<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 3. "Я знаю, что ничего не знаю..........................................................70
 Философия Сократа.........................................................................71
 "Ирония" Сократа............................................................................. 72
 Государство сильно тем, как граждане исполняют законы.......... 73
 4. Гениальный ученик Сократа ...........................................................73
 От бога Аполлона?............................................................................. 73
 Мир идей Платона............................................................................. 74
 3
 Космос.................................................................................. 77
 Нравственный идеал........................................................... 78
 О государстве...................................................................... 79
 5. "Проживи незаметно". Певец "наслаждений" .................................83
 Учение о природе.............................................................................. 84
 Роль души ................................................................................. 86
 О богах........................................................................................... 87
 Эпикуреец - развратник? Сластолюбец? Жуир? ........................... 88
 Не всякое удовольствие есть благо ................................................. 89
 Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя ........... 91
 Воздержание от излишеств............................................................... 91
 О кротости и благодушии................................................................ 92
 Сумей уйти в тень!............................................................................ 93
 Отношение к смерти........................................................................ 94
 О страданиях...................................................................................... 96
 Как относиться к злу?...................................................................... 96
 О государстве.....................................................................................97
 Глава III. Философия Средневековья........................................99
 1. Западноевропейская средневековая философия ...............................99
 Что значит "средние века"?............................................................... 99
 Каков смысл понятия "средневековая философия"?......................100
 Характерные черты средневековой философии.................................102
 Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы............................104
 Проблемы гносеологии: знание или вера? ....................................105
 Доказательства бытия Бога...............................................................108
 Антропология: человек - образ и подобие Бога? ..........................109
 Философия истории.........................................................................112
 Оппозиционные философские направления................................. 114
 Наследие и преемственность...........................................................115
 Основные направления и этапы развития
 западноевропейской средневековой философии .............................116
 2. Философская мысль в Византии................................................... 117
 3. Арабская философия Средневековья.............................................. 120
 Глава IV. Философия эпохи Возрождения........................... 125
 1. Исторические особенности эпохи Возрождения............................. 125
 2. Специфика философской культуры Возрождения .......................... 128
 3. Философия итальянского гуманизма ............................................. 130
 4. Развитие идей неоплатонизма....................................................... 134
 5. Натурфилософия Возрождения..................................................... 138
 6. Реформация и гуманизм............................................................... 142
 7. Социальная философия Ренессанса............................................... 147
 Заключение.......................................................................................149
 Важнейшие события эпохи Возрождения........................................150
 Искусство эпохи Возрождения.........................................................151
 4
 Глава У. Философия Нового времени: XVII век.................... 153
 1. Социально-исторические и научные предпосылки философии
 XV11 века....................................................................................... 153
 2. Английская философия XVII века................................................. 155
 Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества..................155
 "Новый Органон" и его основные идеи ..........................................157
 Учение об "идолах" или призраках познания..............................159
 Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя ......................................162
 Гносеология: методы и знаки .........................................................163
 Социально-политические взгляды Гоббса .......................................165
 3. Французская философия XVII века............................................... 166
 Декарт: жизнь и деятельность.........................................................166
 Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы ........................168
 Познание: цели и метод достижения истины..............................169
 Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений ......................171
 4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов.................... 173
 Эпоха и жизнь Спинозы..................................................................173
 Учение о субстанции .......................................................................174
 Атрибуты и модусы субстанции.......................................................175
 Концепция познания ......................................................................176
 Этика Спинозы.................................................................................177
 Жизнь и деятельность Лейбница....................................................179
 Учение о монадах.............................................................................181
 Познание: методы и принципы........................................................182
 Заключение....................................................................................... 185
 Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188
 1. Европейский мир на исходе Нового времени................................. 189
 2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века ............... 192
 Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)..................................... 193
 Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803)...........................................194
 Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832).............................................196
 3. Кант - родоначальник немецкой классической философии............... 199
 Докритический этап........................................................................200
 Критика чистого разума..................................................................202
 Критика практического разума......................................................203
 Критика способности суждения ....................................................205
 Социальная философия...................................................................207
 4. Философия Фихте....................................................................... 209
 5. Философия Шеллинга................................................................. 213
 6. Апогей немецкого идеализма. Гегель.............................................216
 Бытие и мышление...........................................................................218
 Идея развития...................................................................................219
 Философия природы.......................................................................222
 Философия Духа...............................................................................223
 Философия истории........................................................................225
 5
 7. Ученики, последователи, оппоненты.............................................. 227
 Гегельянство......................................................................................228
 Людвиг Андреас Фейербах (1804- 1872)........................................230
 Натурализм.......................................................................................235
 Карл Генрик Маркс (1818 - 1883).....................................................236
 Неокантианство ................................................................................243
 Позитивизм.......................................................................................245
 Иррационализм.................................................................................246
 Заключение.......................................................................................248
 Научные открытия XVIII - XIX ВВ...................................................249
 Хронология жизни немецких философов (классический период)..............................................................................................251
 Энциклопедия философских наук (по Гегелю) ...............................252
 Развитие философских идей во II-й пол. XIX века ........................253
 Глава VII. История русской философской мысли ................255
 Введение........................................................................................ 255
 1. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX - XIII вв.)............... 257
 Влияние языческих традиций ..........................................................258
 Античные взгляды и византийское православие Руси ..................259
 Философские идеи Киевской Руси..................................................260
 2. Древнерусская мудрость (XIV-XVII вв.)..................................................263
 Формирование идей национального и личного самосознания........264
 Еретические движения в духовной жизни Руси............................265
 Начало светской мысли как предшественницы русской философии.........................................................................................267
 3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.).... 269
 Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия................................................................................270
 Утверждение философии как теоретической науки .......................271
 Социальная философия декабризма..............................................273
 4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)...... 274
 Ортодоксальное направление...........................................................275
 Демократическое направление........................................................277
 Либеральное направление ...............................................................280
 5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.).....282
 Спор об уникальности и универсальности русской культуры......283
 Демократические теории революционного процесса.....................284
 Марксизм и анархизм на русской почве.......................................286
 6. "Философия естествознания" в России................................................ 287
 Последователи Ломоносова.............................................................288
 Русский космизм..............................................................................289
 7. XX век в русской философии........................................................291
 Философия русского "зарубежья"..................................................292
 Советский этап в русской философии ..........................................295
 Заключение. Основные черты русской философии............................. 296
 6
 Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности ........299
 1. Идейные предшественники ...........................................................299
 2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития....... 300
 3. Отношение к философии, понимание ее предмета......................... 303
 4. Логический позитивизм................................................................ 305
 5. Семантический позитивизм........................................................... 309
 6. Лингвистический анализ............................................................... 312
 7. Падение престижа неопозитивизма................................................ 314
 8. Постпозитивизм.......................................................................... 316
 9. Прагматизм................................................................................ 319
 Социальные взгляды прагматистов................................................326
 Дальнейшая судьба прагматизма....................................................328
 Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века...............................333
 1. "Философия жизни".................................................................... 333
 Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше ........342
 2. Психоанализ 3. Фрейда...............................................................342
 3. Неофрейдизм..............................................................................347
 Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма............354
 4. Философия экзистенциализма...................................................... 354
 Экзистенциалы человеческого бытия...............................................361
 Глава X. Основные проблемы философии
 экзистенциализма................................................................. 362
 Причины возникновения экзистенциализма,
 его разновидности и представители................................................362
 Что такое экзистенция? Бытие и "сущее". Главные категории.............366
 Отношение к познанию и науке. Понимание философии............375
 Социальные взгляды экзистенциалистов.......................................380
 Попытки реформировать экзистенциализм...................................385
 Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии.....389
 1. Философские идеи Библии........................................................... 391
 Библия о мироздании .....................................................................391
 Оценка учеными библейской картины мира.................................393
 Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека...........394
 Библия о личности ...........................................................................399
 Почему человек страдает? ...............................................................400
 Свобода воли и предопределение ....................................................402
 Библия о смысле жизни................................................................-.404
 2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407
 Моисей............................................................................................ 408
 7
 Божественное повеление. Выведение израильского народа
 из египетского плена.......................................................................409
 Нравственное учение Иисуса Христа.............................................420
 Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция .....430
 1. Освальд Шпенглер и "Закат Европы" - проснуться знаменитым.......... 431
 Социально- политическая и экономическая ситуация
 в Германии (1900 - 1914) ..................................................................431
 От школьного учителя до духовного пророка Германии ...........432
 Открытие принципиально новой философии истории ................433
 Эволюция политических взглядов Шпенглера.............................435
 2. От "морфологии" культуры к проблемам переустройства мира........ 437
 "Прусская идея и социализм" - первое "неморфологическое" произведение Шпенглера........438
 Конкретизация Шпенглером своей политической
 доктрины........................................................................................... 442
 Единство философской и политической концепции
 О. Шпенглера...................................................................................445
 3. Шпенглер и национал-социализм.................................................. 449
 Конгениальность идей Шпенглера идеологии НСДАП
 и причины расхождения с национал-социализмом ......................449
 4. Последний период творчества: "Человек и техника",
 "Годы решений" (Германия в опасности)........................................... 453
 
 8
 Предисловие
 Философия - один из древнейших способов постижения мира и определения личностью своего места в нем. На протяжении десятков веков человечество с ее помощью удовлетворяло свое любопытство, развивало воображение, совершенствовало интеллектуальное мастерство, питало сомнение, поддерживало дух творчества. Не случайно наш соотечественник философ С.Н. Булгаков отмечал: "Философия по существу своему есть неутолимая и всегда распаляемая "любовь к Софии"; найдя удовлетворение, она замерла бы и прекратила бы свое существование. Предмет ее стремления находится за пределами ее обладания".
 Курс философии в современных высших учебных заведениях, в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами, знакомит учащихся с двумя вариантами подхода к постижению основных философских вопросов: историко-культурным и предметно-системным. Ограниченность объема учебного курса, полифоничность и разнообразие позиций мыслителей разных эпох практически по всем рассматриваемым вопросам, отсутствие у студентов младших курсов необходимого опыта работы со специальной литературой, значительная доля времени, отводимая на самостоятельное знакомство с материалом, создают ощутимые трудности у студентов нефилософских вузов.
 Предлагаемое учебное пособие создавалось в надежде помочь учащимся овладеть базовыми знаниями по философии, выработать и закрепить необходимые навыки и умения работы с философским материалом. Опыт преподавания обновленного курса философии в техническом вузе показал, что наибольшие сложности возникают при изучении историко-философских проблем. Их постижение требует привлечения серьезных исторических, культурологических и общефилософских знаний. В учебниках по философии нового поколения данная часть программы представлена, как правило, сжато, концептуально, крайне лаконично.
 В связи с этим авторский коллектив при подготовке материала стремился полнее показать условия и причины формирования, развития и смены различных типов философствования в истории человечества, познакомить с характерными для них школами, учениями, мыслителями. В материалах пособия
 9
 используются идеи дискуссионного характера, изложение ведется в различной тональности - от повествовательной до сюжетной, привлекаются схемы и таблицы. В зависимости от разнообразия, доступности и сложности рекомендуемой литературы авторы отдельных глав сосредотачиваются либо на воспроизведении целостной исторической философско-культурной картины, свойственной для конкретного периода, либо на творчестве отдельных выдающихся представителей философской мысли этой эпохи.
 В задачи учебного пособия входит привлечение внимания учащихся к философской проблематике, стимулирование самостоятельной работы студентов в ходе ее освоения, выработка способности к исторически конкретному восприятию интеллектуальной среды той или иной научной идеи, расширение кругозора и развитие воображения будущих специалистов.
 10
 Глава I. Философская культура Древнего Востока
 1. Что такое "Древний Восток"?
 Географически "Древний Восток" подразделяется на: Ближний Восток (Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина); Средний Восток (Индия, Иран, Афганистан); Дальний Восток (Китай, Вьетнам, Корея, Япония).
 Хронологически "Древний Восток" определить сложно, поскольку это понятие охватывает грандиозный временной промежуток общечеловеческой истории от середины IV тыс. до н. э. (образование государственности в Египте и Месопотамии) до III в. н. э. (падение Ханьской династии в Китае).1
 Древний Восток представляет собой сложный тип цивилизации, для которого характерны следующие общие признаки:
 - экономическим основанием является мелиоративное земледелие, при котором земля и вода находятся в собственности государства;
 - централизованное устройство государственной власти с развитой бюрократией;
 - абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, царь, император);
 - население находится в полной зависимости от государства; большинство проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах;
 - человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества. Это обстоятельство в наибольшей степени определяет специфику духовной культуры Древнего Востока.
 Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций - Египет, Двуречье, Индия и Китай - для истории философии особый интерес представляют два последних.
 1 Конец древней истории в Индии совпадает с арабским вторжением на полуостров Индостан - 710 г. н. э.
 11
 2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии
 Уже более ста лет длится дискуссия по Древнему Востоку, в ходе которой были высказаны две крайние точки зрения.
 Первая: Индия и Китай не создали настоящей философии, не "доросли" до нее, поэтому применительно к ним следует говорить о предфилософии, или религиозно-философском мировоззрении. Вторая: Индия и Китай явили миру сверхфилософию, до которой Запад пока не поднялся.
 Сосуществование противоположных взглядов на одно и то же явление можно объяснить тем, что в обоих случаях в качестве эталонной модели философии, "образца для подражания", берется западноевропейский вариант философствования. А индийская и китайская мысль, не укладывающиеся в это "прокрустово ложе", объявляются "предфилософией" или "сверхфилософией"... в зависимости от личностного отношения исследователя к европейской философии.
 Именно в силу несводимости китайского и индийского способа философствования к европейскому они были весьма произвольно объединены одним словом - "Восток" - и противопоставлены "Западу". В действительности же следует говорить не о двух источниках, очагах мировой философской мысли, а о трех: Запад, Индия и Китай. Между Индией и Китаем гораздо меньше сходства, нежели между Западом и Индией, связанных общей - индоевропейской - прародиной и языком. Индию же духовно породнил с Китаем буддизм, проникший туда только во II в. н. э.1
 Многие современные историки философии называют античный Запад, Древнюю Индию и Древний Китай тремя очень разными, но равными по духу собеседниками.
 Не менее сложным является вопрос о генезисе (происхождении) индийской и китайской философии, ее отношении к богатой образными понятиями мифологии.
 Л.С. Васильев, автор фундаментальных трудов по происхождению древнекитайской цивилизации, государства и мировоззрения,2 разработал общую схему перехода от мифологиче-
 1 Данная мысль была высказана А.И. Кобзевым. Буддийские мотивы мы можем обнаружить и в арабо-мусульманской культуре, и в славянской ("Повесть о царевиче Иоасафе").
 2 См. список рекомендуемой литературы в конце главы.
 12
 ского миросозерцания к философскому мышлению. Эта схема включает в себя четыре варианта перехода:
 1) ветхозаветный;
 2) индоарийский;
 3) античный;
 4) китайский.
 Для ветхозаветного варианта происхождения философии характерно вытеснение множества мифологических божеств единым Богом-Абсолютом. Индоарийский (древнеиндийский) вариант перехода связан с совмещением мифологических божеств с вполне рационально понимаемым Единым. Для античного варианта перехода характерно стремление к целостной рационалистической картине мира, где нет места Божественному произволу.1
 А в Китае мифологическое сознание серьезно потеснила строгая ритуалистика ("китайские церемонии"). Философия же никогда не прерывала ту нить, которая связывает между собой предание и научную теорию, миф и логос. Китайская философия зарождается в мифе, не покидает его, как это происходит в античной Греции. "Живучесть" китайского мифа-предания заключается в том, что он оказался способным на протяжении столетий служить той необходимой канвой, художественным и познавательным горизонтом, в котором происходило становление китайской национальной психологии и философии. Вот почему китайская медицина и даже техника боевых искусств оказались насквозь пронизанными философскими понятиями, а философия - весьма натуралистическими образами и ассоциациями. (Например, философско-эстетическая категория, которая встречается только в Китае - чистота).
 Наличия развитой, проникнутой философическим духом мифологии все же недостаточно для генезиса философии. Философия становится философией, лишь выработав свой - отличный как от мифа, так и от науки - способ и язык осмысления действительности.
 Начинается философия в Древнем Востоке как комментарий: в Китае - к "И-цзин" (Канон перемен); в Индии - к Ведам (Упанишады). Неопределенные, расплывчатые древние тексты и гимны содержали возможность многосмысленности и
 1 Античная философия начинается, во-первых, с сомнения в достоверности как мифологического мировосприятия, так и свидетельств органов чувств, здравого смысла; во-вторых, с удивления, о котором так вдохновенно писал Аристотель.
