<< Пред. стр. 12 (из 12) След. >>
Не высовывайте кисти, руки и голову из окна.(Прогулочный автобус в Денвере, Колорадо)
Вам предложат круглосуточную (!) помощь в "ориентировке на местности", чтобы вы не чувствовали себя брошенными, потерянными в незнакомом месте:
Обратившись в билетную кассу или позвонив по телефону 0171-222 12 34 (работает круглосуточно), вы также можете получить брошюры и карты. Leaflets and maps are also available from the ticket office or by phoning 0171-222 12 34 (24 hour service). Если вам требуется дальнейшая помощь, обратитесь к сотруднику. If you require further assistance, please ask a member of the staff 236
Вам укажут, где стоять: Standard accommodation only beyond this point (Это значит, что именно в этом месте платформы кончатся вагоны I класса.)
Как одеваться на дискотеку:
People wearing soiled clothes will not be served или в паб:
Please!
No soiled overalls or boots to be worn in the bar
Вам напомнят, что нужно убрать за собой: Please put used paper towels in the litter bins provided
As a courtesy to other passengers please wipe down the basin after use Посадка на места среднего класса - начиная с этого места.
Люди в испачканной одежде обслуживаться не будут.
Пожалуйста! В баре запрещено находиться в испачканной униформе и грязных ботинках.
Пожалуйста, выбрасывайте использованные бумажные салфетки в мусорные корзины. Позаботьтесь о других пассажирах - протрите после себя раковину. В гостиницах - буквально на всех углах - вам напишут, какое это счастье иметь вас в качестве постояльца, какие услуги вам предлагаются, и настойчиво поинтересуются, все ли вам понравилось:
We are delighted to have you staying with us and thank you for your patronage
We offer home-made specialties and a la carte dishes.
(check our catalogue in your room).
Info Мы в восторге от того, что вы остановились у нас, и спасибо за постоянство.
Мы предлагаем домашние блюда, а также блюда а ля карт.
(ознакомьтесь с нашим каталогом у себя в комнате).
Служба информации. Good morning!
My name is______________________ Доброе утро!
Меня зовут _____________________________ I am the gouvernant who looks after your room and am grateful that you have chosen our hotel for your stay. If you have any remarks to make, please note them on the back of this card. They will be taken into careful consideration.
Thank you Я горничная, которая делает уборку в вашей комнате. Я благодарна вам за то, что вы выбрали наш отель. Если у вас есть какие-то замечания, пожалуйста, запишите их на оборотной стороне этой карточки. Их внимательно изучат.
Спасибо. It is our purpose to provide a high standard of service to all our guests.
If you feel that there are ways in which we could improve our product or service or if you have any comments you would like to make, then please note them below.
Any comments will be dealt with in confidence. Thank you Наша цель - обеспечить высококлассное обслуживание всем гостям.
Если вам кажется, что мы каким-то образом можем улучшить наши услуги, или если у вас есть какие-нибудь комментарии, которые вам хотелось бы сделать, пожалуйста, изложите их ниже.
Все комментарии будут рассматриваться конфиденциально.
Спасибо. Если вы человек рассеянный, вам напомнят, что нужно вернуть казенную аппаратуру:
Have you returned your personal tour tape and headset? Не забыли ли вы вернуть взятые напрокат кассету и наушники?
Пожалуйста, отдайте их нашим сотрудникам. If not please hand it in to our staff in the stables shop И уж, конечно, предупредят о возможных неприятностях: Beware: Ravens bite Осторожно: вороны нападают на человека. Это объявление в Тауэре означает, что знаменитые вороны Тауэра, выполняющие историческую миссию охраны государства, могут укусить неосторожного.
И в таком же духе предупреждение на другом конце земного шара:
Не трогайте креветок. Они могут ущипнуть. Do not touch prawns. They bite (Рыбный рынок в Сиднее, Австралия) В случае малейших причиненных неприятностей перед вами обязательно извинятся:
Пожалуйста, примите наши извинения за неудобства в связи с капитальным ремонтом эскалатора. Please accept our apologies for the inconvenience while we carry out a major refurbishment of the escalator (Лондонское метро) Все эти указания, запреты, предупреждения привычны, клишированы, стилистически нейтральны. Одна из основных функций языка - функция сообщения (the function of message) - реализуется здесь с максимальной полнотой и ясностью. Действительно, если здесь написано Вход, а там - Не прислоняться, значит, здесь можно войти, а там не нужно прислоняться.
Выше уже говорилось о том, что функция сообщения оптимально реализуется посредством устойчивых, регулярно воспроизводимых, стилистически нейтральных, обычно составных языковых единиц (словосочетаний), обкатанных до абсолютной гладкости в бесчисленных речевых актах - устных и письменных. Однако даже самые привычные клише могут в определенных ситуациях "проявлять признак жизни" (поскольку и язык - живой, и его носитель).
Так, например, совершенно нейтрально-информативное Нет выхода на некоторых людей оказывает депрессивное воздействие. Мне рассказывала моя подруга: "Еду в метро, настроение ужасное, все в жизни сломалось. Поднимаю глаза - "Нет выхода". Иду дальше - опять "нет выхода". Захотелось утопиться - все равно выхода нет".
Дело в том, что русское слово выход многозначно. В английском языке No ехit [Нет выхода] не вызывает никаких ассоциаций, потому что это не по way out [нет выхода (из ситуации)].
Разумеется, приведенными примерами информативно-регуляторская лексика отнюдь не исчерпывается. Этот вид общения "начальства" с народом имеет самые разнообразные формы, поскольку народ нужно еще заставить выполнять предписанные правила общественного поведения.
И в ход идет функция воздействия (the function of impact). Чем более развито общество, тем живее и разнообразнее формы словесного воздействия в этой сфере прямого и открытого общения с народом, имеющего целью определить его социальное поведение, социальный "имидж".
§4. Способы реализации функции воздействия в сфере информативно-регуляторской лексики
Итак, всюду жизнь: и в этой, казалось бы, совершенно сухой, формализованной и клишированной сфере функционирования речи (Вход, Выход, Не курить) диалектически взаимодействуют функции сообщения и воздействия.
Как известно, в каждом языке имеет место единство и борьба двух основных тенденций: одна - это свободное творчество пользующихся языком, основанное на продуктивности языковых форм и моделей, другая - это воспроизведение готовых сложных форм, связанность, клишированность, регулярная воспроизводимость. Первая дает возможность развивать и творить язык, вторая - экономит усилия пользующихся языком, накапливая "сокровищницу словосочетаний", готовых составных блоков-клише, которые отобраны данным речевым коллективом как оптимальные для выражения данного понятия или мысли.
Первая тенденция реализует функцию воздействия с помощью так называемых свободных форм и словосочетаний, вторая - ориентирована на функцию сообщения и реализуется в речи посредством устойчивых единиц.
В информативно-регуляторской лексике, очевидно, доминирует функция сообщения, и основным "орудием производства" являются устойчивые формулы выражения обращений к народу со стороны тех слоев общества, которые устанавливают правила общественного поведения. Однако английский язык - живой и весьма бурно функционирующий. Описанная выше тенденция к диалектическому взаимодействию функций сообщения и воздействия проявляется в самых разных сферах его речевого использования, включая и такую сухую, деловую, глобально клишированную, как вывески, определяющие публичное поведение человека. Поскольку они (вывески) прямо и непосредственно обращены к людям, весь этот набор прямых обращений, накопленный, опробованный, привычный, время от времени как бы взламывается изнутри, меняет свои формы, пытаясь оказать все большее воздействие на адресата, то есть заставить людей делать именно то, что требуют современная культура, идеология, социальные условия.
Очевидно, что и в этой сфере речевой деятельности язык непрерывно развивается, экспериментирует, ищет новые формы языкового выражения, способные оказать воздействие на членов данного социума, то есть вызвать у них соответствующие реакции. Разумеется, все эти языковые процессы напрямик связаны с изменениями в культуре, менталитете, идеологии.
Рассмотрим способы реализации функции воздействия в обсуждаемом стиле речи.
Английский язык дает больше материала игры с языком, заигрывания с "клиентом", поэтому продолжим пока исследование английского языка. Имеющийся в нашем распоряжении материал позволил выделить следующие приемы и способы оказания воздействия на воспринимающего (реципиента) через все эти разнообразные приказы, рекомендации, инструкции.
1. Вежливые формы обращения
Как известно, ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Казалось бы, это так очевидно, так просто, что незачем и обсуждать, и приводить примеры. Однако в предыдущей главе упоминалась форма указаний, принятая в русском языке (Не сорить!, Не курить!, Не входить! и т. п.). Мы, реципиенты, - народ, к которому обращены все эти клишированные призывы-запреты, - принимаем их за данное и не осознаем, в какой степени они влияют и на формирование нашей личности (и языковой, и социальной), и на отношения друг с другом, и на молодое поколение, и на атмосферу в обществе.
Подчеркнуто вежливое обращение к адресату, форма личной вежливой просьбы - эти приемы весьма распространены в английском языке. Изучение призывов со словом please [пожалуйста] или без него показало, что все виды информации (и предупреждения, и инструкции, и запреты) могут иметь форму вежливой просьбы, подчеркнутой словом please. Особенно это принято в тех случаях, когда людей призывают отказаться от своих удобств ради других людей. Например:
Please, give up this seat if an elderly or handicapped person needs it [Пожалуйста, уступайте свои места, если они понадобятся пожилым или инвалидам];
Please, offer this seat to an elderly or disabled passenger [Пожалуйста, оставьте это место для пожилого или больного пассажира];
Won't you please give this seat to the elderly or handicapped. Please exit through back door [Уступите, пожалуйста, это место пожилым или инвалидам. Выходите, пожалуйста, через заднюю дверь];
Please, take all your litter away with you [Пожалуйста, уносите с собой весь свой мусор];
Please, remember to take all your belongings with you when you leave the train [Выходя из поезда, пожалуйста, не забывайте свои вещи];
Please, keep clear the gate [Пожалуйста, не заслоняйте дверь].
В этих призывах-просьбах выбор слов "политически корректен": the elderly [пожилой] звучит гораздо мягче и тактичнее, чем the old [старый], хотя по значению эти слова синонимичны. Слово invalid [инвалид] практически вышло из употребления, его заменило вначале handicapped [с физическими/умственными недостатками], затем - disabled [покалеченный]. Русский язык в этом плане проявляет привычную твердость: места для инвалидов - звучит нормально, привычно, даже как-то медицински терминологично. Пожалуйста встречается крайне редко. В английском языке вежливая просьба может иметь и еще более изысканно-хитрую форму:
240
Thank you for not smoking [Спacибо что вы не курите];
Thank you for bringing your tray to the point [Cпacибo, что вы положили поднос на место].
Это последнее объявление висело на стене в кафе музея в Лондоне. Я спросила свою спутницу, 11-летнюю школьницу Гризельду Юр, как она реагирует на этот призыв. Гризельда ответила, не колеблясь: "It works. They are making you feel bad if you do not bring this tray [Он действует. Чувствуешь себя как-то неловко, если не отнесешь поднос на место]". Распространенный вариант вежливых форм обращения - подчеркнутая, усиленная вежливость. (Впрочем, не знаю, может ли быть вежливость чрезмерной. Может, только мы, непривычные, неизбалованные, так ее воспринимаем.) Скопление разных форм вежливого обращения в одном тексте способствует, по мысли авторов, более эффективному выполнению просьбы. В приводимых примерах либо используется одновременно please и thank you [спасибо], либо употребляются одновременно две разные формы вежливой просьбы: please и would you not... [Вы бы не...]. Особое внимание надо обратить и на то, кто и где дает указания. Так, например, блистательный замок Варвик и в просьбах-приказах подчеркнуто, вдвойне вежлив - это тоже способ создания атмосферы рыцарства, куртуазности, средневековой учтивости:
Please close the door. Thank you
(Замок Варвик) Пожалуйста, закрывайте дверь. Спасибо. Please, keep quiet along this gallery. Thank you
(Замок Варвик) Пожалуйста, соблюдайте тишину в галерее. Спасибо. Please, keep off the grass. Thank you
(Замок Варвик) Пожалуйста, не ходите по траве. Спасибо. Please, check the system before you leave! Than k you
(Офис ACTR с Вашингтоне) Пожалуйста, проверьте перед выходом систему! Спасибо. In the interest of the majority of our passengers please would you not smoke on this bus
(Бат, Великобритания) В интересах большинства пассажиров, пожалуйста, не курите в автобусе. 2. Разъяснение причин данного требования
Часто призыв что-то делать или чего-то не делать сопровождается объяснением причин данного указания или запрета, то есть как бы обращением к разуму и логике реципиента. Например:
If you can't see my mirror I can't see you. Stay back, please
(Надпись на грузовике, США) Если вы не можете видеть мое зеркало, я не могу видеть вас. Пожалуйста, держитесь сзади. A request! All the Zoo birds are fed scientifically prepared diets and additional food could prove fatal! We therefore ask you: PLEASE, DO NOT FEED THESE BIRDS (Зоопарк в Австралии) Убедительная просьба! В зоопарке птиц кормят по специальной научно разработанной диете, и дополнительная пиша может оказаться для них губительной! Поэтому мы вас просим: ПОЖАЛУЙСТА, НЕ КОРМИТЕ ЭТИХ ПТИЦ. Obstructing the door causes delay and can be dangerous
(Лондонское метро) Придерживание дверей вызывает остановку и может быть опасным. 241
В целях безопасности, пожалуйста, снимайте свои шлемы перед входом в банк. In the interest of security please remove your crash helmet before entering the bank (Лондонский банк) Мусор задерживает вас. Litter slows you down (Лондонское метро) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Не ешьте фрукты в этом районе. Здесь применяются гербициды. WARNING. Do not eat fruit picked in this area. Herbicide applied (Дорожный знак в Канберре, Австралия) Пожалуйста, не оставляйте багаж без присмотра - это может вызвать задержку транспорта. Please do not leave any unattended baggage - as this causes delays (США) 3. Стилизация
Довольно распространенным приемом воздействия на публику является стилизация в соответствии с тем местом, где расположены обращения, указания, запреты. Особенно это распространено в местах исторических достопримечательностей в Англии.
В старинных замках, в резиденциях английских аристократов, открытых для посетителей, в соборах часто для создания соответствующей учтиво-куртуазной атмосферы используются формы, стилизованные под старину, архаические, с устаревшими словами и выражениями, а иногда и правописанием. Например, в роскошном дворце Хэмптон Корт, куда Генрих VIII привел свою юную жену Анну Болейн жить, царствовать и родить будущую великую королеву Англии Елизавету I, посетителей сразу встречает "Устав", в котором, разумеется, вам не говорят, что вы должны делать или не делать в этом историческом месте - это было бы слишком примитивно, неучтиво и даже унизительно. Вам щедро предлагают прекрасное обслуживание и затем намекают, что вы можете внести свой вклад:
Hampton Court Palace Visitors' Charter
Устав посетителей дворца Хэмптон Корт. Мы стремимся, чтобы вы получили удовольствие от посещения дворца. Убедитесь в том, что наш персонал всегда готов оказать помощь, дает информацию и всегда очень вежлив. Убедитесь в том, что дворец и сады прекрасно содержатся и что вся информация понятна и очень полезна. Убедитесь в том, что в окрестностях нет мусора и туалеты содержатся в чистоте. Вы можете помочь нам в наших стремлениях. Убедитесь в том, что наши магазины и кафе очень высокого уровня. Our aims are that you Enjoy your visit to HCP. Find all the staff helpful, informative and courteous. Find the Palace and Gardens well presented and that the information is clear and helpful. Find your surroundings litter free and the toilets clean. You can help us achieve this aim.
Find our shops and catering of a high standard
На территории дворца все объявления выдержаны в стиле вежливости Тюдоров (Tudor politeness), как откомментировали эти объявления посетители-англичане.
Вместо обычных Quiet please [Пожалуйста, тихо], No noise [He шуметь], No photographs [He фотографировать] на Королевском теннисном корте висит указание:
242
Please maintain silence and refrain from taking photographs when game is in progress [Пожалуйста, соблюдайте тишину и воздержитесь от съемок во время игры].
Даже обычное No smoking звучит гораздо более внушительно, если за ним идет подпись:
Town and County of Hampton Court [Город и графство Хэмптон Корт].
Вместо привычного No food or drink here [Здесь не разрешается есть и пить] в кафе дворца вас извещают:
Please note - only food and drinks bought here may be consumed on the premise [Пожалуйста, обратите внимание: на нашей территории можно употреблять только напитки и продукты, купленные здесь].
Приведем другие примеры:
Enter this door as if Войдите в эту дверь the floor within were gold так, словно пол внутри сделан из золота, стены из драгоценных камней and every wall of jewels невиданной роскоши. all of wealth untold. Как будто здесь хор или огонь поет. As if a choir in robes Не шумите, не спешите, of fire were singing here. помолчите. Ибо здесь Бог. Nor shout nor rush Священник Дж. Маккей but hush. For God is here. Revd J. Mackay (При входе в церковь в деревне Лалок, Великобритания) Please be careful on the steps (Замок в Лидсе, Великобритания) Пожалуйста, будьте осторожны на лестнице.
Обычно объявления такого рода формулируются иначе: Mind the steps [Осторожно, ступеньки] (иногда с добавлением please [пожалуйста]).
Стилизация совершенно другого рода - под детскую речь или, вернее, ориентированная на детское восприятие, имеет место, например, при входе и выходе в кенгурятник Сиднейского зоопарка. Вместо обычных Entrance [Вход] - Exit [Выход] там написано большими буквами: HOP IN [ВСКОЧИ] и HOP OUT [ВЫСКОЧИ]. Удивительно, как такая мелочь (hop in вместо entrance) создает атмосферу радости, праздника и хорошего настроения.
В метро в Нью-Йорке зафиксировано стилизованное под разговорную форму объявление - призыв отдавать деньги благотворительным фондам а не отдельным, частным попрошайкам:
Oh no... another panhandler.
Why do they always STOP in front of me?
Don't you know that panhandling on the subway is ILLEGAL?
Sure, I feel for you.
BUT, if I give my money to charity. I know they'll give it to lots of people who need it.
Give to the chanty of your choice. One place to give is City Harrest 0 нет!
Еще один попрошайка.
Почему они всегда подходят ко мне?
Ты разве не знаешь, что попрошайничать в метро ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ?
Конечно, я сочувствую тебе.
НО я знаю, что если я переведу деньги в благотворительный фонд, их передадут нескольким нуждающимся.
Переведите деньги в любой благотворительный фонд, по Вашему выбору. Один из них - "Сити Харрест". 243
4. Игра слов, юмор, рифмовки, намеренное искажение правописания
Как правило, в текстах объявлений сочетаются сразу несколько приемов, перечисленных выше.
С культурологической точки зрения наиболее существенно то, какие именно просьбы-требования получают эти дополнительные усилия, какие моменты настолько волнуют общество, что оно тратит ум, силы, деньги на максимально воздействующее объявление.
Оказывается, что это - просьбы ОПЛАТИТЬ проезд, парковку и т. п.:
Заплати и предъяви квитанцию. Pay and display
(Великобритания) Будь честным - плати за проезд. Be fair - pay fare
(Паром в Сиднее, Австралия) Во втором примере это одновременно и рифма, и игра слов. (Вспоминается наше: Граждане пассажиры! Своевременно оплачивайте проезд.)
Призыв быть начеку и не пасть жертвой воров выражен с вполне английским чувством юмора:
Don't forget: thieves are not on holidays this Christmas [He забывайте: воры не отдыхают на Рождество].
Сравните приводившееся выше нейтральное:
Beware: thieves operate in this building [Осторожно: в этом здании орудуют воры].
Оба объявления висели в Ноттингемском университете в Великобритании. Традиции со времен Робин Гуда?
В лондонском кинотеатре аналогичное объявление имело совершенно другую форму и носило тон брюзгливо-обвинительный (так и виделся за ним полицейский, у которого на лице написано: сами виноваты!):
Please do not invite crime by leaving the handbags and valuables on your seat unattended [Пожалуйста, не провоцируйте преступников - не оставляйте без присмотра сумки и ценные вещи на сиденьях].
На игре слов основано объявление о перевозке мебели в Англии:
Careful movers [Аккуратные перевозчики мебели].
Ср.: to move furniture 'перевозить мебель', mover - 'инициатор, автор идеи, плана' (БАРС), person who formally moves a proposal [человек, который делает формальное предложение]' (OALD), "an active person who changes things, gets them moving [активный человек, который меняет вещи, переставляет их]" (определение носителя языка).
Намеренное искажение правописания - один из способов привлечения внимания:
For the best Chinese food in London WOK THIS WAY! [За лучшей китайской пищей в Лондоне ИДИТЕ СЮДА! (wok 'особая сковорода для приготовления китайских блюд' вместо walk 'идти')].
While-u-wait [Пока вы ждете (и вместо уоu)].
Та же цель достигается использованием омофонов. Например, на вывеске в секции одежды для беременных:
244
Mothers 2 be [Будущим мамам (two вместоtо)].
Или:
Vote 4 John Smith [Голосуйте за Джона Смита four вместо for )].
Среди массы объявлений разных видов и форм особенно выделяются в плане фантазии и выдумки формы призывов на дорогах, обращенные к водителям. Создается впечатление, что в англоязычном мире, как и везде, дорожно-транспортные происшествия - это острейшая проблема, и принимаются все возможные, в том числе языковые, меры, чтобы заставить водителей снизить скорость, не пить и не засыпать за рулем, соблюдать все правила движения:
Drive with care, give us a brake (Денвер, Колорадо) Ведите машину осторожно, дайте нам передохнуть. Более принято Drive with caution [Ведите машину осторожно]. Игра слов: brake 'тормоз' и break 'перерыв, передышка'. Kill your speed, not a child (Лондон) Сбавьте (букв. убейте) скорость, а не ребенка. О включенной радарной аппаратуре, которая фиксирует превышение скорости и мгновенно заносит данные об автомобиле в компьютер, что грозит водителю большими неприятностями, лондонские юмористы сообщают весело (большими буквами):
SMILE YOU ARE ON CAMERA [УЛЫБНИТЕСЬ, ВАС СНИМАЮТ],
а маленькими приписывают:
cctv recording in operation [здесь работают видеокамеры].
Слово came a, обозначающее также и фотоаппарат, усиливает юмор, поскольку во время фотосъемки обычно говорят что-либо вроде: "Улыбочку!"
Tiredness is killing. Take a break
(Шоссе в Англии) Усталость может убить. Сделай паузу. Здесь и игра слов, основанная на разных значениях слова kilting (убить физически или морально), и рифма: take a break.
Прекрасная автодорога, соединяющая Сидней и Мельбурн (Hume Highway), имеет богатую коллекцию призывов к водителям, выполненных на высоком профессиональном уровне с учетом и психологии, и художественности, и эффективности воздействия:
Stop. Остановись. Revive. Отдохни. Survive Сохрани себе жизнь. Drowsy drivers die Сонные шоферы погибают. Rest if sleepy Отдохни, если засыпаешь. Don't sleep and drive Не спи за рулем. Break the drive, Остановись, stay alive Останься в живых. В Англии на бампере или на заднем стекле автомобиля картинка, изображающая кошечку или собачку с перевязанной лапкой или головой, с подписью:
Stow down for our sake [Сбавь скорость ради нас].
Автобусное начальство общается с пассажирами в совершенно другом жанре. Это понятно: обращение к водителю, занятому управлением машиной, особенно если она несется с огромной скоростью, должно быть кратким и выразительным, иначе его просто никто не прочитает. Другое дело - пассажир автобуса. Он сидит, делать ему нечего, вот тут-то его и надо поучить общественному поведению:
Пассажиры не должны
1. Заходить за это объявление
2. Разговоривать с водителем без особой надобности
3. Оставлять багаж в проходе. Passengers must not
1. Stand forward of this notice
2. Speak to the driver without good cause
3. Leave luggage in any gangway (Бат, автобус № 18) Соображения для собратьев-пассажиров. Consideration for fellow passengers. Пожалуйста, помогите нам содержать этот автобус в чистоте и сохранять дружественную атмосферу, проявляя уважение к другим. Please help us to keep this bus clean and to maintain a friendly environment on board by showing consideration for others Личные стереомагнитофоны. Personal stereos. Пожалуйста, подумайте о тех, кто находится рядом с вами и используйте свои магнитофоны индивидуально, уменьшив звук.
Пассажиры и багаж. Please think of those around you and keep your personal stereos personal, by keeping the volume down
Passengers and luggage. Мы просим вас держать багаж рядом с собой во время всей поездки и не ставить его на сиденья или в проходах. Пожалуйста, уступайте места старшим, инвалидам или лицам с детьми. You are asked to keep any luggage close by you at all times when traveling and to avoid putting your baggage on seats or in gangways. Please offer your seat to elderly or disabled people or anyone with babies or young children Еда, напитки, мусор. Eating, Drinking and Litter. Пожалуйста, прекратите есть или пить до того, как вы сядете в автобус. При этом мусор выбросите в корзину, иначе он окажется на полу и на сиденьях, а это опасно и к тому же неприятно. Please finish any food and drink and dispose of it in a bin before boarding the bus -- otherwise litter ends up on the floor and seat and can be dangerous as well as unpleasant for other passengers Не курить. No smoking. всех лондонских автобусах. Тем, кто нарушит этот запрет, придется заплатить большой штраф. You are reminded that smoking is not allowed anywhere on London's buses. There is a heavy fine for those who won't comply Впрочем, воспитание пассажиров начинается с автобусной остановки:
Протяните руку помощи. Если вы видите, что кому-либо трудно подняться в наш автобус, пожалуйста, протяните руку помощи. Пожилые, инвалиды, родители с маленькими детьми и те, у кого много багажа, оценят вашу помощь. Lend a hand! If you see someone in difficulty getting on and off our bus don't be afraid to offer a helping hand. Elderly people, disabled people, those caring shopping and parents with small children may appreciate assistance Обратите внимание на местоимение our: вместо обычного the bus [автобус] - our bus [наш автобус]. Оно вносит ноту личного отношения, личной заинтересованности. Объявление оживает: представляется добрый, внимательный, хорошо воспитанный начальник (смотри-
246
тель?) автобусов, который плохого не посоветует. И детям полезно почитать, пока ждут автобуса...
Остановимся на тех особенно интересных и эффектных случаях, когда в тексте, обращенном к народу, переплетаются разные приемы воздействия на реципиента.
Перед большим универмагом в Америке висит огромный плакат:
Please return carts here.
Help us keep prices low and prevent damage to your vehicle. Thank you [Пожалуйста, ставьте тележки сюда. Помогите нам сохранять цены низкими и предотвращать нанесение урона вашему личному транспорту. Спасибо].
Здесь целый букет приемов, которые должны заставить человека выполнить желание сотрудников магазина. Это и повышенная вежливость (please, thank you), и попытка подкупа (low prices), и скрытая угроза (damage to your vehicle), и открытая просьба о помощи (help us). Все эти разнообразные языковые и психологические уловки использованы для того, чтобы покупатели универмага возвращали тележки в нужное место.
На внешней стене этого же магазина две двери, явно не для покупателей. На одной очень лаконично сказано:
Fire door. Do not block [Пожарный выход. Не блокировать].
Все ясно: категорический запрет (Do not block) и краткое объяснение (Fire door). Следовательно, не загораживайте машинами эту дверь. Это запасный выход на случай пожара.
На соседней двери длинное объявление - почти стихотворение в прозе. Начинается оно с написанной большими буквами строчки из популярной ковбойской песни, где верная лошадь просит ковбоя не запирать ее в загоне:
DON'T FENCE ME IN. HE ЗАКРЫВАЙ МЕНЯ! To provide you with better service workers must have access to this side for a distance of ten feet. Please keep this area dear Чтобы обеспечить вам более высокий уровень услуг, рабочие должны иметь доступ к этой стороне на расстоянии десяти футов. Пожалуйста, не занимайте этот проем. Композиция этого объявления заключается в следующем. Сначала привлекается внимание: крупными буквами и строчкой из популярной песни. Это два крючка, на которые ловится "клиент". Затем объяснение, почему нельзя блокировать эту дверь (workers must have access) с попыткой подкупа (to provide you with better service).
Контраст между этими двумя объявлениями на двух соседних дверях говорит сам за себя.
В последние годы наметилась тенденция ломать привычные клише, заменять их более игривыми формами, привлекающими внимание. Например, привычное всему миру Made in USA [Сделано в США] теперь часто заменяется гордым: Crafted with pride in USA [С гордостью изготовлено в США], о чем шла речь в предыдущей главе.
На художественной продукции (свечка ручной работы, шарф, расписанный вручную и т. п.) изготовители иногда пишут: Made by nice
247
people in USA [Сделано милыми люди в США]. Эта надпись вызывает теплые чувства, улыбку и, может быть, желание купить.
Наряду с сухим и клишированным Dry cleaning only [Только химическая чистка] на предметах одежды теперь иногда пишут игривое I am washable [Меня можно стирать].
§5. Особенности культуры англоязычного мира через призму объявлений и призывов
Несомненно, что информационно-регуляторская лексика отражает культуру речевого коллектива, к которому обращены все эти призывы, объявления, запреты и т. п. Это происходит различными способами и в разных формах.
Объявления, запрещающие те или иные действия, показывают, КАКОГО РОДА ПОСТУПКИ ВОЗМОЖНЫ В ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ, ЧТО МОЖНО ожидать
от его членов, какое поведение нужно остановить.
Следующие примеры иллюстрируют это положение особенно ярко, потому что запреты такого рода невозможны в нашей культуре по той простой причине, что никому не придет в голову так себя вести. Действительно в нашем обществе, в нашей культуре не надо запрещать людям садиться на пол в общественных местах, засовывать пальто под стул в театре (?!) и многое другое.
В библиотеке Лондонского университета:
Readers are reminded that sitting on the floors is prohibited [Напоминаем читателям, что сидеть на полу запрещается].
На двери поточной аудитории в Британском университете:
ЕДА ПИТЬЕ И КУРЕНИЕ НЕ РАЗРЕШАЮТСЯ В ЭТОЙ АУДИТОРИИ EATING DRINKING AND SMOKING ARE NOT ALLOWED IN THIS ROOM В здании американского университета:
Nо rollerblading [Катание на роликах запрещено].
На двери конференц-зала университета во время пленарного заседания:
No drinking or eating, please [Пожалуйста, воздержитесь от еды и питья].
В Королевском Национальном театре в Лондоне:
Please do not place coats, etc. under your seat as it interferes with ventilation [Пожалуйста не кладите ваши пальто и т. п. под сиденья, поскольку это нарушает вентиляцию].
248
Традиция класть верхнюю одежду под сиденье в театре настолько распространена и живуча, что авторы призыва-запрета для пущей важности дают "рациональное" (в обществе же царит Его Величество Здравый Смысл!) пояснение относительно нарушения вентиляции. А обычай этот так прижился, потому что верхняя одежда, по сравнению с нашей, более легкая (климат другой), а раздевалки в театре - платные.
Еще более странно с точки зрения нашей культуры звучит призыв-запрет-пожелание в соборе Сейнт-Олбан не курить, не распивать напитки, не есть в помещении собора. У нас даже в годы гонений на религию такое было бы невозможным:
Out of respect for this house of God visitors are asked to be suitably dressed and not to eat, drink or smoke in the abbey [Из уважения к этому Божьему храму посетителей просят быть одетыми соответственно и воздержаться от еды, питья и курения в аббатстве].
Совершенно непонятное в культурном плане объявление в центре Сиднея, в Австралии, в той части гавани, где стояли военные корабли (Naval dockyard), запрещало заходить на эту территорию (это понятно) и... стрелять (?!):
Trespassing and shooting is forbidden on this property [Нарушение границ этой частной территории и стрельба запрещаются].
В Китае, как уже упоминалось выше, распространен запрет плевать в общественных местах. По этому поводу В. Сухарев пишет: "На улице Ванфуцзин обращают на себя внимание специальные бригады, следящие за чистотой. Они стремятся отучить прохожих от привычки плевать себе под ноги. Около 150 тысяч инспекторов системы здравоохранения Китая выходят на пекинские улицы, проверяя их санитарное состояние и штрафуя провинившихся. Теперь "раз плюнуть" в Пекине не так-то просто. Нарушителя не только штрафуют на 50 фэней, но и заставят посмотреть в микроскоп на количество микробов, содержащихся в плевке" 2.
Особенности социальной жизни той или иной культуры находят отражение в следующих примерах.
В Австралии в штате Виктория летом (в январе - феврале), когда от страшной жары возникают пожары, в которых гибнут люди и животные, на дорогах распространен знак:
Fire restriction are in use! [Действуют ограничения, связанные с возможностью возгорания!]
Обратите внимание на восклицательный знак, гораздо более редкий, чем в русском языке, знак пунктуации.
В Японии объявление в лифте:
In case of FIRE or EARTHQUAKE, Do Not Use The Elevator [В случае ПОЖАРА или ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ не пользуйтесь лифтом].
(После такого объявления остро захотелось домой...)
"Загадочный" текст на вывесках ресторанов и кафе Австралии:
b. у. о.
Это означает, что посетитель может (должен?) принести свою бутылку алкоголя. Интересно, что слово бутылка в данном случае отсут-
2 В. А. Сухарев. Мы говорим на разных языках. М., 1998, с. 171.
249
ствует: все и так знают, что имеется в виду в призыве "bring your own" [приноси с собой].
Язык объявлений и вывесок в полной мере отразил такую весьма характерную черту западной культуры, как забота об охране окружающей среды, или, иными словами, озабоченность проблемами экологии.
В соответствии с идеологией Запада забота об окружающей среде удачно сочетается с заботой о собственной выгоде. Так, во всех отелях и гостиницах, больших и малых, в Европе, Америке, Австралии посетитель читает в своей комнате подробное разъяснение (даже с эпиграфом из научных трактатов) о том, насколько вредны для природы лишние стирки (с тайным намеком пользоваться полотенцами подольше). Просьба вполне разумная со всех точек зрения, но облечена в форму модного призыва заботы об окружающей среде:
HELP US TO HELP THE ENVIRONMENT
Now more than ever it is important to protect the environment by reducing
pollution and saving on energy and costs. At the Manchester Conference Center we believe that even small gestures can make a difference. We would [ike you to help us cut down on unnecessary laundering by telling us whether or not your towels need replacing each day.
If you would like your towels changed, then please hang them on the towel rail and we will fold them for you.
THANK YOU FOR YOUR CO-OPERATION
Printed on recycled card
ПОМОГИТЕ НАМ ПОМОЧЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Сейчас более, чем когда-либо, необходимо защищать окружающую среду, уменьшая загрязнение воздуха и экономя на энергии и расходах. Члены Центра конференций Манчестера убеждены, что даже маленькие поступки чрезвычайно важны. Мы бы хотели, чтобы вы помогли нам сэкономить на ненужной стирке, сообщая нам, желаете ли вы, чтобы ваши полотенца меняли вам ежедневно. Если вы хотите, чтобы полотенце заменили, пожалуйста, повесьте его, и мы сложим его сами. СПАСИБО ЗА ВАШЕ ПОНИМАНИЕ. Напечатано на переработанной бумаге.
TOWELS
Towels on the floor say "Change me", Towels hanging up say "Keep me".
We have adopted this policy at the request of our many environmentally friendly guests.
Dear guest,
welcome to our hotel. We would like to wish you a pleasant stay.
Please - for the sake of the environment:
None of us want to alter the natural balance and cycle of water, or to burden the environment with any more washing powder than absolutely necessary.
Please - it's up to you to decide:
If we find used towels hanging on the towel-hanger, that means: you will go on using them.
If we find them in the shower or the bath we will understand: you would like us to change them.
Thank you very much.
The first law of ecology is that everything is recalled to everything else Barry Commoner
To help us conserve our planet's natural resources, we ask you to consider the following environmentally friendly practices:
Hang your towels on the towel rack to dry, if you wish to re-use them.
Put them in the bathtub if you wish them to be laundered.
Switch off the air conditioning, television and lights when departing your room.
If you require daily newspaper please contact out Reception on extension 2 to place your order.
Thank you for your assistance in preserving our environment.
Please decide: Hand-Towel thrown into the bath or shower means. Please exchange. Hand-Towels replaced on the towel-rail means: I'll use it again - for the sake of our environment
ПОЛОТЕНЦА
Полотенца, лежащие на полу, говорят "Поменяй меня", висящие на вешалке - "Оставь меня".
Мы ведем такую политику по просьбе многих постояльцев, которые обеспокоены состоянием окружающей среды. Дорогие гости,
Добро пожаловать в нашу гостиницу. Мы желаем вам приятно провести здесь время.
Пожалуйста, позаботьтесь о сохранении окружающей среды: Никто из нас не хочет менять природный баланс и цикл воды, а также нагружать окружающую среду излишним количеством стирального порошка.
Пожалуйста, решение остается за вами:
Если мы найдем полотенца висящими, это означает, что вы будете еще ими пользоваться.
Если мы обнаружим их на душевой кабине или в ванне, мы поймем, что вы хотите, чтобы мы их поменяли. Большое вам спасибо.
Согласно первому закону экологии, все связано со всем. Барри Коммонер.
Для того чтобы помочь нам сберечь естественные ресурсы нашей планеты, мы просим вас соблюдать следующие правила по охране окружающей среды:
Вешайте полотенца, чтобы они сохли, если вы хотите и дальше использовать их.
Кладите их в ванну, если вы желаете, чтобы их поменяли. Выходя из комнаты, выключайте кондиционер, телевизор и свет. Если вам нужна ежедневно свежая газета, пожалуйста, нажмите на кнопку 2, чтобы оформить ваш заказ. Спасибо за вашу помощь в сохранении окружающей среды. Пожалуйста, решайте: Полотенца для рук, брошенные в ванну, означают, что их нужно заменить. Полотенце на вешалке означает: я буду пользоваться им и дальше - ради сохранения окружающей среды.
Любовь к животным, забота о них - весьма характерная и очень достойная черта общественной жизни в англоязычных странах. И одновременно важная часть программы экологического воспитания населения. Программа эта выполняется на самых различных уровнях: научном, политическом, общественном, но самый массовый - это "азбука вывесок", как говорил В. В. Маяковский.
Неудивительно, что в приводимых ниже примерах первое место по количеству и по качеству занимают объявления и призывы из Австралии: известно, как бережно и заботливо относятся австралийцы к своей уникальной фауне.
Чтобы заставить посетителей зоопарков, заповедников, зоомагазинов, то есть тех мест, где люди встречаются с животным миром, выполнять правила, обеспечивающие безопасность этих беззащитных существ, используются различные способы языкового воздействия:
1. Подробное разъяснение того вреда, который может быть причинен "братьям нашим меньшим", то есть призыв к разуму, прямое обращение к здравому смыслу:
Please, do not feed. These monkeys have dietary problems and require specialized food (Заповедник в Хилзвилле, Австралия) Пожалуйста, не кормите. У обезьян проблемы с пищеварением, им нужен специальный корм. Пожалуйста, не кормите животных. Любовь и уважение - это все, что им нужно. Please do not feed the animals. Love and respect is ail they need (Зоопарк в Сиднее) Кормление животных делает их неспособными самостоятельно находить пищу, потому что они начинают зависеть от того, что люди их кормят. Feeding animals makes them unable to find their own food because they depend on humans to feed them (Большой Каньон. США) 2. Это разъяснение иногда может иметь оттенок угрозы. Иными словами, для того чтобы заставить людей делать то, что следует, им нужно не только все объяснить, но еще и припугнуть.
Животные часто кусают руки тех, кто их кормит. Эти животные могут быть пререносчиками таких болезней, как бешенство и чума. Animals often bite the hand that feeds them. These animals may carry diseases such as rabies and plague (Большой Каньон, США) Помогите диким белкам и бурундукам жить здесь на скалах. Кормить их опасно, вредно и запрещено законом.
Не трогайте креветок. Они кусаются. Help the "Wild" in Wildlife Squirrels and chipmunks live among the rocks here. Feeding them is harmful, dangerous and unlawful (Большой Каньон, США)
Do not touch prawns. They bite (Рыбный рынок в Сиднее) 3. Объявление может носить характер "заигрывания с народом", некоего подкупа посредством нарочитой уверенности в правильном поведении. Наряду с простым - без приемов и уловок - и прямолинейным требованием Clean up after your dog [Убирайте за своей собакой] встречаются объявления следующего типа:
Эйвонклифф рад владельцам собак, которые убирают за своими питомцами. Avoncliff welcomes dog owners who clean up after their dogs (Великобритания) Спасибо, что вы убрали за своей собакой. Thank you for cleaning up after your dog (Великобритания) 4. Обращение к людям от имени животных. В основе такого рода объявлений также лежит рациональное объяснение, почему вести себя нужно именно так, а не иначе. Но это уже не сухое и строгое обращение к разуму. Это одновременно и эмоциональный призыв. Объявления этого типа подчеркивают равенство всего живого на нашей общей планете. Для усиления эмоционального воздействия часто употребляется восклицательный знак. Поскольку он менее распространен, чем в русском языке, его употребление имеет большой эффект. И, разумеется, именно Австралия пользуется этим особенно изысканным и изощренным способом общения с народом.
Пожалуйста, не кормите нас! Мы такие толстые, что наш ветеринар беспокоится о нашем здоровье! Please do not feed us! We're so fat our vet is worried about our health!
(Зона кенгуру в заповеднике в Хилзвилле, Австралия) Я кусаю за пальцы. I bite fingers
(Зоопарк в Мельбурне, Австралия) Пожалуйста, не стучите в наш домик. Так можно нас убить. Please! Don't knock or band against our house. It can kill us
(Зоомагазин, Канберра) Это наш дом! Пожалуйста, уважайте нашу потребность в уединении и не входите. This is our home! Please respect our need for privacy and do not enter
(Заповедник в Хилзвилле, Австралия) 252
В этом последнем случае обыгрывается священная для западного менталитета идея закрытости и неприкосновенности личного мира ("мой дом - моя крепость").
В заключение этого раздела приведем некоторую коллекцию объявлений на самую распространенную, самую популярную тему этого жанра во всех культурах - борьбу с курением.
Борьба с курением - также часть программы экологического воспитания населения. Вред, причиняемый курением, имеет двусторонний характер: тот, кто курит, причиняет вред и самому себе, и окружающим. Призывы не курить отражают оба эти направления. Количество и форма призывов говорят сами за себя в приводимых ниже примерах из Великобритании:
No smoking. Town and County of Hampton Court [He курить. Город и графство Хэмптон Корт].
It is illegal to smoke anywhere on this station [На этой станции курение запрещено законом].
In the interest of the majority of our passengers please would you not smoke on this bus [В интересах большинства пассажиров автобуса, пожалуйста, воздержитесь от курения].
Don't even think about smoking here. [И не думайте закурить здесь].
Thank you for not smoking [Спасибо, что вы не курите].
Safety. Petroleum spirit highly flammable. No smoking, no naked light. Please, switch off engines. No smoking area Безопасность. Бензин очень легко загорается. Запрещено курение, пользование огнем. Пожалуйста, выключайте двигатель. Место, где курение запрещено. A no smoking policy operates in all buildings except where permission signs are displayed [В этих зданиях действуют запреты на курение кроме специально обозначенных мест].
BBC World Service has a No smoking policy encompassing most areas of Bush House. Visitors to the building are asked to observe this policy Wherever the signs are displayed БиБиСи Уорлд сервис придерживается политики отказа от курения в большинстве помещений Буш Хауза. Посетителей здания просят соблюдать эти правила Там, где имеются особые знаки. In the interest of the majority of our passengers Please would you not smoke on this bus [В интересах большинства наших пассажиров, будьте добры, не курите в этом автобусе].
Учитывая любовь британцев ко всему старинному, соответствующие организации обратились к вывескам и призывам прошлого века. Они воспроизводятся в своей подлинной форме (цвет, шрифт и т. п.):
TOBACCO FUMES ARE STRICTLY PHOHIBITED Public Health Order Rule No. 188 * Dated 15 th March 1886 ЗАПАХ ТАБАКА СТРОГО ЗАПРЕЩЕН Распоряжение по Департаменту здравоохранения № 188 * от 15 марта 1886 г. TOBACCO PRODUCTS ARE BANNED IN THIS ESTABLISHMENT Public Health Order Rule No. 186 * Dated 15 th March 1886 ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ЭТОМ ЗАВЕДЕНИИ ВНЕ ЗАКОНА Распоряжение по Департаменту здравоохранения № 186 * от 15 марта 1886 г. 253
ПРИВЫЧКУ КУРИТЬ
ЗДЕСЬ НЕ ПОТЕРПЯТ
Распоряжение по Департаменту здравоохранения № 189 * от 15 марта 1886 г. SMOKING НАВITS
WILL NOT BE TOLERATED
Public Health Order Rule No. 189 * Dated 15 th March 1886
Ниже приводятся призывы к борьбе с курением из США:
Smoking in this area is prohibited by law [Курение в этом помещении запрещено законом]. (В туалете американского университета)
No smoking except in designated areas [Курение запрещено, за исключением специально обозначенных мест].
Thank you for not smoking [Спасибо, что вы не курите].
Nо smoking by the order of the fire chief [Курение запрещено шефом пожарной службы].
Smoking permitted in designated areas only [Курение разрешено только в специально обозначенных местах].
В Америке на рекламном щите афиша. Рекламно красивый мужчина с сигаретой в руке и рекламно красивая женщина обмениваются репликами:
Мужчина: Do you mind if I smoke [Вы не возражаете, если я закурю?] Женщина с улыбкой: Do you mind if I die? [Вы не возражаете, если я умру?]
Итак, объявления, регулирующие поведение людей в обществе, отражают культуру этого общества так же, как и другие пласты языка и сферы речевой деятельности. Кстати, приведенные выше примеры призывов не спать за рулем, иллюстрирующие разнообразие языковых способов воздействия на водителей, тоже свидетельствуют о черте культуры, которая практически отсутствует в России, - о качестве дорог. Прекрасные автострады, ровные, гладкие, с особым покрытием, без ограничений скорости на больших расстояниях убаюкивают водителей - отсюда и богатство языковых приемов, имеющих целью их разбудить, встряхнуть и предотвратить катастрофу.
На наших дорогах не уснешь - и призывов нет...
§6. Особенности культуры русскоязычного мира через призму объявлений и призывов
Как уже говорилось, в русском языке наиболее распространенная форма обращения к народу характеризуется такими чертами, как категоричность, прямолинейность, прагматизм. До последнего времени в основе российской идеологии лежало предпочтение коллектива индивидууму: отдельный человек - винтик в машине, если он сломается, это плохо для машины, но главное - это машина, а не какой-то винтик. Поэтому и обращение к этому винтику было категоричным и прямоли-
254
нейным: Не входить; Не курить; Не сорить; Животных не кормить; Тростей, зонтов и чемоданов на ступеньки не ставить; Не влезай - убьет; Не уверен - не обгоняй; Посторонним вход воспрещен. Самая распространенная форма обращения к человеку - императив в форме инфинитива, то есть самый грубый, не терпящий возражений окрик: Стоять! Лежать! Сидеть! Своего рода демократия: одна и та же форма обращения к собакам (политически корректно!), солдатам, нарушителям границы, преступникам и законопослушным гражданам. Как говорится, ни тебе спасибо, ни пожалуйста, и обращение на "ты".
Всему вышеприведенному "богатству ассортимента" английских текстов, призывающих бороться с курением, русский язык противопоставлял до последнего времени простое и ясное: Не курить. Иногда с восклицательным знаком для большего эффекта.
Разумеется, в английском языке, при всем разнообразии форм обращения к народу, наиболее распространенной остается простая, ясная и тоже прямолинейная форма: по smoking [не курить], по trespassing [не нарушать границ владения], do not touch [не трогать] и т. д. Однако разница в том, что в советском русском не курить было единственно возможным, абсолютно клишированным вариантом.
Сравним Посторонним вход воспрещен с английским функциональным эквивалентом: Private. Это как раз та вывеска на двери, которая "воспрещает входить". Русский вариант звучит строго, официально, как строчка из уголовного кодекса. По-английски в этом случае имеем всего одно слово, но какое! Священное, культовое для идеологии, менталитета, а следовательно, и для культуры данного общества: private - личное, частное, индивидуальное, а значит - неприкосновенное.
В годы железного занавеса была в обращении шутка: поехал счастливчик из СССР в Англию в командировку. Приехал обратно, все его жадно расспрашивают: как Англия, как англичане? А счастливчик говорит: "Неправда, что англичане такие закрытые, некоммуникабельные, и живут по принципу: "мой дом - моя крепость". Они очень приветливые, открытые, у них на каждой двери написано: привет по-английски". Впрочем, это свидетельствует не только о закрытости английского общества для посторонних, но и о плохом знании иностранных языков путешествующих "счастливчиков".
Русскому Осторожно - злая собака соответствует английское Beware of the dog [Остерегайтесь собаки]. Русский текст предупреждает и пугает словом злой, английский просто информирует о наличии собаки.
Русское Осторожно - окрашено не только сообщает о факте окраски, но и проявляет заботу о человеке, предупреждая его, что нужно быть осторожным. Английский эквивалент ограничивается информа-
255