать на "автопилоте". Он уже ситуацию не анализировал, не обдумывал - вот и сокращение времени реакции в бою. Да и пустое сознание. Глаза не видят, а руки делают...
 
 4. Относительная безопасность при высокой степени приближения к реальному бою.
 Все движения проработаны. На каждую атаку - защита. Связки идут в с полным вложением. Но травмы - это только следствие "невнимательности" ученика. Партнеры то классом по-выше. Да и начинать можно с медленной скорости и постепенно доводить ее до боевой.
 
 5. Тактическая подготовка если бой затягивался или противников несколько.
 Тут все понятно. Моделирование в чистом виде.
 
 6. Возможность "взаимоподгонки" отдельных техник.
 Техник много, и требуется выполнять их слитно и быстро, чтоб друг в друга "перетекали" - иначе не успеешь. Начинали медленно, мягко, потом ускорялись, усиливались.
 
 7. Навыки комбинирования и как следствие уменьшение времени подготовки.
 Ну допустим - после каждой связки определенное добивание. Но это уже скорее работа "по заданию".
 
 8. Сохранение "авторских прав" на стиль
 Обучить можно любого, а вот обучать смогут лишь те, кто получил "тайные знания", те кому мастер передал право наследования. И "внешние" ученики не смогут открывать свои школы: не смогут они научить, сами умея драться.
 
 9. Постановка обучения "на поток"
 Имея подобную "сценическую группу" (можно и не одну) можно смело открывать "конвеер". После подготовительного этапа ученика "обкатать" конвеером до нужной кондиции.
 
 Еще можно "насочинять", но и этого вроде хватит...
 
 
 3.4. Роль ката в каратэ Окинавы. (или зачем Мияги и др. ездили в Китай)
 
 Практически все признанные мастера каратэ на Окинаве имели в своем багаже обучение в Китае. Причем многие из них ездили в Китай уже научившись драться. И старались попасть в ту же школу, где учился их учитель. Или хотя бы в ту же местность. Зачем ездили? Моя версия, что за второй половинкой знания. ЯН линия форма у них была, а вот обкатать ее, или еще лучше - получить ИНЬ форму... И на Окинаве обучение в Китае приравнивалось как бы к высшему образованию в области боевого искусства. Те школы, которые не имели ИНЬ линии постепенно скатывались к "гимнастике" или "теряли свою сущность", превращаясь в небольшой набор "набитых" приемов. Вот почему ВСЕ окинавские мастера подчеркивали первичность ката а не кумитэ. Только так можно было передать СТИЛЬ. Кумитэ было уже проверкой усвоенности. Но никак не главным методом подготовки. И именно поэтому ката стремились передать как можно точнее: а вдруг встретится какому либо ученику ИНЬ линия.
 
 
 3.5. Причины забвения
 
 Я думаю их несколько:
 1. Уничтожение "наследников" школ: восстание ихетуаней (?), войны и в Китае и в Японии на рубеже ХХ в. и вторая мировая война унесли жизни многих мастеров, да еще и репрессии культурной революции.
 2. "Беззубое оружие" - см. раздел о тенике "ТЭ"
 3. Влияние японской традиции обучения.
 4. Преподавание боевых искусств "НЕхранителями", а то и недоучившимися учениками.
 5. Сложность "реставрации" линии ИНЬ.
 
 4. Модель системы подготовки в каратэ.
 
 Это не реставрация по доступным источникам, а скорее - размышление.
 Особенности подготовки: этапность, сознательное сужение арсенала, СПФ (специальная физическая подготовка).
 
 1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
 Цели: подготовка кандидатов (абитуриентов ;-))) к тренировкам. Включение в систему школы. Навыки владения телом.
 Примерное содержание:
 Физ. подготовка: выносливость, сила, гибкость.
 Техника: цки, 3 блока (в базовом варианте), стойки и перемещения (как первоначальная постановка "движка")
 СПФ: набивка тела (железная рубашка)
 На данном этапе происходит и отсев тех, кто не будет заниматься. Остальные - получают начальные навыки движений "по школе", знакомятся с дисциплиной, наращивают физ. кондиции для обучения, учатся терпеть боль. Одним словом после этого этапа "учеников" можно учить, не отвлекаясь на "организационные вопросы" (сюда и элементарная выносливость входит ;-))), а сосредоточившись на обучении.
 Продолжительность - я думаю 3-6 мес.
 
 2 этап ПОДГОТОВКА БОЙЦА
 Цели: подготовка бойцов, владеющих определенным техническим арсеналом, физ. подготовленных и способных драться этим арсеналом.
 Примерное содержание:
 Физ. подготовка - те же качества. Сначала услиливается, а потом, с середины этапа чуть уменьшается по времени, но увеличивается по интенсивности.
 Техника: блоки в "развернутом" виде, цки, маэ-гери (это "обязательный арсенал"), 1-2 броска, 1-2 добивания, и парочка ударов руками (например локтем и уракен). Вся техника сводится в 1-2 ката. См. ниже.
 СПФ: "железная рубашка", изучение Санчин, работа с булавами (чиши).
 
 Постановка техники:
 * Разучивание индивидуально
 * Проработка на снарядах (атака) и в парах (защита)
 * Проработка комбинаций по усложнению: атака-защита, атак-защита-контратака, атака-защита-атака-защита... и т.д. В общем: на шаг, 3 шага, 5 шагов...
 * Работа с ката (см. следующий раздел)
 * Кумитэ
 
 Продолжительность - до 1,5 лет
 
 3 этап РАЗВИТИЕ МАСТЕРСТВА
 По подобию 2-го этапа, но с расширением техники и углублением ;-)))))
 
 Замечания
 
 Изучение технического арсенала желательно проводить в "ретро-порядке" (в обратном порядке) т.е. сначала отрабатываются добивания, потом боевые комбинации, которые связываются с добиваниями, потом завязки боя, которые увязываются с боевыми комбинациями. Таким образом, изучая тактический элемент, ученик УЖЕ ЗНАЕТ к чему этот элемент должен подводить, что будет дальше. (Аналоги - исследование операций в высшей математике, шахматы...)
 
 После освоения технического арсенала желателен небольшой "факультатив" тай-бокса (или ирикуми) - как расширение техники, знакомство с техникой "наиболее вероятного противника", и работа над "контраргументами".
 
 К кумитэ не следует переходить пока не накатан "движок", чтобы ученики не скатывались к привычному эталону боксирования.
 
 5. Пример ускоренной подготовки бойцов в стиле Годзю - рю на основе ката Геккисай но дай ичи
 
 5.1. Структура ката (инь-ян Геккисай но дай ичи)
 
 Ката имеет "крестообразную" структуру перемещений, и состоит из связок атакующего (ЯН) и контратакующего, т.е. защита-контратака (ИНЬ) плана. Арсенал технических действий небольшой. Наряду с ударной содержится и бросковая техника.
 Ката представляет из себя модель боя с 4-мя противниками, которые распложены на разных расстояниях от бойца, следствием чего является последовательность (а не одновременность их атак). Кроме того, существует т.н. "линейный" вариант ката для отработки с 1 партнером. При этом перемещения осуществляются вдоль 1 линии (условно). И первоначальным вариантом работы с ката (после его разучивания) есть именно парная работа с 1 партнером по "линейной" схеме.
 
 5.2. Основная стадия (или почему ката должно начинаться и заканчиваться в одной точке)
 
 Тут немножко поинтересней. 1 чел в кругу. 4 - по окружности по сторонам света (Север, Юг (ЯН); Запад, Восток (ИНЬ) или наоборот ;-))). Соответственно работаются 2 связки, каждая на 2 стороны. Потом другие 2 связки. Потом после каждой связки - добивание. И т.д.и т.п. И каждый раз, чтобы начать цикл снова, боец должен оказаться в исходной точке. Связки прорабатываются с разными соперниками, на обе стороны. Противники могут сдвигаться по окружности. При долгом "прокручивании" подобной схемы сознание обязательно "зависнет" и тогда начнется работа подсознания, т.е. "глаза увидели - руки сделали". На этом же этапе прорабатываются навыки по комбинированию действий. Кстати бункай, т.е. расшифровку, здесь можно подбирать различную, сохраняя при этом структуру связки.
 
 5.3. Продвинутая стадия (модель боя с нескольким противниками)
 
 Об этом я уже писал: 4 противника на разных дистанциях. Запад 1-2 шага, Восток 3-4 шага, Север 5-6 шагов, Юг 7-8 шагов (или подобрать опытным путем). По команде - начинается "театр" с приближением к реальности.
 
 Хотелось бы упомянуть об одиночной проработке ката. Она, кроме развития общепринятых физ. качеств, может играть роль психологического "якоря" (НЛП).Человек как бы заново проживает бой. Да и вспоминать противников намного легче, чем визуализировать их.
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу