<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра прикладной психологии и социологии
ПРАКТИКУМ
ПО
ПСИХОЛОГИИ
КОММЕНТАРИИ, РЕШЕНИЯ, КЛЮЧИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1996
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная работа представляет собою приложение к учебному пособию "Практикум по психологии" (ПГУПС, 1996). Она содержит различного рода сведения, касающиеся приведенных в этом пособии заданий: ответы на вопросы, решения задач, рекомендации по проведению упражнений и опытов, инструкции, ключи и пояснения к психодиагностическим методикам. Такого рода сведения необходимы, прежде всего, для преподавателей, использующих это пособие на практических занятиях со студентами по курсу психологии. По методическим соображениям подобную информацию было бы нецелесообразно включать в текст учебного пособия: если студенты будут заранее, до практического занятия, знать, что и как им предстоит сделать, то это может во многих случаях исказить смысл и результаты их работы на нем, а предварительное знание ключей к тестам и интерпретаций их результатов лишает эти тесты их психодиагностического значения. Сказанное, однако, не исключает того, что данная работа может быть полезна также и для студентов, способных достаточно компетентно пользоваться содержащейся в ней информацией и проявляющих интерес к психологии, в особенности - для студентов, готовящихся стать психологами и менеджерами.
Работа выполнена авторами "Практикума по психологии" -
М.В.Ивановым, А.С.Карминым, А.А.Отюговым, В.Е.Сараевой, Х.Э.Штейнбах.
Отв. ред. А.С.Кармин
1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
ВНИМАНИЕ
Числовой квадрат
ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами таблица, на которой - числа от 1 до 40. Всего на ней 25 чисел, значит остальные 15 отсутствуют. Вам надо по порядку отыскивать имеющиеся в таблице числа и вычеркивать их в контрольном бланке. Исправления не допускаются.
Время выполнения задания - 1,5 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения внимания):
Количество верных ответов 15 14 12-13 10-11 8-9 6-7 5 4 3 Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Числа и буквы
ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами 49 чисел - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.
Время выполнения задания - 5 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения и переключения внимания):
Количество верных ответов 48 44-47 38-43 32-37 24-31 18-23 12-17 5-11 4 Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Числовая таблица
КЛЮЧ
1) 627 2) 786 3) 782 4) 489 5) 345
6) 372 7) 852 8) 293 9) 645 10) 459
273 529 432 697 978 7) 489 456 324 842 354 923 576 873 3) 345 648 563 754 382 364 6) 786 763 427 963 239 896 243 739 9) 293 683 724 728 498 759 438 583 234 825 546 597 734 635 576 846 253 1) 627 883 857 352 972 534 932 5) 645 942 524 393 624 678 945 2) 782 283 259 469 836 594 638 425 927 10) 459 98 574 895 357 795 376 654 389 742 589 835 492 659 297 537 379 954 362 4) 852 475 938 745 673 248 349 867 953 472 863 285 798 8) 372
Тест Мюнстерберга на восприятие
ИНСТРУКЦИЯ: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - Просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.
Время выполнения задания - 2 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов
В тексте содержится 25 слов.
КЛЮЧ:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
ПАМЯТЬ
Оперативная память
ИНСТРУКЦИЯ: Найти в каждой строке слово, порядок букв которого соответствует порядку символов в левой клетке этой строки. Например, последовательности символов ????? соответствует порядок букв слове "голос".
Время выполнения задания - 10 мин.
КЛЮЧ:
1 - озон 2 - тест 3 - игла 4 - хата 5 - бобр 6 - титул 7 - банан 8 - атлет 9 - астра 10 - тахта 11 - клапан 12 - рекорд 13 - слалом 14 - пехота 15 - каркас 16 - казарма 17 - принцип 18 - резервы 19 - тактика 20 - гонорар 21 - смекалка 22 - оперение 23 - характер 24 - препарат 25 - инстинкт
Тест оценивает как оперативную память, так и объем, распределение и переключение внимания.
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА:
Найдено по крайней мере 1 слово в строке с числом знаков 4 5 6 Найдены слова не менее чем в 2-х строках с числом знаков 4 5 6 Найдены слова не менее чем в 3-х строках с числом знаков 4 5 6 7 Найдены слова не менее чем в 4-х строках с числом знаков 5 6 7 8 Найдены слова в 5 строках с числом знаков 6 7 8 Оценка в баллах 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Объем кратковременной памяти
Десять слов
ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ определяется по формуле:
Формула (*)
где m - число правильно названных слов, а n - общее количество слов.
НОРМА: 7?2 единицы, то есть 50-90%.
Двадцать слов
ЗАДАНИЕ: Среди 20 слов найти 10 тех, которые использовались в предыдущем упражнении ("Десять слов").
КОЭФФИЦИЕНТ УЗНАВАНИЯ определяется по формуле (*):
где m - число правильно названных слов, а n = 10.
Десять чисел
ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ определяется по той же формуле (*), где m - количество правильно названных чисел, а n - общее количество чисел.
НОРМА: 7?2 единицы, то есть 50-90%.
Опосредованное запоминание
Метод ассоциаций
ЗАДАНИЕ: Сравнить объем запоминания в 1-м и 2-м опытах.
Метод пиктограмм
ЗАДАНИЕ: Каждое слово зашифровать рисунком, а затем по этим рисункам восстановить названные слова. Объем запоминания можно оценивать по той же формуле (*), что и в предыдущих упражнениях.
Непроизвольное запоминание
ЗАДАНИЕ: Участники делятся на две группы. Одной группе предлагается классифицировать слова на три типа - 1) живая природа, 2) профессии, 3) отвлеченные понятия. Перед другой группой ставится задача считать буквы в каждом слове. Затем всем предлагается записать те слова. которые они помнят. Объем запоминания определяется по формуле (*).
Результаты сравниваются и обсуждаются.
МЫШЛЕНИЕ
Буквы
ЗАДАНИЕ: Вписать недостающие буквы.
КЛЮЧ:
1 2 3 4 5 Перо Дерево Полка Звонок Святость Гора Замок Обруч Книга Кустарник Поле Камень Картон Сверло Учитель Коса Сарай Зерно Крыша Апельсин Тело Невод Устав Трава Станция Пуля Холод Сугроб Биржа Чернила Вера Песок Восток Сварка Капуста Сажа Козел Ущелье Труба Трусость Душа Зелень Пиджак Слава Слепота Река Телега Бульон Пчела Контора
Слова
ЗАДАНИЕ: Найти пропущенные слова.
КЛЮЧ:
день, растопить, ручьям, воды, травой, оттепели, дома, улицы, оно, крышах, железом, магазинов ручках, реки, теплохода, заглядывало, говорило, красота.
Выбор слов
Одно из четырех
ИНСТРУКЦИЯ: В каждой строчке из четырех слов три обозначают однородные предметы, а четвертое - предмет другого рода. Укажите (подчеркните) это слово.
КЛЮЧ:
1) токарь 2) солнце 3) вегетарианец 4) шнурки 5) пол
6) горячий 7) трактор 8) букварь 9) град 10) очки
Одно из пяти
ИНСТРУКЦИЯ: В каждой строке таблицы слева приведена пара слов, находящихся в определенном отношении друг к другу. Справа дано слово, к которому надо подобрать одно из пяти помещенных ниже слов, чтобы получилась пара, в которой слова относились бы друг к другу так же, как и в левой паре.
КЛЮЧ:
1) труба 2) телега 3) твердый 4) молчать 5) клюв
6) яйцо 7) читатель 8) столяр 9) очки 10) осень
Ассоциативный эксперимент
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ: Экспериментатор произносит слова (сначала первого столбца, затем второго и т.д.), а испытуемый должен отвечать на каждое слово первым пришедшим ему в голову словом - и как можно быстрее.
Перевод с русского на суахили
РЕШЕНИЕ: Нивапенда
Задачи мудрого Саида
Задача о ленточках
РЕШЕНИЕ: Один из мудрецов догадался, что у него на голове черная ленточка.
1) Если бы один из мудрецов увидел на других две белых ленточки, он сразу бы понял, что у него черная.
2) Если бы он видел на других одну белую и одну черную ленточку, то у него опять-таки должна быть черная, т.к. иначе тот, у кого черная, сразу же догадался бы об этом. Значит, каждый видит на других черные ленточки.
3) И у него самого тоже должна быть черная, т.к. в противном случае кто-то из других увидел бы ситуацию 2).
Задача о драгоценных камнях
РЕШЕНИЕ: Не случайно Саиду пришлось задать 7 вопросов, прежде чем мудрецы сумели выполнить его задание.
1) Рассмотрим ход логических рассуждений мудрецов, когда положен только один изумруд. В этом случае задача решается только при условии, что мудрецам было заранее известно, что хотя бы одному из них будет положен изумруд. Тогда мудрец, которому положен изумруд, зная, что у всех остальных - рубины, сделает вывод, что у него изумруд.
2) Если изумруды положены двум мудрецам, то каждый из них рассуждает так: "Я знаю точно, что у одного из стоящих передо мною - изумруд. Следовательно, было положено либо один либо два изумруда. Но если бы был положен только один изумруд, то мудрец, у которого он лежит, вышел бы вперед. Но он после первой просьбы Саида не вышел. Значит, он видел, что мне положили изумруд и считал, что я должен был бы выйти после первого вопроса. Итак, у нас обоих - изумруды. При втором вопросе в таком случае оба мудреца выходят и кладут свои шкатулки перед Визирем.
3) Если положено, например, 4 изумруда, то каждый из четырех мудрецов, в чьих шкатулках они лежат, знает, что положено минимум 3 изумруда, и поэтому ждут третьей просьбы. Если и после нее мудрецы не выходят, то делается заключение, что положено не 3, а 4 изумруда, и после 4-го вопроса выйдут четверо и т.д.
4) Согласно условиям, мы знаем, что мудрецы вышли после седьмого вопроса. Следовательно, изумруды были положены семерым из них.
ПОНИМАНИЕ
Выражения
КЛЮЧ:
1. (3) 2. (2) 3. (2) 4.(3) 5. (3) 6.(4) 7.(2) 8. (1) 9.(4) 10. (4)
Тексты
Специфика психологии
КЛЮЧ:
1 2 3 4 5 в г 2 в в
"Китайская комната"
КЛЮЧ:
1 2 3 4 5 а б б г в
КРЕАТИВНОСТЬ
Проба Кулюткина
ИНСТРУКЦИЯ: В каждом столбце найти среди четырех заданных сочетаний одно, отличающееся от остальных трех. В бланке для ответов указать букву, обозначающую найденное сочетание.
Время выполнения всех задач - 15 мин.
КЛЮЧ:
Задание 1: 1) г 2) в 3) в Задание 2: 1) г 2) б 3) г Задание 3: 1) в 2) г 3) б
Задание 4: 1) б 2) б 3) б
Может быть сделана балльная оценка выполнения заданий:
За правильное решение
задания 1 0 баллов
задания 2 1 балл
задания 3 3 балла
задания 4 6 баллов
Максимальная общая сумма - 10 баллов.
2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ТЕСТ АЙЗЕНКА
КЛЮЧИ
Шкала "Э"
1 - да 3 - да 5 - нет 8 - да 10 - да 13 - да 15 - нет 17 - да 20 - нет 22 - да 25 - да 27- да 29 - нет 32 - да 34 - нет 37 - нет 39 - да 41 - нет 44 - да 46 - да 49 - да 51 - да 53 - да 56 - нет Шкала "Н"
2 - нет 4 - нет 7 - нет 9 - нет 11 - нет 14 - нет 16 - нет 19 - нет 21 - нет 23 - нет 26 - нет 28 - нет 31 - нет 33 - нет 35 - нет 38 - нет 40 - нет 43 - нет 45 - нет 47 - нет 50 - нет 52 - нет 55 - нет 57 - нет Шкала "Л"
6 - да 12 - нет 18 - нет 24 - да 30 - нет 36 - да 42 - нет 48 -нет 54 - да
"КРУГ АЙЗЕНКА"
угрюмый
1 обидчивый тревожный
2 беспокойный неподатливый
3 агрессивный неуравновешенный
4 возбудимый пессимистичный
5 переменчивый замкнутый
6 импульсивный необщительный
7 оптимистический тихий
8 активный
9 меланхолик
10 холерик
11
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
13
14 флегматик
15 сангвиник
16 пассивный
17 общительный старательный
18 открытый вдумчивый
19 разговорчивый миролюбивый
20 доступный сдержанный
21 беспечный надежный
22 живой уравновешенный
23 беззаботный спокойный
24 инициативный
ТЕСТ КЭТТЭЛЛА
КЛЮЧ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 a ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 b ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 c ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 a ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 b ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 c ( 2 ( 1 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 a ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 b ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 c ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 a ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 b ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 c ( 1 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 a ( 2 ( 1 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 b ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 c ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 a ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 b ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 ( 1 c ( 2 ( 2 ( 1 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 ( 2 103 104 a ( 1 b ( 1 с ( 2 105 a b ( 1 c ? МD A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
ФАКТОРЫ:
MD - адекватность самооценки
A - замкнутость - общительность
B - интеллект
C - эмоциональная устойчивость - неустойчивость
E - уступчивость - доминантность
F - сдержанность - эспрессивность
G - безответственность - нормативность
H - робость - смелость
I - жесткость - чувствительность
L - доверчивость - настороженность
M - практичность - развитое воображение
N - прямолинейность - дипломатичность
O - уверенность в себе - тревожность
Q1 - консерватизм - радикализм
Q2 - конформизм - нонконформизм
Q3 - низкий самоконтроль - высокий самоконтроль
<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>