 13
 многозначности толкования. Именно комментарий выступал в Индии и Китае первичным философским способом осмысления действительности и стимулировал формирование оригинального философского языка.
 3. Философия Древней Индии
 Этапы и источники древнеиндийской философии
 В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, "наивные" представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:.
 - самхиты - религиозные гимны, "священное писание";
 - брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и адресованные прежде всего брахманам, в которых описывается правильность совершения ритуалов и жертвоприношений;
 - араньяки - книги лесных отшельников;
 - упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
 Число упанишад точно определить невозможно, т. к. их писание продолжалось вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом пользуются древние упанишады, среди которых Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и др. Упанишадами завершается первый этап индийской философии - ведический.
 Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы "Рамаяна" и "Махабхарата". Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса,
 14
 йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.
 Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла настоятельная потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.
 Рита
 В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца.
 Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, которая равна 100 космическим годам или 8.640.000.000 земных лет, после чего он умирает и в течение последующих 100 космических лет длится Вечность Небытия (Маха Пралайя). Потом рождается новый Брахма и вновь 100 космических лет длится Вечность Бытия (Маха Манвантара). При этом каждый раз появляется все более совершенная человеческая раса.
 В своем развитии каждая человеческая раса неизбежно проходит четыре эпохи (юга), двигаясь по нисходящей от Золотого века до Железного, теряя при этом Красоту, Истину и Добро, постепенно погружаясь во Зло, Ложь и Безобразие. Мы с вами живем в последнюю из четырех юг - Кали-Югу, начавшуюся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. Завершится Кали-юга, как бывало уже много-много раз, уничтожением всего живого в огне и воде. Однако отчаиваться не стоит: до завершения нашей Кали-юга осталось более 425.000 земных лет!
 Каждая новая Вселенная образует более высокую ступень совершенства и является лишь этапом в эволюционном развитии мироздания.
 Космизм индийской онтологии (учение о бытии и небытии) проявляется в признании существования направленной эволюции всего и вся от природы к духу, проходящей через ряд промежуточных стадий. Этот закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную - к духовному, нравственному совершенству. Весь мир, природа и человечество оказываются в равной степени
 15
 подчинены закону космической эволюции и порядка - Рита. Применительно к отдельному человеку это выражается в требовании постоянного духовного самосовершенствования. Совершенствуя себя, человек увеличивает степень совершенства Мироздания. Совершая зло, человек не только наносит вред себе, своему эволюционному развитию, но и тормозит развитие общества, природы, Космоса. Безнравственными могут быть не только явное, конкретное деяние человека - поступок, но и злое слово, и скверная мысль. Человеческое Деяние, Слово и Мысль приобретают по закону Риты космический масштаб.
 Пракрити, Пуруша,Майя
 Представления древних индусов об основах мироздания очень сложны и разнообразны. Тем не менее можно выделить три основных образа-понятия, с помощью которых описывается мир: пракрити, пуруша, майя.
 Первоначально мир представляет собой нерасчлененное материальное состояние - пракрити. Пракрити состоит из трех энергий - "гун".
 Гуна саттва - легкость, покой, святость, возвышенность, свет.
 Гуна раджас - деятельность, борьба, сила.
 Гуна тамас - пассивность, массовидность, тучность, ленность, мрак.
 В каждом явлении, в каждом предмете происходит борьба этих гун, которая вызывает вещи и явления из непроявленного, нерасчлененного состояния предбытия и переводит их в проявленное, расчлененное состояние бытия.
 Пракрити противопоставляется пуруша - чистое сознание. В Ригведе Пуруша - это первочеловек, принесенный в жертву богами, из тела которого была создана Вселенная и люди. В Упанишадах мифологический смысл этого понятия был заменен философским, и "пуруша" стало означать индивидуализированное духовное начало. Главная задача и предназначение пуруши состоит в том, чтобы осознать свою специфику, несводимость к пракрити.
 Истинное "лицо" практрити проявляется в том, чтобы заслонить от пуруши высшую реальность - Брахму. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он кажется, является пуруше, что за ней, пракрити-материей, боль-
 16
 ше ничего не скрыто. На самом же деле природа бытия всего лишь... сновидение, мираж, майя.
 Так впервые в истории философской мысли (задолго до И. Канта) была поставлена великая гносеологическая проблема: различение сущности и иллюзорности, подлинного и неподлинного бытия.
 Атман, Манас
 Первый акт познающего сознания должен состоять в признании ирреальности, неподлинности этого мира.
 Наша общечеловеческая ошибка состоит в том, что мы приписываем этому миру независимое, реальное существование. Это заблуждение (авидья), в которое нас вводит пракрити. Второй - в поиске истинного, подлинного бытия, т. е. Абсолюта-Брахмы. Рационально определить Абсолют невозможно. Более того, на всякую такую попытку должен следовать один-единственный ответ: "Не то, не это". Неизбежно возникает вопрос: "А способны ли мы, люди, изначально ограниченные лишь пятью органами чувств и весьма поверхностным умом, познать такую сверхреальность, как Абсолют-Брахма? Вскрыть сущность мироздания?"
 Индийская философия, как, впрочем, и все религиозно-философские системы Древнего мира, отвечает на это так: "Тот, кто познал себя, познал Бога". Существеннейшей чертой древнеиндийской философии является убежденность в тождественности Бога и человеческой души, что нашло свое выражение в знаменитой "формуле": Брахма есть Атман. Каждый из нас, согласно этому утверждению, является носителем и хранителем искры Бога Брахмы. Поэтому в принципе познание Брахмы - сущности мира - возможно, но никогда полностью не произойдет. Человек же обязан стремиться к этому: только устремленному Брахма откроет одну из своих сторон. Как писал индийский мыслитель XIX в. Рамакришна - "Если кувшина воды достаточно, чтобы утолить мою жажду, зачем мне целое озеро?"
 Каким путем происходит познание? В истории мировой философии известны как минимум два типа познания. Первый -назовем его условно европейским: исследование внешнего предмета без учета психического состояния познающего субъекта. В древнеиндийской философии представлен второй тип познания: исследование того, что происходит в моем сознании в результате соприкосновения с миром предметов. Очевидно,
 17
 что для занятий такой философией нужны и особые психологические качества и способности. Индийский философ VIII в. н. э. Шанкара в своих комментариях к первой сутре "Веданта-сутр" говорит, что для изучения философии необходимо:
 - знать о различии между вечным и преходящим;
 - быть отрешенным от всех мелких желаний, личных мотивов и практических интересов;
 - вести достойную человека нравственную и добродетельную жизнь;
 - владеть техникой медитации.
 Огромное внимание обращается на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - восхождение человеческой души (Атмана) к Абсолюту-Брахме. Переживание мистического единства, слияние Части и Целого выступает в индийской философии как первый и главный метод познания (путь джнаны).1
 В течение многих веков техника медитации подробно изучалась в Индии. В основе индийской йоги лежит пневматическая физиология, т. е. техника правильного (ритмического) дыхания. Восхождение Атмана к Богу-Брахме представлялось в виде движения психической энергии2, которая в сонном, свернутом состоянии пребывает в каждом человеке. Начало медитации совпадает с пробуждением этой энергии и последовательным прохождением ее по семи нервным центрам (чакрам), располагающимся вдоль спинного мозга человека. В стадии совершенства, называемой "самадхи" (транс, экстаз), ум человека полностью отвлекается от внешнего мира. Эта ступень характеризуется способностью человека осознавать свою сущность чистым сознанием и черпать радость и блаженство в состоянии единения с Абсолютом. Это состояние преодоления индивидуальности и выхода в над-индивидуальное или в бессознательное (личное и коллективное).
 В индийской философии теория познания не просто тесно связана, но и, как правило, перетекает в психологию (учение о душе, сознании, человеческом "Я"). В индийской психологии различают два составных элемента души; первый, Атман (искра Брахмы), одинаков у всех людей, неуничтожим, вечен. Только благодаря наличию Атмы (Атман) для человека существует
 1 Есть еще один метод познания: Любовь (путь бхакти). Через любовное созерцание творений Бога-Брахмы человек может получить Знание.
 2 Индусы придумали прекрасное образное название для психической энергии - змей Кундалини.
 18
 возможность познать Брахму-Абсолют. Второй, Манас - собственно сознание, накопленное данным человеком, его жизненный опыт, личностное мировидение. В момент смерти погибает только Манас, Атман же продолжает свое шествие по времени в последующих перерождениях.

<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу