<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 К. ТОМАСА ОПИСАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТЕСТ
 Обзор
  Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
  Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:
  1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения
  своих интересов в ущерб другому;
  2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству,
  принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  3. компромисс;
  4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к
  кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью
  удовлетворяющей интересы обеих сторон.
  В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
  В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин "разрешение конфликтов", он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
  К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
  Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
 
 Содержание
  Стимульный материал
  1.
  А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  2.
  А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
  3.
  А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
  4.
  А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  5.
  А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
  6.
  А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  Б. Я стараюсь добиться своего.
  7.
  А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
  8.
  А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  9.
  А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  10.
  А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
  Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  11.
  А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  12.
  А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  13.
  А. Я предлагаю среднюю позицию.
  Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  14.
  А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  15.
  А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  16.
  А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  17.
  А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
  Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  18.
  А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  19.
  А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  20.
  А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
  21.
  А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  22.
  А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
  Б. Я отстаиваю свои желания.
  23.
  А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  24.
  А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
  Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  25.
  А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
  Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  26.
  А. Я предлагаю среднюю позицию.
  Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  27.
  А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
  Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  28.
  А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
  29.
  А. Я предлагаю среднюю позицию.
  Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
  30.
  А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
 
 Ключи
  Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
 Ключ
 № Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 1 А Б 2 Б А 3 А Б 4 А Б 5 6 Б А 7 Б А 8 А Б 9 Б А 10 А Б 11 А Б 12 Б А 13 Б А 14 Б А 15 Б А 16 Б А 17 А Б 18 Б А 19 А Б 20 А Б 21 Б А 22 Б А 23 А Б 24 Б А 25 А Б 26 Б А 27 А Б 28 А Б 29 А Б 30 Б А
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу