<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 обзор за ноябрь 2005 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -социум XXI-
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 6
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 8
 Реализация национальных проектов 8
 Административная реформа 9
 Кадровые перестановки в системе государственной власти 9
 Реформа местного самоуправления 14
 Реформа паспортной системы 14
 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО 15
 Реформа политической системы 15
 Согласование и утверждение глав субъектов РФ 16
 Выборы органов региональной власти 16
 Партии и движения 17
 "Единая Россия" 17
 КПРФ 18
 Избирательный блок "Родина" 19
 Оппозиционно настроенные политические деятели и движения 19
 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 21
 Факторы и тенденции в российской экономике 21
 Инфляционные процессы 22
 Приватизационные процессы 23
 Выплата внешнего долга 23
 Налоговая реформа 23
 Топливно-энергетическая сфера 24
 Реформа электроэнергетической сферы 24
 Политика в отношении естественных монополий 24
 Развитие золотодобывающей отрасли 25
 Социально-экономическое развитие регионов 25
 Развитие транспортной инфраструктуры 27
 Государственная поддержка военно-промышленного комплекса 27
 Государственная поддержка культуры и спорта 28
 БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА 29
 Формирование бюджета 29
 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 30
 Жилищно-коммунальное хозяйство 30
 Реформа ЖКХ 30
 Здравоохранение 30
 Реформа здравоохранения 30
 Меры по предупреждению инфекционных заболеваний 31
 Социально-трудовая сфера 31
 Реформа монетизации льгот в действии 31
 Социальная защита населения 32
 Социальная защита военнослужащих 32
 Социальная напряженность 32
 Техногенные катастрофы и аварии 33
 АРМИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ 34
 Реформа Вооруженных Сил 34
 Развитие военно-технического комплекса 35
 Совершенствование системы охраны правопорядка 35
 Укрепление государственной границы 36
 Государственный контроль за миграционными процессами 36
 Государственный контроль за безопасностью на дорогах 36
 Противодействие распространению наркоугрозе 37
 Расследование актов терроризма 37
 Развитие ситуации в Северо-Кавказских республиках РФ 38
 РОССИЯ И МИР 42
 Тенденции развития международных отношений 42
 Смена политического курса в ФРГ 43
 Политический кризис в Израиле 44
 Назревающий политический кризис в США 44
 Политический кризис в Канаде 45
 Акции неповиновения в Киргизии 45
 Выборы в парламент Республики Азербайджан 45
 Урегулирование международных конфликтов 47
 Глобальная угроза международного терроризма 47
 Проявление политики двойных стандартов рядом западных государств 48
 Ситуация в Ираке 48
 Урегулирование палестино-израильского конфликта 49
 Обострение ситуации на ливано-израильской границе 49
 Развитие ситуации вокруг ядерной программы КНДР 50
 Массовые беспорядки в Западной Европе 50
 Разрешение приднестровского конфликта 54
 Разрешение балканского кризиса 55
 Разрешение российско-японского территориального конфликта 55
 Российско-грузинские отношения 56
 Развитие ситуации в Украине 58
 Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности 58
 Военно-техническое сотрудничество 59
 Противодействие наркоугрозе 59
 Стихийные, экологические и техногенные катастрофы 60
 Техногенная катастрофа на российско-китайской границе 60
 Экономическое, культурное и политическое международное сотрудничество 61
 Международное сотрудничество в сфере ТЭК 61
 РФ и Евросоюз 62
 РФ и ВТО 62
 РФ и ЕврАзЭС 63
 РФ и АТЭС 63
 РФ и США 64
 РФ и Королевство Нидерландов 64
 РФ и КНР 64
 РФ и Япония 65
 РФ и Таиланд 66
 РФ и Южная Корея 66
 РФ и страны Балтии 67
 РФ и Украина 68
 РФ и Узбекистан 68
 РФ и Казахстан 69
 ИСТОЧНИКИ 71
 Официальные сайты 71
 Информационные агентства 71
 Телеканалы 71
 Печатные СМИ 71
 Радиостанции 71
 
 
 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
 
  Для внутриполитической жизни Российской Федерации ноябрь 2005 года был относительно спокойным месяцем.
  Однако стоит обратить внимание на некоторые ключевые события и тенденции этого периода.
  Во-первых, неожиданными для большинства экспертов и наблюдателей стали кадровые перестановки в высших эшелонах власти. Президент России В. Путин реализовал решения о назначении губернатора Тюменской области С. Собянина главой кремлевской администрации, Д. Медведева - первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации и о придании должности Министра обороны статуса вице-премьера.
  Мотивы данного шага глава государства объяснил достаточно просто, но при этом аргументированно. По его словам, С. Собянин хорошо разбирается в проблематике удаленных от центра территорий: Урала, Сибири, Дальнего Востока - и одновременно прекрасно владеет ситуацией в сфере продвижения реформы местного самоуправления.
  Как заявил Президент РФ, Д. Медведев в новом статусе будет курировать в Кабинете Министров стратегию и реализацию национальных проектов, конечной целью которых является повышение уровня жизнь россиян.
  На С. Иванова возложена ответственность за решение военно-промышленных вопросов, и, как следствие, в целом за укрепление и развитие оборонного потенциала страны в свете противодействия современным угрозам и вызовам.
  Многие независимые эксперты, в том числе зарубежные, расценили эти назначения, как начало операции "Преемник - 2008". Тем самым, по их мнению, общественности были представлены два кандидата на пост российского Президента в 2008 году: жесткий "силовик" С. Иванов, и либерал Д. Медведев.
  Впрочем, в высказываниях отдельных аналитиков возможным претендентом на кресло главы государства называется и "крепкий хозяйственник", он же - "представитель энергетического сообщества" С. Собянин.
 
  Другим значимым событием месяца стали выборы парламента Чеченской Республики. Необходимо отметить, что они прошли при более высокой, чем на аналогичных мероприятиях в других регионах, явке избирателей. И в день их проведения, равно как накануне и после окончания, не случилось сколь либо значимых чрезвычайных происшествий.
  По оценке руководства Российской Федерации, видных политиков и отдельных международных наблюдателей, выборы чеченского парламента стали заключительным шагом в формировании в указанной республике полноценной властной системы.
  Однако есть и еще один немаловажный фактор, свидетельствующий об успешности действий правоохранительных органов и специальных служб, по крайней мере, в этом регионе. В том числе, в сфере информационно-пропагандистского противодействия распространению в Чеченской Республике идей политического и религиозного экстремизма.
 
  Между тем целесообразно упомянуть о 4 ноября, когда в Российской Федерации впервые отмечался День народного единства. Он был омрачен маршем, организованным в Москве праворадикальными организациями, которые объявили этот день "праздником освобождения от польско-литовских захватчиков".
  Оставляя в стороне все прозвучавшие в этой связи комментарии и заявления, данную акцию, как представляется, можно считать следствием идеологической пустоты, существующей у населения России по отношению к этой дате. Несмотря на всю ее значимость для истории страны, нынешние поколения слабо представляют себе всю глубину, масштабность и трагичность происходивших в те далекие годы событий, не идентифицируют себя в качестве потомков тех, кто населял страну в прошлом.
 
  Как и прежде, высшее политическое руководство Российской Федерации продолжило работу по продвижению национальных интересов за рубежом. В частности, глава государства, другие ключевые управленцы высшего звена приняли участие в работе форумов, проводившихся в рамках таких авторитетных структур, как Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Организация договора о коллективной безопасности.
  На этих и других двухсторонних и многосторонних встречах был подписан ряд значимых международных документов, призванных, как предполагается, и в дальнейшем развивать экономическое и торговое сотрудничество, политические и военные контакты России с зарубежными партнерами.
 
  Однако по-прежнему позволяют себе допускать нападки на Российскую Федерацию политики и олигархи из стран ближнего зарубежья. При этом каких-либо адекватных мер в ответ не принимается, хотя для этого есть множество рычагов - как политических, так и экономических.
 
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
 
 Реализация национальных проектов
  18 ноября 1-й вице-премьер РФ Д. Медведев на заседании президиума Совета при Президенте по реализации приоритетных нацпроектов заявил, что первый эффект от нацпроектов граждане должны почувствовать уже в первой половине 2006 года. Он отметил, что в настоящее время для этого есть все условия - благополучная экономическая ситуация, финансовые средства, организационные возможности, спокойная и стабильная политическая ситуация.
  Медведев подчеркнул, что члены Совета должны сделать все возможное, чтобы успешно реализовать нацпроекты и решить поставленные Президентом РФ задачи. На министрах лежит ответственность за то, чтобы эта работа была "организована слаженно и четко и привела к результатам, которые ждут граждане и Президент", сказал 1-й зампред Правительства.
  Он также высказал мнение, что для реализации нацпроекта "Доступное жилье" необходимо решить вопрос о газификации значительной части российских регионов. Кроме того, вице-премьер сообщил, что предстоит работать над вопросами по стимулированию роста предложения на рынке жилья и над вопросами жилищного кредитования.
  Относительно реализации нацпроекта по развитию агропромышленного комплекса Медведев сказал, что важно обеспечить эффективный механизм привлечения к реализации этого проекта государственных акционерных обществ - "Росагролизинг" и "Россельхозбанк". Он напомнил, что на заседании Правительства 17 ноября было одобрено увеличение уставного капитала Россельхозбанка на 362 млн. руб., что, по мнению 1-го вице-премьера, также положительно скажется на реализации нацпроекта в области сельского хозяйства.
  По мнению Медведева, работа над реализацией национальных проектов не имеет ничего общего с политическими играми и предвыборными технологиями. По словам зампреда, совместными усилиями члены Совета должны сделать "жизнь значительного числа граждан более комфортной и благополучной". Медведев отметил, что этап концептуальной проработки национальных проектов завершен, начинается их практическая реализация.
 
  23 ноября глава ТПП1 Е. Примаков сообщил, что к работе над нацпроектами в сфере образования, науки, ЖКХ и сельского хозяйства намерена подключиться Торгово-промышленная палата. Он рассказал, что состоялось совещание комитетов палаты. Комитеты - это общественные организации, которые состоят из союзов, гильдий, ассоциаций, действующих под эгидой ТПП. Все комитеты, сообщил Примаков, проведут специальные заседания с привлечением общественности. "Эти предложения мы потом заслушаем на нашем правлении, которое состоится 22 декабря. После этого, вооружившись соответствующим образом, мы передадим все это в Правительство РФ от имени Торгово-промышленной палаты, от имени предпринимательства", - сказал Примаков.
  Он отметил, что вопросы доработки проектов уже обсуждаются. Очень важно, по мнению Примакова, загодя остановиться на тех препятствиях, которые могут возникнуть при осуществлении этих программ.
 
  25 ноября 1-й вице-премьер РФ Д. Медведев сообщил В. Путину, что выплаты отдельным категориям врачей и медсестер, предусмотренные национальным проектом, начнутся с 1 февраля 2006 года. При этом он подчеркнул, что начисление будет произведено и за январь 2006 г.
  По мнению Медведева, "в области здравоохранения сейчас основная задача - обеспечить начало ежемесячных денежных выплат в размере 10 и 5 тыс. руб. для установленной категории врачей и медицинских сестер".
  "Что касается образования, то эта программа включает начало выплат учителям за классное руководство, - уточнил зампред КабМина. - Уже подготовлены организационно-методические документы".
  Медведев коснулся и проекта создания доступного жилья. "Подготовлены нормативные акты, но пока не все, - сказал он. - Надеемся, до конца года сможем утвердить все, чтобы запустить проект. Реальная работа будет связана с расширением количества людей, которые смогут получить ипотечные кредиты".
 
  29 ноября В. Путин в ходе первого заседания Совета по реализации национальных проектов сообщил, что на реализацию четырех из них будет выделено около 138 млрд. руб., а с учетом внебюджетных фондов и госгарантий - около 180 млрд. По словам Президента РФ, общие расходы бюджетов жилищной сферы в 2006 г. увеличатся в 4 раза, общие расходы на образование и сельское хозяйство вырастут более чем на треть, а на здравоохранение - на 60%.
  Путин подчеркнул, что дополнительные выплаты врачам общей практики, медсестрам и учителям начнутся в феврале 2006 г., выплата надбавок медперсоналу службы скорой медицинской помощи и фельдшерам сельских медпунктов должна начаться со II полугодия 2006 г.
 
 Административная реформа
  7 ноября премьер-министр РФ М. Фрадков сообщил, что в ряде министерств помимо статс-секретарей могут появиться зам. министра, отвечающие за работу с регионами. По его словам, "если министры докажут, что ставят тему региона во главу угла, я готов дать им еще заместителей".
 
 Кадровые перестановки в системе государственной власти
  14 ноября В. Путин на совещании с членами Правительства РФ объявил о крупной реорганизации во властных структурах страны, которая затронула администрацию главы государства, Кабинет Министров и регионы.
  Президент объявил, что глава Минобороны С. Иванов назначен зампредом Правительства РФ, сохраняя при этом занимаемый пост. Глава администрации Президента РФ Д. Медведев переведен на должность 1-го вице-премьера. Путин пояснил, что назначил обоих по предложению председателя Правительства РФ М. Фрадкова.
  На место главы администрации Президента РФ был ангажирован губернатор Тюменской области С. Собянин. Путин пояснил причины назначения Собянина главой кремлевской администрации: "Вы знаете хорошо, что, как говорится, богатство России должно прирастать Сибирью. Думаю, что сибиряки лучше всего знают, как это делать, поэтому на должность руководителя администрации Президента РФ назначен губернатор Тюменской области".
  Кроме того, С. Кириенко и К. Пуликовский указами президента были освобождены от должностей полпредов Президента в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах в связи с переходом на другую работу. Вместо них назначены прокурор Башкирии А. Коновалов и глава администрации г. Казани Ш. Исхаков.
 
  15 ноября видные политики, бизнесмены и эксперты прокомментировали назначения и перестановки, предпринятые Президентом РФ, призванные укрепить органы госвласти.
  Так, глава Минфина А. Кудрин сообщил, что вице-премьер РФ А. Жуков сохранит все свои функции в Правительстве РФ в полном объеме. Кудрин подчеркнул, что не видит противоречий в назначении 1-го вице-премьера Д. Медведева и функциях А. Жукова в качестве зампреда КабМина. При этом он подчеркнул, что Жуков занимался организацией законодательного процесса. По мнению Министра, благодаря кадровым перестановкам усилится авторитет власти, будут устанавливаться правила игры для бизнеса. Кудрин охарактеризовал Медведева как грамотного специалиста в экономике, который давно знаком с процессом принятия решений в данной сфере. По его словам, все вновь назначенные фигуры в Правительстве и администрации Президента достаточно работоспособны и конкурентоспособны. Отвечая на вопрос о возможных дальнейших кадровых перестановках в Правительстве, Кудрин сказал, что "в эти планы не посвящен".
  Кудрин также приветствовал назначение губернатора Тюменской области С. Собянина главой администрации Президента, назвав его одним из самых прогрессивных руководителей региона. Министр напомнил, что Собянин был одним из авторов 131-го закона об основных принципах местного самоуправления (МСУ), и в его регионе прошли апробацию многие ключевые направления реформы МСУ. "Собянин отстаивал самый жесткий вариант 131-го закона. Без него этот закон был бы более округлым и половинчатым".
  Спикер Госдумы Б. Грызлов положительно оценил кадровые перестановки в системе госвласти. Он, в частности, отметил, что с новым главой администрации Президента Собяниным их связывают давние отношения по партии "Единая Россия". Что касается нового 1-го вице-премьера РФ Медведева, то, по мнению Грызлова, благодаря этому назначению взаимоотношения Госдумы с Правительством "станут еще более тесными", т.к. "задача по реализации нацпроектов теперь будут решаться в одном месте - Правительстве". Он приветствовал и назначение Министра обороны Иванова на пост вице-премьера. По мнению лидера "ЕР", благодаря этой кадровой перестановке проблемы военно-промышленного комплекса будут решаться эффективнее.
  Председатель нижней палаты не стал комментировать назначения на посты полпредов Президента в федеральных округах. По его мнению, это - прерогатива главы государства, и она не обсуждается.
  В свою очередь 1-й вице-спикер Госдумы О. Морозов также отметил опыт и профессионализм Собянина. По его мнению, новый глава кремлевской администрации быстро перешел из начинающих и молодых политиков в категорию "опытных и маститых".
  Высоко оценил кадровые решения Президента РФ и вице-спикер Госдумы В. Катренко. По мнению другого вице-спикера - В. Пехтина, реорганизация во властных структурах - "очередной шаг административной реформы, призванной выработать максимально эффективные механизмы с целью решения задач, направленных на улучшение благосостояния граждан и развитие экономического потенциала страны".
  Пехтин также приветствовал назначение вице-премьером С. Иванова: "С учетом новых угроз, объявленной террористами войны, России нужна высокопрофессиональная и эффективная армия, соответствующая современным требованиям".
  Вместе с тем некоторые известные политики сочли новые назначения "обозначением" будущего преемника на высший пост в государстве. Как сказал лидер КПРФ Г. Зюганов, это "первый шаг к выработке формулы преемственности и преемника" на посту Президента РФ.
  Сопредседатель фракции "Родина" Д. Рогозин назвал перестановки в Правительстве началом президентской кампании-2008: "Уверен, таким образом президент обозначил своего преемника - Медведева".
  Лидер ЛДПР В. Жириновский, комментируя назначение Медведева и Иванова, сказал: "Возможно, их двоих ставят на стажировку в Правительство. Один из них - возможный кандидат на пост главы государства, а второй - председателя Правительства". Однако он не исключил, что "будет кто-то третий".
  Бизнесмены спокойно восприняли перестановки в Правительстве, однако многие из них отметили, что не ждут серьезных изменений в экономическом курсе страны. Сенатор и совладелец "Нортгаза" Ф. Ахмедов расценил назначение Медведева, как подготовку его на пост премьер-министра и затем преемника. По мнению гендиректора "РБК-Холдинга" Ю. Ровенского, "назначение Иванова означает повышение статуса Вооруженных Сил, а назначение Медведева - логичное завершение административной реформы, которая из-за сокращения числа вице-премьеров существенно осложнила работу Правительства". На его взгляд, ни один из новых назначенцев не окажет реального влияния на бизнес-климат.
  По мнению президента фонда "Индем" Г. Сатарова, "решение Президента не означает никаких технологических управленческих усовершенствований, скорее наоборот. Поскольку реформа Правительства в качестве одной из важных мер предусматривала введение только одного вице-премьерского поста, назначение еще двух означает, что Путин подписался под окончательным крахом реформы Правительства. Формулировка при назначении Собянина о том, что "богатство России будет прирастать Сибирью", противоречит реальной политике режима, которая больше напоминает грабеж регионов. Поэтому назначения имеют исключительно политический смысл. Думаю, что следом можно ожидать назначения кого-то из питерских на место Собянина. Это связано с линией установления контроля над нефтегазовым сектором со стороны Путина. Что до назначения Иванова и Медведева, то это часть операции "Преемник". Учитывая, что Иванов полностью провалил военную реформу, вряд ли он назначен с целью объединения силовых структур под своей рукой. Это исходная позиция к занятию места Фрадкова, если Путин сочтет, что ему нужен военный премьер, а не гражданский ".
  В свою очередь президент фонда "Политика" В. Никонов рассмотрел эти перестановки как усиление роли военного ведомства и его значения в российской политике, в т.ч. и с точки зрения координации деятельности военно-промышленного комплекса. По его мнению, часть полномочий Жукова по оборонной деятельности перейдет к Иванову, а вопросы реализации президентских проектов - под контроль Медведева. Круг вопросов, которыми будет занят Жуков, несколько сузится. Политолог отметил: "Заметно и усиление внимания со стороны Президента к вопросам, связанным с развитием ТЭК. Собянин - руководитель Тюмени и крайне опытный человек в этой области, а Медведев - председатель совета директоров "Газпрома"".
  "Назначением полпредов в округах президент продемонстрировал внимание к представительству от национальных республик в органах федеральной власти России. Речи о подготовке замены Шаймиеву на посту главы Татарстана не идет: говорить об этом рано, а если Исхакова прочить на место Шаймиева, не обязательно отправлять его в Хабаровск", - заключил эксперт.
  По мнению руководителя сектора изучения элиты Института социологии РАН О. Крыштановской, идет подготовка не просто к президентским выборам, а к изменению структуры власти, связанная с 2007-2008 гг. Она отметила: "Все комментаторы обращают внимание на перемещение Медведева и Иванова, а я считаю, что в центре внимания должен оказаться Собянин. Это молодой, перспективный политик, обаятельный, с большим электоральным потенциалом, человек очень умный и образованный, хорошо разбирающийся в проблемах нефтегазового комплекса. Допускаю, что он может стать преемником".
 
  15 ноября глава аппарата Правительства РФ С. Нарышкин сообщил, что экс-полпред Президента РФ в Приволжском ФО С. Кириенко распоряжением премьер-министра М. Фрадкова назначен главой Росатома. Нарышкин также отметил, что бывший глава Росатома А. Румянцев переходит на другую работу.
  Нарышкин подчеркнул, что увеличение числа вице-премьеров до трех не является отходом от принципов административной реформы. По его мнению, "это усиление Правительства, придание ему дополнительных административных ресурсов". "Я не исключаю, что такая корректировка будет и в дальнейшем", - отметил чиновник. На уточняющий вопрос журналистов о возможности дальнейшего увеличения числа вице-премьеров в структуре КабМина, Нарышкин сказал: "Это компетенция Президента".
  Увеличение числа замминистров, отметил Нарышкин, также не противоречит духу административной реформы.
  Нарышкин указал, что принципиальным в реорганизации Правительства в марте-апреле 2004 г. было разделение нормотворческих функций, надзора и контроля и функций по предоставлению госуслуг и управлению государственными средствами.
 
  16 ноября премьер-министр РФ М. Фрадков заявил, что не исключает возможности появления в Правительстве четвертого вице-премьера. Президент РФ накануне этого заявления подписал указ, согласно которому у главы КабМина может быть трое заместителей, в т.ч. один первый и вице-премьер - министр обороны. Фрадков также подтвердил наличие "сложностей в координации" в сфере оборонно-промышленного комплекса. По его словам, "именно этим и определялось решение назначить главу Минобороны вице-премьером". Фрадков подчеркнул, что С. Иванов возьмет на себя "координацию работы в области ВПК вместе с председателем Правительства, который возглавляет военно-промышленную комиссию".
  Премьер-министр отметил, что последние назначения в Правительстве - "сильное решение", вызванное необходимостью решать социально-экономические задачи. Он подчеркнул, что кадровые перестановки - "это укрепление Правительства во всех отношениях".
 
  22 ноября премьер-министр РФ М. Фрадков назначил статс-секретарей в ряде министерств. Так, статс-секретарем - зам. главы Минобрнауки был назначен Д. Ливанов. Статс-секретарем - зам. главы Минрегионразвития - В. Шипов, статс-секретарем - зам. главы Минсоцздрава - Л. Глебова. Руководителем секретариата зампреда Правительства РФ - Министра обороны С. Иванова был назначен В. Чернов.
 
  22 ноября В. Путин, подводя итоги азиатского турне, прокомментировал свои кадровые решения и объяснил логику произведенных перестановок в высших эшелонах власти.
  По словам Президента РФ, перестановки выполнены "по настоятельной просьбе председателя Правительства. М. Фрадков неоднократно выходил с таким предложением - расширить количество его заместителей, потому что считал, что схема, которая была предложена и сформулирована с самого начала, не дает возможности руководителям Правительства эффективно работать над решением тех задач, которые перед Правительством стоят".
  "Что касается непосредственно тех лиц, которые назначены на новые должности, то они все хорошо известны: Д. Медведев, С. Иванов. Это люди с большим потенциалом. Я вижу, что Медведев очень активно включился в работу, подготовил конкретные предложения по реализации приоритетных направлений деятельности в социальной сфере и отчасти в экономике, это касается сельского хозяйства и плюс к этому трех нацпроектов - по доступному жилью, здравоохранению, образованию. Сделал определенные предложения по поводу того, как он видит дальнейшую работу по безусловной реализации этих задач для страны", - отметил глава государства.
  Он также отметил, что "Иванов уже достаточно активно приступил к исполнению своих обязанностей в качестве вице-премьера. Это тоже очень востребовано, поскольку я согласен абсолютно с мнением Генштаба Российской Армии о том, что совершенно очевидно в ходе административной реформы мы утратили взаимосвязь между потребностями Вооруженных Сил и перспективами развития оборонных отраслей экономики. Можно было создать специальный орган в Правительстве, который занимался бы этим, отдельное ведомство, агентство, либо министерство. Но после консультации с членами Правительства, не только с Председателем, но и с представителями экономического блока, все-таки было принято решение о том, чтобы специальный орган не создавать, а ввести новую должность заместителя председателя Правительства по этим вопросам".
  В отношении С. Кириенко Президент сказал: "Он не просто переведен в Правительство для того, чтобы возглавить Агентство по атомной энергетике, это было бы для него недостаточно. Мы подошли совершенно к другому рубежу работы в сфере атомной энергетики". По мнению Путина, это та отрасль, где у России есть совершенно очевидные преимущества, накопленные за предыдущие десятилетия, и мы не можем их утратить. Отрасль стоит на пороге необходимости принятия решений организационного характера. Глава государства выразил надежду, что Кириенко - тот человек, который справится с этой задачей. "Дело в организации отрасли, одной из важнейших отраслей в экономике РФ. Имею в виду, что мы должны отдавать приоритеты всем высокотехнологичным отраслям производства. Это как раз та отрасль, где мы можем добиться реальных результатов. Надеюсь, что это будет сделано", - указал Президент.
  Полпреды Президента в Дальневосточном и Приволжском федеральных округах тоже достаточно активно начинают свою деятельность. Так, Исхаков - его опыт работы в очень крупном муниципалитете, в г. Казани, принесет реальную пользу не только в Дальневосточном округе, но и при внедрении 131-го закона по всей территории страны. Второй представитель, по Приволжскому ФО, работает уже не первый месяц в округе, знают его хорошо и также в состоянии решать задачи, которые перед ним поставлены, - заключил Путин.
 
  28 ноября премьер-министр РФ М. Фрадков доложил В. Путину, что закончено распределение обязанностей между вице-премьерами. Д. Медведев будет осуществлять работу, связанную с реализацией приоритетных национальных проектов, А. Жуков - координировать вопросы экономической, финансовой, торговой и инвестиционной политики, структурные вопросы. С. Иванов будет отвечать за военно-техническое направление, за развитие ВПК "и всего, что с этими вопросами связано".
  Глава КабМина заметил, что в связи с появлением в Правительстве новых зампредов вырос объем задач аппарата Кабинета. "Мы несколько расширили обязанности руководителя аппарата правительства С. Нарышкина, - отметил Фрадков. - Нарышкину добавляются некоторые вопросы, которые будут возникать между министерствами по отдельным направлениям, связанным с административной реформой, госслужбой, имущественными отношениями, наукой, инновационной деятельностью. Эти вопросы будут решаться по поручению председателя правительства", - пояснил глава Белого дома. "Теперь есть целостная картина реализации закона о Правительстве РФ", - заключил Фрадков.
 
 Особенности обсуждения в СМИ
  15 ноября отечественные и зарубежные СМИ комментировали перестановки в структуре органов высшей госвласти.
  Издание "Коммерсант" напомнило, что Президент проводит перестановки уже не в первый раз. Однако нынешние назначения, по мнению газеты, можно считать третьим серьезным кадровым переворотом, значение которого "выходит за рамки простой перемены кресел и должностей". Вероятно, они призваны обозначить ту конфигурацию высших органов исполнительной власти, которая просуществует до 2008 г. и позволит подготовиться к очередному важнейшему моменту в политической карьере действующего Президента.
  "Газета", в свою очередь, указала, что из всего набора сценариев под 2008 г. именно вариант преемника для Кремля наиболее оптимальный. Издание отметило, что о нем упоминал и сам В. Путин в послании Федеральному Собранию в 2004 г. Но необходимо подчеркнуть, что "угадать сценарий "операции "Преемник" крайне трудно, поскольку едва ли нынешний Президент в Новый год отречется от власти, передав бразды правления главе Правительства", заключила газета.
  Издание "Время новостей" отметило, что и Д. Медведев и С. Иванов могут стать "кандидатами от Путина". Но вряд ли Президент руководствовался именно предвыборной логикой, давая им новые полномочия. По мнению издания, Путин придерживается совершенно противоположной тактики в кадровой политике. Он предпочитает действовать внезапно и использовать "незасвеченные" кандидатуры. Издание также отметило, что существовавшая до этого момента ситуация нисколько не способствовала тому, чтобы высшие госчиновники сосредоточились на реализации "национальных проектов". А именно они представляют собой основу политики Путина как действующего Президента и, в конечном счете, человека, от которого зависит послевыборная картина российской жизни.
  Очевидно, отметил автор статьи, что Путин меньше всех заинтересован в провале собственных инициатив в жилищной политике, медицине, образовании и сельском хозяйстве. И с этой точки зрения передвижение Медведева в Правительство - практически единственный для Президента шаг, который мог бы привести к требуемому результату.
  Газета "Новые Известия", в свою очередь, ссылаясь на надежный источник в администрации Президента РФ, указала, что кадровая "революция" на этом может не закончиться. По некоторым данным, на столе у главы государства лежит текст указа о снятии с должности главы Минсоцздрава РФ М. Зурабова.
  Западная пресса не менее активно обсуждала кадровые перестановки в российской системе госвласти. Так, по мнению испанской газеты "El Pais", после последних кадровых назначений можно говорить о появлении на российской политической сцене двух возможных преемников Путина. Неоднократно заявлявший о том, что не намерен баллотироваться на третий президентский срок, Путин не спешит с решением и оставляет пространство для маневра, предположила газета. И в зависимости от ситуации в стране, Президенту придется сделать выбор между двумя весьма отличающимися друг от друга фигурами, заключило издание.
  Американское издание "New York Times" отметило, что новые назначения в Правительстве РФ носят сбалансированный характер. По мнению обозревателей газеты, что назначение Д. Медведева на пост 1-го вице-премьера усиливает позиции крупнейшей российской компании "Газпром", которая намерена предложить свой акционерный капитал иностранным инвесторам. В то же время фигура Медведева уравновешена назначением на еще один вице-премьерский пост С. Иванова - жест, адресованный поддерживающим Путина силовикам. При этом Путин не назначил своих соратников Медведева и Иванова на пост премьер-министра РФ, который считается более очевидным трамплином для кремлевской власти, тем самым оставив себе возможность выбора, заключило издание.
  Западные финансовые аналитики отметили, что кадровые назначения Путина, предпринятые с целью укрепления Кабинета, послужили стимулом роста фондовых котировок. По их мнению, сейчас уже можно говорить об окончании "политической пассивности", которая преобладала с момента назначения в начале 2004 г. М. Фрадкова на пост премьер-министра РФ.
 
 Реформа местного самоуправления
  11 ноября В. Путин обсудил с губернатором Тюменской области С. Собяниным вопросы реализации закона о местном самоуправлении. По словам главы региона, в области "даже неожиданно хорошо прошли выборы во все поселковые центральные образования. Всего их 89. И явка была от 60 до 70%".
  Он также доложил, что завершается формирование исполнительных органов, внесен бюджет в Госдуму. "На 1,6-1,8 раза увеличиваем объемы финансирования МСУ на будущий год. Произошла сдвижка с уровня региона на уровень МСУ. Передали 26 государственных полномочий и значительную часть региональных. Например, в Тюмени увеличился в 2 раза бюджет. Передали полномочия по строительству дорог, объектов социальной сферы, инфраструктуры, и бюджеты стали уже полнокровными. Я считаю, что на уровне районов и городов мы выстроим практически полностью всю систему самоуправления. А на уровне поселений - они уже пусть сами решат, сколько они будут у себя оставлять полномочий, сколько на уровень районов передавать, в зависимости от уровня готовности. Поэтому считаю, что в полном объеме закон с 1 января будет реализован", - заявил Собянин.
 
 Реформа паспортной системы
  Правительство РФ своим постановлением от 18 ноября т.г. утвердило образцы и описания бланков паспорта гражданина РФ, дипломатического и служебного паспортов, удостоверяющих личность гражданина России за пределами территории страны, и содержащих электронные носители информации. Согласно документу, бланки паспортов с электронными носителями информации изготавливаются по единому образцу. Помимо бумажных страниц, бланки паспортов будут содержать пластиковый вкладыш со встроенной микросхемой. Пластиковый вкладыш представляет собой многослойную конструкцию, в которую помещена микросхема с антенной. На пластиковых страницах будет содержаться персональные данные и реквизиты владельца паспорта, а также его черно-белая фотография, сделанная лазерным способом.
  В качестве электронного носителя информации о владельце паспорта используется микросхема с бесконтактным интерфейсом, имеющая емкость памяти не менее 64 килобайт. В микросхеме в защищенном виде хранится графическая и текстовая информация о владельце паспорта.
  Согласно постановлению, расходы, необходимые для изготовления бланков российских паспортов, содержащих электронные носители информации, а также для оформления этих паспортов, осуществляются за счет средств федерального бюджета на соответствующий год.
  Правительство поручило Объединению государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков Минфина РФ обеспечить изготовление бланков таких паспортов по заявкам МВД и ФМС России.
  МИДу РФ поручено проинформировать иностранные государства о введении паспортов с электронными носителями информации в соответствии с международными договорами.
 
 
 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
 
 Реформа политической системы
  10 ноября председатель ГД Б. Грызлов не исключил, что в будущем может последовать еще один шаг, направленный на реформирование политической системы - формирование Правительства РФ по партийному принципу.
 
  11 ноября Госдума ФС РФ приняла в 1-м чтении законопроект, который призван наделить политические партии, победившие на региональных парламентских выборах, полномочиями предлагать своих кандидатов на посты глав субъектов РФ. Законопроект позволит повысить роль партии в формировании госвласти субъектов РФ, отмечено в документе. Согласно законопроекту, политическая партия, которая по результатам выборов в областное ЗакСобрание получила наибольшее число депутатских мандатов, вправе инициировать рассмотрение законодательным собранием субъекта РФ предложение президенту по кандидатуре высшего должного лица региона.
  В случае если по результатам выборов наибольшее и равное число депутатских мандатов получили 2 и более политические партии, то каждая из них вправе инициировать рассмотрение такого предложения. Это же положение относится и к политическим партиям, входящим в избирательный блок и получившим наибольшее число депутатских мест.
  В законопроекте также отмечено, что предложенная кандидатура должна быть одобрена простым большинством регионального парламента.
  Представляя законопроект, полпред Президента РФ в Госдуме А. Косопкин отметил, главная цель документа - усилить политическую систему страны. Большинство парламентариев с этим определением согласилось.
  Однако у парламентского меньшинства были вопросы. А вот если сразу 2 партии наберут одинаковое число голосов, спрашивали левые, что будет? Им отвечали: победители предложат свои кандидатуры, местный парламент выберет одну. Это вы нарочно придумали, чтобы обеспечить победу партии власти, продолжали наступать коммунисты. Так, по мнению депутата от КПРФ В. Купцова, "практика и опыт наших выборных кампаний говорят об одном: в России сегодня хороши любые способы, которые обеспечивают победу партии власти".
  "От той части, которая у нас представляет левые силы, странно слышать вот такой пораженческий накал, - прокомментировал Косопкин. - У вас богатая история, у вас много кадров, которые могли бы, наверное, посостязаться с партией власти. Критика, наверное, идет оттого, что оппозиция вынуждена всегда критиковать, что бы ни делал Президент. Если бы даже он объявил с завтрашнего дня коммунизм, наверное, все равно лидеры левых в этом нашли бы какие-то изъяны". После этих слов представителя главы государства в меньшинстве задумались над альянсами для будущей победы. "Я думаю, что будет создана объединенная политическая партия, стоящая на социал-демократических принципах справедливости. И в общенародных интересах она имеет шансы победить", - отметил руководитель фракции "Родина" С. Глазьев.
  По мнению зампреда ГД В. Жириновского, "будут свежие силы и больше ответственности, и больше возможности у партии подготовиться к тому, чтобы стать правящей. Ведь оппозиция - это отдых, тяжело быть правящей партией".
  "На мой взгляд, эта концепция сегодня не может ставиться под сомнение, - заявил 1-й зам. руководителя фракции "Единая Россия" О. Морозов. - Это открытый публичный шаг в сторону демократизации нашей политической системы, демократизации прав гражданина - влиять через избирательный процесс на избрание руководителей субъектов РФ".
  В заключение лидеры фракций призвали коллег голосовать "за". И только коммунисты сказали: поддержать не сможем. Но среди тех, кто голосовал против закона, фракции КПРФ в итоге не оказалось. Они, похоже, выбрали что-то среднее и кнопки нажимать не стали.
 
  14 ноября глава Минфина РФ А. Кудрин высказал мнение в поддержку партийного Правительства. Это - "идея правильная. Так увеличивается ответственность правительства за свой курс", - сказал Кудрин. При этом, по мнению Министра, необходимо сохранить особые полномочия Президента РФ, как по назначению губернаторов, так и по партийному правительству.
 
 Согласование и утверждение глав субъектов РФ
  7 ноября В. Путин внес на рассмотрение Госсобрания Мордовии кандидатуру нынешнего главы региона Н. Меркушкина для наделения его полномочиями главы республики. Меркушкин поставил вопрос о доверии 24 октября. Срок его полномочий на посту главы региона истекает в 2008 г.
 * * *
  17 ноября В. Путин внес на рассмотрение Думы Свердловской области кандидатуру действующего губернатора Э. Росселя для наделения его полномочиями губернатора.
  21 ноября ЗакС Свердловской области единогласно утвердил Э. Росселя губернатором.
 * * *
  18 ноября В. Путин внес на рассмотрение ЗакСа Ивановской области кандидатуру заместителя мэра Москвы М. Меня для наделения его полномочиями губернатора этой области. Полномочия действующего губернатора В. Тихонова истекают 27 декабря т.г.
 
  22 ноября депутаты ЗакСа Ивановской области единогласно утвердили кандидатуру М. Меня на должность главы администрации региона.
 * * *
  24 ноября Тюменская облдума наделила мэра Тюмени В. Якушева полномочиями губернатора области. Представляя Якушева, полпред Президента РФ в Уральском ФО П. Латышев отметил: "Он долгое время работал в органах власти Тюменской области, хорошо известен здесь, и поэтому нет необходимости представлять его "по полной схеме" как кандидата из другого региона".
 
 Выборы органов региональной власти
  8 ноября стало известно, что Мосгоризбирком направил на экспертизу в прокуратуру предвыборный телеролик партии "Родина" с целью выяснить, не идет ли в нем речь о разжигании межнациональной розни.
  К тому моменту вызвавший скандал агитационный клип "Родины" уже 3 дня демонстрировался на телеканале ТВЦ. Согласно закону, городской телеканал обязан давать в эфир рекламу партий-кандидатов. Однако провокационный характер ролика заставил руководство телекомпании проверить его на предмет соответствия избирательному законодательству.
  Сюжет телеролика описала газета "Время новостей", также возмущенная его появлением в телевизионном эфире: гротескные "лица кавказской национальности" едят арбуз, разбрасывая корки прямо на улице. В т.ч. - и под колеса детской коляски, которую везет русская девушка.
  Вслед ей один из персонажей в кепке бросает: "Понаехали тут!". За этой картиной наблюдают плечом к плечу лидер "Родины" Д. Рогозин и возглавляющий ее московский список депутатов отставной генерал Ю. Попов. Затем Рогозин подходит к кавказцу и строго говорит: "Убери". Тот не реагирует. Тогда в дело вступает Попов, спрашивая с нажимом на второе слово: "Ты русский язык понимаешь?" Заканчивается ролик слоганом: "Очистим наш город от грязи!"
  По мнению "ВН", появление этого рекламного ролика в разгар иммигрантских волнений в Европе всего лишь совпадение. Однако очевидно, что из этого совпадения партия Рогозина собирается извлечь максимум возможного. Сам он, ссылаясь на репортажи из Франции, обратился в МВД России с требованием провести профилактические мероприятия по выявлению и нейтрализации потенциальных бунтовщиков в кавказских и мусульманских диаспорах.
  Между тем представители партии "Родина" все обвинения в свой адрес отвергли. Так, Попов заявил, что речь в предвыборном клипе идет исключительно о борьбе с антисанитарией.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу