<< Пред. стр. 1 (из 12) След. >>
КАК НАЧАТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛОЭта брошюра является вводной частью блока учебных пособий, прочитав которую Вы узнаете:
* что значит начать заниматься бизнесом;
* какой опыт, ресурсы, знания, идеи и, конечно, мотивация для этого необходимы;
* как начать Ваш бизнес с подготовки бизнес-плана.
Когда Вы познакомитесь со всеми главами этой книги, Вы будете знать как начать свое дело и как уберечь себя от потери денег, как сделать Ваш бизнес прибыльным. Эти цели достигаются благодаря применению основополагающих принципов организации бизнеса к Вашим коммерческим идеям.
ЗАО "МАРП"
113035, Москва, Болотная ул., д. 12, стр. 3
Тел: 7 (095) 234-53-73, Факс: 7 (095) 234-53-82
E-mail: made@binec.ru
"ФИНАНСЫ 1"
Чтобы оценить стоимость фирмы, необходимо подготовить баланс. Баланс поможет Вам:
* определить показатели, позволяющие оценить Ваш бизнес;
* оценить эффективность своей коммерческой деятельности;
* получить новый кредит или увеличить размер уже существующего.
Для составления Баланса Вы должны знать, что принадлежит и что не принадлежит Вашему бизнесу. Иными словами, Вы должны собрать информацию, касающуюся Ваших:
* активов,
* пассивов (обязательств).
Баланс подготавливается к определенной дате, обычно, один раз в квартал. Но, при необходимости, Вы можете подводить баланс за каждый месяц.
"ФИНАНСЫ 2"
Данный раздел ознакомит Вас с информацией, необходимой для:
* осуществления контроля за бизнесом;
* подготовки основных финансовых документов.
Вы узнаете, какую информацию следует отыскивать и в какой форме ее регистрировать.
Зная финансовое состояние Вашего бизнеса, Вы сможете строить Ваши планы вперед, оставаясь при этом платежеспособным.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Итак, Вы решили начать свое дело. Для того, чтобы открыть счет в банке, получить кредит, арендовать офис или склад, иметь собственную торговую марку и т.д. Вам необходимо официально зарегистрировать предприятие.
Форма, в которой Вы создаете предприятие, называется организационно-правовой формой. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК ), вступившем в силу 1 января 1995 года. Предприятие может быть создано только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК. На территории Российской Федерации Вы не сможете зарегистрировать предприятие в организационно-правовой форме, предусмотренной иностранным законом или отмененным российским законом.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Все предприятия и индивидуальные предприниматели на территории Российской Федерации должны вести бухгалтерский и налоговый учет и составлять отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.
Основные требования к организации и ведению бухгалтерского учета, подготовке и предоставлению бухгалтерской отчетности предприятия установлены Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.96г. № 129- ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34н, а также Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.06.2000г. № 60н.
Пользователями бухгалтерской отчетности предприятия являются:
* собственники (учредители, участники, акционеры и т.п.) предприятия
* органы статистики
* налоговые и другие контролирующие органы
В предпринимательской деятельности широко используются данные бухгалтерского учета и отчетности для принятия управленческих решений, оценки привлекательности инвестиций в предприятие, определения стоимости предприятия при его продаже и тому подобных целей.
Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В рамках учетной политики предприятие:
* самостоятельно определяет в установленном порядке форму и методы ведения бухгалтерского учета, методы оценки видов имущества и обязательств, а также технологию обработки учетной информации;
* разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
* разрабатывает и утверждает формы применяемой первичной документации
* разрабатывает и утверждает порядок проведения инвентаризации и др.
МАРКЕТИНГ
"МАРКЕТИНГ 1"
Чтобы подобрать ключ к успеху в бизнесе, надо найти то место на рынке, которое будет приносить хороший доход.
Ваш рынок состоит из покупателей, которым нужны предлагаемые Вами товары или услуги и которые имеют возможность заплатить за них. Ваша задача - определить круг своих потенциальных покупателей!
На рынке существует конкуренция. Поэтому Вам следует всегда помнить об этом в процессе подготовки и практической реализации своих коммерческих планов.
"МАРКЕТИНГ 2"
Любой вид бизнеса нуждается в рекламе, а одним из самых простых и наиболее распространенных каналов рекламы является пресса.
Термин "пресса" включает в себя газеты и журналы.
Прочитав эту брошюру, Вы узнаете, как нужно планировать свою рекламную деятельность.
Пресса является одним из средств массовой информации, которое можно использовать для рекламы Ваших товаров или услуг среди широкого круга читателей. Для этого купите определенный размер печатной площади.
В этой брошюре рассматриваются различные типы возможных изданий, а также различные виды рекламных объявлений, которые Вы можете использовать.
Кроме того, речь пойдет о том, какие рекламные ходы можно использовать, помимо обычных еженедельных или ежемесячных рекламных объявлений.
"МАРКЕТИНГ 3"
Прежде всего следует отметить, что Вам совсем не обязательно обращаться за помощью в рекламное агентство или какую-нибудь другую подобную организацию.
Никто не в силах запретить Вам рекламировать свое предприятие самостоятельно.
Но обратившись в рекламное агентство, Вы получите определенные преимущества. Так, например, Вы сможете:
* получить квалифицированную помощь и консультации в области рекламы;
* сэкономить свое свободное время;
* сэкономить свои деньги;
* сделать рекламу своего предприятия более эффективной.
В этой брошюре будет рассказано о специфике деятельности рекламного агентства. Прочитав ее, Вы узнаете, как использовать рекламное агентство с максимальной для себя выгодой.
УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ
Успешное развитие Вашего предприятия в значительной степени будет зависеть не только от маркетинговой стратегии, но и от закупок необходимой Вам продукции.
Если Вы занимаетесь розничной торговлей, тщательно продуманная закупочная политика даст Вам возможность создать оптимальные запасы необходимых товаров. В результате Вы сможете получать максимальную прибыль, а покупатели будут постоянно обращаться именно к Вам.
Если Вы работаете в сфере услуг, закупаемые Вами материалы в определенной степени будут оказывать влияние на качество Вашей работы.
То же самое относится и к производству. Чтобы производимые Вами товары пользовались устойчивым спросом на рынке, необходимо использовать в процессе производства соответствующее сырье, материалы и комплектующие изделия.
В этой брошюре речь пойдет о необходимости выработки Вами определенной закупочной политики. Прочитав ее, Вы будете знать, на что следует обратить внимание, закупая продукцию, необходимую для функционирования Вашего предприятия.
Более подробно отдельные вопросы будут рассматриваться в остальных брошюрах данного учебного блока.
ЭКСПОРТ
Экспортная деятельность, как и все остальные элементы маркетинга, направлена на удовлетворение различных потребностей клиентов с выгодой для экспортера.
Принципы и правила, лежащие в основе экспортной деятельности, точно такие же, как и при организации предпринимательской деятельности на внутреннем рынке. Правда, некоторые дополнительные сложности связаны с необходимостью транспортировки товаров за границу, а также учетом потребностей зарубежных покупателей.
Все это в равной степени относится и к деятельности в сфере услуг.
Зачем нужно заниматься экспортной деятельностью?
Обращение к ней может быть обусловлено рядом причин. Например:
* уменьшением объема сбыта Вашей продукции в России;
* увеличением производственных мощностей и ростом объема производства;
* наличием спроса на Вашу продукцию за рубежом;
* получением заказа из-за границы на производимую Вами продукцию.
В этой брошюре речь пойдет об основных проблемах, связанных с экспортом Ваших товаров. Более подробно различные аспекты экспортной деятельности будут рассмотрены в последующих брошюрах данного учебного блока.
БИЗНЕС-ПЛАН
С помощью бизнес-плана Вы сможете определить, в какой степени Ваша практическая хозяйственная деятельность соответствует целям Вашего бизнеса.
Независимо от того, чем Вы предполагаете заниматься (производством, торговлей или обслуживанием), Вам необходим бизнес-план.
Без бизнес-плана Вы не сможете получить необходимого кредита в банке, поскольку это является обязательным требованием всех банковских и финансовых учреждений. Исходя из бизнес-плана, банки оценивают вероятность успеха Вашего дела и принимают решения о выдаче кредита.
Ситуация на рынке постоянно меняется, поэтому бизнес-план должен быть очень гибким, чтобы Вы могли оперативно вносить в него изменения с учетом изменившейся ситуации.
Разрабатывая свою коммерческую стратегию, Вы, по сути дела, планируете получение прибыли!
КАК СОСТАВИТЬ АНКЕТУ ДЛЯ ОТБОРА ВАШИХ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ
1. Как составить анкету для отбора Ваших будущих сотрудников
2. Объявление о приглашении на работу
3. Анкета для отбора Ваших будущих сотрудников
4. Как отобрать подходящих кандидатов на указанную Вами должность
5. Как связаться с отобранными кандидатами на должность
6. Подведем итоги
1. Как составить анкету для отбора Ваших будущих сотрудников
В любом виде бизнеса очень важно правильно подобрать персонал. Иначе можно потратить впустую немало денег. Если все сотрудники подобраны правильно, это может стать хорошей основой для успешного развития Вашего предприятия. В этой брошюре речь пойдет о том, как составить анкету для отбора Ваших будущих сотрудников и как ее эффективно использовать.
2. Объявление о приглашении на работу
Прежде всего Вы должны решить, какие именно сотрудники Вам нужны и что от них требуется. Иными словами, необходимо написать должностные инструкции для всех единиц Вашего штатного расписания и составить перечень требований, предъявляемых к будущим сотрудникам. После этого следует принять решение о том, каким образом Вы будете приглашать на работу своих будущих сотрудников. Можно:
* искать сотрудников с помощью своих друзей и знакомых;
* разместить соответствующее объявление на двери или в окне своего офиса, магазина, мастерской;
* поместить объявление о приглашении на работу в газете или журнале;
* обратиться в бюро по трудоустройству.
У Вас под рукой всегда должен иметься экземпляр должностной инструкции и требований к персоналу, чтобы в любой момент выслать их по почте или передать из рук в руки соискателю на должность вместе с анкетой для отбора персонала.
Если Вы собираетесь дать объявление в прессе, постарайтесь четко изложить в нем свои условия и требования, предъявляемые к соискателям на должность. Таким образом Вы сможете уменьшить размер необходимой Вам печатной площади и, следовательно, сократить свои расходы, связанные с публикацией объявления.
Обязательно обратите внимание на то, чтобы Ваши условия и требования к персоналу были изложены в полном объеме. Если Вы устанавливаете определенные возрастные ограничения, это обязательно должно быть указано. То же самое относится и к опыту работы, уровню квалификации. Результативность Вашего объявления будет определяться количеством обратившихся к Вам соискателей.
3. Анкета для отбора Ваших будущих сотрудников
Соискатели на должность могут связываться с Вами разными способами:
* по почте;
* по телефону;
* прийти к Вам в офис.
Для принятия окончательного решения о приеме на работу одного из соискателей Вам потребуется собрать о нем определенную объективную информацию.
Сделать это можно с помощью специальной анкеты.
Большинство подобных анкет направлены на получение приблизительно одинаковой информации. Ниже в качестве примера приводится первая страница типичной анкеты для отбора персонала. Внимательно прочитайте ее.
Как правило, анкеты для отбора персонала занимают 3-4 машинописных страницы. Полный образец подобной анкеты приводится в конце данной брошюры.
Возможно, Вы захотите получить более подробную информацию о соискателе. Например, узнать:
* о состоянии его здоровья;
* о наличии водительского удостоверения;
* о его готовности работать сверхурочно;
* о его отношении к служебным командировкам.
Подумайте, что именно может интересовать Вас в будущих сотрудниках. Если Вам требуются какие-то специфические данные, укажите их в приведенной ниже таблице. Вы можете включить все эти вопросы в свой вариант анкеты для отбора персонала.
Следите за тем, чтобы соискатели указывали дату заполнения анкеты и ставили в конце свою подпись. В этом случае они будут нести юридическую ответственность за правильность изложенных в анкете данных.
Типовая анкета для отбора будущего персонала позволяет Вам собрать необходимую объективную информацию о соискателях. С ее помощью Вы можете отобрать из числа имеющихся соискателей подходящего кандидата на вакантную должность.
Подумайте, каким образом можно было бы использовать Вашу анкету.
Лучше всего:
* разослать пустые бланки анкет всем соискателям;
* попросить соискателей заполнить анкеты и вернуть их Вам до начала собеседования.
Обязательно убедитесь в том, что у Вас будет достаточно времени, чтобы тщательно изучить заполненные анкеты и отобрать для собеседования подходящих кандидатов на указанную Вами должность.
Собрав все заполненные анкеты, внимательно просмотрите их и составьте список вероятных кандидатов на должность. Затем, по результатам собеседования, Вы сможете отобрать из их числа самого подходящего сотрудника.
4. Как отобрать подходящих кандидатов на указанную Вами должность
Сравните заполненные соискателями анкеты с перечнем своих требований к персоналу. Обратите внимание на то, в какой степени ответы соискателей соответствуют выдвинутым Вами требованиям. Это первый отборочный тур. Может быть, уже на этом этапе Вам придется "отсеять" немало соискателей, поэтому от Вас потребуется подойти к изучению заполненных соискателями анкет очень ответственно. Внимательно отнеситесь к ключевым вопросам анкеты. Это может быть:
* соответствующий опыт работы или наличие определенных навыков;
* образование;
* возраст;
* уровень профессиональной подготовки или квалификации;
* письменные рекомендации.
Возможно, для Вас первостепенное значение будут иметь какие-нибудь другие пункты анкеты.
Если у Вас получился слишком длинный список вероятных кандидатов на должность, сократите его:
* Разборчив ли почерк соискателя?
* Все ли слова написаны грамотно?
* Как далеко от места будущей работы живет соискатель?
* Чем соискатель занимается в свободное от работы время? (обычно занятые люди хорошо работают)
* В какой степени предыдущая работа соискателя связана с Вашим бизнесом? Какую работу и в течение какого срока соискатель выполнял ранее?
* Правильно ли заполнена анкета соискателем? На все ли вопросы он дал ответы?
* Есть ли у Вас вопросы к соискателю, связанные с его биографией и предыдущей трудовой деятельностью? Если да, то какие именно?
В укажите ключевые пункты своей анкеты, а также те пункты, которые имеют непосредственное отношение к Вашему виду бизнеса.
Старайтесь трезво смотреть на вещи. Вряд ли Вы найдете идеального кандидата на указанную Вами должность. Но, если никто из соискателей Вас не устраивает, лучше всего дать новое объявление о приеме на работу.
Окончательный список Ваших наиболее подходящих кандидатов не должен быть очень длинным. Разумеется, все зависит от Вашего вида бизнеса, однако оптимальный вариант - оставить в конце концов 4-5 кандидатов. Полезно было бы обобщить результаты анкетирования в единой сводной таблице.
5. Как связаться с отобранными кандидатами на должность
Отобрав наиболее вероятных кандидатов на указанную Вами должность, свяжитесь с ними по почте или по телефону.
Попросите их принести с собой все материалы, имеющие непосредственное отношение к предлагаемой Вами работе. Например, это могут быть:
* характеристики-рекомендации;
* дипломы об окончании высшего учебного заведения;
* образцы выполненной ими работы;
* паспорт.
Не забудьте сообщить им дату и время собеседования, а также подробно объясните им, как лучше всего добраться до Вашего офиса.
6. Подведем итоги
В этой брошюре были рассмотрены основные этапы поиска подходящих кандидатов на указанную Вами должность:
* подготовка объявления о приглашении на работу;
* составление анкеты для отбора персонала;
* изучение анкет, заполненных соискателями на должность;
* составление списка наиболее вероятных кандидатов на должность.
К составлению анкеты для отбора персонала необходимо подходить творчески, учитывая специфику Вашего вида бизнеса. Часто она используется с единственной целью: установить контакт с потенциальными сотрудниками. Тем не менее, очень важно грамотно составить такую анкету.
Поскольку анкета для отбора сотрудников отражает особенности определенного вида бизнеса, единого образца такой анкеты практически не существует. В брошюре приводится один из вариантов такой анкеты. Не старайтесь использовать этот образец один к одному. Рассматривайте его в качестве примера. Ваша анкета должна включать такие пункты, которые имеют непосредственное отношение к Вашему виду бизнеса.
Составив список наиболее вероятных кандидатов на должность, можно готовиться к собеседованию. О том, как грамотно и результативно провести собеседование с потенциальными сотрудниками, Вы узнаете, прочитав брошюру "Собеседование с кандидатами на должность".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
1. Заключение трудового договора
2. Что такое трудовой договор?
3. Какие пункты следует включить в текст трудового договора?
4. Изменение условий трудового договора
5. Как нужно готовить трудовой договор?
6. Подведем итоги
1. Заключение трудового договора
Раздел III части 3 ТК РФ (статьи 56-90)
Принимая на работу нового сотрудника, Вы должны заключить с ним трудовой договор.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (далее - ТК РФ) трудовые договоры заключаются на:
* неопределенный срок;
* определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).
Причем следует отметить, что срочный трудовой договор заключается только в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.
В остальных случаях заключается договор с неопределенным сроком действия.
В ст.59 ТК РФ предусматриваются случаи, при которых заключаются срочные трудовые договоры. Кроме того, заключение срочных трудовых договоров может быть предписано федеральными законами (ст.59 ТК РФ, последний абзац).
Конкретное содержание трудового контракта в значительной степени будет зависеть от Вас лично. Однако следует иметь в виду, что чем лучше будет проработан трудовой договор, тем меньше вероятность возникновения в дальнейшем споров и претензий к Вам со стороны сотрудников.
Прочитав данную брошюру, Вы будете знать, какие основные пункты должны быть включены в текст трудового договора, который Вы будете заключать с Вашими новыми сотрудниками.
2. Что такое трудовой договор?
Трудовой договор представляет собой соглашение между Вами и сотрудником, касающееся предстоящей работы данного сотрудника на Вашем предприятии.
В качестве работодателя могут выступать физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст.20 ТК РФ).
Заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет.
Лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть приняты на работу лишь в исключительных случаях (ст.63 ТК РФ).
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя (ст.67 ТК РФ).
Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.
Прием на работу оформляется соответствующим приказом (распоряжением), которое объявляется новому сотруднику под расписку.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ст.68 ТК РФ).
При приеме на работу нового сотрудника Вы обязаны разъяснить ему его права и обязанности, ознакомить с условиями оплаты труда, с порядком работы, правилами внутреннего трудового распорядка, проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной охране.
3. Какие пункты следует включить в текст трудового договора?
Единого образца трудового договора не существует. Независимо от того, как будет выглядеть трудовой контракт в окончательном варианте, существует определенный перечень пунктов, которые в трудовой договор включать следует в обязательном порядке. Такой перечень установлен в ст.57 ТК РФ.
К ним относятся:
* фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
* место работы (с указанием структурного подразделения);
* указание на то, является ли данная работа основным местом работы или работой по совместительству;
* дата начала работы;
* наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;
* продолжительность испытательного срока (в том случае, если работник принимается на работу с испытательным сроком);
* права и обязанности работника;
* права и обязанности работодателя;
* характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
* режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
* условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
* виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью (оплата временной нетрудоспособности, выплата различных видов пособий и др.).
Кроме того, в трудовом договоре могут быть предусмотрены:
* о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
* об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя;
* пенсионное обеспечение;
* дисциплина труда (внутренний трудовой распорядок, дисциплинарная ответственность и др.);
* порядок разрешения споров и разногласий;
* порядок расторжения трудового контракта;
* иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Как уже было замечено выше, работник может приниматься на работу как с испытательным сроком в целях проверки его соответствия поручаемой работе, так и без него.
Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания. В период испытания на работника распространяются положения ТК РФ, законов, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения.
В ст.70 ТК РФ приводится перечень лиц, для которых запрещается устанавливать испытательный срок.
Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.
При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.
При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.
Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня (ст.71 ТК РФ).
Ниже приводится примерный текст трудового контракта. Не старайтесь копировать его один к одному. Рассматривайте его исключительно в качестве иллюстрации вышеизложенного.
Механическое копирование положений данного трудового контракта без учета специфики хозяйственной деятельности Вашего предприятия не приведет ни к чему хорошему. Каждый предприниматель должен разработать свой собственный вариант трудового контракта.
В этом случае Вы будете иметь полноценный действующий документ, регулирующий трудовые отношения между Вами и Вашим сотрудником.
Трудовой договор
между ООО "Полинтрейд", именуемым в дальнейшем Работодатель, в лице Генерального директора Петрова Виктора Николаевича и гражданином Российской Федерации Ивановым Игорем Александровичем, именуемым в дальнейшем Сотрудник.
Мы, нижеподписавшиеся, Генеральный директор ООО "Полинтрейд" Петров Виктор Николаевич (Работодатель), с одной стороны, и гражданин Росиийской Федерации Иванов Игорь Александрович (Сотрудник), с другой стороны, заключили настоящий договор о том, что Работодатель принимает на работу в штат Сотрудника на должность офис-менеджера на следующих условиях:
1. Сотрудник должен выполнять обязанности офис-менеджера.
2. Работа по данному договору является основным местом работы Сотрудника.
3. Сотрудник обязуется не разглашать без согласия его непосредственного руководителя полученную во время работы коммерческую и конфиденциальную информацию.
4. Работодатель должен создать все необходимые условия для выполнения Сотрудником своих обязанностей по настоящему договору, включая предоставление Сотруднику рабочего места, инструментов и т.д.
5. Принятие в штат считается окончательным по истечении испытательного срока, составляющего 3 месяца с момента подписания настоящего договора.
6. За работу, выполненную Сотрудником в рамках своих должностных обязанностей, работодатель выплачивает ему ежемесячно заработную плату в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
7. Рабочая неделя Сотрудника составляет не более 40 часов. Рабочий день, предшествующий государственному празднику Российской Федерации, укорачивается на один час.
8. Часы работы:
понедельник - 9.30 - 18.00
вторник - 9.30 - 18.00
среда - 9.30 - 18.00
четверг - 9.30 - 18.00
пятница - 9.30 - 17.30
9. Сотруднику предоставляются два выходных дня в неделю: суббота и воскресенье. В случае сверхурочной работы Сотрудника в выходные дни ему будет предоставлен дополнительный выходной день в течение последующих двух недель.
10. Официальные государственные праздники Российской Федерации являются нерабочими днями.
11. Сотруднику предоставляется обеденный перерыв продолжительностью не более одного часа с 13.00 до 14.00. Время обеденного перерыва не включается в рабочее время Сотрудника.
12. Работодатель предоставляет Сотруднику полностью оплачиваемый ежегодный отпуск в размере 24 рабочих дней из расчета шестидневной рабочей недели.
13. В случае болезни или временной нетрудоспособности Сотрудник обязан предоставить Работодателю документ о временной нетрудоспособности.
14. Настоящий договор может быть расторгнут после предварительного уведомления одной стороны другой, а именно:
o Работодатель письменно уведомляет Сотрудника о вышеизложенном за 2 недели до срока расторжения настоящего договора;
o Сотрудник письменно уведомляет Работодателя о вышеизложенном за 2 недели до срока расторжения настоящего договора.
15. При расторжении договора применяются следующие условия:
а) в случае расторжения договора по инициативе Сотрудника по причинам, не зависящим от Работодателя (статья 80 ТК РФ):
- Работодатель выплачивает Сотруднику его заработную плату и компенсацию за неиспользованный им отпуск;
б) в случае расторжения договора по инициативе работодателя (статья 81 ТК РФ):
- Работодатель выплачивает Сотруднику его заработную плату, компенсацию за неиспользованный им отпуск и выходное пособие в размере его двухнедельного среднего заработка;
в) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
16. Настоящий договор заключен на неопределенный срок.
17. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по настоящему договору, подлежат разрешению в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации.
18. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах. Один экземпляр должен находиться у Работодателя, другой - у Сотрудника.
19. Все прочие условия труда, не предусмотренные настоящим договором, регулируются трудовым законодательством Российской Федерации.
Настоящий Контракт подписан 11 февраля 2002 г.
С правилами внутреннего трудового распорядка и должностной инструкцией ознакомлен: __________ (Ф.И.О. Сотрудника, дата)
Работодатель: ______ Сотрудник: ______ Адрес: Домашний адрес:
Что еще, по Вашему мнению, стоило бы включить в текст трудового договора?
Например, можно включить специальный пункт, связанный с дополнительным медицинским обслуживанием сотрудника или же пункт о выделении сотруднику легкового автомобиля на время исполнения им своих служебных обязанностей.
Однако к включению каждого пункта в текст трудового договора нужно подходить в высшей степени осторожно и осмотрительно. Включая тот или иной пункт в текст трудового договора, Вы должны знать, как потом отменить его действие. Напишите, какие дополнительные пункты следовало бы включить в текст Вашего трудового договора.
4. Изменение условий трудового договора
Прежде всего постарайтесь избежать необходимости изменения условий Вашего трудового договора. Не стоит включать в текст трудового договора мельчайшие подробности. Старайтесь формулировать условия контракта по возможности обобщенно.
Как правило, чаще всего возникает необходимость изменить следующие пункты договора:
* название должности и круг служебных обязанностей;
* место работы;
* часы работы;
* размер заработной платы.
Обратите внимание на отмеченные выше пункты. Все ли Вы хорошо продумали?
Если Вы связали себя условиями договора по рукам и ногам, а речь идет о необходимости изменения существенных условий труда (систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещения профессий и др.), можно попытаться договориться с Вашим сотрудником об изменении того или иного пункта договора.
Если по-хорошему договориться Вам не удастся, то изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции может быть осуществлено только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст.73 ТК РФ). О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.
При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 ТК РФ.
Если работник отказывается от продолжения работы на условиях соответствующих режимов рабочего времени, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК РФ с предоставлением работнику соответствующих гарантий и компенсаций (ст.178 ТК РФ).
В случае производственной необходимости Вы имеете право перевести своего сотрудника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу на Вашем предприятии с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (ст.74 ТК РФ).
Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).
С письменного согласия работник может быть переведен на работу, требующую более низкой квалификации.
Ваш сотрудник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив Вас об этом письменно за две недели. По истечении срока предупреждения об увольнении данный сотрудник вправе прекратить работу, а Вы обязаны выдать ему трудовую книжку и произвести с ним расчет.
Теперь осталось ответить на один вопрос: как нужно готовить трудовой договор?
<< Пред. стр. 1 (из 12) След. >>