<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 BZR640
 
 КАК СПЛАНИРОВАТЬ
 ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 PROFESSIONAL
 CERTIFICATE
 IN MANAGEMENT
 
 
 УДК 378(07)
 ББК 74.58я75
 П37
 
 
 П37 Как спланировать подготовку к экзамену: Учеб.-метод. пособие / Пер. с англ. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005. - 40 с.: рис., табл. - (BZR640 "Профессиональный Сертификат в области менеджмента").
 УДК 378(07)
 ББК 74.58я75
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (c) 2004 The Open University
 (c) МИМ ЛИНК, 2005, перевод
 
 
 Содержание
 Зачем мне надо сдавать экзамен? 4
 Содержание экзамена 5
 Факты и цифры по экзамену 6
 Простой способ повторять материал начиная с первого дня 7
 Дополнительная информация 11
 Есть ли у Вас проблемная ситуация, которую мы можем использовать? 12
 Приложение 1. Работа со своими естественными ресурсами 13
 Приложение 2. Вопросник для самооценки
 "Варианты подходов к обучению" 26
 
 
 Зачем мне надо сдавать экзамен?
 Студенты ненавидят экзамены - по крайней мере большинство так говорит! Так зачем же мы проводим их? Давайте посмотрим на экзамен с таких позиций:
 * Вы хотите, чтобы результаты Вашего обучения имели международное признание?
 * Вы хотите доказать себе и другим, что Вы чему-то научились?
 Да, конечно, хотите! Но есть и другая причина, почему важно сдавать экзамены, - потому что Вам надо будет повторить материал. Повторение дает Вам возможность:
 * обобщить и усвоить изученные концепции;
 * поразмышлять над концепциями;
 * попрактиковаться в применении концепций.
 Это исключительно важные аспекты обучения. И экзамен является гарантией того, что заключительная часть формального процесса обучения будет Вами пройдена. Повторяйте как следует, и Вы получите удовольствие от последующей уверенности, когда новые знания станут составной частью Вашей управленческой компетентности.
 
 
 Содержание экзамена
 Существенно, что в своей работе, когда все экзамены останутся далеко позади, менеджеры должны уметь определять наличие проблем и разбираться в ситуациях, находя для них эффективные решения или способы управления. У Вас наверняка будет возможность воспользоваться справочной литературой, поэтому мы разработали такую форму экзамена, которая позволяет:
 * снизить необходимость запоминать детали, особенно вне контекста;
 * повысить необходимость понимать и применять знания в контексте рабочих ситуаций.
 Структура экзаменационного задания и проблемно ориентированный подход к его составлению аналогичны образцу экзаменационного задания (ОЭЗ).
 Подход основан на использовании проблемной учебной ситуации. Вам рассказывают о проблеме или ситуации, и вопросы, по сути, будут следующими:
 * Что здесь происходит?
 * Что бы Вы сделали?
 Затем Вам рассказывают о другом аспекте ситуации (а иногда сообщают новую информацию), и суть вопросов будет:
 * Что бы Вы сделали сейчас?
 или
 * Как бы Вы стали разбираться с этим?
 Мы используем термин "суть вопроса", потому что на самом деле вопросы будут гораздо более конкретными, чем те, что мы привели здесь, и будут задавать Вам определенное направление анализа. Ситуации, или проблемы, безусловно, будут предполагать использование концепций и идей из более чем одного модуля курса. Например, если ситуация связана в основном с управлением командами (модуль 2), будет хотя бы один вопрос, где Вам надо дать рекомендации по исправлению сложившейся ситуации, используя знания материала модуля 2. Но затем Вам будет задан один или более дополнительных вопросов по другим аспектам проблемы - например, по бюджетам, где Вам надо использовать знания материала модуля 3. В описании проблемы или ситуации информация по второму аспекту может быть приведена сразу. Если это не так, дополнительная информация будет содержаться в самом вопросе.
 
 Факты и цифры по экзамену
 1. Чтобы сдать экзамен, Вам надо получить 40% максимальной экзаменационной оценки.
 2. Продолжительность экзамена три часа.
 3. В экзаменационном задании будет ШЕСТЬ учебных ситуаций.
 4. Для анализа каждой учебной ситуации потребуется знание материалов более одного блока.
 5. Вам надо будет ответить на вопросы по ТРЕМ из шести учебных ситуаций.
 6. Выбор, который Вы сможете сделать, будет четко указан в экзаменационном задании.
 7. Все студенты, которые изучили все четыре модуля, успешно сдали задания (ТМА) по всем четырем модулям и хорошо повторили материал, могут рассчитывать на успешную сдачу экзамена.
 8. Период повторения в конце курса (он будет длиться около 3-х недель с активным использованием Internet-технологий) предназначен для того, чтобы Вы получили необходимую поддержку и практику, которые Вам потребуются, чтобы сдать экзамен.
 9. Обычно 90% студентов получают Профессиональный Сертификат по менеджменту. Мы хотим, чтобы Вы сдали экзамен!
 10. Если Вы не сдадите экзамен, помните, что Ваша жизнь на этом не заканчивается. Вы можете пересдать экзамен, если Вы получили оценку не ниже 15 баллов и выполнили зачетный норматив по ТМА, или пройти курс еще раз, если Ваша оценка ниже 15 баллов.
 
 Простой способ повторять материал начиная с первого дня
 То, как знания будут оцениваться, сильно влияет на процесс обучения. В экзаменационной компоненте Профессионального Сертификата в области менеджмента используется проблемно ориентированный подход.
 Проблемы в учебных ситуациях, предлагаемых в экзаменационном задании, аналогичны тем, с которыми Вы будете сталкиваться как менеджер, и суть вопроса будет заключаться в следующем:
 * Что здесь происходит?
 * Что бы Вы сделали?
 Такая постановка вопроса сразу должна показать Вам, что все, что Вы учите в книгах модулей "Менеджер и организация", "Менеджер и персонал", "Управление финансами и информацией" и "Маркетинг и управление качеством", Вы должны будете применять на практике.
 Итак, как же лучше всего подготовиться к экзамену, учитывая, что невозможно запомнить курс целиком или изучить его весь заново за время, отведенное на повторение? Мы расскажем о стратегии (и немного о тактике), основываясь на практике успешных студентов. Кроме того, помните о важном психологическом моменте: если Вы действительно хотите в чем-то серьезно разобраться, чаще обращайтесь к учебным материалам. Другими словами, не так важна продолжительность учебы или время на повторение, как то, сколько раз Вы вернетесь к теме или концепции. Если обращаться к ним часто, это будет способствовать лучшему пониманию и знанию материала, так что, когда данный материал Вам потребуется, он будет у Вас наготове.
 Таким образом, Вы сможете избежать нервной зубрежки в последний момент перед экзаменом. Вместо этого Вы будете повторять материал на протяжении всей учебы, что будет составной частью Вашего общего учебного плана. Вы не только сэкономите время в период подготовки, но и будете лучше подготовлены.
 1.?Занимайтесь вдумчиво
 К кому Вы всегда хотите обратиться за советом, находясь на работе? Кому из членов команды Вы более всего склонны предложить заняться сложным проектом? Скорее всего это будет тот, кто способен вникнуть в проблему, - человек, который не просто "отбывает" свое время на работе, чтобы получить ежемесячное жалованье. А Вы учитесь только для того, чтобы получить Сертификат, или Вы хотите получить нечто большее от своей учебы? Вот ключ к вдумчивому отношению к учебе. Вспомните свои учебные цели.
 Еще Вы можете проверить следующее: что Вы считаете обучением? Если Вы считаете, что обучение - это накопление информации или что-то из области запоминания, или просто заучивание фактов, процедур и т. п., Ваш уровень вовлечения в то, что Вы изучаете, может не дать хороших результатов. Успевающие студенты копают глубже: они выделяют смысл того, что изучают, они напряженно размышляют над тем, о чем идет речь и как это связано с их работой, они рассматривают обучение как способ изменить свое мышление.
 В Приложении 1 Вы найдете материал, посвященный обучению ("Работа со своими естественными ресурсами"), а в Приложении 2 - тест для самооценки "Варианты подходов к обучению". Эти материалы помогут Вам понять, насколько вдумчиво Вы относитесь к обучению и как Ваш подход можно углубить.
 2.?Активная самоорганизация
 Есть два варианта самоорганизации - пассивный и активный. Пассивный вариант напоминает работу с каталогом. Вы распределяете информацию по категориям, где она и хранится, отделенная от всех остальных категорий. Ее легко найти. Если бы только реальные знания можно было бы организовать таким простым способом!
 Когда Вы узнаете что-то новое, Вы нередко изменяете свои представления о чем-то, что уже знали до этого. Обе части знания некоторым образом соединяются - они вписываются друг в друга, они поднимают вопросы, они продвигают Ваше понимание. Ваша память активно организует знания - именно такой характер носит эффективное обучение. Как же можно помочь этому процессу и вести записи, узнавая что-то новое во время обучения? А вот как:
 Сортируйте учебный материал и вносите в него дополнения!
 По мере учебы у Вас будут накапливаться кипы неразобранных бумаг - заметки, задания, раздаточный материал, ксерокопии статей. Регулярно отводите несколько минут на то, чтобы разобрать весь накопленный материал и организовать его по-новому в более компактном виде, что поможет Вам вспомнить то, что Вы учили, и заставит поразмышлять над общим содержанием курса и тем, как можно все это сгруппировать. Вносите дополнительные сведения по мере их появления - например, связь с другими разделами курса, вопросы, интересные данные от других студентов из курсовой конференции, подходящие статьи и т. д. Каждый раз, когда Вы будете разбирать свои материалы, Вы будете освежать в памяти то, что Вы уже изучили.
 3.?Составьте хороший конспект
 Делайте записи по ходу изучения курса. Это способ сконцентрировать информацию, что заставит Вас работать над пониманием материала. Если Ваши записи будут такими же длинными, как и текст в учебнике, попробуйте выполнить следующее упражнение.
 Спросите себя: Что это значит? О чем идет речь?
 Затем сократите аргументацию автора или тему до краткого резюме или схемы. Вот хороший способ осуществить это:
 * Читайте активно, с карандашом в руке, делая заметки на полях обо всем, что приходит Вам в голову во время чтения, и выделяя ключевые моменты. Для этого Вы можете воспользоваться также и маркером.
 * Выделите из ключевых идей, концепций, моментов, примеров и связей самое основное и запишите на не более чем одной странице или представьте в виде схемы.
 * Вставьте это резюме или схему перед текстом или сохраните в своей системе записей.
 Не волнуйтесь, если поначалу такая работа будет даваться Вам с трудом - продолжайте стараться. Знайте, что Вы не одиноки в своих затруднениях. Вот воспоминания одного студента: "Я изучал два особенно сложных предмета у двух разных преподавателей. Один из них настаивал на еженедельной проверке конспекта с оценкой, а второй - нет. Насколько по-иному шло дело с конспектом! Сначала я испытывал отвращение, составляя его, затем дело пошло легче, а потом я понял, насколько ценным он был для моего понимания. Я с легкостью стал составлять конспекты. При этом я обнаружил, что мой интерес к предмету неизмеримо вырос (сначала он казался мне скучным). У меня появился позитивный настрой. И самое замечательное, что, когда дело дошло до повторения, я потратил на курс, где вел конспекты, меньше времени и хорошо сдал экзамен, - и до сих пор использую знания, полученные тогда. Вот она, заслуженная награда!"
 Умение конспектировать и подводить итоги менее формальным образом помогает в дискуссиях с другими студентами. Фраза "Я понимаю это так [......]" нередко начинает обсуждение, которое может оказаться очень полезным. Возможно, появятся примеры из практики других студентов или будет предложена иная точка зрения на предмет разговора.
 Более подробную информацию о том, как вести записи и работать с другими студентами, можно найти в "Справочнике менеджера" (раздел 2).
 4.?Определите в книгах курса основные темы каждого раздела
 Определите основные проблемы или темы курса и составьте "расширенный" конспект, т. е. более объемный, чем Вы стали бы делать, когда пишете заметки на полях или составляете обычный конспект. Спросите себя:
 О чем идет речь в этом разделе курса? В чем здесь основной смысл?
 Задавая вопрос, в чем здесь смысл, Вы сможете установить общую схему, в рамках которой будут составляться все остальные Ваши конспекты. Вы можете составить схему целой книги курса или модуля (и даже, может быть, схему по всем четырем модулям).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1 Процесс составления заметок по различным источникам
 На рис. 1 представлен процесс, через который Вы должны будете пройти. Конечно, на практике он будет не таким простым: если Вы захотите составить конспект по всем четырем модулям, Вам придется сконцентрировать свои записи по основным темам книг, выделив темы каждого модуля, а затем темы всего курса в целом. Вот где Вам могут пригодиться схемы!
 Когда Вы начнете повторять пройденный материал, у Вас будет готов сжатый конспект, который легко можно будет "расширить" до более подробного, если Вы что-то забыли или хотите проверить свое понимание. Вспомнив по конспекту темы и концепции, Вы будете готовы повторять активно, прорабатывая учебные ситуации из Банка, который Вы получите в начале подготовки к экзамену (и из которого будут выбираться ситуации для экзаменационного задания). Кроме того, в процессе обучения Вы можете прорабатывать и другие проблемы и ситуации.
 5.?Практикуйтесь в решении проблем во время учебы
 Если Вы хотите научиться применять на практике изученное, лучший способ упрочить свои знания и понимание - использовать их.
 Вы, конечно, можете "придумать" проблемы или ситуации, в которых Вы могли бы применить свои знания, но, скорее всего, Вы найдете множество реальных проблем вокруг себя. Скажем, Вы изучаете вопрос формирования команды. Наверное, Вам уже доводилось работать в команде. Если нет, спросите кого-нибудь, приходилось ли им входить в команду, которая "работала", похоже, не совсем правильно? Послушайте, что они скажут, проясните ситуацию и при необходимости получите дополнительную информацию. Затем спросите себя:
 Что здесь происходит? Как бы я решал проблему?
 Изложите свое решение обладателю проблемы и выслушайте его ответ (не забывайте, что этот человек вполне может быть частью этой проблемы!).
 В книгах курса Вы также найдете ряд подобранных ситуаций, которые хорошо вписываются в изучаемый материал. Кроме того, Ваш тьютор будет разбирать с Вами некоторые ситуации и покажет Вам, как анализировать эти ситуации и определить, "что происходит".
 Но при этом не забывайте использовать свою работу как источник проблемных ситуаций. Именно здесь Вы собираетесь применять свои знания начиная с самого первого дня. И впоследствии Вы будете постоянно возвращаться к полученным знаниям и практиковаться в методиках, необходимых, чтобы практически использовать результаты обучения (в том числе - и на экзамене). Итак, здесь совершенно не о чем беспокоиться, не правда ли? Цели Вашей учебы и цели проведения экзамена совершенно одинаковы.
 
 Дополнительная информация
 Проблемно ориентированный подход к экзаменационным вопросам постоянно совершенствуется. Дополнительную информацию Вы будете получать по мере изучения курса, особенно если мы внесем изменения в приведенную здесь информацию. Когда придет время повторять материал, Вы заблаговременно получите всю необходимую информацию.
 
 Есть ли у Вас проблемная ситуация, которую мы можем использовать?
 Академический персонал ШБОУ и МИМ ЛИНК постоянно занимается поиском новых проблемных ситуаций для экзамена и для пополнения Банка учебных ситуаций, который используется для подготовки к экзамену.
 Мы могли бы использовать отредактированные версии учебных ситуаций, которые довольно легко найти в литературе по менеджменту. Но нам больше нравится использовать проблемы и ситуации, с которыми сталкивались Вы, Ваш отдел или организация. Это может быть чисто "человеческая" проблема, проблема маркетинга или финансов, или (что более вероятно) совокупность данных категорий.
 Могли бы Вы написать нам о своей конкретной проблеме или проблеме своего отдела/организации? Объем от половины страницы до двух страниц будет достаточным. Вам не надо называть свою организацию (или упоминаемых Вами людей), но нам нужно знать сферу деятельности, тип и размер организации, ее культуру, а также должность и статус участников проблемы.
 Не старайтесь разработать совершенную учебную мини-ситуацию. Если Вы сообщите, как с Вами связаться, или перешлете мини-ситуацию по электронной почте, мы сможем обратиться к Вам, чтобы получить дополнительную информацию. Все материалы будут считаться конфиденциальными с момента их получения у нас, и если мы включим их в Банк учебных ситуаций, они будут "превращены в анонимные", чтобы никто не смог определить название организации или имена людей, вовлеченных в проблему. Нам интересно получить мини-ситуации как по коммерческому, так и некоммерческому сектору.
 Просим Вас направлять свои мини-ситуации по адресу:
 effective@ou-link.ru, и Вы почувствуете, как тепло альтруизма согреет Вас!
 Заранее признательны Вам.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 Работа со своими естественными ресурсами
 Обучение происходит естественным образом
 Обучение является одним из величайших механизмов выживания человека. Оно происходит естественным образом. Зачем нам нужны знания о сущности и методах обучения? Как менеджер Вы знаете, что для того, чтобы эффективно и результативно достичь цели, необходимо понять, что она собой представляет, поставить задачи, составить план, осуществлять его и проводить мониторинг движения к цели. Ключевыми предпосылками к максимальному использованию способностей, данных Вам от природы, являются организованность и систематичность.
 В учебе мы не всегда достигаем желаемых успехов. Можно ясно представлять цель обучения, но не очень четко определить оптимальную стратегию и тактику. В таком случае у нас не лучшее положение для достижения максимального результата обучения или совершенствования знаний. Можно представить его в виде прибыли на инвестированный капитал - имеет смысл довести ее до максимума. Возможно, в прошлом Вы следовали установленному стереотипу обучения, порой не очень эффективному, или соответствовавшему определенному типу задачи или ситуации. В любом случае, если Вы хотите, чтобы Ваш подход к учебе соответствовал новым целям и условиям профессиональной подготовки, Вам необходимо кое-что узнать об обучении.
 Крис Арджирис, профессор Гарвардской школы бизнеса и образования в США, сформулировал это следующим образом:
 Термостат можно запрограммировать на включение обогрева, когда температура в комнате опустится до 20° Цельсия. Но, предположим, термостат мог бы спросить: "Почему я запрограммирован только на 20°С? Есть ли другая температура, при которой можно лучше достичь цели обогреть комнату?"
 Аrgyris (1999)
 Вопрос термостата иллюстрирует важность понимания вопросов "как и зачем", а не только вопроса "что" в обучении. В рабочих ситуациях "как" и "почему" могут быть вопросами, которые Вы обычно задаете. Почему бы не задать те же вопросы об обучении?
 Что мы изучаем
 Способы познания
 Представьте себе, что Вы управляете небольшой сетью ресторанов для гурманов. Преисполненный гордости за свои заведения, Вы ведете на кухню одного из ресторанов своего юного (подающего надежды) племянника показать, как работают шеф-повара. Главный из них спрашивает мальчика, что он любит, и затем придумывает новое блюдо, в котором сочетаются его любимые продукты. Мальчик, родители которого покупают только полуфабрикаты в супермаркете, очень слабо представляет себе процесс приготовления пищи. Он привык видеть, как готовые блюда из супермаркета загружаются в холодильник, а затем разогреваются в микроволновой печи. И пока шеф-повар готовит блюдо, мальчику приходит в голову много вопросов.
 * Откуда шеф-повар узнал, какие продукты сочетаются между собой, ни у кого не спрашивая и не заглядывая в поваренную книгу?
 * ?Как он узнал, сколько различных ингредиентов можно сочетать и сколько времени нужно готовить блюдо?
 * ?Как он узнал, что надо делать (и когда), чтобы все различные компоненты блюда были готовы одновременно?
 * ?Как он научился так быстро резать лук?
 * ?Проявил ли главный шеф-повар обычную любезность, предложив приготовить для мальчика, или хотел произвести впечатление на Вас, как владельца ресторана?
 К счастью, одна из Ваших постоянных посетительниц, профессор в области образования, предлагает ответить на вопросы племянника. Она объясняет, что существует множество видов знаний и что представляют собой "способы познания".
 Скрытое и явное знание
 Существует знание, которое можно объяснить словами ("явное"), другое знание трудно сообщить ("неявное", или "скрытое"). Вы можете даже не подозревать, что обладаете знанием. Оно может проявляться как предчувствие, интуиция, чувство или эмоция. Приятно думать, что мы знаем гораздо больше, чем себе представляли!
 Знать что, почему, как и знать то, что Вы знаете
 Как правило, знание можно разделить на четыре категории - что (или знание что), знание почему, знание как и знание того, что Вы знаете. Мальчик знает, что шеф-повар режет лук, но не знает, почему или как. Шеф-повар знает, почему он режет лук, и может объяснить. Но он может объяснить только отчасти, как он режет лук так быстро, потому что этому нельзя научить, просто рассказав, как это делается. Некоторым вещам, таким как езда на велосипеде или замешивание теста для выпечки хлеба, нельзя научиться таким образом. Это знание процесса. Теорию можно рассказать, но потом необходимо применить теорию на практике (многократно!). Для приготовления блюда главному шеф-повару надо было нечто большее, чем знание что, зачем и как. Для создания нового блюда ему надо было осознать, что он знает. Это метакогнитивное знание. Оно предусматривает знание того, что кто-то знает, мыслительные процессы и некоторый элемент самопознания (например, "как/почему я обычно делаю это"). Для создания нового блюда главный шеф-повар использовал именно этот вид знаний.
 Теории
 Что, почему, как и знание, что ты знаешь в совокупности немного добавляют к знанию, используемому шеф-поваром. Шеф-повар знает теорию продуктов и кулинарии - организованный, интегрированный набор фактов и идей наряду с необходимыми знаниями процессов и хорошими двигательными навыками, превращающими теорию в практику. Он вполне мог бы начать с курса общественного питания для изучения какой-то формальной теории и потом использовать ее на практике. Он мог бы начать как повар-новичок, как и делают многие из нас (и, возможно, продолжают делать до сих пор!). Часто наше обучение носит менее формальный характер. Чтобы сварить яйцо, можно следовать инструкциям поваренной книги, спросить кого-то или наблюдать за чьими-то действиями. Затем, достаточно попрактиковавшись в приготовлении разнообразных блюд (и набив шишек), мы разработаем неформальную теорию приготовления пищи. Сначала это будет довольно наивная теория, но по мере накопления опыта она станет более всесторонней и сложной. Попутно мы получим много знаний о процессах - как, а также что и зачем, хотя значительная часть будет скрытой, или неявной.
 Различие между формальными и неформальными теориями состоит в том, что формальная теория проверена и дает разумное объяснение каких-то явлений, например наука о содержании клейковины в тесте и действии дрожжей. Неформальная теория не прошла такие жесткие испытания и дает довольно ограниченные или неточные объяснения: "хлеб не поднялся из-за несвежих дрожжей". Неформальные теории имеют огромную практическую ценность во многих сферах нашей жизни, но они могут ограничивать нас в стремлении получить опыт. Неформальные теории, вероятнее всего, личные теории, но даже формальные, скорее всего, персонализированы (индивидуальны). Знания становятся нашими и формируют наше мировоззрение.
 Виды знаний и процессы
 Можно дать довольно простую классификацию различных видов используемых знаний и процессов, необходимых для их применения.
 Виды знаний
 Виды знаний представлены в табл. П1-1.
 Как мы увидим далее, существуют различные виды знаний: практические, интеллектуальные, социальные, культурные и эмоциональные. Они могут быть скрытыми или явными. Главный шеф-повар использовал все эти виды знаний. Он знает, что он знает и как он это узнал.
 Таблица П1-1
 Виды знаний
 Вид знаний Характеристика Конкретное необходимое знание Фактические Базовые элементы, которые должны знать люди для того, чтобы познакомиться с областью или сферой знаний или для решения проблем в ней * Терминология
 * Конкретные детали и элементы Концептуальные Отношения между основными элементами в рамках более крупной структуры, позволяющие элементам вместе функционировать и использоваться * Классификации и категории
 * Принципы и обобщения
 * Теории, модели и структуры Процедурные (процессные) Как что-то делать; критерии использования навыков и техник; методы * Конкретные навыки, техники и методы
 * Критерии для решений о применении соответствующих процедур Метакогнитивные Знание о познании (когнитивной способности) вообще, а также осведомленность и знание собственной познавательной способности * Стратегическое знание
 * Знание когнитивных задач, включая соответствующее контекстное и условное знание
 * Знание самого себя Источник: на основе работы Кратвол (Krathwohl, 2002)
 
 Процессы знаний
 Используя различные виды знаний, главный шеф-повар применял также процессы, описанные в табл. П1-2.
 Эти процессы поддерживают понимание. Проще всего рассмотреть его, представив развитие понимания в виде серии шагов. Первый шаг - понимание того, что нам говорят. Второй шаг - достаточно хорошее понимание для использования или объяснения другому человеку. Третий шаг - способность понять настолько хорошо, чтобы быть в состоянии свободно обращаться с идеями.
 Таблица П1-2
 Когнитивные процессы
 Когнитивная задача Характеристика Конкретная деятельность Помнить Находить соответствующие знания в долговременной памяти * Распознавать
 * Вспоминать Понимать Разрабатывать значение обучающих сообщений, включая устные, письменные и графические коммуникации * Интерпретировать
 * Иллюстрировать (приводить примеры)
 * Классифицировать
 * Подводить итоги
 * Делать выводы
 * Сравнивать
 * Объяснять Применять Выполнять или использовать процедуры * Выполнять
 * Реализовывать Анализировать Разделять материал на составные части и устанавливать связи между ними и с общей структурой и целью * Дифференцировать
 * Организовывать
 * Классифицировать Оценивать Выносить суждения на основе критериев и стандартов * Проверять
 * Рецензировать Творить (создавать) Соединять элементы для получения качественно нового результата/продукта * Вырабатывать
 * Планировать
 * Производить Источник: на основе работы Кратвол (Krathwohl, 2002)
 Знание в действии
 Вернувшись в ресторан, Ваш племянник видит, что шеф-повар ресторана использует разные формы знаний и множество процессов. У главного шеф-повара собственная сложная теория питания, необходимые процедурные знания и двигательные навыки для использования их на практике. Поэтому он знает, какие вкусы сочетаются, может составить компетентное суждение о том, как приготовить новое блюдо, и выполнить все необходимые задачи с впечатляющей скоростью. Он может творить.
 Культурное и эмоциональное знание
 Разумеется, личная теория питания и кулинарии главного шеф-повара находится под влиянием культуры и включает в себя много неявных предположений о "качественной" пище и о том, что любят люди (в зависимости от Вашей культуры в меню могут быть включены или отсутствовать насекомые и земноводные). Но главный шеф-повар использует также культурное, социальное или эмоциональное знание другими способами. Например, хотя у него нет собственных детей, он знает, как обратить внимание на племянника сообразно ситуации, возрасту и возможному опыту мальчика. Более того, главный шеф-повар знает, что, уделяя внимание мальчику, он, скорее всего, произведет впечатление на босса своей добротой и искусностью. Похвала или признание со стороны других людей - и хорошее выполнение своей работы - повышают его уверенность и самоуважение, чувство удовлетворения от работы.
 Связь между знанием и действием
 Ваш племянник потрясен важным практическим моментом: личные теории человека руководят его стратегиями, планами и действиями. Он думает об аналогиях из уроков истории, когда люди, как и некоторые современники Христофора Колумба, считали, что земля плоская, и боялись заплыть за ее край. Их теория определяла стратегию путешествий и планы. Ваш племянник понимает, что у него "наивная" личная теория абсолютного новичка, идеи которого ведут в отдел замороженных продуктов супермаркета. Слава богу, мы только рассуждаем о проблемах питания, думает Ваш племянник. "А если бы мне пришлось руководить этой сетью ресторанов, используя "наивную" теорию менеджмента!"
 Виртуозное исполнение
 Рассматривая работу шеф-повара, мы видим специалиста - виртуозного исполнителя, применяющего множество типов и уровней знания. Как менеджер Вы также будете стремиться к виртуозному исполнению. Как у студента у Вас будет возможность пополнить знания и развить более сложные концепции и более формальные теории, относящиеся к разным аспектам управления и организаций. Если Вы одновременно работаете и учитесь, то сможете использовать эти идеи на практике; если в настоящее время Вы не профессиональный менеджер, не беспокойтесь. В нашей повседневной жизни приходится управлять многим - собой, домашним хозяйством - или принимать участие в управлении социальной, экологической или политической группой. Можно с пользой употребить эти контексты. Но сначала Вам необходима стратегия эффективного обучения, и начать лучше всего с теории!
 Как мы учимся
 Знание того, что именно надо изучить, не обязательно помогает фактически выполнить задачу обучения. Но если Вы поймете процессы, происходящие в ходе обучения, то осознанно поможете себе приобретать знания и станете эффективным и результативным студентом.
 Что значит учиться
 Скорее всего каждый из нас имеет собственную теорию обучения. Ниже в списке представлены шесть наиболее общих концепций:
 1. Обучение как увеличение объема знаний.
 2. Обучение как запоминание.
 3. Обучение как знакомство с фактами, процедурами и т. д., которые можно запомнить или использовать на практике.
 4. Обучение как абстракция понимания.
 5. Обучение как процесс интерпретации, направленный на понимание реальности.
 6. Обучение как процесс, в ходе которого Вы меняетесь как личность.
 (Источники: Saljo, 1979 и Marton et al., 1993)
 Что ближе Вашей нынешней теории? Если Вы придерживаетесь первых трех подходов, Вы, возможно, тормозите свое обучение. Все три ассоциируются с воспроизводящими подходами к обучению, основанными на запоминании с целью восстановления в памяти знаний в более или менее оригинальной форме. Все три охватывают необходимые, но недостаточные аспекты обучения. Остальные три подхода представляют собой продвижение вперед через все более сложные идеи обучения.
 Получение знаний
 Итак, как мы учимся? Сначала приобретаем простые знания с помощью простых средств - наши действия в мире создают последствия. С этих основ мы начинаем понимать мир объектов, действий и людей. Можно представить его как постоянно меняющийся паззл. Когда сложены первые кусочки, группы из нескольких составляющих образуют идею или концепцию чего-либо: лебеди - это птицы белого цвета; только птицы откладывают яйца. Но когда в зоопарке мы видим черных лебедей и узнаем, что утконосы, черепахи, змеи и рыбы тоже откладывают яйца, кусочки паззла необходимо переложить в другом порядке, чтобы получить другую картинку. Иногда можно просто добавить новые кусочки паззла, не изменяя картины, в следующий раз новые кусочки превратят картинку в совсем другую, потому что не подходят к первоначальной, - возникает конфликт, который может быть разрешен только в результате изменения.
 Складывая паззл, мы не просто сохраняем в памяти воспоминания о конкретных событиях, таких как поход в зоопарк. Мы выделяем или абстрагируем ключевую информацию. Абстракция означает отделение от всех других деталей и сохранение в памяти важных крупиц информации. Информация, которую мы получаем, - это нечто общее, присущее вещам, событиям или ситуациям. Простой пример: мы считаем стулом то, что никогда раньше не видели в качестве стула, потому что из нашего предыдущего опыта "знакомства" со стульями мы выделили общие черты - четыре ножки, сиденье, спинка - и можем обобщить это знание. В двух словах, наша абстракция дала нам концепцию стульев. Концепции являются абстрактными (наше знание определенного стула, на котором мы сидим, более конкретно). Абстракция позволяет увести наше знание от "здесь и сейчас", чтобы мы могли думать об идеях, рассматривать их и "играть" с ними.
 Развитие мышления
 По мере приобретения знаний развиваются и наши мыслительные процессы. Немного пользы от чего-либо без знания того, как это применить. Нам необходимо уметь думать об отсутствующих объектах и непроисходящих ситуациях и событиях. Надо уметь думать абстрактно, но также уметь мыслить логически и гипотетически. Последний тип мышления участвует в рассмотрении по принципу "что, если", и его применяют менеджеры, используя сценарии для прогнозирования и планирования в неопределенных ситуациях.
 Обучение как социальная деятельность
 Наше знание и мышление в каком-то смысле уникальны для каждого из нас, потому что мы "строим" их индивидуально. Но они имеют много общего с тем, чем обладают окружающие нас люди. Это происходит потому, что знания, значение, понимание нашего опыта и образ мышления развивались не изолированно. Они встроены в социальные процессы и практику, формируются в детстве, в процессе обучения и в повседневной жизни. Мы учимся друг у друга. Обучение по существу представляет собой социальную деятельность, которая формируется под воздействием культуры, поскольку все наши социальные действия выполняются так, как предписано культурой. Мы "строим" наше знание, но не в вакууме.
 Вы можете еще раз просмотреть шесть концепций обучения, представленных ранее. Изменили ли Вы каким-то образом свою концепцию? Можете ли Вы подумать о том, как обучение может изменить жизнь или начать ее преобразовывать?
 Как учиться лучше
 Мы рассмотрели некоторые основные аспекты знаний и обучения. Нужно ли нам еще что-либо в помощь как взрослым учащимся?
 Обучение взрослых
 Взрослые учащиеся отличаются от своих юных коллег. Вот некоторые отличительные особенности взрослых учащихся:
 * Они независимы и могут сами направлять свое обучение.
 * Имеют богатый опыт, представляющий собой ценный ресурс обучения.
 * Их потребности в обучении тесно связаны с меняющимися социальными или профессиональными ролями (например, стимулами к обучению может стать недавнее рождение ребенка для женщины или начало работы менеджером).
 * Они ориентированы на задачу или проблему и заинтересованы в немедленном применении новых знаний.
 (Источник: Knowles, 1978)
 Как взрослый Вы берете ответственность за свое обучение, за то, что и как Вы учите. Вы выбираете тему для обучения и решаете, сколько времени и усилий на это тратить. Необходимость учиться, вероятнее всего, исходит не от Ваших преподавателей, а от Вас самих вследствие сложившейся ситуации. У Вас есть причины учиться и активная заинтересованность в полезности результатов. Взрослым учащимся необходимо работать с максимальной выгодой для себя, учитывая эти особенности. Проблема в том, что старые концепции учебы из школьного или студенческого опыта часто переносятся в новые условия обучения взрослых. Другими словами, взрослые часто знают, как их надо учить, но не знают, как учиться.
 Эмпирическое обучение: модель обучения взрослых
 Обучение взрослых можно представить как циклический процесс. В этом циклическом процессе обучения знание создается через преобразование опыта. Основная идея в том, что у нас есть базовый конкретный опыт, который необходимо понять, чтобы он стал полезным для наших действий. Осмысление ситуации, которую Вы только что пережили, означает возможность создать для себя ясную модель, на основании которой можно делать прогнозы того, что случится в этой ситуации в следующий раз. Но для создания такой модели - абстрактной концептуализации - Вам потребуются размышления о воздействии и значении конкретного опыта. Для этого необходимо осмыслить Ваш опыт. Однажды разработав свою концептуальную модель (а это может потребовать времени и усилий), Вы сможете преобразовать ее в действие. Действие на основе Вашего концептуального представления проверит его правильность и создаст дальнейший опыт для обдумывания. И цикл продолжится.
 На рис. П1-1 представлены этапы цикла обучения:
 1. Конкретный опыт - личное участие; осознанное внимание и заинтересованность в Вашем опыте.
 2. Наблюдение/осмысление - сбор информации, обдумывание, понимание.
 3. Концептуализация - использование идей, логики, системного мышления, анализа, построение ментальных моделей.
 4. Проверка (действие или эксперимент) - использование возможностей, постановка и приверженность целям, принятие рисков, принятие решений, предприимчивость.
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу