<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Действие
  Эффективность
  Мастерство Б
  Безнадежность
  Беспомощность
  Депрессия Г
  Принятие
  Способность оставить все как есть
  Это действительно полезный способ мышления. В
  Сверхконтроль
  Беспокойство
  Паника
  Бездействие В квадратах А и Г никакого стресса нет.
  Когда вы почувствуете стресс, подумайте, в каком месте этой таблицы вы находитесь. Быть может, вы в квадрате В, беспокоясь о том, на что не можете оказывать влияние?
  Пусть в этом квадрате все остается так, как есть.
  Или вы в квадрате Б, чувствуя себя беспомощным перед лицом многочисленных требований?
  В квадрате Б следует предпринимать действия. Расставьте приоритеты и приступайте сначала к самым важным проблемам. Ничего не делая, вы лишь ухудшите ситуацию.
  В квадратах В и Г состояния нересурсные, и вам придется изменить состояние, прежде чем приступать к решению какой-то реальной проблемы, которая может появиться у вас на пути. Помните, что вы не сможете адекватно реагировать на проблему, находясь в нересурсном состоянии, вызванном этой проблемой.
  Действуйте в тех ситуациях, в которых вы можете произвести изменения, и оставайтесь спокойными там, где не можете, и научитесь различать такие ситуации между собой.
  Вторым ресурсом является конгруэнтность. В исследованиях по управлению стрессом это иногда называют "убежденность" ("commitment"). Это ощущение направленности и внутренней энергии, которое позволяет вам двигаться по направлению к своей цели. Такое состояние возникает, когда все ваши части начинают работать вместе для достижения вашей цели.
  Противоположное состояние - это неконгруэнтность: внутренние противоречия и нерешительность. Когда вы неконгруентны, у вас пропадают и энергия, и сосредоточенность. Внутренний конфликт может вызывать ослабленное состояние, а оно может влиять на иммунную систему посредством связей "тело - разум", поддерживаемых с помощью медиаторов. Существует целый континуум неконгруэнтности. На одном конце этого континуума находится простое ощущение дискомфорта в какой-нибудь ситуации, состояние раздвоенности. Это может быть неконгруэнтностью, потому что вы оказываетесь в незнакомых обстоятельствах и не знаете точно, что делать. Все переживали такую неконгруэнтность. На другом конце этого континуума располагается ощущение конфликта, касающегося вопроса о том, кто я - неконгруэнтность на уровне идентичности. Конфликт на этом уровне скорее всего будет отражаться на вашем физиологическом чувстве самого себя - вашей иммунной системе.
  Третий ресурс - это испытание. Представление об испытании возникает, когда вы думаете о результате, при этом события превращаются в возможности для продвижения к тому, чего вы хотите. У событий нет определенного значения, они могут иметь тот смысл, который вы хотите в них вложить - вы можете поместить их в другую рамку. Когда происходит то, что может вызвать у вас стресс, спросите себя:
  Что бы это значило?
  Какое значение я хотел бы придать этому?
  Как это могло бы превратиться в полезное испытание?
  ВАШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССА
  Только вы сами сможете определить стресс для себя, вот почему мы не поместили никаких вопросников о стрессе в этой книге, хотя они существуют.
  Как стресс действует на вас? У всех есть слабости. Некоторые страдают от повышенного кровяного давления. Головная боль, боль в спине, напряжение в плечах и шее - вот еще несколько симптомов. Расстройство пищеварения, метеоризм, уменьшение продолжительности и ухудшение сна по серьезным причинам, утомляемость в течение дня, сыпь, язва, частые простуды и грипп также представляют собой признаки того, что вы находитесь под действием стресса. Раздражительность, тревожность или трудности с сосредоточением внимания тоже могут быть такими признаками.
  Запишите, как ваш организм сообщает вам о стрессе. Это ценная обратная связь.
  Вам следует начать с того места, где вы сейчас находитесь, поэтому подстройтесь к самому себе. Вы не уберете стресс из своей жизни за один вечер. Подумайте над следующими вопросами:
  Насколько высок уровень стресса у меня сейчас?
  Откуда он возникает?
  Вижу ли я какие-то закономерности?
  Проявляются ли симптомы стресса в большей степени в определенные периоды: в выходные дни, во время отпуска, в моменты завершения работ?
  Вероятно, существует много причин для стресса. Как только вы узнаете те вещи, которые вызывают у вас стресс и поддаются вашему влиянию, вы можете заняться ими. Их можно проанализировать с помощью логических уровней.
  ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ СТРЕССА
  Окружение
  Что в вашем окружении вызывает у вас стресс? Длительная поездка на работу, тесный и шумный офис, неработающие бытовые приборы, ссора с близким человеком? Ваша работа может вызывать стресс, если к вам предъявляется множество требований, а у вас недостаточно возможностей для их разрешения. Чтобы ослабить стресс, может быть, вам понадобится изменить свое окружение.
  Какие ресурсы предлагает вам окружение для работы со стрессом? Одна причина стресса заключается в незнании того, что случится. Информация дает чувство контроля. Исследования над больными показали, что те, кому была предоставлена поддержка и информация об их заболевании, меньше оставались в больнице и быстрее выздоравливали.
  Поведение
  Что из того, что вы делаете, вызывает у вас стресс? Может быть, выезд на встречу в последнюю минуту и связанное с этим постоянное напряжение, или необходимость отвечать требованиям людей в то время, когда вам не хотелось бы этого делать. Изменения в заведенном порядке могут вызвать стресс. Вы узнаете, что вызывает у вас стресс, если будете обращать внимание на обратную связь, которую передает вам ваш организм.
  Какое поведение могло бы служить вам ресурсом? Больше времени проводить в путешествиях - вот один из примеров. Сказанное "нет" время от времени может доставлять удовольствие, если вы обычно говорите "да", и потом сожалеете об этом. Или же сказать "да", если вы чаще всего говорите "нет", а затем чувствуете себя плохо. Физическое удовольствие является превосходным ресурсом, например: музыка, изысканная пища, занятия с детьми, хороший фильм или физические упражнения.
  Способности
  Если у вас есть способность включать беспокойство у самого себя, следовательно, вы развили определенное умение. Вы почти наверняка сможете легко представить, как что-нибудь приводит к неудовлетворительному результату. Наверное, вы делаете это, создавая мысленные фильмы о том, как все может расстроиться, а затем представляя себе устрашающие последствия. И это тоже определенное умение. Оно демонстрирует вашу способность представлять себе картины настолько живо, чтобы вызывать существенные химические изменения в своем теле. Вероятно, для этого таланта существуют другие точки приложения. Что произойдет, если ту же способность живого воображения вы примените для того, чтобы представить себе, что будет через 15 минут после удовлетворительного разрешения события, а затем подумать о том, как бы вы могли этого достичь?
  Убеждения и ценности
  Быть может, вы не думали о том, что убеждения и ценности способны вызвать стресс или оказаться ресурсами против него, но это именно та область, изменения в которой могут привести к значительному эффекту. Мы носим свои убеждения с собой, поэтому они будут вызывать стресс, где бы мы ни находились. Чем жестче наши убеждения и ожидания, тем сильнее переживаемый нами стресс, поскольку мир вокруг нас не свернет со своего пути только для того, чтобы удовлетворить наши нужды.
  Какие убеждения могут вызывать стресс? Убеждение в том, что люди недостойны доверия и готовы обманывать вас при первой возможности, будет держать вас "на взводе" и провоцировать стресс. Сама медицинская модель является набором убеждений, чреватых появлением стресса. Она подразумевает, что когда вы болеете, ваше тело выходит из-под вашего контроля, и вам необходимо обратиться к эксперту для прохождения курса лечения. С другой стороны, убеждение в том, что вы сами полностью отвечаете за свое выздоровление, и никто не сможет вам помочь, тоже опасно возникновением стресса.
  Все убеждения, ставящие вас в зависимость от других людей или событий или означающие отсутствие выбора в реагировании на различные события, будут способствовать стрессу. Ценности тоже оказываются важными в этот момент. Если вы обнаруживаете какой-то стресс, периодически повторяющийся в вашей жизни, значит, вы находите что-то ценное в нем для себя. Чего вы пытаетесь достигнуть? Быть может, лучше было бы достигнуть желаемого без стресса?
  Все убеждения, усиливающие ваше чувство контроля над собой и внешним окружением, являются ресурсами. Вера в собственную способность управлять событиями своей жизни будет автоматически снижать уровень стресса. Это убеждение известно под названием "внутренняя сила" ("self-efficacy") и глубоко изучалось Альбертом Бендурой и его коллегами из Стэнфордского университета. Они обнаружили, что чем больше люди верят в то, что могут справиться с испытанием, тем менее тяжелый урон может нанести стресс их организму. У людей с таким убеждением оказывается более сильной иммунная система.
  Как вы строите внутреннюю силу (self-efficacy)?
  * Путем построения в своем прошлом ряда опорных ситуаций (reference experiences), связанных с успехом или провалом.
  Вспомните свои успехи, даже незначительные. Скоро вы наберете достаточно много таких примеров. Следует учитывать только те из них, в которых успех зависел от ваших действий. Те случаи, в которых вы получали результаты, не приложив никаких усилий, не принимайте в расчет.
  * Путем моделирования других людей.
  Понаблюдайте за теми людьми, которым тоже пришлось столкнуться с такими испытаниями. Какие качества помогают им достичь успеха? В чем заключаются различия между теми, кто преуспевает, и теми, кто терпит провал? Что они делают? Во что они верят? Что является важным для них? Если это возможно для них, то почему бы этого не сделать вам?
  * Обращаясь к ментору, человеку, который сможет помочь вам и поддержать вас.
  Ментор не обязательно должен быть реальным человеком, это может быть герой фильма или книги. Нет необходимости в том, чтобы он присутствовал физически, или чтобы вы знали его лично. Это может быть исторический герой, который вдохновляет вас. Когда вам необходима поддержка или помощь, подумайте про себя: "Как бы он посоветовал мне поступить в этой ситуации?".
  Идентичность
  Если стресс столь велик, что вы даже не знаете, во что поверить, у вас все еще остается ресурс - ваша идентичность, Когда вы достигаете этого уровня, вы осознаете, кто вы, и с этой позиции начинаете понимать, что вам следует делать, Отчетливое представление о самом себе является мощным ресурсом против стресса. Единственным стрессом на этом уровне может быть ложный образ. Он может проявляться двумя способами. Первый - касается отношений между людьми, когда человек не позволяет кому бы то ни было увидеть себя настоящего, и скорее всего работает в тех случаях, когда человек не может выразить себя полностью в своей работе. Второй способ проявления ложного образа - это маска, надетая для своей или чужой пользы, чтобы защитить настоящую личность. Такая маска может возникнуть в детстве, когда человек не знал, как справиться с чем-то, и в качестве средства использовал ложный образ. Когда это происходит, человек еще раз переживает ощущение пустоты, и его поведение утрачивает дополнительную степень свободы для поддержания равновесия.
  Выше идентичности
  И, наконец, выход за пределы существующей идентичности и включение ее в более полное понимание самого себя представляет самый мощный ресурс, который создаст новое представление о связи с другими людьми. Этого можно достичь многими способами - такими, как любовь, религия и медитация. В этой области не существует простых ответов, а есть только возможные различные пути, по которым можно - по крайней мере, временно - двигаться без стресса.
  СТРАТЕГИИ РАБОТЫ СО СТРЕССОМ
  Когда ваше тело говорит вам, что вы находитесь под действием стресса:
  1. Осознайте ощущения в своем теле. Подстройтесь к себе. Эти ощущения реальны, даже если вы думаете, что их не должно быть.
  2. Сосредоточьтесь на вызвавшем стресс эпизоде.
  3. Какое значение вы придаете этому переживанию? Когда вы получите ответ, спросите себя: "Что еще могло бы это значить?". А затем: "Какой смысл я хотел бы придать этому эпизоду?".
  4. Что бы вы могли сделать с этим? Находится ли это в области вашего влияния? Если нет, оставьте все так, как есть, и пусть оно продолжается.
  Если да, то какими ресурсами вы обладаете, чтобы изменить положение?
  Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации?
  Какова ваша цель?
  5. Какой урок вы можете извлечь из этого случая, чтобы в следующий раз избежать неприятностей?
  РЕАЛЬНОСТЬ ТАКОВА, КАКОЙ ВЫ ЕЕ СОЗДАЕТЕ
  НЛП вместе с другими системами психологии и философии предполагает, что мы, не видя мир таким, каким он является на самом деле, строим модель этого мира. То, что мы воспринимаем, проходит сквозь фильтры наших органов чувств, а потом мы интерпретируем свой опыт в свете собственных убеждений, интересов, воспитания, забот и настроений. Мы составляем карту и отправляемся с ней в плавание по жизни. Если это хорошая карта, мы будем путешествовать долго, получая при этом удовольствие. Карта, ограниченная небольшой территорией, гарантирует короткое путешествие. Все мы двигаемся по одной и той же территории, но с разными картами в руках. На протяжении всей истории человечества люди сражались и умирали в борьбе за то, чья карта является правильной. НЛП не предлагает вам "правильную" карту, а претендует на то, чтобы показать вам процесс ее составления. Это может расширить ту карту, которая у вас есть, и тогда вы сможете предпринять более увлекательное путешествие.
  НЛП предполагает, что мы создаем свои карты тремя различными способами:
  Во-первых, мы стираем часть своего опыта. Из всех доступных нам картинок, звуков, ощущений, вкусов и запахов мы осознаем только те, которые выделяет наше внимание. Упущение имеет существенное значение: мы очень скоро оказались бы перегруженными информацией, если бы не относились избирательно к тому, на что следует обратить внимание. Мы фильтруем свой опыт, опираясь на свои убеждения, интересы и состояние здоровья. Если вы когда-либо забывали о боли, стараясь быстрее завершить какую-то работу, или искали ключи, лежащие у вас под носом, то вы знаете, что такое упущение.
  Во-вторых, мы занимаемся искажением, придавая большее значение одним частям своего опыта и принижая значение других частей. Искажение - это процесс создания смысла и определения ценностей того, что с нами происходит. Без этого у нас был бы скучный серый мир фактов и цифр. Искажение - это основа для творчества и искусства. Оно также является основой для подозрительности, паранойи и непонимания. Используя этот процесс, мы придаем определенный смысл нашим симптомам. Например, один человек может обвинять другого в том, что тот заразил его простудой, несмотря на тот факт, что он тысячи раз в своей жизни вступал в контакт с простуженными людьми, не подхватив при этом никакой болезни.
  В-третьих, мы занимаемся обобщением своего опыта, выводя правила из небольшого числа случаев. Мы учимся, делая обобщения. Например, мы учимся считать, ухватывая законы арифметики на небольшом количестве задач. Убеждения - тоже обобщения. Умение обобщать имеет огромное значение: мы сталкиваемся с неизвестным, опираясь на то, что мы знаем. Проблема возникает лишь тогда, когда мы выбираем неподходящий пример для обобщения или остаемся закрытыми для нового опыта. Например, если один человек обманул нас, то было бы глупо делать обобщение и предполагать, что все люди мошенники.
  Все мы занимаемся упущениями, искажениями и обобщениями. Но, как и в случае с репрезентативными системами, люди имеют склонность к предпочтительному использованию одного из этих процессов в ущерб другим, так что одни больше упускают, вторые в большей степени искажают, а третьи чаще обобщают. Все три процесса являются полезными, но то, как мы используем их, может привести к неприятностям.
  Люди, упускающие из виду большое количество информации, могут оказаться нечувствительными к своему организму. Не обращая внимания на боль и дискомфорт, они могут зайти слишком далеко, игнорируя те предупредительные сигналы, которые подает им их организм. Они могут также игнорировать информацию о том, как чувствуют себя другие. Те же, кто чаще занимается искажением, могут оказаться слишком озабоченными собственными чувствами, вплоть до ипохондрии. Они часто бывают очень чувствительными к другим, вкладывая свой смысл в то, что они говорят или делают. Склонные к обобщению могут оказаться весьма негибкими, следуя определенным правилам поведения и ожидая того же от других. Они могут пытаться применить вчерашнее решение к сегодняшней проблеме и с трудом справиться с изменениями.
  ОБОБЩЕНИЕ МОЖЕТ НАНЕСТИ ВРЕД ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ
  Определенные способы мышления повышают риск заболевания. Доктор Мартин Селигман вместе с коллегами из Университета Пенсильвании провел исследования того, как мы объясняем происходящее с нами. Он назвал это "атрибутивным стилем" ("attributional style").
  Первый путь - стиль пессимиста. Здесь имеется в виду не поведение, направленное на поиск неудачи, а способ ее объяснения, когда она происходит. У него есть три составляющие:
  * Люди, использующие этот стиль, относятся к любой неудаче, как к собственной ошибке. Они обвиняют сами себя, упуская из вида внешние факторы и, обобщают, когда берут всю ответственность на себя. Чтобы придать какой-то смысл случившемуся, они также упрощают событие, а это уже искажение.
  * Они склонны думать, что эта ситуация будет повторяться, Ничто не изменится, мир останется таким же, как сейчас. Они делают обобщение на одном событии, думая, что жизнь всегда будет течь тем же порядком.
  * В-третьих, они снова занимаются обобщением, думая, что то же самое будет проявляться во всем.
  Этот тройной пессимистический принцип мышления известен в медицинской литературе под названием ISG (internal, stable, global - внутренний, стабильный, глобальный). Он приводит к тому, что Селигман называет "приобретенной беспомощностью" - отказ от действий, потому что кажется, что ничто не может изменить ситуацию. Это фатальное поведение, ведущее к депрессии, к ощущению полной беспомощности и повышению риска заболевания.
  СТРАТЕГИЯ ДЕПРЕССИИ
  Обвините самого себя. Внешний мир в полном порядке.
  Решите для себя, что всегда так и будет, ничего не изменится. И что бы вы ни сделали, не случится ничего нового. Предположите, что это повлияет на все, что вы делаете. Когда же все идет хорошо, переверните эту процедуру:
  Скажите себе, что это всего лишь удачная отсрочка и ничего тут не поделаешь, или припишите все заслуги другим людям.
  Убедите себя, что это ненадолго.
  Подумайте о том, что это почти никак не отразится на вашей дальнейшей жизни.
  Другим атрибутивным стилем является оптимизм. Это внешний, нестабильный, конкретный стиль (EUS: external, unstable, specific). Внешним причинам придается соответствующее им значение, никаких самообвинений. События рассматриваются в контексте, а не обобщаются.
  Ни оптимизм, ни пессимизм нельзя считать правильным стилем. Просто это разные точки зрения на мир. Если у вас есть выбор, идите по более здоровому пути - оптимизму.
  СТРАТЕГИЯ ОПТИМИЗМА
  Воспользуйтесь упущением, искажением и в особенности обобщением, чтобы сделать себя более здоровым. Подумайте о неприятном переживании, как:
  * о комбинации внешних обстоятельств, союзных по отношению к вашей реакции. Это не провал, а обратная связь для вас о вашем поведении, а не о вас как личности;
  * об отдельном случае. Подумайте о том, что нового вы могли бы сделать, чтобы избежать неприятностей и чтобы извлечь урок из этого опыта;
  * о конкретном эпизоде, который вряд ли окажет какое-то влияние на другое ваше поведение. Когда что-то идет хорошо, переверните этот способ мышления:
  * поставьте что-нибудь себе в заслугу;
  * вспомните все другие случаи, когда все шло хорошо. Это событие добавляется к прежним, составляя закономерность;
  * подумайте о том, как это событие повлияет на вашу жизнь, и чему вы можете научиться, чтобы сделать такую удачу доступной и в будущем.
  ОПТИМИЗМ И ЗДОРОВЬЕ - ИССЛЕДОВАНИЕ В ГАРВАРДЕ
  В нескольких исследованиях изучалась связь между оптимистическим стилем мышления и здоровьем. Одно из них было проведено 35 лет назад в связи с исследованием развития взрослых и касалось группы здоровых и успешных выпускников 1942 - 1944 годов. Сначала с помощью анкет был определен обычный для них уровень оптимизма и пессимизма. Через каждые пять лет эти люди подвергались тщательному медицинскому обследованию. Со временем их здоровье ухудшалось. Но, хотя в самом начале у всех было очень хорошее здоровье, с течением времени разбег между самым здоровым и наименее здоровым становился все больше и больше. Из 99 человек 13 умерли, не достигнув 60 лет. Результаты оказались ясными и недвусмысленными. В целом, те исследуемые, которые с оптимизмом относились к неприятным событиям в свои 25 лет, позже оказались более здоровыми (после 40 лет), чем те, кто проявлял пессимизм. Эти преимущества были особенно заметными в промежутке от 40 до 45 лет. Группа пессимистов показала заметное ухудшение здоровья, которое нельзя было объяснить никакими другими изменениями.
  Эти результаты статистически достоверны: лишь 1 шанс из 1000 говорил о том, что они могут быть случайными. Связь между курением и развитием рака легких статистически менее устойчивая.
  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И РАППОРТ
  Взаимоотношения являются главным источником стресса в жизни большинства людей. Устойчивые хорошие взаимоотношения, вероятно, лучший способ поддерживать здоровье и благополучие. Можно начать с установления хороших взаимоотношений с самим собой. Любое непонимание или конфликт, с которыми мы сталкиваемся в отношениях с другими людьми, может также произойти внутри нас. Насколько хорошо наши части уживаются друг с другом, настолько хорошие отношения мы способны поддерживать.
  Раппорт - уровень доверия, чувствительности и силы ответной реакции - является основой хороших взаимоотношений. Он строится путем подстройки на каждом логическом уровне. Раппорт с самим собой устанавливается, когда вы подстраиваетесь к себе. Осознайте свои ощущения, обратите внимание на свое тело и на свою внутреннюю обстановку. Давайте своему телу отдых, упражнения и питание, в которых оно нуждается. Осознайте то, что вы делаете и что могли бы сделать, не пытаясь сначала изменить это поведение и способности. Осознайте свой убеждения и ценности, доверяя тому, во что вы решили верить и считать важным для себя. Осознайте свою идентичность, что за личность вы являетесь, но не в виде застывшего идола, а в виде изменяющегося и развивающегося существа. Это поможет открыть путь в том направлении, которое выше идентичности.
  Чтобы построить раппорт с другими людьми, подстраивайтесь к ним на каждом логическом уровне. Встаньте на защиту их идентичности, принимайте их за тех, кто они есть на самом деде, а не теми, кем они должны быть по вашему мнению. Ведь так легко сделать из человека страшилище или идола, а затем обращаться с ним как с маской, а не человеком. Подстройтесь к их убеждениям и ценностям. Вы не обязаны соглашаться с ними, достаточно их осознать. Затем подстройтесь к их способностям, отнеситесь с уважением к их способу мышления и образу действий. Узнайте, какими умениями они владеют. Вы можете присоединиться к их поведению, используя подстройку к положению, движениям тела и к голосу с целью установления раппорта. Это - область, глубоко изученная в НЛП и подробно описанная в других книгах по НЛП.
  ЗЕРКАЛО ДЛЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  Мы хотим предложить вам процедуру для исследования любых взаимоотношений, в частности тех, которые вызывают стресс. Взаимоотношения - это двустороннее движение, а мы порой оказываемся настолько заинтересованными в изменении другого человека, что не замечаем того, что наше поведение тоже является частью проблемы. Вы в состоянии изменить свое поведение. Но для этого вам понадобится взглянуть на вещи по-новому.
  Подумайте о таком человеке, в общении с которым вы испытываете трудности.
  Представьте себе, что вы снова общаетесь с ним. Ассоциируйтесь с этим воспоминанием. Как бы вы обозначили его поведение? "Враждебное", "пассивное", "отстраненное"? Какие ощущения вы испытываете по отношению к этому человеку? Например, вы могли бы чувствовать гнев, расстройство или беспомощность. Это ваши собственные ощущения об этом человеке в той ситуации. Это ваша реакция из первой позиции на другого человека в этих взаимоотношениях.
  На каком, по вашему мнению, логическом уровне возник этот конфликт? Касается ли это поведения, ставит ли это под вопрос ваши убеждения или угрожает вашей идентичности?
  Теперь прервитесь, подумайте о чем-нибудь другом.
  Перейдите во вторую позицию. Представьте себе, что вы - другой человек.
  Находясь в этой позиции, как вы воспринимаете эту ситуацию?
  Что вы пытаетесь сделать? Что вы чувствуете по поводу этих взаимоотношений?
  Прервите это состояние и вернитесь в себя.
  Выйдите за пределы этих взаимоотношений и станьте сторонним наблюдателем. Это выход в третью позицию. Это легко сделать, представив сцену перед собой. Посмотрите на себя и на этого человека, находящихся на сцене. Посмотрите на то, что делает этот человек. Как вы реагируете на это?
  Измените свои вопросы, и вместо: "Как я мог бы изменить поведение этого человека?", - спросите: "Каким образом я усиливаю или включаю такое поведение этого человека?".
  Как еще вы могли бы реагировать? Что побуждает вас продолжать то, что вы делаете в этих взаимоотношениях?
  Какие ваши новые действия могли бы сделать невозможным возобновление его старой реакции? Какое эмоциональное состояние могло бы послужить вам ресурсом в такой ситуации?
  Вполне вероятно, что он со своей стороны тоже ищет выход из создавшегося положения, но не знает, как разрушить сложившийся стереотип поведения. Очень редко бывает так, чтобы только один участник взаимоотношений испытывал дискомфорт.
  Что вы чувствуете по поводу ваших действий в этой ситуации?
  Какой совет вы дали бы самому себе в этой ситуации?
  Вас раздражает ваша неспособность оказывать влияние на другого человека?
  Полезно ли это раздражение?
  Все эти вопросы помогают обрести новый взгляд, поскольку наши взаимоотношения с самим собой часто отражаются в наших взаимоотношениях с другими людьми.
  Наконец, держите в голове то, что вы хотите от этих отношений.
  Хотите ли вы, чтобы они продолжались в существующей форме?
  Какие преимущества у этой формы взаимоотношений?
  Какого сорта позитивные взаимоотношения вам хотелось бы построить?
  Что вы могли бы сделать, чтобы достичь этой цели?
  ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
  "Оптимист может увидеть свет даже там, где его нет, так почему же пессимист всегда стремится задуть его?"
  Мишель де Сент-Пьер
  "Бог, дай нам смирение, чтобы безмятежно принять то, что мы не в силах изменить; храбрость, чтобы изменить то, что должно быть изменено; и мудрость отличить одно от другого".
  Рейнольд Нибур
  "Музыка, способная проникнуть глубже всего и вылечить от всех болезней,- это задушевная речь".
  Эмерсон
  "Человек, ставший оптимистом до сорока восьми лет, знает слишком много; если же он стал оптимистом после сорока восьми, значит он знает слишком мало".
  Марк Твен
  "Оптимист утверждает, что мы живем в самом лучшем из всех возможных миров, а пессимист опасается, что это является правдой".
  Джеймс Кейбл
  "Пессимист - это тот, кто, сталкиваясь с двумя неприятными вариантами, выбирает оба".
  Энон
  "Изменение и боль являются частью жизни, а страдание - вещь добровольная".
  Энон
 
  ГЛАВА 9. БЕСПОКОЙСТВО И НАДЕЖДА
  В условиях полной неопределенности нет ничего плохого в том, чтобы надеяться.
  Карл Саймонтов
  Беспокойство приводит к напряжению и вполне заслуживает того, чтобы ему посвятить отдельную главу книги. Несчастье уже само по себе неприятно, но беспокойство по поводу его последствий еще больше усугубляет положение. Хуже того, мы часто начинаем тревожиться о том, что могло бы произойти, но не происходит на самом деле. Мы заранее чувствуем себя плохо без всяких видимых причин. Эта ситуации может быть просто плодом нашего воображения, но вызываемый ею стресс достаточно реален. Беспокойство может разогнать сон и привести к болям в пояснице и таким желудочно-кишечным проблемам, как метеоризм и колит. И даже тогда, когда проблема оказывается реальной, беспокойство ничем не может помочь ее разрешению.
  Мы способны беспокоиться по любому поводу. Ведь существует неисчислимое количество вариантов, и события могут пойти не так, как нам хотелось бы. Чем больше у вас таких вариантов, тем больше и поводов для беспокойства. Мы беспокоимся о самих себе, о своих любимых и близких и особенно о детях. Если этого недостаточно, можно начать беспокоиться по поводу работы или каких-нибудь глобальных проблем: перенаселенность, общее потепление климата на Земле и увеличение дыр в озоновом слое. Беспокойству интересны ужасные сценарии будущего. Противоположностью является надежда - стремление к хорошему и прекрасному будущему.
  Как у любого другого состояния или настроения, у беспокойства есть своя структура, которая может быть изучена методами НЛП. -Как только вы узнаете структуру, вы сможете изменить ее.
  СТРУКТУРА БЕСПОКОЙСТВА
  У беспокойства есть несколько характерных особенностей:
  * Много рассуждений - и ни одного действия. Беспокойство сдерживает действия.
  * Беспокойство ставит вас в положение либо полной ответственности, либо абсолютной беспомощности. Причина и следствие подобны противоположным концам детских качелей. Один тип беспокойства перетягивает вас полностью на причинный конец. Вы можете думать, что вы полностью отвечаете за все, что произойдет, что все зависит от ваших действий, и когда что-то идет не так, то обвинять следует себя. Второй тип беспокойства равным образом неприятен. Только теперь вы на другом конце качелей под названием "следствие", во власти событий, которые, метафорически говоря, подбрасывают вас вверх. Вы можете решить, что вы полностью во власти событий. Это сильное упрощение. Реальный мир намного сложнее. Мы можем влиять на события, но не в состоянии управлять ими в полной мере, так же как и они нами.
  * Беспокойство не направлено на достижение результата, оно отталкивает нас от нежелательных событий. Чтобы избежать их, вам необходимо представить себе нежелательные последствия. Поэтому вы представляете себе, как все, что может пойти не так, на самом деле пойдет не так, да еще и с разными неприятными деталями. Мышление, направленное на результат, противоположно беспокойству, потому что, двигаясь по направлению к цели, вы начинаете строить план действий, а это лишает беспокойство его силы.
  * Никаких проверок во внешнем мире. Беспокойство ходит замкнутыми кругами, это похоже на ловушку, в которую вы попадаете, разглядывая рисунки Эшера (Escher), в которых вы теряете перспективу и обнаруживаете себя в начале того же самого витка спирали как раз в тот момент, когда вы думаете, что уже вышли на вершину. Один виток встроен в другой. И эти витки никогда не кончаются, они состоят из воображаемых событий, не приходящих к какому-то разрешению, потому что очередная возможность втягивает вас снова в круговорот. Единственный способ выйти из него - это сделать что-нибудь в реальном мире: собрать больше информации, сделать телефонный звонок, поговорить с другими людьми, чтобы изменить свою точку зрения.
  Беспокойство - это стратегия, последовательность мыслей и действий, и зачастую протекает автоматически.
  Эта последовательность обычно начинается с внутреннего голоса, который говорит что-то вроде: "Предположим, что случится X". Далее, мы создаем мысленные картинки неприятных последствий этого события X. Эти картинки обычно сконструированы, расположены близко, подвижны и ассоциированы, как будто это происходит сейчас, а не на линии нашего будущего. Глядя на эти картинки, мы начинаем чувствовать себя плохо - именно так, как если бы эти события на самом деле уже произошли.
  В НЛП разработан краткий способ записи различных стратегий мышления:
  Внутренний диалог записывается как Аid (auditory internal dialogue - аудиальный внутренний диалог).
  Сконструированные картинки обозначаются Vic (visual internal constructed - визуальный внутренний сконструированный).
  Чувства записываются как Кi (kinesthetic internal - кинестетический внутренний).
 
  Структура беспокойства
  Исходное событие
  ?
  Внутренний диалог (Aid):
  "Что случилось бы, если бы произошло X?"
  ?
  Сконструированные, ассоциированные, подвижные картинки этих плохих событий (Viс)
  ?
  Неприятные ощущения (Кi)
  ?
  Дальнейший внутренний диалог
  ПРЕРЫВАНИЕ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА БЕСПОКОЙСТВА
  Беспокойство ведет в никуда, и поэтому лучше его остановить.
  Во-первых, узнайте свою собственную стратегию беспокойства. Наверное, это будет до боли знакомая последовательность шагов, близкая к основной стратегии или чуть видоизмененная.
  Чтобы выйти из замкнутого цикла, сначала следует осознать, что вы находитесь внутри него. Это значит, что вам необходимо выскочить наружу и диссоциироваться. Увидьте его таким, какой он есть.
  Оказавшись снаружи, посмотрите со стороны на эту до боли знакомую картину и отвлекитесь. Подумайте о состоянии своего тела прямо сейчас. Как оно себя чувствует? Заметьте, как это осознание изменяет ваше состояние.
  Теперь задайте вопрос: "Что необходимо, чтобы это стало реальностью? Существуют ли какие-то доказательства того, что это произойдет?". Часто вы будете обнаруживать целый набор весьма маловероятных ситуаций, которые должны произойти все вместе. И беспокоящий вас сценарий имеет такие же шансы на существование, как и возможность быть пораженным молнией сразу после выигрыша в лотерею.
  Каково позитивное намерение этого беспокойства? Что ценного в том, что вы пытаетесь совершить в подготовке и планировании неприятных событий? Это важно, но беспокойство - не лучший помощник для такого занятия. Беспокойство может также привлекать ваше внимание к тому, чего вы избегаете и что на самом деле требует разрешения.
  Воспользуйтесь этими идеями, чтобы изменить первый вопрос стратегии беспокойства. Вместо вопроса: "Что будет, если произойдет X?" - спросите: "Что я буду делать, если произойдет X?". Такое изменение приводит к следующему:
  * Оно помещает событие в будущее.
  * Оно диссоциирует вас от события.
  * Оно переводит внимание с события на ваши действия.
  Теперь вы можете планировать свои действия, а не застревать в сценарии со всеми сопровождающими его неприятными ощущениями. Спросите себя: "Какова вероятность того, что это произойдет?". Необходимо ли вам подумать о плане прямо сейчас, или это событие настолько маловероятно, что вы можете просто проигнорировать его? Или, может быть, вы верите в свои собственные способности действовать наилучшим образом в этот момент времени?
  Вам действительно необходимо спланировать то, что должно произойти? Поработайте над результатом. Создайте мысленные фильмы о том, что вы могли бы сделать, оставаясь при этом диссоциированным и просматривая фильмы со стороны. Прокрутите несколько возможных вариантов. Выберите тот, который доставляет вам самые приятные ощущения. Ассоциируйтесь с этим вариантом фильма и мысленно прорепетируйте его. Если и теперь он вызывает хорошие ощущения, значит, у вас есть план. Может быть, вам захочется создать два или три варианта плана, тогда прорепетируйте несколько фильмов из тех, которые вам понравились. После этого прервите состояние, измените свою физиологию, перейдя в более ресурсное состояние, и сделайте что-нибудь еще.
  Известно ли вам то время, когда вы чаще всего начинаете беспокоиться? Возможно, вы выбираете для этой привычки вполне определенное время дня, например, вечер воскресенья, Это может происходить перед сном, когда вы лежите в постели и ваша бдительность уже достаточно ослаблена, чтобы беспокойство могло завладеть вашим вниманием. Если с этим связана проблема, примите решение подумать о ней на следующий день. Сдержите свое обещание, иначе беспокойство вернется на следующий вечер с удвоенной силой.
  Стратегия прерывания беспокойства
  1. Внутренний диалог (Aid): "Что я буду делать, если произойдет X?"
  2. Создайте сконструированные, диссоциированные фильмы (Vic) о нескольких возможных вариантах своих действий.
  3. Выберите вариант, который вызывает у вас приятные ощущения (Кi).
  4. Проведите мысленную репетицию этого плана, представив себе, как вы предпринимаете эти действия и получаете желаемый результат, прокручивая сконструированный ассоциированный фильм (Vic).
  5. Убедитесь в том, что эта репетиция вызывает у вас хорошие ощущения (Ki). Вернитесь к шагу 2, если вам необходимы дополнительные варианты.
  6. Прервите это состояние.
  Предположим, вы прошли эту последовательность шагов и вам кажется, что вы ничего не можете сделать. Значит, вы ничего не можете сделать. Примите ситуацию такой, как она есть. Может быть, она еще изменится. Нельзя предсказать все на свете. Возможно, вам необходимо собрать больше информации. Если так, подумайте о том, как вы ее получите. В самом крайнем случае вопрос может звучать так: "Что случится, если я умру?". Если это реальная возможность, то один из вариантов может заключаться в том, чтобы как можно лучше подготовиться к смерти. Мы вернемся к этому моменту в главе 12.
  ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЗАМОЛЧАТЬ
  Беспокойство обычно начинается с внутреннего диалога. В постоянном внутреннем диалоге немного пользы, а иногда он может стать причиной стресса. Порой мы разговариваем сами с собой так, как никогда не позволили бы общаться с другими людьми. Любое имеющееся у нас ограничивающее убеждение или предпосылка будет включать внутренний диалог.
  Когда мы разговариваем сами с собой, то используем слова точно так же, как в разговоре с другими людьми. Но иногда мы забываем о том, что язык является лишь способом представления опыта, а не самим опытом. Одна из первых моделей НЛП, разработанных Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 1975 году, известна под названием метамодель и представляет собой набор определяющих вопросов, позволяющих распутать вводящие в заблуждение действия языка. Эти вопросы оказываются очень полезными в тех случаях, когда необходимо сделать ясным общение между людьми. В этой книге мы воспользуемся некоторыми из них, чтобы исследовать то, что вы говорите сами себе.
  Мы знаем, что наши мысли непосредственно влияют на нашу нервную систему. Мы полагаем, что иммунная система подслушивает наш внутренний диалог. Возможно даже, что она подчиняется его указаниям без нашего сведения. Следовательно, прояснение нашего внутреннего диалога могло бы оказать самое благоприятное воздействие на внутреннее состояние и устойчивость иммунной системы.
  Первый шаг - осознать свой внутренний диалог. У большинства людей есть свой внутренний голос; у одних он громкий и настойчивый, у других едва слышен. Вы когда-нибудь замечали, откуда он звучит? Каким тоном он говорит? Приятно ли его слушать? Чей это голос? Ваш собственный? Если он принадлежит кому-то другому, то разве вы давали этому человеку разрешение поселиться в вашей голове? Надоедливый обвиняющий тон голоса, звучащего со стороны, может вызвать стресс, но то же самое может сделать и внутренний голос.
  Делает ли ваш внутренний голос какие-то сравнения? Сравнения проявляются в словах типа "лучше", "наилучший", "хуже", "самый плохой", "более", "менее". Поищите, нет ли у вас в голове каких-нибудь нереалистичных, лишающих мотивации сравнений. Когда вы слышите, как ваш голос сравнивает то, что вы делаете (поведение) или кем вы являетесь (идентичность), убедитесь в том, что вам известно основание, на котором это сравнение производится. Например: "Я поступил плохо". Уместно было бы спросить: "В сравнении с чем?". С тем, как вы умеете? С вашим идеалом? В сравнении с экспертом в этом деле? Нереалистические сравнения подавляют, но первое, что вам следует помнить,- это то, что они нереалистичны. Чтобы мотивировать себя, проводите сравнения с вдохновляющим вас будущим, связанным с вами, а не с другими людьми. А чтобы судить о собственном прогрессе, сравните себя с тем, каким вы были в начале пути.
  Мы уже рассматривали, как можно создавать стресс с помощью обобщения. Один из способов обобщения заключается в том, чтобы прислушиваться к словам типа "все", "никогда", "всегда", "каждый". Такие слова называют "универсалиями". Они подразумевают отсутствие всяких исключений, например: "Я никогда не смог бы этого сделать", "Я всегда подхватываю простуду на Рождество", "Все будут смеяться надо мной". Оцените объективно явное нарушение в логике таких рассуждений. Ничто не может быть абсолютным, наверняка существуют исключения. Вспомните их. Если вы совсем не можете найти ни одного исключения, то устраивает ли вас такое положение дел? Если нет, то примите решение создать исключение при первой же возможности.
  Ваш внутренний голос может, кроме того, устанавливать правила и высказывать суждения. Мы часто высказываем суждения, не опирающиеся на достаточно веские доказательства. У врачей есть авторитет, они очень много знают о болезнях и недомогании в целом, но вы являетесь экспертом в том, что касается вашего субъективного опыта, когда вы замечаете, что говорите самому себе о том, что вам следует или не следует делать, спросите себя: "Зачем?" или "Кто сказал, что так должно быть?".
  Мы устанавливаем правила для самих себя с помощью таких слов, как "следует" и "не следует", "должен" и "обязан", "могу" и "не могу". В лингвистике эти слова называются модальными операторами. Будьте особенно внимательными к появлению таких слов в вашем внутреннем диалоге. Когда мы растем, нас бомбардируют модальные операторы, щедро разбрасываемые родителями и учителями. Ведь это основной способ удерживать нас в определенных границах. Но эти границы могут со временем стать устаревшими или чрезмерно узкими. Когда вы слышите, как ваш внутренний голос говорит, что вы "должны" или "обязаны" сделать что-то, остановитесь и задайте себе вопрос: "Что произойдет, если я этого не сделаю?". Может существовать веское основание для того, чтобы сделать это, но может такого основания и не быть. Исследуйте последствия такого решения. Вы не должны слепо подчиняться. Другой вариант заключается в том, чтобы заменить в своем внутреннем диалоге все "должен" на "могу". Так что "Я должен выздороветь" превратится в "Я могу выздороветь". "Я могу" предоставляет возможность - я могу сделать это, а может быть, я и хочу?
  Аналогичен подход к словам "не должен" и "не обязан". Спросите себя: "Что случится, если я все-таки сделаю это?" - и тщательно разберите все последствия. Каждый раз, когда вы услышите, как ваш внутренний голос говорит "не могу", сразу же ставьте вопрос: "А что меня останавливает?". Это препятствие может быть серьезной причиной, а может оказаться и ограничивающим убеждением. И как только вы поставите такой вопрос, он направит вас на поиски возможных путей преодоления стоящего перед вами препятствия. За такими операторами очень часто скрываются убеждения и предположения, касающиеся здоровья и болезни. И задав этим операторам вопросы, вы можете спросить у самих себя, какие именно убеждения лежат в их основе. Мы уже сталкивались с абстрактными существительными (номинализациями). Любое заболевание описывается с помощью номинализаций. Номинализации оказываются замороженными, они не могут изменяться во времени. Но что же происходит? Превратите их в процесс. Найдите, что на самом деле происходит в вашем теле, И каким бы серьезным ни было заболевание, первым шагом на пути установления контроля над ним является процедура деноминализации.
  И последнее. Прислушивайтесь в своем внутреннем диалоге к любой попытке самообвинения. Обвинять самого себя - значит взять на себя полную ответственность за происходящее и считать себя причиной случившегося.
  Мы знаем, что логику причины и следствия нельзя так упрощенно применять к процессам, связанным с людьми, но наш язык не улавливает столь тонких различий. Мы используем одинаковые формы в таких высказываниях, как "Он разозлил меня" и "Он разбил стакан". Когда вы говорите что-то типа: "Она разбила мое здоровье",- вы лишаете себя сил и наделяете кого-то другого властью над своим здоровьем. Столкнувшись с ситуацией, в которой вы приписываете свое эмоциональное состояние другим людям или внешним обстоятельствам, задайте себе вопрос: "Каким именно образом эти люди (или обстоятельства) вызывают у меня?..". Более прямой вопрос звучит так: "Каким образом я сам способствую возникновению этого состояния или этой болезни?".
  Приписывая причину исключительно внешним обстоятельствам, вы оставляете себе лишь возможность пожинать последствия и лишаете себя всякой власти над своим состоянием.
  Вот несколько вопросов к вашему внутреннему диалогу:
  "Я должен делать больше физических упражнений".
  Что случится, если я не буду делать упражнения?
  "Я не могу бросить курить".
  Что останавливает меня?
  "Я не могу найти время для упражнений".
  Что мешает мне?
  "Мне необходимо стать более здоровым".
  Более здоровым по сравнению с чем или с кем?
  "Я не должен обращаться за помощью".
  Что случится, если я обращусь?
  "Он вызывает у меня напряжение".
  Как именно он это делает?
  "У меня диабет".
  Какие конкретно процессы, носящие имя "диабет", происходят в моем теле?
  ЯЩИК ПАНДОРЫ
  Вы когда-нибудь слышали древнегреческий миф о ящике Пандоры? Пандоре - девушке, созданной Гефестом из земли и воды,- сказали ни в коем случае не открывать ящик, но не объяснили, почему этого нельзя было делать. Жизнь ее текла мирно и безмятежно, как в райском саду. Но однажды запретный плод снова оказался непреодолимо притягательным, и Пандора открыла ящик. Внезапно все несчастья мира вылетели из него в виде тучи жалящих насекомых, повалили из ящика, искусали Пандору и скрылись с ликованием, разлетевшись по всему свету подобно сонму злых духов. И лишь одно осталось в ящике - надежда. И когда она стала умолять Пандору выпустить ее, испуганная девушка открыла ящик еще раз. И надежда утешила ее.
  У этого мифа очень глубокий смысл. Он говорит нам, что всегда существует надежда. Надежда - как противоположность беспокойству и депрессии. В ней таится намек на лучшее будущее. "Ошибочная надежда" - это нелепость. Любая надежда является реальной, если она заставляет вас действовать, чтобы приблизить желаемое будущее.
  Надежда не имеет никакого смысла, если она не побуждает к действиям. Непростительно ждать пассивно, что всё само собой улучшится, вместо того, чтобы самому начать творить стоящее будущее.
  ЧЕГО ЖЕ ВЫ ХОТИТЕ?
  Люди часто относятся к надеждам, как к продуктам или вещам - "у вас должна быть надежда". Но слово "надежда" тоже происходит от глагола, а следовательно, это то, что мы делаем. Когда мы надеемся, мы представляем себе лучшее будущее. Какое будущее мы хотим? Насколько лучше оно должно стать? Лучшее будущее - это то, что мы создаем сами сначала в своем воображении, а затем в реальности. И первым шагом в этом направлении является первый столп НЛП - знать то, что вы хотите. Это значит создавать то, что вы хотите.
  Вопрос звучит так: "Чего вы хотите?". Он помогает сформулировать те результаты, которые приведут вас к желаемому состоянию. Вместо этого мы часто спрашиваем: "В чем проблема?". Это вопрос фокусирует наше внимание на том, что не получается в настоящее время, и не подталкивает вас к движению вперед. На самом деле он чаще всего поворачивает вас лицом к прошлому, и тут возникают такие вопросы как: "Почему у меня возникла такая проблема?", "Как она меня ограничивает?" и "Кто виноват?".
  Во всех этих вопросах нет никакой пользы. Они не помогают создать лучшее будущее или построить надежду. Если мы хотим изменить настоящее, то археологического исследования проблем оказывается недостаточно. Не помогает и поиск виноватого. Обвинение - это невкусный коктейль из вины и ответственности, и вряд ли он кому-то понравится. Ведь обвинение опять-таки опирается на упрощенную идею причинно-следственных связей.
  Вы создаете свое будущее тем, что делаете в настоящем, Размышление о том, чего вы хотите - о ваших целях - является ключом к созданию такого будущего, каким вы хотите его видеть.
  Когда вы ставите цели, имеющие отношение к вашему здоровью или к другим сторонам вашей жизни, следует помнить несколько полезных правил:
  Сформулируйте свою цель позитивно.
  Двигайтесь по направлению к желаемому будущему, а не прочь от нежелательного настоящего. Это не одно и то же, Движение по направлению к желаемому будущему автоматически вытащит вас из ограничений настоящего. Если же вы будете убегать от настоящего, оно будет настигать вас везде. А может быть еще хуже. Все, что вы знаете, -это то, что произойдут изменения. Существуют две наиболее распространенные цели, связанные со здоровьем: бросить курить и сбросить вес. Одна из причин, по которой их оказывается так трудно достичь, заключается в том, что обе они сформулированы негативно.
  Любая формулировка, содержащая слова типа "отказаться" или "бросить", является негативной. Размышления о том, чтобы сбросить вес, автоматически фокусируют ваше внимание на том, что у вас есть сейчас - на весе. Когда вы думаете о том, что вам не следует есть конфеты и бисквиты, перед вашим взором снова всплывают все эти изысканные сласти. Неудивительно, что отказаться от этого оказывается столь трудной задачей, ведь вы постоянно думаете о том, от чего хотите избавиться. Превратите избавление от лишнего веса в часть более широкой цели, заключающейся в том, чтобы стать здоровым.
  Чтобы превратить негативный результат в позитивный, поставьте вопрос: "Что этот результат сделает полезного для меня, когда я его достигну?" или "Что я хочу получить вместо этого?". Например, "бросить курить" может стать такими результатами, как "иметь здоровые легкие", "стать более здоровым", "стать более выносливым" или "получать больше денег".
  Сделайте свою цель как можно более конкретной и выясните, какая ее часть оказывается в вашей области влияния.
  Поместите свою цель в определенные временные рамки:
  когда вы хотите это получить?
  Где вы хотите это иметь и с кем?
  Что вы собираетесь сделать, чтобы достичь своей цели?
  Цель, опирающаяся на то, что другие люди сделают все для вас или какое-нибудь чудо преподнесет вам на блюдечке все то, что вы хотите, без всяких усилий с вашей стороны, представляет собой весьма слабую надежду, которая вряд ли принесет серьезные результаты. Какая часть конечного результата находится непосредственно в вашей власти, а в чем вам понадобится помощь других людей? Как вы будете убеждать их помочь вам?
  Какие ресурсы у вас есть для достижения этой цели?
  Ресурсы могут быть самыми разными. Это могут быть люди, которые вам помогут, имущество, деньги, ролевые модели. Ресурсами являются личные качества - такие, как настойчивость и способности.
  Ролевые модели могут стать ресурсами для вас: если вы знаете, что какой-то человек уже достигал той цели, к которой вы стремитесь, выясните, как он это сделал. Если это оказалось возможным для него, то почему не для вас?
  Как вы узнаете, что вы достигли своей цели?
  Что конкретно вы увидите?
  Что конкретно вы услышите?
  Что конкретно вы почувствуете?
  Какие ощущения запаха и вкуса будут связаны с этой целью?
  Чем будет та последняя капля, которая окончательно убедит вас в том, что вы достигли того, что хотели?
  Убедитесь, что эти доказательства достижения опираются на информацию от ваших органов чувств.
  Например, подтверждением вашего здоровья могло бы стать то, что размер вашей талии достиг 81 см, что вы просыпаетесь с ощущением бодрости и дышите легко, а не кашляете, что ваш вес уменьшился на 4,3 кг, что улучшился цвет лица, что вкус стал более острым, что вы смеетесь по крайней мере шесть раз в день и по крайней мере один друг сказал вам о том, что вы стали лучше выглядеть.
  Доверяйте своим чувствам. Думая о том, что вы увидите, услышите и почувствуете, достигнув своей цели, вы создаете образы и звуки, которые превратят будущее в действительность. Они наполнятся притягательной силой, потому что для вашего мозга они реальны.
  Выбрав свою цель окончательно, вы, может быть, захотите разделить ее на ряд болев мелких результатов.
  Например, цель, состоящая в том, чтобы стать более здоровым, может быть разбита на более мелкие цели, касающиеся здорового питания, составления плана упражнений, выделения времени для расслабления каждый день, проведения времени с любимыми и поиска дополнительной информации об интересующем вас направлении медицины.
  Подумайте о последствиях достижения вашей цели.
  Любые шаги, касающиеся здоровья, оказывают влияние на самые разные стороны вашей жизни. Они даже могут изменить ваше представление о самом себе. К возможным последствиям относятся переезд в новый дом, приобретение новой одежды, установление новых взаимоотношений, трата денег, изменение привычек питания и более ранний подъем по утрам. То, что кажется замечательным с вашей точки зрения, может привести вас к конфликту с другими. Встаньте на позицию тех людей, которые играют важную роль в вашей жизни.
  Как это повлияет на них?
  Что они подумают, когда вы достигнете своей цели?
  Как изменится их поведение по отношению к вам?
  Что еще может произойти?
  Чем вам придется пожертвовать?
  Подумайте о том времени, деньгах и усилиях, как умственных, так и физических, которые вам придется затратить. Стоит ли цель всего этого?
  Каковы преимущества существующей ситуации? Ведь должны существовать какие-то преимущества, иначе вы не оказались бы в ней. Убедитесь, что вы сохраните эти преимущества, или найдите другой способ, который больше подходит вам, чтобы получить их в будущем.
  И последнее, но самое важное, - чувствуете ли вы конгруэнтность относительно этой цели?
  Является ли она выражением вашей сущности? Проверьте неконгруэнтность и при необходимости измените цель: сделайте ее меньше и проверьте последствия более тщательно. Когда вы убедитесь, что она конгруэнтна вашему представлению о самом себе, постройте план действий. Существует программное обеспечение, которое поможет вам осуществить весь этот процесс.
  ВОПРОСЫ К ЦЕЛИ
  * Сформулирована ли ваша цель позитивно, ведет ли она вас к тому, чего вы хотите, вместо того, чтобы уводить вас прочь от того, чего вы не хотите?
  * Является ли она конкретной и простой?
  * Имеет ли она определенные временные рамки?
  * Ясно ли вы представляете себе, где, когда и с кем вы хотите достичь своей цели?
  * Какие ресурсы у вас есть для достижения своей цели?
  * Например, имущество, личные качества, люди и ролевые модели.
  * Как вы узнаете о том, что вы достигли ее?
  * Что вы ее увидите, услышите и почувствуете?
  * Каковы более отдаленные последствия достижения этой цели?
  * От чего вам придется отказаться?
  * Как это скажется на других людях?
  * Каких денег, умственных и физических усилий это потребует?
  * Стоит ли она всего этого?
  * Как вы могли бы включить преимущества существующей ситуации в свою цель?
  * Это ваша сущность?
  Тогда действуйте!
  ПОБУЖДАЮЩЕЕ БУДУЩЕЕ
  Теперь вы можете начать строить побуждающее будущее, помещая свою цель на линию времени. Этот процесс стал синтезом идей Джона Гриндера, Ричарда Бендлера и Тэда Джеймса. Вы можете использовать этот процесс для помещения конкретной цели в свое будущее.
  Сначала возьмите любую цель из следующих областей:
  - физической;
  - профессиональной;
  - социальной;
  - эмоциональной;
  - духовной.
  Это ваша жизнь.

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу