<< Пред.           стр. 2 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 ОТНОШЕНИЕ (в логике) отождествляется с многоместным предикатом. 729
 ОТНОШЕНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ КЛАССА В КЛАСС, см.: Множеств теория. 734
 ОТНОШЕНИЕ НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ (иррефлексивное) 735
 ОТНОШЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТА КЛАССУ (МНОЖЕСТВУ), см.: Множеств теория. 737
 ОТНОШЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ. 738
 ОТНОШЕНИЕ СИММЕТРИЧНОЕ. 740
 ОТНОШЕНИЕ ТИПА РАВЕНСТВА.. 742
 ОТНОШЕНИЕ ТРАНЗИТИВНОЕ. 748
 ОТНОШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ (ОДНОЗНАЧНОЕ) 750
 ОТРИЦАНИЕ. 755
 ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, см.: Отрицание. 758
 ОЦЕНКА, см.: Оценочное высказывание. 759
 ОЦЕНОК ЛОГИКА.. 760
 ОЦЕНОЧНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, см.: Аксиологическая модальность. 779
 ОЦЕНОЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ. 780
 ОШИБКА ЛОГИЧЕСКАЯ.. 795
 П.. 800
 ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец) 801
 ПАРАДОКС (греч. paradoxos) 803
 ПАРАДОКСЫ ИМПЛИКАЦИИ.. 822
 ПАРАЛОГИЗМ (от греч. paralogismos — неправильное, ложное рассуждение) 837
 ПАРАНЕПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЛОГИКА.. 839
 ПЕРЕМЕННАЯ.. 844
 ПЕРЕСЕЧЕНИЕ КЛАССОВ (МНОЖЕСТВ) 848
 ПОДМЕНА ТЕЗИСА (лат. ignoratio elenchi) 849
 ПОДТВЕРЖДЕНИЕ. 855
 ПОЗНАНИЕ. 865
 ПОЛЕМИКА.. 868
 ПОЛНОТА (в логике и дедуктивных науках) 876
 ПОНИМАНИЕ. 880
 ПОНЯТИЕ. 894
 ПОРОЧНЫЙ КРУГ.. 898
 «ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО» (лат. post hoc ergo propter hoc) 903
 ПОСПЕШНОЕ ОБОБЩЕНИЕ. 905
 ПРАВИЛО ВЫВОДА.. 907
 ПРАВИЛО ЛОККА.. 909
 ПРАГМАТИКА.. 916
 ПРАВИЛО ОТДЕЛЕНИЯ, см.: Модус поненс. 918
 ПРЕВРАЩЕНИЕ (лат. obversio) в традиционной логике 919
 «ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ» (лат. petitio principii) 921
 ПРЕДИКАТ (от лат. praedicatum - сказанное) 926
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ.. 930
 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или: Универсум рассуждения, область теории, 938
 ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛОГИКА.. 941
 ПРЕДСКАЗАНИЕ. 961
 ПРЕСКРИПТИВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, см.: Нормативное высказывание. 964
 ПРИВЕДЕНИЕ К АБСУРДУ, или: Редукция к абсурду, приведение к нелепости (лат. reductio ad absurdum), 965
 Частный закон приведения к абсурду. 973
 ПРИМЕР. 977
 ПРИНЦИП ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ.. 992
 ПРИНЦИП МНОГОЗНАЧНОСТИ.. 995
 ПРИНЦИП ОБЪЕМНОСТИ (экстенсиональности) (от лат. extentio — протяжение) 1010
 ПРИНЦИП ОДНОЗНАЧНОСТИ.. 1015
 ПРИНЦИП ПРЕДМЕТНОСТИ.. 1017
 ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ. 1019
 ПРИЧИННОСТИ ЛОГИКА.. 1031
 ПРОБЛЕМА (от греч. problema — преграда, трудность, задача) 1049
 ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗКА.. 1059
 ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ.. 1066
 ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ.. 1076
 ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДИКАТУ.. 1082
 ПРОТИВОРЕЧИЕ. 1087
 Р.. 1095
 РАВЕНСТВО.. 1096
 РАВНОЗНАЧНОСТЬ (равносильность, эквивалентность) 1099
 РАВНООБЪЕМНОСТЬ. 1101
 РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ. 1106
 РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1109
 РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-УСЛОВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, см.: Дилемма. 1118
 РАЗРЕШАЮЩАЯ ПРОЦЕДУРА, см.: Разрешения проблема. 1119
 РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМА, или: Разрешимости проблема, 1120
 РАЗРЕШИМАЯ ТЕОРИЯ.. 1125
 РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. ratio - разум) 1128
 РЕКУРСИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (от лат. recurso - возвращаюсь) 1135
 РЕЛЕВАНТНАЯ ИМПЛИКАЦИЯ, см.: Релевантная логика. 1145
 РЕЛЕВАНТНАЯ ЛОГИКА.. 1146
 РЕФЕРЕНТ (от лат. refero — называть, обозначать) 1152
 РЕФЕРЕНЦИЯ.. 1154
 C.. 1156
 СВОЙСТВО.. 1157
 СВЯЗКА.. 1160
 СЕМАНТИКА ЛОГИЧЕСКАЯ.. 1165
 СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.. 1168
 СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ, см.: Антиномия. 1178
 СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ... 1179
 СЕМИОТИКА.. 1188
 СИЛЛОГИЗМ (от греч. sillogismos) категорический. 1191
 СИМВОЛ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) 1234
 СИМВОЛИКА ЛОГИЧЕСКАЯ.. 1258
 СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА.. 1281
 СИМВОЛЫ СОБСТВЕННЫЕ И НЕСОБСТВЕННЫЕ. 1284
 СИНКАТЕГОРЕМАТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, см.: Символы собственные и несобственные. 1295
 СИНОНИМИЯ.. 1296
 СИНТАКСИС (греч. syntaxis — построение, порядок) 1299
 СИНТАКСИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.. 1304
 СЛЕДОВАНИЕ, см.: Логическое следование. 1307
 СЛЕДСТВИЕ, см.: Логическое следование. 1308
 СЛОЖНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ. 1309
 СЛУЧАЙНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ.. 1312
 СМЫСЛ.. 1323
 СОВМЕСТИМОСТИ УСЛОВИЕ. 1325
 СОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, см.: Понятие. 1341
 СОВМЕСТИМОСТЬ. 1342
 СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИКА.. 1349
 1. Методология дедуктивных наук. 1362
 2. Применение логического анализа к опытному знанию. 1364
 3. Применение логического анализа к оценочно-нормативному знанию. 1366
 4. Применение логического анализа в исследовании приемов и операций, постоянно используемых во всех сферах научной деятельности. 1368
 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, см.: Логическая форма. 1377
 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, см.: Понятие. 1378
 СОРИТ (от греч. soros - куча) 1379
 СОФИЗМ... 1407
 СПОР. 1424
 Дискуссия. 1430
 Полемика. 1432
 Эклектика. 1434
 Софистика. 1436
 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ, см.: Абсолютные и сравнительные модальности. 1444
 СТРОГАЯ ИМПЛИКАЦИЯ, см.: Импликация, Парадоксы импликации, Логика. 1445
 СТРОГОСТЬ. 1446
 СУЖДЕНИЕ. 1456
 СУППОЗИЦИЯ (от лат. suppositio — подкладывание, подмена) 1464
 СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК, см.: Определение понятия. 1474
 СХОДСТВО.. 1475
 Т.. 1479
 ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ.. 1480
 ТАВТОЛОГИЯ.. 1498
 ТЕЗИС.. 1506
 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ. 1513
 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. 1521
 ТЕОРИЯ (от греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) 1528
 1. Исходные основания Т. 1531
 2. Идеализированный объект Т. 1533
 3. Логика Т. 1535
 4. Совокупность законов и утверждений, 1537
 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.. 1544
 ТЕРМИН (от лат. terminus — граница, предел, конец ч.-л.) 1570
 ТЕРМИН ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.. 1575
 ТЕРМИН ЭМПИРИЧЕСКИЙ.. 1577
 ТЕРМИНЫ СИЛЛОГИЗМА - элементы суждений, входящих в состав силлогизма (см.: Силлогизм). 1583
 ТИПОВ ТЕОРИЯ.. 1584
 ТИПОЛОГИЯ (от греч. tipos — отпечаток, форма) 1586
 ТОЖДЕСТВА ЗАКОН.. 1591
 ТОЖДЕСТВО.. 1605
 ТРАДИЦИОННАЯ ЛОГИКА.. 1611
 ТРАНЗИТИВНОСТИ ЗАКОН.. 1614
 У.. 1628
 УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С ОТНОШЕНИЯМИ 1629
 УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1634
 УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ. 1648
 УНИВЕРСУМ РАССУЖДЕНИЯ, см.: Предметная область. 1659
 УСЛОВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ. 1660
 УСЛОВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1672
 УЧЕТВЕРЕНИЕ ТЕРМИНОВ (лат. quaternio terminorum) 1721
 Ф... 1729
 ФАКТ (от лат. factum — сделанное, совершившееся) 1730
 ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. falsus — ложный, facio - делаю) 1741
 ФИГУРА СИЛЛОГИЧЕСКАЯ, см.: Силлогизм. 1750
 ФИЗИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, см.: Онтологическая модальность. 1751
 «ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА». 1752
 ФОРМАЛИЗАЦИЯ (от лат. forma — вид, образ) 1757
 ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА, или: Л о г и к а, 1767
 ФОРМАЛЬНАЯ СУППОЗИЦИЯ, см.: Суппозиция. 1769
 ФОРМАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ.. 1770
 ФОРМЫ МЫСЛИ, или: Формы мышления, 1778
 ФУНКТОР. 1780
 ФУНКЦИЯ (от лат. functio — осуществление, выполнение) 1783
 Ц.. 1787
 ЦЕЛЕВОЕ ОБОСНОВАНИЕ.. 1788
 ЦЕЛЬ-СРЕДСТВО.. 1821
 Ч.. 1842
 ЧАСТНОЕ СУЖДЕНИЕ.. 1843
 Э.. 1847
 ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) 1848
 ЭЙЛЕРА КРУГИ.. 1850
 ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ, или: Равнозначность,. 1851
 ЭКВИВОКАЦИЯ — логическая ошибка, 1856
 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (от лат. existentia - существование) 1858
 ЭКЛЕКТИКА.. 1860
 ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio - разъяснение) 1868
 ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ. 1874
 Экстенсиональный контекст. 1876
 ЭЛЛИПТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.. 1881
 ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, см.: Теоретическое и эмпирическое. 1883
 ЭНТИМЕМА (от греч. in thymos — в уме). 1884
 ЭПИХЕЙРЕМА (от греч. epiheirema — умозаключение) 1892
 ЭРИСТИКА (от греч. eristika — искусство спора) — искусство ведения спора. 1897
 Ю... 1923
 «ЮМА ПРИНЦИП».. 1924
 Я.. 1933
 ЯЗЫК.. 1934
 ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребление языка, 1948
 ЯЗЫК ЛОГИКИ.. 1962
 ЯЗЫК НАУКИ.. 1972
 ЯЗЫК СЕМАНТИЧЕСКИ ЗАМКНУТЫЙ.. 1978
 ЯСНОСТЬ.. 1980
 
 ОТ РЕДАКЦИИ
 Цель издания словаря — дать широкому читателю доходчивый, удобный в пользовании справочник, разъясняющий основные, наи­более употребительные понятия и термины современной логики. Словарь рассчитан прежде всего на преподавателей средней шко­лы, но будет полезен студентам, школьникам и всем тем, кто стре­мится самостоятельно овладеть основами логики.
 Специфика словаря наложила определенные ограничения на полноту словника. В результате многие узкоспециальные понятия либо не вошли в словарь, либо включены в статьи более общего характера. Главное внимание уделено раскрытию фундаменталь­ных понятий, операций и законов логики, описанию основных раз­делов современной логики, совершенствованию практических на­выков последовательного и доказательного мышления.
 Статьи словаря позволяют читателю получить относительно полный объем сведений, относящихся к интересующему его пред­мету. В состав словаря включен ряд терминов, используемых как в логической литературе, так и в философии, педагогике, методоло­гии научного познания и т. д.
 В словаре применяются обычные для справочных изданий со­кращения (их список приводится ниже). Вместо полного названия статьи в ее тексте приводятся лишь первые буквы составляющих это название слов. Ссылки на другие статьи даются курсивом.
 Редакция будет благодарна читателям за отзывы и пожелания, которые помогут ей в дальнейшей работе над словарем.
 
 
 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ В СЛОВАРЕ
 
 
 н. э. — нашей эры
 ок. — около
 р.— родился
 рис. — рисунок
 рус. — русский
 см. — смотри
 совр. — современный
 ср. — сравни
 ср. века — средние века
 т. е. — то есть
 т. к. — так как
 т.наз. — так называемый
 т. о. — таким образом
 ч.-л. — что-либо
 ум. — умер
 амер. — американский англ. — английский антич. — античный в. (вв.) — век (века) г. (гг.) - год (годы) гл. обр. — главным образом греч. — древнегреческий язык и др. — и другие и т. д. — и так далее и т. п. — и тому подобное к.-л. — какой-либо лат. — латинский язык наз. — называется, называемый напр. — например
 A
 АБСОЛЮТИЗАЦИЯ
  — мыслительный прием, суть которого зак­лючается в том, что в качестве точного принимается такой пре­дел приближения к действительности, который обусловлен по­требностями практики. В процессе А. относительно точное в рамках решаемой задачи рассматривается как точное в некотором абсо­лютном смысле. Напр., требуется купить скатерть на стол. Для это­го следует измерить площадь стола. Однако ясно, что измерять пло­щадь стола с точностью до микрона не имеет смысла. Приближенные, огрубленные результаты измерения рассматриваются как истинные в некотором абсолютном смысле.
 АБСОЛЮТНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ
  - мо­дальные характеристики, приложимые к отдельным объектам и, соответственно, к парам объектов. А. м. выступают как свойства объектов. С. м. — как отношения между объектами. Напр., с точ­ки зрения какой-то системы ценностей невыполнение обещания можно охарактеризовать как негативно ценное («плохое»), сказав: «Плохо, что данное обещание не выполнено». Но можно также установить ценностное отношение между невыполнением обеща­ния и, допустим, воздержанием от обещания, сказав: «Лучше не давать обещание, чем не выполнять его».
 В логике времени к А. м. относятся понятия: «было» («всегда было»), «есть» и «будет» («всегда будет»); С. м. — «раньше», «одновременно» и «позже».
 В оценок логике наряду с абсолютными оценочными понятиями «хорошо», «(оценочно) безразлично» и «плохо» исследуются так­же сравнительные оценочные понятия «лучше», «равноценно» и «хуже» (см.: Аксиологическая модальность).
 
 
 
 
 [6]
 В причинности логике изучаются отношения «...есть причина...» и «...есть следствие...», которые можно рассматривать как срав­нительные каузальные модальности. Им соответствует абсолютная каузальная модальность «детермини­ровано (предопределено)». Выражение «Событие А является причиной события В» устанавливает определенное отношение меж­ду двумя событиями; выражение «Детерминировано наступление события А» приписывает этому событию свойство предопреде­ленности.
 В логике истины к А. м. относятся понятия «истинно», «нео­пределенно» и «ложно». Этим понятиям можно поставить в соответ­ствие сравнительное модальное понятие вероятности: «...более вероятно, чем...». Выражение «Истинно высказывание А» устанав­ливает определенное свойство высказывания; выражение «Выска­зывание А более вероятно, чем высказывание В» указывает отноше­ние двух высказываний с точки зрения их вероятности.
 В логике изменения наряду с абсолютным понятием «возникает» исследуется также сравнительное понятие «... переходит в ...» («Воз­никает объект А» и «Состояние А переходит в состояние В»).
 Абсолютные модальные понятия иногда называются А-понятиями, сравнительные — В-понятиями, А- и В-понятия не сводимы друг к другу, они представляют собой как бы два разных видения мира, два взаимодополнительных способа описания одних и тех же вещей и событий. «Хорошо» не определимо через «лучше», «было» не определимо через «раньше» и т. д. Логики абсолютных модаль­ных понятий несводимы к логикам сравнительных понятий, и наоборот.
 В модальной логике основное внимание уделяется А. м. Из срав­нительных модальных понятий относительно подробно исследо­ваны пока только аксиологические модальности «лучше», «равно­ценно», «хуже» (см.: Предпочтений логика) и каузальные модальности.
 АБСТРАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ (англ. - abstract entity)
  - предмет, не существующий в действительности, созданный нашим вообра­жением. В процессе познания окружающей реальности мы выде­ляем отдельные свойства, стороны, отношения реальных предме­тов и делаем их объектом изучения. Напр., всякий товар имеет свойство обладать некоторой ценой. Мы можем отделить это свой­ство от тех вещей, которым оно присуще, и сделать его самостоя­тельным предметом рассмотрения, исследуя, скажем, колебания цены от величины спроса. В этом случае цена выступает как абстракт­ный предмет. Точно такими же абстрактными предметами явля-
 
 
 [7]
 ются величина, форма, цвет, масса, скорость и т. п. Оперирование абстрактными предметами облегчает нам процессы рассуждения, позволяя сосредоточить внимание именно на том, что нас интере­сует, и дает возможность сделать их более точными. Однако всегда следует помнить о том, что абстрактные предметы существуют лишь в нашем воображении. Попытка приписать им реальное существова­ние приводит к ошибке гипостазирования.
 АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение)
  — 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интере­сующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, пред­ставляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлека­ясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в дан­ном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмот­рения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напе­чатана, ее формат и т. п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее со­держание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее вни­мание обращаете на ее внешний вид. В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагиро­ваться от разных характеристик и благодаря этому получать раз­ные абстрактные предметы.
 АБСУРД (от лат. absurdus — нелепый, глупый)
  — в логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выраже­нии что-то утверждается и отрицается одновременно, как, напр., в высказывании «Тщеславие существует и тщеславия нет». Абсур­дным считается также выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоре­чие: «Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их». А. отличается от бессмысленного: бессмысленное не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное высказывание осмысленно и в силу своей противоречивости является ложным. Напр., высказывание «Если идет дождь, то трамвай» бессмыслен­но, а высказывание «Яблоко было разрезано на три неравные половины» не бессмысленно, а абсурдно.
 
 
 [8]
 Логический закон непротиворечия говорит о недопустимости од­новременно утверждения и отрицания. Абсурдное высказывание пред­ставляет собой прямое нарушение этого закона.
 В логике рассматриваются доказательства путем «приведения к А.»: если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным (см.: Косвенное доказательство).
 В обычном языке однозначности в понимания слова «А.» нет. Абсурдным называется и внутренне противоречивое выражение, и бессмысленное, а иногда и все нелепо преувеличенное.
 АВТОМАТ (от греч. automatos — самодействующий)
  — устрой­ство (или совокупность устройств), выполняющее по заданной программе и без участия человека все операции в процессах полу­чения, преобразования и использования различных видов энер­гии, материалов или информации. Программа А. задается его кон­струкцией или вводится в него извне — с помощью перфокарт, магнитных лент и т. п. А. используются как средство облегчения тру­да человека, повышения его производительности, как средство ос­вобождения человека от утомительной, однообразной, нетворческой деятельности. В настоящее время А. широко проникли в производство, жизнь и быт современного человека. Всем знакомы такие А., как часы, холодильники, проигрыватели и магнитофоны и т. п. Жители многоэтажных домов пользуются лифтом — это тоже А., в метро стоят А. для размена монет, в магазинах — торговые А. В процессе производства используются автоматические станки с числовым про­граммным управлением, электронно-вычислительные машины, ав­томатические линии, объединяющие в единое целое несколько раз­личных станков и механизмов. В настоящее время уже созданы и работают заводы-автоматы, где весь производственный процесс осу­ществляется без вмешательства человека.
 АВТОНИМНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ (от греч. autos-сам, опота — имя)
  — употребление выражений в качестве обозначе­ний самих себя. Обычно языковые выражения используются для того, чтобы говорить о вещах и явлениях окружающего мира. По­этому слова, входящие в предложения, относятся к внеязыковым предметам. Напр., предложение «В средней полосе России часто встречаются березы» говорит о России и о березах. Слово «березы» здесь относится к реально существующим деревьям, обозначает их. Это обычное словоупотребление. Однако иногда приходится гово­рить о самих выражениях языка. Напр., в предложении «"Береза" состоит из трех слогов» речь идет о слове, а не о том предмете, к которому это слово относится. В таких случаях слова употребля­ются автонимно, т. е. как обозначающие сами себя. Для указания
 
 
 [9]
 на А. у. в. используется курсив или кавычки: «Слово "береза" состо­ит из трех слогов». Смешение обычного и А.у. языковых выражений способно приводить к логическим ошибкам в рассуждениях. Приме­ром такой ошибки может служить следующее рассуждение: «Мышь грызет книгу. Мышь — имя существительное. Следовательно, имя существительное грызет книгу».
 АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ (от греч. axios - ценный, logos — понятие, учение), или: Оценочная модальность,
 — характеристика объекта с точки зрения определенной системы ценностей. Аксиологический статус отдельного объекта обычно выражается абсолютными оценочными понятиями «хорошо», «пло­хо» и «(оценочно) безразлично», используемыми в оценочном высказывании. Относительный аксиологический статус выража­ется сравнительными оценочными понятиями «лучше», «хуже» и «равноценно». Напр.: «Хорошо, что пошел дождь», «Плохо, что су­ществуют болезни», «Дождливая погода лучше сухой» и т. п. Вместо слов «хорошо» и «плохо» нередко используются слова «позитивно ценно», «является добром», «негативно ценно», «есть зло» и т. п. Вместо «лучше» используется «предпочитается».
 Аксиологические модальные понятия являются необходимы­ми структурными компонентами оценочных высказываний. Логи­ческое исследование этих понятий осуществляется оценок логикой, слагающейся из логики абсолютных оценок и логи­ки сравнительных оценок (предпочтений логики). По сво­им логическим свойствам А. м. аналогичны модальностям других групп: логическим («необходимо», «возможно», «невозможно»), эпистемическим («убежден», «сомневается», «отвергает») и др.
 Понятия «хорошо» и «плохо» взаимно определимы: объект яв­ляется позитивно ценным, когда его отсутствие негативно ценно. Безразличное определяется как не являющееся ни хорошим, ни плохим. Понятия «лучше» и «хуже» также взаимно определимы: первое лучше второго, когда второе хуже первого. Равноценное определяется как не являющееся ни лучшим, ни худшим.
 Нормативные понятия «обязательно», «разрешено» и «запреще­но» определимы через оценочные понятия. Это означает, что деон­тическая модальная характеристика сводима к аксиологической мо­дальной характеристике (см.: Деонтическая логика).
 АКСИОМА (от греч. axioma — значимое, принятое положение)
  — исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств других ее положений.
 Долгое время термин «А.» понимался не просто как отправной пункт доказательств, но и как истинное положение, не нуждающе-
 
 
 [10]
 еся в особом доказательстве в силу его самоочевидности, нагляд­ности, ясности и т. п. Так, Аристотель (384—322 до н. э.) считал, что А. (начала) не требуют доказательства по причине своей яс­ности и простоты. Древнегреческий математик Евклид (III в. до н. э.) рассматривал принятые им геометрические А. как самооче­видные истины, достаточные для выведения всех других истин геометрии. Нередко А. трактовались как вечные и непреложные истины, известные до всякого опыта и не зависящие от него, попытка обоснования которых могла только подорвать их оче­видность.
 Переосмысление проблемы обоснования А. изменило и содер­жание самого термина «А.». А. являются не исходным началом познания, а скорее его промежуточным результатом. Они обосно­вываются не сами по себе, а в качестве необходимых составных элементов теории: подтверждение последней есть одновременно и подтверждение ее А. Критерии выбора А. меняются от теории к теории и являются во многом прагматическими, учитывающими соображения краткости, удобства манипулирования, минимиза­ции числа исходных понятий и т. п. В частности, в формальном исчислении, класс теорем которого уже известен, А. — это просто одна из тех формул, из которых выводятся остальные доказуе­мые формулы. Если, однако, теория еще не определена однознач­но, выбор ее А. может диктоваться и содержательными соображе­ниями.
 АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД
  - способ построения научной те­ории, при котором какие-то положения теории избираются в каче­стве исходных, а все остальные ее положения выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательств. Положения, доказываемые на основе аксиом, называются теоремами.
 А. м. — особый способ определения объектов и отношений меж­ду ними (см.: Аксиоматическое определение). А. м. используется в математике, логике, а также в отдельных разделах физики, биологии и др.
 А. м. зародился еще в античности и приобрел большую извес­тность благодаря «Началам» Евклида, появившимся около 330 — 320 гг. до н. э. Евклиду не удалось, однако, описать в его «аксио­мах и постулатах» все свойства геометрических объектов, исполь­зуемые им в действительности; его доказательства сопровожда­лись многочисленными чертежами. «Скрытые» допущения гео­метрии Евклида были выявлены только в новейшее время Д. Гиль­бертом (1862-1943), рассматривавшим аксиоматическую теорию как формальную теорию, устанавливающую соотношения между
 
 
 [11]
 ее элементами (знаками) и описывающую любые множества объек­тов, удовлетворяющих ей. Сейчас аксиоматические теории нередко формулируются как формализованные системы, содержа­щие точное описание логических средств вывода теорем из акси­ом. Доказательство в такой теории представляет собой последова­тельность формул, каждая из которых либо является аксиомой, либо получается из предыдущих формул последовательности по одному из принятых правил вывода.
 К аксиоматической формальной системе предъявляются тре­бования непротиворечивости, полноты, независимости системы ак­сиом и т. д.
 a.m. является лишь одним из методов построения научного зна­ния. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высо­кого уровня развития аксиоматизируемой содержательной теории.
 Как показал известный математик и логик К. Гёдель, достаточ­но богатые научные теории (напр., арифметика натуральных чи­сел) не допускают полной аксиоматизации. Это свидетельствует об ограниченности a.m. и невозможности полной формализации научного знания (см.: Гёделя теорема).
 АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  - определение термина через множество аксиом (постулатов), в которые он входит и кото­рые последовательно ограничивают область его возможных истол­кований.
 Напр., можно попытаться дать прямое определение понятия «равенство». Но можно привести систему истинных утверждений, включающих это понятие и неявно задающих его значение: «Каж­дый объект равен самому себе»; «В случае любых объектов, если первый равен второму, то второй равен первому»; «Для всех объек­тов верно, что если первый равен второму, а второй третьему, то первый равен третьему».
 А. о. является частным случаем определения контекстуального. Всякий отрывок текста, всякий контекст, в котором встречается интересующее нас понятие, является в некотором смысле неяв­ным определением последнего. Контекст ставит понятие в связь с другими понятиями и тем самым косвенно раскрывает его содер­жание. Встретив в тексте на иностранном языке одно-два неизве­стных слова, мы, понимая текст в целом, можем составить при­мерное представление и о значениях неизвестных слов. Аналогично дело обстоит и с А. о. Совокупность аксиом к.-л. теории является одновременно и свернутой формулировкой этой теории, и тем контекстом, который неявно определяет все входящие в аксиомы понятия.
 [12]
 Чтобы узнать, к примеру, что значат слова «масса», «сила», «ус­корение» и т. п., можно обратиться к аксиомам классической меха­ники Ньютона. «Сила равна массе, умноженной на ускорение», «Сила действия равна силе противодействия» и т. д. — эти положения, указывая связи понятия «сила» с другими понятиями механики, раскрывают его сущность.
 Принципиальное отличие А. о. от иных контекстуальных опре­делений в том, что аксиоматический контекст строго ограничен и фиксирован. Он содержит все, что необходимо для понимания вхо­дящих в него понятий. Он ограничен по размеру и по составу.
 А. о. — одна из высших форм научного определения. Не всякая теория способна определить свои исходные термины аксиомати­чески, для этого требуется относительно высокий уровень разви­тия знаний об исследуемой области. Изучаемые объекты и их от­ношения должны быть также сравнительно просты.
 АЛГЕБРА БУЛЯ
  — исторически первый раздел математической логики, разработанный ирландским логиком и математиком Дж. Булем в середине XIX в. Буль применил алгебраические мето­ды для решения логических задач и сформулировал на языке ал­гебры некоторые фундаментальные законы мышления.
 Буль представляет логику как алгебру классов (будем обозначать их символами А, В, С,...). Основными операциями в А. Б. являются: сложение классов AE.B; умножение классов АCВ; дополнение класса А'. Свойства этих операций описываются следующими ак­сиомами:

<< Пред.           стр. 2 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу