<< Пред.           стр. 14 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 отношении к литературе, естественным наукам, искусству, тому интересу, который он питал к истории музыки и древним языкам, археологии и пр. Это контрастировало с убогим культурным уровнем "вождей", чей комплекс недоучек приобретал формы открытого презрения и ненависти к "яйцеголовым", занимающимся теоретической деятельностью, к образованности, разуму, но главное, что вызывало опасение - критическая позиция Шпенглера по отношению к вождям НСДАП и к их философствованию.
 О трагизме положения Шпенглера и трагикомическом воплощении в жизнь его политический идеалов пишет Херцог: "Шпенглер, индивидуалист и аристократ, видел выход из опасности возрастающего "омассовления" человека исключительно только в профессионально отобранном фюрере, в цезаризме. Он, Цезарь Мысли, искал Цезаря Дела... Шпенглер видел убожество, которое этот человек (Гитлер) принес в фаустовский мир, не мог пережить неудовлетворенности постыдной карикатурой на истинное фюрерство, унижения от (воплощения) его известных идей фюрерства".1
 К тому же обезьяна, усевшись играть Бетховена, перестала с прежним пиететом относиться к "предтечам". Раньше Гитлер мог обращаться к ван ден Бруку: "у Вас есть все, чего недостает мне. Я всего лишь барабанщик и копитель, давайте же работать вместе". А теперь Геббельс, чувствуя силу, требует от Шпенглера: "с уважением к решающему значению предстоящей народной кампании (выборов) для будущего немецкой политики и немецкого народа, я буду Вам признателен, если Вы предоставите в мое распоряжение выступление, которое объяснит и политику канцлера тоже... Мне бы хотелось думать, что забота о благе немецкой культуры и духа, как она провозглашена в движении, и борьба за немецкую честь и положение в мире, что решительным образом поддерживается правительством, образует главную часть статьи или выступления".2
 Шпенглер не откликнулся на просьбу Геббельса, и началась его травля в национал-социалистических кругах. После прихода Гитлера к власти Шпенглер вообще исчезает как автор, начинается его полная изоляция.
 Да, первоначально (с 1921 по 1933 гг.) национал-социалисты использовали влияние Шпенглера на интеллигенцию и
 1 См. Свасьян К.А. Указ. соч., с. 132.
 2 Spengler O. Briefes. 1919 - 1936 M., 1993, s. 710 - 711.
 451
 поддерживали "интеллектуальный роман" "Закат Европы", но не из-за совпадения взглядов на исторический процесс, а из-за того авторитета, которым Шпенглер пользовался в кругах политической и культурной элиты Германии, в среде промышленников и "принцев крови". Приходилось мириться с менторством Шпенглера из-за его огромной популярности, терпеть его критику в адрес лидеров движения. По мере завоевания власти Шпенглер с его советами стал не нужен.
 "Годы решений", последнее вышедшее при жизни автора произведение, продемонстрировало всю сложность и запутанность отношений Шпенглера с национал-социализмом. Шпенглер, казалось, содействовавший возникновению и развитию национал-социалистической теории, как раз в тот момент, когда Гитлер пришел к власти, выпускает книгу с нападками на национал-социализм, что вызывает недоумение у приверженцев Гитлера. Вот как отреагировала на поведение Шпенглера Элизабет Ферстер-Ницшег. "К моему глубокому сожалению, я слышала, что Вы отвернулись от архива Ницше и не хотите работать в нем. Я чрезвычайно сожалею и не понимаю это совершенно. Мне сообщили, что Вы очень отрицательно настроены против Третьего Рейха и его фюрера, и Ваш разрыв с архивом Ницше, который существует благодаря почтительному уважению к фюреру, связан с этим отношением. Я сама очень переживаю, что Вы с большой энергией высказались против нашего нового идеала. Это как раз мне непонятно. Не принес ли наш искренне уважаемый фюрер Третьему рейху те самые идеалы и ценности, о которых Вы писали в "Прусской идее и социализме"? И где только Вы увидели сильные противоречия с этой брошюрой?"1
 Шпенглер на своем примере убедился, что тоталитарная система является системой без обратной связи. Единственным ответом на сигнал снизу является уничтожение сигналирующего. Шпенглер, создавая свою политическую доктрину, исходил из политической утопии о добром и справедливом правителе, прислушивающемся к идеям теоретиков государства. Тоталитарное государство отреагировало молниеносно - не хочешь служить, придется замолчать.
 Разрыв Шпенглера с национал-социализмом не означал, что Шпенглер отказался от принципиальных идей своей философии, о чем свидетельствовал ответ Шпенглера на вопрос
 1 Spengler O. Briefes. 749 - 750 (Письмо Э. Ферстер-Ницше Шпенглеру).
 452
 американского телеграфного агентства: "Возможен ли всеобщий мир?" "Мир есть желание, война - факт, и человеческую историю никогда не заботят человеческие желания и идеалы. Жизнь есть борьба... борьба за власть, за свою волю. Пацифизм, - утверждает Шпенглер, - проявление бессилия, сила в воинственности, развитие общества обеспечивает война". "Пацифизм остается идеалом, война - фактом, и если белый народ решился более не господствовать, к господству в мире придут цветные".
 Оттолкнули Шпенглера от национал-социализма и сами вожди движения. Аскетизм личной жизни Шпенглера, забота о величии Германии, а не о собственном - ему хватало роли пророка и "посвященного", представления Шпенглера о вожде нации как о суровом солдате, слуге нации, проникнутом интересом государства, а не удовлетворением своих желаний, пришли в противоречие с позицией верхушки национал-социализма, с ее стремлением к роскоши. Шпенглер пришел к мысли, что эти люди Германию не спасут. Публикация, к которой, как пишет Шпенглер, его вынудили интересы Германии, все усиливающийся страх за ее судьбу и неизбежность второй, более трагической для Германии, мировой войны, к которой ее подталкивали безответственные лидеры, последней книги "Германия в опасности", названной в окончательной редакции "Годы решений" и содержащей уничижительную критику вождей третьего рейха, привела к полному разрыву Шпенглера с национал-социализмом. Тем не менее творчество Шпенглера, объективно способствующее появлению и укреплению национал-социализма, было нужно движению, продолжало использоваться им после смерти Шпенглера.
 4. Последний период творчества: "Человек и техника", "Годы решений" (Германия в опасности)
 Одна из самых знаменитых работ позднего Шпенглера -"Человек и техника". Автор ставит задачу понять феномен западной цивилизации через сущностную ее характеристику -технику. Уже в "Закате Европы", определяя особенности того периода "фаустовской культуры", в котором человек пребывает в 20-е гг. XX в. Шпенглер говорил об инженере, как главной фигуре, и технике, как сущности цивилизации.
 453
 Рассматривая развитие техники как единый процесс совершенствования орудий и средств производства, философ полагает, что именно в современном обществе наконец-то снимается антиномия "культура - цивилизация, когда искусственное полностью заменяет естественное". Империализм -апогей человеческого интеллекта и технической мощи, наиболее полное осуществление фаустовской "воли к власти".
 Отбросив свое прежнее отношение к истории, Шпенглер рассматривает мировой исторический процесс традиционно, как единую линию развития от первобытного общества через Средневековье к современному империализму. Единственное, что его отличает от иных историков, - идея убыстрения хода истории: приближается "время последних катастроф". Полностью сняв антиномию "культура - цивилизация", Шпенглер отказался и от понятия духовной культуры. Ибо победа фаустовской "воли к власти" - это уже не победа духа, а победа техники как орудия в борьбе, в биологическом соперничестве. Хищник овладевает миром, космосом, соперником, народом именно при помощи техники. Необратимость процесса отчуждения человека от природы, нарастание в нем черт хищника (чему способствует и техника) наиболее точно характеризует единую линию развития. Назад в естественность и доброту возврата нет.
 Помимо "фаустовского" характера воли, к власти подталкивает развитие техники и процесс развития естественных наук. Техническая мощь, активное покорение природы - главное в современном Фаусте. Шпенглер в равной степени настроен и против тривиального оптимизма в отношении развития техники, и против игнорирования материальных факторов в истории - производства, техники, экономики. Шпенглер утверждает, что вопрос о статусе техники настоятельно стоит уже более ста лет. Он первый увидел социальную масштабность проблем техники, попытался дать универсальный анализ фактора технического развития.
 Техника - тактика живого в борьбе за свое существование. И отличие "хищника-изобретателя" от просто "хищника" -отличие человека от животного. Возврат к истории как к насилию - это возврат хищника как властителя травоядных при "зоологическом" характере техники - вершина насилия, когда весь мир - добыча.
 Отчуждение человека от природы призвано сыграть роковую роль, трагедия человека в том, что природа активнее.
 454
 Именно с помощью техники начинается насилие над природой. В этом смысле идея "вечного двигателя" - сущность современной техники и вековая мечта человека. Техника, темпы ее совершенствования и последствия ее применения на определенном этапе становятся бесконтрольны - джин вырывается из бутылки и человек оказывается порабощенным техникой. Он привязан к ней, вынужден ее развивать, начинается "избыточная роскошь машин". Человек вовлечен в бег машин, в этой гонке "победитель мира будет загнан насмерть". И когда человек любуется мощью техники - это сродни чувствам человека, любующегося мощным, красивым пожаром... своего дома.
 "Годы решений" - последняя работа О. Шпенглера. И если "Человек и техника" - это попытки увидеть современную техническую цивилизацию, то "Годы решений" - политический горизонт Западного мира, стремление представить мировую историю как "нордическое чувство мира". "Человек - хищник. Все образцы добродетели и социальной этики, которые сверх этого понимания - стремления хищников со сломанными зубами". "Годы решений" - это три главные идет
 1. Идея мировой революции и белой революции (игра в кости за мировое господство началась).
 2. Идея германской миссии - только германцы жизнеспособны ("внешняя власть и сила души").
 3. Идея борьбы за пролетариат (презрение к пролетариям со стороны самих его вождей - Маркса и Энгельса, и альтернатива ему - непролетарское решение пролетарского вопроса -единство нации, а не класса).
 "Легионы Цезаря опять пробудились. Возможно, уже в этом столетии ожидаются последние решения. Перед ними падают в никуда маленькие цели и понятия сегодняшней политики. Тот, чей меч одержит победу, будет иметь господство в мире. Кто осмелится бросить игральную кость в чудовищной игре?". Как итоговое произведение, "Годы решений" собрали все, что касается проблемы "Германия и всемирно-историческое развитие", как ее понимает Шпенглер. Смысл этой работы можно свести к выявлению роли Германии и стран Запада в мировом развитии и угрозе перерастания белой революции в цветную. Здесь историзм ограничен движением истории к прусскому государству, которое останется отныне и навеки. История тотально политизирована: "человеческая история во времена высокой культуры - история политической власти. Форма этой истории - война. Сюда относится согла-
 455
 сие. Оно есть продолжение войны другими средствами: опыт побежденного и, как следствие, война в форме отбрасывания договора, попытка победы".
 Исключение в этой пронизывающей все космической войне составляют революции, так сказать, фиктивные методы преобразования действительности. Как Шпенглер различает "закономерную войну" и "незакономерную", не объясняется, но надо помнить, что если в предыдущих работах "законность" власти обосновывалась ее монархическим характером, то "Годы решений" допускают существование цезаризма нединастического образца: принцип фюрерства изменился.
 Мироустроительный идеал Шпенглера - "движущая сила общества не что иное, как прошлое стремление к силе, здоровые инстинкты, раса, воля к обладанию и к власти; и при этом... колеблются иллюзии, всегда остающиеся иллюзиями: справедливость, счастье, мир" - подается как благо, как спасение культуры. Насилие выдвигается в качестве единственного средства спасения цивилизации. Тоталиризация насилия возможна в условиях полного подчинения насилию, отвергается любая, даже малая попытка критического освоения действительности. Центральный вопрос произведения: "Что будет с Германией? Возвысится она или погибнет?" Вопрос состоит в том, что немцам предстоит правильно понять свою судьбу. Германию должно спасти прошлое стремление к силе, здоровые инстинкты, раса, воля к обладанию и к власти. Главное - какая идеологическая система будет направлять судьбоносную германскую расу. Основная критика Шпенглера направлена на демократию, как на стремление свести все к уровню мелких людишек, на критику всех умозрительных систем, живущих только на бумаге (относя это в равной степени и к материализму, и к идеализму). Шпенглер этим умозрительным системам хочет противопоставить философию хищного зверя. Ибо парламентаризм есть не что иное, как "конституционная анархия", согласие - результат поражения одного из государств в войне, временное накопление сил для того, чтобы отбросить это согласие. Источник богатства государства не в спекуляции и бухгалтерии, а в войне и в победах. Отсюда следует вывод: армия - не только сила, но самый консервативный, старый, добрый элемент, последняя надежда Германии.
 Оценивая положение европейских стран, а также Америки и России, Шпенглер приходит к мысли о том, что роль спаси-
 456
 теля западной культуры принадлежит только Германии, но другие страны вряд ли спокойно отойдут на второй план, и поэтому несколько картинно Шпенглер заявляет: "Игра в кости за мировое господство только началась и будет доиграна до конца между сильными людьми. Не должна ли Германия быть в их числе?"
 "Прочтение" Шпенглера западными мыслителями всегда было неоднозначно, зачастую одни и те же положения его доктрины трактовались прямо противоположным образом. Конец 70 - 80 гг. - время спокойного прочтения Шпенглера. Задача "актуализации" концепции Шпенглера напрямую связана с неоконсерваторами ФРГ и немецкими философами, которые по своим политическим симпатиям более неоконсерваторы, чем социалисты. Ситуация в мире, растущая тревога по поводу "шансов" цивилизации заставили пересмотреть концепцию Шпенглера. Если в 20-е годы идея "Заката" шокировала философов, то в 70 - 80 годы она начинает рассматриваться как объективная формулировка реальной историко-культурной дилеммы: прогресс цивилизации - кризис исторической культуры.
 "Сопоставление тезисов Шпенглера по критике цивилизации и политических идей Шпенглера с новыми историческими фактами показывает, что многочисленные прогнозы Шпенглера с большой точностью оправдались. Многие социальные и политические явления, которые мы сегодня наблюдаем, 60 лет назад только начинались и для многих современников Шпенглера не были истиной", - пишет исследователь Шпенглера К. Е. Эккерманн.
 Философы 70 - 80-х гг. к числу наиболее важных прогнозов Шпенглера относят следующие:
 - Разрушение человеческой природной среды самим же человеком.
 - Омертвение межчеловеческих отношений.
 - Сомнение в гуманистической, цивилизаторской сущности прогресса.
 - Разрушение социальных структур.
 - Процесс распада либерального государства.
 Парадокс шпенглеровской философии состоит в том, что, несмотря на ее многочисленные фактические и теоретические противоречия, явный и прокламируемый иррационализм его концепции, интуиция Шпенглера дала ему возможность выделить идеи, ставшие основой типологического анализа культур,
 457
 предвидеть сначала первую, а затем вторую мировую войны, поражение Германии и многое другое, стать "отцом" послевоенной неоконсервативной доктрины немецкого государства и "общего европейского дома".
 Литература
 Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. М., 1969.
 Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIX - начала XX века. М., 1988.
 Кутлунин А.Г. Немецкая "философия жизни". Критические очерки. Иркутск, 1986.
 Карулина Т.Б. Закат Европы. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
 Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. (Влияние ницшеанства на нем. буржуазную философию). М., 1971.
 Современная буржуазная философия. М., 1972, гл III, § 4.
 Тавризян Г.М. О. Шпенглер. Й. Хайзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1991.
 Тавризян Г.М. Шпенглер. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
 Шпенглер О. Закат Европы. М., т. 1, 1993.
 Шпенглер О. Игра в кости за мировое господство. Социологические исследования. 1987, № 6.
 458
 История Философии
 Учебник для вузов
 Москва 1998
 Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
 || http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656
 update 20.02.10
 
 

<< Пред.           стр. 14 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу