<< Пред.           стр. 6 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Мысль, 1989. – Гл. 4.
 
 69. Поясните смысл кривой и эффекта А. Лаффера.
 Обосновывая предложения по снижению налоговых ставок, авторы теории предложения на так называемый эффект Лаффера и его графическое выражение в виде кривой.
 Кривая и эффект Лаффера получили свое наименование по имени американского экономиста, обосновавшего идею о специфической за­висимости между величиной налоговых ставок и размерами налого­вых поступлений (рис. 15).
 
 
 
  Налоговые ставки
 
 Рис. 15. Кривая Лаффера
 
 При разных налоговых ставках (высоких Хb) и низких (Ха) объем налоговых поступлений и доходов бюджета (Xab) может быть одинаковым. В таком случае целесообразнее отказаться от чрез­мерно высоких ставок и перейти на более низкие. Это усилит сти­мулирование и в перспективе расширит налоговую базу. Можно предположить, что через некоторое время потери налогов будут возмещены.
 Таково теоретическое обоснование, согласно которому желательно устанавливать налоговые ставки на уровне Хa,, а не Хb,, т.е. на более низком уровне.
 Существо рассмотренной на графике взаимосвязи ставок и поступ­лений налогов может быть выражено в виде двух основных положений:
 – снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздей­ствием на производство;
 – хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объе­ма бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер.
 Кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект сниже­ния налогов. Уменьшение налогового бремени ведет к увеличению сбережений, к росту инвестиций и занятости. В итоге произойдет рост производства и доходов, вследствие чего увеличится объем налоговых поступлений в бюджет.
 Для получения ожидаемого эффекта следует снизить налоговые ставки, прежде всего на доходы и прибыли корпораций.
 Практика показала, что реакция различных групп населения на снижение налоговых ставок неодинакова. Наиболее активно на сни­жение налогов реагируют высокооплачиваемые слои населения – ме­неджеры, директора фирм, квалифицированные рабочие.
 Рекомендации авторов экономики предложения нашли отражение в экономической политике американской администрации, получив­шей название «рейганомика». Налоговая реформа Рейгана (1981 г.) имела стимулирующий эффект, но привела к значительному росту го­сударственного долга.
 Литература
 Балацкий Е. Точки Лаффера и их количественные оценки // МЭиМО 1997 № 12.
 Балацкий Е. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической де­ятельности // МЭиМО. 1997. № 11.
 Миллер О. Теория предложения и налоговая политика в США // МЭиМО 1989. № 7.
 Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос 1997. – Гл. 17.
 70. Какие выводы следуют из теории рациональных ожиданий?
 Теория рациональных ожиданий – это теория, рассматривающая реакцию участников экономической деятельности на изменения конъ­юнктуры, на меры экономической политики. В отличие от адаптивных рациональные ожидания опираются не только на опыт прошлого, но и на прогнозирование, оценку предстоящих событий.
 Сторонники этой теории исходят из того, что «экономические субъекты» не склонны пассивно ожидать изменений экономического курса. Опираясь на обширную информацию, они предугадывают ве­роятные последствия денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики; принимают рациональные решения, способные уравнове­сить действия государственных структур. Предприниматели и населе­ние не просто экстраполируют процессы и тенденции, а стремятся по­стичь существо и логику тех, кто осуществляет регулирование эконо­мики.
 Сторонники теории рациональных ожиданий придерживаются взглядов, во многом сходных с концепцией монетаристов. Вмешатель­ство государства в экономическую жизнь считают неприемлемым не только в долгосрочном, но и в краткосрочном плане. По их мнению, крупные фирмы располагают достаточно полной информацией и бы­стро реагируют на принимаемые «сверху» решения. Фирмы способны не только прогнозировать «экономическую погоду», но и предвидеть вероятные действия правящих кругов. Денежная «подкачка» спроса приводит не к росту производства, а к инфляционному всплеску цен.
 Как и М. Фридмен, Роберт Лукас (один из ведущих теоретиков «рациональный ожиданий», лауреат Нобелевской премии, 1995 г.) и его сторонники исходят из того, что рыночная экономика сама способ­на восстанавливать нарушенное равновесие. Цены достаточно гибки и подвижны. Их колебания происходят на уровне фирм. На макроуров­не цены выравниваются. Вмешательство государства лишь нарушает процесс рыночного саморегулирования.
 Чтобы обеспечить адекватную реакцию экономических агентов к переменам экономической политики, необходимо, чтобы они были за­ранее уведомлены об этих переменах и доверяли прогнозам и оценкам государственных структур.
 Проблема учета «рациональных ожиданий» – это проблема дейст­венности экономической политики, ее способность влиять на ход эко­номических событий.
 Литература
 Агапова Т., Серегина С. Концепция рациональных ожиданий и эффективность макроэкономической политики // Российский экономический журнал. 1996. – № 10.
 Автономов В. «Рыночное поведение»: рациональность и этические аспекты // МЭиМО. 1997. № 12.
 Менкmю Н. Г. Макроэкономика. – М/: Изд-во МГУ, 1994. – Гл. 11,15.
 Розмаинский И.В. «Конвенциальная теория ожиданий»: вызов теории рацио­нальных ожиданий // Вестник Санкт-Петербургского государственного уни­верситета. Сер. 5. Экономика. 1996. Вып. 2 (№ 12).
  Рузавин Г. Самоорганизация и организация экономики и поиск новой пара­дигмы экономической науки // Вопросы экономики. 1993. № 11.
  Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – Гл. 28.
 Шверн Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или эконо­мический империализм? // Вопросы экономики. 1997. № 7.
 Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1996. № 5.
 71. В чем существо теории общественного выбора Дж. Бьюкенена?
 Американский экономист Джеймс Бьюкенеи (нобелевский лауре­ат 1986 г., вирджинская школа) исследует проблему, лежащую на стыке политической экономии и теории государственного управле­ния. Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйствен­ном регулировании поднимает вопрос о практике принятия решений. Суть проблемы – как добиться, чтобы принятие законов, установле­ние налогов, распределение бюджетных средств, другие решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не от­дельных лиц или групп населения?
 Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Полити­ческие решения – это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.
 В теории общественного выбора Бьюкенен выдвигает два основ­ных тезиса, или две предпосылки, согласования интересов избирате­лей и государственной власти.
 1. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» тре­буется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налого­обложения. Это – «конституция экономической политики».
 2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.
 В итоге правила экономической игры распространяются на поли­тический процесс. В политике люди платят налоги в обмен на общест­венные блага. Суть в том, чтобы более четко и строго регламентиро­вать этот обмен.
 Короткое резюме.
 В условиях российской действительности потребуется немало вре­мени, чтобы оптимизировать взаимосвязь населения и властных структур, усовершенствовать политический механизм.
 Необходимо ограничить манипулирование общественным созна­нием с помощью отработанных технологий; приучить людей к отсеи­ванию псевдоинформации, которую постоянно вырабатывает и внед­ряет в сознание и подсознание политический рынок. Важно, чтобы у россиян сформировался своего рода иммунитет к манипуляциям по­литиков и средств массовой информации.
 Ответственность должна носить двусторонний характер: со сторо­ны политиков и со стороны избирателей, которые ответственны за то, что их оценками и мнениями манипулируют «аналитики» и имидж­мейкеры.
 Литература
 Бьюкенен Дж. Избранные труды. – М.: Альфа пресс, 1997.
 Бьюкенен Дж. Минимальная политика рыночной системы // Вопросы эконо­мики, 1990. № 12.
 Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – Гл. 5-7.
 Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991. – Гл. 13.
 Эклунд К. Эффективная экономика. – М.: 1991. – Гл. 8.
 
 
 72. Поясните существо и концепцию «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта.
 Термин «техноструктура» предложен Джоном Гэлбрейтом (р. 1908, США). Это управляющие, специалисты, ученые, техноло­ги, конструкторы, фактически обеспечивающие функционирование крупных корпораций. Подлинная экономическая власть принадле­жит им, а не собственникам, не акционерам. Реальную силу в круп­ных фирмах представляет группа высококвалифицированных, об­ладающих необходимой информацией и знаниями менеджеров-тех­нологов.
 С возрастанием размеров корпораций и усилением власти инфра­структуры модифицируются цели экономической деятельности. Цели техноструктуры вступают в противоречие с общественными целями. Хозяевами на рынках становятся технократы. Монополистический рынок имеет мало общего со свободной конкуренцией. Отсюда необ­ходимость контроля со стороны государства, активное вмешательство органов управления в экономическую жизнь.
 В работе Гэлбрейта «Новое индустриальное общество» с разных сторон анализируются изменения, происходящие в обществе. На пер­вый план выдвигаются проблемы экономической власти, управления экономикой, эволюции социально-экономических систем.
 Литература
  Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институцио­нально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969.
  Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 1976.
 Гэлбрейт Дж. Жизнь в наше время. – М.: Прогресс, 1986.
  Гэлбрейт Дж. К., Меньшиков С. Капитализм, социализм, сосуществование. – М.: Прогресс, 1988.
 История экономических учений: Учебное пособие / И. П. Павлова, Е.А. Вла­димирский, А.А. Оводенко и др. – СПб.: СПб. ГААП, 1996.
  Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997. -Тема 17.
 Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 30.
 Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. II.
 73. Постиндустриализм и общество «третьей волны» (Д. Белл и Э. Тоффлер).
 Экономисты и социологи задумываются над вопросом, каким будет общество будущего. Как отразится на различных сторонах жизни распространение новой, информационной технологии?
 Машинная обработка данных на малом пространстве при относи­тельно небольших затратах и высокой степени надежности революци­онизирует производственную и непроизводственную сферы. Микро­электронная техника становится не только вспомогательным средст­вом, но и качественно новым инструментом повышения эффективнос­ти труда рабочего, инженера, конструктора, управляющего.
 Попытку прогнозировать вероятные структурные сдвиги, обуслов­ленные развитием информационных технологий, предприняли, в частности, теоретик постиндустриального общества Даниэл Белл и автор концепции «третьей волны» Элвин Тоффлер.
 И тот и другой стремятся уяснить, в каком направлении идет трансформация капиталистического общества, какие структурные из­менения в нем происходят.
 Д. Белл утверждает, что постиндустриальное общество означает движение от промышленной экономики к экономике с преобладанием сферы услуг. Все большая часть работников будет занята не в сфере индустрии, не производством товаров, а созданием разнообразных услуг в сфере науки, образования, медицины, культуры, организации отдыха, туризма, развлечений. Экономическая власть перейдет от соб­ственников к носителям знаний, обладателям информации. Вместо стандартного производство будет носить специализированный, инди­видуальный характер. Определяющую роль в обществе, которое при­дет на смену индустриальному, будет играть изменение целей, интере­сов, стимулов деятельности.
 Примерно по той же схеме строится общество по Тоффлеру. Тех­нологическую революцию он рассматривает как «третью волну» в ис­тории экономических переворотов. «Первой волной» была аграрная революция; ее сменила промышленная революция («вторая волна»). Информационное общество представляет собой не замену, а дальней­шее развитие системы машин: двигателей, станков, транспортных средств, машинных средств обработки информации. Происходят из­менения в социально-экономической структуре общества. Перестраивается система и структура потребления, создаются новые условия для развития личности, расцвета индивидуальностей.
 Итак, переход к новому информационному обществу рассматри­вается не как укрепление, а как постепенная трансформация прежней системы. Перемены носят прогрессивный характер, они охватывают разнородные, в известной мере взаимосвязанные факторы. Транс­формация сглаживает противоречия. Капитализм «уходит» от товар­ных отношений, двигается к отношениям более гармоничным и гу­манным.
 Парадокс в том, что рыночный «идеал», к которому стремятся наши реформаторы, оказывается совсем не идеалом. Это своего рода «промежуточная станция», от которой пора двигаться в сторону более совершенной, но пока еще четко не обрисованной модели.
 Литература
 «Американская модель» с будущим в конфликте / Ред. Г. X. Шахназаров. – М.: Прогресс, 1984.
 Афанасьев В.Т. Буржуазная экономическая мысль 30–80 годов XX века. – М.: Экономика, 1986.
 Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В.Н. Черковец. –М.: Мысль, 1994. – Т. 5, гл. 6.
 Гусейнов Р.А., Горбачева Ю. В., Рябцева В. М. История экономических учений: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1994. – Тема 9.
 Демин А.И. Информационная теория экономики. Макромодель. – М.: Палев, 1996.
 Институционно-эволюционная теория и ее прикладные аспекты // Вопросы экономики. 1997. № 3.
 История экономических учений: Учебное пособие / И.П. Павлова, Е.А. Вла­димирский, А.А. Оводенко и др. – СПб.: СПб. ГААП, 1996. – Гл. 3.
 Ольсевич Ю. Послевоенная зарубежная экономическая мысль: уроки плюра­лизма//Вопросы экономики. 1991. № 10.
 74. Как предлагает решать проблему «внешних эффектов» Р. Коуз?
 В отличие от Пигу Рональд Коуз (нобелевский лауреат, 1991 г.) счи­тает, что государство не способно эффективно решить проблему «внеш­них эффектов». Оно не может правильно оценить размеры внешних из­держек (например, в случае строительства железной дороги, загрязнения внешней среды и т.п.), не может сопоставить потери и выгоды, согласо­вать интересы сторон. Участие государства в решении подобных вопро­сов требует немалых затрат и тем самым увеличивает внешние издержки.
 Смысл заключения, к которому пришел Коуз, состоит в следую­щем. Наличие внешних эффектов не может служить основанием для вмешательства государства. Всякий раз, когда возникают внешние эф­фекты, проблема может быть решена путем соглашения между заин­тересованными сторонами. При соглашении сторон внешние эффекты превращаются во внутренние и создаются предпосылки для достиже­ния желаемой эффективности.
 «Прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем предоставление проблемы на волю рынка или фирмы», – утверждает Коуз. Он считает, что стороны могут догово­риться между собой и решить проблему «внешних эффектов» без ар­битража извне.
 Прийти к соглашению они смогут при наличии двух условий. Во-первых, должны быть четко определены права собственности. Права собственности – это права владения и использования, управления и отчуждения, обеспечения защиты и ответственности. Во-вторых, стои­мость заключаемого соглашения (договора) должна быть сравнительно невысокой. Если размеры негативных эффектов весьма значительны (например, при строительстве крупного предприятия с вредным произ­водством), то в этом случае целесообразно участие государства.
 Вывод Коуза о том, что «прямое правительственное регулирова­ние не всегда дает лучшие результаты, чем предоставление проблемы на волю рынка или фирмы», в литературе называют теоремой Коуза.
 Подводя краткий итог рассмотрению институционалистских кон­цепций, в том числе теорий и взглядов Т. Веблена, У. Митчелла, Дж. Бьюкенена, Дж. К. Гэлбрейта, Р. Коуза, (см. вопросы 41, 42, 71, 72, 74), отметим важность всесторонего учета условий и механизма само­развития и регулирования, вместе с тем – неправомерности механи­ческого переноса моделей экономической организации одной страны на почву другой – с иными традициями, правовыми и хозяйственны­ми аспектами институциональной структуры.
 Институциональные условия и формы – органичная часть эконо­мики, ее «ориентиры», «регулировщики», «инспектора». Наши зако­ны и инструкции, банки и биржи, традиции и этика еще практически не утряслись, не сложились, не взаимодействуют.
 Коль слаба институциональная среда, неустойчива и экономика, не­уверенны банкиры и менеджеры, не компенсируются внешние эффекты.
 Литература
 Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М.: 1993.
 Коуз Р.Г. Природа фирмы // Теория фирмы / Ред. В.М. Гальперин. – СПб.: Экономическая школа, 1993.
 Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекции. – М-: БЕК, 1996. – Гл. 6.
 Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: Вятка, 1994. – Гл. 4.
 Малахов С. Трансакционные издержки и российская экономика // Вопросы экономики. 1997. № 7.
 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело Лтд, 1993. –Гл.13.
 Фофанов А.А. Концепция трансакционных эффектов в неоинституционализме // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 1996. Вып. 4 (№ 26).
 75. Становление шведской школы: анализ макроэкономической динамики.
 Представители шведской школы, сложившейся в 20–30-х гг., внесли заметный вклад в теоретическое осмысление весьма противо­речивых и сложных проблем макроэкономики. К сожалению, «языко­вый барьер» помешал в должной мере оценить значимость их разрабо­ток. Несколько позже наиболее известные теоретики шведской школы Гуннар Мюрдаль и Бертил Олин (Улин) были отмечены Нобелевски­ми премиями (соответственно в 1974 и 1977 гг.): Г. Мюрдаль – за работы по теории денег и конъюнктурных колебаний и анализ взаи­мовлияния экономических, социальных и институциональных про­цессов, Б. Олин – за вклад в теорию международной торговли и меж­дународного движения капитала (см. вопрос 82).
 Выдающимися представителями шведской школы являются также Эрик Линдаль (1891-1960) и Эрик Лундберг (1907-1987). Э. Линдаль, а затем Э. Лундберг разработали и использовали «метод после­довательностей», на основе которого анализируются разрывы в ожи­даниях (расчетах) участников производства. Выводы из теоретическо­го анализа экономической динамики служили для обоснования поли­тики стабилизации.
 У истоков образования шведской школы стоял Кнут Викселль (1851–1926), заложивший ее теоретические основы. Круг его науч­ных интересов был весьма обширен; в первую очередь его интересова­ли общие принципы макроэкономического анализа.
 К. Викселль ввел в практику анализ кумулятивных изменений, в частности последствий несовпадений «реальной» и «денежной» про­центных ставок. Нарушения в денежной и кредитной сферах взаимоусиливаются, нарастают. По сути, в своих работах он предвосхитил идеи и положения, нашедшие впоследствии более детальную разра­ботку в теоретической концепции Кейнса.
 К. Викселль практически первым ввел анализ кредитного рынка в общую теорию экономической динамики. Он анализировал взаимосвязь агрегатных величин, служивших основой макроэкономического анализа. Как признает Б. Селигмен, Викселль разработал теорию, в которой проблемы цен, доходов, денег и экономического цикла эф­фективно объединены в единое целое.
 Исследования и разработки шведской экономической школы послу­жили теоретической основой поэтапного складывания шведской модели рыночной экономики. Отличительные особенности этой модели (урав­нительная политика в области оплаты труда, корпоративно-социальное устройство) обстоятельно обрисовал в работе «Хозяйственная этика» швейцарский социолог и экономист Артур Рих (1910 – 1992).
 Литература
 Блауг М. Экономическая мысль и ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл. 12, 1.5.
 Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В.Н. Черковец. – М.: Мысль, 1994. – Т. 4, гл. 32.
 История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. И, гл. 9.
 Левита Р. История экономических учений. – М.: Catallaxy, 1995. – Гл. 16.
  Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – Т. 2, гл. 5, 6.
  Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. VI.
 Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель. – М.: Экономика, 1991.
 
 
 76. Модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля.
 Шведский экономист Гуннар Мюрдаль (1898–1987), один из ос­нователей стокгольмской (шведской) школы экономической науки, разработал институциональную теорию преодоления отсталости, про­ведения структурных преобразований в странах «третьего мира». Эко­номические процессы в этих странах нельзя рассматривать в качестве доминирующих. Успех может быть достигнут лишь на основе их тес­ного взаимодействия с решением социальных проблем.
 На основе обстоятельного анализа реальных процессов, происхо­дящих в странах Южной и Юго-Восточной Азии, Мюрдаль пришел к выводу: проблемы и трудности индустриализации связаны не с недо­статком капитала, а с социальными противоречиями, архаичной от­сталостью всех сфер общественной жизни. Люди не могут найти при­менения своему труду, а рабочих рук для индустриального развития не хватает. При устарелой структуре и низком уровне образования сельское хозяйство оказывается неспособным «отдать» промышлен­ности и городу свободные рабочие руки.
 Инструменты рыночной экономики в странах «третьего мира» «работают» не по привычным схемам ортодоксальной теории. Здесь действуют иные стимулы, сохраняются иные традиции и подходы. «Цены не реагируют на спрос и предложение; факторы производства, включая предпринимательскую деятельность, более специфичны и слабо, если вообще реагируют на экономические стимулы. Несовер­шенство рынка, невежество и иррациональность являются правилом».
 Согласно концепции Мюрдаля в основе преобразований должен лежать не рыночный автоматизм, а реализация эффективной госу­дарственной политики на основе всестороннего учета местных усло­вий и особенностей. Важны не только источники инвестиций, но и соответствующий уровень потребления, стимулирование внутренне­го спроса.
 Новая модель социально-экономического развития предусматри­вает изменение архаичных взглядов на уклад жизни, отношение к тру­довой деятельности. «Изменение отношения к труду предполагает ра­дикальное изменение общественных институтов». Необходимо созда­ние новых институтов, развитие современной инфраструктуры.
 Индустриализация не должна создаваться в виде «изолированного острова» в море старых структур. Односекторная модель индустри­ального развития породит новые диспропорции и противоречия. Не­обходимо взаимосвязанное развитие других секторов, чтобы в числе прочего поддержать сам процесс индустриализации.
 Литература
 Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 16,
 Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В.Н. Черковец. – М.: Мысль, 1990. – Т. 4, гл. 32.
 Там же. – Т. 5 (1994 г.), гл. 9, 26.
 Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М – Я. – М.: Прогресс,1992. – Т. 2, с. 136-140.
 Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». – М.: Прогресс, 1972.
 Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. VI.
 77. Теория экономических порядков В. Ойкена: основные положения и выводы.
 По мнению немецкого экономиста Вальтера Ойкена (1891–1950), в основе многообразия экономических систем лежит ограниченное ко­личество «чистых форм». Все системы относятся либо к свободному рыночному хозяйству, либо к центрально-управляемому хозяйству. Отличие между ними состоит в методах согласования хозяйственных планов и решений.
 «Чистых форм» в природе нет. Но каждая экономическая система имеет свои отличия и особенности, свои формы экономических по­рядков, т.е. формы организации и разделения труда, кредитных отно­шений, заработной платы, ценообразования и т.д. Экономические по­рядки не создаются по установленному сверху плану; это противоре­чит нормальному развитию экономики. В то же время государство принимает определенное участие в формировании экономических по­рядков.
 Наиболее рационален конкурентный порядок; он не изобретается, а формируется под влиянием внутренних потенций. Искусство эконо­мической политики состоит в том, чтобы способствовать развитию наиболее рациональных, соответствующих конкретным условиям по­рядков.
 В. Ойкен различает две сферы экономической политики (рис. 16).
 Экономическая политика
 Создание и совершениствование экономического порядка
 Политика экономического роста и развтитя
 Социальная политика
 Политика социальных гарантий
 Политика эффективной работы
 Политика самообе-спечения
 Перераспределение доходов и собственности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 16. Экономическая политика по В. Ойкену
 
 Первая сфера – создание и совершенствование экономического порядка, тех реальных форм, в которых протекает деятельность фирм, организаций, частных лиц. Вторая сфера – собственно политика воз­действия на процесс экономического развития и роста.
 В работе «Основные принципы экономической политики» В. Ойкен пишет: «Политика конкурентного порядка ограничивает экономическую власть путем разграничений, в частности, сферы по­вседневного хозяйствования и политико-государственной деятельнос­ти. Кроме того, разграничение заключается в том, что в рамках эконо­мической сферы с развертыванием конкуренции происходит деконцентрация, способствующая тому, чтобы сохранились или вновь воз­никли позиции, дающие власть».
 По Ойкену, основным правилом искусства экономической поли­тики должна стать подготовка и оформление общехозяйственных ус­ловий применительно к экономике в целом.
 Соратник и подолжатель идей В. Ойкена А. Мюллер-Армак счи­тал, что результаты, получаемые в ходе конкурентной борьбы за выс­шую продуктивность, следует корректировать с помощью социально-политических мер, для того чтобы «принцип свободы на рынке соче­тать с принципом социальной компенсации».
 Теория экономических порядков В. Ойкена явилась методологи­ческой основной «социального рыночного хозяйства», установленного в Германии в послевоенный период. Разработанные германским эко­номистом положения и подходы полезно учитывать при разработке экономической политики государства.
 Например, в настоящее время в Германии официально форму­лируются следующие цели социальной политики: обеспечение со­циальной справедливости; справедливое распределение произве­денных благ среди всех членов общества; социальная защита, предохраняющая население от социальных рисков, таких как безра­ботица, болезни, несчастные случаи; достижение согласия всех со­циальных групп в целом с существующим порядком вещей (соци­альный мир).
 Литература
 Автономов В., Гутник В. Немецкая экономическая мысль и феномен Ойке­на // МЭиМО. 1997. № 8.
 Ванберг В. «Теория порядков» и конституциональная экономика // Вопросы экономики.1995. № 12.
 Гудименко Д. Вызовы времени и либеральная теория в ФРГ// МЭиМО. 1992. № 5.
 История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормоеа. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл. 7.
 Ойкен В. Основы национальной экономии. – М.: Экономика, 1996.
 Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М.: Прогресс, 1995.
 Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – Т. 2, гл. 4, 6.
 78. Экономическая концепция и реформа Л. Эрхарда.
 Людвиг Эрхард (1897–1977) известен как один из авторов кон­цепции «социального рыночного хозяйства» и «конструктор» нового хозяйственного порядка. При его непосредственном участии был раз­работан план и проведена денежная и экономическая реформа, в ходе которой Западная Германия вышла из послевоенного кризиса и вско­ре достигла впечатляющих результатов.
 Л. Эрхард понимал, что «замена плановой экономики свободным рыночным хозяйством сопряжена с неимоверными трудностями», ибо весьма непросто «при вышедшей из естественного равновесия эконо­мике сразу, без перехода, дать простор свободному рынку».
 Стабилизация финансовой и денежно-кредитной системы явилась лишь необходимой предпосылкой успеха. Поставить на ноги рухнув­шую экономику с помощью одной денежной реформы и финансовых упражнений было бы немыслимо.
 «Противники рыночного хозяйства, – говорил Эрхард, – прямо-таки с беспардонной назойливостью стремятся внушить народу, что экономические и социальные успехи... достигнуты исключительно благодаря валютной реформе и другим счастливым обстоятельствам, но отнюдь не осуществленному мною повороту курса экономической политики. Конечно, во время валютной реформы было важно исполь­зовать все открывшиеся тогда возможности, однако всякому непред­убежденному человеку ясно, что решающий счастливый поворот был результатом комбинации двух компонентов – валютной реформы и политики рыночной экономики».
 Помимо этого успех экономической реформы был достигнут бла­годаря следующим обстоятельствам:
 1) тщательная подготовка, разработка и обсуждение плана (хомбургского – по имени города, где работала комиссия специалистов) продолжались около двух лет;
 2) несмотря на разрушения военного времени в стране сохрани­лась мощная производственно-техническая база;
 3) Германия получила существенную финансовую и ресурсную поддержку со стороны США и ряда западных держав;
 4) подъему производства способствовал неудовлетворенный, бы­стро растущий спрос населения;
 5) существенную роль сыграло устойчивое управление; экономи­ческий курс проводился последовательно, своевременно корректиро­вался.
 Реформа, проведенная Эрхардом, занимавшим пост министра эко­номики, а затем канцлера, вошла в учебные руководства и рассматривается как образец искусного выбора момента для реализации реше­ний, пример эффективного использования средств и методов преобра­зований.
 Литература
 Зарицкий Б.Е. Людвиг Эрхард: секреты «экономического чуда». – М.: ВЕК, 1997.
 Мюллер-Армак А. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики // Политэконом. 1996. № 1.
 Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. – М.: Руссико: Ордынка, 1993.
 Эрхард Л. Благосостояние для всех. – М.: Начала-Пресс, 1991.
 Шульц Э. Реформа Эрхарда // Вопросы экономики. 1991. № 8.
 79. Г. Беккер: экономический подход к анализу неэкономических сфер деятельности.
 Гарри Беккер (нобелевский лауреат 1992 г., США) в несколько схематизированном виде использует в качестве определяющего критерия экономические соображения и оценки при решении соци­альных проблем, определении тенденций социального развития. Перекинув мост от экономики к социологии, он, в частности, иссле­дует:
 – влияние экономических соображений и расчетов на формы и развитие семейных отношений (вступление в брак, разводы, структу­ра семьи, женская занятость, положение женщины в семье и обществе, рождаемость);
 – значение инвестиций в человеческий капитал, особенно в сферу образования, что более продуктивно, чем вложения в материальное производство;
 – экономическую оценку фактора времени: по мере роста благосо­стояния повышается стоимость внерабочего времени, сокращаются временные затраты на ведение домашнего хозяйства;
 – экономический подход к анализу поведения людей, преступаю­щих нормы закона. Предлагается создать условия, при которых идти на преступление становится экономически невыгодным.
 Работы Беккера охватывают область экономической социологии. Их автор ищет новые подходы, предлагает рецепты решения старых или достаточно известных проблем.
 Литература
 Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 6.
 Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 1993. Вып. 3.
 Беккер Г. Теория распределения времени // США: Экономика, политика, идеология. 1996. № 1, 2.
 Коржев Е.П. Гари Беккер – лауреат Нобелевской премии 1992 г. в области экономики // Компас. 1992. № 210.
 80. В чем смысл концепции нулевого экономического роста?
 Концепция нулевого экономического роста была выдвинута в на­чале 70-х гг. группой экономистов и социологов, которой руководили Деннис и Доннела Медоуз. Ссылаясь на истощение сырьевых ресур­сов, опасность нарушения экономического равновесия, авторы этой концепции пришли к выводу, что экономический рост подошел (или подходит) к определенному пределу, за рамками которого человечест­ву угрожают серьезные катаклизмы, полное использование природ­ных ресурсов.
 Позитивным в концепции нулевого роста является стремление пересмотреть «привычные» представления о неисчерпаемости при­родных недр. Авторы концепции предупреждают о серьезных послед­ствиях стремительного развития техники, о резком ухудшении среды проживания. По их мнению, реальный экономический рост возможен лишь при отказе «от проедания» природных ресурсов.
 Подход к проблеме экономического роста не может быть одинако­вым для стран и регионов, обладающих неодинаковыми возможностя­ми, стоящих на различных ступенях индустриального развития. Нуле­вой рост для стран «третьего мира» означал бы консервацию экономи­ческой отсталости.
 Литература
 Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 11.
 Макконнелл. К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. – Т. 1, гл. 21.
 Пестель И. За пределами роста. – М.: Прогресс, 1988.
 Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – Гл.28.
 81. Каковы предпосылки, из которых исходят концепции внешнеэкономических отношений?
 Во-первых, учитывается зависимость экономики страны от ве­личины экспортной квоты. В малых странах эта квота обычно выше; экономика этих стран в большей мере зависит от внешней торговли.
 Во-вторых, корни внешнеторговых теорий и политики, как прави­ло, следует искать в состоянии платежного баланса. Экономика любой страны зависит от состояния платежного (и внешнеторгового) балан­са. Оценки и подходы к регулированию внешних связей определяются балансом текущих операций, движением капитала, состоянием валют­ного курса, наличием золотовалютных резервов.
 Если импорт товаров существенно превышает экспорт, увеличива­ется несбалансированность платежного баланса, то приходится обра­щаться к внешним займам, растут долги, сокращается внутреннее по­требление, нарастают другие неприятности.
 В-третьих, оценка эффективности внешнеторговых и внешнеэко­номических связей зависит от многих, как правило, взаимосвязанных факторов. Эффективность и выгодность зависят не только от валют­ных поступлений, но и (не в последнюю очередь) от степени конку­рентоспособности, динамики мировых и внутренних цен, масштабов торговых операций, системы расчетов.
 Практически ни одна из теорий не может учесть все многообразие факторов, влияющих на потоки и эффекты внешней торговли, ее ди­намику, структуру. Степень конкурентоспособности, уровень экспор­та и импорта определяет совокупность противоречивых, постоянно изменяющихся и переплетающихся причин и следствий. В экономи­ческих теориях обобщается опыт, формулируются принципы, подхо­ды, но не содержится готовых рецептов.
 Литература
 Киреев А. Международная экономика: движение товаров и факторов произ­водства. В 2 ч. – М.: Международные отношения, 1997. – Ч. I, гл. 4, 5, 11, 12.
 Линдерт П.X. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс,1992. – Гл. 1,2,5.
 Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения,1993. – Гл. 1, 5.
 Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отноше­ния. – М.: Прогресс, Универс, 1994.
 82. Поясните связь издержек с факторными преимуществами в теории Э. Хекшера–Б. Олина.
 Шведские экономисты Эли Хекшер (1879–1952) и Бертил Олин (1899–1979) трансформировали принцип сравнительных издержек Д. Рикардо. Принцип Рикардо в общем справедлив, но не исчерпыва­ет всех особенностей сопоставления условий внешней торговли. Во внешнеторговом обмене растет доля товаров обрабатывающих отраслей, услуг. В формировании мировых цен все значительнее роль не столько природных, сколько иных факторов.
 В трактовке шведских экономистов издержки во внешней торговле определяются ценами на факторы (труд, капитал, природные ресурсы, технологию), которыми участники торговли наделены по-разному. Одни факторы имеются в избытке, других не хватает. А цены факто­ров определяются их редкостью. Стране выгодно специализироваться на торговле тем ресурсом, которым она обладает в избытке. Например, если страна располагает избытком капитала, ей выгоднее экспортиро­вать капиталоемкую продукцию (машины, станки, транспортные средства, оборудование).
 Таким образом, модель внешней торговли Хекшера – Олина вы­двигает в качестве определяющего принцип специализации на экспор­те той продукции, в структуре издержек которой преобладают затраты на факторы, имеющиеся в изобилии. Торговля на основе факторных преимуществ обеспечивает максимум выгоды. В торговой стратегии фирм и государства целесообразно строить расчет на усиление фак­торных преимуществ, стимулировании экспорта.
 Концепция факторов производства в известной мере является лишь общей схемой. Она не способна учесть все многообразие фак­торов. Влияние факторов на торговлю отдельных стран неоднознач­но, порой противоречиво. Факторный «выигрыш» при определен­ных условиях может обернуться и негативной стороной. Например, переключив ресурсы на добычу и экспорт нефти, Англия отвлекла их из других отраслей, притормозила развитие точного машино­строения. Под влиянием научно-технического прогресса происхо­дит модификация факторов, определяющих величину сравнитель­ных издержек.
 Литература
 Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель. – М.: Экономика,1991. – Гл. 7.
 Киреев А. Международная экономика: движение товаров и факторов произ­водства. В 2 ч. – М.: Международные отношения, 1997. – Ч. I, гл. 3.
 Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс,1992. – Гл. 2-4.
 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. – Т. 2, гл. 39.
 Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех. – Новосибирск: ЭКОР, 1994. – Ч. IV, гл. 18.
 83. Какую роль в теории конкурентных преимуществ играет выдвинутое М. Портером положение о «национальном ромбе»?
 В современных условиях становится все более сложным добивать­ся и наращивать в какой-либо отрасли конкурентные преимущества. Свободное перемещение капитала, технологий, рабочей силы ведет к выравниванию условий конкуренции, обостряет борьбу за рынки. Чтобы иметь конкурентные преимущества, необходимо использовать комплекс условий и факторов по всему периметру соперничества на внешних рынках.
 «Наиболее важные источники национального преимущества при­ходится активно изыскивать и использовать в отличие от факторных издержек, которые достигаются просто самим ведением деятельности в данной стране», – пишет американский экономист Майкл Портер, «Детерминанты» (источники, важнейшие параметры) конкурентных преимуществ он изобразил в виде слагаемых «национального ромба» (рис.17).
 
 Стратегия фирм, их структура и соперничество
 Параметры факторов
 Параметры спроса
 Родственные и поддерживающие отрасли
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 17. «Национальный ромб»
 
 При этом М. Портер выделяет следующие слагаемые «националь­ного ромба»:
 – постоянное внедрение новшеств, новых технологий, методов, новых способов обучения кадров, организации производства. Приори­тетное значение приобретает ресурс знаний, высокоразвитая инфра­структура (связь, информация, транспортные средства);
 – разработка эффективной стратегии фирм; создание прогрессив­ной фирменной структуры; конкурентное соперничество производи­телей и поставщиков внутри страны;
 – поддержка и развитие отраслей и производств, поставляющих экспортерам комплектующие, полуфабрикаты, сырье, топливо, обес­печивающих их оперативной информацией;
 – активное воздействие на параметры спроса, его объем, динами­ку, структуру, дифференциацию. Развитый спрос внутреннего рын­ка – важная предпосылка успешного выхода на внешний рынок.
 В поддержании конкурентных преимуществ страны значительна роль правительства. Оно создает условия, координирует и стимулиру­ет деятельность фирм. Правительство влияет на все параметры (де­терминанты) «национального ромба».
 В концепции М. Портера учитывается роль случайных событий, способных усилить или, напротив, ослабить конкурентные преимуще­ства нации. К случайным событиям он относит крупные научно-тех­нические открытия, резкие изменения цен, непредвиденные осложне­ния международной обстановки.
 Как подчеркивает автор концепции «национального ромба», наи­большего эффекта удается добиться тем компаниям, которые опреде­ляют уровень развития не одной отрасли, а группы отраслей, форми­руя так называемые кластеры, своего рода спектры экспортных пре­имуществ.
 Литература
 Киреев А. Международная экономика: движение товаров и факторов произ­водства. В 2 ч. – М.: Международные отношения, 1997. – Ч. I, разд. II.
  Линдерт П.X. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992.
  Портер М. Международная конкуренция. – М: Международные отношения. 1993.
 Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1997. – Гл. 29.
 84. Экономические взгляды С. Ю. Витте.
 Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) – крупный государственный деятель, инициатор сооружения Транссибирской магистрали, ми­нистр финансов в период проведения денежной реформы 1895 – 1897 гг. Известен как активный сторонник индустриального преобра­зования России, основу которого видел в упрочении финансовой сис­темы, железнодорожном строительстве.
 В работе «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» он подчеркивал значение для нашей страны транспортных коммуникаций и обосновывал систему построения тарифов. Железнодорожные тарифы должны регулироваться по закону спроса и пред­ложения.
 Выступая за государственный контроль над тарифами, Витте обо­сновывал требование однозначности и равенства перед тарифами «всех и каждого».
 Витте признавал целесообразность государственного управления транспортной сетью. «При эксплуатации всей сети железных дорог правительством является возможность увеличить их доходность», – писал он.
 Витте разделял и пропагандировал идею всемерного укрепления национального хозяйства, выдвинутую в свое время немецким эконо­мистом Фридрихом Листом.
 В книге «Национальная экономия и Фридрих Лист» Витте обо­сновывает программу ускоренной индустриализации страны, бы­стрейшего преодоления отставания от главнейших иностранных госу­дарств. Подъем сельского хозяйства он рассматривал в качестве «на­циональной общеэкономической задачи», важнейшей предпосылки «создания и укрепления отечественной промышленности».
 Витте обрушивается на тех ученых-проповедников, которые, об­лекшись в тогу «попугайской учености», механически воспроизводи­ли теоремы, заимствованные из западных учебников политической экономии. Отвергая доктринерство и игнорирование национальных особенностей, он отмечает, что классическая политическая экономия для применения ее к национальной жизни «должна преобразоваться в национальную экономию, подобно тому, как аналитическая механика преобразоваться в практическую».
 Для укрепления финансов Витте настаивал на введении косвен­ных налогов, в том числе налога на водку, обеспечившего четвертую часть бюджетных доходов. Будучи министром финансов, он отрица­тельно оценивал систему бумажно-денежного обращения за ее неус­тойчивость; перевел национальную валюту на золотую основу. После проведения денежной реформы рубль вплоть до начала мировой войны оставался одной из наиболее устойчивых валют мира.
 Программу реорганизации сельскохозяйственного производства и развития фермерства, выдвинутую Витте, проводить в жизнь начал П. А. Столыпин.
 Литература
 Витте С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист. – Киев: 1889.
 Витте С.Ю. Записка по крестьянскому делу. – СПб.: 1905.

<< Пред.           стр. 6 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу