<< Пред. стр. 7 (из 11) След. >>
Методика организации и выполнения НИР студентами во внеучебное время
Комплекс компьютерных тестов для самооценки степени сформированности различных качеств специалиста в области научно-технической
деятельности.
Ю.П.Азаров
"Трансцендентальная педагогика: теория и практика"Ч.1 и 2.-М.: НИИВО, 2001.
Примерное положение о студенческом отряде. Утверждено приказом Минообразования
России от 05.09.2002 №3216 1 2 3 4 4.2.7. Физическое воспитание студентов. Формирование здорового образа жизни.
* разработка и осуществление мер по повышению эффективности использования физической культуры и спорта в укреплении здоровья студентов, физическом и психологическом развитии личности, в профессиональной подготовке к трудовой деятельности и защите Отечества.
В учебном процессе
Проведение мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни на занятиях по физвоспитанию (проведение лекций, бесед, консультаций).
Индивидуализация занятий студентов физической культурой в рамках расписания с учётом их интересов и способностей.
Во внеучебное время
Проведение мероприятий по антиалкогольному просвещению, профилактике наркомании, курения (лекции и беседы наркологов, психотерапевтов, представителей судебных и правоохранительных органов).
Осуществление мер по совершенствованию организации и повышению качества лечебно-профилактического и оздоровительно-спортивного обеспечения студентов.
Систематическое проведение в вузах массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Формирование комплексной системы оказания медицинской и наркологической помощи студентам.
Разработка в вузах научно-методических программ по профилактике наркомании.
Организация и создание студенческих групп для занятий физической культурой с учетом физиологического состояния здоровья студентов (адаптивная физическая культура).
Проведение мониторинга физического здоровья и работоспособности студентов; разработка и реализация медико-биологических рекомендаций по оздоровлению студентов и их адаптации (1-2 курсов) к условиям вуза.
Регулярно
По индивидуальному учебному плану.
Регулярно
Постоянно
По специальному плану
Ежегодно
1 2 3 4 4.2.8. Семейно-бытовое воспитание.
* Формирование установки на создание крепкой жизнеспособной семьи с расширенным воспроизводством нового поколения, установки на демократические отношения в семье, формирование толерантного сознания и уважительное отношение к старшим родственникам, преемственность социокультурных традиций;
* формирование установки на взаимодействие и преемственность поколений.
Во внеучебное время
Организация лекций, бесед, консультаций по проблемам семейно-бытовых отношений, воспитанию детей, развитию положительных традиций, сохраняющихся в семьях родителей.
Осуществление мер по социальной поддержке семей студентов.
Проведение смотров-конкурсов на лучшую студенческую семью.
Проведение устных журналов "Моя родословная", "Семейные традиции", семинар-тренинг "Жизнь, достойная человека".
Регулярно.
Постоянно.
1-2 конкурса за период обучения в вузе.
Ежегодно.
1 2 3 4 4.2.9. Экологическое воспитание.
* создание условий для овладения студентами знаниями в области экологии и воспитание навыков и умений в области экологической и природоохранной деятельности и культуры;
* формирование фундаментальной основы знаний экологически безопасной и природоохранной деятельности;
* формирование профессиональной готовности специалистов к экологически безопасной деятельности;
* воспитание экологической ответственности личности в профессиональной деятельности. В учебном процессе
Включение в содержание естественнонаучного и гуманитарного образования фундаментальных правовых и экономических основ экологически безопасной и природоохранной деятельности; в содержание профессиональной и специальной подготовки - основ соответствующей технической и технологической квалификации.
Постановка и чтение междисциплинарного курса лекций "Экологическая ответственность личности в профессиональной деятельности"*
Включение в задания на выполнение курсовых, дипломных проектов и работ, на подготовку рефератов по всем циклам дисциплин разделов аналитического, проектного характера по экологическим и природоохранным проблемам.
Организация выполнения научно-исследовательских и проектных работ студентов в рамках учебного процесса по актуальным экологическим проблемам.
Во внеучебное время
Привлечение студентов к активной природоохранной деятельности (организация студенческих кружков, клубов, экспедиций, отрядов по охране окружающей природной среды).
В соответствии
С учебными планами.
4-5 курсы обучения
3-5 курсы обучения
Участвуют студенты профильных специальностей
Участвуют студенты всех курсов обучения
Рекомендации по повышению уровня экологического образования и воспитания.
Примерная программа курса "Экологическая ответственность личности".
Социальное партнерство в воспитательной деятельности вуза
Задачи социального партнёрства
Мероприятия по реализации задач 1 2
* расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности;
* поддержка в вузе инициатив общественных молодежных организаций и объединений в области воспитания студенческой молодежи;
* распространение опыта и совместное проведение студенческих конференций, семинаров и других воспитательных мероприятий;
* развитие сотрудничества с социальными партнёрами с целью повышения психолого-педагогического мастерства, уровня культуры преподавателей и руководителей воспитательных структур вуза.
Определение направлений взаимного сотрудничества вузов и региональных организаций по направлениям воспитания вузовской молодежи.
Привлечение специалистов педагогических вузов, вузов культуры и искусства, классических университетов, работников учреждений культуры и искусства для повышения уровня квалификации и культуры педагогических кадров в сфере воспитательной деятельности.
Проведение совместных мероприятий с социальными партнерами - вузами, предприятиями, художественными и творческими учреждениями (студенческих конференций, творческих и научных олимпиад, конкурсов, форумов, фестивалей и др.).
Создание межвузовских центров по развитию: гуманитарной художественной культуры, личностного роста, правовой помощи, клубов психологической помощи и клубов "доброй воли" (вузовских, региональных, муниципальных).
Организация и проведение совместных воспитательных мероприятий с неправительственными организациями ("Гринпис", женские и молодежные организации, независимые службы мира и др.).
Организация сотрудничества вузов с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений среди студентов и по созданию Центра правовой помощи студентам.
Организация встреч с представителями учреждений культуры, искусства.
Ознакомление с опытом воспитания молодежи в вузах и других организациях города, регионов России, зарубежных стран.
Создание в вузах музеев, историко-патриотических клубов, литературно-творческих объединений, научных обществ с привлечением ветеранов труда, деятелей науки, культуры и искусства.
5. Рекомендации, методики, технологии, опыт воспитательной деятельности.
5.1. Рекомендации по организации работы и подготовке нормативных документов.
5.1.1. Совет по воспитательной работе высшего учебного заведения.
Совет по воспитательной работе создается по решению Ученого совета вуза и утверждается приказом ректора высшего учебного заведения.
Совет по воспитательной работе является коллективным органом вуза, осуществляющим руководство воспитательной работой как в учебное, так и во внеучебное время.
Основными задачами Совета по воспитательной работе вуза являются:
- разработка стратегии и координация деятельности воспитательной работы во всех учебных и воспитательных структурах;
- координация деятельности ректората, администрации и общественных организаций в области воспитательной работы;
- обобщение опыта воспитательной работы в вузе, разработка рекомендаций по его внедрению в практику воспитания и совершенствования системы воспитательной деятельности;
- разработка и подготовка нормативных документов и методических материалов по развитию воспитательной работы;
- организация и проведение мониторинга, социологических и социально-психологических исследований по воспитательной работе;
- организация работы по подбору и расстановке кадров, осуществляющих воспитательную деятельность в вузе;
- организация в вузе системы подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам воспитательной деятельности;
- формирование в вузе органов студенческого самоуправления и системы соуправления учебно-научным и воспитательным процессом;
- проведение учебы студенческого актива, формирование его общественных обязанностей и функций;
- оказание целенаправленной помощи в деятельности общественных студенческих объединений;
- организация и проведение культурных, досуговых и общественных акций, спортивно-массовых мероприятий;
- организация и участие в органах студенческого самоуправления, содействие в работе студенческого совета учебного заведения;
- организация информационного обеспечения воспитательной деятельности;
- подготовка предложений по материально-техническому обеспечению воспитательной деятельности.
В состав Совета по воспитательной работе входят: проректор по воспитательной работе, члены Совета - представители студенческого коллектива, методисты по внеучебной работе, преподаватели.
План работы Совета по Воспитательной работе на текущий учебный, утверждает Ученый совет вуза.
5.1.2. Куратор студенческой группы.
Важнейшее значение в учебно-воспитательной работе в высшем учебном заведении имеет институт кураторов, закрепленных за определенными студенческими группами. Руководство куратора способствует скорейшей и благоприятной адаптации студентов младших курсов (I-П) к условиям обучения в учебном заведении, освоению особенностей учебного процесса в вузе, ориентации в правах и обязанностях студентов, культурному и физическому совершенствованию.
Систематическое общение куратора со студентами в учебное и внеучебное время расширяет знания преподавателя о личности учащегося, его способностях, наклонностях и интересах, о быте и досуге, культурном уровне и стремлении к его обогащению, образе мыслей, проблемах молодежи.
Содержание работы и обязанности куратора.